Творчество Уильяма Дина Хоуэллса и жанр утопии в американской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.03, кандидат филологических наук Фесянова, Наталья Леонидовна

Диссертация и автореферат на тему «Творчество Уильяма Дина Хоуэллса и жанр утопии в американской литературе». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 440780
Год: 
2011
Автор научной работы: 
Фесянова, Наталья Леонидовна
Ученая cтепень: 
кандидат филологических наук
Место защиты диссертации: 
Казань
Код cпециальности ВАК: 
10.01.03
Специальность: 
Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
Количество cтраниц: 
163

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фесянова, Наталья Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЖАНР УТОПИИ В ЛИТЕРАТУРЕ США.

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ДИНА ХОУЭЛЛСА В АМЕРИКАНСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ XIX ВЕКА.

2.1. Раннее творчество У.Д. Хоуэллса: «бостонский» период.

2.2. Проза и критика У.Д. Хоуэллса: «нью-йоркский» период.

ГЛАВА 3. УТОПИЧЕСКАЯ ДИЛОГИЯ УИЛЬЯМА ДИНА ХОУЭЛЛСА «ГОСТЬ ИЗ АЛЬТРУРИИ» И «СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО».

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Творчество Уильяма Дина Хоуэллса и жанр утопии в американской литературе"

Уильям Дин Хоуэллс (1837-1920) прошел большой жизненный и творческий путь. Романист и редактор, критик и эссеист, профессор современной литературы Гарвардского университета, 'почетный доктор литературы Йельского, Колумбийского и Принстонского университетов, президент Американской академии искусств и литературы, У.Д. Хоуэллс был одним из самых почитаемых и влиятельных литераторов в США XIX столетия, которого современники называли наставником американской литературы1. В истории литературы США писатель по праву занимает одно из ведущих мест.

Изучение творчества Уильяма Дина Хоуэллса можно разделить на два этапа. Первый связан с прижизненными отзывами на его произведения. Они в основном носят положительный характер. Для начала нужно отметить, что высокую оценку писатель заслужил от своих русских коллег - И.Тургенева и Л.Толстого. В письме от 1874 г., написанном Хоуэллсу по-английски, Тургенев отозвался о его прозе так: «Ваша литературная манера глубоко мне симпатична: естественная, простая, ясная, она в то же время полна ненавязчивой поэзии и тонкого юмора. Кроме того, на ней лежит специфически американская печать» [Цит. по: Хоуэллс 1990: 12]. По поводу романа «Возвышение Сайласа Лэфема» Толстой сделал в дневнике такую запись: «Целый день читаю «Сайласа» Хоуэллса. Недурно» [Цит. по: Толстой, т.50: 138]. В письме писателю и переводчику, сотруднику издательства «Посредник» Л.П.Никифорову от 22 июля 1890 г. он

1 Молодой T Драйзер назвал Хоуэллса «dean of american literature» («декан американской литературы») Во-первых, в имени Уильяма Дина Хоуэллса (англ. William Dean Howells) «dean» переводится как «декан». Во-вторых, такое звание Драйзер присвоил писателю потому, что Хоуэллс, имея несколько классов образования и занимаясь исключительно самообразованием, стал выдающейся личностью и литератором, который во многих аспектах оказался первопроходцем и имел значительное влияние на духовную жизнь своей эпохи Позднее ему было присвоено звание профессора современной литературы Гарвардского университета, почетного доктора литературы Йельского, Колумбийского и Принстонского университетов. Впоследствии многие исследователи (Р.Г. Дэвидсон, Б.А. Гиленсон) использовали в своих работах эту характеристику У.Д. Хоуэллса. рекомендовал опубликовать в журнале роман Хоуэллса - «лучшего, замечательного американского писателя, с хорошим современным содержанием, прекрасно написанный» [Цит. по: Толстой, т.65: 130]. В русском журнале «Колосья» Хоуэллс был оценен выше, чем Диккенс за то, что «изображая добродетельных женщин, он не превращает своих героинь в шаблонных «мертвых кукол», а наделяет их сильными, характерами и co3HáHneM своего долга и достоинства» [«Колосья» 1890: 271]. i

В* начале XX столетия выходит ' книга «История американской литературы с 1870 года», в которой ее автор литературовед: Фрэд Льюис Патти написал: «Он (Хоуэллс) не был гением: он был самородком, который делает литературу не предметом вдохновения, чувств и- мечтаний, а профессией,, которуюнадо изучать так, как в течении долгого времени учатся играть на органе; как, искусство, требующее изысканных умений, которых можно достичь только упорным трудом» [Partee 1915: 200]. Положительный: отклик о творчестве писателя вышел в 1917 году в мартовском номере журнала «Atlantic Monthly» под названием «Современные романисты: Уильям Дин Хоуэллс». Авторы Элен Томас Фоллетт и Уилсон Фоллетт очень точно охарактеризовали Хоуэллса: «Хоуэллс не упускает ничего.'Реальный;, естественный, умеренный и демократичный, Хоуэллс — самое истинное американское произведение искусства, которое мы породили. Из уроков, что он преподал нам, самыми важными, являются — высшая ценность семьи, простая и достойная жизнь» [Цит. по: Follet Th.H., Follet W.: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1969/12/contemporary-novelists-william-dean-ho wells/4476/].

Не изменилось мнение авторов и через пятьдесят лет: «Кто-то может i. назвать Хоуэллса старомодным повествователем, другие отнесут его к мечтателям-идеалистам, третьи воспримут его как бесстрастного таблюдателя американских нравов, но все-таки большинство сойдется на том, что своим творчеством и всей своей жизнью Хоуэллс преподал уроки сдержанности в суждениях, совестливости, служения литературе, отразил все многообразие национальной жизни и создал «историю американских нравов» [Цит. по: Follet 1967: 100].

Изданная в 1917 году статья «The Dean» («Декан») известного критика Генри Луиса Менкена послужила поводом негативного отношения к Хоуэллсу-писателю: «Мистер Хоуэллс был «Агнес Рипли в панталонах», «выдумщиком милых вещей», автором пустых, без духовных идей книжек, которые могли бы составить содержание «The Ladies' Home Journal», автором книжонок о неглубоких и пресных чувствах, в большей степени напоминающих заключение патологоанатома» [Цит. по: ЕЫе 1962: 132]. После смерти писателя академические круги в течение 1920-х годов I пытались поддерживать его репутацию, но с приходом нового поколения авторов имя Хоуэллса на некоторое время уходит в тень.

Следующий этап литературоведческого освоения наследия Хоуэллса начинается во второй половине XX столетия, когда в связи с переосмыслением истории американской литературы XIX века пересматривается и творчество писателя. Целый ряд работ освещает особенности его реализма, специфику взглядов на жизнь и общество: Дж.Б.Стронкс «Уильям Дин Хоуэллс, Эд Хоу, и история провинциального городка»; Дж.Вудрес «Возвращение декана: четыре десятилетия I хоуэллсовского учения»; Э.К.Эйбл «Поцелуи Хоуэллса»; Э.Х.Кэди «Заметки о Хоуэллсе и «улыбчивых аспектах жизни»»; Э.Х.Кэди «Невротизм Уильяма Дина Хоуэллса» и А.Б.Фокс «Учение Хоуэллса о сопереживании»2.

Жизненный и творческий путь писателя освещен в монографиях Э.Х.Кэди «Путь к реализму» и «Реалист в состоянии войны»; В.В.Брукса «Хоуэллс. Его жизнь и мир»; К.М.Кирк и Р.Кирка «Уильям Дин Хоуэллс»; Р.В.Шнайдера «Пять романистов прогрессивной эры»; К.Вадербильта

2 Stronks J.B. William Dean Howells, Ed Howe, and The Story of a Country Town, 1958 P. 473-478; Woodress J The Dean's Comeback* Four Decades of Howells Scholarship, I960. P. 115-123; ЕЫе E.K. Howells: A Century of Criticism: Southern Methodist University Press, 1962 P. 441-447; On Howells // by Edwin H. Cady, Louis J. Budd. Durham, NC. Publication Year: 1993. - 280 p ;

Достижения Уильяма Дина Хоуэллса»; К.С.Линна «Уильям Дин Хоуэллс: американская жизнь»; Дж.В.Кроули «Неизведанная сторона: раннее творчество У.Д. Хоуэллса»; Д.Л.Кука «Уильям Дин Хоуэллс»; С. Гудман и о

К.Досона «Уильям Дин Хоуэллс: жизнь писателя» .

Многие при жизни Хоуэллса называли его книги литературой для старых дев, но есть работа, в которой утверждается, что Хоуэллс в своей трактовке темы взаимоотношений, полов намного обогнал своих современников и в чем-то предвосхитил Фрейда. В работе «Круг эроса. Сексуальность в творчестве Уильяма Дина Хоуэллса» критик Э.Приоло нашла в романах писателя «эротическую аллегорий, невротическую сверхчувствительность, метод, близкий к психоанализу, и даже скрытые гомосексуальные мотивы и намеки на инцест»4.

