"Великий инквизитор" Ф.М. Достоевского и музыкальное искусство 1940-х - 2000-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Богомолова, Ирина Анатольевна

  • Богомолова, Ирина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 218
Богомолова, Ирина Анатольевна. "Великий инквизитор" Ф.М. Достоевского и музыкальное искусство 1940-х - 2000-х гг.: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2017. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Богомолова, Ирина Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Глава «Великий инквизитор» в прижизненной критике, русской

религиозной философии и в литературоведении (1879-2016)

§1. Прижизненная критика (1879-1881)

§2. Русская религиозная философия (конец XIX — начало XX вв.)

§3. Советское, российское и западное литературоведение (1947-2016)

Выводы по Главе I

Глава II. «Великий инквизитор»: теоретические аспекты изучения главы из романа Достоевского «Братья Карамазовы»

§ 1. Особенности поэтики главы «Великий инквизитор»

§2. Глава «Великий инквизитор» и явление литературной прецедентности

Выводы по Главе II

Глава III. История воплощений главы «Великий инквизитор» в музыкальном искусстве

§ 1. Достоевский и музыкальное искусство: история рассмотрения и итоги

изучения

§2. Музыкальные интерпретации главы «Великий инквизитор» как самостоятельного произведения

2.1 Особенности осмысления поэмы Ивана Карамазова в оратории «Великий инквизитор» Б. Блахера (1943, Германия)

2.2 Поэма Ивана Карамазова и либретто к опере Р. Росселлини «Легенда о возвращении» (1966, Италия): событийные и персонажные трансформации

§3. Музыкальные прочтения главы «Великий инквизитор» как части романа «Братья Карамазовы»

3.1 Поэма Ивана Карамазова как философский центр балета «Карамазовы» Б. Эйфмана (1995, Россия)

3.2 Поэма Ивана Карамазова как смыслообразующий центр оперы А. Смелкова

«Братья Карамазовы» (2008, Россия)

Выводы по Главе III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Музыкальные произведения, созданные на основе романа Достоевского «Братья Карамазова» и его вставной главы «Великий инквизитор»

2. Сцена из спектакля Р. Росселлини «Легенда о возвращении»

3. Сцена из балета Б. Эйфмана «Карамазовы»

4. Дословный перевод либретто к опере Р. Росселлини «Легенда о возвращении» (перевод с итал. яз.)

5. Либретто к балету Б. Эйфмана «Карамазовы»

6. Либретто к опере А. Смелкова «Братья карамазовы»

7. Беседа с композитором А. Смелковым

8. Беседа с режиссером В. Бархатовым

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Великий инквизитор" Ф.М. Достоевского и музыкальное искусство 1940-х - 2000-х гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Глава «Великий инквизитор» романа Достоевского «Братья Карамазовы» представляет собой особое художественное явление: с одной стороны, она является неотъемлемой частью романного целого, а также квинтэссенцией всего творчества писателя, с другой — она настолько самодостаточна, что с момента публикации стала восприниматься критиками и читателями как самоценное произведение. В проблемно-тематическом отношении эта глава представляет собой текст высокой сложности, который привлек внимание не только критиков, философов и литературоведов, но и художников, композиторов и либреттистов, режиссеров музыкального, балетного и драматического театров.

Актуальность исследования, помимо характерного для нашего времени непреходящего стремления к углубленному прочтению произведений Ф. М. Достоевского, определяется возросшим научным интересом к всестороннему рассмотрению истории и особенностей функционирования текста в культуре. В диссертации предпринято осмысление рецепции классического литературного произведения в философии, критике и литературоведении; учитывается и анализируется феномен художественной интерпретации литературного текста другими видами искусства; прослеживается эффект сотворчества читателя и зрителя; на основе интегративного принципа разрабатывается коммуникативный аспект функционирования сложных текстов.

При обращении к текстам высокой сложности с повышенным смыслопорождающим потенциалом особое значение приобретает выявление условий, способствующих раскрытию смыслов текста.

Исследование включается в активно развивающееся изучение рецепции наиболее значительных литературных произведений и их дальнейшего бытования в интенсивно меняющемся историческом контексте, — с чем соотнесен интерес к комплексному изучению процесса освоения произведений литературы другими

видами искусства. С этим связана разработка вопроса об определения роли литературного текста в развитии других искусств. Последовательное изучение музыкальных и музыкально-сценических интерпретаций главы «Великий инквизитор» свидетельствует о том, что они являются важной составляющей в развитии современного музыкально-драматического и музыкально-пластического искусств. Анализ разных музыкальных решений, таким образом, способствует изучению истории культуры в целом, а исследование приобретает междисциплинарный характер.

Степень разработанности проблемы. О ключевом положении главы «Великий инквизитор» в творчестве Достоевского писали и один из первых исследователей творчества писателя философ В. В. Розанов1, и авторитетный достоевсковед Г. М. Фридлендер2. Глубокое осмысление этой главы предложили такие религиозные философы, как К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и другие. Изучением этого текста занимались отечественные и зарубежные исследователи: Л. П. Гроссман, В. Б. Шкловский, К. В. Мочульский, В. Е. Ветловская, С. Г. Бочаров, Л. И. Сараскина, Б. Н. Тихомиров, Т. А. Касаткина, М. Джоунс, Р. Фюлёп-Миллер, Д. Х. Лоренс и многие другие.

Тема «Достоевский и музыкальное искусство» также не раз становилась предметом анализа. Среди обобщающих трудов по этой теме — фундаментальная монография А. А. Гозенпуда «Достоевский и музыка» (1971)3.

Кроме того, интерпретации романа Достоевского «Братья Карамазовы» в музыкальном искусстве рассматривались Л. Поляковой4 (1975; опера чешского

1 Розанов В. В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. С. 96.

2 Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964. С. 363.

3 Гозенпуд А. А. Достоевский и музыка. М., 1971. 173 с.

4 Полякова Л. Образы русской литературной классики в чешской опере // Из истории музыки социалистических стран Европы. М., 1975. С. 115-116, 120-137.

