Вклад Д.М. Торопова в зауральскую фольклористику тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат наук Зыков Антон Андреевич

  • Зыков Антон Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 185
Зыков Антон Андреевич. Вклад Д.М. Торопова в зауральскую фольклористику: дис. кандидат наук: 10.01.09 - Фольклористика. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2019. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зыков Антон Андреевич

Введение

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Условия формирования фольклористических интересов Д.М. Торопова

1.1. Исторические и социокультурные обстоятельства

1.2. Краеведческие традиции в крае и устойчивость вербальной

культуры Урала и Приисетья

1.3. Рукописная традиция в крестьянском социуме

Выводы по главе

ГЛАВА 2. Отражение фольклорной традиции Приисетья

первой трети ХХ века в собрании «Новый Наутилус»

2.1. Сказки

2.1.1. Сказки о чертях и попах

2.1.2. Сказки о супругах

2.1.3. Сказки о дураках

2.2. Анекдоты

2.3. Частушки

2.4. Стихи и песни литературного происхождения

2.5. Легенды

Выводы по главе

ГЛАВА 3. «Наивное» творчество Д.М. Торопова

3.1. Содержание термина «наивная литература»

3.2. Поэтические ориентиры

3.3. Идиостиль Д.М. Торопова

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вклад Д.М. Торопова в зауральскую фольклористику»

Введение

Изучение особенностей региональной фольклористики - одно из современных магистральных направлений, выявляющих полноту знания об общероссийской истории науки о фольклоре. На необходимость целенаправленного изучения областного фольклора еще в первой половине XIX века указал С.А. Раевский. В одном из номеров газеты «Олонецкие губернские ведомости» (1838) он высказал мысль о существовании «региональных ответвлений» в контексте общерусской культуры1. Позднее принцип «фронтального обследования фольклора определённой местности»2 лег в основу собирательской деятельности П.И. Якушкина (1840). Все это послужило основой для формирования научных принципов изучения фольклора регионов, получивших развитие во второй половине XIX века. В истории фольклористики данный период отмечен стремлением к массовому собирательству. Во многом этому способствовало Императорское Русское Географическое общество, образованное в 1845 г. в Санкт-Петербурге. Оно организовывало сбор фольклора во всех регионах страны. Уже тогда в Отделение этнографии от учителей, врачей, священнослужителей и даже малограмотных крестьян приходили материалы с записями сказок, песен, легенд, быличек и т.д., в дальнейшем составивших основу архива, часть которого опубликована в «Записках Русского Географического общества по отделению этнографии». В настоящее время эти материалы широко представлены в сети Интернет.

Немаловажное значение в активизации интереса к фольклору отдельных локусов сыграли и другие центральные и региональные научные организации, к которым можно отнести Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Накопленный материал публиковался в этнографических сборниках и журналах («Записки УОЛЕ» - с 1873 г.,

1 Раевский С.А. О простонародной литературе // Олонецкие губернские ведомости, 1838. № 40. С. 82.

2 Баландин А.И. П.И. Якушкин: Из истории русской фольклористики. М., 1969. С. 378.

«Живая старина» - с 1890 г., «Этнографическое обозрение» - с 1899 г.), формируя принципы собирания и отбора фольклорного материала, что создавало «фольклорную ауру», притягивающую все большее количество людей, интересовавшихся народной культурой. Значимый вклад в становление фольклористики сибирского края внесли собиратели Сибирского отделения Русского Географического общества: А.П. Щапов, Г.Н. Потанин, Р.К. Маак, Н.М. Ядринцев, А.В. Адрианов и др. По мнению А.Н. Пыпина, сибирские фольклористы «первыми подняли вопрос о местном фольклоре на теоретическую высоту и попытались объяснить судьбу традиционного русского фольклора в Сибирском регионе своеобразием

- 3

социально-политических, экономических и культурных условий» .

В начале XX века проблема региональной фольклористики укрепилась в научной среде. Вопрос о целесообразности изучения фольклора с позиции областных особенностей обозначил Ю.М. Соколов4. В.М. Жирмунский пришел к выводу о самостоятельной природе региональной фольклористики и считал развитие этого направления существенным для понимания народнопоэтического творчества5. Важность локального подхода для науки об устном народном творчестве подчеркнул Н.К. Пиксанов. В статье «Областные культурные гнезда» он отметил, что культура регионов является отличительной чертой и особенностью исторического развития России6.

Вектор исследования фольклористики с привязкой к определенным локусам получил широкое распространение во второй половине XX века.

7 8

Были опубликованы работы В.Я. Проппа (1961), Э.В. Померанцевой (1969), Г.Б. Павловой9 (1969), Б.Н. Путилова и К.В. Чистова10 (1973),

3 Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т. 1-4. Т. 4. Белоруссия и Сибирь / [Соч.] А.Н. Пыпина. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1892. XII. С. 291-462.

4 Соколов Ю.М. Фольклор и краеведение // Дневник Второй Всесоюзной конференции по краеведению. М., 1924. С. 4.

5 Жирмунский В.М. Проблемы изучения фольклора // Язык и культура. Сборник выступлений на Всесоюзной конференции. М., 1928. С.5.

6 Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Л., 1929. С. 43.

7 Пропп В.Я. Севернорусские сказки в записях А.И. Никифорова / Изд. подгот. В.Я. Пропп. М.; Л., 1961. 160 с.

8 Померанцева Э.В. Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. ред. Э.В. Померанцева. М., 1969.

9 Павлова Г.Б. Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной. М., 1969. 112 с.

10 Путилов Б.Н. Чистов К.В. Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука, 1973. 280 с.

Н.А. Алексеева11 (1975), А.М. Новиковой и С.И. Пушкиной12 (1981), Н.В. Соболевой13 (1984), В.А. Аврорина14 (1986) и др. В результате научных изысканий в фольклористику были введены имена малоизвестных крестьян-сказителей: А.К. Барышниковой и А.Н. Корольковой (Воронежская область),

A.И. Глинкиной (Смоленская область), М.М. Коргуева (Архангельская область), И.В. Ковалева и М.А. Сказкина (Нижегородская область), Ф.П. Господарева (Республика Карелия) и многих других15.

На Урале организующими центрами фольклористической работы стали две научные школы. Свердловскую школу возглавляла В.П. Кругляшова, а челябинскую - А.И. Лазарев. Организованные ими международные краеведческие конференции во многом способствовали укреплению фольклористической регионалистики.

Проблема исследования фольклора отдельных локусов не утратила своей актуальности и в XXI веке. Справедливо высказывание В.П. Аникина о диалектической связи центра и периферии: «фольклор - это общерусское творчество, предстающее в локальном»16. В мировом литературоведении, по мнению Л.С. Соболевой, четко прослеживается тенденция изучения локальных особенностей устного творчества, выявляется самобытность

17

«культурного потенциала региона» .

Плодотворность регионального направления проявилась в исследованиях Д.В. Абашевой (Московский педагогический государственный университет),

B.В. Блажеса (Уральский государственный университет), И.А. Голованова (Челябинский государственный педагогический университет), Н.В. Дранниковой (Северный (Арктический) государственный университет), А.А. Ивановой (Московский государственный университет), Т.Г. Ивановой (Институт русской

11 Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX-начале ХХ в. Новосибирск: Наука, 1975. 199 с.

12 Новикова А.М., Пушкина С.И. Свадебные песни Тульской области. Тула, 1981.

13 Соболева Н.В. Типология и локальная специфика русских сатирических сказок Сибири: монография. Новосибирск: Наука, 1984. 176 с.

14 Аврорин В.А. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л.: Наука, 1986. 256 с.

15 Иванова Т.Г. Русские народные сказители / сост., вступ. ст., вводные тексты и ком. Т.Г. Ивановой. М.: Правда, 1989.

16 Аникин В.П. Общерусское и локальное творчество в фольклоре (к общей постановке проблемы) // Фольклорные традиции современного села. М., 1990. С. 17.

17 Соболева Л.С. Рукописная литература Урала: наследование традиций и обретение самобытности: дисс. на соиск. уч. степени докт. фил. наук. Екатеринбург, 2006. С. 5.

литературы (Пушкинский Дом) РАН), И.Е. Карпухина (Стерлитамакская государственная педагогическая академия), В.П. Кругляшовой (Уральский государственный университет), А.В. Кулагиной (Московский государственный университет), Т.Г. Леоновой (Омский государственный педагогический университет), В.П. Федоровой (Курганский государственный университет).

