Зеркало как общекультурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Дегтярёва, Ольга Александровна

  • Дегтярёва, Ольга Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2002, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 138
Дегтярёва, Ольга Александровна. Зеркало как общекультурный феномен: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2002. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Дегтярёва, Ольга Александровна

Введение.3.

Глава I. Функции зеркала в архаико-религиозной и мифологической традиции народов мира.11.

§ 1. Зеркало в культуре стран и народов Средиземноморского региона: Древний, Античный мир и Средневековая

Европа.11.

§ 2. Зеркало в культуре Дальневосточного региона: Китая и

Японии.20.

§ 3. Зеркало в культуре народов Средней Азии, сарматской культуре и обрядовой практике сибирских народов. —.•.31.

§ 4. Роль и функции зеркала в славянской культуре.37.

Глава 2. Смысл зеркала в инструментарии культуры.46.

§ 1. Декоративная и эстетическая роль зеркал.46.

§2. Зеркало как бытовая реалия современного дома: изменение его функций и смысла.53.

§ 3. Зеркало - инструмент формирования Я - концепции и самосознания.64.

§ 4. Роль зеркала в организации телесности. 67.

§ 5. Зеркало в современной женской культуре.—75.

Глава 3. Символический аспект зеркала.85.

§ 1. Зеркало в философском осмыслении мира.87.

§ 2. Зеркало как символ и его роль в организации субъективного пространства.95.

§ 3. Зеркало в организации представлений об ином мире.99.

§ 4. Понятие зеркальности в формировании объективной картины мира.106.

§5.Символическая архитектоника зеркального пространства живописи.111.

§6. Мир Зазеркалья Л. Кэрролла. .121.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Зеркало как общекультурный феномен»

Актуальность научного исследования заключается в особом рассмотрении роли зеркала как культурного феномена в отличии от предметно - вещного анализа. Этот подход даёт возможность исследовать культуру в её конкретно -динамическом функционировании и содержательном анализе её проявлений.

В работе представлен комплексный историко -культурный подход в рассмотрении этого феномена. Исследование построено на сопоставительном анализе разного типа источников. Представлена символика и функции этого предмета в культуре.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход в изучении зеркала, необходимо выйти за рамки уже сложившегося знания. Важно систематизировать имеющиеся знания о данной вещи и показать историческую изменчивость и динамику этого предмета в культуре, определить понятие зеркала как инструмента культуры, его место и исторический смысл. Эта вещь отражает мировоззрение эпохи, имеет множество смысловых оттенков и органическую связь с другими вещами.

Сегодня зеркало требует нового переосмысления. Для нас видится необходимым не только показать историю и меняющиеся функции предмета в культуре, но, и, исходя из тесксговой перегруженности, мотивировать обращение к зеркалу. Возникший интерес к этому предмету сегодня объясняется особым отношением человека и вещи в культуре. В настоящее время очевидно стремление к научному осмыслению мира вещей. XX век в своих основных проявлениях дал нам возможность рассмотреть перемены, происходящие в культуре и тенденции её развития. В связи с этим необходим: анализ вещизма, который мы трактуем как особую ориентацию культуры, при которой человек строит своё благополучие, окружая себя миром вещей. Это явление даёт нам толчок для выяснения причин и истоков данной формы культуры. Вещи становятся формой человеческого существования в современной культуре, они создают искусственный мир, определяют потребности и желания, компенсируют недостатки и покрывают дефициты в обществе. Зеркало, в ряду других вещей, помогает исследовать это особое развитие человека во вне, в предметную реальность, которая объясняет мотивы поведения, целевые установки и специфику результативной формы человека в культуре нашего времени.

Само понятие вещизма отражено в ряде культурологических и философских концепций, в которых высказаны разные точки зрения на это явление. Наличие подобных исследований о роли вещи создают необходимость анализа и формирования собственной позиции. Каждый новый этап требует переосмысления социокультурного опыта, функции и роль вещи в истории мировой культуры. Исследование зеркала в этой связи создаёт возможность избежать излишней абстрактности и ввести в поле зрения целый ряд связей и отношений, ускользающих от внимания.

Безусловно, зеркало являлось предметом: изучения многих научных дисциплин: и истории, и литературы, и архерлогии. Каждая из них даёт важный и интересный для науки материал в понимании этого предмета. Так, зеркало-предмет рассматривалось историками как исторический объект, археологами как предмет определённой временной фазы. В связи с этим следует упомянуть работы Б.А. Литвинского, Х.М. Мухитдинова, Е.И.Лубо-Лесниченко и других учёных, которые внесли немалый вклад в изучение зеркала и представлении его как предмета материальной культуры. Зеркало рассматривалось также и как бытовая реалия и как предмет декоративно-прикладного искусства. Это наиболее полно отражено в работах С.Н.Поповой, А. Червякова, М. Ямпольского, Д. Молок, в трудах учёных, которые объяснили назначение и функции зеркала в быту и попытались рассмотреть его как высокохудожественный предмет. Потребление этой вещи вызвано не только его функциональным применением, но и физическими качествами этой вещи. Но зеркало иолифункционально и даёт богатый материал для разностороннего изучения. Зеркало является не только бытовой реалией, но и компонентой и предметом мифов, где оно тесно связано со светом: (солярной символикой) и способно удержать опыт человеческого сознания в памяти. В данном случае мы ссылаемся на обобщающие мифологические исследования Дж. Фрезера. Зеркало как художественный образ представлен в работах, С.Золян, А. Вулиса. В исследованиях этих учёных рассматриваются «литературные» и «искусствоведческие» зеркала.

