"Восток-Запад" в живописи Николая Рериха тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения Короткина, Людмила Васильевна

  • Короткина, Людмила Васильевна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 472
Короткина, Людмила Васильевна. "Восток-Запад" в живописи Николая Рериха: дис. доктор искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2001. 472 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Короткина, Людмила Васильевна

Введение.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. Рерих в художественной жизни 1890-х

1900-х годов.

Глава 2. Восток в творчестве Рериха 1900-х - 1910-х годов.

Глава 3. Зарубежный период творчества Рериха

-1947.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Восток-Запад" в живописи Николая Рериха»

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанут Небо с Землёй на Страшный Господень Суд.

Но нет Востока, и Запада нет что племя, родина, род!)

Если сильный с сильным лицом к лицу у края Земли встает.

Редьярд Киплинг

Темой настоящей диссертации являетя творчество Н.К.Рериха в аспекте проблемы "Восток - Запад". К многогранной деятельности этого художника обращалось множество исследователей, она давно стала предметом пристального внимания. Касались также проблемы Востока и Запада в его искусстве. Исследователи говорили об интересе Рериха к Индии, о его стремлении найти общие основы культур Востока и Запада, публиковали материалы экспедиций по Индии, Тибету, Монголии, Манчжурии и литературные произведения самого Рериха, его письма, дневники, воспоминания. В изучении творчества художника исследователи находят все новые и новые грани.

Рассматривается работа Рериха в области культуры, охраны памятников, археологические открытия, работа института Урусвати, основанного Рерихом в Гималаях. Что же касается искусствоведения, то до сих пор не появилось объективного исследования творчества Рериха с привлечением новых и малоизвестных материалов. Более всего изучена его театрально-декорационная живопись как наиболее конкретный вид художественной деятельности, привязанный к определенным сюжетам и условиям постановок. Однако, и здесь есть лакуны. Наряду с серьзными и важными для изучения творчества Рериха трудами появилось множество наслоений, далеко уводящих от подлинного понимания жизни и творчества художника. Создан своего рода миф о Рерихе. Затрагиваются даже вопросы политики. Так, в связи с тем обстоятельством, что художник посетил в 1926 году Советскую Россию, определенные службы ряда стран заподозрили его в шпионской деятельности. Недавно были опубликованы интересные материалы - документы британской разведки, показавшие полную несостоятельность этих подозрений. В некоторых публикациях последнего времени поднята почти фантастическая тема о проникновении Рериха в Тибет в поисках оккультных знаний. В общем, личность Рериха постепенно обволакивается неким мистическим облаком, туманом, в котором становится трудно увидеть образ художника.

Фигура Рериха значительна, масштабна. Это был человек великого творческого дара. Его талант проявился во многих областях - в живописи, литературе, педагогической и общественно-просветительской деятельности, публицистике. Рерих оставил поразительное по разнообразию и значимости наследие, изучением которого занимаются географы, философы, литературоведы, культурологи, археологи и специалисты ряда других профессий. Но Рерих был прежде всего художником. Именно художественная часть его наследия избрана нами для исследования в настоящей диссертации. Мы рассматриваем проблему взаимосвязи культур Востока и Запада в живописи Рериха. Объектом данного исследования является живописное наследие Рериха (1890-х-1947 годов). Предмет исследования - взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в творчестве Рериха.

Изучение особой синтезирующей манеры Рериха дает возможность осмыслить многие художественные особенности живописи XX века. Проблема своеобразного синтеза различных культур, в частности, восточной и западной, требует своего глубокого изучения и осмысления, поскольку тенденция у художественному синтезу, ярко проявившаяся к XX веку, становится одной из важнейших на пути развития искусства. Изучение творческого наследия Рериха в аспекте проблемы западной и восточной традиции в его живописи будет способствовать решению многих проблем, связанных с пониманием искусства XX века в целом, В этом заключается актуальность нашей работы и ее теоретическая значимость.

Цель исследования - процесс формирования в творчестве Рериха художественной картины мира на основе синтеза культур Востока и Запада.

Основные задачи работы: уточнение места Рериха в художественной жизни России, исследование начала формирования идеи синтеза культур Востока и Запада; раскрытие синтеза культур Востока и Запада через символику образов в произведениях Рериха; анализ индийского периода творчества Рериха с позиций идеи единства мировых религий.

Из вышесказанного вытекают практические задачи: анализ и атрибуция малоизвестных и вновь выявленных произведений, документов и эпистолярного наследия, рассмотрение исторических ориентиров Рериха в его творчестве 1900-х годов: обращение к русской иконописи, национальному фольклору, к русскому и византийскому монументальному искусству, к западноевропейскому рыцарскому Средневековью, к Индии и Тибету, -вопреки существующему в исследованиях утверждению, что Рерих увлекался лишь "древним славянством и средневековой Русью". В своем творчестве Рерих объединил широкий спектр традиций и образов не только в сюжетных основах, но и в стилистическом, символическом их воплощении. Раскрытие этой особенности его искусства, синтеза идей и форм - одна из задач предлагаемой диссертации; исследование тибетской и индийской темы не только в зарубежном периоде жизни Рериха, но и в его творчестве 1900-х - 1910-х годов. Эта задача обусловлена господствующим в литературе утверждением, будто бы Рерих, интересуясь искусством стран Востока, познакомился лишь во время своих экспедиций по Центральной Азии с символикой, преданиями и памятниками культуры Индии, Тибета и Монголии, и именно в зарубежный период жизни, в Индии, отразил их в своем искусстве. Однако, уже в первое десятилетие XX века Рерих был единственным в России художником -специалистом по культуре этих стран. Это подтверждает анализ его творчества; составление научной биографии Рериха в виде "Хроники" его жизни; создание аннотированного каталога монументально-декоративных произведений Рериха - как наименее изученной части его жизненного наследия.