композитора О. Еремиаша «Братья Карамазовы», 1927), С. Г. Войткевич5 (20062008; оперы А. Холминова «Братья Карамазовы», 1985, А. Смелкова «Братья Карамазовы», 2008). В конце XX в. о творчестве композитора Б. Блахера писали немецкие музыковеды: Ф. Заатен6 (1986), Х. Х. Штукеншмидт7 (1985), К. Графшмид8 (1996) и Г. Гериберт9 (1993), однако анализ оратории Б. Блахера «Великий инквизитор» никем из них не был предпринят.

В 2010-е гг. появился ряд исследований кинематографических и театрально-драматических решений романа «Братья Карамазовы»: кандидатская диссертация Р. Г. Круглова10 (2016), статьи Б. Н. Тихомирова11, Н. Т. Ашимбаевой12 и др.

Однако история воплощений и особенности понимания главы «Великий инквизитор» в музыкальном искусстве до сих пор не становились предметом специального внимания литературоведов.

Объектом настоящего исследования является функционирование литературного произведения в культуре.

Предмет исследования — проблематика и поэтика главы «Великий инквизитор», ее рецепция в критике, философии, литературоведении и особенности воплощений этого текста в музыкальном искусстве ХХ-ХХ1 вв.

5 Войткевич С. Г. Художественный мир Ф.М. Достоевского в отечественной опере последней трети XX века: Дис. ... канд. искусствоведения. Красноярск, 2006. 252 с.; Войткевич С. Г. Обнимутся ли миллионы...? (О рецепции Бетховенской «темы радости» в опере А. Смелква «Братья Карамазовы») // Вестник КемГУКИ. 2014. №27. С. 97106. — Режим доступа: http://oaji.net/articles/2014/774-1413176507.pdf; Войткевич С. Г. Особенности и смыслы бытования внероманных текстов в либретто оперы А. Смелкова и Ю. Димитрина «Братья Карамазовы» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 1241-1245. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85249.htm.

6 Saathen F. Von Kündern Käuzen und Ketzern. Biographische Studien zur Musik des 20. Jahrhunderts. Böhlau, Köln, Graz, 1986. 400 p.

7 Stuckenschmidt H. H. Boris Blacher. Berlin und Wiesbaden, 1985. 81 p.

8 Grafscmidt C. Boris Blachers Variable Metrik und ihre Ableitungen: Voraussetzungen — Ausprägungen — Folgen. Frankfurt am Main, Berlin, New York, Paris, Wien, 1996. 552 p.

9 Boris Blacher. Dokumente zu Leben und Werk. Zusammengestellt und kommentiert von Heribert Henrich. Berlin, 1993. 192 p.

10 Круглов Р. Г. Художественный мир Ф. М. Достоевского на киноэкране: проблема интерпретации (на материале экранизаций романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»: дис....канд. искусствоведения: 17.00.09 / Роман Геннадьевич Круглов. СПб., 2016. 195 с. — Режим доступа: http://sarcons.ru/tl_files/Dis%20Sovet/Zaschita-Kruglov.PDF

11 Театр Достоевского в работах художников сцены: С.-Петербург — Москва. XX век. СПб., 2015. С. 45-56.

12 Там же. С. 89-96.

Цель работы — изучение истории и особенностей воплощений главы «Великий инквизитор» в музыкальном искусстве 1940-х — 2000-х гг. в их обусловленности ее проблематикой и поэтикой.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить ключевые темы и проблемы главы «Великий инквизитор», на которых сосредоточивали свое внимание философы, критики и литературоведы;

2) проанализировать особенности поэтики главы «Великий инквизитор»;

3) описать явление прецедентности в связи с главой «Великий инквизитор», очертить и расширить круг претекстов и «произведений-наследников»;

4) представить особенности музыкальных интерпретаций главы «Великий инквизитор» как отдельного текста и как части романа «Братья Карамазовы»;

5) проанализировать словесный текст оратории и либретто музыкально-драматических и балетного произведений;

6) определить, какие темы и проблемы главы «Великий инквизитор» становились предметом внимания, и выявить роль ее поэтики в процессе их осмысления и раскрытия в музыкально-сценическом искусстве ХХ в.

Материалом исследования послужили романная глава «Великий инквизитор», либретто и музыкальная ткань произведений, созданных на ее основе (оратория Б. Блахера «Великий инквизитор», опера Р. Росселлини «Легенда о возвращении») и романа «Братья Карамазовы», в которых поэма Ивана Карамазова заняла важное место (балет Б. Эйфмана «Карамазовы», опера А. Смелкова «Братья Карамазовы»).

Научная новизна работы заключается в том, что в научный оборот впервые введены текст оратории «Великий инквизитор» немецкого композитора Б. Блахера и текст либретто к опере «Легенда о возвращении» итальянского композитора Р. Росселлини, а также сведения об истории создания и сценической истории этих произведений, биографические сведения о композиторах и авторе либретто.

Оратория Б. Блахера и опера Р. Росселлини ни в СССР, ни в современной России не исполнялись, партитуры и клавиры этих произведений в нашей стране не публиковались (места хранения архивных материалов — Германия, Италия), они до сих пор не стали предметом научного изучения, и сравнительный анализ исходного произведения Достоевского и словесного текста оратории, а также текстов либретто музыкально-драматических и музыкально-пластического произведений не предпринимался.

Впервые проводится системный анализ музыкальных интерпретаций главы «Великий Инквизитор», изучаются их особенности, сюжетно-композиционное строение и смыслопорождающие механизмы, складывающиеся в процессе взаимодействия литературы и музыкального искусства.

Впервые последовательно осмысляется и обширный круг критических, философских и научно-исследовательских работ, посвященных главе «Великий Инквизитор». На этой основе выявлены ее ключевые темы и философские проблемы, ставшие источником самых разнообразных интерпретаций в музыкальном искусстве ХХ — начала XXI вв. Впервые предпринятый анализ поэтики романной главы позволил выявить ее особый смыслопорождающий потенциал как текста высокой сложности.

Теоретическая значимость работы заключается в изучении истории и особенностей функционирования литературного текста высокой сложности в общекультурном поле, а также в разработке модели исследования подобного рода. Работа вносит вклад в изучение явлений прецедентности в словесном и в музыкальном искусствах, способствует выявлению факторов развития современного искусства.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской литературы второй половины XIX в. в высших учебных заведениях, в процессе преподавания литературы в школе, при

изучении курсов музыкальной литературы в средних специальных и истории русской и зарубежной музыки в высших музыкальных учебных заведениях, а также в музейной практике (создание литературной экспозиции, проведение тематических экскурсий, беседы с посетителями).