Различные подходы в изучении зеркала обусловили некую дискретность в рассмотрении этого предмета. В каждом предложенном исследовании представлен лишь один из возможных подходов в исследовании этого предмета. Так, в работе Э.Шавкунова «Зеркала в магико-религиозных обрядах древности и средневековья» реконструируется начальный этап становления традиции зеркала как общекультурного феномена. С.Попова рассматривает только историю происхождения и эволюцию зеркал. Л.Столович изучает зеркало как семиотическую, гносеологическую и аксиологическую модель. Комплексный подход предлагается в работах, посвящённых семиотике зеркала, где дана попытка осмыслить функции и символику этого предмета в современной художественной культуре. Зеркало как семиотический знак представлен статьями Тартусского Государственного Университета, где рассматривается не только семиотика зеркала, но и принцип зеркальности.

Несмотря на большое количество работ, посвящённых изучению зеркала, научная новизна диссертационного исследования выражена в анализе зеркала в контексте различных культурологических и философских концепций через призму возникающих виртуальных опосредований современной культуры. Зеркало даёт нам одно из первых таких опосредований в образе. Изучение разнообразных смыслов и значений зеркала в истории культуры является опытом рассмотрения этого предмета как одного из явлений, присутствующих в культуре и сопровождающих человека.

В связи с этим объектом исследования становится история мировой культуры в её целостности и взаимосвязях отдельных сторон, исследованных и ещё неисследованных связях и отношениях. Самые разные науки обращены к этому объекту, который, оставаясь общим, имеет несовпадения по содержанию предмета исследования.

Предметом данного исследования становится зеркало не как вещь или физическое явление, а как культурный феномен со своим набором качеств и отношений. При всей взаимосвязности форм научного исследования, они отличаются предметом изучения, методологически вычлененном, «организованном» в определённом смысле «созданным» учёными.

Представим структуру данного исследования. Работа состоит из трёх глав. В первой - представлен исторический аспект зеркала- вещи: рассматривается история развития зеркала как бытовой реалии и культового предмета в культурах Древнего, Античного мира и средневековой Европы. Кроме того сопоставляются функции и символика зеркала в культуре стран и народов Дальневосточного региона, в культуре народов Азии и славянской культуре, анализируется символика зеркала в религиозных представлениях и обрядовых практиках.

Зеркало как материальный объект обладает рядом эстетических качеств. Эта его сторона позволила использовать этот предмет не только в качестве бытовой реалии, но и как деталь интерьера, имеющую техническое и мировоззренческое значение.

Археология и этнография дают основание для многих концепций в понимании этого предмета. Это отражено в истории культуры. Однако тема потребовала сближения жанров. С одной стороны, нельзя упускать из вида этнографический материал, который занимает особое место в понимании функций и символики этой вещи и требует воспроизведения. С другой стороны, потребовалось освещение функций зеркала в текстуальной культуре и выявление его нового смысла в современном мире. Об этом пойдёт речь во второй главе нашего исследования. Данное исследование включает в себя попытку объяснить вещной мир XX века. В культуре ушедшего столетия проблемой вещи занимались некоторые французские структуралисты. - Ж. Делёз в работе «Логика смысла», Ж. Бодрийяр в «Системе вещей», М. Фуко в монографии «Слова и вещи». В работе представлено осмысление вещи в современной культуре. Мы попытаемся из анализа вещи в указанных произведениях найти то, что объясняет включённость и востребованность зеркала современной культурой. Взгляд на зеркало-вещь в культуре XX века будет являться также предметом рассмотрения. Основной вопрос, на который предстоит ответить: как складываются отношения вещи и человека в культуре, как взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга вещи и человек, как и зачем человек создаёт и удерживает вокруг себя вещи. Ответить на эти вопросы помогают исследования, получившие название постмодерна. Для современной культуры само понятие «вещь» меняет свой смысл и функции. Для нас важно не только рассмотреть точки зрения постмодернистов на вещь, но и показать, какие смысловые оттенки проявляются в зеркале-вещи.

