Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг.: На примере Пензенского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Королев, Алексей Александрович

  • Королев, Алексей Александрович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 184
Королев, Алексей Александрович. Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг.: На примере Пензенского региона: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2003. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Королев, Алексей Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

1.1. Православные религиозные объединения в Пензенском крае

1.2. Мусульманские общины в Пензенском регионе.

1.3. Евангельские христиане-баптисты в Пензенской области

1.4. Еврейская община.

1.5. Сектантские религиозные формирования.

Глава II ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ОТНОШЕНИИ

РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ.

II. 1. Политический контроль за деятельностью религиозных общин и научно-атеистическая работа среди населения.

11.2. Исполнение законодательства о культах.

11.3. Государственное регулирование деятельности религиозных организаций.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг.: На примере Пензенского региона»

Актуальность изучения темы определяется тем, что в настоящее время ощущается потребность в глубоком осмыслении места и роли религиозности в нравственной компоненте нашего общества. Современный этап развития российского социума настоятельно требует разработки комплекса принципов и положений для создания инновационной политики взаимоотношений властных структур и религиозных объединений. Без четкого представления специфики государственно-религиозных отношений, особенностях их развития невозможно строить диалог «государство - религия».

В связи с данными обстоятельствами представляется необходимым исследование положения, основных принципов взаимоотношений между властью и конфессиями во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. в СССР в целом, и в отдельных регионах, в частности, чтобы почерпнуть уроки для настоящего и будущего российского социума.

Степень разработанности отдельных проблем взаимодействия власти и религиозных объединений в Пензенском регионе такова, что возникла необходимость в углубленном системном изучении и обобщении данной проблемы. Несмотря на наличие некоторых печатных материалов по этой тематике, данная область современного научного исторического краеведческого знания представляется практически неразработанной. Наличие лишь эпизодических попыток научного анализа различных аспектов деятельности религиозных общин и светского государства и коммунистической партии в Пензенской области окончательно убедили в необходимости и верности выбора объекта исследования и стали предметом изучения.

Проблема взаимоотношений государства и религиозных организаций во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. в

СССР в целом, и в частности, в Пензенской области, исследована пока недостаточно. Беря за основу проблемный характер историографии и хронологический принцип, следует отметить следующие моменты при рассмотрении историографии по данной теме.

Условно в отечественной историографии по данной теме можно выделить два этапа:

- первый - вторая половина 1960-х - конец 1980-х гг.; второй - конец 1980-х-начало 2000-х гг. Анализ литературы позволяет провести ее классификацию в зависимости от концептуальной направленности работ.

В основу литературы первого этапа была положена концепция развитого социализма, предполагавшая бескризисность развития общества. Со сменой партийного руководства в 1964 г. весь период нахождения у власти Хрущева Н.С. стал трактоваться несколько схематично; внимание концентрировалось, главным образом, на развитии социалистической демократии, а именно - XX съезд партии и постановлении «О преодолении культа личности и его последствий» и программе построения коммунизма в СССР.

Исследования второго периода весьма неоднозначны по своему содержанию: в них прослеживается постепенное изменение направленности в осмыслении прошлого. В работах конца 1980 - начала 1990-х гг. в рамках завершающей стадии «перестройки» наблюдается тенденция к критическому анализу накопленного опыта, но в рамках основополагающих принципов советской модели и коммунистической идеологии; большой массив работ 1990-х гг., который условно можно обозначить как «псевдолиберальный вариант» постсоветского развития, содержит апологетику и восхваление всего, что противостояло советской власти, при забвении собственных условий и особенностей исторического развития; и лишь в конце 1990-х гг. и в настоящее время появляются попытки выработать более взвешенные, сбалансированные и объективные подходы по данной проблематике.

Исходя из этого, одной из характерных черт историографии первого этапа следовало бы назвать отражение в ней преимущественно позитивного опыта, негативный материал либо отсутствовал вовсе, либо показывался как «временные» и «несущественные» недостатки, причины которых лежат в объективных трудностях пути первопроходцев. Это не только приводило к искаженному отражению в целом ряде публикаций реального положения дел, но и способствовало тому, что молодое поколение исследователей не сумело овладеть методологией познания негативных процессов в деятельности партии и правительства, не приобрело навыков общения с такими материалами. В то же время нельзя сказать, что вся литература, вышедшая в 1960-е - первой половине 1980-х гг., заслуживает только критической оценки, равно как вся последующая -абсолютно положительной.

Второй этап в развитии историографии проблемы опирается на эмансипированное сознание советских людей (в том числе, и в первую очередь, научной общественности), расширение источниковой базы исследований. Началось разрушение старой идеологии, в том числе, основных исторических концепций. После краха социалистических режимов в Центральной и Юго-Восточной Европе фронтально пошла критика всего социалистического и советского. После августа 1991 г. данные тенденции активного неприятия и отказа от марксистско-ленинской методологии стали фактически официальными. Однако история во многом оставалась и остается инструментом политической борьбы, сильно влияние конъюнктурных соображений.

Время конца 1990-х - начала 2000-х гг. более «спокойно» в данном отношении. Во-первых, к сожалению, интерес к истории в широких кругах общественности значительно спал. Достаточно печальный опыт капитализма в стране заставляет вновь обратиться к прошлому. Вектор исследований направлен на поиски позитива, стремление найти компромисс между антагонизмом «социализм - капитализм», попытки обнаружить причины современных проблем.

Обширную и разноплановую литературу по различным аспектам темы исследования, исходя из проблемной направленности, можно условно сгруппировать следующим образом.

Первую группу составляют труды общетеоретического плана, дающие представление о происшедших изменениях в советском обществе в 1960 - 1980-е гг.; общественно-политической атмосфере того времени, социально-экономическом и духовном развитии СССР; что позволяет в определенной мере выявить условия складывания и развития государственно-религиозных отношений на территории СССР, в целом, и Пензенской области, в частности, факторы влияния.

Литературе первого этапа свойственно оперирование категорией «развитое социалистическое общество», которая перешла в то время из сферы научного прогнозирования и проектирования в область конкретно-исторического анализа. Следует отметить, что широкое использование термина «развитой социализм» началось уже в начале 1960-х гг. 1 С 1964 г. эта дефиниция имеет хождение в учебной литературе 2. В 1967 г. был впервые сформулирован тезис о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество3. На XXIV съезде КПСС (1971 г.) развитому социализму была дана подробная характеристика4.

Констатация факта построения развитого социализма привела к тому, что страна Советов провозглашалась государством подлинной

1 См.: Социально-экономические проблемы истории развитого социализма в СССР. - М.,1976. - С.442-443.

2 История СССР. Эпоха социализма /Под ред. М.П.Кима. - М., 1964; Берхин И.Б. История СССР. 1917 -1964. - М.,1966.

3 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1967. - С.68.

4 XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. - М.,1971. - С.62. демократии, чья политическая система обеспечивала эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и пр. Почва для конфликта личности с властью, в том числе и по религиозным мотивам, отсутствовала, опасность грозила, главным образом, извне - со стороны империалистических стран. В связи с этим формирование у советских людей коммунистического мировоззрения, составляющей которого были атеистические убеждения, декларировалось одной из основных задач всей идейно-политической работы. В данном ключе были выдержаны все «основополагающие» труды того периода: «История Коммунистической партии Советского Союза»1, «Развитой социализм: проблемы теории и практики» и др.

На втором этапе появляется целый ряд работ, в которых авторами делается попытка определения сущности политического режима в СССР, анализа накопившихся в обществе противоречий. Но внимание сосредотачивалось, в основном, на проблемах, связанных с Лениным, Сталиным. Лишь с начала 1990-х гг. издаются книги, в которых дается характеристика периода второй половины 1960 - 1980-х гг. с критических позиций. В них авторы пытаются вскрыть причины деформаций советского общества; показать, как это отражалось не только на экономической, но и на политической и духовной сферах жизни страны. Следует отметить работы: Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. «XX съезд КПСС: новации и догмы»3; «Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия»4; Данилов А.А. «История

1 История Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1979.