Задачами обусловлена структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и примечаний, снабжена списком использованной литературы и архивов. Включает три приложения: I) "Хронику жизни Н.К.Рериха", 2) каталог монументально-декоративных произведений Рериха (1901 - 1930) и 3) альбом иллюстраций. Основной иллюстративный материал - более 300 иллюстраций - содержится в монографиях "Рерих" (СПб, Художник России. Золотой век. 1996) и "Творческий путь Николая Рериха"(СПб, АРС. 2001).

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Короткина, Людмила Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации впервые рассмотрена проблема взаимосвязи культур Востока и Запада в живописи Рериха 1900 -х - 1947 годов. Проанализирован процесс формирования художественной картины мира на основе двух культур, раскрытый через символику и стилистику образов в произведениях художника. Индийский период творчества Рериха исследован с позиций идеи единства мировых религий.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проанализированы работы Рериха: композиция "Сокровище ангелов. Часть эскиза стенописи усыпальницы" (1904- 1905), в которой прозвучала идея синтеза культур Востока и Запада; эта картина определила всю последующую творческую деятельность Рериха. Объединяя образы культурного наследия Индии, Тибета, Палестины, средневековой Европы и Древней Руси, Рерих проводит мысль о синтезе культур.

Эта идея воплощена и в других работах - станковых и монументально-декоративных: в картине "Гнездо преблагое"(1912 г.), в эскизе мозаики к памятнику А.И.Куинджи (1913), в цикле панно 1914 года, состоящем из четырнадцати больших холстов, выполненных по заказу коллекционера Л.С.Лившица для молельни на его вилле в Ницце; панно "Мудрость Ману"(1916). Исследованы символические образы церковных росписей и мозаик Рериха, которые проходят лейтмотивом через многие его произведения русского и зарубежного периодов творчества (библейский образ "Древа жизни", "Царица Небесная над рекой жизни", "Камень мудрости", тема чаши, горы и проч.).

Рассмотрены: тема Индии и Тибета в произведениях Рериха 1900-х — 1910-х годов и научные источники, послужившие основой для его произведений. Выявлена история постановки пьесы А.М.Ремизова "Трагедия об Иуде, принце Искариотском"(1909), уточнены названия эскизов к этой пьесе, рисунки к опере Р.Вагнера "Тристан и

Изольда"(1912) и проанализирована их цветовая символика, а также собраны историко-документальные сведения о культурно — просветительской деятельности Рериха 1920-х - 1940-х годов.

Атрибутированы: эскиз "Синяя роспись"(1906), отнесенный к замыслу оформления церкви Покрова Богородицы в селе Пархомовка под Киевом (арх. В.А.Покровский, 1903 - 1907); уточнена дата создания эскшов мозаик для Троицкого собора Почаевской Лавры (арх. А.В.Щусев, 1906 - 1910); эскиз "Спас"(ГРМ), ранее предположительно связанный с росписью моленной на вилле Л.С.Лившица в Ницце (1914), определен нами как эскиз осущественной росписи в часовне св.Анастасии во Пскове (арх. А.В.Щусев, 1913); датировано 1909 годом письмо Андрея Белого Э.К.Метнеру о Рерихе как специалисте по Востоку.

В диссертации выявлены и введены в научный обиход: рисунки, связанные с картинами "Гонец"(1897) и "Идолы"(1900-е), более тридцати произведений Рериха - панно, мозаики и эскизы росписей для церквей: Петра Павла под Шлиссельбургом (арх. В.А.Покровский, 1906), Покрова Богородицы в селе Пархомовка под Киевом (арх. В.А.Покровский, 1907), архивные материалы, относящиеся к работе Рериха в Обществе имени А.И.Куинджи, Лиге Образования, в возрожденном "Мире искусства", а также интервью Рериха, найденные в газетах и журналах 1900-х - 1920-х годов, в которых художник говорит об идейных аспектах своих произведений. Картины (1921 - 1923) из собраний США и Германии.

Впервые опубликованы обнаруженные диссертантом архивные материалы по экспедиции Рериха (дневник 1925 года) и воспоминания о художнике Л.Я.Нелидовой - Фивейской (актрисы и поэта, эмигранта первой волны), относящиеся к пребыванию Рериха в Америке. Установлена дата воспоминаний — 1929 год.

Рерих оставил также большое графическое наследие, требующее специального изучения. В данной работе автор лишь коснулся некоторой его части.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.