Владимир Набоков и русский символизм тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пило Боил ди Путифигари Чечилия

  • Пило Боил ди Путифигари Чечилия
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 174
Пило Боил ди Путифигари Чечилия. Владимир Набоков и русский символизм: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2012. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пило Боил ди Путифигари Чечилия

Введение

Глава I. О «классичности» и «неклассичности» Набокова: история проблемы

Глава И. Специфика изображения пространства в прозе Набокова

II. 1 Замкнутое пространство: «Приглашение на казнь»

II.2 Городское пространство: «Дар»

Глава III. Категория границы в контексте набоковского «двоемирия»

Глава IV. Зеркало в набоковской системе художественных образов

Глава V. Категория прозрачности в творчестве Набокова и в произведениях символистов

V.1 Прозрачность и свет у Данте

V.2 Категория прозрачности и теория «реалистического символизма» Вяч. Иванова

V.3 Прозрачность как «след других миров» в произведениях Набокова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Владимир Набоков и русский символизм»

Я рожден этой эпохой, я вырос в этой атмосфере»1, - писал о Серебряном веке Владимир Набоков Э. Уилсону 4 января 1949 года. Между тем ни в русской эмигрантской критике 1920-1930 гг., ни в первых американских откликах на новые произведения Набокова вопрос о влиянии на его творчество русской культуры начала XX века практически не затрагивался. И лишь в 1980-е годы американскими литературоведами, в первую очередь Д. Б. Джонсоном и В. Е. Александровым, была отмечена тесная связь творчества Набокова с русским символизмом. Речь прежде всего шла о понятиях «двоемирие» и «потусторонность», актуальных для мировосприятия и творчества символистов.

Д. Б. Джонсон, анализируя особенности набоковского «двоемирия», выделил два основных принципа символизма, которые положены также и в основу «эстетической космологии» Набокова: 1) за видимым миром существует более реальный, высший мир; 2) искусство способно отразить истину высшего мира, находящегося за пределами обыденной реальности или мира «теней» в платоновском понимании2.

1 Цит. по: «Звезда». 1996. № П. С. 125. Johnson D В Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. Ann Arbor. 1985. P. 223. Рус. Джонсон Д. Б Миры и антимиры Владимира Набокова. СПб. 201 1.С. 352.

Тема «потусторонности» у Набокова стала предметом, исследования В. Е. Александрова . Вслед за Верой Набоковой Александров подчеркнул, что эта тема является центральной в творчестве писателя и ее изучение позволит радикально переосмыслить набоковское наследие. По мнению исследователя, три главных аспекта набоковского творчества - метафизика, этика и эстетика - отражают дуалистическую картину мира, веру писателя в существование некой потусторонней реальности, противостоящей обыденному миру и вместе с тем с ним связанной.

Исследования Д. Б. Джонсона и В. Е. Александрова, специально посвященные сопоставительному анализу произведений Набокова с мыслями и творчеством выдающихся представителей Серебряного века4, легли в основу целого направления в набоковедении. Появились работы, в которых освещена связь творчества Набокова с произведениями А. А. Блока, А. Белого, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба5. Эти и другие исследования уже составили более или менее масштабный корпус научной литературы. Обнаружено и изучено большое количество перекличек, скрытых аллюзий, прямых и скрытых 5

Alexandrov V. Е. Nabokov's Otherworld. Princeton; New Jersey, 1991. Рус. пер: Александров В. Е. Набоков и потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. СПб., 1999.

4 Johnson D. В. Belyj and Nabokov: A Comparative Overview // Russian Literature. 1981. № 9. P. 379^02; Alexandrov V. E. Vladimir Nabokov's Metaphysical Aesthetics in the Context of the Silver Age // Christianity and the Easthern Slavs. Vol. 3: Russian Literature in Modem Times. Berkeley; Los Angeles; L., 1995. P. 201-222.

3 См., например: Аверин Б. В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции». СПб., 2003. С. 238-267; Успенская А. В. Мережковский и Набоков // Литературоведческий журнал. 2001. № 15. С. 108-123: Левинг Ю. Раковинный гул небытия: (В. Набоков и Ф. Сологуб) // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб., 2001. Материалы и исследования о жизни и творчестве В.В. Набокова. Антология. [Т. 2.]. С. 499-519; Оконечная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба: К вопросу о традициях русского символизма в прозе В. В. Набокова 1920-x-l930-х гг. // В. В. Набоков: Pro et contra. [Т. 2.] С. 520-531; Старк В. П. А. А. Блок в художественных отражениях В. В. Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 53-68; Долинин А. Набоков и Блок// Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004. С. 331-337. цитат, которые связывают набоковское творчество с наследием Серебряного века.

Тем не менее, в рамках указанной темы остается еще много «белых пятен», что и обусловило актуальность предпринятого исследования. К числу неразработанных аспектов темы относятся и частные вопросы, и проблемы общего характера. Так, недостаточно изученным, на наш взгляд, является, например, соотношение текстов Набокова с творчеством философа П. Флоренского и одного из ярких идеологов «младосимволистов» поэта Вяч. Иванова6. Нуждается в дальнейшей разработке и проблема сложной трансформации у писателя символистской поэтики, эстетики и идеологии, поскольку, затрагивая тему «Набоков и символизм», нельзя говорить о простом заимствовании тем, идей и мотивов. Сам писатель не раз подчеркивал, что его творчество свободно от каких бы то ни было «влияний», и никогда не причислял себя ни к какому литературному направлению (символизм -не исключение).

