Усадьба в культурном пространстве сибирского города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Гурьянова, Ирина Сергеевна

  • Гурьянова, Ирина Сергеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 210
Гурьянова, Ирина Сергеевна. Усадьба в культурном пространстве сибирского города: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2008. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Гурьянова, Ирина Сергеевна

Введение.

Глава I. Теоретическое основание культурологического анализа культурного пространства города, городской культуры, усадьбы.

1.1. Понятие «культурное пространство города»

1.2. «Город», «городская культура» в процессе градообразования в России.

1.3. Феномен русской усадьбы.

Выводы по первой главе.

Глава 11. Формирование городской культуры Сибири.

2.1. Историческое формирование сибирского города.

2.2. Городская культура в пространстве Сибири.

Выводы по второй главе.

Глава III. Культурологический анализ усадебной культуры сибирского города

3.1. Усадебная культура Западной Сибири.

3.2. Усадебная культура Восточной Сибири.

3.3. Семиотика сибирской усадьбы.

Выводы по третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Усадьба в культурном пространстве сибирского города»

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI вв., периода поисков новых парадигм и тенденций в развитии общества, приобретает первостепенное значение исследование прошлого культуры. Особенно это характерно для российской культуры, когда на протяжении долгого времени по разным причинам многие темы были под запретом, а многое интерпретировалось деформированно под идеологическим давлением.

Согласно новому закону об охране всемирного культурного и природного наследия (2006 г.), исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов являются всемирным культурным наследием. Тема «Усадебная культура Сибири» является комплексной научной проблемой «Малые города России» и ее составляющей - «История и культура городов Сибири». Актуальность проблемы усадьбы обусловлена уникальностью этого историко-культурного феномена России. Зародившись в XVI веке, усадьба динамично изменялась на протяжении многих столетий. При этом наблюдались явные региональные различия на обширном пространстве России.

Бурный, часто трагический для страны двадцатый век уничтожил значительную часть историко-культурного и природного наследия, связанного с усадьбой. Мпогие из них былтг разорены, а многие просто стерты с лица земли, утеряны сложившиеся веками богатейшие традиции усадебной культуры, принципы и приемы их формирования.

Многие исторические города сохранили, наряду с уникальными памятниками архитектуры, старую рядовую застройку, определявшую их облик на длительном этапе исторического развития и служащую основным формообразующим элементом и по сей день. Сохранение исторического облика городов и сел — это не ностальгический порыв, преходящая мода на стиль «ретро», а осознанная мера, вытекающая из самого принципа культурно-исторической преемственности.

С ростом современного индустриального и жилищного строительства, глобализацией и в то же время недостатком средств на реконструкцию памятников архитектуры, города теряют не только исторический облик, но часто и свою индивидуальность. Активное строительное внедрение в среду города приводит к изменению его архитектурного облика. С его утратой уходят в небытие традиции, мироощущение эпохи. Поэтому исчезающий громадный пласт российской духовно-материальной культуры требует глубокого и скорейшего изучения и фиксации. Это обстоятельство является главным обоснованием актуальности настоящей диссертации и оживления интереса к проблеме усадеб.

Проведены обстоятельные исследования в целом ряде регионов. Но в Сибири до настоящего времени не проводилось обобщающего исследования, выявлявшего особенности формирования и развития усадебной культуры городов Сибири.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, В.Л.Каганского, Г.Е.Крейдлина, Ю.М.Лотмаиа, В.Н.Топорова1, посвященные исследованию культурного пространства России.

Большое влияние на общий стиль историко-культурологического исследования города и городской культуры оказали работы Я.Е.Водарского, В.П.Даркевича, Н.И.Костомарова, Л.В.Кошмана, Б.Н.Миронова,

1 Иконникова, С.Н. История культурологических тсорий/C.H. Иконникова. — 2-е изд., пепераб. и доп. — СПб, 2005; Каган, М.С. Культура города и пути ее изучения/М.С. Каган // Город и культура: Сб. науч. тр. СПбГИК им. HJC. Крупской. - СПб., 1992. - T.140; Каганский, В Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сб. статей/В.Л. Каганский. - М., 2001; Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика/Г.Е. Крейдлин. — М., 2002; Лотман, Ю.М. Семиотика города и городской культуры/Ю.М. Лотман // Ученые записки Тартургского гос. ун-та. Вып.664. Труды по знаковым системам XVIII в. — Тарту, 1984; Топоров, В.Н. Пространство и текст/В.Н. Топоров //Текст: семантика и структура. - М., 1997.

Л.И.Михайловой, А.А.Г1равоторовой, А.Е.Г1реснякова, М.Г.Рабиновича, М.Н.Шмелевой2 и др.

Русская усадьба - факт реальной культуры и вместе с тем явление мифологическое. Предметно существующая в сохранившихся документах и памятниках, она часть окружающего современного мира, но сверх того и некий этически и эстетически совершенный образ частной жизни, в которой человек, природа и искусство слиты воедино. Двойственная, материальная и идеальная, сущность усадьбы получила отражение уже на начальных этапах ее изучения в изданных в 1910-1950-х гг. трудах В.С.Бозырева, И.А.Бондаренко, Н.Н.Врангеля, А.Н.Греча, М.А.Ильина, Н.А.Кожина, ВЛ.Курбатова, Г.К.Лукомского, А.И. Некрасова3.

Историография, созданная в 1960-80-е гг. неоднородна. Историтсо-архитектурное освоение темы осуществлялось дифференцированно и в основном сводилось к локальному изучению одного из типологических аспектов усадебного искусства.

В научных работах последних лет поставлен широкий круг вопросов по всестороннему изучению усадеб; рассмотрены разные этапы развития усадебного строительства на примере многих регионов страны. Общие исторические исследования дают представление о статистических сведениях, историческом развитии усадеб и особенностях быта владельцев

2 Водарский, Я.Е. Промышленные селения центральной Россни)/Я.Е. Водарский. - М., 1992; Даркевич, В.П. Происхождение и развитое городов Древней Руси (X-XII вв.)/В.П. Даркевич // Вопросы истории. 1994. -№10; Костомаров, ГШ. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа/Н.И. Костомаров. - М., 1993; Кошман, Л.В. Город в общественно-культурной жизни/Л.В. Кошман // Очерки русской культуры XIX в. -М., 1998; Миронов, Б.Н. Русский город в 1740-60-е гг.: демографическое, социальное и экономическое развитие/ Б.П. Миронов. - Л., 1997; Михайлова, Л.И. Социология культуры/ Л.И. MuxaimoBa. - М., 1999; Правоторова, А.А. Механизмы воспроизводства городской культуры/А.А. Правоторова // Проблемы культуры: сб. науч. тр. - Новосибирск, 1998; Пресняков, А.Е. Княжое право в Древней Руси/А.Е. Пресняков. — М, 1993; Рабинович, М.Г. Русский город/М.Г. Рабинович. - М., 1991; Шмелева, M.H. Город и народные традиции русских/М.Н. Шмелева. - М., 1989.

