Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Мурадисова, Зульфия Фаридовна

Диссертация и автореферат на тему «Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 230092
Год: 
2006
Автор научной работы: 
Мурадисова, Зульфия Фаридовна
Ученая cтепень: 
кандидат педагогических наук
Место защиты диссертации: 
Москва
Код cпециальности ВАК: 
13.00.02
Специальность: 
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Количество cтраниц: 
238

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мурадисова, Зульфия Фаридовна

ВВЕДЕНИЕ.4.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ ДАГЕСТАНА

1.1. Сущность и особенности семейных обычаев и традиций.

1.2. Семейные обычаи и традиции как эффективное средство воспитания детей в духе гуманизма.

1.3. Семейные обычаи и традиции и их функции в подготовке активных граждан общества.

1.4. Сущность и содержание основных принципов использования семейных обычаев и традиций в воспитании подростков.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЕЙНЫХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДРОСТКОВ.

2.1. Специфика деятельности социального педагога в условиях полиэтнического социума.!.

2.2 Условия внедрения семейных обычаев и традиций в практику нравственно-этического воспитания школьников.

2.3. Педагогические технологии, используемые социальным педагогом в работе с семьей.

2.4. Воспитание духовной личности подростка в процессе взаимодействия школы, семьи и религиозных институтов республики Дагестан.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана"

Актуальность исследования. Социально-политические и экономические перемены в обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и согласия в поликультурной России. В настоящее время развитие общества характеризуется поиском многими россиянами своей культурной идентичности, сопровождающимися подчас болезненными «пробами и ошибками», конфликтами, отсутствием толерантности и уважения друг к другу.

Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Нельзя не придавать должного значения тому, что в многонациональном и конфессиональном обществе воспитание школьников на многовековых традициях есть наиболее надежное противодействие разрушительным силам национализма. При всем том проблема использования духовно-нравственного потенциала семейных народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена далеко не полностью.

Объективные условия существования общества требуют не только признания важной роли школы как социокультурного аккумулирующего центра, но и все более эффективного ее взаимодействия с другими социальными институтами в деле поликультурного воспитания учащихся на народных традициях и обычаях.

На опыт народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Великий русский педагог К.Д Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги В.А. Сухомлинский, Н.А. Константинов, Ф.Ф. Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева. Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н. Волкова - автора целого ряда работ, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагоги-ка».

Большую работу по исследованию традиций дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах современной жизни проделали известные дагестанские ученые А.К. Алиев, С.Ш. Гаджиева, З.Т. Га-санов, У.Б. Далгат, М.А. Дибиров, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев и др.

Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли местные ученые педагоги СМ. Омаров, Ш.А. Мирзоев, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.Г. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

Повышение уровня фундаментализации профессионального образования требует обеспечить подготовку школьных социальных педагогов, включая в него новые социально-ориентированные специализации с учетом регионально-национального компонента. Анализ исследования показал, что учет социальным педагогом национальных особенностей семьи практически отсутствует, хотя имеющиеся данные различных наук дают возможность его разработать и реализовать. Содержание подготовки социальных педагогов на современном этапе, ее научное, методическое, правовое обеспечение, а также координация социальных служб в республике Дагестан находится лишь на стадии формирования. Изучение социальными педагогами этнокультурных проблем, призванных выявить становление и развитие традиционной дагестанской семьи, использование семейных традиций и обычаев, приобретают в свете сказанного особенно актуальное значение.

Изучение учебных планов социальных педагогов свидетельствует о некоторой всеобщности, универсальности подготовки будущих специалистов. Данный тезис поддерживает ряд исследователей (Ахмерова Н.М., Илларионова Л.П., Ковальчук М.А., Мардахаев JI.B., Сластенин В.А. и др.), которые отмечают, что главный недостаток данных учебных планов в том, что существует опасность подготовки специалистов, весьма компетентных в вопросах анализа человеческих, общественных проблем, однако слабо представляющих себе, как эти проблемы следует решать в практической деятельности школы и во взаимодействии с полиэтническим семейным социумом.

Степень разработанности проблемы. Проблема использования школьным социальным педагогом воспитательного потенциала семейных традиций и обычаев для педагогической науки не достаточно разработана. Теоретические основы процесса воспитания на идеалах народной педагогики раскрываются в трудах Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, З.Т. Гасанова, A.M. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, А.Э. Измайлова и др. Идея реализации национальных традиций и обычаев в воспитании нашла отражение в исследованиях В.Ф.Афанасьева, И.А. Арабова, И.А. Шорова, Н.А. Рудь, М.Б. Гуртуевой, Г.А. Арутюнян и др.

Изучение состояния профессиональной деятельности школьных педагогов во взаимодействии с семейным социумом в республике показало недостаточное использование социальными педагогами и родителями ценностных ориентации семейного воспитания. Осмысление потенциальных возможностей семейных традиций дагестанского народа еще не стало предметом конкретных диссертационных исследований. Наблюдение за педагогической практикой социальных педагогов в дагестанских школах показывает, что в отдельных коллективах республики за последние пять лет накоплен заслуживающий внимания опыт, требующий научного анализа и синтеза, разработки методологически и методически приемлемых рекомендаций по его использованию.

Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога в полиэтническом семейном социуме, в контексте использования им народных традиций и обычаев, не получила еще широкого развития и вне-^ дрения в практику и порождает противоречие между:

- потребностями общества, семейного социума и особенностями работы школьных социальных педагогов, неспособного подчас эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи;

- между реально существующими воспитательными возможностями школы, семейного полиэтнического социума, религиозных институтов традиций и обычаев дагестанцев и отсутствие у большинства школьных педагогов опыта их реализации в процессе работы с семьей;

- необходимостью теоретического обоснования путей использования V семейных традиций и обычаев в современных социокультурных условиях и недостаточной их разработанностью в науке, а также увеличивающаяся потребность в них воспитательно-образовательной практики школьных учреждений.

Изложенные противоречия сформулировали проблему исследования: каковы технологии и особенности использования семейных традиций 0 и обычаев народов Дагестана в воспитании учащихся образовательной '1 ф школы

Объект: процесс воспитания учащихся средней школы на народных ч I традициях.

Предмет: содержание и специфика использования семейных традиций народов Дагестана в воспитании учащихся 7-9 классов полиэтнической средней школы. Задачи:

1. Выявить воспитательный потенциал семейных традиций народов Дагестана

2. Охарактеризовать особенности работы социального педагога школ в полиэтническом семейном социуме.

