Взаимосвязь экономики и нравственности в истории философской мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Колычева, Екатерина Юрьевна

  • Колычева, Екатерина Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Курск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 189
Колычева, Екатерина Юрьевна. Взаимосвязь экономики и нравственности в истории философской мысли: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Курск. 2012. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Колычева, Екатерина Юрьевна

Введение.

Глава 1. Нравственный статус труда и материального благосостояния в философской мысли Древнего Востока, Античности, Средневековья

1.1. Идея взаимосвязи экономики и нравственности во взглядах мыслителей Древнего Востока.

1.2. Нравственные оценки богатства, бедности, труда, собственности, целей хозяйственной деятельности у античных философов.

1.3. Философская мысль Средневековья о нравственном измерении экономической деятельности.

Глава 2. Социально-исторические и религиозные стимулы философской, экономической и моральной революций Возрождения и Нового времени.

2.1. Экономика и нравственность в ценностном перевороте Возрождения. Компромисс веры и разума в протестантской трудовой этике.

2.2. Экономические интересы и нравственные ценности в поиске синтеза надындивидуальной этики и этики личности в философии ХУИ-Х1Х вв.

2.3. Экономика и мораль в антинормативных версиях европейской этики XIX в.

Глава 3. Проблема взаимосвязи императивов экономики и нравственности в философских поисках ХХ-начала XXI вв.

3.1. Одухотворение хозяйственной деятельности, или приоритет нравственности над экономикой: модель первая.

3.2 Пафос гармонии, или согласованное единство экономики и нравственности: модель вторая.

3.3. Неустранимость корысти в мотивах морального поступка, или первичность экономического интереса: модель третья.

3.4. Жизнь-игра в условиях аксиологического дуализма, или принципиальная непреодолимость конфликта взаимодействия экономики и нравственности: модель четвер- 159 тая.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь экономики и нравственности в истории философской мысли»

Проблема взаимосвязи экономики и нравственности волнует мыслителей с древних времен. Это связано, прежде всего, с двойственностью человеческой природы. Так как человек является одновременно и духовным, и материальным существом, во все времена существуют споры: что важнее -забота о теле или возвышение души. Дуальность человека рождает вопрос о том, чем нужно руководствоваться в принятии решений: нравственными идеалами или экономическими целями.

Актуальность проблемы взаимосвязи экономики и нравственности объясняется и тем, что необходимость поддерживать физическую жизнь определяет само существование хозяйственной деятельности. Для обеспечения насущных потребностей человек должен трудиться, производить и сотрудничать с другими людьми, вступая с ними в экономические отношения обмена. Экономика становится необходимостью жизни. Поэтому перед человеком встают вопросы: «Как вести себя в экономике? Чем руководствоваться: нормами морали, либо экономической выгодой? Возможно ли включение нравственных ценностей в экономическую сферу, или нравственность и экономика - области, которые должны существовать обособленно? Как влияют друг на друга экономика и нравственность при взаимодействии?».

Исследование различных воззрений на соотношение нравственных ценностей и экономических интересов, начиная с Древнего Востока, Античности и до сегодняшних дней, показывает, что интерес к данной проблеме усиливается. Поиск модели человеческого поведения в экономике, являющийся актуальным вопросом на протяжении всех исторических этапов развития философской мысли, особенно остро встает в связи с проблемой ответственности, которую невозможно рассматривать в строго экономических терминах. В основе происходящих сегодня кризисных явлений в экономике лежит именно человеческий фактор, проявляющийся в эгоистических интересах индивидов и социальных групп с целью максимизации субъективной выгоды. Поэтому важная философская проблема выявления нравственных критериев деятельности экономических субъектов становится все более актуальной.

Вопрос о роли нравственных ориентиров в экономическом поведении человека продолжает оставаться открытым. Раскрытие взаимосвязи экономики и нравственности на стыке философии, экономики, истории, социологии и антропологии представляется одной из наиболее перспективных и важных задач научного сообщества, что объясняется не только теоретической значимостью, но, в первую очередь, практической ценностью результатов осмысления проблемы.

Таким образом, взаимосвязь экономики и нравственности - вопрос, требующий глубокого философского анализа через призму прошедших эпох для более полного и адекватного понимания приоритетов в жизни современного человека и общества.

Степень научной разработанности проблемы, поставленной в настоящем исследовании, определяется совокупностью результатов, полученных в работах, так или иначе затрагивающих вопрос о взаимосвязи экономики и нравственности. Выделим несколько тематических групп, которые составляют проблемное поле предлагаемой диссертации.

1. Работы Т.Б. Коваль, П.Е. Матвеева, А. Меня, A.M. Миняйло, И.С. Свенцицкой, О.П. Семотюк, П.В. Смирнова, Д. Лингвуда, Чаттерджи Сатисчандры, Датты Дхирендрамохана, Дханешвары дас, М. Элиаде и др., исследующие религиозные писания, священные тексты (Бхагавад-Гита, Сутта Нипата, Виная-питака, Ветхий завет, Новый завет), проповеди Отцов Церкви и святых, в которых затрагивается вопрос об этическом содержании экономических категорий.

2. Исследования A.A. Гусейнова, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, И.В. Сидорейко, Чэнь Кайкэ и др., посвященные анализу этических взглядов мыслителей Древнего Востока и затрагивающие проблему взаимосвязи экономических благ и нравственности.

3. Работы В.Ф. Асмуса, A.A. Гусейнова, И.М. Кулишера, И.М. Нахова, B.C. Нерсесянца, Г. Иррлитца, В. Иегера и др. по истории античной философии, в которых рассматривается вопрос о нравственности экономический деятельности.

4. Исследования П.М. Бицилли, А.Я. Гуревича, Ж. Ле Гоффа и др., связанные с проблемой взаимосвязи нравственных и экономических категорий в истории Средневековья.

5. Работы Л.М. Брагиной, А.Х. Горфункеля, П.С. Гуревича, А.Ф. Лосева и др., анализирующие взгляды гуманистов Ренессанса, в том числе философов-утопистов, касающиеся вопроса взаимоотношений экономики и нравственности в философской мысли эпохи Возрождения.

6. Исследования H.H. Зарубиной, М.О. Мнацаканяна, В. Зомбарта, М. Вебера и др., посвященные изучению нравственного аспекта экономической деятельности в идеологии протестантизма.

7. Работы A.B. Аникина, Е.В. Желудевой, Э.Ю. Соловьева, М.И. Туган-Барановского, К. Лаваль и др., анализирующие тексты мыслителей Нового времени, Просвещения, представителей немецкой классической философии, а также философии утилитаризма, и уделяющие внимание вопросу соотношения экономических интересов и нравственных ценностей.

8. Исследования A.A. Гусейнова, И.К. Романова, А.П. Скрипника, Н.В. Устрялова, A.A. Чанышева и др., посвященные анализу антинормативных версий этики в трудах А. Шопенгауэра, К. Маркса, Ф. Ницше.

9. Работы A.C. Гордеева, В.А. Кувакина, Е.Д. Мелешко, В.Н. Назарова, Ю.М. Осипова, Б.А. Попова, М.Р. Элоян и др. по русской философии XIX-XX вв., посвященные нравственной оценке экономической деятельности в рудах B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева и др.

10. Работы Б.Л. Губмана, A.B. Митенкова, Б.А. Шарвадзе, Р.Т. Эймса и др., в которых анализируются взгляды западных мыслителей XIX-XX вв., исследующих взаимосвязь экономики и нравственности с точки зрения критики капитализма и усматривающих причины безнравственности, существующей в экономической среде, в неверных идеалах человека и общества.

11. Исследования Е.В. Беляевой, A.A. Воскресенского, E.JI. Дубко, М.А. Можейко, 3. Баумана, М. Норкуте, К. Нордстрема, Й. Риддерстрале и др., затрагивающие вопросы экономической этики в контексте современной англо-американской философии морали, а также анализирующие взгляды на проблему взаимосвязи экономики и нравственности представителей постмодернизма.