2 Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М.Д979.

3 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. - М.,1991.

4 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. - М. ,1995. инакомыслия в России. Советский период. 1917 - 1991 гг.»1; Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. «История России»2; «XX съезд КПСС и его исторические реальности»3; Зубкова Е.Ю. «Общество и реформы. 1945 - 1964»4; Зубкова Е.Ю. «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953.»5; «История Отечества: краткий очерк»6; Кузнецов И.Н. «История государства и права России»7; «На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе»8; «Наше Отечество. Опыт политической истории»9; Пихоя Р.Г. «Советский Союз: История власти. 1945 - 1991.»10; «Советская историография»11; Стецовский Ю.И. «История советских репрессий»12; Сырых В.М. «История государства и права России. Советский и современный периоды»13; «Тоталитаризм и социализм»14; Яковлев А.Н., Мигранян A.M., Поздняков Э.А. «Перестройка: замыслы и результаты»15 и т.п.

Особый интерес представляют работы последних лет, посвященные конкретным партийным и государственным деятелям периода 1960 - 1990-х гг., от которых зависела вся внутренняя политика государства в целом, отношение руководства к церкви - в частности - «Брежнев: Материалы к

16 17 биографии» ; Земцов И. «Крах эпохи» ; Медведев Р. «Генсек с Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917 - 1991гг. - Уфа., 1995.

2 Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. - М.,1994.

3 XX съезд КПСС и его исторические реальности. - М. ,1991.

4 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 - 1964. - М.: Россия молодая, 1993.

5 Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953. - М.: РОССПЭН,2000.

6 История Отечества: краткий очерк. - М.,1992.

7 Кузнецов И.Н. История государства и права России. - М.,1998.

8 На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М.,1990.

9 Наше Отечество. Опыт политической истории. - М.,1991. -T.2.

10 Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. - М.,1998.

11 Советская историография - М.:РГГУ,1996.

12 Стецовский Ю.И. История советских репрессий. - М.:Знак-СП,1997- Кн.2.

13 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. - М., 1999.

14 Тоталитаризм и социализм - М., 1990.

15 Яковлев А.Н., Мигранян A.M., Поздняков Э.А. Перестройка: замыслы и результаты. - Ростов н/Д: Изд. Рост. Ун-та, 1995.

16 Брежнев: Материалы к биографии. - М.,1991.

17 Земцов И.Г. Крах эпохи. - М.,1999. - В 2-х кн.

Лубянки»1; Медведев Р.А. «Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева»2 и др. Как правило, в данных работах отсутствует серьезный анализ внутриполитического развития советского общества. Появившись одними из первых, они в некоторой степени конъюнктурны, поскольку материал был новым и актуальным, они написаны по горячим следам.

Во вторую группу включены работы, раскрывающие проблемы взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в нашей стране, позиции советского руководства к религии в исследуемый период.

Общим для всех работ первого этапа являлось то, что религиозный фактор, безусловно, принимался как негативный, тормозящий или даже препятствующий общественному развитию. «Вред» религии заключался в том, что она нарушала монолитное мировоззренческое единство советского общества.

Считалось, что с ликвидацией эксплуатации в советском государстве кризис религии, который приведет ее в конечном итоге к отмиранию, неизбежен. Утверждалось, что впервые в истории мировоззрение миллионов советских людей строится на научной основе марксизма-ленинзма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма. Декларировалось, что в нашей стране не только ликвидированы главные социальные корни религии, но и развенчана мировоззренческая основа религии - идеализм3. Уже на ХХП съезде партии говорилось: «Нужна продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений,

1 Медведев Р. Генсек с Лубянки. - М.,1993.

2 Медведев Р. А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. - М.,1991.

3 Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М.,1965; Бычатин В.Е Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев.1966 и др. особенно среди детей и подростков»1. Провозглашение построения развитого социалистического общества в СССР и внесение в Основной закон - Конституцию 1977 г. статьи о свободе совести призвано было продемонстрировать справедливый и демократический характер советской политической системы. Но прежний тезис о несовместимости религиозного и коммунистического мировоззрений оставался лейтмотивом во всех работах того времени. В данном ключе написаны работы: «Атеизм в СССР: л 3 становление и развитие» ; Барменков А.И. «Свобода совести в СССР» ; Клочков В.В. «Закон и религия»4; Коник В. «Свобода совести и ее лжезащитники»5; Куроедов В. А. «Религия и церковь в советском

6 7 государстве» ; «Общество и религия» ; Окупов А.Ф. «Научное мировоззрение и атеистическое воспитание»8 и др.

Большое значение советское государство придавало противодействию влиянию церкви и атеистическому воспитанию населения. По инициативе партийных и советских органов проводились различного рода исследования, направленные на выявление уровня религиозности граждан в целом, разработку конкретных мероприятий по ее преодолению. Исследование причин сохранения религиозных «пережитков» в социалистическом обществе являлось целым направлением в науке и литературе9.

1 Материалы ХХП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1961. - С. 111-112.

2 Атеизм в СССР: становление и развитие. - М.,1986.

3 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М. Д986.

4 Клочков В.В. Закон и религия. - М.,1982.

5 Коник В. Свобода совести и ее лжезащитники. - М.,1986.

6 Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М.,1982.

7 Общество и религия. - М.,1982.

8 Окупов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. - М., 1976.

9 Кудряшов Г.Е. Атеизм и молодежь. - Чебоксары,1968; Мандрыгин JI.B. Внутренний мир верующего и причины религиозности. - М.,1965; Огрызко И.И. Атеистическое воспитание подрастающего поколения. -Л., 1964; Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. - Минск, 1965; Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. - М.,1966; Угринович Д.М., Яблоков И.К. Изучение религиозного сознания верующих в социалистическом обществе и задачи атеистического воспитания//Общественная психология и коммунистическое воспитание. - М., 1967 и др.

В конце 1980 - 2000-х гг. появляется ряд работ, авторы которых стремятся отойти от идеологических штампов и пытаются объективно взглянуть на положение религиозных объединений в нашей стране: Алексеев В.А. «Иллюзии и догмы»1; Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?»2; Бабинов Ю.А. «Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность»3; Королев А. А., Ливцов В. А. «Религиозная безопасность России: история и проблемы»4; Маслова И.И. «Русская Православная Церковь и государство: проблемы, тенденции, уроки взаимоотношений (вторая половина XX века)»5; Нежный А. «Комиссар дьявола»6 и др.

В отдельный блок следует выделить литературу не строго научного академического характера, а скорее, публицистического, направленную на формирование общественного мнения в стране; преследовавшую цель дискредитировать церковников. Литературы, «разоблачавшей происки империализма», «раскрывавшей истинные цели, подлинное лицо» служителей церкви и верующих, «развенчивавшей реакционную сущность» духовенства, издавалось много и довольно крупными тиражами. Издалека, ненавязчиво, а иной раз грубо, агрессивно, внушалась мысль, что религиозное мировоззрение - явление отживающее, чужеродное советскому обществу. В 1960-е - начале 1980-х гг. появились: «Агрессия без выстрелов»7; Вадимов В. «Накипь»8; Веселов В.И., Владимиров А Л. «За ширмой святости»9; «Разговор начистоту»10; Чертков А.Б. «Крах»11, Чуев

1 Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. - М.,1991.

2 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? - М.Д992.

3 Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. - Симферополь 1991.

4 Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы. - М.:Социум,1997.

Маслова И.И. Русская Православная Церковь и государство: проблемы, тенденции, уроки взаимоотношений (вторая половина XX века). -Пенза:ПГАСА,2001.

6 Нежный А. Комиссар дьявола. - М.,1993.

7 Агрессия без выстрелов. - Куйбышев, 1981.

8 Вадимов В. Накипь. - Донецк: Донбасс, 1980.

9 Веселов В.И., Владимиров А.Л. За ширмой святости. - М., 1981.

10 Разговор начистоту. -М.,1979.

11 Чертков А.Б. Крах. - М.,1968.