Методологической и теоретической основой послужили работы, отвечающие цели и задачам исследования. Изучение истории и особенностей функционирования классического произведения в культуре выполнено с ориентацией на идеи М. М. Бахтина. При рассмотрении поэтики текста высокой сложности за основу приняты исследования Ю. М. Лотмана о явлении «текст в тексте». Анализ проблематики и поэтики главы «Великий инквизитор» проводится с опорой на труды К. В. Мочульского, В. Б. Шкловского, Л. П. Гроссмана, В. Е. Ветловской, С. Г. Бочарова, Б. Н. Тихомирова, Т. А. Касаткиной, Л. И. Сараскиной, П. Е. Фокина, А. П. Власкина и др. Литературоведческий подход к явлениям прецедентности осуществляется с учетом работ Н. Г. Михновец. Анализ музыкальных произведений опирается на исследования музыковедов В. Н. Холоповой, А. А. Баевой, Е. Б. Долинской, О. В. Комарницкой, М. С. Высоцкой и Г. В. Григорьевой, И. Л. Пивоваровой, в которых описываются жанровые и стилевые особенности музыки XX — XXI вв., своеобразие музыкальной драматургии этого времени, а также осмысляется специфика составления оперного и балетного либретто.

Основные методы исследования определяются сочетанием методов сравнительного, структурного и концептуального анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Высокая сложность текста главы «Великий инквизитор» как в проблемно-тематическом, так и в поэтологическом отношениях обусловливает ее значительный смыслопорождающий потенциал и разнообразие интерпретаций.

2. Основная роль в выявлении и в системном описании проблематики поэмы о великом инквизиторе принадлежит русской религиозной философии

рубежа Х1Х-ХХ вв. Устойчивой особенностью критической, литературоведческой, религиозно-философской рецепции главы «Великий инквизитор» является сосуществование полярно противоположных трактовок.

3. Совмещение различных языковых кодов: вербального и музыкального (оратория), музыкально-драматического (опера) или музыкально-пластического (балет) — способствует раскрытию смыслового потенциала исходного литературного текста. Выбор текста высокой сложности и его интерпретации в разных видах искусства и жанрах предполагают интенсивный поиск конгениального языка для его понимания; такой поиск становится одним из факторов развития современного искусства.

4. Глава «Великий инквизитор» осмысляется в музыкальном искусстве или как самостоятельное целое, изолированное от романа (Б. Блахер, Р. Росселлини), или как неотъемлемая и важнейшая его часть (Б. Эйфман, А. Смелков). В первом случае интерпретаторы опираются на сюжетно-композиционную завершенность поэмы Ивана Карамазова, при этом свернутая в тексте Достоевского фабульная часть разворачивается. Во втором случае поэма Ивана Карамазова, как текст высокой сложности, приобретает статус символического ключа к прочтению романа «Братья Карамазовы» в контексте современности. В диахроническом плане понимание главы продвигалось от изолированного осмысления романной главы «Великий инквизитор» к прочтению всего романа Достоевского «Братья Карамазовы» в целом сквозь призму этого текста.

5. Во всех рассмотренных музыкальных интерпретациях обширная идейно-философская проблематика главы сужается до одной или нескольких проблем, актуальных для конкретной историко-культурной ситуации ХХ — начала ХХ1 вв. Наиболее значимыми для всех прочтений становятся антиномии свободы и вседозволенности, а также власти и «стада», толпы.

6. Музыканты, стремящиеся осмыслить свою современность сквозь призму философской проблематики и сложной в поэтологическом отношении главы

«Великий инквизитор», предпочитают жанр оперы. Композиторы и балетмейстер, составивший музыкальную партитуру своего спектакля, интерпретируют ее, используя и активно цитируя произведения великих композиторов ХУШ-ХХ вв.: В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, Дж. Верди, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова.

Степень достоверности результатов исследования обеспечивается тщательной обработкой фактического материала, адекватной предмету, задачам и этапам исследования, а также опорой на достоверные источники (клавиры, либретто, записи музыкальных произведений).

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были апробированы во время экскурсионной деятельности диссертанта в Санкт-Петербургском государственном литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского, а также в докладах на международных чтениях «Достоевский и мировая культура» в Музее Достоевского в Санкт-Петербурге (2012, 2014) и «Достоевский и современность» в Музее Достоевского в Старой Руссе (2015, 2016).

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и восьми приложений. Первая глава содержит три раздела, вторая — два и третья — три. Общий объем работы — 218 страниц. Библиография включает 139 наименований.

Глава I. Глава «Великий инквизитор» в прижизненной критике, русской религиозной философии и в литературоведении (1879-2016)

§1. Прижизненная критика (1879-1881)

Как известно, роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», публиковавшийся частями в течение двух лет (с 1879 по 1880 гг.), еще при жизни автора породил большое количество критических откликов в печати (столичной и провинциальной), а также различные отзывы, которые читатели высказывали в одних случаях друг другу в письмах, а в других — самому романисту. Не оставалась без внимания и глава «Великий инквизитор», опубликованная в июньском номере журнала «Русский вестник» за 1879 г.

К вопросу об особенностях восприятия романа в прижизненной критической литературе обращалась исследователь В. Е. Ветловская, проанализировавшая при подготовке текста для академического издания большое количество газетных и журнальных статей, писем13. С. В. Белов составил подробный указатель печатных источников14. Научная группа кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета под руководством О. В. Захаровой продолжает работу над проектом «Достоевский в прижизненной критике (1845-1881)», который предполагает установление полного библиографического свода прижизненной критики Достоевского, его оцифровку, набор и подготовку к публикации текстов на сайте кафедры15.

В связи с тем, что в центре внимания исследователей был роман «Братья Карамазовы» в целом, а понимание отдельной его главы — «Великий инквизитор» — не стало специальным предметом изучения, мы выберем и

13 См.: Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т.т. Т. 15. Л., 1976. С. 487-513. Далее в тексте диссертации ссылку на это собрание сочинений будем приводить в квадратных скобках, римской цифрой обозначая том издания, арабской — номер страницы.

14 См.: С. В. Белов. Ф. М. Достоевский. Указатель произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нем на русском зыке, 1844-2004 гг. СПб., 2011. С. 79-93.

