Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук Лагун, Александра Викторовна

Диссертация и автореферат на тему «Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 374408
Год: 
2009
Автор научной работы: 
Лагун, Александра Викторовна
Ученая cтепень: 
кандидат психологических наук
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
19.00.07
Специальность: 
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Школьная педагогика -- Российская Федерация -- Воспитание -- Внеучебная работа -- Методы, формы и средства внеучебной работы
Количество cтраниц: 
221

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Лагун, Александра Викторовна

Введениес.З

Глава 1 Психологические особенности визуального мышления и условия его развитияс.

Л. Визуальное мышление, как компонент познавательной деятельности человекас.

2. Возрастные особенности старшеклассниковс.

2.1Возрастные особенности познавательной сферы старшеклассниковс>

2.2 бенни эмоций и чув и ихязьпознавательной деятельньюаршеклника

3. Музейно-педагогическое образование как средство формирования когнитивной и эмоциональной сфер личности старших школьниковс.

Выводы по первой главес.

Глава 2. Организация исследования визуального мышления старшеклассников, включенных в музейно-образовательный процессс.

Глава 3 Исследование условий формирования визуального мышленияаршеклассников в процессе реализации комплексной музейно-педагогической программы

3.1 Динамика параметров визуального мышления у старшеклассников в процессе его формированияс.

3.2 Роль визуального мышления в повышении осознанности и осмысленности в восприятии окружающей средыс.

3.3 Значение визуального мышления в развитии ценностно-смысловой и коммуникативной сфер старшеклассниковс.

3.4 Визуальное мышление как фактор изменений эмоциональной сферы старшеклассниковс.

3.5 Условия развития смыслового компонента визуального мышления старшеклассников в процессе восприятия произведения искусствас.

3.6.Сравнительный анализ эффективности учебных занятий в школьной и музейной средахс.

Выводы по третьей главес.

Выводыс.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы"

Актуальность

Современная эпоха характеризуется быстрым увеличением визуального потока информации, охватывающего многие сферы человеческой деятельности. Предметный мир, окружающий человека, все чаще предстает в его сознании как совокупность визуальных образов, транслируемых через возрастающее число новых и достаточно разнообразных средств визуальной коммуникации - кино, телевидение, Интернет. Существенное место в визуальном окружении занимает видеореклама. Все это в совокупности привело к возникновению своеобразного «визуального хаоса». Через визуальный канал к человеку из окружающего мира поступает 90 % информации, следовательно, качество информации с одной стороны и характеристики, перцептивной деятельности человека с другой стороны, являются важными факторами становления отношения человека к миру [13,103].

Сейчас со всей остротой возникла проблема становления визуальной культуры как необходимого условия понимания созданных человечеством способов и средств (языков) визуальной коммуникации. Таким образом, возникает задача психологического обоснования средств ведущих к увеличению осмысленности восприятия окружающей среды и регуляции поведения. Особая роль в этом процессе отводится образованию, как-средству, позволяющему организовать оптимальное взаимодействие человека с напряженным, часто содержащим «психологические загрязнения», визуальным потоком. В процессе образования учащийся приобретает возможность избирательно реагировать на избыток визуальной информации. Здесь формируется совокупность перцептивно-смысловых установок, визуальное мышление, а также складывается сенсорная организация человека в целом. Проблема освоения человеком визуальной действительности нашла отражение в исследованиях целого ряда известных отечественных и зарубежных психологов. В различных аспектах визуальное мышление изучалось С.Л. Рубинштейном [116], В.П. Зинченко [44], А.И. Миракяном [94], В.А. Барабанщиковым [9], В.И. Жуковским [39], Д.В. Пивоваровым [40], В.И. Пановым [95], Р. Арнхеймом [4], Дж. Гибсоном [25] и другими. Они видят в визуальном мышлении^ как компонент интеллекта, так и важный творческий инструмент, позволяющий человеку решать важные задачи, как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Существенная роль в развитии визуального мышления отводится художественному ' образованию школьников. В ряде отечественных исследований: В.А. Гуружапова [32, 33], Л.Б. Ермолаевой - Томиной [38], А.А. Мелик-Пашаева [77,78], Б.А. Столярова [129,130], А.Г. Бойко[140] изучающих процесс художественного образования, нашел отражение психологический анализ средств образовательной деятельности посредством искусства.

