Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв.: по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Тикас Чеперке Оршойа

  • Тикас Чеперке Оршойа
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 148
Тикас Чеперке Оршойа. Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв.: по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Санкт-Петербург. 2011. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тикас Чеперке Оршойа

Введение.

Глава I. Статус женщин в семейной жизни старообрядцев.

1.1. Семейная структура старообрядцев после раскола.

1.2. Формирование семейного уклада беспоповского старообрядчества на Севере и Северо-Западе Европейской России в ХУ1П в.

1.2.1. Поморцы.

1.2.2. Федосеевцы.

1.3. Женщина в беспоповском семействе.

1.3.1. Брачники.

1.3.2. Безбрачники.

Глава 2. Женщина в старообрядческой общественной жизни.

2.1. Роль женщин в сохранении традиции и культуры своей группы.

2.2. Роль старообрядок в сохранении культуры вне семейной жизни.

2.2.1. Состав религиозных функций, отправляемых старообрядками и их число.

2.2.2. Возрастной, семейный и социальный состав женщин, отправляющих религиозные функции.

2.2.3. Влияние норм семейно-брачных отношений на старообрядок, отправляющих религиозные функции.

2.3. Статус старообрядок, отправляющих религиозные функции.

2.3.1. Престиж отправления религиозных функций для женщин-старообрядок.

2.3.2. Отношение старообрядческого общества к старообрядкам, отправляющим религиозные функции.

Глава 3. Статус старообрядок вне своего сообщества во второй половине XIX - начале XX в.

3.1. Старообрядчество и российское государство во второй половине XIX -начале XX в.

3.2. Отношение государства к старообрядкам, отправляющим религиозные функции.

3.2.1. «Опасные» старообрядки.

3.2.2. Государственные ограничения религиозной деятельности женщин-старообрядок.

3.3. Отношение государства к женщинам, живущим в своеобразном старообрядческом семейном укладе.

3.3.1. Женщина-старообрядка в российской общественной структуре

3.3.2. Государственные акты, регулирующие старообрядческий семейный уклад.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв.: по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний»

Актуальность исследования.

Общепринятым является мнение, что сегодня цивилизация в тендерном плане меняется от традиционных норм, в рамках которых доминантная роль принадлежала мужчинам, к более патрнёрским, справедливым отношениям полов в» семье и обществе. Современная наука уделяет значительное внимание всестороннему изучению данного явления. Чтобы понять его причины и черты, исследователи обращаются к тендерным отношениям самых разных культур в прошлом и настоящем.

С рубежа XX - XXI вв. в российской науке начинает проявляться устойчивый интерес к тендерной тематике, что преследует цель решения проблем, возникающих при трансформации половых ролей в современном > российском обществе. Таким образом, изучение традиционных российских тендерных норм представляет собой определенную актуальность. Значительную роль в этом процессе играют гуманитарные науки, в том числе этнография.

Закономерно и обращение при изучении данной проблематики к старообрядческой конфессиональной группе, которая занимала значительное место в российском обществе на протяжении нескольких этапов его истории. Особенно это важно сегодня, когда российская наука освобождена от идеологического давления, в том числе и официально-православного и антирелигиозного, что даёт возможность получить объективную картину старообрядческой культуры.

В рамках изучения тендерной тематики исследователями отмечается, что хотя церковь и является очень консервативным социальным институтом, роли мужчин и женщин в ней все же меняются. Тендерные нормы могут изменяться в любой конфессиональной группе и по разным причинам, но, в большинстве случаев это происходит из-за определенных прагматических интересов.

В отношении старообрядческой конфессиональной группы всегда подчёркивается, что женщина в ней занимала более значимое место, чем в православном социуме. В XIX в. В. В. Андреев, используя подход народников в изучении статуса женщин-старообрядок,1 и П. С. Смирнов, один из крупнейших официальных православных исследователей истории старообрядчества, согласились в том, что статус старообрядок интересовал исследователей, отыскивающих в связи с этим «и защиту „старинной славянской равноправности" двух полов и самобытную проповедь либеральной женской эманципации».2 То же мнение было высказано московским историком В. В. Керовым в 2006 г. на конференции «Женщина в старообрядчестве»? Данная диссертация посвящена исследованию статуса женщин в старообрядческом сообществе, безусловно, являющемся актуальным в сегодняшней российской науке.

Объектом исследования является старообрядческое сообщество во второй половине XIX — начале XX вв. на Севере и Северо-Западе европейской России.

Предметом исследования является статус женщин в беспоповском старообрядческом сообществе.

1 Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории. М., 1870.

2 Смирнов П. С. Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола. СПб., 1902. С. 14.

3 Керов В. В. Место женщины в старообрядческом сообществе и предпринимательстве //Женщина в старообрядчестве: Материалы междунар. Науч.-практ. Конф , поев 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск, 2006. С. 14.

Степень изученности темы.

В историографии данной тематики чётко выделяются три периода: дореволюционный, советский и современный. Не все работы относятся к региону исследования, но содержащиеся в них материалы и имеют непосредственное отношение к нашей тематике.

Дореволюционная историография. Внимание к ней в российской-историографии стало проявляться со второй половины. XIX в., когда историческая' наука стала начала более важную роль в политической^ и общественной жизни в России, нежели ранее, а власть пыталась использовать историческое исследование в своих интересах.4 Православная Церковь и российское* государство всегда стремились защитить общество' от влияния, других религий, в том числе от старообрядческой догматики. Коронной администрацией Российской империи старообрядчество всегда рассматривалось как не желательное явление в российской действительности и с ним стремились всяческие покончить.5 Итак, российская власть и Православная Церковь по разным причинам, но всё-таки в равной степени были заинтересованы в манипулировании, статистическими* данными, в оказании влияния на'выводы исследователей нарелигиозную тему.

В России, как и в других странах Европы, до конца XVIII в. в исторической науке не обращалось особого! внимание на женскую тему. И лишь в начале XIX в. Возник, интерес к изучению статусного положения женщины, стали анализировать такие традиции и обычаи, как менструация, рождение детей, воспитание девочек, женская хозяйственная* деятельность и т. д.6 В России в начале XIX в. женская тема тесно связывалась с изучением семейной обрядности, много внимания обращалось исследователями на

4 Наумова Г. Р. Историография истории России. М., 2009. С. 223-225.

5 Ершова О. П. Старообрядчество и власть. М., 1999. С. 84.

6 Пушкарева Н. Л. Тендерная теория и историческое знание. СПб , 2007. С. 345. биографии знаменитых женщин в истории. Таким образом, постепенно расширялся круг вопросов, связанных с этой тематикой. Например, славянофилами рассматривалось роль женщины в крестильных, свадебных и похоронных обрядах, либеральными юристами - проблемы их правового положениям России, этнографами - статус женщин в семье и в обществе.7

Естественно, что исследователи не могли не обратить вниманя на такую значительную группу российского общества, как старообрядчество. Работ, которые- были бы посвящены исключительно- вопросам статуса женщин-старообрядок, в данный период не появилось. Однако в. некоторых из них авторы затрагивали этот вопрос, однако на их выводы довольно сильное влияние оказывала официальная идеология. В этом отношении надо сослаться на исследования П. G. Смирнова, доцента Духовной Академии Санкт-Петербурга, исследователя русского раскола, который рассматривал его как болезнь Российской Православной Церкви. В 1902 г. в Духовной Академии в Санкт-Петербурге он выступил с докладом «Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола», который затем вышел в свет в виде книги.8

В. первой, главе П. С. Смирнов при, помощи статистических данных, ссылаясь на цифры первой всеобщей переписи 1897 года, доказывал, что среди старообрядцев женщин пропорционально всегда было больше, нежели мужчин. Во второй главе он проанализировал причины этого соотношения, в связи с чем рассмотрел характеристику активности женщин в церковной жизни в России вообще и после раскола, в частности. Исследователь указал, как старообрядцы использовали женскую религиозную активность для своих целей. Чтобы показать важность женщин в старообрядчестве, им были подробно проанализированы причины высокой грамотности среди женщин

7 Пушкарева. Н. Л Тендерная теория и историческое знание. СПб., 2007. С. 11-17.

