Венецианский текст в современной русской литературе: 1996-2009 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Соболева, Ольга Владимировна

  • Соболева, Ольга Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Пермь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 181
Соболева, Ольга Владимировна. Венецианский текст в современной русской литературе: 1996-2009 гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Пермь. 2010. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Соболева, Ольга Владимировна

Введение

Глава I. Изучение венецианского текста русской литературы в ряду современных исследований взаимодействия пространства и текста

1.1. Развитие представлений о пространстве. Пространство как объект научного изучения

1.2. Текстовый подход к изучению взаимодействия пространства и литературного произведения. Понятие локального текста

1.3. Венецианский текст русской литературы: степень изученности проблемы

Глава II. Венеция в современной русской литературе

2.1. Период 1996-2009 годов как новый этап в истории венецианского текста

2.2. Современный венецианский текст: продолжение и преодоление литературной традиции

2.3. Смена стилистического регистра в отечественной венециане 1996-2009 гг.

Глава III. «Диалог с Бродским» в современном венецианском тексте

3.1. «Венеция Бродского»: новая модель восприятия и описания города

3.2. «Диалог с Бродским» в современной литературе: позиция принятия (Венеция — город Бродского)

3.3. «Диалог с Бродским» в современной литературе: позиция отталкивания (элементы комического, связанные с образом Бродского)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Венецианский текст в современной русской литературе: 1996-2009 гг.»

В течение нескольких веков Венеция была для русской литературы одним из самых притягательных объектов описания. И это вполне объяснимо, ведь Венеция принадлежит к числу городов, которые человеческое сознание выделяет в ряд особенных, обладающих несомненной значимостью, причем объясняется это не только богатой историей города, его ролью в мировой экономике или культуре, но и особой «надвещной семантикой» (Меднис, 1999; с. 8), семиотической маркированностью места. Именно такие города способны порождать связанный с ними текст, представляющий собой огромный интерес для исследователей.

Сформировавшийся на протяжении ХУШ-ХХ веков, сегодня венецианский текст представляет собой устойчивый универсальный комплекс образов, мотивов и символов, который оказывает влияние на любое современное литературное описание Венеции, выполненное носителем русской культуры. Таким образом, становится очевидной актуальность данного исследования, в котором венециана 1996-2009 годов рассматривается в соотношении со сложившейся в отечественной литературе традицией создания образа Венеции. Изучение литературных интерпретаций различных географических объектов, породившее в последние годы целый ряд работ, связанных с исследованием так называемых локальных текстов, сегодня по-прежнему остается востребованным направлением гуманитарных исследований, в том числе междисциплинарных, что позволяет говорить об актуальности реализуемого в работе подхода к анализу городского текста.

Объектом исследования является венецианский текст 1996-2009 годов как целостное многосоставное гетерогенное текстовое образование. В качестве предмета исследования выступают проявления традиционного и нового, наблюдаемые нами в литературных описаниях Венеции, созданных в этот период.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей венецианского текста русской литературы 1996-2009 годов в его соотношении со сложившейся в отечественной литературе традицией описания Венеции.

Поставленная цель предполагает решение ряда конкретных задач:

• сформировать и проанализировать корпус текстов, составляющих венецианский текст современной русской литературы;

• исследовать связь литературы ХУШ-ХХ вв. с произведениями современных авторов, пишущих о Венеции;

• выявить традиционное и новое в венецианском тексте 1996-2009 годов;

• охарактеризовать влияние творчества Иосифа Бродского на современный венецианский текст и выявить особенности создания образа Бродского в произведениях 1996-2009 гг., посвященных Венеции.

Материалом исследования послужили четыре основные группы текстов:

1. Произведения отечественной литературы 1996-2009 годов, объединенные венецианской темой.

2. Произведения, составляющие венецианский текст предшествующих периодов (конец XVIII - конец XX веков).

3. Тексты, помогающие интерпретировать произведения современной литературы (интервью авторов произведений, фрагменты переписки с ними, рецензии).

4. Тексты, составляющие «культурный фон» современной венецианы, в том числе материалы публицистики, рекламные обращения, интернет-блоги, путеводители по Венеции и т.д.

Научная новизна работы определяется самим объектом исследования: впервые предпринята попытка проанализировать венецианский текст в современной отечественной литературе. Новизна заключается и в том, что впервые в исследовательской практике делается попытка оценить влияние конкретной личности (в данном случае Иосифа Бродского) и отдельного события (смерти Бродского) на те изменения, которые произошли в венецианском тексте последних лет. Новизна связана и с выбором материала исследования: целый ряд произведений, анализируемых в данной работе, не попадал в поле зрения литературоведов.