Целью настоящей работы является изучение набоковского творчества в контексте философских и художественных исканий эпохи символизма и разработка проблемы трансформации символистской традиции в прозе Набокова.

Задачи диссертационного исследования:

1. собрать и обобщить имеющиеся в исследовательской литературе разрозненные наблюдения, касающиеся связей творчества Набокова с культурой символизма;

6 Среди немногочисленных работ, посвященных этой теме, труды Б. В. Аверина, С. Я. Сендеровича и Е. М. Шварц: Аверин Б. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В. В. Набоков: Pro et contra. [Т. 2.]. С. 485^98; Сендерович С Я., Шварц Е. М. Закулисный гром: О замысле «Лолиты» и Вячеславе Иванове // Wiener Slavvistischer Almanach. 1999. Bd. 44. S. 23-47.

2. выявить в произведениях Набокова присутствие ключевых категорий русского символизма, связанных с концепцией «двоемирия»;

3. проследить, каким образом мотив «границы» в произведениях писателя соотносится с идеями П. Флоренского о «мире видимом» и «мире невидимом» и «трех состояниях человеческой души»;

4. показать связь набоковской прозы с поэтикой романа «Петербург» А. Белого;

5. исследовать развитие мотива «зеркала» как границы между реальным и сверхреальным миром у Набокова и Вяч. Иванова; проследить трансформацию этого мотива в творчестве Набокова;

6. показать, каким образом мотив «прозрачности» у Набокова связан с темой «потусторонности» и как он соотносится с ивановской теорией «реалистического символизма».

Материал изучения

Материалом изучения является русскоязычное творчество Набокова. Ключевыми произведениями, вокруг которых строится исследование, стали романы «Король, дама, валет» (1927), «Защита Лужина» (1929), «Соглядатай» (1930), «Отчаяние» (1934), «Приглашение на казнь» (1935) и «Дар» (1938).

Методологическая основа диссертации

Диссертационное исследование опирается на историко-литературный, типологический и компаративный методы. В работе использованы мотивный и структурный анализ, осуществляемый с учетом трудов по теории и поэтике символизма, а также историко-литературных исследований, посвященных творчеству Набокова.

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Понятие «границы» в творчестве писателя является стержневым, оно определяет специфику набоковского «двоемирия» и соотносится с идеями П. Флоренского о «мире видимом» и «мире невидимом» и «трех состояниях человеческой души» - «ступенях жизни в невидимом» (сон, художественное творчество и мистическое прозрение).

2. Изображение пространства крепости в романе «Приглашение на казнь» и городского пространства в романе «Дар» Набокова несет на себе отпечаток младосимволистской парадигматики, основанной на оппозиции реального и сверхреального, и обнаруживает связь с поэтикой романа «Петербург» А. Белого.

3. Зеркало у Набокова, являясь одним из доминантных образов в произведениях русского периода, обладает двойственной семантикой. Производя известный оптический эффект, зеркало, с одной стороны, может достоверно отражать предметы, но чаще становиться инструментом обмана и гибели, порождая мнимых двойников; с другой стороны, оно может наполняться магическими свойствами, выступая в качестве границы между реальным и сверхреальным миром. Двойственный образ зеркала (зеркало как создатель мнимых отражений и зеркало как способ проникновения в тайну бытия) характерен и для творчества символистов. В частности, он получил разработку в поэтическом сборнике Вяч. Иванова «Прозрачность».

4. Мотив «прозрачности» в произведениях Набокова и в лирике Вяч. Иванова имеет сходное звучание и соотносится с ивановской теорией «реалистического символизма». В представлении Иванова (как и Набокова) искусство, поэзия рождаются на земле, они принадлежат земному, осязаемому миру, но возникают только тогда, когда свет трансцендентного проницает мрачную материю. Искусство рождается, когда поэт начинает ощущать, что мир - иной, чем видится, когда поэт угадывает в мертвой материи присутствие трансцендентного.

5. Важная для Набокова (как и для русских символистов) тема последней тайны бытия намеренно не раскрыта писателем до конца. Ее невозможно выразить в форме рациональных построений, а можно лишь угадывать через краски, звуки, смутные состояния души. В этом и заключается набоковский «символизм» - собственный, конкретный и «сущий».

Научная новизна диссертации

Корпус исследовательской литературы, посвященной литературным связям творчества В. Набокова с наследием русского символизма, состоит в основном из работ, сосредоточенных на сопоставительном анализе относительно ограниченной (хронологически и по объему) части набоковского творчества. В настоящей работе, во-первых, была расширена база изучаемых текстов, во-вторых, выбраны ключевые символистские категории и мотивы, которые анализируются диахронически, прослеживается их развитие в творчестве Набокова.

Практическое значение диссертации

Материалы и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества Набокова, при чтении курсов по истории русской литературы, при составлении специального курса по теме проведенного исследования, а также при составлении комментариев к произведениям Набокова.

Апробация работы

Основные положения работы были представлены в виде докладов «В. Набоков и русский символизм» (VII Набоковские чтения «В. В. Набоков и Серебряный век», Санкт-Петербург, 2000); «Город и искусство в романе «Дар»: Берлин В. Набокова» (I Международная конференция по русской литературе «Мифология города», Сассари (Италия), 2000); «La 'trasparenza' come problema nell'opera di V.V. Nabokov» («Категория прозрачности в прозе В. В. Набокова») (II

Международная конференция по русской литературе «Проблема мультикультурализма», Сассари (Италия), 2001).