8 Смирнов П. С Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола. СПб., 1902. старообрядок, выяснено, какие религиозные функции они отправляли и как женщины пропагандировали старую веру в православном обществе России. Мнение исследователя о том, что старообрядческое учение пропагандируется в основном женщинами, доказывалось историческими и статистическими материалами. Однако нам представляется, что автор преувеличивал роль женщин-старообрядок в. борьбе против Российской Православной Церкви. Существенным недостатком работы является также её слишком общий характер и очевидное позитивное пристрастие автора к Православной Церкви.

В дореволюционных исследованиях доказывалось и позитивное значение старообрядчества, что было отражением важной роли ряда" общественных факторов: крестьянский вопрос, деятельность народничества и др. Особую позицию в вопросе о статусе женщин-старообрядок занимали народники, которые рассматривали культуру этой конфессиональной группы как одну из бытовых форм русской'народной жизни. Они пытались доказать, что её особенности могут быть полезны для улучшения народной жизни в России.

Так, в книге В. В. Андреева^ «Раскол и его значение в народной русской истории: исторический очерк» подчёркивалось, что г старообрядцы являются наиболее трезвой и работящей и при этом самой грамотной частью российского крестьянства.9 Обращаясь к вопросу о статусе женщин, автор придерживался точки зрения, что в старообрядчестве он более высок, чем в православном сообществе. Утверждалась им и важность роли беспоповских женщин в распространении старой веры.10 По мнению В. В. Андреева, до принятия христианства на Руси между двумя полами существовало равноправие, и именно эта традиционная социальная свобода женщин

9 Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории исторический очерк. СПб., 1870. С. III.

10 Там же. С 251 -253. сохраняется старообрядцами, благодаря чистоте и аутентичности их старинной веры.

С точки зрения народников занимался культурой старообрядчества видный деятель народнического движения и этнограф А. С. Пругавин. Он написал книгу под названием: «Раскол и сектантство в русской народной жизни».11 Старообрядчество в ней рассматривается- с точки зрения юридического и экономического положения народа. В четвёртой главе «Темные и светлые стороны раскола», автором- на основе этнографических материалов убедительно доказывалось, что одним из положительных явлений старообрядчества является,его семейный быт.

Говоря о положении женщин в беспоповских согласиях, А. С. Пругавин отмечал, что статус женщин и мужчин не только в семейной, но и в общественной жизни одинаков: «Муж и жена, совершенно равноправные лица. И тот, и другой имеют одинаковое право и в собраниях, и в жизни. На собраниях женщины являются в тех же ролях, как и мужчины, т. е. поют псалмы и песни, говорят проповеди, импровизируют молитвы, комментируют и уясняют смысл священнаго писания. Дома они не только хозяйки, но и вообще полновластные лица. Короче, в семье, фактически существует полнейшая равноправность между всеми».12

Обратился к вопросу о статусе женщины-старообрядки профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии И. Ф. Нильский. В двухтомнике «Семейная жизнь в русском расколе», опубликованном в 1869 г., он на основе исследования архивных материалов дал исторический анализ формирования и истории семейной жизни старообрядческих сообществ разных, регионов Российской Империи. Им приведены точки зрения старообрядческих согласий по одному из важнейших вопросов: нужно ли вступать в брак или

11 Пругавин А. С. Раскол к сектантство в русской народной жизни. М., 1905.

12 Там же. С. 87. должно жить в безбрачии. Сопоставляя мнения разных направлений (поповцы, беспоповцы, федосеевцы и поморцы) по данному вопросу, автор детально проанализировал, как изменялось мнение старообрядцев относительно брака после раскола, во время преследований в ХУ11-ХУ11Гвв. и после их окончания в XIX в. Им было рассмотрено, как старообрядческое мировоззрение обосновывало принципе семейной жизни в своих группах и как их учение осуществлялось на практике до первой половины XIX в.13 Несмотря на то, что в книге И. Ф. Нильского мало информации именно о статусе женщин-старообрядок, его исследование по оформлению основ брачных отношений у старообрядцев, может служить исходным пунктом для тендерных исследований этой конфессиональной группы.

В отношении этнографических работ следует упомянуть исследование Н. Е. Ончукова. Заметки о своих путешествиях по территории Низовой Печоры он изложил в книге, которая называется «О расколе на Низовой Печоре», опубликованной в 1902 г. В ней говорится о брачной жизни старообрядцев, описываются некоторые обряды и подробно рассматриваются причины высокого статуса женщин сообщества, функции, которые они отправляли в духовной жизни и влияние высокого положение женщин на мужчин.14

Далее в ряду работ этого рода надо отметить книгу И. С. Абрамова: «Старообрядцы> на Ветке. Этнографический очерк», опубликованную в Санкт-Петербурге в 1907 г. В данной книге анализируются материалы, которые собирались среди поповских старообрядцев Могилевской губернии. Детально анализируются религиозные функции, которые отправляли и поповские и беспоповские женщины, обращено внимание на условия и

13 Нильский И Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., 1869.

14 Ончуков Н. Е О расколе на Низовой Печоре СПб , 1902. С. 1-5, 14. эффективность их деятельности этого рода.15 В первую очередь, отмечается, что обучение детей грамоте является, безусловно, заслугой женской религиозной деятельности. Однако исследователь отметил и то, что дети читать текст и понять его смысл не могли. Поэтому И. С. Абрамов пришёл к выводу, что роль женщины-старообрядки в религиозной жизни общества-является неоднозначной.

В отношении дореволюционной историографии следует сказать, что внимание- на статус женщин- в беспоповском старообрядчестве обращали представители самых разных научных направлений. Несмотря на то, что некоторые из них были подвержены значительному идеологическому влиянию (например, исследование П. С. Смирнова), работы данного периода всё же могут дать основополагающую информацию для изучения данной проблематики.

Советская историография. Если сравнивать предыдущий период с советским временем, следует отметить, что характер работ, посвященных старообрядчеству, значительно изменился,, причиной чего было влияние идеологического и политического факторов, и в первукь очередь антирелигиозная направленность советской идеологии. Немногие работы, которые появлялись по этой тематике, должны были служить пропагандистическим целям. Старообрядчество изучалось главным образом в контексте антифеодальных движений XVII - XVIII вв. Незначительное число трудов советских исследователей имеют отношение к нашей тематике, но далеко не всегда они имели объективный характер.

Занимаясь культурой старообрядчества, некоторые авторы уделили внимание нашей проблематике, но территория их исследования находится вне региона наших исследований. Сотрудник Иркутского Краеведческого музея А. М. Попова в 1925 — 1927 гг. вела сбор материалов в районах

15 Абрамов И. С. Старообрядцы на Ветке. Этнографический очерк. СПб , 1907. С. 14-16 расселения семейских Забайкалья. Он был опубликован в книге в 1928 г. под названием: «Семейские». В ней описываются особенности хозяйственно-экономического быта этой конфессиональной группы, их материальная и духовная культуры, в том числе рассматривается семейная жизнь. А. М. Попова отмечала, что главную роль в семье играл отец, но при этом велика была значимость женщины в доме, особенно в воспитании детей. Поэтому автор пришёл к выводу, что положение женщин в старообрядческой семье было достаточно противоречивым.16

Ярким примером- исследования антирелигиозной направленности советского периода является работа А. С. Долотова. Он собрал значительный материал по семейским старообрядцам на территории Бурятии, опубликованный в 1931 г. в виде книги под названием: «Старообрядчество в Бурятии»}1 Как видно из её подзаголовка: «Борьба против религии, борьба за социализм», она имела явный идеологический характер. В ней рассмотрены различные стороны старообрядческого быта, касающиеся семейной жизни. Особо подчёркивалась исключительная власть отца в семье в дореволюционном периоде, а отношение к женщинам в семейной жизни в это время сравнивалось с современным отношением.

