Закономерности фонизма в осетинских героических песнях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Джагарова, Елена Алексеевна

  • Джагарова, Елена Алексеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 266
Джагарова, Елена Алексеевна. Закономерности фонизма в осетинских героических песнях: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2008. 266 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Джагарова, Елена Алексеевна

Введение.

Глава 1. О фонизме.

1.1. Фонизм - свойство музыкальной целостности.

1.2. Тембро-интонационные закономерности вокального интонирования.

Глава 2. Интонационно-ритмические особенности осетинских песен.

2.1. Интонационная основа.

2.2. Об осетинской ритмике.

2.3. Ритмическая артикуляция в сольно-хоровых песнях а сареИа.

2.4. Агогическая обусловленность ритмической формы напевов.

Глава 3. Вокальная силлабика в осетинском традиционном пении.

3.1. О речевых предпосылках вокального фактурообразования.

3.2. Временная продлённость слоготонов в осетинских песнях.

Глава 4. Фактура осетинских сольно-хоровых песен как основа фонической характерности.

4.1. Балкано-кавказское сольно-хоровое бурдонное пение.

4.2. О типологии фактуры осетинских песен.

4.3. Акустические закономерности фактуры осетинских песен.

4.4. Фонизм как качество вертикали сольно-хоровой фактуры осетинских песен.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Закономерности фонизма в осетинских героических песнях»

Традиционное осетинское песенное искусство представляет собой уникальное культурное явление, наиболее ярко отражающее художественное мышление осетин. Сохранившись в народном музицировании до наших дней (несмотря на размывающие влияния современности), эта старинная традиция в наибольшей полноте была своевременно зафиксирована в академическом издании собраний осетинской музыки - «Осетинские народные песни», выполненном совместно Б. А. Галаевым и Е. В. Гиппиусом [159], - материал которого лежит в основе данного исследования. Из 100 номеров сборника, включающих разножанровые песни и инструментальные наигрыши, наибольшей представительностью (42 номера) обладает жанр героических песен, что не случайно. Песенная форма для осетин вообще является основным выражением их творчества, и в нём героической песне, исполняемой а саре11а солистом и хором, принадлежит ведущее место. Складываясь на основе реальных событий, связанных с гибелью героев-горцев, эти произведения были своеобразными музыкальными памятниками, содержательность которых характеризуется лирико-драматическим пафосом (как всенародное переживание-воспоминание), что придаёт им особую значительность. Яркость и типичность этого музыкального явления, воплощающего в наибольшей степени ментальность нации, таким образом, выглядит закономерной. Поэтому данное исследование посвящено, прежде всего, героической песне, как собирательному музыкальному типу, наиболее отражающему канон (хотя в контексте сравнений в работе фактически затронут весь материал сборника).

Среди многих других песенных культур Кавказа осетинская песня изучена лишь относительно. По-видимому, это можно объяснить и тем, что эта музыка ожидает новых подходов в её изучении (в частности, исследователями отмечается ритмическая сложность осетинских песен при импровизационности их стиля и необычности звучания). Первая специальная музыковедческая работа, посвященная певческому искусству осетин (тоже на примере героической песни, как его вершинному выражению) — книга К. Г. Цхурбаевой «Об осетинских героических песнях», 1965 года [204] — хотя и содержит некоторые обобщения, но имеет преобладающе описательный характер, свойственный первоначальному этапу исследования. Опора на широкий иллюстративный материал (в основном на личные расшифровки автора книги, а также на ряд примеров из ещё неизданного тогда собрания Б. А. Галаева), впервые представляющий осетинскую песенную традицию как незаурядное явление мировой музыки (прежде всего, в отношении выделения её основного жанра, его интонационной выразительности, а также наблюдений манеры исполнения и характера звучания), составляет основную ценность этого труда. Исследование А. Н. Кабисовой [107], посвященное развитию осетинского хорового искусства, рассматривает его основную ансамблевую традицию, обобщая её характерные черты с точки зрения практики исполнительства, что также содержит немало ценных стилистических наблюдений. Кроме этого в ряде работ, посвящённых другим культурам, осетинские песни затрагиваются косвенно, в русле их собственной проблематики (например, у И. М. Жор-даниа они упоминаются в международном контексте традиционных культур; у Ш. С. Асланишвили, Б. Г. Ашхотова, Т. А. Блаевой, А. И. Рахаева, Л. А. Киваловой, В. А. Когониа — для сравнения с песенностью других народов Северного Кавказа: адыгейцев, карачаевцев, балкарцев, черкесов, а также грузин и абхазцев).

Важнейшим поводом для настоящего исследования является то, что осетинская песня отражает традиционный тип мышления, выходящий далеко за пределы кавказского региона, представляя склад бурдонного пения, характерный для многих европейских народов (и более всего распространённый на Балканах, также на востоке Испании). Его типические черты имеют общеисторическое значение, как этап становления музыкального мышления, с присущими ему свойствами выразительного феномена, воплощённого в сольно-хоровом звучании. Этот контекст нуждается в новых обобщениях, в свою очередь, требующих и новых подходов. В частности, определяющим представляется аспект музыкальной качественности (образования музыкального смысла), соответствующей восприятию целостности, обладающей в силу этого репродуцирующими свойствами.

Как известно, материальной спецификой музыкального искусства является акустическая основа. Преломляясь через музыкально-художественное восприятие, музыкальный звук (сам будучи целостным) способствует формированию г^елостного звучания, музыкальный смысл которого методологически соответствует категории «фонизм». Комплексная природа фонизма даёт возможность расширить область его применения как методологии, поэтому в данной работе фонизм рассматривается как универсальная сфера соприкосновения понятий классической теории, связанных не только с явлениями композиторской, но и традиционной музыки (в данном случае, на примере осетинской сольно-хоровой песни).

Отмечаемый за последний период рост интереса к изучению национальных культур происходит вопреки (а возможно, и благодаря) стилистическим изыскам композиторских течений 20 века, что, по существу, является признанием непреходящей ценности национальных традиций как подлинного источника идей, устойчивого ориентира в музыкальной выразительности. Это подтверждается мировой музыкальной практикой, свидетельствующей о постоянном взаимодействии композиторского творчества и традиционной музыки, изучение которой связано с поиском нового качества (в сфере интонации, импровизационности, тембровости, использовании монодийности, в подражании жанрам), - в связи с чем, например, И. И. Земцовский говорит о переинтонировании как о сущности творческого подхода к народным традициям [93]. В то же время и авторские произведения национальных композиторских школ, появившихся в странах, никогда ранее их не имевших, нельзя изучать без учёта специфики их музыкальной культуры (Китая, Японии, Средней Азии, Закавказья, Ирана, Турции, Египта и многих других), о чём свидетельствует и ряд новых исследований, связанных с профессиональной музыкальной культурой различных регионов (например, работы М. Н. Дрожжиной [85], М. Ю. Дубровской [87] устанавливают своеобразный «мост» между европейской композиторской техникой и модальными принципами традиционной музыки на востоке, что проявляется в стремлении к синтезу этих систем в композиторском профессионализме).

