Женская парадигма прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Селезнева, Елена Николаевна

  • Селезнева, Елена Николаевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 166
Селезнева, Елена Николаевна. Женская парадигма прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2007. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Селезнева, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Поэтика женских характеров в контексте русских национальных традиций

1. Народный идеал русской женщины в образах замятинских героинь

2. Сила и воля

3. Магия природы

4. Палитра Замятина сквозь призму традиционной цветосемантики

5. Синий - цвет Богородицы в глазах замятинских героев.

6. Синтез богородичных и языческих мотивов

7. Образ Богородицы в замятинской прозе

8. Нравственное и природное в замятинском тексте. Образ Афимьи.

9. Преступление или наказание? Образ Софьи

Глава II. Дух и тело как атрибуты народной эстетики в прозе Е.И. Замятинабб

1. Концепция синтетизма. «Рассказ о самом главном»

2. Антиномии русской души

3. К вопросу о классификации женских характеров Е.И.Замятина

4. Доминанта любовного тандема

5. Вне ratio

6. Портреты замятинских красавиц и народная эстетика

7. Функция эроса в сюжетах Е.И.Замятина

8. Любовное чувство в замятинской системе ценностей

9. Специфическое соседство: любовь и смерть

10. Продолжение жизни. Культ матери

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женская парадигма прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций»

Среди «возвращенных» имен писателей XX века значительное место занимает имя «магистра литературы» Евгения Ивановича Замятина (18841937). Он родился в городке Лебедянь, который находился на тот момент в составе Тамбовской губернии, а позднее отошел к Липецкой области. Это самый центр Черноземья («что может быть русее?»). Все творчество писателя проникнуто глубокой любовью к русской природе, национальным традициям. И любовь эта воспитана, прежде всего, Лебедянью, куда Замятин периодически приезжал вплоть до отъезда в 1931 году за границу.

На рубеже XIX - XX веков в кругу философов, писателей усилился интерес к природе русской души, русскому менталитету. Не раз выдвигалась идея о так называемой женственности русского народа. Об этом размышляли и писали В.Соловьев, Д.Мережковский, Н.Бердяев, В.Розанов, В.Ремизов и многие другие. В это время в интеллигентской среде возникли понятия женственной Мировой Души, Вечной Женственности (Н.А.Бердяев), Софии, Премудрости Божией (Вл. Соловьев). А. Блок создал в своих стихах образ Прекрасной Дамы. Идеи эти, бесспорно, влияли на творчество Е.И.Замятина, преломляясь и отражаясь в нем.

Писатель вывел целый ряд замечательных женских образов, поражающих разнообразием характеров, удивительными судьбами, красотой и оригинальностью портретов, достойных занимать подобающее место в галерее классических героинь мировой литературы. Женщины в прозе писателя предстают существами, сохранившими в первозданном виде связь с природными силами, с Космосом, со всей Вселенной. В противовес мужскому рационализму они естественны и стихийны. Такой взгляд писателя очень близок философской концепции женской стихии Н.Бердяева.

Художественная проза Е.И. Замятина отмечена непреходящим интересом писателя к народной философии и поэтике, к особенностям национального мировосприятия. Художник, возможно отчасти благодаря конструктивному мышлению инженера, в своих небольших по объему произведениях выразительно передал очень многое. Мастерски используя богатейшие ресурсы русской речи, он не внес ничего лишнего в их словесную ткань. Каждое замятинское слово, краткое и емкое, заряжено огромным смысловым зарядом. «За 29 лет литературной работы осталось - под мышкой унесешь; но вес - «свинчатка»1, - писал в некрологе A.M. Ремизов.

Смысловая емкость и поэтическая насыщенность, объединенные в словах, краткость которых, действительно, становится «сестрой» настоящего таланта, вполне соответствуют нынешнему веку, одной из основных ценностей которого являются высокая скорость передачи большого объема информации.

В настоящее время интерес к творческому наследию Е.И. Замятина высок как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. С изучением замятинских текстов связаны имена многих исследователей: JI.M. Геллера и А. Гилднер, Р. Гольдта и Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеева и И.Е. Ерыкаловой, Н.Ю. Желтовой и В.А. Келдыша, Б.А. Ланина и М.Ю.Любимовой, Н.Н. Ком-лик и О.Н. Михайлова, Л.В. Поляковой и И.М. Поповой, Е.Б. Скороспелова и И.О. Шайтанова, А. Шейна и Л. Шеффлера, Н.В. Шенцевой и других литературоведов2.