Исследование В. Г. Карцова «Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России» было посвящено всему российскому старообрядчеству. Оно вышло в свет в 1971 г., автор поставил задачу показать в нём «социально-экономические корни раскольнического движения как религиозной оболочки народного антифеодального движения».18 Для нашей тематики интересна вторая часть работы, которая

16 Попова А. М. Семейские. Верхнеудинск, 1928. С. 18.

17 Долотов А. С. Старообрядчество в Бурятии. Верхнеудинск, 1931.

18 Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. Калинин, 1971.

С 10. содержит главу под названием «Раскольническая община», в которой автор описывает семейный уклад и поповцев и беспоповцев. Поповская семья, согласно его выводом, сохранила патриархально-феодальные черты, в ней все члены рассматривались как рабочая сила. Соответственно, отношение к женщинам представлялось практическим: «Красота приглядится; а щи не прихлебаются. Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее».19

В. Г. Карцов. рассматривает в первую очередь свободную скитскую жизньI после раскола беспоповцев, затем характеризует особенности формирования семейной жизни разных групп, в том. числе поморцев, федосеевцев и филипповцев. Описывается обряд заключения брака, который совершали поморцы без священника, относительно федосеевцев отмечается, что многие женщины; несмотря на строгие правила безбрачной жизни, , имели детей. Характеризуется отношение в разных беспоповских группах к членам, заключающим официальный брак. В заключение автор приходит к выводу, что старообрядка имела большую свободу, чем официально-православная женщина. В этом отношении подчёркивается, что женская свобода касалась не только религиозной, но и хозяйственной, жизни; в том числе в, сфере торговли.

Исследования- советской историографии, занимающиеся нашей проблематикой, были подвержены очень, сильному идеологическому влиянию, поэтому из них можно получить мало информации по нашей.теме.

Современная историография. Политическая и общественная перестройка в 80 - 90 годы XX в. оказала значительное влияние на историографию постсоветской России. Она освободилась от идеологического давления и в современной российской науке появились новые точки зрения и новые научные методы, направления исследования, в том числе тендерное.20

19 Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста. С. 88.

20 Наумова Г. Р. Историография история России. М., 2009. С. 449.

Естественно, что значительно изменились взгляды исследователей на религиозную проблематику. Немалую роль в этом сыграло? принятие российского федерального закона о свободе совести; ш религиозных объединенный в 1997 г. После перестройки исследователи религии больше но были; ограничены рамками антирелигиозной идеологии, благодаря чему появились новые направления, в изучении религиозной истории России. Эта ситуация не могла не коснуться исследований; раскола? и феномена старообрядчества- как этнографической, так и иной направленности:: исторической, социологической; философской, политической и .т. п.21

Что касается женской; проблематики, прежде всего следует отметить, широкое: распространение междисциплинарного подхода в: современной: науке, включающего историю; социологию; антропологию, этнографию- и психологию, что оказывает существенную помощь в изучении социальных трансформаций, тендерного характера. В' настоящее время значительно возросло количество работ, посвященных женской теме в культуре старообрядчества. В них выделяются три? научных подхода: этнографический; тендерныйи: междисциплинарный.

Этнографический подход, делает акцент на описание семейного быта, обрядности и материальной культуры; которые имеют/ непосредственное отношение'к, женской тематике;

Этой тематике посвящена работа Т. И; Дроновой: «Русские староверы-беспоповцы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец Х1Х-ХХ вв.)», которая вышла в свет в 2002 г. В ней детально рассматривается процесс формирования и развития старообрядчества на Южной Печоре. Обряды крещения, свадьбы и погребения старообрядческих групп анализируются с точки зрения сохранения и поддержания религиозной общины. В главе«Крещение и исповедь в обрядовой практике»доказывается,

21 Ершова О. П. Старообрядчество и власть. М., 1999. С. 60. как изменился у старообрядцев половой состав духовных деятелей, в том числе наставников, духовных руководителей общества, в до- и послереволюционное время. Снижение доли мужского состава в 1930-х гг. среди старообрядческих лидеров, автор объясняет падением религиозности мужчин.22 В связи с этим, анализируются причины изменения роли женщин в религиозной жизни, которые становятся наставницами после 1930-х гг. В главе «Родимая обрядность, младенчество-отрочество», показано, как изменялось отношение к детям' и подросткам по мере их взросления, как происходила их дифференциация по полу. В этом отношении* исследователь приходит к выводу, что к мальчикам обращались как равным членам общества, при подчинённом положении девочек.23

Весьма плодотворной представляется нам работа О. М. Фишман: «Жизнь по вере: Тихвинские карелы-старообрядцы», вышедшая в свет в 2003 г. Автор книги анализирует этноконфессиональную историю тихвинских карелов севера-запада России. Подробно рассматривается формирование федосеевского согласия на Севере России. Работа интересна тем, что она рассматривает феномен нерусского* старообрядчества, и ценна использованием исторических- и этнографических источников. В данной монографии привлекается1 очень богатый этнографический материал,. в том числе полученный с помощью интервьюрирования, большая часть которого была проведена автором.

Детально освещается черты старообрядческой религиозной жизни, тщательно анализирует структуру общины и рассматривает, какие функции могли отправлять женщины в общественной жизни, и насколько эффективна была их деятельность.

22 Дронова Т. И. Русские староверы-беспоповцы: конфессиональные традиции в обрядах'жизненного цикла (конец Х1Х-ХХ вв). Сыктывкар, 2002. С. 74.

23 Там же. С. 192.

Среди работ этого направления необходимо отметить монографию Ю. В. Аргудяевой, посвященную старообрядчеству Дальнего Востока России.24 Автор, привлекая богатый архивный и экспедиционный материал, собранный в разных районах Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, рассматривает историю местных старообрядцев с середины XIX до начала XX вв., условия, их жизнедеятельности и основные черты хозяйственной культуры. Подробно анализируется численность, структура семьи на старообрядческую семейную жизнь: заключение брака; семейно-бытовой уклад, воспитание детей. Характеризируется роль, женщины в сфере домашнего производства, статус молодых женщин в семье, участие женщин в отправлении обрядов, описываются свадебные, родильные и похоронные ритуалы. Однако автором не отмечено влияние конфессиональной специфики на эти сферы жизни.

Богатый этнографический полевой материал привлекается в монографии М. П. Татаринцевой: «Старообрядцы в Туве: историка — этнографический очерк», которая вышла в свет в 2006 г. В ней описывается переселение старообрядцев в Туву и формирование старообрядческого сообщества на данной территории, рассматриваются основные черты их быта, фольклор и духовная жизнь старообрядцев: В главе «Особенности образа жизни и культуры старообрядцев» дается подробный анализ особенностей старообрядческой жизни, описывается, какие обязанности были у женщин в доме, и как они делали их между собой, как муж и жена относились друг к другу, отмечается, что жена могла жаловаться на мужа наставнику сообщества.25

Тендерная тематика фигурирует и в ряде других работ, посвященных старообрядчеству. Е. С. Данилко в* своей книге: «Старообрядчество на

24 Аргуцяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000.

25 Татаринцева М. П Старообрядцы в Туве: исторический-этнографический очерк. М., 2006. С. 107.

Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры», опубликованной в 2002 г., описала историю формирования данной старообрядческой группы и охарактеризовала'ее основные черты, причём в главе «Религиозная традиция и специфика быта» специально обратилась к тендерной проблематике. Анализируя положение* женщины в этом сообществе, она пришла к выводу, что женщина «всегда занимала достаточно высокий статус в конфессиональной общине. Любое традиционное общество, как известно, обладает определённым набором- полоролевых, тендерных стереотипов, согласно которым функция сохранения и> консервации, культуры связывается с женским».26 Автор не только описала данный1 тендерный стереотип, но* и проанализировала его социальные корни, показывая, как он реализируется и как влияет на жизнь старообрядки и её семьи. Таким образом, несмотря на краткость этой части книги, автор безусловно углубляет наше представление по данному вопросу:

К теме положения женщин в старообрядческих обществах обращались и некоторые иностранные исследователи. Среди них особо отметим Ирину Паерт, опубликовавшую1 в 2003 г. книгу «Old, Believers, religious dissent and gender in Russia, 1760-1850». «Старообрядцы, религиозный раскол и гендер в России)». Темой её' исследования стала жизнь беспоповских старообрядческих обществ в* Москве и Санкт-Петербурге со времени правления Екатерины Великой до Николая 1-го: их догматика, экономическая деятельность и общественная организация. Эта книга для изучения проблем отношения к женщинам, в старообрядчестве, с нашей точки зрения, является основополагающей.

