Взаимосвязь социальной справедливости и дискриминации в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Закураева, Людмила Билостановна

  • Закураева, Людмила Билостановна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2013, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 147
Закураева, Людмила Билостановна. Взаимосвязь социальной справедливости и дискриминации в современной России: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Нальчик. 2013. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Закураева, Людмила Билостановна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ

1.1. Взаимосвязь справедливости и дискриминации в социологии социального пространства

1.2. Методологические основания исследования взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в социальном пространстве сложного общества

1.3. Концептуальная модель исследования взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Особенности справедливости в социальном пространстве современной России

2.2. Многообразие форм дискриминации в социальном пространстве современной России

2.3. Перспективы осуществления прав человека в контексте взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современной России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь социальной справедливости и дискриминации в современной России»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема социологических аспектов взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации необычайно актуализировалась теперь благодаря ряду произошедших кардинальных изменений именно в последнее время в мире и России. Первым из этих кардинальных изменений является широкое распространение в мире и нашей стране информационно-коммуникационных технологий (интернет-технологий, мобильной коммуникации, телекоммуникаций, компьютерных и других новейших электронных технологий) и социальных сетей. Другими словами, современные информационно-коммуникационные технологии и средства связи дают возможность индивидам, социальным группам и обществу моментально получать информацию о произошедших событиях в любых местах планеты. Особенно всех интересуют информация о событиях, связанных с социальной несправедливостью в той или иной стране, регионе или в глобальных масштабах. Такого рода информация способна вызвать значительные социальные действия масс, примером чего служат революции типа «арабской весны», прокатившиеся по странам Северной Африки и Ближнего Востока, протестное движение на Болотной площади в России, скоординированное посредством Интернета и выражающее несправедливость власти к среднему классу, или глобальное движение «Оккупируй Уолл-стрит!».

Вторым кардинальным изменением, которое в немалой степени

обострило проблему социальной справедливости (и несправедливости),

является начавшийся в 2008 г. глобальный финансово-экономический

кризис. Данный кризис выявил значимость именно феномена социальной

справедливости и нежелание масс мириться с гигантской по своим размерам

социальной несправедливостью. Иными словами, проблема социальной

справедливости выступает одним из вызовов XXI века, что требует

необходимость адекватной реакции на него всех акторов глобального

рыночного пространства, в том числе и России. Это обусловлено тем, что

3

только «глобально справедливые решения могут быть эффективными в мировом масштабе»1. Данное положение фактически означает значительное ограничение экономики общества потребления и создание справедливого общества.

С этим связано третье кардинальное изменение, характерное для нашей эпохи и не имеющее аналога в истории человечества, которое, по выражению 36. Бжезинского, представляет собою «такой неуловимый феномен, как политическое пробуждение народов, до недавнего времени отличавшихся политической пассивностью или подавленностью» . В данном случае речь идет о глобальном политическом пробуждении народов планеты, особенно молодежи, которая при помощи Интернета и мобильных телефонов координирует свои действия по всей стране и всему миру. Молодежь острее других слоев населения реагирует на ощущаемые ею расовые, этнические и религиозные формы дискриминации и стремится к обществу социальной справедливости.

В отличие от развитых стран мира для современной России характерным является глубокая несправедливость, коренящаяся в значительном разрыве между богатыми и бедными (коэффициент Джини в нашей стране сильно зашкаливает по сравнению с другими странами). Нарушение принципов социальной справедливости, присущих отечественному менталитету, и появление новых форм дискриминации, огромная поляризованность общества, социальные и территориальные диспропорции характерны для современной России. Все это способствует нарастанию социальной напряженности в обществе, снижает уровень его устойчивости и стабильности, необходимых для осуществления инновационной модернизации, требующей раскрытия потенциала креативности и общества, и человека. Понятно, что все эти перечисленные проблемы взаимосвязи

1 Данилов Ю., Седнев В., Шилова Е. Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность и/или справедливость?// Вопросы экономики. 2009. № 11. С. 16.

2 Бжезинский 36. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. М., 2012. С. 42.

4

социальной справедливости и дискриминации современной России с необходимостью требуют научного, социологического исследования. В этом плане представляет значительный интерес социологические исследования Ю.Г. Волкова проблемы соотношения креативности и справедливости, а также свежие социологические исследования «русской мечты», в которых большое внимание уделяется социальной справедливости и дискриминациям в российском социуме3.

Эти перечисленные кардинальные изменения свидетельствуют о' значимости актуализации исследования социологических аспектов взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации. Разработка данной проблемы представляет не только значительный концептуальный, но и большой практический интерес.

Степень научной разработанности проблемы. Рассмотрение данной проблемы в социологической литературе свидетельствует о том, что различным аспектам проблемы социальной справедливости и дискриминации посвящены исследования философов, правоведов,

экономистов, этиков и социологов. Необходимо иметь в виду тот момент, что в этих исследованиях внимание концентрируется в основном либо на проблеме социальной справедливости, либо на проблеме дискриминации. К первого рода исследованиям относятся труды Г.Ш. Аитовой, H.A. Ведениной, В.А. Дамшаевой, Ю.В. Деньгуб, Т.В. Дыльновой, О.М. Ижаева, С.Д. Исанбаевой, В.А. Католиной, Б.Н. Кашникова, Н.Р. Кожемяченко, М.И. Козлова, М.В. Костиной, М.С. Кочергина, И.Б. Кузнецовой, К.О. Магомедова, М.В. Макеевой, Г.Н. Мунтян, Е.М. Мухамедиевой, Е.С. Нестерук, Н.В. Печерской, Г.Б. Святохиной, Г.Г. Слоян, Д.В. Углова, С.Н. Черных, С.Г. Чукина и др.4 Так, в

3 См. Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. М., 2013; Горшков М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения // Социс. 2012. № 12.

4 См. Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. М., 2006; Веденина H.A. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. и. н. М.,

5

диссертационном исследовании по социологии И.Б. Кузнецовой «Идея социальной справедливости в контексте трансформации современного российского общества» рассматривается идея социальной справедливости в условиях трансформации современного российского социума, показывается значимость социальной справедливости для обеспечения стабильного состояния и развития общества, дается социологический анализ плюралистической модели социальной справедливости с сохранением элементов дистрибутивной справедливости и фрагментация социальной справедливости в современной России5. Иными словами, здесь

2003; Дамшаева В.А.Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Улан-Удэ., 2000; Деньгуб Ю.В. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества: социологический анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. М., 2005; Дыльнова Т.В. Социальная справедливость как основа консолидации и развития современного российского общества. Дисс. на соиск. уч. степ. д. социол. н. Саратов, 2005; Ижаев О.М. Модернизация альтернативных моделей справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Ростов-на-Дону, 2010; Исанбаева С.Д. Справедливость как принцип гармонизации социальных отношений. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Уфа. 2010; Катомина В.А. Справедливость и состязательность в российском праве. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. Саратов, 2009; Кашников Б.Н. Этическое содержание и смысл либеральных теорий справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. д. филос. н. Рязань. 2005; Кожемяченко Н.Р. Идея социальной справедливости в свете русской этико-антропологической философской традиции. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Владивосток. 2009; Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции (социально-философский анализ). Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Архангельск, 2009; Костина М.В. Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. М., 2005; Кочергин М.С. Феномен социальной справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Тверь. 2007; Кузнецова И.Б. Идея социальной справедливости в контексте трансформации современного российского общества. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Казань. 2001; Магомедов К.О. Формирование гражданского общества в современной России: социологический опыт. Дисс. на соиск. уч. степ. д. социол. н. М. 2000; Макеева М.В. Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Шуя. 2011; Мунтян Г.М. Социальная справедливость. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Волгоград. 2009; Мухамадеева Е.М. Концептуализация оснований равенства и справедливости в гражданском обществе. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Томск. 2008; Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Нижний Новгород. 2008; Печерская Н.В. Справедливость: социальная аналитика и прагматика представлений. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. СПб. 2000; Святохина Г.Б. Социальная справедливость: Актуальные проблемы и пути их решения. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Уфа. 2007 и др. 5 См. Кузнецова И.Б. Указ. соч. С. 3 и сл.