Всестороннему осмыслению многочисленных аспектов творчества писателя, посвящены монографии, докторские и кандидатские диссертации, статьи, заметки, научные доклады.

Одно из перспективных направлений современного замятиноведения связано с проблемой национальной выразительности творчества художника, с вопросами специфических истоков его философии и поэтики, народной культуры, народного поэтического сознания. Здесь особенно ценна монография Н.Н. Комлик «Творческое наследие Е.И. Замятина в контексте традиций русской народной культуры». Проблеме отражения национальных особенностей в творчестве Е.И. Замятина посвящены научные изыскания Т.Т. Давыдовой, Н.Ю. Желтовой, Т.В. Ивановой, Е.А. Лядовой, Л.В. Поляковой и других исследователей.

В русле конкретной проблематики диссертационного исследования написаны некоторые работы Н.Н. Комлик и Н.Ю. Желтовой. Однако, несмотря на имеющееся обилие и разнообразие работ о Е.И. Замятине, на наш взгляд, в научной литературе о нем все же недостает комплексного и целенаправленного анализа именно парадигмы женских характеров, их национальной поэтики, места и функции женщины в художественно-философской системе представлений писателя о человеке и мире. В своем творчестве Е.И. Замятин наделял женщин сильными действенными характерами, природной мудростью. Роскошно описана их внешность.

В диссертации решаются лишь некоторые проблемы, связанные с особенностями женских характеров прозы Е.И. Замятина. Эта тематика оставляет широкое поле для работы исследователей.

Актуальность исследования связана с тенденцией возрождения в современной литературе культурных национальных традиций. Проза Е.И. Замятина отмечена непреходящим интересом художника к народной философии и поэтике, к особенностям национального мировосприятия. Исследование соответствует Постановлению Президиума РАН «Об утверждении основных направлений фундаментальных исследований» от 1 июля 2003 г., № 233, пунктам: 8.5 «Этногенез, этнокультурный облик народов, современные этнические процессы; историко-культурное взаимодействие Евразии»; 8.7 «Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении».

Актуальность определяется и обращением диссертанта к творчеству писателя, чье художественное наследие в настоящее время подвергнуто переоценке, значительно влияющей на представления об общей картине литературного развития всего XX столетия.

Материалом диссертации является художественная проза Замятина: романы «Мы» (1921) и «Бич Божий» (1935), повести и рассказы разных лет, среди них как наиболее полно отражающие проблематику диссертационной работы «Уездное» (1912), «Чрево» (1913), «Алатырь» (1914), «На куличках» (1914), «Кряжи» (1915), «Полуденница» (1916), «Знамение» (1916), «Сподручница грешных» (1918), «Север» (1918), «Рассказ о самом главном» (1923), «Куны» (1923), «Русь» (1923), «Икс» (1926), «Наводнение» (1929?).

Объектом анализа стала галерея женских образов, выведенная Замятиным в его произведениях.

В качестве предмета диссертационного исследования обозначились пути создания Замятиным характеров его героинь в контексте русских культурных традиций, в русле народной эстетики.

Цель работы состоит в изучении и осмыслении содержания и художественного потенциала замятинских женских образов в национальном культурно-историческом и философском контекстах.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

• определить отношение Е.И. Замятина к микрокосму женщины как явлению миропорядка;

• рассмотреть специфику любовного женского переживания в прозе Е.И. Замятина;

• выявить особенности функционирования в замятинской прозе темы материнства;

• изучить роль народного женского идеала в становлении и развитии замятинской женской характерологии;

• проанализировать, отвечающий русской культурно-религиозной традиции, процесс столкновения в женском характере прозы Е.И. Замятина дифференцированных начал телесного и духовного, языческого и богородичного, энергетического и энтропийного.

• исследовать в сопоставлении функционирование эроса в замятинской эстетике и в русских народных представлениях;

• выявить наиболее выразительные художественные средства в создании Е.И. Замятиным женских портретов.

Метод исследования представляет собой синтез культурно-исторического, сравнительно-поэтического, историко-литературного подходов.