Методологическую базу настоящей работы составляют фундаментальные исследования в области пространства и текста (М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Вяч. Вс. Иванова), а также труды, посвященные семиотике географического пространства в литературе (В. Н. Топорова, В. Г. Щукина, Т. В. Цивьян) и анализу конкретных локальных текстов русской литературы (В. В. Абашева, А. П. Люсого, Т. Л. Владимировой, Л. С. Прохоровой, Л. В. Воробьевой, Э. Ф. Шафранской и других), в том числе венецианского текста (Н. Е. Меднис). Особое место в свете современного интегративного подхода к гуманитарному знанию занимает методология моделирования культурно-географических образов (работы Д. Н. Замятина, В. Л. Каганского, И. Т. Касавина).

Теоретическая значимость исследования связана с разработкой общих вопросов теории локального текста, углублением представлений об анализе городского текста, а также использованием в качестве инструмента анализа понятия «смысловой доминанты» городского текста.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных положений и выводов для дальнейшего изучения венецианского текста русской литературы, а также для разработки учебных пособий и спецкурсов по современной литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В 1996 году, с кончиной Иосифа Бродского, начинается новый этап в истории венецианского текста отечественной литературы.

2. В творчестве Бродского был создан новый канон описания Венеции, на который ориентируются (или с которым полемизируют) создатели произведений современной литературы. Сама фигура Бродского мифологизируется и становится одним из персонажей венецианского текста.

3. Неизбежной реакцией на сложившийся в литературной и научно-исследовательской среде «культ Иосифа Бродского» стало появление в венециане 1996-2009 гг. отсутствующих в венецианском тексте предшествующих периодов сниженных описаний и элементов комического.

Гипотеза исследования состоит в том, что изменения в общественной, экономической, культурной сферах российской жизни последних лет (в частности, «культ Бродского», развитие массового туризма и широкое распространение интернет-общения) неизбежно приведут к появлению новых форм и мотивов в литературной венециане.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на II и III Международных конференциях «Русский i язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет» (Варшава, 2004 и 2006 гг.), Международной конференции молодых филологов (Тарту, 2004 г.), Международной научной конференции «Русские в Италии: культурное и научное наследие российской эмиграции» (Москва, 2004 г.), Международной научной конференции «А. Блок и Италия» (Москва, 2009 г.), Всероссийских научных конференциях студентов и аспирантов (Пермь, 1994 и 1998 тт.), VIII и IX межвузовских конференциях «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (Москва, 2009 и 2010 гг.) межвузовской научной конференции «Коминские чтения» (Пермь, 2004 г.), городской молодежной научно-практической конференции «Два рубежа» (Пермь, 1998 г.). По теме исследования опубликовано 20 работ.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Соболева, Ольга Владимировна, 2010 год

1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000.

2. Абашев В. В. Неосязаемое тело города. Опыт работы со смыслом // Город > Пермь. Смысловые структуры и культурные практики. Пермь, 2009.-С. 125-141.

3. Абашев В. В. Урал как предчувствие. Заметки о геопоэтике Бориса Пастернака // Россия: воображение пространства / пространство воображения (Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Специальный выпуск). М., 2009. -С. 218-237.

4. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Быль и миф Петербурга. Петербург Достоевского: Репринтное воспроизведение изданий 1922, 1923, 1924 гг.-М.: Книга, 1991.

5. Арустамова А. А. Тема Америки в русской литературе XX века: автореф. дис. . доктора филол. наук. Пермь, 2010.

6. Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. №4. С. 133-154.

7. Балдин А. Протяжение точки: литературные путешествия. Карамзин и Пушкин. М.: Эксмо, 2009. - 576 с.

8. Баткин Л. Тридцать третья буква. М., 1997. - 164 с.Ю.Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 413-423.

9. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 281-307.

10. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. —С. 11-193.

11. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543 с.

12. Башляр Г. Дом от погреба до чердака. Смысл жилища // Логос. 2002. № 3-4.

13. Беззубова О.В. Индустрия туризма как новый тип культурного потребления // Культурное пространство путешествий: Тезисы научного форума 8-10 апреля 2003 г. СПб: Центр изучения культуры, 2003. С. 320-324.

14. Бек Т. Огромный подросток: К портрету Евгения Рейна // Звезда. 2004. №2.

15. Бердоносова С. Ю. Николай Гумилев: теософический путь поэта: автореф. дис. . кандидата филол. наук. Сургут, 2005.

16. Буркхарт Д. К семиотике пространства: «московский текст» во «Второй (драматической) симфонии» Андрея Белого // Москва и «Москва» Андрея Белого: Сборник статей. М.: РГГУ, 1999. - С. 72-89.

17. Бутонова Н.В. Путешествие как жизненный сценарий // Культурное пространство путешествий: Тезисы научного форума 8-10 апреля 2003 г. СПб: Центр изучения культуры, 2003. С. 18-19.