Неповторимость интонационно-тембрового характера любой из традиционных культур (в нашем случае осетинской музыки) даёт основание называть это свойство фонизмом в таком же смысле, в каком оно применяется в музыке композиторской, на материале которой сформировалось теоретическое понятие (прежде всего, в практике многоголосия).

В контексте традиционной музыки такой подход предполагает, в том числе, и обращение к истокам' музыкального мышления в связи со становлением качественно-выразительных свойств определённого типа звучания. Это обусловило комплексный характер данной работы, благодаря обращению к различным аспектам.

Целью данной работы является исследование закономерностей фонизма осетинских сольно-хоровых песен. Этому способствует решение следующих задач:

1) изучение проблемы фонизма в связи с феноменом музыкальной целостности, что предполагает определение фонизма в его системном проявлении;

2) рассмотрение природы вокального интонирования в контексте проблематики фонизма;

3) исследование интонационно-ритмической основы осетинских песен в связи с импровизационно-устной формой;

4) рассмотрение речевых предпосылок характера вокального интонирования в осетинской песенности;

5) определение фактуры в связи с фонизмом;

6) изучение фактурного склада осетинской песни в контексте балкано-кавказского сольно-хорового пения;

7) выявление акустических истоков звукостановления в осетинских песнях;

8) исследование показателя качественности сольно-хоровой фактуры песен как целостного фонического объекта.

Во главу угла при этом ставится основной системообразующий аспект фонизма: проблема взаимосвязи звуковысотности и тембровости в условиях музыкального времени, что определяет важность вопроса фактуры. В связи с этим звуковысотность рассматривается: а) на уровне вокально-интонационной основы импровизационного процесса интонирования и б) на уровне акустического звукостановления (структура звука как источник пространственно-тембрового становления фактуры - носителя фонической целостности). Контекст тембровости в осетинских песнях рассматривается в связи а) с акустическим пространством звучания и собственными свойствами певческих голосов, а также б) в соотношении с обобщённым типом фонетического уклада национальной речи.

Изучение ритмических закономерностей в соотношении с тембро-востью требует особого внимания - как фактор, управляющий формообразованием и при этом на микроуровне отражающий качественность отдельных звуков. Для этого устанавливаются истоки временных параметров соотношения музыкального движения с речевым укладом осетинского языка, с вопросами ладообразования. Вытекающие отсюда интонационноритмические закономерности связываются с проблемой фактурного типа и склада, как обусловливающие её.

Вследствие этого фонизм, являясь по своей природе сенсорно-акустическим результатом, воплощается в сольно-хоровой фактуре как его конструктивном носителе. Поэтому рассмотрение на начальных этапах работы выразительных элементов горизонтали и вертикали в осетинских песнях, в конечном счёте, объединилось в обобщающем взгляде на их фактуру как целостный объект фонизма. Для этого потребовалось рассмотреть акустические закономерности звукостановления в осетинских песнях, которые затем в рамках всего песенного пласта были исследованы посредством метода Ю. Г. Кона (о плотности вертикали [117]), сводящего воедино высотность и тембровость звучащего объёма - системных атрибутов фонизма. Полученные данные были обобщены в виде величины фонической постоянной как устойчивой характеристики звучания.

В связи с поставленной целью и характером её осуществления, настоящая диссертация представлена как комплексное исследование, методология которого опирается на системность различных областей знаний: прежде всего, классической теории музыки, этномузыкологии, музыкальной акустики, психологии и физиологии, культурологии, эстетики, оркестровки (учения о тембрах), исследований в сфере исполнительского искусства, общего языкознания, фонетики, а также использование методов статистики для обработки данных.

На концепцию данной работы особое влияние оказали фундаментальные труды Ю. Н. Тюлина, Е. В. Назайкинского (в отношении проблематики собственно фонизма), Г. А. Орлова, Л. В. Александровой (природа и систематика музыкального мышления, выходящие непосредственно на проблему фонизма); Т. С. Бершадской, Ю. Н. Холопова и А. Г. Юсфина (по вопросам лада); также монографии X. С. Кушнарёва и С. П. Галицкой (посвящённые теоретическим основам монодии), И. М. Жорданиа (международный контекст традиционной музыки); исследования Б. М. Теплова и М. Блиновой (о проблемах психологии и физиологии музыкального восприятия), труды Н. А. Гарбузова, А. А. Володина, Ю. Н. Parca (акустические основы музыкального мышления). В ряду важных по значению следует назвать и работы других авторов, в которых комплексно и в разнообразных контекстах рассматриваются практически все стороны музыкальной выразительности (звук, интонация, мелодия, лад, гармония, ритм, форма, фактура, музыкальная артикуляция, тембр): работы Ю. Г. Кона, JL

A. Мазеля, Б. В. Асафьева, A. JI. Маклыгина, И. И. Земцовского, В. В. Ме-душевского, В. Н. Холоповой, А. П. Милки, Н. К. Переверзева, Е. Трембо-вельского, М. С. Скребковой-Филатовой, Г. Дарваша, А. Карса, И. Браудо, Н. С. Бажанова, А. Моля, JI. Н. Березовчук, Д. JI. Клебанова. В связи с широким охватом проблем, так или иначе связанных со стремлением раскрыть с разных позиций закономерности музыкального целого, все они (и многие другие, здесь не названные) имеют, в конечном счёте, отношение к проблеме фонизма, объединяющего различные стороны музыкальной выразительности на основе их взаимообусловленности.

Обращение к сольно-хоровому жанру в данной диссертации определило важность целого ряда специальных исследований, посвящённых тембро-интонационным закономерностям вокального интонирования. Так, к ним относятся акустические исследования Н. И. Жинкина (речевого и певческого режимов фонации). В сравнительном плане важны работы В.

B. Мазепуса (посвящённые тембровости традиционных культур). В работах Д. JI. Аспелунда, О. В. Далецкого, В. П. Морозова, С. Н. Ржевкина, В. И. Краснощёкова, И. К. Назаренко, Л. В. Дмитриева, А. Л. Доливо, Н. В. Калугиной, В. В. Емельянова, непосредственно связаных с теорией и практикой академического и народного (ансамблевого и сольного) пения, обобщается большой материал по интонационно-тембровой выразительности и акустике певческого звукообразования. В этом ключе также существенна роль исследования классификации жанров вокальной музыки Е.

A. Ручьевской, затрагивающего природу звукообразования в речи и в пении (немало ценных сведений из этой сферы содержат многие работы Е.

