Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: на материалах Смоленской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Амельченков, Владимир Леонидович

  • Амельченков, Владимир Леонидович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 235
Амельченков, Владимир Леонидович. Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: на материалах Смоленской области: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Смоленск. 2010. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Амельченков, Владимир Леонидович

Введение.

Глава I. Историография и источники.

§1. Историография.

§2. Источники.

Глава II. Русская Православная Церковь на Смоленщине и ее социальная роль в условиях нацистской оккупации 1941-1943 годов.

§ 1. Церковная политика Советского государства накануне войны и ее реализация в Смоленской области.

§2. Русская Православная Церковь в нацистских планах и их осуществление на Смоленщине.

§3. Особенности деятельности Русской Православной Церкви в Смоленской .области в условиях оккупационной власти.

Глава Ш. Взаимодействие Советского государства и "общества с Русской Православной Церковью в Смоленской области на завершающем этапе войны (1943-1945 годы).

§ 1. Формирование новой системы государственно-церковных отношений и их развитие в Смоленской области.

§2. Взаимоотношения Русской Православной Церкви с населением освобожденной Смоленщины.

§3. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Смоленской области.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов: на материалах Смоленской области»

В- течение всего послевоенного периода и в настоящее время изучение вопросов, связанных с историей Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов, является однимиз основных направлений российской исторической-науки. Великой Отечественной войне - посвящено множество, научных исследований, однако многие проблемы еще не нашли надлежащего освещения' в отечественной науке. К числу таких вопросов относится проблема влияния Русской Православной Церкви как социального института на государственную и общественную структуру России военного-времени:

Актуальность темы исследования определяется той значимостью, которую до сих пор сохраняет Великая-Отечественная война 1941-1945 годов в истории России и всего мирового сообщества.

Сегодня вопросам - развития Русской' Православной Церкви, включая ее деятельность в кризисные^ периоды истории, каковым явилась Великая Отечественная война, уделяется^ пристальное научное и общественное внимание. При этом, несмотря на значительное количество литературы,, посвященной вопросам церковного генезиса в военное время, проблема воздействия Церкви на социальную сферу общества и его последствия по-прежнему остается одной из малоисследованных и наименее изученных.

В современной быстро меняющейся международной обстановке довольно часто прослеживаются отдельные попытки пересмотреть итоги минувшей войны и открытой ее фальсификации. Данные действия не исключают и угрозы для национальной безопасности России, учитывая, что их широта все возрастает. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны является одним из сложнейших вопросов науки в связи с тем, что возрождение масштабной церковной деятельности в нашей стране связано с оккупационным периодом. Поэтому для того, чтобы не допустить подлогов и использования единичных фактов вне исторического контекста, в интересах отдельных политических сил, означенная^ проблема нуждается в детальном и объективном исследовании.

После долгого периода государственно-церковного противостояния

Русская Православная Церковь стала* активным* участником общественной и государственной жизни современной России. Для активизации» этого взаимодействия необходимо детальное изучение исторического опыта, что позволит избежать ошибок и в полной мере задействовать позитивный потенциал.

В последние десятилетия, в научный оборот был введен значительный массив ранее недоступных источников и материалов. Одновременно с этим исследователи получили доступ к огромному пласту ранее секретных документов. Это создает благоприятную- почву для объективной научной оценки влияния Православной Церкви как социального института на общество военной поры.

Поднятая в диссертации проблема неразрывно связана с таким понятием, как патриотизм, которое, по существу, является краеугольным камнем нравственного возрождения молодого поколения страны и ее модернизации.

Историографический анализ трудов, относящихся к проблематике представленного исследования, дает основание систематизировать всю имеющуюся литературу на два периода: первый период охватывает время от начала Великой Отечественной войны до конца 1980-х годов и может быть охарактеризован как советский; второй — постсоветский - получил развитие с начала 1990-х годов и продолжается до настоящего момента. Причем постсоветский период в количественном и качественном выражении значительно превосходит работы советской историографии по интересующей проблеме. Однако совершенно справедливо можно утверждать, что именно в советский период в предельно короткие сроки двух послевоенных десятилетий была сформирована объемная база фактического материала и определены концептуальные подходы к истории Великой Отечественной войны, отдельные из которых не теряют своей истинности до сих пор. Материал, изложенный в 4 советских книгах и статьях, вместе с исследованиями последних лет создает прочную платформу для достижения поставленной цели.

В советский период в отечественной* историографии практически полностью отсутствовали работы, посвященные истории Русской Православной Церкви в* годьь войны. Этот историографический пробел был восполнен российскими историками в предельно короткие сроки- двух минувших десятилетий. Исследователям удалось не только комплексно изучить развитие государственно-церковных отношений- в военный период на примере всей страны и других государств, но и детализировать этот процесс на уровне отдельных регионов. Из ряда подобного рода работ выпадает Смоленская область, занимающая в истории Великой* Отечественной войны особое место. Сегодня можно говорить о существовании серьезной научной, общественной и государственной» потребности в изучении данного вопроса в границах Смоленской области. Именно- это обстоятельство существенно дополняет базовые положения актуальности представленного исследования.

Другой аргумент, усиливающий актуальность диссертационного исследования, вытекает из неравномерной разработки всех страниц истории Русской Православной Церкви и государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны. Анализ изученной литературы показывает, что отечественные исследователи в первую очередь уделяют внимание изучению взаимосвязи Церкви и власти и ее трансформации. Вопросам же, рассматривающим другую плоскость, а именно - взаимодействие Церкви и общества, уделено незначительное внимание. С точки зрения автора, именно вопрос о той роли, которую играла Русская Православная Церковь в жизни социума, оказавшегося в критических условиях жесточайшей войны, имеет большое значение.

Объект исследования: социум Смоленской области в годы Великой <■ Отечественной войны.

Предмет исследования: изменение в социальной жизни общества и его ч духовно-религиозной составляющей в период Великой Отечественной войны. 4

1 5

Хронологические рамки> исследования выходят за временные рубежи Великой Отечественной войны (22 июня 1941- — 9^мая 1945)> и* определяются1 периодом с середины 1920-х по- 1946 f год включительно. Расширение хронологии исследования связанно с необходимостью изучения развития религиозной политики в СССР в предвоенный период и анализом-последствий изменений, произошедших в военное время и в первые послевоенные годы.

Географические рамки исследования определяются территорией Смоленской области накануне Великой Отечественной войны, которая значительно превышала нынешние границы Смоленщины. После областного деления, проведенного в 1944 году, часть районов; ранее находившихся в составе Смоленской области, стали значительной частью вновь образованных Калужской и Великолукской областей. Численность, жителей > (согласно переписи населения 1939 года) - 2686 тыс. человек1, территория и особенности географического и военно-стратегического положения позволяют определить исследуемый регион как Западный край России;

Исходя из оценки историографии и актуальности темы, автором определена цель исследования, которая заключается в изучении влияния Русской Православной Церкви как социального института на российское общество военной поры.

