Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.05, кандидат психологических наук Чеснокова, Ирина Алексеевна

Диссертация и автореферат на тему «Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 197214
Год: 
2005
Автор научной работы: 
Чеснокова, Ирина Алексеевна
Ученая cтепень: 
кандидат психологических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
19.00.05
Специальность: 
Социальная психология
Количество cтраниц: 
260

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Чеснокова, Ирина Алексеевна

Введение.стр. 2-11.

Глава №1. Теоретические основы исследования влияния сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность.стр. 12.

§ 1.1. Понятийно-этимологический аппарат исследования и социально-психологические характеристики наиболее распространенных сект, действующих на территории Российской Федерации.стр. 12-29.

§ 1.2. Социально-психологические условия и причины вовлечения в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации (НЮ).стр. 30-50.

§ 13. Манипуляция и контроль сознания как основные механизмы социально-психологического воздействия на последователей сект, культов и НЮ.стр. 51-69.

§ 1.4. Негативные психо-эмоциональные последствия воздействия сект, культов и НЮ на личность.стр. 70-85.

Выводы по 1 главе.стр. 86-87.

Глава №2. Эмпирическое исследование влияния сект и деструктивных культов на личность и ее жизнедеятельность.стр. 88.

§ 2.1. Методика и организация исследования влияния сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность. .стр. 88-109.

§ 22. Диагностика основных параметров группового психологического давления и ведущих ценностных ориентиров, свойственных бывшим сектантам.стр. 110-126.

§ 23. Индивидуально-типологические черты предрасположенности личности к вступлению в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации.стр. 127-138.

§ 2.4. Изучение уровня субъективного котроля у бывших сектантов в основных сферах жизнедеятельности.стр. 139-150.

§ 2.5. Депрессия и тревожность как наиболее стойкие психо-эмоциональные нарушения, возникающие у бывших сектантов.стр. 151-167.

§ 2.6. Социально-психологические методы оказания помощи и поддержки бывшим сектантам.стр. 168-180.

Выводы по 2 главе.стр. 181-186.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность"

Актуальность проблемы. История развития и понимания проблемы религии на различных этапах человеческого существования приобретает в настоящее время особую значимое гь, обусловленную повышением массового интереса к данной проблеме, наблюдающегося в современном российском обществе. Мистика, магия и оккультизм не только удерживают свои позиции, но укрепляют и расширяют их. Главная причина ажиотажа связана с многолетним атеизмом, который был искусственно внедрён в сознание масс советским режимом. Человеку исконно присуще стремление верить в высшие, всемогущие силы, которые защитят и поддержат в трудных жизненных ситуациях. Поэтому столь долго сдерживаемая вера прорвалась на волю с безудержной и неуправляемой мощью. Люди впали в иную крайность, им стало безразлично во что верить, как верить - лишь бы верить, поэтому огромное количество людей было вовлечено в различные секты и деструктивные культы, другие же слепо и горячо уверовали в магов, чародеев, экстрасенсов и т.д. Помимо этого, вера стала данью моды и что самое страшное - предметом наживы некоторых весьма предприимчивых личностей. Психолог-когнигивисг А.Б. Холмогорова следующим образом характеризует ситуацию, сложившуюся в современном обществе: "Руководствуясь в своей жизни "сугубо научными и логически обоснованными идеями", советский человек оказался у "разбитого корыта" и не знает к какому берегу ему пристать среди такого разнообразия целителей и чародеев, и, не понимая, кто же действительно способен помочь решить его насущные проблемы".1

Это своеобразное проявление кризиса современного информационного общества тесно связанно с тем, что в условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне; в условиях постоянно растущего жизненного темпа жители не только нашей, но и других стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. Именно поэтому статистика свидетельствует о росте мистических настроений: десятки тысяч астрологов, медиумов, колдунов открыто действуют в США, Франции, Италии, России и других странах. Они объединяются в мистические общества, официально регистрируемые властями, издают свои газеты, журналы, созывают конференции, симпозиумы. Теперь уже существуют целые

1 Холмогорова А.Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии // Журнал практического психолога. - М., № 3. 1996. - С. 30. фирмы и корпорации, занимающиеся "религиозным бизнесом". Регулярно печатаются в периодических изданиях гороскопы, составленные неизвестно кем, за которыми следят миллионы доверчивых людей, пытающихся таким образом заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Шумная реклама сопровождает деятельность сект и ее адептов, которые разъезжают по разным странам с одной единственной целью: завербовать как можно больше последователей. Стало очень сложно оценивать «доброкачественность» поступающей информации, а правительство неоправданно упразднило многие учреждения, занимающиеся цензурой, что оставило граждан один на один с серьезной проблемой.

И если до недавнего времени в теории и на практике общество и государство были заняты обеспечением лишь военной безопасности России, то современное представление о безопасности далеко выходит за эти рамки. В XXI веке многие из главных угроз для национальной безопасности России и се граждан будут формироваться в информационно-психологической сфере. Переход к новым формам государственного управления выявил недостаточность и противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Стала вопиющей необходимость восстановления традиционных духовных и нравственных ценностей, как перед государством, так и перед его инстшутами возникла задача по их культивированию, укреплению в обществе и сознании людей. Ибо идеологический хаос, царящий в нашей стране, чрезвычайно выгоден представителям западных религиозно-миссионерских организаций, использующих сложившуюся ситуацию в корыстных целях.

Масштабность и активность их деятельности порождает большое число социально-психологических проблем, детерминированных негативным воздействием на жизнь и здоровье граждан и на общественную безопасность в целом. Установлено, что многие религиозные организации практикуют психический террор в отношении своих последователей, они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам, заявляя о себе различными антиобщественными действиями. Поэтому вполне обоснованным является мнение Е.Г. Балагушкина, который считает, что «современная ситуация в России обеспечила возможность легализации самых реакционных и даже изуверских организаций религиозно-фанатического типа».2 г Балагушкин Е.Г Критика современных нетрадиционных религий. - М.: Просвещение, 1984. - С. 78.

Разработанность проблемы. Проблема сектантства далеко не нова по своей сути, так как это явление возникло спустя всего полтора века от явления Христа на земле. В России процесс обособления различных групп от традиционной церкви начался с эпохи никоновских времен (1653-1656 года) и принял более обширные формы в начале 19 века На протяжении этого периода правительство России издавало тайные постановления: Анна Иоанновна издала всего один такой указ, Екатерина II издала 8, Павел 1-3, Александр I издал уже 59. Глобально же эта проблема стала решаться на государственном уровне при Николае I, который за 30 лет царствования издал 495 тайных постановлений, в которых все народно-общественные движения, функционирующие в религиозных формах, были подразделены на:

1. Секты вреднейшие (их руководителей преследовали и ссылали);

2. Секты вредные (строгий контроль и наблюдение за их деятельностью);

3. Секты менее вредные (увещевания, предупреждения и т.д.).3

В целях усиления контроля над деятельностью сект, в каждом губернском городе устроили сеть тайных комитетов, которые просуществовали до конца 19 века.

Следующий этап формирования государственного подхода в отношении сект относится к 1918 году, когда коммунисты сочли необходимым более масштабно исследовать эту проблему. Была создана специальная комиссия, возглавляемая В.Д. Бонч-Бруевичем, которая занялась изучением проблем сектантской религии. В ходе ее работы, которая носила научно-исследовательский характер, были проведены многочисленные экспертизы, наблюдения, а также экономические и статистические расчеты. В заключительном отчете комиссии был сделан следующий вывод: "Своей многосторонней деятельностью секты наносят существенный ущерб, как экономике, так и общественному спокойствию государства".4 В.Д. Бонч-Бруевич так объяснял феномен популярности сект: "Подходя отрицательно к существующим порядкам и имея целую систему взглядов на будущее, сектант находил в душе вербуемого те струны, которые раз зазвенев, не давали ему уже покоя до момента полного, принципиального отпадения от церкви".