B. Назайкинского).

Вопрос соотношения речи и пения обусловил необходимость обращения к области языкознания. Важную роль имели труды по «философии языка» — Гумбольта фон Вильгельма и Б. М. Гаспарова (в которых язык предстаёт как обобщённый образ, создаваемый живой разговорной речью, чему должны соответствовать и методы его анализа). В связи с этим технологически важными являются основные труды В. И. Абаева (по грамматике, фонетике и орфоэпии осетинского языка), А. А. Реформатского, М. И. Матусевич, Л. В. Златоустовой (по общей фонетике), Г. Фанта (о речеобразовании), Р. И. Пичугиной (по итальянскому языку), а также большой материал по вопросам «вокальности языков», обобщённый Д. Л. Аспелундом в процессе обучения академическому вокалу разнонациональных певцов.

Изучение закономерностей фонизма осетинской музыки обусловило важность группы работ, представляющих и другие песенные культуры как типологически родственные предмету настоящего исследования, так и более далёкие. Наряду с авторами, представляющими Кавказ, это и ряд исследований балканского региона - болгарских музыковедов М. Булевой, Н. Кауфмана, Д. Кауфмана, Й Гошева, а также работа по многоголосию в традиционном искусстве, принадлежащая немецкому учёному М. Шнайдеру [223]. Для некоторых сравнительных аспектов были необходимы и работы по национальным культурам сибирских этносов, освещающие большой материал - Ю. И. Шейкина, А. А. Асиновской, В. Н. Шевцова, Н. Н. Ким, А. С. Ларионовой, Г. Г. Алексеевой, Т. И. Игнатьевой; также работа А. Ю. Плаховой (по корейской музыке). Кроме этого и многие другие исследования, затрагивающие системные вопросы фольклора и вообще музыкального мышления на материале различных традиций, эпох и течений: И. И. Земцовского, Ж. В. Пяртлас, А. Д. Варфоломос, А. А. Банина, К. Квитки, А. В. Рудневой, В. М. Щурова, М. А. Лобанова, Э. Е. Алексеева, М. Г. Кондратьева, А. А. Вишневской, Е. Л. Александровой, Ю. Евдокимовой, Д. Христова, Н. М. Скворцовой, Ф. А. Ульмасова, К. В. Чистова, Э. К. Розенова, В. Самохвалова, Е. Д. Светозаровой, 3. Вэлви [222]. В музыкально-эстетическом и культурно-историческом аспектах также ценны по содержанию исследования Г. Д. Гачева, Б. М. Галеева, Н. П. Коляденко, А. Ф. Лосева, В. Б. Ковалевской и других.

Для систематизации и обобщения полученных данных применены статистические методы, изложенные в ряде новых работ по этому направлению (В. М. Гусаров, Ю. А. Джагаров).

Новизна настоящей диссертации определяется постановкой и решением ряда проблем, среди них:

1) впервые методология фонизма (понятия, сформировавшегося в связи с композиторским многоголосием) применяется в сфере традиционной вокальной (сольно-хоровой) музыки. Определение «сольно-хоровая» в работе получает обоснование как устойчивый фонический тип;

2) впервые вопрос соотношения пения и речи рассматривается в ключе соответствия обобщённого качества речевого уклада — обобщённому качеству стиля интонирования;

3) взаимодействие множества разноплановых проблем происходит в новом контексте (акустика речи, акустика пения, общая музыкальная акустика, проблемы интонирования, вопросы формообразования, музыкальной психологии, сведений из области физиологии, эстетики, фонетики, общего языкознания);

4) впервые осетинская песня рассматривается в свете положений теории монодии (поскольку музыкальная качественность и тип мышления тесно связаны);

5) при этом за основу взят временной фактор, как ведущий аспект музыкального формообразования; ввиду этого была классифицирована и определена типичная временная продолжительность вокальных слоготонов осетинской песенности, что дало возможность обосновать качествено-жанровую тенденцию вокального интонирования (в данном случае как ре-читативно-декламационную), обосновав её зависимость от национальной речи',

6) рассмотрена связь преобладающего временного параметра вокальных слоготонов с фактурным складом как музыкальным каноном, соответствующим укладу национальной речи;

7) рассмотрение (по Н. А. Гарбузову) процесса акустического звукоста-новления фактуры (звучащего сольио-хорового объёма осетинских песен) впервые используется для обоснования её качественных особенностей;

8) исследуется плотность вертикали сольно-хорового ансамбля (ПВСХА) как комплексная (тембро-высотная) характеристика целостного музыкального звучания;

9) апробация данных ПВСХА во всём песенном массиве осетинских героических песен (как наиболее типичных) с помощью метода использования графических профилей была впервые применена для подтверждения присутствия в целостном звучании определённой фонической постоянной как основы восприятия их устойчивой качественности, что свидетельствует о системности фонизма вообще и в осетинских песнях в частности.

В ходе написания диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. В течение ряда лет отдельные её положения неоднократно представлялись в виде опубликованных докладов на научных конференциях различного ранга (городских, региональных, международных), а также издавались в научных сборниках и журналах в форме статей (см. библиографию).

Материалы и подходы данной работы могут быть использованы для исследований феноменов традиционных культур, а также различных музыкальных стилей. С точки зрения затронутых проблем работа может быть интересна как музыковедам, так и композиторам. Ряд её положений может быть использован и в учебном курсе изучения традиционных культур, народного музыкального творчества, анализа музыкальных произведений (например, исследование корреляции временных и логических параметров музыкальной формы, некоторых сторон качества мелодики и фактуры).

Цели и задачи, поставленные в настоящей диссертации, определяют её структуру. Она состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, списка используемой литературы (223 наименования, в том числе на болгарском, английском и немецком языках) и Приложения из 8 разделов, включающего: нотные иллюстрации, 20 таблиц мелодических интервалов, более 40 таблиц времени вокальных слоготонов, 43 таблицы плотности сольно-хоровой вертикали осетинских песен (ПВСХА), таблица песенных звукорядов, а также данных частоты звуковых колебаний в Гц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Джагарова, Елена Алексеевна

Заключение

Настоящая работа является первым опытом исследования феномена традиционной музыки с точки зрения фонизма. Результаты показали целесообразность такого подхода в связи с установлением качественных закономерностей определённого типа мышления (в данном случае в осетинских песнях).

Исследование показало, что сольно-хоровая ансамблевостъ осетинских песен непосредственно опирается на акустические истоки их фактуры, отражающей строение музыкального звука. Это определяет её фоническую характерность. Коллективное исполнение бурдона, его ритмическая неторопливость, несвязанность текстом и более низкий регистр, опора на системообразующие тоны спектров (удвоенные комбинационными тонами) соответствуют тембровому звучанию более «массивному и расплывчатому», этим раскрепощающему мелодико-интонационное движение у солиста, мелко-ритмическая дифференцированность которого соотносится с высотным положением обертоново-интервальной надстройки. Фактурообразование, таким образом, имитирует структурную целостность звука, что предпосылает однофунациональный (однолинейность, отвечающая монодийности) характер фактуры.