Достижение сформулированной цели исследования требует решения следующих научных задач:

- провести анализ историографии и источников по сформулированной теме;

- определить, в какой мере в предвоенный период Советскому государству удалось реализовать свою антирелигиозную политику в Смоленской области;

- проанализировать роль нацистских захватчиков в возрождении Церкви и Православия в годы Великой Отечественной войны;

- раскрыть роль Русской Православной Церкви в советском социуме военной поры;

- проследить, трансформацию/ государственно-общественно-церковных отношений в различные периоды Великой Отечественной войны;

- охарактеризовать, вклад Русской Иравославнош Церкви; в i общую Победу.: . " • ' ■

Методологическая основаi диссертации, базируется» на комплексном подходе, общенаучных теоретических методах научного познания и- анализа общественных явлений, включающего принципы историзма и объективности, а также специальных методах исторического исследования (сравнительно-исторический метод, причинно-следственный анализ связей между историческими событиями); Ретроспективный, метод позволяет выявить особенности государственно-церковных отношений и влияния Русской Православной; Церкви как социального института на российское- общество-военной поры. Критическая интерпретация фактографии предполагает непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем,- вынесение:' суждений, опирающихся наг процесс осмысления совокупности фактов. Примененный , для

I . ■ " анализа темы диссертации историко-эволюционный подход позволяет использовать включение изучаемой проблемы, в . общий поток исследований социального, развития России. Кроме того, в работе; использованы социокультурный и статистический? методы обработки информации. Исследование проведено в проблемном и историко-описательном; ключе.

Источниковая база диссертации представлена многочисленными документами и материалами, которые можно подразделить на две большие группы: опубликованные источники и неопубликованные.

К опубликованным источникам относятся: официальные документы, документы, содержащиеся в специальных сборниках, материалы периодической печати, статистическая информация. Необходимо отметить, что опубликованных документов, непосредственно посвященных настоящему исследованию, сравнительно немного. Особенно данное утверждение относится к документам и материалам, содержащим в себе информацию о церковном строительстве в годы, войны» и развитии религиозных отношений в СССР, публикация которых началась с конца 1980-х годов.

Неопубликованные источники, составляющие основу диссертационного исследования, представлены документами трех центральных архивов: Государственного архива Российской Федерации; Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива экономики; и трех региональных архивов: Государственного архива Смоленской области, Государственного архива новейшей истории Смоленской области, Архива Управления Федеральной службы безопасности по Смоленской области. В общей сложности в шести указанных архивах изучено двадцать два фонда.

Научная новизна и теоретическое значение диссертационного исследования заключаются в комплексном подходе к изучению проблемы влияния Русской Православной Церкви на социально-политическую обстановку в российском обществе в период Великой Отечественной войны. В ходе реализации поставленных задач в научный оборот был введен значительный пласт ранее неиспользовавшихся документов и материалов, хранящихся в шести центральных, , региональных и ведомственных архивохранилищах.

В исследовании проанализирована антирелигиозная политика Советского государства в предвоенный период. Изучены механизмы и методы, использовавшиеся властью в борьбе с Церковью и Православием. Определены последствия этой политики в военных условиях. Раскрыта роль нацистских захватчиков в процессе церковно-религиозного возрождения на Смоленщине в период вражеской оккупации 1941-1943 годов. Определены масштабы данного явления на оккупированной территории области и роль Смоленской епархии в социуме территории, находившейся под властью захватчиков. Проанализированы изменения в политике СССР в отношении Русской Православной Церкви и ее реализация на территории Смоленской области. В диссертации определено место Церкви в социальной структуре общества, 8 оказавшегося в критических условиях существования, вызванных войной. Показано, что именно широта и глубина кризиса, разразившегося в результате вражеской агрессии, и огромный религиозный потенциал народа- явились главными причинами восстановления? Православной Церкви в годы* Великой Отечественной войны.

В исследовании изучен вклад Смоленской* епархии в общую Победу над врагом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы, дают возможность более полно представить процесс развития государственно-церковных отношений, а также воздействия Православной Церкви на социальную сферу российского общества на примере отдельной области. Научно-теоретические положения и выводы диссертационного исследования,' равно как и выявленные в ходе работы материалы, могут быть использованы при подготовке научных трудов, посвященных истории Великой Отечественной войны и Русской Православной Церкви; создании учебных курсов как для светских, так и для богословских учебных заведений; написании учебников, учебных пособий по региональной и общероссийской истории; при разработке программ по патриотическому воспитанию граждан. Представленная диссертация будет способствовать сближению позиций официальной науки и богословия. Результаты исследования могут способствовать последующим аналогичным научным изысканиям по проблеме государственно-церковных отношений и влияния Православной Церкви на социальную сферу общества в период войны на региональном уровне.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования представлены в одной монографии и одиннадцати статьях, две из которых опубликованы в журналах, входящих в перечень ВАК. Различные аспекты диссертационного исследования были апробированы на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, в частности: ежегодных Авраамиевских 9 чтениях (Смоленск, 2003-2009), IV Международной научно-практической конференции «Роль Смоленска в истории Российского государства» (Смоленск,

2007), всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых ученых «Власть - общество - личность в истории России» (Смоленск,

2008), а также на заседании кафедры истории России Смоленского государственного университета. Автор — член Координационного совета при Администрации Смоленской области по развитию духовно-нравственного воспитания, член Совета по культуре и искусству при Администрации города Смоленска, член редакционной коллегии журнала «Смоленские епархиальные ведомости».

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав с восемью параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Амельченков, Владимир Леонидович

Заключение

Проведенное исследование показало, что, несмотря на пристальный и постоянный интерес к вопросам, истории Великой Отечественной войны, многие ее страницы нуждаются в дополнительном, изучении- и исследовании. К числу подобных проблем относится вопрос о влиянии, на советское общество Русской Православной Церкви в критических условиях войны. Анализ многочисленной литературы показал, что в отечественной науке непосредственно под таким углом зрения вопросы церковного и социального развития в военный период не изучались. В значительной степени за последние десятилетия была глубоко исследована проблема взаимоотношений Церкви и власти в годы войны, но работы, анализирующие отношения Церкви и социума в критической обстановке военного времени, единичны.