3. Разработать программу и социально-педагогические условия использования семейных традиций Дагестана в воспитании учащихся

4. Апробировать на практике технологии взаимодействия школы, семьи и религиозных институтов в использовании народных традиций Дагестана в воспитании школьников

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс воспитания учащихся средней школы на семейных традициях и обычаях будет более эффективным, если:

- школа является социокультурным центром, аккумулирующим возможности семейных обычаев и традиций в поликультурном воспитании учащихся школ;

- процесс использования народных традиций и обычаев является частью общей системы воспитания школьников;

- социальный педагог является организатором взаимодействия школы, семьи и общественности, активизирующее включение школьников в процесс поликультурного развития.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения, концепции и идеи философии, социологии, психологии и социальной педагогики о социальной обусловленности формирования личности, о развитии института семьи:

- положения о взаимосвязи и взаимообусловленности общественной и семейной жизни, о сущности брачно-семейных отношений и ее особенностях на разных исторических этапах развития общества, о сущности и особенностях обычаев и традиций (О.И. Волжина, И.В. Гребенников, А.Ю. Гордин, А.В. Иващенко, И.С. Марьенко);

- основные положения теории ценностей (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буе-ва, С.Н. Иконникова, А.Ф. Лосев, и др.);

- гуманизации содержания образования и процесса обучения (И.И. Легостаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.);

- этнопедагогические исследования, раскрывающие специфику этноса, этнической культуры, типы этнического поведения и национального сознания;этнические традиции воспитания (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, З.Т. Забитов, И.С. Кон, В.А. Мухина и др.);

- общетеоретический подход к содержанию профессиональной подготовки педагога (Н.И. Болдырев, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, А.И. Пискунов, В.К. Розов, В.А. Сластенин, Е.Н. Шия-нов, Н.Е. Щуркова и др.);

- формирование готовности к профессиональной деятельности (А.Я. Веленский, В.Г. Максимов, В.А. Сластенин, М.Ю. Швецов и др.);

В целом исследование строится в русле разрабатываемой на кафедре социальной педагогики Российского государственного социального университета теоретической концепции социального педагогического образования, ведущей идеей которой является субъектное развитие и саморазвитие личности школьного социального педагога в процессе осуществления им профессионально ориентированной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический, историографический, сравнительно - сопоставительный анализ литературы; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; лонгитюдные наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование; анализ учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов.

Данные для исследования были собраны в городах (Махачкала, Буйнакск, Каспийск, Дербент) и 4-х населенных пунктах сельских районов, центрами которых являются Ахты, Ботлих, Дылым, Шамхал, а также поселков сельского типа - Дачный и Степной в г. Махачкале.

Диссертант имел 140 зафиксированных личных бесед с родителями и другими членами семей, организовал около 160 интервью с родителями учащихся, классными руководителями, подростками и старшеклассниками, представителями общественности, провел анкетный опрос более 700 родителей. Для определения количественно-качественных оценок результативности использования отдельных семейных обычаев и традиций применялась статистическая обработка полученных данных.

Анализ и обобщение собранного материала. С помощью анкетных данных, результатов наблюдений, бесед, изучения материалов республиканской периодической печати, анализировался и обобщался широкий эмпирический материал из опыта использования прогрессивных семейных обычаев и традиций в социализации молодежи. Наиболее значимым в этом плане мы считаем монографическое изучение соответствующего положительного опыта 40 семей (из них - 10 сельских). Все это дало нам возможность выявить основные принципы использования социальными педагогами народных обычаев и традиций в семье в процессе воспитания школьников, выделить и охарактеризовать конкретные пути реализации выявленных принципов в практике семейного воспитания в условиях Дагестана.

Полученные сведения еще более выросли и дополнились в процессе обсуждений и диспутов на темы семейных обычаев и традиций, организованных нами семинаров для родителей, применения игровых технологий, тренингов. Ряд вопросов обсуждался в ходе научно-педагогических конференций, организованных в ДГУ и ДГПУ и в сельских районах по линии республиканского института повышения квалификации учителей. В результате обобщения собранного фактического материала нами был сделан ряд выводов, как общего, так и специфического характера.

Новизна исследования:

- основные аспекты традиций и обычаев дагестанских народов проанализированы с точки зрения новой нравственной парадигмы развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, межнациональную культуру и толерантность;

- раскрыты особенности работы социального педагога в поликультурном семейном социуме, обеспечивающие взаимодействие школы, семьи и других социальных институтов;

- выявлены социально-педагогические условия эффективности процесса воспитания школьника на народных традициях и обычаях народов Дагестана;

- апробированы на практике технологии взаимодействия школы и социальных институтов, способствующие формированию межнациональной культуры, толерантности, уважения к другим нациям и народностям.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей и положительного опыта взаимодействия школы, семьи и религиозных институтов, учащихся и их родителей в использовании народных обычаев и традиций; в определении педагогических условий, направленные на формирование межнациональной культуры учащихся, в разработке научно обоснованных педагогических технологий по эффективному внедрению и использованию семейных обычаев и традиций для успешной воспитательной практики детей в многонациональном Дагестане.

Разработанные методические рекомендации по использованию семейных народных традиций могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, социальных педагогов, классных руководителей и организаторов общешкольной воспитательной работы.

Работа внесет свою лепту в формирование региональной образовательно-воспитательной системы в Республике Дагестан.

Достоверность проведенного исследования определяется исходными методологическими и теоретическими позициями, документами об апробации результатов работы, количественным и качественным анализом массовых данных, репрезентативной выборкой, представительной базой и методикой, адекватной целям и задачам исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на занятиях родительских университетов и лекториев в гг. Махачкале, Каспийске, Буйнакске, на родительских собраниях городских и сельских школ; на районных конференциях по проблемам семейного воспитания, на республиканской научной конференции по теме «Актуальные проблемы социализации молодежи: пути их решения» (Махачкала, 1999); на совместных заседаниях кафедр и научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ДГПУ по итогам научно-исследовательских работ за 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 годы; в сообщениях в отделе взаимодействия школы, семьи и общественности НИИ педагогики Дагестана, на конференциях молодых ученых ДГПУ (1999-2002). Результаты исследования излагались в процессе лекционных и лабораторно-практических занятий по социальной педагогике в ДГПУ. Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось посредством разработки научно обоснованных рекомендаций и технологий по использованию семейных обычаев и традиций и внедрение их в быт, в жизнь дагестанских семей.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе школ №№ 5, 8, 29, 17 г. Махачкалы с участием 580 семей (из них 240 сельских ) в 1999-2005 г.г. Разными видами исследования было охвачено более 400 учащихся школ.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая литература по проблеме исследования, опыт работы ряда школьных учреждений, органов народного образования; разрабатывались исходные теоретические положения. В результате была определена теоретическая позиция, разработана программа опытно-экспериментальной работы.