Актуальность данной проблемы репрезентирована рядом докладов на четырех Всероссийских конгрессах фольклористов18 (С.Н. Азбелев, Н.Ю. Альмеева, Ю.А. Бортулева, Е.А. Дорохова, О.С. Драгунова, Я.В. Зверева, К.Е. Карепова, Н.Н. Мамонтова, А.А. Михайлова, А.Б. Мороз, О.А. Пашина, Е.В. Рычкова, В.А. Семин, О.И. Чарина, В.А. Юрьев и др.), научно-практическом семинаре Сибирского регионального вузовского центра по фольклору, проводимом на базе Омского государственного педагогического университета, а также материалы других региональных традиционных научно-практических конференций («Лазаревские чтения», г. Челябинск; «Зыряновские чтения», г. Курган, «Федосовские чтения» и «Рябининские чтения», г. Петрозаводск, «Лонинские чтения», Республика Карелия).

Исследования Дранниковой Н.В.19, Рассохацкой О.В.20, Радионовой О.И.21, Керимхановой Н.М.22, Владыкиной Т.Г.23 и др. свидетельствуют об актуализации регионального аспекта фольклористики, а также о важности использования знаний об истории фольклористических изысканий в исследованиях смежных наук, в частности, педагогических, так как «культурные региональные традиции представляют источник педагогических идей, новых форм и методов, технологий, отражённых в опыте организации образовательного процесса»24.

18 Государственный центр русского фольклора Министерства культуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.folkcentr.ru/tag/kongress-folkloristov/ (дата обращения: 10.02.2018).

19 Дранникова Н.В. Фольклор Архангельского края: (из материалов арх. лаб. фольклора) / Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Лаб. фольклора. - 3-е изд., стер. Архангельск: ПГУ, 2001. 79 с.

20 Рассохацкая О.В. Роль фольклора в становлении региональной культуры. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. культуролог. Спец. 24.00.01 / Рассохацкая Оксана Викторовна [Нижневарт. гос. пед. ин-т]. Нижневартовск, 2004. 21 с.

21 Радионова О.И. Фольклор как историко-культурное наследие Нижневолжского региона в первой трети XX века: Б.С. Лащилин и А.М. Листопадов // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2013. № 2 (24). С. 54-64.

22 Керимханова Н.М. Региональный фольклор в системе этнокультурного образования младших школьников // Науч.-изд. центр «Социосфера». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociosphera.com/publication/ conference/2014/252/regionalnyj_folklor_v_sisteme_etnokulturnogo_obrazovaniya_mladshih_shkolnikov/ [Дата обращения: 10.02.2017 г.].

23 Владыкина Т.Г. Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. 172 с.

24 Керимханова Н.М. Указ. соч. URL: http://www.sociosphera.com/publication/ (дата обращения: 10.02.2017).

История региональной фольклористики стала предметом исследования Курганской научной школы. В работах Федоровой В.П.25, Шариповой Г.Р.26,

27 28 29 30

Мальцевой Н.Н. , Колесниченко Е.Н. , Грибановой О.Д. , Драгуновой О.С. ,

31 32

Рычковой Е.В. , Спириной И.А. и др. четко прослеживается эмпирический вектор изучения индивидуальных самобытных фольклорных особенностей Зауралья. Исследуя их и характеризуя деятельность фольклористов -выходцев из разных социальных слоев (государственных крестьян, представителей клира), оставивших след своей деятельностью в определенной местности, исследователи воссоздали реальную фольклорно-этнографическую картину региональных и локальных фольклористических традиций. В частности, О.С. Драгуновой монографически исследована роль многогранной деятельности фольклориста-государственного крестьянина Шадринского уезда А.Н. Зырянова. Объектом изучения Е.Н. Колесниченко стали подходы священнослужителя Е.Д. Золотова из с. Пески (Катайский район) к народной культуре. Г.Р. Шариповой изучена просветительская и краеведческая работа известного математика И.М. Первушина (Шадринский район). Н.Н. Мальцевой сделаны наблюдения над фольклористической работой семей Кокосовых (Катайский район), Адриановых (Белозерский район). Републикованы и изучаются труды А.Н. Зырянова, А.Я. Кокосова, И.Я. Кокосова,

25 Фольклорное и литературное Зауралье: учебное пособие / Региональный компонент Федеральной программы по литературе / В.П. Федорова, Л.А. Миронова, Л.В. Фаткулина. Курган, 1999; Федорова В.П. Современное состояние фольклорной традиции Зауральского Притоболья // Фольклор и литература Урала: Материалы научной конференции (18-22 мая). Пермь, 1972; Федорова В.П. В ауре «культурного гнезда» // Зыряновские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (18-19 декабря). Курган, 2003; Федорова В.П. Крестьянские писатели Зауралья // Наука и образование Зауралья, №1, 1997 и др. работы.

26 Федорова В.П., Шарипова Г.Р. Иван Михеевич Первушин - просветитель, краевед: монография. Курган: Курганский государственный университет, 2010. 192 с.

27 Мальцева Н.Н. Зауральская фольклористика XIX века: дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. спец. 10.01.09 / Мальцева Наталья Николаевна. - Челябинск, 2004. 239 с.

28 Колесниченко Е.Н. Аксиологические константы песковцев: монография. Курган: Курганский государственный университет, 2014. 168 с.

29 Грибанова О.Д. Региональное своеобразие региональных топонимических преданий: дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Спец. 10.01.09 / Грибанова Ольга Дмитриевна. Курган, 2006. 261 с.

0 Драгунова О.С. Своеобразие фольклористической деятельности А.Н. Зырянова: дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. спец. 10.01.09 / Драгунова Ольга Сергеевна. Москва: МПГУ, 2018. 214 с.

31 Рычкова Е.В. Символика пространства в диалоге мифа и литературы: монография / Е. В. Рычкова. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 166 с.

32 Спирина И.А. Сопряжение изобразительного и вербального фольклора Приисетья: дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Челябинск, 2006. 216 с.

Г.С. Плотникова, А.Е. Теплоухова, А.И. Третьякова, Д.А. Петухова, П.А. Кыштымова, Т.И. Успенского и др. Многие фольклорные тексты, записанные на территории Приисетья, вошли в известные сборники А.Н. Афанасьева, Л.Н. Майкова, А.И. Соболевского, А.И. Худякова, а также публиковались в центральных и региональных изданиях: «Записках РГО», «Записках УОЛЕ», «Пермских губернских ведомостях», «Пермской старине», «Пермском сборнике», «Тобольских губернских ведомостях»33. Д.К. Зеленин отметил, что фольклорно-этнографический материал, записанный зауральцами, является наиболее полным и подробным34. Деятельность зауральских краеведов была высоко оценена современниками и потомками. Все это служило примером для фольклористов следующих поколений.

Данная диссертация посвящена исследованию своеобразия деятельности зауральского крестьянина-фольклориста и просветителя Дмитрия Михайловича Торопова. Его наследие - объемное (1500 страниц

3 5

в «восьмушку» писчего листа) рукописное собрание «Новый Наутилус» , хранящееся в Государственном архиве Свердловской области36 (ГАСО). Рукописная книга представляет интерес, как свидетельство живого бытования фольклора на территории Шадринского уезда первой четверти XX века, а также характеризует Д.М. Торопова как представителя «низовой» фольклористики и автора, который входит в круг поэтов «наивной литературы». Сохраненные архивные записи рукописного собрания датируются периодом с 1916 по 1919 годы. Сохранены отдельные листы 1914, 1915 года. В периодической печати Торопов впервые заявил о себе стихотворением «Самогоночники», опубликованным в 55-ом номере «Народной газеты» (г. Шадринск, 1919) и подписанным псевдонимом «Новосвободный Наутилус»:

33 Мальцева Н.Н. Указ. соч. С. 129.

34 Зеленин Д.К. Описание рукописей ученого архива ИРГО. ПРГ, 1916. Вып. 3. Петроград: Типография А.В. Орлова. 289 с. (I-IV, 989-1282).

35 В собрании составитель использует также названия «Новый русский Наутилус», «Новейший наутилус», «Наутилус» - прим. А.А. Зыков.

36 ГАСО, фонд Р-2757, ед. хранения 1193-1195.

В деревнях мужики развратилися, Самогонку варить натравилися. Аппараты они понастроили, Кутят ночи и дни. Все расстроились. К аппарату кружком все усядутся, А посмотришь потом, все растянутся. Даже страшно смотреть, вот оказия, Стали пьяны храпеть. Безобразие. Смотришь, в гуще они устаралися, Точно свиньи, в грязи увалялися... Время сеять придет - нос повесили.