Значительный пласт литературы, прямо, или косвенно посвященной сформулированной в диссертационном исследовании проблеме, изначально группировался по двум отдельным направлениям. Первое, развивающееся уже более 60-ти лет, включает в себя многочисленные исследования, посвященные жизни советских людей в годы войны и социальным процессам и явлениям. Второе, получившее свое развитие после демократических преобразований в нашей стране, представляет собой достаточно молодое направление в науке и изучает развитие церковно-религиозных отношений в России, в том числе и в военный период. До настоящего времени фактов пересечения двух этих направлений, а именно влияния Церкви, как социального института, на развитие российского общества военной поры, не отмечено. Между тем поставленная в диссертации проблема не замыкается рамками одной исторической науки, а является перспективным направлением в науках всего гуманитарного цикла (социологии, политологии и др.).

Сложность и масштабность сформулированной проблемы в рамках всей страны обуславливает необходимость детального ее изучения на примере конкретных регионов. В представленной диссертации в качестве такого региона

173 выбрана: Смоленская? область - субъект Российской Федерации, оказавшийся! в годы, войны в эпицентре основных событий; (боевые действия, оккупационный период, партизанская война и пр.).

• В довоенный- период советская государственная- машина использовала, различные методы в борьбе с Православием. Первоначально предпринимались попытки осуществления антирелигиозной политики пропагандистскими методами. Однако материалы Смоленской области показывают, всю несостоятельность действий власти в указанном направлении. Деятельность «Союза воинствующих безбожников»^ на который была возложена ответственность за реализацию антирелигиозной агитации* на Смоленщине, практически не имела результата., Не удалось развить раскол внутри Церкви, оказывая поддержку обновленческому движению. Так, по данным за 1935 год, священнослужителей «обновленческого направления» в Западной области, насчитывалось не более 20%. к общему числу духовенства канонически-легитимной Патриаршей Церкви1. Такое соотношение сохранится в области и в; последующем периоде до! начала активной работы репрессивного аппарата.

В; дальнейшем региональной властью так же, как и по всей территории страны, где Православие имело; глубокие корни, был взят курс на административно-законодательные и силовые методы борьбы с Русской Православной Церковью; На Смоленщине эти мероприятия проводились ускоренными темпами. Буквально за пять лет в области были закрыты практически все храмы (кроме четырех, , действующих на 1941 год) и репрессированы сотни священников. Только в период 1937-1938 годов по печально известной 58-й статье на. Смоленщине было расстреляно около 200 священнослужителей. К началу войны властным и карательным структурам Смоленской области практически удалось полностью уничтожить внешние проявления религиозной жизни. Однако ликвидировать внутреннюю морально-нравственную основу Православия в советском социуме власть не смогла.

Как свидетельствуют материалы Смоленской области, социум сохранял большой религиозный потенциал и возможности к самоорганизации

174 религиозно-церковной жизни. Именно этот факт объясняет стремительный процесс восстановления Церкви* как социального института и Православия в период оккупации.

На основании проведенного исследования достаточно сложно судить о позитивных последствиях для Советского государства жесткой антирелигиозной политики накануне Великой Отечественной войны, но ее негативные последствия очевидны. Эти действия отнюдь не способствовали консолидации общества и явились еще одним клином, разъединявшим власть и народ. В дополнение к этому можно утверждать, что, осуществляя враждебную политику по отношению к Русской Православной Церкви, Советское государство лишило себя мощного патриотического ресурса, который был так необходим в борьбе с грозным, врагом. В подтверждение данного вывода можно напомнить о масштабах патриотической работы Русской1 Православной Церкви и Смоленской епархии в годы Первой мировой войны. В тот период епархия задействовала все имевшиеся ресурсы и являлась активной общественно-государственной структурой, участвовавшей в борьбе с врагом. Не говоря о духовно-нравственной опоре, епархия внесла огромный вклад в решение вопросов, связанных с содержанием и лечением раненых, помощью беженцам и сиротам, сбором средств и пр. Только на содержание епархиальных коек в лазаретах губернии за 1914-1915 годы Смоленской епархией было пожертвовано более 32 тыс. руб. .

В отличие от советской власти, которая, осуществляя свою антирелигиозную политику, имела негативные результаты, нацистские захватчики сразу же стали проводить религиозную политику, способствовавшую укреплению их позиций на оккупированной территории. * Именно с оккупационным периодом связано церковное возрождение на

Смоленщине и других областях захваченной территории. Настоящее исследование показало, что в период оккупации произошло возрождение

Смоленской епархии как структурного элемента Православной Церкви, было ! открыто не менее 72 храмов. Данное возрождение было осуществлено

175 священниками, пережившими невиданные в истории гонения и осознававшими; какая великая историческая^ миссия^ возложена- на них. Измученное многолетним, воинствующим' безбожием, репрессиями, ужасами войны население вновь получило возможность отрыто, исповедовать свою веру, посещать храмы; участвовать в церковных таинствах и' обрядах, молиться- о здравии своих родных и близких и, прежде всего, тех, кто сражался на фронте.

В жестких условиях оккупации Церковь стала важным духовным звеном в социальной структуре общества. Материалы Смоленской области показывают, что на территории, где развернулась широкомасштабная партизанская борьба, позиция нейтралитета позволяла Церкви сохранить свою структуру и осуществлять исторически принадлежавшие ей функции. Именно эта позиция наряду с другими факторами давала народу силы выжить втяжелейших условиях оккупации.

Важной для представленного исследования проблемой является вопрос — стала ли Церковь союзницей оккупационных властей? Материалы Смоленской области дают нам однозначный ответ — нет. И данный вывод характерен не только для Смоленщины, но и для всего западного региона, современной Российской Федерации. Это подтверждается развитием отношений Церкви и оккупационных властей в Калининской, Калужской и других областях. Церковь была необходима захватчикам, как .один из эффективных инструментов насаждения своего «нового порядка» и, борьбы с большевизмом и советской властью. Но говорить о том, что разрешительные действия оккупантов в отношении церковной жизни представляли собой- взвешенную политику, преследовавшую своей целью возрождение Православия, значит противоречить истине. Развитие Православия неизбежно влекло бы за собой подъем национального самосознания, что не входило в планы нацистов по отношению к России. По этой же причине в 1942 году германское командование ограничило пребывание на советской оккупированной территории русских эмигрантов, мечтавших о возрождении России. Нацисты не предложили никакой" альтернативы большевизму, уготовив, советскому народу рабскую-участь.

Многочисленные факты дают нам основание рассматривать оккупантов не как организаторов возрождения Православной! Церкви, а как разрушителей той структуры, которая' в довоенной советской действительности сдерживала процесс религиозно-церковного развития.