12. Работы современных исследователей в области философии Р.Г. Апресяна, З.В. Зинченко, В.В. Ильина, В.А. Кутырева, Ю.А. Ротенфельда, J1.A. Тутова и др., а также специалистов в сфере экономики В.Д. Базилевича, С.Ю. Барсуковой, Ф.Б. Власова, М.В. Дубининой, Е.В. Крахмалевой, H.A. Макашовой, И.В. Пшеницына, Е.Е. Румянцевой, Б.В. Салихова, М.А. Сторчевого и др., посвященные проблеме соотношения экономических интересов и нравственных ценностей в контексте современности.

В указанных трудах с различных точек зрения раскрывается проблема взаимосвязи экономики и нравственности, обосновывается характер этой взаимосвязи в зависимости от исторических, социальных, экономических и идеологических условий. Вместе с тем, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет отдельного исследования, специально и систематически рассматривающего идею взаимосвязи экономики и нравственности в истории философской мысли, начиная с Древнего Востока и Античности и заканчивая современностью. Попытка такого исследования впервые предпринимается в настоящей диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является раскрытие содержания идеи взаимосвязи экономики и нравственности через выявление, осмысление и анализ сложившихся в истории философии подходов к проблеме соотношения экономических интересов и нравственных ценностей.

Экономика и нравственность - термины, имеющие множество значений. В диссертации термин экономика употребляется в широком смысле слова, исходя из истоков его возникновения (от греч. éikos - дом, хозяйство и nomos - правило, закон). Под экономикой мы понимаем способ ведения хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение материальных потребностей.

Понятие нравственности в общепринятом понимании чаще всего употребляется как синоним морали. Категория морали-нравственности достаточно емкая и в различных этических концепциях наполняется разными смыслами. Тем не менее, можно обнаружить инварианты, которые и служат базисом для понимания нравственности в рамках диссертационного исследования. Нравственность понимается нами в широком смысле как внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести, принятие на себя ответственности за свои поступки и как способ социальной регуляции, отражающий ценностное отношение к миру, общественная форма отношений между людьми с ориентацией на человека как высшую ценность с позиций добра и зла.

Реализация поставленной цели не позволяет ограничиться рассмотрением взглядов отдельных мыслителей или представлений, сложившихся в рамках определенного историко-философского периода. Необходимо представить целостную панораму подходов к проблеме взаимосвязи экономики и нравственности в истории философской мысли. Однако мы сосредоточились преимущественно на европейской традиции, считая русскую философию, несмотря на все ее своеобразие, органической частью европейской культуры. Так, например, исламская мысль, являясь важной составляющей мировой философии, выходит за пределы нашего исследования, так как требует специального рассмотрения.

Раскрывая содержание идеи взаимосвязи экономики и нравственности в историко-философском контексте, мы используем общепринятую периодизацию историко-философского процесса (Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Современность). Также мы включили в свой анализ взгляды мыслителей Древнего Египта, Вавилонии, Древней Индии и Древнего Китая, так как считаем, что в плане морально-этической проблематики многие идеи древневосточных мыслителей впитаны и освоены европейским сознанием и в этом смысле являются достоянием европейской культуры.

Достижение цели диссертации требует решения следующих задач:

- выявление подходов к проблеме взаимосвязи экономики и нравственности, сложившихся в истории философии;

- определение детерминант, обусловивших своеобразие данных подходов;

- раскрытие характера взаимосвязи экономики и нравственности, определяющего содержание выявленных подходов к проблеме соотношения экономических интересов и нравственных ценностей;

- выделение моделей взаимосвязи экономики и нравственности на основании сложившихся в истории философской мысли подходов.

Объектом диссертационного исследования является соотношение нравственных ценностей и экономических интересов в мировоззренческих установках и практической деятельности человека.

Предметом диссертационного исследования является осмысление идеи взаимосвязи экономики и нравственности в истории философской мысли.

Теоретико-методологическая база и источники исследования. Решение поставленных задач и реализация цели исследования требуют применения комплексной методологии. Для прояснения вопроса о взаимосвязи экономики и нравственности в истории философской мысли необходимо, с одной стороны, реконструировать взгляды различных мыслителей Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения, Реформации, Нового времени, Просвещения, русской философии Х1Х-ХХ вв., различных социально-философских направлений Х1Х-ХХ вв. и проследить их дальнейшее развитие в истории философской мысли, вплоть до современности. С другой стороны, необходимо подвергнуть логическому анализу различные философские концепции, раскрывающие проблему взаимосвязи экономики и нравственности в том или ином контексте. Такое сочетание исторического и логического анализа позволяет раскрыть характер взаимосвязи экономики и нравственности в истории философской мысли. Как историческая, так и логическая реконструкция идеи взаимосвязи экономики и нравственности осуществляются на основе тщательной текстологической работы, включающей в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (при привлечении различного рода критической литературы) исследования. В диссертации используются методы имманентного интерпретирующего анализа (при анализе той или иной философской концепции), герменевтики (при толковании различных философских и религиозных текстов), ретроспективного анализа (при исследовании философских идей разных исторических этапов), компаративистского анализа (при сравнении различных взглядов), синтеза как соединения интерпретированного материала в новом качестве.

Источниковую базу исследования составляют религиозные тексты (Бхагавад-Гита, Сутта Нипата, Виная-питака, Ветхий завет, Новый завет), произведения древневосточных мыслителей (Конфуция, JIao-Цзы, Мо-цзы и др.), философов Античности (Демокрита, Эпикура, Платона, Аристотеля, Сенеки, Эпиктета и др.), средневековых мыслителей (Аврелия Августина, Григория Богослова, Василия Великого, Фомы Аквинского и др.), труды философов Возрождения и Реформации (Лоренцо Валлы, М. Монтеня, Н. Макиавелли, Т. Мора, М. Лютера, Ж. Кальвина и др.), мыслителей Нового времени и Просвещения (Т. Гоббса, К.А. Гельвеция, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др.), представителей немецкой классической философии (И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха), сторонников антинормативного подхода в этике (А. Шопенгауэра, К. Маркса, Ф. Ницше), русских философов XIX-XX вв. (B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева и др.), мыслителей западноевропейских философских направлений XIX-XX вв. (И. Бентама, А. Сен-Симона, Г. Спенсера, Э. Фромма и др.), современных мыслителей (Ж. Бодрийяра, А. Рэнд, М. Фридмана, Р. Мюнха, П. Козловски и др.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем осуществлена историко-философская реконструкция подходов к проблеме соотношения экономики и нравственности, выявленных в истории философской мысли, раскрыто их содержание, выделены основные модели взаимосвязи экономики и нравственности. Хотя вопрос о роли нравственных ценностей в экономической деятельности рассматривается многими западными и отечественными учеными, нет отдельного исследования, предлагающего целостную панораму подходов проблеме взаимосвязи экономики и нравственности, сложившихся в истории философской мысли. В отечественной литературе данная диссертация является первой работой, раскрывающей идею взаимосвязи экономики и нравственности в историко-философском контексте.