37

Хлеба нету нигде. Весь измесили .

С позиции трудолюбивых хлебопашцев Д.М. Торопов высказал негативное отношение к алкоголю, как к крупномасштабной проблеме, активизировавшейся в Приисетье в начале XX века. Он показал его разрушительную силу как для отдельного человека, так и для окружающих его людей. Этим заявлена активная социальная позиция молодого, но умудренного жизненным опытом зауральца.

Имя Торопова введено в фольклористику В.П. Бирюковым. Работая с собирателями-активистами, «уральский Даль» призывал их записывать различные явления народной культуры, а также «описывать встречи со сколько-нибудь незаурядными людьми... Каждая такая встреча - исторический факт»38. Сам он неукоснительно следовал этому принципу. Так, в 1936 г. в книге «Дореволюционный фольклор на Урале» им опубликована статья биографического характера, посвященная крестьянину Д.М. Торопову. В книгу вошли тексты песен и сказок из «Наутилуса». В частности, приводится текст песни «Разоренье», отразившей процесс становления кулачества в начале XX века, а также осуждающей лень и пьянство крестьян:

37 ГАШ. Газетный фонд. Народная газета. Март 1919, № 55.

38 Федорова В.П. Фольклор и литература Зауралья: Из истории зауральской фольклористики: учебное пособие / сост. и авторы статей В.П. Федорова и Е.Н. Колесниченко. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005. С. 203.

Как и Костимо39 деревня -Широко раздолье. Раньше были кабаки, Теперь винополье. Мой папаша отробился, Продал землю кулаку, От работы он отбился, Лежит пьяный на боку. Говорят: «Земля плохая И работать не с руки,

Продадим свои наделы И наймемся в батраки». Богачи все отробились, На них глядя, и отец, От работы мы отбились, Сбирать будем, наконец. Мы кусочки собираем, К богачам в окно стучим, Насбираем да в ограде Там мы выпьем, поедим40.

Также Бирюков поместил в книгу две сказки: «Черт перехитрил попа»41

(СУС 817**), «Кулак и черт»42 (СУС 821Е*), сделав пометку, что данные

сюжеты введены в фольклористику благодаря собранию Д.М. Торопова.

Позже, в 1953 г., в книге «Урал в его живом слове» «уральский Даль» вновь

обратился к рукописному собранию «Новый Наутилус», опубликовав

историческую песню о восстании Степана Разина:

Леса ли вы, лесочки, Леса темные,

Кусты ли вы, кусточки,

Кусты частые,

Ах, станы ли вы, станочки,

Станы теплые.

Еще все-то вы, кусточки,

Уж повызжены,

Еще все наши товарищи

Переиманы.

Как и первый-то товарищ -В граде Киеве, А второй-то товарищ -В каменной Москве,

Как и третий-то товарищ -В славном Питере. Я остался, добрый молодец, Во темных лесах. Закружилась моя головушка, Запечалилася.

Как увидел я, добрый молодец, Перевозчиков. «Перевезите меня, братцы, Вы на ту сторону, За перевоз-то я награжу Золотым кольцом». Переехал я, добрый молодец, На ту сторону, На ту сторону, На далекую,

Вероятно, в тексте упоминается старинное уральское село в Свердловской области на левом берегу реки Реж. В начале XX века село имело развитую инфраструктуру: школу, церковь, магазины и кузницы, мельницу, пожарную станцию, винную лавку (винополье) - прим. А.А. Зыков.

40 Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале. - Свердловский ОГИЗ, Свердловское областное издательство, 1936. С. 286-287.

41 Там же. С. 258.

42

Там же. С. 259.

Сам кончаться стал. «Вы положьте меня, братцы, Между трех дорог: Между Киевской, Московской, Славной Муромской. В ногах-то поставьте Животворящий крест, В руку правую дайте Саблю вострую. И пойдет ли, поедет кто, Остановится,

Моему кресту, животворному, Он помолится,

Моего-то коня, моего ворона, Испугается,

Моего-то меча, меча вострого,

Устрашится он:

« Что не тот ли тут похоронен

Вор-разбойничек.

Вор-разбойничек,

Сын - разбойничка,

Сын удалого -

Стеньки Разина»43.

43

Сюжет песни связан с событиями 1670 г., когда участники движения Разина были разбиты под Симбирском. С этого момента для них началась череда тяжелых поражений. В конечном итоге Разин был взят в плен вместе с братом в Кагальницком городке, а его сподвижники повешены. Один из вариантов данной исторической песни был опубликован С.Н. Азбелевым в 1986 г. Принципиальным отличием двух вариантов является упоминание в тексте названий трех дорог, на перепутье которых просит похоронить себя Степан Разин. В тексте Торопова названы исторические дорожные артерии России: Киевский тракт (Киевский Большак - часть древнейшего пути «из варяг в греки»), Московский тракт (Великий тракт - древний сухопутный маршрут из европейской части России к границам Китая через Сибирь), Муромский тракт (государственный тракт, известный как «Муромская дорожка», который использовался царями и знатными гостями, следовавшими из Москвы в Казань, Нижний Новгород и Оренбург). В варианте С.Н. Азбелева указываются следующие названия:

Похороните меня, добра молодца, Промежду трех дорог - первой Питерской Другой Владимирской, третьей Киевской44.

43 Бирюков В.П. Урал в его живом слове. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. С. 252253.

44 Азбелев С.Н. Исторические песни. Баллады / сост. С.Н. Азбелев. М.: «Современник», 1986. С. 286.

С.Н. Азбелев считал упоминание о Питерской дороге «позднейшей заменой»45, обусловленной переносом столицы России из Москвы в Санкт-Петербург (1730-1732 гг.). Отметим, что и Владимирская дорога (или Владимирский тракт) получила широкую известность только в XVIII веке в связи с использованием ее для отправки осужденных на каторгу в Сибирь. При жизни Д.М. Торопова в 1919 г. часть дороги была переименована в Шоссе Энтузиастов, по которому в ссылку следовали политические заключенные. Можно предположить, что вариант песни, записанный Д.М. Тороповым, имеет более раннее происхождение.

Кроме этой исторической песни, В.П. Бирюков, объединив ряд

частушек, записанных Тороповым, опубликовал их как «Песенку торфушек»,

повествующую о фабричных буднях молодых девушек:

На болоте маялась, Уж вы, милые торфушечки,

На хороших зарилась. Поедемте домой -

Лучше бы не зариться На родимой на сторонке

И от них избавиться. Скоро праздник годовой».

На болоте мы живем, Просвистел свисток на смену,

По карьерам ходим, Закипела во мне кровь.

Годовые праздники Закипела во мне кровь,

Во слезах проводим. С милым кончилась любовь.

Очень трудно нагибаться Эх, ты, милая моя,

За черною торфиной, Какая горемычная,

А еще того труднее Надоела нам с тобой

Походить с корзиной. Работушка фабричная46

В конце каждого текста сделана запись: «Извлечено из рукописного песенника, составленного крестьянином, уроженцем (около 1900 г.) села Кресты, Шадринского района, Дмитрием Михайловичем Тороповым; записано около 1918 года»41.

Творчество Торопова отнесено В.П. Бирюковым к уникальным явлениям старой зауральской деревни. В краткой биографической справке он указал примерные годы жизни составителя «Наутилуса», а также отметил

45 Азбелев С.Н. Исторические песни. Баллады. С. 579.

46 Бирюков В.П. Урал в его живом слове. Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. С. 99.

47 Там же. С. 99.

некоторые вехи его биографии. Изучение метрических книг Иоанно-Предтеченской церкви, сохранившихся в Государственном архиве г. Шадринска (ГАШ), позволило нам определить точную дату рождения фольклориста. Установлено, что он родился 17 октября 1894 года в семье православного крестовского крестьянина Михаила Григорьевича Торопова и его законной жены Алисы Николаевны48.

По мнению В.П. Бирюкова, крестьянин Дмитрий Михайлович Торопов родился в селе Крестах Шадринского уезда. В настоящее время оно расположено на территории Шадринского района Курганской области. Здесь в XIX - начале ХХ века проходила знаменитая Крестовско-Ивановская ярмарка -вторая по объему и величине товарооборота на Урале, уступавшая только Ирбитской.