Одновременно проводился констатирующий эксперимент, позволивший выявить наиболее типичные недостатки, проблемы, а также эффективные методы работы школ по взаимодействию с семьями, использованию социальными педагогами народных обычаев и традиций в семейном социуме.

На втором этапе (2000-2004 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе школ №№ 5, 17, 39 г. Махачкалы, в процессе которой проверялась научная состоятельность гипотезы, выявлялись условия эффективности процесса нравственного воспитания школьников.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) подводились итоги, анализировались полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, осуществлялась проверка некоторых положений исследования, а также внедрение результатов в практику работы школ во взаимодействии с семейным социумом.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ДГПУ (2001, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.), на научно-практической конференции молодых ученых ДГПУ, на ежегодных Всероссийской конференциях НИИ семьи и воспитания Российской Академии Образования (2002-2004 г.г.); использовались при чтении лекций по социальной педагогике, проведении спецкурсов для студентов очного обучения ДГПУ; в публикациях автора. Результаты исследования нашли свое применение в работе социальных педагогов с семьей, школьных коллективов, в процессе общения и работы с родителями. Внедрение разработанных методических рекомендаций и технологий осуществлялось в школах №№ 17, 5, 39 г. Махачкалы. В процессе опытно-экспериментальной работы ее результаты неоднократно обсуждались на педагогических советах в школах, задействованных экспериментом.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Мурадисова, Зульфия Фаридовна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. В ходе исследования нами были выявлены шесть основных принципов использования социальным педагогом семейных обычаев и традиций в семье в ходе воспитательной семейной практики:

- общественная направленность семейных обычаев и традиций;

- связь семейных обычаев и традиций с конкретной практикой идейно-нравственного воспитания, учет реальных условий их использования;

- систематичность использования;

- всеобщий характер использования;

- добровольный характер соблюдения обычаев, внедрения, закрепления, сохранения традиций;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при осуществлении нравственного воспитания через введение семейных многовековых и современных обычаев и традиций.

2. Анализ совместной деятельности родителей и социальных педагогов в деле использования народных традиций и обычаев свидетельствует, что имеются обширные возможности практического применения прогрессивного семейного и педагогического опыта. Для этой цели важно, чтобы не только семьи приняли прогрессивный опыт других семей, но и социальные педагоги знали народную педагогику, ее позитивные и негативные стороны, имели четкое представление о путях и условиях внедрения обычаев и традиций в семейный социум, что нужно возрождать, а что отвергать, как не отвечающие социально-педагогическим задачам.

3. Социальные педагоги призваны решать вопросы социальной защиты детства и семьи, предотвращать негативные ситуации и правонарушения среди учащихся. Такое перераспределение функций и обязанностей не требует дополнительного финансирования, нового штатного расписания, но для школ оно наиболее целесообразно.

4. Социальные педагоги всегда должны иметь в виду конечную цель всей своей деятельности - выработку у школьников и их родителей активной жизненной позиции, которая рассматривается как обобщающий показатель эффективности социализации и нравственного воспитания детей, действенное средство проверки моральных устоев личности.

5. Одной из главных составляющих деятельности социального педагога в семейном социуме является изучение особенностей семейного уклада и национальных особенностей родителей. Полное знание социальным педагогом семей с различным национальным и жизненным укладом, использование им индивидуальных и коллективных форм работы, нахождение и применение в работе с семьей педагогических технологий, способствуют активизации воспитательных возможностей семьи.

6. Совместная деятельность школы и церкви возможна в области благотворительности, милосердия, борьбы с болезнями, нищетой. Школьники оказывают помощь в восстановлении храмов, как объектов национальной культуры; перечисляют заработанные средства вместе с церковью в фонды мира, детей с дефектами в развитии, на содержание престарелых больных и малообеспеченных многодетных семей. Дети лично принимали участие в милосердных акциях ухода за больными, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

Трансформационный период в России вызвал острый экономический кризис, больно ударивший по всем слоям населения, и, следовательно, по семье. Ситуация такова, что нарастающие трудности и деструктивные тенденции в обществе и экономике грозят превысить защитные и самовосстановительные функции семьи. Тяготы переходного периода резко осложняют адекватную реакцию людей на ситуацию, определяют их социально-экономическое поведение. Результатом кризиса современной семьи должно стать укрепление брака и семьи, но на принципиально новой, исторически перспективной основе. Сегодня подрываются устаревшие основы брачно-семейного благополучия, вступающие в противоречие с генеральными социально-экономическими тенденциями общественного развития.

Современная дагестанская семья оказалась в трудных условиях и не способна самостоятельно решить свои жизненные проблемы, что делает необходимым оказание со стороны системы социальных педагогов работы помощи молодым родителям в использовании воспитательного потенциала > семьи.

Несмотря на все факторы, дестабилизирующие семью, она по® прежнему является начальной структурной единицей общества, обеспечивающей социализацию детей, закладывающей основы личности, а значит существенным объектом работы социального педагога.

На протяжении двух-трех последних лет наблюдается повышение статуса социального педагога, акцентирование внимания на эффективной социализации молодежи посредством народной педагогики, традиций и обычаев, что находит отражение в ряде государственных документов (Программа развития воспитания в системе образования России, Концеп-^ ция модернизации российского образования на период до 2010 года и др.).

Однако существенного изменения в практике социальных педагогов не достигнуто.

Социально-педагогическое исследование, организованное и проведенное диссертантом, дает возможность подойти к рассмотрению совершенствования профессиональной деятельности социальных педагогов в семейном социуме посредством народных традиций и обычаев, используя активно их принципы внедрения, существенно обновляя семейные и дет-ско-родительские отношениями, по своей сути и содержанию являющиеся исторически сложившимися нормами и правилами коллективного поведения людей. В результате проведенного исследования взаимоотношения в семье между родителями и детьми характеризуются относительной устойчивостью и обобщенностью, преемственно передающиеся от старших поколений к младшим и позволяющие интенсивно формировать духовные качества детей и молодежи на традициях старших поколений.

