В. Кеппен: Проблема автор. позиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Роганова, Ирина Сергеевна

  • Роганова, Ирина Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 230
Роганова, Ирина Сергеевна. В. Кеппен: Проблема автор. позиции: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 1999. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Роганова, Ирина Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Критика о Кёппене: в полемическом ракурсе

1.1. Место и значение Вольфганга Кёппена в западногерманской литературе послевоенного времени

1.2. Истолкование творчества Кёппена в русском (советском) литературоведении

1.3. Кёппен в зарубежной литературной критике

ГЛАВА 2. Творчество В.Кёппена

2.1. Ранние романы («Несчастливая любовь», «Стена шатается»)

У

2.2. Послевоенная трилогия («Голуби в траве», «Теплица»,

V

«Смерть в Риме»)

2.3. Записки о путешествиях (« В Россию и дальше. Сентиментальное путешествие», «Поездка в Америку», «Путешествие во Францию»)

У

2.4. Публицистика: статьи, рецензии, эссе

2.5. Рассказы; повести «Юность», «Страх», «Утренняя заря»; «Дневник Якоба Литтнера, написанный в подземном бункере»

ГЛАВА 3. Позиция «синтеза» в творчестве Кёппена как способ разрешения проблемности понятия «творческий метод»

3.1. Реалистические и модернистские тенденции в творчестве Кёппена

3.2. Постмодернистская направленность произведений писателя. Проблема интертекстуальности

ГЛАВА 4. Авторская позиция в произведениях Кёппена как центр

пересечения повествовательных уровней и аксиологических

интенций. Проблема константности авторской позиции

4.2. Позиция как «нахождение» в тексте (пространственно-временная)

4.2. Ценностная позиция (позиция Кёппена - художника, гражданина, человека, «политическая» позиция)

4.3. Проблема константности авторской позиции

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «В. Кеппен: Проблема автор. позиции»

ВВЕДЕНИЕ

15 марта 1996 г., не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия, от продолжительной тяжелой болезни умер Вольфганг Кёппен (1906-1996), один из ярчайших немецких писателей послевоенного времени. Он как никто умел чувствовать пульс эпохи, воспринимать ее климат. Его нельзя упрекнуть ни в недостатке фантазии, ни в незнании человеческой сущности. Он в совершенстве владел искусством рассказа. И чем больше временное расстояние с момента появления его произведений, тем отчетливее видна неповторимость его стиля и тонкость литературного освещения им событий.

К сожалению, в нашей стране этот писатель известен читающей аудитории лишь как автор трех романов послевоенного времени - «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953) и «Смерть в Риме» (1954). Данная же диссертация посвящена исследованию всего творчества Кёппена, включая его ранние романы, публицистические статьи, эссе, повести, рассказы, записки о путешествиях и т.д. Наш анализ произведений Кёппена будет направлен на выявление авторской позиции, т.к. проблема авторской позиции - не только одна из самых спорных, но и одна из самых явных, возникающих при исследовании его творчества. Мы считаем, что проблема хрупкой и противоречиво-непостоянной авторской позиции является центральной проблемой творчества Вольфганга Кёппена, не рассмотрев которую невозможно понять и оценить творческое наследие писателя. Ею довольно мало занимались как зарубежные так и русские (советские) литературоведы, но, исследуя произведения писателя, они всегда задавались вопросом - имело ли место на протяжении творческого пути Кёппена изменение авторской позиции.

В нашем исследовании мы рассматриваем авторскую позицию: позицию «нахождения» в тексте, (т.н. пространственно-временную) применительно к конкретным произведениям; ценностную позицию Кёппена-художника,

гражданина, человека. Также мы исследуем проблему константности авторской позиции, которую возможно разрешить лишь в процессе дистанцирования от времени, в котором автор жил, фигуры автора и его произведений.

Во многом способствует разрешению данного вопроса и тесно связанная с ним проблема «творческого метода» писателя, которая также не получила конкретного и подробного освещения в литературоведении (писательская манера Кёппена была неоднородна).

Необходимо также отметить, что данные проблемы исследуются нами в полемике с отечественными и зарубежными авторами диссертаций, посвященных творчеству В. Кёппена.

Итак, цель настоящей диссертации - исследование проблемы авторской позиции в творчестве Вольфганга Кёппена.

В соответствии с общей целью ставятся следующие задачи:

- освещение проблемы авторской позиции и творческого метода Кёппена с учетом новых тенденций в литературоведении и временной дистанции от момента появления книг автора;

- анализ произведений В. Кёппена на качественно новом уровне, с учетом влияния модернистской эстетики; выявление зачатков постмодернистской направленности в его творчестве;

- исследование проблемы интертекстуальности в произведениях Кёппена.

Актуальность исследования заключается в обращении к неизученным вопросам авторской позиции в творчестве Кёппена и постмодернистской направленности его произведений, она обусловлена также созвучностью многих проблем, поставленных в его книгах, проблемам реальности конца ХХ-го века.

Научная новизна работы состоит в обобщениях, базирующихся на результатах анализа произведений Кёппена, и заключается в новом ракурсе рассмотрения проблемы авторской позиции, в освещении полной картины

писательской манеры Кёппена с учетом постмодернистской направленности его книг.

Научная новизна диссертации не в последнюю очередь определяется и тем, что в процессе работы столкнулись две, как до сего времени предполагалось, взаимоисключающие, противоположные концепции романа -неокантианская концепция М. Бахтина и постгегельянская концепция романа как эпоса нового времени, представленная теорией Д. Лукача, - они не только сталкиваются, но и сосуществуют в рамках данного исследования. Тем самым у нас впервые появляется возможность синтезировать эти две точки зрения. В диссертации мы попытались заострить данное противоречие до уровня, при котором наша историчность «поднимется» до герменевтической, сделать несколько шагов в этом направлении, дабы подтолкнуть противоречие к разрешению.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что рассмотрение проблемы авторской позиции и постмодернистской тенденции в творчестве Вольфганга Кёппена способствует расширению и углублению знания о специфике творчества этого писателя в целом, а также обогащению представления об авторской позиции и творческом методе художника вообще.

При анализе творчества писателя в качестве исходной концепции (методологической основы диссертации) представляется разумным опереться на классическую и современную теорию и историю литературы, обширный художественный материал, теорию литературных направлений, использование методов литературоведческого анализа, а также опыта литературоведческих работ (общетеоретических и о творчестве В. Кёппена) как русских, так и западных исследователей.

