Высшее женское образование в дореволюционной России (1872-1917 гг. ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Михеева, Э. П.

  • Михеева, Э. П.
  • 1969, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 286
Михеева, Э. П.. Высшее женское образование в дореволюционной России (1872-1917 гг. ): дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1969. 286 с.

Оглавление диссертации Михеева, Э. П.

ВВЕДЕНИЕ .1-Ш

ГЛАВА I. Этапы борьбы за высшее женское образование в России (к истории вопроса). 1-

ГЛАВА П. Политика правительства и министерства народного просвещения по вопросу о высших женских курсах.57

ГЛАВА Ш. Первые высшие женские учебные заведения в России. . 92

§ I. Московские высшие женские курсы проф.

Герье (1872-1886 гг.).92

§ 2. ВЖК (Бестужевские) в Петербурге (1878

1886 гг.).III

§ 3. Высшие женские курсы (Бестужевкие) в

Петербурге (I889-I9I7 гг.).137

§ Московские ВЖК в I900-I9I7 гг.168

ГЛАВА 1У. Революционный путь слушательниц высших женских курсов (I880-I9I7).190

ЗАШИЕНИЕ .243

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Высшее женское образование в дореволюционной России (1872-1917 гг. )»

Настоящая работа посвящена истории высшего женского образования в России. В связи с тем, что борьба за высшее женское образование, являясь важным лозунгом женского движения, была тесно связана с освободительным движением - с одной стороны - и представляет заметное явление в развитии культуры и просвещения - с другой, появилась необходимость в научной разработке данной темы в свете марксистско-ленинской методологии.

Кроме того, выбор темы для настоящей работы обуславливался в значительной мере тем обстоятельством, что история высшего женского образования в России монографически не раз рабатывалаеь. А между тем имеется богатая документальная база для такой разработки.

Не ставя перед собой задачу исчерпать тему, обширную по проблематике и недостаточно изученную по своим источникам, автор дает развернутую историю борьбы за высшее женское образование, уделив основное внимание деятельности первых высших учебных заведений - Высших женских курсов петербургских (Бестужевских) и московских (проф. В.И.Герье)

Такое ограничение темы представляется нам правомерным в виду того, что Москва и Петербург являлись главным центра ми борьбы за высшее женское образование и в них отразилась основная тенденция, характеризующая движение по стране в целом.

Провинциальные Высшие женские курсы, имеющие свои мест ные особенности, могут стать темой отдельной работы, следую п щим шагом в изучении истории высшего женского образования в России.

Особое внимание в работе уделено также участию слушательниц Высших женских курсов в революционном движении.

Борьба русских женщин за право на высшее женское образование наравне с мужчинами является составной частью женского движения в России, начавшегося в условиях революционной ситуации I859-I86I гг. и развивавшегося различными путями вплоть до Великой Октябрьской социалистическом революции.

По авторитетному заключению А.М.Коппонтай "начиная с оО-х годов женское движение в России представляло собой не что иное, как историю борьбы за расширение и распространение Т женского образования, преимущественно высшего" .

В авангарде борьбы за высшее женское образование шли женщины, принадлежавшие к разночинной среде, они особеннооот-ро ощущали препятствия, создаваемые сомодержавным строем на пути получения ими права на труд, права на образование, в том числе высшее. Они разделяли взгляды и идеи народников, требовавших ликвидации пережитков всех крепостнических устоев. Высшее образование являлось для этих женщин средством "служения народу", в целях передачи знаний низшим классам они работали в воскресных школах, преподавали в рабочих кружказс и т.п.

Многие из этих женщин-активные участницы революционного народнического движения 70-80-х гг., "хождения в народ", некоторые даже участвовали в террористических актах. Эти женщины наравне с мужчинами вели героическую борьбу в рядах "Земли и воли" и "Народной воли".

I А. Коллонтай. "Социальные основые женского вопроса" СПб., 1909, стр.17. f ш

Навсегда в историю революционного движения вошли имена С.Перовской, В.Засулич, В.Фигнер, С.Бардиной, А.П.Корбы, А.В. Якимов о й-Диков с ко й и многих других, которых можно по праву назвать первыми женщинами-революционерками.

Большое внимание в работе уделено также политике правительства по вопросу о высшем женском образовании.

Хронологические рамки исследования определяются сроком существования Высших женских курсов / I872-I9I7 гг./. Однако в некоторых случаях автор считал возможным выйти за эти рамки в интересах полноты изложения.

Круг источников, относящихся к истории высшего женского образования в России, довольно обширен. Кроме различных опубликованных материалов, необходимо особо отметить ещё мало исследованные богатства архивов.

В настоящей работе использованы материалы Центрального государственного архива Октябрьской революции /ЦГАОР СССР/, Центрального государственного исторического архива /ЦГИА/, Центрального государственного архива литературы и искусства /\$кШ/, Центрального государственного архива г.Москвы /ЦГА г.Москвы/, Государственного архива Ленинградской области /ГНАЛО/, Отдела рукописей библиотеки им.В.ИЛенина /ГБЛР.О./, архивные материалы можно классифицировать следующим образом:

1. Документы, характеризующие общественное настроение по вопросам высшего женского образования.

2. Документы, отмечающие отношение общества к борьбе за открытие Высших женских курсов /ВЖК/ в России: ходатайства об открытии Курсов в различных городах, проекты программ, обзоры учебных планов,проекты положений о ВЖК, уставов и т.д.

3. Документы ВЖК: отчеты о деятельности, переписка по разным вопросам, планы, учебные расписания занятий, личный состав преподавателей, состав слушательниц, различные документы об академической жизни, общественной и научной жизни курсов и т.д. k. Личные дела слушательниц.

3. Официальные документы Особого отдела Департамента л полиции, а также канцелярий Московского и С.-Петербургского губернаторов, канцелярий Московского и С.-Петербургского градоначальников, полицейских приставов и др. по поводу участия слушательниц ВЖ в революционном движении.

6. Документы Министерства народного просвещения (протоколы заседаний различных комиссий по вопросу о Высшем женском образовании).

Тщательный анализ совокупности этих материалов позволяет всесторонне изучить интересующую нас проблему.

Большое значение для изучения истории высшего женского образования в России имеют также опубликованные источники. Это прежде всего материалы Полного собрания законов Российской империи и Сборники постановлений по министерству народного просвещения, опубликованные Отчеты Высших женских курсов, Отчеты обществ для доставления средств Высшим женским курсам и др.

Освещение широкого круга вопросов по теме исследования невозможно без изучения периодических изданий, прессы.

Трудно переоценить для данной проблемы значение большевистских журналов и газет: "Искра" (1900-1903), "Работница" (I9I3-I9I4), "Социал-демократ" (1906 г. № 1-6), "Правда"

I9I2-I9I7). Большое значение также имеют такие периодические издания как "Журнал Министерства народного просвещения" (1878-1917), "Правительственный вестник" (I869-I9I7), "Вестник воспитания" (I90I-I9I6), "Женский вестник" (I90I-I9I6), "Женское образование" (1876-1892), "Женское дело" (1899-1900), "Студен-чество" (1906), "Право" (I898-I9I7),

Союз женщин" (1907-1909), "Исторический вестник" (I880-I9I7), "Отечественные записки" (1878-1884), "Вестник Европы" (1901-1916), "Русские ведомости" (I870-I9I7), "Речь" (I906-I9I7) и Др.