Б параграфах второй главы рассматривается также роль зеркала в инструментарии культуры. Этот предмет выступает инструментом формирования Я - концепции и самосознания человека. Велика роль этой вещи в организации. Зеркало выступает инструментом, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. телесности и женском и н с т р у м е н т а р и и куль т у р ы.

Поскольку важным фактором культуры является психика личности, то именно зеркало позволяет нам, оставив свой опыт, выйти за пределы и сформировать новое, иное представление о человеке. «Неисследованное», «неразвёрнутое» - это то психическое состояние человека, которое нам может отразить зеркало. Здесь важную роль играет воображение. Если бы не существовало этого важного свойства нашей психической деятельности, то не было бы зеркальности как свойства, которое человек усилил до целенаправленной предметности, которое он опредметил. Зеркало играет огромную роль в формировании и становлении психики личности, что доказывают исследования, что доказывают исследования Ж-П. Сартра и Ж.Лакана.

Тема зеркала интересна ещё и тем, что она не только позволяет нам рассмотреть отражённый нам мир во всём его многообразии, но и введена в структурные отношения человека к этому миру, что оказалось одной из проблем трагического существования личности. Изначально в культуре зеркало было связано с женскими божествами и являлось атрибутом женской культуры. Нами будет доказана связь зеркала с женщиной, где оно не только выступает как магический символ, но и совершает кардинальную операцию: с помощью этого предмета мы отделяем себя от всего остального мира. Зеркало интересно не только как предмет и инструмент культуры, но и вещь, с помощью которой идёт не только формирование человека, сопровождение и отражение его жизни. Зеркало является инструментом жёсткого удержания человека во времени, в том числе и в его финальной стадии.

Важно отметить ещё один аспект рассмотрения зеркала. Этот предмет не только являлся отражением человека и его отношения к миру, в котором: он живёт, оно не только включено в систему других вещей и наполняет окружающее пространство. Зеркало интересно не только как предмет, отражающий быт человека и его психику, но оно является также символической частью культуры. И в этом смысле его роль и значение велико. Зеркало не только многозначный и многосмысловой предмет, но и включающий в себя символическую компоненту. В настоящее время мы сталкиваемся со сближением: понятий культуры: и её символической части. В данной ситуации, зеркало - ключевая вещь, которая показывает очевидный смысл символической стороны вещей, потому что зеркало в реальной жизни способно не только удовлетворить потребности, связанные с материнским Доносом (это характерно для любой вещи ), но в нём заключено ещё нечто большее, способное удовлетворить запросы сегодняшней ситуации в мире. Поэтому история зеркала, его функциональная роль -это история важных перемен и метаморфоз в культуре. О символической сущности зеркала также пойдёт речь в третьей главе исследования. Мир искусства, литературных произведений, живописных полотен наделяет этот предмет ещё одной функцией - символической. Материалы, приведённые в указанной главе, позволят проследить, какова символическая сущность этого предмета и какими новыми свойствами наделяет зеркало символическая культура и ответить на вопрос: что есть зеркало-символ.

Зеркало - важный предмет, связанный с историей формирования виртуальной реальности, явилось своеобразным «мостом» между «нашим» и «тем» миром. Оно стало формообразующим элементом нашей ментальности. Зеркало в этом смысле образует особый путь, качественно другой - оно являет нам иной мир. В связи с этим понятие «зеркала» функционально значимо для культуры, поскольку не только даёт понятие «зазеркалье», но и создаёт логически последовательную ступень в портретировании мира, являясь важным условием его удвоения. Зеркало способно изменить человеческое существование, вторгаясь в целостность мира и приобретает некий мистический ракурс толкования. Мистика зеркала представлена литературными произведениями, где этот предмет, сохраняя своё основное назначение, становится инструментом освоения невидимого мира. Зеркало предстаёт перед нами не как механизм фиксирования сходства, а как иной, другой мир, стоящий по ту сторону реального.

Резюмируя сказанное, сформулируем основную цель данного исследования - выявить и объяснить символику и функции зеркала в их эволюционной последовательности, представить зеркало как полифункциональный предмет, имеющий множество смыслов и символических значений. Опираясь на различные виды источников и анализируя их, представить зеркало не только как вещь, предмет, но и как символическую часть культуры. Одной из задач нашего исследования являлось рассмотрение символики и функции зеркала в культуре различных народов мира и представление эволюции взглядов на эту вещь, включая современность.

На сегодняшний день нас интересует не столько история этого предмета, сколько те изменения, которые произошли в осмыслении и понимании зеркала. Это объясняется той ситуацией, которая возникла сегодня. Зеркало -■ семантически богатый предмет, дающий возможность не только отражать мир реальный, но и скрывающий в себе мир ирреальный.