Объектом исследования в данном случае выступает все творчество В.Кёппена: ранние романы («Несчастливая любовь», «Стена шатается»), эссе, рассказы, статьи, рецензии; трилогия («Голуби в траве», «Теплица», «Смерть в Риме»); а также поздние произведения (записки о путешествиях, повесть «Юность» и т.д.).

Предметом исследования является проблема авторской позиции.

Материалом исследования являются литературно-критические статьи, научно-исследовательские труды и диссертации, посвященные творчеству В.Кёппена в русском и зарубежном литературоведении, а также записи интервью и бесед с писателем.

В работе применяются следующие методы литературоведческого анализа: культурно-исторический, сравнительный и биографический.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности включения результатов исследования в курс истории немецкой литературы ХХ-го века и использования их в преподавании данного курса, для разработки спецкурсов, спецсеминаров по истории зарубежной литературы; а также в возможности включения результатов исследования в практику чтения лекций по теории литературы и применения их в научной работе аспирантов.

В соответствии с поставленными целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, четырех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и библиографического списка.

Первая глава включает в себя вопрос места и значения фигуры Кёппена в западногерманской литературе послевоенного времени, а также обзор и анализ работ отечественных и зарубежных литературоведов о Вольфганге Кёппене и полемику с их авторами.

Вторая глава содержит анализ произведений Кёппена, направленный на исследование авторской позиции и выявление особенностей писательской манеры Кёппена вообще и зачатков постмодернистской направленности его книг в частности. В данной главе исследуются проблемы, содержащиеся в произведениях, их стилистические особенности, художественные средства, используемые автором. Так как архитектоническая форма произведения конституирует точку зрения, которая, в свою очередь, аксиологически (ценностно) организует материал, то мы в своем анализе уделяем внимание и композиции книг Кёппена. Так как на русском языке были опубликованы только послевоенная трилогия и, фрагментально, повесть «Юность», то мы

считаем необходимым представить в нашей работе ранние романы, записки о путешествиях, публицистику, рассказы, а также почти неизвестную книгу «Дневник Якоба Литтнера, написанный в подземном бункере» и некоторые другие произведения писателя, дать их анализ, тем более, что они (за исключением ранних романов) практически обойдены вниманием как русских так и западных критиков.

Выводы с их логическим обоснованием, представленные в третьей и четвертой главах, по сути, являются следствием анализа, сделанного в предыдущей, второй, главе. В третьей главе представлена позиция «синтеза» в творчестве Кёппена как способ разрешения проблемности понятия «творческий метод». В ней объединены реалистические и модернистские тенденции в произведениях писателя и их постмодернистская направленность (при этом одно из главных мест в данной части главы занимает феномен интертекстуальности в книгах автора).

Предметом исследования в четвертой главе являются три аспекта авторской позиции как таковой: позиция как «нахождение» в тексте (пространственно-временная), ценностная позиция и проблема константности авторской позиции.

В заключении нами подводятся итоги проделанной работы, обобщается анализ произведений писателя, уточняются выводы, к которым мы пришли в третьей и четвертой главах).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Роганова, Ирина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе мы можем констатировать, что в диссертации спонтанно и ненавязчиво сталкиваются две, как принято полагать, взаимоисключающие, реальные концепции романа, два взгляда на искусство. Первая объективирующая традиция рассмотрения романа -неокантианская концепция Бахтина, представленная в диссертации последовательно и неформально, - интерпретирует действительность как «вещь в себе». Мир трансцендентен, т. е. находится за пределами нашего понимания, за границами сознания и познания. (Кант считал, что сознание человека не способно проникнуть в трансцендентный мир, мир «вещей в себе»). Действительность является реальностью, которая не завершена: на всякий запрос ситуации она в очередной раз готова дать новый ответ (и так повторяется до бесконечности). В романе повышается роль авторского, объективирующего начала, - оно становится главенствующим. Автор генерирует эстетику романного жанра, который при этом вступает в диалог с окружающим миром и другими жанрами.

Данная концепция неизбежно вступает в противоречие с постгегельянской концепцией романа как эпоса нового времени (в диссертации это направление представлено теорией неогегельянца Лукача), утверждающей, что «конструктивный принцип» (Тынянов) романа воплощают герой и событие-бытие, эстетическая значимость которого такова, что в состоянии перерождать значимость романа как жанра. Данная концепция представлена непоследовательно и, во многом, сумбурно (нередко мы привлекаем работу Д. Лукача «Теория романа» для иллюстрации отдельных положений диссертации и подтверждения нашей точки зрения. Так, например, цитата из вышеназванной работы Лукача, приводящаяся на с. 291, призвана подтвердить объективирующую роль психологии героя (а не автора, согласно бахтинской концепции)).

По завершении нашей работы мы пришли к выводу, что возникшее противоречие не нуждается в «снятии», в нивелировке. У нас впервые появляется возможность синтезировать эти две точки зрения. Мы решили проакцентировать данное противоречие и попытаться подтолкнуть его к разрешению.

Итак, противоречие дано нам как реальность и задано его разрешение. Писатель XX века, модернист и постмодернист, структуралист и постструктуралист, так или иначе, оказывается втянутым в это противоречие.

Начиная с 80-х гг. XIX века и до сегодняшнего времени идет речь о противоречии, в котором находится автор, мятущийся между «Сциллой абсурдной онтологии» и «агрессивной интертекстуальностью».

Первое, подразумевающее абсурд действительности, вообще исключает заданное противоречие, т. к. разрушает гегелевско-лукачевскую концепцию романа, утверждающую, что и действительность и герой являются эстетически значимыми.

Происходит и разрушение традиции, предстающей в качестве императива.

На каком-то этапе кризис преодолевается за счет авторской «объективации». По мере того как традиция становится навязчивой, и возникает опасность «отрицательной зависимости от прошлого» (Махлин) [79. С. 111], от непосредственного воздействия традиции приходится отказываться. Автор остается один на один с абсурдным миром и традицией. Кёппен также находится в тисках между ними и не может сделать выбор. Он в положении того автора, с помощью которого, согласно герменевтической концепции, текст СКАЗЫВАЕТСЯ (Гадамер). Отсюда возникает новая ситуация (здесь не доминирует ни традиция, ни действительность), при которой произведение не создается, а СКАЗЫВАЕТСЯ.

Психологическое напряжение между культурой и жизнью, этикой и эстетикой, неподлинностью мира и подлинностью художника (творческого акта) усиливается по мере того, как противоречие углубляется и усугубляется. Это напряжение переживается как стресс.