Теоретико-методологическая база диссертации создавалась на основе идей, разработанных и сформулированных в исследованиях А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, культурологических и историко-литературных концепций И.Е. Забелина, М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, Ю.М. Лотмана. В процессе исследования учтены аксиологические философские системы отечественных (B.C. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев) и зарубежных (Ф. Ницше, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер) мыслителей; достижения современного замятиноведения, представленного трудами Р. Гольдта, Л. Геллера, А. Гилднер, Т.Т. Давыдовой, В.Н. Евсеева, Н.Ю. Желтовой, Н.Н. Комлик, М.Ю. Любимовой, Л.В. Поляковой, И.М. Поповой, А. Шейна и других.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тема женщины-матери, защитницы, спасительницы, держащей в своих руках тайну продолжения человеческого рода, составляющая основу национального мировосприятия, проходит через весь творческий путь Е.И. Замятина и позволяет охарактеризовать ее в прозе как доминирующую и интегрирующую.

2. Женским характерам на страницах замятинской прозы, как правило, свойствен синтез дифференцированных начал: богородичного и языческого, телесного и духовного, энергетического и энтропийного.

3. В своих произведениях писатель реабилитирует «тело», уравнивает его в правах с «духом» и стремится к гармонии в передаче их конфликтных столкновений.

4. Для любовных переживаний замятинских женщин, всегда окрашенных трагизмом, спасительно материнское чувство.

5. Поэтика замятинских женских характеров национально специфична и выписана в традициях народной культуры.

Научная новизна диссертационной работы заключается в проведении специального углубленного исследования женской парадигмы прозы Е.И. Замятина в контексте русских народных культурных традиций. Женские характеры целостно проанализированы в аспектах языческих традиций, древнего идеала женской красоты, народной эстетики. Рассмотрена художественная функция женщины-Матери, изучена поэтическая специфика замятинских женских характеров.

Теоретическая значимость связана с разработкой поэтической системы женских образов и характеров в творчестве конкретного художника, освоением теории культурных национальных традиций в художественной прозе.

Практическое значение результатов исследования состоит в возможности их использования при создании общей историко-литературной концепции первой трети XX века, в курсах лекций, семинарах на филологических факультетах, в работе школьных факультативов, посвященных творчеству Е.И. Замятина.

Апробация научных идей диссертации осуществлялась в научных докладах на конференциях разных уровней: международных замятинских чтениях (ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000, 2002, 2004); международной научной конференции «Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин)» (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2006); V Международной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006); всероссийском с международным участием конкурсе научных студенческих работ «Литература русского зарубежья: Е.И. Замятин» (ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002, 2004); всероссийской научно-практической конференции «Славяно-русские духовные традиции в культурном сознании народов России» (Тюменский государственный университет, 2005); всероссийской научной конференции «Вопросы социально-экономической динамики дотационного региона» (ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006); ежегодных Державинских чтениях в ТГУ им. Г.Р. Державина (2001, 2002, 2003, 2004); на заседаниях кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г.Р. Державина; в 18 опубликованных работах, в том числе в 4-х публикациях на страницах издания, рекомендованного ВАК для публикации научных результатов по диссертациям, «Вестника Тамбовского университета» (2001,2002,2004,2007).

Структура работы включает Введение, две главы и Заключение. Приложен список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Селезнева, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложившийся в творчестве писателя тип женского характера созвучен исконному, древнейшему идеалу, на формирование которого значительным образом повлияла русская национальная специфика. В представлениях о месте и роли женщины в микромире человеческой жизни в этом характере закрепились такие качества, как свободолюбие, богатырство, равноправие с мужчиной и языческая близость естественным процессам, происходящим в природе, органическое созвучие ее стихиям.

Для прозы писателя характерно перенесение некоторых женских черт на природные явления и, наоборот, сравнение женщины в различные моменты ее жизни с природными стихиями. Ярко выражен народно-поэтический параллелизм в образах Дарьи («Русь»), Пельки («Север»), Марьки («Куны»), Тали («Рассказ о самом главном»).

Воплощая импонирующий писателю идеал женского характера, сильные, прекрасные замятинские героини, не теряя своего природного очарования, не уступают мужчинам ни в чем. В «Кряжах» Марья представляется равной соперницей Ивану в их богатырском поединке; в «Кунах» Марька ходит «царевной» в хороводных играх, достойной «царева сына», Яшки Гребенщикова. Любя не его, как русалка, она потешается над ним, срывает на нем свое злое горе.

