Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Алексеева, Ирина Алексеевна

  • Алексеева, Ирина Алексеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 156
Алексеева, Ирина Алексеевна. Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2006. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Алексеева, Ирина Алексеевна

Введение.

Глава 1. Возникновение Всемирного христианского молодежного движения

1.1. Причины зарождения и деятельность Христианского союза молодых людей.

1.2. История возникновения студенческого христианского студенческого движения.

Глава 2. Христианский союз молодых людей в России.

2.1. Начало деятельности ХСМЛ в России.

2.2. Идейные и организационные основы деятельности общества «Маяк». Материальное положение Общества.

2.3. Основные направления деятельности общества «Маяк». Религиозное развитие. Образовательная деятельность Общества. Физическое воспитание.

2.4. Деятельность ХСМЛ в России в военные и послереволюционные годы.

Глава 3. Студенческое христианское движение в России.

3.1. Начало деятельности студенческого христианского движения.

3.2. Структура и основные направления деятельности студенческого христианского движения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Всемирное христианское молодежное движение в России в конце XIX - начале XX вв.»

Актуальность темы исследования. Молодежь всегда была объектом пристального внимания государственных и общественных институтов, так как традиционно принимала самое активное участие в социальных и политических процессах, особенно в переломные моменты развития общества.

В современных условиях становится особенно актуальным обращение к опыту молодежного движения в дореволюционной России, когда влияние различных общественных институтов на молодежь заметно преобладало над государственным. Во второй половине XIX - первой четверти XX вв. молодежные общественные организации продемонстрировали способность содействовать разностороннему развитию молодых людей, вовлекая их в активную политическую, духовную, социальную деятельность. К таким организациям относился Христианский союз молодых людей (ХСМЛ), объединивший в себе светское и религиозное начало, и Студенческий христианский союз. Актуальность темы заключается в том, что в отечественной историографии христианское молодежное движение в России конца XIX -начала XX вв. впервые стало самостоятельным объектом специального исследования.

В настоящее время в России различные социальные институты, в том числе Русская православная церковь, проявляют повышенный интерес к молодежной проблематике. На семинаре «Молодежь и будущее России», который прошел в апреле 2006 г. в рамках X Всемирного русского народного собора в Москве, говорилось, в частности, о том, что духовная сторона жизни молодежи находится в серьезном упадке. Однако, подчеркивалось участниками семинара, решение этой проблемы не состоит лишь в воспитании морали, а скорее в создании благоприятных условий для социализации молодежи, ее духовного, профессионального и физического совершенствования1.

По мнению ряда исследователей, в христианской культурной традиции, которая является одной из основ для созидания всех институтов современного гражданского общества, проблема молодежи как таковая не стоит. Это культура, которая зиждется в первую очередь на уважении к старчеству, преклонении перед авторитетами, поэтому специфических молодежных проблем в ней не существует2.

Именно поэтому такая позиция официальной церкви стала одной из причин возникновения христианского молодежного движения в России не в рамках Русской православной церкви, а как части всемирного христианского молодежного движения. В таком виде оно появляется в начале XX в. и возрождается уже в новой России в начале 1990-х гг. На сегодняшний день Христианский союз молодых людей (Young Men * s Christian Association) является самой многочисленной организацией молодежи на Земле, а его мировая история насчитывает более 150 лет. Христианское молодежное движение в дореволюционной России - яркий пример взаимодействия общества и государства в деле воспитания молодежи.

Изложенное выше предопределяет актуальность изучения истории создания и деятельности христианских молодежных организаций в нашей стране и возможности использование их опыта в современных условиях в России начала XXI в.

1 Выступление Председателя отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископа Костромского и Галичского Александра на секционном заседании: «Молодежь и будущее России» в рамках X Всемирного Русского Народного Собора: Молодежный информационный ресурс Русской православной церкви МИР РПЦ: http://www.mir-ipz.ru/ru/news/index. php?id=l 37

См.: Люкшин Д., Межведилов А. Поиски потерянного поколения в утраченном времени. Молодежь в политическом поле современной России: проблема инструментальной пригодности // Молодежь и политика. Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. Материалы семинара («Березовая Роща» - Плёс, сент. 2005). / Под ред. Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. М., 2006. С. 35-36.

Историография. Проблематика диссертации практически не разработана в отечественной историографии. Отсутствуют исторические монографические исследования, специально рассматривающие деятельность христианского молодежного движения в России.

В историографии проблемы, на наш взгляд, можно выделить несколько направлений: общие работы, рассматривающие историю молодежного движения в России в целом или его отдельные этапы и организационные формы; а также специальные исторические исследования по смежным проблемам, в которых упоминаются отдельные направления деятельности всемирного христианского молодежного движения, а также работы его организаций в России. Отдельно следует назвать литературу биографического жанра; публицистику; интернет-ресурсы,

В советский период разработка проблем истории молодежного движения, в том числе и начала XX в,, велась достаточно активно, но исследовалось, главным образом, пролетарское и коммунистическое юношеское движение, а также революционно-демократическое студенчество. Наибольший интерес для нас представляют монографии и исследования по общественно-политической жизни России начала века, изданные в 1920 - 1930-е гг., т.е. непосредственно по следам событий3. Как правило, проблемы молодежи и молодежного движения рассматривались в них с классовых, марксистских позиций. Все некоммунистические течения, организации и союзы молодежи рассматривались авторами как антисоветские, враждебные интересам рабочего класса. Показательна в этом отношении вступительная статья В. Гросса в книге «На большевистском пути» 1932 г. В приложении к этому изданию имеется целый раздел, посвященный петербургскому отделению XCMJ1 - «Маяку».

Буллах B.C. Ремесленная и кустарная молодежь до и после революции. М., 1931; Левгур Г.Е. Юношеское движение на Западе и Востоке. M.-J1., 1924; Поздняков А. У истоков. Первые страницы истории юношеского движения на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1926; Полякова М. Религиозные организации молодежи (под общей рубрикой «Наши враги»), М., 1931; Против религии. Каталог книг. М.-Л., 1930; Путинцев В.Ф. Политическая роль и тактика сект. М., 1935;Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Л., 1925.

Деятельность Общества оценивается резко критически: «Круг деятельности. и его «официальные» цели хорошо видны. Современному читателю не трудно прочесть между строк подлинные стремления «Маяка». Ни слова о политике. Саморазвитие умственное, нравственное и физическое - вот все, что разрешало общество своим членам. Глубочайшая реакционность «Маяка» очевидна»4.

Ту же позицию в отношении деятельности ХСМЛ занимает советский исследователь И.Я. Элиашевич: «Нужно стремиться вскрыть перед молодыми пролетариями классовую сущность ХСМЛ и то пагубное влияние, которое он оказывал на рабочую молодежь, отвлекая ее от классовой борьбы!»5. Среди таких категоричных суждений оценка деятельности ХСМЛ в России, данная И.Д. Левиным в 1926 г., может считаться положительной. Он пишет, что несмотря на то, что охранное отделение никаких претензий в политическом отношении к «Маяку» не проявляло, обстановка в Обществе не была «квасно-патриотической» и «опекаемые молодые люди имели возможность довольно самостоятельно разбираться во многих вопросах»6. Сам факт упоминания христианского молодежного движения в работах подобного рода говорит о широкой известности организаций ХСМЛ в России и значительной роли общества «Маяк» в общественном движении начала XX в.