рассматривается ряд сосуществующих в обществе концепций социальной справедливости и их значимость для развития нашего социума.

Не менее интересным является диссертационное исследование Г.Г. Слоян «Коммуникативный дискурс справедливости», где внимание акцентируется на том эмпирическом обстоятельстве, согласно которому в плюралистическом мире значительно возросло значение принципа толерантности, имеющего отношение к проблеме взаимосвязи справедливости и дискриминации6. В данном случае немаловажным является то, что необходимо создание институтов, которые были способны обеспечить синтез солидарности и справедливости в поликультурном и мультикультурном социуме.

Заслуживает внимание диссертационное исследование М.В. Макеевой «Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений», в которой выявляются современные российские идеалы справедливости с этико-правовой позиции7. Перед нами четко выписанная специфика социальной справедливости, присущая отечественному менталитету, в котором основное место занимают нравственные ценности, тогда как свободе в её англо-саксонском варианте уделяется немного внимания.

Свои немаловажные аспекты рассматриваются в диссертационном исследовании по социологии Ю.В. Деньгуб «Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества: социологический анализ». В нем выдвигается основная гипотеза исследования, согласно которой произошло изменение содержания массового сознания российского общества, когда на смену оптимистическому восприятию социального мира с его старыми социальными и идеологических стереотипами пришло свойственное многим

6 См. Слоян Г.Г. Коммуникативный дискурс справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. СПб., 2009. С. 3 и сл.

7 См. Макеева М.В. Указ. соч. С. 14.

людям чувство социальной тревожности и несправедливости, сопровождаемое стрессами и ощущением обездоленности в условиях неопределенности и необходимости элементарного выживания8. Эта гипотеза получила достаточно полное обоснование, фактически выражая неопределенность динамично развивающегося общества.

Второй род исследований составляют труды ученых, посвященные различным сторонам проблемы дискриминации, а именно: Т.А. Артикуленко, . К.Н. Бабиченко, Л.Г. Васильевой, С.А. Дехканова, В.В. Дягтеревой, A.JI. Кац, A.A. Командирова, Е.Г. Кудаевой, Н.Т. Нурулла-Ходжаевой, H.A. Парыгиной, М.А. Преснякова, Э.В. Сатрединовой, Д.В. Солдаткина, О.В. Степановой, Т.Ю. Стукен, М.С. Супруновой, Т.В. Черненко и др.9 В этих трудах исследуется ряд таких аспектов проблемы дискриминации, как

м-

тендерные аспекты дискриминации в сфере занятости, дискриминация на почве ненависти, средства защиты от дискриминации в трудовых

8 См. Деньгуб Ю.В. Указ. соч. С. 8.

9 См. Артикуленко Т.А. Формирование этно-национальной постсоветской России: институционально-правовой анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. Ростов-на-Дону. 2005; Бабиченко К.Н. Дискриминация и преступления на почве ненависти: квалификация и предупреждение. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. СПб. 2005; Васильева Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. Чебоксары. 2006; Дехканов С.А. Международно-правовые аспекты защиты меньшинств. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. М. 2010; Кац A.J1. Культурный национализм в практиках этнических взаимодействий: региональный аспект. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Саратов. 2005; Командиров A.A. Конституционный принцип запрета в сфере труда в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. Саратов. 2007; Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Саранск. 2009; Парыгина H.A. Тендерный аспект насилия в социальном измерении. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Хабаровск. 2009; Пресняков М.В. Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание. Дисс. на соиск. уч. степ. д. ю. н. Саратов. 2009; Садретдинова Э.В. Этническая идентификация русских в коммуникативном пространстве крупном полиэтническом городе. Дисс. на соиск. уч. степ, к. социол. н. Уфа. 2009; Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. М. 2006; Степанова О.В. Тендерные аспекты неравенства в сфере занятости: социологически анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Саранск. 2006; Стукен Т.Ю. Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономико-институциональный анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. Омск. 2009; Супрунова М.С. Дискриминация как объект общеправового анализа. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. Нижний Новгород. 2007; Черненко Т.В. Интегрированная старость: практики социального участия. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. Саратов. 2005 и др.

8

отношениях, преодоление дискриминации по возрастному цензу в соответствии с принципом социального развития «к обществу без различия возрастов», конституционный принцип равенства прав и свобод российских граждан, культурный национализм в практиках этнического взаимодействия, международно-правовые аспекты защиты меньшинств, социально-философские аспекты проблемы равенства полов и положение женщин в семье и обществе, социальные барьеры трудоустройства инвалидов, формирование этно-национальной политики России, этническая идентификация русских в коммуникативном пространстве крупных полиэтнических городов, государство как гарант антидискриминационных норм и пр.

Анализ существующей специальной литературы показывает, что, как правило, исследуются зачастую различные стороны проблемы социальной справедливости и дискриминации отдельно. Проблема взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации весьма редко оказывается в центре внимания социологов, юристов, экономистов, этиков, социальных философов, психологов, политологов и культурологов. В этом плане представляет значительный интерес «Второй форум Международной социологической ассоциации (MCA, ISA - в английском варианте)», который впервые после трех десятилетий состоялся в Буэнос-Айресе (31 июля - 4 августа 2012 г.), центральной темой которого была «Социальная справедливость и демократизация»10. Именно эта тема оказалась весьма актуальной не только в теоретическом, но и в практическом аспектах, что выразилось в участии представителей администрации Буэнос-Айреса в работе международного социологического форума.

На втором форуме Международной ассоциации социологов главная тема социальной справедливости одного из центра дискуссий - это дискриминация и нарушение прав человека по национальному и расовому

10 См. Вдовиченко J1.H. Социальная справедливость и демократизация // Социс. 2013. № 2. С. 142-146.

признаку как проблема социальной несправедливости. «Серьёзные эмпирические исследования были посвящены изучению дискриминации и нарушению прав человека по национальному и расовому признаку при приеме на работу, в служебных отношениях и в быту во многих европейских странах (Франции, Великобритании, Германии, Швейцарии и др.), а также в Австралии. Причем респондентами в них выступали не только граждане этих стран, но и мигранты»11. В плане нашей проблематики существенным является выявление взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации как социальной несправедливости. Иными словами, сама справедливость и дискриминация в качестве социальных явлений представляют собою взаимодополнительные категории современной социологии. Это нужно иметь в виду в дальнейшем исследовании данной взаимосвязи, исходя из существующих дефиниций «социальной справедливости» и «дискриминации», которые зафиксированы в социологических словарях и энциклопедиях.