Уникальное значение имеют в качестве источника воспоминания бывших слушательниц Высших женских курсов.

В последнее время появился ряд сборников воспоминаний бывших слушательниц Высших женских курсов. Это прежде всего сборник "Славные большевички", посвященный светлой памяти замечательной плеяды женщин-революционерок и вышедший под ред. Е.д.Стасовой1. Книга состоит из биографических очерков, не претендующих на полноту, а лишь отражающих основные моменты жизни и деятельности женщин-революционерок. Интересно отметить, что из 20 очерков, помещенных в книге, 10 посвящены бывшим слушательницам BIK: три очерка о женщинах семьи Ульяновых, Н.К.Крупской, О.А.Варенцовой, В.М.Величкиной (Бонч-Бруевич), Л.М.Книпович, П.Ф.Куделли, К.Н.Самойловой, С.Н.Сми-дович.

В 1959 г. вышел в свет сборник воспоминаний "Женщины в революции"^. В сборнике помещено 57 воспоминаний женщин

1 Славные большевички. М., 1958.

2 Женщины в революции. М., 1959.

У! активных участниц трёх революций, гражданской войны и социалистического строительства. Среди них есть и воспоминания бывших слушательниц Высших женских курсов.

В 1965 году был издан сборник воспоминаний слушательт ниц Бестужевских курсов . Это книга о курсах, которые по праву могут быть названы первым женским университетом в России, является большим вкладом в разработку вопроса об истории высшего женского образования. В сборнике 48 воспоминаний, написанных интересно и ярко. Тематически они делятся на две части: история преподавания на различных отделениях, и воспоминания о профессорах и преподавателях.

Воспоминания о профессорах и преподавателях содержат теплое чувство благодарности к выдающимся учителям. Достаточно сказать, что на курсах читали лекции С.А.Венгеров, Н.А.Кот-ляревский, Д.Н.Овсянико-Куликовский. На курсах начинали свою преподавтельскую деятельность будущие академики Б.Д.Греков и А.В.Щерба. Мы получаем верное представление о замечательных людях, подлинных гуманистах, сторонниках женского равноправия, отдавших многие годы своей деятельности Вышим женским курсам.

В воспоминания^ посвященных истории преподавания рассматриваются новые для того времени програссивные методы преподавания. Хорошо прослеживается эволюция преподавания отдельных предметов за 40 лет существования курсов, в том числе введение предметной системы взамен курсовой. И вместе с тем отмечается, что и новая система преподавания не оставалась неизменной, выискивались более правильные пути обучения для каждой из существующих на факультете специальностей.

I. С-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы (1878-1918) Л, 1965

УП

Большой интерес представляют воспоминания о женщинах-профессорах, о первой научно-исследовательской лаборатории и постановке практических знаний у отдельных профессоров и преподавателей. Авторы (Е.Н.Чехова, М.Е.Сергиенко, С.Ф.Айнбер? -Загряцкова) убедительно показывают, что работа слушательниц в связи с переходом на предметную систему преподавания приобрела значительно более серьезный, а во многих случаях научный характер, а сами учебные планы были направлены на более углубленную специализацию.

С сожалением приходится отметить, что редколлегия сборника слишком много уделила внимания истории преподавания в ущерб воспоминаниям о жизни и учебе "бестужевок", которые представляют большой интерес.

Этой теме посвящены такие статьи: "Как бестужевки впервые сдавали государственные экзамены" (А.А.Мерварт), "Как мы учились" (Е.П.Привалова); "Из жизни бестужевки" (В.Н.Диако-ненко). Эти небольшие очерки показывают, как бестужевские курсы создавали новый тип русской прогрессивной женщины, общественного деятеля, пытливого педагога и ученого.

Большого внимания заслуживает статья об общественных организациях и политической деятельности бестужевок. Автор Н.П. Вревская вспоминает о деятельности нелегальных и полулегальных сугубо студенческих организаций, землячеств, кассы взаимопомощи, бюро труда, столовой комиссии. Бестужевки добровольно работали во внешкольных учреждениях и являлись активными организаторами помощи во время стихийных бедствий. Они активно выступали на нелегальных и полулегальных курсах для рабочих. О

УШ

Следует отметить статьи С.И.Стриевской - "Участие бестужевок в революционном движении" - и ряд воспоминаний, примыкающих к ней тематически ("Памяти Натальи Ивановны Вревской", "Странички дневника", "Облик бестужевки", "Страничка из воспоминаний о бестужевских курсах", "Жизненным путь бестужевки-революционерки и др.)*

Ценность воспоминаний бестужевок в их правдивом рассказе, непосредственности, внимании к деталям быта и учету в этом учебном заведении, к тяжелым и радостным дням жизни на курсах, где учебный процесс сочетался с огромном политико-воспитательной работой, активным участием в общественной жизни и революционной борьбе.

В 1967 г. вышел сборник воспоминаний о первых женщинах-т инженерах в России.

Книга создана по инициативе бывших слушательниц первых в мире Политехнических женских курсов в Петероурге. Она представляет сборник воспоминаний о том, как возникли курсы, как учились и работали их воспитанницы - первые в России женщины-инженеры.

Краткий исторический очерк знакомит с историей Политехнических курсов, которые возникли по инициативе группы энтузиастов. В ее составе были активные деятели, передовые люди науки и техники того времени во главе с известной общественной деятельницей П.А.Ариян. К концу XIX века русские женщины уже добились права на высшее медицинское, естественно-научное и историко-филологическое образование. Однако путь в области техники оставался для них закрытым. Лишь под влиянием рево

I Первые женщины-инженеры. Л., IS67. люции 1905 г. правительство было вынуждено пойти на уступки и в 1906 г. разрешило открыть Политехнические женские курсы. Б первый же год на курсы подали заявления 700 чел., из которых было принято только 234.

3 книге хорошо показан учебный процесс на курсах. Бывшие слушательницы с большой теплотой и любовью рассказывают о деятельности преподавателей и профессоров, среди которых были ученые с мировым именем. Здесь преподавали Н.А.Щукин Е.Н.Пясецкий, Ф.И.Лидваль, В.А.Покровский, В.В.Старостин, Г.П.Передерий, Л.Н.Бенуа, И.А.Фомин, П.С.Осадчий.

Несомненный интерес представляют воспоминания, в которых рассказывается о производственной практине слушательниц, которая для женщин-инженеров имела большое значение, и которая была для них одновременно и пробой сил.