Рассмотрение звуковысотной основы мелодики показало её связь с интонацией трихорда в кварте — системообразующего для осетинской пе-сенности. Мелодическая интервалика, в которой преобладает секундовое и терцово-опевающее движения (обусловленные трихордом), обнаруживает связь мелодики с принципами вокальности и одновременно соответствует природе монодийного мышления. Ладовая корреляция напевов (создающая определённый интонационно-фонический колорит) опирается на семиступенные диатонические звукоряды и их комбинации, которые являются суммарными по отношению к звуковому составу интонационных слоёв.

Показана также связь мелодического движения с вокальным регистром, создающая пространственно-тембровое музыкальное качество, имеющее обобщающе-фоническое значение.

Так как основой для «соприкосновения» речи и пения являются гласные тоны, то переход к пению во многом зависит от свойств и уклада речевых гласных, в частности, от их способности к вокальной продлённо-сти, определяющей стиль вокализации. В связи с этим стационарные части тонов осетинской речи соединились с музыкой в таком синтезированном качестве, которое с точки зрения удобства при пении выразилось в корот-козвучной вокальной снллабике, локализованной в высоком певческом регистре. Поскольку длительность музыкальных тонов (слоготонов) - это время их фактического формирования (и восприятия), то быстрые звуко-высотные чередования в мелодии солиста, несомненно, связаны с «вокальными» возможностями национальной речи. Точно также с ними связана и высокотесситурная локализация пения с текстом, так как устойчивость этой тенденции свидетельствует о ней как о благоприятном условии для наиболее ясного вокального звукообразования (при перемещении усилий устоявшегося речевого произношения на согласные звуки).

Исследование реального слогового времени в мелодике солиста показывает, что звукообразование в более чем половине вокальных слогов, а, кроме того, также и в особых короткозвучных элементах (форшлагах, кратких распевных тонах, звуковых скольжениях) осуществляется во временных пределах, находящихся близко к качественной границе между речью и пением и непосредственно на ней. Это имеет связь с речитативно-жанровым качеством, а также с характером фактуры как целостной совокупности хорового фона-бурдона с сольной короткозвучной силлаби-кой в высоком регистре.

Ввиду этого, при рассмотрении ритма обоснована его фоническая роль как временного начала, связанного с акустическим звукостановлением с одной стороны и с характерными особенностями осетинской речи — с другой. Установлено соотношение импровизационно-вариантного ритмического движения с принципом музыкальной агогики, виду чего принцип ритмической артикуляции в осетинской песенности определён как агоги-ческий, представляющий фоническую характерность интонирования. Проведена систематика (составлены статистические таблицы) продолжительности времени вокальных слоготонов в осетинских песнях и выявлено наиболее типическое их время, определяющее характер ритмической артикуляции. Показана также связь организации ритмического движения с формой напевов (подтверждающая их архитектоническое соответствие).

Проблематика фактуры осетинских сольно-хоровых песен была рассмотрена в нескольких взаимосвязанных аспектах: с точки зрения типологии склада, с точки зрения акустических закономерностей и, наконец, фактура была рассмотрена как целостный носитель фонизма (для чего была исследована плотность вертикали сольно-хорового ансамбля во всех героических песнях как наиболее типичных для осетин).

Исследование плотности вертикали сольно-хорового ансамбля подтверждает, что его фонической постоянной является звучание, в котором преобладают чистые кварты и квинты, формируемые низким хоровым унисоном и высоким солирующим голосом. Поскольку фактурная вертикаль сформирована определённым интонационно-ритмическим движением, то фоническая постоянная характеризует интегрированное тембро-высотное качество целостного, воспринимаемого сознанием фактурного пространства в связи с данным движением.

Таким образом, цепочка «речь-вокализация-регистр» становится предпосылкой для становления темброво-фактурного облика осетинских напевов как акустически естественного. Важно то, что данные черты сформировались в традиционной вокальной музыке в процессе опыта музицирования в природной среде, в традиционном укладе жизни и, следовательно, представляют вокально-фонический архетип. Это означает, что их музыкальная (пространственно-тоновая) организация сформировалась как эталонная для данной культуры, не противоречащая свойствам национального языка и мироощущения, составляющая их музыкальный эквивалент.

Перспективы исследования определяются полученными результатами. В частности, подходы в рассмотрении временных параметров музыкальной формы как критерия звуковой качественности, можно применять ко всему спектру существующих стилевых явлений музыки. Для традиционной же музыки это имеет значение и в связи с влиянием национальной речи на становление характера интонационности (в пении, а через него и на общенациональный мелос). Этот вопрос приобретает важность в плане рассмотрения предпосылок формирования того или иного фактурного склада (как организации движения в тоновом пространстве), а, следовательно, стилеобразования в широком плане, что в итоге выводит на проблему формирования фонических архетипов, оказывающих влияние на музыкальное мышление.

Акустический аспект исследования, предполагающий обоснование музыкальной качественности в контексте реального звукостановления, тесно связан с проблемой музыкального стилеобразования и поэтому может быть использован как метод изучения различных музыкальных феноменов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Джагарова, Елена Алексеевна, 2008 год

1. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. - М.-Л.: АН СССР, 1949. -600 с.

2. Абаев В. И. Грамматика осетинского языка: фонетика и морфология / Под ред. Г. С. Ахвледиани. Орджоникидзе, 1963. - Т. 1. - С. 40-65.

3. Абаев В. И. Осетинская традиционная героическая песня // Осетинские народные песни, собранные Б.А. Галаевым в звукозаписях, котированные совместно Б. А. Галаевым и Е. В. Гиппиусом. — М.: Музыка, 1964. — С. 21— 28.

4. Александрова Е. Л. Фактура как проявление рельефа и фона (на материале фортепианной музыки австро-немецкого романтизма) // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения; Ленинградская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Л., 1988. — 26 с.

5. Александрова Л. В. Опыт применения теории нечётких множеств к гармоническому анализу музыкальных произведений // ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 7. — Новосибирск, 1988. — С. 132.

6. Александрова Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. -Новосибирск, 1995. 372 с.

7. Александрова Л. В. Первая Дельфийская песня: речь и музыка // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы Международной научной конференции 15-16 мая 2002 г. Новосибирск: НТК (академия) им. Глинки, 2002 - С. 7-21.

8. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Музыка, 1986. - 240 с.

9. Алексеев Э. Е. Нотная запись народной музыки (теория и практика). — М.: Музыка, 1990. 165 с.

10. Алексеева Г. Г. Музыкальный фольклор долган // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989. - С. 103-109.

11. Алкон Е. М. Регулирование отношений в обществе и музыкально-структурное мышление // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. Вып. 2. — Владивосток, 1995. — С. 201-209.

12. Алкон Е. М. О функциональной специфике ладоакустических полей в музыке устно-письменного профессионализма (на примере категории свара) // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад. — Вып. 8. Владивосток, 2002. - С. 227-235.

13. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка, 1991.-320 с.

14. Асафьев Б. В. Речевая интонация. -M.-JL: Музыка, 1965. 135 с.

15. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — JL: Музыка, 1971. — 380 с.

16. Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. И. Земцовский, А. Б. Ку-нанбаева. Л., 1987. - 248 с.

17. Асафьев Б. В. М. И. Глинка Заметки об инструментовке // Оркестровые стили в русской музыке: Сборник статей / сост. В. Цытович. — JL: Музыка, 1987.-С. 7-12.

18. Асиновская А. А., Шевцов В. Н. О музыкально-драматургических закономерностях хакасского героического эпоса (на примере сказания «Хан Кичегей») //Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. - С. 73-111.

19. Асланишвили Ш. С. Гармония в народных хоровых песнях картли и кахети / Под ред. X. А. Аракелова. М.: Музыка, 1978. - 191 е., нот.

20. Аспелунд Д. JI. Развитие певца и его голоса / Под ред. М. Львова. М.-Л.,1952. - 190 с.

21. Ашхотов Б. Г. Традиционная адыгская песня-плач (гъыбзэ). Нальчик: «Эль-фа», 2002. - 226 с.

22. Ашхотов Б. Г. Припевное слово «Орайда» как артефакт в межэтническом фольклорном сознании // Кавказ сквозь призму тысячилетий. Парадигмы культуры: Материалы Первой международной научно-практической конференции, СКГИИ. Нальчик, 2004. - С. 58-63.

23. Бажанов Н. С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста: Исследование. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М: И. Глинки, 1994. - 300 с.

24. Бажанов Н. С. Акустические методы исследования в музыкознании // Теоретические концепции 20 века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки, НТК (академия) им. М. И. Глинки-. — Новосибирск, 2000. С. 50-62.

25. Банин А. А. Слово и напев. Проблемы аналитической текстологии // Фольклор: Образ и поэтическое слово в контексте. — М.: Музыка, 1984. -С. 170-202.

26. Баренбойм Л. А. Артикуляция //Музыкальная энциклопедия. — М.: «СЭ», 1973. Т.1. - Кол. 229-230.

27. Березовчук Л. Н. Артикуляция в музыке /к проблеме модальной звуковой формы в произведении //Музыкальная коммуникация. — СПб, 1996. — С. 187-203.

28. Березовчук Л. Н. От текста к действию /методологические аспекты анализа микропроцессов // Теоретические концепции 20 века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. - С. 10-25.

29. Бершадская Т. С. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада: сб. ст. / Сост. К. И. Южак. -М.: Музыка, 1972.-С. 181-191.

30. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. - 200 с.

31. Блаева Т. А. Традиционное песенное искусство адыгов // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1990.-С. 17.

32. Блинова М. Физиологические основы ладового чувства // Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. Л.: Музгиз, 1962. - С. 52-124.

33. Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. — Л.: Музгиз, 1963. - С. 216-229.

34. Блинова М. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 5. Л.: Музыка, 1967.- С. 170-180.

35. Блинова М. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып. 8.-Л.: Музыка, 1968. С.111-127.

36. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: ВЛАДОС, 2001. 224 с.

37. Браудо И. Артикуляция. О произношении мелодии. Л.: Музгиз, 1961.- 197 с.

38. Варфоломос А. Д. Формообразование мелодики неповторного строения (на материале русской народной песни): Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. Л., 1974. - С. 9.

39. Васильев Ю. Формирование оркестровой ткани в произведениях П.И. Чайковского 1890-х годов (на материале авторских рукописей) // Оркестровые стили в русской музыке: Сб. статей /сост. В.Цытович. Л.: Музыка, 1987.-С. 21-38.

40. Веберн А. Лекции о музыке. Письма / Сост. М. С. Друскин, А. Г. Шнитке / Пер. с немец. В. Г. Шнитке. М.: Музыка, 1975. — 143 с.

41. Виноградов В. С. Об осетинском музыкальном фольклоре // Сов. муз., 1949.-№6.-С. 111.

42. Вишневская А. А. Акустический элемент бурдонно-певческой модели черкесов и карачаевцев // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. 2007. - Вып. 1. — С. 179-182.

43. Володин А. А. Роль гармонического спектра в восприятии тембра и высоты звука // Музыкальное искусство и наука. М.: Наука, 1970. -Вып.1. — С. 11-38.

44. Володин А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков // Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. -М., 1972. 35 с.

45. Галаев Б. А. Осетинская народная музыка // Осетинские народные песни, собранные Б. А. Галаевым и котированные им совместно с Е. В. Гиппиусом. М.: Музыка, 1964. - С. 7-20.

46. Галеев Б. М. Природа и функции синестезии в музыке // Музыковедение, №1. -М., 2006. С. 24-29.48 . Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: ФАН, 1981.-91 с.

47. Галицкая С. П. Лекции по теории монодии (Новосибирская гос. консерватория (академия), 2004 г., рукопись).

48. Гальцева Т. Б. Этнокультурная специфика музыкального восприятия // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1994. 22 с.

49. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Изд-во Ленинградского гос. ун-та. - Л., 1974. - 152 с.

50. Гарбузов Н. А. Процесс становления звуков как причина ладового движения // Теория многоосновности ладов и созвучий. 4.2 . - М.: Госиздат, 1932.- 168 с.

51. Гарбузов Н. А. Древнерусское народное многоголосие. М.- Л.: Муз-гиз, 1948.-42 с.

52. Гарбузов Н. А. Зонная природа темпа и ритма. М.: АН СССР, 1950. -72 с.

53. Гарбузов Н. А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. -М.-Л.: Музгиз, 1951. 63 с.

54. Гаспаров Б. M. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. 351 с.

55. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: «Прогресс» — «Культура», 1995. - 480 с.

56. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущуниях как физиологическая основа для теории музыки / Пер. с немец. М. Петухова, 3-е издание. — СПб., 1875.-525 с.

57. Герцман Е. В. Восприятие разновысоких звуковых областей в античном музыкальном мышлении // Вестник древней истории. — М., 1974. — Вып: 4. — С. 181-194.

58. Гиппиус. Е. В. От редактора // Осетинские народные песни, собранные Б. А. Галаевым в звукозаписях и котированные им совместно с Е. В. Гиппиусом. М,: Музыка, 1964. - С. 3-6.

59. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики / Отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. - С. 23-36.

60. Гоц Т. А. Освещение вопросов фонизма в теоретическом музыкознании. Новосибирск, 1989. - 36 с.

61. Гоц Т. А. Фонические свойства гармонии в произведениях нововен-цев (период 1908-1914 г.г.) // Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -Киев, 1992.-26 с.

62. Григорьев С. С. Теоретический курс гармонии: Учебник для муз. вузов. М.: Музыка, 1981.-479 с.

63. Гумбольт фон Вильгельм Избранные труды по языкознанию / Пер. с немец. М.: Прогресс, 2000. - 400 с.

64. Гусаров В. М. Статистика. М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2002. - С. 87-97.