Катастрофическое для Советского Союза начало Великой Отечественной войны заставило власть задействовать .все имевшиеся ресурсы для отражения вражеской агрессии. На этом фоне Советское государство пошло на радикальную корректировку своей религиозной политики. Справедливо говорить, что с 1943 года Русская Православная Церковь стала официальным союзником власти и государства в борьбе с агрессором. И для реализации своего патриотического потенциала Церкви» было дозволено воссоздать собственную структуру и вести религиозную деятельность (в ограниченном варианте). Созданием Совета по делам Русской Православной Церкви власть не только поставила Церковь под жесткий контроль, но и подчеркнула авторитет и статусную позицию Церкви в структуре Советского государства. Мы можем считать, что это была временная уступка советской партийно-государственной системы в период критической ситуации, когда решался вопрос о самом существовании Советского Союза. По мере усиления этой системы и приближения Победы в войне СССР окрепнет и не будет нуждаться в дальнейшем в использовании всех ресурсов, способствующих победе. С укреплением государственной модели последующие притеснения и гонения на Русскую Православную Церковь были неизбежными. Вопрос состоял только в том, какие формы будет использовать государство в борьбе с религией и Церковью за полное утверждением атеистической, марксистко-ленинской идеологии. В первую очередь, методы решения этой задачи зависели от того, какой общий политический курс будет выбран партийно-советским руководством в послевоенный период. Данное исследование показало, что на оккупированной территории информированность среди населения об

177 изменении отношения Советского государства к Церкви, была минимальной. Именно этим объясняется факт ухода определенного числа священников вместе с оккупантами при отступлении, что и без того обострило положение с кадрами в Смоленской епархии.

Вследствие общего изменения курса в религиозной политике власть на территории, освобожденной от вражеской оккупации, не стала ломать возникшую под властью захватчиков церковную структуру. Смоленская епархия была сохранена и перешла под покровительство Московского Патриархата. За период 1944-1945 годов были выявлены единичные факты гонения на священников и закрытия храмов. Власти ограничили влияние Смоленской епархии на социальную структуру региона уровнем «оккупационного наследства», запретив Церкви, заниматься миссионерской и просветительской деятельностью.

Анализируя политику нацистских захватчиков и Советского государства в отношении Русской Православной Церкви, можно отметить ряд схожих моментов. Как одна сторона, так и другая использовали Церковь, в первую очередь, в качестве инструмента для достижения своих политических целей. И германское руководство, и советское шло на определенные уступки в вопросах религии, но поэтапное развитие государственно-религиозных отношений не входило в перспективные планы развития ни одной из сторон.

Деятельность государства, направленная на прекращение репрессивных действий в отношении Русской Православной Церкви, и расширение ее деятельности, имела важные социально-политические последствия. Эти действия привели к сглаживанию внутриличностного конфликта и враждебного отношения к власти у определенного числа советских граждан. Часть глубоко верующих людей испытывала чувство неприятия советской власти именно из-за ее жестокого отношения к Церкви и духовным ценностям верующих. Изменение религиозной политики, вне всякого сомнения, способствовало консолидации общества в борьбе с захватчиками.

В'социальной структуре общества военной* поры Русская Православная. Церковь играла роль важного' духовно-психологического стабилизатора. Советский народ, на который в годы, войны обрушились колоссальные страдания; нуждался в духовной^ опоре и помощи. Именно эту функцию выполняла Русская. Православная Церковь, причем без каких-либо-государственных средств и поддержки. Особое значение эта функция имела для населения тех территорий страны, которые так же, как и Смоленщина, оказались в эпицентре боевых действий и были оккупированы захватчиками. Для Смоленской области, которая среди всех областей и республик РСФСР (исключая Ленинградскую область) подверглась наибольшему разорению и в процентном отношении потеряла самое большое число жителей, религиозный фактор имел принципиально большое значение. Насущная необходимость духовного окормления подтверждается не только массовым посещением храмов, но и тем фактом, что, несмотря на утрату имущества и жилья, полуголодное существование, смоляне находили возможность через, свои пожертвования содержать храмы и епархиальную структуру, по призыву епархии организовывать сборы средств на оборону страны и вести другую патриотическую деятельность.

Говоря о психологическом факторе воздействия Церкви на общество периода войны, особое внимание необходимо уделить молодежи. Неокрепшая детская психика в годы войны, как ничто другое, нуждалась в. утешении, заботе, духовной силе и вере. Многочисленные материалы Смоленской области свидетельствуют о достаточно большом тяготении определенной части молодежи к Церкви, что по понятным причинам очень беспокоило региональную власть. Конечно, Церковь не подменила пионерию и комсомол, но именно она давала детям и подросткам то, что не могли дать эти детские полувоенные организации.

Война со всеми присущими ей трагедиями и страданиями заставила многое изменить и переосмыслить. Она показала невозможность игнорирования в критических условиях традиционных исторических ценностей, составлявших основу российского патриотизма и лежавших в основе русского Православия. Именно в ходе войны была сформирована определенная платформа, позволившая, несмотря на все послевоенные гонения, сохраниться Церкви как социальному институту до середины 1980-х годов. Из 72 храмов, открытых в Смоленской епархии в оккупационный период, до этого времени богослужения продолжалось в тридцати двух.

Представленные выше выводы позволяют использовать накопленный опыт социального и патриотического служения Церкви в условиях современной России, в рамках осуществляемой Православием положений «Основ социальной концепции». На нынешнем этапе духовного возрождения России Русская Православная Церковь сможет поддержать и развить свои многовековые традиции и опыт в области социальной деятельности и патриотического воспитания, применяя их в жизни.

ГАСО. Ф. 2360. Оп. 2. Д. 1480. Л. 5.

2Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Духовенство Смоленской епархии в годы народных бедствий и войн (из опыта социального служения Церкви во второй половине XIX — начале XX вв.). Смоленские епархиальные ведомости. 2008. № 3. С. 34—35.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Амельченков, Владимир Леонидович, 2010 год

1. Архивные документы ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. Фонд 6991. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР. On. 1. ДД. 1; 30; 153. Оп. 2. ДД 1; 2 а.; 3; 37.

3. Фонд 9401. Народный комиссариат внутренних дел СССР ШКВДУ — Министерство внутренних дел СССР 1934-1960. Оп. 2. Д: 65.

4. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

5. Фонд 17. Центральный Комитет КПСС. Оп. 7. Д. .400. Оп. 88. Д Д 222; 638; 623; 645. Оп. 116. ДД. 158; 164; 165. Оп. 122. Д. 97. Оп. 125. Д. 38.

6. Фонд 69. Центральный, штаб партизанского движения при ставке Верховного Главнокомандования 1942-1944. On. 1. ДД. 134; 1098.

7. Фонд 625. Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко. On. 1. Д. 7.

8. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЭКОНОМИКИ

9. Фонд 1562. Центральное статистическое управление СССР. Оп. 336. Д. 325.

10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

11. Фонд 3. Вяземский городской исполнительный комитет. Оп.1. Д.1.

12. Фонд 9. Вяземский районный исполнительный комитет. On. 1. ДД. 6; 27.

13. Фонд 146. Тумановский районный исполнительный комитет. Оп. 3. Д. 38.