Авторы показывают, как много упорства и воли проявили первые женщины-инженеры, чтобы утвердить себя на поприще, которое считалось исключительно мужским. Книги знакомят читателей с жизнью слушательниц, с их бытом, интересами. Особого внимания заслуживают воспоминания, в которых рассказывается об участии слушательниц в революционной и общестуденческой борьбе под влиянием и руководством социал-демократического отряда, созданного на курсах. Об участии в забастовках, демонстрациях, сходках.

Большинство воспоминаний относятся к работе слушательниц в первые годы после окончания курсов, которые в основном совпадали с первыми послереволюционными годами. Где только не пришлось работать воспитательницам Женских политехнических курсов. Они принимали участие в постройке электростанций, fl мостов и тоннелей, жилых массивов, метро, на стройках индустрии по всей стране, и везде стремились к тому, чтобы жизнь людей стала радостной и прекрасной. Своим трудом первые женщины-инженеры проложили путь новым поколениям женской технической интеллигенции.

Большое значение для данной работы имели неопубликованные воспоминания бывших слушательниц Высших курсов - их устные рассказы, записанные автором при личных встречах с ними. Особенно ценными воспоминаниями поделились с автором З.Б.йорольчук, Е.Н.Чехова, А.И.Эттингер, К.Н.Язева - бывшие слушательницы бестужевских курсов-*-; Е.В.Матвеева, С.Г.Лепнева - слушательницы курсов проф.В.й.Герье .

Живые свидетели событий, они не только поделились своими воспоминаниями о ВЖК, о преподавателях и профессорах, быте и жизни слушательниц, но также помогали советами на разных этапах работы.

1 З.Б.Корольчук училась на Бестужевских курсах с 1907 по 1913 гг. В настоящее время она видный историк (проживает в Ленинграде), автор книг о "Северном Союзе русских рабочих", "Союзе борьбы", одна из составительниц словаря "Деятели революционного движения в России" и т.д.; Е.Н.Чехова окончила Бестужевские курсы в 1916 г. - библиотечный работник (нвне персионерка) - член Московского бюро бестужевок; А.И. Зттингер - председатель Московского бюро бестужевок (умерла в 1968 г.), К.П.Язева - председатель Ленинградского бюро бестужевок.

2 Е.В.Матвеева - окончила МВЖК в 1917 г. педагог, ныне пеэ-сионерка, проживает в Ленинграде; С.Г.Лепнева окончила МВЖ в 1907 г. (умерла в 1966 г.). i3

К источникам по теме следует также отнести публикации

I ?

Е.Лихачевой и юбилейное издание Бестужевских курсов , в которых собран большой фактический материал по истории высшего женского образования в России и деятельности Бестужевских курсов за 25 лет их существования.

Учитывая необходимость критического подхода к сообщениям, оценкам тех или иных явлений, к форме и тону материалов, мы тем не менее полагаем, что комплекс указанных источников в своей совокупности вполне обеспечивает возможность всестороннего изучения и освещения истории высшего женского образования в России.

Методологической базой исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, посвященные различным аспектам общественного движения в России во П пол. XIX в. Много ценных указаний содержится и в трудах Крупской, Коллон-тай и других, специально изучавших женское движение и историю высшего женского образования с позиций марксистско-ленинской теории.

Для правильной постановки и понимания основных проблем такого общественного явления, как женское движение, особенно* значение имеют работы Ф.Энгельса "Анти-Дюринг", а также и государства

Возникновение семьи, частной собственности', ьопее ста лет назад К.Марне писал: "Каждый, кто сколько-нибудь знаком с историей, знает также, что великие общественные перевороты

--у

I Е.Лихачева. Материал^ля истории женского образования в

России. ч.1У, Спб., 1901 г. Z С-Петербургские Высшие женские курсы за 2Ь лет (1878-1903)

Очерки'и ыетариалы. Спб., 1903. т невозможны без женского фермента" . Это указание помогло автору вписать историю борьбы женщин за право на высшее образование в общую революционную борьбу против самодержавия.

Огромное теоретическое значение в плане женской проблемы имеют труды В.И.Ленина: "Роль сословии и классов в освободительном движении", "Речь на I Всероссийском съезде работниц. 19 ноября 1918 г.", "О государстве", "Советская и власть и положение женщин", "К пересмотру партийной программа "Задачи пролетариата в нашей революции", "О задачах женского рабочего движения", "К международному дню работниц", и мн. др. В этих работах В.И.Ленин неоднократно отмечал, что "во всех цивилизованных странах, даже самых передовых, положение женщин таково, что не даром их называют домашними рабынями. Ни в одном капиталистическом государстве, даже самой свободной республике, нет полного 2 равноправия женщин" . Особенно подчеркивает В.И.Ленин, что "буржуазная демократия на словах обещает равенство и свободу. На деле женской половине человеческого рода ни одна, хотя бы самая передовая, буржуазная республика не дала ни полного равенства с мужчиной по закону, ни свободы от опеки и от Q угнетения мужчины" . В.И.Ленин придавал огромное значение участию женщин в революционном движении. Он считал, что

1 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.ХХУ, стр.547.

2 В.М.Ленин. Поли. собр. соч., т.37, стр.185.

3 Там же, т.39, стр.285. хш

Не может быть социалистического переворота, если громадная

часть трудящихся женщин не примет в нем значительного уча-I стия" и что "Из опыта всех освободительных движений замечено, что успех революции зависит от того, насколько в нем участвуют женщины" .

Значительно расширяет наше представление о сущности и формах женского движения, в первую очередь о зарождении революционно-демократических идей, исторические, философские, публицистические произведения А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, педагогические произведения Писарева.

Круг вопросов, охватываемых настоящей работой в некоторой своей части более или менее широко разработан в литературе.

Женское движение как тема для изучения привлекла внимание широких общественных кругов России. Еще в 1887 году в 3 журнале "Северный Вестник" был напечатан указатель литературы по женскому вопросу, включающий в себя как книги, так и журналы начиная с 60-х годов по следующим разделам: исторш женщин - 300 названий, современное положение женщины - 200 названий, литературные женские типы - 150 названий, женский вопрос - 500, воспитание и образование женщин - 400; женский труд и общественная деятельность - 100, педагогическая деятельность женщин - 122 названия.

1 Там же, т.37, стр.185.

2 В.И.Ленин, ПСС, 37, стр.

3 Северный вестник № 7-8 за 1887 г.

XIУ йз целого комплекса вопросов наибольшее внимание дореволюционной историографией было уделено женской проблеме и женскому движению вообще. Тут можно выделить таких автот р г* ров: М.Кечеджи - Шаповалов , Е.Н.Щепкина , А.А.Кальманович0, А.В.Тыркова^ и др. Содержание и выводы этих работ определяются классовой позицией их авторов.

Работа М.В.Кечеджи-Шаповалова представляет собой очерк исторического развития женского движения, начиная с древнего мира в различных странах: Америке, Англии, Скандинавии, Европе, на Востоке и в России. Автор увлекается отвлеченными рассуждениями о превосходстве одного пола над другим или их равенстве, о душевном складе мужчин и женщин, уходит в своих рассуждениях в древние времена и пространно рассуждает о способностях женщины воспринимать образование. Здесь мы не находим ничего конкретного для данной темы, а лишь отвлеченный разговор о пользе и возможностях осуществления высшего женского образования.