Писатель направляет свой огромный творческий потенциал на ювелирно-искусное изображение своих героинь. Можно с полной уверенностью утверждать, что женские образы Е.И.Замятина - это самые яркие, сочные, насыщенные художественные обобщения его прозы. Они несут мощный смысловой заряд - отражение мировоззрения их создателя. Не случайно лучшими и художественно совершенными в художественном творчестве писателя являются именно женские образы: Афимьи («Чрево»), Маруси («На куличках»), Глафиры («Алатырь»), Пельки («Север»), Тали («Рассказ о самом главном»), Софьи («Наводнение»).

Красота русской женщины ставится автором очень высоко. Е.И.Замятин не скрывает любования своими героинями. Большинство из них наделено своим создателем богатым внутренним миром и роскошно описано внешне. Писатель в художественном решении внешнего портрета своих женских персонажей исходил из базовых принципов русской народной эстетики, в частности, из представления о роскошном и ярком теле, как необходимом условии настоящей природной красоты здоровой и сильной женщины. Таким взглядом на женщину он близок Б.М. Кустодиеву. Автор-повествователь в рассказе «Икс», любуясь вместе с дьяконом красотой пышнотелой Марфы, восторженно восклицает: «Ах, если бы дьякон умел рисовать, как Кустодиев!» (с. 442).

Героини прозы Е.И. Замятина всегда выписаны тщательно, с любовью, даже с любованием. У писателя много живых, ярких, колоритных, запоминающихся женских характеров. Весьма важным представляется анализ колористической семантики художественной ткани и системы образов произведений писателя. Это обусловлено особой смысловой и эмоциональной нагрузкой, которую несут цвета, используемые автором. В прозе Замятина присутствуют различные варианты цветообозначений. Различные источники по цветосемантике, начиная с «Учения о цвете» И.-В.Гете, а также традиционные народные цветообозначения позволяют рассмотреть колористику Замятина, ее поэтическую функцию и смысловые ассоциации в определенной системе. Колористический компонент в поэтике замятинского наследия не только сообщает произведению повышенную живописность, красочность, но и несет значительный смысловой заряд. Цвет служит не только для усиления живописности текста, он создает настроение, обладает оценочностью, наполняется символическим смыслом. Наиболее ярко это проявляется в создании ^ именно женских образов в прозе писателя.

Женская парадигма прозы Е.И. Замятина художественно выразительна и не лишена противоречий. В характерах наиболее ярких героинь наблюдается проявление власти духовной силы и телесных инстинктов, переплетенных причудливым образом. Можно говорить о наличии в художественном мире Е.И. Замятина синтеза дифференцированных начал: языческого и богородичного.

Многим женским персонажам писателя, сопутствует мотив раздвоения, берущий начало в древнеславянских верованиях. Языческая тематика проявляется одновременно с элементами поэтики женского идеала, взятыми из дохристианского прошлого России. Почитание Богородицы, и это хорошо известно, занимает исключительное место в жизни русского православного народа. Считалось, что Россия — Русь находится под особым покровительством Богоматери, которая всегда была для него олицетворением бесконечного Милосердия, воплощением неугасающей Любви и Чистоты. У «еретика» Замятина мотив Богородицы, одухотворенного материнства, становится интегральным, явно или завуалировано присутствует во многих его произведениях. В целом подобный синтез был исторически характерен для России под названием двоеверия, так что и здесь автор продолжает идти в русле специфических национальных традиций. Русское православие ассимилировалось с древней языческой почвой, где наидревнейшим являлось почитание Богини-Матери, которое хорошо известно у многих народов. Е.И. Замятин одним из первых почувствовал связь литературы с русским мифом и передал эту связь в своем художественном творчестве.

В процессе классификации женских характеров замятинской прозы резонно за основу взять два женских типа, особенно интересных для автора. Они присутствуют в образном выражении концепции синтетизма, созданном писателем. Это тип «новой Евы», тип недосягаемого идеала, заветной мечты, знание о которой переворачивает привычный уклад. Тип «глиняной Евы» воплощает материально-телесное начало, быт, реализм, t В своей прозе Е.И. Замятин дает «телу» художественное право на жизнь, поэтизирует его. Телесное богатство замятинских женщин, предназначение которых плодоносить, предстает уравненным с природным изобилием, урожаем, спелыми плодами природы. В поэтике прозы писателя постоянно присутствуют растительные и животные двойники, наличие которых делает замятинских героинь естественнее. Их тела - это наливные яблоки, спелая рожь, цветущие растения. Например, желанная беременность Афимьи в «Чреве», в гармонии с садом, переполненным плодами, создает ощущение общего созревания, богатого урожая, обилия. Глафира в «Алатыре» сравнивается со спелой, уже осыпающейся рожью, которая символизирует зрелость героини, тоскующей по любовному чувству и материнству.