Но в самой культуре уже заложено потенциальное разрешение данного напряжения: оно должно разрешиться пробуждением Selbst (Юнг), самостью (на этом построена концепция «man for himself» Эриха Фромма, ставившего в своей философии во главу угла обретение «самости» вместо «мнимого Я», возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и внутреннего морального обновления, восстановление гармонии между индивидом и природой, человеком и обществом). Происходит процесс спонтанной, «обратной гуманизации» и жизни, и традиции, который мы наблюдаем в творчестве многих крупных писателей - Т. Манна, Г. Гессе, в том числе и В. Кёппена.

Так, например, «свет в туннеле» появляется в заключительной главе романа Т. Манна «Доктор Фаустус». Когда Адриан Леверюон, собрав своих друзей, дабы продемонстрировать им собственное произведение, теряет сознание, хозяйку дома, в котором он живет, охватывает по отношению к нему чувство жалости, человеческое и человечное, не примиряющее заданное противоречие, но являющееся глубинным и животворящим.

Сам факт сосуществования в романе Д. Фаулза «Коллекционер» Миранды - воплощения культуры, и Фердинанда-Калибана - персонификации мещанства, двух полярных героев; их быт и человеческие отношения примиряют противоположности, снижают явную обостренность конфронтации.

В романе Умберто Эко «Маятник Фуко» опять-таки присутствует данное противоречие: с одной стороны, наваждение маятника преследовало Якопо Бельбо всю жизнь и, собственно, привело его к смерти, а с другой, его коллега понимает в конце романа, что Бельбо все-таки пережил в детстве тот решающий момент, который оправдывает рождение и гибель, «мгновение, в которое нет отсрочки и уравниваются все счеты» [14. С. 747], момент, который примиряет противоречие, и предполагает, что Якопо в последнюю минуту своей жизни понял это и обрел покой.

Еще одна оппозиция возникает уже в самой нашей диссертации, в которой «уживаются» две, порой противоположные, фигуры: Кёппен-человек и Кёппен-художник. Когда мы говорим о «литературизации» Кёппеном жизни вообще и, в том числе, своей собственной, мы имеем в виду, что писатель между жизнью и рассказыванием о ней выбрал второе. А все, что не было им рассказано о самом себе, он тщательно скрывал. Ж.-П. Сартр в «Тошноте» пишет по этому поводу (дневник Антуана Рокантена): «. для того, чтобы самое банальное происшествие превратилось в приключение, достаточно его рассказать. Это-то и морочит людей; каждый человек - всегда рассказчик историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму. Вот он и старается подогнать свою жизнь под рассказ о ней» [10. С. 60].

Но в нашей диссертации данная теория ни в коем случае не приобретает негативного оттенка, как у Сартра. Наоборот, противоречие между Кёппеном-человеком и Кёппеном-рассказчиком нивелируется, максимально сглаживается (мы постоянно ссылаемся на то, что он был противоречивым человеком и противоречивым писателем). Биография и творчество Кёппена сосуществуют в работе, и мы не позволяем им вступить в «критические» отношения, не подчеркиваем противоречия, разногласия между Кёппеном-человеком и Кёппеном-художником, тем самым способствуя их «примиренною».

На это противоречие наслаивается еще одно, когда на следующем этапе развития литературы и общества «уже и сферу творчества художник находит расхватанной, захватанной, замусоленной, и подлинность творческой самореализации затрудняется, делается сомнительной» [90. С. 465-466]. Тогда на первый план выдвигается оппозиция «художник - творчество», а не «художник - общество». Художник противостоит уже не миру, а собственному ремеслу. «В мире художника небывалое раньше место занимают рефлексия и эмоции по поводу творчества как производственного процесса - его механизмов и его возможностей; а также по поводу уже созданного, наличного художества» [там же. С. 466]. Эта проблема, как мы уже писали ранее, решается в обретении нового творческого пространства, в становлении новых художественных направлений (постмодернизм у Кёппена). А авторская позиция осмысляется как самость.

Итак, конфликт механически возобновляется и будет возобновляться у каждого поколения (Бахтин в данном случае говорит о законе вечного обновления). Между «конфликтующими сторонами» устанавливаются отношения. По мере того, как элементы противоречия обрастают связями, -они сближаются и абсолютное, безысходное противостояние отступает, из чего можно сделать вывод, что предельное напряжение не вечно и предельная непримиримость в процессе релятивизации амбивалентно разложит себя изнутри.

Мы, по возможности, осветили и проакцентировали возникшую при написании нашей диссертации проблему и наметили направление, которое, возможно, позволит приблизить ее окончательное разрешение. * *

Итак, комплексный анализ произведений Кёппена позволил сделать вывод, что авторская позиция на протяжении творческого пути Кёппена не изменилась, выявить пространственно-временную позицию автора в тексте его произведений и в какой-то мере определить противоречиво-непостоянную ценностную позицию писателя. Мы попытались эксплицировать, «развернуть», насколько было возможно то, что в книгах Кёппена представлено в компрессии. Мы занимались также исследованием проблемы единства художественного текста как совокупности множества внутри- и внетекстовых составляющих. Имея дело не столько с автором, сколько с текстом, мы в своей работе попытались определить постмодернистскую направленность произведений Кёппена, во всяком случае тех, которые были написаны во второй половине ХХ-го века, тех, в которых заложен антитрадиционализм постмодернистского сознания, представить Кёппена как мыслителя во многом кризисного типа. Его позиция, которая, конечно, не поддается окончательной дефиниции, в какой-то степени, - позиция человека постмодернизма.

До сего времени как отечественные, так и зарубежные критики говорили о писательской манере Кёппена как о реалистической, которую дополняют (и обогащают) модернистские элементы. Мы же, учитывая свою позицию нахождения в конце XX века, «объективировав» предшествующее столетие и дистанцировавшись от позиции Кёппена и его времени, дабы увидеть творчество писателя в контексте XX века в частности и мировой культуры вообще, смеем утверждать, что автор в своих книгах занимает позицию синтеза реалистических, модернистских, а также постмодернистских тенденций - позицию, которая, по нашему мнению, «снимает» то противоречие, которое возникло (или было искусственно взращено) между данными направлениями в литературе и литературоведческой практике. Мы попытались обосновать этот синтез как «новое видение мира» и в своем исследовании, отталкиваясь от текста как от данности, видим свою задачу не в том, чтобы «объяснить» текст, а в том, чтобы высказать наше понимание этого текста, взглянуть на творчество Кёппена не с точки зрения его современника, а с позиции человека конца XX столетия. И, может быть, в том, что мы увидели в его творчестве зачатки постмодернистской направленности - веяние нашего времени. Не исключено, что через пятьдесят лет произведения писателя приобретут другие смысловые оттенки. Все предыдущие теории относительно направленности книг Кёппена устареют и, может быть, тогда он уже не будет казаться «сложным» писателем, в произведениях которого сочетаются различные пласты и уровни культуры. Поэтому наше исследование является ступенькой на лестнице кеппеноведения, ступенькой, фиксирующей некоторый отрезок времени, датируемый концом века накануне вступления в новую эру. А наши выводы как момент «открытия» в филологии благодаря исторической и культурной позиции трансгредиентности, вследствие которой мы смогли увидеть то, что не видели современники

Кёппена и его коллеги, могут быть положены в основу последующих исследований.