1 М.Кечеджи-Шаповалов. Женское движение в России и за границей. Спб., 1902.

2 Е.Н.Щепкина, венское движение в 1905 г. в отзывах современных деятелей. СПб., 1906.

3 А.А.Кальманович. Женское движение и его задачи. СПб., 1908. k А.В.Тыркова. Освобождение женщин. Пг., 1917. "7

It

ХУ

Е.Щепкина считает, что женское движение в Россией возникло одновременно с возникновением партии кадетов, т.е. в 1905 г. По ее мнению до весны 1905 г. брожение среди женской интеллигенции не выливалось в определенные формы. Автор выступает сторонником идеи политического равноправия полов.

А.А.Кальманович в своей работе сревнивает женское движение в России с таким же движением в других странах - Сев. Америке, Англии, Франции, Италии, Германии и др. и призывает русских женщин еще более активизироваться в борьбе за свою свободу.

А.В.Тыркова считает, что Февральская буржуазно-демократическая революция дала русским женщинам политические права и отврыла им дорогу к равноправию.

Эти работы явно буржуазного толка и кадетской политической направленности. Они сознательно умалчивают о классовой сущности женского движения в России, рассматривая его в отрыве от общей политики царизма.

Рассуждая о пользе и возможностях высшего женского образования, буржуазные историки выделяли, как самостоятельт ный, вопрос о допуске женщин в университеты . В их работах можно найти сведения, касающиеся истории вопроса о допуске жвнщин в университеты; различные высказывания как противников этой идеи, так и ее сторонников и целый ряд других частных, но небезынтересных подробностей.

I В.Бемерт. Университетское образование женщин. Спб., 1874; Е.Н.Щепкина. Женщины в русских университетах, ж."Вестник Европы", сентябрь 1912; A.M.Щербина. О допущении женщин в университеты, ДО. 1916.

ХУ1

Работа В.ьёмерта представляет собой исторический очерк университетского женского образования в Цюрихе. Автор делает попытку обобщить этот опыт и его результаты и приходит к выводу о том, что совместные занятия мужчин и женщин в Цюрихском университете привели к положительным результатам.

Е.Н.Щепкина, ссылаясь на первый вполне удачный опыт совместного обучения в высших учебных заведениях России, также выступает за допущение женщин в университеты. Однако, рассматривая вопрос о допущении женщин в университеты в отрыве от политики царизма вообще и по этому вопросу в частности, автор приходит к ошибочному выводу о том, что недопущение русских женщин в университеты объясняется "печаля ным положением самих университетов".

В 1916 г. вновь ставится вопрос о допущении женщин в университеты. Появляется статья A.M.Щербины, где автор доказывает необходимость допущения женщин в университеты в целях улучшения высшего женского образования и подъема культуры вообще.

В этих работах имеется конкретный материал, раскрывающий историю и реальные возможности осуществления высшего женского образования. Однако все авторы стремились лишь "всесторонне осветить" наболевший вопрос, избегая говорить об основных причинах недопущения женщин в университеты, коренившихся в самодержавном строе России.

ХУП

Большое внимание было уделено буржуазной историографией вопросу о высшем женском образовании в связи с открытием Высших женских курсов-*-. Авторы пытались доказать, что разрешение вопроса о женском образовании есть и разрешение женского вопроса вообще. Работа Н.Зинченко представляет собой исторический очерк просвещения русской женщины. По мнению автора в России вообще не существовало женского вопроса, т.к. русским женщинам нужны не гражданские и политические права, а прежде всего право на образование.

В.Родников выступает сторонником равноправия женщин, доказывая, что оно не мыслимо без образования. Зти авторы, исходя из своих классовых позиций, умиляются по поводу разрешения в России по их мнению проблемы женского образования при помощи "неусыпных о том забот правительства".

В таких работах как "Краткая историческая записка о Высших женских курсах в С.-Петербурге" и работе К.Р.Шохоль содержится конкретный фактический материал по истории возникновения самих Высших женских курсов, об эволюции в России вопроса о высшем женском образовании в России, о работе Общества для доставления средств Высшим женским курсам итл

I Н.Зинченко. Женское образование в России. Спб., 1901; М.И.Покровский - о высшем женском образовании в России. СПб., 1906; В.Родников. Несколько исторических справок к вопросу о женском образовании. Киев, 1909; Высшие женские курсы в С-Петербурге. Краткая историческая записка. СПб., 1901; К.Р.Шохоль. Высшее женское образование в России (историко-аридический очерк); В.Овщвн. Развитие женского образования (историч. очерк). СПб., 1887.

ХУШ

Этот материал имел большое значение для данной работы.

Таким образом буржуазная историография особое внимание уделяла трем вопросам: женскому движению вообще, вопросу

0 допущении женщин в университеты и истории возникновения Высших женских курсов, сосредотачивая внимание в основном на таких вопросах, как состояние Высших женских курсов и их материальное положение.

Буржуазная историография умышленно обходила молчанием участие слушательниц в революционном движении, неверно изображала политику царизма по отношению к высшему женскому образованию.

Отмечая определенные достижения в развитии высшего женского образования в России, авторы приписывали все успехи в этом деле русскому "обществу", умалчивая о нарастании революционного движения в стране, которое заставляло царское правительство идти на уступки.

Заслуга первоначального освещения женского движения с позиций социал-демократического лагеря принадлежит A.M. Коллонтай*. На большом фактическом материале автор показывает, что "действительно свободной и равноправной женщина сможет стать только в преобразованном на новых общественных и производственных началах мире ." . Работа написана в связи с I Всероссийским женским съездом 1908 года, который был призван подвести некоторые итоги женского движения в России. Автором рассматриваются такие важные вопросы, как

1 А.Коллонтай. "Социальные основы женского вопроса", Спб., 1909.

2 Там же, стр.4. борьба за экономическую независимость женщин, брак и семейная проблема, охрана беременных и рожениц, борьба женщин за политические права. Автор показывает ограниченность женского буржуазного движения, вытекающего из его классовой сущности, показывает, что оно не может бороться за коренное переустройство экономико-социальной структуры общества, без чего освобождение женщин не может быть полный А.Коллонтай пишет о том, что цели, задачи и тактика раз-личная|для женщин разных классов. Единственно правильный путь для женщин пролетарского происхождения - это участие в общепролетарской борьбе за коренное переустройство общества. В целом работа имеет очень большое значение для изучения проблемы, т.к. в ней на огромном фактическом материале раскрывается сущность женского движения вообще и в России в частности, дается правильная оценка деятельности различных буржуазных женских партий, и коренных социально-экономических явлений, вызвавших появление во П половине XIX века "женского вопроса".

В советское время литература, посвященная истории высшего женского образования в дореволюционной России, в количественном отношении намного скромнее. История высшего женского образования в России до настоящего времени освещалась преимущественно в статьях и очерках, помешенных в разное время в различных журналах.

