У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне: Лан Шинин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Сураева, Наталья Геннадьевна

  • Сураева, Наталья Геннадьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 221
Сураева, Наталья Геннадьевна. У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне: Лан Шинин: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2011. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Сураева, Наталья Геннадьевна

Введение.3

Глава I. Распространение европейского изобразительного искусства в

Китае во второй половине XVI — середине XVIII вв.15

§ 1. Первые опыты распространения европейского изобразительного искусства в Китае во второй половине XVI - XVII вв.

§ 2. Императоры цинской династии Канси, Юнчжэн и Цяньлун как покровители изобразительного искусства.

Глава II. Творчество Джузеппе Кастильоне при дворе цинских императоров как важный этап распространения европейского изобразительного искусства в Китае.48

§ 1. Творческий путь Джузеппе Кастильоне — Лан Шинина

1688-1766).

§ 2. Некоторые методологические аспекты искусствоведческого анализа живописных произведений Джузеппе Кастильоне.

Глава Ш. Основные темы и стилистические особенности живописных произведений Джузеппе Кастильоне.69

§ 1. Композиции с цветами.

§ 2. Тема лошадей.

§ 3. Олень как символ императора Цяньлуна.

§ 4. Другие анималистические темы.

§ 5. Птицы.

§ 6. Портретная живопись.

§ 7. Документальная живопись.

§ 8. Тема пейзажа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «У истоков европейской школы живописи в Китае: художник цинских императоров Джузеппе Кастильоне: Лан Шинин»

Научная литература, посвященная развитию европейской школы живописи в Китае, весьма обширна, однако большая ее часть, содержащая подробный анализ влияния западных и русских живописных традиций на китайское изобразительное искусство, относится к новейшему периоду его истории. В последние два десятилетия написано немало кандидатских диссертаций на. тему влияния русской художественной школы на современное изобразительное искусство Китая. Между тем период первого знакомства Китая'с западной живописью - сиянхуа что значит западная» или «заморская»- живопись, до сих пор- оставался малоосвещенным в отечественной' науке об искусстве. Что касается зарубежной литературы, то данный период привлекает большое внимание в равной мере как со стороны китайских исследователей, труды которых стали отправной точкой нашего исследования, так и западноевропейских, американских и японских искусствоведов.

В. последнее время в Западной Европе были опубликованы научные исследования и> популярные работы, посвященные памяти Маттео Риччи, самого знаменитого христианского миссионера за всю историю религиозных контактов Запада и Китая. Благодаря ему Китай познакомился с европейской научной мыслью, а Европа — с китайской. В 2010 г. и в Западной Европе, и в Китае в честь 400-летия со дня смерти Маттео Риччи были переизданы его труды и вышли в свет новые исследования, посвященные его жизни. Преподнесение императору Ваньли Риччи двух картин с изображением Девы Марии считается точкой отсчета зарождения европейской художественной школы в Китае. Риччи был одним из первых, кто познакомил китайцев с произведениями европейской живописи. Таким образом благодаря деятельности западноевропейских миссионеров была постепенно заложена основа двухсотлетнего присутствия европейского изобразительного искусства при китайском дворе. Начиная с XVII в. в Китае работало немало ученых-иностранцев, внесших большой вклад в науку Китая, будь то астрономия, география или математика. Если же говорить об изобразительном искусстве, то в данном случае нужно сказать, что исследователи единодушны в том, что особенно большое влияние здесь оказал итальянский художник-иезуит Джузеппе Кастильоне. Именно поэтому рассмотрение творческого пути Кастильоне, ставшего при дворе цинских императоров Лан Шинином, находится в фокусе настоящего исследования. При этом в центре внимания среди обширного и разнообразного творческого наследия этого мастера — исключительно живописные произведения, созданные художником в Китае, где он прожил более полувека.

Хронологические рамки исследования охватывают период первых активных контактов Запада с Китаем, начиная со второй половины XVI в., когда в Китай устремляются религиозные миссии, благодаря которым происходит первое знакомство с европейскими художественными произведениями. Но реальное углубленное знакомство с европейской живописью становится возможным благодаря работе при дворе цинских императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна европейских художников-миссионеров, и, в частности, благодаря творчеству итальянского иезуита Дзузеппе Кастильоне (1688-1766), таким образом хронологические рамки диссертации охватывают раннее Новое время.

Степень научной разработанности темы. Для рассматриваемой темы большое значение имеет тот круг литературы, который посвящен изучению взаимовлияния европейской и китайской культур1.

Миссии иезуитов в Китае посвящены работы Д.В. Дубровской", A.B. Ломанова3, Б.А. Печникова4, Н.Г. Пчелина5, А. Тонди6, В. Аллана7, Л.М.

1 См. работы Н.И. Конрада, Е.В. Завадской, Д.Н. Воскресенского, ОЛ. Фишман, М. Суливэна, О. Импи, А. Джексон, Д. Лэч, Т. Ли, Г. Хадсона, Ж.Чена.

2 Дубровская Д В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие. 1552-1775. М. 2001.

3 Ломанов A.B. Христианство и кит.культура. М., 2002. 4

Броки8, А. Дудинка9, Д.В. О'Малэй10, A.B. Роубосэма11, Д.В. Трэдгольда12. Об изобразительном искусстве в контексте миссии иезуитов в Китае писали Дж.Р. Jloyp13, Мо Сяо-е14, Сян Да15, Чжан Сипин16

Обобщающими работами по изобразительному искусству Китая, позволяющими лучше осознать синтез западного и китайского искусства в произведениях итальянского мастера, являются труды В.М. Алексеева, H.A. Виноградовой, О.Н. Глухаревой, Е.В. Завадской, С.Н. Соколова-Ремизова, И.Ф. Муриан, М.А. Неглинской, В.В. Осенмук, Л.Д. и В.Л. Сычевых, С. Бушеля, Ф. Вуд, Д. Мунджелло, Дж. Pay сон, М. Салливэна, О. Сирэна, Дж.К. Фергюсона, Р. Эдвардса, Жуан Жунчуня, Пань Тяныпоу, Цао Цзюн-ина, Чжао Ли и Юй Дина.

Что касается творчества Джузеппе Кастильоне, оно более изучено на Западе и в Китае, что вполне объяснимо, ведь итальянский художник входил в состав миссии иезуитов на Востоке; а прожив в Китае полвека, он внес большой вклад в развитие национальной китайской живописи. Историография работ, написанных о Кастильоне на Западе и на Востоке, хорошо представлена в недавно опубликованной статье С. Накен17, исследовательницы из Принстонского университета.

Кастильоне и его коллеги художники-иезуиты, работавшие в Китае,

4 Печников Б. А. Отцы тьмы или иезуиты просвещения М., 1989.

5 Пчелин Н.Г. Миссия иезуитского ордена в Китае (1579-1842). Диссертация канд.ист.наук СПб., 1999 г.

6 Тонди А. Иезуиты. M., 1955.

7 Allan W.C. Jesuites at the Court of Peking. Shanghai, 1935.

8 Brockey L.M. Journey to the East: the Jesuit mission to China, 1579-1724. London, 2007.

9 Dudink A.C. Christianity in late Ming China. Leiden, 1995.

10 O'Malley J.W. The Jesuits: culture, sciences and the arts, 1540-1773. Toronto, 2000.

11 Rowbotham,A.W. Missionary and Mandarin: The Jesuits at the Court of the China. Berkeley, 1942.

12 Treadgold D. W. The West in Russia and China. Religious and secular thought in Modern times. Vol. II: China, 1582-1949. Cambridge, (1973) 1985.

13 Loehr G.R. Missionary Artists at the Manchu Court // Transaction of the Oriental Ceramic Society. - London, 1962-1963. - Vol. 34. - pp.51 -67.