Поскольку в настоящее время в отечественных источниках отсутствуют целенаправленные исследования визуального мышления в юношеском возрасте, то становится актуальным исследовать характеристики этого феномена именно в данном возрастном периоде.

В соответствии с этим мы выделяем цель, объект и предмет исследования.

Цель работы - исследование формирования визуального мышления старшеклассников в процессе их участия в комплексной музейно-педагогической программе.

Объект - учащиеся десятых классов общеобразовательных школ, участвующие в учебном процессе, организованном по музейно-образовательной программе и не включенные в формирующий эксперимент.

Предмет - визуальное мышление старшеклассников в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы.

Гипотезы исследования: 1. Переходу на более высокий уровень визуального мышления, и функциональной включенности в освоение визуальной среды способствует участие старшеклассников в реализации развивающей музейно-педагогической программы, направленной на использование в учебном процессе произведений изобразительного искусства в сочетании с фасилитированной дискуссией.

2. Включение старшеклассников в процесс реализации музейно-педагогического процесса способствует изменению отношения к музейно-образовательной и городской средам, стабилизации нравственных ценностей, гибкости в общении, проявлению позитивного взгляда на сложную природу человека.

3. Специально организованные занятия, проводимые в музейной образовательной среде, способствуют повышению уровня мотивации, мышления, настроения и активности в познании произведений изобразительного искусства, более глубокому их осмыслению, чем занятия, проводимые в школе.

Задачи:

1. На основании анализа современных психологических исследований охарактеризовать феномен визуального мышления, его функции и роль в познавательной деятельности человека.

2. Выявить психологические особенности формирования визуального мышления старших школьников в контексте музейного образования.

3. Определить психолого-педагогические условия формирования визуального мышления старшеклассников в музейно-образовательном процессе.

4. Сформировать комплекс методов анализа и оценки визуального мышления старшеклассников в контексте включения в реализацию комплексной музейно-педагогической программы.

5. Осуществить сравнение эффективности занятий в условиях музея и школы.

Научная новизна исследования:

1. выявлены психолого-педагогические условия формирования визуального мышления старшеклассников в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы: активизация перцептивной деятельности средствами изобразительного искусства (использования специально организованного визуального ряда), использование фасилитированной дискуссии, как разновидности диалогического обучения, использование ресурсов музейной среды, связанных с непосредственным восприятием подлинников и самостоятельным выбором организации своей познавательной деятельности

2. исследовано визуальное мышление старших школьников, характеризующееся высоким уровнем гибкости, разработанности и осмысленности, которое является условием, как успешного познания произведений изобразительного искусства, так и отражения ситуаций социального взаимодействия.

3. дана уровневая характеристика визуального мышления старшеклассников в соотнесении с визуальными стратегиями, существующими при восприятии произведений изобразительного искусства.

4. установлено, что включение старшего школьника в реализацию комплексной музейно-педагогической программы позволяет широко использовать возможности визуального мышления в развитии позитивного взгляда на сложную природу человека, повышении потребности в общении, актуализации духовных ценностей и возможности творческого освоения различных визуальных сред.

Теоретическая значимость:

1. Расширено представление о роли музейной образовательной среды и возможностях произведений изобразительного искусства, как специально организованных визуальных объектов в формировании познавательных процессов и личности старшеклассника.

2. Расширено представление о роли визуального мышления как важном факторе развития познавательной деятельности и личности старшего школьника и условии его успешной ориентации различных типах визуальной среды.

3. Уточнена значимость комплексной организации музейно-педагогического процесса, включающего занятия в музее и школе, для развития визуального мышления и осмысленности восприятия произведений изобразительного искусства

Методологической основой работы являются:

Теоретические взгляды на структурные и содержательные компоненты развития личности и места визуального мышления в этом процессе (Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.В. Запорожца С.Л. Рубинштейна, В.П. Зинченко, Р. Арнхейма, Е.П. Ильина, JI.A. Регуш) и концепции музейно-педагогического образования и психологических условий его реализации (Б.А. Столяров, В.А. Гуружапов, Л.Б. Ермолаева - Томина, А.А. Мелик-Пашаев, О.Л. Некрасова-Картеева, Л.Г. Савенкова, А.Г. Бойко, П.Н. Виноградов).