До 70-ых годов в СССР не проводилось исследований по этой теме, так как считалось, что это проблема «загнивающего капиталистического общества», в связи с чем, в журнале

3 Это разделение выходило из постановления ''О порядке распределения раскольнических сект (тогда они все так назывались) по степени их вреда" от 9декабря 1842 г., позже оно вошло в "Собрание постановлений по части раскола" (С-Пб., 1875,стр. 319).

4 Бонч-Брусвич В. Д. Избранные сочинения о религии, религиозном сектантстве и церкви. - М.: Академия наук СССР, 1959. - С. 201.

Атеистические чтения" печатались немногочисленные статьи о сектах В.П. Задорожнюка, Г.А. Разлогова и других авторов, которые освещали проблему в данном русле. Тем не менее, фундаментальные труды А.И. Клибанова и Е.Г. Балагушкина оказали серьезное методологическое влияние на исследование проблемы эволюции христианского сектантства в нашей стране, а также характера религиозности сектантской молодежи.

Позднее, в 1973 году А.В. Беловым было проведено значительное исследование целей и методов "сектантской педагогики", в результате которого были выделены негативные последствия и вред, приносимый сектами обществу и его гражданам. В 1985 и 1986 годах JI.H. Митрохин и К.Б. Привалов делают попытку проанализировать методы, с помощью которых руководители воздействуют на психику человека и с помощью которых они устанавливают контроль над его поступками, мыслями, желаниями. Отдельные аспекты религиозного сектантства были рассмотрены в работах JI.H. Митрохина, А.И. Будова, В.Ф. Гажоса, А.И. Демьянова, А.Н. Ипагова, В.В. Коника, Г.С, Лялиной, И.А. Малаховой, А.Т. Москаленко, Д.М. Угриновича, П.Л. Яроцкого, Д.Г. Коновалова и других ученных. В изучении проблемы предпосылок вовлечения в культы среди отечественных исследований необходимо отметить работы А.А. Скородумова, Д.Г. Трунова, АЛО. Егорцева.

Но только в 1995 году психологи, педагоги, правоведы проявили истинное беспокойство относительно ситуации, сложившейся вокруг сект и культов. Н.В. Кривельская, В.А. Зубков, АЛ. Дворкин, Е.Н. Волков своими исследованиями пытаются привлечь общество, правительство и различных специалистов к широкому спектру проблем, которые порождает деятельность многочисленных сект, действующих в нашей стране; с другой стороны, их исследования вносят значительный вклад в области разработки методов и форм помощи жертвам сектантского насилия. Огромное значение в сфере реабилитации сектантов и их семей имеет деятельность О.Стеняева и А. Дворкина, а также их коллег. Осуществляемая вышеуказанными специалистами ангисектантская деятельность затруднена существенными преградами, главной из которых является непонимание и недооценивание общественностью (а в первую очередь власть имущими людьми) проблем, связанных с сектами.

В западной психологии проблемы влияния сект изучались Д. Макдауэллом, Р. Францем, С. Хассеном, М.А. Уильямом, У.В. Чамберсом, Д. Майклом, М.Д. Лангоуни, П. Малиноски и др. Аспекты психологического влияния на личность в секте рассматривались в работах Р.

Чалдини, Ф. Зимбардо, К. Джимбалво, М. Ляйппе. Относительно терминологического аспекта, в западной литературе попытка выработать понятие секты была предпринята М. Вебером, Р. Нибуром, Б. Вильсоном.

На сегодняшний момент отечественная наука не обладает достаточными знаниями о вопросах диагностики отклонений, вызванных пребыванием в НРО, об эффективных способах реабилитации и методах оказания помощи жертвам сектантского насилия, о возможностях использования западного опыта и его адаптации к российским условиям и др. Решению вышеуказанных проблем посвящается данное исследование.

Объект исследования: Лица, попавшие под влияние сект, культов и других нетрадиционных религиозных организаций.

Предмет исследования: Социально-психологические условия вовлечения в секты, культы, НЮ и специфика их влияния на личность и ее жизнедеятельность.

Цель исследования: Выявить основные социально-психологические проблемы, возникающие у бывших сектантов и определить наиболее эффективные методы оказания психологической помощи и поддержки бывшим сектантам.

Гипотезы:

• Выдвигается предположение о том, что ключевую роль при вовлечении в секты играют следующие социально-психологические условия: индивидуально-типологическая предрасположенность; повышенный уровень мотива аффиляции; неблагоприятные социальные факторы; кризисная ситуация; влияние и сила группового давления; мастерство адептов, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность (контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.); формирование внутри группы атмосферы, обеспечивающей иллюзию «постижения истины», «обретения счастья»; неразвитость навыков сопротивления манипулятивному давлению; деформированность Я-образа, соответствующего образу жертвы, обманутого и несчастного человека.

• Предполагается, что опыт пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях вызывает тяжелые социально-психологические нарушения, создающие трудности в общении и жизнедеятельности, а также препятствующие процессу реадаптации бывших сектантов к жизни вне секты: фобии, страхи, неврозы, апатия, депрессия, тревожность, фрустрация.

В соответствии с объектом, предметом и цепью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные теоретические концепции, относящиеся к проблемному полю исследования.

2. Определить сущность, содержание и особенности основных методов воздействия на психику человека, которые используются адептами религиозных организаций: манипуляцию и контроль сознания.

3. Исследовать социально-психологические условия и мотивы, способствующие вовлечению в НЮ.

4. Выявить негативные психо-эмоциональные состояния, нарушающие нормальное функционирование бывших сектантов в основных сферах жизнедеятельности.

Методологическую основу исследования составили: общефилософские принципы: детерминизма, объективности и развития; общенаучные принципы: феноменологический подход (Э. Гуссерль, К. Роджерс), рассматривающий человека, как личность, способную определять и изменять свою судьбу, исходя из которого оказание социально-психологической помощи бывшим участникам НЮ основывалось на апелляции к внутреннему потенциалу и ресурсам респондентов; метод герменевтики (В. Гумбольдт, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер, М. Хавдеггер), суть которого заключается в понимании изучаемых явлений через синтез истории и современности, через историческую обусловленность функционирования сект, культов и НЮ.

Методологическим ориентиром исследования послужили: синергегический подход, предполагающий неравномерность в развитии личности, наличие флуктуационных периодов, диссипацию ценностных структур, а также ситуационный подход, подчеркивающий необходимость анализа личностных и ситуационных факторов во взаимосвязи (кризисы развития, трудные жизненные ситуации, смерть близкого, развод, потеря работы, тяжелое заболевание и т.д. - с одной стороны, сила группового давления, уровень подготовки и мастерство адептов, применение внутри ПРО техник изменения состояния сознания - с другой).

Теоретические основы: социально-психологические подходы к рассмотрению личности (Б.Г. Парыгин, К.А. Абульханова-Славская, и В.А. Ядов); диспозициональный подход Г. Олпорга; подход стратегического взаимодействия С. Хассена; системный подход к рассмотрению «манипуляции» E.J1. Доценко; клиешцентрированный подход К. Роджерса; логотерапевтический подход В. Франкла; теория основных типов личности Р. Ассаджиолли; теория структурного баланса JI. Фесгингера.

Методы исследования: опрос, анкетирование, психологическая консультация, беседа, психотерапевтическое интервью, групповые тренинги, метод анализа, синтеза, аналогии и сравнения изучаемых явлений, событий; статистическая обработка эмпирических данных.

Методики исследования: Методика Е.Н. Волкова "Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания"; «Шкала группового психологического насилия» Чемберса-Лангоуни; «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) -адаптация Е.Ф. Бажина; «Шкала контроля за действием» (НАКЕМЕР-90) Ю. Куля; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге; методика исследования фрустраций Розенцвейга, опросник Ч. Спилбергера «Шкала личностной тревожности»; методика исследования представлений человека о себе Т. Лири; опросник определения характерологических особенностей личности Гекса; методика «Измерения ценностных ориентацию) М. Рокича, методика «Ценностные ориентации» Д.А. Леонтьева

Положения, выносимые на защиту.