14 Mo Сяо-е. Шичи шиба шицзи чжуаньцзяоши ю сихуа дунцзень (Миссионеры и распространение западной живописи на Востоке в XVII-XVIII вв.). Ханчжоу, 2002.

15 Сян Да. Мин Цин чжи цзи Чжунго мэйшу со шоу сиян чжи иньсян // Дунфан цзачжи (Сян Да. Западное влияние на китайское искусство периодов Мин и Цин. Восточный журнал). - T.27. - №1. - 1930.

- С. 19-38; Hsiang Та. European Influence on Chinese Art in the later Ming and early Ch'ing period // Renditions. -1976. -№6.-pp. 152-179.

16 Zhang Xiping. Following the steps of Matteo Ricci to China. Beijing, 2006.

17 Naquin S. Giuseppe Castiglione / Lang Shining. A Review Essay // T'oung Pao. - Vol. 95. - Issue 4/5. - 2009.

- pp.393-412. при жизни были мало, известны в Европе. Европа узнала о них благодаря материалам, привезенным из Китая европейцами, сначала в 1860-х гг., когда был сожжен и разграблен Летний дворец («Юаньминъюань»), а затем в 1900-1901 гг., когда союзные войска восьми государств оккупировали Пекин. Знакомство с новыми текстами и визуальными материалами, а также расцвет рынка антиквариата в первые десятилетия XX в. дали толчок публикациям большого числа статей о китайском искусстве. В 1910-х гг. на французском, английском, немецком и японском языках появляются небольшие заметки о гравюрах с изображением завоевательных походов Цяньлуна. Изучение этих гравюр вылилось в объемное эссе, написанное П. Пелио18, на девяноста двух страницах журнала «T'oung Pao» за 1921 г., ставшее подспорьем для последующих исследователей придворного искусства Китая XVTII-XIX вв. Дальнейшее обращение к .творчеству Кастильоне было связано' с поэтапным-раскрытием работ из музейных коллекций: в середине-конце 1920-х гг. музей Гугун экспонировал и опубликовал несколько репродукций Кастильоне19, в 1960-х гг. с работами Кастильоне знакомит музей Гугун в Тайбэе' , в 1990-х гг. музей Гугун в Пекине выезжает с выставками в Гонконг и за границу, печатая небольшие эссе с цветными репродукциями.

Одним из первых еще в 20-е гг. XX в. на творчество Кастильоне обратил японский китаевед Ишида Микиносуке (^б" который позднее, уже. в послевоенный период опубликовал еще несколько работ,

18 Pelliot P. Les Conquetes de l'Empereur de la Chine // T'oung Pao. - Vol.20. - Issue 3/4 (1920-21). -pp. 183-274.

19 Публичный «дебют» работ Кастнльоне состоялся в 1925 г. с экспонирования нескольких работ на выставке в Запретном городе (Музей Гугун в Пекине); в октябре 1929 г. в «Еженедельнике Гугуна» JíITHJ) была опубликована статья о работе Кастильоне с изображением орла на сосне; в 1929-1931 гг. было издано 4-х томное издание, включающее 120 репродукций портретов цинских императоров и императриц ( «^ЧШ^Ь), среди которых были и работы Кастильоне; в 1931-1935 гг. было опубликовано несколько статей и альбом работ Кастильоне с репродукциями работ с изображением лошадей, собак, цветов и птиц.

20 В ходе политических событий (война 1937 г.) музейная коллекция Гугуна в Пекине была поделена между Пекином и Тайбэем (Тайвань). В последующие несколько десятилетий Китай был закрыт для внешнего мира, и дальнейшее знакомство с работами Кастильоне происходит, главным образом, благодаря выездным выставкам Музея Гугун в Тайбэе за границу (в 1961-1962 гг. состоялась выставка избранных работ из собрания музея Гугун в Тайбэе под названием «Сокровища китайского искусства» в США). посвященных биографии художника21.

Новое исследование о Кастильоне было издано в 1940 г. на

О? итальянском языке американским искусствоведом Дж. Лоуром", который не только рассмотрел живописные произведения, созданные им при дворе цинских императоров, но и обратился к более раннему периоду его творчества, который не является объектом изучения в настоящей диссертации.

Среди западноевропейских искусствоведов, внесших наиболее существенный вклад в изучение творчества Кастильоне, были С. и М.Бердли" , опубликовавшие в 1971 г. сначала на французском языке, а затем — на английском, весьма обширное исследование о его жизни и творчестве, содержащее наиболее полный перечень его произведений, и работавшие, в основном, с собранием музея Гугун в Тайбэе. В монографии, приводятся оттиски печатей Кастильоне, список его корреспонденции и инвентарный перечень работ художника с приложением небольших иллюстраций.

В недавнее время монографический анализ жизни и творчества Кастильоне был предпринят М. Пираццоли те-Серстеванс24, в монографии которой представлено более сорока работ Кастильоне из музеев в Тайбэе, Пекине, Шэньяне и Париже.

Среди китайских исследователей творчества Кастильоне, который в Китае больше известен под именем Лан Шинина, в первую очередь нужно назвать сотрудника музея Гугун в Пекине Не Чунчжэна (Ж^1Н)25, который

21 Ishida Mikinosuke. A Study on the Life of Lang Shih-ning (Giuseppe Castiglione) (in Japanese), Bijutsu kenkfl 10 (October 1932), p. 1-40, with additional notes and corrections in Sansai (1947) and in Ishihama Sensei Koki kinen toyogaku ronso (1959), pp.18-22; Ishida Mikinosuke. A biographical study of the Guiseppe Castiglione (Lang Shining), a Jesuit painter in the Court of Peking under the Ch'ing dynasty // The Memoirs of the Research Department ofthe Toyo Bunko. Tokyo, 1960. Vol. XIX. Pp.79-121.

22 Loehr G.R. Giuseppe Castiglione (1688-1766): Pittore di Ch'ien Lung, imperatore della Cina. Roma, 1940.

23 Beurdeley C.&M. Giuseppe Castiglione, a Jesuit painter at the cort of the Chinese Emperors. Tokyo, 1971.

24 PirazzoIi-t'Serstevens M. Giuseppe Castiglione, 1688-1766: peintre et architecte й la court de Chine. Paris,

2007. впервые после окончания культурной революции в 1979 г. открывает цикл статей о Дж. Кастильоне в «Журнале музея Гугун» («Й и Щ ШТУ»), позже составившие монографию с краткой биографией Кастильоне и характеристикой его основных работ. Отдельным вопросам творчества Кастильоне посвящены работы китайских авторов Ян Бода, Юй Хуэй и Ву Хуна.

В отечественной историографии впервые обратила внимание на л/ творчество Кастильоне Л.И. Кузьменко" . В 1980-е годы ею> были опубликованы статьи, в которых был поставлен вопрос о европейском стиле в изобразительном искусстве Китая цинской эпохи, и в этом ключе был представлен искусствоведческий, анализ, одной из работ Кастильоне под названием «Ледовые забавы». Работы Л.И. Кузьменко, посвященные творчеству Кастильоне, имеют большое значение для предпринятого исследования. Во-первых, потому что доступ к оригиналам-свиткам Кастильоне очень затруднен, они редко экспонируются в музеях, что связано прежде всего с большой хрупкостью картины-свитка, подверженного деформации при каждом разворачивании и сворачивании. Даже специалисты вынуждены работать с копиями, поэтому мы среди-работ о творчестве Кастильоне выделили прежде всего те исследования, которые были написаны хранителями крупных музеев мира, в фондах которых представлены работы этого художника. Кроме того, в контексте рассматриваемой темы выводы об утверждении- европейского стиля в-китайской живописи XVIII в., к которым приходит исследовательница, в частности на основе анализа роли пейзажа в поздних свитках Дж.Кастильоне, имеют методологическое значение. В настоящей диссертации данный тезис был подвергнут верификации на большом материале.