15 См.: http://philolog.petrsu.ru/fmdost/dostkrit/dostkrit.html (дата обращения: 25.11.2015).

проанализируем те отзывы, которые касаются только поэмы Ивана Карамазова. При этом опираться будем на комментарии В. Е. Ветловской к роману «Братья Карамазовы», опубликованные в 15 томе первого полного академического собрания сочинений Достоевского (1976).

Первой реакцией на главу «Великий инквизитор», как мы полагаем, стала статья А. Горшкова (Н. А. Протопопова) «Русская журналистика», напечатанная в петербургской газете «Русская правда» (1879, 22 июня, № 51), издававшейся литератором Д. Гирсом. Примечательно, что В. Е. Ветловская рассматривает ее как отзыв о романе «Братья Карамазовы» в целом.

С нашей же точки зрения, несмотря на то, что напрямую в статье не упоминается поэма Ивана Карамазова, сам факт размышлений А. Горшкова над евангельским выражением «не хлебом единым жив будет человек» (Мф: IV, 1-3), введенным Достоевским в главу «Великий инквизитор»16, допускает предположение, что к моменту создания своей статьи автор успел ознакомиться с этой главой романа и отреагировал именно на нее.

А. Горшков пишет: «не хлебом единым живет человек, это, конечно, так; но дело в том, что без хлеба жить человеку невозможно <...> Вот почему, между прочим, все проповеди аскетизма, умерщвления плоти и т. д. были голосом вопиющего в пустыне, не увлекали и не волновали масс, тогда как каждое слово, призывавшее к жизни, к борьбе за счастие [курсив17 наш. — И. Б.], к надежде, жадно подхватывалось ими на лету»18.

По мнению исследователя В. Е. Ветловской, в статье А. Горшкова, цитату из которой мы привели выше, «прежде всего утверждается, что вопрос об отношении церкви к государству, затронутый в романе Достоевского, — [есть. — И. Б.] "логический результат его [Достоевского. — И. Б.] воззрения на человека

16 Знаменательно, что выражение «не хлебом единым жив будет человек» (Мф: IV, 1-3) Достоевский цитирует только в главе «Великий инквизитор».

17 Здесь и далее в тексте диссертации в квадратных скобках мы будем отмечать только наше выделение курсивом. Авторское выделение курсовом будем давать без примечаний.

18 Горшков А. Русская журналистика // Русская правда. 1879. № 51. 22 июня. С. 1.

как на "орудие сатаны" и вместилище всяческой скверны"» [XV; 489]. Для нас же ключевым моментом в толковании Горшковым фразы из сакрального текста является понимание критиком жизни как «борьбы за счастие», что свидетельствует о его прочтении текста Достоевского в рамках сугубо современных позитивистских представлений в духе дарвинского учения борьбы за жизнь. Журналист выделил в поэме Ивана Карамазова, не называя ее, тему земного счастья, которая, напомним, звучит в монологе великого инквизитора, однако понял ее в духе своего времени. Отметим, что суждение критика свидетельствует о неразрывной связи между главой и уже опубликованными частями романа.

В отзывах другого критика, В. Ф. Корша, опубликовавшего в 1879 г. статью «Журналистика» в двух номерах петербургской газеты «Молва» под псевдонимом «Отшельник», также затрагивается тема земного счастья19. Первоначально, 12 октября В. Ф. Корш отметил, что главы «Бунт» и «Великий инквизитор» производят «на читателя потрясающее впечатление. Страшную картину людской несправедливости и страданий рисует Иван Карамазов своему брату, чтоб объяснить свое неверие»20. Однако уже спустя неделю, 19 октября, критик писал: «Вместо того чтобы рисовать нам в перспективе реальные [курсив наш. — И. Б.] условия возможно большей справедливости и счастия на земле, г. Достоевский влечет нас за собою в опустевшую теперь Фиваиду, обещая доставить там счастие, которое, как уже давно и положительно дознано, может быть только фантастическим [курсив наш. — И. Б.]»21. Отметим, что Фиваида — старинное название области в Верхнем Египте, место поселения раннехристианских монахов-отшельников.

Обратим внимание на то, что, с одной стороны, критик признает, что Достоевский «рисует» справедливость и счастье на земле, которые «влекут нас за

19 Заметим, что эта тема в его критической статье также не становится предметом осмысления В. Е. Ветловской.

20 Отшельник. Журналистика // Молва. 1879. №281. 12 октября. С. 2.

21 Там же. С. 1.

собою». Однако, с другой стороны, В. Ф. Корш замечает глубину разрыва между идеальным (христианским по своему содержанию) и действительным (реальным): по его мнению, «условия» обретения счастья, нарисованные автором романа, — не реальные, а фантастические (то есть не достижимые на земле) и влекут туда, чего уже нет — «в опустевшую Фиваиду» (в место, в котором уже больше нет даже раннехристианских отшельников). Заметим, что в данном контексте слово «Фиваида» имеет семантику движения назад.

Примечательно, что и в первом (в статье А. Горшкова), и во втором (в статье В. Ф. Корша) откликах о главе «Великий инквизитор» критики размышляют о земном счастье, в то время как у автора поэмы — Ивана Карамазова — главной является проблемная тема «устроения людей счастливыми». Таким образом, как нам видится, произошла переакцентировка: у критиков на первый план вышел вопрос не о процессе устроения счастливой жизни людей как проблемный, а о возможности на земле желанного счастья.

Конечно, глава «Великий инквизитор» не только вызывала полемику у читателей, но и влияла на их восприятие романа в целом. Об этом свидетельствуют два письма музыкального критика, беллетриста и композитора-дилетанта Ф. М. Толстого к другу (в позднейшем биографу Достоевского) О. Ф. Миллеру. В письме от 17 июля 1879 г. Ф. М. Толстой высказал свое отрицательное отношение к творчеству писателя: «Совершенно очевидно, что "человек с содранной кожей" Достоевского в духе Микеланджело радует ваш взгляд. Вы хотели бы повесить этот анатомический шедевр, эту окровавленную плоть, над своим письменным столом, чтобы досыта наслаждаться ее созерцанием. Я же восхищаюсь им [курсив наш. — И. Б.] как добросовестным и даже ученым, с точки зрения анатомии, трудом, но мне хотелось бы, чтобы сей труд находился подальше от моих глаз [курсив наш. — И. Б.]»22.