3 Усадьба в русской культуре XIX - нач. XX вв./Отв. Ред. B.C. Бозыреа. - М., 1966; Бондаренко, И.А. Архитектура русской усадьбы/И.А. Бондаренко. — М., 1998; Врангель, Н.Н. Старые усадьбы: очерки истории русской дворяпской культуры/H.II. Врангель. - СПб., 2000; Греч, A.II. Убранство остафьевского дома (Остафьево в воспоминаниях и документах)/А.Н. Греч. - М., 2007; Ильин, М.А. Архитектура Москвы в XVIII неке/М.Л. Ильин. — М, 1953; Кожин, Н.А. Архитектура Среднсвековьи/Н.А. Кожин. — М., 1940; Курбатов, BJI. Петербург: Художественно-историчсскин очерк и обзор художественного богатства столицы/В.Я. Курбатов. - СПб., 1993; Лукомскнй, Г.К. Кострома: [Ист. очерк и описание памятников худож. етарины]/Г.К. Лукомскин. - М., 2002; Некрасов, А.И. Теория архитектуры/А.И. Некрасов. - М., 1994.

Л.Г.Березовская, И.П.Берлякова, Т.З.Бирюкова, Я.Е.Водарский, Л.В.Иванова, М.Б.Михайлов, Ю.А.Тихонов4.

Некоторые историко-искусствоведческие труды связаны с изучением вопросов места и роли усадьбы в художественной культуре (Т.П.Каждан, Д.С.Лихачев, М.Харит5).

В культурологическом аспекте феномен русской усадьбы рассматривается в обзорных работах по истории русской культуры (В.Д.Двораковский, Б.И.Краснобаев, Ю.С.Рябцев6).

Вопросы пространственно-планировочной организации усадебного расселения и архитектурно-градостроительные проблемы развития усадебного строительства освящены в трудах Б.А.Жученко, С.П.Заварихина, Т.Е.Исаченко, Н.П.Овчинниковой7.

Целый ряд научных исследований посвящен изучению садово-паркового искусства, композиционно-планировочных, архитектурных и стилистических особенностей усадебных комплексов разных временных периодов (В.Бочков, А.П.Вергунов, Т.Б.Дубяго, Л.В.Никифорова, о

С.С.Ожегов, Н.Я. Тихомиров, Д.О.Швидковский, Е.П. Щукина ).

4 Березовская, Л.Г., Берлякова И.П. Введение в историю русской культуры/ Л.Г. Березовская, И.П. Берлякова. -М., 2002; Усадебное ожерелье юго-запада Москвы/Т.3. Бирюкова, Л.В. Иванова, М.Ю. Коробко и др. - М, 1996, Михаилов, М.Б. Национальное и художественное своеобразие русских п британских усадеб в системе города Классицизма/М.Б. Михайлов // Архитектура русской усадьбы. - М., 1998; Тихонов, Ю.А. Помещичьи крестьяне в России. Феодальная рейта в XVII - пач. XVIII вЛО.Л. Тихонов.- М, 1974.

5 Каждан, Т.П. Художественный мир русской усадьбы/Т.П. Каждая. - М., 1997; Лихачев, Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — 3-е изд., испр. и допУД.С. Лихачев. - М., 1998; Харит, М. Новый век российской усадьбы/М.Харит. - М., 2001.

6 Двораковский, В.Д. Дом графа Остермана/В.Д. Двораковский // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. - М., 1998; Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века/Б.И. Краснобаев. - М., 1987; Рябцев, Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX ввЛО.С. Рябцев - М., 1997.

7 Заварихин, С.П., Жученко Б.А. Архитектура Тгомени/С.П. Заварихин, Б.А. Жученко. - Тюмень, 2004; Исаченко, Т.Е. Природо-культуриые комплексы старинных усадеб/Т.Е. Исаченко // Культурный ландшафт: теория и практика: Мат-лы юбилейной научной конференции (3-11 ноября 2003 г.). — М, 2004; Овчинникова, Н.П. Вопросы исследования отечественного архитекгуроведенияЛШ. Овчинникова. - СПб., 2000.

8 Бочков, В. Великолепное Щелыково/B. Бочков // Наше наследие. - М., 1994. - №29-30; Вергунов, А.П. Архитектурная композиция садов и парков. — М., 1980; Дубяго, Т.Б. Русские регулярные сады и парки/Т.Б. Дубяго. - Л., 1963; Никифорова, Л.В. Дворец в истории русской культуры. Типологический анализ /Л.В. Никифорова. - СПб., 2006; Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры: Уч. пособие/С.С. Ожегов. -М., 1994; Тихомиров, НЛ. Архитектура подмосковных усадсб/НЛ. Тихомиров. - М., 1955; Швидковский, Д. Усадьбы старые таинственной Руси/Д. ШвидковскийУ/Наше наследие. — М.,1994,Ж29-30; Щукина, Е.Г1. Подмосковные усадебные сады и парки второй половины XVIII в./Е.П. Щукина. - М., 1952.

Усадебный интерьер стал предметом исследования А.К.Байбурина, Р.М.Байбуровой, С.Т.Махлиной, А.Б.Пермиловской, Л.В.Тыдмана9.

Много внимания уделено региональным особенностям усадебной культуры (диссертации М.А.Барашева, Л.М.Горенко, Н.В.Грязновой, О.А. Летучевой, О.В.Литвинцевой, В.Л.Мельникова, Е.В.Полянцева, М.В.Пономаревой, А.Б.Свитнева).

Интерес к изучению усадебной культуры Сибири отразился в разнообразных печатных изданиях. Впервые вопрос об особенностях и своеобразии сибирских усадеб, связанных с планировкой, местными природными условиями и традициями, был поднят Е.А. Ащспковым10.

Информационной основой для диссертационного исследования стали:

- общие исторические труды, связанные со статистическими данными (А.Р. Артемьев, СШ.Вилков, Т.Е.Квецинская, В.Ы.Курилов, Г.А.Леонтьева)11; повествующие о землевладении и ведении помещичьего хозяйства (В.В.Веселкина, А.Н.Копылов, ВЛ.Шахеров)12;

- культурологические работы, исследующие культурное пространство Сибири (А. Быстрицкий, В.Л. Кургузов, Т.Ф. Ляпкина, В.К. Назаров, Д.Я.Резун, Н.А.Томилов13);

9 Байбуриы, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян/А.К. Байбурин. - 2-е изд., исир. — М., 2005; Байбурона, P.M. Екатерина Великая и Москва: Каг. Выст. 250-летшо Москвы посвящается июнь-сентябрь, 1997/Р.М. Байбурова. — М., 1997; Махлина, С.Т. Искусство интерьера/C.T. Махлина. — СПб., 1992; Пермиловская, Л.Б. Крестьянски» дом в культуре русского Севера/А.Б. Псрмиловская — Пстрозаводск,2000; Тыдман, Л.В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг./Л.В. Тыдман.-М, 2000.

10Ащепков, Е. Русское народное зодчество Западной Сибири/ Е.Лщепков,1950; Ащенков, Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири/ Е.Ащспков. — М., 1953.

11 Артемьев, А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII - XVIII вв./А.Р. Артемьев. — Владивосток, 1999; Вилков, О.Н. Динамика численности и источники формирования посадского населения Восючной Сибири в 1719-1782 гг/О.Ы. Вилков // Исторический опыт социально-демографического развития Сибири. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. — Новосибирск, 1989. - Выл. 1; Квсцинская, Т.Е. Ремесла г. Верхотурья в XVII в/Г.Е. Квсципская // История городов Сибири досоветского периода (XVII — начало XX в.). - Новосибирск, 1977; Курилов, В.Н. Участие служилых людей в становлении г. Тюмени как торгово-промышленного центра в XVII B./B.H. Курилов // Города Сибири (экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период). — Новосибирск, 1974; Леонтьева, Г.А. Служилые люди Восточной Сибири во второй половине XVII — первой четверти XVIII bbjT.A. Леонтьева. - М., 1972.