Мы попытались в своей работе ликвидировать то однозначное, и несколько отрицательное отношение к Кёппену, которое сложилось в советском литературоведении, и представить его в отечественной литературоведческой науке в ином свете.

Как Кёппен в своих книгах не давал ответы на трагические вопросы своего времени, так и мы не найдем в них ответы на вопросы нашего. История повторяется на новом витке спирали. Вечные ценности пройдут через века не видоизменившись глобально, может быть, лишь приобретут новый оттенок времени. Вероятно, в этом состоит высший смысл кеппеновских творений и в этом его завещание, наставление, «послание» будущим поколениям, потенциальным читателям его книг.

Кёппен не был пишущим мыслителем, он был мыслящим писателем. Его интересовали философия и искусство, но он не придерживался каких-либо теорий, не примыкал к политическим течениям, не верил, что можно научить искусству жить. Он отвергал свою близость к политике. Кёппен рассматривал свое творчество не как попытку диалога с миром, а как монолог против мира. Он считал себя зрителем, сторонним наблюдателем, не боявшимся толпы, но наслаждавшимся одиночеством в ней.

В жизни Кёппен был человеком с меланхоличной улыбкой, незаметным, спокойным, миролюбивым. Он был одинок, так же как герои его романов, которым их чувствительность и восприимчивость заменяли способность к действию. В одном интервью Кёппен сказал, что всегда садится за письменный стол с тайной надеждой, что книги продолжат не сделанное им как личностью, т. е. будут говорить и действовать. Возможно поэтому Кёппену, как никому другому, удалось показать во всей сложности и противоречивости роль интеллигента в послевоенной Германии. Его книги оказались политичными романами аполитичного.

Проницательный анализ процессов, происходящих в обществе, борьба за свободу, своеобразие стиля и художественных идей роднят произведения Кёппена с творчеством Гюнтера Грасса, Макса Фриша и Мартина Вальзера. А его трилогия стала одним из важнейших литературных памятников послевоенного времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Роганова, Ирина Сергеевна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Джойс Дж. Улисс / Пер. С. Хоружего, В. Хинкиса // Избранное: В 2 т. - М.: ТЕРРА, 1997. - Т. 1.

2. Дос Пассос Д. Манхэттен / Пер. В. Стенича. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992.

3. Кафка Ф. Железнодорожные пассажиры / Пер. Р. Райт-Ковалевой. - М.: Радуга, 1989. - С. 389.

4. Кёппен В. Голуби в траве / Пер В.Азадовского // Голуби в траве. Теплица. Смерть в Риме. - М.: Прогресс, 1990. - С 25 - 202.

5. Кёппен В. Смерть в Риме / Пер. В. Девекина, В. Станевич // Голуби в траве. Теплица. Смерть в Риме. - М.: Прогресс, 1990 - С. 347 - 504.

6. Кёппен В. Теплица / Пер. В. Стеженского // Голуби в траве. Теплица. Смерть в Риме. - М.: Прогресс, 1990. - С. 203 - 345.

7. Кёппен В. Юность / Пер. С. Фридлянд // Повести писателей ФРГ. - М.: Прогресс, 1982. - с. 167 - 186.

8. Манн Т. Смерть в Венеции / Пер. Н. Ман // Новеллы. - М.: Московский рабочий, 1989. - С. 172 - 240.

9. Песнь о Нибелунгах / Пер. Ю. Корнеева, Н. Сигал. - М.: ТЕРРА, 1997.

10. Сартр Ж.-П. Тошнота / Пер. Ю. Яхниной. - СПб.: Азбука, 1997.

11. Сэлинджер Джером Д. Над пропастью во ржи / Пер. Р. Райт-Ковалевой. -М.: Тройка, 1993. - С. 5 - 189.

12. Фаулз Д. Коллекционер / Пер. И. Бессмертной. - М., 1997.

13. Хемингуэй Э. Прощай, оружие! / Пер. Е. Калашниковой. - Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1983. - С. 3 - 261.

14. Эко У. Маятник Фуко / Пер. Е. Костючкович. - М., 1998.

15. Koeppen. W. Alfred Andersch. Geschichte aus unserer Zeit // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. -Bd. 6.-S. 381 -396.

16. Koeppen W. Alfred Döblin oder die lange Flucht // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S. 231 -239.

17. Koeppen W. Amerikafahrt // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Berichte und Skizzen 1. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 4 - S. 277 - 465.

18. Koeppen W. Anarchie // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 209 - 216.

19. Koeppen W. Angst // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. -F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 233 - 246.

20. Koeppen W. An mich selbst // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 169 - 172.

21. Koeppen W. Das Gesicht ohne Visier. Hanfstaengls Bilder hervorragender Menschen // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S. 486 - 491.

22. Koeppen W. Das klassische Italien // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 145 - 156.

23. Koeppen W. Deutsche Expressionisten oder Der ungehorsame Mensch // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S. 263 - 273.

24. Koeppen W. Die elenden Skribenten. Aufsätze. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1981.

25. Koeppen W. Die Mauer schwankt // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Romane 1: Eine unglückliche Liebe. Die Mauer schwankt. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986.-Bdl.-S. 159-419.

26. Koeppen W. Ein Anfang ein Ende // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 277 - 295.

27. Koeppen W. Eine unglückliche Liebe // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Romane 1: Eine unglückliche Liebe. Die Mauer schwankt. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986.-Bd. l.-S. 7-158.

28. Koeppen W. Ein Heizer wird toll // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 101 -103.

29. Koeppen W. Ein Kafeehaus // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S.165 - 168.

30. Koeppen W. Ernest Hemingway // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S. 279 - 288.

31. Koeppen W. Franz Kafka oder Ein Denken, eine Angst, ein Herzschlag // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S. 240 - 242.