В ходе диссертационного исследования получены новые результаты:

- выделены ключевые подходы к проблеме взаимосвязи экономики и нравственности в истории философии;

- установлены причины, обусловившие формирование различных подходов к идее взаимосвязи экономики и нравственности: социально-исторические условия, с одной стороны, и мировоззренческие установки, философские позиции конкретных мыслителей, с другой стороны;

- выявлено два уровня рассмотрения проблемы соотношения экономических интересов и нравственных ценностей: личностный (решение проблемы взаимосвязи экономики и нравственности происходит через внутреннее осмысление человеком экономических категорий в имеющейся у него иерархии ценностей) и социальный (анализ взаимосвязи экономики и нравственности основан на преобразовании внешних аспектов жизнедеятельности общества с учетом способа производства, формы собственности, социального строя, классовой структуры, распределения трудовых обязанностей и материальных ресурсов);

- на основе раскрытия содержания выявленных подходов к проблеме соотношения экономических интересов и нравственных ценностей определены характерные способы взаимосвязи экономики и нравственности (приоритет нравственности над экономикой; согласованное единство экономики и нравственности; первичность экономического интереса по отношению к нравственности; принципиальная непреодолимость конфликта взаимодействия экономики и нравственности);

- предложены модели, объединяющие выявленные в истории философской мысли подходы на основании характера взаимосвязи экономики и нравственности:

1) одухотворение хозяйственной деятельности;

2) пафос гармонии экономики и нравственности;

3) неустранимость корысти в мотивах морального поступка;

4) жизнь-игра в условиях аксиологического дуализма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация восполняет пробел в проблемном поле исследований по истории философии, этике, философии экономики, социологии и антропологии и вносит свой вклад в решение актуальных вопросов современности.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что вопрос о взаимосвязи экономики и нравственности в истории философской мысли представляет значительный интерес для современной философии. Выявленные в диссертационном исследовании модели соотношения экономических интересов и нравственных ценностей, актуализируя философское наследие, могут послужить платформой для выработки оптимальной стратегии дальнейшего развития социума.

Положения и выводы диссертации могут служить материалом для дальнейших исследований по философии, экономике, социологии, а также быть использованы для разработки и чтения курсов по истории философии, этике, философии экономики, социологии и антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Колычева, Екатерина Юрьевна

Заключение

Изучив различные представления о взаимосвязи нравственных ценностей и экономических интересов в истории философской мысли с древних времен и до наших дней, мы приходим к заключению, что все многообразие подходов можно объединить в четыре модели.

Первая модель, признающая приоритет нравственности, нравственно-религиозного вектора над экономикой, пытается органически вписать в мировоззрение человека идею одухотворенности земной, в том числе экономической, деятельности человека. Она является наиболее распространенной в этико-философских исследованиях. В соответствии с ней, нравственные нормы должны определять экономическое поведение индивидов и социальных групп. Экономика признается важной частью жизнедеятельности человека и общества, но цели экономики ценны не сами по себе, а настолько, насколько они способствуют моральному развитию. Данная модель предлагает решать проблему взаимосвязи экономики и нравственности, постулируя приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами.

В истории философской мысли такую модель взаимосвязи экономики и нравственности поддерживали представители конфуцианства, брахманизма, буддизма; античные мудрецы (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека), христианские мыслители средних веков, сторонники Реформации, ряд мыслителей Нового времени (Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель), представители антинормативного поворота в этике XIX в. (А. Шопенгауэр, К. Маркс), русские философы конца XIX-XX вв. (B.C. Соловьев, JI.H. Толстой, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, C.JI. Франк, Н.О. Лосский), часть западноевропейских мыслителей XIX-XX вв. (Т. Карлейль, Дж. Рескин, Р. Эмерсон, С. Кьеркегор, Г. Спенсер, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, Э. Фромм, В. Зомбарт, А. Сен), современные мыслители Ю.А. Ротенфельд, Е.Е. Румянцева, Г.М. Малашхия, У. Хэтчер, Б.В. Салихов, Ю.М. Осипов, а также представители Русской Православной Церкви.

Рассматривая проблему на социальном уровне, сторонники подхода приходят к заключению, что автономия экономики ведет к деморализации общества и к его разрушению, ибо все, что не имеет внутренней основы, обречено. Нравственная экономика, в свою очередь, служит на благо общества, и побочным эффектом этого является устойчивое экономическое развитие. На личностном уровне данный подход реализуется в том, что человек видит в таких экономических категориях, как богатство, имущество, собственность, труд, лишь средство для достижения целей духовного развития, созидания и служения на основе нравственных ценностей.

Вторая модель взаимосвязи между нравственностью и экономикой постулирует их гармоническое единство. Она признает взаимное влияние друг на друга нравственных идеалов и экономических интересов. Нравственность и экономика - это две равнозначные сферы, которые одинаково важны для индивида и общества. Они настолько тесно переплетены, что невозможно выделить главное и подчиненное. На социальном и личностном уровне это означает, что и в обществе, и в мироощущении личности не происходит разграничения этических и экономических ценностей, по сути, они существуют в единстве. Данную модель для решения проблемы взаимосвязи экономики и нравственности предлагали представители даосизма, гуманисты Возрождения, Л. Фейербах, а впоследствии - утопические социалисты XIX в. (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), основоположник теории интегрального гуманизма Ж. Маритен, социологи А. Этциони, П. Козловски, Р. Мюнх.

Равнозначность нравственных ценностей и экономических интересов на личностном уровне проявляется в следовании срединным путем на пересечении нравственных норм и экономических целей (даосизм, гуманисты Ренессанса, А. Этциони). На социальном уровне этот подход реализуется в отношениях между индивидами (Л. Фейербах) и в построении этически ориентированной экономической системы (утопические социалисты Возрождения и XIX в., Ж. Маритен, Р. Мюнх, П. Козловски).

Третья модель стремится легализовать приоритет экономики, обнаружить скрытый интерес бескорыстия и самопожертвования в экономическом поведении. Нравственность перестает быть самоценной, а традиционное понимание нравственности заменяет разумная нравственность. Индивид в экономической деятельности руководствуется принципом рациональности, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки. Нравственным становится то, что способствует достижению экономических целей и при этом является разумным. Моральные законы понимаются как выгодное средство для сохранения мира между людьми. При этом нравственность ценна настолько, насколько она полезна.

Такое понимание взаимосвязи экономики и нравственности лежит в основе взглядов мыслителей Древнего Египта, Вавилонии, сторонников мо-изма, ряда философов Нового времени (Т. Гоббса, К.А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, А. Смита, И. Бентама, Дж.-Ст. Милля). В социально-философских исследованиях конца Х1Х-ХХ вв. данная модель утверждается в исследованиях В. Парето, Г. Беккера, М. Фридмана, А. Рэнд.

В рамках данной модели на первое место ставится экономическая рациональность, которая базируется на теории разумного эгоизма. На социальном уровне это означает построение экономической системы, дающей свободу действовать, исходя из собственных интересов (по мнению мыслителей современности, это капитализм). На личностном уровне подход выражается в принципе индивидуализма, который имеет место и в концепции «экономического человека» (А. Смит), и объективизме (А. Рэнд). В соответствии с этим принципом, индивид выстраивает свое экономическое поведение, основываясь на личных интересах, в расчете на собственную выгоду, при этом опираясь на разум.

Четвертая модель взаимосвязи экономики и нравственности предлагает отказаться от попыток преодоления их разорванности и пытаться выстроить жизнь в условиях конфликтности их взаимодействия.

Свои истоки эта модель берет в идеях киников, Эпиктета, Н. Макиавелли, Б. Мандевиля и Ф. Ницше. Размышления о соотношении экономических интересов и нравственных ценностей у данных мыслителей разнородны и разнонаправлены, но их объединяет идея признания экономики и нравственности враждующими, конфликтующими аспектами человеческой жизнедеятельности, что объясняет невозможность их объединения и сосуществования.

Эпиктет и киники рассматривают проблему на личностном уровне. Они превозносят нравственные идеалы и отрицают экономические интересы. С одной стороны, человек может следовать путем нравственного развития, стремясь к душевной чистоте через аскезы, благотворительность,-СОЗИ^с дание, служение другим и отрекаясь от экономических целей. С другой стороны, он может предпочесть духовному заботу о материальном, стремление к богатству, почестям, мирскому успеху. В этом случае его душа становится несвободной и не способной к проявлению таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, любовь к ближнему.