В 1923 г. появляется статья Е.Щепкиной с всспоминат ииями о первых шагах Высших женских курсов в России .

I Е.Щепкина. Первые годы Высших женских курсов. П.М.1923.

Воспоминания относятся к 1872-1876 гг.,'когда Е.Щепкина сама училась на BIK проф.Герье. Автор описывает тогдашнюю обстановку в Москве, быт курсисток и их участие в различных кружках пропагандистов, профессоров, читавших различные предметы на курсах. Воспоминания Е.Щепкиной не велики по объему и хронологически охватывают всего три года, поэтому, естественно, не дают полного представления о жизни Высших женских курсов.

Отдельным эпизодам жизни Высших женских курсов пот ? священы статьи и очерки О.Н.Дубербиллер , Н.О.Федотовой , А./:. Филипповой0.

Авторы этих статей дают лишь краткие исторические очерки высшего женского образования в России лишь в плане постановки вопроса, не ставя перед собой задачу всестороннего освещения темы.

Внимание советских историков, особенно в последние годы, привлекает вопрос об участии слушательниц Высших женских курсов в революционном движении. Ещё в 1926 г. в журнале "Каторга и ссылка" появилась статья Н.Ростова^

1 О.Н.Дубербиллер. "Курсистка" - "Советское студенчество", № 3, 1940.

2 Н.Федотова."О высшем женском образовании в Одессе" Труды

Одесского университета, т 1Ы, серия филологических наук вып.II, 1961 г.

3 Л.Д.Филиппова. "Из истории высшего женского образования в России". - "Вопросы истории" № 2, 1963.

4 Н.Ростов. "Самоубийство М.Ф.Ветровой и студенческие бес-порядки'.' "Каторга и ссылка" № 2(23), М., 1926. посвященная гибели слушательницы Бестужевских курсов -М.Ф.Ветровой.

По материалам департамента полиции автор пытался объяснить причины и подробности гибели М.Ф.Ветровой.

Полезный конкретный материал об участии слушательниц Московских Высших женских курсов в революционном движении содержится в статье группы студентов Московского педагогического института им.В.й.Ленина*. Работа написана на основе материалов Особого отдела департамента полиции (ДГАОР) и архивных материалов Московских BJRK (ЦГА г.Москвы), привлечены также воспоминания бывших слушательниц MBFK, относящихся к уже более позднему периоду (1912 г.). Здесь впервые делается попытка научной разработки темы.

Большой интерес для данной работы представляет собой статья бывшей слушательницы Бестужевских курсов - С.И. о

Стриевской об участии бестужевок в революционном движении .

1 Участие слушательниц М.ВЖ в революционном движении I880-I9I5 гг. Московский пединститут им.В.И.Ленина. Научное студенческое общество. Научные работы студентов. Вып.2, Гуманитарные науки, M.f 1961.

2 С.И.Стриевская. .Участие бестужевок в революционном движении. в кн. С-Петербургские Высшие женские Бестужевские курсы (1878-1918). Л., 1965.

Ti ххп

На большом фактическом материале автор показывает, что обучение на курсах способствовало росту политической сознательности слушательниц и уже в течение первого года обучения многие приобщались к политической жизни, примкнув к одной из действующих подпольных организаций. Прослеживается тесная связь курсисток с революционно настроенным студенчеством, рассказывается об участии бестужевок в политических событиях, в организации демонстраций и забастовок, что свидетельствует о прочных передовых традициях, существовавших на Бестужевских курсах и передаваемых из поколения в поколение.

Участие слушательниц Высших женских курсов в революционном движении является темой специального исследования и естественно не могла быть полностью освещена в небольшой, хотя и очень интересной статье.

По теме данной работы имеется одна кандидатская диссертация, защищенная в Московском государственном пединт ституте им.В.И.Ленина .

Работа Н.И.Молодых посвящена Высшим женским курсам (проф.Герье) в Москве в 1900 г. Автор рассматривает деятел! ность MBIK только в течение одного 1900 г., основываясь на том, что этот год является как бы вторым рождением курсов после закрытия правительством в 1886 г. ВЖК в России. Для автора история MBIK представляет интерес по двум причинам: во-первых, MBIK были одним из учреждений, положивших основу женского педагогического образования в России;

I Н.И.Молодых. История Московских Высших женских курсов 1900 года. М., 1941. л во-вторых, история МВЖК 1900 г. имеет непосредственное ного отношение к истории трех вузов - Московского государствен пединститута, П-го Московского госуд. медицинского института, Института тонкой химической технологии, которые развились на базе соответствующих факультетов МВЖК (проф. Герье).

И.И.Молодых подробно рассматривает академический аспект деятельности МВЖК в 1900 г., учебный процесс и учебные программы, состав слушательниц и т.д. Большое внимание уделено профессорско-преподавательскому составу курсов, материальному положению курсов - строительству новых зданий и т.д.

Автор приводит также краткую историческую справку о борьбе за высшее женское образование в России и его развитие, о ненск. х курсах в Москве, предшествовавших ВЖ Герье - Лубянские курсы, Публичные лекции, Коллективные уроки.

Однако такие важные и принципиальные вопросы как политика правительства по отношению к ВЖК и высшему образованию женщин автором не рассматривается.

Не освещена и такая важная тема, как участие слушательниц МВЖК в революционном движении, отрывочные данные не могут дать ясное представление по столь важному вопросу.

В целом же работа дает представление об истории МВЖК и особенно об их академической жизни.

Особое место в советской литературе, посвященной высшему женскому образованию, представляет, вышедший в 1966г.

А:' ш

Библиографический указатель по Высшим женским (бестужевский т курсам . Составителями его являются бывшие слушательницы Бестужевских курсов: З.А.Евтеева (училась на курсах в I9II-1915 гг.)я О.Н.Кузнецова (окончила в 1912 г.), Т.С.Юньева (I9II-X9I6 гг.) и др. Библиография делится не следующие разделы: из истории высшего женского образования в России; Высшие женские (Бестужевские) курсы, их деятельность и значение; слушательницы ВЖК. Студенческие организации, участие бестужевок в общественной и политической жизни в стране; положение и деятельность окончивших ВЖ (Бестужевские) и : включает монографии, сборники, отчеты, статьи и заметки из периодической печати с 70-х гг. XIX в. и до наших дней. В разделе о составе слушательниц и в некоторых других разделах использованы анкетные данные и дополнительный подробный материал, который имеется в распоряжении Ленинградского комитета бывших бестужевок и бюро московских бестужевок. Эта работа имеет большое значение при исследовании, т.к. дает информацию по различным вопросам: об истории возникновения Бестужевских курсов, об организации их работы, о составе слушательниц, учредительниц и преподавателей, о большом культурно-историческом значении курсов и т.д.

Таким образом из краткого историографического очерка ясно, что советские историки уже наметили путь для изучения истории высшего женского образования в России, ими сделаны попытки осветить отдельные стороны этой темы.