И.П. «Антикоммунизм и русская религиозная философия»1 и др. Квинтэссенцией, кульминацией подобного рода литературы 1980-х гг., отлично выполнившей социальный заказ органов безопасности, партии, правительства, оправдывавшей все репрессивные действия с их стороны, явилась книга Яковлева Н.Н. «ЦРУ против СССР». Она была выпущена огромным тиражом и неоднократно переиздавалась.

В третью группу отнесена краеведческая литература, раскрывающая социально-экономическое положение Пензенской области, затрагивающая косвенным образом и вопросы о деятельности религиозных объединений в регионе2. Как замечает известный краевед Мочалов В.А., в 1970 - 1980-х гг. местные историки сконцентрировали внимание на изучении послевоенного периода деятельности областной партийной организации. «Однако, как правило, изучались сравнительно узкие проблемы руководства отдельными участками народного хозяйства и общественной жизни. Обобщающие работы отсутствовали. . Явление, подвергавшееся анализу, не изучалось во всей сложности и противоречивости, рассматривались лишь положительные стороны работы, а негативные оставались в тени»3.

Особое место в данном контексте занимает «Пензенская энциклопедия»4. Это первый систематизированный свод информации о населении, истории, культуре, природе региона, его выдающихся людях в разных сферах жизнедеятельности.

Большой интерес представляет работа Дворжанского А.И., редактора «Пензенских епархиальных ведомостей», «История Пензенской

1 Чуев И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия. - М.,1969.

2 Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. - СаратовД989; Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. - Саратов,1989; Очерки истории Пензенской организации КПСС. - СаратовД983; Пензенская область в цифрах и фактах. - СаратовД987; Поиски и находки: Из записных книжек краеведов. - СаратовД984; Хроника Пензенской областной организации КПСС. 1884 - 1987 гг. - Саратов,1988 и др.

3 Мочалов В.А. Очерк историографии Пензенской организации КПСС//Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. - СаратовД9&9. - С.99-100.

4 Пензенская энциклопедия:/Гл. ред. К.Д.Випгаевский. - Пенза-М.,2001. - 759 с. епархии. Книга первая: Исторический очерк.»1. Книга посвящена деятельности Пензенской епархии с древних времен до настоящего времени.

Четвертая группа представлена многочисленной литературой, рассматривающей основные направления критики буржуазной и ревизионистской «фальсификаций» развития советского общества в целом в 1960 - 1980-е гг., положения религии2. С начала 1990-х гг. обширный поток литературы подобного плана практически иссяк.

Пятую группу составляет литература зарубежных авторов, посвященная рассмотрению различных вопросов, связанных с темой исследования. В первую очередь, здесь следует отметить работы, авторы которых стремятся определить сущность тоталитаризма в целом и собственно в СССР, что облегчает задачу понимания причин и особенностей религиозной практики в тоталитарном обществе3. Представляют определенный интерес и работы зарубежных авторов, в том числе и церковных историков, раскрывающих проблемы религиозной, духовной, внешнеполитической сфер жизни советского государства4.

В особую подгруппу следует выделить переводную литературу по советской истории в целом, появившуюся в 1990-е гг. Это, в основном,

1 Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. - Пенза, 1999. -512 с.

2 Критика буржуазной историографии советского общества. -М.Д972; Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. - М.,1975; Беляев А. А. Идеологическая борьба и литература.

- М.,1982; Буржуазная историография образования и развития СССР. - М.,1983; О свободе совести. - М., 1987; Православие в СССР. К тысячелетию крещения Руси (По материалам буржуазной печати). - М.,1988 и др.

3 Хайек Ф.А. Путь к рабству. - ЛондонД983; Желев Ж. Фашизм. - М.Д991; Поплер К. Открытое общество и его враги. - М.,1992; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.Д993; Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. - М.Д997 и др.

4 Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - ЛондонД 982; Константинов Д. Зарницы духовного возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых и в начале семидесятых годов.

- КанадаД973; Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. СпбД994; Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.Д995; Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Федеративный сборник. - М.,1988; Цьгаин В. История Русской Православной церкви. - М.Д994; Эллис Дж. Русская православная церковь: Согласие и инакомыслие. - ЛондонД990; Кальвакоресси П. Мировая политика после 1945 года: В 2-х кн. - М. :Междунар. отношения,2000; Dissent in USSR: Politics, Ideology and People. - London, 1976 и др. учебные пособия: Боффа Дж. «История Советского Союза»1; Верт Н. «История советского государства. 1900 - 1991 »2; Хоскинг Дж. «История Советского Союза. 1917 - 1991»3 и др. Данная литература позволяет взглянуть на прошлое советского общества как бы со стороны - глазами исследователя из демократического мира, с глубоко укоренившимися традициями либерализма. Однако именно этот аспект не всегда способствует проникновению и пониманию ими ментальности советского человека, жившего при тоталитарном режиме по своим, отличным от западных, законам.

Шестую группу представляют диссертационные исследования, в том или ином ракурсе затрагивающие проблемы религиозности граждан советского общества в исследуемый период4.

Таким образом, историографический анализ показывает, что, несмотря на отражение в научной литературе различных аспектов избранной темы, собственно проблема власти и религиозной оппозиции в СССР, в целом, и в Пензенской области, в частности, во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. до сих пор не стала еще предметом специального изучения с новых позиций в данных хронологических рамках.

1 Боффа Дж. История Советского Союза. -М.,1990.

2 Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. -М.Д991.

3 Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917 - 1991. - М.,1994.

4 Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-политический и теоретический аспект. 1918 - 1995 годы. - Автореф. дис. . канд. ист. наук. - М.,1995; Афанасьева Л.П. Личные архивы и коллекции деятелей диссидентского движения России в 1950 - 1980 гг. - Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1996; Баранова Н.Б. Власть и воздействие на массовое воздействие в тридцатые годы XX века. - Автореф. дис. .докт. ист. наук. - М.,1997; Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг.- Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1996; Давыдов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945 - 1985 гг.). - Автореф. дис. .докг. ист. наук. - М., 2002; Кантемирова С.М. Творческая молодежь России в 60-е гг. - Дисс. . канд. ист. наук. -М.,1995; Королева Л.А. Власть и диссидентство (1950 - 1980-е гг.). - Автореф. дис. .докг. ист. наук. - М., 2001; Кондратьев А. С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х - 60-е гг. - Дисс. канд. ист. наук.-М., 1992; Королева Л. А. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. - Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1995; Нагдалиев Зейнал Сафар-оглы. Диссидентское движение в СССР (1950-1980 годы).- Автореф. дисс. . докт. ист. наук. - М.,1999; Пыжиков А.В. Исторический опыт политического реформирования советского общества в 50 - 60-е гг.- Дисс. . докт ист. наук. - М., 2000; Шпакова Т.А. Духовная жизнь советского общества во второй половине 50-х -начале 60-х гг. - Дисс. . канд. ист. наук. - М., 1990 и др.

Источниковая база по проблеме исследования представлена довольно широко. Условно источники можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют, безусловно, архивные материалы. В работе задействованы, главным образом, документы Государственного архива Пензенской области и его подразделения - бывшего партийного архива Пензенской области. Это, в основном, - материалы обкома партии (ф. 37, 148), фонд уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области (ф. 2392) и т.д. Особый интерес представляют собой инструкции, циркуляры и другие директивные бумаги, присылавшиеся в провинцию из центра, и таким образом отражавшие шаги руководства в отношении религиозной оппозиции.

Значительное количество документов сосредоточено в Российском Государственном архиве новейшей истории, созданном на базе ведомственного архива Центрального комитета КПСС. В работе использованы документы, главным образом, общего, административного и идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (ф. 4,5), протоколы заседаний Секретариата ЦК КПСС, а также коллекция документов фонда 89, представляющего архив Президента РФ. К работе привлекались справки и докладные записки Комитета Государственной безопасности СССР, ЦК КПСС по пресечению религиозной деятельности и т.д. Большой интерес представляют «Информационные отчеты о состоянии католической, протестантской, армянской церквей, иудейской, мусульманской, буддийской религий и сект»; сообщения агентуры МВД и КГБ о распространении листовок «антиправительственного содержания»; о слухах и разговорах, имеющих хождение среди населения. Определенную ценность представляют сообщения республиканских, городских, областных комитетов партии; директивы верховных партийных и государственных органов. Эти документы отражали официальную точку зрения на происходившие события. В то же время они и формировали определенное отношение руководства к проявлениям религиозности.