В работах советских историков периода 1940 - 1980-х гг., посвященных молодежной проблематике, в том числе российскому студенчеству конца XIX -начала XX вв. , вопрос о христианском молодежном движении не рассматривался вообще в силу марксистского подхода к изучению истории. В 1990-е гг. в России впервые начали появляться работы общего характера по проблемам молодежного движения конца XIX - начала XX вв., написанные на основе новых методологических позиций. Ведущим центром изучения

4 На большевистском пути: Сб-ник документов 1917 г. по истории ленинградской организации ВЛКСМ. Сост. В. Гросс, Л., 1932. С.303.

Элиашевич ИЛ. Религия в борьбе за рабочую молодежь. Л., 1928. С.11.

Левин И.Д. Рабочие клубы в дореволюционном Петербурге. Из истории рабочего движения ^ 1907 — 1914 гг.). М., 1926. СС.7-8.

См.: Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899-1907 гг. М., 1971; Матвеев М. Студенты Сибири в революционном движении. Томск, 1966. молодежной проблематики в это десятилетие был Институт молодежи (г. Москва). Его сотрудниками был опубликован ряд исследований. Одной из первых таких работ в 1993 г. стала книга «Очерки истории молодежного движения», которая охватывала период со второй половины XIX в. по 1920-е гг. Тогда же вышел сборник «Молодежное движение в России (1917-1928 гг.). о

Документы и материалы» , где во вступительной статье A.A. Алексеева обстоятельно рассматривалась деятельность XCMJT и студенческого христианского движения в России. В 1997 г. опубликована монография В.К. Криворученко, В.А. Родионова, О.В. Татаринова «Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории», в которой исследовалось молодежное движение с февраля 1917 г. по 1991 г.

В новых общественно-политических условиях эти работы явились первой попыткой системного и беспристрастного изучения темы молодежного движения в России. В них представлен материал о возникновении и развитии Общества «Маяк», студенческого христианского движения, дана объективная оценка деятельности Христианского союза молодых людей в России, впервые введен в научный оборот ряд архивных источников9. Однако авторы указанных работ не ставили перед собой задачу специального исследования этой проблемы, и многие стороны ее остались неосвещенными.

Среди исследований молодежного движения, опубликованных в последние годы, особый интерес представляет труд В.И, Соколова «История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI в.». Автор подробно рассматривает деятельность юношеских организаций, в том о

См.: Молодежное движение в России (1917-1928 гг.): Документы и материалы. В 2-х ч. М 1993.

См.: Очерки молодежного движения. М., 1993; Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М., 1997. числе христианские организации молодежи и организации под эгидой XCMJ110.

Особое место среди работ общего характера занимает книга по истории христианства, предназначенная для библейских курсов Евангелической церкви, написанная A.B. Каревым и К.В. Сомовым в 1960-х гг. В разделе по истории христианства XX в. авторы подробно рассматривают деятельность одного из основателей ВХСС и экуменического движения Джона Мота, делают вывод о том, что экуменическое движение зародилось и первоначально развивалось в рамках Всемирного Студенческого Христианского Союза, который в свою очередь был частью Христианского Союза Молодых Людей11. Этой же точки зрения придерживается В.А. Ливцов в монографии «Русская православная церковь и экуменическое движение в XX в.»12, а также английский

13 исследователь студенческого христианского движения Татлоу Тиссингтон .

Среди специализированных исторических исследований по смежным проблемам следует выделить три работы историков спорта - Л. Куна, А. Суника, В. Григоревича14. Авторы впервые затронули одну из существенных сторон деятельности ХСМЛ - работу по физическому воспитанию и пропаганде спорта и здорового образа жизни. Они считают, что среди религиозных организаций, покровительствовавших физической культуре и спорту, наиболее значительную деятельность проводил Христианский Союз Молодых Людей; многие виды спорта, популярные в XX в., такие как баскетбол, волейбол, плавание, подводное плавание и др., массовый студенческий спорт получили свое развитие в первую очередь благодаря христианскому молодежному движению.

10 Соколов В.И. Молодежное движение в России: история, современность, перспективы, проблемы. В 3-х ч. Рязань, 1992-1994; История молодежного движения России (СССР). Вторая половина XIX - начало XX века. Очерки. В 2-х т. М., 1996; Российское молодежное движение: от многообразия к унитаризму 1917 - 1925 гг. Дис. . докт. ист. наук. М., 1996

1 Карев A.B., Сомов К.В. История христианства. М., 1990.

Ливцов В.А. Русская Православная церковь и экуменическое движение в XX в. М., 2000.

13 Tatlow, Tissington. The Story of the Student Christian Movement of Great Britain and Ireland. London, 1933.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер. с венгерского). М., 1982; Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв. М., 2004; Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта. Гродно, 2005.

При написании данной работы использована литература биографического жанра, представленная рядом публикаций, как научных, так и научнопопулярных, написанных на английском и русском языках о деятелях

1 ^ христианского молодежного и студенческого движения . Особый интерес представляют книги финского общественного деятеля Пола Гундерсена о Павле Николаи и Ю.С. Грачева о своей матери и ее брате Анне и Петре Чекмаревых - участниках и активных деятелях студенческого христианского движения. Работы написаны в научно-популярном стиле и снабжены иллюстрациями.

Современная публицистика о христианском молодежном движении принадлежит, в основном, перу религиозных деятелей. Статья члена редакционной коллегии журнала «Религия и право», консультанта Европейского Альянса ХСМЛ М.Д. Гуськова16 наиболее полно и последовательно рассказывает о возникновении, развитии и современном положении христианского молодежного движения в мире и в России. Эта

17 статья опубликована также на официальном сайте русского отделения ХСМЯ . Кроме того, интернет-ресурсы представлены сайтами английского и американского отделений ХСМЛ, а также европейского и международного альянса18. На их страницах содержится богатейшая информация об истории и

15 Hopkins С. H. John R. Mott, 1865-1955. Grand Rapids, 1979; Казим-Бек A. Джои Мотт // Журнал Московской Патриархии. 1965. №11. СС. 53-60; James Stokes: Pioneer of Young Mens Christian Association. N-Y, 1921; Джордж Вильяме: История одной жизни. Берлин, 1924; Арская Л.П. Нобели - приемные дети России. М., 1994; Степанец К.В. Просвещенные благотворители Ольденбургские // Петербургские чтения - 97, СПб, 1997; Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск, 1994.

16 Гуськов М.Д. «YMCA» в России: история и настоящее // Религия и право. 1999. №3. СС.25-27. 7

Официальный сайт отделения ХСМЛ -ИМКА Россия: http://www.ymca.ru 8

Официальный сайт ХСМЛ - ИМКА Великобритании: http://www.ymca.org.uk/; официальный сайт ХСМЛ - ИМКА США: www.ymca.net/; официальный сайт Европейского альянса ХСМЛ: http://www.eay.org/start.html; официальный сайт Международного альянса ХСМЛ: www.ymca.int/ деятельности ХСМЛ в разных странах, но отсутствуют материалы по истории российского христианского молодежного движения.

Таким образом, молено сказать, что практическое отсутствие в отечественной историографии специальных работ по истории христианского молодежного движения в России делает изучение этого вопроса с современных позиций науки особенно актуальным.

Источниковая база. Отсутствие литературы по теме исследования компенсируется наличием большого количества опубликованных и неопубликованных источников, позволяющих достаточно полно и достоверно показать деятельность христианского молодежного движения в России на рубеже XIX - XX вв.

В процессе исследования использованы материалы Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург). Основная работа проведена в фонде Департамента общих дел Министерства Внутренних Дел Российской империи (ф. 1284). Неопубликованные источники представлены разнообразными распоряжениями, циркулярами, инструкциями, докладами, уставами, отчетами, перепиской, списками обществ, донесениями, прошениями и др. В частности были найдены документы, подтверждающие намерение организаторов русского ХСМЛ открыть отделение в Москве и «Женский Маяк».