Согласно «Энциклопедическому социологическому словарю» под ред. Г.В. Осипова, социальная справедливость - это когда для всех индивидов того или иного социума имеется поле равных возможностей, чтобы они

19

могли осуществить свои способности и потребности . Во втором томе «Социологической энциклопедии» «социальная справедливость» определяется как понятие, «неразрывно связанное с понятием более общего характера, которое пронизывает все формы общественного сознания, включая общественное и религиозное...»13. Тогда как под социальной дискриминацией в социологии понимается «умаление прав субъектов, ставящее их в худшее социальное положение по сравнению с другими, классифицируются по различным признакам и видам социальных

11 Там же. С. 145.

12 См. Энциклопедический социологический словарь / Общ. редакция академика РАН Осипова Г.В. М., 1995. С. 760.

13 Социологическая энциклопедия. В двух томах / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. М., 2003. Т. 2. С. 464.

отношений»14. Иными словами, здесь речь идет о социальной дискриминации как форме социальной несправедливости, что предполагает взаимосвязь социальной справедливости и дискриминации (социальной несправедливости).

Так как социологический анализ проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации рассматривается в социальном пространстве, которое у П. Бурдье связано с понятиями «капитал», «поле», «габитус», то они задают топологическую перспективу структурно-генетического исследования15. Оно дифференцировано на такие области, как культура, наука, экономика, религия и право, ибо, в первую очередь, социология представляет собою социальную топологию, когда социальный мир репрезентируется в виде социального пространства. Социальное

■ч-

пространство, согласно П. Бурдье, не является физическим пространством, но оно стремится воплотиться в нем более или менее16.

Анализ социологических исследований проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации показывает их немногочисленность, что требует её социологического аналитического рассмотрения. Необходимо иметь в виду недостаточную разработанность в социологическом плане ряда следующих сторон проблем, а именно: во-первых, социетальные истоки взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в контексте социологии социального пространства, когда изначально существовала оппозиция «мы» и «они» («свои» и «чужие»), или дихотомия «свободный человек, имеющий привилегии и раб, чужой, лишенный прав и свобод»; во-вторых, значимость методологических оснований исследования специфики взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в сложном социуме; в-третьих, отсутствие концептуальной модели изучения взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации;

14 Социологическая энциклопедия. В двух томах / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. М., 2003. Т. 1.С. 286.

15 См. Бурдье П. Социология социального пространства. М.-СПб., 2007. С. 10.

16 См. Там же. С. 53-54.

в-четвертых, особенности социальной справедливости в социальном пространстве современной России; в-пятых, многообразие форм социальной дискриминации в социальном пространстве современной России; в-шестых, перспективы осуществления прав человека в контексте взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации, характерной для современного российского социума.

Основная цель исследования состоит в социологическом рассмотрении . проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современной России на основе социологии социального пространства сложного общества. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

- выяснить социетальные истоки взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации на основе социологии социального пространства общества;

- выявить значимость методологических оснований исследования специфики взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном сложном социуме;

- создать концептуальную модель изучения взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном мире;

- выявить особенности социальной справедливости в социальном пространстве современной России;

- раскрыть многообразие форм социальной дискриминации в социальном пространстве современной России;

- показать перспективы осуществления прав человека в контексте взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации, присущей современному российскому обществу.

Объектом исследования является современное российское общество.

Предметом исследования выступает специфика взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современной России.

Гипотеза исследования состоит в том, что специфика взаимосвязи

социальной справедливости и социальной дискриминации в глобальном и

12

российском неоднородном социальном пространстве обусловлена в эпоху цифрового этапа информационной революции и глобализации беспрецедентным глобальным и российским политическим пробуждением масс, порождающих массовую нетерпимость к социальному неравенству, к дискриминации различного рода, требованиями установления общества социальной справедливости в России (и в других регионах мира).

Теоретико-методологическая основа исследования. Данное исследование основано на социологии социального пространства П. Бурдье, системном, информационном и синергетическом подходах к сложным объектам, концепции глобализации и концепции национального государства, теории мультикультурализма. В процессе социологического исследования использовались методы диалектики, аналитический и синтетический

•ч-

подходы исследования, научного обобщения и интерпретации успехов социально-гуманитарных дисциплин, в том числе успехов современной информатики.

Эмпирическая база исследования. Она представляет собою экспериментальные статистические данные германских и швейцарских психологов по формированию у детей от 3-х до 8-ми лет альтруизма и парохиализма17, данные о числе переселенцев разных странах мира, приведенные М.К. Горшковым статистические данные социологического исследования мечтаний россиян и их удовлетворенности положением с принципами социальной справедливости и социальным неравенством в

1 Я

современной России (март-апрель 2012 г.) , данные о числе погибших в многолетнем этническом конфликте между хуту и тутси в Руанде в 90-х годах прошлого столетия19, рейтинг готовности России к электронному

17 См. Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа. М., 2011. С. 357-358.

18 См. Горшков М.К. Указ. соч. С. 3 и сл.

19 См. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира. М., 2003 (2-ое изд. 2012). С. 291-292.

правительству в 2010-2012 гг. , социологические данные о противоречиях и неприязни в современном российском обществе с 2005 г. по 2012 г.21, статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации (2006-2011 гг.), приведенные В.В. Лунеевым , статистические данные Национальной ассоциации исследования и развития информационных технологий о коррупции в сфере ИТ-технологий за 2011 г. , статистические данные социологического исследования положения студентов-рабочих на предприятиях транснациональной компании Рохсопп в Китае24.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что проблема особенностей взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в условиях современной России рассматривается в рамках созданной соответствующей концептуальной модели, в основе которой лежит социология социального пространства П. Бурдье.

Элементы научной новизны диссертационного исследования состоят в том, что в нем:

■ выяснены социетальные истоки взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации на основе социологии социального пространства общества - архаическая биполярность «они» и «мы», которая содержится в психике современных людей и играет немалую роль в отношениях современных групп и социумов;

■ показана значимость методологических оснований исследования специфики взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном сложном социуме; эти методологические основания позволяют

20 См. Евтюшкин A.B., Елизаров A.M., Ершова Т.В. и др. ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России // Информационное общество. 2012. № 3. С. 49.

21 См. Левашов В.К. Новая реальность: экономический кризис и выбор общества // Социс. 2012. № 12. С. 17 и сл.

22 См. Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности // Государство и право. 2012. № 5. С. 56.

23 См. Там же. С. 58.

24 См. Вдовиченко Л.Н. Социальная справедливость и демократизация // Социс. 2013. № 2. С. 144.