I Высшие женские (рестужевские) курсы. Библиографический указатель. М., 1966. л ш

Указанные выше работы явились исходным, а следовательно и необходимым этапом в изучении данной проблемы. В настоящее время, опираясь на большой фактический материал, накопленный советскими историками, необходимо перейти к монографическому исследованию истории высшего женского образования в России, с наибольшей полнотой охватить существенные стороны пройденного пути русской женщины в борьбе за высшее образование. Настоящая работа, по представлению её автора, должна осуществить дальнейший шаг во всеторон-нем освещении названной проблемы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Михеева, Э. П.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высшие женские курсы Москвы и Петербурга выдвинули целую плеяду общественных деятельниц и профессиональных революционерок таких как: Н.К.Крупская, М.И.Ульянова, А.И.Ульянова, З.П.Невзорова, И.О.Чачина, Е.И.Изотова, П.Ф.Куделли, К.Самойлова, Д.В.Ванеева, Л.А.Фотиева, Ш.М.Манучарьянц, Ф.М.Кнуньянц-Ризель, С.М. Познер, Е.Г.Смиттен и многие другие.

Обобщая большой и трудный путь борьбы за высшее женское образование в России можно выделить такие важнейшие этапы.

I. До 70-х гг.XIX в. в России был вовсе закрыт всякий доступ женщинам всех сословий и классов к высшему образованию.

Отдельные женщины, упорно стремившиеся получить высшее образование, вынуждены были отправляться за границу. Об их количестве говорит тот факт, что в 60-70 гг. XIX в. русские женщины составляли большинство среди учащихся женщин в западноевропейских университетах. Правительство не могло не обратить внимание на этот факт. Прислушиваясь к голосу верно-подданнейшей буржуазной и либеральной общественности, выступавшей за высшее женское образование, а так же опасаясь занесения из Европы студентками революционных идей, власти признали в конце концов возможным создание в виде опыта нескольких специальных женских учебных заведений частного характера, чтобы в какой-то мере удовлетворить общественное мнение.

Отбытие нескольких высших женских учебных заведений приходится рассматривать как уступку, на которую вынуждено было пойти царское правительство под влиянием революционно-демократического движения 60-70 -х годов и все более растущего стремления женщин к равноправию, в том числе и в области образования.

2. Признав, правда ограниченный доступ женщин к высшему образований, царское правительство решило создать особые женские учебные заведения, чтобы не пускать женщин в существующие университеты и ВУЗы для совместного обучения. Высшие женские учебные заведения открывались только гуманитарные, бег без всяких прав для окончивших.

3. Стремление женщин к высшему образованию неизбежно столкнулось с сильно распространенными и глубоко укоренившимися предрассудками в различных классах общества и враждебным отношением со стороны господствующих классов. Реакционно настроенная часть обществапредсказывала неудачу дела высшего образования женщин в России и видела в нем только один вред. Само требование высшего образования признавалось противоестественным и даже несовместимым с религией. Здравые голоса о пользе и необходимости женского образования тонули в потоках всевозможных опасений, предубеждений и гразной клевете реакционной печати.

Царское правительство стоявшее на страже интересов помещиков, дворян и бюрократии, оберегавшее их ведущую роль в политической жизни страны, не раскрывало своего отрицательного отношения к дальнейшему развитиго высшего образования вообще и особенно для щенщин. Оно отказывалось понимать и не хотело видеть общественную необходимость и пользу высшего образования для женщин. Политина правительства была направлена на то, чтобы всемерно его ограничить узкими рамками всевозможных положений, уставов и регламентов и не допускать женскую молодежь к участию в политической жизни страны. При всякой возможности правительство пыталось закрыть уже существующие высшие женские курсы или сократить прием слушательниц. Вот гсояему^ количество высших женских учебных заведений, их профиль и специализация были крайне ограничены, установлена высшая плата за обучение.

Правительство упорно считало высшее женское образование делом частной инициативы, благотворительности и филантропии состоятельных кругов, рассчитывая на его слабость, непопулярность, неполноценность и постоянную материальную нужду: никаких больших казенных субсидий ШК не отпускалось,

4, Совсем иначе относились к возникновению курсов их организаторы и создатели: представители либеральной буржуазной интеллигенции, различных женских обществ, профессуры и лиц, т.н. свободных профессий. "Мы желаем положить основание учреждению, которое могло бы содействовать распространению высшего образования между женщинами" - писал профессор В.И. Герье, один из основателей, ШЖ в Москве*.

Прогрессивные круги опирались на растущее в стране "женское движение", на появившиеся специальные женские журналы, женские благотворительные организации, которые носили ярко выраженный буржуазный характер, были энтузиастами эмансипации женщин,

5. Жизнь первых высших учебных заведений для женщин была сложной и трудной. Только благодаря разносторонней помощи I Положение о Ю в Москве 1872 г. М., 1872, стр. 18. прогрессивной русской общественности и пожертвованиям, курсы избежали острой материальной нужды и закрытия» Наоборот, контингент слушательниц постоянно расширялся, программы совершенствовались, В начале XX века ВЩ в Петербурге и Москве несколько материально окрепли, что построили собственные здания, вполне соответствующие потребностям высшего учебного заведения, имели собственные общирные библиотеки по всем отраслям знаний, научные кабинеты и лаборатории, снабженные необходимыми пособиями для работы'.

Все это было создано по частной инициативе, на частные средства и пожертвования.

6. На курсах преподавали известные, большей частью либерально настроенные профессора Петербургского и Московского университетов.

Учебные программы ВШ были составлены так же в соответствии с программами университетов. На курсах читались лекции, проводились семинары и лабораторные занятия» Все это обеспечивало серьезную учебную подготовку слушательниц» После закрытия курсов в 1886 году они в течение нескольких лет фактически работали в половинную нагрузку и занимались доучиванием слушательниц оставшихся на старших курсах.

7. Новый этап в истории ЗЕК начался в I8f39 г., когда в силу особого решения комиссии кн. Волконского был возобновлен прием на Бестужевские курсы. В 1900 г. в Мосвве вновь открылись уже закрытые НКК проф. Герье.

Но курсы были открыты уже на новых основаниях в соответствии с пожеланиями Комиссии кн. Волконского. Прежде всего был введен строгий надзор за слушательницами. Для этого была введена казенная администрация, оплачиваемая и утверждаемая. министерством народного просвещения: директор, инспектрисы и их помощницы.

Учебные планы и программы так же утверждались министерством.

Ограничивалось количество учащихся на курсах (был установлен т.н. "комплект" слушательниц); иногородним вменялось в обязанность жить только в интернате при курсах. Плата за слушание лекций возросла с 50 до 100 р. в год.

И все же можно сказать, что высшее женское образование одержало победу и получило широкое признание.

Упорное стремление женщин к высшему образованию, массовое посещение лекций молодыми женщинами уже в XX ввке перестало считаться предосудительным и излишним.