26 Кузьменко Л.И. Пейзаж в свитке Лан Шинина «Ледовые забавы» (из собрания Государственного музея искусства народов Востока) // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Под ред. Т.П. Григорьева. М., 1983. С. 105-111. Ее же, «Европейский стиль» в искусстве Китая XVIII в.// XI НК Общество и государство в Китае. М., 1980. С. 112-118.

В последние годы к творчеству Кастильоне в своей докторской диссертации обращалась М.А. Неглинская в связи с изучением художественного металла и эмалей цинского периода** . Весьма спорный, на наш взгляд, анализ одной из работ Кастильоне был предложен

ОЙ историком В.Ц. Головачевым ~ . Монографических исследований творчества этого крупного художника в русскоязычной искусствоведческой литературе до настоящего времени не проводилось.

Как формально-стилистический анализ, так и смысловая интерпретация произведений Кастильоне, на наш взгляд, невозможна без обращения к работам культурологического характера. Проблемам символизма в китайском изобразительном искусстве посвящены работы Чарльза A.C. Вильямса (Williams C.A.S. Outlines of Chinese symbolism and art motives. Shanghai, 1932), В. Эберхарда (Eberhard W. A dictionary of Chinese symbols: Hidden symbols in Chinese life and thoughts. London, N.Y., 1986 (2004)), Дж. Фергюсона (Ferguson G. Signs and symbols in Chinese Art. N.Y., 1961), П.Б. Вэльч (Welch P.B. Chinese art: a guide to motifs and visual imagery. Singapore, 2008), B.M. Алексеева (Китайская народная картина: духовная жизнь старого Китая- в- народных изображениях. М., 1966), отдельные статьи Е.В. Завадской (Философско-эстетический смысл так называемого «божественного гриба» («лин-чжи») // Научные сообщения ГМИНВ: Вып.9. М:, 1977; Сексуальность как особый колорит китайской традиционной живописи // Китайский эрос / Сост. А.И. Кобзев. М., 1993) и И.Ф. Муриан (Символика и изобразительные мотивы в древнем искусстве Китая // Научные сообщения ГМИНВ. Вып.9. М., 1977).

Объектом настоящего исследования являются живописные произведения итальянского художника Джузеппе Кастильоне, созданные

27 Неглинская М.А. Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662 - 1795): традиция и новации: диссертация доктора иск.н. М. 2007.

28 Головачев В.Ц. Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и его картина «Восемь благородных коней». Картина-автобиография придворного художника //28-я НК «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. 4.2. М.1998; Его же, Жизнеописание Лан Шинина (Джузеппе Кастильоне) - придворного художника маньчжурских императоров // 26-я НК «Общество и государство в Китае» Тезисы и доклады. М. 1995. им в Китае, предметом является процесс знакомства китайцев с основами творческого метода и стилистическими приемами западной художественной школы, положивший начало зарождению в Китае на фоне традиционной живописи европейской художественной школы, прежде всего, масляной живописи, и утверждение так называемого европейского стиля в живописи Китая XVIII в.

Дель диссертационного исследования — рассмотреть творчество итальянского художника Дж.Кастильоне в Китае, чья деятельность приходится на пик расцвета цинской империи, т.е. на правление императоров Канси (у власти 1661-1722), Юнчжэна (у власти 1722-173 5)* и Цяньлуна (у власти 1735-1796) в контексте европейской школы.живописи в Китае, что обусловило следующий комплекс задач:

1. определить время начала распространения европейского изобразительного искусства в Китае;

2. определить роль императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна в восприятии и адаптации традиций европейского искусства в Китае;

3. рассмотреть основные этапы творчества Дж. Кастильоне и выявить его роль в художественной жизни императорского двора XVIII в.;

4. выделить основные темы художественных произведений Кастильоне;

5. ввести в научный оборот как известные, так и малоизвестные работы мастера, находящиеся в музеях и частных коллекциях;

6. проанализировать художественный стиль Кастильоне с точки зрения европейских и китайских традиций и оценить его вклад в развитие изобразительного искусства в Китае.

Методология исследования обусловлена обозначенными выше целью и задачами диссертации, решение которых потребовало комплексного подхода. В основе исследования лежит иконографический ю анализ работ Кастильоне, однако учитывая богатый символизм китайской живописи, их рассмотрение потребовало ' использования также и иконологического метода, позволяющего раскрыть образно-символическое содержание произведения. Кроме того в работе используется формально-стилистический анализ, при помощи которого возможно выявить особенности стиля живописных произведений Кастильоне.

Основными источниками, исследования являются известные дворцовые собрания; где хранятся прризведения Кастильоне, т.е коллекции музеев императорских дворцов - Гугунов. В Китае есть три музея императорских дворцов (музея Гугун). Это прежде всего Музей императорского дворца' (музей Гугун) в Пекине ( Ж Îii Ж M Ш Ш ), созданный 10 октября 1925 г., в коллекцию которого вошли предметы искусства, собранные минскими и цинскими императорами; музей Гугун в Тайбэе (а4Ь^иМ^Рл), созданный в 1962 г., и музей Гугун в Шэньяне (£fcPB Й и lïm), созданный в 1986 г. на базе императорского дворца в г. Шэньян. Самое большое количество работ Дж.Кастильоне находится в Музее Гугун в Тайбэе (Тайвань), затем — в музее Гугун в Пекине. Несколько работ мастера находится в Парижском музее восточных искусств (Musée national des Arts asiatiques - Guimet). В' Москве в Государственном музее искусства народов Востока хранится один свиток Кастильоне. Особую ценность для работы над темой диссертации представляют альбомы работ Кастильоне:

- Collection Grande écurie de Versailles: Castiglione - jésuite italien et peintr chinois / by Jean-Louis Gouraud (Paris, 2004), включающий иллюстрации и комментарии к работам на тему лошадей в произведениях Дж.Кастильоне;

- Гунтин хуацзя лан шинин /лан шинин хуэй (Тяньцзин, 2008) (Придворный художник Лан Шинин / собрание работ Лан Шинина), наиболее полный альбом работ Кастильоне, представляющий живопись из собраний музеев Гугун в Пекине и Тайбэе, а также из собраний Шэньянского и Шанхайского музеев.

Основную группу источников фактологического характера составили письменные документы, опубликованные в следующих изданиях:

- Beurdeley, Cecile & Michel. Giuseppe Castiglione, a Jesuit painter at the cort of the Chinese Emperors (Tokyo, 1971);

- Чжунго мин хуацзя цзюаньцзи: лан шинин / лан шинин хуэй: не чунчжэн. — шицзячжуан: хэбэй цзяоюй чубанши, 2006. (Полное собрание сочинений об известных китайских художниках: Лан Шинин. Под ред. Не Чунчжэна).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественном искусствознании предпринято монографическое исследование живописных произведений Джузеппе Кастильоне, созданных при дворе цинских императоров;

- приводится самый полный список на русском языке известных на данный момент живописных произведений художника с указанием размеров, техники и местонахождения произведения;

- дается классификация произведений Кастильоне в соответствии с их тематикой;

- впервые в отечественной науке предпринят комплексный подход в раскрытии образно-символического содержания живописных работ Кастильоне;

- определены, место и роль Кастильоне в истории формирования европейской школы живописи в Китае.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Базируясь на основополагающих в данной области трудах европейских и китайских авторов, работа вводит в научный оборот большой фактический материал, не отраженный в отечественной литературе. В научном исследовании впервые приводится полный список работ мастера, как хорошо известных и хранящихся в императорских музеях (Гугун) в Пекине

12 и Тайбэе, так и малоизвестных, открытых за последние годы благодаря аукционам, что является основой для дальнейших исследований произведений итальянского художника. Работа дает ключ к «прочтению» живописи Кастильоне китайского периода, его свитков-посланий, что, на наш взгляд, приводит к более глубокому пониманию и многих других работ китайской живописи, что могло бы быть интересно широкому кругу читателей. Данная работа восполняет пробел в отечественном искусствознании в отношении влияния европейских художественных традиций на изобразительное искусство в Китае, являясь начальным звеном в освещении вопроса проникновения западной живописи в Китай и развития там масляной живописи. В настоящее время это имеет для России и практический интерес, поскольку в художественных вузах нашей страны многие китайские студенты, будущие художники и искусствоведы, изучают русскую школу живописи. Данная работа- открывает еще одну страницу в знакомстве русского читателя с китайской живописью XVIII в., который, дал немало выдающихся произведений, интересных с точки зрения синтеза европейских и китайских художественных традиций. Кроме того, работы Кастильоне имеют большое значение с исторической точки зрения, так как помогают понять императорский быт XVIII в. и характер взаимоотношений центральной власти с вассальными районами.

