Язык в коммуникативном пространстве этносов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сафиуллина, Ирина Михайловна

  • Сафиуллина, Ирина Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 169
Сафиуллина, Ирина Михайловна. Язык в коммуникативном пространстве этносов: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Нижний Новгород. 2004. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сафиуллина, Ирина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭТНОСОВ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

§1. СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНОСОВ. 12

§2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА.31

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

КОММУНИКАЦИИ.

§1. ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ КОММУНИКАЦИИ.54

§ 2. ПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.76

ГЛАВА III. СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНОСОВ.

§ 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭТНОСОВ: ДИАЛЕКТИКА СВЯЗИ И РАЗЛИЧИЯ.98

§ 2. КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНОСОВ.124

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык в коммуникативном пространстве этносов»

Актуальность темы исследования

Обращение к исследованию феномена языка в коммуникативном пространстве этноса в качестве одного из системообразующих факторов обусловлено особенностями современной исторической ситуации. Своеобразие этой ситуации применительно к России заключается в политических, социально-экономических и культурных трансформациях, начавшихся на рубеже столетий. Технологический переворот, основанный на компьютеризации всех сфер общественной жизни, знаменует переход к информационной цивилизации, в условиях которой решение проблемы межэтнической стабильности в поликультурном коммуникативном пространстве переходит в разряд непосредственно связанных с национальной безопасностью России.

Современный человек сталкивается с проблемой несоответствия темпов технического развития изменениям социокультурных компонентов коммуникативного пространства этноса. В философии с неподдельной тревогой звучат мысли о снижении роли традиционных смыслообразующих ориентаций человека, об отказе от культурных классических ценностей, на смену которым, к сожалению, приходят ценности массовой культуры, не всегда влияющие на общество позитивно.

Необходимость адаптации человека к изменяющейся коммуникативной ситуации информационного общества, постоянное существование в условиях поликультурной среды, а также" потребности в коммуникативной компетентности для осуществления эффективной межкультурной коммуникации, определяет актуальность исследования роли языка в коммуникативном пространстве этносов, а также проблемы коммуникативной личности в межэтническом взаимодействии.

Рассматриваемые проблемы играют существенную роль в диалоге культур, когда непременным условием консенсуса является взаимопонимание между сторонами. Актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью всестороннего анализа структуры и механизмов функционирования коммуникативного пространства этноса как одного из важнейших факторов сохранения этнической идентичности и условия обеспечения институциональной целостности и устойчивости поликультурного государства.

Степень разработанности проблемы

Характеризуя степень изученности проблемы языка в коммуникативном пространстве этносов в философии и гуманитарных науках, следует отметить большое количество работ, посвященных исследованию языка как основного средства общения, и малую разработанность вопросов, связанных с феноменом коммуникативного пространства в целом и коммуникативного пространства этносов в частности.

В исследовании проблемы языка в коммуникативном пространстве этносов автор опирался на работы языковедов, в которых отражены вопросы связи языка и культуры (И.Г. Гердер, А.А. Потебня, В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б.Л. Уорф), языка и самосознания (А.Н. Портнов и др.), языка как социального явления (В.В. Виноградов, Б.А. Ларин, В.М. Жирмунского, Ф. Де Соссюр, А.Д.Швейцер, Ю.Н. Караулов и др.), а также языка как средства коммуникации (семиотические модели Р. Якобсона, Ю. Лотмана, У. Эко и др.).

В предпринятой попытке рассмотреть язык в коммуникативном пространстве этносов мы исходим из работ И.Г. Гердера, Э. Сепира и Б.Л.Уорфа, которые занимают центральное место в философско-лингвистических исследованиях проблемы языка и культуры. Среди отечественных исследователей выделяются работы Л.Н. Гумилева (связь этнического и социального в человеке), Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, С.Г.Воркачева, Г.И. Богина, С.А. Сухих и др. (роль языка в формировании языковой личности), М.Н. Алпатьева, В.Ю. Михальченко, М.Н. Губогло, М.И.Исаева (проблема функционирования языков в поликультурном пространстве), С.Г. Тер-Минасовой, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе и др. (язык и межкультурная коммуникация).

Ряд авторов выходит за пределы классической философии, и, как следствие, появляются новые подходы к феномену языка: фундаментальная онтология Хайдеггера (язык есть дом бытия), феноменология Гуссерля (проблема интерсубъективности и метода понимания Чужого Я и Другого), а также герменевтика, с которой чаще всего отождествляют проблему понимания в философии. Эти и другие направления так или иначе замыкаются на языке.

Большой вклад в разработку проблемы понимания внесли В. Дильтей, Ф.Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. Проблема понимания в контексте языка и речи рассматривается в работах А.Г. Волкова, Н.И. Жинкина, Ю.С.Степанова, В.Д. Тункеля, Н. Хомского. Ю. Хабермасом сформулирована теория коммуникативного действия как средства достижения взаимопонимания. Роль языка в общественном развитии, в воспитании человека, функционирование языка как универсальной системы, организующей мир опыта, рассматривают В.А. Звегинцев, А.А. Леонтьев, Г.А. Чупина, Е.П.Савруцкая.

Язык становится предметом исследования в связи с широко представленными проблемами дискурса: Т.А. ван Дейк (воздействие социокультурных факторов на язык), А.Ж. Греймас, Ж. Куртэ (структурно-семиотическое направление), представители школы М.М. Бахтина (диалогический характер дискурса), теоретики школы Л. Апьтюссера (анализ теории дискурса), Ж. Лакан (анализ дискурса посредством анализа скрытых значений), М. Фуко (понятия о «дискурсивных формациях»). Среди исследователей по проблематике современного масс-медийного дискурса в контексте рассмотрения теорий социального взаимодействия, принципиально важными представляются взгляды М. Вебера, Х.-Г. Гадамера, К.-О. Апеля, Ю.Хабермаса.

К наиболее разработанным в отечественной литературе вопросам относится проблема исследования социальных механизмов стабилизации коммуникативных процессов. К таким механизмам относятся обычаи, обряды, традиции, которые играют первостепенную роль в трансляции культурного опыта поколений, упорядочении общественных процессов. В этом плане рассматриваемая в диссертации структура коммуникативного пространства этносов напрямую связана с изучением работ М.М. Громыко, И.В. Суханова, Д.М. Угриновича, Е.П. Савруцкой, А.В. Терехина и др.

Особенности современных цивилизационных условий отражены в исследованиях зарубежных философов и социологов — Д. Белла, О. Тоффлера, С.Хантингтона, Ф. Фукуямы, М. Кастеллса, а также отечественных исследователей - Ф.С. Тумусова, Л.Д. Реймана, М. Мунтяна, И.С. Мелюхина, В.ПЗаболотского, Г.Х. Шахназарова, И.Н. Терентьевой, Б.П. Шулындина, Е.П.Савруцкой, Н.Н. Васиной. В работах этих авторов представлено видение последствий переустройства миропорядка и развития глобальной информационной системы.