Если в 70-х-80-х гг. посещение ЖК считалось чем-то не*/ приличным для "порядочной" девушки, то в ХХв., особенно после революции 1905 г. все изменилось. Количество ВЖК сильно возросло и во многих больших городах возникали новые женские курсы. После революции 1905-7 гг. были открыты курсы в Киеве, Казани, Харькове, Одессе, Тифлисе, Томске, Юрьеве и др.,к 1913 г. их было уже более 30, из них II в Петербурге и 5 в Москве, только в обеих столицах на ВЖК училось 14- 995 женщин. В 1916 г. на всех ВЖК в России было 29.933 слушательниц. Из окончивших 80% посвятили себя педагогической деятельности в разных уголках России: учительницы сельских школ и городских училищ, гимназий, прогимназий, институтов, преподавательницы, ассистенты и руководительницы практических занятий в ВУЗах. Некоторые занялись научной деятельностью.

Многие работали в библиотеках, книжных складах, читальнях, служили в казенных и частных учреждениях и организациях.

Особо следует отметить ведущую роль Петербургских (Бесту жевских) и Московских (проф.Герье) ВЖК, в истории развития высшей женской школы в России.

8. Женская молодежь не только с большим рвением училась, ко и активно участвовала в революционных выступлениях студенчества , демонстрациях, забастовках, митингах и протестах.

Многие слушательницы ВЖК были членами народовольческих, а затем марксистских кружков, хранили и распространяли подпольную, революционную литературу, поддерживали связь с полит заключенными в тюрьмах и т.д. В конце XIX века в России не бы ло ни одной более или менее крупной революционной организации, куда бы не входили слушательницы ВЖК.

Активными участницами "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" были бестужевки: Н.К.Крупская, А.И.Ульянова, Е.А.Изотова-Виноградова, А.А.Якубова, З.П.Невзорова и др.

За участие в Кронштадтском вооруженном восстании были расстреляны бестужевки Анна Бенедиктова и Анастасия Мамаева В 1908 г. среди 7 человек, казненных за покушение на жизнь министра юстиции 1!}егловитова, были две бесружевки: Лидия Сту-ре и Анна ШуяятиКова.

Участницами трех революций были бестужевки К.Н.Самойлова-Громова, Л.А.Фотиева, Ш.М.Манучарьянц, С.М.Познер, Е.Г. Смйттен, Е.Н.Ванеева, Ф.М.Кнуньянц-Ризель, П.Ф.Куделли и др. На МВЖК учились революционерки М.И.Ульянова, А.Н.Воронова, А.И.Петровская, Л.П.СокЭДова, М.Д.Смирницкая, А.А.Семашко, О.Ф.Адашенко и др.

В дни октября бывшие слушательницы ВЖК работали на различных ответственных постах: в Петербургском комитете партии С.И.Соколовская и В.Н.Лапина - в Черниговском обкоме и Совете рабочих депутатов, С.И.Стриевская в Секретариате послеоктябрьского ВЦИКА, сестры Т.Г. и Н.Г.Толмачевы и Г.Боголепова - в редакции газеты "Правда", секретарем которой тогда же была бестужевка А.И.Елизарова - Ульянова; Р.Е.Орлова была секретарем Московского военно-революционного комитета, Е.Ф.Шиллер-Пономарева - в штабе Бауманского военно-революционного ко1 митета в Москве.

Неутомимую и разностороннюю работу вели бестужевки Н.К. Крупская, П.Ф.Куделли, К.Н.Самойлова, Л.А.Фотиева и многие другие славные большевички, начавшие свой путь на высших женских курсах в предреволюционные годы.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции очень многие слушательницы ВЖК отдали все силы и знания на построение нового Советского государства, на дело окончательного раскрепощения женщины.

9. Подводя некоторые итоги историческому пути развития высшего женского образования в России следует прежде всего отметить: а) Движение за женское образование в России носило ярко выраженный либерально-буржуазный характер, а после революции 1905-1907 гг. оно в основном проходило в рамках программы кадетской партии, объединявшей главны^х деятелей этого движения. Это обстоятельство, естественно наложило определенный отпечаток фак на характер, так и на методы борьбы за высшее женское образование в России. б) Реакционная политика царского правительства сводилась к противодействию и всяческому ограничению высшего женского образования: правительство неизменно подчеркивало бесправное положение женщин даже добившихся высшего образования, создавало для них различные ограничения в правах, как во время пребывания на курсах, так и после их окончания. Такая политика правительства, равно как и прокадетские устремления руководства курсов, неизменно толкали значительную часть женской молодежи на путь политической борьбы. в) Курсистки учились понимать, что коренное изменение их положения, как и положение женщины вообще, путь к подлинным знаниям и полному раскрепощению лежит через политическую борьбу против самодержавия. Отсюда неизбежный и единственно правильный путь - сближение с революционной демократией, особенно с партией социал-демократов и ее большевистской организацией. Из среды учащихся ВЖК вышло много пламенных революционерок, стойких борцов за рабочее дело.

Несмотря на строгий академизм и стремление либеральной профессуры не углублять изучение социальных и классовых проблем современности передовая часть женской молодежи рвалась к участию в политических событиях, используя для этой цели свои организации:: кружки, землячества, партийные организации. Они активно участвовали в революционной борьбе всего студенчества г) ВЖК сыграли несомненно прогрессивную роль в истории развития народного образования в России и прежде всего, высше го образования женщин. Созданные в черезвычайно трудных условиях они способствовали удовлетворению потребности в высшем образовании женщины и безусловно являлись своеобразной поддержкой .в той самоотверженной борьбе, которую вела русская женщина угнетенных классов под руководством рабочего класса против самодержавия и капитализма за свое полное раскрепощение. д) Только Великая Октябрьская социалистическая революция совершенно по новому поставила и решила женский вопрос в России, в том числе и вопрос о высшем женском образовании, связав его с проблемой социального освобождения и культурной революцией трудящихся, в целях полной победы социализма и приобщения женщины к участию во всех сторонах жизни Советского государства.

Список литературы диссертационного исследования Михеева, Э. П., 1969 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел HI, гл.У. Государство, семья и воспитание. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, стр. 326-34-3.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, стр.23-178. Ленин В.й. Гонители земства и аннибалы либерализма. ПСС,т.5, стр.21-72.

4. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. ПСС, т.31, стр.149-186.

5. Ленин В.И. К международному дню работниц. ПСС, т.4-0, стр.192-1 193.

6. Ленин В.И. К пересмотру партийной программы. ПСС, т.34, стр. 351-381.

7. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции.

8. ПСС, Т.44, стр.144-152. Ленин В.И. Международный день работниц. ПСС, т.4, стр.368-370. Ленин В.И. О государстве. ПСС, т.39, стр.64-84. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. ПСС, т.4, стр.211-239.

9. Ленин В.И. Речь на Первом Всероссийском съезде работниц19 ноября 1918 г. ПСС, т.37, стр.185-187. Ленин В.И. Роль сословий и классов в освободительном движении.

10. ПСС, т.23, стр.297-399. Ленин В.И. Советская власть и положение женщины. ПСС, т.39, стр.285-288.