В первой главе «Молитва и протест: Истоки беспоповских старообрядцев в России, 1656-1760: Историческая справка» автор

26 Даннлко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002.

С. 118. рассматривает исторические предпосылки раскола, в России в XVII1 веке, объясняет, почему в то время старообрядцы настаивали на безбрачии и задает вопрос, как при этом они сумели* сохранится и передавать свою веру от поколения к поколению.

Во второй главе «Рассколъники в Новом Вавилоне: старообрядческие общества в Москве, 1760-1840» и в*пятой «Левиафан и его дети: отношения-между Русским государством и старообрядцами; 1815-54» рассматривается, каким образом менялась политическая^ обстановка в России с 1760 по 1854 гг., и как это повлияло1 на атмосферу идеологии старообрядчества и> практику их брака, тендера и сексуальности. Наконец, автор делает вывод, что чем более интенсивными^ были взаимоотношения старообрядцев с православными, тем менее были строгими правила, касающиеся', брака и деторождения.

В третьей' главе «Чистота и гендер: отказ от половой жизни и Федосеевская религия» и четвёртой «Таинство сердца: брак, семья и гендер в Поморской дискурсии» И. Паерт характеризует различия между федосеевцами и поморцами, двумя основными* течениями- в беспоповском старообрядчестве; относительно их взглядов на-брак, сексуальность, и роль женщин и мужчин. Федосеевцы настаивали на.строгом безбрачии, поскольку, по их мнению,.это является единственным путем к спасению, в то время как, согласно догматике поморцев, безбрачие таковым не являлось и поэтому следование ему не имеет никакого значения. Автор подробно выявил, в какой связи находятся учения о браке старообрядцев и отцов христианской церкви.

В работе подчеркивается, что связь между старообрядцами и.российской властью значительно повлияла на старообрядческое воззрение на брак. И. Паерт выделяет два его фактора: внутренний и внешний. Внутренний фактор показывает, как сформировались воззрения этого рода и как они изменялись внутри общины староверов; внешний показывает, как изменение политической ситуации повлияло на идеологию и практику старообрядчества. Свои выводы, автор иллюстрирует примерами, большей частью, взятыми из истории общества Преображенского кладбища в Москве. Вюпределенном отношении; его выводы очень схожи с теми., к ко торым в свое время пришел II. Ф. Нильский в работе «Семейная жизттт» в русском расколе».

В современных работах тендерная проблематика рассматривается в самых разных аспектах: этнографическом; историческом, источниковедческом, этнографическом^ экономическом, иконоведческом, литературном и т. д. В; этом отношении примечателен сборник статей «Женщина в старообрядчестве», включающий материалы международной научно-практической конференции, которая; состоялась в Петрозаводске в 2006 г. В опубликованных в ним докладах содержатся материалы по старообрядческим сообществам, как на территории России, так и зарубежных стран. Авторами привлекались самые разные источники — исторические письменные материалы, статистические данные, изобразительные, фольклорные:материалы; предметы материальной кулыуры. Данное издание содержит квинтэссенцию взглядов на положение; женщины в старообрядческих обществах.

После обозрения* тендерных работ, рассмотрим ещё: один научный; подход - междисциплинарный; который является достаточно плодотворным для изучения; данной- темы. Междисциплинарный подход, переступая границы между разными научными областями, связывает их аспекты; и методыи даёт более широкую перспективу исследования:,

В качестве примера такого рода сошлёмся на работу А. Д. Карнишева и А. И. Помурина, ((Этнопсихология старообрядчества>>.21 Авторы рассматривают старообрядчество Забайкалья в психологическом плане с

27 Карнышев А. Д. и Помурин Н. Н. Этнопсихология старообрядчества. Иркутск, 2004. особым акцентом на экономическую психологию. Исследование утверждает важность и< позитивность религии и: религиозности с точки зрения психологии, которая; даёт смысл человеческой жизни. Рассматриваются конфессиональные: особенности менталитета, в том числе у старообрядцев^ особое внимание обращается на их отношение к труду.

В работе также анализируются» роль . семьи, как основы; старообрядческого общества;, роли, женщин^ и мужчин, взаимоотношение между, супругами; положение; мальчиков, и девочек в семье и в обществе; и оценке их труда. Сравнивая положение мальчиков и девочек, авторы пришли к выводу, что дети уже: в раннем детстве: осознают стереотипные роли. полов.28

Историографический обзор показывает, что в различных науках, в том числе этнографии постепенно усиливался интерес к женской тематике,, что и привело к формированию тендерного подхода; как такового. Его сегодняшняя популярность даёт возможность более тщательного изучения статуса женщин в. старообрядчестве. Однако, несмотря на обширность имеющейся к настоящему времени , литературы, посвященной статусу женщин в старообрядческих!, обществах, нашил знания по этой, тематике: остаются фрагментарными: Причина этого заключается в том, что разными научными подходами акцент делается на одни особенности жизни женщин, в то время как другие остаются без внимания.

Целью диссертационного исследования является выяснение совокупности факторов, определявших статус женщин в беспоповском старообрядческом сообществе на территории Севера и Северо-Запада Европейской России во второй половине XIX в., и проверка гипотезы, что старообрядка имела более равноправное положение с мужчинами, чем

28 Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста. С. 77. православные женщины традиционного российского общества, находившиеся в подчиненномположении.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: А рассмотреть реализацию традиционных женских функций в беспоповском старообрядческом сообществе; ^ проанализировать разные условия формирования и выполнения новых женских функций; отличающихся от традиционных; описать, при каких условиях было возможно одновременно выполнять разные женские функции и в семейной, и в общественной жизни.

Хронологические рамки работы включают вторую половину XIX и начале XX вв. до принятия Манифеста о веротерпимости 1905 г. Нижняя временная граница - последнее десятилетие царствования Николая 1-го — определяется тем, что это было время сугубо отрицательного отношения государства к старообрядчеству, в частности с признанием незаконности брачных отношений в их сообществе. С государственными реформами 18601870-х годов, начался медленный процесс правовой и« общественной нормализации, его- жизни. € 1874 г. при определенных условиях брак старообрядцев признавался законным. Верхняя граница — 1905 г. -обусловлена прекращением всяких государственных ограничений, стоящих перед деятельностью и жизнью старообрядческой конфессиональной группы. Исследуемый период - время относительно стабильного функционирования старообрядчества в дореволюционный период российской истории.

Территориальные рамки исследования охватывают Север и Северо-запад Европейской России. Особенное внимание обращается на Санкт-Петербургскую, Новгородскую, Вологодскую и Олонецкую губернии. Выбор территориальных рамок продиктован, во-первых, постоянным присутствием старообрядцев в данном регионе с самого начала возникновения этой конфессии, во-вторых, активной деятельностью центров старой веры на данной территории.

Методы исследования.

Известный американский- антрополог Маргарет Мид, изучавшая закономерности мужских и женских социальных ролей,1 стереотипы маскулинности и женственности, выдвинула гипотезу, что отношения полов в любом обществе являются социально и культурно обусловленными, а не биологически детерминированными.29 В связи с этим ею утверждалось, что на тендерные стереотипы оказывают влияние культура и социум, т. е. различные сферы социальной деятельности. Французская писательница Симона де Бовуар, в своей книге «Второй пол», являющейся библией тендерного исследования, заявляла, что человек не рождается женщиной, а становится ею.30 В нашем исследование определяющее значение принадлежит тендерной тематике, в рамках которой рассматривается статус старообрядок, проявляющийся в характере взаимоотношений между полами в различных сферах старообрядческой культуры и вне сообщества.