Семья Тороповых, по всей видимости, была небогатой, но

трудолюбивой. О судьбе родителей Дмитрия архивы не сохранили никакой

информации, но из его автобиографических записей известно, что в 10 лет

он остался сиротой:

В Крестовском селении И когда во время

Я родился там. Выпьет и вина,

Это приключение Знал свое он время,

Расскажу друзьям. Работал сполна.

И тогда был малый, Жил с ними привольно

Просто поживал, Лишь десяти лет.

Мой отец удалый Мать моя невольно

Честно работал. Оставила свет49

Мать, Алиса Николаевна, умерла, оставив его на попечение небогатого отца. Через год Михаил Григорьевич женился. Но молодая жена не заменила сыну настоящую мать. Пасынку пришлось жить в семье, чувствуя свою ненужность. Всю любовь мачеха отдавала родной дочери. Отец, видимо, не был надежной опорой и примером своему сыну. К тому же, спустя год после вторичной женитьбы, он умер:

48 ГАШ, ф. № 294, опись № 1, дело № 11, С. 242.

49 ГАСО, коллекция 2757, ед. хранения 1193. С. 3.

Так проходит время, Мы прожили год.

Сделалось несчастье Захворал отец.

Продолжалось семя Злобное. И вот:

И прожил немного -Кончился зимой.

Точно день ненастье Сталось, наконец:

И, значит, за гробом Уж родитель мой50.

Будущий фольклорист остался сиротой, но жил вместе с мачехой в доме отца. Вскоре после смерти мужа она вышла замуж за человека, жившего также в Крестах. Торопов постоянно чувствовал себя лишним в собственном доме. О том, как протекали детские годы будущего фольклориста, рассказано в его стихах. Тяжелый отпечаток трудного детства в дальнейшем станет одним из ключевых мотивов его сочинений, вошедших в рукописное собрание «Новый Наутилус»:

Несколько сгладило сложившуюся ситуацию внимание родного дяди, приютившего мальчика у себя в соседнем селе Верхозине, которое хоть и отличалось от Крестов меньшей насыщенностью ярмарочных красок, но славилось тем, что в нем больше века функционировала школа с полноценной библиотекой и сформировавшимся учительским корпусом. В автобиографическом стихотворении Торопов вспоминает:

Тут расположился. Из своего детства

Жил немного я. Много увидал.

Дядя мой явился, Жизнь из малолетства

Взял к себе меня. Всю вам рассказал.

Здесь теперь живу я Эх, горькая доля,

У дяди своего, Доля бедняка -

Помня участь злую, Слезы и неволя,

ГТ! Т—Г 52

только и всего. Горе мужика .

Уж такая сиротская участь -Крест тяжелый до гроба нести. Всю жизнь так живи, всегда мучись, Отрады нигде не найти51.

50 ГАСО, коллекция 2757, ед. хранения 1193. С. 4.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зыков Антон Андреевич, 2019 год

Список использованной литературы и источников:

1. Абашева, Д.В. Н.М. Языков и народно-поэтическая традиция. - М.: МПГУ, 2017. - 264 с.

2. Абашева, М.П. Жизненный проект и литературные репрезентации // До и после литературы: тексты «наивной словесности». - М., 2009. - С. 176-198.

3. Абильдинова, Ж.Б. Жанровая специфика анекдота // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2010. № 21 (202). Филология. Искусствоведение. Вып. 45. - С. 5-9.

4. Автобиографические записки сибирского крестьянина В.А. Плотникова: Публикация и исследование текста / подгот. текста, предисл. И коммент. Б.И. Осипова. - Омск, 1995. - 176 с.

5. Адрианова-Перетц, В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л.: Изд-во «Наука», 1974. - 172 с.

6. Адринанова-Перетц, В.П. У истоков русской сатиры // Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974. - 171 с.

7. Азадовский, М.К. История русской фольклористики / Вступительная статья В. Жирмунского. - М.: Изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1958. - Т. I. - 479 с.

8. Азадовский, М.К. История русской фольклористики. - М.: Изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1963. - Т. II. - 363 с.

9. Азадовский, М.К. История русской фольклористики // Сост. и отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - С. 102-103.

10. Азбелев, С.Н. Исторические песни. Баллады / сост. С.Н. Азбелев. - М.: «Современник», 1986. - 624 с.

11. Азбелев, С.Н. Русская народная проза // Народная проза. - М.: Русская книга, 1992. - С. 5-28.

12. Акафист Гришке Распутину / Херсонский. - Петроград: Успех, 1917. -4 с. [Электронный ресурс]. URL: https://imwerden.de/publ-3580.html (дата обращения: 20.06.2016).

13. Аникин, В.П. Общерусское и локальное творчество в фольклоре (к общей постановке проблемы) // Фольклорные традиции современного села. - М., 1990. - С. 11-27.

14. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов. -М.: Высшая школа, 2004. - 2-е издание, исправленное и дополненное. -735 с.

15. Аникин, В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы (к общей постановке проблемы) // Русский фольклор. Т.13. Русская народная проза. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. - 317 с.

16. А.Н. Зырянов - основатель библиотеки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ziranov.ru/up/index.php?do=static&page=ziranov (дата обращения: 30.06.2017).

17. Арсланов, Р.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века: пособие для поступающих в вузы / авт. сост.: Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова / Под ред. В.В. Керова, 2001. - 784 с.

18. Афанасьев, А.Н. Народные русские легенды, собранные Афанасьевым. -Лондон, 1859. - 204 с.

19. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. - М.: К. Солдатенков и Н. Щепкин, 1855-1863. - Вып. 1-8.

20. Ахмедзянова, А.Р. Образ кота в фольклоре и литературе // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. / Авт. А.Р. Ахмедзянова, Е.А. Плотникова. [Электронный ресурс]. URL: sibac.info/archive/ humanities/6.pdf (дата обращения: 05.02.2018).

21. Баландин, А.И. П.И. Якушкин: Из истории русской фольклористики. -М., 1969. - 332 с.

22. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С. 159-206.

23. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1990. - 543 с.

24. Бездомов, В.И. Рассказы зауральского краеведа. - Курган: Изд-во ОГУП «Шумихинская межрайонная типография», 2010. - 543 с.

25. Бальмонт, К.Д. Зачарованный грот // Библиотека Максима Машкова. [Электронный ресурс]. URL: www.lib.ru (дата обращения: 15.12.2017).

26. Безгин, В.Б. Традиции крестьянского быта конца XIX - начала XX века. [Электронный ресурс] // URL: http://svyatorus.com/nasledie_predkov/999-v-b-bezgin-tradicii-krestyanskogo-byta-konca-xix-nachala-xxveka.html (дата обращения: 11.09.2017).

27. Белик, К. Проблемы нравственности и русская философия. [Электронный ресурс]. URL: http://vseedinstvo. narod.ru/moe/probl_nrav.htm (дата обращения: 12.07.2014).

28. Бернштам, Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала ХХ в. - Л., 1988. - 280 с.

29. Бирюков, В.П. Дореволюционный фольклор на Урале. - Свердловский ОГИЗ, Свердловское областное издательство, 1936. - 364 с.

30. Бирюков, В.П. Урал в его живом слове. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. - 293 с.

31. Богомолова, В.Г. Современное состояние песенной традиции русского населения Кемеровской области: дисс. на соиск. уч. степеп. канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. - 207 с.

32. Бородин, П.А. Вопросы происхождения и поэтики современного народного анекдота: дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. -Москва, 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/ voprosy-proishozhdenija-i-poetiki-sovremennogo-narodnogo-anekdota (дата обращения: 20.09.2018).

33. Вавилова, Л.В. Поэтический язык и семантика текста // Вестник РУДН, сер. Лингвистика, 2005. - № 7. - С. 170-177.

34. Валова, С.И. Русский романс XVIII-I пол. XIX в. Генезис. Типология. Поэтика.: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. - Москва, 1995. - 17 с.

35. Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века / Вступ. статья, сост. В.А. Кошелева; коммент. В.А. Кошелева, Б.В. Мельгунова и В.П. Бударагина. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 784 с.

36. Власов, А.Н. Образ «пьяницы» в народной литературе Севера // журнал «Знай наших». - № 35. [Электронный ресурс]. URL: http://www.znainashix.ru/article/obraz-pyanizy--v-narodnoi-literature-severa-440/ (дата обращения: 22.05.2017).

37. Гаев, И.М. Шадринские села / авт. Гаев И.М., Перунов В.К., Иовлева В.Н. -Шадринск: Изд-во Шадр. пединститута, 1997. - С.3.