Объект и предмет исследования. Объект исследования - коммуникативное пространство этносов как социокультурное явление. Предметом исследования выступает культурообразующая роль языка в коммуникативном пространстве этносов.

Цели и задачи

Цель данной работы состоит в исследовании места и роли языка в коммуникативном пространстве этносов, а также закономерностей влияния языка на процессы формирования личности и культуры этноса в контексте современных цивилизационных процессов.,

Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих конкретных задач:

- проанализировать общее и особенное в содержании понятий информационное и коммуникативное пространство, показать их роль в культурном процессе;

- определить и исследовать компоненты коммуникативного пространства этносов с учетом их роли в формировании и сохранении этнокультурной идентичности;

- выявить особенности современного коммуникативного пространства и определить характер их влияния на процесс духовного становления личности;

- выявить роль культуры понимания в стабилизации коммуникативной ситуации современного общества;

- исследовать диалектику связи языка и культуры как структурообразующих компонентов коммуникативного пространства этносов;

- конкретизировать понятие коммуникативной личности и исследовать ее роль в осуществлении межэтнического взаимодействия и формирования культуры этносов.

Методологические и теоретические основы исследования

Теоретическую основу диссертационной работы составляют произведения отечественных и зарубежных философов, исследующих различные аспекты языка в культурно-коммуникативном взаимодействии этносов. Философское исследование роли языка в коммуникативном пространстве базируется на данных междисциплинарного подхода и опирается на достижения многих конкретных наук и эмпирических материалов социологии, языкознания, психологии и других.

В методологическом плане работа основывается на диалектико-материалистических методах познания, в основе которых заложены следующие принципы: принцип сравнительно-исторический, позволяющий рассмотреть коммуникативное пространство этносов как социальное явление в его генезисе; принцип всесторонности, способствующий решению исследуемой проблемы с различных точек зрения и интеграции знаний в смежных областях; принцип системности, дающий возможность определить место, роль и значение языка в формировании культуры этносов. Кроме этого в работе использованы принципы развития, взаимосвязи, преемственности. Эмпирическую базу работы составили данные социологических исследований, статистики, прессы, материалы государственных документов, относящихся к теме.

Научная новизна диссертационного исследования:

- выявлены специфические особенности смыслообразующей роли языка в коммуникативном пространстве этносов;

- осуществлен комплексный анализ структуры и социальных механизмов функционирования коммуникативного пространства этносов;

- сформулировано определение коммуникативного пространства этносов как сферы коммуникативного взаимодействия субъектов исторически сложившейся общности людей;

- рассмотрены основополагающие характеристики коммуникативной личности с целью установления роли последней в стабилизации поликультурного коммуникативного пространства;

- показана диалектическая связь культуры понимания и эффективности коммуникативного взаимодействия в условиях поликультурного коммуникативного пространства;

- выявлены причины и механизмы распределения социальных сфер функционирования языков в условиях двуязычия;

- рассмотрена роль языка повседневного и делового общения в формировании культуры этноса, его менталитета, а также этнической картины мира.

Положения, выносимые на защиту:

- Обосновывается определение коммуникативного пространства этносов как сферы коммуникативного взаимодействия субъектов исторически сложившейся общности людей, образующейся в результате формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и социальных механизмов этнокультурной идентификации.

- Доказывается положение о том, что основными механизмами функционирования коммуникативного пространства этносов являются язык, обычаи, ритуалы, обряды, традиции, идентифицирующие этнос на разных этапах исторического развития в потоке постоянно меняющихся условий жизни.

- Формулируется и обосновывается концептуально важное положение о структуре коммуникативного пространства этносов, представленной в виде системы, компонентами которой являются: 1) субъекты коммуникативного пространства, 2) средства коммуникации, 3) факторы материальной и духовной культуры, а также социальные механизмы функционирования рассматриваемого феномена.

- Аргументируется положение о целесообразности исследования коммуникативной личности в качестве субъекта коммуникативного пространства этносов, основополагающей характеристикой которой является коммуникативная компетентность, проявляющаяся в способности использования личностью адекватного коммуникативного кода с учетом этнокультурных, региональных, социально-групповых и др. компонентов, характерных для партнера по межэтническому взаимодействию.

- Доказывается, что культура понимания является условием и средством достижения межэтнической толерантности и консенсуса, осуществления диалога культур, стабилизирующих коммуникативное пространство этносов.

- Определяется важность обращения к проблеме исследования системообразующей роли языка в упорядочении коммуникативного пространства этносов, что способствует сохранению институциональной устойчивости общества.

Теоретическая и практическая значимость работы

Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования результатов проведенного исследования места и роли языка в коммуникативном пространстве этносов для дальнейшего развития концептуальных знаний при изучении проблем, возникающих в ходе межэтнического взаимодействия. Полученные выводы и положения, разработанные путем обобщения основных философских подходов к проблеме функционирования коммуникативного пространства этносов, а также анализа места и роли языка в формировании и упорядочении поликультурного коммуникативного пространства, раскрывают особенности влияния языка межэтнического взаимодействия и культуры понимания на коммуникативные процессы современности; указывают на особую роль языка повседневного общения в формировании культуры этносов; содействуют переосмыслению значимости элементов духовной культуры и историко-культурного опыта предшествующих поколений в условиях углубляющейся интеграции, информатизации и усиления тенденций глобализации.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для подготовки лекций по философии, культурологии, межкультурной коммуникации и философии языка. Фактический материал и теоретические положения диссертации могут быть представлены в виде методических и учебных пособий, спецкурсов по культурологии, связям с общественностью, теории коммуникации, в работе методологических семинаров, а также для написания студенческих рефератов и курсовых работ. Выводы, сделанные в работе, могут способствовать выработке новых подходов к решению проблем межэтнического взаимодействия.

Апробация работы

Основные положения диссертации прошли апробацию в публикациях автора в журнале «Bridge» («Мост») (№№12,13 2003-2004 гг.), а также в выступлениях на 3-х международных (научно-практическая конференция «Культура и проблемы межэтнической коммуникации. Роль НКО в оптимизации межэтнических отношений», Нижний Новгород, 2002г.; научно-практическая конференция «Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад», Набережные Челны, 2002г.; П-я научная конференция «Язык и культура», Москва, 2003г.) и на 2-х всероссийских конференциях (научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: Язык-Культура-Личность», Саранск, 2003г.; научно-практическая конференция «Современные тенденции в преподавании иностранных языков», Набережные Челны, 2003г.).