12Веселкина, B.B. История Тюменского края/В.В. Веселкнна. — Свердловск, 1975; Копылов, А.Н. Культура русского населения Сибири 17-18 вв7А.Н. Копылов. - Новосибирск, 1992; Шахеров, В.П. Города Восточной Сибири n XVIII - первой половине XIX в7В.Г1. Шахеров. - Иркутск, 2001.

13 Быстрицкий, A. Urbi ct orbi/A. Быстрицкий // Новый мир, 1994. - №12; Кургузов, B.JI. О понятии «культурное пространство» и проблема самондснтнфшпщни его регионального образа/В.Л. Кургузов // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2002; Ляпкина, Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири конец XVII - начало XX нвУТ.Ф. Лянкина. - СПб., 2006;

ИОГОрЛлО-! bvi pawioi, puvvLvia Lprtyaiviu^aiv ouufuijot заселения и освоения, сибирских земель (A.P.Артемьев, С.Н.Баландин, С.В.Евдокимова, В.И.Кочедамов, Г.Красинский, А.А.Преображснский, Д.Я.Резун, В.И.Сергеев)14;

- исторические работы с описанием архитектурно-планировочных особенностей сибирских городов (В.Т.Горбачев, Б.И.Оглы)15, исследования социального состава населения Сибири (В.П.Бойко, Н.Гончаров, С.В. Евдокимова, И.Ю.Замула, В.Я. Лаверычев, В.РЛейкина-Свирская, О.Н. Судакова, Ы.Щукин)16;

- историко-искусствоведческие работы, с описанием архитектурно-планировочных и стилистических особенностей сибирских усадеб

17

В.Гурьянов, А.Лебедева, В.А.Липинская, Л.К.Минерт, Т.М.Степанская) ;

- научно-исследовательские проекты, связанные с зонами и восстановлением, а также музеефикацией усадеб (В.К. Гурьянов);

Назаров, В.К. Общенациональная идея как фактор интеграции культурного пространства России: евразийская версня/В.К. Назаров // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. - Улан-Удэ; Резун, Д.Я. К проблеме основных категорий городской культуры Сибири XVII в/ДЛ. Рсзун // Проблемы культуры городов России: материалы второго Всероссийского науч.-нракт. Семинара 22-24 октября 1996г. — Омск, 1996. — 4.1; Томшюв, Н.А. Сспероазиатская культурная провинция it ее место в ареалах мировой цивнлизации/Н.Л. Томилоп // Россия н Восток: история н 1сультура. Материалы IV международной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». - Омск, 1997. иБаландин, С.Н. Оборонная архитектура Сибири в XV И вскс)/С.Н. Баландин. - Новосибирск, 1992; Евдокимова, С.В. Очерки истории городов Забайкалья XVII-XVIH imVC.B. Евдокимова. - Улан-Удэ, 1992; Кочедамов, В.И. Омск. Как рос и строился город/В.И» Кочедамон. — Омск, 1960; Краошский Г. Покорение Сибири и Иван Грозный/ Г. Красинский // Вопросы истории, 1947, №3; Преображенский, А.А. Урал н Западная Сибирь в конце XVI — начале XVII вв./ А.А. Преображенский. - М., 1972; Сергеев, В.И. Основание городов/В.И. Сергеев. - M., 1988.

15 Горбачев, B.T. Усадьба и квартал в сибирском городе во второй половине XIX — начале XX B./B.T. Горбачеп // Памятники истории археологии и архитектуры Сибири: Сб. науч. тр./Под ред. O.IL Вилкова. — Новосибирск, 1989; Оглы, Б.И. Строительство городов Сибири/Б.И. Оглы. — Л., 1980.

16 Бойко, В.П. Томское купечество в конце XVIII — XIX вв. Из историк формирования сибирской буржуазин/В.П. Бойко. - Томск, 1996; Гончаров, IO.M. Городская семья Сибири шорой иоловипы XIX -начала XX в./Ю.М. Гончаров. - Барнаул, 2002; Замула, И.Ю. Городская культура и общественный быт Всрхнеудннска(1875-февраль 1917 гг.)/ИЛО. Замула. — Иркутск, 2001; Лаверычев, В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (1861-1900гг.)/В.Я. Лаверычев. -М., 1974; Лейкина-Свирская, B.P. Интеллигенция в России во второй половине XIX века/ В.Р. Лейкина-Свирская. — М, 1971; Судакова, О.Н. Культура русского купечества (20-е rT.XVIII-нач. 60-х гг. XIX вв.)/О.Н. Судакова. — СПб., 1998; Щукин, Н. Житне сибирское в древш1х преданиях и нынешних впечатлениях/ П. Щукин // Записки иркутских жителей, 1990.

17Гурьянов, В.К. По Большой, Болыпой-Пиколаевской/В.К. Гурьянов. — Улан-Удэ, 1998; Лебедева, А.А. К нсгорип формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта (XIX - начало XX в.)/А.А. Лебедева // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии: Сб. науч. тр. — М., 1969; Лшшнская, В.А. Поселения, жилище и одккда русского населения Алтайского края/В.А. Лнгшнская // Этнография русского населения Сибири и Средней Азии: Сб. науч. тр. — М., 1969; Минерт, Л.К. Па.мятники архитектуры Бурятнн/Л.К. Минерт. - Новосибирск, 1983; Степанская, T.M. Сад в сибирском городе XIX — начала XX столетнй/Т.М. Степанская // Современное историческое снбириведсние XVII - начала XX вв. -Барнаул, 2000.

- историко-краеведческие исследования, изучающие историю усадьбы «в лицах», т.е. жизнь владельцев в усадьбе (В .В.Тихонов, В.И.Терентьева, М.А.Шешин)18;

- воспоминания и дневники (Н.А.Бурлаков, Э.П.Зиннер, А.Мартос, Н.А.Полевой)19.

Следует отметить, что большинство исследований по усадебной культуре Сибири не носят комплексной направленности. Сибирская усадьба рассматривалась в русле истории, поэтому необходима дальнейшая разработка данной проблемы с привлечением культурологических знаний.

Цель диссертационного исследования — выявление особенностей и специфики формирования и развития усадебной культуры городов Сибири в конце XVIII - начале XX вв.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятий «культурное пространство города», «городская культура», «усадьба», «усадебная культура».

2. Проанализировать процесс формирования и развития городской культуры в России и Сибири.

3. Выявить преемственность традиций русской усадьбы в усадебной культуре городов Сибири.

4. Определить факторы, повлиявшие на специфику формирования и развития усадебной культуры городов Сибири.

5. Выявить отличительные особенности усадебной культуры городов Западной и Восточной Сибири.

Объект исследования — усадебная культура городов Сибири (конец XVIII- начала XX вв.).

18 Тихонов, В.В. Усадьба крестьянина Зарубина Среднего Приангарья начала XX века/В.В. Тихонов // «Тальцы» архитектурно-этнографический музей (Ирк. обл.). - Иркутск, 2000; Терентьева, В.И. История семьи шушенского купца Э Урбана/В.И. Терентьева// «Тальцы» архитектурно-этнографический музей (Ирк. обл.). — Иркутск, 1999; Тугутов, И.Е. Материальная культура бурят/И.Е. Тугутов. - Улан-Уда, 1958; Шсшин, М.А. Декабрист К.П. Торсон/М.А. Шешин. - Улан-Удэ, 1980.