На основе анализа принципов художественного творчества писателя в диссертации формулируется вывод о происхождении гармонического плюса из слияния двух минусов. Это баланс между преувеличенной телесностью («жаркое тесто» Чеботарихи в «Уездном») и оторванной от жизни духовностью (лунный холод отца Виктора в «Кунах»). По Замятину, только путем одухотворения плоти и единения высокого духа с жизнью бренного тела представляется возможным достичь настоящей гармонии. Для ее воцарения в человеческих отношениях необходим баланс, компромисс этих двух сил, синкретизм, слияние их и взаимное уравнивание. Этому будет содействовать мощная сила влечения - эрос, которая по древнейшим представлениям сформировала наш мир из хаоса. Эта сила, катализатором которой становится у Е.И. Замятина женщина, способна пробудить героев от «каменного» сна к жизни. Так Пелька возвращает в мир живых Марея («Север»), 1-330 выводит D-503 из механизированного «рая» («Мы»), Диди Ллойд («Островитяне») пытается заставить Кембла жить вне рафинированных правил Джэсмонда. В своих произведениях («Север», «Чрево», «Наводнение», «Рассказ о самом главном», «Мы» и др.) Е.И.Замятин утверждает мысль о гармоничной женской личности, которая в состоянии определить свою судьбу в соответствии с запросами своего разума и интуиции. В деятельном слиянии энергии Вечной Женственности и бессмертного человеческого духа видели деятели искусства начала XX века будущее человечества.

Замятина, и как художника, и как человека, интересовала любовь не только в традиционном для русской культуры XIX века духовном выражении, но, прежде всего как могучее проявление чувственной природы человека, его пола, материально-телесной стихии жизни, могучая трансцендентная сила. Отмеченный в работе специфический ракурс восприятия любви совпал с общей тенденцией русской культуры рубежа эпох и первой четверти XX века. Художественная тема эроса в прозе Е.И. Замятин может принимать формы любви-жалости, любви-помощи, что становится спасением для многих героев. Значительное место в произведениях Е.И. Замятина отводится теме новозаветной раскаявшейся блудницы - Марии Магдалины (Марии Египетской), а также близкой ей темы любви-жалости, «греха во спасение». Эти мысли близки идеям В.В. Розанова о sainte prostituee, отраженным в книге «Люди лунного света. Метафизика христианства», где мыслитель писал о носительнице вечной женственности, мировой невесте, жене и матери.

В любви замятинских женщин к своим избранникам наблюдается элемент материнского чувства. В исследовании проанализирована характерная черта: в большинстве своих произведений писатель в мужской характер вносит детские качества, сравнивает мужчину с ребенком. В целом мужские персонажи в прозе Е.И.Замятина обладают менее стойким характером, им свойственна рефлексия и колебания.

Специфичная черта замятинских любовных историй - драматическая окрашенность и отсутствие счастливого конца. Остается недосказанной трагедия Марея и Пельки в «Севере»; Шмит в «На куличках» совершает самоубийство; Куковерова в «Рассказе о самом главном» ждет расстрел; Маша в «Пещере» выбирает смерть; казнят Кембла в «Островитянах»; роман «Мы» завершается пыткой героини и убийством души героя и так далее.

В процессе изучения героинь Е.И. Замятина невозможно игнорировать такую важную тему как поэтика материнства. Это один из самых важных ► (если не важнейший) моментов в контексте проблематики данной диссертационной работы. В исследовании обозначена значимость рождения ребенка для замятинских героев и героинь. Кроме того, эта значимость рассмотрена с мифопоэтических народных позиций. Проведена параллель между героинями, ожидающими ребенка, и природой, растительным миром в пору урожая.

По внутренней сути все героини-матери в прозе Е.И. Замятина - один вечный образ. Чтобы постичь великое счастье материнства, исполнить священное предназначение продолжательницы жизни на земле Афимья, 0-90, Софья проходят через тяжелые нравственные испытания, душевные муки. В повести «Наводнение» и рассказе «Чрево» пересекаются две темы, казалось бы, несовместимые: тема материнства, рождения новой жизни поставлена рядом с темой убийства, преступления. Значимость высшего, материнского предназначения женщины абсолютизируется Замятиным-художником, хотя бы и в противоречии с нравственными нормами. Писатель проводит своих героинь сквозь духовное очищение. Утверждением святости материнства писатель вселяет уверенность в возможность духовного возрождения женщины, коснувшейся этой святости.