18. Быков Д. Камера переезжает: Рецензия на книги Д. Рубиной «Последний кабан из лесов Понтеведра» и «Высокая вода венецианцев» // Новый мир. 2000. № 7.

19. Быстрова Т.А. Итальянский субстрат в творчестве Марины Цветаевой: автореф. дис. . кандидата филол. наук. Москва, 2006.

20. Венеция Бродского II Радио «Свобода»: Программы: Liberty Life. 29.01.02. Режим доступа:http://www.svoboda.org/archive/llcult/0102/ll.012902-2.asp2Ъ.Венеция, город любви и смерти: Выпуск 1. М.: Рандеву-АМ, 1999. -304 с.

21. Венеция. Новый путеводитель по городу. Firenze, 2007. - 124 с.

22. ВишенковаА. В. «Город, отмеченный водой» (образ воды в венецианских произведениях Иосифа Бродского и Дины Рубиной) // Иосиф Бродский в XXI веке: материалы международной научно-исследовательской конференции. СПб, 2010а. С. 59-62.

23. Вишеикова А. В. Образ воды в повести Дины Рубиной "Высокая вода венецианцев": традиции и новаторство // Материалы международной научной конференции "Литература в диалоге культур 8" (октябрь 2010 г.) - Ростов-на-Дону: НМЦ "Логос", 2010b. В печати.

24. Владимиров В.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр И.М. Градостроительствокак система научных знаний. М., 1999.

25. Воробьева Л. В. Лондонский городской текст русской литературы первой трети XX века: автореф. дис. кадидата филол. н. Томск, 2009.

26. Всеволожская С. Н. Венеция. Л.: Искусство, 1970. - 224 с.

27. Гардзонио С. Семантический ореол итальянских имен и названий в «итальянском тексте» русской поэзии // Имя: внутренняя структура, семантическая аура, контекст: Тезисы международной научной конференции. Ч. 2. М., 2001. С. 186-188.

28. Гардзонио С. Особенности лексики и образности «итальянского текста» русской поэзии // Текст. Интертект. Культура: Сборник докладов международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 г.) М.: Азбуковник, 2001. - С. 140-154.

29. Гардзонио С. Италия: реальный и идеальный топос в поэтике Бориса Пастернака // «Любовь пространства.»: Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака / Отв. редактор В. В. Абашев. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 79-86.

30. Гаррет М. Венеция: История города. М.: Эксмо; Спб.: Мидгард, 2007. - 352 с.

31. Гаспаров М., Ронен О. Похороны солнца в Петербурге. О двух театральных стихотворениях Мандельштама // Звезда. 2003. № 5.

32. Гваттари Ф. Делез Ж. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

33. Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты. -М.: Языки русской культуры, 2004.

34. Глазычев B.JI. Город на все времена. 2001. - Режим доступа: http://www.glazychev.ru/habitations&cities/gorodnavsevrernena.htm

35. Глазычев В.Л. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М.: Наука, 1986. С. 30-55.

36. Голицын А. Евгений Рейн. Через окуляр: Рецензия // Волга, 1998. № 5-6. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/volga/1998/5-6/rec.html

37. Голубков Д.Н. Итальянская тема в творчестве Александра Блока // Проблемы итальянской истории. М.: Наука, 1972.

38. Гордович К.Д. Италия в жизни и творчестве Иосифа Бродского // Россия и Италия. Вып. 5.: Русская эмиграция в Италии в XX веке. М.,2003.

39. Гржибек П. Бахтинская семиотика и московско-тартуская школа // Лотмановский сборник. М., 1995. С. 240-259.

40. Гринева Г., Голованов В., Замятин Д., Березин Д., Балдин А., Рахматуллин Р., Замятина П., Балдин А. Геопоэтика и географика // Октябрь. 2002. N 4.

41. Гребнева МП. Концептосфера флорентийского мифа в русской словесности: автореф. дис. доктора филол. наук: 10.01.01. Томск, 2009.

42. Гумилев Л.Н Тысячелетие вокруг Каспия. М.: Мишель и К, 1993.

43. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

44. Дмитриев Д. Рубина Д. Высокая вода венецианцев: Рецензия // Знамя. 2002. № 3.

45. Дегтярев В. Орфей, Эвридика и смерть: Рец. на кн.: Алексей Пурин. Неразгаданный рай. Книга стихов // Новый мир. 2004. №11.

46. Завадская Е.В. «В необузданной жажде пространства» // Вопросы философии. 1991. N111. С. 22-27.

47. Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. Смоленск: Ойкумена, 1999.

48. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003. - 331 с.

49. Замятин Д.Н. Географические образы путешествий // Культурное пространство путешествий: Тезисы форума 8-10 апреля 2003 г. СПб: Центр изучения культуры, 2003. С. 10-13.

50. Замятин Д.Н. Образы путешествий: социальное освоение пространства // СОЦИС. 2002. N 2. С. 12-22.