Исходя из методологической основы учения о семье как первичной ячейки общества в виде отношений между мужем и женой, родителями и детьми, выполняющей различные функции, включая природно-биологическую, социальную, экономическую и духовную, мы определяем характер семейных обычаев и традиций как исторический, социально-классовый и глубоко диалектичный, а механизм зарождения, образования и закрепления семейных обычаев и традиций в виде групповых действий, вложившихся на основе многократного удовлетворения потребностей семейного коллектива, рассматриваем как близкий к механизму зарождения, образования и закрепления индивидуальных человеческих привычек.

Вскрыта диалектическая взаимосвязь семейных обычаев и традиций с национальными и общечеловеческими. При видимом сходстве между собой семейные обычаи и семейные традиции не тождественны, они имеют свои специфические отличия, характеристика которых дается нами на страницах диссертации.

Среди специфических особенностей семейных обычаев и традиций мы выделяем в качестве наиболее присущих им детерминированность конкретно-историческими условиями, современной практикой созидания демократического общества, тенденцией постоянно обогащать свое содержание наиболее прогрессивными элементами из духовной жизни общества, соответствующими гуманистической идеологии и морали, относительной унификацией с прогрессивными национальными и межнациональными обычаями и традициями под их воздействием, исключительной заинтересованностью российского общества в культивировании самых актуальных социально ценных и нравственно воспитывающих семейных обычаев и традиций, тенденцией к расширению сферы действия, участием представителей разных возрастных групп в их создании и внедрении.

Проведенное исследование дало возможность оценить использование социальными педагогами семейных обычаев и традиций как эффективное средство социализации молодежи в семье, воспитания в духе гуманизма, интернационализма и межнациональной культуры. При этом воспитание у детей и молодежи гуманизма мы понимаем и характеризуем в качестве объективной необходимости, одного из условий построения справедливого, гуманного общества, а сам гуманизм рассматриваем как качество личности нового типа, как производное от всей воспитательной деятельности нового общественного строя, его идеологии и мировоззрения.

С помощью педагогических технологий, применяемых в своей практике, социальные педагоги на конкретных примерах из практики семейного воспитания характеризуют зависимость успеха социализации юношества в семье от формирования глубокого чувства уважения к женщине, к старшим людям, выработки чувства гостеприимства и заботы о малышах, а кроме того раскрывается такая особенность диалектики возникновения и упрочения гуманистических обычаев и традиций, как борьба и спор с вредными, отрицательными обычаями и традициями, унаследованными от прошлого (кровная месть, похищение невесты, калым за невесту и т.д.).

Значительное место на страницах диссертации уделено характеристике семейных обычаев и традиций как эффективного средства подготовки сознательных и активных строителей демократического общества.

Отмечая новый, демократический характер современной российской семьи (1 гл.), в качестве одной из социально-педагогических платформ деятельности социального педагога мы считаем процесс использование семейных обычаев и традиций в процессе подготовки сознательных и активных граждан. Как одна из социально-педагогических основ в решении названных актуальных педагогических задач социальных педагогов анализируются разнообразные факты выработки у молодежи в семье сознательной дисциплины и трудолюбия.

Взаимодействие школы и мечети основывается на решении проблемы межнационального и межконфессионального мира, за мирное сосуществование и сотрудничество между народами, за национальное согласие, за сохранение экологического равновесия. Идея совместной деятельности школы и религиозных институтов опиралась на принцип асимметричного взаимодействия, в котором школа всегда занимала активную позицию, а их взаимная связь базировалась на основе содержательного разделения выполняемых функций. Школа решала, принимать или не принимать предложенную помощь со стороны, заключать договор или отказаться от сотрудничества.

Опытно-экспериментальная работа, подтвердившая в целом теоретические положения, полученного в результате проведенного исследования, позволила выявить и кратко охарактеризовать основные принципы использования социальными педагогами семейных обычаев и традиций в процессе социализации и нравственного воспитания детей, рассматриваемые нами как исходные положения, которыми родители при помощи социальных педагогов руководствуются при организации семейного воспитания. Сюда входят: общественная направленность семейных обычаев и традиций, связь семейных обычаев и традиций с конкретной практикой строительства нового общества, учет реальных условий их использования, систематичность и всеобщий характер использования, добровольный характер соблюдения обычаев, внедрения, закрепления, сохранения традиций, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при осуществлении семейного воспитания их через введение обычаев и традиций в семье.

Реализацию данных принципов осуществлялась с позиции требований комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы, а также предлагаем учитывать их диалектический характер, отрицающий догматичность и незыблемость их положений, предполагающий творческое осмысление и применение в реальных условиях.

Не разработанность анализируемой проблемы побудила автора к определению путей и условий внедрения социальными педагогами обычаев и традиций в практику семейного воспитания в семейном социуме при организующем и направляющем участии общеобразовательных школ, специализированных советов и комиссий, общественности, волонтерских групп и фольклорных ансамблей, лекционную популяризацию лекторских групп регионального ИПКУ, научно-педагогических газет и журналов, периодической печати.

Проведенное исследование дало возможность сформулировать ряд практических рекомендаций по повышению эффективности совместной работы социальных педагогов и семьи в использовании обычаев и традиций в целью воспитания детей.

Вместе с тем, необходима дальнейшая перспективная подготовка квалифицированных социальных педагогов, консультантов по популяризации, распространению и внедрению в жизнь современной семьи обычаев, традиций, обрядов и ритуалов (имеется опыт осуществляется в деятельности отделений ритуалистики Филиала Академии Наук РАН).

С целью подготовки старшеклассников к будущей семейной жизни, помимо существующего курса «Этика и психология семейной жизни», для старшеклассников читается курс «Народные обычаи и традиции моего народа», способствующие умелому осуществлению гуманистического воспитания детей в условиях их будущих семей через использование обычаев и традиций в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях целесообразна организация чтения цикла лекций о научных основах, содержания и методике этой деятельности.

Для подготовки социальных педагогов к квалифицированному проведению популяризации среди родителей прогрессивных элементов народных обрядов, обычаев и традиций и внедрения их в семейную практику нравственного воспитания детей в программы педагогических учебных заведений постепенно включались специальные курсы по использованию семейных обрядов, традиций и обычаев в воспитании подрастающих поколений.