19 Зиннср, Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII векаУЭ.П. Зиннер. - Иркутск, 1968; Мартос, А. Письма о Восточной Сибири/А. Мартос. - М., 1827; Полевой, Н.А. О купеческом звании, и особенно в Россин/Н.А. Полевой // Московский телеграф. — 1831.

Предмет исследования - региональные особенности формирования и развития усадебной культуры городов Сибири.

Территориальные границы исследования охватывают все новые российские земли Зауралья, присоединенные к России с XVII в. с городами Западной Сибири (Верхотурье, Пелым, Туринск, Тюмень, Тобольск, Сургут, Тара, Нарым, Омск, Березов, Томск, Кузнецк, Барнаул, Новониколаевск), а также Восточной Сибири (Мангазея, Енисейск, Красноярск, Иркутск, Илимск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхта, Нерчинск, Якутск).

Хронологические границы исследования - с конца XVIII до начала XX вв. Нижняя граница исследования определилась согласно появлению усадеб в сибирских городах. Верхняя граница определена началом XX века (1917 г.). Именно в это время национализация земли лишила усадьбы хозяев, вследствие чего исчез и особый усадебный уклад жизни.

Методологические основы исследования в соответствии с поставленными задачами представляет собой:

В качестве основного метода был выбран историко-культурологический, в котором сочетание исторического и проблемно-логического подходов позволило не ограничиваться описанием фактов, процессов, событий, но и выявить логику культурного развития, закономерностей и механизмов динамики культуры. Исследования проводились комплексно с использованием общенаучных методов: анализа, сравнения. Методы анализа и сравнения в дополнении с элементами статистических и этнографических методов (включенное наблюдение, интервьюирование, описание, анализ картографических и фотографических материалов) на наш взгляд существенно дополнили исследование, помогли выявить общее и особенное в процессе развития усадебной культуры как Западной, так и Восточной Сибири. Аксиологический метод дал возможность представить феномен усадебной культуры Сибири как систему ценностей, формирующуюся под влиянием определенных условий.

Источниками исследования стали текстовые, картографические и фотографические материалы, сосредоточенные в ведущих библиотеках, музеях и архивах России: Российской Публичной Библиотеке (г. Санкт-Петербург), в научной библиотеке Российской Академии наук, Государственном Русском музее, Российском государственном историческом архиве. Главными же источниками, многие из которых впервые введены автором диссертационного исследования в научный оборот, служили материалы Национального архива Республики Бурятия (НАРБ).

Все имеющиеся источники мы классифицировали по типам и выделили в несколько групп:

В первую группу вошли опубликованные источники: Законы Российской империи (ПСЗРИ) T.XI, XVIII, T.XXI, XXII, XXVI, XXXI, XXXVi, XXXVII, регламентирующие регулярность застройки российских городов XVIII - первой половины XIX в. Наказы, переписка и распоряжения между губернским и уездным начальством отражены в следующих источниках: «Список городовых архивов Сибири» Г.Ф.Миллера, Иркутские губернские ведомости. - №24, 1885; Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова) // Труды Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического общества, 1911. Хозяйственно-экономические процессы, происходящие в сибирских городах, отражены в труде Хозяйственного департамента Министерства Внутренних Дел «Экономическое состояние городскихъ поселений Сибири. - СПб., 1882. Сведения о типах застройки усадеб Западной Сибири содержатся в материалах по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томском округе. - Барнаул, 18981899.

Вторую группу источников составили документы РГАДА (фонд 931), содержащие сведения о московских городских усадьбах. Также сюда вошли сведения, касающиеся городской культуры и усадебного хозяйства Сибири, сосредоточенные в Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ) в фондах: 10, 11, 20, 128, 294. В них содержатся статистические сведения о состоянии народонаселения, городовые отчеты, сведения о национальном составе города, оценочные ведомости недвижимого имущества, сведения о ремонте и содержании городских усадеб, сведения о ярмарках, списки владельцев усадебных домов и др. Также сюда вошли дневники, воспоминания и мемуары. В дневниках Н.Н. Бурлакова, хранящихся в НАРБе, содержатся подробные сведения о жизни, быте и занятиях горожан.

В третью группу источников вошли отдельные материалы из краеведческих, музеев сибирских городов Тюмени, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Кяхты (карты, панорамы, чертежи, планы усадеб и фотографии отдельных домов).

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Впервые проведено историко-культурологическое исследование процесса формирования и развития усадебной культуры на территории Сибири. Для этого извлечены и введены в научный оборот ранее не задействованные архивные материалы по данной теме (НАРБ).

2. Определены основные факторы, повлиявшие на специфику формирования и развития усадебной культуры городов Сибири: своеобразный ландшафт, суровые природно-климатические условия, особенности инфраструктуры городов, социальный состав населения (купцы и мещане), развитая система знаковых элементов при возведении усадьбы, а также структурном наполнении ее внутренних пространств.

3. Выявлены отличительные особенности усадебной культуры городов Сибири, а именно: позднее проникновение архитектурных стилей, отсутствие парковой зоны на территории усадьбы и замена её садами, там, где позволяли природно-климатические условия города. Доказано, что характер усадебной культуры городов Сибири зависел не от сословной принадлежности хозяина усадьбы, а от его состоятельности.

4. Проведен сравнительный анализ усадебной культуры, который выявил следующие типологические отличия: в купеческих усадьбах Западной Сибири сады - обязательный элемент усадьбы, а в Восточной

Сибири, скорее исключение чем правило; стиль модерн ярче представлен в усадебной культуре городов Западной Сибири, в то время как в Восточной Сибири он не получил распространение в строительстве главных усадебных домов; выявлены типологические различия в планировке усадеб и архитектуре усадебных домов.

Положения, выносимые на защиту:

- Усадебная культура - это сложное многоплановое явление русской культуры. Это и культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. Впервые термин «усадебная культура» употребил академик Д.С. Лихачев.

- Усадебная культура городов Сибири характеризуется не только комплексом жилых, хозяйственных и садовых построек, но главным образом это жизненное пространство конкретного владельца, культурная среда, главная составляющая культурного пространства сибирского города.

- Усадебная культура городов Сибири предстает как целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность региона, основанная на взаимосвязи основных детерминант: процессов урбанизации Сибири, природно-географических и климатических условий, особенностей городской инфраструктуры, усадебных традиций.

- Характер усадебной культуры городов Сибири напрямую зависел от финансовых возможностей и вкусов хозяина, в то время как в Центральной России характер усадебной культуры определялся сословной принадлежностью.

- Культурологический анализ позволяет выделить отличительные особенности усадебной культуры городов Сибири: а) отсутствие важнейших составляющих усадьбы: парки, аллеи, скверы; б) позднее проникновение архитектурных стилей; в) компактность и строгость планировочной структуры сибирской усадьбы; г) в декоре сибирской усадьбы обнаруживается влияние художественных элементов автохтонных народов Сибири.