Описание выборки: в исследовании принимали участие учащиеся десятых классов средних общеобразовательных школ, как включенных в музейно-образовательную программу «Здравствуй, музей!» (экспериментальная группа), так и не включенных, составляющих контрольную группу старших школьников. Общий объем выборки - 310 человек.

Методы исследования:

В качестве эмпирических методов применялись психодиагностические: для учащихся: модифицированный и адаптированный тест дивергентного мышления Ф. Вильямса; методика «Круги» Вартега; тест пространственных символов Р. Бека; методика диагностики социального интеллекта Дж. Гилфорда и Г. Салливена; тест диагностики свободного интеллекта Р. Кеттелла, Самоактуализационный тест (CAMOAJI), незаконченные предложения, методика изучения эмоционального состояния, семантический дифференциал для оценки произведений искусства (Ч. Осгуд), опросные методы (анкета). Для учителей: карта наблюдений и план анализа организации восприятия произведения изобразительного искусства

Формирующий эксперимент, проводимый нами, представляет собой цикл из шестнадцати занятий по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!», реализуемый в течение учебного года.

Программа «Здравствуй, музей!» (автор концепции и научный руководитель - Б.А.Столяров) разрабатывалась в 1990-е гг. авторским коллективом в следующем составе: Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, С.Г.Маслова, Н.А.Алексеева, А.Г.Сечин, при участии Н.В.Иевлевой, О.Л.Некрасовой-Каратеевой, и других, а также была адаптирована для проведения формирующего эксперимента в рамках исследовательского проекта.

Обработка результатов исследования:

Для обработки полученных в исследовании данных были использованы методы математической статистики - вычисление средних показателей по группам, вычисление значимости различий по t-критерию Стьюдента с помощью программы Statistica 5.0, корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона, контент-анализ с помощью программы SPSS, критерий знаков G.

Практическая значимость работы:

Полученные в результате диссертационного исследования критерии психологического анализа могут быть использованы в оценке эффективности образовательных программ различной направленности; в обосновании содержания и методов реализации развивающих музейно-образовательных программ; диагностике развития визуального мышления, креативности, отношения к окружающей среде; чтении лекций и проведении практических занятий по возрастной и педагогической психологии.

Апробация результатов исследования:

По теме диссертации опубликовано 11 работ, одна из которых размещена в рецензируемом ВАК журнале:

Психологический анализ эффективности формирования когнитивной и эмоциональной сфер старшеклассников средствами художественного образования. / Известия РГПУ: Аспирантские тетради. Часть II. (Педагогика и психология, теория и методика обучения). №32, с. 88-91 - СПб., 2008.

Данные, полученные в результате диссертационного исследования, обсуждались на международных и всероссийских конференциях:

1. На международном научно-практическом семинаре, проходившем в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, 2006;

2. На съезде Российского психологического общества, Ростов на Дону, 18-21 сентября 2007

3. На всеросийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского Университета и 10-летию психолого-педагогического факультета «Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования», ноябрь 2007, Санкт-Петербург.

4. На межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Развитие специального образования в современной России», посвященной 90-летию профессора Евгения Сергеевича Иванова. Институт специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга, 25 апреля 2008, Санкт-Петербург.

5. На 5-й Российской конференции по экологической психологии, 2628 ноября 2008, г. Москва.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Активизация перцептивной деятельности старшеклассника с использованием произведений искусства в учебном процессе, стимулирует развитие визуального мышления.

2. Комплексный характер организации познавательной деятельности, включающей занятия в школьной и музейной средах, позволяет более глубоко воспринимать произведения изобразительного искусства.

3. Использование фасилитированной дискуссии как метода диалогового обучения с привлечением произведений искусства способствует сохранению и развитию ценностей самоакгуализирующейся личности, гибкости в общении и проявлению позитивного взгляда на сложную природу человека.