Исходя из выше поставленной цели, сформулируем задачи исследования:

1. представить историю зеркала как историю важных метаморфоз в культуре;

2.показать значение зеркала в философской постмодернистской концепции и методологический смысл её о т д е л ьных ас п е к т о в;

3.рассмотреть зеркало как инструмент формирования Я-концепции и самосознании человека;

4.представить зеркало как один из первых предметов, участвующих в обозначении и формировании виртуального мира;

5. осмыслить зеркало как предмет, организующий символическое пространство человека, в котором он живёт и ф у н к ц и о н и р у е т;

6. основываясь на анализе различных культурных зон, определить роль и значение зеркала в архаико - религиозной традиции народов мира.

Разножанровость и многоликость в изображении зеркала потребовали в диссертационном исследовании особых методов работы с материалом. Поднимаемые в диссертации вопросы указали на необходимость таких методов работы с материалом, которые дали бы возможность сочетать разностороннее конкретного историко -- художественного материала с его философским методологическим: осмыслением. В рамках указанного подхода используется комплекс исследовательских методов: конкретно - исторический,

10 сравнительно - исторический, комплексно - синтетический в их взаимодействии для выявления наиболее значимых явлений в синхроническом и диахроническом измерении. Так, конкретно - исторический метод позволяет нам с особым вниманием отнестись к фактам, предметному материалу разных культур и эпох в их таковости. При сравнительно-историческом подходе мы находим специфические особенности того или иного культурного региона, своеобразие которых даёт повод для разговора о современной ситуации и выделение её как особой. Соединение художественного видения с философским концептуальным: объяснением, этнографической справки с социологическими комментариями, культурологического анализа с пониманием психологического развития личности даёт нам комплексно -синтетический метод. Для решения многих вопросов диссертации автор сталкивался с необходимостью обращения к философским приёмам анализа и концептуальным подходам к проблеме.

Многосторонний подход в рассмотрении зеркала как феномена культуры представляет ценность для решения ряда прикладных и теоретических задач. Данное исследование обогащает научно - методическую базу исследовательской и аналитической работы специалистов, связанных с изучением «вещного мира». Представляется возможным: использовать положения и выводы диссертации при разработке лекционных курсов по теории и истории культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Дегтярёва, Ольга Александровна

Заключение.

Проведённое нами исследование, построенное на сопоставительном анализе различного типа источников, дало возможность подойти к рассмотрению зеркала сточки зрения историко-культурного комплексного подхода. Данная работа показала, что зеркало - это не только бытовая реалия или физически данное тело, но и общекультурный феномен. Зеркало даёт новый аспект в отражении общественной жизни человека. Многообразие его функций и значений связано с разнообразием выражаемых им идей.

Уже в античной культуре этот предмет приобрёл ряд различных смыслов и значений. Он выполнял защитную и очистительную функции, роль оберега, был связан с идеей вечной жизни и красоты. Переосмысление функций зеркала происходит в Европе: одновременно выступая атрибутом Богородицы, оно прочно входит в магию и чернокнижье. Зеркало полифункциональная вещь, сферой применения которой является не только обиход, погребальный обряд и магия.

Анализируя символику и функции зеркала в различных цивилизационных очагах и культурных зонах, мы приходим к выводу, что зеркало в культуре Дальневосточного, Азиатского региона, в культуре славян имеет единую общекультурную символику с Европой. Зеркало являлось в этих культурах космогоническим предметом, оно было тесно связано с потусторонним миром, с жизнью и смертью человека. Тем не менее, каждый культурный регион имеет характерную специфику в осмыслении свойств этого предмета. Так, например, в китайской культуре особо выделяются очистительные функции зеркала, его связь с обретением бессмертия, а в Японии- его связь с государственностью, где зеркало является императорской регалией. В традиции народов Средней Азии зеркало обладает способностью отражать свет божественного солнца, оказывать благотворное влияние на всё живое и изгонять нечисть, что говорит об особой магической силе зеркал. В славянской культуре этот предмет является символ удвоения действительности, граница между земным и потусторонним миром. Зеркало мы можем рассматривать и как мифологему, где оно активный участник мифов. Зеркало -мифологема дублирует функциональное и смысловое значение зеркала - предмета: оно готово отразить душу человека и является входом в потусторонний мир; этот предмет обладает магическими качествами. В сущности же функции зеркала в различных культурных очагах совпадают, что объясняется основными его свойствами. В этом причина универсальности этой вещи. Все вышеперечисленные функции зеркала обусловили его использование в архаико-религиозной и мифологической традиции народов мира.

Зеркало само по себе как материальный объект обладает рядом эстетических качеств. Эта функция позволила использовать его не только как бытовую реалию, но и деталь интерьера, где оно раскрывает свою эстетическую функциональность и служит элементом украшения интерьера. Зеркало в современной культуре раскрывается в ряде новых смыслов и значений. Это стало возможным благодаря постмодерну, в котором вещь рассматривалась как объект культуры. В связи с этим этот предмет переосмыслен и включён в серьёзный разговор на языке существующей сегодня культуры. Зеркало - вещь сегодня тесно связано с понятием «функциональность», оно точно соответствует приспособленному строю и человеческим потребностям. Но оно может являться элементом некой игры и комбинаторики и рассмотрено как симулякр в современной культуре, где оно теряет подлинность и становится «псевдовещью». Зеркало готово увеличивать пространство без увеличения видимости пространства, создавая ложную иллюзию. Тем самым оно получает новое толкование в эпоху технологических изобретений.