Структурно-функциональный* анализ, потребовался, чтобы выявить женские функции, удовлетворяющие разным биологическим и культурным потребностям старообрядческой и российской общественной структуры. Историко-сравнительный метод использовался для выявления генезиса и трансформации женских функций под влиянием культурных, социальных, исторических и других факторов, и стал основным для определения особенных черт статуса старообрядки, отличающегося от статуса православной женщины, специфика ее семейной и общественной роли и ее юридического статуса. Тем же самым методом устанавливаются и

29 Мид М. Культура и мир детства. M., 1988. С. 310,402,411.

30 Beauvoir, Simone de. Amasodik nem. Budapest, 1969. С. 197. старообрядческое, и государственное отношение к женщинам. Статистическая методика была применена при обработке количественных данных для выявления на их основе тех или иных процессов.

Источниковая база

1. Нарративные материалы включают в себя архивные документы. Большинство Р1СТОЧников, использованных в диссертации, хранится в Российском Государственном Историческом Архиве, далее РГИА.

Одним из основных источников.стали «Отчёты о состоянии^ раскола», сделанные Министерством Внутренних Дел в 1853-1855 гг.Из фонда 796. оп. 136. д. 512, 555, 648. и фонда 1661. on. 1. д. 445. рассматривались отчёты Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний. Всероссийское государственное описание произвело тщательное всестороннее изучение старообрядчества того времени, в том числе его полового и социального состава, числа и места молитвенных зданий, дал описание деятельности их лидеров и борьбы миссионеров против этой конфессии. «Отчёт о современных положений раскола в Новгородской губернии за 1855-1860 гг.», включенный в фонд 797. оп. 25. отд. 2. ст. 1. д. 66., «Рапорты о расколе по Олонецкой епархии» 1876 и 1879 гг. из фонда 796. оп. 157. д. 138, оп. 158. д. 134, оп. 160, д. 1715. и ф. 797. оп. 21. д. 46127.: «По определению Святейшего Синода об откритых сектах Вологодской и Архангельской Губернии 1851-1856 гг.». носят также описанный характер, и являются гораздо менее подробными, чем отчёты 1853-1855 гг.

В диссертации используется документ Секретного Комитета по делам раскола: Ф. 1609. on. 1. д. 274.: «Дело о находящихся в Петербурге раскольнических богадельных домах» 1846 г., в котором не только учитывалось, какие дома, где и кем содержались, но и давалась информация об их строении и о половом, возрастном и социальном составе проживающих в них лиц.

В Ф. 1473 оп. 1. д. 35-37. собраны документы 1855-1858 гг., с просьбами о том, чтобы старообрядческий молитвенный дом М. Я. Боровской из Новгородской губернии, не закрывался. Этой же проблеме посвящен документ Министерства Государственного Имущества* 1855 г. в фонде 381. оп. 44. д. 23682. «Новгородская губерния по прошению*дочери ямщика Марии Боровской». В Ф. 381. оп. 44. д. 23682. представлен1 сборник документов Министерства Внутренних Дел и Министерства Имущества 1854-1855 гг. о помещении в монастырь старообрядки А. А. Богдановой.

В диссертации использовались документы, хранящиеся в Государственном Музее Истории Религии (ГМИР). Ф. 2. оп. 9. д. 104. «Секретное донесение И. Д. гражданского губернатора Олонецкой губернии В. Муравьёва» представляет собой краткую записку о современном состоянии раскола Повенецкого уезда 1854 г. Данный источник носит тот же самый характер, как вышеупомянутые отчёты и рапорты о расколе. Ф. К-1. оп. 11. д. 13. «Документы о борьбе старообрядцев» 1856-1888 гг. описывает разные дела о правах старообрядцев, в том числе о признании недействительным браков. Ф. 2. оп. 9. д. 97. «Проект правил о старообрядческих и сектантских общинах» 1905-1906 гг. описывает, какие права получали старообрядцы после принятия Закона о веротерпимости и новые организационные вопросы, появляющиеся в этой ситуации.

Сочинения старообрядцев, дошедших до нас в рукописном виде, хранящиеся в Рукописном отделе Российской Национальной Библиотеки (РНБ), также анализируются в диссертации. Ф. ОЛДП. Оп. 2. д. 876. включает в себя сочинение старообрядческого поморского деятеля И. Алексеева 1762 г. под названием «О таинстве брака». В деле (^-868. того же фонда «О самобрачии» описываются свои представления брачных старообрядцев в XIX в.

В диссертации также использованы этнографические описания г старообрядцев. И. С. Абрамов, собиравший материал о старообрядцах на территории Ветки в начале XX в., описал данные об их хозяйственной, семейной» жизни и о духовной культуре.31 В. Н. Майнов по результатам поездки по территории Обонежья и Карелии в 1877 г. дал информацию о материальной и духовной культуре старообрядцев и их фольклоре.32 И. Н. Ончуков, пробывший три недели в. Низовой* Печоре в 1902 г., опубликовал свои записки о хозяйственной и семейной жизни усть-цылемских старообрядцев и об их отношениях с Российской Православной Церковью.33 М. М. Пришвин в книге «В краю непуганых птиц», вышедшей в свет в 1907 г., дал не только этнографический, но и исторический очерк старообрядцев, живущих в Олонецкой губернии.34 С 2007 г. начата публикация материалов архивного фонда «Этнографического бюро князя В. Н. Тениилева» и в диссертации используется том, характеризующий бытовую жизнь русских крестьян-старообрядцев Вологодской губернии второй половине XIX в.35

Кроме этнографических описаний^ в диссертации анализируется ряд других письменных источников: С. А. Архангелов в работе «Среди I раскольников и сектантов Поволъжя», опубликованной в журнале «Русский^ Паломник», рассматривает историю очерк поповских и беспоповских старообрядцев и сект, описывает их легенды и рассказы, даёт очень ценную

31 Абрамов И. С. Старообрядцы на Ветке (Этнографический очерк). СПб., 1907.

32 Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.

33 Ончуков Н. Е О расколе на Низовои Печоре. СПб., 1902.

34 Пришвин М. М. В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края. СПб., 1907.

35 Русские крестьяне. Жизнь. Быт Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева Т. 5. Вологодская губерния. СПб., 2007. информацию о внутреннем строе беспоповского общества.36 В книге К. И. Казанского 1900 г. фигурируют статистические и исторические данные, характеризуются черты семейной и духовной жизни старообрядцев в Троицком приходе Каргопольского уезда Олонецкой губернии.37 Ф. В: Ливанов, изучавший, материалы Министерства Внутренних Дел, в 1869-1872 гг. опубликовал серию очерков и* рассказов о разных сферах быта старообрядческих и сектантских групп:38 О религиозной жизни 1 старообрядцев, живущих в Вологодской губернии, в том числе об их обрядах и взаимоотношениях с Российской Православной Церковью, написал священник И. В. Полянский, собравший эти сведения во время своей миссионерской деятельности в 1898 г.39- В. И. Ясевич-Бородаевская, член Русского Географического Общества, в 1912 г. опубликовала книгу «Борьба за веру», содержащую историко-бытовые очерки* разных старообрядческих согласий европейской части России и обзор законодательства по расколу.40

В диссертации используются и правительственные сведения по расколу. В книге Н. В. Варадинова, собравшего материалы в архивах Министерства Внутренних Дел с 1802 до 1855 гг., рассматриваются не только-данные-о 5 состоянии, и истории государственных распоряжений* по всем старообрядческим толкам и сектам, но и даются сведения об их отношениях.41 В. И: Кельсиев, русский революционер И'сотрудник Вольной

36 Архангелов С. А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. СПб., 1899.

37 Казанский К. И. О расколе в Троицком приходе, Каргопольского уезда. Петрозаводск, 1900.

38 Ливанов Ф. В. Раскольники и осторожннки. Очерки и рассказы. СПб., 1868-1872.

39 Полянский И. В. Записки миссионера вологодской епархии священника Иоанна Полянского. М., 1898.