65. Гусева И. С. К изучению монодии: вопросы музыкальной фактуры // Интерпретация художественного текста: Сб. научных материалов / Ред. Л. А. Купец, Т. Н. Тимонен. Петрозаводск, 2001. - С. 14-16.

66. Далецкий О. В. Об оценке вокальности мелодического материала на основе результатов анализа народных песен // Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1971. - 19 с.

67. Дарваш Г. Правила оркестровки / Пер. с венг. Будапешт: Корвина, 1964.- 119 с.

68. Джагаров Ю. А. Теоретико-методологические основы интеграции дисциплин информационного цикла и эвристики: монография / Ю. А. Джагаров; Новосибирский гос. архитектурно-строит. ун-т (Сибстрин). Новосибирск: НГАСУ, 2007. - 160 с.

69. ДжагароваЕ. А. О фонизме гетерофонии*осетинских героических песен»// Культура Дальнего Востока и стран АТР: Восток-Запад: Материалы научной конференции 25-26 апреля 2001 г. Вып. 8: Владивосток: ДВГИ, 2002.-С. 223-225.

70. Джагарова Е. А. О проявлении асафьевской триады в строении формы осетинских героических песен // Там-же. О. 225 - 227.

71. Джагарова Е. А.Об интонационной основе осетинских героических песен как источнике их формообразования // Интерпретация художественного текста: сборник научных материалов. Петрозаводск: Петрозаводская гос. консерватория, 2001. — С. 126-128.

72. Джагарова Е. А. О монодийной природе фактуры осетинских героических песен // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Тезисы докладов Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции. Новосибирск, 2001. - С. 55—57.

73. Джагарова Е. А. Фонизм как сфера соприкосновения классической теории и традиционной музыки // Человек и вселенная. — СПб: Из-во «Ин-фо-да». 2006, № 6(59). - С. 84-89.

74. Джагарова Е. А. О фактурообразовании осетинских сольно-хоровых песен в связи с вокальной регистровостью // Современные гуманитарные исследования. М.: Изд-во «Компания Спутник+». - 2006, № 6(13). - С. 347-349.

75. Джагарова Е. А. О речевых предпосылках фактуры осетинских сольно-хоровых песен // Вопросы музыкознания. Вып 3, НТК (академия) им. М. И. Глинки /в печати, 22 стр./. - Новосибирск, 2008.

76. Джагарова Е. А. Акустические закономерности фактуры осетинских сольно-хоровых песен // Социально-гуманитарные знания. 2008. — № 10. -С. 384-391.

77. Дмитриев JI. Б. Основы вокальной методики, 2-ое изд. М.: Музыка, 1996.-368 с.

78. Доливо А. Л. Народная песня и культура певца // Литература и искусство. М.: Музгиз, 1943. - С. 3-12.

79. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства 20 века // Автореф. дисс..доктора искусствоведения / Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2005. - 49 с.

80. Друкт А. А. О преломлении народной диатоники в музыке русских композиторов-кучкистов // Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1978.-25 с.

81. Дубровская М. Ю. Формирование японской композиторской школы и творческая деятельность Ямады Касаку // Автореф. дисс. доктора искусствоведения / Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2005. - 56 с.

82. Евдокимова Ю. Вечная жизнь мелосного многоголосия // Музыкальная Академия. 2004, № 2. - С. 48-55.

83. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования / Под ред. Л. Л. Масловой. Новосибирск: Наука, 1991. -40 с.

84. Жорданиа И. М. Грузинское традиционное многоголосие в международном контексте многоголосных культур. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1989. — 377 с.

85. Жинкин Н. И. Речевой и певческий режим фонации // Развитие детского голоса. -М.: АПН РСФСР, 1964. С. 72-92.

86. Зак В. И. О некоторых «секретах доходчивости» мелодики массовой песни // О музыке. Проблемы анализа. М.: Музыка, 1974. — С. 37—56.

87. Земцовский И. И. Фольклор и композитор. Л.-М.: Советский композитор, 1978.-170 с.

88. Земцовский И. И. О методологической сущности интонационного анализа // Сов. музыка. 1979, № 3. - С. 24-29.

89. Земцовский И. И. Социальное и музыкальное: от форм музицирования к формам музыки // Сов. музыка. 1981, № 1. - С. 84-88.

90. Земцовский И. И. Ответ на анкету // Сов. музыка. 1988, № 11. - С. 88-89.

91. Земцовский И. И. Этнография исполнения: музицирование интонирование - артикулирование // Традиции и перспективы изучения музыкального фольклора народов СССР. -М.: Музыка, 1989. - С. 94—106.

92. Земцовский И. И. Представление о целостности фольклорного жанра как объект реконструкции и как метод // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. — Л. : Наука, 1990. — С. 205-212.

93. Земцовский И. И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры //Этноязыковые функции культуры.- М.: Наука, 1991. С. 152-189.

94. Земцовский И. И. Человек музицирующий Человек интонирующий — Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. — СПб, 1996.-С. 101.

95. Земцовский И. И. Апология слуха // Музыкальная Академия. 2002, № 1.-С. 11-13.

96. Златоустова JI. В., Потапова Р. К., Трунин-Донской В. Н. Общая и прикладная фонетика: Учебное пособие для филол. спец. вузов-М.: Изд-воМГУ, 1986.-303 с.

97. Зряковский H. Н. Общий курс инструментоведения. -М.: Музыка, 1963.-544 с.

98. Иванов-Смоленский А. Г. Изучение действия компонентов сложного звукового раздражителя при полной выработке дифференцировки. «Труды физиологических лабораторий академика И.П. Павлова», т. III, вып. 1, 1928. - С. 3.

99. Игнатьева Т. И., Ключевский А. Б. Некоторые особенности интонационной культуры верхнеколымских юкагиров // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989. - С. 95-102.

100. Исупова Т. С. Дихорд / трихорд (к проблеме мифологического, логического, внелогического в музыкальном мышлении) // Культура Д. Востока, России и стран АТР: Восток — Запад. — Владивосток, 1998. Вып. 3-4.-С. 181-185.

101. Кабисова А. Н. Развитие осетинского хорового искусства на основе народных традиций // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1994.-22 с.

102. Калугина Н. В. Методика работы с русским народным хором. М.: Институт им. Гнесиных, 1977. - С. 83.

103. Каре А. История оркестровки / Пер. с немец. М.: Музыка, 1991. — С. 260.

104. Квитка К. О постановке тактовой черты // Квитка К. Избранное в двух томах. М.: Музыка, 1973. - Т. 2. - С. 40-46.

105. Кивалова JI. А. О взаимодействии монодийных и гармонических принципов мышления в бурдоном двухголосии (на примере черкесских и карачаевских хоровых народных песен) // Автореф. дисс. .канд. искусствоведения Л., 1990. -26 с.

106. Ким Н. Н., Шейкин Ю. И. Жанровая типология музыкального фольклора орочей // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. — С. 8-38.

107. Клебанов Д. Л. Искусство инструментовки / Пер. с укр. Кшв: Му-зична Укра'ша, 1972. - 219 с.

108. Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. Века и народы. М.: Наука, 1984. - 192 с.

109. Когониа В. А. Абхазская народная песня / Жанры и их поэтика. — Сухум: Алашира, 1995. 163 с.

110. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века). Новосибирск, 2005. - 392 с.

111. Кон Ю. Г. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность. М.: Музыка, 1971. - Вып. 7. - С. 294-318.

112. Кон Ю. Г. О некоторых общих принципах ладообразования в музыке XX века // Кон Ю: Вопросы анализа современной музыки. JL: Музыка, 1982.-С. 60-82.

113. Кондратьев М. Г. К проблеме типологии ритма // Сов. муз., 1983. -№ 7. С. 89-94.

114. Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. - 300с.

115. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. — М.: Госиздат, 1931. С. 55-56.

116. Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории армянской монодиче-ской музыки. Д., 1958. - 626 с.

117. Ларионова А. С. Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа // Дисс. . доктора искусствоведения / Новосибирская гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2005. -275 с.

118. Леонова Н. В. Текстология фольклора в издательской и исследовательской практике 20 века // Теоретические концепции 20 века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы-Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 2000. — С. 333.

119. Лобанов М. А. Фольклор народов РСФСР в фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР '// Сб. науч. трудов: Фольклористика Российской Федерации, Пушкинский дом. Л., 1975. -С 175-187.

120. Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука,. 1973. — С.-16-22.

121. Мазель Л. А. О мелодии. -М.: Музгиз, 1952. 300 с.

122. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967. - С. 87.

123. Мазель JI. А. Проблемы классической гармонии. — М.: Музыка, 1970.-616 с.

124. Мазепус В. В., Цеханский В. И., Шейкин Ю. И. Интонационная культура этноса (опыт системного рассмотрения) // Культура народностей Севера: традиции и современность. Новосибирск, 1986. — С. 235—247.

125. Мазепус В. В. Культурный контекст этномузыкальных систем // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989. - С. 28-43.

126. Мазепус В. В. Артикуляционный принцип определения тембров при описании этнических интонационных феноменов // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. — Новосибирск, 1995. — Т.1.-С.10-13.

127. Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология: М.: Наследие, 1998. - С. 24-51.

128. Мазепус В. В. Акустические основания артикуляционной классификации тембров // Теоретические концепции XX века. Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. — Новосибирск, 2000. С. 64-69.

129. Маклыгин А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов // Ав-тореф. дис. . канд*. искусствоведения. -М., 1985. 24 с.

130. Маклыгин А. Л. Сонорика // Теория современной композиции / Отв. ред. B.C. Ценова. М.: Музыка. - 2005. - С. 382-411.

131. Матусевич М. И. Введение в общую фонетику: Учебное пособие для филол. спец. вузов. — М.: Учпедгиз, 1959. 135 с.

132. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика: Учебное пособие для филол. спец. вузов. М.: Просвещение 1976. - 287 с.

133. Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. - С. 185-191.

134. Медушевский В. В. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов. музыка. 1985. - № 7. - С. 66-70.

135. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Музыка, 1993. 268 с.

136. Милка А. П. Теоретические основы функциональности в музыке. — Л.: Музыка, 1982. 150 с.

137. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. — М.: Мир. 1966.-335 с.

138. Морозов В. П. Исследование дикции в пении у взрослых и детей // Развитие детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1964. - С. 93-110.

139. Морозов В. П. Вокальный слух и голос. — М.-Л.: Музыка, 1965. — 86с.

140. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л.: АН СССР, 1967. - 205 с.

141. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М.: Искусство и наука, 2002. - 495 с.

142. Музыкальная акустика / Под общ. ред. Н. А. Гарбузова. М.-Л.: Музгиз, 1940. - 246 с.

143. Муров А. Ф. Письма из Ханоя // Сов. Музыка. 1973 - № 3. - С. 122-127.

144. Назайкинский Е. В. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-376 с.

145. Назайкинский Е. В. Акустика музыкальная // Музыкальная энциклопедия. -М.: «СЭ», 1973. Т. 1. - Кол. 86-89.

146. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.

147. Назайкинский Е. В. Проблемы фонизма // Музыкальная Академия. -1994.-№4.-С. 82-83.

148. Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории и практике художественного пения: Хрестоматия М.: Музыка, 1968. - 3-е изд. — 622 с.

149. Народное музыкальное творчество // Госуд. Институт искусствознания. СПб.: Композитор, 2005. - 565 с.

150. Орленин В. H. Фонетика пения и особенности методики обучения современных оперно-концертных певцов // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Л., 1980. - 23 с.

151. Орлов Г. А. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки. — М.: Советский композитор, 1973. -Вып.2. С. 435^439.

152. Орлов Г. А. Древо музыки. Вашингтон: Frager &; СПб.: Советский композитор, 1992. - 408 с.

153. Осетинские народные песни, собранные Б. А. Галаевым в звукозаписях, нотированные им совместно с Е. В. Гиппиусом / Под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Музыка, 1964. - 249 с.

154. Осетинский язык // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. М. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. - Кол. 264.

155. Ошанин Д. А., Шебек Л. Р., Конрад Э. И. О природе образа-эталона в процессах опознания вариативных объектов // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1968. Вып. 5. - С. 42.

156. Переверзев Н. К. Проблемы музыкального интонирования / Под ред. Ю. Н. Parca. M.: Музыка, 1966. - 224 с.

157. Пичугина Р. Н. Учебник итальянского языка. — М.: Высшая школа, 1987.-С. 3-13.

158. Плахова А. Ю. Принцип колорирования-редуцирования в фактуре корейской традиционной музыки // Вестник ТГУ: Общенаучный периодический журнал: Сибирское музыкознание. Томск. - 2006, № 100. — С. 8592.

159. Плахова А. Ю. О фактуре монодии (рукопись).

160. Практикум по общей теории статистики / 2-ое издание, ред. проф. H. Н. Ряузова: Учебник для ВУЗов. М.: «Финансы и статистика», 1981. -278 с.

161. Пяртлас Ж. В. Гетерофония многоголосной русской народной песни (определение феномена) // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. -СПб, 1992.- 16 с.

162. Parc Ю. H. Интонирование мелодии в связи с некоторыми её элементами // Труды кафедры теории музыки МГТС им. П.И. Чайковского. — M, 1960.-Вып. 1. С. 335-338.

163. Pare Ю. Н. Зона // Музыкальная энциклопедия. М.: «СЭ»,1974. — Т.2. - Кол. 472-473.

164. Pare Ю. Н. Эйлер Леонард // Музыкальная энциклопедия. М.: «СЭ», 1974. - Т. 6. - Кол. 488.

165. Parc Ю. Н. Резонанс // Музыкальная энциклопедия. — М.: «СЭ», 1978.-Т. 4.-Кол. 585.

166. Parc Ю. Н. Форманта //Музыкальная энциклопедия. — М.: «СЭ»,1981. Т. 5.-Кол. 907.

167. Parc Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства // Дисс. . в виде научного доклада на соиск. учёной степени доктора искусствовед. — М., 1998.-80 с.