В работе над диссертацией в качестве рукописного источника использованы мемуары известного историка спорта профессора Д.А. Крадмана, являвшего непосредственным участником событий, описанных в исследовании. Рукопись под названием «Как долго прожито и много пережито» (1982 г.) хранится в фондах музеев истории спорта РГУФК (Москва) и города Тарту (Эстония), а также в семейном архиве автора диссертации

Источники по истории всемирного христианскому молодежного движения представлены прежде всего статьями того времени в отечественных периодических изданиях и опубликованными выступлениями лидеров ХСМЛ и

ВХСС. Статьи в религиозных периодических изданиях, освещающие период возникновения и развития ХСМЛ и ВХСС, задачи и методы их деятельности, относятся в основном к первым годам XX в.19 На наш взгляд, авторы в целом дают объективную оценку деятельности этих организаций, сетуют на отсутствие таковых в русской православной традиции.

Доклады и лекции руководителей всемирной организации ХСМЛ и

ВХСС - Джона Мотта, Руфь Раус, переведенные на русский язык, публиковались в виде брошюр небольшими тиражами20. Они распространялись среди участников движения, а также рассылались в библиотеки, в том числе

Библиотеку практических занятий Московской духовной академии. В числе источников подобного рода особенно можно выделить публикации идеолога и

21 лидера русского студенческого христианского движения П.Н. Николаи .

В 1929 году в Париже вышла в свет брошюра на русском языке «Основы Христианского Союза Молодых Людей», представлявшая по существу программу и устав ХСМЛ. В ней изложены идейные и организационные основы этого движения, история его возникновения и распространения по всему миру. Отдельный раздел брошюры посвящен деятельности ХСМЛ в России. В нем впервые приводятся сведения, хотя и очень скудные, о работе организации сразу после революции 1917 года.

Опубликованные источники по деятельности ХСМЛ в России - это прежде всего ежегодные отчеты общества «Маяк». Они выходили с 1903 года вплоть до 1918 года отдельными книгами; всего было опубликовано 16 томов. Каждый из них представляет собой систематизированный полный отчет о

19 И.С. Христианское движение среди английских студентов // Странник. 1901. май-июнь. СС. 782-799; иером. Христофор Всемирный Христианский Студенческий Союз // Христианин. 1908. сент. СС. 62-77; Верховской П. Всемирные Христианские союзы молодых людей//Православно-русское слово. 1902. №19. СС. 687-696.

Мотт Дж. Как ощутить в себе живое присутствие Иисуса Христа? Париж, 1923; Раус Р. Интерконфессиональный характер Всемирного Христианского Студенческого союза. СПб.,

1912.

21

П.Н. Всемирный Христианский Студенческий Союз. СПб., 1909; Николаи П.Н. Может ли современный, образованный, мыслящий человек верить в Божество Иисуса Христа? СПб., 1909. деятельности Общества за конкретный год. Следует оговориться, что первый том «Два года жизни и деятельности.» (1903 г.) охватывает период с 1900 по 1902 год, а юбилейный выпуск, увидевший свет в год десятилетия Общества (1911 г.), содержит очерк деятельности и сводные таблицы за десять лет существования «Маяка». В отчете «Пятый год жизни.» (1906 г.) впервые был опубликован Устав Общества, утвержденный Министерством внутренних дел 10 ноября 1905 года. Отчеты имеют единую структуру, повторяющуюся из тома в том, что позволяет проследить динамику развития Общества. В них содержится прямая или косвенная информация об истории создания, идейных и организационных принципах деятельности «Маяка», изменениях в составе руководства. Даются полные статистические данные о членах «Маяка», включая сведения по вероисповеданию, возрасту, образованию и социальному составу; а также списки учреждений и фирм, служащие которых посещали Общество. Из отчетов мы узнаем об основных направлениях деятельности «Маяка» по религиозному, умственному, нравственному, физическому воспитанию молодых людей. В разделе, посвященном учебному процессу, приводятся подробные списки преподавателей, профессоров, священнослужителей и прочих лиц, читавших лекции или проводивших занятия в стенах «Маяка». Специальный раздел содержит материал о развитии товарищеских отношений и внеаудиторных формах работы. В каждом отчете подробно характеризуется финансовое положение Общества, публикуются подробные сведения о расходах и доходах, приводится полный список жертвователей (учреждений и лиц) и сумм их пожертвований. В отчетах присутствуют также разделы о международных связях «Маяка» и об освещении его деятельности в печати. Все тома печатались в известных издательствах с фотографиями, с таблицами и различными приложениями.

Определенный интерес в качестве источника представляют различные программы курсов, прочитанных в «Маяке»22, которые дают дополнительные сведения о содержании образовательного процесса в Обществе; а также брошюра, выпущенная, видимо, в рекламных целях и содержащая краткие сведения по каждому направлению деятельности общества «Маяк» ".В 1916 г. был издан «Каталог книг библиотеки общества «Маяк», из которого мы узнаем о достаточно широком диапазоне интересов его членов. Нельзя не упомянуть и брошюру «Письма «маячников» с фронта» (Пг., 1917). В ней публикуются письма бывших членов Общества с фронтов Первой мировой войны, в которых содержатся их воспоминания о времени, проведенном в стенах «Маяка». Но, что особенно важно, - это голоса «живых маяковцев», а не язык официальных документов.

Особую группу источников составляют сборники документов и материалов по истории молодежного движения в России, в которых содержатся разделы относящиеся к деятельности ХСМЛ в России в 1917-1919 гг.24. К таким документам можно отнести: печатную афишу общества «Маяк», расклеивавшуюся на улицах Петрограда (1917); заметку из «Рабочей газеты» (апр. 1917); письмо патриарха всея Руси Тихона с благословлением деятельности христианского союза молодых людей в России (май 1918) и письменный доклад князя Г.Н. Трубецкого Главнокомандующему генералу А.И. Деникину о деятельности Христианского союза молодых людей (не ранее ноября 1919). Последние два документа были опубликованы впервые в сборнике «Молодежное движение в России (1917 - 1928)». В этом сборнике, пожалуй, впервые в отечественной историографии молодежного движения в

22

Счетоводные курсы общества «Маяк». СПб., 1910; Общество «Маяк». Программа летних экскурсий на 1910 г. СПб. 1910; Программа организации просветительной деятельности ХСМЛ среди русского населения (сост. Ю.Ф. Геккер). ]Ч-У, 1910.

Состоящее под почетным попечительством Его Высочества принца А.П. Ольденбургского Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. СПб., 1909.

На большевистском пути. Сборник документов 1917 г. Л. 1932; Молодежное движение в России (1917-1928 гг.). Часть 2. М., 1993; Русское и советское молодежное движение в документах. 1905-1937 гг. М., 2002.

России наиболее полно представлен весь спектр организаций и объединений юношества - политических и неполитических, действовавших в России в первое послереволюционное десятилетие.

Сборник «Русское и советское молодежное движение в документах 1905 - 1937 гг.», изданный в 2002 г. под эгидой Комитета правительства Москвы по делам семьи и молодежи, новых документов не содержит. Более того, во вступительной статье к первой главе мы обнаружили ряд фактологических ошибок. Так, например, автор статьи сообщает, что «Общество («Маяк» - И.А.) было зарегистрировано в 1905 г. в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан. По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон П.Н.