В диссертации использованы также документы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории.

Большой интерес представляют коллекции двух независимых архивов - Центра документации «Народный архив» и архива научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». В ЦД «Народный архив» познавательны фонды деятелей оппозиционного движения - Гершуни В., Гефтера М., Гримма Г., Сокирко В., Терновского Л. и др., в работах которых также затрагиваются вопросы вероисповедания в СССР. В «Мемориале» практически полностью представлено собрание материалов «Архива самиздата», опубликованного в Мюнхене. Что касается собственно коллекции документов, то она в основном укомплектована материалами личного характера.

Определенный интерес представляют документы коллекции Информационного отдела Управления МВД по Пензенской области.

Вторую группу источников составляют законодательные акты СССР и союзных республик, партийные и партийно-государственные документы - Конституции СССР; Программы Коммунистической партии Советского Союза, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК республиканских партий; другие документы партии, правительства и различных ведомственных структур, указы, резолюции и прочее; выступления партийных и государственных деятелей.

В третью группу источников входит мемуарная литература, как переизданная, так и написанная в последнее время, крупных партийных и государственных функционеров того периода, борцов «за веру» и т.д.1. К данному виду источников следует относиться весьма осторожно, поскольку цель данных материалов состоит не в воссоздании реальной картины прошлого, а отражении собственного места в протекавших событиях, опять же, в собственном представлении, и изложении личных оценок.

К четвертой группе источников следует отнести литературу «самиздата» и «тамиздата». Специфика этих материалов заключается в том, что помимо журналов, выходивших в то время, они представляют собой, главным образом, работы самих участников движения, отражавшие видение и понимание проблем общества, положения религии в СССР на тот момент. Пожалуй, здесь необходимо выделить несколько подгрупп.

Прежде всего, надо отметить труды представителей правозащитного и религиозного движения, имеющие исторический, социологический, философский характер1.

Большую подгруппу источников представляют документальные сборники, изданные как у нас в стране в последние годы, так и за рубежом

2 3

- «Миф о застое» , «Погружение в трясину (Анатомия застоя)» и др.

Особое место в данной группе источников занимает аннотированный каталог «5810. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991»4. В нем содержатся материалы о фиксированных случаях инакомыслия, в том

1 Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. - М.,1989; Аджубей А. Крушение иллюзий. Бремя в событиях и лицах- М.,1991; Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление: 19531985. - М.,1991; Крючков В.А. Личное дело. - М.,1997 и др.

1 Левитин А.Э. Защита веры в СССР. - ПарижД966; Зорин С., Алексеев М. Время не ждет. Наша страна находится на поворотном пункте истории. - Франкфурт-на-Майне,1970; Новый колокол. Литературно-публицистический сборник. - Лондон, 1972; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - Вильнюс - Москва,1992; Из-под глыб. - М.,1992 и др.

2 Миф о застое. - Л., 1991.

3 Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М. ,1991.

4 58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 - 1991. Аннотированный каталог. -М.: Международный Фонд «Демократия», 1999. числе и религиозного, и последовавших за этим репрессиям после смерти Сталина И.В. до распада СССР.

Пятую группу источников составляют материалы, появившиеся в последнее время в нашей периодике. Как правило, это - интервью с партийными и государственными деятелями, участниками движения, рассказы о них, обычно, очень личностные, порой субъективные; публикации на базе архивных материалов1.

Особое место в данной группе источников занимает издание «Пензенские епархиальные ведомости», редактор Дворжанский А.И. «Пензенские епархиальные ведомости» издавались с 1866 г., затем возобновлены как газета с 1991 г., как журнал с 1998 г.

Объектом исследования является деятельность религиозных объединений и процесс складывания государственно-религиозных отношений в Пензенской области во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг.

Предметом исследования в связи с этим избрано взаимодействие и взаимовлияние властных структур государства и партии и религиозных организаций во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. в Пензенском крае.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1960-х гг. до второй половины 1980-х гг.

Выбор данного исторического отрезка обусловлен тем, что именно в это время в советской системе начинают проявляться элементы кризиса во всех сферах жизни. Закономерно, данные процессы отразились на деятельности религиозных общин и их взаимоотношениях со светской властью.

1 «О Хрущеве, Брежневе и других»//АиФ. - 1990. - №№25,27,47; Буковский В. «Я вдруг расцвел в удивительно сжатые сроки.»//Незав. газ. - 31.01.92. - С.7; «Вокруг высылки Солженицына»//Свободная мысль. - 1992. - №6 и др.

Хрущевская «оттепель» способствовала общему оживлению религиозной жизни в стране в целом и в Пензенской области, в частности. Однако уже в начале 1960-х гг. государство ужесточило свое отношение к религии, расценивая ее как угрозу стабильности функционирования системы.

С началом «перестроечных» процессов отношения власти и религиозных формирований стали развиваться в принципиально иных условиях, что позволяет выделить середину 1980-х гг. в качестве верхней хронологической границы исследования.

Территориальные рамки исследования определяются Пензенской областью, типичным региональным образованием Центральной России. Основные тенденции складывания и развития отношений государства и религиозных объединений в масштабах всей страны достаточно четко прослеживаются на примере Пензенского региона, имея при этом свои специфические особенности.

Кроме того, данные территориальные рамки соответствуют границам современной Пензенской области.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать исторический опыт, специфику, мировоззренческие основы генезиса взаимодействия советских властных структур и религиозных организаций в Пензенском регионе путем решения следующих задач: раскрыть условия, в которых протекала деятельность религиозных объединений Пензенской области, факторы влияния на нее; исследовать эволюцию, специфику и направления деятельности религиозных общин - православных, мусульманских, иудейских, евангельских христиан-баптистов и т.п. в исследуемый период; проанализировать особенности политики, проводимой властными структурами, в отношении религиозных формирований в регионе; показать историческое значение религиозной практики и перспективы моделирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. В силу возможностей, были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и деликатности в оценке фактического материала, поскольку особенностью религиозного движения была сильная нравственно-этическая компонента его участников.

Помимо методологических принципов в исследовании были применены специально-исторические принципы: актуализации, диахронный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический; а также общенаучные: классификации, статистический, структурно-системный, позволившие рассматривать феномен религиозности в конкретном регионе в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для выявления главных этапов, особенностей и сущностных характеристик.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые проанализирована деятельность религиозных формирований в Пензенской области во второй половине 1960 -первой половине 1980-х гг., т.е. в условиях углубления кризисных явлений в советском обществе; в научный оборот впервые введен специфический пласт архивных источников, не востребованный ранее в силу разнообразных причин; исследование проблемы взаимоотношений власти и религиозных общин в социоисторическом ракурсе позволило выявить и обосновать тенденции и перспективы развития демократических принципов государственно-религиозной политики в условиях современной России на примере конкретного региона. В результате исследования появилась возможность сделать следующие выводы:

Пензенская область, являясь типичной для средней полосы России, представляла собой «проблемный» регион с точки зрения повышенной религиозности населения, что объяснялось историческими традициями, преобладаем сельского населения, национальным составом края, активной деятельностью религиозных общин и другими факторами; в истории религиозных объединений Пензенского края отразились все процессы, протекавшие в конфессиональной жизни страны во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. -появление собственно в РПЦ диссидентов: раскол евангельских христиан-баптистов и т.д.; государственно-религиозная политика складывалась из следующих направлений - политический контроль за деятельностью религиозных общин, научно-атеистическая работа, исполнение законодательства о культах, предотвращение паломничества к «святым местам», регламентация проповеднической деятельности духовенства, ограничение финансовой деятельности религиозных объединений и т.п. несмотря на масштабность и системность атеистической работы власти деятельность религиозных общин продолжала оставаться достаточно эффективной, и уровень религиозности населения был стабильно высоким.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование дало результаты, которые могут послужить основой для построения инновационной концепции совместного благоприятного и взаимовыгодного существования власти и религиозных общин, которая давала бы целостное представление о сущности, социальной роли, специфике, структуре, общественной значимости и воздействии религии в условиях современного политического плюрализма.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по гуманитарным дисциплинам в высшей школе.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории МПГУ. Результаты работы были отражены в печатных трудах, нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Королев, Алексей Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пензенская область являлась типичным регионом средней полосы России. Специфика области заключалась в военной направленности промышленности области, сосредоточении крупных железнодорожных линий, имевших важное стратегическое значение, и аграрном характере экономики в целом.