- Важным фактором усадебной культуры городов Сибири была развитая система знаковых элементов при возведении усадьбы, а также структурном наполнении внутренних пространств, которая базируется на представлениях восточнославянской традиционной культуры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в существенном дополнении исследовательского потенциала в изучении усадьбы как феномена русской культуры в ее региональном воплощении; возможности использования ее результатов при дальнейшем изучении регионального историко-культурного усадебного наследия, при разработке нормативных документов и создании проектов по реконструкции, реставрации и музеефикации усадебных комплексов. Кроме того, материалы и выводы диссертации могут быть использованы при составлении учебных программ и пособий, для чтения лекций и проведения семинарских занятий по курсу исторической и региональной культурологии.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры философии и культурологии ИППК-РГИ СПбГУ. Основные результаты и положения работы представлены на конференции «Дни Петербургской философии 2004»; международном симпозиуме «Байкальские встречи 2005»; I Культурологическом конгрессе 2006, а также отражены в шести публикациях в печатных научных изданиях, в том числе в одном журнале, рекомендованном ВАК Минобразования и науки РФ для публикации результатов кандидатских исследований.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Гурьянова, Ирина Сергеевна

Выводы по третьей главе

На формирование усадебной культуры городов Западной и Восточной Сибири, несомненно, повлияли традиции русского градостроительства. Подводя итог обзору типов изб Западной и Восточной Сибири, можно сказать, что указанными основными схемами («клеть», «связь», «пятистенок» и «крестовая изба») исчерпываются почти все основные приемы планировки изб в данных районах. В Восточной Сибири очень редко встречаются комбинированные избы, распространенные в юго-западных районах Сибири. Двойные и тройные дома, распространенные и в Западной и в Восточной Сибири имеют различие в своем завершении. В Западной Сибири каждый сруб перекрывается отдельной крышей, в Восточной Сибири все дома завершаются одной общей крышей. Анализ жилых и хозяйственных построек сибирских городов позволяет выявить тесную связь с культурой северовеликорусских областей Европейской части России.

В городах Западной и Восточной Сибири встречается однорядная, двухрядная и замкнутая в плане застройка, при которой хозяйственные постройки расположены по периметру двора, а также огороженная застройка с разобщенными хозяйственными помещениями. Однако формы застройки в Западной и Восточной Сибири, при одинаковом принципиальном решении, имеют различия. План усадебного двора в Западной Сибири близок к квадрату, строения более компактны. В Восточной Сибири была распространена вытянутая вдоль форма участка, образованная путем деления общей площади на два хозяина и объединенная рядом поставленными въездными воротами. Таким образом, выявлено два основных типа композиционных решений усадебного ядра: со служебными и хозяйственными постройками, удаленными от главного усадебного дома; с постройками, образующими в композиции с домом пространство парадного двора, незамкнутого, полузамкнутого и замкнутого или огороженного. Незамкнутый парадный двор — это когда служебные и хозяйственные постройки располагались по одну его сторону. Полузамкнутый парадный двор окаймлялся служебными и хозяйственными постройками с нескольких сторон. Усадьбы с замкнутым парадным двором формируются постройками, размещенными по всему его периметру.

По характеру стилистического решения выделено три основные группы усадебных домов: 1. Дома, архитектура которых демонстрирует влияние позднего классицизма; 2. Дома разных архитектурных стилей (эклектика); 3. Усадебные дома без признаков стиля, не имевшихся изначально или утерявшихся в результате перестроек, к концу XIX века были распространены по всей территории Сибири (к этой же группе относятся усадьбы в стиле барокко).

Стиль модерн успел ярко проявиться лишь в усадебной культуре городов Западной Сибири, в Восточной Сибири он был представлен малочисленными постройками на усадьбах (магазины, мастерские и т.д.), главных усадебных домов в стиле модерн не было.

Развитие усадебных комплексов русского населения Сибири происходило на основе принципа функционального соподчинения, т.е. на основе выполнения постройками определенных хозяйственно-бытовых функций: обеспечение условий для жизни семьи, хранение припасов» и обработки сельскохозяйственной продукции, содержание скота. Этот принцип реализовывался во внутриусадебном расположении жилых, подсобных и хозяйственных помещений, их связи и последовательности выполнения хозяйственных работ. Главным отличием усадебной культуры городов Западной и Восточной Сибири было то, что в составе усадеб Восточной Сибири практически отсутствовали важнейшие составляющие — сады.

Важным фактором усадебной культуры сибирских городов была развитая система знаковых элементов при возведении усадьбы, а также структурном наполнении ее внутренних пространств, которая соответствует представлениям восточнославянской традиционной культуры.

Заключение

В силу разных природных условий, неравномерного социально-экономического развития городов, особенностей исторического заселения и освоения разных территорий проявились региональные особенности формирования и развития усадеб, выявление и изучение которых на примере Сибири стало темой данной диссертации.

Результатом научного исследования стали следующие положения:

1. Уникальность усадебной культуры России заключается в том, что она отразила образ жизни именно русского человека, дворянина. Специфичность усадебной культуры в том, что усадьбы были центрами экономического и культурного развития значительных территорий, они фактически являлись организаторами сельского производства; архитектурные ансамбли усадеб, хозяйственные постройки, парки, пруды, кладбища, часовни, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих; в провинциальные дворянские усадьбы привносилась культура и быт столичных городов. Таким образом, усадьба несла в себе все основное и новое, все самое важное в жизни России.

2. Усадебная культура городов Сибири характеризуется не только комплексом жилых, хозяйственных и садовых построек, но главным образом это жизненное пространство конкретного владельца, культурная среда, главная составляющая культурного пространства сибирского города. Важнейшей особенностью усадебной культуры Сибири было то, что она изначально формировалась как городская, в то время как в Европейской части России большую распространенность получила загородная усадьба. Сибирская усадьба не в меньшей степени была средоточием культуры, т.к. именно в своих усадьбах хозяева устраивали поэтические и музыкальные вечера, праздники и балы-маскарады, именно в своей усадьбе встречали дорогих гостей и важных персон. Важно и то, что в усадебной культуре городов Сибири происходит смешение двух образов жизни - городского и деревенского.

3. Проанализировав процесс градообразования в России и в Сибири, мы сделали вывод, что если в России городская культура сложилась уже к XVII веку, то в Сибири в это же время мы наблюдаем культуру «острожную». Собственно городская культура формируется лишь в XVIII веке. Причины такого отставания лежали не только в отдаленности Сибири от основных культурных и административных центров, но также и в особенностях социально-экономического и политического развития края. Таким образом, городская культура, сложившаяся в Сибири в XVIII в., представляла собой подвижный, зыбкий в контурах образ, который возникал в результате преломления универсальных культурных процессов то в одном, то в другом городе в разное время. И эту городскую культуру формируют следующие функции: административные, культурные и конфессиональные, коммуникационные, торгово-ремесленные.

Кроме того, на специфику формирования усадебной культуры городов Сибири влиял ландшафт и климат местности. Усадебная культура имела дорегулярную планировку, застройка умело вписывалась в природный ландшафт с использованием в структуре природных доминант. Конец XVIII в. знаменуется для усадебной культуры сибирских городов введением регулярной планировки. Суровые природно-климатические условия сибирского края вызывали необходимость в создании компактных планировочных микроструктур. Высокие крыши, маленькие окна, высокие подклеты, низкие потолки способствовали появлению специфики местных особенностей усадебной культуры. Таким образом, усадебная культура городов Сибири предстает как целостное явление, в котором выражается культурная сущность региона.

4. В Центральной России основными сословиями были дворяне и чиновники. В русском городе последовательно проводилась система социального зонирования. Крупные усадьбы местной администрации и богатых дворян с каменными двух- и трехэтажными домами образовывали наиболее репрезентативную среднюю зону; вокруг нее простирался пояс меньших по величине усадеб, предназначенных для дворян и купечества, где дома имели каменный нижний и деревянный верхний этажи; далее — еще более широкая зона небольших усадеб мещан и мелких купцов, и, наконец, небольшие деревянные дома низших слоев городского мещанства.1 Таким образом, принцип социальной иерархии четко воплощался и в планировке - в виде расходящихся от центра к окраинам колец, и в объемной композиции, где зримо воспринимаемое положение «слоев» застройки от сердцевины t города к краям соответствовало социальным градациям общества.