Американский критик Ф.О.Маттисен сконцентрировал внимание на противоречиях в творчестве писателя: «Хоуэллс - одна из 'самых непонятных фигур нашего прошлого. Он был так близок к тому, чтобы стать великим американским романистом. Он обладал для этого, кажется всем, и прежде всего самым многообразным, жизненным опытом. Добавьте к этому критическое чутье Хоуэллса; он сумел понять, что Бальзак, Флобер и Толстой стоят выше Теккерея и Диккенса, он был непоколебимым приверженцем реализма. И' самое главное - у Хоуэллса был превосходный стиль; ясность прозы он любил так же сильно как ненавидел аффектацию». При этом, констатирует исследователь, «мало кто в наше время помнит его произведения, среди которых много хороших, но нет выдающихся»5.

В российском литературоведении изучение творчества Уильяма Дина

3 Cady Е.Н. The Road to Realism: The Early Years 1837-1885, of William Dean Howells, 1956. - 283 p.; Cady E.H. The Realist at War: The Mature Years, 1885-1920, of William Dean Howells, 1958. - 299 p.; Brooks V.W. Howells. His life and world, 1959. - 296 p.; Kirk, Clara and Rudolf. William Dean Howells, 1962 - 223 p.; Schneider R.W. Five Novelists of the Progressive Era, 1965. - 294 p.; Vanderbilt K. The Achievement of William Dean Howells: A Reinterpretation, 1968. - 226 p.; Lynn K.S. William Dean Howells:. An American Life, 1971. -372p , Crowley J. The Black Heart's Truth. The Early Career of William Dean Howells, 1985. - 192 p; Cooke D.G. William Dean Howells: A Critical Study, 1991.- 284 p.; Doson C., Godman S. William Dean Howells: Life of Writer, 2005. - 520 p.

4 Prioleau E.S. The Circle of Eros. Sexuality in the Works of William Dean Howells, 1983. - 226 p.

5 Маттисен Ф.О. Ответственность критики, 1972. - 210 c. I

Хоуэллса начинается с 1960-х годов, когда имя писателя и анализ его творчества включили в обзорные работы, посвященные американской литературе: Н.И.Самохвалов «Американская литература XIX века (очерк развития критического реализма»); «Проблемы истории литературы США», в которой А.А.Елистратова рассматривает важные и спорные моменты в истории американского реализма на примере творчества У.Д.Хоуэллса и Генри Джеймса6. Отношению Хоуэллса к русской литературе и ее влиянию на его творчество посвящена диссертационная работа С.К.Милославской7. Некоторые языковые и литературные параллели развития американской и русской культуры на примере творчества Хоуэллса рассматривают такие авторы, как О.Ю.Анцыферова, Т. Д.Бенедиктова, М.Б.Раренко8. Исследователь Л.А.Иванова упоминает в своей диссертационной работе имя американского писателя как апологета реализма: «В своих пародиях Брет Гарт обозначил основные пункты полемики- с романтической традиций в американской литературе, продолженной Твеном, Хоуэллсом (выделено мной - Ф:Н.), Норрисом и другими писателями, боровшимися за утверждение принципов реалистического искусства»9. f ,

С 2000 года в сети Интернет действует сайт «William Dean Howells Society», в работе над которым принимают участие ученые из различных колледжей и университетов США. Данный информационный портал посвящен жизни и творчеству Хоуэллса, также здесь представлены тексты произведений американского писателя. В рубрикаторе «Ноwells-in the News» можно ознакомиться с последними публикациями о Хоуэллсе: «Хоуэллс

6 Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века (очерк развития критического реализма), 1964. - 563 с ; Проблемы истории литературы США. М., 1964, - 480 е.; Писатели США. Краткие творческие биографии , 1990. - 624 е.; История литературы США. Литература последней трети XIX в. 1865-1900 (становление реализма). Т. 4. М., 2003. - 986 с. Милославская С К. Уильям Дин Хоуэллс и русская литература. М. 1975. - 192 с.

8 Анцыферовой O.IO. Русская литература и художественные искания американских писателей конца XIX века (Г. Джеймс, У Д. Хоуэллс, С. Крейн), 2000. - 148 е.; Бенедиктова Т.Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США, 2003. - 328 е.; Раренко М.Б. «Образ речи» в романе. Сопоставительная характеристика национальных вариантов. И.А. Гончаров, У.Д. Хоуэллс: дис. . канд. филол. наук: 10 01.05. M , 2000 - 180 с.

9 Иванова Л.А. «Романы в сжатом изложении» Ф. Брет Гарта и развитие американской литературной пародии второй половины XIX века. — Великий Новгород, 2001. — 24 с. сейчас забыт. Период с 1880 до 1900 Генри Адаме назвал «эпохой I

Хоуэллса и Джеймса. Несмотря на то, что Хоуэллс менее оригинален, чем Джеймс, его можно считать лучшим романистом, так как Хоуэллс почти в любой теме поражает правдой, в то время как Джеймс поражает Вас только как Джеймс» [Цит. по: http://howellsinthenews.blogspot.com/2006/12/adam-gopnik-on-howells.html]. «Хоуэллс был одним из самых популярных авторов страны, книги которого приобретали социальное звучание.' Его современники Генри Джеймс и Эдит Уортон продали гораздо меньше книг, однако'сегодня никто не читает Хоуэллса, в то время как Джеймс и Уортон востребованы студентами в процессе изучения истории американской литературы» [Цит. I по: http://howellsinthenews.blogspot.com/2006/12/adam-gopnik-on-howells.html].

Дж. Апдайк был смущен, когда ему задали вопрос о его месте в истории литературы: «Трудно распознать титанов, когда они еще живы. Трудно определить, как вы поступите. Наиболее вероятная вещь, что о Вас забудут, как об Уильяме Дине Хоуэллсе. Хоуэллс напоминает мне самого себя, пытавшегося-найти улыбчивые аспекты американской жизни. Он был очень успешен в свое время и был замечательным человеком, который выступал за либерализм. Он был также хорошим критиком. Но сейчас его сочинения пылятся на книжных полках» [Цит. по: I http://howellsinthenews.blogspot.com/2006/12/adam-gopnik-on-howells.html].

В он-лайн энциклопедии мировых биографий (2004) Хоуэллс находится в ряду «лучших американских авторов' 1890-х годов» [Цит. по: http://www.encyclopedia.com/doc/lG2-3404703103.html]. В энциклопедии американской литературы (2007) Хоуэллс представлен как адепт реалистического метода в литературе: «Связь американской литературы с литературой Англии и Европы была подчеркнута Уильямом Дином Хоуэллсом, который был не только талантливым романистом, но и зачинателем реализма в литературе» [American Literature Encyclopedia article: 2007].

В выше указанных научных исследованиях Уильям Дин Хоуэллс воспринимается как один из основоположников реализма в американской литературе, выдающаяся личность и литератор, который во многих аспектах оказался первопроходцем и имел значительное влияние на духовную жизнь своей эпохи. Интерес к Хоуэллсу объясняется разными причинами, лежащими как во внешних обстоятельствах, так и в самой природе творчества писателя. В век модернизма, постмодернизма и значительной трансформации классического реализма, воспринявшего влияния новых течений, встал вопрос о сути, формах и границах этого метода. Кроме того, появилась возможность пересмотреть концепцию реализма в свете новых литературоведческих теорий и методологий. Сказалась и некоторая ностальгия по литературе прошлого, несущей в себе гуманистические тенденции, рационалистическое видение мира, отображение реальности в конкретных жизненных образах. Обращение к реалистам прошедшего столетия интересно также и с исторической точки зрения, поскольку в их произведениях можно найти достаточно полную картину повседневной американской жизни. В этом смысле творчество Хоуэллса, посвященное среднему американцу, особенно важно. Но жанровое многообразие прозы

Хоуэллса в современных научных исследованиях изучено недостаточно. Многие упоминают о нем как об авторе двух утопических романов, но никто целостно не рассматривает его как писателя-утописта.

Безусловно, Хоуэллс не первый, кто обратился к жанру утопии в I литературе США. Утопические романы были написаны до него Ч.Б.Брауном, М.Гриффит, Ф.Купером, Н.Готорном, Г.Торо, Г.Мелвиллом, Э.Э.Хейлом, Г.Джорджом, Э.Беллами, И.Донелли и.другими. В настоящее время имеется значительный пласт трудов о феномене утопии как зарубежных, так и отечественных авторов. Сегодня никто не смог бы даже примерно назвать количество произведений, которые можно было бы отнести к жанру утопии: «Число известных ныне произведений типа утопий, - писал еще в 1923 году В.В. Святловский, составитель первого советского «Каталога утопий», доходит почти до двух тысяч.»10. Праотцами жанра считаются древнегреческие авторы Эвгемер и Ямбул, чьи произведения, изображающие идеальное государство на некоем острове, дошли до нас в отрывках и пересказе поздних авторов и историков. Утопическое описание идеальной страны осуществил Платон в книге «Государство», а классическое произведение, определившее соответствующее понятие, - «Утопия» Томаса Мора. После Мора слово «утопия» из географического острова превратилось в жанровую дефиницию. Как писала исследователь утопии Дж. Кейтеб: «За четыре с половиной столетия, минувших со времен появления «Золотой книги», понятия «утопия» и «утопический» приобрели множество значений, выходящих за пределы того, которое было предложено книгой Мора.»11. По словам Л.А.Морщихиной: «Ряд исследователей утверждает, что на данный момент в мире сформировалось новое исследовательское направление -утопиология»12, изучающее теорию и историю утопии.