25

Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес» . Однако известно, что устав «Маяка» официально был зарегистрирован в 1903 г. Барон П.Н. Николаи покинул государственную службу, чтобы посвятить себя общественной деятельности, но главное, что он являлся вдохновителем и руководителем студенческого христианского движения и ни организационно, ни финансово не был связан с деятельностью русского отделения XCMJ1 в России.

В этом же ряду источников выделяются три брошюры, опубликованные в 1999 - 2001 гг. ИМКА России к 100-летию русского отделения ХСМЛ26. Выпуски подготовлены редактором периодического информационного издания ИМКА России газеты «YMCA-Вести» Г. Кочетковой на основе документов, отчетов, статей, воспоминаний и являются единственным сборником материалов, посвященных исключительно деятельности ХСМЛ и ВХСС в России.

25

26 Русское и советское молодежное движение в документах. с. 8

История общества «Маяк» или Комитета содействия молодым людям в нравственном и физическом развитии в С.-Петербурге. М., 1999; История Русского Студенческого Христианского Движения. М., 2000; ИМКА России - YMCA of America. Из истории русско-американского сотрудничества. М., 2001

Источники по деятельности студенческого христианского движения

27 представлены публицистикой и мемуарной литературой . В данной работе использовались статьи ежемесячного журнала студенческого христианского движения «Студенческий листок»28, который издавался с 1909 по 1917 г. «Студенческий листок» информировал о деятельности студенческих союзов в России и за рубежом, печатал резолюции студенческих конференций, статьи руководителей и действительных членов союза, публиковал стихи и «товарищескую переписку» членов кружков, воспоминания бывших кружковцев.

Труды русских философов и религиозных деятелей, которые принимали активное участие в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения (Р.С.Х.Д.) за рубежом в эмиграции, также использовались при

90 написании диссертации . Их статьи публиковались в частности в периодических изданиях Р.С.Х.Д. «Духовный мир студенчества», «Вестник русского студенческого движения», в издании Религиозно-философской академии, органе русской религиозной мысли журнале «Путь»30, а также в издательстве УМСА-Ргевв31. Это прежде всего работы активного участника и одного из руководителей студенческого христианского движения в России и за рубежом В.Ф. Марцинковского ; общественного деятеля, богослова Н.М.

27 Воронков М.И. Из жизни революционного студенчества. М., 1947; Выдрин Р. Основные моменты студенческого движения в России. М., 1908; Кривошеина H.A. Четыре трети нашей жизни. Paris, 1984; На переломе. Три поколения одной московской семьи. Семейная хроника Зерновых. 1812-1921. М.-Paris, 2001; Рачинская E.H. Калейдоскоп жизни. Воспоминания.

Paris, 1990.

28

В 1909-1910 гг. журнал назывался «Листок».

29 Карташев А. Русское религиозное движение XIX-XX вв. // Духовный мир студенчества, Прага, окт. 1923. СС. 7-14; Проблемы русского религиозного сознания. Сборник. Берлин, 1924; Бердяев Н. Два начала в христианском движении русской молодежи // Вестник Р.С.Х.Д. 1928, №6. СС. 121-127.

•ЗА г> 3

Более подробно см. Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Юнев., 2000; CD ROM Путь. Орган русской религиозной мысли. Paris. 1925 - 1940. М., Business Forms Company, 1998. 1 См. Карташев A.B., Струве H.A. 70 лет издательства «YMCA-Press». 1920-1990. Париж, 1990.

32

Марцинковский В. Записки верующего. Прага, 1929; Он же. Из истории моего религиозного опыта // Духовный мир студенчества. Прага, окт. 1923, СС. 6-12; Он же. Смысл жизни, М., 1996.

Зернова33; историка церкви, философа, деятеля экуменического движения Г.П. Федотова34; психолога, религиозного философа В.В. Зеньковского35.

В целом комплексное использование источников обеспечило их критическую оценку, позволило автору раскрыть основные вопросы, поставленные в исследовании.

Объектом исследования выступает христианское молодежное движение в России как часть всемирного христианского молодежного движения.

Предметом исследования является история российского отделения Христианского Союза Молодых Людей, в частности Общества «Маяк», и студенческого христианского движение.

Цель исследования состоит в изучении предпосылок, генезиса, основных этапов развития христианского молодежного движения в России на рубеже XIX - XX вв. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

• исследовать деятельность Всемирного христианского молодежного движения, выявить и проанализировать причины его появления в России в конце XIX в.;

• исследовать деятельность общества «Маяк» как одной из основных составляющих молодежного христианского движения в России;

• изучить основные направления и сферы деятельности студенческого христианского движения, его структуру, отношения с официальной Православной церковью и место в системе общественного движения в России;

• рассмотреть взаимоотношения христианских молодежных организаций с государственными структурами;

33

Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Paris, 1991; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре. Бостон, 1973.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х тт. СПб,, 1991 и др.

Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей // Путь. 1925. №1. СС. 121-127.

• показать вклад христианских молодежных организаций в гармоничное воспитание и образование молодых людей того времени;

• изучить возможность использования опыта деятельности ХСМЛ в современных условиях.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в, до начала 20-х гг. XX в. Нижняя граница определяется появлением всемирного христианского студенческого и молодежного движения в России. Верхняя временная граница исследования совпадает с окончанием деятельности всех христианских организаций на территории советской России.

Методологической основой диссертационного исследования стали ведущие принципы исторической науки - историзм, объективность, системность, комплексность при выявлении, отборе, классификации и критическом анализе исторических источников.

Диссертация выполнена в парадигме исторического исследования с использованием общеисторических методов. Автор стремился исследовать проблему в ее исторической эволюции и динамике. Это потребовало использования таких методов, как историко-сравнительный, историко-генетический, статистический, хронологический. Для выявления особенностей всемирного и российского христианского молодежного движения применялся метод компаративистского анализа. Так как в работе акцентируется внимание на персонализацию истории общественного движения в России, используется биографический метод исследования.

Научная новизна и научные результаты. Диссертация является первым специальным комплексным историческим исследованием христианского молодежного движения в России в конце XIX - начале XX вв. Его деятельность рассматривается, с одной стороны, как часть всемирного христианского молодежного движения, а с другой - как часть общественного движения России в конце XIX - начале XX вв. В диссертации раскрываются общие и особенные черты, свойственные организациям всемирного и российского христианского молодежного движения. К общим — автор относит принципы деятельности, идейные и организационные основы. Автором выявлено и доказано, что особенности движения в России вытекали из сложившихся конкретных исторических условий. Они проявились прежде всего в тесном переплетении религиозных, духовно-нравственных начал с общественно-значимой, гражданской направленностью движения.

Исследуется принципиально новая для России того времени самодеятельная форма организации молодежи на определенной идейной основе, единстве задач духовного, нравственного и физического воспитания, ее позиционирование в системе государственных, религиозных и общественных структур, роль последних в социализации молодежи. Выявлена и обоснована особенность ХСМЛ в России, которая состояла в том, что в финансировании его деятельности принимали участие не только частные лица, предприниматели, общественные организации, как это было на Западе, но и государственные институты.

Впервые в отечественной историографии с современных методологических позиций дана оценка деятельности студенческого христианского движения в России как неполитического, религиозного, интерконфессионального. Рассматривается проблема ортодоксального отношения официальной православной церкви к организациям молодежи, стоящим на одной с ней идейной основе, но находящимся вне сферы ее влияния. Как установлено, она заключалась в первую очередь в неприятии интерконфессионального характера студенческого христианского движения и его организационной самостоятельности.