Н. Макиавелли, Б. Мандевиль и Ф. Ницше, наоборот, отрицают нормы морали как лишние для человека. У н. Макиавелли идеалом предстает правитель, которому нравственные качества только мешают добиваться благосостояния государства. Здесь отражается позиция мыслителя в осмыслении вопроса и на личностном, и на социальном уровне. Б. Мандевиль считает нормы морали искусственными, надуманными. Рассматривая проблему на социальном уровне, он приходит к мнению, что экономическое развитие и нравственность - противоположные, несовместимые сферы. У Ф. Ницше, уделяющего больше внимания личностному уровню осмысления проблемы взаимосвязи экономики и нравственности, идеалом является сверхчеловек, находящийся вне морали. Как и Б. Мандевиль, Ф. Ницше считает мораль неестественным явлением, выдуманным для управления людьми. Экономическое, таким образом, противостоит нравственному. Человек должен сделать выбор: либо экономика, либо нравственность.

В современном мире данную модель развивает постмодернизм, который, признавая разорванность между экономикой и нравственностью, не ставит человека перед выбором, а предлагает ему попытаться построить свою жизнь в условиях конфликтности их взаимодействия и принять неразрешимость проблемы. Постмодернизм показывает, что сегодня кризис существует и в сфере экономики, и в области морали, но установка на уход от сознательного преобразования мира предписывает смириться с этим и жить дальше. Человек постмодернизма принимает мир со всеми его противоречиями.

Такое объединение в модели выделенных в истории философской мысли подходов позволяет более точно увидеть, как развивались взгляды на отношения экономики и нравственности на разных исторических этапах и как менялись смысловые оттенки нравственных и экономических категорий под влиянием различных факторов, а также позволяет сформулировать ряд выводов.

Во-первых, следует отметить, что выявление и раскрытие содержания первой модели, утверждающей приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами, отчетливо показывает важность разведения понятий «хозяйство» и «экономика» для осмысления проблемы взаимосвязи экономики и нравственности. Хозяйство - это способ реализации человека в соответствии с его сверхчеловеческим (вселенским, космическим) предназначением (местом и ролью в плане Богостроительства в религиозных подходах и в общей структуре саморазвивающегося Универсума в нерелигиозных вариантах). В этом смысле хозяйство может вообще обходиться без экономики или использовать ее как средство для достижения внеэкономических целей. Экономика же есть совокупность способов ведения хозяйственной деятельности в виде набора технологий. Экономика может служить целям хозяйства, но также может быть независимой от них, когда сами технологии становятся самоцелью или направлены на решение задач, не согласованных с высшим предназначением человека и человечества.

Во-вторых, как показал анализ подходов к взаимосвязи экономики и нравственности, большинство мыслителей утверждают и обосновывают первую (приоритет нравственности над экономикой) и вторую (гармоничное единство экономики и нравственности) модели. Однако реалии современной культуры демонстрируют торжество третьей (первичность экономического интереса) и четвертой (принципиальная непреодолимость конфликта взаимодействия экономики и нравственности) моделей. Справедливость нашего вывода подтверждают, с одной стороны, современные дискуссии по вопросам прикладной этики (эвтаназия, суицид, аборты и т.п.), где при обосновании того или иного тезиса решающим часто выступает не этический, а экономический аргумент. Например, эвтаназия экономически гораздо выгоднее, чем поддержание жизни безнадежного больного и т.д. С другой стороны, глобализирующийся мир, открывающий новые возможности для самореализации человека и развития общества, в то же время ставит перед человечеством новые проблемы в виде вывозов, которые необходимо принять и которые в то же время обнаруживают нашу неспособность к их решению. Осознание этой неспособности оборачивается в философии постмодернизма выводом о принципиальной невозможности найти решение и отказом его искать. Жизненная стратегия становится игрой по правилам, которые предлагаются обстоятельствами «здесь-и-сейчас» и работают только в рамках этих конкретных обстоятельств. Размываются понятия как «нравственного», так и «экономического», одно подменяется другим (например, реклама навязывает образ нравственного поведения). Нравственные категории, как и экономические, превращаются в симулякры.

Постмодернистские идеи оцениваются современниками неоднозначно: и как «поистине сказочное богатство взглядов и воззрений» (Р. Тарнас), и как «опасное культурное явление», которое «размонтировало современный мир . до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена» (А. Солженицын). Существует обнадеживающее предположение, что на смену постмодернизму, «разрушившему все табу, смешавшему все в игровом задоре, использующему «исторические аллюзии цинично, смеясь», придет «время метафизики, иерархий. время Абсолюта»» (М. Хагемейстер). В этом контексте приобретает как теоретическое, так и практическое значение панорама выявленных в истории философской мысли моделей взаимосвязи экономики и нравственности, анализ которых представлен в настоящей работе. Она может стать платформой для переосмысления современной ситуации, помочь обнаружить и выразить опасности, которые кроются за утверждением и реализацией третьей и четвертой моделей, ведущих, по сути, к дегуманизации общества, способствовать изменению общественного сознания и человеческого бытия.

По мнению автора диссертации, человек является, прежде всего, существом духовным, поэтому развитие духовности есть смысл человеческой жизни. Производство материальных благ - это важное условие реализации данной задачи, но оно носит подчиненный характер, не являясь самодостаточным. Находясь в обществе, человек осуществляет свои духовные и материальные цели посредством общества и для него. Сделать это достойно можно только тогда, когда в основе взаимодействия личности а и общества лежит нравственность. По этой причине любая подсистема общества (в том числе и экономическая) должна строиться на основе нравственных ценностей. Другие способы организации ведут к разрушению личности и общества в целом.

В связи с этим первая модель решения проблемы взаимосвязи экономики и нравственности, утверждающая приоритет нравственных ценностей над экономическими интересами, представляется моделью, в большей степени раскрывающей духовную сущность человека. Однако реализация этой модели на глобальном уровне в современном мире затруднена в силу множества причин, которые могут стать предметом дальнейших исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Колычева, Екатерина Юрьевна, 2012 год

1. Амман А. Путь Отцов. М., Милан: Христианская Россия, 1994. - Режим доступа: http://krotov.info/history/04/kern/page09.htm, свободный. - Загл. с экрана.

2. Аникин A.B. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1971. - 384 с.

3. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари / пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.

4. Апресян Р.Т. Идея морали и базовые нормативно-этические программы.- М.: ИФРАН, 1995. 353 с.

5. Аристотель. Евдемова этика / пер. Т.А. Миллер // A.A. Гусейнов, Г. Ирр-литц Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/GusEtika/31 .php, свободный. - Загл. с экрана.

6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль,1983 - С. 53-94.

7. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983 - С. 375-644.

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992.-608 с.

9. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1999. - 542 с.

10. Барсукова С.Ю. Куда ведут дороги, мощенные благими намерениями государства? (размышления над книгой Дж. Скотта «Благие намерения государства»)//Социологические исследования. 2007-№ 4 С. 149-153.

11. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: понятие, история изучения, исследовательские подходы // Социологические исследования. 2012. — №2.-С. 31-39.

12. Батай Ж. Проклятая доля / пер. с фр. Б. Скуратова, П. Хицкого. М.: Гнозис-Логос, 2003. - 208 с.

13. Бауман 3. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. -№ 5. С. 77-86.

14. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. - 188 с.

15. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение / пер. Р.И. Капелюшникова // THESIS. Т. 1. Вып. 1. 1993. Режим доступа: http://igiti.hse.ru/data/056/314/1234/ll2Beck.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

16. Беляева Е.В. Нравственные ценности эпохи постмодерна // Научно-культурологический журнал. 2010. № 10 208. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=2653&levell=main&level2=articles, свободный.- Загл. с экрана.

17. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. 415 с.

18. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - Режим доступа: http://krotov.info/library/02b/berdyaev/19230196.htm, свободный. - Загл. с экрана.

19. Бердяев H.A. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn007.htm, свободный. - Загл. с экрана.

20. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря // H.A. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - С. 287-356.

21. Бердяев H.A. Этическая проблема в свете философского идеализма. -Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Berd/EticProblO 1 .php, свободный. Загл. с экрана.

22. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. -Режим доступа: http://davidsbuendler.kz/node/162, свободный. -Загл. с экрана.

23. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2006. - Режим доступа:http://development.placefoфeople.com/sitemedia/wizard/docs/BodriyarObs chestvopotrebleniya7.pdf, свободный. Загл. с экрана.

24. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с франц. и сопр. ст. С.Н. Зенкина. -М.: «РУДОМИНО», 2001. 221 с.

25. Брагина JIM. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. -М.: «Высшая школа», 1977. 254 с.

26. Браччолини П. Застольный спор о жадности // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / под ред. JI.M. Брагиной. М.:

27. Изд-во Моск. ун-та, 1985. Режим доступа: http://krotov.info/libsec/02b/bra/braccoli.html, свободный - Загл. с экрана.

28. Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель // С.Н. Булгаков. Сочинения в 2-х т. Т. 2.-М.: «Наука», 1993. С. 286-301.

29. Булгаков С.Н. История экономических и социальных учений. М.: Ас-трель, 2007. - 988 с.

30. Булгаков С.Н. Неотложная задача (О Союзе христианской политики) // С.Н. Булгаков. Христианский социализм: споры о судьбах России. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - С. 25-60.

31. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - Режим доступа: http://www.vehi.net/bulgakov/svet/003 .html#iii, свободный. - Загл. с экрана.

32. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // С.Н. Булгаков. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: «Наука», 1993. - С. 48-297.

33. Булгаков С.Н. Церковь и социальный вопрос // С.Н. Булгаков. Христианский социализм: споры о судьбах России. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.-С. 205-233.

34. Буржуадемов К. Выдержки из книги И. Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви», 1910-е годы / пер. С.Н. Булгаков // В защиту экономических свобод. Вып. 6. Режим доступа: http://pravaya.ru/side/584/505, свободный. - Загл. с экрана.

35. Бхагавад-Гита // Махабхарата, VI, 830-1532, Бхишма Парван / пер., введ., примеч. Б.Л. Смирнова. М.: Редакция сайта БОЛЕСМИР, 2007. -408 с.

36. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / пер. с лат. В.А. Андрушко, Н.В. Ревякиной, И.Х. Черняка. М.: «Наука», 1989. - 476 с.

37. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - С. 44-271.

38. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб.: Изд-во С.-Петербургского универ-та, 1995. - 168 с.

39. Ветхий завет // Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета в русском переводе. USA.: The Bible League, 2000. - 925 с.

40. Виная-питака. Махавагга // История Древнего Востока в 2-х ч. Ч. 2. / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980.-С. 131-139.

41. Власов Ф.Б. Нравственно-этическая сущность экономических отношений и политика реформирования российской экономики // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 1. - С. 128-142.

42. Воскресенский A.A. Идея экономики в философской рефлексии XX века (введение в проблему) // Credo New. Теоретический журнал. 2006. -№ 4 (48). С. 207-222. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/591/31/, свободный. - Загл. с экрана.

43. Гаджикурбанова П.А. Этика Ранней Стой: учение о должном. М.: ИФРАН, 2012.-219 с.

44. Гавтадзе Г.Р., Чихладзе H.B. Некоторые нравственные аспекты православных ценностей в экономике // Нравственность и экономика: сб. научных трудов. Курган: Курганский филиал ИЭ УрО РАН, 2010. Т. 1. — С. 28-30.

45. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. с нем. Г.Г. Шпета; отв. ред. М.Ф. Быкова. М.: Наука, 2000. - 495 с.

46. Гегель Г.В.Ф. Система нравственности // Г.В.Ф. Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978. - С. 276-367.

47. Гельвеций К.А. О человеке // К.А. Гельвеций. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / сост. и общ. ред. Х.Н. Момджяна. М.: «Мысль», 1974. - 687 с.

48. Гесиод. Труды и дни // Гесиод. Полное собрание текстов / пер. В. Вересаева, О. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2001. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/hesiod/works-days-f.htm, свободный. - Загл. с экрана.

49. Гиренок Ф. Моральная экономика: третий путь. Режим доступа: http://www.ruop.ru/moral-economica.html, свободный. - Загл. с экрана.

50. Гоббс Т. Левиафан // Т. Гоббс. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / пер. с лат. и англ.; сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов-М.: «Мысль», 1991. 731 с.

51. Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // П.А. Гольбах Избранные произведения в 2-х т. Т. 1. / пер. с фр.; под общ. ред. Х.Н. Момджяна. М.: Соцэкгиз, 1963. - С. 53-711.

52. Гордеев A.C. Культурно-исторические основания формирования «Философии хозяйства» С.Н. Булгакова: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.03.-М., 2011.- 143 с.

53. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского возрождения. М.: Мысль, 1977. - 360 с.

54. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4-х ч. М.: Проспект, 2009. - 544 с.

55. Григорий Богослов. О любви к бедным // Григорий Богослов. Собрание творений в 2 т. Т. 1. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - Режим доступа: http://www.pagez.ru/lsn/bogoslov/014.php, свободный. - Загл. с экрана.

56. Григорьев A.C. Нравственная экономическая теория или национальная идея (новая экономика). Режим доступа: http://www.finansy.ru/book/post1326697650.html, свободный. - Загл. с экрана.

57. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: Леан, 1997.-288 с.

58. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры // А.Я. Гуревич. Избранные труды в 2-х т. Т. 2. М., СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. -Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevichOO.htm, свободный. - Загл. с экрана.

59. Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 2. М.: ИФРАН, 2001. - 59 с.

60. Гусейнов A.A. Введение в этику. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 208 с.

61. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с.

62. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. -589 с.

63. Гусейнов A.A. Истоки нравственности. М.: Знание, 1970. - 33 с.

64. Гусейнов A.A. Разумная вера J1.H. Толстого // Сравнительная философия. Знание и вера в контексте диалога культур. М.: «Восточная литература» РАН, 2008. - С. 288-304.

65. Гусейнов A.A., Скрипник А.П., Романова И.К., Устрялов Н.В., Чанышев A.A., Романова И.К. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше и восточная философия // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПбГУ, 1997. - С. 336-359.

66. Гэ Хун. Баопу-цзы / пер. с кит. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 384 с.

67. Дидро Д. Принципы нравственной философии, или опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом Ш*** // Д. Дидро. Сочинения в 2-х т. Т. 1. / пер с франц.; сост., ред., вступ. ст. и примеч. В.Н. Кузнецова. -М.: Мысль, 1986. С. 58-164.

68. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях, изречениях знаменитых философов / пер. M.J1. Гаспарова. М.: Мысль, 1986. - 571 с.

69. Древнеегипетская этика // Вавилонская башня. Режим доступа: http://wvm.wirade.no/babylon/babylondrevneegipetskayaetika.html, свободный. - Загл. с экрана.

70. Дубко E.J1. Анализ фундаментальных этических идей: (На материалах соврем, англо-амер. философии морали): автореферат диссертации . доктора философских наук: 09.00.05. М., 1989. - 39 с.

71. Дубко E.J1. Стоимостная концепция моральных ценностей // Вестник МГУ. Серия «Философия». 1995. № 3. - С. 37-43.

72. Дубко E.JI. «Этика успеха» и корпоративная этика // Нравственные основы предпринимательской деятельности. Воронеж, 1995. - С. 51-57.

73. Дханешвара дас. Введение в принципы и практику Духовной экономики Экономической Системы, основанной на «Бхагавад-Гите». - Херсон.: Изд. дом «Атлантик-Сити», 2006. - 84 с.

74. Дьюи Дж. Либерализм и социальные действия / пер. В. Нагдасевой // Демократия и XX век. Нижний Новгород, 1997. - С. 55-70.

75. Дьюи Дж. Общество и его проблемы / пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, E.H. Косиловой. М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.

76. Ельмеев В.Я. Человек как ценность: философский и экономический аспекты (доклад) // Проблемы современной экономики. 2005. №3/4 (15/16). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=792, свободный. - Загл. с экрана.

