Женщины и общество: Соц.-филос. аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Андреева, Н. И.

  • Андреева, Н. И.
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1995, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 150
Андреева, Н. И.. Женщины и общество: Соц.-филос. аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 1995. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Андреева, Н. И.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРИРОДНЫЕ, СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН

§1. Историко - философские воззрения на место и роль женщины в обществе

§2. Социодинамика женщин в современной структуре общества

§3. Детерминация социально - психологических особенностей женщин

ГЛАВА ВТОРАЯ ЖЕНЩИНА И СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

§1. Женщина - универсальный компонент семьи

§2. Социологический анализ причин распада семей и последствия разводов для женщин

ГЛАВА ТРЕТЬЯ МЕСТО И РОЛЬ ЖЕНЩИН В СИСТЕМЕ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

§1. Место и роль женщины в современном производстве: реалии и прогнозы

§2. Свобода и формирование женской культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женщины и общество: Соц.-филос. аспект»

Актуальность темы исследования. Современная эпоха - это эпоха грандиозных социальных и политических потрясений, научно -технического прогресса и глобальных общечеловеческих проблем. Мир не стоит на месте: и общество, и личности, живущие и развивающиеся в нем, постоянно активно взаимодействуют между собой. Б той мере, в какой личность формируется социальными обстоятельствами, она формирует и само общество. Говоря о постоянном развитии личности, необходимо учитывать изменение и развитие личности женщины, её самосознания: нежелание мириться со своим вторичным положением, осознание своей роли и места в обществе, решительное стремление обратить на себя внимание общественности, чтобы она по достоинству оценила её высокую социальную значимость.

Новый этап общественного развития характеризуется качественными изменениями во всех сферах общественной жизни, сменой мировоззренческих ориентаций, переосмыслением системы ценностей. Нестабильность, неустроенность, правовой нигилизм прежде всего сказались на положении женщин, независимо от их социального положения. На наш взгляд, назрела актуальная необходимость исследования и переосмысления феномена женщины в данных исторических условиях и важнейших сферах проявления её личности: семье, общественном производстве, культуре. Прежние социально - психологические исследования и наработки о роли женщин в обществе в силу известных причин не работают, а новых данных ещё крайне недостаточно, отечественные исследования женских проблем только начинают складываться.

На протяжении многих веков различие двух полов осмысливалось людьми сквозь призму категорий "высшего" /мужское начало/ и "низшего" /женское начало/, поэтому историко - философские исследования рассматривают женщину и её роль в обществе в строго дихотомическом виде. Необходимо отметить: альтернативность взглядов на женщину характерна для всей истории, и звучит во всех известных исторических типах мировоззрения. Можно выделить два основных противоположных взгляда, начиная с древности и до наших дней. Первый, наименее распространенный, утверждает, что мужчина и женщина - противоположные, но взаимодополняющие существа. Второй, наиболее распространеный взгляд - женщины богом или природой приговорены к своей вторичности, зависимости от мужчины, мужа, рода, общества. Неполноценность женщины объяснялась различными причинами С биологическими, социокультурными) и разрабатывалась разными философскими направлениями. Патриархальная власть, культура, идеология, обычаи и традиции закрепляли этот взгляд. Мужчины сделали всё, чтобы этот подход был господствующим. Признание того, что тысячелетиями сменявшиеся цивилизации лепили современный образ женщины, исходя из нужд патриархальной культуры, дает право и возможность женщинам бороться за свою свободу.

Женское самосознание созрело 100 - 150 лет назад, когда началась активная борьба за равноправие. Только в 1981 году вступила в действие принятая генеральной ассамблеей ООН Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Почему же во всём мире женское движение ширится, набирает силу, принимая различные формы?

Потому что равноправие женщин во многих странах осталось декларацией, а в некоторых положение женщин резко ухудшилось. Цель женщины - добиться фактической поддержки общества для развития её личности. В результате социальных трансформаций в России с 1985 по 1995 годы женщины фактически лишились многих социальных завоеваний, резко понижен их социальный статус, процесс демократизации для россиянок обернулся вытеснением из активной общественной жизни, из общественного производства. Зто говорит о том, что однажды завоеванные права и свободы женщин не обеспечиваются автоматически, напротив, общество способно, особенно в переломные моменты, урезать эти права. Борьба за достойное место в обществе постоянна, а фактическое положение женщин требует новых исследований.