22 Достоевский в неизданной переписке современников / Статья, публикация и комментарии Л. Р. Ланского // Литературное наследство. Т. 86. М., 1973. С. 487. (Ф. М. Толстой — О. Ф. Миллеру от 14 августа 1879 г.)

Однако вскоре, уже в другом письме (от 14 августа 1879 г.), он пересмотрел свой взгляд на творчество писателя, утверждая при этом, что глава «Великий инквизитор» «полна подавляющего величия», а «последний роман Достоевского действительно, как вы это говорите, — идеальное произведение, и все наши беллетристы-психологи — со Львом Толстым во главе — не больше чем детишки в сравнении с этим суровым и глубоким мыслителем»23. Пишущий настаивает на особом статусе Достоевского: он выделяется из круга современных авторов, является философом, его мысль глубока и сурова.

Главу «Великий инквизитор» автор письма сравнил с поэмой «Демон» М. Ю. Лермонтова: «Инквизитор — это воплощение Люцифера, облаченного в пурпур и увенчанного папской тиарой. А в личности Христа, в его взгляде, преисполненном благодушия, которым освещено лицо Инквизитора, я <...> вижу облик автора романа. <...> Если бы Лермонтову — единственному из наших поэтов, который мог бы позволить себе изложить стихами речь Ивана, — посчастливилось напасть на подобный сюжет, из-под его пера вышло бы произведение, еще более грандиозное, чем его "Демон". Стремления Люцифера в тиаре бесконечно шире, ибо любовь какой-нибудь Тамары, разумеется, гораздо ниже любви или признательности всего [курсив наш. — И. Б.] человечества»24.

Обратим внимание на то, что Ф. М. Толстой, сравнивая великого инквизитора с «Люцифером в тиаре», подчеркивает, таким образом, двойственность его образа: с одной стороны — падший ангел, часто отождествляемый в христианской мифологии с сатаной и дьяволом, с другой — верховный католический священнослужитель. При этом автор письма настаивает, что потребности великого инквизитора оказываются масштабнее, чем любовь к земной женщине, как это было в случае с лермонтовским Демоном, герою Достоевского необходима признательность «всего человечества». Примечательно, что Ф. М. Толстой не называет великого инквизитора сатаной

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Богомолова, Ирина Анатольевна, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Литературные произведения

1. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Л., 1972-1990. — Т. 14. — Л., 1976. — 510 с.

2. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Л., 1972-1990. — Т. 15. — Л., 1976. — 621 с.

3. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. / А. С. Пушкин. — Л., 19371949. — Т. 2. — Л., 1947.— 608 с.

Литературоведческие, лингвистические, музыковедческие и искусствоведческие исследования

4. Азадовский, К. М., Дудкин, В. В. Достоевский в Германии (1846-1921) / К. М. Азадовский, В. В. Дудкин // Литературное наследство. — М., 1973. — Т. 86.

— С. 659-740.

5. Алексеева, Е. К парижским гастролям балетной труппы Бориса Эйфмана: История семьи Карамазовых / Алексеева Е. К. // Русская мысль. — Париж, 1996.

— № 4110. — С. 14.

6. Алоэ С. Достоевский в итальянской критике / С. Алоэ // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб, 2013. — Т. 20. — С. 3-24.

7. Альшванг, А. Людвиг ван Бетховен: очерк жизни и творчества / А. Альшванг. — М., 1977. — 447 с.

8. Альшанг, А. Клод Дебюсси / А. Альшванг. — М., 1935. — 96 с.

9. Антонович, М. А. Мистико-аскетический роман / М. А. Антонович // Новое обозрение. — 1881. — № 3.

10. Ашимбаева, Н. Т. Особенности «сердцеведения» Достоевского // Ашимбаева, Н. Т. Достоевский. Контекст творчества и времени. — СПб., 2005. — С. 67-87.

11. Баева, А. А. Поэтика жанра: современная русская опера / А. А. Баева. — М., 1999. — 189 с.

12. Барсова, И. А. Малер и Достоевский: (опыт сравнения) / И. А. Барсова // Музыка — культура — человек. — Свердловск, 1991. — Вып. 2. — С. 115-131.

13. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. — М. 1972. — 470 с.

14. Бахтин, М. М. Слово в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. — М., 1975. — С. 72-233.

15. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1979. — 424 с.

16. Белкина, О. А. «Если наша мысль есть фантазия.»: (Пушкинская речь Ф. М. Достоевского: замысел, отклики, споры) / О. А. Белкина. — СПб., 1995. — С. 215-236.

17. Белкина, О. А. Пушкинская речь Ф. М. Достоевского в восприятии К. Н. Леонтьева / О. А. Белкина // Русская литература. — СПб., 1992. — № 3. — С. 141-148.

18. Белов, С. В. Ф. М. Достоевский: указатель произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нем на русском языке, 1844-2004 гг. / С. В. Белов. — СПб., 2011. — 755 с.

19. Бобров, Е. А. Из истории русской литературы: Ф. М. Достоевский и Франц Шуберт / Е. А. Бобров // Русский филологический вестник. — Варшава, 1907. — № 1. — С. 183-186.

20. Боборыкина, Т. Театр Эйфмана. Иное пространство слова / Т. Боборыкина. — СПб, 2014. — 222 с.

21. Богданова, О. А. Ф. М. Достоевский в немецких издательских проектах первой трети XX в. / О. А. Богданова // Русская литература в зеркалах мировой культуры. — М., 2015. — С. 800-848.

22. Бондаревская, О. А. Концептосфера романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Бондаревская Ольга Анатольевна. — Тамбов, 2008. — 26 с.

23. Бочаров, С. Г. Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. — М., 1999. — 632 с.

24. Буланов А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого / А. М. Буланов. — Саратов, 1992. — 157 с.

25. Буренин, В. Литературные очерки. Роман г. Достоевского. Обвинения автора в инквизиторском фанатизме и ненависти. Пять глав пятой книги романа / В. Буренин // Новое время. — 6 июля. — С. 2.

26. Буданова, Н. Ф. Достоевский и Константин Леонтьев / Н. Ф. Буданова // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб, 1991. — Т. 9. — С. 199-222.