разработать способы преодоления «разорванности» топологии социального пространства, чтобы обеспечить движение к созданию справедливого и минимально дискриминационного социума;

■ создана концептуальная модель взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном мире, которая состоит из концепции общества рисков, теории информационного противоборства, теории креативного класса, идеи доверия как фактора консолидации общества, концепции прав и свобод человека, набора социальных ценностей и особенностей менталитета, концепции цифрового неравенства;

■ выявлены особенности социальной справедливости в социальном пространстве современной России, которые обусловлены доминированием нравственного компонента в национальном менталитете и переходом от моностилистической культуры к полистилистической;

■ показано многообразие форм социальной дискриминации в социальном пространстве современной России, которое детерминировано характером отечественного государства;

■ раскрыты перспективы осуществления прав человека в контексте взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации, присущей современному российскому обществу, когда оно находится на пути инновационной модернизации, которая неразрывно связана с раскрытием потенциала креативного класса, нацеленного на построение разумно и справедливо устроенного социума.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования,

представлены в следующих положениях, которые выносятся на защиту:

1. Особенности взаимосвязи социальной справедливости и

социальной дискриминации в контексте социологии иерархического,

гетерогенного социального пространства современного общества имеют

своими историческими социетальными истоками архаическую биполярную

категоризацию «они» - «мы», когда первобытное человечество было

фрагментировано на множество общностей разного уровня и

15

пересекающихся друг с другом в отношении данной категоризации; согласно новой теории «сопряженной эволюции парохиального (местнического) альтруизма и войн» это формировало альтруизм к «своим» в сочетании с ксенофобией - враждебностью к «чужим», сопровождавшиеся самоидентификацией группы «своих» как «людей» и идентификацией группы «чужих» как «нелюдей», а также насилием одних («свободных») над другими («порабощенными»), что проявляется в психике современных детей, развитие которой подчинено принципу «онтогенез» повторяет филогенез», и в социальных конфликтах глобализованного информационного социума XXI века.

2. Специфика взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в гетерогенном социальном пространстве современного

-ч-

сложного глобализованного социума может быть раскрыта благодаря следующим методологическим основаниям, а именно: социологии социального пространства П. Бурдье, парадигмы синергетики, гуманистической теории сложного общества, теории агрессии как формы поведения, усвоенного в процессе социального научения, парадигмы глобализации, концепции национального государства (этнонационализма), концепции мультикультурализма, концепции диалога культур; эти методологические основания дают возможность решать проблемы становления общества социальной справедливости в глобальных и региональных масштабах.

3. Значимость концептуальной модели взаимосвязи социальной

справедливости и дискриминации в современном мире, которая состоит из

концепции общества рисков, теории информационного противоборства,

теории креативного класса, идеи доверия как фактора консолидации

общества, концепции прав и свобод человека, набора социальных ценностей

и особенностей менталитета, концепции цифрового неравенства, обусловлена

тем, что она, во-первых, позволяет найти выход перед угрозой глобальной

катастрофы в виде «разорванного социального пространства»

16

несправедливого, глубоко стратифицированного мира информационной эпохи, во-вторых, дает возможность социологии наметить контуры справедливого общества, в котором все его члены имеют шансы на социальную активность, политическое влияние и экономическую эффективность, тем самым способствуя устойчивости социума и его возможностям адаптироваться к внезапным вызовам.

4. Особенности социальной справедливости в социальном . пространстве современной России, которые обусловлены доминированием' нравственного компонента в национальном менталитете и переходом от моностилистической культуры с такими её категориями, как иерархия, канонизация, упорядоченность, тотализация, исключение, упрощение, официальный консенсус, позитивность и телеология, к полистилистической культуре, характеризующейся противоположными категориями, взаимодействие которых породило «новые» культурные модели, в том числе и модель культурного фундаментализма с его ориентацией на моностилистическую культуру в идущей борьбе русских и западных моделей культуры.

5. Многообразие форм социальной дискриминации в социальном пространстве современной России детерминировано характером отечественного государства, противоречивостью между его социокультурными традициями и адаптацией к цивилизационным тенденциям современности, когда происходящие изменения выражаются в постоянно повышающейся степени связности и увеличении потоков денежных средств, информации, материальных благ и индивидов, что в условиях глубокого разрыва между богатыми и бедными влечет за собой новые формы дискриминации, сопровождающиеся социальной напряженностью.

6. Перспективы осуществления прав человека в контексте

взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации, присущей

современному российскому обществу, связаны с его модернизацией, которая

17

заключается в ряде моментов, а именно: в отличие от бесперспективных европейских и евразийских культурных моделей построение своего креативного общества, общества равных возможностей - общества с развитой экономикой, реальным доверием граждан к власти, нацеленной на осуществление принципов справедливого и антидискриминационного социума посредством соответствующих масштабных национальных проектов.

Изложенные положения характеризуют основное приращение знания по проблеме взаимосвязи социальной справедливости и социальной дискриминации в социологии социального пространства российского общества, полученное в диссертации.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы имеют немаловажное теоретическое и прикладное значение для развития соответствующих направлений в социологии, социальной философии, политической социологии, правовой социологии и политологии. Теоретические результаты работы могут быть использованы как в сфере государственного управления социальными процессами на федеральном и региональном уровнях, так и для чтения курсов и спецкурсов по социологии, социальной философии, социологии политики и права в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Положения и выводы диссертационного

исследования обсуждались на заседаниях кафедры социологии и

политологии Кабардино-Балкарского государственного университета.

Результаты исследования были изложены на региональных, международных

и всероссийских научных и научно-практических конференциях и семинарах

в 2011 - 2012 гг. В частности, на: Международной научно-практической

конференции «Модернизация России: региональные особенности и

перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 21-22 апреля 2011 г.); III Международной

научно-практической конференции «Кавказ - наш общий дом» (г. Ростов-на-

Дону, 27 - 29 сентября 2011 г.); Международной научно-практической

18

конференции «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-Дону, 19-20 апреля 2012 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России» (г. Майкоп, 12-14 марта 2013 г).

Основное содержание диссертационного исследования отражено в 5 научных публикациях, в том числе в изданиях, которые входят в список ВАК Минобрнауки РФ, и составляет объем 9 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, имеющего 111 источников. Общий объем работы составляет 143 машинописных страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Закураева, Людмила Билостановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного диссертационного исследования получены следующие выводы.

Показаны социетальные истоки и особенности взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации на основе социологии иерархического гетерогенного социального пространства общества. Аргументированно обосновано положение, согласно которому специфические черты взаимосвязи социальной справедливости и социальной дискриминации в многомерном социальном пространстве современного общества своими корнями уходят в архаическую эпоху. Именно тогда была выработана биполярная категоризация «они» - «мы», существующая в нашу эпоху и позволяющая индивидам ориентироваться в сложном и дифференцированном социальном мире. В ментальной картине человека «мы» и «они» располагаются на разных полюсах антагонистических отношений, что придает этим обеим группам реальный смысл. Для сплоченности и целостности группы «мы» просто необходимо существование другой, антагонистичной группы «они» потому, что её наличие в качестве чуждой, враждебной группы «они» позволяет группе «мы» обозначить и обеспечивать безопасность своих границ, поддерживать сотрудничество и лояльность внутри группы. Иными словами, справедливость относится к членам группы «мы», тогда как несправедливость, дйскриминация - представителям группы «они».

В современном обществе информационной эпохи появились новые виды социальной дискриминации (социальной несправедливости), которых не было раньше. К ним относится, например, дискриминация большинства со стороны различного рода меньшинств, например, дискриминация так называемыми афроамериканцами белых в Соединенных Штатах Америки, когда им представляются привилегии в сфере занятости или дискриминация гетеросексуальных пар со стороны сексуальных меньшинств. Возникла

125 невиданная раньше новая форма дискриминации, а именно: наряду с неравным доступом к знанию появилось цифровое неравенство, что означает наличие неравных возможностей в получении информации, и другие виды дискриминации.