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, подразделяемых на параграфы, заключения и библиографии. Общий объем текста - 169 страниц. Список литературы содержит 334 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сафиуллина, Ирина Михайловна

Выводы

В условиях современного процесса разрыва исторической преемственности, которому содействуют особенности современного информационного поля, такие как кратковременное или случайное общение, возникновение многочисленных субкультур, размывающих единые стандарты поведения, языка, формы культурно-нравственного регулирования и т.д., на долю языка выпадает функция сохранения социального опыта предшествующих поколений, что особенно заметно в языке повседневного общения, оказывающего определяющее влияние на формирование национального самосознания (менталитета), этнической картины мира и логики этноса, представляющих огромный пласт в культуре этносов, в регламентации поведения людей и структурирования коммуникативного пространства отдельной личности. Как механизм связи прошлого и настоящего, общего и особенного, язык выполняет роль системообразующего фактора в упорядочении коммуникативного пространства этносов, что способствует сохранению институциональной устойчивости общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ места и роли языка в формировании коммуникативного пространства этносов стоит в ряду важнейших теоретических и практических проблем современности. Наряду с культурой, язык является основным средством формирования этнической картины мира, менталитета и логики этносов, что способствует сохранению этнокультурной идентификации. Данная работа доказывает, что язык и народная культура, выраженная в традициях, обычаях, обрядах, праздниках и других формах этнической идентичности, задают определенный порядок жизни для членов этнического сообщества, включая их в единое коммуникативное пространство.

Исследованное под углом зрения составляющих его компонентов и механизмов функционирования коммуникативное пространство этносов, отличающееся сложностью и многослойностью, состоит из следующих элементов: субъектов, факторов материальной и духовной культуры, средств коммуникации. Объяснение социальной значимости рассматриваемых явлений (язык, коммуникативное пространство, структура коммуникативного пространства, коммуникативное пространство этносов, коммуникативная личность) кроется в том стабилизирующем воздействии, которое они оказывают на процессы межэтнического взаимодействия. Упорядочивающие схемы взаимодействия членов этнического сообщества заложены в унаследованных ими поведенческих стереотипах, в то же время эти схемы восприимчивы к воздействию общества, в котором воспитывается человек, они способны изменяться в ходе исторического развития.

Проведенный в диссертации анализ особенностей современного поликультурного коммуникативного пространства доказывает существование целого ряда факторов, трансформирующих традиционные механизмы функционирования коммуникативного пространства этносов (факторы материальной и духовной культуры), что отражает деградацию социальных связей и общих ценностей, передаваемых из поколение в поколение при посредничестве социальных форм воспроизводства и закрепления их в коммуникативном пространстве этносов. К таким факторам относятся процессы глобализации и дальнейшей интеграции стран в единое мировое пространство как арену для деловой, и в том числе финансовой активности, быстро развивающиеся современные коммуникативные технологии, и средства массовой коммуникации (СМК) в том числе, а также постоянная угроза терроризма и экстремизма.

Анализ изменений, происходящих с элементами структуры коммуникативного пространства под воздействием этих факторов, показывает, что, во-первых, смыслообразующая и системообразующая роль социальных форм воспроизводства и закрепления ценностей (традиций, обычаев, обрядов и т.д.) в функционировании коммуникативного пространства этносов претерпевает существенные изменения в связи с переходом к новым цивилизационным отношениям.

Во-вторых, с расширением возможностей коммуникации в ее технических формах, то есть с появлением аудиовизуальных средств коммуникации и многочисленных коммуникативных посредников, изменяется структура коммуникативного пространства.

В-третьих, появляются новые средства накопления, хранения и передачи информации, обеспечивающие функционирование коммуникативного пространства этносов, которые подменяют традиционные каналы передачи системы ценностей.

В-четвертых, нарушается упорядоченная реальность повседневной жизни, конституированная порядком объектов, закрепленных в компонентах коммуникативного пространства этносов. Последнее приводит к потере человеком четко разработанных, распространяющихся практически на все сферы общественной жизни людей механизмов межличностных отношений и связей поколений. Современный человек теряет основу порядка, заложенную в нормах, верованиях, образцах поведения, речи, ритмах труда и отдыха.

В-пятых, СМИ приобретают особую роль в изменении или сохранении институциональной устойчивости ' коммуникативного пространства полиэтнического государства.

Полученные в ходе исследования выводы указывают на то, что функционирование и взаимодействие структурных компонентов коммуникативного пространства этносов в своем историческом развитии далеко от идиллической картины всеобщего благоденствия и умиротворенности: социальные катаклизмы, проблемы межэтнического взаимодействия являются постоянным признаком исторических процессов. В то же время очевидно, что непременным условием существования этносов, их историко-культурного развития, преемственности культурного наследия и сохранения этнической идентичности является социальная стабильность, хотя бы относительное согласие и взаимопонимание между субъектами коммуникационного пространства.

В этих условиях социальная значимость исследования коммуникативного пространства этносов, как сферы коммуникативного взаимодействия субъектов коммуникации, и понимание всеобъемлющей роли языка в упорядочении повседневной жизни способствует решению проблем, связанных с созданием условий для удовлетворения этнокультурных потребностей населения, с одной стороны, а, с другой, - достижения межэтнической толерантности, обеспечивающей стабилизацию экономических и социальных процессов в стране.

В основу единого коммуникативного пространства, ведущего к положительно результативному взаимодействию, должна быть положена «культурная коммуникация», включающая, прежде всего, адекватную интерпретацию «считываемой информации». Стабилизация коммуникативного пространства этносов достигается посредством коммуникации, отражающей интересы, цели и задачи субъектов коммуникативного процесса, ориентированных в своих действиях на достижение взаимопонимания, на поиск истины при условии интерсубъективного консенсуса.

Проведенный в диссертации анализ особенностей межэтнического взаимодействия в условиях полиэтнического коммуникативного пространства показывает, что одним из важнейших условий достижения устойчивости и упорядочения коммуникативной ситуации в межэтническом взаимодействии является культура понимания. При этом под культурой понимания мы подразумеваем явление, в основании которого лежит освоение системы ценностей, реализация которых в процессе взаимодействия обеспечивает взаимопонимание, устанавливает диалогический характер взаимодействия, благодаря чему обеспечивается равновесное, упорядоченное функционирование регламентирующих факторов коммуникативной ситуации. Культура понимания выступает в качестве социально обусловленного процесса постижения смысла культурно-коммуникативного взаимодействия между людьми, а также условия, содействующего упорядочению коммуникативных процессов.

Одновременно коммуникативное взаимодействие как процесс социализации личности, как условие взаимопонимания осуществляется, прежде всего, с помощью языка. «Закодированный» взаимодействующими между собой знаковыми системами объективный мир представляется человеку в понимаемой и осмысляемой форме благодаря языку.