27. Буданова, Н. Ф. «И свет во тьме светит.»: К характеристике мировоззрения и творчества позднего Достоевского / Н. Ф. Буданова. — СПб., 2011 <на титульном листе 2012>. — С. 9-50.

28. Ветловская, В. Е. Роман Достоевского «Братья Карамазовы» / В. Е. Ветловская. — СПб., 2007. — 640 с.

29. Викторович, В. Достоевский и Вл. Соловьев / В. Викторович // Достоевский в конце XX века. — М., 1996. — С. 432-462.

30. Власкин, А. П. Идеологический контекст в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: учебное пособие по спецкурсу / А. П. Власкин. — Челябинск, 1987. — 82 с.

31. Войткевич, С. Г. Обнимутся ли миллионы.? (О рецепции Бетховенской «темы радости» в опере А. Смелква «Братья Карамазовы») / С. Г. Войткевич // Вестник КемГУКИ, 2014. — №27. — С. 97-106.

32. Войткевич, С. Г. Особенности и смыслы бытования внероманных текстов в либретто оперы А. Смелкова и Ю. Димитрина «Братья Карамазовы» / С. Г. Войткевич // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 1241-1245. — Режим доступа: Щр://е-koncept.ru/2015Z85249.htm.

33. Войткевич, С. Г. Художественный мир Ф.М. Достоевского в отечественной опере последней трети XX века: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Войткевич Светлана Геннадьевна. — Красноярск, 2006. — 252 с.

34. Высоцкая, М. С., Григорьева, Г. В. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: учебное пособие / М. С. Высоцкая, Г. В. Григорьева. — М., 2011. — 440 с.

35. Гершензон, И. Механические танцы под Достоевского в Петербурге / И. Гершензон // Коммерсант-БМЬУ. — М., 1995. — № 191. — С. 13.

36. Глебов И. [Астафьев Б. В.] Достоевский и музыка / И. Глебов [Б. В. Астафьев] // Классики и современные писатели на вечерах художественной литературы и общественно-революционных праздниках: пособие для школьников и клубных работников. — Ивано-Возвесенск, 1927. — С. 139-143.

37. Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка / А. А. Гозенпуд. — М., 1971. — 173 с.

38. Гозенпуд, А. А. Рихард Вагнер и русская культура / А. А. Гозенпуд. — Л., 1990. — 294 с.

39. Долинская, Е. Б. О русской музыке последней трети ХХ века / Е. Б. Долинская. Магнитогорск, 2000. — 160 с.

40. Гордеева, А. Из России — в Большой театр / А. Гордеева // Литературная газета. — М., 1997. — № 42. — С. 8.

41. Горнфельд, А. Г. Боевые отклики на мирные темы / А. Г. Горнфельд. — Л., 1924. — 282 с.

42. Горшков, А. Русская журналистика / А. Горшков // Русская правда. — 1879. — №51. — 22 июня. — С. 1.

43. Государев, А. «Борис, Борис, всё перед тобой трепещет» / А. Государев // Петербургский час пик. — СПб., 1998. — № 23. — С. 15.

44. Гроссман, Л. П. Путь Достоевского / Л. П. Гроссман. — Л., 1924. — 242 с.

45. Гроссман, Л. П. Поэтика Достоевского / Л. П. Гроссман. — М., 1925. — 188 с.

46. Гроссман, Л. П. Достоевский и правительственные круги 1870-х годов / Л. П. Гроссман // Литературное наследство. — М., 1934. — Т. 15. — С. 83-161.

47. Гроссман, Л. П. Примечания / Л. П. Гроссман // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 10 т. — М., 1958. — Т. 10. — С. 463-530.

48. Гудков, Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. — М., 2003. — 288 с.

49. Достоевский в неизданной переписке современников / Статья, публикация и комментарии Л. Р. Ланского // Литературное наследство. — М., 1973. — Т. 86. — С. 487. (Ф. М. Толстой — О. Ф. Миллеру от 14 августа 1879 г.)

50. Достоевский в неизданной переписке современников / Статья, публикация и комментарии Л. Р. Ланского // Литературное наследство. — М., 1973. — Т. 86. — С. 489. (Е. Ф. Тютчева — К. П. Победоносцеву от 4 октября 1879 г.)

51. Евангелие Достоевского: В 2 т. / В. Н. Захаров, Б. Н. Тихомиров. — М., 2010. — Т. 2. — 1136 с.

52. Жуйкова-Миненко, Л. Общность комического и трагического у Мусоргского и Достоевского / Л. Жуйкова-Миненко // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1975. — Вып. 14. — С. 50-53.

53. Захарова, Т. В. Три «приговора». Диалог о человеке (Л. Толстой — Вл. Соловьев — Ф. Достоевский) / Т. В. Захарова // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб., 1992. — Т. 10. — С. 113-128.

54. Ильченко, С. Широк человек! / С. Ильченко // Вечерний Петербург. — СПб.,

1996. — № 135. — С. 3.

55. Каратыгин, В. Достоевский и музыка / В. Каратыгин // Жизнь искусства. — Петроград, 1921. — 15 ноября; 29 ноября; 12 декабря.

56. Караулов, Ю. Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987. — 264 с.

57. Касаткина, Т. А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т. А. Касаткина. — М., 2004. — 480 с.

58. Касаткина, Т. А. Пушкинские цитаты в «Великом инквизиторе» Достоевского / Т. А. Касаткина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=24223.

59. Касаткина, Т. А. Слово и поцелуй Христа в «Великом инквизиторе» / Т. А. Касаткина. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http: //t-kasatkina.livej ournal .com/5 519. html.

60. Колесова, Н. Достоевский на пуантах / Н. Колесова // Российские вести. — М.,

1997. — № 47. — С. 8.

61. Комарницкая, О. В. Русская опера второй половины ХХ — начала XXI веков. Жанр. Драматургия. Композиция. Аналитические очерки / О. В. Комарницкая. — М., 2011. — 306 с.

62. Круглов, Р. Г. Художественный мир Ф. М. Достоевского на киноэкране: проблема интерпретации (на материале экранизаций романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»: дис. .канд. искусствоведения: 17.00.09 / Роман Геннадьевич Круглов. — СПб., 2016. — 195 с.

63. Крылова, М. Без царя в голове / М. Крылова // Независимая газета. — М., 1997. — № 53. — С. 7.