38. ГАСО. Коллекция 2757, ед. хранения 1193. - 519 л.

39. ГАСО. Коллекция 2757, ед. хранения 1194. - 460 л.

40. ГАСО. Коллекция 2757, ед. хранения 1195. - 51 л.

41. ГАКО. Газетный фонд. Народная газета, 1918 г. Вып. №№ 1-15, 18-30, 35-50.

42. ГАШ. Газетный фонд. Народная газета. Март 1919, № 55.

43. ГАШ. Фонд № 1830, коллекция 231, Т. 1-3; Фонд № 294, опись № 1, дело № 11.

44. Гинсбург, Карло. Репрезентация: слово, идея, вещь // Новое Литературное Обозрение. - № 33.- 1998. С. 6-9.

45. Голованов, И.А. Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX-XXI века) / И.А. Голованов. «Флинта», 2015. - 251 с.

46. Государственный центр русского фольклора Министерства культуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.folkcentr.ru/tag/kongress-folkloristov/ (дата обращения: 10.02.2017).

47. Грибанова, О.Д. Региональное своеобразие зауральских топонимических преданий: дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук 10.01.09. - Курган, 2006. - 261 с.

48. Дергачева-Скоп, Е.И. Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири // Сибирская заимка: история Сибири в научных публикациях. [Электронный ресурс]. URL: http://zaimka.ru/dergacheva-concept/ (дата обращения: 10.02.2017).

49. Донских, К.Н. Исторический обзор исследований говора Шадринского района: Ученые записки Шадринского государственного педагогического института. - Вып. 3, 1959. - С. 169-188.

50. Добролюбов, Н.А. Русская сатира екатерининского времени. [Электронный ресурс]. URL: http://az.lib.ru. (дата обращения: 10.02.2017).

51. Драгунова, О.С. Своеобразие фольклористической деятельности А.Н. Зырянова: дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. - Москва, МПГУ, 2018. - 214 с.

52. Дранникова, Н.В. Фольклор Архангельского края: (из материалов арх. лаб. фольклора) / Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Лаб. фольклора. - 3-е изд., стер. - Архангельск: ПГУ, 2001. - 79 с.

53. Евсин, И. Анализ причин негативных мнений о Григории Рапутине ряда известных его современников. [Электронный ресурс]. URL: http:// ruskline.ru. (дата обращения: 10.02.2017).

54. Евгеньева, А.П. Рукопись «Сборника Кирши Данилова» и некоторые ее особенности // Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. - М.: Наука, 1977. - 2-е дополн. изд. - (Лит. памятники). -С. 414-424.

55. Емельянов, В. Шейх Махмуд Барзанжи - «король Курдистана» // RIATAZA: информационный сайт о курдах и Курдистане. [Электронный ресурс]. URL: http://riataza.com/2017/01/18/sheyh-mahmud-barzandzhi-korol-kurdistana/ (дата обращения: 02.02.2018).

56. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

57. Ефременков Василий Константинович // Беляев И.Н. Подвижники земли Смоленской: библиографический справочник об исследователях родного края. Смоленск: Смядынь, 2003. - С. 156-257.

58. Жирмунский, В.М. Проблемы изучения фольклора // Язык и культура. Сборник выступлений на Всесоюзной конференции. - М., 1928. - С. 5.

59. Жолобов, О.Ф. Морфосинтаксис древнеславянских числительных // Славянское языкознание: Доклады рос. делегации на XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, 2003 г.) / Отд. ист.-филол. наук РАН; Нац. Комитет славистов РФ; отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Индрик, 2003. -С. 162-176.

60. Забытый собиратель старины. Василий Константинович Ефременков // Личность и эпоха / авт. Е. Кочанова, Л. Степченков. С. 18-24.

61. Загайнова, О.Н. О женщине в истории станицы Аксайской // Аксайский военно-исторический музей. [Электронный ресурс]. URL: https://aksay-museum.ru/about/nauch6.php (дата обращения: 07.06.2018).

62. Захарченко, Н. Жил-был сказочник // Российский писатель. [Электронный ресурс]. URL: http:/rospisatel.ru/sobytija2016/158.html (дата обращения: 30.10.2016).

63. Земля и ландшафтные объекты // Русская мифология: энциклопедия // URL: http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/141743/7/Eriashvili%2C_ Madlevskaya %2C_ Pavlovskiii_-_Russkaya mifologiya._Enciklopediya.html (дата обращения: 18.04.2014).

64. Зворыгина, О.И. Русская литературная сказка: жанр, язык, стиль. -Ишим, 2009. - С. 5.

65. Зеленин, Д.К. Культ онгонов в Сибири: Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов. - М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. - 436 с.

66. Зеленин, Д.К. Новые веяния в народной поэзии // Вестник воспитания. -1901. - № 8. - С. 7.

67. Зеленин, Д.К. Описание рукописей ученого архива ИРГО. - ПРГ, 1916. Вып. 3. - Петроград: Типография А.В. Орлова. 289 с. (I-IV, 989-1282).

68. Зубова, Н.П. Бытование песен литературного происхождения в городах и поселках Урала // Фольклор Урала. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1982. - Вып. 6: Фольклор городов и поселков. - С. 44-52.

69. Зуева, Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. - М.: Флинта: Наука, 2002. -400 с.

70. Зыков, А.А. Вариативность «цыганских» романсов и их бытование в Шадринском уезде в начале ХХ века (на примере собрания Д.М. Торопова «Новый русский Наутилус» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». -2018. - № 6/2 (июнь). - С. 137-139.

71. Зыков, А.А. Исторические условия влияния «культурных гнезд» на формирование фольклористических традиций Шадринского уезда в начале XX века (на примере рукописного собрания Д.М. Торопова «Новый русский Наутилус» // Зыряновские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «XV Зыряновские чтения» (Курган, 7-8 дек. 2017 г.). -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. - С. 150-151.

72. Зыков, А.А. Легенды в фольклорном собрании Д.М. Торопова «Новый русский Наутилус» // Зыряновские чтения: материалы Всерос. науч. -практ. конф. «XI Зыряновские чтения» (Курган, 5-6 дек. 2013 г.). -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. - С. 169-171.

73. Зыков, А.А. Между фольклором и литературой (к творческому портрету Д.М. Торопова) // Вестник челябинского государственного университета. Серия «Филологические науки». 2018. - № 1 (411). - С. 17-22.

74. Зыков, А.А. «Наивное» творчество и идиостиль крестьянина-фольклориста Д.М. Торопова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2018. -№ 3 (март). - С. 129-132.

75. Зыков, А.А. Пародия на Григория Распутина в фольклорном собрании зауральского крестьянина Д.М. Торопова «Новый русский Наутилус» // Зыряновские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «XIII Зыряновские чтения» (Курган, 8-10 дек. 2015 г.). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. - С. 196-198.

76. Зыков, А.А. Репрезентация исторических событий в собрании Д.М. Торопова «Новый русский Наутилус» // Традиционная народная культура в духовном возрождении Отечества: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Курган. - С. 92-96.

77. Зыков, А.А. Своеобразие жанров народно-смеховой культуры в собрании Д.М. Торопова «Новый русский Наутилус» // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XIX Международной науч.-практ. Конф. - № 8(19). - М.: Изд-во «МЦНО», 2018. - С. 67-72.

78. Зыков, А.А. Сюжетный состав и типовые особенности бытовых сказок Шадринского уезда по собранию Д.М. Торопова // Зыряновские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «IX Зыряновские чтения» (Курган, 8-9 дек. 2011 г.). - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. -С. 135-139.

79. Зырянов, А.Н. Промыслы в Шадринском уезде Пермской губернии / сост. С.Б. Борисов. - Шадринск: Исеть, 1997. - 88 с.

80. Иванова, И.Е. Фольклор в системе журналистских жанров: мифосмыслы и мифотворчество (по материалам провинциальной - тверской - периодики XIX в.): автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филол. наук. - Тверь, 2006. - С. 31.

81. Иванова, Т.Г. Русские народные сказители / сост., вступ. ст., вводные тексты и ком. Т.Г. Ивановой. - М.: Правда, 1989. - 464 с.

82. Иванова, Т.Г. Русская фольклористика в биографических очерках / под ред. С.Н. Азбелева. - СПб., 1993. - 208 с.

83. Исторические анекдоты / сост. А.О. Давтян. - М.: Олма Медиа Групп, 2012. - 304 с.