Обращает на себя внимание следующая закономерность: многие пары в произведениях писателя бездетны. Бездетность семей является знаком их ущербности, неполноценности, которая, однако, находится вне зависимости от физиологических причин. Это как бы знак судьбы, своего рода символ. Через обретенных детей герои приближаются к чему-то высшему, получают спасение, надежду на обновление, на вторую жизнь. Тема желанного рождения ребенка в произведениях автора исполнена глубокого смысла. Эта тема повторяется в различных вариантах, изображено даже своеобразное «рождение» ребенка мужчиной - каноником Симплицием из «Чуда, произошедшего в Пепельную среду». Как в славянских, народных верованиях многое сводилось к идее плодородия, рождения и смерти, так же много места и в произведениях Е.И.Замятина уделяется мотиву продолжения рода, выражения себя, ^ продолжения в детях, часто - рождению через смерть. Для многих героинь это составляет весь смысл их существования, их жизненное предназначение.

Детский» вопрос в прозе Е.И.Замятина отчетливо перекликается с мыслью В.В.Розанова об отсутствии окончательной смерти, пока продолжается жизнь вообще, о продолжении человека в детях. Особенно четко подобные мысли отражается в «Рассказе о самом главном».

Замятинская женщина предстает одним из явлений, стоящих у основ макрокосма человеческого бытия, человечной и в то же время «дочеловече-ской», наделенной древней изначальной, инстинктивной мудростью, которая делает ее нравственно и духовно взрослее, она всегда ближе к таинственному, иррациональному, чем мужчина. Такова - Мать из «Рассказа о самом главном», скорбно и величественно возвышающаяся над своими обреченными детьми на Темной звезде. В материнской ипостаси образ женщины выводится Е.И. Замятиным за рамки художественного литературного типа, осмысливается философски, становится обобщающим, надмирным.

Архетипический мотив женщины-матери, спасительницы, защитницы, держащей в своих руках тайну продолжения человеческого рода, составляющей основу национального мировосприятия, проходит через весь творческий путь писателя и позволяет охарактеризовать этот мотив как доминирующий и потому интегрирующий.

Именно поэтическая симфония материнства в творчестве Е.И. Замятина, и не только в прозе является перспективной в качестве востребованного материала для современного замятиноведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Селезнева, Елена Николаевна, 2007 год

1. Замятин, Е.И. Избранные произведения: В 2 т / Е.И. Замятин; сост., вступ. статья, примеч. О.Н.Михайлова. -М.: Худ. литература, 1990.

2. Замятин, Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. / Е.И.Замятин; сост., подгот. текста и коммент. Ст.С. Никоненко и А.Н.Тюрина. М., 2004.

3. Замятин, Е.И. Сочинения: в 4 т. / Е.И. Замятин. Мюнхен, 1998.

4. Замятин, Е.И. Повести, рассказы / Е.И. Замятин; предисл. О.Н. Михайлова. Воронеж: Центрально-черноземное кн. изд-во, 1986. - 334 с.

5. Замятин, Е.И. Сочинения / Е.И. Замятин. М.: Книга, 1988. - 575с.

6. Замятин, Е.И. Избранные произведения: Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы / Е.И.Замятин; сост. А.Ю. Галушкин, предисл. В.Б.Шкловского, вступ. Статья В.А.Келдыша. М.: Сов. Писатель, 1989. -776 с.

7. Замятин, Е.И. Избранное / Е.И. Замятин; предисл. О.Н. Михайлова. М.: Правда, 1989. - 463 с.

8. Из переписки М.А.Булгакова и Е.И.Замятина, Л.Н.Замятиной // Русская литература. 1989. - №4. - 178-188.

9. Замятин, Е.И. К разрушению равновесия. / Е.И. Замятин // Наше наследие. 1989. - №1. - С.104-116.

10. Замятин, Е.И. Мы. Романы. Повести. Рассказы. Сказки / Е.И. Замятин; сост. И.О. Шайтанов. Современник, 1998. - 560 с.