1. Интерес к сектам и их популярность обусловлены современной ситуацией, сложившейся в Российском обществе — отсутствие общенациональной идеи на фоне возросшей потребности населения в возрождении старых и обретении новых духовных, религиозных устоев, традиций, а также состояние анемии, отчуждения, неудовлетворенности социальным положением, невостребованность социальных ценностей, отсутствие стабильности, уверенности, в завтрашнем дне.

2. К социально-психологическим факторам вовлечения людей в НЮ относятся: с одной стороны - эмоциональная привлекательность; индивидуально-типологическая предрасположенность; внушаемость; подверженность групповому давлению; повышенная конформность; с другой стороны: обострение национальной и религиозной нетерпимости в обществе; ограничение сферы деятельности и полномочий общественных организаций; мастерство адептов, владеющих отработанными приемами вовлечения в секту, ставящих индивида в положение зависимости от группы, а также специфичность обещаний, выдвигаемых организаторами НЮ, предлагающих свой ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия и эксплуатирующих основные человеческие потребности в стабильность, поддержке, любви, идентификации.

3. Существуют различные способы и методы, при помощи которых организаторы НЮ воздействуют на психику и поведение своих последователей, наиболее опасными из которых являются манипуляция и контроль сознания, являющиеся основными механизмами процесса ивдоктринации, приводящего к реформированию мышления последователей, разрушению их личностной целостности и индивидуальности.

4. Наибольшую предрасположенность к вовлечению в НЮ проявляют сенгаменгально-чувсгвительный, флегматический, гипотимный и апатический типы личности, обладающие такими свойствами характера как: уступчивость, кротость, склонность к душевным потрясениям, неразвитость критического мышления, пассивность и податливость чужому мнению, не умение противостоять мнению большинства, что в совокупности формирует уязвимость перед манипулятивными воздействиями окружающих, увеличивает уровень внушаемости, а в отношении религиозных убеждений делает человека более открытым влиянию пропаганды, осуществляемой адептами различных НЮ.

5. Наличие у индивида экстернального локус-контроля и преобладание ориентации на состояние, над ориентацией на действие, свидетельствует о недостаточной развитости самоконтроля, неумении управлять собой, владеть ситуацией, критически оценивать происходящее, планировать и координировать осуществляемую деятельность. К данной категории людей принадлежит большая часть бывших участников НЮ, тяготеющих к преувеличению сложностей, испытывающих боязнь общения (социофобия), чье поведение в большей степени контролируется извне: особую значимость придают мнению «авторитетных» лиц, боятся неодобрений со стороны окружающих, следуют установке «быть как все» и пр., что в совокупности приводит к неправильному выбору стратегий поведения, к неадаптивному поведению в обществе, к трудностям в общении.

6. У лиц, попавших под влияние сект, культов и НРО, возникают различные нарушения психо-эмоциональной сферы, к числу которых относятся депрессия, повышенный уровень тревожности, скрытый невроз, неопределенность личностных установок и утрата смысложизненных ориентиров, приводящие к разрушению целостности существования, инициирующие широкий спектр проблем и конфликтов в различных сферах жизнедеятельности индивида. Реабилитационную помощь этим людям необходимо начинать с постепенного, пошагового выведения из состояния глубокой депрессии, преодоления чувства страха, апатии, недоверия, с последующей концентрацией усилий респондентов на активизации самоконтроля, ответственности и формирования устойчивых жизненных позиций.

Научная новизна;

• проведен комплексный анализ социально-психологических проблем, связанных с вовлечением в секты и нетрадиционные религиозные организации;

• раскрыт приоритет эмоциональной значимости и ивдивцдуально-типологической предрасположенности к процессу вовлечения и индоктринации в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации;

• рассмотрены манипуляция и контроль сознания в качестве механизмов воздействия на личность руководителями НЮ;

• обоснован деструктивный характер воздействия сект на личность и основные сферы ее жизнедеятельности;

• выявлены и рассмотрены основные негативные психо-эмоциональные последствия пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях.

Теоретическая значимость исследования:

- изучены исторические и социально-психологические корни возникновения и функционирования сект, культов и НЮ на территории России;

- уточнены и конкретизированы основные категории изучаемой области социальной психологии, в частности такие понятия как «манипуляции» и «контроля сознания»;

- отражено решающее значение механизма группового давления по отношению к удержанию и более глубокой индоктринации членов сект, культов и НТО;

- проанализированы различные подходы к внушению, как к одному из наиболее значимых способов вовлечения людей в секты, культы и другие НЮ;

- выявлена устойчивость воздействия религиозно-мировоззренческих представлений, сформированных во время пребывания в секте, которые, подчиняясь механизму социальной инерции и выражаясь в усвоенных ранее привычках, стереотипах, установках, продолжают влиять на поведение и образ мыслей бывших сектантов (боязнь конца света, Божьей кары, ощущение собственной греховности и т.д); определены основные параметры, способствующие установлению степени деформирующего воздействия сект, культов и НЮ на личность и ее жизнедеятельность.

Практическое значение работы заключается в определении комплекса методов и методик, обеспечивающих диагностику индивидуально-типологических особенностей и основных психо-эмоциональных нарушений, возникающих у бывших сектантов; определении наиболее эффективных методов реабилитационной помощи и поддержки бывших сектантов; формулировании рекомендаций, направленных на проведение антикультовой пропаганды, на профилактические меры по обеспечению психологической безопасности населения и ограничение деятельности НЮ. Материалы диссертации могут быть использованы при организации реабилитационной помощи и поддержки жертвам сектантского насилия в психологических цешрах, а также при разработке лекционных курсов по социальной психологии. и

Глава №1. Теоретические основы исследования влияния сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций наличность и ее жизнедеятельность.

Заключение диссертации по теме "Социальная психология", Чеснокова, Ирина Алексеевна

Результаты исследования не противоречат исследованиям С. Хассена, свидетельствующим о том, что «последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки «диссоциативного расстройства» в том виде, как оно определено в диагностическом справочнике Американской психиатрической ассоциации DSM-IV(300.15).201 Его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности».202

201 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4-th. Edition. Washington, D C., 1994.

202 Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: прайц,- ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 100.

Изучение причин, приводящих человека в НЮ позволило установил., что они носят универсальный характер во всех странах и включают в себя: сшуационный фактор, ицдиввдуально-личностная предрасположенность, фактор эмоциональной привлекательности. В отношении основных причин и мотивов вовлечения в НЮ, была отмечена ведущая роль и значимость социального контекста, который формирует зависимость от группы, растворение индивидуальности и желание подчиняться групповым нормам и правилам. Регулирующими механизмами группового подчинения являются клятва и проклятие, являющиеся характерным ритуалом, обязательной частью процесса инициации, включения в состав секты нового члена, присваивания ему официального статуса члена группы. Они представляют собой средства производства и воспроизводства религиозной идеологии и психологии; способствуют дифференциации и интеграции человеческих сообществ на религиозной основе. Руководители НЮ используют клятву, в качестве средства приобщения к группе, стабилизирующего внугригрупповые связи, интегрирующего групповую целостность, порождающего у индивидов чувство ответственности.

Большое значение имеют социальные факторы, неблагоприятные социальные условия, способствующие росту числа вступающих в НЮ: нестабильность политической ситуации, низкий уровень экономического благосостояния населения, рост террористических и военных акций, безработица, безнаказанность работодателей за несоблюдение трудового законодательство, несовершенство юридической и правовой базы, отсутствие социальных гарантий (переход к платному образованию, здравоохранению), что вызывает ощущение незащищенности и вынуждает граждан сплачиваться вокруг харизматических лидеров и присоединяться к группам единомышленников.

Изучение специфики религиозных чувств сектантов показало, что важную роль играет не только их направленность, но и характер эмоционального отношения верующего к лидеру секты: только в том случае индивид полностью подчиняет свою юлю и сознание группе, если верит в божественную сущность лидера, его наделенностъ сверхъестественными способностями, в связи с чем он становится для сектанта объектом поклонения.