77. Желудева Е.В. Проблема утилитаристской морали Дж. Бентама в трудах Ж.-М. Гюйо // Философский век. Альманах. Вып. 9. Наука о морали: Дж. Бентам и Россия / отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб., 1999.-С. 211-220.

78. Законы Бокхориса (из Диодора Сицилийского) // История Древнего Востока в 2-х ч. Ч. 1. / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М: Высшая школа, 1980. - С. 128-129.

79. Зарубина H.H. Модернизация и хозяйственная культура (концепция Вебера и современные теории развития) // Социологические исследования, 1997.-№ 4.-С. 46-54.

80. Зинченко З.В. Этические основания экологического менеджмента: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.05. СПб., 2005 - 214 с.

81. Зомбарт В. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 1. Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека / пер. с нем. -СПб.: «ВЛАДИМИР ДАЛЬ», 2005. 638 с.

82. Иванова Н.Б. Ускользающая современность: русская литература XX-XXI веков: от «внекомплектной» и постсоветской, а теперь и всемирной // Вопросы литературы. 2007. № 3. - С. 30-53.

83. Изречения Семи мудрецов из собрания Деметрия Фалерского // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: «Наука», 1989. - Режим доступа: http://www.demetrius-f.narod.ru/traktatus/words.html, свободный. -Загл. с экрана.

84. Иоанн Кассиан Римлянин. О духе сребролюбия // Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Москва: ACT; Минск: Харвест, 2000. - С. 104-122.

85. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека в 3-х т. Т. 1. / пер. с нем. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. -393 с.

86. Казьмин А.К. Интеллект и стратегии выживания (сингулярная философия). Доклад на XXI Всемирном философском конгрессе. Режим доступа: http://www.disser.hlO.ru/artical/kazmin.html, свободный. - Загл. с экрана.

87. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере в 4-х кн. Кн. 2. / пер. с франц. А.Д. Бакулов М.: «Аслан», 1997. - 582 с.

88. Кампанелла Т. Город Солнца / пер. с лат. Ф.А. Петровского; под общ. ред. В.П. Волгина. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. - 168 с.

89. Кант И. Критика практического разума // И. Кант. Собрание сочинений в 8-ми т. Т. 4. / под общ. ред. A.B. Гулыги. М.: Чоро, 1994. - С. 373-479.

90. Кант И. Основоположения метафизики нравов // И. Кант. Собрание сочинений в 8-ми т. Т. 4. / под общ. ред. A.B. Гулыги. М.: Чоро, 1994. -С. 153-246.

91. Карелова Л.Б. У истоков японской трудовой этики. История в портретах. М.: Восточная литература РАН, 2007. - 231 с.

92. Карлейль Т. Этика жизни. Трудиться и не унывать! // Т. Карлейль. Теперь и прежде / сост., подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1994.-415 с.

93. Клервосский Б. Похвала новому рыцарству. Режим доступа: http://www.templarhistory.ru/StBernard/, свободный. - Загл. с экрана.

94. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется: Проповедь (42 гл.), толкование на Мф. 10, 17-31, (Марка 9, 18-31). Режим доступа: http://mystudies.narod.rU/library/c/clemalex/rich.htm, свободный. - Загл. с экрана.

95. Климент Александрийский. Педагог. Режим доступа: http://spashram.ru/index2.php?option=comcontent&task=view&id=69&pop =l&page=0&Itemid=41, свободный. - Загл. с экрана.

96. Книга согласия. Вероисповедание и учение Лютеранской церкви. -М.: «Лютеранское наследие», 1996. 840 с.

97. Коваль Т.Б. Экономика и нравственность в суждениях Отцов Церкви // Общественные науки и современность. 2002. -№ 6- С. 156-167.

98. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999.-346 с.

99. Кондратик Л. Концептуализация понятий «моральная экономика» и «экономическая мораль» // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.- №2.-С. 103-117.

100. Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг. М.: Изд-во «Эксмо», 2009. - 446 с.

101. Конфуций. Лунь-Юй // Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. / сост. Ян Хин-Шуна. М.: «Мысль», 1972. - С. 139-174.

102. Крахмалева Е.В. Укрепление институтов и нравственных основ доверия в экономике России: диссертация . кандидата экономических наук: 08.00.01. Орел, 2010. - 178 с.

103. Кропоткин П.А. Взаимопомощь как фактор эволюции. М.: Самообразование, 2007. - 240 с.

104. Кувакин В.А. Мыслители России. М.: Рос. гуманист, об-во, 2006. -480 с.

105. Кулишер И.М. Очерк экономической истории Древней Греции. Д.: «Сеятель», 1925. - 238 с.

106. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001. № 8. - С. 56-65.

107. Кьеркегор С. Или-или. Фрагмент из жизни в 2-х ч. / пер. с дат.; вступ. ст., коммент., примеч. Н. Исаевой и С. Исаева. СПб.: Изд-во РХГА: Амфора. ТИД Амфора, 2011. - 823 с.

108. Кьеркегор С. Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные / пер. с дат. A.B. Лызлова // Альфа и Омега. 2009. № 2 (55). - С. 182-202. -Режим доступа: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/055/seren55.htm, свободный. - Загл. с экрана.

109. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма / пер. с фр. С. Рындина. М.: Новое литературное обозрение, 2010.-432 с.

110. Лао-Цзы. Дао де Цзин // Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. / сост. Ян Хин-Шуна. М.: «Мысль», 1972. - С. 114-138.

111. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер. с фр.; под общ. ред. В.А. Бабинцева. Екатеринбург, 2005. - 560 с.

112. Локк Дж. Опыты о законе природы // Дж. Локк. Сочинения в 3-х т. Т. 3. / пер. с англ. и лат.; ред. и сост., автор примеч. А.Л. Субботин. М.: Мысль, 1988.-668 с.

113. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. - Режим доступа: http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/loseO 10/txt05 .htm, свободный. - Загл. с экрана.

114. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

115. Лукиан из Самосаты. Киник // Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1984. - С. 355-364.

116. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М.: Изд-во УДН, 1989. 188 с.

117. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации. Об исправлении христианства // М. Лютер. Избранные произведения. СПб.: Андреев и согласие, 1994. - С. 55-119.

118. Лютер М. Магнификат (Песнь Богородицы) / пер. с нем. М. Козловой. М: Евангелическое Лютеранское Служение, 2003. - 29 с.

119. Лютер М. О свободе христианина. Режим доступа: http://krotov.info/library/12l/lut/er12.html, свободный. - Загл. с экрана.

120. Макашова H.A. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992. № 3. - С. 12-26.

121. Макиавелли Н. Государь // Н. Макиавелли. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма / пер. с итал. Г.Д. Муравьевой М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство ACT», 2004.-С. 58-135.

122. Малашхия Г.М. Экономическая теория о человеке (Некоторые критические замечания) // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. мат. симп. Вып. 1. / под ред. Парцвания В.В. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 206-218.

123. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или пороки частных лиц блага для общества / пер. с англ. Е.С. Лагутина, А.Л. Субботина; отв. ред. В.В. Мееровский, А.Л. Субботин. - М.: «Наука», 2000. - 291 с.

124. Маритен Ж. Интегральный гуманизм // Ж. Маритен. Философ в мире / пер. с франц. Б.Л. Губмана. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/maritenfiloso£/01 .aspx, свободный. -Загл. с экрана.

125. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М: Республика, 1995. - С. 221-363.

126. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 42. Режим доступа: http://malchish.org/lib/marx/economico.htm, свободный. - Загл. с экрана.

127. Матвеев П.Е. Метафизика успеха в этике православия // Ведомости. Этика дела. Тюмень. 1997. - № 7. - С. 101-118.

128. Матвеев П.Е. Моральные ценности: диссертация . доктора философских наук: 09.00.05. М, 2007. - 452 с.

129. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого. М.: «Наука», 2006. - Режим доступа: http://az.lib.rU/t/tolstojlewnikolaewich/text1490.shtml, свободный. -Загл. с экрана.