40 Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству. СПб., 1912.

41 Варадинов H. В. История Министерства Внутренних Дел. Восьмая, дополнительная книга История распоряжений по расколу. СПб., 1863. русской типографии в Лондоне, в 1860-1862 гг. опубликовал: четырехтомный сборник правительственных материалов, содержавший статистические, исторические данные и старообрядческие материалы самых разных сфер жизни разных старообрядческих и сектантских групп.42

2. Документальные материалы, привлекаемые автором диссертации, представлены опубликованными текстами соборов старообрядцев- Среди них «Деяния первого и второго Всероссийских Соборов Христиан-Поморцев1909 и 1913 гг.», содержащие доклады, и протоколы соборов; касающиеся? самых разных вопросов старообрядческого поморского общества, в том числе иг о брачных отношениях и о статусе женщин;43 В 1913 г. В. Г. Сенатов опубликовал сборник материалов'Второго Всероссийского Собора, поморцев, посвященных вопросам о; старообрядческом браке, совершаемом без священника.44

3. Анализировались статистические данные, помещенные в «Памятной книжке Новгородской губернии», опубликованной Новгородским Статистическим Комитетом. В ней содержится ведомость о числе обоего пола1 старообрядцев поповских и беспоповских согласий, приемлющих и не приемлющих брак, по уездамигородамгубернии в 1893 г.45 Центральным; Статистическим Комитетом; Министерства! Внутренних Дел в 1863 г. опубликованы таблицы с данными о вероисповедании населения по

42 Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1860-1862.

43 Деяния Первого Всероссийского Собора христианского поморского церковного общества в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7417 мая в дни с 1 по 12. М., 1909.

Деяния Второго Всероссийского Собора христианского поморского церковного общества в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7421 сентября в дни с 8 по 17. М., 1913.

44 Сенатов В. F. Материалы для исследования вопроса о бессвященнословном браке. Саратов, 1913;

45 Памятная книжка Новгородской губернии на 1893 г. Новгород, 1893. губерниям Российской Империи, в том числе с указанным полового состава старообрядцев.46

Далее следует упомянуть о материалах РГИА. Фонд 381. оп. 44. д. 23558, 23586, 23616, 23646, 23658, 23672 включает себя документы под названием «Ведомость о родившихся, и умерших раскольниках из сословия' государственных крестьян». Данные, собиравшиеся каждой губернской, палатой Министерства-Государственных Имуществу разделялись на, группы: приемлющих брак, не приемлющих брака и обратившихся в Православие. Мы использовали данные из Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний 1850-1855 гг. Фонд 1473. оп. 1. д. 32. содержит документы Секретного Комитета по делам раскола, в том« числе и реестр приложения к журналам Комитета. Из них мы анализировали «Ведомость о числе раскольников разных сект в губерниях, областях и градоначальствах за 1850 г», где описывается отдельно число мужчин и женщин, приемлющих и не приемлющих брак по губерниям России. В д. 50. того же фонда содержатся тексты протоколов заседания «Особого Комитета по делам раскольников» от 23-го мая 1853 г., где обсуждался пересмотр существующих постановлений о раскольниках. Из фонда-. 1286. оп. 30. д. 1689. Департамента Полиции- Исполнительной Министерства Внутренних Дел использовалась «Ведомость о лицах, состоянии их под надзором полиции в Санкт-Петербурге за 1868 г». В нём описываются данные о лицах, живущих под надзором: причина, тип и место надзора, получение содержания от казны и аттестация поведения.

4. Ещё одним используемым в диссертации источником были нормативно-правовые акты и законы Российской Империи, касающиеся старообрядчества и его семейного права. А. М. Богословский, член Московского Окружного

46 Статистические таблицы Российской Империи, составленные и изданные по распоряжению Министра Внутренних Дел Статистическим отделом Центрального статистического комитета. СПб., 1863

Суда, составил сборник законов 1860-1881 гг. о расколе Святейшего Синода и Правительствующего Сената, в том числе гражданские, брачные и судопроизводственные.47 В 1899 г. С. В. Калашников опубликовал перечень духовных и гражданских законов третьей трети XIX в. о делах брачных и рождении. По поводу старообрядцев в нем излагаются правовые нормы о незаконных, недействительных и неправославных браках, о супружестве между православными и иноверными, и о расторжении браков.48 Также в диссертации' анализируются материалы Департамента Законов Правительственного Сената 1864 и 1874 гг., содержавшие законы XIX в. о браках раскольников, об их семейных правах, о способах их доказывания в официальной статистике.49 Из сводов законов Российской Империи рассматриваются правовые - акты, посвященные старообрядчеству, принятые во время царствования Николая 1-го.50 Д. В. Чичинадзе собрал законодательные документы о старообрядцах и сектантах Правительственного Сената и Святейшего Синода, в том числе о метрической записи их браков, рождения, смерти, о судопроизводстве брачных дел и по преступлениям против веры.51 В 1903 г. Д. Ф. Хартулари опубликовал обзор мероприятий Министерства Внутренних Дел по расколу с 1802 до 1882 гг., содержавший систематический пересмотр распоряжений,

47 Богословский А. М. Сборник законов о расколе: Извлеч. из Свода законов статей относящихся до раскола, разъясн. Канон. Правилами, указами Святейшего синода, Уставом духов. Консисторий, решениями Гос. сов. и Правительствующего сената. М , 1881.

4Ь Калашников С. В. Сборник духовных и гражданских законов по делам брачным и о законности рождения. Харьков, 1899

49 Россия. Государственный совет Департамент законов Материалы. М , 1864,1874.

50 Свод законов Российской Империи, повелением госуцаря императора Николая Павловича составленный. СПб., 1836, 1842.

51 Чичинадзе Д. В Сборник законов о расколе и сектантах, разъясненных решениями Правительствующего сената и Святейшего синода. СПб., 1899. посвященных старообрядчеству, в том числе их гражданские, религиозные, брачные и т. д. права в то время:52

5: Публикации: в периодической) печати, которые отражают некоторые аспекты женских функций; отправляемых в общественной жизни, также использовались в диссертации. В частности, это статьи «Церковного Вестника» - официального издания, Святешего Синода второй половины; XIX В; и; журнала- «Истина», издававшемся в третьей трети XIX в. и имевшем? ярко выраженную антистарообрядческукн направленность, духовного? журнала .«Странник», который» вел активную» религиозную деятельность в России с 1860 г.

Новизна исследования

В* диссертационном: исследовании' систематизируются; материалы северной и северо-западной: части Европейской России во < второй половине XIX в. до 1905 г., характеризирующие место женщины в старообрядческой культуре. До сих пор исследователи обращали мало внимания на" изучение статуса женщин в беспоповском старообрядчестве именно на этой территории и в это время. С учётом современных методологических подходов статус старообрядки рассмотрен, исходя из её функций; в семейной? "т • общественной жизни. Выявлены различные факторы, влиявшие на формирование и развитие разных ролей тендерного характера: В работе осуществлен анализ отношения и самого старообрядческого сообщества, pi российского государства к женщине, дан комплексный анализ проблем; относящихся к одновременному выполнению ролей старообрядки и в домашней сфере и на общественном поприще.

52 Хартулари Д: Ф. Обзор мероприятий Министерства Внутренних Дел по расколу с 1802 по 1881 г. СПб., 1903.

Практическая значимость.

Материалы и выводы диссертации могут использоваться для исследований по истории старообрядчества, религиозной политике российского государства и тендерной проблематике, а также при разработке общих и специальных курсов, предназначенных для студентов учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы прошли обсуждение на международных, всероссийских и региональных, конференциях: «Integration through History -Annual Conference of International Students of History Association» (Хельсинки, 2010), «Человек верующий в культурах России» (Санкт-Петербург, 2010),4 «Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» „Ломоносов - 2011"» (Москва, 2011).

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

Статья в журнале, рекомендованном ВАК для публикации результатов диссертационных работ:

Тикас Ч. О. О степени самостоятельности женщины в старообрядческом обществе (по материалам XIX в. Новгородской губернии) // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 2. - 2011. Выпуск 2. (Июнь) - С. 60-65.