В ходе проведения исследования у бывших участников НЮ были отмечены значительные нарушения психофизиологических параметров: сна, аппетита, веса, состояние апатии, фрустрации, . депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, что свидетельствует о масштабности фиксируемых отклонений. Последствием пребывания в НЮ является целый комплекс негативных психо-эмоционалъных состояний, которые представляют собой угрозу образования невроза навязчивых состояний, психастении, и других патологий личности.

Консультациоттые беседы и тренинга, проведенные с испытуемыми, показали, что большинство нарушений эмоционального и поведенческого характера, наблюдающиеся у бывших сектантов, вызваны- длительным и устойчивым воздействием страха перед возможным возмездием «высших сил» за совершенные ими «грехи», а также боязнью быть проклятыми участниками группы или ее лидером, это заставляло их безропотно смиряться перед всеми требованиями и правилами, установленными внутри группы. Таким образом, подчеркивается категорическое требование, лежащее в основе всех НЮ - отказ от личных выгод, надежд, стремлений, от собственных интересов в пользу их подчинения целям и задачам сектантской общины, то есть, в конечном счете, подчинение намерениям и воле руководителей. Только люди, в характере которых преобладает тяготение к смирению и покорности, могут длительное время подчиняться жестким нормам и правилам, установленным внутри сект и культов.

Результаты, полученные в ходе проведения эмпирической части исследования отображают нарушения ряда компонентов, входящих в структуру направленности:203

1. Гностический компонент — неадекватность восприятия новой информации, через жесткую призму идеологических концептов, не умение систематизировать ее в соответствии с целями, анализировать ситуацию, достоинства и недостатки в деятельности.

2. Проективный - нарушения в области перспективного планирования содержания и способов деятельности

3. Конструктивный - отсутствие навыков в области сбора и анализа интересующей человека информации. В ходе исследований было установлено, что религиозные переживания создают своеобразный психологический барьер, препятствующий усвоению сектантами позитивной информации. Его преодоление возможно лишь на основе выработки у испьпуемых безусловного и беспристрастного отношения к явлениям повсед невной жизни — не искать во всем Божьих предначертаний, знамений, проклятий и т.д.

4. Организационный - включает в себя нарушения организации взаимодействия с окружающими.

5. Коммуникативный - включает не умение устанавливал, дружеские, доверительные взаимоотношения с близкими, с коллегами.

Все вышеперечисленные нарушения в совокупности приводят к нарушению у бывших сектантов образа «Я», что вызывает различные патологии процесса сомопонимания и нарушениям внутреннего мира Возникают проблемы осознания себя как личности, а они, в свою очередь, становятся препятствием к саморегулированию личностью своих действий в сфере поведения и деятельности. Человек, хорошо понимающий себя, имеет целостное представление о своей личности и может объективно анализировать свою жизнь с объективных позиций. Бывшие сектанты испытывают значительные сложности при формировании и внутреннем становлении «Я-концепции».

Данные эмпирической части исследования служат подтверждением того, что "Я-концепция" формируется у человека как неизбежный и всегда уникальный результат социально-психологического развития, накладывающего неизгладимый отпечаток на жизнедеятельность индивида и зависящего от индивидуально-типологических черт и персонального стиля человека. «Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий относительно самого себя. В связи с этим, психоэмоциональные нарушения, выявленные у испьпуемых, лишают устойчивости их самосознание, разрушают согласованность «Я» и «Я-образа», приводят к статичности, игнорированию изменений социальных параметров, а в итоге создают противоречия между внешними и внутренними факторами.

Испьпуемые демонстрируют неумение концентрировать усилия на целенаправленной деятельности, нарушения внутренней координации, регламентации поведения, вызывающие трудности при взаимодействии с окружающими, при прогнозировании ответных реакций с их стороны, при соблюдении взаимных обязательств и установленных в обществе норм, правил жизнедеятельности. Нарушения «Я-концепции» приводят человека к утрате внутренней гармонии, что инициирует у бывших участников НЮ внутренние неврозы, депрессию, повышенную тревожность, апатию и вызывает фрустрацию. Результаты проведенных нами исследований показали, что у испьпуемых фрустрация вызвана несколькими факторами: Я-образ является внутренне противоречивым, что нарушает процесс самовосприятия, уменьшает силу внутреннего «Я» и увеличивает подверженность фрустрациям.

Измерение уровня субъективного контроля и психо-эмоциональных нарушений у респондентов, способствовало выявлению значительных отклонений в «образе Я», сгруппированные экспериментатором по нескольким автономным формальным измерениям:204

1. Степень когнитивной сложности и дифференцированности - зафиксировано отсутствие у испьпуемых навыков саморефлексии и способности к осознанию внугриличносгных качеств, что свидетельствует о низком уровне самосознания.

2. Степень отчетливости, «выпуклости» образа «Я», его субъективная значимость для индивида - у бывших сектантов обнаружено неумение объективно, беспристрастно анализировать свои поступки. Респонденты обеспокоены тем, какое впечатление они производят на окружающих, склонны постоянно сравнивать себя с другими. Наблюдается высокая неудовлетворенность собой, которая фиксируется на моральном облике, а не на интеллектуальных или иных способностях.

3. Степень внутренней целостности, последовательности «образа Я» - человеку свойственна противоречивость самосознания: «идеальное Я» часто не совпадает с «реальным Я», это противоречие является главной движущей силой самовоспитания. Характер противоречий самосознания, обнаруженных у бывших сектантов, свидетельствует о чрезмерной завышенносги требований к себе, что приводит к внутреннему напряжению и сомнениям.

4. Степень устойчивости, стабильности «образа Я» во времени - у испьпуемых частные самооценки и общие представления о себе весьма неустойчивы, подвержены значительным колебаниям, что сказывается на их поведении, отношении к окружающим и вызывает трудности в общении.

В процессе исследования запланированная цель была достигнута: определены основные социально-психологические проблемы, возникающие у бывших сектантов: трудности при реадаптации к жизни вне секты; нарушения самоконтроля, саморегуляции; утрата внугриличностной целостности и смысложизненных ориентиров; нарушения психо-эмоциональной сферы; трудности в общении; возникновение семейных конфликтов и конфликтов в трудовой деятельности; нарушение жизнедеятельности в целом. установлены наиболее эффективные социально-психологические методы и подходы оказания психологической помощи и поддержки бывшим сектантам, которыми являются психологическое консультирование, подход стратегического взаимодействия С. Хасссна и логотерапевтический подход В. Франкла. Так как многие люди, подвергшиеся культовому контролю сознания, либо не имеют навыков, необходимых для преодоления проблем повседневной жизни, либо приобрели неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью различного рода подкреплениями (страх, неуверенность и т.д), то эти методы в большей степени содействовали устранению возникающих нарушений.

Проводя наблюдение за бывшими сектантами, нами было сформулировано следующее заключение: большинство клиентов не знают, как проявить в общении дружелюбие, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы. В связи с этим, центральной задачей помощи и поддержки бывшим сектантам является обучение навыкам общения, что означает улучшение межличностных навьжов взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. На первом этапе особое внимание необходимо уделять помощи по поиску смысложизненных ориентиров, по выработке личностной позиции, по развитию и обучению: уверенности в себе, умению ясно и прямо выражать позитивные и негативные чувства, отстаивать свои законные права, эффективно взаимодействовать с другими людьми, успешно справляется со сложными, затруднительными ситуациями.

На следующем этапе необходимо уделить внимание активизации самодостаточности, повышение уровня саморегуляции: постепенно испытуемые должны отказываться от постоянного ожидания помощи извне, от концентрации на этом ожидании, им необходимо помочь научиться пользоваться внутренними ресурсами, избавиться от страха перед одиночеством, научиться использовать его в целях восстановления душевного равновесия, приобретения покоя, посредством самоанализа и душевной сосредоточенности.