В условиях межэтнического взаимодействия особое значение приобретает исследование проблемы формирования коммуникативной личности в контексте поликультурного коммуникативного пространства страны. Поведение человека как коммуникативной личности, концентрирующее в себе языковой и культурный опыт этноса, актуализирующийся в ходе сознательной деятельности, направлено на достижение взаимопонимания. Подобный тип поведения является основополагающим фактором в деле сохранения духовного потенциала общества и преодоления системного кризиса в межэтническом взаимодействии в коммуникативном пространстве поликультурных федеральных округов и страны в целом.

Один из самых острых вопросов в поликультурном коммуникативном пространстве этносов — это вопрос, связанный с функционированием коммуникативной личности в условиях двуязычия или многоязычия. Вопросы успешного взаимодействия людей все более прочно сращиваются с дилеммой, возникающей при выборе языка в качестве коммуникативного кода межкультурной коммуникации. В условиях двух языков и культур человек, как личность коммуникативная, вынужден функционально разделить языки в зависимости от сферы их применения, на повседневный и официальный. Очевидно, что именно язык повседневного общения является определяющим в деле формирования национального самосознания (менталитета), этнической картины мира и логики этноса.

Выбор в пользу того или иного языка навязывается определенными социальными условиями и личными предпочтениями человека. Разделение сфер применения языков и формирование двуязычной личности с преимущественным владением родным языком является способом преодоления ситуации нестабильности и дальнейшего развития толерантности в социальном пространстве страны в целом и коммуникативном пространстве этносов в частности.

В свете всех представленных проблем и путей их решения становится очевидной смыслообразующая роль языка в коммуникативном пространстве этносов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сафиуллина, Ирина Михайловна, 2004 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. - 336с.

2. Авсентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. — Ставрополь: СГУ, 1996.- 170с.

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М.: Наука, 1988. — 254с.

4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. - 239с.

5. Аитов Н.А. Понятие «социальная структура» в современной социологии // Социологические исследования. 1996. - N7. - С.37-49.

6. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под. ред. Л.А.Чешко. -5-е изд. М.: Рус. яз., 1986. - 600с.

7. Алексеева Ю.А. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. - Вып. 1. - С.30-35.

8. Алпатов В.М. Языки в советском и постсоветском пространстве // Свободная мысль. -1995. №4; - С.87-98.

9. Алхазова М.Х. Социально-философские проблемы этнокультуры: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. Волгоград, 2000. - 155с.

10. Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В .И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496с.

11. Анарина Н.Г. Статьи о японском менталитете. — М.: Прогресс, 1993. 156с.

12. Анашкина И.А. Язык и культура. Культурно-аксиологический подход: Монография / Московский педагогический государственный университет имени В.И. Ленина. Москва, 1994. — 120с.

13. Андреев А. Этническая революция // Москва. — 2002. №4 — С. 126-138.

14. Андреева Г.Н. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1997. - 376с.

15. Анисимов О.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.- 155с.

16. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). — М.: Издательский центр: «Академия», 2003.- 128с.

17. Антонов В.И. Символ в обществе и культуре Востока. М., 1993. - 35с.

18. Антонов В.И. Символ, наука, культура. М.: Луч, 1995. - 100с.

19. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. 1997. - №4. - С.31-33.

20. Апель Карл Отто. Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В. Куренной, Б.Скуратов. - М.: «Логос», 2001. — 344с.

21. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. -М., 1995.- 140 с

22. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4 / Пер. с древ греч.: Общ. ред. А.И.Доватура. - М.: Мысль, 1984. - 830с.

23. Арский Ю.М. Восток-Запад. Дорога в информационное общество 21 века. //Научно-техническая информация. 1999. - Сер. 1. - N3. - С.26-28.

24. Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепция и действительность // Этнографическое обозрение. — 1992. №.3. — С.15-23.

25. Арутюнов С.А. Инновации культурные // Этнические и этно-социальные категории. Вып. 6 / Отв. ред. В.И. Козлов. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995.- 163с.

26. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.- 112с.

27. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. — 1981. №2. — С.98-99.

28. Арутюнов С.А., Крупник И.И. Национальный феномен // Человек. 1990. - №6.- С.7-15.

29. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. Краснодар: КубГУ, 1996.-271с.

30. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни СССР. М.: Мысль, 1987. - 303с.

31. Ахиезер А.С. Культурные основы межэтнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. - №4. - С. 115-125.

32. Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что же такое общество? // Общественные науки и современность. 1997. - N3.- С.30-37.

33. Ахнезер А.Н. Россия как большое общество // Вопросы философии. -1993. №1. — С.3-19.

34. Бабаков В.А. Механизмы традиции в сохранении этнокультурной спецификации // Морфология культуры. М., 1994. — С.352-354.

35. Бабич И.А., Коростенов А.Г. Человек в многонациональном обществе // Этнографическое обозрение. 1993. - №6.- С. 146-147.

36. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969. — 267с.

37. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.- 158с.

38. Бандасарова А.Б. Этническое , самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне XXI века». Ставрополь: СГУ, 1998. — С. 36-39.

39. Барматова С. Роль Ю. Хабермаса // Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. - №2. - Июнь. — С.60-71.

40. Барсерян И.А. Традиция как механизм воспроизводства общественной жизни (коммуникативный аспект). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. филос. н. - Ереван: ЕрГУ, 1985. - 17с.

41. Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. СПб: Изд. «Лань», 2002. - 384с.

42. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. - 956с.

43. Белов Г.В. Социальные парадигмы информационного общества и проблемы информационного права // Проблемы информатизации. 1999. N3. -С.24-37.

44. Белова Л.Г. Что мы знаем об информационном обществе //Вестник МГУ. Сер. 14. Экономика. 2001. - N4. - С. 109-119.

45. Белоусов В. Язык есть исповедь народа // Наука и жизнь. 1994. - №2. -С.68-71.

46. Бельчиков Ю.А. Язык — это путь цивилизации и культуры // Русский язык в школе. 1996. - №6. - С.91-99.

47. Бибихин В.В. Слово и событие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 280с.

48. Библер B.C. Бахтин и всеобщность гуманитарного мышления (в каком речевом жанре мыслил М.М. Бахтин) // Механизмы культуры. М., 1990. — С. 248-266.

49. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М.Бахтина) // Одиссей. М., 1989. - С. 21-59.

50. Библер B.C. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) // Вопросы философии. 1993. - №5. - С. 75-93.

51. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.-311с.

52. Богомолова Е.В. Культура и общество: (Вопросы истории и теории). М.: Изд-во МГУ, 1978. - 232с.

53. Бодалев А.А. Психология личности и общения. — М.: АПН, 1983. 271с.

54. Болотоков В.Х. Нация и ее национально-психологический мир. -Нальчик: Логос, 1996. 272с.