В современной культуре этот предмет играет важную роль в становлении предсозиательного «я» и восприятии тела как своего, являясь инструментом формирования самообраза и самоидентификации. Оно выступает инструментом, формирующим наш образ и наше самосознание. Зеркало является посредником:, формирующим встречу детского сознания с миром, эта вещь разрывает симбиотическую связь ребёнка с матерью. Тем самым зеркальная оптика может быть рассмотрена как инструмент психоанализа. Зеркало также выступает механизмом организации нашего тела в пространстве, напоминая о присутствии субъекта в этом: мире, оно предъявляет виртуальное положение тела (я-там), являясь средством возможного превращения (или возвращения) субъекта в объект. Зеркало - это инструмент самоидеитификации личности, оно организует наше психом:им:етическое пространство и может нарушить единство «я» и привести к трагическому восприятию мира.

Зеркало играет большую роль в философском осмыслении мира, где зеркальный образ уточняет и наполняет наше сознание. Кроме того, оно даёт возможность свободы в корректировке нашего образа и тела и является инструментом свободного выбора и преобразования нашего «я».

В существующей сегодня культуре зеркало - вещь приобретает ещё одно значение как инструмента женской культуры. Этот предмет является знаком визуализации и репрезентации женщины, который даёт множественные, зависящие от ситуации, различные мои «я». Зеркало, представляя визуальный образ, выступает личностным экраном, оно демонстрирует то, как воспринята женщина культурным взглядом. Хотя в женской культуре сегодня происходит десакрализация этой вещи, тем не менее, оно необходимо женщине. Интерес к этому предмету был снижен в советское время в женской культуре в связи с тем, что женщина, избираемая по своей природе, была востребована лишь как «рабочая сила» государством, обществом, семьёй и работала часто в «мужском пространстве», в котором этот предмет не являлся необходимым:. Сегодня отношения между зеркалом и женщиной изменились, и этот предмет, получая новые смыслы и значения, сопровождает женщину. Зеркальная поверхность даёт возможность подвергнуть вуайрестическому самоисследованию и становится предметом формирования её имиджа.

Зеркало выступает как форма особого участия в культуре и имеет особый статус: это одновременно и вещь функциональная и символическая. Обращение к символической составляющей зеркала объясняется текстовой перегруженностью культуры. В связи с этим зеркало требует перередакции и переосмысления, являясь частью символической культуры. Этот предмет семантически богат, поскольку даёт возможность не только отражать мир реальный, но и скрывает в себе мир ирреальный. Зеркало непросто соотносится по структуре с текстовым дублем мира, но и предлагает качественно другой (иной) мир. Оно включает в себя скрытые невидимые смысловые значения и несводимо только к художественному образу. Символическая значимость зеркала, вводимая в культуру, действует как принцип организации пространства и существования в мире. Этот аспект зеркала проявляется в том, что эта вещь введена в сюжетном и смысловом отношении в мир живописи и литературы:, который мы можем рассматривать как символический. Зеркало выступает как организующее символическое субъективное пространство. Символическая сущность зеркала обнаруживается во множестве примет и предостережений, где зеркало в символическом пространстве помогает строить отношения между прошлым и будущим, между одним человеком и другим. Этот предмет символически представляет наше временные пробеги и выступает символом внутреннего осознания времени. Зеркало в символическом: мире литературы имеет субъективное пространство авторской позиции и художественного произведения, в котором эта вещь выступает как принцип научного ориентирования всех понятий и суждений, соотносимых с субъективностью.

Зеркало символически может быть представлено как предмет объективного манипулирования пространственным соотнесением и рассмотрено как символ подлинной истинности. Эта вещь готова представить исходный мир и мир отражённый, соотносящий пропозиции. Зеркало указывает истинную сущность человека, из чего проистекает новая его модальность - сущностная. Зеркало, обнаруживая свой предел, готово лишить человека моральных качеств, создавая его по зеркальному образцу, и зеркальный императив может погасить человеческие отношения. Зеркало - предмет представлено в работе как символ иного м:ира. Эта вещь может выполнять роль переправы в мире волшебной сказки, оно выступает как текстообразующий приём, имеющий различные модальные проявления-временное и пространственное. Зеркало, выступающее символом иного мира, может являться предметом именного выражения, как концепт имени и выполнять функцию двойника, давая возможность взаимодействию и взаимопроникновению двух миров.