Результаты проведенного исследования явились доказательством того, что функционирование нетрадиционных религиозных организаций наносит вред духовному здоровью личности и общества, разрушает традиционный уклад духовно-культурных ценностей страны, приводит к конфликтам в области эп юконфессиональных отношений и является, в конечном счете, источником угроз безопасности в современном обществе. Сформулированные нами выводы совпадают с мнением Ю.В. Тихонравова, который указывал на тот факт, что деятельность большинства сект носит криминальный характер: «Возросла судебная практика по делам, так или иначе связанным с религией. Речь идет об уголовных преступлениях по религиозным мотивам. Криминальная активность, связанная с религией набирает силу, о чем свидетельствуют многочисленные, потрясшие мир своей бесчеловечностью трагедии (Аум Синрикё, Свидетели Иеговы, Татра Сангха и т.д.)».205

Исходя из приведенных выше доводов и суждений, очевидной становится необходимость принятия государством определенных мер как законодательного, так и организационного характера, по упорядочению пропагандистской деятельности НЮ на территории России Среди них: просветительская литература и передачи, раскрывающие возможные негативные последствия участия в секте, приводящие реальные гримеры из уже произошедших трагедий; совершенствование законодательных и правовых актов; разработка общефедеральной программы по изучению особенностей вероучений, методов и форм деятельности новых религиозных движений, средств воздействия на сознание и психику последователей; создание банка данных о новых религиозных движениях; создание профессиональных центров реабилитации по комплексной помощи и поддержке жертвам сект и культов; подготовка специалистов в области психологии религиозного давления на личность и контроля сознания, а также других специалистов по "новым" религиозным движениям в системе Российской академии наук, вузов; необходимы регулярная переподготовка и повышение квалификации этих кадров; проведение конференций, коллоквиумов, съездов посвященных проблеме сектантства; обмен опытом с иностранными коллегами, объед инение усилий с зару бежным руководством и специалистами по охране прав человека; работа с семьей (в ЦСО, в школах, в центрах планирования семьи), в области

203 Тихонравов ЮВ. Влияние религии на деликвенгаоегь как междисциплинарная проблема ДиссКавд философ, наук. - М., 1998. - С. 140. нравственного и духовного развития ее членов; необходимо установить тесное сотрудничество между специализированными центрами и правоохранительными органами, психиатрическими больницами, образовательными учреждениями и другими общественными организациями.

Помимо вышеуказанных рекомендаций исследователем были намечены пути изучения проблемы, стоящие перед социальными психологами: уточнение категориального аппарата; разработка специализированных реабилитационных программ оказания помощи жертвам сектантского насилия, а также методик и технологий, направленных на обучение бывших сектантов противодействию манипулятивному давлению, активизацию конструктивных навыков общении, повышение уровня самоконтроля и компетентности в общении, формирование адекватных стратегий поведения и т.д. что позволило бы в значительной степени снизить подверженность человека вовлечению в ряды НЮ; изучение последствий влияния процесса ицдоктринации на личность и ее жизнедеятельность.

Подводя окончательный итог проведенного исследования, хотелось бы еще раз подчеркнуть опасность, угрожающую людям, вступившим в НЮ, опасность полного обезличивания, кратко сформулированную в высказывании М. Сингер: "Эффекты сектантского программирования проявляются в том, что с течением Бремени психологическое состояние члена группы значительно ухудшается. Он становится неспособным к комплексному, рациональному мышлению; его ответы на вопросы становятся стереотипными; он обнаруживает, что трудно делать даже простые решения без посторонней помощи (без воли группы); его способность здраво судить относительно событий во внешнем мире притупляется. В то же самое время, происходит такое снижение осознания, что он не в состоянии понимать, насколько он изменился и как это пагубно отражается на его общении с людьми и жизни вообще".206

Заключение.

Значительный рост нетрадиционных религиозных 0р1эдизаций, сект и культов вызывает интерес к осуществляемой ими деятельности у ученых различных областей науки: социологов, философов, психологов, педагогов, журналистов, этнологов и пр. В результате многочисленных исследований, проведенных ученными, большинство из них пришли к единому мнению, а именно: деятельность данных организаций предсгавляег значительную угрозу как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом. Мы также считаем вполне обоснованным мнение В.И. Ибрагимова, утверждавшего, что «новые религиозные движения представляют собой социальный феномен и являются результатом осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы».200

Нетрадиционные религиозные организации представляют собой определенный вид психологической агрессии, разрушающей индивидуальность, целостность индивида, сознательно организуемый руководителями подобных групп процесс индоктринации лишает человека свободной воли, превращает его в зомби, чья жизнь зависит от желаний и намерений лидеров группы. Все лидеры сект и культов являются патологическими мошенниками, и получают непосредственную экономическую выгоду от своих последователей. Для них религиозные идеи фактически служат лишь «ширмой», прикрытием, за которой прячется жажда власти и материальной наживы, поэтому большинство сект не имеют четкой доктрины и неизменных принципов, их деятельность часто противоречит проповедуемым ценностям.

При этом в ходе исследования было установлено, что ключевыми механизмами воздействия руководителей НЮ на сознание обращенных, являются манипуляция и котпроль сознания, которые обеспечивают процесс реформирования мышления последователей и приводят к глубокому расщеплению личности, к отказу от индивидуальности. Воздействие, осуществляемое с помощью этих двух механизмов, является систематическим, четко организованным, непрерывным и латентным процессом, деструктивный характер которого подтверждается наличием следующих признаков: Манипуляция и контроль сознания не позволяют завербованным людям реально оценивать происходящее с ними в секте и исключают возможность свободного выбора:

200 Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дисс. . доктора философ, наук. -Н.Новгород, 2001. - С. 28. оставаться в группе или покинуть ее.

Используя манипуляцию и контроль сознания, лидеры сект преследуют антигуманные, аморальные, противозаконные цели - лишить участников группы свобод ной воли, разрушить имеющиеся навыки самоконтроля, подменить индивидуальные истинные цели на цели своекорыстные, выгодные исключительно манипулятору.

Опасными являются не сами механизмы манипуляции и контроля сознания, воздействующие на индивида, а их способность стать средствами побуждения, сдерживания иди направления энергии человека к требуемой манипулятору цели

В процессе исследования, выдвинутые гипотезы, нашли свое подтверждение, так как было установлено:

• что ключевую роль при вовлечении в секты играют следующие социально-психологические условия: индивидуально-типологическая предрасположенность; повышенный уровень мотива аффиляции; неблагоприятные социальные факторы; кризисная ситуация; влияние и сила группового давления; мастерство адептов, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность (контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.); формирование внутри группы атмосферы, обеспечивающей иллюзию «постижения истины», «обретения счастья»; неразвитость навыков сопротивления манипулятивному давлению; деформированность Я-образа, соответствующего образу жертвы, обманутого и несчастного человека;

• что опыт пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях вызывает тяжелые социально-психологические нарушения, создающие трудности в общении и жизнедеятельности, а также препятствующие процессу реадаптации бывших сектантов к жизни вне секты: фобии, страхи, неврозы, апатия, депрессия, тревожность, фрустрация.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Чеснокова, Ирина Алексеевна, 2005 год

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности М: Просвещение, 1981. - 306 с.

2. Авдеев ДА Депрессия как страсть, депрессия как болезнь. — М.: «Русский Хронографъ», 2001.-64 с.

3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс, 1997. - 576 с.

4. Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция навсегда // Социс. -1999. -№3.-С. 74-82.

5. Ассаджиоли Роберто. Типология психосингеза: семь основных типов личности. Духовное развитие и нервные расстройства / Пер. с нем. Т. Драбкиной. М.: Урания, 1995. —124 с.

6. Астапов В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги // Прикладная психология. -1999. №1. - С. 41-48.

7. Балагушкин Е.Г. Критики современных нетрадиционных религий. М.: Изд-во МГУ, 1984. -288 с.

8. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М: Изд-во МГУ, 1980. —104 с.

9. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: РХГИ, 1997. -290 с.

10. Баушева ИЛ., Сирота IIA., Ялтонский В. М. Медико-психологические характеристики жертв психологического насилия и особенности их психотерапии // Приложение к журналу "Вестник последипломного медицинского образования". М: Изд-во РМАПО, 1999. - С. 3649.

11. Велик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Психология религии. — М.: Российский Гос. Гуманитар. Университет, 2001.-378 с.

12. Белов АВ. Лже наставники юношества. О деятельности христианских сект. М.: Педагогика, 1973. - 112 с.