55. Больбат А.А. Человек в социальном пространстве информационной культуры: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. Волгоград, 2000. - 138с.

56. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. —685с.

57. Борев В.Ю. Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.-304с.

58. Борисов Ю.А. Роскошь человеческого общения. М.: RISS, 1998. - 184с.

59. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. — 60с.

60. Бромлей Ю.В. К вопросу о взаимодействии городской («общемировой») культуры и культурных традиций народов мира // Мировая культура: Традиции и современность. -М., 1991.-С. 15-21.

61. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. 412с.

62. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973. 283с.

63. Бромлей Ю.В. Этносоциальные проблемы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 334с.

64. Бромлей Ю.В., Козлов В.И. Этносы и этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1989. - С. 5-29.

65. Бромлей Ю.В., По дольный Р.Г. Создано человеком. М.: Политиздат, 1984.-272с.

66. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Наука, 1990.-425с.

67. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревела, С.Я.Левит, С.В. Лёзова. М.: Республика, 1995. - 464с. - ( Мыслители XX века).

68. Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия // Вопросы философии. 1997. - №2. - С.12-18.

69. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216с.

70. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М., 1994.

71. Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М.: Наука, 1986. - 216с.

72. Бутенко И.А. О языке социологии и социологии языка // Социологические исследования. 1985. - №1. — С.118-122.

73. Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонента культуры // Социально-политические исследования. 1993. - №1. - С. 93-97.

74. Валиева А.Ф. Влияние урбанизации на языковое поведение жителей полиэтническоо региона // Социс. 2002. - №4. — 59-64.

75. Вальдман И.А. Трансформация традиционного общественного сознания: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. Новосибирск, 2000. - 177с.

76. Ван Дейк Т. А. Язык: Познание. Коммуникация. М., 1989. 300с.

77. Васильев Е.В. Отражение взаимоотношений Индивидуума и группы в русской языковой картине мира // ВМУ. Сер.9. Философия. 2001. - №4. -С.82-94.

78. Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 1923. - 546с.

79. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 801с.

80. Веденина JI. Теория межкультурной коммуникации и значение слова// Иностранные языки в школе. — 2000. №5, окт. - С.72-76.

81. Вер Гехард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни). Пер. с нем. / Перевод Е. Азначивой. — Изд-во «Урал LTD», 1998. — 210с.

82. Вергун Т.В. Этнокультурная маргинальность: (Философские аспекты анализа): Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13: Ставрополь, 2001. — 171с.

83. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. — М.: Политиздат, 1968. 264с.

84. Взаимоотношение развития национальных языков и национальных культур // Дешериев Ю.Д., Туманян Э.Г. (отв. ред.). — М.: Наука, 1980. — 320с.

85. Винер Н. Я математик. - М., 1964. - 426с.

86. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания // Язык и интеллект. М., 1995.- С.185-229.

87. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. школа, 1981.-320с.

88. Воловикова М.И. Представление о русском человеке // Психология личности: новые исследования. М.: Изд-во ИП ФАН, 1998. - С.147-160.

89. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы // Политические исследования. 1991. - №5. - С. 49-58.

90. Ворохов П.Н. Культура как закодированная социальность: Дис канд.филос. наук: 09.00.11. Саранск, 2001. - 141с.

91. Выгодский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344с.

92. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо- психологос. — М.: Прогресс, 1995.-480с.

93. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. М., 1975.-452с.

94. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.2: Философия природы. — М., 1975. -695с.

95. Гейхман JI.K. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2003. - №3. — С. 138-147.

96. Геллнер Э. Нация и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 181с.

97. Гердер И.Г. Идеи к философской истории человечества. М.: Наука, 1977.-703с.

98. Гладких С.В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. — Ставрополь, 2001. 154с.

99. Глуздов В.А. Семантизированность языка как фактор трансляции культуры в обществе // Человек и общество. Нижний Новгород: НГЛУ, 1997. -С.32.

100. Гобозов Ф. Проблемы регулирования межэтнических конфликтов в некоторых странах Запада // Философия и общество. — 2001. №1. - С. 141-152.

101. Голдберг Л.Р., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «большая пятерка» факторов в англ. и русском языках // Психологический журнал. — 1993. №4.- С.32.

102. Гречко В.А. Теория языкознания. М.: Высш. шк., 2003. — 375с.

103. Гришаева Л.И. Перевод как рефлекс вербализации внеязыковой действительности средствами различных картин мира // Л.И. Гришаева. // Социокультурные проблемы перевода. Воронеж, 1999. - Вып.З. — С.24-34.

104. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. — СПб.: Ольга, 1997. -372с.

105. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352с.

106. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 367с.

107. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: (Критический анализ витгенштейнианства): Дисд-ра филос. наук: 09.00.03. М., 1990. - 325с.

108. Гульчинский Г. Виртуальная культура// Нева. — 2000. №3. - С.170-176.

109. Гумилев Л.Н. Сущность этнической целостности (Ландшафт и этнос. XII) //Вестник ЛГУ. 1971. - №24. - С.97-106.

110. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.- 544с.

111. Гыскэ А.В. Внутренняя безопасность российского общества: (Проблемы обеспечения. Социально-философский анализ): Дис. д-ра. филос. наук: 09.00.11. -М., 2001.-367с.

112. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1976. -264с.

113. Дадов И. Развитие национальных языков и культура межэтнических отношений // Педагогика. 2000. - №4. - С.26-30.

114. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на западе. М.: Прогресс, 1986. С.343-354.

115. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальный стереотип//Современная зарубежная этнопсихология. М.: Политиздат, 1979. -С.23-45.

116. Демина Н.А. Коммуникативное общество и его рациональность (социально-философский анализ). Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Красноярск, 2003. 17с.

117. Диалог и коммуникация философские проблемы // Вопросы философии.- 1989.-№7.-С. 3-27.

118. Дороченков А.И. Русские между прошлым и будущим // Социально-политический журнал. 1993. - №4. - С. 11-20.

119. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социологические исследования. 1998.- №10.- С.44.

120. Дуличенко А. Новый Вавилон // Наука и жизнь. 1994. - №3. - С.67-73.

121. Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социальные исследования. — 1995. №11. - С.67-70.'

122. Дятлов С.А. Принципы информационного общества // Информационное общество, 2000. Вып.2. - С.77-85.

123. Евтух В. Регулирование национальных отношений в странах Запада. -М.: Прогресс, 1990. 210с.

124. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. М.: Аспект-Пресс, 1994.-4.2.-240с.

125. Ефремова Г.Ф. Проблема насилия в массовом сознании // Социальные конфликты: экспертиза прогнозирования, технологии решения. — Вып. 8. — М.: РАН, 1995.-С. 9-33.

126. Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопросы философии. 2000. -N11.