Каждый этап развития человеческого общества выдвигает специфические для своего времени проблемы, и наука, всегда реагируя на эти явления, ищет пути и возможности решать многие из них, быть на уровне требований общества. Женщины - не только большая половина человечества, это огромный потенциал прогрессивного преобразования общества, поэтому им всё больше осознается актуальность женских проблем. Среди них наибольшего внимания заслуживают следующие: интеграция женщины в бизнес, демографические последствия перестройки, изменение системы ценностей различных социальных групп, в частности, женщин, положение женщин в семье, будущее семьи и семейных ценностей в России. В своих исследованиях мы обращаем особое внимание на сравнительный анализ и исторические характеристики этих проблем. Имея скудную информацию о женщине в сегодняшнем мире, трудно прогнозировать и проецировать женские проблемы на будущее. Появляется необходимость исследовать социально - философский портрет женщины в современном обществе.

Цели и задачи исследования. Целью нашего диссертационного исследования является комплексное изучение "женского вопроса" в условиях общей деструкции, анализа природных, социально - психологических особенностей женщины в условиях становления рыночных отношений;

- изучение и анализ историко - философских воззрений на место и роль женщины в обществе;

- выявление влияния рыночных отношений на социодинамику женщин в современной структуре общества и её роль в семье;

- выявление места и роли женщин в общественном производстве в условиях становления различных форм собственности;

- выявление социальных препятствий на профессиональном пути женщин,

- изучение вклада женщин в становление новых культурных ценностей.

Социальный анализ должен быть дополнен изучением демографических факторов и особенностей женской психологии. Иными словами, необходим комплексный историко - социально - психологический подход к тендерным проблемам. Зто дает возможность учитывать женскую психологию и её влияние на поведение, ценностные установки женского социума. Представляет интерес массовая психология женского населения. Она весьма своеобразно и противоречиво сочетает такие проявления, как инициатива и безынициативность,новаторство и консерватизм,активность и фатализм, стихийность и сознательность, эмансипация и дискриминация, индивидуализм и коллективизм, эмоциональность и индифферентность. Этот подвижный, меняющийся у женщин психологический фон, подвластный коныонктурным общественным переменам, непременно должен учитываться при изучении социоген-дерных отношений.

Степень разработанности проблемы. Из двух альтернативных взглядов на женщину второй, наиболее распространенный взгляд о неполноценности и зависимости женщин, философы объясняли разными факторами: биологическими и социокультурными. В первом случае религиозные и некоторые атеистические учения (например, фрейдизм) утверждают, что женщина якобы природой и богом обречена на неполноценность. 3. Фрейд утверждал: "Анатомия - это судьба" /1;

- ?

С.10/. Во втором случае положение женщины объяснялось навязыванием ей обществом определённой социополовой роли. Зта версия проводилась в работах социалистов - утопистов: Сен - Симона, Фурье, последователями которых в России были Герцен А.И. Чернышевский Н.Г. В XX веке - М. Мид, Симона де Бовуар:"Женщиной не рождаются, женщиной становятся"/2:СЛ?/. Таким образом, теоретики феминизма вплотную подошли к идее различать биологический пол как совокупность анатомических особенностей и социальный пол (тендер) как социокультурный конструкт, обусловливающий - через определенную систему воспитания и культурные нормы - психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и прочее.

Впервые о женщине, как о равноценном члене общества, заговорили марксисты. Маркс К., Энгельс Ф., Бебель А., считали, что женщина - биосоциальное явление, продукт природных и социальных условий /3,4/. Женщина рассматривается ими как свободный член общества, имеющая право выбрать свою судьбу, общественную роль. Конец XIX - начало XX века ознаменовался новым всплеском философских идей по проблеме пола. Среди русских - зто представители христианской философии: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В, Розанов, Д.М. Мережковский, отец Сергий Булгаков /5/. Все они считали, что человек есть андрогин, т.е. целостность, объединяющая в равной степени оба начала: мужское и женское. К началу XX века в России разгорелся спор о причинах возникновения эмансипации, женского движения, новой личности женщины. Сторонники социокультурного направления - В. М. Хвостов, А. Сологуб - Чеботаревская, Е. Щепкина - включали "женский вопрос" в общий контекст развития цивилизации и культуры человечества /б/. Сторонники социально - экономического, или классового направления - A.M. Коллонтай, А. Быстрянский, 3. Лилина - видели женщину как предмет эксплуатации, а решение "женского вопроса" в результате классовой борьбы, борьбы труда и капитала /7/.