13. Белов А.В. Свидетели Иеговы. Факты и документы // Атеистические чтения, М.: Политиздат, 1976. Выпуск № 8. С. 72- 78.

14. Белорусов С. А. "Богородичная религия" с точки зрения христианства и здравого смысла // Журнал "Альфа и Омега" М., № 11.1996. - С. 4-16.

15. Белорусов С.А. Основные теоретические положения формативного учения Адриана ван Каама//Консонанс-альманах психологии и духовности-М.,№ 1.1995.-С. 19-35.

16. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Журнал практического психолога. М, № 6.1998. - С. 41-56.

17. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. JL: Наука, 1988.-267 с.

18. Берри. Г. Во что они верят. М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 1994. - 392 с.

19. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

20. Блейлер Э. Аффекгивносгь, внушение, паранойя. Методические рекомендации к учебному курсу «психотерапия».—М.: Медицина, 2001.—208 с.

21. Боа К. Лабиринты веры. Московская обл., г. Мытищи.: «Крон-пресс», 1992. - 312 с.

22. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения о религии, религиозном сектантстве и церкви. -М: Академия наук СССР, 1959. 410 с.

23. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. -1993. №1. - С. 104-113.

24. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. //Весшик МГУ сер. 14.1981. № 2 -С. 101-119.

25. БуайеЖ. Империя Мула. М.: Политиздат, 1990. - 351 с.

26. Будов А.И. Религиозные иллюзии на пороге жизни.—М.: Молодая Гвардия, 1980. -111 с.

27. Бурбо Л. Страхи и верования. Пер. с фр. М. Чеботарев. К.: София, М.: ИД «Гелиос», 2003.-112 с.

28. Вергоградова О.П. Возможные подходы к типологии дегрессий // Депрессия (психопатология, патогенез). М: МНИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1980. - С. 7-14.

29. Великович Л.Н. Божье дело // Атеистические чтения, М.: Политиздат, 1985. Выпуск № 14.-С. 67-78.

30. Вестник Всецерковнош Православного Молодежного Движения. Современные секты в России. М-Санкг-Петербург: Изд. АО «Журнал «С нами Бог», 1995. 80 с.

31. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания реформирования мышления // Журнал практического психолога. М., № 5.1996. - С. 86-95.

32. Волков И. П. Социальная психология малых групп и коллективов Ленинград: ЛГУ им. Жданова, 1978.-141 с.

33. Голубева Е.Н. Идеология и практика современных межконфессиональных молодежныхдвижений. Дис. канд. философ, наук. СПб., 1996. -174 с.

34. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипуляция личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия—М.: Алгоритм, 2002.—288 с.

35. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции. Дис. .канд. философ, наук. М., 1994.-191 с.

36. Групповая психотерапия / Под. ред. Б.Д Карвасарского, С. Ледера М.: Медицина, 1990.-384 с.

37. Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные религиозные организации на Западе. — М.: Знание, 1983. 64 с. - (Серия «Научный атеизм», № 2).

38. Дворкин AJ1. Введение в секговедение. Нижний Новгород.: Издательство братства им. Александра Невского, 1998. - 464 с.

39. Дворкин AJL Десять вопросов навязчивому незнакомцу: Пособие для тех, кто не хочет бьпь завербованным. М.: Информационно-консультативный центр священомученника Иринея, 1995.-44 с.

40. Дегенгоф Ф,Ф. К вопросу классификации пограничных состояний // Журнал невропагол. и психиатрии им. С.С.Корсакова. М., 1972. № 5. - С. 7-63.

41. Джимбалво К Консультирование о выходе: семейное воздействие. Нижний Новгород: "Акма", 1995. - С. 3-83.

42. Доценко EJ1. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000.—344 с.

43. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф / Пер. с англ. А.С. Ригина М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 288 с.

44. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. // Социология религии. — М., 1996, С. 143-144.

45. Егорцев АЛО. Тоталитарные секты: свобода от совести. М.: ИМЦ «Сектор», 1997. -107 с.

46. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен Автореферат дисс. . кандидата психологич. наук. М., 1993. -24 с.

47. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

48. Задорожнюк И. Паукообразное шарлатанство // Атеистические чтения, М.: Политиздат,1982. Выпуск № 12. С. 91-95.

49. Зенько Ю.М. Психология и религия.—СПб.: Алегейя, 2002.—384 с.

50. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. -448 с.

51. Зимбардо Ф. Культы проникают в высшую школу: теоретический и эмпирический анализ этого процесса. М.: Академия-Пресс, 1985. —103 с.

52. Зубков В.А. Йога и христианство: Постановка проблемы. М.: Литература, 1990. - 278 с.

53. Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества. Дисс. доктора философ, наук. ИНовгород , 2001. -175 с.

54. Иваненко С.И., Трофимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды.-М.: Норма-Инфра*М, 1991.-294 с.

55. Инго М. Культовая травма и исцеление // Журнал практического психолога. М., № 1-2. 2000.-С. 94-103.

56. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. М.: Московский психолого-социальный инстшут, 2000. -184 с.

57. Карпов Г.Р, Тихонова А.В., Чемякина Е.Б. Феноменология групповых решений: содержание, структура, динамика Ярославль: Ярославский университет, 2002.—334 с.

58. Ковалев ГА О системе психологического воздействия. (К определению понятия). / Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тракт. / АПН СССР. НИИ общей и пед. пеихол. / Ред. Бодалев А. А.—М., 1989. -153 с.

59. Ковалев Ю. В., Золотухина О. Н. Депрессия, клинический аспект. — М.: Медицинская книга, Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. -144 с.

60. Колосов ВЛ. Эиоционально-стрессовая психотерапия неглубоких дегрессий И Руководство по психотерапии / Под. ред. BE. Рожнова.—Ташкент. Медицина, 1985. С. 460-486.

61. Кон и.С. В поисках себя. М.: Политиздат. 1994. -369 с.

62. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса кошроля// Психологический журнал. 1995. Т. 16. №1.-С. 43-51.

63. Кращенко Т.Б. Социально-психологические аспекты возникновения, функционирования и преодоления религиозного сознания. Диссер.кандидата философ, наук М., 1986. -190 с.

64. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защихы. М: "Благовест", 1999. - 272 с.

65. Куликов. И. Метастазы оккультизма в системе образования. М.: "Паломник", 1999. - 96 с.

66. Лангоуни М. Контрольный список характеристик культа // Журнал практического психолога. М., № 1-2.2000. - С. 148-150.

67. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: «Педагогика-Пресс», 1994.-604 с.

68. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 365 с.

69. ЛинеикийМЛ. Внушение. Знание. Вера—К.: Политиздат Украины, 1988. -160 с.

70. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. -1967. № 6. - С. 118-129.

71. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал. -1990. Т.П. - №5. -С. 116-120.

72. Лейн Т. Западная культура // Религии мира: Справочник Белфакс.—М., 1994.—390 с.

73. Лимнагис Н.Г. Манипулирование сознанием как этико-философская проблема Дисс. . канд. философ, наук. М., 1996.223 с.

74. Лихачев А.Е. Корейский лжемессия Муц-М.: Свяго-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 110 с.

75. Львов В.Е. Фабриканты чудес. Ленинград: Лениздат, 1974. - 301 с.

76. Лукасик А.В. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. Дисс. канд. пед. психол. М., 2000. -156 с.

77. Лэнгле Альфрид. Жизнь, наполненная смыслом: прикладная логотерапия / Пер. с нем. А. Боковиков и др.—М.: Генезис, 2003. -127 с.

78. Математические методы в социальных науках. Сборник статей под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри. Перевод с английского В.А. Иринова, М. И. Шабушша М.: Издаг-во «ПРОГРЕСС», 1973.-352 с.

79. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Мир оккультного. М.: Новая жизнь, 1994. - 74 с.

80. Макдауэлл Дж, Стюарт Д. Обманщики.—М.: Новая жизнь, 1994. 224 с.

81. Мансанарес С.В. Воспоминания «Свидетеля Иешвы». Тбилиси.: Библиотека христианина, 1995. - 124 с.