По теме исследования опубликованы пять статей. Структура диссертации

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пило Боил ди Путифигари Чечилия

Заключение

Ни в русской эмигрантской критике 1920-1930 гг., ни в первых американских откликах на новые произведения Набокова вопрос о влиянии на его творчество русской культуры начала XX века практически не затрагивался (яркими исключениями на этом фоне являются лишь В. Ходасевич и Г. Струве). Лишь в 1980-е годы была отмечена тесная связь творчества Набокова с русским символизмом. Речь прежде всего шла о понятиях «двоемирие» и «потусторонность», актуальных для мировосприятия и творчества символистов. Отмечалось, что Набоков сохранил верность двум ключевым символистским принципам: видимый мир есть только отблеск от «незримого очами», творчество есть способ выявления высших истин, а также инструмент преображения бытия.

Исследования, специально посвященные сопоставительному анализу произведений Набокова с мыслями и творчеством выдающихся представителей Серебряного века, легли в основу целого направления в набоковедении. Появились работы, в которых освещена связь творчества Набокова с произведениями А. А. Блока, А. Белого, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Эти и другие исследования уже составили масштабный корпус научной литературы. Обнаружено и изучено большое количество перекличек, скрытых аллюзий, прямых и скрытых цитат, которые связывают набоковское творчество с наследием Серебряного века.

Однако в рамках указанной темы остается еще много «белых пятен». Некоторые из неразработанных аспектов темы «Набоков и русский символизм» и стали предметом преимущественного внимания в настоящем исследовании, что обусловило его актуальность. К таким аспектам относится, например, соотношение текстов Набокова с творчеством философа П. Флоренского и одного из ярких идеологов «младосимволистов» поэта Вяч. Иванова. Требует дальнейшей разработки и проблема сложной трансформации у писателя символистской поэтики, эстетики и идеологии, поскольку, затрагивая тему «Набоков и символизм», нельзя говорить о простом заимствовании тем, идей и мотивов.

Первая глава диссертации содержит аналитический обзор работ, в которых либо непосредственно затрагивается тема «Набоков и русский символизм», либо содержатся выводы и наблюдения, полезные для разработки основной проблемы диссертации. Положения, выдвинутые российскими и зарубежными исследователями Набокова, дополняются указаниями на возможность использовать их для более углубленного изучения связей набоковского творчества с наследием символизма. Особое внимание уделяется работам Д.Б. Джонсона и В. А. Александрова, исследовавшим темы набоковского «двоемирия» и «потусторонности».

Вторая глава называется «Специфика изображения пространства в прозе Набокова». В первом разделе, озаглавленном «Замкнутое пространство: "Приглашение на казнь"» доказывается, что система пространственных координат романа несет на себе явный отпечаток младосимволистской парадигматики. Нашей целью было показать, что оппозиция тут/там в романе - это не противопоставление замкнутого пространства крепости и открытого пространства за ее пределами, а противопоставление мира реального и сверхреального, того мира, о котором писал Платон, рассуждали неоплатоники и который воскресили русские символисты младшего поколения.

Второй раздел главы, названный «Городское пространство: "Дар"», возвращает нас к вопросу метафизического преодоления пространства и возможных «провалов» в плоскости городской сцены. В этом разделе было проанализировано изображение Берлина в романе «Дар», которое обнаруживает связь с петербургским текстом - в специфическом символистском преломлении мифологии Петербурга.

В третьей главе «Категория границы в контексте набоковского "двоемирия"» была сделана попытка выявить «законы», по которым в произведениях Набокова проведена граница между мирами. В главе исследованы формы воплощения этой границы в романах «Приглашение на казнь», «Дар» и рассказе «Ultima Thüle». Кроме того, в диссертации рассматривается соотношение художественных идей В. Набокова с религиозно-философскими положениями, изложенными П. Флоренским в работе «Иконостас»: о границе, проходящей между миром видимым и миром невидимым. Согласно Флоренскому, эта граница становится также пределом между «известным» и «неизвестным», она не только разделяет эти миры, но и соединяет. По Флоренскому, граница, разделяющая и одновременно соединяющая два мира, проходит и в человеческой душе, «ибо и в нас самих жизнь в видимом чередуется с жизнью в невидимом». В качестве ступеней «жизни в невидимом» Флоренский выделяет три состояния человеческой души, при которых человек «чувствует» границу между мирами: сон (первая и простейшая ступень), художественное творчество (вторая ступень) и мистическое прозрение (третья ступень). Те же три состояния души, или фазы сознания, становятся в произведениях Набокова важными этапами духовного развития героев.

Четвертая глава называется «Зеркало в набоковской системе художественных образов». Отмечается, что зеркало у Набокова, являясь доминирующим образом в произведениях русского периода, обладает двойственной семантикой: производя известный оптический эффект, зеркало может достоверно отражать предметы (но чаще: становиться инструментом обмана и гибели, порождая мнимых двойников), а может наполняться магическими свойствами, выступая в качестве границы между реальным и сверхреальным миром. Двойственный образ зеркала (зеркало как создатель мнимых отражений и зеркало как способ проникновения в тайну мира) характерен и для творчества символистов. В частности, он получил особую разработку в сборнике лирики Вяч. Иванова «Прозрачность».