В большинстве современных авторов проблемы женщин рассматриваются не в системе, отдельными штрихами и не дают более или менее полного представления о женщине и её специфике. Проблемы женщины в общественном производстве рассматривались в трудах Серебрякова Г., Толкуновой В., Турчаниновой С., Чиркова П., и др. /8;9/. Психологические различия полов - в работах И.С. Кона /10/. Проблема семьи и личности женщин фундаментально исследовалась в работах Горшкова В.А., ХарчеваЙ.Г., Чуйке Л.В.,Н. Соловьева, Фролова С.Ф., Марковой Г.Г. и др. /11;12;13/.

С 1985 по 1990 год у нас в стране в области социологических исследований образовался вакуум. В начале 90-х годов возник активный интерес к женскому вопросу. Появляются статьи в научных журналах, посвященные различным женским проблемам в изменившихся условиях. Например: женщина и власть, женщина и семья, женщина и политика, женщина в условиях рыночной экономики,женщина и религия, и т.д. В это время из западной социологии к нам пришли тер-мины"гендерные отношения", "социогендерные исследования", которые изучаются и разрабатываются нашими учёными. Например, Г.Г. Сил-ласте, Н.С. йлиной и др./14;15/. Современное изучение женского вопроса в нашей стране развивается в двух основных направлениях. Одно из них является продолжением социокультурной традиции отечественных исследователей. Второе направление связано с появлением концепции "тендерных исследований". В научной литературе поднимается вопрос по данной проблематике о перспективном сближении и взаиморазвитии существующих ныне направлений. В этой связи предлагается и представляется целесообразным создание специального Центра, каким мог бы стать, например, Институт женщины, который не только координировал бы работу специалистов разного профиля, но и делал бы её результаты достоянием широкого общественного мнения. Может быть, в будущем появится возможность выйти за рамки гендерных исследований и увидеть в движении за эмансипацию женщин более глубокий смысл - движение за эмансипацию человеческой личности.

На Западе, в отличие от нашей страны, не было перерывов в области женских исследований, напротив, в начале 70-х годов возникает с новой силой массовое женское движение - неофеминизм, что стимулирует появление феминистской мысли, которая в дальнейшем транформируется в академические профессиональные исследования и обретает прочный статус. Интенсивное развитие получает философский феминизм. Широко известны труды Бетти Фридан, Мэгэри, К. Гил-лиган, К. Миллетт, ft. Девис, Н. Хартсок, и др./16;1?;18;19;20/.

Методология и методы исследования. При исследовании учитывались принципы диалектики, в частности, принцип всеобщей связи и развития, социального детерминизма, историко - логического подхода и анализа. Для конкретного изучения проблемы автором проведены конкретные социологические исследования по методике, разработанной социологической лабораторией при кафедре философии Ставропольского государственного технического университета, возглавляемой академиком АСН Горшковым В.ft. Использовались данные других социологов России, СНГ, зарубежья. Для репрезентативности данных учитывались возрастные, профессиональные, имущественные, социальные и другие характеристики, а также семейность, количество детей у женщин.

Исследования проводились разными социально - психологическими методами: наблюдением (житейским и научным), интервью, анкетированием, беседами, опросами, анализом и изучением архивных, статистических, отчетных документов и материалов. Мы стремились обеспечить полноту и всесторонность рассмотрения проблемы с помощью построения тезауруса, под которым понимается перечень социальных показателей функционирования и места женщины в обществе, отобранных в результате анализа содержания методических документов, сбора социальной информации и систематизированных в соответствии с принятой классификационной схемой. Некоторые анкеты дублировали друг друга, повторяя не только содержание, но и формулировки вопросов, поэтому был введен коэффициент повторяемости:

Ny

КП = - ; где

Иф

Ny - количество учтенных вопросов.

Нф - фактическое количество вопросов в анкете. Зто позволило определить "порог насыщения" тезауруса и ограничить выборку. Достаточно репрезентативная информация о содержании социальных показателей может быть получена путем анализа 250 - 300 методических документов.