82. Марта У. Царство культов. СПб.: СП «Логос», 1992. - 351 с.

83. Мелехов Д.Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М.: Свято-Филареговская московская высшая православно-христианская школа, 1997. - 176 с.

84. Мень А. История религии. В 2 кн. Кн. 1-я: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учебное пособие. -М.: Изд-ая группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2001. 216 с.

85. Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство. —М.: Фонд им. А. Меня, 19%. -198 с.

86. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. Под. ред. Г.М Андреевой; B.C. Агеева-М.: Издат-во Московского университета, 1984.-104 с.

87. Милграм С. Эксперимент в соц психол. СПб.: Питер, 2001. -336 с.

88. Мирча Элиаде. История вфы и религиозных идей.—М.: 2002. -3 тома

89. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. - 154 с.

90. Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. - 63 с.

91. Мороз А. Лжеучение Порфирия Иванова. Зловредная секта 'Ъелое Братство". С-П.: Сатись, 1995.-31 с.

92. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). / Ер.: Изд-во АН АрмСССР, 1988. 236 с.

93. Настольная книга атеиста/ Под ред. Е.Д. Казкшга. М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

94. Немчин Т.А Состояния нервно-психического напряжения.—Л.: ЛГУ, 1983. —194 с.

95. Никиреев ЕМ. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. Пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального инсг-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. —192 с.

96. Никифоров А.Т. Наблюдение как метод изучения межличностного общения. Авторефер. канд. психол. Наук.—Л., 1985.

97. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. —М.: Школа-Пресс, 1994.—256 с.

98. Обуховский К. Психология влечений человека.—М.: Прогресс. 1972. —217 с.

99. Овчинников Г.К. Массовое сознание как объект социологического анализа М.: Наука, 1974.-211 с.

100. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. -М.: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. 240 с.1П0 (fm^irQi/v^L. пт тр^а ротача* ITair ргта/^irj tiarmiv ггйпргг rrr pqtq urr7i га A/f • ГТаш/плолстл/

101. A Ч/Mi 4^lL/ViUUCVW V/i A w/i) WiiiUl А 1ШЪ WAAC4W AAA * IHf * ** * Ь A 4/ * VMA M^l^ilibh ^ у. . . ^ . > , . . . .1.OO IOQ л

102. VJJ1LX1 UIAA^l LltUV, !-//>. l^U U1ГП ГГаштг* ^ МчГ^Р1? К Пла|/п11лл1| лл гчмтотилт* п/ч*уппппл* РП^ " ГТтгтог* О AAA — OQ л1UJ. i iutuiv ЧУ»; itivtvv 1U i i\« Д. ijJVUXlCMV^ Ш Liv> W14I1UII1>1 ivyil llVfi/VV/wiVl lul.--Va i illiv|y9 v«

103. Парето В. О применении социологических теорий!! Социологические исследования.- М.,1. NM 100Л П 1ГГ)1 л

104. J x. i^^v/. ■ w. 1 ua. х x >1Л^ Пягтш TTOiiwpuua Рллг»мм п г^пмтглииш^ гтиллтУП'ами Плталмйшт.т и тйь-тт-т /

105. A A WV1111 ^ytMlAU lliAJI li/Utill * №ШЖ< ^ A A A. V1W1 LfX f

106. Г^ллтуттrromi' ПлмЛг.тПАплтлт T3 TJ Ропаттт.ап T3 U , • ТТотгАптжп 1 OO'J 1 г* гттлппюлт^лгоvva^iuiMii wuin* x i^iuuijluiJviviui u.u.j vuuvuuivu uai, i*i., x хшш^шии, x/-/. x^» vy v. iipmxiii'iwiwi ипсихолога. M., № 1-2.2000. - С. 148-150.

107. ЛЛ I l«aitv\nm/fm А ТТлиулттлгиа ттаоттотггттттли атлгттттл/vnj \ Д • Рит тг»гт 1 ООО 1 чО г* хv/u, 1 ivi^Ayi>vmul ил i. 1 iviiAvwiui ix/i пучу t,iuliiixjiiyri ш\iiiunv/vin. iTiii Ч^ЛШАМД) x^—L.

108. Привалов К.Б. Секты: досье страха М.: Политиздат, 1987. = 191 с.

109. AQ I iгча^лттр» гг. т г?/>т1*/лгтлрттйлтслгл n/v> г»айлтвгж«г« К ^aumi млол»/тпх оЛлпигп^ trotrmn.iv тг>1 топ /1VU. I IpV/UJIViVUJl llVilAUJim iliwixui \J OUJAV11V1 игш. inV/1XUJ JUUVIUU1 AXШ iiajf ИШ1Л ipjf^OiV

110. PPTTVnn " P U ПТТТТГОТ» A A l^r»T10TIPti А Г ITaDOnPD У У* FTTTOrTY~\XTOr> Т/Трорлол* ТДооулор1^тш

111. W^LVV/JL,. L/aLt IVjguUVVjDj LVU^ Г\.1 . LVV/DVUlVUj 1V.IV, i и iUL V/liVjи --- t LDuTvUUVt x шигшиV1VCLI 1

112. TYVvnarv'rn^tmi.Tu Х^ПДПРПЛТ-ГГРТ 1Q7R 1 AO n

113. A V/V^ / mijyytiyVAiiiLmi J tuw»|yvmvij < \/l A VM V*

114. X IV/. X IVIi/Vli'lWVlVU/l 1UU Ipyl/r\VlU 1V/V1 i->* У1риЦГШ. / t^/W 1 U1V1U111/1 / WA/i. Il.i-1. 1 VpUWI liflUiXi.

115. Pry^vp —\A • Штт-vutt ripwm //Amnp\ma\s 0ПЛ1 —08ft r

116. A^^/v^ V» If !»• А АчУ/^ 1UU1 \ \A liuy ^ViTUl/l/^ MW W Al MVW V<

117. Ш| 1ЛТГУПТТЛГГГСТ ПРИIJI 11JATiтА/mi T* tmmiJTnioiio* VtwnY\*iстк* — /Рлгг У P PPTTITTAIIAVi ivil/vujiv/l ci/l |yVJ XEiX IlUJllUV X Jt A. XX niliv 1 иЦси^ии* il^wiviuullui* / W/Vi. 1V.LJ, Ч/VJ1ХУ AWA.A.V/AV.

118. Р^лптп/» липстэт» / Атпргг пргг DiroorrAn Р \ Д Гптч^рпо ^ А ТДиртгжтчгг гтл»iva ттлгтт * Uoi rrmurn v i uivti i vyiuvit ж j UIiiud 1 UjIj uvixi чУл v. x iiivin i j i hviiauj iui nn —- irx. • x iujiau,1980.-280 c.

119. Психологические механизмы влияния тоталитарных фупп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности:

120. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. - Мы.: Харвесг, М: ООО «Издательство ACT», 2001. — с. 624.

121. Разлогов К.Э. Экранный облик индуизма // Атеистические чтения. М: Политиздат, 1986. Выпуск № 15. - С. 83-93.

122. Ратанова Т.А, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие.—М.: Московский психолош-социальный институт: Флинта, 1998. 264 с.

123. Религиозные объединения РФ. Справочник / Под ред. Прусака М.М. Аналитический вестник № 24. М: Республика, 1996. - 271 с.

124. Религиозные организации России / Составители: Иваненко С.И., Кудрявцев А.И., Полосин B.C. М.: "Обозреватель", 1993. - 79 с.

125. Религиозные организации России / Составители: Иваненко С.И., Кудрявцев АИ. М.: Рос. Академия управления, 1994. - 114 с.

126. Религиозные организации: центры и региональные структуры / Под ред. Лещинского АН. М.: Департамент по делам печати и информации Правительства Москвы, 1994. - 128 с.

127. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. -М.; СПб.: Летний сад, 2002.-488 с.

128. Религия, национальное согласие и возрождение России / Ред. коллегия: Трофимчук НА, Овсиенко Ф.Г., Ефременко В.И.—М.: Российская академия управления, изд-во «Луч», 1993. -108 с.