В отличие от городов европейской части страны, в Сибири основными сословиями были купечество и мещанство. И это накладывало отпечаток на характер усадебной застройки. На главных улицах могли находиться дома купцов, мещан, священнослужителей и даже крестьян, социального обособления не наблюдалось. Единственным значимым фактором была состоятельность хозяина. Если он мог позволить себе строительство каменного дома, то сословная иерархия не имела значения. Менее состоятельные (это могли быть и дворяне) уступали место на главных улицах и селились подальше от центра и на окраинах. Усадебная культура сибирских городов - культура купеческая, которая достигает своего расцвета в первой половине XIX века.

5. Культурологический анализ позволил выделить отличительные особенности усадебной культуры городов Сибири по сравнению с усадьбами европейской части России. Необходимыми составляющими каждой русской усадьбы было три основные зоны: парадная (дом владельца, другие жилые и служебные постройки, подъездная аллея), парковая (регулярная и живописная), хозяйственная (служебные и хозяйственные постройки, t фруктовые сад, огород, оранжереи). Сибирская усадьба делилась лишь на две основные зоны: парадную (чистую) и хозяйственную. При этом деление усадьбы на парадную и хозяйственную часть в Сибири было очень условным, за исключением очень богатых усадеб. Зачастую главный дом мог располагаться и на хозяйственном дворе. Размеры усадебных комплексов влияли на характер композиционного решения — компактный для малых и средних, рыхлый и рассредоточенный для крупных и средних усадеб. В условиях провинциального города усадьбам были присущи черты строгости и компактности, поэтому в сибирских усадьбах отсутствовали такие важные составляющие, как парки, аллеи, лес, пруд и заменялись садами.

Кроме того, усадебная культура городов Западной Сибири» отличалась от городов Восточной Сибири тем, что на усадьбах Восточной Сибири отсутствовали даже такие важнейшие элементы, как сады, за исключением трех городов Иркутск, Нерчинск и Кяхта.

По характеру стилистического решения выделено три основные группы усадебных домов:

- усадебные дома без признаков стиля, не имевшихся< изначально или утерявшихся в результате перестроек (с элементами барокко);

- дома, архитектура которых демонстрирует влияние классицизма.

- дома разных архитектурных стилей (эклектика).

Важно отметить, что в условиях Сибири это могли быть лишь черты барокко, классицизма или эклектики с большими коррективами, вносимыми сибирскими строителями. Поэтому невозможно с уверенностью отнести усадебные дома к какому-то конкретному стилю.

Отдельного внимания заслуживает стиль модерн, который в усадебной культуре годов Сибири проявился по-разному. В западной Сибири сохранились яркие образцы главных усадебных домов в стиле модерн, в Восточной Сибири модерн успел проявиться большей частью в архитектуре общественных зданий, в усадебной культуре он представлен лишь отдельными элементами усадьбы.

Своеобразие планировочных композиций сибирских усадеб представлено однорядной, двухрядной и замкнутой в плане застройкой, при-которой хозяйственные постройки расположены по всему периметру двора, а также огороженная застройка с разобщенными хозяйственными помещениями. Важно отметить, что в городах Восточной Сибири встречаются усадьбы удлиненной формы (вытянутой на весь квартал), в то время как в городах Западной Сибири таких усадеб нет.

На усадебную культуру городов Сибири оказало влияние различных этнических культур (тюркский и монгольский элементы). Это выразилось в декоре усадебных домов, что подчеркивает региональную специфику усадьбы. .

6: Важным фактором сибирской усадьбы, была развитая система знаковых элементов при ее возведении^ а также структурном наполнении внутренних пространств. Сибирский деревянный жилой дом; начиная со времени освоения региона, отразил древнеславянскую символику. В основе своей каждая ячейка-изба отражала; образ вселенной— город, квартал, улицу,, двор,, дом; отдельный элемент. В каждой избе была своя внутренняя* иерархия; которая выражалась в выделении главных и второстепенных, парадных и хозяйственных помещений.

Каждый архитектурно-конструктивный. , элемент нес в себе определенный семантический смысл, будь то незначительный элемент архитектурного декора (солярный знак, орнаментальные украшения): или конструктивно важные части избы (наклон и скат кровли, окна, вход в жилище и пр.). Вследствие отсутствия в усадебной культуре сибирских городов парков, аллей, скверов и других элементов, наиболее значимыми становятся сад и баня. При этом, выявляются отличия в знаковом восприятии дворянского сада от купеческого, связанные с менталитетом городских жителей Европейской части России и Сибири;

В целом, можно говорить о том, что знаковость сибирской усадьбы соответствует представлениям восточнославянской традиционной культуры, в которой достаточно сильно прослеживается взаимодействие: представлений языческого и христианского миров.

Список архивных источников и использованной литературы

Архивные источники

1. НАРБ, ф.Ю, оп.1, д.4, д. 162, д.639, д. 1243, д. 1553, д.1558, д.1574, д.2585.

2. НАРБ, ф.И, оп.1,д.66, д.205; оп.З, д.96.

3. НАРБ, ф.20, оп.1, д.30.

4. НАРБ, ф. 128, оп.1, д.530, д. 1308.

5. НАРБ, ф.294, о. 1, д.43, д.45.

6. РГАДА, ф. 931, оп.2, д.2892.

Опубликованные источники

1. Иркутские губернские ведомости. - 1885. — №24.

2. Летописи П.И. Пежемского и В.Д. Кротова с предисловием, добавлениями и примечаниями Н.И. Серебренникова // Труды Восточно-Сибирского Отдела Императорского русского географического общества №5. Иркутская летопись. - Иркутск, 1911.

3. Миллер, Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех происшедших в нем дел от начала, а особливо от покорению его Российской державой по сии времена. - СПб., 1750.

4. Полевой, Н.А. О купеческом звании, и особенно в России/Н.А. Полевой // Московский телеграф. - 1831.

5. Полное собрание законов Российской Империи (до середины XIX в.). - T.XI, XVIII, T.XXI, XXII, XXVI, XXXI, XXXVI, XXXVII.

6. Экономическое состояние городскихъ поселений Сибири. Издание хозяйственнаго департамента Министерства Внутреннихъ Делъ. — СП., 1882.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Гурьянова, Ирина Сергеевна, 2008 год

1. Permilovskaya, А.В. Building traditions of the Russian North. Making carpentry holidays in the open air museum // Association of European open air museums. — Bucharest, 1993.

2. Александров B.A. Народные восстания в Восточной Сибири во второй половине XVII в./В.А. Александров // Исторические записки. — М., 1957. Т.59.

3. Артемьев, А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII — XVIII вв./А.Р. Артемьев. Владивосток, 1999.

4. Артемьев, А.Р. Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII — XVIII вв./А.Р. Артемьев.-Владивосток, 1998.

5. Оглы, Б.И. Архитектура жилых домов Иркутска XIX в./Б.И. Оглы // Архитектурное наследство. — М., 1967.

6. Ащепков, Е. Русское народное зодчество Западной Сибири/ Е. Ащепков, 1950.

7. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири/ Е. Ащепков. -М., 1953.