С точки зрения религиозности Пензенский край представляла собой явно неблагополучный регион: по уровню религиозной обрядности область превосходила все остальные Среднего Поволжья.

Руководство области отдавало себе отчет в сложности ситуации. Атеистическому воспитанию населения придавалось большое значение. Антирелигиозная работа носила системный и масштабный характер.

Однако преобладание сельского населения, многонациональный состав региона, специфика деятельности священнослужителей (индивидуализированность, личностная заинтересованность в эффективности результатов и т.д.) способствовали сохранению достаточно стабильного высокого уровня религиозности населения Пензенской области, несмотря на все проводимые атеистические мероприятия.

На территории области население традиционно исповедовало культы - православный, мусульманский, евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и иудейский. В сельской местности действовали незарегистрированные группы мусульман, евангельских христиан-баптистов. Кроме того, в Пензенской области проживали верующие -старообрядцы (незарегистрированная группа) и истинно-православные христиане (ИПХ) (незарегистрированная группа).

Деятельность религиозных культов в Пензенской области протекала в целом спокойно и в рамках советского законодательства, т.е. соглашательно и солидарно. Однако процессы, происходившие в деятельности религиозных объединений по стране в целом, в определенной степени находили свое отражение в практике конфессий Пензенской области. Данные тенденции проявились и в реакции Феодосия на религиозных диссидентов Якунина Г. и Эшлимана Н., появлении «отколовшейся» группы сторонников СЦЕХБ и т.д.

Религиозность населения Пензенского региона продолжала оставаться стабильной на протяжении второй половины 1960 - первой половины 1980-х гг. и достаточно высокой. В сельской местности уровень был гораздо выше, нежели в городской.

Религиозные обряды совершались активной частью сельского населения, занятого общественно-полезным трудом, молодежным по возрасту, но имеющим, в большинстве своем, недостаточное образование. Около 90% всего верующего населения Пензенской области имело образование до 4 классов.

Наиболее высокий уровень религиозности (59,4%) отмечался среди незанятого общественно-полезным трудом населения: домохозяев, инвалидов, пенсионеров и т.п. Исходя из социальной принадлежности, максимальная религиозность наблюдалась среди колхозников и рабочих совхозов, затем среди рабочих промышленности и затем уже служащих. Подавляющее большинство верующего населения составляли женщины (81,4%).

Православные организации области функционировали более активно в сравнении с другими религиозными культами. Если мусульманский культ опирался, главным образом, на традиционно-патриархальные настроения - уважение к старшим, исполнение их требований и т.п., то в православии основной акцент ставился именно на деятельность самой церкви.

В целом же лояльная политическая позиция церквей, их миротворческая деятельность, неизменность традиционно сложившейся структуры, наличие организованного и грамотного коллектива служителей культа, активная религиозная пропаганда с учетом требований современности способствовали укреплению авторитета духовенства и сохранению контингента верующих. Служители культа стремились уловить нравственные потребности личности и направить их в религиозное русло.

Среди духовенства также наблюдались определенные изменения. Очевидна была тенденция к увеличению и омоложению служителей культа и повышению их уровня образования.

Штаты религиозных организаций увеличивались в объединениях, расположенных, в первую очередь, в городах и поселках городского типа.

Хотя в целом духовенство находилось на толерантных позициях по отношению к государству и коммунистической партии, тем не менее, ответная реакция на антирелигиозные мероприятия светских властей имела место.

Доходы церковных объединений неуклонно возрастали, что вызывало настороженность со стороны государства. Уполномоченные Совета стремились взять данное направление деятельности религиозных общин под свой контроль.

В целом, «антирелигиозная» политика советского руководства, проводимая на местах через уполномоченных Совета по делам церквей, проводилась в следующих направлениях: контроль за соблюдением религиозного законодательства; ослабление материальной базы религиозных организаций; информационная и разъяснительная работа; рассмотрение жалоб и заявлений граждан и т.д.

Главным органом, решавшим эту задачу, являлся Совет по делам церквей, конечной целью которого провозглашалась ликвидация религии как формы мировоззрения. Но, несмотря на огромные усилия со стороны Совета и партийного руководства в целом, религиозная практика продолжала существовать, принимая различные формы.

Итак, политика советского руководства к религии на всем протяжении существования социалистического государства была однозначной - подавление и пресечение. Государство исходило из собственных интересов, поэтому и законодательство было столь неумолимо к религии. Политика советского руководства к религии во многом определялась идеологией. Хрущевская «оттепель», вызвавшая либерализацию во всех сферах жизни, смягчила и отношение к религии; «завинчивание гаек» в последующее время определило и усиление репрессий в отношении церкви.

По отношению к религиозному движению использовался широкий спектр правоприменительных норм, зачастую даже не имевших никакого касательства к т.н. «политической» деятельности. Параллельно с этим советское руководство проводило широкомасштабную идеологическую кампанию, преследовавшую цель дискредитации церковников в СССР.

С началом перестройки», провозгласившей демократизацию политической системы, государственно-религиозные отношения претерпели кардинальные изменения. Политические и правовые перемены привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных гонений на верующих. Религия получила право на существование. Либерализация общественной жизни, необходимость духовного оздоровления страны способствовали осознанию широкими кругами населения, в том числе и властных, необходимости переосмысления места и роли религии для каждого человека и для страны в целом.

Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. определил меры государственного масштаба по реализации норм Конституции о свободе совести. Религиозные объединения вышли из «полуподпольного» состояния, и верующим было предоставлено право свободно исповедовать свою веру. Если в 1987 г. по стране было зарегистрировано 104 религиозных объединений, то в 2001 г. - уже 202151.

На сегодняшний день управлением Министерства юстиции РФ по Пензенской области в городе Пензе зарегистрировано более 30 религиозных объединений. Из традиционных конфессий в нашем городе имеются мусульмане, иудейская община, римско-католический приход и 15 организаций, входящих в состав Русской православной церкви Московской патриархии.

С 1990 г. происходит активная эмиграция евреев из Пензы. За 8 лет из Пензы в Израиль, США и Германию выехало более 600 евреев.

11 объединений относятся к так называемым нетрадиционным христианским церквям. Это баптисты, евангелисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, мормоны, пятидесятники и другие организации протестантского направления.

Кроме того, в Пензе зарегистрирована ячейка «Общества Сознания Кришны».

Объективный фактор повышения религиозности на современном этапе связан с необходимостью преодоления бездуховности, нравственного кризиса, охватившего все общество, политической нестабильности, межэтнических конфликтов. Значительная роль принадлежит историческим традициям.

Серьезной причиной возрастания интереса к религии в российском обществе является повышение национального самосознания, которое вызывает у людей потребность в изучении национальных ценностей, в том числе и религиозных. Кроме того, религия способствует сближению

1 Маслова И.И. Русская Православная Церковь и государство: Проблемы, тенденции, уроки взаимоотношений (вторая половина XX века). - Пенза,2001. - С.47; Володина Н.В., Кулиев И.О. Взаимоотношения государства и религиозных объединений: опыт России и Азербайджана/ЛГосударство и право. - 2002. - №9. - С.71. представителей различных национальностей, придерживающихся определенной конфессии.