11. Ленин В.И. Удержат ли большевики государственную власть.1. ПСС, т.34, стр.287-339.1. П. Архивные материалы

12. Ш. Источники Периодическая печать

13. Акт С.-Петербургских высших женских курсов 12-го ноября 1895г. Вострогов И. Женские богословские курсы в Москве. I9I0-I9I3.

14. Краткий отчет за 1913 г. М., 1913. Дневник Первого Всероссийского съезда на образованию женщинпод ред.А.Н.Кремлева. № I-II. СПб., 1913. Замечания на проект Устава императорских университетов в России

15. Сяб., 1862, ч.П. Краткая историческая записка (о СПб В.Ж.курсах). 1878-1908гг.

16. Изд. 4-е. Сий, 1908. Лихачёва Е.О. Материалы для истории женского образования в

17. России -18ЬВ). СПб., 1899.

18. Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из архива Министерства нар. просвещения, т.1-4, Спб., 1893-1902.

19. Слушательницы С.-Петерб.высших женских курсов /Бестужевских/.

20. По данным переписи /анкеты/, выполненной статистическим семинарием в ноябре 1909. Спб., 1912.

21. С.-Петербургские высшие женские курсы за 25 лет. 1878-1903.

22. Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин. Спб.1914, т.1 / секция высшего образования/. Устав Московских Высших женских курсов. Спб., 1906.1. Воспоминания

23. Буланова-Трубникова O.K. Три поколения. М.-Л. Гос.из-во, 1928. Дъяконова Е.А. Дневник Елизаветы Дъяконовой. 2-е изд. Спб.,1905. М., 1912.

24. Женщины в революции. Воспоминания. М., Госполитиздат, 1959. Женщины русской революции. М., 1968. Некрасова Е. Жизнь студентки. М., 1903. Октябрем рожденные / воспоминания/. М., 1967. Первые женщины-инженеры/1.^967.

25. Славные большевички. /Сб.восп.Е.Д.Стасовой и др./, М.Госполитиздат, 1958.

26. С.-Петербургские Высшие женские /Бестужевские/ курсы. Сб.статей. Л., 1965.

27. Стасов В. Надежда Васиньевна Стасова. Воспоминания и очерки. Спб., 1899.

28. Ульяновский А. Женщины в процессе 50-ти. Сб., 1906.

29. Фигнер В. Студенческие годы. М., 1922.1. Литература Общие работы

30. Бебель. Женщина и социализм. М., 1959.

31. Высшие женские (Бестужевские) курсы. Библиографический указатель. М., 1966.

32. Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. И.« Всес. об. политкат. и ссыльнопоселенцев, 1931-1933. т.З, вып.2.

33. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М., Наука! 1966 г.

34. Женщины в СССР. Статистические материалы. М., 1966.

35. История Москвы, т.4, изд.АН СССР. М. 1954, стр.658-659.

36. История Московского универ-та. т.1. М., 1955.

37. Колонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. Спб.,1909.

38. Крупская Н.К. Собр. соч., т.1. М., 1957.

39. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938.

40. Очерни истории исторической науки в СССР. М., I960, т.п.

41. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Мин-ва народного просвещения. 1802-1902. Спб., 1902.

42. Ткаченко П.С. Московское студенчество в общественно-политической жизни России во П пол. XIX в. М., 1958.

43. Шелгунов Н.В. Избранные педагогические соч., М., 1954.

44. Цеткин К. Ленин и освобождение женщины. М., 1925. Цеткин К. Умственный пролетариат, женский вопрос и социализм. Одесса, 1905.1. Монографии

45. Бёмерт В. Университетское образование женщины. Спб.,1873. Зинченко Н. Женское образование в России. Исторический очерк. Спб., 1901.

46. Кальманович А.А. Женское движение и его задачи. Спб., 1908. Кечеджи-Шаповалов М. Женское движение в России и за границею. Спб., 1902.

47. Некрасова Е.С. Из прошлого женских курсов. М., 1886. Овцын И . Развитие женского образования. Спб., 1887. Покровская М.И. О высшем женском образовании в России. Спб., 1906.

48. Тыркова А.В. Освобождение женщины. Пг., 1917.

49. Аптекман О.В. Московские революционные кружки. "Русское прошлое". Пг.-М., 1923 кн.1,2. Арсеньев К.К. Закрытие курсов проф. В.И.Герье. В кн.Арсеньев К.К. "За четверть века" (1871-94). Сб-к статей. Спб., 1915, стр.383-386.иг

50. Волконский С.М. Высшее образование женщин в России. Речь князя, С.М.Волконского. "Образование", 1893, № 7-8,отд.2,стр.83-91.

51. Вопрос о допущении женщин в университеты. "Образование", октябрь 1901 г., стр.61-63.

52. WГерье. Женское образование /Вестник Европы. 1877 апрель/.

53. А.Кауфман. Русская курсистка в цифрах. Ж."Русская мысль", июнь 1912 г., с.70-71.

54. К истории ж."Работница". Исторический архив № 4, 1955 г.

55. Песковский М. Образование женщин у нас и за границей. /Русская мысль, 1886, кн.7/.

56. Песковский М. Очерк истории высшего женского образования в России /Наблюдатель 1882, кн. 4-6/.

57. Песковский М. Университетская наука для русских женщин. / Русская мысль. 1886, кн.11-12/.

58. Сватиков С. Русская студентка. /1860-1915/ в кн. "Путь студенчества". М., IST6 г.

59. Смирнова В. К истории высшего женского образования в России. "Вопросы истории", 1949, № 10.

60. Стасова Е.Д. Из истории. "Советская женщина", 1946, № 4.

61. Теплов В. Пятидесятилетие высшего женского образования в

62. России Ж. "Вестник воспитания", 1910, кн. 9, стр.117-132.

63. Юбилей московских высших женских курсов /Герье/. "Исторический Вестник", 1907, № 12, стр.1127-1128.

64. Юбилей высших женских курсов /Герье/. "Историч.вестник", 1912, дек. с.1295-1296.

65. Участие слушательниц МВЖК в революционном I880-I9I5 гг.

66. Московский пе,$ститут им.В.И.Ленина. Научное студенческоеобщество. Научные работы студентов, вып. 2 1>м. науки. М.,1961хм- 8 286 Л

67. Федотова Н. О высшем женском образовании в Одессе. Труды Одес-сского ун-та, т.151. Серия филологич. наук, вып. II, 1961.

68. А.Шереметевекая. Страница из истории высшего женского образования "Исторический Вестник", 1896, Л 7.

69. Шохол К. К вопросу о развитии высшего женского образованияв России. Журн. Министерства народного просвещения, Новая серия XI. 1912, № 8, отд. 3, стр. 154-195.

70. Шохол К.Р. К вопросу о развитии высшего женского образованияв России. /Третий период, с 1905 г./ Ж.М.Н.П. 1913 ишь.

71. Щепкина Е.Н. Женщины в русских университетах. "Вестник Евр.", сент. 1912.

72. Щепкина Е. Первые годы высших женских курсов. "Русское прошлое". Пг.-М., 1923, Я 5.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.