Показано, что дарвиновская идея взаимосвязи эволюции нравственности и межгрупповых конфликтов получила свое развитие в современной науке, когда совсем недавно была выдвинута новая теории «сопряженной эволюции парохиального (местнического) альтруизма и войн», основанная на альтруизме к «своим» и ксенофобии к «чужим»: только воинственность и доброта человека развиваются в едином комплексе взаимосвязи «своего» и «чужого», что способствовало успешному воспроизводству рода Homo sapience. ч

Значимость данного комплекса состоит в том, что он описывает процесс самоидентификации группы «своих» как «людей» и идентификации группы «чужих» как «нелюдей», а также насилие одних («свободных») над другими («порабощенными»). В пользу данного тезиса свидетельствуют и исследования в области индоевропейской этимологии, где рассматривается значение понятий «свободный» человек и «раб» и социальный смысл оппозиции «свободный человек - раб». В наше время под определенную степень контроля можно взять и взаимоотношения групп «мы» и «они», что проявляется как в психике современных детей, так и в социальных конфликтах современного социума. Об этом свидетельствуют эксперименты психологов по проверке теории «сопряженной эволюции парохиального альтруизма и войн». Это необходимо иметь в виду при исследовании современных конфликтов в глобализованном обществе с его мощными и интенсивными информационными потоками, когда на первый план выдвинулась глобальная проблема справедливости, неразрывно связанная с социальной дискриминацией.

Выявлена значимость методологических оснований исследования специфики взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в

126 современном сложном социуме. В настоящее время, когда продолжается глобальный финансово-экономический кризис, когда происходит движение человечества к новой социальной системе, социальная справедливость стала одним из фундаментальных вызовов XXI века. В весьма сложном глобализованном обществе информационной эпохи благодаря стремительному изменению образа жизни и перемещению огромных масс мигрантов значительно обострилась проблема взаимоотношения «своих» и «чужих», что проявляется в столкновении сторонников происходящих изменений и сторонников сохранения старого образа жизни.

Данный процесс протекает в гетерогенном социальном пространстве современного сложного глобализованного социума, обуславливая тем самым особенности взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации. Они раскрываются благодаря некоторым методологическим основаниям. Первым из них является социология социального пространства П. Бурдье, согласно которой жизнедеятельность человека и общества протекает в социальном пространстве, овеществленном в физическом пространстве, представляющем собою, в свою очередь, проекцию социального пространства, что укладывается в рамки концепции «социальной физики». Второе методологическое основание исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации - это парадигма синергетики.

Третьим методологическим основанием исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации является гуманистическая теория сложного общества. Четвертым методологическим основанием исследования проблемы взаимосвязи справедливости и дискриминации выступает теория агрессии как формы поведения, усвоенного в процессе социального научения. Пятое методологическое основание исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации представляет собою парадигму глобализации. Шестое методологическое основание исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации есть концепция национализма

127 и связанная с нею концепция национального государства. Седьмое методологическое основание исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации представляет собою концепцию мультикультурализма. Восьмое методологическое основание исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации - это концепция диалога культур и цивилизаций. Сейчас благодаря глобализации, миграции и интеграции государств в крупные региональные образования, например, Азиатско-Тихоокеанский Регион, Европейский Союз, Меркосур и др., происходят интенсивные контакты между представителями различных культур, этносов и рас.

Данным контактам способствует Интернет, трансконтинентальные транспортные средства, особенно авиация, что формирует у человека

Ч* способность адекватно воспринимать «свое» и «чужое», избавляясь тем самым от ненависти к «чужому». Это выдвигает на первый план социальные и культурные практики, снижающие уровень этнонациональной и культурной дискриминации, что уменьшает потенциал социальной несправедливости. Существенной является мысль о глобальном характере взаимосвязи социальной справедливости и социальной дискриминации. Все эти методологические основания позволяют решать проблемы формирования общества социальной справедливости в глобальных и региональных масштабах.

Создана концептуальная модель изучения взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном мире. Значимость проблемы социальной справедливости (и дискриминации как вида социальной несправедливости) в качестве фундаментального вызова современной эпохи обусловлена рядом факторов. Первым из них является мировой финансово-экономический кризис, резко обостривший глобальный характер социальной справедливости. Второй фактор связан с возрастающей степенью связности между социумами современного мира, что проявляется в увеличении прозрачности международных границ, что породило проблему

128 нелегальной миграции и беженцев. Третий фактор состоит в «глобальном политическом пробуждении масс» планеты, которое проявилось наиболее рельефно в феномене революций «арабской весны».

Поэтому социологическое рассмотрение нашей проблемы требует создания концептуальной модели взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном мире, состоящей из ряда составляющих.

Первой составляющей этой концептуальной модели является концепция общества рисков. Вторая составляющая концептуальной модели исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации - это теории информационного противоборства. Поскольку современное общество либо является информационным, либо оно становится информационным обществом, постольку для адекватного принятия решений по проблеме взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации необходимо принимать во внимание информационную безопасность, одним из направлений которой выступает информационное противоборство информационная война). Третью составляющую концептуальной модели исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации представляет теория креативного класса. Современное российское общество имеет значительный потенциал креативности, который способен стать катализатором его развития. Четвертая составляющая концептуальной модели исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации - это идеи доверия как фактора консолидации общества. В современную эпоху доверие получило статус фундаментальной социальной ценности, которая стала моральным регулятором социальных отношений и новым механизмом интеграции социума. Пятая составляющая концептуальной модели исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации представляет собою концепция прав и свобод человека. Понятно, что соблюдение прав и свобод человека зависит от набора социальных ценностей и особенностей менталитета, присущих обществу того или иного

129 государства. В реальности все прекрасные принципы социальной справедливости, отменяющие многие дискриминационные барьеры, не «работают», они постоянно нарушаются. Все происходящие на планете межэтнические, межконфессиональные, политические и другие конфликты с позиции социологической концепции «социального пространства» свидетельствуют о существовании глобального «разорванного социального пространства», порожденного несправедливым общественным порядком на глобальном и региональном уровнях.

Шестой составляющей концептуальной модели исследования проблемы взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации выступает концепция цифрового неравенства. В данном случае речь идет о том, что в силу действия различных социально-экономических и социально-политических факторов существует цифровое неравенство, дискриминация в доступе к информации, необходимой для повседневной жизнедеятельности человека, социальных групп и общества в целом.

Применение концептуальной модели взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации в современном мире позволяет избежать угрозы глобальной катастрофы в виде «разорванного социального пространства» несправедливого, глубоко стратифицированного мира информационной эпохи, на основе намеченных социологией контуров справедливого общества.

Рассмотрены особенности ряда социальных сторон взаимосвязи справедливости и дискриминации в социальном пространстве современной

России. Специфические особенности справедливости в социальном пространстве современного российского общества тесно связаны с национальным менталитетом, который имеет и традиционные, и инновационные элементы в силу исторической динамики России.

Менталитет представляет собою систему социально-психологических качеств человека или социальной группы. Значимость категории менталитета состоит в том, что применительно к выяснению сущности феномена

130 социальной справедливости она позволяет исследовать его особенности именно в условиях российской цивилизации, которые заметно отличаются от специфичности феномена социальной справедливости в западных социумах. Следует отметить, что это различие обусловлено принципиальной дихотомией человекоцентристской (персоноцентристской) системы западного мышления и системоцентристской системой отечественного мышления, что сейчас возрастает значение системоцентристского подхода к праву, когда нравственность преобладает над формальным правом, благодаря политической философии, содержащей в себе идеи евразийства, державности, суверенной демократии. Они ориентированы на особый путь развития российской цивилизации, не стыкуются с принципами либерально-правового развития западной цивилизации, поддерживают авторитарную версию власти и системоцентристский подход к праву и справедливости.