В работе делается акцент на персонализации истории общественного движения в России, подчеркивается роль конкретной личности в процессе объединения молодых людей на основе собственной убежденности, нравственного примера, самоотверженного служения идее. Подробно рассматривается подвижническая, просветительская, философская и организационная деятельность лидеров студенческого христианского движения Дж. Мотта, П.Н. Николаи, В.Ф. Марцинковского.

Исследование основано на широком круге источников, в том числе впервые используемых и малоизвестных. В работе используются архивные документы, впервые вводимые в научный оборот. Автором осуществлен подробный анализ и систематизация материалов годовых отчетов за всю историю Общества «Маяк». Фактологические сведения оформлены в сводные таблицы и графики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данная диссертация может быть использована при написании обобщающих трудов по истории общественного движения, а также при осуществлении сравнительно-исторических исследований по истории международного и российского юношеского движения. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных и специальных курсов по социальной истории России XX века.

Кроме того, данная работа представляет большой интерес для современных организаций XCMJI - ИМКА в России.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации представлены в публикациях, в выступлениях на научных конференциях аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета в 20022006 гг. и участии автора в международном семинаре «Молодежь и политика. Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. («Березовая Роща» - Плёс, сент. 2005 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Московского гуманитарного университета.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, восьми параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Алексеева, Ирина Алексеевна

Заключение.

Всемирное христианское молодежное движение началось во второй половине XIX в. Возникнув в 1844 г. в виде маленького библейского кружка для нравственного самосовершенствования молодых людей, к концу XIX в. христианское движение представляло собой огромную хорошо организованную всемирную интерконфессиональную организацию - Христианский союз молодых людей, - основными принципами деятельности которой было содействие нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. Студенческое христианское движение в силу своей корпоративной специфики оформилось и развивалось на первых порах самостоятельно. К концу XIX в. благодаря деятельности выдающихся проповедников и общественных деятелей студенческое движение объединилось во всемирную организацию - Всемирный христианский студенческий союз - и на федеративных началах вошло в состав ХСМЛ.

Цель всемирного христианского молодежного движения была едина: объединение верующих молодых людей, воспитание их в духе христианской морали. Задачи и методы работы ХСМЛ и ВХСС расходились. Спецификой Студенческого христианского союза было то, что оно было ограничено по времени воздействия на молодых людей временем их учебы, поэтому студенческие христианские организации сосредоточили свое внимание исключительно на религиозном воспитании, тогда как организации Христианского Союза Молодых Людей предоставляли возможность, кроме развития нравственного, развиваться физически и умственно, решали насущные проблемы молодых людей на этапе их социализации. Организаторы ХСМЛ исходили из того, что не словесная проповедь религии и морали является лучшим и вернейшим способом воздействовать на молодых людей, а создание для них добропорядочной среды, действие которой менее наглядно дает себя чувствовать сразу, но зато при длительном влиянии приводит к наиболее плодотворным результатам.

В общественной жизни России организации Христианского союза молодых людей и студенческое христианское движение появляются практически одновременно в самом конце XIX в. Однако, русские отделения ХСМЛ и ВХСС не были связаны между собой ни организационно, ни финансово.

Общество «Маяк» - русское отделение ХСМЛ - являлось одним из самых ярких явлений общественной жизни Петербурга-Петрограда в начале XX в. «Маяк» был первой неполитической, некорпоративной, светской молодежной организацией, находящейся не под эгидой государства, а под попечительством самого общества, которое впервые принимало на себя часть забот по решению проблем воспитания молодого поколения.

Анализ идейных и организационных основ деятельности «Маяка» позволяет сделать вывод, что они соответствовали сложившейся господствующей общественной идеологии; отражали потребности развивающегося капиталистического уклада и способствовали выполнению социального запроса общества. Это в свою очередь обеспечивало материальную поддержку деятельности «Маяка» как государственными, так и общественными институтами, а также отдельными прогрессивными людьми того времени.

Работа общества «Маяк» отличалась большим разнообразием и богатством форм, а содержание деятельности соответствовало целям и задачам, которые Общество ставило перед собой в деле нравственного, умственного, эстетического и физического развития молодых людей. Молодые люди находили в его стенах не только возможность гармоничного развития своей личности, но, что особенно важно, возможность теплого человеческого общения. В некотором роде это достаточно успешный прообраз молодежного клуба - принципиально новой формы для России начала XX в., но вполне приемлемой и даже желательной в современных условиях.

Руководители студенческого христианского движения в России считали своей главной задачей возрождение духовной религиозной нравственности учащихся высших учебных заведений путем изучения Евангелия и личного примера христианского образа жизни. Задачи движения не совпадали с позицией официальной православной церкви до 1917 г. и совсем расходились с господствующей большевистской идеологией с начала 1920-х гг. Декрет об отделении церкви от государства и провозглашение политической свободы совести в 1917 г. привели к недолгому расцвету студенческого христианского движения. Начиная с середины 1920-х гг. материалы о студенческих христианских кружках систематически уничтожались, а выдающиеся деятели были репрессированы или высланы из страны. Поэтому нам сегодня трудно полностью восстановить картину этого движения.

Достоверно известно, что студенческое христианское движение было распространено в России шире, чем Христианский союз молодых людей. Студенческие христианские кружки были в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Самаре и других городах, тогда как русское отделение ХСМЛ - Общество «Маяк» - до революции 1917 г. действовало только в пределах Петербурга.

На первом этапе своего существования студенческое христианское движение в России не было организационно оформлено, не имело своих программных документов и устава. Структура движения была аморфной и вытекала из тех задач, которые ставило перед собой движение, его демократического характера и полулегальных условий существования. По мере развития движения структура претерпела изменения. На базе разрозненных кружков оформился общероссийский союз, который в 1913 г. вошел в состав Всемирного христианского студенческого союза. Но только в 1917 г. был принят устав РСХС.

Основные направления деятельности студенческого христианского движения в России определялись идейными основами движения, его целями, социальным составом (студенческая молодежь), конкретно-исторической обстановкой на различных этапах его развития и включали в себя: 1) религиозно-нравственное воспитание внутри евангелических студенческих кружков; 2) работа со студенческой молодежью по вовлечению ее в движение; 3) миссионерско-просветительская деятельность среди различных социальных слоев; 4) развитие духовно-гуманитарных связей и укрепление товарищеских отношений внутри движения.

Идейным вдохновителем студенческого христианского движения в России стал известный международный общественный деятель барон Павел Николаи. Он оставил высокую государственную службу, пожертвовал карьерой и своими средствами для организации этого движения.

В 1912 г. русская студенческая христианская организация вошла в состав Всемирного христианского студенческого союза. Отношения русского отделения с отделениями ВХСС в других странах были очень тесными. Представители русских студенческих кружков ездили на местные и международные конференции, активно участвовали в работе ВХСС.

Дальнейшее развитие русское христианское движение получило в эмиграции. Учащаяся молодежь, русские студенты стали самостоятельно создавать кружки для изучения христианства и обсуждения возникших при этом проблем. Такие кружки возникли почти одновременно в 1921 - 1922 гг. в главных университетских центрах русской эмиграции: Белграде, Праге, Софии и Париже. Благодаря непосредственному участию руководителя ВХСС Джона Мотта, при этой всемирной организации был образован специальный комитет по работе с русской молодежью.