84. Казакова, Г.М. Регион как субкультурный локус (на примере Южного Урала): дисс. на соиск. уч. степени докт. культурологии. - Москва, 2009. -313 с.

85. Калениченко, О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX - начала ХХ веков: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: дисс. на соиск. уч. степ. доктора фил. наук. -Волгоград, 2000. - 246 с.

86. Карабут, Е.В. Романсовый текст: прагматика, лексика, образные парадигмы: автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Краснодар, 2001. - С. 10.

87. Керимханов, Н.М. Региональный фольклор в системе этнокультурного образования младших школьников // Науч.-изд. центр «Социосфера». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociosphera.com/publication/ conference/2014/252/regionalnyj_folklor_v_sisteme_etnokulturnogo_obrazo vaniya_mladshih_shkolnikov/ (дата обращения: 10.02.2017).

88. Князевская, О.А. О лингвистическом аннотировании древнерусских рукописей // Известия Академии наук. Серия литературы и языка, 1961. -Т. 20. - С. 70-74.

89. Кокосов, А.Я. Круговые игры и песни в селе Ушаковском // Записки ИРГО по отделению этнографии. - 1869. - Т. 2. - С. 149.

90. Колесниченко, Е.Н. Аксиологические константы песковцев: монография. -Курган: Курганский государственный университет, 2014. - 168 с.

91. Колесниченко, Е.Н. Фольклор в краеведческой и просветительской деятельности священнослужителя Е.Д. Золотова: дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Курган, 2011. - 230 с.

92. Колпакова, Н.П. Русская народная бытовая песня. - М.; Л., 1962. - С. 7.

93. Кольев, А.Н. Политическая мифология. - М.: Логос, 2003. - 384 с.

94. Кошелев, Я.Р. Русская фольклористика Сибири (XIX-начала XX вв.). -Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1962. - 349 с.

95. Крестовское. Церковь Иоанна Предтечи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sobory.ru (дата обращения: 05.02.2017).

96. Круглов, Ю.Г. Русские свадебные песни: учебное пособие для пединститутов по специальности № 2101 «Русский язык и литература». -М.: Высшая школа, 1978. - 215 с.

97. Кругляшова, В.П. Основные итоги и проблемы изучения уральского фольклора // Вопросы литературы. Материалы научной филологической конференции, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. - Свердловск, 1969. - С. 75-96.

98. Кругляшова, В.П. Фольклорная традиция и ее судьбы в современном русском фольклоре Уральского промышленного региона (к постановке проблемы) / В. П. Кругляшова // Фольклор Урала. - Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1989. - С. 5-10.

99. Курганов, Е. У нас есть и была устная литература // Русский литературный анекдот конца XVIII - начала XIX века. - М.: Материк, 2003. - С. 6-8.

100. Лазарев, А.И. Проблемы изучения областного фольклора // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 2. Филология. -1994. - № 1. - С. 35-44.

101. Лазарев, А.И. Русское народнопоэтическое творчество Барабы. - М., 1957. -С. 89.

102. Лазарев, А.И. Тип уральца в изображении русских писателей // Вестник Челяб. университета. Сер. 2. Филология. - 1997. - № 1. - С. 30-42.

103. Лановик, М.Б., Лановик, З.Б. Украинское устное народное творчество: учебное пособие / К.: Знания-Пресс, 2006. С. 348.

104. Латышские народные сказки / Сост. А. Алксните, О. Амбайнис, А. Анцелане, К. Арайс, М. Асаре. - Рига: Изд-во Академии наук Латвийской ССР, 1957. - 528 с.

105. Леонова, Т.Г. Национальное в локальной традиции // Народная культура Сибири: Материалы XII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / отв. ред. Т.Г. Леонова. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 284 с.

106. Литературный процесс в региональной периодической печати 18301930-х гг.: от «Заволжского муравья» к «Уральскому рабочему»: монография / под общ. ред. Е.К. Созиной, Т.А. Снигиревой. -Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. - 416 с.

107. Лозанова, А.Н. Песни и сказания о Разине и Пугачеве. - М.; Л., 1935. -493 с.

108. Мальцева, Н.Н. Зауральская фольклористика 19 века: дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Челябинск, 2004. - 239 с.

109. Манушин, А. Наследник Кольцова и Никитина (Стихи и песни Ивана Сурикова). [Электронный ресурс]. URL: http://podyom.ruspole.info/node/ 4676 (дата обращения: 28.11.2016).

110. Мешкова, О.В. Эстетическая природа частушки: дис. на соиск. уч. степ. доктора фил. наук. - Челябинск, 2000. - 248 с.

111. Мильченко, Т.С. Свет пушкинского творчества в сборнике Д.М. Торопова «Наутилус» // Зыряновские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. «VIII Зыряновские чтения» / Правительство Курган. обл. [и др.]. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2010/4. - С. 182-183.

112. Михайлов, Е.И. Побратимы: автобиографическое письмо в газету «Красный Север» // До и после литературы. Тексты «наивной» словесности. - М., 2009. - С. 403-478.

113. Морозов, И.А., Слепцова, И.О. Святка и масленица // Российский этнограф: этнологический альманах. - № 8. - М.: Изд-во ИЭА РАН, 1993. - 319 с.

114. Морохин, В.Н. Прозаические жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н. Морохин. - М.: «Высшая школа», 1977. - 296 с.

115. Мякутин, А.И. Песни оренбургских казаков. Том 1. Песни исторические / сост. Мякутин А.И. - Оренбург: Изд-е оренбургского казачьего войска, 1904. - С. 6-7.

116. Назаров, В.Н. Опыт хронологии русской этики XX в.: третий период (19601990) // Этическая мысль. Вып. 4. - М.: РАН Институт философии, 2003. -С. 180.

117. Народная демонология Полесья: публикация текстов в записях 80-90-х гг. XX века. Т.2: Демонология умерших людей / Сост.: Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. -600 с.

118. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 5 т. Т. 3. - М.: Терра -Книжный клуб, 2008. - 304 с.

119. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 5 т. Т. 5. - М.: Терра -Книжный клуб, 2008. - 320 с.

120. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева / Под ред. Азадовского М.К., Андреева Н.П., Соколова Ю.М. - М.: Гослитиздат, 1938, т. III. - 562 с.

121. Неклюдов, С.Ю. Наивная литература: исследования и тексты. М., 2001. -С. 7.

122. Николаев, О.Р. Наивная фольклористика: типы, формы, функции // Живая старина. - № 1, 2010. - С. 2.

123. Новейший философский словарь. - Минск: Изд. В. М. Скакун, 2001. -С. 826-827.

124. Новиков, В.С. Фольклор как феномен эстетической культуры общества: аспекты генезиса и эволюции // дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. -Барнаул, 2002. - 187 с.

125. Новикова, А.М. Проблемы классификации традиционных необрядовых песен // Проблемы изучения русского народного творчества: Межвуз. сб. науч. трудов. - М., 1981. - С. 32.

126. Новый Наутилус. Собрание крестьянина Д.М. Торопова: краеведческое издание / Редакция, вступит. ст., коммент. А.А. Зыкова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - 336 с.

127. Овчинникова, Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. М.: Флинта, Наука, 2003. - С. 34.

128. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом. Изд. 4-е. - М.-Л., 1949. Т.1. - С. 36.

129. Осипов, С.В. Россия в начале 20 века: прогресс и инерция. / С.В. Осипов. Ульяновск: УлГТУ, 2003. - С. 6.

130. Охапкин, Ю. Крестовско-Ивановская ярмарка. Екатеринбург, 2014. - 140 с.

131. Павлова Г.Б. Народные песни Смоленской области, напетые А.И. Глинкиной. М., 1969. - 112 с.

132. Панченко, А.А. Материалы Круглого стола: обсуждение «Что такое «наивная литература?» // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/bel_circl.html (дата обращения: 10.06.2016).

133. Панченко, А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xliby.ru/kulturologija/hristovshina_i_skopchestvo (дата обращения: 11.06.2015).

134. Пашков, А.А. Борьба за власть в Шадринском уезде Пермской губернии 1917-1920 гг. Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский дом печати», 2007. - 296 с.

135. Песни каторги. Сборник В.Н. Гартевельда с приложением очерков о каторжных и тюремных песнях и поэзии С.В. Максимова, Н.М. Ядринцева, В.М. Дорошевича. Б.М. - Salamandra P.V.V., 2012. -197 с.