Утверждается, что особенности социальной справедливости в социальном пространстве современной России детерминированы преобладанием нравственного компонента в отечественном менталитете, хотя не следует игнорировать и влияние элементов западного менталитета. Другие особенности социальной справедливости в социальном пространстве современной России связаны с переходом от моностилистической культуры с присущими ей категориями, а именно: категории иерархии, канонизации, упорядоченности, тотализации, исключения, упрощения, официального консенсуса, позитивности и телеологии, позволяющие культуре сохранять существующие ориентации и легитимации, чтобы консолидировать социокультурное единство общества и обеспечивать цели развития общества к полистилистической культуре, имеющей противоположные категории, чье взаимодействие сформировало «новые» культурные модели.

Обращено особое внимание на все эти перечисленные категории моностилистической культуры советского общества, так как они органически связаны с принципами социальной справедливости благодаря тому, что они немыслимы вне сакрального ядра этой культуры, что социальная

131 справедливость органически взаимосвязана с дискриминацией как видом социальной несправедливости, которая в условиях современной России порождается деятельностью бесчеловечной бюрократической машины государства.

Происходящие социокультурные изменения в жизнедеятельности современной России характеризуются отечественными исследователями как переход от моностилистической культуры к полистилистической с присущими ей категориями. Однако в настоящее время в России налицо условия для быстрого роста модели культурного фундаментализма с его ориентацией на моностилистическую культуру в происходящей борьбе отечественных и западных моделей культуры, с чем связано понимание специфики взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации. Это подтвердило недавно проведенное социологическое исследование мечтаний россиян, в котором просматриваются концентрировано присущие их менталитету особенности социальной справедливости.

Раскрыто многообразие форм социальной дискриминации в социальном пространстве современной России. В социально-политической литературе отмечается, что конечная цель стратегии демократического государства заключается в согласовании желаний и потребностей общества, что государство должно соотносить запросы граждан со своими ограниченными возможностями для их удовлетворения. Диссертант считает, что результаты социологического исследования феномена «русской мечты» с необходимостью должны найти свое выражение в стратегии российского государства и её претворения в практическую жизнь.

Это социологическое исследование свидетельствует о том, что только

12-15% самых благополучных, относящихся к верхним слоям населения страны, уверены в осуществлении фактически всех своих мечтаний, что ставит их в социально-экономическое привилегированное положение по сравнению с остальными россиянами. Тем не менее даже эти верхние слои социума выражают свое недовольство сложившейся сейчас в России

132 моделью общества, потому что большая их часть (практически такая же, как и в других социальных слоях) считает эту модель общества неадекватной принципам социальной справедливости. Большинство россиян в целом недовольны обществом, в котором они живут, считая его несправедливым и «неправильным». Такие настроения вполне понятны, потому что само российское общество находится в стадии трансформации, в стадии перехода от советского общества с моностилистической культурой к современному обществу с его полистилистической культурой, когда традиционные социокультурные ценности взаимодействуют с новыми социокультурными ценностями демократического характера.

Наблюдаемые сейчас процессы демократизации порождают и новые формы социальной несправедливости, новые формы социальной дискриминации. Само многообразие форм социальной дискриминации в социальном пространстве современной России вытекает из специфичности государства, обусловленной противоречивостью между его социокультурными традициями и адаптацией к цивилизационным тенденциям современности, характеризующихся повышающейся степенью связности и увеличении потоков информации, материальных благ, которые очень неравномерно распределяются между социальными стратами.

По сравнению с советским обществом, подчеркивает диссертант, в современном российском социуме появились новые виды социальной несправедливости, новые формы социальной дискриминации криминализация сферы социальных отношений, немалый разрыв между богатыми и бедными, дискриминация в сфере трудовых отношений и т.д.).

Не случайно, как показывают социологические исследования проблемы недоверия общества к государству в настоящее время, оно связано с происходящими в обществе дегенеративными процессами, прежде всего, в сфере трудовых отношений, когда нарушаются в силу дискриминации права граждан на доступные для каждого человека работу, зарплату, жильё, семью, которые представляют собою императивные социально-политические

133 факторы устойчивого развития страны. Дискриминация этого вида наряду с другими видами социальной дискриминации (возрастная, тендерная, криминогенная и прочие виды дискриминации) фактически является выражением периодически то затухающего, то обостряющегося конфликта в современной России, который заключается в фундаментальном социально-политическом противоречии между результатами политики государства и коренными интересами общества.

Также другими видами социальной дискриминации в России (и во всем мире) является политическая, социальная и экономическая несправедливость, вызванная терроризмом. Кроме того, в условиях глубокого разрыва между богатыми и бедными появляются такие новые формы дискриминации, как значительная криминализация общества, которая препятствует модернизации, позволяющей достигнуть высокого жизненного уровня и достойного существования, а также транснационализация производства, исследуемая экономической социологией. Эти новые формы социальной дискриминации в России необходимо принимать во внимание при рассмотрении перспективы движения нашего общества по пути социальной справедливости.

Показаны перспективы осуществления прав человека в контексте взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации, присущей современному российскому обществу. Не вызывает сомнения то обстоятельство, согласно которому только модернизация России способна обеспечить перспективы реализации прав и свобод человека, без которых невозможно построение разумно и справедливо устроенного общества. В любом случае необходимо при выборе той или иной модели общества социальной справедливости, подчеркивает диссертант, принимать во внимание такие общепризнанные социальные ценности, как свобода, права и свободы человека, право, государство.

Без этого набора социальных ценностей невозможна реализация прав человека в перспективе, чтобы достигнуть принципов социальной

134 справедливости и снизить уровень дискриминации в современном российском социуме, что предполагает соответствующую модель демократии (такой подход зафиксирован в результатах социологического исследования «Русской мечты»). Перспективы реализации прав и свобод человека, входящих в набор основных социальных ценностей (свобода, право и др.), в плане взаимосвязи социальной справедливости и дискриминации, присущей российскому социуму, обусловлены его инновационной модернизацией. Эта модернизация заключается в' формировании креативного общества (об этом идет речь в социологических исследованиях Ю.Г. Волкова).

Если цель инновационной модернизации России заключается в создании креативного общества, то она должна исходить не из уникальности высокотехнологических или природных продуктов (они не определяют особенности нашего социума), а - креативной деятельности масс, что позволит решить социальные проблемы, в том числе и проблему социальной справедливости. В данном контексте России следует отойти от ориентации на американские, европейские модели (они были внедрены в сознание правящей элиты и некоторых социальных слоев в ходе информационного противоборства и поддерживаются до сих пор), азиатские или евроазиатские модели развития и найти собственную нишу производства знания (и соответственно интеллекта), начиная социальным микроуровнем и кончая глобальным социальным уровнем. Не случайно национальные проекты гуманистически ориентированной модернизации предполагают черты российской самобытности, что для большинства россиян связано органически с идеалами социальной справедливости, как одной из главных ценностей нашего социума.