32. Koeppen W. Gertrude Stein und die dritte oder die vierte Rose // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. -Bd. 6. -S.181 -186.

33. Koeppen W. Holstentor // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 117 -124.

34. Koeppen W. Jakob Littners Aufzeichnungen aus einem Erdloch. - F/M.: Jüdischer Verlag, 1992.

35. Koeppen W. Joans tausend Gesichter // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 105 - 109.

36. Koeppen W. Krise // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. -F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd3. . - S. 111 - 116.

37. Koeppen W. Marcel Proust und die Summe der Sensibilität // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. -S. 175- 180.

38. Koeppen W. Morgenrot. Anfange eines Romans // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 253 - 268.

39. Koeppen W. Nach Russland und anderswohin. Empfindsame Reisen // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Berichte und Skizzen 1. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 4. - S. 7 - 276.

40. Koeppen W. Ohne Absicht. Gespräch mit Marcel Reich-Ranicki in der Reihe Zeugen des Jahrunderts. - Göttingen, 1994.

41. Koeppen W. P. B. Shelli: Einleitung zu ausgewählten Gedichten. - München, 1958. -S. 16.

42. Koeppen W. Reisen nach Frankreich // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Berichte und Skizzen 1. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 4. - S. 467 - 658.

43. Koeppen W. Romanisches Café. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1972.

44. Koeppen W. Schön gekämmte, frisierte Gedanken // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S. 157 - 164.

45. Koeppen W. Schreiben ist Sterbenlernen. Ein Gesprech mit W. Koeppen / führte Tilman Urbach // Neue Zürcher Zeitung. - 1996. - № 65. -18 März.

46. Koeppen W. Thomas Mann // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S. 193 - 203.

47. Koeppen W. Trümmer oder wohin wandern wir aus // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Erzählende Prosa. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 3. - S.217 -224.

48. Koeppen W. Über Erich Franzen. Nachbemerung // Franzen E. Aufklärungen, Essays. - F/M.: Suhramp Verlag, 1964. - S. 179 - 182.

49. Koeppen W. Unlauterer Geschäftsbericht // Das Tagebuch und der moderne Autor. - München: Hanser, 1965. - S. 5 -19.

50. Koeppen W. Vom Beruf des Schriftstellers // Gesammelte Werke in sechs Bänden. Essays und Rezensionen. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1986. - Bd. 6. - S.46 -49.

51. Koeppen W. Vorspruch // Die Mauer schwankt. - F/M.: Suhrkamp Verlag, 1983. - S. 162 -166.

52. Wagner R. Das Reingold. Der Ring des Nibelungen. - München, 1982.

53. Wedekind F. Erdgeist // Gedichte und Lieder. - Prosa. Frühlings Erwachen und die Lulu-Dramen. - München, 1990. - S. 549 - 635.

54. Автономова H. С. Эпистема // Современная западная философия: Словарь / сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991. - С. 395.

55. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. в 5 т. Работы 1940-х -начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. - С. 152 - 206.

56. Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопр. лит-ры и эстетики. - М., 1975. - С. 6 - 71.

57. Бахтин М. М. Проблема текста // Собр. соч. в 5 т. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. - С. 306 - 326.

58. Бахтин М. М. Заметки // Собр. соч. в 5 т. Работы 1940-х - начала 1960 - х годов. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5. - С. 329 - 360.

59. Бондарев. А. П. Автор и читатель в эстетической деятельности // Диалог. Карнавал. Хронотоп (журнал науч. разысканий о биографии, теор. наследии и эпохе М. М. Бахтина). - Витебск, 1997. - № 4 (21). - С. 26 - 32.

60. Бондарев А. П. Антиномия, диалектика, диалог: самосознание героя как принцип эволюции западноевропейского романа нового времени // Бахтинские чтения 2: Мат-лы междунар. науч. конф. - Витебск: изд-во Витебского ун-та, 1998.-С. 9-16.

61. Бондарев А. П. Жанровая апперцепция и перцепция жанра // Герменевтика в России. - Тверь, 1997. - № 2. - ИНТЕРНЕТ.

62. Бондарев А. П. Мифология. История. Человек. (К проблеме эволюции авторских форм объективизации) // Актуальные проблемы филологии: Мат-лы второй науч. конф. - М.: Ин-т иностр. языков, 1998. - С. 29 - 31.

63. Григорян А. Художественное своеобразие послевоенных романов В. Кёппена. К проблеме реализма на западе: Дисс. канд. филол. наук. - Ереван, 1982.

64. Гугнин А. А., Карельский А. В. Литература Германии [после 1945 года] // Зарубежная литература XX века: Учеб. / Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; под. ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высш. шк., 1996. - С. 434 - 479.

65. Затонский Д. Какой не должна быть история литературы? // Вопр. лит. -1998. - янв. - февр. - С. 5 - 30.

66. Затонский Д. Что такое модернизм? // Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1975. - С. 135 - 167.

67. Зачевский Е. А. Группа 47 и становление западногерманской литературы. -Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1989.

68. Зачевский Е. А. Роман В. Кёппена Теплица // Вопр. филологии. - Л., 1978. -№ 7. - С. 230 - 242.

69. Зачевский Е. А. Творчество Вольфганга Кёппена: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Л., 1980.

70. Зачевский Е. А. Творчество Вольфганга Кёппена: Дисс. канд. филол. наук. -Л., 1980.

71. Зверев А. М. Модернизм в литературе США. - М.: Наука, 1979.

72. Ильин И. И. Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение: Энцикл. справочник. - М.: Интрада, 1996. - С. 215 - 221.

73. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.

74. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996.

75. Ильин И. П. Телесность // Современное зарубежное литературоведение: Энцикл. справочник. - М.: Интрада, 1996. - С. 280 - 283.

76. Копелев Л. Мертвый хватает живых // Новый мир. - М., 1966. - № 4. - С. 260 - 265.

77. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. Н. Шматко. - М.: Ин-т экспериментальной социологии, 1998.

78. Лукач Д. Теория романа / Пер. Г. Бергельсона // Новое лит. обозрение. -1994.-№9.- С. 19-78.

79. Махлин В. Л. Конец конца. Предисл. к публикации // Диалог. Карнавал. Хронотоп (журнал науч. разысканий с биографии, теор. наследии и эпохе М. М. Бахтина). - Витебск, 1997. - № 2. - С. 104 -112.