В 1923 г. религиозные группы русских эмигрантов, созданные при содействии ВХСС и ХСМЛ, объединились. В Пшерове (Чехия) прошел первый съезд русских студентов в Европе, на котором было объявлено о появлении новой организации, получившей название Русского студенческого христианского движения (РСХД.). Целью движения было объединение верующей молодежи для служения православной церкви и привлечение к вере неверующих. Среди основателей этого движения были выдающиеся религиозные и общественные деятели, служители церкви: митрополит Евлогий, о. Василий Зеньковский, протоиерей о. Сергий Булгаков, Г. Флоровский, проф. Николай Бердяев, А. Карташов, Л. Зандер и др. В движении принимали также участие представители международных молодежных организаций ВХСС и ХСМЛ - П. Андерсон, Р. Холлингер, Р. Раус, Г. Кульман.

Стараниями РСХД был основан Русский православный богословский институт в Париже, с 1925 г. начал выходить периодический журнал «Вестник Русского Студенческого Движения». РСХД существует по сей день, хотя наиболее действенным оно было в 1920-е - 1930-е гг. и 1950-е - 1960-е гг. Смена поколений русской эмиграции стала диктовать свои условия развития движения. Утратив после Второй мировой войны влияние в Европе, РСХД имеет на сегодняшний день представительство в США. Масштабы его деятельности тоже значительно сократились. Регулярно проходят съезды, ведется детская и юношеская работа.

В отличие от студенческого христианского движения, которое работало только среди определенной социальной группы внутри русской эмиграции, Христианский союз молодых людей стремился распространять свою деятельность и на советских граждан, волею судеб оказавшихся вне пределов своей страны. Например, во время Второй мировой войны ХСМЛ работал среди советских военнопленных и вывезенных на работы в Германию и другие страны и по разным причинам не вернувшимся на родину. Союз образовал курсы английского и немецкого языков, обучения простейшим профессиям. Был даже создан казачий хор, долгое время успешно выступавший в разных странах. Посильное участие в этой работе приняли эмигранты первой волны.

В начале 1990-х гг. XCMJI снова начал свою работу на территории России. Основные цели и принципы движения XCMJÏ в России на современном этапе такие же, как и в начале XX в.

Движение XCMJÏ в России, являясь частью всемирного движения YMCA (Young Men's Christian Association), провозглашает своей основной целью создание условий для всестороннего гармоничного развития личности и объединения людей в демократическое общество на основе общечеловеческих христианских ценностей. Движение было зарегистрировано в 1998 году. Оно носит название "Межрегиональная Ассоциация общественных организаций содействия развитию молодежи и семьи "ИМКА"" и объединяет локальные общественные организации, отвечающие принципам ее деятельности. Не являясь религиозной организацией, XCMJI осуществляет благотворительную миссию YMCA, как христианского экуменического движения. ИМКА России -член Европейского Альянса YMCA (EAY) и Национального Совета молодежных и детских объединений России,

Основными принципами деятельности ИМКА России являются: уважение внутреннего мира и индивидуальности каждого человека; объединение людей идеей добра и служения другим; предоставление возможности для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям, независимо от вероисповедания, пола, физических возможностей и финансового положения; воспитание в молодых людях лидерских качеств и стойких нравственных ценностей, основанных на христианской морали; повышение гражданской активности путем привлечения молодежи к решению социальных проблем, а также предоставления ей возможности брать на себя ответственность на всех уровнях работы организации; ориентирование на лучшие образцы российской духовности, православие, национальную культуру и традиции.

Существует более двадцати локальных организаций в Москве, Санкт-Петербурге, городах центральной России, в Челябинске и Новосибирске, других городах. Спектр интересов и программ российской ИМКА необычайно широк. Образовательные программы включают в себя различные, в первую очередь языковые, курсы; детские и молодежные клубы; интеллектуальные игры. Эстетическое воспитание представлено молодежными театрами и студиями, сводным гитарным оркестром и музейной практикой. ИМКА России регулярно устраивает зимние и летние детские и подростковые лагеря, лидерские курсы и тренинги. Проводятся социальные благотворительные программы для социально обездоленных и инвалидов, а также в целях предупреждения наркомании и ВИЧ-инфекции. Направление «Спорт и здоровье» представлено различными видами спорта от конного до бодибилдинга.

Ассоциация имеет налаженные партнерские связи с Европейским Альянсом УМСА, с УМСА США, Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии, Польши, Чехии, Латвии, Украины, многими другими ИМКА. Партнерство сегодня - это новое веяние в развитии сотрудничества организаций разных стран, в котором особое звучание придается взаимоотношениям между локальными организациями, которые непосредственно работают с людьми. Среди наиболее успешно развивающихся связей - сотрудничество между московскими ИМКА и партнерами в Шарлотте и Вестфилде (США), ИМКА Санкт-Петербурга и Швеции, Кировска (Мурманской обл.) и норвежскими организациями, Новосибирска и Хартворда (США), Ярославля и Риги, а также Филадельфии (США). Такое сотрудничество помогает обеим сторонам разрушать стереотипы прошлого, обмениваться культурными традициями, учиться толерантности и умению понимать другого человека. В Москве действует программа 1ССР, предоставляющая студентам и молодым людям возможность поработать в летних лагерях ИМКА в США.

В августе 1999 года представители всех российских ИМКА собрались в Суздале на Российский фестиваль, посвященный 100-летию со дня основания движения. На фестивале были представлены самые успешные программы, участники подвели итоги сделанного и наметили перспективы дальнейшего развития. Большие делегации были от Украины и Беларуси, Армении и Грузии. Приехали представители движения из США, Германии, Швеции, Норвегии, Польши, Дании, Латвии и даже из Южно-Африканской Республики.

22 сентября 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялось торжественное празднование 100-летия со дня основания первого русского отделения ХСМЛ -общества «Маяк».

Таким образом, начавшись более ста лет назад в царской России, деятельность Христианского союза молодых людей возродилась в условиях новой пореформенной России и продолжает свою духовно-гуманитарную миссию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Алексеева, Ирина Алексеевна, 2006 год

1. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 187, д. 20, л. 1

2. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 187, д. 22, л. 1 2

3. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 188, д. 9, л. 1

4. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 188, д. 12, л. 1

5. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 188, д. 85, л. 1-29

6. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 188, д. 151,л. 1-7

7. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 188, д. 182, л. 1 -29

8. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284, оп. 188, д. 186, л. 1-17

9. Архив музея Государственного Центрального ордена Ленина Института Физической Культуры (ГЦОЛИФК) Рукопись: Крадман Д.А. Как долго прожито и много пережито! - 1982.

10. Документы христианских молодежных организаций.

11. Пятый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1904 -22 сент. 1905). Спб.: б.и., 1906. - 39 е., ил.

12. Шестой год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1905 -22 сент. 1906). Спб.: б.и., 1907. - 54 е., ил.

13. Седьмой год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1906 -22 сент. 1907). Спб.: б.и., 1908, - 95 с.

14. Восьмой год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1907 -22 сент. 1908). Спб.: б.и., 1909. - 99 е., ил.

15. Девятый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1908 — 22 сент. 1909). - Спб.: б.и., 1910. - 83 е., ил.

16. Десятый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1909 -22 сент. 1910).-Спб.: б.и., 1911.-79 с„ ил.

17. Одиннадцатый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1910-22 сент. 1911). Спб.: б.и., 1912.-103 е., ил.

18. Двенадцатый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1911 22 сент. 1912). - Спб.: б.и.,1913. - 103 е., ил.

19. Четырнадцатый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1913 22 сент. 1914). - Спб.: б.и., 1915. - 108 с.

20. Пятнадцатый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1914-22 сент. 1915). Спб.: б.и., 1916. - 90 е., ил.

21. Шестнадцатый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1915-22 сент. 1916). Спб.: б.и., 1917.-90 е., ил.