8. Ащепков Е.А. Народное зодчество в Сибири и особенности его декора/Е.А. Ащепков // Научн. конф. По вопросам изучения и охраны памятников Сибири и Дальнего Востока в связи с подготовкой свода памятников истории и культуры. — Тобольск. 1969.

9. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян/А.К. Байбурин. — 2-е изд., испр. — М., 2005.

10. Ю.Баландин, С.Н. Оборонная архитектура Сибири в XVII веке)/С.Н. Баландин. Новосибирск, 1992.11 .Бардина, П.Е. Обживание нового дома у русского населения Среднего Приобья/П.Е. Бардина // Жилище народов Западной Сибири. — Томск, 1991.

11. Березовская, Л.Г., Берлякова И.П. Введение в историю русской культуры/ Л.Г. Березовская, И.П. Берлякова. М., 2002.

12. Бойко, В.П. Томское купечество в конце XVIII — XIX вв. Из истории формирования сибирской буржуазии/В .П. Бойко. — Томск, 1996.

13. Болдырев-Казарин, Д.А. Народное искусство Сибири/Д.А. Болдырев-Казарин. Иркутск, 1924.

14. Болотов, А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им и для своих потомков/ Андрей Болотов. — В 4-х т. — СПб., 1871-1873.

15. Болыпая советская энциклопедия./Гл. ред. Б.А. Введенский. — М., 1956. — Т.44.

16. Большая советская энциклопедия/Под ред. Прохорова. М., 1974. -Т. 14.

17. Брэм, А. Путешествие по Алтаю/А. Брэм // Алтайский сборник. — Барнаул, 1992. Вып. XV.

18. Быстрицкий, A. Urbi et orbi/A. Быстрицкий // Новый мир, 1994. №12.

19. Веселкина, В.В. История Тюменского края/ В.В. Веселкина. — Свердловск, 1975.

20. Водарский, Я.Е. Население России в конце XVII — начале XVIII века (численность, сословно-классовый состав, размещение)/Я.Е. Водарский. М., 1977.

21. Водарский, Я.Е. Промышленные селения центральной России)/Я.Е. Водарский. М., 1992.23 .Воспоминания Бестужевых. — Петроград, 1917.

22. Гапоненко, В.В., Асеева Т.А. Сады Восточной Сибири в первой половине XIX века // Историческое, культурное и природное наследие (состояние, проблемы, трансляция). У.-У., 1996. — Вып.1.

23. Гончаров, Ю.М. Городская семья Сибири второй половины XIX -начала XX В./Ю.М. Гончаров. Барнаул, 2002.

24. Города Сибири (эпоха феодализма и капитализма): сб. науч. тр. — Новосибирск, 1978.

25. Города Сибири: экономика, управление и культура городов Сибири в досоветский период: сб. науч. тр. Новосибирск, 1974.

26. Городская культура Сибири: история и современность: сб. науч. тр. — Омск, 1997.

27. Гранин, Д. Сад камней/Д. Гранин. — М., 1972.

28. Гурьянов, В.К. По Большой, Большой-Николаевской/В .К. Гурьянов. — Улан-Удэ, 1998.

29. Гусиное озеро: Статьи, очерк / Сост. Б. Дугаров. — Улан-Удэ, 1991.

30. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка/В.Даль. -М., 1994.-Т.4.

31. Даркевич, В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (XXII вв.)/В.П. Даркевич // Вопросы истории, 1994. №10.

32. Двораковский, В.Д. Дом графа Остермана/В.Д. Двораковский // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. — М., 1998.

33. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России в XVT-XX вв. Исторические очерки/Под ред. Я.Е. Водарского. — М., 2001.

34. Денисова, И.М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских/И.М. Денисова. — М., 1995.

35. Евдокимова, С.В. Очерки истории городов Забайкалья XVII-XVIII вв./С.В. Евдокимова. Улан-Удэ, 1992.

36. Из истории формирования коллекций: сб. науч. ст. — Омск, 1995.

37. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий/С.Н. Иконникова. — 2-е изд., пепераб. и доп. — СПб, 2005.43 .Исторический город в контексте современности: Материалы межрегион, научно-практ. конф. Нижний Новгород, 1999. - Вып. 2-3.

38. Исторический журнал. М., 1945. - №3. •

39. Исторический опыт социально-демографического развития Сибири. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. — Новосибирск, 1989.— Вып. 1.

40. История городов Сибири досоветского периода (XVII начало XX в.): Сб. науч. тр. — Новосибирск, 1977.

41. Каган, М.С. Культура города и пути ее изучения/М.С. Каган // Город и культура: Сб. науч. тр. СПбГИК им. Н.К. Крупской. СПб., 1992. -Т.140.

42. Каганский, B.JI. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сб. статей/В.Л. Каганский. — М., 2001.

43. Каждан, Т.П. Художественный мир русской усадьбы/Т.П. Каждан. — М., 1997.

44. Константинов, А.В., Константинова, Н.Н. Забайкалье: ступени истории (с древнейших времен до 1917 года)//Константинов, А.В., Константинова, Н.Н. Новосибирск, 2007.

45. Крейдлин, Г.Е. Невербальная семиотика/Г.Е. Крейдлин. — М., 2002.

46. Копылов, А.И. Культура русского населения Сибири 17-18 вв./А.И. Копылов. Новосибирск, 1992.

47. Корзун, А. Традиции деревянной жилой застройки Иркутска/А. Корзун // Земля Иркутская. — Иркутск, 2001. №16.

48. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа/Н.И. Костомаров. М., 1993.

49. Кочедамов, В.И. Омск. Как рос и строился город/В.И. Кочедамов. — Омск, 1960.

50. Красинский Г. Покорение Сибири и Иван Грозный/ Г. Красинский // Вопросы истории, 1947, №3.

51. Краснобаев, Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века/Б.И. Краснобаев. М., 1987.

52. Крючкова, Т. Усердием и капиталом. О меценатстве при строительстве иркутских церквей/Т. Крючкова // Земля иркутская. — 1996.-№5.

53. Культурное наследие Сибири /Под ред. Т.М. Степанской. Барнаул, 2004. - Вып. 5.

54. Культурный ландшафт: теория и практика: Мат-лы юбилейной научной конференции (3-11 ноября 2003 г.). -М, 2004.

55. Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: Сб. науч. ст. Улан-Удэ, 2002.

56. Лаверычев, В.Я. Крупная буржуазия в пореформенной России (18611900 гг.)/В.Я. Лаверычев. М., 1974.

57. Лейкина-Свирская, В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века/ В.Р. Лейкина-Свирская. М, 1971.

58. Лихачев, Д.С. Русская культура/Д.С. Лихачев. — М., 2000.

59. Лихачев, Д.С.Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст/Д.С. Лихачев — 3-е изд., исп. и доп. — М, 1998.

60. Лотман, Ю.М. СемиосфераЛО.М. Лотман. СПб., 2000.

61. Лотман, Ю.М. Семиотика города и городской культуры/Ю.М. Лотман // Ученые записки Тартургского гос. ун-та. Вып.664. Труды по знаковым системам XVIII в. — Тарту, 1984.

62. Ляпкина, Т.Ф. Архитектоника культурного пространства Восточной Сибири конец XVII начало XX вв./Т.Ф. Ляпкина. - СПб., 2006.

63. Мартос, А. Письма о Восточной Сибири/А. Мартос. — М., 1827.

64. Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства в Томском округе —Барнаул, 1898. Т.П. - Вып.1.