80. Млечина И. Вольфганг Кёппен // История литературы ФРГ / редакц. коллегия: Д. В. Затонский, Н. С. Павлова; отв. ред. И. М. Фрадкина. - М.: Наука, 1980. - С. 277 - 294.

81. Млечина И. Уроки немецкого. Век XX. - М.: Прогресс. Культура, 1994.

82. Настас Н. О. о своеобразии сатирической манеры В. Кёппена // Традиции и новаторство: Сб. статей. - Кишинев, 1973. - С. 86 - 96.

83. Павлова Н. С. Экспрессионизм // История немцкой литературы в 5 т. / редколлегия: Р. М. Самарин и И. М. Фрадкин; уч. секр. JI. Г. Григорьева. - М.: Наука, 1968. - Т. 4. - С. 536 - 564.

84. Самарин Р. Против тех, кто сеет смерть // Иностр. лит. - 1960. - № 8. - С. 200 - 209.

85. Стеженский В. И. Вольфганг Кёппен и его романы: Вступ. ст. // Кёппен В. Голуби в траве. Теплица. Смерть в Риме. - М., 1990. - С. 5 - 24.

86. Фёдоров А. Писатель Вольфганг Кёппен // Сов. лит. - 1959. - № 6. - С. 133 -139.

87. Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. пр-ий. - М., 1989.-С. 346 -381.

88. Фролов Г. А. Реалистический романтизм в романах В. Кёппена // Романтизм. Теория. История. Критика. - Казань, 1976. - С. 130 - 142.

89. Фролов. Г. А. Роман постмодернизма в Германии // IX Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры: Мат-лы науч. конф.. - М.: МПГУ, 1997.-С. 132- 133.

90. Хоружий С. С. Улисс в русском зеркале // Джойс Дж. Избранное: В 2 т.; Портрет художника в юности. - М.: ТЕРРА, 1997. - Т. 2. - С. 361 - 558.

91. Черная JI. Вольфганг Кёппен. Юность // Совр. худ. лит. за рубежом. - М., 1977.-№3,-С. 69-71.

92. Черная JI. Непримиримость // Новый мир. - М., 1968. - № 3. - С. 263 - 266.

93. Экзистенциализм // Крат, филос. энцикл. / ред. сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: Прогресс, 1994. - С. 532 - 534.

94. Altenhofer N. Wolfgang Koeppen: Tauben im Gras // Р. M. Lützeler (Hg.). Deutsche Romane des 20. Jahrhunderts. - Königstein: Athenäum, 1983. - S. 284 -295.

95. Andersch A. Choreographie des politischen Augenblicks // Greiner U. Über Wolfgang Koeppen. - F/M., 1976. S. 72 - 79.

96. Andersch A. Vom Reisen lesend // Norden Süden rechts und links. - Zürich, 1972. - S. 102 - 107.

97. Arnold A. Prosa des Expressionismus. Herkunft. Analyse. Inventar. - Stuttgart, 1971.

98. Barck S. Ein junger Schriftsteller im Dritten Reich // S. Bock, M. Hahn (Hg.). Erfahrung Nazideutschland. - Berlin, DDR, Weimar: Aufbau, 1987. - S. 9 - 43.

99. Barnouw D. Melancholy and enchantment: Wolfgang Koeppen's anamnesis // Mosaic. - 1981. - H. 3. - S. 31 - 48.

100. Baumgart R. Jeder Hoffnung bar // Frankfurter Allgemenine Zeitung. - 1986. -19 Apr.

101. Bienek H. Werkstattgespräch // Greiner U. Über Wolfgang Koeppen. - F/M., 1976.-S. 247-256.

102. Braem H. M. Marianne mit dem Januskopf // Stuttgarter Zeitung. - 1961. - 19 Nov.

103. Buchholz H. Eine eigene Wahrheit: Über Wolfgang Koeppens Romantrilogie Tauben im Gras, Das Treibhaus und der Tod in Rom. - F/M., Bern, 1982.

104. Bungter G. Über Wolfgang Koeppens Tauben im Gras // Zeitschrift ftir deutsche Philologie. - 1968. - № 87. - S. 535 - 545.

105. Craven S. Wolfgang Koeppen: A Stady in Modernist Alienation. - Stuttgart: Heinz, 1982.

106. Cwojdrak G. Rückzug vom Realismus. Zu einigen Büchern von Hans Erich Nossack, Wolfgang Koeppen und Heinrich Boll // Neue Deutsche Literatur. - 1959. -№ 7 (H. 4).-S. 113-124.

107. Dahlhaus C. Die abwesende Symphonie // N. Miller (Hg.). Beziehungszauber. -München: Hanser, 1988. - S. 67 - 77.

108. Demetz P. Wolfgang Koeppen // Die süsse Anarchie. Deutsche Literatur seit 1945. Eine kritische Einführung. - Berlin, 1970. - S. 197 - 202.

109. Döhl R. Wolfgang Koeppen // Deutsche Literatur seit 1945 in Einzeldarstellungen. - Stuttgart, 1968. - S. 103 - 129.

110. Drovak P. F. Individual failure and desire for change in the works of Wolfgang Koeppen: Diss. - DA 35: University of Maryland, 1974/75.

111. Eisele U. Realismus und Ideologie. Zur Kritik der literarischen Theorie nach 1849 am Beispiel des Deutschen Museums. - Stutgart, 1976.

112. Erlach D. Wolfgang Koeppen als zeitkritischer Erzähler. - Stockholm, 1973.

113. Gespräch mit Wolfgang Koeppen. - München, 1982. - 17 Sept.

114. Görtz F. J. Aufzeichnungen aus einem Erdloch. Die wahre Geschichte über Jakob Littner // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 1992. - 28. Febr.

115. Götze K. - H. Wolfgang Koeppen. Das Treibhaus. - München, 1985.

116. Greiner U. Über Wolfgang Koeppen. F/M., 1976.

117. Greiner U. Wolfgang Koeppen oder die Geschichte eines Misserfolgs // Über Wolfgang Koeppen. - F/M., 1976. - S. 9 - 22.

118. Groos A. Wolfgang Koeppen // Schriftsteller der Gegenwart. - Ölten, Freiburg: Walter. 1963,-S. 189 - 195.

119. Gunn R. L. Art and Politics in Wolfgang Koeppen's Postwar Trilogy. - Bern, 1983.

120. Haberkamm K. Wolfgang Koeppen - Bienenstock des Teufels - Zum naturhaft-mytischen Geschichts - und Gesellschaftsbild in den Nachkriegsromanen // Zeitkritische Romane des 20. Jahrhunderts. - Stutthart: hrsg. v. Hans Wagener, 1975. - S. 241 - 275.