Истории утопической мысли, утопическому сознанию и утопическому идеалу посвящены работы Э.Я.Баталова, К.Кумар, Ч.С.Кирвель, В.А.Чаликовой, П.И.Новгородцева, М.Александровой, А.Фогта13. Значительное место проблема утопии занимает в работах, посвященных социальному предвидению и целеполаганию, а также в исследованиях по политологии, социологии, футурологии и культурологии (Ж.Сорель, И.В.Бестужев-Лада, Э.А.Араб-Оглы К.Мангейм)14.

Плодотворные для понимания утопии и утопического сознания идеи

10 Святловский В В Каталог утопий М., 1923. С. 5.

11 Kateb G. Utopias and Utopianism. N.Y., 1972. V. 8. P. 212-213.

12 Морщихина Л.А. Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований. - Архангельск, 2004. С.4.

13 Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М , 1982. - 336 е.; Kumar К. Utopia and Anti-Utopia in Modern Times Padstow, 1987. - 506 p; Кирвель Ч. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции Мн, 1989. — 192 е.; Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М., 1991. - 405 е., Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. - 639 е.; Александрова М Крестный путь идеала // Свободная мысль. М., 1993. №3. С.75-86 ; Фогт А. Социальные утопии. СПб., 2007. - 182 с.

14 Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908. - 168 е.; Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее: Современные проблемы социального прогнозирования. М., 1970 - 269 е.; Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М , 1973. - 304 е.; Мангейм К. Идеология и утопия. М., 1976.-246 с. содержатся в работах группы ученых, разрабатывающих проблемы, методологии и теории познания, теории психоанализа, философии творчества, социальной структуры и функционирования общества, политической социализации, истории мировых цивилизаций (В.П.Шестаков, В.Штепа)15. Предметом специального анализа стала типология утопий. Различные ее варианты выдвинули Г.Негли и Дж.Патрцк, Е.Шацкий16. В начале XX века,,когда утопия исчезала и ей на смену пришла антиутопия, составлялись каталоги утопий. Наиболее известен каталог В.В.Святловского. В ' исследованиях по утопии все большее внимание уделяется социокультурной проблематике этого феномена. В' работах В.Д.Бакулова, 0:К>.Максименко и других утопию изучают как способ и форму переоценки ценностей и как модель наиболее совершенного общественного и государственного устройства17.

Литературоведческому аспекту утопии также посвящено значительное количество трудов, в которых авторами проел ежена, эволюция утопического жанра, выделены многообразие, национальная специфика, содержание и формы утопий на примере творчества того или иного писателя18. Немецкий

15 Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры. М., 1995. - 207 е.; Штепа В. Утопия как двигатель истории. - Режим доступа : http://www.gif.ru.

16 Negley G., Patrick J.M. The Quest for Utopia. New York, 1952. - 261 е.; Шацкий .У. Утопия и традиция. M., 1990.-456 с.

17 Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма: дис. .д-ра филос. наук: Ростов н/Д, 2003. - 378 е.; Максименко О.Ю. Роль утопической идеи в социокультурной динамике: дис .канд. филос. наук. Томск, 2004.- 137 с.

18 Ознобнхина H.A. Американская социальная утопия конца XIX - начала XX веков: автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1971. - 20 е.; Pfalzer J. The Utopian Novel in America, 1886-1896. Pittsburg, 1984. - 128 p.; Арсентьева H.H. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М.,1994. - 335 е.; Суслов М.Д. Российская консервативная утопия на рубеже XIX - XX вв.: автореф. дис. .канд. ист. наук. Пермь, 2003. -28 е.; Левашева Ю.А. Английские утопии XVIII века: дис. .канд. истор. наук. Самара, 2007. - 176 е.; Долгина Е.С. Проблемы культуры в русской литературной утопии XIX-XX веков: автореф. дис. .канд. культурологии. Нижневартовск, 2008. - 134 е.; Нурмухамедова Е.О. Эволюция утопических взглядов английских писателей XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 2009. - 34 е.; Приказчикова Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения: автореф. дис. .д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2010. - 51 е.; Никольский C.B. Сатирические утопии К.Чапека: автореф. дис. .д-ра филол. наук. М., 1971. - 35 е.; Иванюшина И.Ю. Творчество В.В.Маяковского как феномен утопического сознания: автореф. дис. .канд. филол. наук. Н.Новгород, 1992. — 17 е.; Шадурский М.И. Художественная модель мира в романах-утопиях С.Батлера и О.Хаксли: дис. .канд. филол. наук. Минск, 2008 - 166 е.; Деменева К.А. Жанровые особенности многоактных пьес А.В.Вампилова - утопия в драматургии: дис. .канд. филол. наук. Н.Новгород, 2008. - 228 с. политэконом Ф.Кляйнвахтер заметил, что «уже с XVII века становится популярной особая форма литературной утопии — Staatsroman, т.е. «государственный роман», повествующий о путешествиях по вымышленным странам и отражающий, прежде всего, описание 'их совершенного государственного устройства»19. В.Гуминский утверждает, что утопия как социальная фантастика — самая устойчивая разновидность фантастического творчества в человеческой истории, «тот тип фантастики, который тесно связан с самой природой общества и является своеобразной теоретико-художественной формой компенсации ущербной социальной действительности» [Гуминский 1977: 320]'. Жанр утопии изучается и в таких видах искусства, как архитектура, кинематограф, живопись20.

В литературоведении- утопию воспринимают как «подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного — как на уровне институтов, так и человеческих отношений - совершеннее, чем то общество, в котором живет автор» [Sargent 1981: 13]. Именно данного определения утопии мы будем придерживаться в нашем исследовании. Отметим также, что нами игнорируется негативный смысловой оттенок понятия утопии, унаследованный в истории культуры, так как для нас, как и для многих писателей, утопия, если говорить попросту, - это мечта о лучшем устройстве человеческого общежития, в котором доминирует нравственный идеал.

Таким образом, одни видят в утопии извечную, всегда недостижимую мечту человечества о «золотом веке», другие, напротив, истолковывают ее как вполне конкретный образ, который осуществляется и реализуется в некий

19 Kleinwachter F. Die Staatsromane. Wien, 1891. S. 21.

20 Батракова С П. Искусство и утопия. Из истории западной живописи и ' архитектуры XX века: авгореф. дис. . д-ра искусствоведения. М., 1993. - 49 е.; Ермакова Е.Ю. Эволюция социальной утопии как жанра кинематографа: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1995. - 34 е.; Иконников A.B. Утопическое мышление и архитектура. М., 2004. - 400 е.; Антипкина E.H. Пространственно-временные инверсии утопии в художественной культуре конца XX века: дис. . канд. филос. наук: 24.00.01: Саранск, 2009,- 175 с. момент духовной и практической деятельности человека. Некоторые видят в ней своеобразную донаучную форму мышления, даже нечто среднее между религией и наукой, другие рассматривают утопию как определенный тип или метод мышления, широко применяемый современной наукой, - метод построения альтернативного будущего. Одни утверждают, что утопия ныне «мертва», что она полностью изжита исторической эволюцией, другие говорят об активном распространении и даже о ренессансе утопического сознания. Отсюда и возникают, по справедливому замечанию Шестакова, «такого рода противоречия и антиномии в современных работах об утопии и утопическом сознании вообще» [Шестаков 1986: 32]. Итак, понятие утопии достаточно многозначно и размыто. Однако его можно использовать как «обозначение для неких желательных ценностей, реализация которых в настоящее время невозможна и соответственно перенесена на неопределенный срок в будущее» [Синявский 1965: 5].

В американском литературоведении изучению утопической дилогии ry J

У.Д.Хоуэллса посвящены статьи Г.Р.Юбы, Г.А.Лав и Л.Рубина" . Упоминается имя американского писателя и его утопические романы в диссертационной работе О.И.Чебан: «. жанр утопии в конце XIX - начале XX вв. приобретает большую популярность. Речь идет о романах У.Д.Хоуэллса «Путешественник из Альтрурии», «Через игольное ушко», через 10 лет Лондон обратится к жанру утопии, в '«Железной пяте», произведении трагической тональности» [Чебан 2008: 15]. В отечественной американистике Хоуэллса как автора утопических романов никто не исследовал.

Таким образом, актуальность диссертационной работы обусловлена вновь возникшим интересом к художественному творчеству У.Д.Хоуэллса, необходимостью возвращения в историю литературы несправедливо

21 Uba, George R. Howells and the Practicable Utopia: The Allegorical Structure of the Altrurian Romances., 1983. P. 118-30., Love, Glen A. Slouching towards Altruria: Evolution, Ecology, and William Dean Howells Harvard Library, 1994. P. 29-44.; Rubin L. Cannibalism and Consumption in the Altrurian Romances of William Dean Howells, 2009 P. 2-7 забытого имени писателя, сыгравшего важную роль в американском литературном процессе XIX столетия, значительным вкладом писателя в развитие утопического жанра, изучение которого позволяет более глубоко понять диалектику истории американской литературы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: I осуществлена попытка целостного изучения прозаического наследия У.Д.Хоуэллса сквозь призму утопического начала; раскрыто своеобразие его дилогии как утопического произведения; определена роль У.Д.Хоуэллса в литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ веков. I

Объектом исследования является жанр утопии в литературе США. Предмет изучения - утопия как основополагающее начало творчества У.Д.Хоуэллса.