Поскольку государственная концепция взаимоотношений государства и религиозных объединений находится в стадии становления, власти необходимо осознание того, что религия занимает прочное сознание в мировоззренческой структуре общества, и роль ее остается значимой в формирование личности и даже влиянии на внутреннюю политику государства. С данным фактом необходимо считаться и учитывать при выработке кардинальных решений внутренней жизни российского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Королев, Алексей Александрович, 2003 год

1. ПАРТИЙНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

2. Конституция Союза Советских Социалистических республик. -М.: Политиздат, 1936. 32 с.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1977. - 47 с.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М.,1995. -61 с.

5. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС, октябрь 1961 г .//КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференция и пленумов ЦК. -М.,1978. Т.8. - С.196-305.

6. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 14-24 февраля 1956 г. М.,1956. - ТТ. 1-2.

7. ХХП съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 17-31 октября 1961 г. М.,1961. -ТТ. 1-3.

8. ХХШ съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 29 марта 8 апреля 1966 г. -М.,1966. - ТТ.1-2.

9. XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 3 марта 9 апреля 1971 г. -М.,1971. - ТТ.1-3.

10. XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 24 февраля 5 марта 1976 г. -М.,1976,-ТТ.1-2.

11. XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. 23 февраля марта 1981 г. -М.,1981. - ТТ.1-2.

12. Материалы XXVn съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.,1986. - 352 с.

13. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. М.Д990. -ТТ. 1-2.

14. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15 октября 1985 г. -М.Политиздат, 1985. 16 с.

15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 25- 26 июня 1987 г. М. :Политиздат, 1987. - 112 с.

16. О культе личности и его последствиях. Доклад Н.С.Хрущева 25 февраля 1956 г.//Известия ЦК КПСС. 1989. - №8.- С.5-32.

17. Постановление ЦК КПСС от 18 июня 1956 г. «О преподавании в высших учебных заведениях политической экономии, диалектического и исторического материализма и истории КПСС» //КПСС в резолюциях. М.:Политиздат,1986. -Т.9. - С.105.

18. Постановление ЦК КПСС от 9 января 1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях»//КПСС в резолюциях. М.Политиздат, 1986. - С.491-511.

19. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 апреля 1960 г. «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств»//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. - №13. - С. 177.

20. Постановление Пленума ЦК КПСС от 18-21 июня 1963 г. «Об очередных задачах идеологической работы партии»//КПСС в резолюциях. М.:Политиздат,1986. - Т.10. -С.352-366.

21. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 июля 1963 г. №12 «О квалификации действий, связанных с использованием радиопередающих устройств в преступныхцелях»//Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1973. М.Д974. - С.579.

22. Постановление ЦК КПСС от 17 февраля 1967 г. «Об улучшении качества и повышении действенности общественно-политической литературы»//КПСС в резолюциях. М.:Политиздат,1986. Т.10. -С.146-149.

23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов »//КПСС в резолюциях.

24. М.:Политиздат, 1986. Т. 11. - С.549.

25. Постановление ЦК КПСС от 14 августа 1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве»//КПСС в резолюциях. -М.:Политихдат,1986. Т.П. -С.237-251.

26. Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. «О литературно-художественной критике»//КПСС в резолюциях. -М.,1986. Т.П. - С.29-33.

27. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 г. «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна»//Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. - №1. - С.З

28. Постановление ЦК КПСС от 24 июня 1976 г. «О ходе выполнения партийной организацией Грузии Постановления ЦК КПСС об организаторской и политической работе Тбилисского горкома партии»//КПСС в резолюциях. М.:ПолитиздатД987. -Т.13. - С.114-120.

29. Постановление ЦК КПСС от 12 октября 1976 г. «О работе с творческой молодежью»//КПСС в резолюциях. М.,1987. - Т.12. - С.352-368.

30. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы»//КПСС в резолюциях. М.,1987. - Т. 13. - С.352-368.

31. Постановление съезда народных депутатов РСФСР «О жертвах политических репрессий в РСФСР»//Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. - №28. -Ст.377,-№2013-1.

32. Агрессия без выстрелов. Куйбышев, 1981. - 128 с.

33. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы.-М., 1991. -222 с.

34. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? М.,1992.299 с.

35. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. - 400 с.

36. Алексеев С.С. Философия права. М.:НОРМА,1999.330 с.

37. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.Политиздат, 1983. 350 с.

38. Андропов Ю.В. Коммунистическая убежденность -великая сила строительства нового мира. М.,1977. - 30 с.

39. Антонов Б.Г. Под маской борцов за права человека. -Киев, 1979. 143 с.

40. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.,1993. - 303 с.

41. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. -М.,1984. 264 с.

42. Атеизм в СССР: становление и развитие. М.,1986.238 с.

43. Атеистический словарь. М. .Политиздат, 1984. - 511 с.

44. Ахиезер А.С. Как открыть «закрытое» общество. -М.,1997.-40 с.

45. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. Симферополь, 1991. - 124 с.

46. Балабанова ДМ. Судебная патопсихология. -Донецк, 1998.-448 с.

47. Баллер Э.А. Человек и свобода. -М.,1972. -283 с.

48. Баранова Н.Б. Мифологизация массового сознания в тридцатые годы (на материалах Среднего Поволжья). М.: МГА-ДИД996. - 186 с.

49. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.,1979.223 с.

50. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х 80-х годов. - М.: РГГУД994. - 154 с.

51. Безбородов А.Б., Пивовар Е.И. Диссидентское и правозащитное движение в СССР (к историографии проблемы)//Рабочий класс и общественное обновление: итоги и задачи изучения. Уфа,1991. - С.3-28.

52. Белов А.В., Шилкин А.Д. Диверсия без динамита. -М.,1976. 183 с.

53. Беляев А.А. Идеологическая борьба и литература. -М.,1982. -464 с.

54. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л.:ЛГУ, 1986. - 175 с.

55. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.,1990.301 с.

56. Блинов В.М. Единство прав и обязанностей. М.,1983.112 с.

57. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об истории советского общества. М.: Политиздат, 1992. -352 с.

58. Боффа Дж. История Советского Союза. М.,1990. - В 2х тт.

59. Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М.: Политиздат,1979. - В 2-х тт.

60. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М.: Мысль, 1978. - В 6-ти тт.

61. Бурлацкий Ф.М. Проблемы прав человека в СССР и России (1970 80-е и начало 90-х годов). - М.: Научная книга, 1999. - 279 с.

62. В конце семидесятых. М.,1980. - 328 с.

63. Вадимов В. Накипь. Донецк:Донбасс,1980. - 136 с.

64. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. М.,1992. - 224 с.

65. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. -М.: Прогресс, 1992. 480 с.

66. Веселов В.И., Владимиров А.Л. За ширмой святости. -Донецк:Донбасс,1981. 104 с.

67. Винокуров Г.Ф., Власов В.А. КПСС о задачах формирования атеистического мировоззрения масс. Пенза, 1988. -73 с.

68. Взгляд. М.,1990. - Вып.З. - 512 с.

69. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М.: РОССПЭН, 1995. - 400 с.

70. Воля. М.: Возвращение, 1993. - №1. - 128 с.

71. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М.,1991. - 464 с.

72. Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. -М.,1997. 125 с.

73. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза с 1917 года до наших дней. М.: МИКД995. - В 3-х кн.

74. Говрин Й. Израильско-советские отношения. 1953-1967.- М.: Прогресс, 1994. 336 с.

75. Год за годом. Хроника важнейших событий общественной жизни Пензенской области за 50 лет. Саратов -Пенза,1967. - 175 с.

76. Головатенко А. Тоталитаризм XX века. М.: Школа-Пресс,1992.-128 с.

77. Гордиенко Н.С. Основы научного атеизма. М.,1988.304 с.

78. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20 -80 гг. XX столетия). М.,1984. -64 с.

79. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. -М., 1994,- 192 с.

80. Гошуляк В.В. История Пензенского края. Пенза, 1995- 1998.-В 3-х кн.

81. Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. М.: Mill У,1998. - 173 с.