Значимым является соответствие концепции креативного общества и социологического проекта «Русская мечта», относящееся, прежде всего к принципам социальной справедливости. Именно креативное общество способно «излечить» российский социум от существующих социальных

135 патологий следующими средствами: во-первых, снижением числа нелегитимных решений, принимаемых зачастую эгоистически настроенными представителями правящей элиты и верхних слоев общества; во-вторых, возвышение престижа творческих профессий представляет собой сильный удар по квазирыночной и криминальной номенклатуре. Таким образом, креативное общество, ориентируемое на основные социальные ценности российского социума, на осуществление прав и свобод человека, способно быть разумным и справедливым обществом. Полученные выводы и результаты дают возможность для дальнейшего исследования в социологии этой важнейшей и интересной проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Закураева, Людмила Билостановна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абулмагд А.К., Ариспе Л., Аршави X. и др. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. - М.: Логос, 2002. - 192 с.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.

3. Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - М., 2006. - 158 с.

4. Алексеева И.Ю. Информационная компетентность, естественный интеллект и НБИКС-революция // Информационное общество. 2012. № 5.

5. Алексеева И.Ю. Общество знаний: посткапиталистическая перспектива России // Информационное общество. 2011. № 2. - С. 9-17.

6. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 367 с.

7. Анпилогов В. Спутниковый ШПД и цифровое равенство // Технологии и средства связи. 2013. № 1. - С. 58-62.

8. Артикул енко Т. А. Формирование этнонациональной постсоветской России: институционально-правовой анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. - Ростов-на-Дону. 2005. - 148 с.

9. Бабиченко К.Н. Дискриминация и преступления на почве ненависти: квалификация и предупреждение. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. -СПб. 2005.-239 с.

10. Бард А., Зодерквист Я. NetoKpaTM. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252 с.

11. Бауман 3. Мыслить социологически. - М.: Аспект-Пресс, 1996. -

255 с.

12. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

13. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. -М.: Прогресс, 1995. - 456 с.

14. Бжезинский 36. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. - М.: Астрель, 2012. - 285 с.

15. Бибб Дж. Две тысячи лет до нашей эры. Эпоха Троянской войны и Исхода, Хаммурапи и Авраама, Тутанхамона и Рамзеса. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2011. - 445 с.

16. Болл Ф. Критическая масса. Как одни явления порождают другие. - М.: Гелеос, 2008. - 528 с.

17. Бурдье П. Социология политики. - M.: Socio-Logos, 1993. - 336

с.

18. Бурдье П. Социология социального пространства. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.

19. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1998. - 336 с.

20. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. -М.: Логос, 2003.-368 с.

21. Васильева Л.Г. Философские аспекты социальной интеграции человека с ограниченными возможностями. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Чебоксары. 2006. - 146 с.

22. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. -СПб.: Лань, 1999.-480 с.

23. Вдовиченко Л.Н. Социальная справедливость и демократизация // Социс. 2013. № 2. С. 142-146.

24. Веденина Н.А. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. и. н. - М., 2003.- 159 с.

25. Веселов Ю.В. Доверие и справедливость: моральные основания современного экономического общества. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 232 с.

26. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. - М.: Социально-гуманитарные знания, 2011. - 328 с.

27. Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. - М.: Альфа-М, 2013.-430 с.

28. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т.

- М.: Педагогика, 1982. Т. 2. - 504 с.

29. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: «Весь Мир», 2004. - 120 с.

30. Горшков М.К. «Русская мечта»: опыт социологического измерения // Социс. 2012. - № 12. - С.3-11.

31. Горшков М.К. Социально-политические аспекты модернизационного проекта России // Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации. - М.: Новый хронограф, 2012.

32. Грум-Гржимайло Ю.В. Экономика информационного общества: иллюзии и реальность. Часть 1 // Информационное общество. 2010. № 2. - С. 12-20.

33. Губанов Н.И., Губанов H.H. Менталитет: сущность и функционирование в обществе // Вопросы философии. 2013. № 2. - С.22-32.

34. Дамшаева В.А.Проблема справедливости в свете концепции устойчивого развития. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Улан-Удэ, 2000.

- 163 с.

35. Данилов Ю., Седнев В., Шилова Е. Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность и/или справедливость?// Вопросы экономики. 2009. № 11. - С. 4-17.

36. Делягин М.Г. Основы политики модернизации в условиях глобального финансового кризиса // Главная книга о кризисе. М., 2009. -

37. Деньгуб Ю.В. Представления о социальной справедливости в сознании современного российского общества: социологический анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. - М., 2005. - 122 с.

38. Дехканов С. А. Международно-правовые аспекты защиты меньшинств. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. - М. 2010. - 237 с.

39. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Наука, 1994.-303 с.

40. Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. М.: «Весь Мир», 2006. - 312 с.

41. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. JI. Иноземцева. -М.: Academia, 1999. - С. 70-100.

42. Дыльнова Т.В. Социальная справедливость как основа консолидации и развития современного российского общества. Дисс. на соиск. уч. степ. д. социол. н. - Саратов, 2005. - 341 с.

43. Евтюшкин A.B., Елизаров A.M., Ершова Т.В. и др. ИКТ-компетенции как фактор социально-экономического развития России // Информационное общество. 2012. № 3.

44. Иглтон К., Уильяме Д. Деньги. История цивилизаций. - М.: Гранд-Фаир, 2011. - 272 с.

45. Ижаев О.М. Модернизация альтернативных моделей справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Ростов-на-Дону, 2010. -211 с.

46. Ионин Л.Г. Российские метаморфозы: культурная трансформация и социальные изменения. - Нью-Йорк, 1999. - 426 с.

47. Исанбаева С.Д. Справедливость как принцип гармонизации социальных отношений. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Уфа. 2010. -149 с.

48. История первобытного общества. - М.: Наука, 1986. - 574 с.

49. История. Полный иллюстрированный путеводитель от истоков цивилизации до наших дней / Ред.-конс. Адам Харт-Дейвис. - М.: ACT, 2009. -612 с.

50. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005. - 240 с.

51. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ. 2000. - 608 с.

52. Катомина В.А. Справедливость и состязательность в российском праве. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. - Саратов, 2009. - 210 с.

53. Кац A.JI. Культурный национализм в практиках этнических взаимодействий: региональный аспект. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. -Саратов. 2005.- 146 с.

54. Кашников Б.Н. Этическое содержание и смысл либеральных теорий справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. д. филос. н. - Рязань. 2005. -341 с.

55. Кожемяченко Н.Р. Идея социальной справедливости в свете русской этико-антропологической философской традиции. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Владивосток. 2009. - 180 с.

56. Козлов М.И. Социальная справедливость в контексте русской традиции (социально-философский анализ). Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Архангельск, 2009. - 192 с.

57. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. - М.: Логос, 2005. - 800 с.

58. Командиров A.A. Конституционный принцип запрета в сфере труда в Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. - Саратов. 2007.- 174 с.

59. Контарев A.A. Идеи российской государственности. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2000. - 264 с.

60. Костина М.В. Социальная справедливость в структуре ценностных ориентаций молодых инженерно-технических работников. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. - М., 2005. - 164 с.

61. Кочергин М.С. Феномен социальной справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Тверь. 2007. - 139 с.

62. Кравченко С.А. Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 306 с.

63. Кривопустов В.В. Доверие как фактор консолидации российского общества. - М., 2012.

64. Круглый стол журнала «Полис» и сектора социальной философии Института философии РАН. Такие разные России. Часть I. // Полис. 2013. № 2. - С. 79-93.

65. Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. -Саранск. 2009.-218 с.

66. Кузнецова И.Б. Идея социальной справедливости в контексте трансформации современного российского общества. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. - Казань. 2001. - 165 с.