64. Крюков, Р. Ф. М. Достоевский и музыка / Р. Крюков // Советская музыка. — М., 1971. — № 11. — С. 87-94.

65. Кузовлева, Т. Карамазовщина: (Балет о сбывшихся пророчествах) / Т. Кузовлева // Невское время. — СПб., 1995. — № 218. — С. 4.

66. Лапшин, И. И. Модест Петрович Мусоргский / И. И. Лапшин // Музыкальный современник. — Петроград, 1917. — № 5/6. — С. 46-107.

67. Лев Толстой и музыка. Хроника. Нотография. Библиография / Сост. З. Г. Палюх и А. В. Прохорова. — М., 1977. — 325 с.

68. Левитский, С. Д. Идеалы будущего, набросанные в романе «Братья Карамазовы» / С. Д. Левитский // Православное обозрение. — 1880. — № 10.

69. Леонтьев, К. Письма к Василию Розанову / К. Леонтьев. — Лондон, 1981. — 136 с.

70. Лосев, А. Ф. Владимир Соловьев и его ближайшее литературное окружение / А. В. Лосев // Литературная учеба. — 1987. — № 3. — С. 151-163.

71. Лотман, Ю.М. Текст в тексте // Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. — СПб., 2002. — С. 58-78.

72. Львова, А. «Карамазовы» — балетный вариант / А. Львова // Санкт-Петербургские ведомости. — СПб., 1995. — № 211. — С. 5.

73. Лысенкова, Е. И. Проблема Шиллера в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» / Е. И. Лысенкова // Достоевский и современность: Тезисы выступлений на старорусских чтениях. — Новгород, 1989. — С. 68-72.

74. Мейкок А. Л. История Инквизиции / А. Л. Мейкок. — М., 2002. — 382 с.

75. Мелетинский, Е. М. Заметки о творчестве Достоевского / Е. М. Мелетинский. — М., 2001. — С. 153.

76. Михайлова, В. Счастье раба или свободное сердце / В. Михайлова. [Электронный ресурс] // Linnaleht. — Нарва, 2010. — № 46. — Режим доступа: http: //www.linnaleht. ee/?page=99&id=313.

77. Михновец, Н. Г. Прецедентные произведения и прецедентные темы в диалогах культур и времен. Место и роль прецедентных явлений в творчестве Ф. М. Достоевского / Н. Г. Михновец. — СПб., 2006. — 384 с.

78. Михновец, Н. Г. Явление прецедентности: лингвистический и литературоведческий подходы / Н. Г. Михновец // Известия Российского государственного педагогического университета им А И Герцена. — СПб., 2006. — С 41-50.

79. Мочульский, К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / К. В. Мочульский. — М., 1995. — 604 с.

80. Мочульский, К. В. Достоевский: Жизнь и творчество / К. В. Мочульский. — Париж, 1947. — 561 с.

81. Музыкальный словарь Гроува / Л. О. Акопян. — М., 2007. — 1103 с.

82. Назиров, Р. Г. Фигура умолчания в русской литературе / Р. Г. Назиров // Поэтика русской и зарубежной литературы. — Уфа, 1998. — С. 57-71.

83. Николюкин, А. Н. Достоевский Федор Михайлович / А. Н. Николюкин // Розановская энциклопедия. — М., 2008. — С. 344-348.

84. Николюкин, А. Н. «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария» / А. Н. Николюкин // Розановская энциклопедия. — М., 2008. — С. 1598-1599.

85. Новикова Е. «Мир спасет красота» Ф. М. Достоевского и русская религиозная философия конца XIX — первой половины XX вв. / Е. Новикова // Достоевский и XX век: в 2 т. / Т. А. Касаткина. — М., 2007. — Т. 1. — С. 97—124.

86. Орнатская, Т. И., Степанова, Г. В. Романы Достоевского и драматическая цензура / Т. И. Орнатская, Г. В. Степанова // Достоевский. Материалы и исследования. — Л., 1974. — Т. 1. — С. 268-285.

87. Отшельник [Корш В. Ф.]. Журналистика / Отшельник [В. Ф. Корш] // Молва. —1879. — №281. — 12 октября.

88. О великом инквизиторе: Достоевский и последующие / Ю. И. Селиверстов, Г. Б. Пономарева, В. Я. Курбатова. — М., 1992. — 270 с.

89. Панченкова, Н. «"Карамазовы" — мой лучший спектакль», — считает Борис Эйфман / Н. Панченкова // Невское время. — СПб, 1995. — № 188. — С. 4.

90. Пивоварова, И. Л. Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Пивоварова Инна Лавретьевна. — Магнитогорск, 2002. — 21 с.

91. Письма К. П. Победоносцева // Литературное наследство. — М., 1934. — Т. 15. — С. 139. (К. П. Победоносцев — Ф. М. Достоевскому от 16 августа 1879 г.)

92. Подосокорский, Н. Н. Что такое карамазовщина? / Н. Н. Подосокорский // Достоевский и мировая культура. — № 14. — М., 2001. — С. 304-315.

93. Полякова, Л. Образы русской литературной классики в чешской опере / Л. Полякова // Из истории музыки социалистических стран Европы. — М., 1975. С. 112-168.

94. Пруцков, Н. И. Достоевский и Вл. Соловьев («Великий инквизитор» и «Антихрист») // Пруцков, Н. И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. — Л., 1974. — С. 124-162.

95. Радлов, Э. Л. Соловьев и Достоевский / Э. Л. Радлов // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы / А. С. Долинин. — Пб., 1922. — С. 155-172.

96. Розанова, О. И. Красота таланта Веры Арбузовой / О. И. Розанова // Балет. — М., 2006. — № 1. — С. 16-17.

97. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / Т. А. Касаткина. — М., 2007. — 835 с.

98. Сараскина, Л. И. Поэма о Великом инквизиторе как литературно-философская импровизация на заданную тему / Л. И. Сараскина // Достоевский и мировая культура. — СПб., 1996. — №6. — С.125-140.

99. Сметанина, Б. О. Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана: последняя треть ХХ-начало XXI веков : автореф. дис. ... канд. искусств. Наук: 17.00.09 / Сметанина Бэлла Олеговна. — СПб., 2008. — 25 с.

100. Соколова, О. И. Сергей Васильевич Рахманинов / О. И. Соколова. — М., 1984. — 160 с.