В пятой главе «Категория прозрачности в творчестве Набокова и в произведениях символистов» «прозрачность» определяется как способность материи, по природе своей плотной и непроницаемой, пропускать свет и под его воздействием рассеиваться, становиться легкой. Такая материя приближается (и приближает того, кто на нее смотрит) к миру, который противоположен «нашему»: к миру невещественному, неосязаемому, вечному и бесконечному.

Мотив «прозрачности» в произведениях Набокова и в лирике Вяч. Иванова, как отмечается в диссертации, имеет сходное звучание и соотносится с ивановской теорией «реалистического символизма». Согласно этой теории, искусство, поэзия принадлежат земному, ощутимому миру, но возникают лишь тогда, когда свет трансцендентного проницает мрачную материю. Как у Вяч. Иванова, так и у Набокова искусство рождается, когда поэт начинает ощущать, что мир - иной, чем видится, когда поэт угадывает в мертвой материи присутствие трансцендентности.

Важная для Набокова (как и для русских символистов) тема последней тайны бытия намеренно не раскрыта писателем до конца. Ее невозможно выразить в форме рациональных построений, а можно лишь угадывать через краски, звуки, смутные состояния души. В этом и заключается набоковский «символизм» - собственный, конкретный и «сущий».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пило Боил ди Путифигари Чечилия, 2012 год

1. Художественные тексты и мемуарно-биографическая литература

2. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М., 1997.

3. Белый А. Петербург. JT., 1990.

4. Гоголь Н. В. Петербургские повести. М., 1995. (серия «Литературные памятники»).

5. Данте Алнгьери. Божественная комедия / Пер. М. Лозинского. М., 1967.

6. Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971-1987.

7. Набоков В. В. Лекции о Дон Кихоте. М., 2002.

8. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе: Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон. М., 1998.

9. Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 2001.

10. Набоков В. В. Переписка с сестрой. Ann Arbor, 1985.

11. Набоков В .В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990.

12. Набоков В. В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб., 19971999.

13. Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 1999-2000.

14. Шаховская 3. В поисках Набокова: Воспоминания. Париж, 1979.

15. Hugo V. L'ultimo giorno di un condannato a morte. Milano, 1991.

16. Nabokov V. Strong Opinions. New York, 1990.

17. Nabokov V. Transparent Things. New York, 1972.

18. Научно-исследовательская литература

19. Аверин Б. В. Воспоминание у Набокова и Флоренского // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 485-498.

20. Аверин Б. В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003.

21. Аверин Б. В. Набоков и набоковиана // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 851-867.

22. Аверин Б. В. Поэтика ранних романов Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1998. Вып. 1. С. 31-43.

23. Адамович Г. В. Владимир Набоков // Адамович. Г. В. Одиночество и свобода: Литературные очерки. Нью-Йорк, 1956.

24. Адамович Г. В. Рец.: «Современные записки», книга 40. // Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000. С. 55-56.

25. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1926. 31 марта. С. 23.

26. Андреев Н. Е. Сирин // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 220230.

27. Бабиков А. О способе построения образа дома-времени в произведениях В. В. Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. З.С. 5-11.

28. Бабиков А. «Событие» и самое главное в драматической концепции В. В. Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 558-586.

29. Берберова Н. Набоков и его «Лолита» // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 284-307.

30. Битов А. Г. Ясность бессмертия: Воспоминание непредставленного // Набоков В. Круг. Л., 1990. С. 3-20.

31. Бицилли П. М. Возрождение Аллегории // Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000. С. 208—219.

32. Бицилли П. М. Сирин В. «Приглашение на казнь» // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценкерусских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 251-254.

33. Борухов Б. Л. Об одной вертикальной норме в прозе В. Набокова: (Категория «половины» в романе «Лолита») // Художественный текст: Антология и интерпретация. Саратов, 1992. С. 130-134.

34. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах Владимира Набокова. М., 1998.

35. Варшавский В. С. В. Сирин. «Подвиг» // В. В. Набоков Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 231-233.

36. Вейдле В. В. В. Сирин. «Отчаяние» // Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000. С. 127—128.

37. Виролайнен М.Н. Замкнутый мир // Виролайнен М.Н. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб, 2003. С. 312372.

38. Виролайнен М. Н. Мифы города в мире Гоголя // Mitología della cittá: Atti del convegno internazionale. Sassari, 2002. P. 155-162.

39. Гаретто E. Мемуары и тема памяти в литературе русского зарубежья // Блоковский сборник. Тарту, 1996. Вып. 13: Русская культура XX века: Метрополия и диаспора. С. 101-109.

40. Давыдов С. «Гносеологическая гнусность» Владимира Набокова: Метафизика и поэтика в романе «Приглашение на казнь» // Логос. 1991. № 1. С. 175-184.

41. Давыдов С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова. СПб., 2004.

42. Даниель С. Оптика Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 168-172.

43. Даниель С. Петербургская тема в романе Набокова «Дар» // Studia Slavica Finlandensia. 1996. № 8. С. 196-205.

44. Дешарт О. Введение // Иванов В. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971. Т. 1.С. 3-167.

45. Джонсон Д. Б. Миры и антимиры Владимира Набокова. СПб., 2011.

46. Долинин А. А. «Двойное время» в романе Дар // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 283-322.

47. Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб., 2004.

48. Долинин А. А. О некоторых анаграммах в творчестве Владимира Набокова // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 99-107.

49. Долинин А. А. Три заметки о «Даре» Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 697-740.