51. Замятин Д. Определение геопоэтики // Октябрь. 2002. № 4. С. 159-163.

52. Замятина Н.Ю. Художественная литература как материал для изучения мысленных структур пространства (на примере романа В. Набокова «Дар») // География искусства: Сборник статей. Выпуск Ш. Отв. ред. Ю.А. Веденин. М.: Институт Наследия, 2002. С. 92—106.

53. Замятина Н. Ю., Замятин Д. Н. Гений места и город: варианты взаимодействия // Вестник Евразии. Независимый научный журнал. 2007. № 1 (35). С. 62—87.

54. Зырянов О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003.

55. Иванов В.В. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Вып. 308. Тарту, 1973. С. 5-44.

56. Иванов В.В. Текст и культурно-географический контекст // Slavica Tergestina. Художественный текст и его гео-культурные стратификации. -Trieste, 2000. Р.9-18.

57. Иванов В. В. Хронотопы в творческой биографии Б. JI. Пастернака // «Любовь пространства.»: Поэтика места в творчестве Бориса Пастернака / Отв. редактор В. В. Абашев. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 13-36.

58. Интертекстуальные связи в художественном тексте. Спб: Образование, 1993.

59. Ирхин В.Ю., Кацнелъсон М.И. Естественнонаучный и гуманитарный подходы к современному мировоззрению — Режим доступа: http://home.ural.ru/~virkhin/texts.htm

60. Искусство и история Венеции. Firenze, 2007. - 160 с.

61. Искусство Венеции и Венеция в искусстве. М., 1988.

62. Италия в русской литературе / под ред. Н. Е. Меднис. Новосибирск: Изд. НГПУ, 207. - 204 с.

63. Кавадеев A. Homo ludens, или Песнь о моем Сиде — Режим доступа: http://ok.archipelag.ru/part2/homo.htm

64. Казанский B.JI. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 134-143; N 2. С. 160-169.

65. Казанский В.Л. Советское обитаемое пространство // Знание сила. 1996. №5. С. 12-24.

66. Казанский В.Л. Советское пространство: конструкция, деструкция, трансформация // Общественные науки и современность. 1995. № 2, 3.

67. Казанский В.Л. Путешествия и границы // Культурное пространство путешествий: Тезисы научного форума 8-10 апреля 2003 г. СПб: Центр изучения культуры, 2003. С.7-10.

68. Кара-Мурза A.A. Знаменитые русские о Венеции. М.: Независимая газета, 2001.-384 с.

69. Касавин И.Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности //Вопросы философии. 1997. N 7. С. 74-84.

70. Кациола П. Венеция в творчестве русских поэтов и писателей Серебряного века // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Иваново, 1998.

71. Клочкова Ю. В. Образ Екатеринбурга / Свердловска в русской литературе (XVIII — середина XX вв.): автореф. дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006.

72. Кондрашева А. В. Образ Рима в стихотворении И. Бродского «Римские элегии» // Иосиф Бродский в XXI веке: материалы международной научно-исследовательской конференции. СПб, 2010. С. 155-158.

73. Константинова С. Л. «Итальянский текст» В. Ф. Одоевского // Текст в гуманитарном сознании: Материалы межвузовской научной конференции 22-24.04 1997 г. М., 1997. С. 113-127.

74. Кофанова В.А. Языковые особенности геопоэтики авторской песни: На материале текстов произведений Б. 111. Окуджавы, А. А. Галича,А. М. Городницкого, Ю. И. Визбора: автореф. дис. кандидата филол. наук. - Ставрополь, 2005.

75. Крюкова О. С. Италия в русской поэзии XIX века. Книга 1. М., 2002.

76. Куллэ В. Иосиф Бродский: Путешествие из Петербурга в Венецию // Параллели. 2001. № 1. Режим доступа:http://magazines.russTu/novyimi/redkoiykulle/dop/article/venec.html

77. Куллэ В. «.О сумрачном, драгоценном и безымянном»: Рец. на кн.: Бахыт Кенжеев. Названия нет. Книга стихотворений. Алматы, 2005, 60 стр. // Новый мир. 2006. № 3.

78. Купина Н. А., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности // Человек — текст — культура: коллект. монография. Екатеринбург, 1994. С. 214-235.

79. Кшондзер М. К. Рациональное и эмоциональное в эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых» // Иосиф Бродский в XXI веке: материалы международной научно-исследовательской конференции. -СПб, 2010. С. 85-88,

80. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. - № 1.

81. Кусаинова Т.С. Темы «пространство» и «время» в лексической структуре художественного текста (по роману В. Набокова «Другие берега»): автореф. дис. канд. филол. наук. — СПб., 1997.

82. Лавренова O.A. Географическое пространство в русской поэзии XVIII — начала XX веков (геокультурный аспект). М.: Институт Наследия,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.