121. Hanbridge C. The Transformation of Failure. A Critical Analysis of Caracter Presentation in the Novels of Wolfgang Koeppen. - Bern, 1983.

122. Haug W. F. Jean Paul Sautre und die Konstruktion des Absurden. - F/M., 1966.

123. Heissenbüttel H. Literatur als Aufschub von Literatur? Über den späten Wolfgang Koeppen // Text und Kritik. - München, 1972. - H. 34. - S. 33 - 37.

124. Heissenbüttel H. Wolfgang Koeppen, Eine unglückliche Liebe // Neue Deutsche Hefte. - 1960/61. - H. 72. - S. 367.

125. Heissenbüttel H. Wolfgang Koeppen - Kommentar // Merkur. - 1968. - № 22. -S. 244 - 252.

126. Hielscher M. Wolfgang Koeppen. - München, 1988.

127. Hielscher M. Zitierte Moderne. Poetische Erfahrung und Reflexion in Wolfgang Koeppens Nachkriegsromanen und in Jugend. - Heidelberg: Winter, 1988.

128. Hofe G. v., Pfaff P. Wolfgang Koeppens melancholischer Materialismus // Das Elend des Polyphem. - Königstein: Athenäum, 1980. - S. 93 - 108.

129. Höfer A. Die Rolle des Aussenseiters in moderner Dichtung // Literatur für Leser. - 1983. - H. 3. - S. 153 - 170.

130. Jens W. Melancholie und Moral. Rede auf Wolfgang Koeppen. - Stuttgart, 1963.

131. Jens W. Verleihung des Georg Büchner-Preises an Wolfgang Koeppen. Rede auf den Preisträger // Zueignungen. 12 literarische Porträts. - München, 1963. - S. 96

- 107.

132. Kalninja D. Wolfgang Koeppen: Provokateur der Tüchtichkeits-deutschen verschiedenen Schlages // Romanliteratur in der Bundes-republik. - Riga, 1970. S. 20 -36.

133. Koch M. Wolfgang Koeppens Literatur zwischen Nonkonformismus und Resignation. - Stuttgart, 1973.

135. Krättli A. Auf Eulenspiegels Wegen. Zur Ausgabe der Gesammelten Werke von Wolfgang Koeppen // Schweizer Monatshefte. - 1986. - H. 10. - S. 855 - 861.

136. Kulessa H. Warum sind Sie so unglücklich, Herr Koeppen? Interview // Frankfurter Allgemeine, Magazin. - 1987. - 28 August.

137. Kuther A. Doch niemand entflieht seiner Welt. Annäherung an Wolfgang Koeppens Verständnis von der Welt // E. Huber-Thoma, Ch. Adler (Hg.). Romantik und Moderne. - F/M., Bern: Lang, 1986. - S. 329 - 344.

138. Laemmle P. Annäherung an die Wahrheit der Dinge. Wolfgang Koeppens Bildersprache zwischen Utopie und Resignation // Text und Kritik. - München, 1972.

- H. 34. - S. 46 - 52.

139. Lämmert E. Bauformen des Erzählens. - Stuttgart, 1955.

140. Lennartz F. Koeppen Wolfgang // Deutsche Dichter und Schriftsteller unserer Zeit. Einzeldarstellungen zur schönen Literatur in deutscher Sprache. - Stuttgart: Kröner, 1959. - S. 395 - 394.

141. Letsch F. Auseinandersetzung mit der Vergangenheit als Moment der Gegenwartskritik. - Köln: Pähl - Rugenstein, 1982. - S. 21 - 39.

142. Liepmann H. Die Leiden des jungen Koeppen // Die Welt. - 1960. - 28 Mai.

143. Linder Chr. Im Übergang zum Untergang. Über das Schweigen Wolfgang Koeppens // Akzente. - 1972. - № 19. - S. 41 - 63.

144. Linder Chr. Schreiben als Zustand. Ein Gespräch mit Wolfgang Koeppen // Text und Kritik. - München, 1972. - H. 34. - S. 14 - 32.

145. Lukomska-Waroch A. Wolfgang Koeppen und seine Nachkriegsromane // Studia Germanica Posnaniensia. - 1974. - S. 29 - 33.

146. Matt B. v. Verzweifeltes Glück. Zum Tod von Wolfgang Koeppen // Neue Zürcher Zeitung. - 1996. - № 64 (16/17).

147. Mayer H. Die umerzogene Literatur. Deutsche Schriftsteller und Bücher 1945 -1967. Berlin: Siedler, 1988,- S. 117 -126.

148. Mitscherlich M. Wie haben sich deutsche Schriftsteller gegen die Unfähigkeit zu trauern gewehrt? // Neue Rundschau. - 1983. - H. 3. - S. 137 - 156.

149. Mittenzwei J. Die mus ikalische Kompositionstechnik des inneren Monologs in Koeppens Roman Der Tod in Rom // Das Musikalische in der Literatur. - Halle, 1962.-S. 395 -426.

150. Hef. E. Die elenden Skribenten // Neue Zürcher Zeitung. - 1982. - 14 Jan.

151. Nowicka G. Wolfgang Koeppens Roman Eine unglückliche Liebe // Germanica Wrastilavensia. -1981. - H. 45. - S. 101 -128.

152. Oehlenschläger E. Anmerkungen zum Thema Geschichte bei Wolfgang Koeppen // B. Allemann (Hg.). Literatur und Germanistik nach der Machtübernahme. - Bonn: Bouvier, 1983. - S. 188 - 215.

153. Oehlenschläger E. Wolfgang Koeppen. - F/M., 1987.

154. Peters J Koeppen, ein Schriftsteller der Bundesrepublik. Zu den Romanen // Literaturmagazin. - Hg. v. N. Born und J. Manthey, 1977. - № 7. S. 303 - 317.

155. Quack J. Die Haltung des Beobachters. Pauschale Überlegungen zu Wolfgang Koeppen // Frankfurter Hefte. - 1977. - H. 8. - S. 70 - 72.

156. Quark J. Sehnsüchteger Kommentar der Erinnerung // Frankfurter Hefte. - 1977. -H. 8.-S. 70-72.

157. Raddatz F. J. Wolfgang Koeppen // Die Nachgeborenen. - F/M.: Fischer, 1983. S. 217-227.

158. Rasch W. W. Koeppen // Deutsche Dichter der Gegenwart, ihr Leben und Werk. - Berlin, 1973. - S. 210 - 230.

159. Reich-Ranicki M. Der Dichter unserer Niederlagen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 1986.-21 Juni.