14. Фонд 985. Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Смоленской области 1944 1991 гг. On. 1. Д. 19. Оп. 3. Д. 19.

15. Фонд 1620. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Неркт* при Совете Министров СССР по Смоленской области 1943 1989 гг. On. 1. ДД 1; 4; 5; 6; 7; 8. Оп. 2. ДД. 2; 3; 4.

16. Фонд 2360. Исполнительный комитет Западного областного Совета рабочиу крестьянских и красноармейских депутатов (Запоблисполком. г. Смоленск). Оп 1. ДД. 347; 1574; 2240. Оп. 2. ДД. 885; 896; 1480; 1485; 2403.

17. Фонд 2361. ' Исполнительный комитет Смоленского областного Совета депутатовтрудящихся.(Смолоблисполком). On. 1. Д. 67. Оп. 5с. Д. 128.

18. Фонд 2442'. Смоленский областной отдел статистики. Оп. 2. Д. 8. Оп. 6. ДД. 3; 21; 24; 30; 38; 54; 57.

19. Фонд Р-2573. Смоленское городское управление периода временной немецко-фашистской оккупации. On. 1. ДД. 1; 237.

20. Фонд 2737. Окружного земельное управление периода временной оккупации г. Смоленска. On. 1. Д. 237.

21. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

22. Фонд 5. Западный Обком ВКП(б) 1929- 1937 гг. On. 1. Д. 108. Оп. 2. ДД. 544; 1265.

23. Фонд 6. Смоленский Обком ВКЩб) 1937 1941 гг. On. 1. Д. 69.

24. Фонд 8. Западный штаб партизанского движения. On. 1. Д. 369: Оп. 2. ДД. 92160. Оп. 8. ДД. 51; 209.

25. Фонд 41. Гагаринский районный комитет КПСС. Оп. 2. Д. 1.

26. АРХИВ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

27. Дело № 15827-с. Архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов М. М.).

28. Дело № 24214-с. Архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Остроумов М. М.).

29. Возрожденный из руин. Сборник документов и материалов овосстановлении и развитии г. Смоленска 1943-1962 гг. Смоленск, 1963. 443 с.

30. Дети и молодежь Смоленщины: 1920-1930-е годы: Сборник документов. Смоленск, 2006. 526 с.

31. Документы о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на Смоленщине. Смоленск, 1943. 47 с.

32. Документы обвиняют: Сборник документов о чудовищных преступлениях немецко-фашистских захватчиков на советской территории. М., 1945. 392 с.

33. Не забудем, не простим. Смоленск, 1944. 63 с.

34. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками: Сборник материалов. Тт. 1 3. М., 1965 - 1967. Т. 1. - 797 е.; Т. 2 - 798 с; Т. 3 - 798 е.

35. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов в 8 томах. Тт. 1-8. М., 1987 — 1994. Т. 1 688 е.; Т. 2- 672 е.; Т.З - 656 е.; Т.4 - 672 е.; Т.5 - 672 е.; Т.6 -528 с.

36. Откровения и признания. Нацистская верхушка о войне «третьего рейха» против СССР. Секретные речи. Дневники. Воспоминания. Смоленск, 2000. 720 с.

37. Партизанская борьба с немецко-фашистскими оккупантами на территории Смоленщины 1941—1943 гг.: Документы и материалы. Смоленск, 1962. 560 с.

38. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях // Собрание узаконений и распоряжений. 1929. № 35. С. 353-356.

39. Правда о религии в России. М., 1942. 140 с.

40. Преступные цели — преступные средства: Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941—1944 гг.). М., 1985. 328 с.

41. Преступные цели гитлеровской Германии в войне против Советского Союза: Документы и материалы. М., 1987. 301 с.

42. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М.: Издание Московской патриархии, 1943. 100 с.

43. Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. М., 1946. 459 с.

44. Смоленская область в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Сборник документов и материалов. М., 1977. 448 с.

45. I. Статистические источники

46. Военно-статистическое описание Российской империи. Т. 8. Смоленская губерния. СПб., 1852. 216 с.

47. Краткие хозяйственно-статистические сведения по Смоленской губернии. Смоленск, 1912. 299 с.

48. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Смоленская губерния. Составил Генерального штабаштабс-капитан М: Цебриков. СПб.: Типография'Генерального'штаба, 1862. 405 с.

49. Народное хозяйство Смоленской области. Статистический сборник. М., 1963. 238 с.

50. Народное хозяйство СССР в 1961г. Статистический ежегодник. М., 1962. 861 с.

51. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: Статистический сборник. Ms, 1990s 625 с.

52. Обзор Смоленской губернии за 1913 год. Смоленск, 1914. 213 с.

53. Первая всеобщая перепись населения Смоленской империи 1897 г. Смоленская губерния. Т. 40. СПб., 1904. 286 с.

54. Сборник статистических сведений по Смоленской губернии. Т. 1. Вяземский уезд. Смоленск, 1886. 87 с.

55. Страна Советов за 50 лет: Сборник статистических материалов. М., 1967. 352 с.1.. Периодическая печать

56. Боровикова М.И. История боевых действий смоленского партизанского соединения «13» // Ученые записки Смоленского пединститута. Вып. 7. Смоленск, 1958. С. 438-454.

57. Васильев. Успенский собор // Новый путь. № 63 (84). 1942. 13 августа. С. 4.

58. Васильев. Церковная жизнь // Новый путь. № 67 (189). 1943. 26 августа. С. 4.

59. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927-1943 годах// Вопросы истории. 1994. № 4. С. 35-47.

60. Вести // Новое время. № 32. 1942. 10 июня. С. 2.

61. Вниманию радиослушателей // Новый путь. № 26 (47). 1942. 5 апреля. С. 4.

62. Всем священникам и диаконам // Новый путь. № 3 (125). 1943. 10 января. С. 4.

63. Второй хор // Новый путь. № 58 (180). 1943. 25 июля. С. 4.

64. Горинов М.М. Будни осажденной столицы: Жизнь и настроения москвичей (1941-1942 гг.) // Отечественная история. 1996. № 3. С. 3-28.

65. Губенко М.П. К экономической характеристике районов РСФСР, освобожденных от фашистской оккупации в 1943 г. (в свете нового источника)//История СССР. 1962. № 1. С. 114-121.

66. Дневники и письма секретарей подпольный райкомов Смоленской области (1941 1942 гг.) //Исторический архив. 1961. № 6. С. 134-143.

67. Доклад секретаря Смоленского обкома ВКП(б) Д.М. Попова на IV областной партийной конференции «О работе Смоленского обкома ВКП(б) за период с марта 1940 года по февраль 1945 года» // Рабочий путь, 1945. 9 февраля. С. 2—5.