Материалом исследования послужили утопическая дилогия «Гость из Альтрурии» и «Сквозь игольное ушко»; романы У.Д. Хоуэллса («Их свадебное путешествие», «Случайное знакомство», «Предвзятое заключение» «Леди с «Арустука», «Бабье лето», «Современная история», «Возвышение Сайласа Лэфема», «Энни Килбурн», «В мире случайностей»); его публицистические и критические работы; утопические произведения I зарубежных и российских авторов.

Целью работы является изучение жанра утопии в творчестве У.Д. Хоуэллса в контексте XVII - начала XX веков.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- исследовать историю жанра утопии в контексте американской литературы;

- изучить жизненный путь писателя и эволюцию его творчества;

- раскрыть своеобразие творческих принципов, опыта Уильяма Дина Хоуэллса;

- рассмотреть жанровую природу и специфику утопических романов Уильяма Дина Хоуэллса;

- определить значение романов-утопий Уильяма Дина Хоуэллса в американском литературном процессе рубежа Х1Х-ХХ веков. Положения, выносимые на защиту:

1. Жанр утопии в литературе США возник во времена появления первых поселений в Америке, а во второй половине XIX столетия он достиг своего расцвета. Социально ориентированные мечты писателей привели к появлению романтических, технократических, теократических и феминистских утопий, в которых затрагивались самые разные сферы человеческого бытия.

2. Творчество У.Д. Хоуэллса соединило в себе реалистическое исследование американской жизни и утопические порывы, возникшие как реакция на процессы, происходившие в современном социуме. Противоречия между характерной для реализма тенденцией к достоверности и утопическим преобразованием действительности воплотились в его дилогии «Гость из Альтрурии» и «Сквозь игольное ушко».

3. В дилогии Уильям Дин Хоуэллс экспериментирует с жанром утопии, чтобы по-новому увидеть и изобразить жизнь, показать с разных точек зрения насущные проблемы современного общества. В романах «Гость из Альтрурии» и «Сквозь игольное ушко» выражена позиция У.Д. Хоуэллса, базирующаяся на создании утопического через возврат в прошлое.

4. По жанровой природе дилогия У.Д. Хоуэллса неоднородна, в ней присутствует синтез различных жанров (философский роман, трактат, роман в письмах). Утопия включена в романы о современности, в них затронуты все важные проблемы человеческого бытия: от смысла жизни до вечного упокоения.

5. Уильям Дин Хоуэллс в своих романах-утопиях отходит от канонов, свойственных классическим произведениям утопического жанра, создает «новый» тип утопии, в котором показан не проект государства будущего, а нравственное переустройство общества, способного самосовершенствоваться. ,

Теоретической базой диссертации являются, во-первых, работы по истории американской литературы конца XIX — начала XX веков; во-вторых, в исследовании был учтен опыт изучения утопии в зарубежной и отечественной философии, истории, социологии, политологии, футурологии и культурологи.

Методологическую основу диссертации составляю^ биографический, историко-литературный, сравнительно-исторический, сравнительно-типологический методы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения творческого наследия У.Д. Хоуэллса, более глубокого осмысления особенностей развития жанра утопии, применены в курсах лекций по истории зарубежной, в том числе и американской, литературы рубежа Х1Х-ХХ веков.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на заседаниях кафедры зарубежной литературы Казанского федерального университета, а также на научных конференциях разного уровня: на первой, второй и третьей международных научных конференциях «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» в г.Казапи (2006, 2008, 2010); на Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования» в г.Набережные Челны (2007); на Республиканской конференции «Литература и эстетика в XXI веке» («Татьянин день») (2006, 2007, 2008, 2009); на цтоговых научных конференциях филиала Казанского государственного университета в г.Набережные Челны (2004, 2005, 2006).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (222 наименования). Общий объем работы составляет 163 страницы.

Заключение диссертации по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)", Фесянова, Наталья Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был исследован шестидесятилетний творческий путь Уильяма Дина Хоуэллса, а также история жанра утопии в американской литературе XVII - начала XX веков.

XIX столетие - «золотой век» утопии не только как литературного жанра, но и как метода мышления, непосредственно оказывающего воздействие на политическую реальность. Соединенные Штаты Америки как ни одна другая страна подарила мировой культуре большое разнообразие утопических произведений. Эволюция американской утопической мысли позволила определить, что утопия была порождена историей и конкретными событиями общественной жизни, неизбежно несла исключительно важную, ценную информацию о породившей её эпохе и авторе. Различного рода утопические проекты и планы были связаны с поисками разумного и правильного пути для Америки. Утопия как одна из форм общественного сознания осмысливала социальный идеал, выражала критику существующего строя, стремление бежать из современной цивилизации, попытку предвосхитить будущее страны. Роль американских утопических романов в познании социальных явлений заключается в том, что на протяжении всей истории они выступали как ценностно-ориентированная форма социального прогноза.

Одним из ведущих жанров американской литературы второй половины XIX века, ориентированных на классические образцы, стал национальный утопический роман, чертой которого явился америкоцентризм. Этот жанр представлен в типологическом разнообразии. Проблемы, волновавшие жителей Нового Света, идеалы, увлекавшие современное американское общество нашли отражение в романтических, технократических, теократических и феминистских романах-утопиях. Романтическая утопия связана с литературным направлением - романтизмом, с возвратом к естеству, природе. В технократических утопиях развивались идеи прогресса, рассматривались Америка как политический и социально-экономический организм, а также демографические и этнокультурные процессы. Теократическая утопия отталкивались от заповедей пуритан, пытавшихся строить жизнь в согласии с добродетелями первых христиан. В I феминистских утопиях затрагивались вопросы, касающиеся, положения и роли женщины в обществе.

Утопии каждой эпохи, устремлены ли они в будущее или, напротив, ищут идеал в далеком прошлом, имеют отпечаток времени и места, в котором они возникли. Применяя, традиционные литературные схемы и не выходя из круга все тех же вопросов, они не перестают свидетельствовать о ситуации-, которая их породила, так как утопии - это> ответы на' вечные вопросы о человеке. Ответы эти давали люди своей эпохи, одним из которых был Уильям Дин Хоуэллс. Для писателя никогда не существовало различий 1 между литературой и жизнью, главной проблемой для него, было отстаивание ценности, во-первых, традиции и прошлого, а во-вторых — национального.

Творчество Уильяма Дина Хоуэллса является ярким образцом художественного синтеза, романтизма и реализма. В его творчестве выделены два периода, «бостонский» и «нью-йоркский», сыгравшие принципиально важную роль в творческой эволюции писателя. В первом периоде своего творчества Хоуэллс был поэтичным и экспрессивным, в следующем - аналитичным и морализирующим. В формировании * эстетического идеала Хоуэллса главными становятся идеи высоких духовных и просветительских задач искусства. Просвещение — стержневая ценностная категория в мировоззрении- писателя, понимаемая как путь к свободе и необходимый залог перехода общества на качественно новый уровень развития. В романистике У.Д.Хоуэллса органично переплелись вечные темы и злободневные проблемы, детали быта, благородная художественность. В самой проблематике он стремился определить ее этическую сущность.

Второй период представляет собой неразрывное соединение художественности, документализма и публицистичности. Проза в этот период описывает повседневную бытовую реальность своего времени, изображает жизненные явления, типы и настроения, возникающие в Америке XIX столетия. Его произведения наполнены фактическим материалом, населены самыми разными персонажами. В творческом методе писателя соединены художественность, позитивизм, философичность, социологизм, осмысление настоящего сквозь призму исторического прошлого, поиск в прошлом ответов на актуальные вопросы современности.

В публицистических статьях писатель затрагивал многие вопросы в нравственной доминанте, неразрывной связи с социальными проблемами жизни. Он вел активную издательскую деятельность, выпуская книги многих американских и европейских писателей со' своими предисловиями, составляя подборки стихов и рассказов. Деятельность Хоуэллса как редактора сыграла не последнюю роль в развитии реализма в американской литературе. Особой заслугой является то, что его статьи, знакомившие читателей с зарубежными авторами, расширили литературные горизонты Америки. Таким образом, его произведения - живые литературно-художественные свидетельства эпохи, так как созданы на основе реальных жизненных событий, очевидцем и действующим лицом которых являлся сам писатель.

На разных этапах научно-критического осмысления творчество Уильяма Дина Хоуэллса оценивалось неоднозначно и в целом противоречиво. Рассмотренные нами оценки показали как сторонников, так и противников его наследия. В оценках как одних, так и других доносится сожаление по поводу не раскрывшегося, на их взгляд, в полную силу таланта Хоуэллса. Данная тенденция говорит только об одном: литературно-художественное творчество Хоуэллса представляет особый интерес и выражает собой пример того, что, откликаясь на ту или иную современную писателю жизненную ситуацию, он пытался рассуждать о вневременных этических вопросах человечества, выстраивая самостоятельную художественную концепцию.