160. Reich-Ranicki M. Der empfindsame Asphaltliterat // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 1986.- 14 Sept.

161. Reich- Ranicki M. Der Fall Wolfgang Koeppen. Ein Lehrbeispiel dafür, wie man in Deutschland mit Talenten umgeht // Die Zeit. -1961. - 8 Sept.

162. Reich-Ranicki M. Der Zeuge Koeppen // Greiner U. Über Wolfgang Koeppen. -F/M., 1976.-S. 133-151.

163. Reich-Ranicki M. Ein Gespräch mit Wolfgang Koeppen. - F/M.: Suhrkamp, 1986.

164. Reich-Rahicki M. Tauben im Gras // Frankfurter Allgemeine Zeitung. - 1991. -22 Juni.

165. Reich-Ranicki M. Über Wolfgang Koeppen // Literatur und Kritik. - 1983. - H. 173 / 174.-S. 114-117.

166. Reinhard St. Politik und Resignation. Anmerkungen zu Koeppens Romanen // Text und Kritik. - München, 1972. - H. 34. - S. 38 - 45.

167. Renger R. Ich lebe in einem Roman. Der Schriftsteller Wolfgang Koeppen // Die Neue Gesellschaft. Frankfurter Hefte. - 1991. - H. 9. - S. 848 - 851.

168. Richner Th. Der Tod in Rom. Eine existential-psychologische Analyse von Wolfgang Koeppens Roman. - München, Zürich, 1982.

169. Samuel G. Vom Stadtbild zur Zeichenstätte // K.R. Scherpe (Hg.) Die Unwirklichkeit der Städte. - Reinbek: Rowohlt, 1988. - S. 153 - 172.

170. Sauter J.-H. Gespräch mit Wolfgang Koeppen // Sinn und Form. - 1986. - H. 3. - S. 543 - 555.

171. Scherpe K. R. Idelolgie im Verhältnis zur Literatur // The German quarterly. -1984. -H. l.-S. 6- 26.

172. Schlösser H. Reiseformen des Geschriebenen: Selbsterfahrung und Weltdarstellung in Reisebüchern Wolfgang Koeppens, Rolf Dieter Brinkmanns und Hubert Fichtes // Literatur und Leben. - Wien, 1987 - № 34.

173. Schmitz W. Wolfgang Koeppen: Die Mauer schwankt // Deutsche Bücher. -1984.-H. 3.-S. 169- 173.

174. Schütz E. Der Dilletant in der geschriebenen Geschichte // Der Deutschunterricht. -1981. - H. 3. - S. 72 - 81.

175. Schwarz W. Protokolle. Gespräche mit Schriftstellern. - F/M.: Lang, 1990. - S. 31-42.

176. Seiler Chr. Zum Thema Angst im Romanschaffen Wolfgang Koeppen // Germanic notes. - 1980. - H. 4. - S. 49 - 53.

177. Siblewski K. Wolfgang Koeppen // Kritisches Lexikon der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. - München: edition text und kritik, 1994. - Bd. 5. - S. 1 - 14.

178. Siering J. Wolfgang Koeppen: Jugend // Neue Deutsche Hefte. - 1977. - H. 139. -S. 157- 159.

179. Spitzer L. Zum Stil Marcel Prousts // Stilstudien. - Darmstadt, 1961. - Bd. 2. -S. 367 - 497.

180. Stanzel F. K. Die typische Erzählsituationen im Roman - Wien, 1955.

181. Stephan P. M. Das Leben in meinem Herzen filtern... Annäherung an Wolfgang Koeppen // neue Deutsche Hefte. - 1986. - H. 3. - S. 564 - 574.

182. Text und Kritik. Zeitschrift für Literatur. - München: hrsg. v. Arnold, 1972. - H. 34.

183. Todorow A. Publizistische Reiseprosa als Kunstform: Wolfgang Koeppen // Deutsche Vierteljahresschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. -1986.-H. l.-S. 136 - 165.

184. Treichel H.-U. Aus einer deutschen Hölle // Freitag. - 1992. - 6 März.

185. Treichel H.-U. Die Lebendigkeit des Bösen. Zur Gestalt Gottlieb Judejahns in Wolfgang Koeppen Roman Der Tod in Rom // Neue Zürcher Zeitung. - 1985. - 27 Sept.

186. Treichel H. - U. Fragment ohne Ende. Eine Studie über Wolfgang Koeppen. -Heidelberg: Winter, 1984.

187. Ullmann B. Der gerettete Koeppen und die Problematik der Interpretation von zeitkritischer Literatur // Studia Neophilologoca. - 1974. - H. 1. - S. 120 - 135.

188. Urbach T. Zauber der Geräte. Gespräche über Schreibbedingungen mit Wolfgang Koeppen, Wolf Wondraschek und Horst Bienek // Neue Zürcher Zeitung. -1991. -15. März.

189. Uske B. Geschichte und ästhetisches Verhalten. - F/M.: Lang, 1984.

190. Voss D. Wahrheit und Erfahrung im ästhetischen Diskurs. Studien zu Hegel, Benjamin, Koeppen. - F/M, Bern, 1983.

191. Wehdekind V., Blamberger G. Erzählliteratur der frühen Nachkriegszeit. -München: Bech, 1990. - S. 84 - 90.

192. Wehdekind V. Die Last der verlorenen Jahre. Interview // Literatur in Bayern. -1988.-H. 11.-S. 47-51.

193. Weidenheim J. Empfindsamkeit statt Einfühlung. Anmerkungen zu einem ungewöhnlichen Reisebericht // Blätter für deutsche und internationale Politik - 1958. - № 5. - S. 49-53.

194. Widding B. Melancholie und Moderne: Wolfgang Koeppens Der Tod in Rom // The Germanic Review. -1991. - H. 4. - S. 161 - 168.

195. Wieckenberg E. P. Der Erzähler Wolfgang Koeppen // Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden. Westdeutsche Literatur von 1945 - 1971. - F/M., 1972.-Bd. l.-S. 194-202.

196. Wiesner H. Das Ghetto hiess Zbaraz, Galizien // Süddeutsche Zeitung. - 1992. -26 März.

197. Zeller M. Satire und Resignation - fast ein deutsches Märchen. Zu Wolfgang Koeppens Roman Das Treibhaus // Greiner U. Über Wolfgang Koeppen. - F/M, 1976. - S. 230 - 245.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.