22. Семнадцатый год жизни и деятельности Общества содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей «Маяк» (22 сент. 1916-22 сент. 1917). Спб.: б.и., 1918.-49 с.

23. Каталог книг библиотеки Общества «Маяк». -Пг.: б.и.,1916. 152 е., ил.

24. Общество «Маяк». Программа летних экскурсий на 1910 г. Спб.: б.и., 1910.-35 с.

25. Основы Христианского Союза Молодых Людей. Paris: YMCA-Press, 1929.- 107 с.

26. Письма «маячников» с фронта. Пг.: Тип. Мин. зем., 1917. - 21 с.

27. Программа организации просветительной деятельности ХСМЛ среди русского населения / Пер. с англ.; Под ред. Ю.Ф. Геккера. N-Y.: YMCA-Press, 191?-96 с.

28. Рейтлингер H.A. Десять лет деятельности «Маяка». Спб.: б.и., 1911. - 73с.

29. Состоящее под почетным попечительством Его Высочества принца А.П.Ольденбургского Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. Спб.: б.и., 1909. - 18 е., ил.

30. Счетоводные курсы Общества «Маяк». Спб.: б.и., 1910. - 14 с.

31. Счетоводные курсы Общества «Маяк». Спб.: б.и., 1914. - 20 е., ил.

32. Сборники документов и материалов.

33. Молодежное движение в России (1917-1928). Документы и материалы / Под ред. A.A. Алексеева и В.В. Хорунжего Ч. 1-2. - М.: Центр хранения документов молодежных организаций, 1993. - 260 е., 141 с.

34. На большевистском пути. Сборник документов 1917 г. по истории ленинградской организации ВЖСМ. Л.: Леноблиздат, 1932. - 307 с. Русское и советское молодежное движение в документах. 1905 - 1937 гг. -М.: ОМП-Пресс, 2002. - 287 с.

35. Юношеское движение в России. 2-е изд. - Вып. 1. - /Сост. А. Киров и В. Далин. -М.-Л.Д925. - 62 с.4. Мемуарная литература.

36. Антонова Л.И. 12 лет разлуки перед вступлением в брак: Автобиографический очерк. Кременчуг: «Христианская заря», 2002. - 137 с.

37. Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). -Paris.: YMCA-Press, 1949. 377 с.

38. Воронков М.И. Из жизни дореволюционного студенчества. М.: МГУ, 1947.-64 с.

39. Выдрин Р. Основные моменты студенческого движения в России. М.: «Студенческий голос», 1947.- 81 с.

40. Кривошеина H.A. Четыре трети нашей жизни. М.: YMCA-Press, 1999. -280 с.

41. Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Спб.: ХО «Библия для всех», изд-во «Благовестник», изд-во «Посох», 1995. - 271 с.

42. Марцинковский В.Ф. Из истории моего религиозного опыта. // Духовный мир студенчества Прага: YMCA-Press, 1923 - № 2 - С.6-12

43. На переломе. Три поколения одной московской семьи. Семейная хроника Зерновых. 1812 1921 гг. - М. - Paris.: YMCA-Press, 2001.- 456 с.

44. Рачинская E.H. Калейдоскоп жизни. Воспоминания. Paris: YMCA-Press, 1990.-430 с.5. Периодическая печать.

45. Вестник XCMJI (Владивосток). 1919. - № 2

46. Ежегодник внешкольного образования / Под ред. В. Чарнолуского. Спб.: «Знание», 1910 - Вып. 2. - 313 с.

47. Листок, 1909 1910; «Студенческий листок» (Журнал студенческого христианского движения) -1911,1913 гг.

48. НГ-Религии. (приложение к «Независимой газете») 2003 - 2005 гг.

49. Айнзафт С.С, Зубатовщина и гапоновщина. М., ВЦСПС, 1925. 83 с.

50. Анненкова Э., Голиков Ю. Принцы Ольденбургские в Петербурге. Спб.; «Росток», 2004. - 480 е.: илл.

51. Андреева Т., Гусева М. Спорт наших дедов: Страницы истории российского спорта в фотографиях конца XIX начала XX века. - Спб.: «Лики России», 2002.-319 е., илл.

52. Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925 1940). Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. - Киев: Феникс, 2000. - 655 е., илл.

53. Арская Л.П. Нобели приемные дети России. - М.: б.и. 1994. - 112 с.

54. Буллах B.C. Ремесленная и кустарная молодежь до и после революции. М., «Молодая гвардия», 1931. 80 с.

55. Вышеславцев Б.П. Христианство и социальный вопрос. Париж: YMCA-Press, 1929.-37 с.

56. Грачев Ю.С. Студенческие годы: Повесть о студенческом христианском движении в России. Спб.: Библия для всех, 1997. - 382 с.

57. Гундерсен П. Павел Николаи из Монрепо: Европеец, не такой как все / Пер. с англ, 2-е изд. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.-116 с.

58. Гундерсен П. Этот неисправимый индивидуалист: История жизни одного финна /Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002.-218 с.

59. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта: Учеб. пособие Гродно: ГрГУ, 2005. - 303 с.

60. Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России. 1899 -1907 гг. М.: «Мысль», 1971. - 264 с.

61. Джордж Вильяме: История одной жизни / Пер. с франц.; Под ред. Т. Гейзендорфа. Берлин, YMCA-Press, 1924.-63 с.

62. Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в./ Пер. с англ. 2-е изд. - Paris: YMCA-Press, 1991. - 367 с.

63. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. - М.: б.и., 1991.-392 с.

64. Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. Очерки. М.: тип. О-ва распространения полезных книг, аренд. В.И. Вороновым, 1903. - 304 с.

65. Иванов С. Американская агрессия на Советском Дальнем Востоке. -Владивосток: Примиздат, 1952. 248 с.

66. Комсомол на Севере: Очерки по истории юношеского движения в Архангельске. Архангельск: Арх. губком РКСМ, 1924. - 57 с.

67. Карев A.B., Сомов К.В. История христианства: Учебное пособие для библейских курсов ЕХБ. М.-ФРГ: Библейская миссия, 1990. - 368 с.

68. Карташев A.B., Струве H.A. 70 лет издательства «YMCA-Press». 1920 -1990. Париж: YMCA-Press, 1990.-40 е., ил.

69. Криворученко В.К. и др. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории / В.К. Криворученко, В.А. Родионов, О.В. Татаринов. -М.: Социум, 1997.- 193 с.

70. Ксенофонтов И.Н. Георгий Гапон: Вымысел и правда. М., РОССПЭН, 1996.-308 е., ил.

71. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венг. -М.: «Радуга», 1982.-399 с.

72. Левгур Г.Е. Юношеское движение на Западе и Востоке. М.-Л., «Молодая гвардия», 1924 - 70 с.

73. Левин (Эльвин) И.Д. Рабочие клубы в дореволюционном Петербурге. Из истории рабочего движения. (1907 1914). - М.: Изд-во ВЦСПС, 1926. - 178 с.

74. Ливцов В.А. Русская Православная Церковь и экуменическое движение в XX в. М.:Социум, 2000. - 208 с.

75. Марцинковский В.Ф. Смысл жизни. М.: Посох, 1996. - 64 с.

76. Матвеев М. Студенты Сибири в революционном движении. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1966. - 150 с.

77. Механический завод Л. Нобель. 1862 1912. - Спб.: б.и., 1913. - 202 с.

78. Население России в XX в.: Исторические очерки. Т. 1. - М.: РОССПЭН, 2000.-463 с.