50. Долинин А. А. Цветная спираль Набокова // Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе, интервью, рецензии. М., 1989. С. 468472.

51. Дьячковская Л. Е. Мотив прозрачности в романе В. Набокова «Лолита»: К постановке проблемы // Набоковский сборник. СПб., 2011. Вып. 1. С. 14-28.

52. Дьячковская Л. Е. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 695-715.

53. Ерофеев В. Русский метароман, или В поисках потерянного рая // Вопросы литературы. 1988. № 10. С. 125-160.

54. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби: Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. № 10. С. 232-242.

55. Иванов Г. В. В. Сирин. «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Возвращение Чорба», рассказы // Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000. С. 179—181.

56. Иванова Е. В. Переписка с Андреем Белым. Введение // Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка. М., 2004. С. 433-451.

57. Казин А. Л. Этика Набокова // Набоковский Вестник. СПб., 1998. Вып. 1.С. 26-30.

58. Кантор М. Бремя памяти: (О Сирине) // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 234-237.

59. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000.

60. Козлова С. М. Утопия истины и гносеология отрезанной головы в «Приглашении на казнь» // Звезда. 1999. №. 4. С. 184—189.

61. Конечный А. Петербург «с того берега» (в мемуарах эмигрантов «первой волны») // Studia Slavica Finlandensia. 1996. № 8. С. 128— 146.

62. Крымский набоковский научный сборник. Симферополь, 2001. Вып. 1-2.

63. Кузнецов П. Утопия одиночества // Новый мир. 1992. № 10. С. 243250.

64. Кузнецова О. А. К истории посвящений в сборнике Вяч. Иванова «Прозрачность» // Русская литература. 2006. № 3. С. 98-108.

65. Кузнецова О. А. Концепт «Прозрачность» у Вяч. Иванова // Вячеслав Иванов Петербург - мировая культура: Материалы международной научной конференции 9-11 сентября 2002 г. М.; Томск, 2003. С. 280-285.

66. Левин Ю. И. Вл. Набоков // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 279-391.

67. Левин Ю. И. Об особенностях повествовательной структуры и образного строя романа «Дар» // Russian Literature (Amsterdam). 1981. №9 (2). С. 191-229.

68. Левииг Ю. Раковинный гул небытия: (В. Набоков и Ф. Сологуб) // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. СПб., 2001. Т. 2. С. 499-519.

69. Левинг Ю. Узор вечности: Пушкин-график Набоков-художник // А. С. Пушкин и В. В. Набоков: Сб. докладов международной конференции 15-18 апреля 1999 г. СПб., 1999. С. 237-255.

70. Левинтон Г. A. The Importance of Being Russian или Les allusions perdues // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 308-339.

71. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма: Художественная философия творчества в романе Набокова «Дар» // Вопросы литературы. 1994. № 3. С. 72-95.

72. Лотман М. Ю. Некоторые замечания о поэзии и поэтике Ф. К. Годунова-Чердынцева // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 350—353.

73. Маликова М. Э. Жертва тотального воспоминания // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 62-75.

74. Маликова М. Э. Комментарии // Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб, 1999 . Т. 1. С. 755-815.

75. Маликова М. Э. Набоков «Другие берега» Набоков «Speak, Memory»: Некоторые наблюдения // Набоковский Вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 91-100.

76. Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // Russian Literature (Amsterdam). 1991. № 29. С. 79-100.

77. Миллер Л. И другое, другое, другое. // Вопросы литературы. 1995. №6. С. 86-102.

78. Минц 3. Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

79. Минц 3. Г., Обатнин Г. В. Символика зеркала в ранней поэзии Вяч. Иванова (сборники «Кормчие звезды» и «Прозрачность») // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. Вып. 22: Зеркало: Семиотика зеркальности. С. 59-65.

80. Мулярчик А. Русская проза Владимира Набокова. М., 1997.

81. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова: Первая русская биография писателя. М., 1995.

82. Осоргин М. А. В. Сирин. Камера обскура, роман // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 240-241.

83. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова // Новое литературное обозрение. 1993. № 5. С. 138-155.

84. Полищук В. Поэтика вещи в прозе Набокова: (Ключи к роману «Король, дама, валет») // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 260-275.

85. Пурин А. Набоков и Евтерпа// Новый мир. 1993. № 2. С. 224-241.

86. Пятигорский А. М. Чуть-чуть о философии Владимира Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира

87. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 340-347.

88. Рягузова Л. Н. Концепт «творчество» в идиостиле Набокова // Набоковский вестник. СПб., 1999. Вып. 4. С. 18-25.

89. Рягузова Л. Н. Романы В. В. Набокова «русского» периода творчества: (Новации и традиции): Учебные программы спецкурсов и спецсеминаров. Краснодар, 2002.

90. Рягузова Л. Н. Система эстетических и теоретико-литературных понятий В. В. Набокова. Краснодар, 2001.

91. Рягузова Л. Н. Субстанциально-мифологические представления как элементы поэтического мира В. В. Набокова. Краснодар, 2006.

92. Семенов В. А. О некоторых лексических символах в романах Набокова // Набоковский вестник. СПб., 2001. Вып. 6. С. 116-118.

93. Семочкин А. Тень русской ветки: Набоковская Выра. СПб., 2002.

94. Сендерович С., Шварц Е. Балаган смерти: Заметки о романе В. Набокова «Bend Sinister» // Культура русской диаспоры: Владимир Набоков 100. Таллин, 2000. С. 357-370.