Практическая значимость работы заключается и в том, что основные результаты диссертации могут быть использованы в музейном деле для проведения атрибуции произведений Кастильоне, при составлении каталогов и для разработки научных концепций экспозиций и выставок китайской живописи XVIII вв., а также могут выступать в качестве научно-методической основы для разработки учебных программ по искусствоведческим дисциплинам, для создания учебных пособий для ВУЗов, готовящих специалистов в области истории искусства Китая, для методических пособий, адресованных студентам гуманитарных специальностей.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в статьях: Первые опыты распространения европейского изобразительного искусства в Китае // Дом Бурганова: Пространство культуры. — М., МГК «Дом Бурганова». - 2010, № 3; Тема лошадей в творчестве Джузеппе Кастильоне: тайные послания итальянского художника китайским императорам- // Дом Бурганова: Пространство культуры. — М., МГК «Дом Бурганова». - 2010, № 4; Джузеппе Кастильоне и его картина «Сто лошадей» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб., 2010, № 126; Джузеппе Кастильоне — итальянский художник цинских императоров // Art council Художественный совет. - М.: Издательский-дом «Гамма». — 2011, №1 (77). Современная ситуация, складывающаяся вокруг работ Кастильоне, была отражена в сообщении на IV Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» (Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов- 4 февраля 2011 года). v

Структура диссертационной работы. Исследование состоит, из введения, трех глав и заключения. Приложение включает библиографию, список и альбом иллюстраций. Примечания даются постранично, нумерация в пределах главы. В круглых скобках в тексте диссертации даются указания на местонахождение произведений Кастильоне, там; где это возможно, год написания, размеры и технику, а также названия работ на китайском языке и их латинская транскрипция, здесь же даются указания на соответствующую нумерацию в библиографии того издания, где была опубликована рассматриваемая работа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Сураева, Наталья Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приемы европейской живописи далеко не сразу были адаптированы китайскими художниками, а скорее постепенно, двумя этапами. На первом этапе, картины маслом, книги и гравюры на тему «Десяти заповедей», с изображением жизни святых и сцен из Библии, которые позже стали сменяться гравюрами с изображениями городских и сельских пейзажей, а также памятников архитектуры, привезенных миссионерами иезуитами в Китай, вызывали большой интерес среди китайцев, но не приводили еще к появлению» нового стиля в живописи. На данном этапе китайские художники просто копировали работы европейских мастеров. На следующем этапе присутствие европейских художников при дворе китайских императоров дает импульс новому живописному стилю, сочетавшему в себе элементы европейской и китайской живописи. Важным этапом распространения европейского изобразительного искусства в Китае, как было показано в нашей, работе, стало творчество Джузеппе Кастильоне при дворе цинских императоров.

Именно благодаря^ трем императорам Канси, Юнчжэну и Цяньлуну, развитие изобразительного искусства в Китае приобретает большой размах, отчего они по праву могут называться покровителями искусств. Во времена Канси, Юнчжэна и Цяньлуна строится загородная резиденция в

Жэхэ, которая наполняется предметами искусства, и где императоры проводят большую часть своего времени, возвращаясь в Запретный город в

Пекине только' для особо важных дел. Цинские императоры были очень активны и мобильны, постоянно передвигаясь по стране и самостоятельно инспектируя отдаленные южные районы Китая. Они были завоевателями по духу, вели активную военную политику; они были охотниками, и призывали не забывать свои традиции, уделяя важное место ритуалу охоты.

Бурная политическая деятельность, богатая и разнообразная придворная жизнь требовали документирования этих событий для последующих

162 поколений, и они считали, что лучше всего для этого подходит искусство живописи. Император Канси сделал для себя вывод о том, что западные художественные произведения более точны в передаче явлений, и как нельзя лучше могли бы соответствовать его целям. Этот император проявлял большой интерес к иностранным художникам и даже искреннюю привязанность к некоторым, из них.

Но расцвет европейского стиля в китайской живописи приходится на эпоху Цяньлуна, находившегося у власти 64 года. Цяньлун имел очевидную склонность к изобразительным искусствам, сочинял и записывал поэмы, и сам был художником. Он целыми часами пропадал в дворцовой мастерской, наблюдая за работой придворных художников, умный, проницательный, эрудированный император проявлял большой интерес к западной живописи. И мы- можем с уверенностью сказать, что цинские императоры Канси, Юнчжэн и Цяньлун благодаря своим заказам на создание живописных произведений стимулировали развитие европейской школы живописи в Китае.

Огромная роль в распространении европейского живописного искусства в Китае принадлежит итальянскому художнику-иезуиту Джузеппе Кастильоне. Кастильоне прибыл в Китай на 54-м году правления Канси (1715) и,умер на 31-м году правления Цяньлуна (1766), прожив здесь 51 год. Творческий путь Кастильоне в Китае, который был предметом рассмотрения в настоящей работе, можно разделить на три этапа: период Канси, период Юнчжэна и период Цяньлуна.

В настоящее время мало что известно о работах Кастильоне периода Канси, известно только, что в это время он большей частью был занят росписью эмалей вместе с другими европейскими художниками.

В период Юнчжэна у Кастильоне появляется возможность обратиться к станковой живописи: он пишет картины маслом полностью в европейском стиле и создает свои знаменитые произведения на свитках, в которых уже проявились первые признаки слияния европейских и

163 ч i. f i китайских художественных приемов. Все, почти как в, европейской живописи, но без разработанного заднего фона и минеральными красками на шелке или бумаге. В эти годы он пишет композиции с цветами и создает f свое знаковое произведение «Сто лошадей».

При Цяньлуне талант Кастильоне был полностью раскрыт. Лошади

I присутствуют почти на каждой жанровой картине художника. С годами его мастерство в изображении этих животных только возросло, император Цяньлун замечает, что никто отныне не может с ним сравниться в изображении лошадей. В период Цяньлуна Кастильоне пишет много работ в анималистическом жанре, запечатлев почти всех животных-любимцев императора.

Предпринятый нами анализ стилистических особенностей живописных произведений Кастильоне показал, что он был, так сказать, «пограничным» художником, сочетавшим в одном произведении как европейкие художественные приемы, так и китайские. Кастильоне достиг замечательного синтеза, смешивая научные знания о перспективе и светотеневой проработке, достигнутые к тому времени в Европе, с китайскими художественными материалами и сдержанностью^ китайской i живописи. Его живопись преподнесла императору «достаточно западного реализма, чтобы удовлетворить его, и не достаточно, чтобы смутить»1.

Детальное изучение его живописных произведений, созданных не китайской земле, позволяет сделать вывод, что Кастильоне не только много и упорно работал над китайской техникой передачи «духа предмета», но и умел составлять «пожелания» императору с помощью изображаемых на картине предметов, то есть прекрасно разбирался в науке китайских символов.