129. Религиоведение: социология и психология религии / Под ред. С.И. Самыгина, В.И. Нечипуренко. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996. - 672 с.

130. Решегов В. Колдуны в законе. Критические заметки по законопроекту «Об энергоинформационной безопасности». — М.: Московский патриархат. Центр во имя святого праведного Иоанна Кронтштадского, 1999. -158 с.

131. Робертсон И. Пособие по изучению культов. — М.: Заочная школа Библейской миссии, 2004.-160 с.

132. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: монография / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой. — М.: ЭКСМО пресс, 2000. -464 с.

133. Розин В.М. Психологическая помощь. Эзотерический опыт. М.: Издательство ЮУ, 1995. -160 с.

134. Романов А.В. Психологические причины вовлечения в культы // Журнал практического психолога. М., № 1-2.2000. - С. 35-40.

135. Скородумов А.А. О необходимости профилактики суицидального поведения адептов деструктивных религиозных культов. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. -М.,№3.1998.-С. 73-82.

136. Современные секты в России // Вестник Всецерковного Православного Молодеж-го Движения. М-Санкт-Петербург: Изд. АО Журнал"С нами Бог", 1995. - 80 с.

137. Солсо РЛ., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 528 с.

138. Стоиков И.Д. Анализ защитных проявлений личности. Дисс. канд. психол. наук М, 1986.-160 с.

139. Сыропягов О.Г. Тоталитарные секты и психологическое здоровье нации. // Журнал практического психолога. М., № 8.1998. - С. 103-111.

140. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I-XXI isckob. Словарь.-М: In trada, 2003.—320 с.

141. Тарнавский Ю.Б. Внимание: невроз! -М.: Пульс, 1992.-48 с.

142. Тернер В. Символ и ршуал. М.: Издательство "Наука", 1983. - 277с.

143. Типология психосингеза: семь основных типов личности. Пер. с нем Т. Драбкиной. М.: Урания, 1995.-124 с.

144. Тихонравов Ю.В. Влияние религии на деликвентносгь как междисциплинарная проблема Дисс. .Канд. философ, наук. М., 1998. -189 с.

145. Трельч Э. Церковь и секта // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1994.4.1. С. 141.

146. Трофимчук Н.А. Религиозно-политическая пропаганда зарубежных центров и ее влияние на христианские движения в СССР (философско-политологичсский анализ). Дисс. .„Доктора философ, щук М., 1991. -285 с.

147. Трунов Д.Г. Религиозные организации и психотерапия. // Журнал практического психолога. М., № 1-2.2000. - С. 41-57.

148. Тулы ic И.А Соц-психолотический анализ идеологии христианского сектантства в СССР. Дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1982. -178 с.

149. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986.—312 с.

150. У хин С.С. О резвдуальных нервно-психических расстройствах у детей. С-П.: Ленинградский педиатрический институт, 1968. 259 с.

151. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М: Медицина, 1987. - 304 с.

152. Уэлч М. Религиозность и девиантностъ: к теории вероятности сдерживающего эффекта. -М.: Смысл, 2000. 205 с.

153. Федоренко ф. Секты их вера и дела. М.: Полшическая литература, 1965. - 360 с.

154. Федотов Г.П. Лицо России // Школа духовности. 1999. - № 2. - С.2.

155. Филимонов Э.Г. Новые тенденции в идеологии и деятельности современного сектантства—М.: Знание, 1977. 63 с.

156. Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. -М.: Знание, 1983.-63 с.

157. Филисг Г.М. Урбанизация и сектантство. Минск: Беларусь, 1986. -126 с.

158. Фойгель А. М. Социальная природа религиозного фанатизма. Дисс. доктора философ, наук — Ленинград, Универ-тег им. Жданова, 1973. 279 с.

159. Франкл В. Доктор и душа / Пер. с англ. Бореев А.А. СПб.: Ювента, 1997. —288 с.

160. Франкл. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ Ред. Л Л. Гозмана и ДА. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.—368 с.

161. Франц Р. Кризис совести. М.: «Триада», 1997. - 536 с.

162. ФрумкинаР. У меня депрессия //Знание сила. —1997. -№ 6. -С. 137-143.

163. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003.-400 с.

164. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозного сектантства—М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 19%. 212 с.

165. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. - 407 с.

166. Хорни К Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3. Наши внутренние конфликты; Невроз и развитие личности/ Пре. с англ.—М.: Смысл, 1997. 696 с.

167. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 2000. - 608 с.

168. Целикова В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе // Журнал практического психолога. М., № 5,1996. - С. 71-75.

169. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком: Серия «Мастера психологии»,1999.-272 с.

170. Чамберс У.В., Лангоуни М.Д., Малиноски П. Шкала группового психологического насилия // Журнал практического психолога М., № 1-2,2000. - С. 131-142.

171. Чеснокова И.И. Проблема развитая самосознания в психологии М.: Наука, 1997.—249 с.

172. Чудновский B.C. Основы психиатрии. М.: «Зевс», 1997. - 445 с.

173. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997.-140 с.

174. Шахнович МИ. Критика религиозных истолкований экологических проблем. — М: Знание, 1985. 64 с. (Серия «Научный атеизм», №1).

175. Швецов В. Гадалки и целители // Вестник ВПМД. Современные секты в России. Под ред. С. Е. Проковьева -М.- СПб., Спец. выпуск. 1995. С. 32-34.

176. Шерток Л. Непознанное в психике человека / Пер. с франц. Ф.В. Бассина — М: Прогресс, 1982.-312 с.

177. Шустов Д.И. Аутоагрессивное поведение и алкоголизм (клинико-терапевтическое исследование). Автореферат дисс. доктора мед. наук. М., 2000. - 38 с.

178. Щербатых Ю.В. Искусство обмана М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. - 720 с.

179. Издания христианских движений

180. Аксючиц В. От отчаяния к надежде. -М. —100 с.2. «Благовест» издание Христианско-демократического союза России (Ленинград). Иностранная литература:

181. Asch S.E. The doctrine of suggestion, prestige, and imitation in social psychology. Psychology Rev. 55.1948.

182. Clark E. T. The Small Sects in America Peter Smith. 1949. p. 22.

183. Davidson RJ. Cerebral asymmetry and emotion conceptual and metodolodgical conundrums. //Cognition and Emotion, 1993,7. p. 115-138.

184. Glock Caries Y., Stark R. Religion and Society in Tension Rand Mac Nally. 1965. p. 242-259.

185. Lifton Robert Jay. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY: Metropolitan Books. 1999.

186. Maddi S.R The search for meaning // The Nebraska Symposium on Motivation, 1970. Lincoln, 1971, p. 137-186.

187. Meyer G.E., Hiltebrand K. American Journal of Psychology. 1984,1. p. 47-55.

188. Niebuhr H. R. The Social Sources of Denominationalism. Shoestring Press. 1954. p. 65-67.

189. Seligman M.E.P. Helplessness: On depression, development, and death. San Francisco: Freeman, 1975.

190. Von Wiese 1., Becker H. Systematic Sosiology. Wiley. 1932. p. 624-625.

191. Yeakley Flavil R, Norton Howard W. & Vinzant Gene & Don E., eds. The Discipling Dilemma Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.

192. Методика "Анализ жизненного решения: проверка но манипулирование иконтроль сознания".

193. В качестве начального этапа работы с сектантом психолог Волков Е.Н. предлагает проведение следующей анкеты:1

194. Сколько времени потрачено на отказ от прежних решений и на принятие нового решения?- Несколько дней. Несколько месяцев.- Несколько недель. Несколько лег.

195. О не задумывались над этим

196. В считали их "предателями", недостойными1. Первый вопроспроцентызнакомство на улице1. Ш посетили дом

197. Е рекомендация родственнников/ Друзей Ш прочли б ротору0 собственый поиск1. Второй вопрос80 60проценты 4020 0при участии коллектива □ самостоятельно1ри уч.'1. Пятый вопрос60; ■40кроцмпы20а несколько дней1. D несколько недельо несколько месяцев

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 197214