95. Сендерович С., Шварц Е. Вербная штучка: Набоков и популярная культура // Новое литературное обозрение. 1997. № 24. С. 93-111; 1997. №26. С. 201-222.

96. Сендерович С, Шварц Е. Закулисный гром: О замысле «Лолиты» и о Вячеславе Иванове // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1999. Bd. 44. S. 23-47.

97. Сендерович С., Шварц E. «Приглашение на казнь»: Комментарии к мотиву//Набоковский вестник. СПб., 1997. Вып. 1. С. 81-90.

98. Сендерович С., Шварц Е. Тропинка подвига: (Комментарий к роману В. В. Набокова «Подвиг») // Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып. 4. С. 140-153.

99. Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002.

100. Силард Л. И снова введение в проблематику Андрея Белого // Annali délia Facoltà di Lingue e Letterature Straniere dell'Universita di Sassari. Sassari, 2000. P. 167-209.

101. Сконечная О. Ю. Вечный жид в творчестве Набокова: Тема Пушкина и Чернышевского // А. С. Пушкин и В. В. Набоков: Сб. докладов международной конференции 15-18 апреля 1999 г. СПб., 1999. С. 179-187.

102. Сконечная О. Ю. Люди лунного света в русской прозе Набокова: К вопросу о набоковском пародировании мотивов Серебряного века // Звезда. 1996. № 11. С. 207-214.

103. Сконечная О. Ю. Примечания к роману «Приглашение на казнь» // Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб., 2000. Т. 4. С. 603-34.

104. Сконечная О. Ю. Черно-белый калейдоскоп: Андрей Белый в отражениях В. В. Набокова // Литературное обозрение. 1994. № 7-8. С. ЪА-Ав.

105. Старк В. П. Блок в художественных отражениях В. В. Набокова // Набоковский вестник. СПб., 1999. Вып. 4: Петербургские чтения. С. 53-68.

106. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Париж, 1984. С. 278-290.

107. Сугимото К. В плену вымысла: (По роману Набокова «Приглашение на казнь») // Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып. 5: Юбилейный (1899-1999). С. 47-58.

108. Терапиано Ю. К. В. Сирин. «Камера обскура» // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 238-239.

109. Тименчик Р. Д. «Поэтика Санкт-Петербурга» эпохи символизма/постсимволизма // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 28. С. 117-124.

110. Толстой И. Роман с продолжением Владимира Набокова // Аврора. 1988. №6. С. 46-51.

111. Томпа А. Как «сделаны» имена Набокова? (Об именах в романе Набокова «Дар») // Studia Slavica Hungarica. 2001. № 46. С. 171-183.

112. Филимонов А. О. «Обезумевшие вещи»: Пространство сна в поэзии Владимира Набокова // Набоковский вестник. СПб., 2000. Вып. 4. С. 81-90.

113. Филимонов А. О. Набоков в зеркалах Серебряного века // Набоковский вестник. СПб., 2001. Вып. 6. С. 79-88.

114. Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб., 2003.

115. Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. СПб., 1999.

116. Ходасевич В. Ф. О поэзии Бунина // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т.М., 1996. Т. 2. С. 185-198.

117. Ходасевич В. Ф. О символизме // Ходасевич В. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М, 1996. Т. 2. С. 173-177.

118. Ходасевич В. Ф. О Сирине // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 1997. Т. 1. С. 244250.

119. Цетлин М. О. В. Сирин. Возвращение Чорба. Рассказы и стихи // Современные записки. 1930. № 42. С. 530-531.

120. Шапиро Г. Русские литературные аллюзии в романе Набокова «Приглашение на казнь» // Russian Literature (Amsterdam). 1981. № 9. С.369-378.

121. Щербенок А. Страх Чехова и ужас Набокова: (Реальное, воображаемое, символическое) // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1999. Bd 44. С. 5-22.

122. Эскина Б. Л. Круг и кристалл: Русская идея формы: (Блок, Скрябин, Набоков) // Российское сознание: Психология, феноменология, культура: Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1994, С. 117-124.

123. Alexandrov V. Vladimir Nabokov's Metaphysical Aesthetics in the Context of the Silver Age // Christianity and the Easthern Slavs. Berkeley-Los Angeles, 1995. Vol. 3. P. 201-222.

124. Alexandrov V. Nabokov's Otherworld. Princeton, 1991.

125. Bader J. Crystal Land: Artifice in Nabokov's English Novels. Berkeley, 1972.

126. Baltrusaitis J. Anamorfosi о magia artificiale degli effetti meravigliosi. Milano, 1969.

127. Baltrusaitis J. Lo specchio. Rivelazioni, inganni e science-fiction. Milano, 1981.

128. Boyd B. Nabokov's «Ada»: The Place of Consciousness. Ann Arbor, 1985.

129. Boyd В. V. Nabokov: The American Years. London, 1991.

130. Boyd В. V. Nabokov: The Russian Years. London, 1993.

131. Bohmig M. Die Zeit im Raum: Chlebnikov und die «Philosophie des Hyperspace» // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1996. Bd 38. P. 51-74.

132. Burini S. Анаморфоза: Развращенность зрения: О романе Набокова «Король, дама, валет» // Europa Orientalis. 2000. № 19/ 1. P. 201-214.