136. Пельтцер, А.П. Происхождение анекдотов в русской народной словесности // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / Сост.: Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова / Под ред. Ю.Г. Круглова. - М.: Высш. школа, 2003. - 710 с.

137. Пешкова, А.В. Русская смеховая культура: истоки и становление (XI-XVIII вв.): дисс. на соиск. уч. степени канд. культурологии. - Москва, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/russkaya-smehovaya-kultura (дата обращения: 20.09.2018).

138. Пиксанов, Н.К. Два века русской литературы. М., 1923. - С. 8-10.

139. Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда. Л., 1929. - С. 43.

140. Плотников, В.А. Автобиографические записки сибирского крестьянина В.А. Плотникова: публикация и исследование текста. Омск: Изд-во ОмГУ, 1995. - 176 с.

141. Поздеев, В.А. Фольклор и литература в контексте «третьей культуры» // дис. на соиск. уч. степ. доктора фил. наук. - Москва, 2003. - 424 с.

142. Полонский, В. Сатира // Энциклопедия «Кругосвет»: универсальная научно-популярная онлайн-энцклопедия. [Электронный ресурс]. URL: www.krugosvet.ru/SATIRA (дата обращения: 15.02.2016).

143. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. - С. 270.

144. Полутина, Е.В. Социокультурная жизнь провинциального города на рубеже XIX-XX веков: дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Саранск, 2006. - 219 с.

145. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре: монография. - М.: Наука, 1975. - 194 с.

146. Померанцева, Э.В. Образы низшей мифологии в русской бытовой сказке // Современные проблемы фольклор. - Вологда, 1971. - С. 75.

147. Померанцева, Э.В. Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. ред. Э.В. Померанцева. - М., 1969. - 406 с.

148. Проблемы славянской этнографии. К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина. - Л.: Наука, 1979. - С. 34.

149. Пропп, В.Я. К вопросу о происхождении волшебной сказки: Волшебное дерево на могиле // Советская этнография. - 1934. - № 1-2. С. 128-151.

150. Пропп, В.Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я. Проппа) / Составление, предисловие и комментарии А.Н. Мартыновой. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. - 325 с.

151. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В.Я. Пропп // Фольклор и действительность: Избранные статьи. Москва: Наука, 1976. - С. 34-54.

152. Пропп, В.Я. Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова / Изд. подгот. В.Я. Пропп. - М.; Л., 1961. - 160 с.

153. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / отв. ред. А.С. Мыльников -СПб.: Наука, 1994. - 239 c.

154. Путилов, Б.Н., Чистов, К.В. Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука, 1973. - 280 с.

155. Пушкарев, Л.Н. Лубочная литература // Энциклопедия «Кругосвет». [Электронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/literatura/LUBOCHNAYA_LITERATURA.html (дата обращения: 24.09.2018).

156. Пушкарева, Н. Позорящие наказания для женщин в России XIX - начала XX в. // Этнографическое обозрение. - 2009. - № 5. С. 207.

157. Пыпин, А.Н. История русской этнографии. Т. 1-4. Т. 4. Белоруссия и Сибирь / [Соч.] А.Н. Пыпина. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1892. -XII. - 488 с.

158. Пыпин, А.Н. Русские народные легенды (По поводу издания г-на Афанасьева в Москве 1860 г.) // Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - С. 181.

159. Радионова, О.И. Фольклор как историко-культурное наследие Нижневолжского региона в первой трети XX века: Б.С. Лащилин и А.М. Листопадов // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2013. № 2 (24). -С. 54-64.

160. Раевский, С.А. О простонародной литературе // Олонецкие губернские ведомости. - 1838. - № 40. - С. 82.

161. Разумова, А.П. Из истории русской фольклористики. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. - 143 с.

162. Рассохацкая, О.В. Роль фольклора в становлении региональной культуры. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. культуролог. -Нижневартовск, 2004. - 21 с.

163. Русские: монография / Отв. ред.: В.А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук. Серия «Народы и культуры». - М.: «Наука», 1999. - 809 с.

164. Русские народные песни. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959 г. - С. 98-99.

165. Русские советские писатели. Поэты. С.Я. Маршак. [Электронный ресурс]. URL: http://s-marshak.ru/articles/biblio/biblio04-1.htm#Trans (дата обращения: 15.05.2017).

166. Русские фольклористы: Библиографический словарь. XVIII-XIX вв.: в 5 т. / [под ред. Т.Г. Ивановой]. - Т. 1: Д - Кошурников. СПб.: Дмитрий Буланин, 2016. - 916 с.

167. Русские фольклористы: Библиографический словарь. XVIII-XIX вв.: в 5 т. / [под ред. Т.Г. Ивановой]. - Т. 2: Д - Кошурников. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. - 768 с.

168. Русский анекдот: текст и речевой жанр / авт. Е.Я. Шмелева,

A.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 144 с.

169. Русский народный календарь: пословицы, поговорки, обычаи, обряды, имена / Авт.-сост. Н.И. Решетников. - М.: «Олма-Пресс», 2005. - 608 с.

170. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений / Под ред. Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдан. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.

171. Русский фольклор в Латвии. Солдатская библия. [Электронный ресурс]. URL: http://cterra.com/skazki/soldatskaya_bibliya.html (дата обращения: 15.05.2017).

172. Рычкова, Е.В. Символика пространства в диалоге мифа и литературы: монография / Е. В. Рычкова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. - 166 с.

173. Рычкова, Н.Н. Городская песня в деревне: функция, структура, сюжет (на примере Хакасско-Минусинской котловины): дис. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. - Москва, 2016. - 662 с.

174. Сайт СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина). [Электронный ресурс]. URL: http://819.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 8&Itemid=35 (дата обращения: 15.05.2017).

175. Сборник великорусских частушек / Под ред. Е.Н. Елеонской. - М., 1914. -541 с.

176. Сборник В.Н. Гартевельда с приложением очерков о каторжных и тюремных песнях и поэзии С.В. Максимова, Н.М. Ядринцева,

B.М. Дорошевича. Б.М.: Salamandra P.V.V., 2012. - 197 с.

177. Сборник Кирши Данилова / Под ред. Шеффера П.Н. СПб, 1901. С. 6-9.

178. Серафимов, А. Ивановская ярмарка в Шадринском уезде // Шадринская старина. Краеведческий альманах. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1994. - С. 96-105.

179. Симаков, В.И. Сборник деревенских частушек. - Ярославль, 1913. - 362 с.

180. Симаков, В.И. Частушки про войну, немцев, австрийцев, Вильгельма, казаков, монополию, рекрутчину, любовные и т.д. - Петроград: Паровая типогр. Л.Б. Гутмана, 1915. - 80 с.

181. Сивцов, В.П. О значении символа Креста в дуальной картине мира // Компания открытых систем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sir35.ru/simvol_kresta1 (дата обращения: 11.06.2015).

182. Скородумова, Н.А. Сюжет о наказании в творчестве Д.М. Торопова. Литературное краеведение. - Курган, 2008. - С. 182-183.

183. Смышляев, Д.Д. Сборник статей Пермской губернии. Пермь: типолитография губернского правления, 1891. - 281 с.

184. Соболева, Л.С. Возникновение «культурных гнезд» на Урале и их типологические особенности // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах: история и современность. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 70-летию доктора филологических наук А.И. Лазарева. Челябинск, 1998. - 194 с.

185. Соболева, Н.В. Обрядовые реминисценции в русской бытовой сказке Сибири (на примере сюжета «Гость Терентий») // Сибирский фольклор: межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск, 1980. -С. 102-114.

186. Соболева, Л.С. Рукописная литература Урала: наследование традиций и обретение самобытности: дисс. на соиск. уч. степени докт. фил. наук. -Екатеринбург, 2006. - С. 5.

187. Соболева, Л.С. Сатирический стих о пьянице в собрании рукописей Уральского университета // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма в России. - Новосибирск: Изд-во «Наука» (Сибирское отделение), 1987 г. - С. 228.

188. Соболева Н.В. Типология и локальная специфика русских сатирических сказок Сибири: монография. - Новосибирск: Наука, 1984. - 176 с.

189. Совета отца. Украинская народная сказка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/4655529/post235920419/ (дата обращения: 15.04.2017).

190. Соколов, А.Н. Из наблюдений над диалектной лексикой Шадринского района: Ученые записки Шадринского государственного педагогического института. Вып. 3, 1959. - С. 211-242.

191. Соколов, Б.М. Композиция лирической песни // С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика: хрестоматия для вузов. -М.: «Высшая школа», 1965. - 470 с.