Объем и структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка, приложений. Список литературы состоит из 163 наименований, 4 на немецком языке. Работа содержит 24 рисунка, 7 таблиц, 22 приложения. Общее количество страниц - 221, из них приложений - 60 стр.

Заключение диссертации по теме "Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Школьная педагогика -- Российская Федерация -- Воспитание -- Внеучебная работа -- Методы, формы и средства внеучебной работы", Лагун, Александра Викторовна

ВЫВОДЫ

Результаты выполненного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Визуальное мышление старшеклассников до включения в музейно-педагогическую программу характеризуется доминирующей ролью культурно-свободного интеллекта. С этим показателем непосредственно связано большинство характеристик визуального мышления, социального интеллекта самоактуализации личности, пространственных предпочтений. Это позволяет делать вывод о том, что визуальное мышление старшеклассников, не имеющих опыта систематического взаимодействия с произведениями искусства, детерминировано культурно-свободным (природным) интеллектом и темпо-ритмическими характеристиками восприятия.

2. Наибольшие изменения в структуре визуального мышления претерпели следующие показатели: разработка простых стимульных фигур, осмысление созданных сложных визуальных объектов, способность к прогнозированию ситуаций социального взаимодействия, а также интегральный показатель выраженности социального интеллекта.

3. В результате формирующего эксперимента у старшеклассников доминирующим показателем визуального мышления становится разработанность сложных визуальных образов, который имеет тенденцию объединяет вокруг себя показатели социального интеллекта, направленные на прогнозирование ситуаций социального взаимодействия и понимание скрытых контекстов общения, и показатели визуального мышления, характеризующие возможности освоения простых и сложных визуальных стимулов. Визуальное мышление учащихся контрольных классов в заключительном срезе характеризуется тенденцией к взаимосвязи разработанности и направленностью на отражение социальных ситуаций, в которых акцентированы экспрессивные характеристики.

4. В результате формирующего эксперимента появляются существенные различия во взгляде на природу человека, проявлении гибкости в общении и ценностей самоактуализирующейся личности, к числу которых относятся: истина, добро, красота, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. Эти показатели достоверно взаимосвязаны с характеристиками визуального мышления.

5. Результаты контент-анализа дают возможность сделать вывод о том, что у школьников, прошедших обучение по программе «Здравствуй, музей!» отражение произведений искусства проявляется на уровне личностных смыслов. Школьники более глубоко осознают влияние музейной и городской среды на собственное развитие. В сознании учащихся экспериментальных классов происходит формирование отношения к окружающей среде города, как к значимому компоненту, они учитывают его в организации собственной активности.

6. Результаты анализа экспертной оценки педагогов позволяет сделать вывод о том, что существуют значимые различия в динамике мотивации, мышления, настроения, поведения учащихся на музейных занятиях, по сравнению со школьными.

7. Проявление визуального мышления старшеклассников можно охарактеризовать по трем уровням в соотнесении с визуальными стратегиями по следующим основаниям: создание новых визуальных образов на основе личных ассоциаций и оправданных ситуацией; осмысленное называние созданных визуальных образов; аналитико-синтетическая деятельность (выдвижение визуальных гипотез, целостное восприятие картины, ориентирование в сюжетной линии произведения искусства); выраженность активности субъекта при восприятии произведения искусства - активное восприятие, включение в обсуждение картины, отстаивание своей точки зрения, уважение к мнениям других.

148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведено теоретическое и экспериментальное исследование, направленное на выявление условий формирования визуального мышления старшеклассников при реализации комплексной музейно-педагогической программы.

В результате проведенного диссертационного исследования :

1.Создан комплекс методов, который может обеспечить исследование визуального мышления, его структуры, особенностей его развития у учащихся старшего школьного возраста, а также отношения к среде, поможет увидеть изменив эмоционального отношения, а также ценностно-смысловой сферы самоактуализирующейся личности.

2. Были решены поставленные задачи:

- На основании анализа современных психологических исследований охарактеризован феномен визуального мышления, его функции и роль в познавательной деятельности человека.

- Выявлены психологические особенности формирования визуального мышления старших школьников в контексте музейного образования.