133. Connolly J.W. Nabokov's «Terra Incognita» and «Invitation to a Beheading»: The Struggle for Imaginative Freedom // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1983. Bd. 12. P. 55-65.

134. Connolly J.W. Nabokov's Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge, 1992.

135. Couturier M. Nabokov ou La tyrannie de l'auteur. Paris, 1993.

136. Field A. Nabokov: His Life in Art, a critical narrative. Boston, 1967.

137. Field A. V. Nabokov: His Life in Part. New-York, 1977.

138. Foster B. J. Nabokov's Art of Memory and European Modernism. Princeton, 1993.

139. Garetto E. Berlino, cittä d'ombre nell'opera di Vladimir Nabokov // Europa OrientalisK) 1995. № 14/2. P. 151-161.

140. Ghidini M. С. II cerchio incantato del linguaggio: (Moderno e antimoderno nel simbolismo di Vjaceslav Ivanov). Milano, 1997.

141. Grayson J. Nabokov Translated: A Comparaison of Nabokov's Russian and English Prose. Oxford, 1977.

142. Graziadei C. Berlino, cittä illusionista // Vladimir Nabokov. Milano, 1999. P. 247-253.

143. Hüllen Ch. Der Tod im Werk V. Nabokovs: Terra incognita. München, 1990.

144. Johnson D. B. The Alpha and the Omega of Nabokov's Prison-House of Language. Alphabetic Iconicism in «Invitation to a Beheading» // Russian Literature (Amsterdam). 1978. № 4. P. 347-367.

145. Johnson D. B. Belyj and Nabokov: A Comparative Overview // Russian Literature (Amsterdam). 1981. № 9. P. 379-402.

146. Johnson D. B. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. Ann Arbor, 1985.

147. Jözsa György Z. Русская софиология и Владимир Набоков. Ph. D. doktori disszertäciö. Budapest, 2001.

148. Lokrantz J. Th. The Underside of the Weave: Some Stylistic Devices Used by Vladimir Nabokov // Studia Anglistica Upsaliensa. Uppsala, 1973.

149. Moyncihcin J. Russian Preface for Nabokov's Beheading // Novel. 1967. № l.P. 12-18.

150. V. Nabokov et Immigration / Curé par N. Buhks. Paris, 1993.

151. Nilsson N. A. A Hall of mirrors: Nabokov and Olesha // Scando-slavica. 1969. № 15. P. 5-12.

152. Rowe W. W. Nabokov's Spectral Dimension. Ann Arbor, 1981.

153. Tammi P. Problems of Nabokov's Poetics: A Narcological Analysis. Helsinki, 1985.

154. Tammi P. The St. Petersburg Text and Its Nabokovian Texture // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1992. T. 9. P. 128-164.

155. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Ed. by Vladimir E. Alexandrov. New-York, 1995.

156. Toclorov Tz. Simbolismo e interpretazione. Napoli, 1987.

157. Научно-исследовательская литература по философии, эстетике, литературоведению

158. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: Античность. Средневековье. СПб., 2001.

159. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.

160. Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934.

161. Белый А. Мысль и язык: (Философия языка А. А. Потебни) // Логос. 1910. № 1.С. 240-258.

162. Бочаров С. Г. «Красавица мира»: Женская красота у Гоголя // Гоголь как явление мировой литературы. М, 2003. С. 15-35.

163. Бугаева Л. Д. Набоков и Данте // Данте Алигьери: Pro et contra: Личность и наследие Данте в оценке русских мыслителей, писателей, исследователей: Антология. СПб., 2011. С. 665-676.

164. Данте Алигьери: Pro et contra: Личность и наследие Данте в оценке русских мыслителей, писателей, исследователей: Антология. СПб., 2011.

165. Левин Ю. И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. Вып. 22: Зеркало: Семиотика зеркальности. С. 6-24.

166. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера - история. М., 1996.

167. Лотман Ю. М. Предисловие // Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. Вып. 22. С. 3-5.

168. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 1999.

169. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. Вып. 21. С. 10-21.

170. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 9-21.

171. Павел Флоренский и символисты: Опыты литературные. Статьи. Переписка / Сост., подгот. текста и коммент. Е. В. Ивановой. М., 2004.

172. Падучева Е. В. Разрушение иллюзии реальности как поэтический прием // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. С. 93-101.

173. Сшард Л. Проблемы герменевтики в славянском литературоведении XX века // Studia Slavica Hungarica. 1988. № 38. С. 177-183.

174. Соколов Б. М. «Страх в глубине и предчувствий пороги.»: В. В. Кандинский и теория пророческого искусства // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1996. Bd. 38. С. 75-96.

175. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995.

176. Топоров В. Н. О мифопоэтическом пространстве: Избранные статьи // Studi Slavi. Pisa, 1994. № 2. С. 281-299.

177. Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературы: (Введение в тему) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1984. Вып. 28. С. 4-29.

178. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

179. Флоренский П. А. Иконостас. М., 1995.

180. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии: Опыт нового истолкования мнимостей. М., 1991.

181. Флоренский П. А. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995-1999.

182. Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материалах балканских загадок) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Вып. 10. С. 166-167.

183. Цивьян Т. В. Семиотические путешествия. СПб., 2001.

184. Шишкин И. И. Пространство Лобачевского // Вопросы философии и психологии. 1984. № 1. 110-111.

185. Ямпольский М Демон и лабиринт. М., 1996.