Лирика, романы, малая проза, пьесы свидетельствуют об органичном для Хоуэллса реалистичном методе создания художественного мира. Вместе с тем произведения писателя пронизаны неприятием отдельных сторон современной реальности, романтическим устремлением к идеалам и утопическими представлениями. Появление в его творчестве утопических романов было абсолютно обоснованно, так как эта жанровая разновидность помогла писателю выявить насущные проблемы прошлого и современности. Подвергнув окружающий мир скрупулезному анализу, Хоуэллс создал новую модель социального мироустройства, в основе которого лежала идея сохранения природного порядка жизни, гармоничного существования человека в обществе. В этом мире нет бедности и эгоизма, в нем царят высокая нравственность и справедливость, все то, к чему всю жизнь стремился и что проповедовал американский писатель.

Одним из достижений У.Д.Хоуэллса можно считать создание религиозно-этической утопии, в которой показаны проблема личности, её духовное и нравственное развитие, дан анализ современной системы ценностей. Этот тип романа демонстрирует оригинальные творческие находки писателя в поэтике жанра. Жанровая специфика дилогии определяется тем, что романтическая- схема, связанная с идеей полного преображения мира, сосуществует и взаимодействует с реалистическим изображением американской действительности второй половины XIX века. В I утопических романах Хоуэллса предложен вариант мироустройства, в котором соединились реальный и идеальный миры. Для этого писателем использованы три жанра (философский роман, трактат, эпистолярный роман) и три повествователя (автор, житель утопической страны и его жена-американка).

В своей утопической дилогии Хоуэллс выразил такие идеи, которые не потеряли своей значимости до сих пор, - нравственные ценности и их роль в современном обществе. Отношения, построенные на нравственных принципах, дают возможность, с одной стороны, создать идеальное общество, где каждый будет соотносить свои стремления с устремлениями •других, а с другой, все смогут развиваться и образовываться без каких бы то ни было ограничений. Рассуждения о нравственности являются- не просто частью философии Хоуэллса, а основой для всех решений, основой существования и отношений с окружающими. Литературная деятельность писателя была всегда направлена на сохранение природного, порядка жизни, и для достижения этой цели, не только сам автор-прилагал все усилия, но и главные герои его произведений, а попытка сохранения, гармоничного бытия:, изначально связана с утопическим; вектором: Данный факт подтверждает, что ■ утопическое начало является основополагающим-в творчестве американского писателя.

Суть утопического мировоззрения Хоуэллса? состояла в переоценке возможностей преобразования мира-и? человеческих душ. Необходимым и, естественным элементом.: в структуре1; духовного освоения/ мира явилась именно утопия, так как, некоторые; явления, этого: мира ничем; иным, кроме, утопии, объяснить, было нельзя: . Писатель воодушевлялся не некими туманно-расплывчатыми легендами о далеких и неведомых странах, а представил свою-модель идеального общества1 с реально существовавшего государства, с жизнью которого он сам был хорошо знаком. В утопии зафиксирована жизненная позиция автора;, в ней соединились темы, составляющие мировоззренческие, философско-этические основы художественной; деятельности У.Д.Хоуэллса. Утопическая, дилогия У.Д. Хоуэллса видится нам* уникальным вкладом в развитие философско-антропологических вопросов, в осмысление проблемы «культуры» и «цивилизации» в самом широком понимании этих слов.

Творчество Уильяма Дина Хоуэллса является органичной частью американского литературного процесса конца XIX - начала XX веков. В обостренном чувстве трагического, способности ощущать сверхчувственное в явлениях обыденной жизни состоит главная особенность художественного сознания Хоуэллса. Написанное им подсказывалось реальной жизнью, было выстрадано и артикулировано в различных формах. Возможно, что практическая польза хоуэллсовской деятельности не столь заметна на первый взгляд, но именно Хоуэллс, по нашему мнению, был тем источником, из которого черпали вдохновение будущие поколения. Он открыто высказывался на наиболее актуальные темы для американского общества, до последнего момента отвергал насилие, что характеризует его как гуманиста и как человека высоких моральных принципов, который даже к своим идейным противникам питал уважение.

Данная работа далеко не исчерпывает представления об особенностях творческой эволюции писателя. Нет сомнений, что творчество Уильяма Дина Хоуэллса, творца реалистического прозаического романа, своеобразнейшего критика и глубокого художника-мыслителя содержит в себе еще множество неоткрытых сторон и ставит перед исследователями немало задач, изучение и разрешение которых во многом еще дело будущего.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Фесянова, Наталья Леонидовна, 2011 год

1. Хоуэллс У.Д. Возвышение Сайласа Лэфема; Гость из Альтрурии: Романы; Эссе: пер. с англ. / сост., вступ. статья, коммент. Г. Злобина. -М. : Худож. лит., 1990. 671 с.

2. Howells W.D. A Chance Acquaintance Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

3. Howells W.D. A Foregone Conclusion Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. — Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

4. Howells W.D. A Hazard of New Fortunes Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

5. Howells W.D. A Modem Instance Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. -j Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

6. Howells W.D. A Traveller from Altruria / W.D. Howells. N.Y., 1894. - 1921. P

7. Howells W.D. A Woman's Reason Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

8. Howells W.D. Annie Kilburn Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

9. Howells W.D. April Hopes Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

10. Howells W.D. Criticism and Fiction Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

11. Howells W.D. Criticism and Fiction and Other Essays // Edited withi1.troductions and Notes by C. Marburg Kirk and Rudolf Kirk, New York University Press, 1959. 413 p.

12. Howells W.D. Dr. Breen's Practice Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

13. Howells W.D. Editor's Study Электронный ресурс. / W.D. Howells // Harper's New Monthly Magazine. 1888. - Vol. LXXVII. - P. 803-809.

14. Howells W.D. Editor's Study Электронный ресурс. / W.D. Howells //

15. Harper's New Monthly Magazine. 1886. - Vol. LXXII. - P. 321-326.i

16. Howells W.D. Editor's Study электронный ресурс. [Электронный ресурс] / W.D. Howells // Harper's New Monthly Magazine. 1886. - Vol. LXXVIII. - P. 639-644.

17. Howells W.D. Emile Zola Электронный ресурс. / W.D. Howells // The Project Gutenberg EBook. Электрон, дан. - город, 2008. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/728/728-h/728-h.htm. (дата обращения: 17.03.2007).

18. Howells W.D. Indian Summer Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа:Ihttp://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

19. Howells W.D. Literary Friends and Acquaintance Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. — Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

20. Howells W.D. Literature and Life Электронный ресурс.: роман / W.D.i

21. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

22. Howells W.D. My Literary Passions // W.D. Howells. N.Y., 1895. - 190 p.

23. Howells W.D. My Mark Twain Электронный ресурс.: роман / W.D.

24. Howells. Электрон, дан. — Вашингтон, 2003. - Режим доступа:jhttp://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

25. Howells W.D. New Leaf Mills: A Chronicle Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

26. Howells W.D. Some New American Plays // American Drama and Its Critics / ed. by Alan S. Downer. Chicago and L., Univ. of Chicago Press, 1965. -P. 10-17.

27. Howells W.D. The Great Modern American Stories, an Anthology / W.D. Howells. New York: Boni and Liveright, 1920. - 481 p.

28. Howells W.D. The Lady of the Aroostook Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

29. Howells W.D. The Leatherwood God Электронный ресурс.: роман / W.D.

30. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

31. Howells W.D. The Minister's Charge, or The Apprenticeship of Lemuel Barker Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. — Электрон, дан. -Вашингтон, 2003. Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

32. Howells W.D. The Quality of Mercy Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон., дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

33. Howells W.D. The Rise of Silas Lapham Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. — Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

34. Howells W.D. The Undiscovered Country Электронный ресурс.: роман /. W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

35. Howells W.D. The World of Chance Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. — Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

36. Howells W.D. Their Wedding Journey Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.

37. Howells W.D. Through the Eye of the Needle. London N.Y., 1907. - 237 p.

38. Howells W.D. Venetian life Электронный ресурс.: роман / W.D. Howells. Электрон, дан. - Вашингтон, 2003. - Режим доступа: http://www.wsu.edu/~campbelld/howells/essays.htm.1. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:t

39. Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / перевод с франц. Е.П. Гречаная, И.К. Страф / А. Аинса М.: ИМЛИ им. A.M. , Горького РАННаследие», 1999. - 207 с.

40. Александрова М. Крестный путь идеала / М. Александрова // Свободная мысль. 1993. - №3. - С.75-86.

41. Антипкина Е.Н. Пространственно-временные инверсии утопии в художественной культуре конца XX века: ди'с. . канд. филос. наук: 24.00.01 / Е.Н. Антипкина- Саранск, 2009. 175 с. '

42. Анцыферовой О.Ю. Русская литература и художественные искания американских писателей конца XIX века (Г.Джеймс, У.Д.Хоуэллс, С.Крейн) / О.Ю. Анцыферова. Иваново, 2000. - 148 е.

43. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств / Э.А. Араб-Оглы. М., 1973. -304 с.

44. Арсентьева H.H. Становление антиутопического жанра в русской литературе: дис. .д-ра филол. наук: 10.01.01 / H.H. Арсентьева. -МПГУ им. В.И.Ленина. М.,1994. - 168 с.

45. Бакулов В.Д. Социокультурные метаморфозы утопизма: дис. .д-ра филос. наук: 24.00.01; 09.00.11 / В.Д. Бакулов. Ростов н/Д, 2003. -378 с.

46. Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта / Э.Я. Баталов. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. 384 с.

47. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в СТТТА / Э.Я. Баталов. М.: «Наука», 1982. - 336 с.

48. Батракова С.П. Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры XX века: автореф. дис. .д-ра искусствоведения / С.П. Батракова. М., 1993. - 49 с.

49. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее: Современные проблемы социального прогнозирования / И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1970 - 269 с.

50. Василевская О.О. Творчество Стивена Крейна / О.О. Василевская:. — М.: Наука, 1967.-447 с.

51. Введенская Е.В. Утопические идеи в философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский): автореф. дис. . канд. филос. наук / Е.В. Введенская. М., 2007 - 21 с.

52. Венедиктова Т.Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США / Т.Д. Венедиктова. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 328 с.

53. Бенедиктова Т.Д. Человек, который создал себя сам (американский опыт в лицах и типах) / Т.Д. Бенедиктова. М., 1993. - 207 с.

54. Вершинин С.Е. Философия надежды Эрнста Блоха: оправдание утопии: автореф. дис. . д-ра филос. наук / С.Е. Вершинин. Екатеринбург, 2001.-39 с.

55. Гиленсон Б.А. История литературы США: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Б.А. Гиленсон. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 704 с.

56. Гуминский В. О русской фантастике / В. Гуминский // Взгляд сквозьIстолетия: Русская фантастика XVIII и первой половины XIX в. М., 1977.-С. 320-334.

57. Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию / Е.Б. Гуревич // Социологический журнал. — М., 1998. № 1-2. С.168-195.

58. Гуторов В.А. Античная социальная утопия / В.А. Гутуров. JL, 1989. -288 с.

59. Деменева К.А. Жанровые особенности многоактных пьес А.В.Вампилова: автореф. дис. . канд. филол. наук / К.А. Деменева. -Нижний Новгород, 2008. 21 с.

60. Джефферсон Т. Заметки о штате Вирджиния // Американские просветители/ Т. Джефферсон. -М., 1969. Т.2. С. 74-75.

61. Долгина Е.С. Проблемы культуры в русской литературной утопии XIX-XX веков: автореф. дис. .канд. культурологи / Е.С. Долгина. -Нижневартовск, 2008. 19 с.I

62. Драйзер Т. Собрание сочинений в 12-ти Т / Т. Драйзер. М., 1954.

63. Елистратова A.A. Вильям Дин Гоуэлс и Генри Джеймс (К вопросу об их роли в развитии критического реализма в литературе США // ПроблемыIистории литературы США / A.A. Елистратова. М., 1964, С. 210-286.

64. Ермакова Е.Ю. Эволюция социальной утопии как жанра кинематографа: автореф. дис. .канд. искусствоведения / Е.Ю. Ермакова. М., 1995. -34 с.i

65. Иванова JI.A. «Романы в сжатом изложении» Ф.Брет Гарта и развитие американской литературной пародии второй половины XIX века: автореф. дис. канд. филол. наук / JI.A. Иванова. Великий Новгород, 2001.-24 с.

66. Иванюшина И.Ю. Творчество В.В.Маяковского как феномен утопического сознания: автореф. дис. .канд. филол. наук / И.Ю. Иванюшина. Н.Новгород, 1992. - 17 с.

67. Иконников A.B. Утопическое мышление и архитектура / A.B. Иконников. М., 2004. - 400 с.I

68. История литературы США. Литература последней трети XIX в. 18651900 (становление реализма). Т. 4. М. : ИМЛИ РАН, 2003. - 986 с.

69. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: сущность, социально-политические функции / Ч.С. Кирвель. Мн.: Университетское, 1989. -192 с.

70. Колосья: науч.-литер. журн. — 1884, яцварь . — СПб. - Ежемес. 1890, №4. -267-273.

71. Лаврова А.Г. Актуальность утопии как культурологическая проблема: автореф. дис. .канд. культурологи / А.Г. Лаврова. Челябинск, 2009. -19 с.

72. Левашева Ю.А. Английские утопии XVIII века: дис. .канд. ист. наук: 07.00.03 / Ю.А. Левашева Самара, 2007. - 176 с.

73. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукамI

74. РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. - 1600 стб.

75. Лотман Ю.М. К семиотике зеркала и зеркальности / Ю.М. Лотман // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1988. - Вып. 831. - С. 3-5.

76. Льюис С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 6. / С. Льюис М.: Библиотека «Огонек»,' 1965. - С. 462-477.

77. Максименко О.Ю. Роль утопической идеи в социокультурной динамике: дис. . канд. филос. наук: 09.00.13 / О.Ю. Макисменко. — Томск, 2004. — 137 с.

78. Мангейм К. Идеология и утопия. 4.1 / К.Мангейм; отв. ред. Я.М. Бергер. -М., 1976.-246 с.

79. Маравалль Х.А. Утопия и реформизм / Х.А. Марваль // Утопия и утопическое мышление. — М., 1991. — С.210-232.

80. Матвеева О.Ю. «Американская мечта» в социокультурной динамике / О.Ю. Матвеева // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (Философия). Вып. 11, 2007. - С. 40 - 44.

81. Маттисен Ф.О. Ответственность критики / Ф.О. Маттисен. М.: Прогресс. - 1972. - 376 с.

82. Медеуова К.А. Формы утопического сознания / К.А. Медеуова -Семипалатинск: Тенгри, 2002. 88 с.

83. Милославская С.К. Уильям Дин Хоуэллс и русская литература: дис. канд. филол. наук / С.К. Милославская. — М., 1975. — 192 с.

84. Мильдон В.И. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира: очерк русской литературной утопии и утопическое сознание / В.И. Мильдон — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 288 с.

85. Мор Т. Утопия / Т. Мор. М., 1982. - 180 с.

86. Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия / У. Моррис; перевод Н.И. Соколовой; вступ. статья Ю.Кагарлицкого. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - 168 с.

87. Морщихина Л.А. Классические и неклассические утопии в контексте социально-философских исследований: автореф. дис. .канд. филос. наук / Л.А. Морщихина. Архангельск, 2004. - 24 с.

88. Мустафина Е.А. Образ Европы в литературном сознании России и США в XIX веке : автореф. дис. .д-ра. филол. наук / Е.А. Мустафина. М., 2007-35 с.

89. Никольский C.B. Сатирические утопии К. Чапека: автореф. дис. . д-ра филол. наук / C.B. Никольский. М., 1971. - 35 с.

90. Новгородцев П.И. Об общественном идеале; вступ. статья A.B. Соболева. Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии» / П.И. Новгородцев. М.: Пресса, 1991.-639 с.

91. Новый Завет. Псалтирь. СПб, 1993. - 71 с.

92. Нурмухамедова Е.О. Эволюция утопических взглядов английских писателей XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук / Е.О. Нурмухамедова. М., 2009. - 34 с.

93. Ознобихина H.A. Американская социальная утопия конца XIX начала XX веков: автореф. дис. .канд. филол. наук / H.A. Ознобихина. - М., 1971.- 20 с.

94. Олонова Э. Литература как предмет сравнительного изучения на кн. Д.Дюришина Из практики и теории литературной ко'мпаравистики / Э. Олонова // Вопросы литературы. 1972. - № 6. - С. 121- 137.

95. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. В 3 Т. Т.З. / В.Л. Паррингтон. М.: Изд-во иностр. литературы, 1963. - 603 с.

96. Писатели США. Краткие творческие биографии; сост. и общ. редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М.: Радуга, '1990. - 624 с.

97. Плужникова H.H. Радикальный конструктивизм как методология исследования культуры: автореф. дис. .канд. филос. наук / H.H. Плужникова. Волгоград. - 2008. - 25 с.

98. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения: автореф. дис. . д-ра филол. наук / Е.Е. Приказчикова. Екатеринбург, 2010. - 51 с.f

99. Пришвин М.М. Собр. сочинений. В 8 Т. Т.4. / М.М. Пришвин 19821986,- 734 с.I

100. Раренко М.Б. «Образ речи» в романе. Сопоставительная характеристика национальных вариантов. И.А. Гончаров, У.Д. Хоуэллс: дис. . канд. филол. наук / М.Б. Раренко М., 2000 - 180 с.

101. Ревич В.А. Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны / В.А. Ревич. М., 1998. - 384 с.

102. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века (очерк развития критического реализма) / Н.И. Самохвалов. — М.: Высшая школа, 1964. -563 с.

103. Самохвалов Н.И. К истории становления критического реализма вIлитературе США XIX века: автореф. дис. .д-ра филол. наук / Н.И. Самохвалов. М., 1964 - 36 с.