127. Железняков А. Коммуникации для коммуникаторов // Советник. — 2002. -№8.-С. 16-17.

128. Заболотский В.П. Философские проблемы информатизации // Проблемы информатизации. 1999. - N1. - С.45-57.

129. Завьялова М. Исследование речевых механизмов // Вопросы языкознания.- 2001. №5. — С.60-85.

130. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Рос. гос. гум. ун-т, 1999.- 382с.

131. Замятин Д.Н. Географические образы мирового развития // Общественные науки и современность. 2001. - №1. - С.125-138.

132. Здравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России // Этнополитические исследования. — 1995. №4. — С. 166-183.

133. Зегберс К. Сшивая лоскутное одеяло. //Pro et Contra. Том 5. Осень. -2000.-№4.-С.65-83.

134. Землянова J1.M. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. -1999.-№2.-С. 58-69.

135. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теории, концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 271с.

136. Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социальные исследования. 1996. - №2. - С. 55-62.

137. Зинков Е.Г. Социокультурное пространство региона: руральные основания: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. — Ростов на Дону, 2001. 162с.

138. Знаменский А.А. Этнонационализм: основные концепции американского обществоведения // США: Экономика. Политика. Идеология. 1993. - №8.- С. 3-13.

139. Иванова Ю.В. Этнос — социокультурная динамика и традиции: Дис. д-ра филос. наук: 09.00.11.- М., 2000. 339с.

140. Иванченко В. Тенденции использования наукоемких технологий // Экономист. 2001. - N3. - С. 11-20.

141. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962. -225с.

142. Ильяева И.А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа. Воронеж: ВГУ, 1989. - 110с.

143. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологический исследования. 2000. - N6. - С.67-77.

144. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. — 352с.

145. Искусство Древнего мира // Всеобщая теория искусства. М., 1956.

146. К проблеме индивидуальности в культуре: перформативный дискурс поэзии жырау. Интернет: http:// www.almatv art.kz/ culture/ 8-9 culture - 2. htm.

147. Каган M.C. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315с.

148. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. -324с.

149. Канадский путь в 21 век. Интернет: http//canada.mobile.ru/?id=2965.

150. Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире // Политические исследования. 1994. - №6. - С.6-15.

151. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия.- М.: Логос, 2000.- 320с.

152. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. -1998. №4.-С. 31-46.

153. Кара — Мурза С.Г. Истмат и проблема Восток Запад. - М.: ЭКСМО -Пресс, 2002. - 256с. - (История России).

154. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 259с.

155. Козлов Б.И. Современная техника: в поисках оснований постиндустриального развития // Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999. - С.41-57.

156. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993.' - №11. — С. 138-146.

157. Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 189с.

158. Кон И. К проблеме национального характера // История и психология. — М.: Наука, 1971.-С. 122-158.

159. Кон И. Национальный характер миф или реальность // Иностранная литература. - 1968. - №9. - С. 215-229.

160. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. - 304с.

161. Конфликтная этничность и этнические конфликты. — М.: Наука, 1994. -177с.

162. Копнин П.В. Философские проблемы языка // Философия и современность. М., 1971. - С.200.

163. Корныльев Я. Учение с «погружением» // Япония сегодня. М., 1993. -№4.- С. 16.

164. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. -Дубна: «Феникс», 2000. 298с.

165. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М.: Наука, 1970.- 100с.

166. Косолапов Н.А. Глобализация: сущностные и международно-политические аспекты // Мировая экономика и международная жизнь. 2001. -№3. - С. 69-73.

167. Костомаров В.Г., Леонтьев А.А., Шварцкопф Б.С. Теория речевой деятельности и культуры речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

168. Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе. // ОНС. 1996. N6. С. 101 -110.

169. Костюк О.В. Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира: Дис. . канд. филос. наук: 09.0013.- Ставрополь, 2002. — 170с.

170. Кочетов Э.Г. Осознание глобального мира // Pro et Contra. — 1999. №4. — С. 214.

171. Кребель И.А. Понимание языка как носителя предпосылок развития социокультурной реальности. Автореф. дис. . канд. филос. наук. — Омск, 2002.- 19с.

172. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества// Социально- гуманитарные знания. 2000.- №1.- С. 11-21.

173. Кузин И.В. Идентификация субъекта: социально-философский анализ: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11.- СПб., 2000. 181 с.

174. Кузьменкова Ю.Б., Кузьменков А.П. Адекватный перевод рекламы как одна из проблем межкультурной коммуникации // Вестник Московского Университета. Сер. 19. - 2003. - №1. - С.35-49.

175. Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Наука, 1982. - 191с.

176. Куницына В.Н., Казаринова Й.В., Поголына В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. - 544с.

177. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. «Феникс». Ростов-на-Дону, 1995.

178. Кусов В.Г. Категория ментальности в социологическом измерении // Социологические исследования. 2000. - №9.

179. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. Пер. с англ. Кирилл Семенов.- Киев: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. 256с.

180. Лаврова А.А. Критика разума как критика языка // Вестник Московского Университета. — Сер. 7. Философия. 1997. №2. - С.58.

181. Ланкин В.Г. Смысловая структура и смысловое содержание как исток языка искусств // Вопросы философии. — 2003. №4. - С.82-104.

182. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.- 240с.

183. Леви-Строс К Путь масок. М., 2000. - 400с.

184. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. - 536с.

185. Леденева Е.В. Философский статус языка в концепциях Гуссерля и Деррида// Вопросы философии. 2003. - №5. - С. 106-121.

186. Лекторский В.А. Идеал и реальность гуманизма // Вопросы философии. — 1994.-№6.-С. 22-28.

187. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. - 525с.

188. Ленинская теория отражения и современность / Под. ред. Тодора Павлова. Наука и искусство. София., 1969. - 726с.

189. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. - 287с.

190. Леонтьев А.А. Психология общения. М. Смысл, 1999. — 256с.

191. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304с.

192. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. -М.: Педагогика, 1983. 392с.

193. Лийв Э.Х. Инфодинамика как мировоззрение ИО. // Проблемы информатизации. 2001. - N1. - С.31-36.

194. Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. - С. 138-159.

195. Литвиненко Е.Ю. Современный билингвизм как доминанта мультикультурной модели социализации: Дис. д-ра социол. наук: 09.00.11. — Ростов на Дону, 2000. — 250с.

196. Логический анализ языка. Язык пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. — 448с.

197. Ломоносов М.В. Российская грамматика // Полное собрание сочинений. Т.7. -М., 1952.-395с.

198. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст семиосфера -история. - М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464с.

199. Лукьянова Н.А. Семиотические механизмы трансляции мифа: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. Томск, 2001. - 132с.

200. Лурье С.В. Восприятие народом осваиваемой территории // Общественные науки и современность. 1998. - №5. - С. 61-74.

201. Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. -№2.-С. 146-159.

202. Максапетян А.Г. Языки описания и модели мира // Вопросы философии. -2003.-№2.- С.53-66.

203. Малахов B.C. понятие традиции в философской герменевтике Гадамера Г.Г. // Познавательная традиция: философско-методологический анализ. — М., 1989.-С. 124-144.

204. Маликова Н. Парадоксы межнационального общения. — М.: МГУ, 1992. — 188с.

205. Маркарян С.Б., Молодякова Э.В. Праздники в Японии. Обычаи, обряды, социальные функции. М.: Наука, 1990. - 194с.

206. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. — СПб.: Издательство « Лань », 1997.- 384с.

207. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Вопросы философии. -1965.-№ .10.- С. 93.

208. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. - 129с.

209. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. - 827с.

210. Мацура Контиро. Глобализация это также культурный процесс // Международная жизнь. - 2000. - №8. — С. 27-31.

211. Медведев Н.П. Межнациональные конфликты и политическая стабильность. — Саранск: Деловая книга, 1993. — 200с.

212. Межкультурная коммуникация. Нижний Новгород, 2001. - 320с.

213. Межуев В.М. Философия культуры // Философские науки. — 2000. №3. — С.34-39.

214. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. - 208с.

215. Минасова К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе // Социологические исследования.- 2002. №8. — С.49-54.

216. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру // Тезисы I Международного конгресса 11-14 сентября 1996. — Пятигорск: ПГЛУ, 1996. -116с.

217. Миронов Ю. «Тихая» война. Интернет: http//www.zavtra.ru/cgi/reil/datayzavtra/02/440/72.html.

218. Миртон Р., Мид Дж., Парсонс Т., Шюц А. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. - 560с.

219. Михайлов А.В. Языки культуры // Вопросы философии. — 1998. №11.-С.149.

220. Михальченко В. Языковая политика и языковые конфликты // Вестник Московского Университета. Сер. 4. Социология и политология. — 1999. - №4.- С.70-79.

221. Мнацакян М. Интегрализм, феноменология // Социологические исследования. 2000. - №3 - С.84-90.

222. Мунтян М. Постиндустриально-информационное общество как концепция новой глобальной цивилизации. // Безопасность Евразии. 2001. -N2. - С.429-466.

223. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века// Социально — гуманитарные знания. 1999. - С. 11-21.

224. Национальная культура и общение. М.: Наука, 1977. — 96с.

225. Национальные отношения и этнические конфликты. — М.: Российская академия управления, 1993. 1120с.

226. Неверов С.В. Общественно — языковая практика современной Японии. -М., 1982. 77с.

227. Неклесса А.И. Мир на краю истории, или глобализация — 2 II Москва. — 1999. №4. - С.120-134.

228. Нугаев P.M. Смена базисных парадигм: концепция коммуникативной рациональности//Вопросы философии. 2001. - N1.- С. 114-122.

229. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Крылов А.Н. Собрание трудов. М.: Наука, 1989. - 689с.

230. Оберемко О.Г. Межэтническая коммуникация в профессиональной подготовке специалиста — переводчика (теоретико-методологические основания исследования): Монография. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2000. 188с.

231. Общее и особенности в региональной культуре Нижегородского края: Материалы Международной научной конференции (16-17 июня 1997г.) — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 1997. 190с.

232. Овчинников Н.Ф. К истории концепции знания от Платона до Поппера. // Вопросы философии. 2001. - N1 -2.

233. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994. 214с.

234. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник Московского Университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 1998. - №1. — С.94-104.

235. Панарин А. Языки элит и цивилизационные сдвиги в Евразии // Вестник Московского Университета. Сер. 18. - 1995. - №1.- С.66.

236. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 301с.

237. Передовые технологии коммуникации и организации // Социологические исследования. 2001. - №3. - С.64-73.

238. Полубиченко Л.В., Егорова О.А. Традиционные формулы народной сказки как отражение национального менталитета // Вестник Московского Университета. Сер. 19. - 2003. - №1. - С.7-22.

239. Полуэхтова И.А. Телевидение как механизм социального контроля // Вестник Московского Университета. Сер. Социология и политология. 1998. -№1. - С.49.

240. Попов К. Язык: права и проблемы // Литературная газета. 1990. - 7 фев. - №6. - С.З.

241. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983. — 605с.

242. Портнов А.Н. Взаимосвязь языка и сознания в философии XIX—XX веков: (Методологический анализ основных направлений исследования): Дис. д-ра филос. наук: 09.00.01. Иваново, 1998. - 462с.

243. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Знание, 1974. — 614с.

244. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М.: Политиздат, 1964. -468с.

245. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер»2000. 528с.

246. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», Киев: «Ваклер»2001.-656с.

247. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. Киев: Союз рекламистов Украины, 1996.- 175с.

248. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. — Киев: Наукова Думка, 1985. 267с.

249. Проблемы литературы, языка и перевода: Сборник научных трудов. -Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2001.- 316с.

250. Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989. - №6. - С. 17-30.

251. Пушкарева Т.В. Общество: механизм функционирования и развития // Социально-гуманитарные знания. 2000. - N3. - С. 82-95.

252. Радченко О.А. Понятие языковой картины мира в немецкой философии языка 20 века // Вопросы языкознания. — 2002. №6. — С.140-161.

253. Ракитов А.И. Диалектика процесса понимания // Вопросы философии. — 1985. №12. - С.62-72.

254. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М., 1998. - 103с.

255. Ракитов А.И. Понимание и рациональность (Материалы «круглого стола»: Понимание как философско-методологическая проблема) // Вопросы философии. 1986. - №7. - С.63-73.

256. Рейнман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении//Вопросы философии. 2001.- N3.- С.3-9.

257. Родина И.В. Философский анализ языка Л. Витгенштейна в контексте историко-философской традиции и логико-семантических исследований: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.03. — Екатеринбург, 1994. — 163с.

258. Ротмин С., Лихтер С.Р. Массовая коммуникация и деловые элиты: Два класса в конфликте // РЖ. Общ. науки за рубежом. Сер.З. Фил. и соц. - 1983. -№3. - С.163-165.

259. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. - 720с.

260. Савруцкая Е.П. Образ жизни и исторические формы общения. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. 266с.

261. Садков В. Цивилизационно-информационный подход к анализу общественного развития // Общество и экономика. 2000. - N1. - С.158-168.

262. Садохин А.П. Грушевская Т.П. Этнология. — М., 2000. 242с.

263. Саенко Ю.И. Состояние общества. К вопросу о его измерении // Общественные науки и современность. 1999. - N6. - С. 26-30.

264. Сафонова В.В. Культурно языковая экспансия // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. -С.23-32.

265. Селзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1998. - 688с.

266. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966. - 576с.

267. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. А.Е. Кибрика. М.: Издательская группа «Прогресс», 2001.-656с.

268. Серто М., Шиаф Л. Обычность коммуникации // РЖ. Общ. н. за руб. -Сер.З. Фил. и соц. 1984. - №6. - С.165-169.

269. Славянская языковая и этноязыковая системы в контакте с неславянским окружением / Отв. ред. Т.М. Николаева. М.: Языки слав, культуры, 2002. — 560с. — (Язык. Семиотика. Культура).

270. Современные средства телекоммуникации: технологический и политический аспект // Телекоммуникации и информатизация общества. М.: ИНИОН, 1990.-73с.

271. Соколов А. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. - 320с.

272. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2002. 378с.

273. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. - 175с.

274. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 407с.

275. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.- 214с.

276. Степин B.C. Культура // Вопросы философии. — 1999. №8. — С.61.

277. Степин B.C. Философская мысль в динамике культуры. (Поиск мировоззренческих ориентиров) // Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная философская публицистика. — М.: ИФРАН, 1996. — 175с.

278. Таболина Т. Язык и этничность // Общественные науки 1989. - №1. — С.217-220.

279. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. — 574с.

280. Татунц С.А. Этнические меньшинства в процессе коммуникации // Вестник Московского Университета. Сер. 18. - 1999. - №4- С.79-84.

281. Теория языкознания- — М.: Высш.шк., 2003. — 370с.

282. Терехин А.В. Механизмы устойчивости народной культуры как фактор стабилизации общества: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11. Нижний Новгород, 1999.- 186с.

283. Терин В.П. Массовая коммуникация. М.: Изд-во ин-та социологии РАН,1999. 170с.

284. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта запада. М.,2000.-224с.

285. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 464с.

286. Троицкий Е.С. Русская этнополитология. Т.1. 452с.

287. Тумусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии. 2001. - N12.

288. Турен А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества// Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С.229-239.

289. Туров И.С. Общество как социальная система // Социально-политический журнал. 1994. - N7-8.

290. Тухватуллин P.M. Язык как национальная ценность // Социологические исследования. 1997. - №8. — С.47.

291. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Изд-во «Наука», 1966.- 449с.

292. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840с.

293. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2003. — 352с.

294. Фливбьерг Б. Хабермас и Фуко: Мыслители для гражданского общества // Вопросы философии. 2002. - №2. - С. 137-157.

295. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1980. - 832с.

296. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1997. -394с.

297. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. - 377с.

298. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского Университета. Сер. Философия. - 1993. - №4. - С.43-63.

299. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2003.-416с.

300. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2001. - 448с.

301. Хвостова К.В. Количественные методы в истории // Вопросы философии.- 2002. N6. - С.60-68.

302. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. - 464 с.

303. Хлобустов О. Антиглобализм наступает // Юридическая газета. 2001. -№39, окт. — С.4.

304. Хоц А.Ю. Информационная революция и этнические аспекты культуры современного общества: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. — Ставрополь, 2001,2001.- 171с.

305. Хроники двуязычия: Языкознания // Первое сентября. 2001. - 9 июня. — С.4.

306. Черепанова Е.С. Австрийская критика языка: агностическая мистика Ф.Маутнера // ВМУ. Серия 7. Философия, 2001. - №2. - С. 26-47.

307. Чешков М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза перспективы // Pro et Contra.ToM 5. Осень 2000. - №4. - C.l 14-127.

308. Чешков М.А. Целостность мира через призму общенаучного знания // Мировая экономика и международные отношения. — 1995. №1. - С. 69.

309. Шаклеин В.М. Этноязыковое видение мира как составляющая лингвокультурной ситуации // Вестник Московского Университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2000. - №1. - С.73-88.

310. Шапир М.И. Язык быта, языки духовной культуры // Путь. 1993. - №3. -С. 120.

311. Шахназаров Г.Х. Глобализация и глобалистика феномен или теория // Pro et Contra. Том 5. - Осень 2000. - №4! - C.l84-188.

312. Шермухамедов С. Язык советского народа // Философские науки. 1989.- №10. С.78.

313. Широкогоров С.М. Исследование основных принципов этнических и этнографических явлений // Отдельный оттиск из т. LXVII Известий Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета. — Шанхай, 1922.

314. Шулыгина И.А. Социокультурное изменение личностного бытия в современной России: (Философский анализ): Дис. . канд. филос. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2000. - 169с.

315. Щвейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М.: Наука, 1976. - 175с.

316. Щюц А. Структура повседневнего мышления // Социологические исследования. 1988. - №2.

317. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Независимая газета. Книжное обозрение. 1999. — 4 апр. - С.З.

318. Этносоциология. http://www.audiforium.ru/books/13/Etnosociology charter3.htm/

319. Ягвяева М.А. Межэтническое взаимодействие в сфере духовной культуры: Дис. . канд. филос. наук: 00.09.13. — Ставрополь, 2002. — 149с.

320. Язык и культура: факты и ценности: к 70-летию Юрия Степановича Степанова / Отв. ред. Е.С. Кубрякова, Т.Е. Янко. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 600с.

321. Язык и личность. М.: Наука, 1989. — 216с.

322. Язык. Культура. Деятельность: Восток — Запад: Тез. докл. межд. науч. конф., Набережные Челны, 16-20 сентября 1996г. — Набережные Челны: Институт управления, 1996. 256с.

323. Языки как образ мира. — М.: ООО «Издательство ACT», СПб.: Terra Fantastica, 2003. 568с. .

324. Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия: В 3-х т. Т. 1. М.: Наука, 2000. - 430с.

325. Языкознание. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685с.

326. Якобсон Р. Тексты, документы, исследования / Отв. ред. X. Баран, С.И.Гиндин. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 920с.

327. Яковлев А.А. Понимание как методологическая проблема истории философии // Вопросы философии. 1984. - №8. — С. 72-81.

328. Яковлева Е.Б., Волошин П. Язык делового общения как лингвистическое и культурное явление // Вестник Московского Университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 1998. - №1. — С.82-87.

329. Ясперс К. Духовная ситуация времени. — М.: Политиздат, 1991. — 527с.

330. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. — 527с. (Мыслители XX века).

331. Badham P.S. Theories of Industrial Society. — London, Sidney: Croom Helm, 1986.-P.420.

332. Bovillain Nancy. Language, Culture, and Communication. Prentice Hall. Englewood Cliffs, New Jersey. 1993. P.406.

333. Grubler A. Time for a Change: On the Pattern of Diffusion of Innovation // Daedalus. 1996. - №1. - P. 19-42.

334. Waters, Mary C. Ethnie options: choosing identities in America. — USA. — University of California Press Berkeley — Los Angeles. Oxford. P. 197.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.