- Определены психолого-педагогические условия формирования визуального мышления старшеклассников в музейно-образовательном процессе.

- Сформирован комплекс методов анализа и оценки визуального мышления старшеклассников в контексте включения в реализацию комплексной музейно-педагогической программы.

- Осуществлено сравнение эффективности занятий в условиях музея и школы.

3. Исследование позволило установить, что:

- Специальные психолого-педагогические условия (особым образом созданная развивающая среда) могут способствовать эффективному формированию визуального мышления как механизма анализа, порождения и вербализации визуальных образов у старшеклассников.

- Использование произведений изобразительного искусства как элемента специально организованной музейно-образовательной среды являются важным фактором развития визуального мышления.

- Использование фасилитированной дискуссии как диалогического метода обучения ведет к повышению эффективности формирования смыслового компонента визуального мышления и дифференциации эмоциональных оценок произведения искусства.

- Психологическое сопровождение музейно-образовательного процесса, выражающееся в анализе, оценке, мониторинге, разработке психологических рекомендаций повышает развивающий потенциал музейно-образовательных программ.

Таким образом, гипотезы исследования получили подтверждение. Данная работа может иметь продолжение в рассмотрении возрастного контекста развития визуального мышления в онтогенезе, в уточнении возможностей практического применения в современных информационных технологиях и поиска методов использования визуального мышления для корректировки поведения в различных жизненных средах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Лагун, Александра Викторовна, 2009 год

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977.

2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М., 1964.

3. Андреева А.Д., Гуткина Н.И. Формирование личности старшеклассника. М., 1989.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

5. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

6. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.

7. Байтимерова Л.С. Формирование креативных умений старшеклассников в образовательном процессе. Дисс.канд. пед. наук. - Оренбург, 2008.

8. Бакулевская С.С. Становление интеллектуально-творческой деятельности старшеклассников в процессе решения эвристических задач. Дисс. . канд. п. наук. Волгоград, 2001.

9. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006.

10. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М., 2004.

11. Барышева Т.А Диагностика эстетического развития личности. -СПб., 1999.

12. Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых. / Дисс. . .доктора психол. наук. СПб., 2005.

13. Беспалов Б.И. Действие: психологические механизмы визуального мышления. М., 1984.

14. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. СПб., 2007.

15. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник. М., 2002.

16. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, Per Se, 2000.

17. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 2. М., 2006

18. Верб М.А. Эстетическая культура школьника. СПб., 1997.

19. Виноградов П.Н. Психологические условия формирования визуальной культуры личности //в сб. Экология визуальности и изобразительное искусство. СПб., 2006.

20. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования. Дисс.канд. пед. наук. Липецк, 1999.

21. Власова И.М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте. Дисс.канд. пед. наук. -Ростов на Дону, 2006.

22. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М., 1976.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.

24. Выготский Л.С. Психология. М: ЭКСМО-пресс, 2000.

25. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Б., 1998.

26. Гончаров B.C. Основы проектирования когнитивного развития школьников: Монография. Курган, 2005.

27. Гончаров B.C. Психологическое проектирование когнитивного развития: Монография. Курган, 2005.

28. Горохова В.Л. Педагогические условия формирования эмоциональной сферы старшекласников в учебной деятельности. -Дисс. .канд. пед. наук. Ярославль, 1999.

29. Гостев А. А. Системное описание сознания М., 1995.

30. Грецов А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков. / Автореф.канд. психол. наук.1. СПб., 2003. —

31. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий и сред: Методическое пособие к практикуму по экспертизе образовательных технологий и сред. М., 1999.

32. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. М., 1999.

33. Гуружапов В.А. Понимание школьниками образа человека в произведениях живописи и графики.// Вопросы психологии. 1995. №4. с.28.

34. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1989.

35. Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике. Омск, 1999.

36. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. культурно свободный тест интеллекта Р. Кетгелла (Руководство по использованию). СПб., 1994.

37. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 138- 146.

38. Ермолаева Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М., 2003.

39. Жуковский В.И. Чувственное явление сущности: визуальное мышление и логические основания языка изобразительного искусства. // автореф. Дисс.доктора фил. наук. Свердловск, 1990.

40. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988.

41. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: (Визуальное мышление в изобразительном искусстве).- Свердловск, 1991

42. Запорожец А.В. Психология действия. М., 2000.

43. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М., 1997.

44. Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии. 1971 № 6.С21-А2.

45. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека. // Вопросы психологии. 1988. № 6. С.30

46. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. М., 2003.

47. Иванова С.П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде. // Дисс.доктора психол. наук. СПб., 2000.

48. Иван юта О.В. Психологические особенности развития визуального мышления в подростковом возрасте. // Автореферат дисс.канд. психол. наук. Харьков, 2003.

49. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М., 2002

50. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

51. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. — СПб., 1997.

52. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза / сб. статей. Волгоград, 1993.

53. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (кола на пороге нового века). СПб., 1997

54. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13 -23.

55. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. — СПб., 1999.

56. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

57. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. СПб., 2006.

58. Конасова Н.Ю. Петербургская школа: образовательные программы /Под ред. О.Е. Лебедева. СПб., 1999.

59. Концепция художественного образования в Российской Федерации от 11.10.2001 г.

60. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства. -М.,2003.

61. Крылова О.Н. Традиции и инновации учебного содержания. Монография. СПб., 2004.

62. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 1999.

63. Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000.

64. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. -М., 2005.

65. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1998.

66. Лагун А.В. Роль образного мышления учащихся 6 и 10 классов в пространственной организации среды. // Магистерская диссертация. -СПб., 2005.

67. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

68. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в двух томах. Т.2. М., 1983.

69. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.

70. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. -М., 1982.

71. Леушканова О.Ю. Организационно-педагогические условия повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее. Дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005.

72. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.

73. Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. Дисс. .канд. психол. наук. - Барнаул, 2002.

74. Матюшкин A.M. , И.С. Аверина и др. Развитие творческой активности школьников. М., 1991.

75. Мелик-Пашаев А. А Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 23.

76. Мелик-Пашаев А.А. О психологических условиях адекватного восприятия картины школьниками // Всесоюзная межмузейная конференция «Музей и дети». Ташкент, 1982. С. 19 23.

77. Мелик Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников// Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 15.

78. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М., 1989.

79. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения / Под ред. И. С. Якиманской. -М., 1993.

80. Михайлова Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Руководство пользователя. СПб., 2001

81. Мкртычян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: теория. Методология. Практика.- Н.Новгород, 2002.

82. Молодцова Н.Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материала произведений живописи. Дисс.канд. психол. наук. Н.Новгород, 2001.

83. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М., 2004.

84. Музейная педагогика: из опыта работы, //сб. статей. М., 2006.

85. Некрасова-Каратеева О.Л. Детское творчество в музее. М., 2005.

86. Образовательная программа маршрут ученика: ч.2 / под. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб, 2000.

87. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. -М., 2001.

88. Опенков М.Ю. Развитие визуального мышления и компьютерная революция // Когнитивная эволюция и творчество,- М., 1995

89. Орлова А.В. Психологический анализ объяснения в обучении как диалога. //Автореф. дисс.канд. психол. наук. СПб., 1997.

90. Осин И.О. Формирование эстетического отношения к среде у студентов 3-4 курсов художественно-графического факультета в процессе работы над городским пейзажем. Дисс. .канд. пед. наук. -М., 2000.

91. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития: Сб. метод, материалов. Волгоград, 2003.

92. Панкова Н.М. Влияние инновационной технологии «система согласованного обучения» на интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Дисс.канд. психол. наук. Ярославль, 2007.

93. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие. Часть 1. М., 2001.

94. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПБ., 2007

95. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2003 .

96. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества у детей на занятиях изобразительным искусством. // Вопросы психологии. 1998. №5. с. 94 -101.

97. Полуянов Ю.А., Гуружапов В. А. Методика изучения восприятия детьми произведений искусства // Личность в системе общественных отношений: Тезисы научных сообщений советских психологов к VI съезду Общества психологов СССР. Ч. П. М., 1983.

98. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. — М., 1960

99. Практикум по возрастной психологии / Под ред. JI.A. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002.