104. Святловский В.В. Каталог утопий / В.В. Святловский. М., Петроград: ГИЗ, 1923.- 100 с.

105. Сент-Экзюпери А. де. Сочинения. В 3 т. Т.1. / А.де Сент-Экзюпери. -Рига: Полярис, 1997. С. 179-308.

106. Синявский А.Д. Поэзия Пастернака / А.Д. Синявский // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. M.-JI.: Сов. писатель, 1965. - С. 5-62.

107. Слезкин JI. Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории / Л.Ю. Слезкин. М.: Наука, 1980. - 160 с.

108. ЮЗ.Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Ж. Сорель. -М, 1908.- 168 с.

109. Староверова Е.В. Американская литература / Е.В. Староверова. -Саратов: Лицей, 2005. 320 с.

110. Суслов М.Д. Российская консервативная утопия на рубеже XIX XX вв.: автореф. дис. . канд. ист. наук / М.Д. Суслов. - Пермь, 2003. - 28 с.

111. Юб.Танасейчук А.Б. Культурная самоидентификация американской цивилизации (на материале национальных и региональныхлитературных традиций США XIX века): автореф. дис. д-ракультурологи / А.Б. Танасейчук. Саранск 2008. — 25 с.

112. Толстой JI. Собрание сочинений: в 91 Т. / J1. Толстой. — М.: Терра, 1992.

113. Тотомианц В.Ф., Устинов В.М. Утопии: Социальный рай на земле / В.Ф. Тотомианц, В.М. Устинов. М., 1917. - 117 с.

114. Тургенев в русской критике: сборник статей / отв.ред. К.И. Бонецкий. — М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1953, 574 с.

115. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы: пер. с. разн. яз. / сост., предисл. и общ. ред. В.А. Чаликовой. — М.: Прогресс, 1991.-405 с.j

116. Уэктер Д. Марк Твен // Литературная, история США. Т.2. / Д. Уэктер. -М.: Прогресс, 1978. -502 с.

117. Фатющенко A.B. Интеллигентские земледельческие общины в России и США в последней четверти XIX века (культурологические аспекты) : автореф. дис. .канд. истор. наук/ A.B. Фатющенко. -М., 2007 — 23 с.

118. Философия культуры. Становление и развитие / под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской — СПб.: Издательство «Лань», 1998. 448 с.

119. Фогт А. Социальные утопии / А. Фогт. СПб.: КомКнига, 2007. — 182 с.I

120. Форшток A.M. Трансформация «американской мечты» в романах Ирвина Шоу (к проблеме аксиологии массовой литературы): автореф. дис. .канд. филол. наук / A.M. Форшток. Нижний Новгород, 2.010. -22 с.I

121. Чернец JI.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л.В. Чернец. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 192 с.

122. Чернышевский Н.Г. Что делать?: роман / Н.Г. Чернышевский. М.: Дрофа, 2004. - 448 с.

123. Шадурский М.И. Художественная модель мира в романах-утопиях С.

124. Батлера и О. Хаксли: дис.канд. филол. наук / М.И.Шадурский.1. Минск, 2008-166 с.

125. Шацкий У. Утопия и традиция / У. Шацкий; пер. с польск. / общ. ред. и послесл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

126. Шестаков В.П. Эволюция русской литературной утопии / В.П.Шестаков // Русская литературная утопия. М., 1986. - С. 5-32.

127. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры / В.П. Шестаков. М.: ВЛАДОС, 1995. - 20? с.

128. Шмелева Т.Н. Художественное воплощение женского самосознания в прозе Кейт Шопен: автореф. дис. .канд. филол. наук / Т.Н. Шмелева. -2008-19 с.

129. Щеглова Л.В. Судьбы российского самопознания: П.Я.Чаадаев и Н.В.Гоголь: монография / Л.В. Щеглова. М.: Изд-во "Книжная палата", 2000. - 323 с.

130. Abel D. American literature: v. 1-3 / D. Abel. N. Y., 1963 - V. 1-3.

131. Abelian J.L. Utopia, mito, revolucion / J.L. Abelian // Cuadernos. 1962. -№63.-P. 10-16.

132. Becker G.W. Howells. The Awakening of Consciense / G.W. Becker // College English. 1958. -№ 7. -P. 203-210.

133. Bloch E. The Principle of Hope. Vol. 1. / E. Bloch; trans. Neville Plaice, Stephen Plaice & Paul Knight. Cambridge, MA: MIT Press, 1986. 488 p.

134. Brooks V.W. Howells. His life and world // V.W. Brooks. N.Y., 1959. -296 p.

135. Bl.Cady E.H. A Note on Howells and «The Smiling Aspects of Life» 11 On Ho wells / by Edwin H. Cady, Louis J. Budd; Duke University Press, 1993. -P. 18-20.

136. Cady E.H. The Neuroticism of William Dean Howells / E.H. Cady // A Century of Criticism: Southern Methodist. — N.Y.: Syracuse University Press 1962.-P. 229-238.

137. Cady E.H. The Realist at War: The Mature Years, 1885-1920, of William Dean Howells / E.H. Cady. -N.Y.: Syracuse University Press, 1958. 299 p.

138. Cady E.H. The Road to Realism: The Early Years 1837-1885, of William Dean Howells / E.H. Cady. N.Y.: Syracuse University Press, 1956. - 283 p.

139. Cady E.H., Frazier D.L. The War of the Critics over William Dean Howells / E.H. Cady, D.L. Frazier. Evanston, IL: Row, Peterson & Co., 1962. - 244 P

140. Carter E. Howells and the Age of Realism / E. Carter. N.Y.: Lippincott, 1954.-307 p.

141. Cooke D.G. William Dean Howells: A Critical Study / D.G. Cooke. N.Y.: E.P. Dutton & Company, 1922. - 284 p. '

142. Crowley J. The Black Heart's Truth. The Early Career of William Dean Howells / J. Crowley. Chapel Hill: The University of North Carolina Press Chapel Hill and London, 1985. - 192 p.

143. Davidson R. The Master and the Dean: The Literary Criticism and Aesthetics of Henry' James and William Dean Howells, 1859-1897 / R. Davidson -Columbia: U of Missouri P, 2005. 230 P.

144. Dillingham W.B. F. Norris Instinct and art / W.B. Dillingham Boston: Houghton Mifflin, 1969. - 179 p.

145. Dören C.V. The American Novel / C.V. Dören. N.Y.: Macmillan, 1921. — 295 p.

146. Doson C., Godman S. William Dean Howells: Life of Writer / C. Doson, S.Godman. Berkeley: U of California P, 2005. - 520 c. '

147. Eble E.K. Howells: A Century of Criticism / E.K. Eble. Dallas: Southern Methodist University Press, 1962.- 247 p.

148. Eble E.K. Howells' Kisses / E.K. Eble // Howells: A Century of Criticism.город: Southern Methodist University Press, 1962. P. 441-447.t

149. Ekstrom W.F. The social idealism of W. Morris and of W.D. Howells. A Study in four Utopian novels / W.F.Ekstrom. Urbana, 1947. - P. 8-16.

150. Follet Th. H., Follet W. Some Modern Novelists / Th.H. Follet, W. Follet. -N.Y., 1967.-368 p.

151. Fox A.B. Howells' Doctrine of Complicity / A.B. Fox Dallas, 1952. -P. 56-60.

152. Fraye N. Varieties of Literary Utopias // Utopias and Utopian Thought; red. F.E. Manuel. Boston, 1967. P. 26-27.

153. Fryckstedt O. In Quest of America. A Study of Howells' Early DevelopmentIas a Novelist / 0. Fryckstedt. Upsala, Suecia: Thesis, 1958. - 287 p.

154. Garland, H.A. Sun of the Middle Border / H.A. Garland. N.Y., Macmillian, 1917.-467 P.

155. Gibson W.M. William Dean Howells / W.M. Gibson // Six American

156. Novelist of the Nineteenth Century. Minneapolis, 1968. - P. 211- 213.

157. Goschen G. The Use of Imagination in Study and in Life / G. Goschen // An Address Delivered at Edinburgh University. Edinburgh: Harrison, 1891. -P. 27-33.

158. Gustafsson L. Negationais als Spiegel. Utopie aus epistimologischer Sicht /I

159. Gustafsson // Utopieforschung. Interdisziplinare Studien zur neuzeitlichen Utopie. Stuttgart, 1982 - S.280-292.

160. Habegger A. Gender, Fantasy and Realism in American Literature / A. Habegger. N.Y., 1982. - 378 p.

161. Hough R.L. The Quiet Rebel / L. Hough. Lincoln: University of Nebraska Press, 1959.-137 p.

162. James H. Literary Criticism. Essays on Literature. American Writers. English Writers / H. James. N.Y.: Library of America, 1984, - 1504 P.

163. Johnson's Wonder-Working Providence, 1628-1651 / ed. by J. Franklin Jameson // Original Narratives of Early American History. N.Y.,1910. -310p.

164. Judd S. Margaret: A Tale of the Real and Ideal / Judd S. Margaret. Boston: Phillips? Samson and Company, 1851 - 468 c.

165. Kanter R.M. Commitment and community: communes and Utopias in sociological perspective / R.M. Kanter. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972. 303 p.