Дж.Кастильоне внес огромный вклад в развитие портретной живописи в Китае. Ранее функции портретной живописи в Китае сводились в основном к родовым поклонениям, и большинство портретов ассоциировалось со смертью и трауром, представляя собой холодные официальные изображения. Живопись Кастильоне полностью перевернула эти представления. Хотя большинство портретов императорских особ написаны в анфас, как того требовали каноны китайской живописи, но он добавляет в изображение лиц и одежд светотень, что существенно оживляло изображаемые модели, создавая таким образом гораздо более привлекательные образы. И уж совсем должен был произвести переворот в портретной живописи того времени конный, портрет императора Цяньлуна. Нужно отметить и его поясные портреты , императорских княгинь-наложниц, написанные маслом, которые способствовали дальнейшему развитию жанра портретной живописи в Китае и в-целом развитию масляной живописи.

Сейчас трудно определить, сколько живописных произведений за свою жизнь создал Дж.Кастильоне. По подсчетам исследователей, только портретов Кастильоне написал около двухсот. В данной работе нам удалось, установить местонахождение, рассмотреть, описать и привести названия на китайском и русском языках более 160 работ мастера. Около двух десятков из них были проанализированы более детально. Нами были впервые переведены, на русский' язык названия многих живописных произведений Дж.Кастильоне, написанных им в Китае; переводы были сделаны с китайского языка и сверены с теми их названиями, которые фигурируют в англоязычной и франкоязычной литературе о творчестве Дж.Кастильоне.

В результате исторических событий какая-то часть произведений Кастильоне была уничтожена огнем или утеряна, какая-то вывезена в Европу английскими и французскими военными и чиновниками, осев в руках частных коллекционеров. Возможно, еще в отношении какой-то части произведений не установлена их принадлежность кисти Джузеппе Кастильоне.

Подводя черту под предпринятым в настоящей работе исследованием деятельности выдающегося итальянского художника, следует отметить, что он внес огромный вклад в развитие традиционной китайской живописи, обогатив ее новыми элементами, познакомив китайцев с линейной перспективой и технологией масляной живописи.

Посвятив большую половину своей жизни исполнению заказов китайских императоров, Кастильоне оказал существенное влияние не только на официальное придворное искусство Китая цинского периода. Его место в истории китайской живописи гораздо более значительное -Кастильоне по праву стоит у истоков европейской школы живописи в Китае. 1

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Сураева, Наталья Геннадьевна, 2011 год

1. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. - М.,1966. — 260 с.

2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

3. Арапова Т.Б. Какими видели друг друга китайцы и европейцы в XVIII в. (по материалам изобразительного и декоративно-прикладного искусства) И Тринадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. М., 1982. 4.2.

4. Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали. Собрание Государственного Эрмитажа. М.: Искусство, 1988. - 289 с.

5. Белозерова В.Г. Китайский свиток. М.: РИО ГосНИИР, 1995. — 272 с.

6. Вильяме К.А. Энциклопедия китайских символов / К.А. Вильяме; пер. с англ. М.: Издательство В.П. Царева, 2001. — 436 с.

7. Виноградова H.A. Искусство средневекового Китая. М.: Академия художеств, 1962. - 102 с.

8. Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972. — 160 с.

9. Виноградова H.A., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь / Под ред. Т.Х. Стародуб. -М.: Эллис Лак, 1997. 360 с.

10. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика М.: Искусство, 1958. - с. 227.

11. Го Жо-сюй. Записки о живописи, что видел и слышал. / Пер. с кит., предисл. и ком. К.Ф. Самосюк; отв. ред. Л.З. Эйдлин. М.: Гл. ред. вост. лит. «Наука», 1978.-240 с.

12. Н.Головачев В.Ц. Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и его картина «Восемь благородных коней». Картина-автобиография придворного художника // 28-я НК «ОГК». Тезисы и доклады. 4.2. М., 1998. С.410-415.

13. Головачев В.Ц. Жизнеописание Лан Шинина (Джузеппе Кастильоне) — придворного художника маньчжурских императоров // 26-я НК «ОГК» Тезисы и доклады. М., 1995. С.70-74.

14. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие. 1552-1775. М.: Крафт+, Институт Востоковедения РАН, 2001. - 253 с.

15. Запретный город: сокровища китайских императоров. М.: Художник и книга, 2007. - 179 с.

16. Иванов П.М. Из истории христианства в Китае. / Свящ. Петр Иванов. -М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2005. 222 с.

17. Китайский эрос: Научный художественный сборник / Сост. и ответ.ред. А.И. Кобзев; Предисл. И.С. Кона. — М.: Совместное российско-германское предприятие «Квадрат», 1993. — 504 с.

18. Китайское экспортное искусство из собрания Эрмитажа. Конец XVI — XIX в. / Гос.Эрмитаж; Т.Б. Арапова и др.. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003.-215 с.

19. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М.: Наука, 1966. — 519 с.

20. Кузьменко Л.И. Пейзаж в свитке Лан Шинина «Ледовые забавы» (из собрания Государственного музея искусства народов Востока) // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Под ред. Т.П. Григорьева. -М.: Наука, 1983. С.105-111.

21. Купер Дж. Энциклопедия символов. Серия «Символы». Книга IV. М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 1995. — 401 с.

22. Ломанов A.B. Христианство и китайская культура / Рос. Академия наук. Институт Дальнего Востока. М.: Восточная лит-ра, 2002. — 446 с.

23. Малявин В. В. Китай в XVI-XVTI вв. Традиция и культура. М.: Искусство, 1995.-287 с.

24. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000. — 627 с.

25. Малявин В.В. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. М.: Изд-во Астрель: Изд-во ACT: Люкс, 2004. - 432 с.

26. Мастера искусства об искусстве : Избр. отрывки из писем, дневников,169речей и трактатов. В 7 т. / под общ. ред. A.A. Губера и др. т. 1: Средние века.- М.: Искусство, 1965. 269 с.

27. Муриан И.Ф. My Ци. «Птица багэ на старой сосне» / Сад одного цветка: сб'. науч. ст. / Ин-т востоковедения; отв. ред. Н.И. Пригарина. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1991. — С.131-143.

28. Муриан И.Ф. Символика и изобразительные мотивы в древнем искусстве Китая // Научные сообщения ГМИНВ. Вып.9. - М., 1977. -С.183-187.

29. Науменкова H.H. Записки французских миссионеров о- китайском искусстве (XVII нач. XVIII в.)// 16-я НК «ОГК» 4.2. - М.:, 1985.

30. Неглинская М.А. Европейские;миссионеры в Пекине 17-18 вв. — творцы стиля- шинуазри в китайском придворном искусстве // Вестник1 I *

31. Московского государственного университета культуры и искусств. 2005, №2.

32. Неглинская М.А. Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662 — 1795): традиция инновации: автореферат диссерт. доктора искусствоведения. М.:, 2007. - 52 с.

33. Печников Б. А. Отцы тьмы или иезуиты просвещения. М.: Педагогика, 1989.-270 с.

34. Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X-XIII вв. М.: Гл. ред. Восточная литература, 1976. — 238 с.

35. Пчелин Н.Г. Миссия иезуитского ордена в Китае (1579-1842).170

36. Диссертация канд. истор. наук. СПб., 1999 г. — 281 с.

37. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. М.: Иностранная литература, 1958.-144 с.

38. Роули Дж. Принципы китайской живописи Пер. с англ. и послесловие В.В. Малявина. М.: Наука, 1989. - 158 с.

39. Самосюк К.Ф. Го Си. Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1978. — 101 с.

40. Символы. Серия. Энциклопедия китайских символов: (восточный символизм): Пер. с англ. / Сост. К.А. Вильяме. — М.: Изд-во Царева, 2000. -436 с.

41. Соколов-Ремизов С.Н. Литература — каллиграфия — живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. -М.: Наука, 1985.-311 с.

42. Соколов-Ремизов С. Н. От средневековья к новому времени: Из истории и теории живописи Китая и Японии конца ХУИ-нач. XX в. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. — 229 с.