82. Давыдов С.Г. Неформальное движение советской молодежи: от Сталина до Горбачева. -М.,2001. 247 с.

83. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. Уфа,1995. - 103 с.

84. Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза,1999. - 512 с.

85. Дергалова Н.С. Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование элементов коммунистической культуры. М.,1963. - 280 с.

86. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992. - 539 с.

87. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М. Политиздат, 1988. -381 с.

88. Догаева В.П. и др. Земля Пензенская. Саратов,1978.96 с.

89. Долгова А.И. Знать и исполнять Закон. М.: Юрид.лит., 1987. -224 с.

90. Дулов А.В. Введение в судебную психологию. М.: Юрид.лит., 1970. - 159 с.

91. Дулуман Е., Лобовик Б., Тангер В. Современный верующий: Социально-психологический очерк. -М.,1970. 176 с.

92. Жаткин Д., Дорошин Б. История средств массовой информации Пензенского края. П.,1998. - 341 с.

93. Желев Ж. Фашизм. -М.,1991. 186 с.

94. Загородников Н.И. Советское уголовное право. Общая и Особенная части. М.:Юрид.лит.,1975. - 568 с.

95. Здравосмыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.,1994. - 317 с.

96. Земцов И.Г. Крах эпохи М.:НаукаД999. - В 2-х кн.

97. Зубков А.И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских исправительно-трудовых учреждениях и его правовое регулирование. ТомскД970. - 186 с.

98. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М.: Россия молодая, 1993. - 200 с.

99. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 1953. - М.: РОССПЭН,2000. -230 с.

100. Игошев К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. Горький,1974. - 167 с.

101. Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. -СаратовД989. 160 с.

102. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР. М.,1992. - 96 с.

103. Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. М.,1963. - 78 с.

104. Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. М.Д960. - 467 с.

105. Исаев И.А. История государства и права России. -М.,1994. 448 с.

106. История внешней политики СССР. 1917-1985. М.: Наука,1986. - В 2-х тт.

107. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. -М.,1991.-214с.

108. История России /Рук. авт. кол. А.А.Данилов. М.,1995. -В 2-х тт.

109. История советского государства и права. Ред. колл.: Косицын А.П., Курицын В.М., Скрипилев Е.А. и др. М.Д966-1985. -В 3-х тт.

110. История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.). -М.,1964. 356 с.

111. К обществу, свободному от религии (процесс секуляризации в условиях социалистического общества). М.,1970. -278 с.

112. Католицизм в СССР и современность. Материалы научной конференции. Вильнюс, 1971.- 247 с.

113. Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1990. -447 с.

114. Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М.,1979. - 44 с.

115. Клочков В.В. Закон и религия. М.,1982,- 160 с.

116. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.,1978.287 с.

117. Клубы в условиях агропромышленных комплексов. -М.,1979.- 112 с.

118. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М.:Наука,1988. 191 с.

119. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 начало 1980-х гг.). -Новосибирск,1999. - 416 с.

120. Комаровский B.C. Ложь на экспорт: Анализ антисоветских акций внешнеполитической пропаганды империализма. -М.: Мысль, 1983. 143 с.

121. Коник В. Свобода совести и ее лжезащитники. -М., 1986. 175 с.

122. Константинов Д. Зарницы духовного возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых и в начале семидесятых годов. -Канада,1973. 216 с.

123. Конституции буржуазных государств. М.,1982. - 388 с.

124. Королев А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: К проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ//Социальные реформы в России: теория и практика. М.Д996. - Вып.2.

125. Королев А.А. Диссидентство как общественно-политический феномен//Проблемы политической и экономической истории России. Сборник статей. -М.,1998.

126. Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы. М.:Социум,1997.

127. Косицын А.П. Государство, рожденное Октябрем. М.: Юрид. лит.,1987. -420 с.

128. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX веке с точки зрения мировых модернизаций. -М.: РОССПЭН, 1998. 264 с.

129. Абовин-Егидес П.М. Сквозь ад: В поисках третьегопути. -М.,1991. -364 с.

130. Аджубей А.И. Крушение иллюзий. М.: Интербук,1991. - 350 с.

131. Аджубей А.И. Те десять лет: Воспоминания о Н.С.Хрущеве. -М.,1989.-333 с.

132. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.). Свидетельство современника. М.: Междунар. отношения, 1991. - 398 с.

133. Бакатин В.В. Избавление от КГБ. М.: Новости,1992.272 с.

134. Бобков В.Д. КГБ и власть. М.,1995. - 384 с.

135. Бредихин В.Н. Записки архивиста. М.: Российское общество медиков-литераторов, 1999. - 116 с.

136. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М.Политиздат, 1990. - 384 с.

137. Вайль Б. Особо опасный. Лондон,1980. - 400 с.

138. Гавел В. Заочный допрос. Разговор с Карелом Гвиждялой. М.: Новости,1991. - 224 с.

139. Геллер М.Я. Российские заметки 1969-1979. -М.:МИК,1999.-568 с

140. Гефтер М. «Из тех и этих лет.» М.: Прогресс,1991.486 с.

141. Гидони А. Солнце идет и запада. Торонто, 1980.536 с.

142. Крючков В.А. Личное дело. М.: Олимп,1997. - В 2-х ч.

143. Осипов В.Н. Три отношения к родине: статьи, воспоминания. Франкфурт-на-Майне,1978. - 220 с.

144. Свет и тени «великого десятилетия». Н.С.Хрущев и его время.-Л.,1989.-480 с.

145. Хрущев Н.С. Воспоминания. М.: ВАГРИУСД997.512 с.

146. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть: Воспоминания. -М.,1999. -В 4-х тт.

147. Хрущев Н.С. Пенсионер союзного значения. М.,1991. -В 2-х ч.

148. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. М.: Новости, 1994. - В 2-х тт.

149. Хрущев С.Н. Рождение сверхдержавы: Книга об отце. -М.:Время,2000. 640 с.

150. Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. -М.,1992,- 106 с.1.. МАТЕРИАЛЫ САМИЗДАТА И ТАМИЗДАТА

151. Алексеева Л. Инакомыслие в СССР. Опыт статистического анализа//СССР: Внутренние противоречия. -Ньк>Йорк,1983. -Вып.8. -С.13-53.

152. Алексеева ЛМ История инакомыслия в СССР. Новейший период. -Вильнюс-Москва, 1992. -352 с.

153. Альманах самиздата. Амстердам,1975. - №2.

154. Анализ текущих событий в Советском Союзе. -МюнхенД967. №478.

155. Бург Д. Оппозиционные настроения молодежи в годы после «оттепели». МюнхенД960. - 64 с.

156. Весги из СССР. Права человека. Мюнхен, 1978-1981. - 674 с.

157. Винс Г.П Верные до конца. Корнталь, б/г. -140 с.

158. ВСХСОН: Материалы суда и программа -Франкфурт-на-Майне,1976.109 с.

159. Демократические альтернативы: Сборник статей и документов. -Ахберг,1976. 334 с.

160. Дудко Д. Вовремя и не вовремя. Брюсель,1978. - 325 с.

161. Земцов И. Андропов: политические дилеммы и борьба за власть. -ИерусалимД983. -240 с.

162. Зернов Н Русское религиозное возрождение XX века. -Париж,! 974. 382 с.

163. Зорин С., Алексеев М Время не ждет. Наша страна находится на поворотом пункте истории. Франкфурт-на-Майне,1970. -45 с.

164. Из-под глыб: Сборник статей.-М. . Русская книга,1992.- 288 с.

165. Казнимые сумасшествием. Франкфурт-на-Майне,1971. - 508 с.

166. Левишн АЭ. Защита веры в СССР. -Париж,1966. -10 с.

167. Левитин-Краснов А Родной простор: Демократическое движение. Франкфурт-на-Майне,1981. - 226 с.

168. Николаев Е. Предавшие Гиппократа ЛондонД984. -325 с.

169. Ответственность поколения. -Нью-ЙоркД981. -142 с.

170. Подрабинек А Карательная медицина Нью-ЙоркД979. -192с.