Исследования проводились на материалах Ставропольского края. Базовыми объектами исследования были избраны г. Ставрополь, и районы: Изобильненский, Петровский, Шпаковский. Исследовались студенческие коллективы четырех вузов г. Ставрополя и трудовые коллективы промышленных и сельскохозяйственных предприятий городов и сел указанных районов с помощью комбинированного выборочного метода: разделение на слои (студентки, работающие женщины) и гнёзда (студенческие группы, трудовые коллективы, семьи , а также использовалась многоступенчатая выборка , первая ступень - край, вторая ступень - район, третья ступень - трудовой коллектив, четвертая ступень - отдельное лицо). Обьем выборки от 2 до 10 У. от данной генеральной совокупности. В разное время нашего исследования было обследовано около 50000 человек, из них 1500 студентов, 24000 жителей города Ставрополя, 22082 жителей районов.

Типичность процессов на Ставрополье, круто изменивших положение женщин, несомненна для всего общества. В общей численности населения Ставропольского края женщины составляют 53%. В общей численности населения России они составляют то же количество. Кроме того, в Ставропольском крае хозяйственно - экономическая, политическая, и религиозная ситуации подобны общероссийским. Зто показывает, что Ставропольский край является микромоделью общества. Например, демографическая ситуация на Ставрополье - точное отражение процессов, происходящих в России.

Научная новизна. Диссертационное исследование проведено в новых, совершенно особых условиях. Это одна из первых попыток провести комплексное социально - философское исследование женских проблем в формирующихся новых экономических и политических отношениях. Научная новизна данного диссертационного исследования непосредственно определяется его целями и задачами и состоит в следующем :

1. Сама постановка проблемы положения женщины в современном неустойчивом нестабильном обществе.

2. Определение места женщин в ещё не сформированной социальной структуре.

3. Выявление тенденции в перераспределении ролей женщин в современном обществе и семье.

4. Рассмотрение проблемы семьи в условиях перехода к рыночным отношениям и роли женщины в современной семье.

5. Социологический анализ причин распада семей в современных условиях, рассмотрение последствий разводов для женщин и детей.

0. Анализ форм адаптации женщин в новых экономических условиях, а также социальных препятствий на пути к профессиональной карьере.

7. Выявление социальных факторов, препятствующих реализации многогранных способностей женщин, в частности, вживание женщин в бизнес, определяющих и закрепляющих дискриминацию женщин, что, безусловно,спровоцирует её на определённые формы протеста и защиты своих прав.

8. Определенной степенью новизны обладают теоретические выводы и конкретные предложения по охране, защите прав и льгот женщин.

На защиту выносятся следующие положения.

1. На основе анализа имеющейся историко - философской информации и собственных исследований выяснены факторы, детерминирующие социально - психологические особенности женщин, их место в социальной структуре современного общества.

2. Несмотря на появление некоторых нетрадиционных тенденций в современных семьях ( однополые семьи, семья с одним родителем, искусственное оплодотворение и культивирование ребенка и др.), мы утверждаем, что женщина - феноменальный, универсальный компонент семьи. Проведен социологический анализ причин распада семей, изучены последствия разводов для женщин и детей. Мы убеждены, что только семья с двумя родителями - естественная нормальная среда формирования молодого поколения.

3. Проведены исследования положения женщин в современном нестабильном производстве, где идет процесс становления частной собственности. Несомненен вывод: женщины - незащищённая социальная группа, у которой масса социальных препятствий на пути к профессионализму и карьере. Благодаря психологическим особенностям, женщина в большей степени реализует себя в области культуры, духовных сферах. А именно духовность цементирует общество,поэтому можно сказать, что мужчины - генераторы цивилизации, а женщины -её гаранты и стабилизаторы.

4. Социальный сдвиг современного общества повлек за собой общий упадок духовной культуры, потерю нравственных ориентиров, интеллектуальную деградацию. Для преодоления или приостановления этого процесса необходимо обратиться к анализу духовной жизни, выявить тенденции формирования новых культурных ценностей и роль женщины в этом процессе.

5. Сформулированы общие теоретические выводы и конкретные практические рекомендации (в заключении) с целью более рационального использования женского потенциала.