192. Соколова, В.К. Песни и предания о крестьянских восстаниях Разина и Пугачева // Русское народное поэтическое творчество: материалы для изучения общественно-политических воззрений народа / отв. ред. В.К. Соколова и В.И. Чичеров. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. -224 с.

193. Соколов, Ю.М. Песни и рассказы колхозной деревни. Колхозник. - 1935. -№ 2. - С. 94-106.

194. Соколов, Ю.М. Сказка // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-8024.htm (дата обращения: 21.11.2016).

195. Соколов, Ю.М. Поп и мужик: русские народные сказки. - М.-Л.: Изд-во Академия, 1931. - С. 14.

196. Соколов, Ю.М. Фольклор и краеведение // Дневник Второй Всесоюзной конференции по краеведению. - М., 1924. - С. 4.

197. Соловьёв, В.С. Оправдание Добра // Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т., Т. 1, М., Мысль, 1990. - С. 79.

198. Солодкин, Я.Г. О начальном этапе сибирской ссыдки (конец XVI -начало XVII в.). [Электронный ресурс]. URL: http://ostrof.ucoz.ru/ publikacii_2/4_87 (дата обращения: 16.04.2018).

199. Спирина, И.А. Сопряжение изобразительного и вербального фольклора Приисетья: дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Челябинск, 2006. -216 с.

200. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. / Сост.: Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. Л.: Изд-во «Наука». - 1979. - С. 269.

201. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие / Авт. В.П. Федорова, Е.В. Рычкова. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005. - 138 с.

202. Стрелкова, О.С. Феномен наивного поэтического творчества (по материалам издания «Курские епархиальные ведомости») // Ученые записки: электронный научный журнал Курского гос. ун-та, 2011/1(17). [Электронный ресурс]. URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page= 6&new=18 (дата обращения: 21.11.2017).

203. Тимофеев, В.П. Даль о говоре Шадринска // Шадринская старина. Краеведческий альманах. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1993. - С. 46.

204. Тимофеев, В.П. Некоторые заметки по говору с. Мехонского Курганской области: Ученые записки Шадринского государственного педагогического института. - Вып. 3, 1959. - С. 189-210.

205. Толстой, Н.И. От А.Н. Веселовского до наших дней // Живая старина. 1996. № 2(10). - С. 2-5.

206. Три совета отца. Татарская народная сказка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kot-bayun.ru/tatarskie_skazki/ tri_soveta_otca.html (дата обращения: 15.04.2017).

207. Трудный век теперь настал. Новые песни. Любимейших публикою куплетов, романсов, песен. - СПб: Книгоиздательство Максимова, [1900]. - 4 с. [Электронный ресурс]. URL: www.gornitsa.ru/item.php?id= 15397143&t=20. (дата обращения: 19.13.2018).

208. У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды / сост. и коммент. О.В. Беловой, Г.И. Кабаковой. - М.: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. -528 с.

209. Успенский, Г.И. Новые народные песни // Русские ведомости. - 1889. -№ 110. - С. 23.

210. Федорова, В.П. Бирюков. Собиратель и хранитель частных архивов. Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25-26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. - Челябинск, 2011. - Ч. II. - 350 с.

211. Федорова, В.П. В ауре «культурного гнезда» // Зыряновские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (18-19 декабря). Курган, 2003. - 316 с.

212. Федорова, В.П. Крестьянские писатели Зауралья // Наука и образование Зауралья. - №1, 1997. - С. 54-59.

213. Федорова, В.П. Скоморошьи песни в рукописных песенниках XVIII века // дисс. ... канд. фил. наук. - Москва, 1974. - 180 с.

214. Федорова, В.П. Творческий почерк белозерского фольклориста-священника В.В. Адрианова // Челябинский гуманитарий. - Челябинск: Центр интеллектуальных услуг «Энциклопедия», 2011. - С. 33-88.

215. Федорова, В.П. Фольклор и литература Зауралья: Из истории зауральской фольклористики: учебное пособие / сост. и авторы статей В.П. Федорова и Е.Н. Колесниченко. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005. - 211 с.

216. Федорова, В.П. Хронотоп «наивной» литературы Зауралья // Культура провинции: сб. науч. ст. / М-во образования и науки Российской Федерации, Курган. гос. ун-т, филол. фак. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010/4. - С. 24-25.

217. Федорова В.П., Шарипова, Г.Р. Иван Михеевич Первушин - просветитель, краевед: монография - Курган: Курганский государственный университет, 2010. - 192 с.

218. Федорова, В.П. Частушки в контексте народной культуры Зауралья // VII Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: полифония и диалог смыслов»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 3-6 июня 2015 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Л. Н. Лазарева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2015. -С. 103-109.

219. Федоров-Давыдов, А.А. Русские народные сказки. - М.: ООО «Остеон-Групп», 2018 [Электронный ресурс] // URL: http//www.pda.litres.ru (дата обращения: 27.05.2018).

220. Флоренский, П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. - Кострома, 1909. - С. 13.

221. Фольклор и литература Зауралья. Региональный компонент государственного образовательного стандарта по литературе / Под ред. В.П. Федоровой. - Курган, 2000. - 176 с.

222. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: Материалы Круглого стола. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruthenia.ru/ folklore/ kul_circl.html. (дата обращения: 10.06.2016).

223. Фрейденберг, О.М. Происхождение пародии // Труды по знаковым системам (публ. Ю.М. Лотмана). - Тарту, 1973. - С. 491.

224. Фролова, В.А. Художественная аксиология новокрестьянской поэзии первой трети XX века // автореф. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. -Воронеж, 2006. - С. 6.

225. Хорошко, Е.Ю. Лингвостилистические особенности русского романса: дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. - Белгород, 2004. - С. 196.

226. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Крестовское (Кресты). [Электронный ресурс]. URL: http://krestovskoe.cerkov.ru (дата обращения: 02.02.2017).

227. Черва, В.Е. Романс в истории русской художественной культуры: дисс. на соиск. уч. степ. канд. культурол. наук. - Санкт-Петербург, 1999. - 169 с.

228. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. - Л: Наука, 1986. - 304 с.

229. Чуркин, А.А. Русский акафист середины XIX - начала XX века, как жанр массой литературы Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с. Крестовское (Кресты). [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru (дата обращения: 02.02.2017).

230. Чухломский фольклор: в 2 т. Т. 1. Фольклорно-этнографические материалы / Под ред. А.В. Кулагиной и В.А. Ковпика. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. -440 с.

231. Шарипова, Г.Р. Иван Михеевич Первушин - фольклорист // Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Филология. Искусствоведение. Выпуск 20. - Челябинск, 2008. -С 161-168.

232. Шабаев, Ю.П., Жеребцов, И.Л., Журавлев П.С. «Русский Север»: культурные границы и культурные смыслы // Мир России, 2012. - № 4. -С. 134-153.

233. Шестов, Н.И. Политический миф теперь и прежде Под ред. проф. А.И. Демидова. - М.: Олма-Пресс, 2005. - 414 с.

234. Шлионская, И.А. Кого на Руси нельзя было хоронить на общем кладбище? // Русская семерка. [Электронный ресурс]. URL: http://russian7.ru/post/kogo-na-rusi-nelzya-bylo-khoronit-na-ob/ (дата обращения: 09.04.2018).

235. Шорин, А. «Наутилус» жег врага... глаголом // Областная газета Свердловской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oblgazeta.ru/society/20718/ (дата обращения: 11.07.2016).

236. Щеглов, И.В. Хронологический перечень важнейших данных по истории Сибири: 1032-1882. Сургут: Издательский концерн «Северный дом», 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://forum.vgd.ru/post/ 2514/79105/p2273133 (дата обращения: 16.04.2018).

237. Щербинин, П.П. «Соломенная вдова»: права и жизнь российской солдатки // Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. -С. 3.

238. Юдин, Ю.И. Дурак, шут, вор и черт. (Исторические корни бытовой сказки) / Составление, научная редакция, примечания, библиографический указатель В.Ф. Шевченко. - М: «Лабиринт», 2006. -336 с.

239. Ярмыш, Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга, 1972. - № 11. -С. 177.

240. Ярушников, В.А. Борьба на поясках в Зауралье // Приисетье в пространстве и времени: Сборник V этнолого-краеведческой конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://shadr-kultura.ru/borba-na-poyaskah-v-zauralje/ (дата обращения: 22.04.2018).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.