Публикации в других научных изданиях:

- Tikäsz Cs. О. Old beliver women's functions in the Novgorod diocese in the second half of the 19th century // Carnival. Journal of the International Students of History Association. - Heverlee: 2010. Vol. 12. - C. 33-43.

- Тикас Ч. О. Старообрядческий тендерный строй - угроза общественному укладу царской России? // Материалы Международного Молодежного Научного Форума «Ломоносов 2011». -М., 2011.

Структура работы определяется последовательностью поставленных задач: диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Главными темами исследования стали женские функции, связанные с двумя основными сферами жизни: семейной и общественно-религиозной и в старообрядчестве.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Тикас Чеперке Оршойа

Заключение

Маргарет Мид, одна из первых противников биологического детерминизма в этнографической науке, утверждала, что в любом обществе1 роли мужчин и женщин определяются культурными и социальными факторами. Диссертационное исследование доказало, что это утверждение представляется правильным и в отношении беспоповского старообрядческого сообщества. Анализ статуса женщин, в данной группе во второй половине XIX - начале XX в. показал, что он формировался на основе, с одной стороны, конфессиональных, а с другой стороны, общероссийских факторов.

В этом отношении следует сделать вывод о том, что мнение П. С. Смирнова, о значительном влиянии психологического фактора на статус женщин-старообрядок, не подтверждается. Автор книги «Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола», утверждая, что женщина более религиозна, чем мужчина, и это было причиной высокого статуса женщин в старообрядческом сообществе. С одной стороны, конечно, нельзя не соглашаться с утверждением тендерной психологии, что женщина более чувствительна, чем мужчина. С другой стороны, всего 1% женских старообрядческих религиозных деятелей, из которых даже не все имели высокий статус, опровергает предположение о важной роли психологического фактора в данном контексте.

У беспоповцев основой их догматики было утверждение о царствовании Антихриста в российской православной церкви и, соответственно, этот тезис требовал избегания всяческих связей с ней. Предполагалось, что в беспоповском старообрядческом сообществе статус женщин отличался от официальных православных. Исходя из данного предположения, на котором основывалась основная задача диссертационного исследования, можно сделать следующее выводы.

Рассмотрение реализации традиционных женских функций в поморском и федосеевском беспоповских- старообрядческих сообществах показывает, что они значительно отличались. Поморцы подчеркивали важность продолжения рода, с их точки зрения-являющегося главным божественным законом. Отвергая службу православных священников, они« выработали свой венчальный обряд, чтобы обеспечить, выполнение главной- человеческой функции, в том числе женской - рождение детей.

Федосеевцы утверждали обратное - продолжение рода не важно для божественного спасения. С их точки зрения, первичным божественным^ законом представляется сохранение старой веры, требующей «чистой» жизни. По федосеевским законам рождающиеся дети не являлись членами общества, т. е. не были-старообрядцами. Таким образом, учение поморцев, относительно выполнения традиционных женских функций не отличалось от официальных православных. У федосеевцев же,' поскольку женщина не жила настоящей- семейной жизнью; существовали иные формы взаимоотношений полов, противоречащие традиционным'православным. Данные формы, дали женщинам, живущим по> этой причине* в безбрачии; совсем другой жизненный путь, отличающийся от традиционного официально-православного и поморского. Для* всестороннего изучения своеобразной женской жизни нужно исследование различных источников по федосеевскому согласию и сравнение их с поморскими и с официально-православными материалами.

Когда речь шла об условиях формирования и отправления новых женских функций, отличающихся" от традиционных, говорилось о женских функциях в религиозной жизни беспоповского старообрядческого сообщества. В любом традиционном обществе женщина является хранительницей семейного очага и играет важную роль в сохранении своей культуры. Женщина-старообрядка имела высокий статус, поскольку играла» значительную роль, в- сохранении старой веры. Тот факт, что она могла отправлять важные функции и в религиозной и в общественной' сфере, представлялось необычным для традиционного российского сознания. Трансформация тендерного стереотипа о важной роли женщин в сохранении культуры в беспоповском старообрядчестве включает в^ себя.догматические и практические причины. Из-за нехватки индивидов для выполнения у беспоповских старообрядцев религиозные требы, открылась возможность для женщин содействовать сохранению своей культуры не только в домашней, но и в общественной сфере. Однако в большинстве случаев, это было возможно только для незамужних женщин и для тех, у которых не было еще детей или уже были взрослые дети: Анализ возрастного и семейного состава старообрядок, отправляющих религиозные функции, показывает первичность функции продолжения рода внутри сообщества. Поэтому, число женщин, отправляющих религиозные функции, было небольшим, но, несмотря на это, все же можно определить, что женская1 функция, сохранения* культуры по причине появления новых черт изменялась в »беспоповском старообрядческом сообществе.

Чтобы более чётко определить черты- данного трансформационного-тендерного стереотипа, нужно сравнить черты особенности статуса женщины брачных и безбрачных старообрядческих согласий. В связи с этим, надо найти ответы на следующие вопросы: есть ли разница отправления религиозных женских функций в беспоповских старообрядческих согласиях, имели ли влияние беспоповские старообрядческие семейные связи на. выполнение данных функций. Ответы на данные вопросы могут дать, более конкретное представление: о сети социальных факторов, влияющих на статус женщин в нем.

Как женщины-старообрядки могли одновременно выполнять функции семейной и общественной сферы жизни, рассматривалось и внутри, и вне. общества. Реализация религиозных функций, женщин-старообрядок; ограничивалась. из-за преследований; российской , государственностью. Поэтому брак, не заключенный в Православнойцеркви; являлся незаконным, женщина-старообрядка, даже состоя фактически, в брачных: отношениях, не была защищена; юридически: и социальной; сетью российского- общества. Лишь принятие закона о веротерпимости 1905 г. изменило ситуацию: Если она хотела^ соответствовать старообрядческим нормам общежительства, то оказывалась вне компетенции; государственных: законов, о браке и семье, а если она хотела быть подт1х защитой,.то нарушала правила своей конфессии: Таким образом, во второй) половине XIX в. старообрядческая догматика и государственная юрисдикция одновременно поставили, её в более строгие рамки, чем те, в которых жила право славная женщина.

Чтобы; получить« полную: картину о статусе женщин-старообрядок вне своего общества,5, во-первых, надо сделать» историко-сравнительный анализ старообрядческой, истории в разное время в России: Во-вторых, нужно сравнение статуса женщин разных социальных слоев? в беспоповском и официально-православном сообществе:

Сейчас вернёмся к основной: гипотезе диссертационного исследования м? том,, что женщина-старообрядка имела более равноправное положение с мужчинами, чем православная женщина. С одной стороны, рассматривая статус женщины-старообрядки, отличающийся от официально-православного, можно сказать, что он характеризовался; иными чертами именно в религиозной жизни беспоповского старообрядческого сообщества.

Однако данные черты являлись характерными только для очень узкого круга женщин, из которых даже не все имели много раз подчёркиваемый высокий статус. С другой стороны, утверждения исследователей культуры старообрядчества об особенном высоком статусе женщин в ней не подтверждаются, потому что статус женщины-старообрядки представлялся более зависимым и от мужчин-старообрядцев, и от социальных и юридических условий российского общества. Чтобы выявить полную и объективную картину многообразного статуса женщин в беспоповском старообрядческом сообществе, следует продолжение его изучения, расширяя и территориальные, и хронологические рамки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тикас Чеперке Оршойа, 2011 год

1. Архивные источники:1, Государственный Музей Истории Религий (ГМИР)

2. Использованная литература:

3. Абрамов И. С. Старообрядцы на Ветке: (Этнографический очерк). СПб.: Тип. М. П. С., 1907.-34 с.

4. Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории: исторический очерк. СПб.: Типография М.: Хана, 1870. 412 с.

5. Аргудяева Ю. В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М.: Институт Этнографии и Антропологии Российской Академии Наук, 2000. 365 с.