43. Соколов-Ремизов С. Н. Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2000. - 350с.

44. Сычев В.Л. К вопросу о происхождении и значении жанра «Цветы и птицы» в китайской живописи // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Под ред. Т.П.Григорьева. — М.: Наука, 1983. С.99-104.

45. Тонди А. Иезуиты. М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. - 331 с.

46. Ферпосон Дж. Христианский символизм. Серия «Символы». Кн.VIII.: М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой век», 1998. — 332 с.

47. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII—XVIII вв). СПб.: Издательство «Санкт-Петербургское востоковедение», 2003. — 544 с.

48. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.:1711. Крон-Пресс, 1997.-653 с.

49. Чжан Аньчжи. История китайской живописи / Пер. с кит. М.: Феникс, 2008.-350 с.

50. Энциклопедия восточного символизма. М.: Ассоциация духовного Единения «Золотой Век», 1996. — 432 с.

51. A special issue on Chinese painting // Vol. 25/ Guestt ed. by Louise Yuhas in honor of Richard Edwards. The Department of the history of art University of Michigan, 1995.-159 p.

52. Alexander M.&F. A Handbook on Chinese Art Symbols. Austin. Texas: Yon Boeckmann Jones Press, 1972.

53. Barnhard R.M., Yang Xin, Nie Chongzheng, Lang Shaojun. Three thousand years of Chinese painting. Yale University Press, 2002. — 416 p.

54. Beer R. The encyclopedia of Tibetan symbols and motifs. Serinda Publications, Inc., 2004. - 368 p:

55. Berger P. Lineages of Form: Buddhist Portraiture in the Manchu1 Court // Tibet Journal, Spring/Summer 2003, Vol. 28, Issue 1/2, pp.109-146.

56. Beurdeley C.&M. Giuseppe Castiglione, a Jesuit painter at the cort of the Chinese Emperors. Transl. by M.Bullock. Reetland. Tokyo, Tuttle, 1971. - 2041. P

57. Binyon L. The Flight of the Dragon. An Essay on the Theory and practice of' Art in China and Japan, based on Original Sources. Sodra Sandby, Sweden: Tryckbiten AB, 1990. - 402 p.

58. Boxer C.R. Notes on Chinese Abroad in the late Ming and early Manchu periods from contemporary European sources // THM. 1939. Vol. IX. N5.

59. Boxer C.R. Some Sino-European Xylographie Works 1622- 1718 // JRAS. 1947. N3-4.1. V h

60. Brockey L.M. Journey to the East: the Jesuit mission to China, 1579 1724.- Cambridge, Mass: London: Belknap press, 2007 — XII, 496 p.

61. Burling J.& Burling A.H. Western influence in Chinese art // ChJ. 1941. -Vol. 39.-N4.-P. 149-156.

62. Bushell S.W. Chinese art. London: Published Under the Authority of The Board of Education, 1924. Victoria and Albert Museum Handbooks. - Volume II.i,- 158 pp.

63. Cahill J. Confucian Elements in the Theory of Painting / D. Nivison and A.F. Wright eds. The Confucian1 Persuasion. - Stanford, 1960. - pp. 115-140.

64. Castiglione / Dizionario biográfico degli Italiani, XXII. Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 1979 - pp. 92-94'.

65. Chalmers J. The origin of the Chinese: an attempt to trace the connection of the Chinese with Western nations in their religions, superstitions, arts, language, and traditions. Hong Kong: printed by de Souza a. CO., 1866. — 79 p.

66. Ch'en J. China and the West: Society and culture, 1815-1937. Bloomington; London: Indiana univ. press, Cop. 1979. — 488 p.

67. Cheng Te-k'un. Studies in chiese art. Hong Kong: Chinese University Press, 1983.-272 c.

68. Chiang Yee. The Chinese eye. An interpretation of Chinese painting / With a pref. by S.I. Hsiung. London: Methuen, 1960. - 239 p.

69. Chinese Art: Modern Expressions / Ed. by Maxwell K. Hearn & Judith G. Smith. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2001. - 311 p.

70. Chinese arts and crafts / L'art artisanal chinos. Peking: Light industry publ.house: foreign languages press, 1973. — 214 p.

71. Chinese export art and design / Ed. Graig Clunas. London: Victoria &Albert museum, 1987. - 120 c.

72. Chinese Painting : Leading Masters and Principles. New York: Hacker Art

73. Books, 1973. — vol.5. The later Ming and leading Ch'ing masters 226 p .

74. Chinese Painting / Text by James Gahill. Geneva Skira; London;173

75. Basingstoke: Macmillan, 1978. — 212 p.

76. Clyde P.H. The Far East: A history of the Impact of the West on Eastern Asia. N.Y.: Prentice-Hall, Inc., 1948. - p. 862.

77. Collection Grande écurie de Versailles: Castiglione — jésuite italien et peintr chinois / by Jean-Louis Gouraud. Favre. Paris, 2004. — 148 p.

78. Cotterell A. China's civilization. A survey of its history, arts and technology. -N.Y.: Praeger publ., 1975. 320 p.

79. Cronin V. The wise man from the West: Matteo Ricci and his Mission to China. London, 1955. - 288 p.

80. Crossley P.K. A translucent mirror: History and Identity in Qing Imperial1.eology. University of California Press, 2002. - 417 p.

81. D'Elia P. Castiglione, Giuseppe // Enciclopedia Cattolica. Rome. — Vol. 3 (1949).-cols. 1038-1040.

82. Dong Qing W. Imperial Genre Painting: Art as, Pictorial Record // Orientations. July/Aug 1995. - p. 18-24.

83. Dudink A.C. Christianity in late Ming China: five studies / Thesis (Ph. D.). -Leiden: Rijksuniversiteit te Leiden, 1995. 479 p.

84. Dunne G.H. Generation of giants. The story of the Jesuits in China in the last decades of the Ming dynasty. S.J. University of Notre Dame Press, Notre Dame, Indiana, 1962. - 389 p.

85. Eberhard W. A dictionary of Chinese symbols: Hidden symbols in Chinese life and thoughts. London, N.Y.: Routledge, 2003. — 332 p.

86. Edwards R. The world around the Chinese artist: Aspects of realism in Chinese painting. University of Michigan. Cop., 1989. — 155 p.

87. Elliott M.C. The Manchu Way: The Eight Banners and Ethnic Identity in Late Imperial China. Stanford, Calif: StanfordUniversity Press, 2001. — 608 p.

88. Ferguson G. Signs and symbols in Christian art. New York: Oxford univ.press, 1961. - 192 с. Ср. рус. пер., см. выше №58.

89. Ferguson J.C. Survey of Chinese Art. Shanghai: Commercial press, 1940.-153 c.

90. Franke W. China and the West / Transl. by R.A. Wilson. — Oxford: Basil Blackwell, 1967. -VIII. 165 p.

91. Gao Jianping. The expressive act in Chinese art: From calligraphy to paint. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1996. - 237 p.

92. Girard O. France et China: Vie publique et privee des Chinois ancient et modernes, passi et avenir de la France danc L'Extreme Orient. T. 1.2.3. Paris: Hachette, 1869.-473 p.

93. God and Guns in Eighteenth-Century China: Jesuit Missionaries and the Military Campaigns of the Qianlong Emperor 1736-1796 // Contact between Cultures. Volume 4, 1992. - pp. 94-99.

94. Gray B. Studies in Chinese and Islamic art. London: The Pindar Press, 1985.-271 p.

95. Herring H. W. A study of Roman Catholic mission in China. 1692-1744 // NChR.-Vol.III. 1921.- P. 107-126, 198-212.

96. Hibbert Eloise. T. Jesuit Adventure in China during the reign of Kang Hsi. N.Y., 1941.

97. Honor H. Chinoiserie: The Vision of Cathay. London: John Murray Publishers, Ltd., 1961.-294 p.

98. Hsiang Ta. European Influence on Chinese Art in the later Ming and early Ch'ing period//Renditions. №6. - 1976. - pp. 152-179.