130. Мень А. История религии в 2-х кн. Кн. 1. В поисках Пути, Истины и Жизни. М.: Изд. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998. - 216 с.

131. Милль Дж.-Ст. О свободе / пер. с англ. А. Фридмана // Наука и жизнь. 1993. № 11. - Режим доступа:http://filosof.historic.iWbooks/item/fö0/s00/z0000853/, свободный. Загл. с экрана.

132. Мнняйло A.M. Духовно-нравственная экономика новый тип хозяйствования одухотворенного православием человека // Деловое сообщество «ДелоРус». - Режим доступа: http://www.delorus.com/medialibrary/detail.php?ID=1840, свободный. -Загл. с экрана.

133. Митенков A.B. Философско-антропологический анализ учения В. Зомбарта о генезисе общества: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.11. М, 2002. - 169 с.

134. Мнацаканян М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера // Социологические исследования. 1998. № 7. - С. 33-43.

135. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х т. Т. 2. / пер. с фр. -М.: Голос, 1992.-364 с.

136. Монтескье Ш. О духе законов. Режим доступа: http://www.modemlib.ru/books/monteskesharl/izbrannieproizvedeniyao duhezakonov/read/, свободный. - Загл. с экрана.

137. Мор Т. Утопия / пер. с лат. А. Малеина и Ф. Петровского. Режим доступа: http://www.klex.ru/3bd, свободный. - Загл. с экрана.

138. Московичи С. Машина, творящая богов / пер. с фр М., 1998. - 560 с.

139. Мо-цзы. Мо-цзы // Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. / сост. Ян Хин-Шуна. М.: «Мысль», 1972. - С. 175-200.

140. Мюнх Р. Взаимопроникновения экономики и морали. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/Article/MynhVzEk.php, свободный. - Загл. с экрана.

141. Назаров В.Н. Введение в теологию русской культуры. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2002. - 269 с.

142. Нахов И.М. Философия киников. М.: Наука, 1982. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/289847/read, свободный. - Загл. с экрана.

143. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Изд-во «Наука», 1977. - 156 с.

144. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Ф. Ницше. Сочинения в 2-х т. Т. 1. / пер. с нем.; сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996. - С. 720-766.

145. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ф. Ницше. Сочинения в 2-х т. Т. 2. / пер. с нем.; сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1996.-С. 238-406.

146. Новый завет // Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета в русском переводе. USA.: The Bible League, 2000. - 292 с.

147. Нордстрем К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк / пер. с англ. -СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге,2002 60 с.

148. Норкуте М. Тематика этики, морали и социальной привязки в работах 3. Баумана // Рубеж. Альманах социальных исследований. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/17535864.html, свободный. -Загл. с экрана.

149. Обличения поселянина // Сказки и повести Древнего Египта / пер. И.Г. Лившица. Л.: «Наука», 1979. - С. 37-59.

150. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во МГУ, 1990. -382 с.

151. Осипов Ю.М., Коняева И.В. Кризис экономики ничто по сравнению с кризисом хозяйства//Философия хозяйства. 2008 № 6 (60)- С. 333-340.

152. Оуэн Р. Избранные сочинения. Т. 1. / пер. с англ. и коммент. С.А. Фейгиной; под общ. ред. В.П. Волгина. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950.-416 с.

153. Пандит Чанакья. Афоризмы. М.: Философская Книга, 2000. - Режим доступа: http:www.koob.ru/chanakyapandit/aforizms, свободный. - Загл. с экрана.

154. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981.-340 с.

155. Песнь арфиста // Древнеегипетская литература. Режим доступа: http://www.tothotep.narod.ru/Poem3.htm, свободный. - Загл. с экрана.

156. Письма и фрагменты Эпикура // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955. - С. 179-236.

157. Платон. Государство // Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 3. Ч. 1. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - С. 97-493.

158. Платон. Законы // Платон. Сочинения в 4-х т. Т. 3. Ч. 1. / пер. с древнегреч.; под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - С. 89-513.

159. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2-х т. Т. 1. / пер. С. Соболевского. М.: Изд-во академии наук СССР, 1961. - 702 с.

160. Попов Б.А. Феномен социальной этики: на материалах русской философии XIX-XX вв.: диссертация . кандидата философских наук: 09.00.05. Тула, 2009. - 165 с.

161. Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара // История Древнего Востока в 2-х ч. Ч. 1. / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кац-нельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. - С. 31-36.

162. Прот. Сергий Булгаков. Православие. Очерки учения Православной Церкви. М: Терра, 1991.-402 с.

163. Прудон П.Ж. Система экономических противоречий, или Философия нищеты. М.: Изд. «Посредник», 1908. - № 703. - Режим доступа: http://www.syndikalist.narod.ru/pr7.htm, свободный. - Загл. с экрана.

164. Прудон П.Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти. М.: Республика, 1998. - Режим доступа: http://www.economics.kiev.ua/index.php?id=934&view=article, свободный. - Загл. с экрана.

165. Пшеницын И.В. Духовный антагонизм хозяйства и экономики // Философия хозяйства. 2011. № 6. - С. 22-29.

166. Раймонди К. Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков // Эстетика Ренессанса. Т. 1. / сост. В.П. Шестаков. М.: «Искусство», 1981. - С. 66-74.

167. Речения Ипусера // История Древнего Востока в 2-х ч. Ч. 1. / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980.-С. 42-53.

168. Ротенфельд Ю.А. Философия морали. Режим доступа: http://www.servicism.lg.ua/brotst23.htm, свободный. - Загл. с экрана.

169. Румянцева Е.Е. Нравственные законы экономики. Режим доступа: http://fineco-biz.com/cms/nravstvennee-zakone-razvitiya-yekonomikiczast2.php, свободный. - Загл. с экрана.

170. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты / отв. ред. А.З. Манфред. М.: «НАУКА», 1969. - С. 303-351.

171. Руссо Ж.-Ж. О политической экономии // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты / отв. ред. А.З. Манфред. М.: «НАУКА», 1969. - С. 109-141.

172. Руссо Ж.-Ж. О богатствах // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты / отв. ред. А.З. Манфред. -М.: «НАУКА», 1969. С. 407-460.

173. Рэнд А. Большой бизнес преследуемое меньшинство // Неприкосновенный запас. 2001. - № 1 (15). - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/nz/2001/l/rend.html, свободный. -Загл. с экрана.

174. Рэнд А. Концепция эгоизма / пер. М. Словина, А. Лебедева; под общ. ред. Д. Костыгина. СПб.: Ассоциация бизнесменов Санкт-Петербурга, Макет, 1995. - 128 с.

175. Рэнд А. Моральный кодекс разумного человека // А. Рэнд. Атлант расправил плечи. Ч. 3. Режим доступа: http://marsexxx.com/ycnex/moralnyi-kodeks-razumnogo-cheloveka.htm, свободный. - Загл. с экрана.

176. Салихов Б.В. Нравственно-экономические аспекты системного кризиса. Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/1430 /file/SalikhovBV.doc, свободный. - Загл. с экрана.

177. Сандхаракшита (Деннис Лингвуд). Благородный восьмеричный путь Будды / пер. с англ. СПб.: «Уддияна», 2006. - 176 с.

178. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М.: Политиздат, 1980.-196 с.

179. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов н/Д: «Феникс», Харьков: «Торсинг», 2005. - 320 с.

180. Сен А. Развитие как свобода / пер. с англ.; под ред. и с послеслов. P.M. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004. - 432 с.

181. Сенека. Нравственные письма к Луцилию / отв. ред. М.А. Гаспаров. -М.: Наука, 1977.

182. Сенека. О блаженной жизни // Луций Анней Сенека. Философские трактаты. СПб.: Алетейя, 2001. - С. 12-39.

183. Сен-Симон А. Взгляд на собственность и законодательство // А. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 1. / пер. с франц.; под ред. и с ком-мент. Л.С. Цетлина. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - С. 350427.