6. Архангелов С. А. Среди раскольников и сектантов Поволжья. Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае. // Русский Паломник. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1899. кн. 12. С. 1-176.

7. Бапучнова Т. Человек верующий: тендерная наука и религия // Тендер для „чайников". М.: Звенья, 2006. С. 179-199.

8. Бер-Сижель Э. Служение женщины в церкви. М.: Библейско — богослов-ный институт св. апостола Андрея, 2002. — 215 с.

9. Богословский А. М. Сборник законов о расколе: Извлеч. из Свода законов статей относящихся до раскола, разъясн. канон, правилами, указами Святейшего синода, Уставом духов, консисторий, решениями Гос. сов. и

10. Правительствующего сената. М.: Университетская типография, 1881. -109 с.

11. Варадинов Н. В. История Министерства Внутренних Дел. Восьмая, дополнительная книга. История распоряжений по расколу. СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1863. 656 с.

12. Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: очерки истории и традиционной культуры. Уфа: Гиглем, 2002. 219 с.

13. Деяния Второго Всероссийскаго Собора христианского поморского церковнаго общества в царствующем град Москве в лето от сотворения мира 7421 сентября в дни с 8 по 17. М.: Типография П. П. Рябущинского, 1913. В Зч.- 280 с.

14. Деяния Первого Всероссийского Собора христианского поморского церковного общества в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7417 мая в дни с 1 по 12. М.: без указания издательства, 1909. В 6 ч. -470 с.

15. Долотова А. С. Старообрядчество в Бурятии. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931.-32 с.

16. Дронова Т. И. Русские староверы беспоповцы: конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец Х1Х-ХХ вв). Сыктывкар: Коми научный Центр Уральского отделения Российской Академии Наук, 2002. -276 с.

17. Ершова О. П. Старообрядчество и власть. М.: Уникум-Центр, 1999. — 204 с.

18. Женщина в старообрядчестве: материалы международной научной- практической конференции, посвященной 300-летию основания Лексинскойстарообрядческой обители. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского Государственного Университета, 2006. — 247 с.

19. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Минск: Белорусский Экзархат, 2007. 543 с.

20. История религии России. М.: Издательство Российской Академии Государственной Службы, 2004. 690 с.

21. Из современного быта раскола: (Религиозный общественный очерк). СПб.: Тип. духов. Журн. «Странник», 1871. - 17 с.

22. Казанский К. И. О расколе в Троицком приходе, Каргопольского уезда. Петрозаводск: Губерн. Тирография, 1900. 11 с.

23. Калашников С. В. Сборник духовных и гражданских законов по делам брачным и о законности рождения. Харьков: Типография И. М. Варшавчи-ка, 1899.-196 с.

24. Карнышев А. Д. и Помурин Н. Н. Этнопсихология старообрядчества. Иркутск: Байкальский Государственный Университет Экономики и Права, 2004.- 167 с.

25. Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антирелигиозного протеста в истории России. Калинин: без указания издательства, 1971. 140 с.

26. Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Лондон: ТгаЬпег & Со, 1860-1862. Выпуск 2, 4.- 298; 344 с.

27. Кон И. С. Клубничка на берёзке: Сексуальная культура в России. М.: Время, 2010.-608 с.

28. Лещенко В. Ю. Семья и русское православие (XI XIX вв). СПб.: Издательство Т. В. Фроловой, 1999. — 393 с.

29. Ливанов Ф. В. Раскольники и осторожники. Очерки и рассказы. СПб.: Типография М. Хана, 1868-1872. Том 2, 3. 820, 626 с.

30. Лихачев А. О старообрядцах в Каргопольском уезде. Петрозаводск: Гу-берн. Типография, 1911. 26 с.

31. Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб.: Типография В. Дема-кова, 1877.-214 с.

32. Масленикова Л. И. Беседы о расколе. // Истина. Псков: 1872. кн. 21. С. 113-132.

33. Мельников П. И. Счисление раскольников. // Русский вестник. М.: Университетская Типография, 1868. N0. 2. С. 403-443.

34. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.

35. Миронов Б. Н. Социальная история России периода Империи (XVIII -начало XX в). СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. В 2-х т. 548, 566 с.

36. Наумова Г. Р. Историография истории России. М.: Академия, 2009. 480 с.

37. Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб.: Тип. Деп. Уделов, 1869. 2 т.-662 с.

38. Ончуков Н. Е. О расколе на Низовой Печоре. СПб.: Тип. кн. В. П. Мещерского, 1902. 19 с.

39. Очерки из быта старообрядцев. // Истина. Псков: 1874. кн. 32. С. 33-83.

40. Памятная книжка Новгородской губернии на 1893 г. Новгород: Губернский Статистический Комитет, 1893. 335 с.

41. Полянский И. В. Записки миссионера вологодской епархии священника Иоанна Полянского. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1898. — 244 с.

42. Попова А. М. Семейские. Верхнеудинск: без указания издательства, 1928.-36 с.

43. Пришвин М. М. В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края. СПб.: А. Ф. Девриен, 1907. 193 с.

44. Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М.: Типография И. Д. Сытина, 1905. 94 с.

45. Пушкарева Н. Л. Тендерная теория и историческое знание. СПб.: Але-тейя, 2007. 496 с.

46. Россия. Государственный совет. Департамент законов. Материалы. Т. 135-136. М.: без указания издательства 1864, 1874.

47. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 2 4. СПб.: Деловая полиграфия, 2007. - 840, 684, 808 с.

48. Свод законов Российской Империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. Том 14: Свод уставов благочиния. Ч: 3-5.

49. СПб.: Типография 2-го Отделения Собств. е. и. в. канцелярии, 1836. 650 с.

50. Свод законов Российской Империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. Том 14: Свод уставов благочиния. Ч. 4. СПб.: Типография 2-го Отделения Собств. е. и. в. канцелярии, 1842. 112 с.

51. Священник В. Н. Из Новгородской епархии. Раскол в городе-Крестцах. // Церковный Вестник. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1877.No. 44. С. 8-9.

52. Сенатов В. Г. Материалы для исследования вопроса о бессвященнослов-ном,браке. Саратов: Товарищество Типография «Энегрия», 1913. 38 с.

53. Смирнов П. С. Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1902. 24 с.

54. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996. 316 с.

55. Статистические таблицы Российской Империи, составленные и изданные по распоряжению Министра внутренних дел» Статистическим отделом Центрального статистического комитета. СПб.: Типография К. Вульфа, 1863. Вып. 2.-330 с.

56. Татаринцева-М. П. Старообрядцы в Туве: исторический этнографический очерк. М.: Наука, 2006. 213 с.

57. Фишман О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы старообрядцы. М.: Индрик, 2003. 408 с.

58. Хартулари Д. Ф. Обзор мероприятий Министерства Внутренних Дел по расколу с 1802 по 1881 год. СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1903.-340 с.

59. Чекулина А. А. Тендерная психология. М.: Ось-89, 2006. 253 с.

60. Чичинадзе Д. В. Сборник законов о расколе и сектантах, разъясненных решениями Правительствующего сената и Святейшего синода. СПб.: Типография Д. В. Чичинадзе, 1899. 165 с.

61. Юзов И. И. Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб.: Типография А. М. Котомина, 1881. 180 с.

62. Юренев П. Семейственные и гражданские права женщин по русским и польским законам. // Журнал гражданского и уголовного права. СПб.: Типография M. М. Стасюлевича, 1877. Кн. 4. С. 1-68.

63. Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству. СПб.: Государственная Типография, 1912. — 656 с.

64. Beauvoir Simone de. A mâsodik nem. Budapest: Gondolât, 1969. 577 с.

65. Lévi-Strauss С. Strukturâlis antropolôgia I. Budapest: Osiris, 2001.-311 с.

66. Malinowski В. Baloma: vâlogatott irâsok. Budapest: Gondolât, 1972. — 461 c.

67. Paert I. Old Believers, religious dissent and gender in Russia, 1760-1850. New York; Manchester: Manchester univ. Press, 2003. 257 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.