В сложившихся условиях социальному педагогу необходимо в своей работе учитывать региональные, национальные условия жизни людей, а также особенности их влияния на человека; национальные особенности ценностных ориентации в сфере, труда, быта, досуга; особенности региона и этнокультурного пространства в создании условий для саморазвития, самореализации человека на всех возрастных этапах.

Учет социальным педагогом национальных особенностей семьи, этнической направленности как содержания образования, так и используемых педагогических технологий воспитания. Отличительной особенностью реализации данного подхода является выделение этнокультурного компонента в содержании учебного плана и учебных дисциплин, и формирование на его основе и в ходе используемых технологий обучения этнокультурного компонента личности как одного из показателей профессиональной готовности социального педагога к выполнению своей деятельности. Важным фактором, обеспечивающим предотвращение негативных явлений в обществе, является возможность людей к самореализации, развитие не только национального самосознания, но и планетарного мышления. В этой связи деятельность социального педагога должна быть направлена на создание в социальной среде условий для развития индивидуальности, уникальности каждого человека независимо от национальной и религиозной принадлежности, возможности каждому человеку самоутвердиться и самореализоваться.

Развитие общества на современном этапе характеризуется целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать в подготовке социального педагога к профессиональной деятельности и особенно в работе с семейным социумом. В качестве таких особенностей выступают возрастание миграционных процессов в обществе, увеличение числа межнациональных браков, рост национального самосознания и стремление людей к самоопределению и самореализации, возрастание необходимости толерантности в межнациональных отношениях и др.

В сложившихся условиях социальному педагогу необходимо в своей работе учитывать региональные, национальные условия жизни людей, а также особенности их влияния на человека; национальные особенности ценностных ориентации в сфере, труда, быта, досуга; особенности региона и этнокультурного пространства в создании условий для саморазвития, самореализации человека на всех возрастных этапах.

Экспериментальные данные показывают, что социальные педагоги, в деятельности которых был реализован принцип учета национальных особенностей семьи, характеризуются эффективным достижением ими профессионального и личного успеха. А именно: они знают и понимают культуру народа, с представителями которого они работают, умеют определять и использовать традиционные источники этнокультурного знания в поиске решения ежедневных проблем в сфере социальной помощи и защиты населения. 4 ф Благодаря осуществленной научно-экспериментальной работы, диссертанту удалось на практике продемонстрировать острую необходимость внедрения штатной единицы «социальный педагог» в штат общеобразовательных школ, результатом данной работы явилось увеличение количества социальных педагогов, ориентированных на семейный социум (от 3 человек на 2001 год до 22 к 2005 году).

В качестве перспективной работы мы рекомендуем:

- в целях распространения этнокультурного подхода организовать на

факультетах социальной работы и социальной педагогики обмен опытом 4 по проведению мероприятий по возрождению народного опыта социализации и восстановления этнических традиций;

- организовать курсы повышения квалификации социальных работников и педагогов по этнокультурной тематике;

- разработать организационно-методическое обеспечение совершенствования этнокультурной подготовки социального педагога.

- актуализировать и сделать более интересным содержание радиожурналов и программ регионального телевидения, сделав акцент на об

стоятельный анализ и объективную оценку фактов использования родителями семейных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей и молодежи, показывать лучший в республике опыт проведения традиционных семейных мероприятий.

- дагестанским писателям, поэтам, драматургам, деятелям киноискусства изображать жизнь, быт, отдых современной советской семьи через документальное и художественное изображение, конкретных фактов использования боевых и трудовых традиций с целью нравственного воспитания детей в семье. С целью усиления художественно-эстетической стороны проведения семейных обычаев и традиций, придания им эмоциональной торжественности и романтической окрашенности композиторам, поэтам, художникам, артистам и другим работникам искусства следует создать отвечающие высокому художественному вкусу образцы традиционной ритуалистики (свадебные, застольные песни, частушки, музыку, плакаты и т.п.).

- мы считаем объективно необходимой и социально-педагогически целесообразной работу по подготовке и широкому опубликованию адресуемых семье сценариев подготовки и проведении различных праздников с рекомендациями по методике их проведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мурадисова, Зульфия Фаридовна, 2006 год

1. Абдуллаев А.Г. Становление новых праздников и традиций. Махачкала, Даг.отд.РАН. - 2003 . - 321 с.

2. Аджиев М. Мы из рода половецкого! - Рыбинск, 2004. - 144с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. -254с.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М.: Аргументы и факты, 2002. 608с.

5. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С. М.: Просвещение, 1975, - 322с.

6. Айтматов Ч.Т. В соавторстве с землею и водою. Фрунзе: Кыргызстан, 1978.-408с.

7. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 года. Москва.// Социальная работа. — М.-Вып.б. 1992. - С.65.

8. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. -М., 2001.-199с.

9. Антология социальной работы. В 5-ти Т. 1. история социальной помощи в России/ Сост. М.Ф.Фирсов. М.: Сварог-НВФ СПТ, 1994. -279 с.

10. Ю.Алексеева J1.C. Особенности неблагополучных семей и возможности школы в работе с ними. Сб. Вопросы профилактики правонарушений. М., 1985,с. 35.

11. П.Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1983.- 110с.

12. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996. -304с.

13. Арабов И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность.1. Душанбе, 1991,-256с.

14. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семья-^ нина. -М: Педагог, 2004. 104с.

15. Арабикова Т.Н. Этнопедагогика. М.: ИОСО РАО, 2002. - 214с.

16. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М., 1989.-243С.

17. В.Н.Архангельский В.Н. Программа «Молодой семье доступное жилье» //Семья в России. 2005. - № 1. С.

18. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. - 64с.• 19.Ахмадеев А.А. Социальная работа: опыт и проблемы подготовкиспециалистов. — М.: Изд-во МГСУ, 1997. — 129 с.

19. Ахмадеев А.А., Черкасова Т.В. Социальная защита населения: политико-правовые и региональные проблемы. Уфа, Москва, 1999. -140 с.

20. Ахмерова Н.М. Этнокультурный подход в подготовке социального педагога в условиях Башкортостана: Монография. Москва: Изд-во МГЛУ, 2003.132с. 9,5 п.л.

21. Ахмерова Н.М. Профессиональное развитие личности социального ф работника в системе регионального педагогического образования:

22. Монография. Москва: Изд-во МГЛУ, 2003. 152с.

23. Афанасьев Т.М. Семья. М.: Просвещение, 1985. - 224с.

24. Богуславский М. Банальности и откровения национальной доктрины развития российского образования // Педагогический калейдоскоп.-1997.-№44. С. 6.