Живопись наполняет зеркало новой символической составляющей. Оно выступает формой проявления антроиологизации и символом особого ориентирования на себя, символического Я в мире, что создаёт человеку самодостаточность и самозамкнутость. Исходя из перечисленных символических значений, отметим, что зеркало - это не просто предмет, приём, принцип, инструмент, а ориентир понятий и суждений, связанных с миром невидимых значений.

Зеркало представляет собой границу организации между мирами, где существует зеркальная симметрии, и замена правого - левого становится знаками структурной переорганизации пространства. Понятие «зеркало» функционально значимо для культуры, поскольку создаёт логически последовательную ступень в портретировании мира. являясь формой удвоения, и даёт нам пространство Зазеркалья, которое оказалось производным от зеркала. Мир Зазеркалья выступает ходом к анализу смысла общепринятых понятий и суждений. В этом смысле зеркало явилось ключом к пониманию невидимых и незамеченных значений, дающий выход к поиску смысла вещей.

Таким образом, зеркало обладает многими значениями в культуре: познавательное значение зеркала, где оно средство познания и самопознания, говорят о гносеологических функциях этого предмета. Зеркало может быть рассмотрено как ценность и антиценность, и в нём: могут транслироваться различные ценности - всё это свидетельствует об аксиологических возможностях зеркал. Нет сомнений в утилитарной ценности зеркал [Столович А.Н. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель. Тарту, 1 988,с.48]. Итак, зеркало представлено как сложный полифункциональный предмет, включающий в себя понятие «символа» и «инструмента» культуры. В связи с этим оно обладает множеством функций и значений в культуре. Этот предмет не только сам по себе выполняет определённые функции, но и при помощи него был найден особый аспект рассмотрения реального мира. Принцип зеркальности в науке, философии доказывает, что зеркало - важный предмет рассмотрения мира. Подсказанное человеку естественной гладкой поверхностью воды, металла, искусственное зеркало явилось не только продуктом культуры, но и её строителем. Играя многообразные роли в культуре, оно тем самым содержит в себе различные культурно - исторические значения.

В перспективе дальнейшего исследования может быть представлен анализ принципа зеркальности в философии и культуре. Данный аспект даёт возможность, отталкиваясь от рассмотрения зеркала как материального объекта, найти новый ход в исследовании. Возможно осмысление зеркальности как преодоления эстетического императива и снижение роли механистической образности в объяснении человека и мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Дегтярёва, Ольга Александровна, 2002 год

1. Абрамян Л.А. Первобытный праздник и мифология. -Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1 983.-231 с.

2. Азадовский М.К. Источники «Сказок» А.С.Пушкина и фольклор. /Литература и фольклор. Л.: Худож. лит., 1 938. -с.65-105.

3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Начало общей психологии.Т. 1. (ч,1.). Вып.1: Поддается ли сознание разгадке? Методологическое вступление. СПб.: СпбПО. 1999.

4. Баранов И.Г. Черты народного быта в Китае (народные праздники, обычаи, поверья)./ Вестник Манчжурии. Харбин. 1928.-№9.

5. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XYIII-XIX в. Л.: Стройиздат, 1977,- 128с.

6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности./

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. . М.:1. Искусство, 1979.- 423с.

8. Бауэр В. Зеркало.// Энциклопедия символов. М.: Эллис Лак, 1995.

9. Библиотека русского фольклора.

10. Бовуар С. Второй пол.Т.1 и 2. Пер. общ ред. и всуп. ст. С.Г. Айвазовой,-М.: Прогресс, Спб: Алетейя, 1997.-с.832.

11. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет,2000.- 390с.

12. Бодрийяр Ж. Система вещей./ Пер. с фр.и сопроводит.статья С.Н.Зенкина.- М.: Рудомино, 2001.- 390с.

13. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей./ Дагмар Гейдова, Ян Дурлик, Л Кибалова и др.; Введ. Карла-Гейнца Клингенбурга.- Прага.: Артия,1988,- 496с.

14. Борисова И.И., Рождественский В.И. Зеркало.//БСЭ.- 3-е изд. М., 1972,- Т.9,- с.5 14-5 15.

15. Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в 1 первой половине XYIII века. -Петроград, 1918.

16. Божеяров И. Невский прспект.Т. 1.- СПб, 1903.

17. Бредихина Л Репрезентационные практики в «женском» искусстве Москвы/ Альчук А. Женщина и визуальные знаки. М.: Идея-Пресс,2000. с.215-241.

18. Делёз Ж. Логика смысла./Пер. с фр.- Фуко М. Theatrum philosophicum/ Пер. с фр. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998,- 480с.26,Евсюков В. Нефритовый заяц -луна,// Азия и Африкасегодня.-1 9 87.-JN»l .-с.47-50.

19. Жеребкина И.А. «Прочти моё желание. Постмодернизм.

20. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000,- 251с.

21. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XYI- XYII столетиях. Кн.1. Государев двор, или дворец. М: Книга, 1990.-416с.

22. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. -СПБ.: СПбГ АК, 1 996. 264с.

23. Кармин А.С. Культурология. СПб.: издательство «Лань», 2001.- 832с.

24. Кенин Лопсан М.В. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX - начало XX века. Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1987,- 162с.

25. Кириченко Е. Русский интерьер 30-х -60 -х годов XIX столетия.// Декоративное искусство СССР,- 1970.-№7,- с. 3946.3 6. Ко ст омаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XYI и X YII столетиях. -М.: Республика, 1992,- 5 76с.

26. Кузнецова Т.М. Восточные музыкальные зеркала.// Петербургский Археологический вестник.-1 993.-№7.-с. 82-87.

27. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997,- 640с.

28. Купер Дж. Зеркало./ Энциклопедия символов. Книга IY. Ассоциация духовного Единения. М.: Золотой век, 1995.-е. 98-100

29. Кучумов A.M. Русское декоративно- прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.: Художник РСФСР, 1981.- 379с.

30. Лаврова М. Китайские зеркала Ханьского времени./ Материалы по этнографии. Л, 1 927.T.IY. Вып.1.

31. Лакан Ж. Стадия «зеркала» и её роль в формировании функции «я»/ Инстанция буквы, или Судьбы Разума после Фрейда. М.: Логос, 1997,- с7-14.

32. Лисевич И.С. Древние мифы глазами человека космической эры.// Сов. этнография. 1976,- №2,- с. 139-1 51

33. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних ферранцев.// Сов. этнография 1964.-№ 3.» с. 97-105.

34. Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект.// Труды по знаковым системам. Тарту, 1 988.- Т.XXII. . с.6-25,- (Уч.зап./ Тарт.ун-т; Вып. 831).

35. Лосев А.Ф. Философия имени/ Лосев А.Ф. Из ранних произведений.- М.: Правда, 1990.-с. 655

36. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.-623с.

37. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры.// Труды по знаковым системам: .- Тарту, 19 87.-Т. XXI. с. 5-17. (Уч.зап./ Тарт. ун-т; Вып. 754).

38. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуре. Таллинн.: Александра, 1992.

39. Лубо- Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины: к вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. .- М.: Наука, 1975,- 167с.51. .Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма .- СПб.: Алетейя,2000. 347с.

40. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001,- 566с.

41. Мацокин IT.П. Японский миф об удалении богини солнца Аматерасу в небесный грот и солнечная магия./ Изв.Вост.фак.ГДвУн-та. :Влдивосток, 1 921, Т.66. Вып.З.

42. Миримский И.И. Эрнст Теодор Амадей Гофман./ Гофман.Э.Т.А. Избранные произведения в 3-х томах.Т. 1. М.: Гослитиздат, 1962,- 5 90с.

43. Михайлова Т.В. В постели с «Огоиьком»./ Женщина и визуальные знаки. Под ред. А. Альчук.- М.: Идея Пресс . -с. 144-152.

44. Молок Д.Ю. Метаморфозы зеркала. Сообщения Гос. Музея изобр искусств им. А.С. Пушкина.-1 991.->fe9

45. Мухитдинов Х.М. Статуэтки женского божества с зеркалом из Саксонахура // Сов.этнография .-1973,- № 5 .-с.99-108.

46. Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. М: Наука, 1983.- 261с.

47. Павленков Ф. Зеркало./ Энциклопедический словарь. -СПб.: Эрлихъ, 1899,- 2925с.

48. Папюс А.Ж. Чёрная и белая магия. М.: АО «Политекст», 1993,- 238с.61 .ПодорогаВ. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов. М.: изд фирма «Ad Marginem», 1995.- 339с.

49. Попова С.Н. История зеркал.// Вопросы истории 1.982,-№5.-с. 1 84-1 89.

50. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала.// Наука и религия.-1998. 1.- с. 14-17., №2 -с.26-29.

51. ЛТронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы:этнопсихологические очерки. -М.: ВиМ, 1 985 .-399с.

52. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. -Л.: Наука,1946,- с.360.

53. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора./Под ред. Г.К. Косикова,- М.: Изд-во МГУ, 1993.-512с.

54. Рифтин Б. Дянь-Му./ Мифы народов мира. Энциклопедия. -М.: Рос. энциклопедия, 1994. Т.1. -с.418.

55. Рыбаков Б.А. Сбыт продукции русских ремесленников в X -XIII веках. Учёные записки МГУ.Кн.1. -М.: изд-во МГУ, 1946. Вып 2.

56. Савченкова Н.М. История двойника (Версии)/ Символы в кульутре.- СПб.: изд-во СпбГУ, 1992.-с. 105-115.

57. Сариади В.И. Зеркала Древней Бактрии.// Сов. археология.-1981.1.- с.288-293.

58. Сартр Ж-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука,2001.- 320с,

59. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. -М.: Республика,2000,- 640с.