Теоретическая и практическая значимость работы. Особенностью нашей работы является то, что поставленная проблема рассматривается в переходный период от одного способа производства к другому. Полученные результаты исследования позволяют выявить новое измерение женщины, новое к ней отношение в обществе, благодаря чему появляется возможность построения новых научных подходов и парадигм. В практическом плане это даст возможность более рационально вовлекать женщин во все сферы деятельности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на Первой международной конференции "Циклические процессы в природе и обществе" (Ставрополь 1993), на региональных, межвузовских и институтских конференциях (Ставрополь 1992 - 1994), на заседании Проблемного совета по педагогике и психологии высшей школы (Ставрополь 1994). Текст диссертации обсуждался на кафедре философии Ставропольского государственного технического университета. На основе проведенных исследований был создан, обсужден и прочитан студентам спецкурс "Женщина и общество". По результатам исследования опубликовано 12 статей и четыре брошюры объемом более шести печатных листов.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов и заключения. Общий объем работы 150 страниц машинописного текста, в т.ч. 8 таблиц и б рисунков. Список литературы включает 119 наименований, в том числе 6 на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Андреева, Н. И.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медленно, трудно, противоречиво женщина завоевывала свои права и свободы. Вся история развития общества - это история духовного совершенствования женщины. Современные условия положили начало новому витку женского сознания в условиях российской действительности. В нашей реальности имеют место следующие тенденции в женских вопросах и проблемах.

1. Развод, распад семей - это катастрофа и крушение не только личных судеб, это социальная беда, так, как общество получает больных, несчастных бывших супругов и их детей. Чем больше разводов, тем более неблагополучно общество.

2. Намечается тенденция перехода нуклеарной семьи (ядро - разнополые супруги) к другим формам половых и брачно - семейных отношений: одинокие женщина или мужчина с детьми при наличии полигамных отношений, супруги без детей, сожительство однополых партнеров, гражданские браки, распространенные как среди молодежи, так и среди людей зрелого возраста. По нашим оценкам, эта губительная для общества тенденция - результат нравственного упадка общества.

3. Продолжительность супружеской жизни, возраст брачных отношений уменьшается, т.к. наличие общих детей, в т.ч. несовершеннолетних, перестает быть цементирующим моментом, а другие факторы имеют еще более краткий срок воздействия на семью.

4. Изменилась установка на роль и функции семьи. Долг перед обществом, долг перед детьми уступают место новым установкам и ценностям. Установка: семья выше любви превратилась в свою противоположность. Больше уделяется внимание эгоистическим личным устремлениям, тем самым увеличивается количество необоснованных разводов.

5. Преобладание однодетных семей, где формируется инфантильное поколение.

6. Резкая депопуляция населения с физически и психически неполноценными членами общества.

7. Социальные препятствия в семейной и общественной жизни, делающие женщин "группой риска", часть из которых становится преступницами, проститутками и другими деклассированными элементами.

8. Изменился характер дискриминации женщин: сексуальное преследование на рабочем месте, принуждение к проституции, торговля "живым товаром", изнасилования. Зто является следствием распространения криминального бизнеса, сутенерства, проституции.

9. На складывающемся рынке труда женщина не выдерживает конкуренции с мужчиной по разным причинам и оказывается вне производства.

10. Вводится понятие "женская культура" как мерило и степень самореализации женщин.

Для преодоления перечисленных отрицательных тенденций предлагаем следующие рекомендации:

1. Платить женщине - матери, воспитывающей ребенка без отца, льготное пособие и льготную пенсию.

2. Государство, вынудившее женщину уйти из общественного производства в домашнее, оставившее семью без ее заработка, обязано оплатить труд в семье как квалифицированный, тем самым поднимая статус домашней хозяйки.

3. Необходимо разработать государственную программу "жилье молодым", предусматривающую льготное кредитование не менее чем на

20 лет.

4. Организовать психологическую службу семьи в судах, мнение которой при бракоразводном процессе обязательно.

5. Разработать государственную программу, обеспечивающую льготы будущей матери и укрепляющую здоровье матери и будущего ребенка. В частности, увеличить предродовой отпуск до 6 месяцев с санаторно - курортным режимом. Предоставить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3 лет.

0. Обеспечить женщине право свободы выбора своих функциональных ролей: матери, хозяйки, деловой женщины, руководительницы, политика и т.д.