186. L'artista alio specchio / A cura di U. Persi. Bergamo, 1991.

187. Bachtin M. Estética e romanzo. Torino, 1979.

188. Bachtin M. L'autore e Peroe: Teoría letteraria e scienze umane. Torino, 1979.

189. Barthes R. L'avventura semiologica. Torino, 1991.

190. Bergson H. Il riso: Saggio sul signifícato del comico. Roma; Bari, 1993.

191. Bergson H. Mélanges. Paris, 1972.

192. Bernardelli A. Introduction. The Concept of Intertestuality Thirty Years On: 1967-1997 // Versus: Quaderni di studi semiotici. 1997. № 77/78. P. 3-22.

193. Brambilla Ageno F. Il verbo 4ralucere' nella Divina Commedia // Studi danteschi. 1970. № 47. P. 5-14.

194. Carugati G. Dalla menzogna al silenzio: La scrittura mística délia «Commedia» di Dante. Bologna, 1991.

195. Cavicchioli S. Spazialità e semiótica: Percorsi per una mappa // Versus: Quaderni di studi semiotici. 1996. № 73/74. P. 3-43.

196. Croce B. Breviario di Estética. Milano, 1992.

197. Derrida J. De la grammatologie. Paris, 1967.

198. Derrida J. La scrittura e la differenza. Torino, 1971.

199. Eco U. I limiti dell'interpretazione. Milano, 1999.

200. Eco U. Interpretazione e sovrainterpretazione: Un dibattito con Richard Rorty. Milano, 1995.

201. Eco U. Sugli specchi // Eco U. Sugli specchi e altri saggi. Il segno, la rappresentazione, l'illusione, l'immagine. Milano, 1985. P. 9-37.

202. Eco U. Trattato di semiótica generate. Milano, 1975.

203. Ferrari-Bravo D. Slovo: Geometrie della parola nel pensiero russo tra '800 e '900. Pisa, 2000.

204. Florenskij P. Le porte regali: Saggio suiricona. Milano, 1977.

205. Florenskij P. Lo spazio e il tempo nell'arte. Milano, 1995.

206. Genette G. Figures III. Paris, 1972.

207. Genette G. Nouveau discours du récit. Paris, 1983.

208. Goldberg В. Lo specchio e l'uomo. Venezia, 1989

209. Hellberg-Hirin E. Символика Петербурга: тема пространства // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1996. T. 13. P.68-88.

210. Kcindinskij W. Lo spirituale nell'arte. Milano, 1989.

211. Kauchtschischwili N. Анаморфоза или искаженность как художественный прием по теориям Флоренского и Балтрушайтиса в повестях Н. В. Гоголя // Europa Orientalis. 2000. № 19/ 1. P. 185-200.

212. Kauchtschischwili N. LTmmaginario nell'opera artistica. Milano; Várese, 1968.

213. Letteratura e Strutturalismo / A cura di L. Rosiello. Bologna, 1956.

214. Levin Ju. I. Lo specchio come potenziale oggetto semiotico // Il símbolo e lo specchio. Scritti délia Scuola Semiótica di Tartu. Napoli, 1997. P. 131-152.

215. Lotman Ju. M. La semiótica dello specchio e délia specularità // Il simbolo e lo specchio. Scritti délia Scuola Semiótica di Tartu. Napoli, 1997. P.127-129.

216. Lotman Ju. M. Testo e contesto. Semiótica dell'arte e délia cultura. Roma-Bari, 1980.

217. Lotman Ju. M, Uspenskij B. A. Il ruolo dei modelli duali nella dinamica délia cultura russa: (Fino alla fine del XVIII sec.) // La cultura nella tradizione russa del XIX e XX secolo. Torino, 1982. P. 242-286.

218. Lotman Ju. M., Uspenskij B. A. Semiótica e cultura. Milano; Napoli, 1975.

219. Lotman Ju. M., Uspenskij В. A. Tipología délia cultura. Milano, 1975.

220. Nietzsche F. La nascita délia tragedia ovvero grecità e pessimismo. Roma; Bari, 1995.

221. Nivat G. Due mondi 'speculari' degli anni Trenta: «Il dono e II maestro e Margherita» // La letteratura russa del Novecento: Problemi di poética. Napoli, 1990. P. 95-105.

222. Piretto G. P. Fessure, fenditure, voragini: Le finestre di Dostoevskij // Europa Orientalis. 1996. № 15/ 1. P. 77-101.

223. Ricoeur P. La métaphore vive. Paris, 1975.

224. Ricoeur P. Tempo e racconto: 3 vol. Milano, 1994-1999.

225. Rorty R. La filosofía e lo specchio délia natura. Milano, 1992.

226. Segre C. Avviamento all'analisi del testo letterario. Torino, 1985.

227. Storia délia civiltà letteraria russa: 3 vol. / A cura di M. Colucci e R. Picchio. Torino, 1995.

228. Storia délia letteratura russa: Il Novecento: 3 vol. / Dir. da E. Etkind, G. Nivat, I. Serman e V. Strada. Torino, 1991.

229. Travi E. Dal cerchio al centro: Studi danteschi. Milano, 1990.

230. Wellek R., Warren A. Teoria délia letteratura. Bologna, 1956.

231. Справочная литература (словари, энциклопедии)

232. Cortelazzo M., Zolli P. Dizionario etimologico délia lingua italiana. Bologna, 1980

233. Enciclopedia dantesca: 5 vol. / Dir. da Umberto Bosco. Roma, 1970— 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.