68. Доклад секретаря Смоленского обкома ВКП(б) Д.М. Попова на XIII пленуме Смоленского Областного комитета ВКП(б) «О задачахпарторганизации в деле экономического и культурного возрождения области» // Рабочий путь, 1944. 11 января. С. 2-4.

69. Документы и материалы о деятельности подпольных патриотических групп Смоленска в годы фашистской оккупации (1941-1943 гг.) // Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 5. Смоленск, 1963. С. 36-45.

70. Домбровская Е. К двухлетию открытия Смоленского собора // Новый путь. № 63 (185). 1943. 12*августа. С. 4.

71. Домбровская Е. На уроке Закона Божьего // Новый путь. № 42 (164). 1943. 30 мая. С. 4.

72. Домбровская Е.В. Добрый почин Смоленского Успенского собора // Новый путь. № 29 (151). 1943. 11 апреля. С. 4.

73. Домбровская Е.В. Пастырские курсы // Новый путь. № 46 (168). 1943. 13 июня. С. 4.

74. Домбровская Е.В. У Тихвинской церкви // Новый путь. № 50 (172). 1943. 27 июня. С. 4.

75. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов // Россия в XX веке. Война 1941 1945 гг. современные подходы. М., 2005. С. 65-75.

76. Из жизни епархий // Журнал Московской Патриархии. 1947. №7. С.76-77.

77. Кабанов Н. Крещение детей // Новый путь. № 54 (75). 1942. 12 июля. С. 4.

78. Киряев М., Котов Л. Борьба с фашистскими оккупантами // Смоленск социалистический. Смоленск, 1958. С. 148-184.

79. Кожурин B.C. О численности населения СССР накануне Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1991. № 2. С. 23-26.

80. Комаров Д.Е. Борьба за умы: дуэль германской и советской пропаганды в годы войны// Край Смоленский. 2002. № 3-4. С. 25-45.

81. Комаров Д.Е. Демографический срез социума Смоленщины накануне Великой Отечественной войны// Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета: 7 Международная научно-практическая конференция. Смоленск, 2008. С. 95-101.

82. Комаров Д.Е. Сущность политики налогообложения на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны // Историю пишут аспиранты. Выпуск I. Под редакцией Е.В. Кодина. Смоленск: СГПУ, 2001. С. 93-102.

83. Котов Л.В. В Смоленске оккупированном // Край Смоленский. 1994. № 7- 8. С. 53-73.

84. Котов JI.B. В тылу группы армий «Центр» // Герои подполья. Вып. 1. М., 1972. С. 3-46.

85. Котов JI.B. На земле Смоленской // Советские партизаны. М., 1963. С. 123— 175.

86. Краткая история церкви села Преображенского Смоленского уезда // Новый путь. № 72 (194). 1943. 12 сентября. С. 4.

87. Кручинин. К двухлетию смоленского соборного хора // Новый путь. № 62 (184). 1943. 8 августа. С. 4.

88. Мариинский А.Н. Организация Смоленского епархиального комитета по религиозно-нравственному просвещению // Новый путь. № 26 (148). 1943.1 апреля. С. 4.

89. Никитин Н. Лжесвященник // Новый путь. № 4 (25). 1942. 15 января. С. 4.

90. Новый календарь // Новый путь. № 11 (133). 1943. 7 февраля. С. 4.

91. Обращение к верующим // Новый путь. № 9 (131). 1943. 31 января. С. 4.

92. Обращение управления Церкви к верующим // Новый путь. № 25 (46). 1942.2 апреля. С. 4.

93. Освобождение церквей от налогов // Новый путь. № 24 (146). 1943. 25 марта. С. 4.

94. Освящение Всехсвятской церкви // Новый путь. № 16 (138). 1943. 25 февраля. С. 4.

95. Откровения бывшего штурмбанфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Нейгауза // Наука и религия. 1995. № 6. С. 8-16.

96. Партизанский акафист // Наука и религия. 1999. № 5. С. 54-62

97. Поднятие креста на Успенском Богоявленском соборе // Новый путь. № 78 (99). 1942. 4 октября. С. 4.

98. Приклонский П. Встреча епископа Стефана с верующими в соборе // Новый путь. № 2 (124). 1943. 3 января. С. 4.

99. Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Духовенство Смоленской епархии в годы народных бедствий и войн (из опыта социального служения Церкви во второй половине XIX-начале XX вв.). Смоленские епархиальные ведомости. 2008. №3. С. 34-40.

100. Священники на фронте // Наука и религия. 1995. № 5. С. 4-6.

101. Советские листовки в тылу фашистских оккупантов (1941-1944) // Исторический архив. 1955. № 3. С. 12-62.50: Третий Рейх и Православная Церковь // Наука и религия. 1995. № 5. С. 23-24.

102. Хенкин М.З. Большевистская печать в тылу немецко-фашистских оккупантов на Смоленщине // Материалы по изучению Смоленской области. Вып. 1. Смоленск, 1952. С. 28-34.

103. Хенкин М.З. Наш край в. годы Великой Отечественной войны // Смоляне и Смоленский край. Ш., 1976. С. 47-53.

104. Хроника // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 5-6.

105. Хроника//Известия, 1943. 5 сентября. С. 2.

106. Хроника // Новое время. № 15. 1942. 18 марта. С. 2.

107. Хроника // Новое время. № 17. 1941.30 октября. С. 3.60; Хроника // Новое время. № 29: 1942. 30 мая. С. 3.

108. Хроника//Новое время. № 35. 1942. 25 июня. С. 3.

109. Хроника// Новое время. № 45. 1942. 25 июля. С. 1.6Ъ. Хроника // Новое время. № 66. 1942. 7 августа. С. 2.

110. Хроника//Новое время. № 98. 1943. 13 февраля. С. 3.

111. Хроника//Новый путь. № 47 (169). 1943. 17 июня. С. 4.

112. Хроника // Новый путь. № 49 (171). 1943. 24 июня. С. 4.

113. Хроника // Новый путь. № 7 (129). 1943. 24 января. С. 3.

114. Церковная жизнь // Новый путь. № 100 (121). 1942. 20 декабря. С. 4.

115. Церкрвная жизнь // Новый путь. № 12 (134). 1943. 11 февраля. С. 4.

116. Церковная жизнь // Новый путь. № 93 (114). 1942. 26 ноября. С. 4.

117. Церковные вести // Новый путь. № 53 (175). 1943. 8 июля. С. 4.

118. Шкаровский М.В. «О поддержке Православной Церкви не может быть и речи». Церковная политика нацистской Германии на оккупированных территориях СССР 1941-1945 гг. // Источник. 2001. № 6. С.75-86.

119. Шуляков В.А. Друзья познаются в беде: всенародная братская помощь в восстановлении хозяйства освобожденной Смоленщины // Политическая информация. 1976. № 16. С. 23-31.

120. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. 466 с.

121. Астеримов З.А. Политика партии и. советского правительства по обеспечению населения,жильем в 1930-40-е гг. М., 1975. 312 с.5; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в-исторической государственной и церковной жизни. Минск, 2000. 256 с.

122. Великая Отечественная война. 1941 1945. Военно-исторические очерки: в 4 кн. Кн. 1-я. М.: Наука, 1998-1999. 544 с.;. Кн. 2-я. М.: Наука, 1998-1999.,502 е.; Кн. 4-я. М.: Наука,Л999. 368 с.

123. Военно-историческая антропология: Ежегодник: Предмет, задачи, перспективы развития. Ассоциация военно-исторической антропологии и психологии "Человек и война". М., 2002. 400 с.

124. Война и общество, 1941-1945; В 2-х книгах. М., 2004. Кн.1. 480 е.; Кн.2. -411с.

125. Война народная: Очерки истории всенародной борьбы на оккупированной территории Смоленщины. 1941—1943 гг. Смоленск, 1985. 283' с. '

126. Воробьев Ф.Д, Кравцов ВМ. Победа Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: (Краткий очерк). М'., 1953. 443 с.1Г. Голиков А., Фомин С. Кровью убеленные. М!, 1999. 221 с.

127. Даниил (Сычев), иеромонах. Вязьма. Очерки истории. М, 1997. 286 с.

128. Данилов А.А. Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001. 319 с.

129. Дегтярь Г. Возрождение районов РСФСР, подвергшихся оккупации. М., 1947. 207 с.

130. Дьячков И.В. Восстановление советской деревни. М., 1947. 243 с.

131. Загорулько М.М., Юденков А.Ф. Крах плана «Ольденбург». М., 1970. 383 с.

132. ЗиничМ.С. Будни военного лихолетья, 1941-1945. Вып. 1, 2. М., 1994. Вып. 1 125 е.; Вып. 2 - 143 с.

133. Ибрагимов М.М. Власть и общество в годы Великой Отечественной войны. М., 1998. 462 с.

134. Игнатова А. Разбуженный лес. М., 1979. 176 с.

135. История Великой Отечественной войны в документах и судьбах (по материалам Курской области). Курск, 1995. 247 с.

136. Касаткин М.А. В- тылу немецко-фашистских армий «Центр»: Всенародная борьба на оккупированной территории западных областей РСФСР 1941-1943 гг. М., 1980. 318 с.

137. Кашеваров А.Н. Государство и Церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской Православной Церкви 1917-1945 гг. СПб., 1995. 138 с.

138. КиряеваМ., ЗвездаеваВ. Гришинцы. Смоленск, 1958. 105 с.

139. Князьков А.С., Юденков А.Ф. Народная война за линией фронта. М., 1990. 63 с.

140. Ковалев Б.Н. Духовно-нравственная сфера объект противостояния в годы Великой Отечественной войны. Нижний Новгород, 1993. 213 с.

141. Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России 1941— 1944. М., 2004. 483 с.

142. Ковалев Б.Н. Нацистский .оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941-1944 гг.). Великий Новгород, 2001. 482 с.

143. Кодин Е.В. «Гарвардский проект». М., 2003. 207 с.

144. Козлов А.В. Обеспечение рабочих жильем в годы восстановления народного хозяйства. М., 1961. 167 с.

145. Комаров Д.Е. Великая Отечественная война на вяземской земле. Смоленск, 2004. 486 с.33: Комаров Д.Е. Вязьма и уезд в XIX веке. Смоленск, 2000. 192 с.

146. Комков Г.Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной. М., 1983.279 с.

147. Кондакова И.И. Война, государство, общество. 1941-1945. М., 2002. 479 с.

148. Корнеев A.M. Молодые партизаны Смоленщины. Смоленск, 1946. 155 с.

149. Корнилов А.А. Жизнь и служение о. Евгения Лызлова. Нижний Новгород, 1998. 56 с.

150. Корнилов А.А. Преображение России. О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941-1944 гг.). Нижний Новгород, 2000. 192 с.

151. Котов Л.В. Смоленское подполье. М., 1966. 238 с.

152. Кубраков Н.Д. Борьба Смоленской парторганизации за восстановление сельского хозяйства в период Великой Отечественной войны. Смоленск, 1961.55 с.

153. Курбатова П. О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на Смоленщине. Смоленск, 1944. 31 с.

154. Курбатова П. Смоленская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 1958. 132 с.

155. Логунова Т. В лесах Смоленщины / ОГИЗ. Смоленск, 1947. 246 с.

156. Логунова Т. О днях партизанских. М., 1969. 128 с.

157. Ломагин Н.А. Неизвестная блокада. Т. 1. М. СПб., 2002. 356 с.

158. Майоров Н. Незабываемые дни. Смоленск. 1963. 131 с.

159. Майоров Н!. Суровые испытания. М., 1971. 592 с.

160. Малышева Е.М. Испытание. Социум и власть: проблемы взаимодействия вгодьъВеликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Майкоп, 2000. 432 с.

161. Митрофанов Г. Тайны соснового шума. М., 1968. 115 с.

162. Митрофанов Г., протоиерей (СПбДА). История Русской Православной Церкви 1900-1927. СПб., 2002. 407 с.

163. Москвин Н.И. Партизанскими тропами. Смоленск. 1961. 365 с.

164. Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 1903. 86 с.

165. О разрушениях города Смоленска и злодеяниях, совершенных немецко-фашистскими захватчиками над советскими гражданами / ОГИЗ. Госполитиздат, 1943. 73 с.

166. Одинцов М.И. Государство и Церковь в России. XX век. М., 1994. 171 с.

167. Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1995. 221 с.

168. Орловский И.И. Смоленск и его стены. Смоленск, 2000. 28 с.

169. Основы социальной политики в СССР в 30 50-е годы. М., 1979. 328 с.

170. Очерки истории Новгородской организации КПСС. Л., 1983. 535 с.

171. Очерки истории Смоленской организации КПСС. Кн. 1. М., 1985. 320 с.

172. Очерки истории Смоленской организации КПСС. М., 1970. 574 с.

173. Павлов Н., Соловьев К. В верховьях Днепра. Партизанская быль. М. 1970.156 с.

174. Павлов С. Церковная* жизнь Ленинграда во время блокады 1941—1944 гг. Л., 1983. Рукопись. 147 л.63; Первая-партизанская. М., 1983. 352 с.

175. Попов Д.М. 5 лет со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских оккупантов. Смоленск, 1948. 96 с.

176. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. 511с.

177. Похилюк А.В. Война, власть, народ: деятельность государственных и военных органов по защите и обеспечению жизнедеятельности населения прифронтовых и освобожденных районов Северо-Запада СССР в период Великой Отечественной войны. СПб., 1998. 219 с.