99. Hsu I.C.Y. The rise of modern China. — N.Y.: Oxford univ. press, 1976. — 1002 p.

100. Hudson G.F. Europa and China. A survey of their relation from the earliest times to 1800. London: E. Arnold, 1931. - 336 p.

101. Impey O. Chinoiserie. The impact of oriental styles on Western art and decoration. London etc.: Oxford Univ. Press, 1977. — 208 p.175

102. Ishida Mikinosuke. A biographical study of the Guiseppe Castiglione (Lang Shining), a Jesuit painter in the,Court of Peking under the Ch'ing dynasty // The Memoirs of the Research Department of the Toyo Bunko. Tokyo, 1960. -Vol. 19.-pp.79-121.

103. Jackson A., Jaffer A. Encounters: the Meeting of Asia and Europe 1500-1800. London: V&A Publications, 2004. - 395 p.

104. Jourdain M.& R.S.J: Chinese Export Art in the Eighteenth Century. -London: Spring Books, 1967. 152 p.119: Ju Hsi, C.Brown. The Elegant Brush: Chinese Painting under the Qianlong Emperor, 1735-1795.— Phoenix, 1985.

105. Kearney J.F. Brother Castiglione, Artist to Emperors // The four horsemen ride again: Shanghai: Imprimerie De Tou-sè-wè, 1940. - pp. 33-58.

106. Krah! R. Art in the Yongzheng Period: Legacy of an Eccentric Art Lover // Orientations. Nov/Dec, 2005: - pp. 63-69.

107. Lach D. F. Asia in the eve of Europe's expansion. Englewood Cliffs, Prentice Hall, cop., 1965. - 213 p.

108. Latourette K.S. The Chinese. Their history and culture. 2 vols. N.Y.:176

109. Macmillan, 1934. Vol.I. - 506 p.; Vol.11. -389 p.i 126. Lee Thomas H.C. China and Europe : images and influences in sixteenthto eighteenth centuries / edited by Thomas H.C. Lee. Hong Kong: Chinese University Press, 1991. — 356 p.

110. Lesbre E. La Peinture Chinoise / Emmanuelle Lesbre, Liu Jianlong. -Paris: Hazan, 2004. 479 p.

111. Lin Yutang. The Chinese Theory of art: translation from the Masters oft

112. Chinese art. London: Heinemann, 1967. — 244 p.

113. Loehr G.R. L'artiste Jean-Denis Attiret et l'influence exercee par sa description des jardins impériaux // Actes du Colloque International de Sinologie, Chantilly, 20-22 sept., 1974, Paris: Cathasla-les Belles Lettres, 1976. -pp.69-84.

114. Loehr GR. The sinicization of missionary artists and their work at the Manchu court during the XVIII century // Journal of World History. — Paris. — Vol. 7:3, 1963.-p. 795-815.

115. Loehr GR. Giuseppe Castiglione (1688-1766), pittore di corte di Ch'ien-Lung, imperatore della Cina. Roma: Instituto Italiano per il Medio ed estremo Oriente, 1940. - 123 p.

116. Loehr G.R. Missionary Artists at the Manchu Court // Transaction of the Oriental Ceramic Society. Vol.34. - London, 1962-63, — pp. 51-67.

117. Loehr M. Engravings of Ch'ien-Lung's Formosa Campaign // Bulletin of the University of Michigan Museum of Art. 1954. - pp. 12-15.

118. Mahler J.G. Lang Shih-ning / B.S. Myers ed. Encyclopedia of Painting. -New York, 1955.-p. 110.

119. Millward J.A. A Uyghur Muslim in Qianlong's Court. The Meaning of the Fragrant Concubine // The Journal of Asian Studies. Vol.53. — 1994. -pp .427-458.

120. Mungello D.E. The great encounter of China and the West, 1500-1800. -Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2005. 168 p.

121. Musillo M. Reconciling two careers: the Jesuit memoir of Giuseppe177

122. Castiglione lay brother and Qing imperial painter // Eighteenth-Century Studies. Vol. 42. - Issue 1. - Fall 2008, - pp.45-59.

123. Naquin S. Giuseppe Castiglione / Lang Shining. A Review Essay // T'oung Pao. Vol. 95. - Issue 4/5. - 2009. - pp.393-412.

124. Needham J. Within the four seas: The dialogue of East and West. -Toronto and buffalo: University of Toronto Press, 1979. — 228 p.

125. O'Malley J.W. The Jesuits: culture, sciences and the arts, 1540-1773. -Toronto: Univ. of Toronto press, 2000. — 772 p.

126. Olschki L. Guillome Boucher. A French artist at the court of Khans. — Baltimore: The Johns Hopkins press, 1946. — 125 p.

127. Pelliot P. Les Conquetes de l'Empereur de la Chine // T'oung Pao. -Vol.20. Issue 3/4 (1920-21) . - pp. 183-274.

128. Pirazzoli-t'Serstevens M. Musée Guimet (Paris, France). Gravures des conquêtes de l'empereur de Chine Kien-Long au Musée Guimet. Paris: Musée Guimet, 1969. - 55 p.

129. Pirazzoli-t'Serstevens M. Giuseppe Castiglione, 1688-1766: peintre et architecte à la court de Chine. Paris: Thalia, 2007. — 222 pp.

130. Pollak M. Mandarins, Jews and missionaries: The Jew experience in the Chinese Empire. Philadelphia: The Jewish Publication Society of America, 1980.-436 pp.

131. Rawson J. The British Museum book of Chinese Art. Thames & Hudson, 1993. - 396 p.

132. Rawson J. China. The Three Emperors, 1662-1795. An Exhibition from the Palace Museum // Orientations. Nov/Dec. - 2005. — 46 p.

133. Rawson J., Rawski E. China. The Three Emperors 1662-1795. London: Royal Academy of Arts, 2005. - 445 p.

134. Reichwein A. China and Europe. Intelectual and artistic contacts in the XVIII century / Transi. J.C. Powell. London: Kegan Paul, 1925. - 173 p.

135. Rosenzweig D. Court painters of the K'ang-hsi period. University Microfilms Internati, 1976. - 440 p.

136. Rowbotham A.W. Missionary and Mandarin: The Jesuits at the Court of the China. Berkeley, 1942. - 374 p.

137. Shields B.J. Giuseppe Castiglione : Jesuit Painter at the Court of Peking

138. Theology Annual. Vol.3. - Hongkong (1979). - pp. 168-182.

139. Siren O. Chinese Painting: Leading Masters and Principles. New York, 1973, - vol.5, pp.226-228; - vol.7, pp.371-372.

140. Siren O. The Imperial Palaces of Peking. New York, 1976. - pp.47-50.

141. Siren O. The Chinese on the Art of Painting: Translations and Comments. Hong Kong New York: Schocken Books, 1963.- 261 p.

142. Siu V. Castiglione and the Yuanming Yuan Collections // Orientations. — Vol.19. 1988.-pp.72-79.

143. Reed M., Dematte P. China on Paper: European and Chinese'Works from the Late- Sixteenth to the Early Nineteenth Century. Los Angeles, Calif: Getty Research Institute, 2007. - 235 p.

144. Sullivan M. The meeting» of Eastern and Western art. From the Sixteenth century to the present day. London: Thames: Hudson, 1973. - 296 p.

145. Sullivan M. The meeting of eastern and western art. Berkeley etc.: Univ. of California press, 1989. — 306 p.

146. Sullivan M. The Arts of China. Berkeley: Univ. of California Press, 1999-322 p.

147. Thomas Greg M. Yuanmingyuan / Versailles: intercultural interaction between Chinese and European Palace Cultures // Art History. Feb.2009. -Vol.32. - Issue 1. - pp.115-143.