79. Очерки истории молодежного движения. / A.A. Алексеев, Л.О. Вознесенская, A.A. Галаган, В.В. Долгов, В.И. Журко и др.; Под ред. В.В. Лащевского, Г.С. Головачева, В.А. Родионова и др. М.: Институт молодежи, 1993.-216 с.

80. Плюханов Б.В. РСХД в Латвии и Эстонии. Paris: YMCA-Press, 1993. -312 с.

81. Поздняков А. У истоков. Первые страницы истории юношеского движения на Дальнем Востоке. Хабаровск: изд. Истмола ДБ ЦК РКСМ, 1926. -120 с.

82. Полозов А. Интеллигенция и церковь. М., 1905.

83. Полякова М. Религиозные организации молодежи. М.: Молодая гвардия, 1931.- 64 с.

84. Путинцев Ф.М. Политическая роль и тактика сект. М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1935. - 476 е., ил.

85. Радин Е.П. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным петербургской общестуденческой анкеты 1912 года. СПб.: Н.П.Карбасников, 1913.- 118 с.

86. Рогозин И.И Политическая борьба за молодежь России, 1903 1917 гг.

87. M.: Прометей, 1989.- 131 с.

88. Соколов В.И. История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI в. Рязань: Узорочье, 2002. - 442 с.

89. Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX XX веков. 2-е изд., исправл. и дополн. - М.: Советский спорт, 2004. - 764 е.: ил.

90. Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Л., 1925. - 97 с.

91. Федосова Э.П. Бестужевские курсы — первый женский университет в России (1878-1918). -М.: Педагогика, 1980. 144 е., ил.

92. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (18601917 гг.) Иваново: ФГУП Изд-во Иваново: Иван.гос.ун-т,1994. - 135 с.

93. Элиашевич И.Я. Религия в борьбе за рабочую молодежь. Л.: б.и., 1928. -56 с.

94. Эльвин И. Д. Церковь и молодежь за рубежом. М.-Л.: Знание, 1931. - 40 с.

95. Bernai, J. D. Need there be need? Student Christian movement of Great Britain and Ireland. Bristol: Gideon, 1963. - 15 p.

96. Hopkins С. H. John R. Mott, 1865-1955. Grand Rapids, 1979 - 123 p.

97. James Stokes: Pioneer of Young Mens Christian Association. N-Y, 1921 - 34 P

98. Student movements past and present / General ed. S.M. Lipset. - N-Y -London: Basic books, 1968. - 236 p.

99. Tatlow, Tissington The Story of the Student Christian Movement of Great Britain and Ireland. London: SCM Press, 1933. - 19 p.2. Статьи.

100. Бабэре Г. 120 лет со дня рождения В.Ф. Марцинковского // Голос истины. -2004.-№3 (54).-С. 26-29

101. Берд P. YMCA и судьбы русской религиозной мысли (1906 1947) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2000 год / Под ред.

102. М.А. Колерова. -М.: ОГИ, 2000. С. 167

103. Бердяев H.A. Два начала в христианском движении русской молодежи // Вестник Р.С.Х.Д. 1928. - № 6. - С. 121 - 127

104. Гуськов М.Д. ИМКА в России: история и настоящее // Религия и право. -1999. -№ 3-С. 25-27

105. Елизаров А.Н. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. - №2. - С. 40 - 46

106. Иванов А.Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи конец XIX начало XX в. // Отечественная история. - 2002. - №4 - С. 35-50

107. Изгоев A.C. Об интеллигентной молодежи (Заметки о ее быте и настроениях) // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990.-С. 186-211

108. Королев A.A. Русская православная церковь и молодежь // Молодой человек в условиях кризиса: Тез. докладов Международной научно-практической конференции. -М.: Институт молодежи, 1994. С. 176-178

109. Казим-Бек А. Джон Мотт // Журнал Московской Патриархии. 1965 -№11,-С. 53-60

110. Маркова Н.Е. Ценностные установки молодежи в современной России // Народонаселение. 2003. - №2. - С. 114 - 124

111. Пинкевич В. Конституционная реформа С.Ю.Витте и проблемы веротерпимости в начале XX в. // Религия и право. 2003. - №2. - С. 35 - 38

112. Попов В. Забытый праведник // НГ Религии. - 2005. - 19 окт.

113. Попов В. Апостол студентов // НГ Религии. - 2005. - 7 дек.

114. Пушкарева И.М. К вопросу об изучении рабочего движения России // Вопросы методологии и истории исторической науки. Вып. 3. М., 1981.

115. Степанец К.В. Просвещенные благотворители Ольденбургские: вклад семьи в развитие медицинских и учебных заведений // Петербургские чтения -97. Спб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997 - 5 с.

116. Четвериков С. прот. Русское студенческое христианское движение за рубежом // Вестник Р.С.Х.Д. 1928. - №5. - С. 1 - 6

117. Флеров B.C. Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918 1923 гг. // Ученые записки № 37. - Томский гос. ун-т. - 1957,- С. 57-71

118. Верховской П. Всемирные Христианские Союзы Молодых Людей // Православно-русское слово. 1902. - № 19. - С. 687 - 696

119. Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции // Путь: Орган русской религиозной мысли. Кн. I. - М.: YMCA-Press, 1992. - 1925. - №1 - С. 121 - 127

120. И.С. Христианское движение среди английских студентов // Странник. -1901. №4 (май) - С. 782 - 799 - №6 (июнь) - С. 978 - 999

121. ИМКА России YMCA of America. Из истории русско-американского сотрудничества. - М.: ИМКА России, 2001. - 24 с.

122. История общества «Маяк», или Комитета содействия молодым людям в нравственном и физическом развитии в Санкт-Петербурге. М.: ИМКА России, 1999.-28 с.

123. История Р.С.Х.Д. Русского Студенческого Христианского Движения. -М.: YMCA - Россия, 2000. - 44 с.

124. Карташев А. Русское религиозное движение XIX XX вв. // Духовный мир студенчества. - Прага: YMCA -Press, 1923 - №2 - С. 7 - 14

125. Ласкеев А.М. Христианские союзы молодых людей в стране прогресса и свободы. Спб.: б.и., 1903. - 32 с.

126. Мотт Дж. Как ощутить в себе живое присутствие Иисуса Христа? / Пер. с англ. Париж: УМСА-Ргезэ, 1923. - 24 с.

127. Николаи П. Н. Может ли современный, образованный, мыслящий человек верить в Божество Иисуса Христа? Прага: УМСА-Ргезэ, 1923. - 51 с.

128. П.Н. Всемирный Христианский Студенческий союз. Спб.: б.и., 1909. -18 с.

129. Проблемы русского религиозного сознания: Сб. статей. Берлин: УМСА-Ргеэз, 1924.-389 с.

130. Раус Р. Интерконфессиональный характер Всемирного Христианского Студенческого Союза. Спб.: б.и., 1912. - 11 с.

131. Светлов П.Я. Что такое Всемирный христианский студенческий союз и нужен ли он нам?-Спб.: б.и., 1912.-11 с.

132. Светлов П.Я. Иноземная тьма в роли света в России (к характеристике Всемирного христианского студенческого союза). Спб.: б.и., 1913-17 с.

133. Слезкин П. О всемирном Христианском Студенческом Союзе. Спб., б.и., 1912.-14 с.

134. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуре. Т. 1. - Спб.: «София», 1991 -351 с.

135. Христофор, иерон. Всемирный Христианский Студенческий Союз // Христианин. 1908. - сент. - С. 62 - 77

136. Диссертационные исследования.

137. Бадаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1859 1936): Автореф.д-ра. истор. наук. -М., 1970.- 18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.