7. Обеспечить право женщин на общественно - политические объединения и поощрять их участие в политической деятельности.

8. Признать мать с ребенком нормальной семьей без оскорбительной приставки "одиночка", а сам факт рождения и воспитания ребенка признать разновидностью участия в общественном производстве.

Требуется системный и систематический анализ действительности каждого региона, города, района с целью формирования оптимальных механизмов решения отмеченных социальных, экономических, организационных и других проблем. Стратегией и тактикой "снятия" негативных процессов должны стать не борьба и разрушение прошлого наследия, а поэтапное преодоление, его последовательное изживание. Необходима концепция корреляции экономических и политических реформ, т.к. в экономической сфере идет процесс разбалансирова-ния, а в политической наблюдается нестабильность. Есть предложение о создании Научного центра социологических исследований /НЦСИ/ при главе администрации края с высококвалифицированными кадрами, исследовательским оборудованием. Зто можно сделать на базе лаборатории по прогнозированию социальных процессов Ставропольского технического университета. йтак, на сегодняшний день наше общество имеет: социальные болезни с женским лицом (алкоголизм, наркомания, проституция), увеличение разводов, снижение рождаемости, увеличение преступности, упадок нравственности, - все то, что мы называем регрессом общества. Проблема требует к себе пристального внимания общественных сил, правильной государственной политики в этом вопросе. Женский потенциал при правильном его использовании несет только прогрессивное развитие общества.

Женщина - сложное психобиосоциальное явление, которое является не только объективным отражением процессов общества, но и активным его субъектом.

Мы рассмотрели систему, состоящую из следующих компонентов: женщина - семья - общественное производство - культура - общество. Все компоненты взаимосвязаны, но в данный момент не сбалансированы между собой. Если внутри этой системы происходит сбой, она разрушается. В самом деле, недооценка роли женщины в общественных процессах влечет за собой понижение статуса женщины как личности, матери - воспитательницы, общественницы, что ведет к кризису в обществе, женской преступности, снижению рождаемости, кризису в экономике, распаду семей и т.д.

Применительно к переходному периоду, приведшему наше общество к социально - политическому тупику, кризис женского вопроса усугубляет кризис всего общества. Выход из него мы видим не только в активном участии женщин во всех сферах деятельности общества, но и в повышении статуса, кардинальном изменении общественного взгляда на место и роль женщины, т.е. в качественно новом подходе к женскому вопросу не только самих женщин, но и общества в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Андреева, Н. И., 1995 год

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:МГУ 1988.

2. Андреева И.С. Семья. М.: Политиздат,1991.

3. Антонян 10.М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992.

4. Антонов А.И. Социология рождаемости. М.: Статистика, 1980.

5. Аракелова М.Н. Ликвидация неграмотности среди женщин в первой половине 20-х годов.//СОЦИС, 1994, N3.

6. Айвазова С. Идейные истоки женского движения в Рос-сии//0бщественные науки и современность. 1991 N4.

7. Айриян А.П. Социологическое исследование семьи.

8. Афанасьева Г.М. Семья. М.: Просвещение, 1988*

9. Бабаева П.В. Деловая активная женщина.//СОЦИС. 1992.N5.

10. Бебель А. Женщина и социализм. М. 1959. И. Безобразов П. 0 правах женщин. М., 1895.

11. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Мысль, 1990.

12. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993

13. Будаева Ц.Б. Социально экономические проблемы дом. труда. Новосибирск: Наука, 1991.

14. Бутырин Б.Н. Дети на улице: размышления социологов.//СОЦИС 1991. Hi.

15. Васильева З.К. Семья в социалистическом обществе. М. , 1985.

16. Вейнингер Отто. Пол и характер. М.: 1991.

17. Вислоцкая М. Искусство любви. М.,1990.

18. Волков А. Семья объект демографии.М.,1986.

19. Вулф. Миф о красоте.//Иностранная литература. 1993. N3.

20. Гиллиган К. Иным голосом; в книге Этическая мысль1. М.,1992.

21. Гизирова 0. Ева или Дева? //Наука и религия. 1994 N3.

22. Горшков Б.А. Общественность и подросток. йошкар Ола,1971.

23. Горшков В.А. Диссертация /докторская/. Философские и социальные аспекты борьбы с антиобщественными явлениями. МГУ. 1976.