60. Симонова -Гудзенко Е.К. О появлении богини Аматерасу в японском пантеоне.// Сов. этнография. 1 9881.-с.98-11 0.

61. Смирнов К.Ф. Бронзовые зеркала из Мечетсая./ История, археология, этнография Средней Азии. -М.:Наука, 1968.-с.367.

62. Смирнов К.Ф. Сарматы.// БСЭ,- З-изд.-М., 1975.-Т.22.-с. 599.

63. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории и истории культуры. -М.: Интерпракс, 1991.- 271с.

64. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников: русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1982,- 290с.

65. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. - М.: Сов, художник, 1984.-296с.

66. Столович Л.Н. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель.// Труды: по знаковым системам. -Тарту, 1988.- Т.XXII . -с. 45-52.(Уч.зап./ Тарт. ун-т; Вып.831).

67. Темпл Р. Волшебные зеркала./Курьер. Научный гений Древнего Китая.-1988.-№11.

68. Тодоров Цв. Теории символа./ Перевод с фр.Б. Нарумова. -М: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1988.-408с.

69. Толстая С.М. Зеркало./ Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.- с. 195196.

70. Турчин В. Зеркало: пунктир истории.// Декоративное искусство СССР,- 1987.-№5.-с.31-37.

71. Уманский А.П. Зеркало из Рогозихи.// Алтайская правда.-1986.-8 мая.

72. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии./ Пер. с англ М.: изд-во ACT, 1990,- 784с.

73. Фрейд 3. Теория либидо и нарциссизм./' Введение в психоанализ. Лекции. -М.: Наука, 1991

74. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. Пер с фр. и вступ ст.Н.С. Автономовой. СПб.: АОЗТ «Талисман»,!994 -405с.

75. Хазанов A.M. Религиозно- магическое понимание зеркал у сарм:атов.// Сов. этнография. -1964. -№3. -с. 89-97.

76. Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк- путеводитель./ Гос. Эрмитаж,- Л.: Искусство. Ленингр.отд-ние., 1986,- 140с.

77. Червяков А. Оловянные зеркала XYIII века.//Декоративное искусство СССР.-1975.-№1-.с. 54-56.91. .Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных древности и Средневековья. Владивосток: СССР,1.990,- 38с.

78. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1975, с. 162

79. Шибутани Т. Социальная психология. М.: 1969,- 535с.

80. Этюды об изобразительном искусстве./ Алпатов М., Аленов М., Баранов А. и др. 2-е изд. - М.: Просвещение, Владос, 1994,- 192с.

81. Ямпольский М Что отражает зеркало.// Декоративное искусствоСССР,-1987.-^5,- с.31-3 7.

82. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Гл. ред. вост.лит. изд. «Наука», 1984,- 248с.

83. Источники ( литературно- художественные произведения и их переводы на русский язык).

84. Андерсен Г.Х. Новое платье короля./ Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик: Сказки и истории./ Пер. с датского. СПб.: Азбука, 2001. - с. 59-65.

85. Андерсен Г.Х. Снежная королева./ Андерсен Г.Х. Русалочка: Сказки и истории./ Пер. с датского. СПб.: Азбука,2001 с. 71-108.

86. Апулей. Метаморфозы и другие сочинения: Пер. с лат.// Сост. и научн. подг. текста М. Гаспарова. М,: Худ. лит., 1988,- 399с.

87. Борхес Х.Л. Письмена бога./Сост., автор вступ. статьи и прим. И.М. Петровский. М.: Республика, 1994,- 510с.

88. Гоголь Н.В. Страшная месть./ Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 7-м:и томах.Т.1. Вечера на хуторе близ Диканьки. Под ред. С.И. Машинского и М.Б. Храпчеико. М.: Худож. лит., 1976.-с.139-177.

89. Крылов И.А. Каиб./ Собрание сочинений в двух томах. Т.2. .- М.: Правда, 1969.-е- 356-387.

90. Кэрролл JI. Алиса в стране чудес и Зазеркалье. М.: Наука, 1978.

91. Кэрролл Л. Приключения Алисы. Пер. с англ.- М.: Эксмо-Пресс, 2002,- с. 154-312.

92. Ю7.Кэцзю Чжан. Разбилось зеркало./ Китайская пейзажная лирика XIII- XIY веков .- М.: изд-во МГУ, 1 984.-е.37-38.

93. Нефритовая Гуаньинь. Новеллы и повести эпохи Сун (XXIII в.).- М.: Худ. лит., 1972.

94. Овидий Публий Назон. Элегии и малые поэмы .- М.: Худ. лит., 1973.

95. Пушкин А.С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях./ Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах Т.З. -М.: Худ.лит., 1 975.-е.3 10-324.

96. Чёрный кот и разбитое зеркало. Русские народные бытовые приметы, М.: Отечество, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.