25. Божович Е. Д. Особенности усвоения учебного материала школьниками // Советская педагогика.- 1988.- № 10.

26. Божович Л. И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /

27. Под ред. В. В. Давыдова.- М., 1978.

28. Болобонов B.J1. Педагогические аспекты подготовки социальных ра-^ ботников // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом.-М.-ВЫП.2.- 1991.-С.56-61.

29. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов на/Дону, 1972.

30. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в средней школе. -Ярославль, 1998. 380с.

31. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии. // Народное образование, 1994, №.4. С.7.

32. Ф 31.Белинский В.Г. Собр.соч. в 9т. Т.4, М., 1994.

33. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России. // Педагогика, 1998, №3. С.30-34.

34. Бердиев А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. Дисс. канд. пед. наук.-М., 1994.

35. Березовик Н.Я., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. -Минск, 1975.-160с.

36. Библия. М.: Российское библейское общество. 1999. - 292с. ф Зб.Бларамберг И. Кавказская рукопись. - Ставрополь, 1992.- 240с.

37. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1985. - 176с.

38. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1975. - 208с.

39. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., В., 1995. -348с.

40. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. -М., 1979.

41. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская

42. Энциклопедия, Санкт-Петербург: Норинт, 1998.

43. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентирован-ного воспитания. // Педагогика, 1995, № 4 С.31.

44. Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программы и рекомендации по спецкурсу. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1989.-44с.

45. Бурлаков С.С. Воспитание в кавказской семье. Воспитанность, честь и совесть. Традиция. Томск, 2000. - 224с.

46. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Наука, 1998.-237.

47. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: 1973.- 280с.

48. Ваганов МБ. Ислам и семья. М.: Мысль, 1980. - 200с.

49. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младших школьников. // Начальная школа, 1997, №3. С.21-22.

50. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. - 144с.

51. Волжина О.И. Институт семьи: проблемы и решения. М.,2005. -477с.

52. Васильева Э.В. Семья и учебные успехи школьников// Социологические проблемы образования и воспитания. М, Педагогика, 1973, с. 41.

53. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы. М., 1985.

54. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Махачкала, 1968. - 290с.

55. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. -256с.

56. Волков Г.Н. Вечность воспитания. // Народное образование, 1994, № 4. С.63.

57. Волков Г.Н. Национальная школа: концепция и технология развития.- М.: Просвещение, 1993. -45c.

58. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974.363с.

59. Волкова А.Н., Ковалев С.В. Технологии социального изучения личности (адаптированные варианты) 2004,-152с.

60. Галузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личностной референтно-сти педагога. // Педагогика, 1998, №3. С. 18-22.

61. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения. М.: ЛАДА.-423 с.

62. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). Санкт-Петербург: Петрополис, 1999. - 320с.

63. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Автореф. докт. пед .наук. Баку, 1970.ф 65.Гершунский Б.С. Гуманизация образования: необходимость новойпарадигмы. // Магистр. М., 1991, №1. - С. 17.

64. Гидценс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с.

65. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. -М.:Педагогика, 1989. 158с.

66. Горленко В. Каждый человек достоин уважения. // Воспитание школьников, 1995, №6. С.36-39.

67. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1989. -320с.

68. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующегобольшинства. М.: Искусство, 1990. - 396с.

69. Гамзатова Т.Б. Дагестанский фольклор о народном опыте воспитания. Махачкала, 1999,- 193с.

70. Гамзатова Т.Б. Народная педагогика молодому учителю. - Махачкала, 1999.-260с.

71. Гамзатова Т.Б. Этнопедагогика дагестанского народа. Махачкала, Изд-во ДГУ, 1999.- 156с.

72. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-207с.

73. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. -472с.

74. Денисевич Н.Н., Ермолаева С.А. Подготовка ребенка к школе какпроблема предупреждения отклонений в его социальном развитии. // Воспитание школьников, 1998, №3. -С.2-7.

75. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников. // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Махачкала, Изд-во РАН, 2004. - 200с.

76. Джанкиев С.Т. Древние верования дагестансцев. Махачкала, 2001.-166с.ф 79.Джанкиев С.Т Духовная культура народа. // Изд-во РАН, М., 2004,1.-С.88-89.

77. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственного поведения. // Начальная школа, 1994, №4. С.47-50.81 .Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних. / Воспитание школьников- №8,- 2000.

78. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 1989, С.8.

79. Ибрагим А.И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала Ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Автореф. .канд.пед.наук. Казань, 1999. - 21с.

80. Из традиционной этнографии народов Северного Кавказа. Изд-во РАН, 2005. - 80с.

81. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика. - 256с.

82. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. - 144с.

83. Ильин И.А. Семья и социализация личности. // Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья. М., 1996. - С. 76-100.

84. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Перевод с нем. М., Педагогика, 1991. 240с.

85. Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1991. - 240с.

86. Ислам: Краткий справочник. М.: Наука, 1983. - 232с.

87. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШв.-М.: Наука, 1988.

88. Каган М.С. Семейное воспитание и тоталитарное: от психологии насилия к личностному росту. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 2002, с.270.

89. Ковальчук М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. М., 1992. -вып.5. - С.49-50.

90. Казарцева О. Культура речевого общения. // Воспитание школьников, 1997, №1.-С. 10-13.

91. Кантушев О.И. О фольклорном наследии кавказского народа. Махачкала, 1999. - 60с.

92. Караулов Н.А. Болкары на Кавказе. // СМОМГЖ (Сб. материалов для описания местностей и племени Кавказа), 1908, Вып. 38.

93. Караулов Н.А. Основы мусульманского права. Ставрополь, 1991. -557с.

94. Капустер Т.Т. М.: Русский язык, 1999. - 832с.

95. Капустер Т.Т Историко-этнографический очерк. Таллин, 1999.-336с.

96. Каруле А .Я. Обучение шестилетних детей в школе. -М.: Педагогика, 1984. -93с.

97. Киричук А.В. Положение детей в системе общения в классном коллективе. // В кн.: Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.

98. Кодекс приличий на Востоке (Адаб-уль-Саликын). Петроград, 1913.

99. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. - 176с.

100. Кожанова Н.Е. Учителя и родители партнеры в воспитании ребенка. //Начальная школа, 1995, №6. - С. 11-12.

101. Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1988.-412с.

102. Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2т., -М., 1982.

103. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. - 270с.

104. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966. - 347с.

105. Концепция обновления и развития воспитательных систем в республике Дагестан. Махачкала, 2004. - 290с.

106. Коран. Перевод с арабского языка Г.С. Саблукова. Казань. Центральная типография. 1907. - 400 с.

107. Корнилов С.В. Кантовское обоснование педагогики. // Педагогика, 1989, №11.-С. 122-126.

108. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. 144с.

109. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистическая педагогика. -Ростов-на-Дону, 1997. 80с.

110. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. -Минск, 1996. -161с. 116. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии /Под ред.

111. Г.Н. Волкова; Составитель: М.Г.Харитонов. Чебоксары, 1996.

112. Крупская Н.К. О воспитательной работе. Пед. соч. в 10 т. М., ' • 1958, Т.З-С. 672-676.

113. Крымшамхалов И. Письмо в редакцию. // Мусульманин. Париж, 1910, №2, с. 55-56.

114. Кузнецова A.JI. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. -Нальчик: Эльбрус, 1982.

115. Кузнецова JI. Основы этической культуры. // Воспитание школьников, 1998, №3.-С. 19-23.

116. Кузнецова JI. Педагогика народов России. // Воспитание школьников, 1998,№4.-С.21-24.ф 122. Культура, образование, религия. Круглый стол. // Педагогика,1995, №5.

117. Куранов М. Культура межнационального общения. // Педагогика, 1992, №7, 8.-С. 41-44.

118. Кутепова А.Т. Проблема воспитания семьянина в этнопедагогике кавказцев. Автореф. канд.пед.наук. Ставрополь, 2003. - 23с.

119. Левкович В.П., Кузьмицкайте Л.Д. Формирование этнического Ф сознания подростка в семье. // Психологический журнал, 1992, Т. 13,6.-С. 35-42.

120. Леонтович Ф.И. Об адатах кавказских горцев. Вып.1. -Одесса, 1882 // В кн.: Культура и быт адыгов. Майкоп, 1980. - 199с.

121. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., 1978.

122. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. -64с.

123. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

124. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Педагогика. М.: Прометей, 2000. - 528с.

125. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Педагогика, 1991, №6.-С. 33-36.

126. Лихачев Д. Помнить о своих корнях. // Воспитание школьников, 1993, №3.-С. 33-37.

127. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. -Тбилиси, 1948.- 446с.• 135. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работойв России. -М.: Наука, 1995.-167 с.

128. Магиярова З.М. Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной речи. Автореф.канд.пед.наук. Казань, 1998.

129. Магомедов A.M. Дагестанцы древний народ Кавказа. - Махачкала, 2002,- 290с.

130. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана ^ как средство нравственного воспитания старших школьников.

131. Дисс.канд.пед.наук. Ленинград, 1978.

132. Мирзоев Ш.А. Традиции и обычаи горцев. Ростов-на-Дону, 2004.-204с.

133. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Пятигорск, 1996. -120с.

134. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990. - 415с.

135. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию.- М., 1990.

136. Мамардашвили М. К. Осмелиться быть.: Философские проблемы культуры // Наше наследие.- М., 1988.- № 3.144. Мардахаев Л.В.145. Мардахаев Л .В.146. Мардахаев Л.В.

137. Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности. // Педагогика, 1994, №4.

138. Мартин Лютер. Краткий катехизис. Wores wide printing duncan-ville, USA, 2000.-319c.

139. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Школа-Пресс, 1994. - 223 с.

140. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М.: Школа-Пресс. 1994.-95с.

141. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация. Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991.

142. Монтень М. Опыты. Избр. произ. В 3-х томах. М.: Голос, 1992.

143. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. 4.1. М.: Ин-т практической психологии, 1997. - 365 с.

144. Моллаева О.Д. Этнопедагогика дагестанцев: история, современность. 4.1 .-Махачкала, 2005.- 256с.

145. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: Методические рекомендации. - Махачкала, 1999. - 147с.

146. Нахимов Г.В. Героический эпос ненцев. М.: Север- 1994.-356с.4

147. Ф 157. Настольная книга для родителей. Минск: Народная Асвета,1987.- 174с.

148. Народы России. Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.

149. Нации и этносы в современном мире: Слов. справ./ Ред. М. Н. Росен-ко-СПб.: Петрополис, 1999. - 132 с.

150. Никитина JI. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога. // Воспитание школьников.- 2001.• 161. Никитина JI. Основные направления и методы социально4педагогической работы. // Воспитание школьников.-2001.

151. Никитина JI. Функции и роли социального педагога./ Воспитание школьника. -299.-№6.

152. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания, // Педагогика, 1998, №3.-С. 3-10.

153. Обучение социальной работе в России. Программы и технологии / Под ред. Арнольдова А.И. М.: АСОПиР РФ, 1998. - 192 с.

154. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство,• 1996.-372с.

155. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1999.-940с.

156. Отечественный журнал социальной работы.- 2002.- №№1,2. Отчистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя. // Начальная школа, 1996, №6. С. 68-69.

157. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала, 1969. - 300с.

158. Очерки истории Дагестана. Т.2. Махачкала, 1978. - 248с.

159. Памела С.Марр, С.Кеннеди. Воспитание в нетипичных семьях. В кн.: Помощь родителям в воспитании детей. Перев. С англ. Прогресс, 1992, с. 148.

160. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. -1995.- №1. -С. 101-103.

161. Питюков В. Ю. Педагогическая технология в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореф.дис.канд.пед. наук.- М., 1994.-23с.

162. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.175. 177. Павлова М.П. Педагогическая система А. С. Макаренко. -М., 1963.-396с.

163. Педагогика. Экспериментальное учебное пособие. 4.1. Пятигорск, 1992.

164. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 1999. - 544с.

165. Педагогическая энциклопедия. М., 1966. Т.З.

166. Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М. Знание, 1971. -78с.

167. Педагогический вестник. Выпуск 1. -Черкесск, 1997. 52с.

168. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука. 1991. -218с.

169. Пирлиев К. Народная педагогика и современность. Ашхабад, 1983.

170. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии. // Педагогика, 1992, №№7,8.-С. 28-32.

171. Попов Л.А. Воспитательный потенциал семьи М.: ЛАДА, 2004 - 296с.

172. Примерное содержание воспитания школьников. М.: Просвещение, 1989.-144с.

173. Практическая психодиагностика (методики, тесты, технологии). Изд-во Бахрах, Самара. 1998, 669 с.

174. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -240с.

175. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб: Акцидент: Ленато, 1994. - 135 с.

176. Родноза Н.Ш. О поощрении и наказании детей в семье. Минск 1997.

177. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина. -М., 1986.

178. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. Дисс. канд.пед.наук. -М., 1980.

179. Росс Л. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии: Учеб. для вузов/ Л. Росс, Ричард Э. Нисбетт; Пер. с англ. В. В. Румынского. М.: Аспект Пресс, 1999.- 209с.

180. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992.-191с.

181. Сафарова Н.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент, 1989.

182. Сенько В.Г. Учителя и родители. Минск: Нар. асвета, 1984. -104 с.

183. Серова Н.Н. Культура межнационального общения. Минск, 1986.

184. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 2004. - 346с.

185. Синкевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. Санкт-Петербург, 1994. - 176с.

186. Сластенин В. А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды. Серия: психолого-педагогические науки. -М.:МПГУ. 1995.-С. 13-15.

187. Сластенин В. А. Социальный работник: личность и профессия // Социальная работа. Вып.6. - М., 1992. - С. 10-12.

188. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель JI.B. Мардахаев. -М.2002.

189. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. Матер,межд. семинара. Институт молодежи. М., 1992, с. 140.

190. Словарь по этике. М., 1989. - 445с.

191. Словарь рифм. Словарь синонимов. М.: Терра, 1996. - 334с.

192. Слива Н.М. Воспитание ребенка в сельской семье в прошлом и настоящем. // Отдел.РАН. Этнография. Махачкала, 1969. -С.93.

193. Смирнова Я.С. Семья и быт народов Северного Кавказа. М., 1983.-264с.

194. Супрунова JI.JI. Проблемы этнорегиональных исследований в сравнительной педагогике. // Семейная этнопедагогика и современная школа: Материлы межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2004. -С. 54-63.

195. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политическая литература, 1976. - 216с.

196. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1961. -246с.

197. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3 т. М.: Педагогика, 1980, Т.1. - 560с.

198. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М.,1978.- 95с.

199. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев, 1978. -240с.

200. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура воспитания учащегося. М., 1992. - 47с.

201. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание. // Педагогика, 1993, №2.-С. 38-40.

202. Талызина Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы.- 1986.- № 3.

203. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1996.

204. Топчий J1.B. Актуальные проблемы развития личности социального работника // Семья в процессе развития (материалы международной научно-практической конференции). -М., 1993. 169 с.

205. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политическая литература, 1989.-573с.

206. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., допол.-М. .'Азбуковник, 199. 944 с.

207. Тхагажоев А.Т. О некоторых моральных поучениях ислама. -Нальчик. 1976.-88с.

208. Ушинский К.Д. Собр.соч., Т. 1,2,6. М.-Л. 1948.

209. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6-ти т. Т.1, 2.3. М.: Педагогика, 1989.-512с.

210. Федоров Н. Ислам не навязан России извне. // Российская газета, 1993, 13 мая.

211. Федорова Л.Л. Этнопедагогическая общность традиций нравственного воспитания народа Саха (республика Саха) и коренных народов Аляски (США). Автореф. канд. пед.наук. М., 2004. - 20с.

212. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взглядсквозь десятилетия. // Воспитание школьников, 1993, №6 С. 46-50.

213. Фатыхова A.JI. Профессиональное развитие личности социального работника в системе регионального педагогического образования: Автореф. Дисс. к.пед.н.- М., 2004. 21 с.

214. Филонов Л.Б. Методика контактного взаимодействия. / Формы и методы воспитательной работы с педагогически защищенными детьми. М, М.,80 с.

215. Фролов С.С. Основы социологии. Учебное пособие. М.: Юристь, 1999. - 417с.

216. Фирсов М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни // профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993. - С.91-94.

217. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М.: Просвещение, 1988. - 207с.

218. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учеб.завед. -М., 1998,-360с.

219. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1986. - 703с.

220. Харчев А.Г. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье. -М.: Слово. 300с.

221. Ханбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальной школы. // В кн.: Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Вып.2, Казань, 1976.

222. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. // В кн.: Из истории народного образования Адыгеи. Ростов-на-Дону, 1975.

223. Чарикова Е.Н. Культура межнационального общения и школа. //Педагогика, 1991,№12.С. 18-20.

224. Чернокозова В. Об этике учителя. // Воспитание школьников, 1993, №4.-С.17-19.

225. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии народовСеверного Кавказа. Краснодар, 2002. - С. 85-150.

226. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность. -Махачкала, 1990.-159с.

227. Шмерлинг СБ. Традиции семьи. Свердловск, 1988.

228. Школа и мир культуры этносов: труды Института национальных проблем образования Российской Федерации / Гл. ред. М.Н. Кузьмин.-Владикавказ: Ир, 1994.

229. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997. 174с.

230. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., - Ставрополь, 1991.

231. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманистического образования: состояние и перспективы. -М., -Ставрополь, 1991.

232. Щуркова Н. Этическое воспитание. // Воспитание школьников, 1996, №4. -С. 9-11.

233. Эльконин Б.Д. Психологическое развитие в детских возрастах. М., - Воронеж, 1995.-416с.

234. Эльконин Б.Д. Психология игры. М.: 1978. - 302с.

235. Этнопедагогика. Программы и методические указания. Сост. Арабов И.А., Батчаева Х.Х-М. Карачаевск, 1995. - 51с.

236. Яковлева Т.В. Методическая система использования текстов по народной педагогике. // Начальная школа. 1998, №1.

237. Johnson D.W., Johnson R.T., Cooperative Learning One Key to

238. Computer Assisted Learning // The Computing Teacher. -1985. -Oktober, p. 11.

239. Gump P.V. The school as a social situation // An. Rev. Psychol, 1980. 31. P. 533-582.

240. Banks JA. An introduction to multicultural education. Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1999.

241. Banks JA., Banks CA. (eds.). Handbook of research on multicultural education. New York: Macmillan, 1995.

242. Duijker H., Freida N. National character and national stereotypes. -N.Y., 1980.

243. School psychology: essentials of theory and practice / ed. by Т. B. Gutkin, C. N. Reynolds. N. Y., 1984.

244. Sarason S. The culture of school and the problem of change. Boston, 1982. Sharan Y., Sharan S. Training of teacher for cooperative learning // Educational technology. 1991. V. 31 (12).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 230092