24. Горшков В.А. Культура педагогических отношений и гуманитаризация.//Бюллетень проблемного совета по педагогике и психологии высшей школы. Ставрополь, 1994. N10.

25. Горшков В.А. Горизонт целостная личность.//Бюллетень проблемного Совета по педагогике и психологии высшей школы. Ставрополь, 1994. N10.

26. Горшков А.В. Личность и коллектив: поиски гармонии. Сб. статей Личность специалиста инженера как социологическая проблема в условиях непрерывного образования. Ставрополь, 1992.

27. Горшков В.А. Предпосылки для системы непрерывного образования. //Там же.

28. Горшков В.А. Духовность принцип самостроительства личности.//Бюллетень проблемного Совета по педагогике и психологии высшей школы. Ставрополь 1993. N12.

29. Горшков В.А. Размышления о духовности в эпоху компьютерной революции. //Там же. Ставрополь. 1993. N13.

30. Гошило Е. Перестройка или "домостройка" ? Становление женской культуры в условиях гласности.//Общественные науки и современность. 1994. N4.

31. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

32. Груздева Е., Ржаницина Л., Хоткина 3. Женщина на рынке труда.//Общественные науки и современность. 1992. N3.

33. Гуревич П.С. Эрос. М.: Олимп, 1991.

34. Гуревич. Почему нужно дать женщинам все права и свободу. С-Петербург, 1906.

35. Гусейнов A.ft. Этическая мысль. М.: Республика,1992.

36. Дановский С.Л. Социологическая и психологическая характеристика безработного.//СОЦИС. 1994. N5.

37. Дановский С.Л. Социальная типология безработных.//Человек и труд. 1993. N5.

38. Де Бовуар. Второй пол.//Иностранная литература. 1993 N3.

39. Девис А. Женщина, раса, класс. М.,Прогресс, 1987.

40. Ершова Е.Н. Новикова З.Е. СССР США: женщина и общество. М.: Профиздат, 1988.

41. Женщина в СССР: статистические материалы М.,1989.

42. Женщина в СССР: статистические материалы М.,1990.

43. Женщина в СССР: статистические материалы М.,1991.

44. Женская магия. Сб.статей. М.: Молодая гвардия,1990.

45. Жуховицкий Л. Помоги своей судьбе. М.: Политиздат, 1987.

46. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются. М.: Политиздат 1983.

47. Исаева CJ. Занятость женщин в Таджикской ССР.//СОЦИС. 1990. N3.

48. Карнеги Дейл. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс. 1993.

49. Кваша Г. Бессмертный женский разум.// Наука и религия.

50. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

51. Кон И.С. Дружба. М., 1987. .53. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии 1981. N 2.

52. Коллонтай А. Труд женщины в эволюции хозяйства. М., 1923.

53. Коллонтай А. Проблемы женского коммунистического движения. Семья и коммунизм.//Коммунистка. 1920. N7.

54. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.

55. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение.1986.

56. Кравченко В. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекла-му//С0ЦИС 1993. N2.

57. Кузнецов М. Введение в психогигиену любви и брака. Минск. 1992.

58. Кун И.А. Легенды и мифы древней Греции. Новосибирск: Наука 1991.

59. Легуве 3. История нравственного положения женщин. М., 1862.

60. Лосский И.О. История русской философии. М. Прогресс, 1994.

61. Ломброзо Ч. Ферреро П. Женщина преступница и проститутка. М.,1990

62. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.; Знание, 1982 .

63. Льюис К. Любовь, Страдание, Надежда. М.: Республика, 1992.

64. Маркова Г.Г. Свободное время и развитие личности женщины. Ставрополь: Знание, 1984.

65. Маркова Г.Г. Роль философии в формировании представления о времени как общечеловеческой ценности. Сб. статей. Общечеловеческие ценности и студенческая молодежь. Ставрополь, 1990 .

66. Маркова Г.Г. Андреева Н.И. Проблемы социальной занятости женщин в условиях становления рыночных отношений. Сб. Статей. Личность специалиста инженера как социологическая проблема в условиях непрерывного образования. Ставрополь, 1992.

67. Мациовский М.С. Социология семьи. М., 1989.

68. Мид Маргарет. Культура и мир детства. М., 1988.