171. Современное советское общество. -МюнхенД958. -194 с.

172. Степанов В. Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе. Нью-Йорк, 1987. - В 2-х ч.

173. Хельсинкское движение. Ньк>Йорк)1982. -134 с.

174. Христианский комитет защипы прав верующих в СССР. -Франкфурт-на-МайнеД977. 96 с.

175. Шафаревич ИР. Законодательство о религии в СССР. -ПарижД973. 82 с.

176. Шафаревич ИР. Социализм: как явление мировой истории. -ПарижД977. 390 с.

177. Эллис Дж. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. - 308 с.

178. Яковлев Б. Концентрационные лагери СССР. ЛондонД983.228 с.

179. Якунин Г. О современном положении Русской Православной церкви и перспективах религиозного возрождения России. Франкфурт-на-Майне, 1979.-142 с.

180. Янов А Русская вдея и 2000-й год. -Ньк>ЙоркД988. 399 с.

181. V. ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

182. Axelbank A. Soviet dissent: Intellectuals, Jews Detente. N.1. Y.,1975.

183. Bloch S., Reddaway P. Psychiatric terror. How Soviet pshychiatry is used to suppres dissent. -N.-Y.,1977.

184. Brumberg A., td. In Quest of Justice: Protest and Dissent in the Soviet Union Today. L.,1970.

185. Cerstenmaior C. Die Stimme der Stummtn. Stuttgart,!971.

186. Dissent in the USSR. Politics, ideology and people.1. Baltimore-!.,1976.

187. Dunlop J.B. The New Russian Revolutionaries.1. Belmont, 1976.

188. Dunlop J.B. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. Princeton,1983.

189. Ellis J. The Russian orthodox church: A contemporary history. London,1986.

190. Feldbrvgge F.J. Samizdat and political dissent in the Soviet Vnion. Leyden,1975.

191. Frederick C. Barghoon. Detent and the Democratic Movement in the USSR. N.-Y.,1970.

192. Gaddis J. Russia, the Soviet Union and the United States. An Interpretive History. N.-Y.,1978.

193. Gerstenmaier C. The Voices of the silent. N.-Y., 1972.

194. Hopkins M. Russia's Underground Press: The Chronica of Current Events.-N.-Y.,1983.

195. Kaiser R. Russia: The People and Power. London,1977.

196. Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London,1961.

197. Lewizky B. Politische Oppozition inder Sowietunion. 19601972. Analize und Dokumentation. - Mucnchen,1972.

198. Marshall S. Shatz. Soviet Dissent in Historical Perspective. -Cambridge, 1980.

199. Nahirny V.C. The Russian intelligetsia: From torment to silence. L.- New Brunswick, 1983.

200. Pipes R. U.S. Soviet Relations in the Era of Detente. -Boulder, 1981.

201. Pospielovsky D. The Russian church under the soviet rehitn. 1917- 1982. N.-Y.,1984.

202. Reddanwy P. Uncensored Russia: The Human Rights Muvement in the Soviet Union. L.,1972.

203. Rostow W. Europe after Stalin Eisenhower's Three Decisions of March 11, 1953. -N.-Y.,1982.

204. Rothberg A. The Heirs of Stalin: Dissidence and the Soviet regime. 1953 1970. - Ithaca,1972.

205. Rubinstein J. Soviet dissidents: Their struggle for Human Rights. Boston,1980.

206. Samizdat. Voices of the Soviet opposition. -N.-Y.,1975.

207. Shats M.S. Soviet dissents in historical perspective. -Cambrige,1980.

208. Soviet Threat. Myths and realities. N.-Y. - 1978.

209. Struve N. Les Chretiens en URSS Editions du seuil. -Paris, 1963.

210. The Russian intelligentsia. N.-Y.,1961.

211. Willey D. Gods Politician, John Paul of the Vatican. -London, 1992.

212. VI ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕРИОДИКА

213. Бахмутов А. Будни Троице-Сканова монастыря//Пензенские епархиальные ведомости. -1994. № 18. - С.3-4.

214. Бекова С. На Пензенской земле есть своя Америка//Молодой ленинец. 2002. - №19. - С.6.

215. Библейское общество сегодня/ТПензенские епархиальные ведомости. 1993. - № 6 - С.4.

216. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести//Государство и право. 2001. - №2. - С.21-26.

217. Володина Н.В., Кулиев И.О. Взаимоотношения государства и религиозных объединений: опыт России и Азербайджана//Государство и право. 2002. - №9. - С.71-75.

218. Комплексный план идеологической работы Каменского райкома КПСС на 1975 год//Политическая агитация. Пенза,1975. - №1. - С.1-27.

219. Кураев А. Мифы уходят и остаются/ЛТензенские епархиальные ведомости. № 15. - 1993. - С.2.

220. Макарова Н. Умение убеждать//Политическая агитация. -Пенза,1980. №14. - С.1-27.

221. Новосельцева Н. Важный участок//Политическая агитация. -ПензаД978. №1. - С.15-18.

222. Петровский В. Кому они служат?//Политическая агитация. -Пенза, 1982. №20. - С. 14.

223. Сергеев В.Ю. Владыка Серафим: «Мой путь это путь смирения»//Пензенские епархиальные ведомости. - 1996. - № 2. - С. 1-2.

224. Солонина А. Первое богослужение//Пензенские епархиальные ведомости. № 17. - 1994. - С.2.

225. Шкаровский М.В. Русская Православная церковь в 1958 1964 годах//Вопросы истории. - 1999. - №2. - С.42-58.

226. Шумский Д. Готовим лекторов-атеистов/УПолитическая агитация. Пенза,1975. - №21. - С. 16-17.

227. VII. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ

228. Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-политический и теоретический аспект. 1918 1995 годы.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - М.,1995. -28 с.

229. Афанасьева JI.П. Личные архивы и коллекции деятелей диссидентского движения России в 1950 80 гг. - Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1996. -224 с.

230. Баранова Н.Б. Власть и воздействие на массовое воздействие в тридцатые годы XX века. Автореф. дис. .докт. ист. наук. - М.,1997. - 33 с.

231. Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х гг.: Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1996. - 262 с.

232. Давыдов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945 1985 гг.). - Автореф. дис. .докт. ист. наук. - М., 2002. - 33 с.

233. Кантемирова С.М. Творческая молодежь России в 60-е гг. -Дисс. . канд. ист. наук. -М.,1995. 236 с.

234. Королева Л.А. Власть и диссидентство (1950 1980-е гг.). -Автореф. дис. .докт. ист. наук. -М., 2001. - 43 с.

235. Кондратьев А.С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х 60-е гг. - Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1992. - 214 с.

236. Королева Л.А. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг.-Дисс. . канд. ист. наук. М.,1995. -229 с.

237. Нагдалиев Зейнал Сафар-оглы. Диссидентское движение в СССР (1950-1980 годы). : Автореф. дисс. . докт. ист. наук. -М.,1999. -42 с.

238. Пыжиков А. В. Исторический опыт политического реформирования советского общества в 50 60-е гг. ; Дисс. . докт ист. наук. -М., 2000.

239. Шпакова Т.А. Духовная жизнь советского общества во второй половине 50-х начале 60-х гг. - Дисс. . канд. ист. наук. - М.,1990. -218 с.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

240. ГА РФ Государственный Архив Российской Федерации Ф.Р-75231. Ф.Р-9479

241. РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории184

242. ЦДНА Центр документация «Народный архив»фф.2, 93, 104, 279, 280 личные фонды Гершуни, Гефтера, Гримма, Касацкого, Клебанова, Маркова, Сокирко, Терновского

243. ЦД «Мемориал» архив научно-информационного и просветительского центра «Мемориал»

244. Коллекция документов Архива самиздатафф.102, 103 документы личного характера (заявления, письма, протесты, статьи и т.п.)

245. ГАПО Государственный архив Пензенской областиф.37, 148 материалы обкома КПССф. 2392 фонд уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области

246. Коллекция документов Информационного центра Управления МВД по Пензенской области

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.