101. Соллертинский, И. И. Симфонии Малера // Соллертинский, И. И. Исторические этюды. — Л., 1963. — С. 316—334.

102. Ступников, И. Кровавое зарево «Бесов» над «Карамазовыми» / И. Ступников // Час пик. — СПб., 1995. — № 194. — С. 13.

103. Ступников, И. Светлая половина Чайковского / И. Ступников // Час пик. — СПб, 1996. — № 60. — С. 3.

104. Сухих, О. С. Идея великого инквизитора и личность в «Легенде о великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского / О. С. Сухих // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 2012. — № 3 (1). С. 371-375.

105. Сухих, О. С. Художественное переосмысление «Легенды о великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского в русской литературе ХХ-ХХ1 веков: автореф. дис. ... док. филол. наук. — Нижний Новгород, 2013. — 364 с.

106. Тарасов, Ф. Б. Поэма «Великий инквизитор» в истолковании русских философов конца XIX начала XX века / Ф. Б. Тарасов // Лепта. — 1994. — № 23. — С. 161-185.

107. Театр. — М., 1966. — №9.

108. Театр Достоевского в работах художников сцены: Петербург — Москва. XX век. — Спб., 2015. — 360 с.

109. Теория литературы: В 2 т. / Н. Д. Тамарченко. — М., 2004. — Т. 1. — 512 с.

110. Тихомиров, Б. Н. Христос и Истина в поэме «Великий инквизитор» // Тихомиров Б. Н. «.Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»: Статьи и эссе о Достоевском / Б. Н. Тихомиров. — СПб., 2012. — С. 92-124.

111 . Туниманов, В. А. Заметки на полях писем В. В. Розанова к Н. К. Михайловскому (о «двойной морали», «жестокости» и «господине с ретроградной физиономией») / В. А. Тунимонов // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб., 2000. — Т. 15. — С. 44-66.

112 . Туровский, М. Б. Достоевский и Бердяев / М. Б. Туровский // Философские науки. — М., 1998. — №1. — С. 107-111.

113. Уфимцева, Е. Художники — идеологи — XX веку: (к критике буржуазных интерпретаций творчества Г. Малера и Ф. Достоевского) / Е. Уфимцева. — М., 1982. — Вып. 94. — С. 14-32.

114. Фатеев, В. А. Публицист с душою метафизика и мистика // В. В. Розанов: pro et contra / А. Н. Николюкин. — СПб., 1995. — Кн. 1. — С. 5-36.

115. Фетисенко, О. Л. Нескончаемый спор: Леонтьев и Достоевский // Фетисенко, О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики: (Идеи русского консерватизма в литературно-художественных практиках второй половины XIX — первой четверти XX века). — СПб., 2012. — С. 251-280.

116. Фокин, П. Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоевского / П. Е. Фокин // Достоевский. Материалы и исследования. — СПб., 1996. — Т. 12. — С. 190-200.

117. Фридлендер, Г. М. Достоевский и мировая литература / Г. М. Фридлендер. — Л., 1985. — 454 с.

118. Фридлендер, Г. М. Реализм Достоевского / Г. М. Фридлендер. — М.-Л., 1964. — 404 с.

119. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. — СПб., 2014. — 320 с.

120. Холопова, В. Н. Российская академическая музыка последней трети XX — начала XXI веков (жанры и стили) / В. Н. Холопова. — М., 2015. — 226 с.

121. Целобанова, В. Балетная империя Бориса Эйфмана // Театральная жизнь / В. Целобанова. — М., 1997. — № 5-6. — С. 63-64.

122. Шишкин, А. Б. «Легенда о великом инквизиторе» в истолковании Вяч. Иванова (1938) / А. Б. Шишкин // Культурный палимпсест: Сборник статьей к 60-летию Всеволода Евгеньевича Багно. — СПб., 2011. — С. 534-543.

123. Шкловский, В. За и против. Заметки о Достоевском / В. Шкловский. — М., 1957. — 259 с.

124. Шмеман, А. Великий пост / А. Шмеман. — М., 1993. — 111 с.

125. Ямпольский, И. Достоевский и музыка / И. Ямпольский // Музыкальная жизнь. — М.,1971. — № 22. — С. 15-17.

Энциклопедические издания, словари

126. Акопян, Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь / Л. О. Акопян. — М., 2010. — 855 с.

127. Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / Г. К. Щенников, Б. Н. Тихомиров. — СПб., 2008. — 468 с.

128. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Г. К. Щенников, А. А. Алексеев. — Челябинск, 1997. — 279 с.

129. Гозенпуд, А. А. Оперный словарь / А. А. Гозенпуд. — СПб., 2005. — 632 с.

130. Миркин, М. Ю. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов / М. Ю. Миркин. [Электронный ресурс]. — М.,1969. — Режим доступа: http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&000/Src/0001/index .

131. Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш: В 6 т. — М., 1973-1982. — Т. 3. — М., 1976.— 1104 стб.

132. Штейнпресс, Б. С. Оперные премьеры XX века. 1941—1960: Словарь / Б. С. Штейнпресс. — М., 1986. — 341 с.

Иностранная литература

133. Boris Blacher. Dokumente zu Leben und Werk. Zusammengestellt und kommentiert von Heribert Henrich. Berlin, 1993. 192 p.

134. Colombo G. Il peso della libertà // Il Grande Inquisitore. Milano, 2010. P. 55-86.

135. Fueloep-Miller R. Fyodor Dostoevsky: Insight, Faith, And Prophecy. London, 1950. P. 118.

136. Grafscmidt C. Boris Blachers Variable Metrik und ihre Ableitungen: Voraussetzungen — Ausprägungen — Folgen. Frankfurt am Main, Berlin, New York, Paris, Wien, 1996. 552 p.

137. Lawrence D. H. Preface to Dostoevsky's The Grand Inquisitor // Dostoevsky: A Collection Of Critical Essays / Editer by René Wellek. New York, 1962. P. 90.

138. Saathen F. Von Kündern Käuzen und Ketzern. Biographische Studien zur Musik des 20. Jahrhunderts. Böhlau, Köln, Graz, 1986. 400 p.

139. Stuckenschmidt H. H. Boris Blacher. Berlin und Wiesbaden, 1985. 81 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.