148. Thorp R. L. & Vinograd R.E. Chinese Art & Culture. London, 2001. -440 pp.

149. Treadgold D.W. The West in Russia and China. Religios and secular thought in Modern times. Vol.11: China, 1582-1949. - Cambridge, 1985. - 251p.

150. Treutlin T.N. The Jesuit mission in China during the last years of K'ang Hsi If Pacific Historical Review. T.X.- 1941.

151. Tsao Jung Ylng. Chinese painting of the Middle Qing dynasty. San Francisco (Calif): San Francisco graphic soc., 1987. - 274 p.

152. Waley-Cohen J. Commemorating war in eighteenth-century China // Modern Asian Studies. Vol. 30. - No. 4, Special Issue: War in Modern China (Oct., 1996) - pp.869-899.

153. Waley-Cohen J. China and Western Technology in the Late Eighteenth Century // The American Historical Review. Vol. 98. - No. 5 (December 1993). -pp. 1525-1544.

154. Watson W. The arts of China after 1620. New Haven; Londonr. Yale University Press, cop., 2007. - 274 p.

155. Welch P.B. Chinese art: a guide to motifs and visual imagery. Singapore: Tuttle Publishing, 2008. - 290 p.

156. Werness H.B. The continuum encyclopedia of animal symbolism in Art. Continuum Intrnational Publishing Group, 2004. — 476 p.

157. Williams C.A.S. Outlines of Chinese symbolism and art motives. -Shanghai: Kelly and Walsh, Limited, 1941. 472 p.

158. Wood F. China. The Tree Emperors. An Introduction to the Exhibition for Teachers and Students. Burlington. Royal Academy of Arts, 2005. — 20 p.

159. Wood F. The Silk Road: Two Thousand Years in the Heart of Asia. University of California Press, 2002. 270 p.

160. Wu Hung S. Emperor's Masquerade Costume Portaits of Yongzheng and Qianlong // Orientations. - July/Aug. - 1995. - pp.25-41.

161. Yang Boda. Castiglione at the Qing Court — an important artistic contribution // Orientations. Vol.19. - №11, November - 1988. - pp.44-51.

162. Yu Hui. Naturalism in Qing Imperial Group Portraiture // Orientations. -July/August. 1995. - pp.46.

163. Zhang Xiping. Following the steps of Matteo Ricci to China. Beijing. 2006.

164. Zoratto B. Giuseppe Castiglione, pittore italiano alla corte imperiale ciñese. — Schena, 1994.

165. Ван Яотин (чжубянь). Син шицзе: Лан Шинин ю цин гунси янфэн. (Новый мир: Лан Шинин и западный стиль при цинском дворе). — Тайбэй: Гуоли гугун боуюань, 2007. 163 с.

166. Гугун боуюань: тяньлу чжэньцан: цингун нэйфу бэнь санбай нянь (Триста лет императорской живописи в цинском дворце). Пекин, 2007. -351 с.

167. Гугун боуюань цан вэнь-у чжэньпинь чуаньцзию 14: циндай гунтин хуэйхуа (Полное собрание сокровищ музея Императорского дворца 14г живопись придворных художников цинской династии). Музей Гугун.

168. Пекин Гонконг, 1996. - 298 с.t

169. Гунтин хуацзя лан шинин. Лан Шинин хуэй (Придворный художник Лан Шинин. Собрание работ Лан Шинина). Цяньцзин: Цяньцзин жэньминь мэйшу чубаньши, 2008. — 133 с.

170. Лан Шинин цзопинь цзюаньцзи (Собрание работ Лан Шинина). Бяньцзичжэ голи гугун боуюань бяньцзи вэйюаньхуэй. Чжунхуа миньго тайбэйши шилиньчу вайшуанси: голи гугун боуюань, миньго, 1983. — 112 с.

171. Леу Дунюань. Мэйшу каогу юй гудай вэньмин (Изобразительное искусство, археология и древняя культура). Пекин: Народное издательство изобразительного искусства, 2007. — 452 с.

172. Mo Сяо-е. Шичи шиба шицзи чжуаньцзяоши ю сихуа дунцзень (Миссионеры и распространение западной живописи на Востоке в XVII-XVIII вв.) Ханчжоу: Чжунгуо мэйшу сюеюань чубаншэ, 2002. — 306с.

173. Не Чунчжэн. Лан Шинин хэ тадэ лишихуа, ёухуа цуопинь // Гугунбоуюань юанькань (Лан Шинин и его исторические картины ипроизведения маслом // Сборник Музея Гугун. № 3. — 1979. - с.39-43.181л /

174. Пань Тяньшоу. Чжунго хуэйхуа ши (История китайской живописи). — Шанхайское народное художественное издательство, 1983. 348 с.

175. Сян Да. Мин Цин чжи цзи Чжунго мэйшу со шоу сиян чжи иньсян // Дунфан цзачжи (Сян Да. Западное влияние на китайское искусство периодов Мин и Цин // Восточный журнал). Т.27. - №1. - 1930. - с.19-38.

176. Сифанжэнь бися дэ чжунго фэнчинхуа (Сцены китайской жизни, изображенные западными художниками) . Шанхай, 1997. — 151 с.

177. Сю Минлуш Чжун си вэньхуа цзяолёу сяньцю- цун лимадоу дао лан шинин (Пионеры культурного обмена между Китаем и Западом от Ли Матоу до Лан Шинина). - Восточное издательство, 1993. - 375 с.

178. Фан Хао. Мин мо Цин чу люй Хуа сыжэнь юй шидафу-чжи цзиньцзе (Встречи европейцев, приезжавших в Китай в конце Мин — начале Цин, с китайскими учеными) // Дунфан цзачжи. Т. 39. - №5. - 1943.

179. Ху Гуанхуа. Чжунго мин цинь ёухуа (Масляная живописи династий Мин и Цин). Художественное издательство провинции Хунань, 2001. — 122 с.

180. Хун Хуэйчжэн. Чжун си хуэйхуа бицзяо ши шу (Десять книг сравнения китайской и европейской живописи). Шицзячжуан: Художественное издательство провинции Хэбэй, 2000. — 337 с.

181. Чжан Дэчан. Циндай япянь чжаньчжэн цяньчжи Чжун Си яньхай туншан (Морская торговля Китая с Западом при династии Цин до Опиумных войн // Цинхуа сюэбао. №1. - 1935.

182. Чжан Синлан. Чжун Си цзяотун шиляо хойпянь (Сборник материалов по истории контактов Китая с Западом). Пекин, 1930. Т.2.

183. Чжан Яньшэнь. Чжун фа чуци гуансичжи яньцзю (Изучение китайско-французских связей на раннем этапе) // Чжунго сюэбао. Тайбэй, 1970. Т.1, №2,3.

184. Чжао Ли, Юй Дин (ред.). Чжунш юхуа вэньсянь (Документы о китайской масляной живописи). — Хунаньское художественное издательство, 2001. 1730 с.

185. Чжунго мин хуацзя цзюаньцзи: лан шинин / лан шинин хуэй: не чунчжэн (Полное собрание сочинений об известных китайских художниках: Лан Шинин. — Не Чунчжэн). — Шицзячжуан: Издательство образования Хэбэй, 2006. — 185 с.

186. Чжунго мин цин ёухуа / Ху Гуанхуа бьенчжэ (Живопись маслом минской и цинской эпох / под ред. Ху Гуанхуа). — Чанша: Художественное издательство провинции Хунань, 2001. — 124 с.

187. Чжунго хуа сюе чуаньши / Чжэн Учан бьенчжэ (Всеобщая история китайской живописи / под ред. Чжэн Учана). — Шанхай: Шанхайское издательство живописи и каллиграфии, 1985. — 518 с.i {

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.