69. Миллет К. Теория сексуальной политики.//Вопросы философии. 1994. N9.

70. Мольтманн Вендель 3. И сотворил Бог мужчину и женщину.// Вопросы философии. 1991. N5.

71. Мэгэри. Тендерные исследования в средиземноморском районе.//СОЦИС. 1992. N5.

72. Мэгэри. Тендерные исследования в Австралии.//СОЦИС. 1992. N5.

73. Мэгэри.Исследование женских проблем в Великобритании. //СОЦИС. 1992. N5.

74. Национальный состав населения края и типология семей/Итоги Всесоюзной переписи населения 1989./Ставрополь 1991.

75. Некрасов С.Н. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 1991.

76. Новикова З.Е. Трудящиеся женщины в современной Америке. М., 1975.

77. Осипов Г.В. и др. Социология. М.: Мысль, 1990.

78. Осадчая Г.И. Политическое поведение женщин.//СОЦИС. 1991. N12.

79. Осипович Г. Проблемы пола, брака, семьи, и положение женщин в общественных дискуссиях середины 20-х годов.//Общественные науки и современность. 1994. N1.

80. Папарига А. За освобождение женщин. М.: Прогресс, 1988.

81. Пронина Л.В. Семья: 500 вопросов и ответов. М.: Мысль,1992.

82. Риманчевская ft. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991.

83. Седляк Ю. Женщины ЧССР в науке.//СОЦИС. 1990. N3.

84. Силласте Г.Г. Женские элиты России.// Общественные науки и современность. 1994. N1.

85. Силласте Г.Г. Социологические отношения в период социальной трансформации в России.//СОЦИС. 1994. N3.

86. Силласте Г.Г. Тендерные исследования: размышления участника международного семинара.//СОЦЙС. 1992. N5.

87. Слепенков И.М. Научный коммунизм и конкретные социологические исследования. М.: МГУ. 1984.

88. Солодников В.В. Семья: социально психологические парадигмы. //СОЦИС. 1994. N6.

89. Соловьев С. Смысл любви. Киев, 1991.

90. Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее.// Общественные науки и современность. 1994. HI.

91. Субботина Г.З. Все хотят быть счастливыми. Свердловск. 1991.

92. Толкунова. В.Н. Право женщин на труд в СССР. М.,1980.

93. Фромм 3. Душа человека. Н.: Республика, 1992.

94. Фролов С.Ф. Маркова Г.Г. Использование свободного времени и его влияние на профессиональность женщин.//СОЦИС. 1981. N9.

95. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья.//СОЦИС. 1994. N6.

96. Харчев А.Т. Брак и семья в СССР. М., 1979.

97. Хвостов В. Женщина в обновленной культуре. М. 1917.

98. Хвостов В. Участие женщин в умственной культуре человечества. М., 1914.

99. Хорицкая Ю.Г. У одиночества характер крут. М.: Московский рабочий, 1990.

100. Чемберлен. Развитие тендерных исследований в США.//СОЦИС. 1992. N5.

101. Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР. М.,1978.

102. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М.: Статистика, 1975.

103. Шданко Е. Семейный быт народов СССР. М.: Наука, 1990.

104. Шестаков В.П. 0 любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика 1992.

105. Шинелева Л.Г. Женщина и общество. М.: Политиздат, 1990.

106. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Саранск: Норд. 1991.

107. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.,1978.

108. НО. Энциклопедия молодой женщины. М.: Прогресс, 1989.

109. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество.//Вопросы философии. 1994. N9.

110. Янковский Р.Т., Пермякова А,И., Мельникова Т.А. Женщина и общество России.// Вопросы философии. 1994. N9.

111. ИЗ. Янковский Р.Т. Женщина и общество: социально политический аспект.//СОЦИС. 1992. N5.

112. Orkne uns seid ikrnichts. Munchen, 1993.

113. Firestone S. The rialectic of Sex. The Case for Feminist Revolution, New York, 1972.

114. Deckard B. The Women's Movement: Political, Socioecono-lical, and Phycholodical Issues. New York, 1975.

115. Mead M. Sex and Temperamemt in Three Primitive Societies. New York, 1968.

116. Radical Feminist, New York, 1973.

117. Betty Friedan. The Feminine Mystique. New York, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.