65. Материалы по исследованию крестьянского и инородческого хозяйства вТомском округе,— Барнаул, 1899. Т.1Вып.1.

66. Махлина, С.Т. Искусство интерьера/С.Т. Махлина. — СПб., 1992.

67. Махлина, С.Т. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник: В 2 кн./С.Т. Махлина. СПб., 2003.

68. Межевич, М.Н. Социальное развитие и город/М.Н. Межевич. Л., 1979.

69. Минерт, Л.К. Памятники архитектуры Бурятии/JI.K. Минерт. — Новосибирск, 1983.

70. Минерт, Л.К. Архитектура Улан Удэ/Л:К. Минерт. - Улан-Удэ, 1983

71. Мирзоев, В.Г. Историография Сибири/Мирзоев В.Г. М., 1970.

72. Миронов, Б.Н. Русский город в 1740-60-е гг.: демографическое, социальное и экономическое развитие/ БЛТ. Миронов. — Л., 1997.

73. Михайлов, М.Б. Национальное и художественное своеобразие русских и британских усадеб в системе города классицизма/М.Б. Михайлов // Архитектура русской усадьбы. М., 1998.

74. Михайлова, Л.И. Социология культуры/ Л.И. Михайлова; Ml, 1999.81 .Морозов, Н;А. Повести моей жизни: мемуары/ Н.А. Морозов.- М., 1965.-Т.1.

75. Музей — город — регион: история и современность./ Гос. центр, музей современной истории России. — М, 1998.83 .Наше наследие: истор.-культ. журнал. — М., 1994. №29-30.

76. Низовский, А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России/А.Ю. Низовский. М., 2001.

77. Никитин, Н.И. Военнослужащие люди и освоение Сибири в XVII веке/Н.И. Никитин // История СССР. М., 1980, №2.

78. Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии: сб. науч. ст./Под ред. В.К. Соколова М, 1956. -Вып. 1.

79. Очерки по народному искусству Алтая. — М, 1961.

80. Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. -М., 1998.-Т.1.

81. Памятники истории археологии и архитектуры Сибири: Сб. науч. тр./Под ред. О.Н. Вилкова.— Новосибирск, 1989.

82. Пермиловская, А.Б. Крестьянский дом в культуре русского Севера, 2000.

83. По вопросам изучения и охраны памятников Сибири и Дальнего Востока в связи с подготовкой свода памятников истории и культуры. — Тобольск. 1969.

84. Потанин, Г.Н. Полгода в Алтае. «Русское слово»/Г.Н. Потанин, 1859. №9.

85. Преображенский, А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI — начале XVII вв./ А.А. Преображенский. М., 1972.

86. Пресняков, А.Е. Княжое право в Древней Руси/А.Е. Пресняков. — М, 1993.

87. Проблемы культуры городов России: материалы второго Всероссийского науч. практ. семинара 22-24 октября 1996. — Омск. -4.1.

88. Проблемы культуры: сб. науч. тр. — Новосибирск, 1998.

89. Провинциальный город: культурные традиции, история и современность: тез. докл. М., 2000.

90. Проскурякова, Т.С. О взаимовлияниях в архитектуре народов Сибири/ Т.С. Проскурякова //Архитектурное наследие. — М., 1982. -№32.

91. Рабинович М.Г. Город и городской образ жизни/М.Г. Рабинович // Очерки русской культуры —М., 1990. Т.4.

92. Рабинович, М.Г. Русский город/М.Г. Рабинович! М., 1991.

93. Разова, Е. Дом. Экзистенциальное пространство человека/Е. Разова /http//www.anthology.

94. Резун, Д.Я. Очерки истории изучения сибирского города конца XVI —первой половины XVIII вв./Д.Я. Резун. Новосибирск, 1982.

95. Роль Сибири в истории России. — Новосибирск, 1993

96. Томилов Н.А. Североазиатская культурная провинция и ее место в ареалах мировой цивилизации/Н.А. Томилова // Россия и Восток: история и культура. Материалы IV международной конференции «Россия и Восток: проблемы и взаимодействия». — Омск, 1997.

97. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. — М., 1997.

98. Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. — Новосибирск, 1998.

99. ПО.Рябцев, Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX вв./Ю.С. Рябцев-М., 1997.

100. Сергеев, В.И. Основание городов/В.И. Сергеев. — М., 1988.

101. Серебренников, И.М. О старинных домах и церквях в Иркутской губернии/И.М. Серебренников. Иркутск, 1915.

102. Сибирский город XVIII — начала XX вв./Под ред. В. Шахерова. -Иркутск, 1998. Вып. 4.

103. Сибирский город XVIII — начала XX вв./Под ред. В. Шахерова — Иркутск, 2002. Вып.1.

104. Сибирский город вчера и сегодня: Тезисы научно-практ. конф. -Новокузнецк, 1998.

105. Социокультурные проблемы развития малых городов Западной Сибири: Тез. докл". и сообщ. науч. конф. Ишим, 2000.

106. Спафарий, Н.М. Сибирь и Китай/Н.М. Спафарий. Кишинев, 1960.

107. Степанская, Т.М. Служили Отечеству на Алтае/Т.М. Степанская. -Барнаул, 1998.

108. Танский, М.В. Странички из прошлого Улан — Удэ/М.В. Танский, 1966.

109. Терентьева, В.И. История семьи шушенского купца Э. Урбана/В .И. Терентьева // «Тальцы» архитектурно-этнографический музей (Ирк. обл.). — Иркутск, 2000.

110. Тихомиров, Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб/Н.Я. Тихомиров. М., 1955.

111. Топоров, В.Н. Пространство и текст/В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура: Переизд. — М., 1997.

112. Тугутов, И.Е. Материальная культура бурят/И.Е. Тугутов. — Улан-Удэ, 1958.

113. Туманик, А.Г. Крупнейшие православные храмы Сибири/А.Г. Туманик. Новосибирск, 1988.

114. Тыдман, Л.В. Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг./Л.В. Тыдман. М., 2000.

115. Ученые записки Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1941. - Вып.1.

116. Харит, М. Новый век российской усадьбы/М.Харит. — М., 2001.

117. Хоруженко, К.М. Культурология: энциклопедический словарь/ К.М. Хоруженко. — Ростов-на-Дону, 1998.

118. Шахеров, В.П. Города Восточной Сибири в XVIII первой половине XIX в./В.П. Шахеров. - Иркутск, 2001.

119. Шахеров, В.П. Социально-экономическое развитие верхнего Приленья в XVII первой половине XIX в./В.П. Шахеров. - Иркутск, 2001.

120. Шешин, М.А. Декабрист К.П. Торсон/М.А. Шешин. Улан-Удэ, 1980.

121. Шильниковская, В.П. Великий Устюг. — М, 1987.

122. Шмелева, М.Н. Город и народные традиции русских/М.Н. Шмелева. -М., 1989.

123. Щукин, Н. Житие сибирское в древних преданиях и нынешних впечатлениях/ Н. Щукин // Записки иркутских жителей, 1990.

124. Этнография русского населения Сибири и Средней Азии: сб. науч. тр.-М., 1969.

125. Городская усадьба графа Остермана в Москве Приложение 1.1763 г.1782 г.1832 г.1872 г.

126. Типы деревянных жилых домов в Западной Сибири1. Тобольск1. Псгючно*"1. Шкпстяжж1. П1ТИЛЧНЖ1. Птстюк

127. Типы каменных жилых домов в Западной Сибири1. Тобольск1. Том:к1. Барнд/11. Б in Qх

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.