178. Рафаил (Ивочкин) иеромонах. Духовщинская земля: православные храмы. Смоленск, 2009. 223 с.

179. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917-1945. М., 1996. 510 с.

180. Святченков В.Д. Крепче стали, сильнее огня. Смоленск. 1962. 301 с.

181. Семенов Н. Вяземская трагедия. М.,1943. 47 с.

182. Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявление в годы Второй мировой войны. М., 2000. 863 с.

183. Сергий (Ларин); епископ. Православие и гитлеризм. Одесса, 1946—i 947. Рукопись. 147 с.

184. Соколов Б.Ф: Оккупация: правда и мифы. М., 2003. 352 с.

185. Солдатенко Е.И. Трудовой подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. М., 1954. 293 с.78: Социальные процессы в совётской:деревне в годы войны (1941-1945 гг.). М:, 1981. 367 с.

186. Тверд М. Подпольный госпиталь. Записки очевидца. Смоленск, 1963. 156 с.

187. Хенкин М.З. Героические подвиги смолян в тылу гитлеровских захватчиков // Ученые записки Смоленского государственного пединститута. .Вып. 2". Смоленск, 1953". С. Г43-164.

188. Хенкин М.З. Смоленщина в советской историографии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Смоленск, 1974. 102 с.

189. Цыиин В., протоиерей. История РПЦ : 1917-1997 // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: В 9-ти кн. М., 1997. Кн. 9: 831 с.

190. Чумаченко Т.А. Государство, Православная Церковь, верующие. 1941— 1961 гг. М., 1999. 246 с.

191. Шкаровский М.В. Нацистская; Германия и Православная Церковь. М., 2002.505 с.

192. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. 216 с.

193. Щеров И.П. Коллаборационизм в Советском Союзе (1941-1944): типы и проявления в годы оккупации. Смоленск, 2005. 432 с.

194. Щеров И.П. Партизаны: организация, методы и последствия борьбы (1941-1944). Смоленск, 2006. 456 с.

195. Юденков А.Ф. В огненном кольце: М., 1962. 147 с.

196. Юденков А.Ф. В тылу врага, вблизи от фронта. Смоленск, 1963 . 336 с.

197. Юденков А.Ф. За огненной чертой. М., 1966. 267 с.

198. Юденков А.Ф: Партизанский полк им. С. Лазо (краткий исторический очерк). Смоленск, 1960. 84 с.

199. Якунин В. За веру и отечество. Самара, 1995. 170 с.

200. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара, 2001. 243 с.

201. Fainsod М. Smolensk under Soviet rule. Boston, 1989. 484 с.

202. Fireside H. Icon and Swastica. Cambridge, Mass. 1977. 510 c.

203. Heyer F. Die orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Koln -Brauhsfeld, 1953. 259 c.1.. Справочная литература

204. Административно-территориальное деление Смоленской области. Справочник. Смоленск, 1993. 245 с.

205. Зорохович Я. Смоленская область. Смоленск, 1948. 160 с.

206. Книга памяти жертв политических репрессий: Смоленский мартиролог. Т. 1-4. Смоленск, 2001-2004. Т. 1 525 с; Т. 2 - 583 С; Т. 3 - 651 с; Т. 4 -492 с.

207. Партизанские и подпольные газеты в годы Великой Отечественной войны 1941-1944. Указагель. М., 1976. 188 с.1.I. Воспоминания, дневники

208. Меньшагин Б.Г. Воспоминания. Смоленск Катынь - Владимирская тюрьма. Париж, 1988. 247 с.

209. Рославльский подвижник. Дневник протоиерея В.М. Корицкого. Смоленск: Свиток, 2004. 37 с.1.. Диссертации и авторефераты

210. Аверченко М.А. Рабочее снабжение в годы Великой Отечественной войны: Автореферат дис. канд. эконом, наук. М., 1988. 24 с.

211. Боровикова М.И. Коммунисты Смоленщины организаторы и руководители партизанской борьбы в Смоленской области в период Великой Отечественной войны (на примере деятельности партизанского соединения «Тринадцать»). Дисс. . канд. ист. наук. М. 1954. 127 с.

212. Быстрицкая Н.Г. Смоленские большевики в партизанском движении в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дисс. . канд. ист. наук. Ереван, 1952. 118 с.

213. Васильева О.Ю. Советское государство и деятельность Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны. Автореферат дисс. . канд. ист. наук. М., 1990. 28 с.

214. Гущина А.В. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны . 1941-1945 гг. Дисс. .канд. ист. наук. М., 1996. 140 с.

215. Дружинин А.С. Борьба смоленских партизан в районе Ржевско-Вяземского плацдарма врага в 1941-1943 гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 1953. 169 с.

216. Киряев М.К. Смоленский особый партизанский полк «Тринадцать» и его борьба с немецко-фашистскими захватчиками (1941-1944 гг.). Дисс. . канд. ист. наук. М., 1952. 158 с.

217. Курбатова П.И. Смоленская партийная организация в годы Великой Отечественной войны. Дисс. . канд. ист. наук. М., 1952*. 176 с.

218. П.Логунова Т.А. Партизанское движение в северных районах Смоленской области в 1941-1942 гг. Дисс. . канд. ист. наук. М., 1947. 138 с.

219. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае. 1917— 1953 гг. Дисс. . канд. ист. наук. Орел, 2009. 236 с.

220. Полат Салих. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в условиях Второй мировой войны и послевоенный период. Дисс. канд. полит, наук. М., 2001. 196 с.

221. Рашитова О.А. Деятельность Русской православной церкви в годы войны и блокады Ленинграда. 1941-1945 гг. На материалах Ленинграда. Дис. . канд. ист. наук. СПб., 2006. 172 с.

222. Сенявская Е.С. Психология российских участников войн XX века: Сравнительное историческое исследование. Дисс. . док. ист. наук. М., 1999.738 с.

223. Тюрина Л.В. Государство и Русская православная церковь: эволюция отношений 1917-2000 гг. Дис. .канд. ист. наук. Курск, 2000. 150 с.

224. Федотов А.А. Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Дисс. . док. ист. наук. Иваново, 2009. 465 с.

225. Хенкин М.З. Партия большевиков организатор и руководитель партизанского движения в Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. (на материалах Смоленской области). Дисс. . канд. ист. наук. М., 1949. 143 с.

226. Шимон И .Я. Отношения Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дисс. .док. ист. наук. М., 1995. 427 с.

227. Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дисс. . канд. ист. наук. Самара, 1998. 193 с.

228. Якунин В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. 1941 -1945 гг. Дисс. . .док.ист.наук. Самара, 2002. 444 с.

229. Яшин В.В. Русская православная церковь и проблемы войны и мира. Дис. .канд. фил. наук. М., 1984. 172 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.