168. Рахаев А. И. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Ка-рачая. Нальчик: «Эль-Фа», 2002. - 147 с.

169. Реформатский А. А. Введение в языкознание: Классический учебник для ВУЗов (5-е издание). М.: Аспект Пресс, 2001. - 536 с.

170. Ржевкин С. Н. Курс лекций по теории звука. М.: Изд-во МГУ. — 1960.-335 с.

171. Розенов Э. К. Статьи о музыке: Избранное. М.: Музыка, 1982. - С. 120.

172. Руднева А. В. О расстановке тактовых черт в русских народных песнях // Музыкальная фольклористика. М.: Музыка, 1986. - Вып. 3 - С. 577.

173. Ручьевская Е. А. Слово и музыка //Анализ вокальных произведений: Учебник для музыкальных вузов / Общ. ред. О. В. Коловского. Д.: Музыка, 1988. - С. 5-77.

174. Самохвалов В. Фонизм в системных представлениях // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. — КиТв: Му-зична Укршна, 1989. С. 85-89.

175. Светозарова Е. Д. Тембро-регистровые особенности хорового письма a capella русских композиторов 19-начала 20 века // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. JI., 1986. - 17 с.

176. Скворцова Н. М. Проблема микроритма в традиционных песенных культурах // Теоретические концепции 20 века: Материалы Всероссийской научной конференции. — Новосибирск, 2000. — С. 360—364.

177. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. -М.: Музыка, 1985. — 285 с.

178. Соснова Н. Г. Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — Новосибирск, 2007. 30 с.

179. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.-379 с.

180. Трембовельский Е. Монодийно-гетерофонная природа мышления // Сов. музыка. 1989. - № 3. - С. 52-64.

181. Трембовельский Е. Гетерофония: типология фактур эволюция ткани // Музыкальная Академия. - 2001. - № 4. - С. 165-175.

182. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Вып. 1. - JI., 1937. - 191 с.

183. Тюлин Ю.Н. Учение о фактуре и мелодической фигурации. — М.: Музыка, 1976.-С. 6

184. Удэгейские народные мелодии: Репертуарный сборник / Нотная запись и комментарий Ю. И.1 Шейкина; Дальневосточный институт искусств. — Владивосток, 1982. — 25 с.

185. Ульмасов Ф. А. О пространственной организации таджикской и узбекской монодии в аспекте взаимодействия неизменности и изменчивости // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Ташкент, 1986. - 25 с.

186. Ушкарёв А. Ф. Основы хорового письма: Учебник для музыкальных ВУЗов. -М.: Музыка, 1986. С. 6.

187. Фант Г. Акустическая теория речеобразования / Пер. с англ. — М.: Наука, 1964. С. 240.

188. Федотов В. А. Начало западно-европейской полифонии (теория и практика раннего многоголосия). Владивосток, 1985. — 150 с.

189. Холопов Ю. Н. О трёх зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4 — М.: Музыка, 1966. — С. 216-228.

190. Холопов Ю. Н. Соноризм // Музыкальная энциклопедия. М.: «СЭ», 1981.-Т. 5.-Кол. 207-209.

191. Холопов Ю. Н. Фонизм // Музыкальная энциклопедия. М.: «СЭ», 1981.- Т. 5.-Кол. 865.

192. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс // Учебник для муз. ВУЗов. СПб: Лань, 2003. - 544 с.

193. Холопова В. Н. О природе неквадратности // О музыке. Проблемы анализа. М.: Музыка, 1974. - С. 73-106.

194. Холопова В. Н. Ритм // Музыкальная энциклопедия. М.: «СЭ», 1978.-Т. 4.-Кол. 657-661.

195. Холопова В. Н. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура. Тема-тизм. СПб: Лань, 2002. - 368 с.

196. Христов Д. Теоретические основы мелодики. Опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии: Исследование / Пер. с болг. М., 1980.-256 с.

197. Цхурбаева К. Г. Об осетинских героических песнях. Орджоникидзе: Северо-Осетинское изд-во, 1965. - 199 с.

198. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории. Л.: Наука, 1986.-304 с.

199. Шахназарова Н. А. Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма. -М.: «Советский композитор», 1983. — 153 с.

200. Шевцов В. Н. Охотничье-скотоводческие звукоподражание и возгласы у хакасов // Музыкальная этнография Северной Азии — Новосибирск, 1989.- С. 108-128.

201. Шейкин Ю. И. Интонационный идеал музыкального фольклора удэ // Культура народов Дальнего Востока. Традиции и современность. Владивосток, 1984. - С. 148-156.

202. Шейкин Ю. И. Актуальные проблемы музыкальной этнографии Северной Азии // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989.-С. 3-24

203. Шуранов В. А. «Мелодическая вертикаль»: к представлению понятия // Кавказ сквозь призму тысячелетий. Парадигмы культуры: Материалы Первой международной научно-практической конференции, СКГИИ. -Нальчик, 2004. С. 63-67.

204. Шнеерсон Г. М. Алеаторика //Музыкальная энциклопедия М.: «СЭ»,1978. - Т. 4. - Кол. 93-94.

205. ЩипачёваН. В. Чвитха: проблемы фактуры, лада и формообразования // Дипломная работа. — Новосибирск, 2006. 83 с.

206. Щуров В. М. Основные особенности южно-русской народной музыкальной культуры // Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. -М., 1974. -26 с.

207. Элыыек О. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка // Теоретические проблемы народной-инструментальной музыки: Сборник рефератов-М.: Музыка, 1974 -С. 28-29.

208. Юсфин А. Г. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки // Проблемы лада: сб. ст. / Сост. К. И. Южак. М.: Музыка, 1972.-С. 113-150.

209. Ямпольский И. М. Агогика // Музыкальная энциклопедия. М.: «СЭ», 1973.-Т. 1. - Кол. 49.

210. Ямпольский И. M. Регистр // Музыкальная энциклопедия. — М.: «СЭ», 1978.-Т. 4.-Кол. 581-582.

211. Кауфман Д. Българско народно многогласие // Изследования: Музы-кално-научен алманах «Киприана Беливанова» (година втора) /Институт по фолклор, БАН. София: Изд-во «ХАЙНИ», 2004. - С. 123-130.

212. Кауфман Н. Златоградски преди половин век // Изследвания: Музы-кално-научен алманах «Киприана Беливанова» (година втора) / Държавна музикална академия Панчо Владигерова. София: Изд-во «ХАЙНИ», 2004.-С. 115-124.

213. Falvy Zoltan Mediterranean culture and troubadour music. — Budapest: Akademiai Kiado, 1986. -216 c.

214. Schneider M. Geschichte der Mehrsimmigkeit. Historische Studien, T. 1. — Berlin, 1934.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.