184. Сен-Симон А. Притча («Парабола») // А. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 1. / пер. с франц.; под ред. и с коммент. Л.С. Цетлина. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - С. 428-436.

185. Сен-Симон А. О промышленной системе // А. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 2. / пер. с франц.; под ред. и с коммент. Л.С. Цетлина. -М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. С. 5-101.

186. Сен-Симон А. Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) // А. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 2. / пер. с франц.; под ред. и с коммент. JI.C. Цетлина. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. - С. 102 -120.

187. Сен-Симон А. Катехизис промышленников // А. Сен-Симон. Избранные сочинения. Т. 2. / пер. с франц.; под ред. и с коммент. J1.C. Цетлина.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. С. 121-272.

188. Сидорейко И.В. Конфуцианство и современная политическая культура Китая // Журнал международного права и международных отношений. 2008.-№3.-С. 55-59.

189. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Изд-во соц.-эконом. лит-ры, 1962. - 677 с.

190. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Т. 3. / пер. с англ.; под ред. Я. А. Рубакина. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/SPENSER/spenser3.txt, свободный. - Загл. с экрана.

191. Сторчевой М.А. Новая модель человека для экономической науки // Вопросы экономики. 2011. № 4 - С. 78-98.

192. Сутта Нипата / пер. с пали В. Фаусбёлль, пер. с англ. Н.И. Герасимов.- Режим доступа: http ://www.theravada.ru/Teaching/ Canon/Suttanta/suttanipata.htm, свободный. Загл. с экрана.

193. Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. -448 с.

194. Тертуллиан. О терпении // Тертуллиан. Избранные сочинения / пер. с лат. М.: «Прогресс», «Культура», 1994. - С. 320-333.

195. Толстой JI.H. Путь жизни, 1910. Режим доступа: http://az.lib.rU/t/tolstojlewnikolaewich/text0540.shtml, свободный. -Загл. с экрана.

196. Толстой JI.H. Религия и нравственность // JI.H. Толстой. Полное собр. соч. в 90 т. Т. 39. М.: Гос. Изд-во Худ. Лит-ры, 1956. - Режим доступа: http://az.lib.rU/t/tolstojlewnikolaewich/text0470.shtml, свободный. -Загл. с экрана.

197. Три социализма С.Н. Булгакова. Режим доступа: http://www.chri-soc.narod.ru/soc3.htm, свободный. - Загл. с экрана.

198. Туган-Барановский М.И. Джон Стюарт Милль. Его жизнь и научно218. литературная деятельность. СПб.: «Общественная польза», 1892. -88 с.

199. Тутов JI.A. На пути к философии хозяйства: первые приближения // Вопросы философии. 2003. № 6. - С. 155-163.

200. Фейербах J1. Эвдемонизм // JL Фейербах. Сочинения в 2-х т. Т. 1. / пер. с нем. М.: Наука, 1995. - С. 427-475.

201. Философия экономики. История / Базилевич В.Д., Ильин В.В. К., 2011.- 928 с.

202. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. -М.: Гос. изд-во полит, лит., 1955. С. 53-178.

203. Франк C.JI. Крушение кумиров. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/FRANKSL/krushenie.txt, свободный. - Загл. с экрана.

204. Франк C.JT. Смысл жизни. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/FRANKSL/smysl.txt, свободный. - Загл. с экрана.

205. Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. - 240 с.

206. Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: Наша позиция / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. - 356 с.

207. Фролов Э.Д. Парадоксы истории парадоксы античности. - СПб.: Из-дат. дом СПбГУ, 2004. - 420 с.

208. Фромм Э. Марксова концепция человека / пер. Э.М. Телятниковой // Э. Фромм. Душа человека. -М.: «Республика», 1992. С. 375-414.

209. Фромм Э. Человек для себя / пер. с англ. и послесл. JI.A. Чернышевой. Мн.: «Коллегиум», 1992. - Режим доступа: http://ellyl7.narod.ru/psyc/books/Frommmanhimself.htm, свободный. -Загл. с экрана.

210. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир // Ш. Фурье. Избранные сочинения. Т. 2. / пер. И.А. Шапиро; под общ. ред. А. Двор-цова. М.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1939. - 468 с.

211. Хагемейстер М. О восприятии непринятого. Русская мысль в европейском контексте // Вопросы философии. 1995. № 11.

212. Хань Фэй. Хань Фэй-цзы // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 2. / сост. Ян Хин-Шуна. М.: «Мысль», 1973. - С. 224-283.

213. Хатчесон Ф. Исследование о природе наших идей красоты и добродетели // Ф. Хатчесон и др. Эстетика. М.: «ИСКУССТВО», 1973. - С. 41300.

214. Хэтчер У. Экономика и моральные ценности // Общественные науки и современность. 1998. № 4. - С. 41-48.

215. Чжуан-цзы // Чжуан-цзы. JIe-цзы / пер. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995.-С. 58-284.

216. Чэнь Кайкэ. Конфуцианство и «культура предприятия» в современной Восточной Азии: диссертация . кандидата исторических наук: 07.00.03.-М., 2002.-237 с.

217. Шан Ян. Шан Цзюнь шу. Книга правителя области Шан / пер. с кит. Л.С. Переломова. М., 1993. - 392 с.

218. Шарвадзе Б.А. Жизнь и философия Джона Дьюи. Тбилиси: изд. авт., 1995.

219. Шефтсбери Э. Эстетические опыты / сост., пер. коммент. A.B. Михайлова; под общ. ред. М.Ф. Овсянникова. М.: «ИСКУССТВО», 1975. -543 с.

220. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // А. Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность / общ. ред., сост., вступ. ст. A.A. Гусейнова и А.П. Скрипника. М.: Республика, 1992. - С. 260-420.

221. Эймс Р.Т. Диалог между конфуцианством и прагматизмом Дж. Дьюи // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004. - С. 86-104.

222. Экхарт М. Речи наставления // Майстер Экхарт/Трактаты. Проповеди / изд. подгот. М.Ю. Реутин; отв. ред. Н.А. Бондарко. М.: Наука, 2010.- с. 7-39.

223. Элиаде М. История веры и религиозных идей в 3-х т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. М.: Критерион, 2002. - 512 с.

224. Элоян М.Р. История философии хозяйства: ветхозаветная теология и ее роль в становлении философии хозяйства иудаизма // Философия хозяйства. 2011. -№ 6. С. 38-47.

225. Эмерсон Р. Нравственная философия. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.- Режим доступа: http://krotov.info/library/26ae/me/rson01.htm, свободный. Загл. с экрана.

226. Эпиктет. Афоризмы // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М: Республика, 1995. - С. 252-270.

227. Эпиктет. В чем наше благо? // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М: Республика, 1995. - С. 206-251.

228. Эпикур. Главные мысли // Тит Лукреций Кар. О природе вещей / пер. с лат. Ф. Петровского. М.: Худож. лит., 1983. - С. 319-324.

229. Эпос о Гильгамеше (О все видавшем) / пер. с аккад. И.М. Дьяконова; отв. ред. В.В. Струве. СПб.: «Наука», 2006. - 215 с.

230. Etzioni A., Lawrence P.R. (eds.) Socio-Economics: Toward a New Synthesis. Armonk. N.Y., M.E. Sharpe, 1991.-204 p.

231. Rand A. The virtue of selfishness: A New Concept of Egoism With Additional Articles by Nathaniel Branden, A SIGNET BOOK, 1964. 138 p.

232. Ruskin, John. Unto this last: four essays on the first principles of political economy // Electronic Text Center, University of Virginia Library. Режим доступа: http://etext.virginia.edu/toc/modeng/public/RusLast.html, свободный. - Загл. с экрана.

233. Ruskin, John. The Crown of Wild Olive: Three Lectures on Work, Traffic and War. The University of Adelaide Library University of Adelaide South Australia 1867.-385 p.

234. Sakiko Fukuda-Parr. The Human Development Paradigm: operationalizing Sen's ideas on capabilities//Feminist Economics. 2003. 9(2-3).- P. 301317.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.