166. Kateb G. Utopias and Utopianism // Encyclopedia of Philosophy. N.Y., 1972.-P. 212-213.

167. Kirk C., Kirk R. William Dean Howells / C. Kirk, R. Kirk. N.Y.: Hill and Wang, 1962.-223 p.i

168. Kleinwachter F. Die Staatsromane / F. Kleinwachter. — Wien, 1891. 152 p.

169. Kumar K. Utopia and Anti-Utopia in Modern Times / R. Kumar. Padstow: Basil Blackwell, 1987. - 506 p.

170. Life in Letters of William Dean Howells / M. Howells. N.Y., 1968, V. 1, 2.

171. Love, Glen A. Slouching towards Altruria: Evolution, Ecology, and William Dean Howells / Glen A. Love // Harvard Library Bulletin, 1994. P. 29-44.

172. Lynn K. S. William Dean Howells: An American Life / K.S. Lynn. -ITarcourt: Harcourt Brace Jovanovich, 1971. 372 p.

173. Mainstream : literary, social and political journal. — 1911, January . -N.Y., 1960, № 4.

174. Manford H. The Disciple Proves Independent: Howells and Lowell / H. Manford. -N.Y.: PMLA, 1959. 217 p.

175. Morgan A.E. Edward Bellamy / A.E. Morgan. — N.Y.: Columbia University Press, 1944.-468 p.

176. Morgan H.W. American writers in rebellion: From Marie Twain to Dreiser / H. Morgan. New York: Hill a. Wang, 1965. - 206 p.

177. Morris W. Looking Backward (1889) / W. Morris // Morris William. Political Writings: Contributions to Justice and Commonweal 1883—1890 / ed. Nicholas Salmon. Bristol: Thoemmes, 1994 - P. 420-421.

178. Morson G.S. The Boundaries of Genre / G.S. Morson. — University of Texas Press., 1981.-219 p.

179. Mumford L. The Story of Utopias / L. Mumford. N.Y.,1962. - 315 p.

180. Negley G., Patrick J.M. The Quest for Utopia: An Anthology of Imaginary Societies / G. Negley, J.M. Patrick. N. Y., 1952. - 261 c.

181. Norris F. The Responsibilities of the Novelist and Other Literary Essays / F. Norris. N.Y., 1903.-311 P.

182. Pattee F.L. A History of American Literature since 1870 / F.L. Pattee. N.Y., 1915.-452 p.

183. Pfalzer J. The Utopian Novel in America, 1886-1896 / J. Pfalzer. Pittsburg, 1984.- 128 p.

184. Prioleau E.S. The Circle of Eros. Sexuality in the Works of William Dean Howells / E.S. Prioleau. Durham: Duke University Press, 1983. - 226 p.

185. Roemer K.M. The Obsolete Necessity. American Utopian Writing, 18881890 / K.M. Roemer. Lexigton: Kentucky State Univ. Press, 1976. - 239 p.

186. Rubin L. Cannibalism and Consumption in the Altrurian Romances of William Dean Howells / L. Rubin // The Howellsian, 2009. P. 2-7.

187. Sargent L. Utopias and Distopias in Science Fiction: 1950-1975 / America as Utopia / L. Sargent. N.Y., 1981. - 347 p.

188. Schneider H.W. A History of American Philosophy / H.W. Schneider. -N.Y.: Columbia University Press, 1946. 402 p.

189. Schneider R.W. Five Novelists of the Progressive Era / R.W. Schneider. N. Y.: Columbia University Press, 1965. - 294 p.

190. Stronks J.B. William Dean Howells, Ed Howe, and The Story of a Country Town / J. Stronks. Durham, 1958. - P. 473-478.

191. Tourgee A.W. The invisible empire: a concise review of the epoch / A.W. Tourgee. Ridgewood (N.J.), 1880. - 521 p.

192. Uba G.R. Howells and the Practicable Utopia: The Allegorical Structure of the Altrurian Romances / R.G. Uba // The Journal of Narrative Technique. -1983.-№2. -P. 118-30.

193. Utopian Studies / ed. by Gorman Beauchamp, Kenneth Roemer, and Nicholas D. Smith. Lanham. Maryland: University Press of America. - 1987. - 1971. P

194. Utopias and Utopian Thought / ed. F.E. Manuel. London: Souvenir Press, 1973.-321 p.

195. Utopias: the American Experience / ed. Gairdner Moment and Otto F.^Kraushaar. Metuchen, N.J.: The> Scarecrow Press, 1980. - 217 p.

196. Vanderbilt K. The Achievement of William Dean Howells: A

197. Reinterpretation / K. Vanderbilt. Princeton: Princeton UP, 1968. - 226 p.i

198. Wallerstein I. The Decline of American Power. The U.S. in a Chaotic World /1. Wallerstein. New York - London: The New Press, 2003. - 324 p.

199. Woodress J. The Dean's Comeback: Four Decades of Howells Scholarship / ed. Kenneth E. Eble. Dallas: Southern Methodist University Press, 1960. -P. 115-123.

200. Адаме Г. Воспитание Генри Адамса Электронный ресурс. / Г. Адаме. -Электрон, дан. OCR & spellcheck by HarryFan, 2002. - Режим доступа: http://thelib.ru/books/adamsgenri/vospitaniegenriadamsa-read.html. (дата обращения: 29.11.2010).

201. Бердяев Н.О назначении человека Электронный ресурс. /Н. Бердяев. -Электрон. дан. М., 1993. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Berd/NaznIndex.php. (дата обращения: 15.10.2010).

202. Борхес Х.Л. Думая вслух Электронный ресурс. / Х.Л. Борхес. -Электрон, дан. 2005. - Режим доступа: http://lib.ru/BORI-IES/dumaya.txt (дата обращения: 21.05.2011).

203. Власова М. Партии в XIX веке как элемент политической культуры США Электронный ресурс. / М. Власова. Электрон, дан. - М, 2001. -Режим доступа: http://america-xix.org.ru/library/vlasova/ (дата обращения:1505.2011).

204. Гамсун К. О духовной жизни современной, Америки Электронный ресурс. // К. Гамсун, 1889. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/Gams/index.php.

205. Гофман М. Искусство жить или искусство выживать Электронный ресурс. / М. Гофман. Электрон, дан. - Литературный журнал, 2009. -Режим доступа: http://www.izorin.ru/publicism/114/ (дата обращения: 12.03.2009).

206. Идеология и философия эпохи Просвещения Электронный ресурс.: конспект по культурологии. Электрон, дан. - Рязань, 2006. — Режим доступа: http://rgrtu-640.narod.ru/culture/culture27.html. (дата обращения: 3.05.2011).

207. Лем С. Фантастика и футурология. Книга 2 Электронный ресурс. / С. Лем. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/124261/read.

208. Пазенко Е. Социальная мысль на Юге США в 30-50-е гг. XIX в. Электронный ресурс.: учеб. пособие / Е. Пазенко. Электрон, дан.I

209. Уссурийск, 2005. Режим доступа: http://america-xix.org.ru/library/pazenko-south-social. (дата обращения: 10.05.2011).

210. Сведенборг Э. Истинная Христианская Религия Электронный ресурс. / Э. Сведенборг. Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/54941/read. (дата обращения: 15.10.2010).I

211. Сигштедт С. Эммануил Сведенборг: Жизнь и Труды (главы из книги) Электронный ресурс. // С. Сигштедт. Режим доступа: http://lib.ru/HiaSTIAN/SWEDENBORG/glavyizknigiosvedenborge. (дата обращения: 01.11.2009).

212. Сиротипская М. Американская цивилизация: восприятие в США (середина XIX в.) Электронный ресурс.: статья / М. Сиротинская. -Электрон, дан. 2006. - Режим доступа: http://america-xix.org.ru/library/sirotinskaia-civilization. (дата обращения: 10.06.2011).

213. Этлис М.М. Психология реалистического синтеза в современномискусстве, или «эстетическая утопия» Электронный ресурс.:t

214. Образование: исследовано в мире / М.М. Этлис- Электрон, дан. — М., 2003. Режим доступа: htpp://www.oim.ru. (дата обращения: 11.09.2009).

215. Якушев А. Философия Электронный ресурс.: конспект лекций / А. Якушев. Электрон, дан. - М, 2004. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Jakushev/02.php. (дата обращения: 3.05.2001).

216. Adams Н. North American Revie Электронный ресурс. / Н. Adams. -Электрон. дан. N.Y., 2011. - Режим доступа:wwww.answers.com/topic/1872. (дата обращения: 13.01.2011).1

217. American Literature Encyclopedia article: The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition, 2007. 52958 p.

218. Gopnik A. Through the Children's Gate Электронный ресурс.: Adam Gopnik on Howells. Электрон, дан. - N.Y., 2006. - Режим доступа: http://howellsinthenews.blogspot.com/2006/12/adam-gopnik-onIhowells.html. (дата обращения: 25.04.005).

219. Mark Twain about Howells Электронный ресурс. / M. Twain. -Электрон.дан. Вашингтон, 2000. - Режим доступа: htpp://William Dean Howells society, (дата обращения: 02.06.2004).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 440780