100. Психология и психоанализ рекламы: личностно-ориентированный подход. Самара, 2001.

101. Психология ощущений и восприятия / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Любимова и М.Б. Михалевской. -М., 1999.

102. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

103. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

104. Регуш Л.А., Орлова А.В. Лабораторный практикум по педагогической психологии (для студентов математических факультетов и учителей математики). СПб., 1993.

105. Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения). СПб., 1996.

106. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб., 2006.

107. Резник Н.А. Методические основы обучения математике в средней школе с использованием средств развития визуального мышления. / автореф. дисс. доктора педагогических наук. -М., 1997.

108. Ричардсон Дж. Мысленные образы: когнитивный подход. М., 2006.

109. Родионова Н.В. Семантический дифференциал (обзор литературы). // Социология. 1996. № 7. с. 162

110. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М, 2004.

111. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980

112. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике, — М., 1992.

113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

114. Рубинштейн С.Л. Человек и мир,- М., 1997.

115. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология,- Л., 1981.

116. Сериков В.В. Общая педагогика: лекции. Волгоград, 2004.

117. Серикова И.А. Визуальное мышление школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Дисс.канд. пед. Наук. Екатеринбург, 2005.

118. Серкин В.П. Методы психосемантики: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов. -М., 2004.

119. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2007.

120. Ситнова Е.Н. Влияние художественно-эстетического образования на развитие личности в подростковом и юношеском возрастах. Дисс.канд. психол. наук. М., 2005.

121. Скоробогатов О.В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре (на материале Республики Дагестан). Дисс.канд. пед. наук. — Махачкала, 2003.

122. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985

123. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. -М., 2005.

124. Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 42 52.

125. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие для студентов. М., 2004.

126. Столяров Б.А. Язык изобразительного искусства: учебный курс. -СПб., 2004.

127. Стратегия модернизации содержания общего образования / под ред. А.А. Пинского. М., 2001.

128. Таганов Д.Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб.,2005.

129. Тарханова Т.А. Социально-культурная деятельность музея в формировании личности учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. /Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2006.

130. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

131. Туник Е.Е. модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб., 2003.

132. Факторы и критерии эффективности образовательных программ службы практической психологии человека. СПб., 2004 .

133. Фельдштейн Д.И. . Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 2004

134. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М., 2001.

135. Фридман JI.M. Психопедагогика общего образования. М., 1997

136. Халперн Д. Психология критического мышления. СПБ., 2000.

137. Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998.

138. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

139. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель-ученик» // Автореф. дисс.канд. психол. наук. -СПб., 2005

140. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.

141. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999.

142. Шамис A. JI. Пути моделирования мышления: Активные синергетические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманием». М., 2006.

143. Шерри Н.С. Художественное образование как дидактический фактор становления гуманитарной культуры младших подростков. Дисс. .канд. п. наук. -М., 2003.

144. Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб., 2004.

145. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока // материалы исследования. СПб., 2006.

146. Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока: Сообщения и материалы. СПб., 2004.

147. Экология визуальности и изобразительное искусство: методологический сборник. СПб., 2006.

148. Эльконин Б.Д. Психология развития. М., 2001.

149. Якиманская И.С. Личностно ориентированное образование в современной жизни. М., 2000.

150. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. М., 1989.

151. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. // Вопросы психологии.1999. №3. с. 60-67

152. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. с. 64-77

153. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 37.

154. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. 1997. № 4. с.21-27

155. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000.

156. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

157. Altrichter Н u.a. Innenansichten Guter Schulen. Portraits von Schulen in Entwicklung. Wien, 1994.

158. Lompscher J., Ries G. Leben, Lernen und Lehren in der Grundschule. Berlin, 1996.

159. Winteler A. u.a. Professionell lehren und lernen. Ein Praxisbuch -Darmstadt, 2005.

160. Winteler A., Krapp A. Programme zur Forderung der Qualitat der Lehre an Hochschulen. // Zeitschift fur Padagogik, № 45, 1999.

161. Последовательность и краткое описание занятий в рамках программы «Здравствуй, музей!».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 374408