67. Лапаева В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции // Вопросы философии. 2010. №5. - С. 3-14.

68. Левашов В.К. Новая реальность: экономический кризис и выбор общества//Социс. 2012. № 12. - С. 12-23.

69. Лунеев В.В. Модернизация в условиях преступности // Государство и право. 2012. № 5. - С. 56-67.

70. Лунеев В.В. Политическая, социальная и экономическая несправедливость в мире и терроризм // Общественные науки и современность. 2004. № 3. - С. 81-88.

71. Магомедов К.О. Формирование гражданского общества в современной России: социологический опыт. Дисс. на соиск. уч. степ. д. социол. н. - М. 2000. - 312 с.

72. Майнцер К. Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество. Новый синтез. - М.: Книжный дом Либроком, 2009. - 464 с.

73. Макеева М.В. Справедливость как принцип этико-правового регулирования социальных отношений. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. -Шуя. 2011.- 157 с.

и

74. Малган Дж. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. - М.: Изд. Института Гайдара, 2011. - 472 с.

75. Мамедова JI. Концепция «британства» Гордона Брауна // Свободная мысль. 2009. № 3. - С. 49-62.

76. Марков А. Эволюция человека. В 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа. - М.: Астрель, Corpus, 2011. - 512 с.

77. Мунтян Г.М. Социальная справедливость. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Волгоград. 2009. - 138 с.

78. Мухамадеева Е.М. Концептуализация оснований равенства и справедливости в гражданском обществе. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н.-Томск. 2008.- 163 с.

■ц-

79. Нерсесянц B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Философия истории и философия. Актуальные проблемы. К 90-летию Т.И. Ойзермана. - М.: Канон+, 2004. - С. 238-262.

80. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Нижний Новгород. 2008.- 143 с.

81. Осин В.Н. Общепризнанные социальные ценности (свобода, право, права и свободы, государство) и правовой менталитет // Вопросы философии. 2012. № 9. - С. 46-55.

82. Остроухов В.В. Насилие сквозь призму веков: Историко-философский анализ. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 191 с.

83. Парыгина H.A. Тендерный аспект насилия в социальном измерении. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. - Хабаровск. 2009. - 166 с.

84. Печерская Н.В. Справедливость: социальная аналитика и прагматика представлений. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - СПб. 2000. -210с.

85. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М.: Мысль, 1974.-487 с.

86. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.-235 с.

87. Пресняков М.В. Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание. Дисс. на соиск. уч. степ. д. ю. н. - Саратов. 2009. - 469 с.

88. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

89. Расторгуев С.П. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика. - М.: Гелиос АРВ, 2006. - 240 с.

90. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 496 с.

91. Российский статистический ежегодник. - М.: Стат.сб./ Росстат, 2011.-795 с.

92. Садретдинова Э.В. Этническая идентификация русских в коммуникативном пространстве крупном полиэтническом городе. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. - Уфа. 2009. - 192 с.

93. Святохина Г.Б. Социальная справедливость: Актуальные проблемы и пути их решения. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - Уфа. 2007.- 150 с.

94. Сидорина Т.Ю., Полянникова Т.Л. Национализм. Теория и политическая история. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 360 с.

95. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.

96. Слоян Г.Г. Коммуникативный дискурс справедливости. Дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. - СПб., 2009. - 172 с.

97. Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. - М. 2006. - 148 с.

98. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М.: Академический проект, 2003. - 560 с.

99. Социологическая энциклопедия. В двух томах / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. Т. 2.

100. Социологическая энциклопедия. В двух томах / Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль,2003. Т. 1. - 694 с.

101. Статистический бюллетень. Росстат. - М: ИИЦ «Статистика России», 2011.

102. Степанова О.В. Тендерные аспекты неравенства в сфере . занятости: социологически анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. -Саранск. 2006. - 186 с.

103. Стиглиц Дж. Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. - М.: Эксмо, 2011. - 510 с.

104. Стукен Т.Ю. Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономико-институциональный анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. -Омск. 2009. - 347 с.

105. Супрунова М.С. Дискриминация как объект общеправового анализа. Дисс. на соиск. уч. степ. к. ю. н. - Нижний Новгород. 2007. - 185 с.

106. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. - М.: Альбина Паблишер, 2003. - 504 с.

107. Туроу Л. Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

108. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Рынки, фирмы, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.

109. Уровень распространения ВИЧ-инфекции и дискриминация ВИЧ-инфицированных в России // Программа Радио «Свобода». 2005. 26 июля.

110. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2004.

111. Утехин И. Происки «постороннего» (из материалов по жилищному вопросу) // Образ врага. Составитель Л.Гудков, М., ОГИ, 2005.

112. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002.

113. Федотов Г. П. Судьба и грехи России. СПб., 1991.

145

114. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

115. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.

116. Харитонов В. М. Урбанизация США. М., 1983.

117. Харрисон JI. Кто процветает? М., 1992.

118. Хархордин О. Обличать и лицемерить. Генеалогия российской личности. СПб., 2002.

119. Харц J1. Либеральная традиция в Америке. М., 1993.

120. Хиршман А. Рыночное общество: противоположные подходы // Социс., 2001. № 3.

121. Холмс Л. Социальная история России: 1917 - 1941. Ростов н/Д.,

1994.

122. Хоманс Дж. Социология поведения как общение // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984.

123. Хомяков А. С. Мнение иностранцев и России // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Ч. 1. М., 1994.

124. Хунагов Р. Д. Бюрократия и рациональность. СПб., 1994.

125. Хунагов Р. Д. Политическая субъектность как философская категория. Майкоп, 1993.

126. Чернобровкина Н. И. Культурная легитимация как социальное явление. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов н/Д., 1996.

127. Черноус В. В. Россия и Кавказ перед геополитическим и цивилизационным выбором // Южнороссийское обозрение. № 5.

128. Чхивадзе В. Социальная справедливость - принцип советского права // Социалистическая законность. 1987. № 1.

129. Черненко Т.В. Интегрированная старость: практики социального участия. Дисс. на соиск. уч. степ. к. социол. н. - Саратов. 2005. - 159 с.

130. Черняк А.З. Эпистемология неравных возможностей. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 168 с.

131. Шабанова М. А. Проблема встраивания рынка в «переходные» общества // Социс., 2005. № 12.

132. Шапаров А. От «Белой Австралии» до мультикультурализма // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 3. - С. 96-104.

133. Шуняева А.Е. Справедливость в доктрине конституционной экономике // Современное право. 2010. № 1. - С. 153-158.

134. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис, 1992. .

№4.

135. Шаститко А. Неоинституционализм // Вестник МГУ. Серия :. Экономика. 1997. № 6.

136. Шихирев П.Н. Установка социальная // Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

137. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс,

1982.

138. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994.

139. Эйдельман Н. Н. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец VIII - начало XIX столетия. М., 1982.

140. Экономические и социальные стратегии среднего класса. Московский центр Карнеги. М, 2002.

141. Эрхард JI. Благосостояние для всех / Пер. с нем. Вступ. ст. Б.Б. Багаряцкого, В.Г. Гребенникова. М.: Дело, 2001.

142. Эрхард JI. Полвека размышлений: речи и статьи. М., 1993.

143. Этциони А. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией B.JI. Иноземцева. М., 1999.

144. Энциклопедический социологический словарь / Общ. редакция академика РАН Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

145. Юридическая энциклопедия. М., 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.