11. Замятин, Е.И. Избранные произведения / Е.И. Замятин; сост., вступ. статья, коммент. Е.Б.Скороспеловой. -М.: Сов. Россия, 1990. 544 с.

12. Замятин, Е.И. «Мне сейчас хочется тебе сказать.» (Из переписки Б.Пильняка и Е.Замятина с К.Фединым) / Е.И. Замятин // Лит. учеба. 1990. -№2.-С.79-95.

13. Замятин, Е.И. Роман, рассказ и сказки / Е.И. Замятин; сост. О.Н.Михайлов. -М.: Молодая гвардия, 1990. 365 с.

14. Замятин, Е.И. Избранные произведения / Е.И. Замятин; вступ. статья, примеч. Л.В.Поляковой. М.: МИД «Синергия», 1997. - 440 с.

15. Замятин, Е.И. Письма М.А. Волошину / Е.И. Замятин // Подъем. -1988. №5. - С121-125.

16. Рукописное наследие Евгения Ивановича Замятина // Рукописные памятники. Вып.З. - Ч 1,11, предисл. И коммент. М.Ю.Любимовой. - СПб., 1997.

17. Замятин, Е.И. Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Е.И. Замятин; сост. И коммент. А.Ю.Галушкина; подгот текста А.Ю. Галушкина, М.Ю.Любимовой; вступ. статья В.А.Келдыша. -М.: Наследие, 1999.-345 с.

18. Замятин, Е.И. Записные книжки / Е.И. Замятин. М.: «Вагриус», 2001.-254 с.1..

19. Андреев, Д.Л. Роза Мира / Д.Л.Андреев; сост. и подгот. текста А.А.Андреевой. М.: Иной мир, 1992. - 576 с.

20. Аничков, Е. В. Язычество и древняя Русь / Е.В.Аничков // Записки Историко-филологического факультета СПб. Ун-та, 1914. 386 с.

21. Апокрифы Древней Руси / сост., предисл. М.Рождественской. -СПб., Амфора, 2002. 239 с.

22. Афанасьев, А.Н. Древо жизни. Избранные статьи / А.Н.Афанасьев. М., 1982.

23. J 23. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т.

24. А.Н.Афанасьев. -М.: Современный писатель, 1995.

25. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н.Б.Бахилина.-М.: «Наука», 1975.

26. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М.Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

27. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М.Бахтин. -М.: Художественная литература, 1986. 543 с.

28. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. -М.: Худождественная литература, 1972. 420 с.

29. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1965.-511 с.

30. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. -М.: Искусство, 1979. 424 с.

31. Безрукова, Р.А. Мифомышление Е.Замятина / Р.А.Безрукова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 3 кн. Кн. III., Тамбов, 1997. -С.60-63.

32. Белый, А. Вейнингер о поле и характере / А.Белый // Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991.

33. Белый, А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи / А.Белый // Собр. соч. М.: Автограф, 1995. - 607 с.

34. Белый, А. Символизм как миропонимание / А.Белый. М.: Республика, 1994.-525 с.

35. Бердяев, Н.А. Метафизика пола и любви / Н.А.Бердяев // Русский эрос, или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

36. Бердяев, Н.А. Новое Средневековье. Размышления о судьбе России и Европы / Н.А.Бердяев. М.: Феникс - ХДС-пресс, 1991. - 81 с.

37. Бердяев, Н.А. О русских классиках / Н.А.Бердяев. М., 1993.

38. Бердяев, Н.А. Письмо будущей жене Л. Ю. Рапп / Н.А. Бердяев //

39. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989. - С. 253-254.

40. Бердяев, Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А.Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 207 с.

41. Бердяев, Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Н.А.Бердяев.-М., 1989.

42. Бердяев, Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви / Н.А.Бердяев. М.: Прометей, 1989. - 156 с.

43. Библиотека литературы Древней Руси / РАН Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Наука, 1997. - Т.2.: XI - начало XII в / под. ред. Д.С.Лихачева, Л.А.Дмитриева, А.А.Алексеева, Н.Н.Понырко. - 1999. - 555 с.

44. Богоматерь: полное иллюстрированное описание ея земной жизни и посвященных ея имени чудотворных икон / Под ред. Е.Поселянина. -СПб., 1909.-778 с.

45. Булгаков, С.Н. Тихие думы / С.Н.Булгаков / сост., подгот. текста и коммент. В.В.Сапова; послесл. К.Н.Долгова. М.: Республика, 1996. - 509 с.

46. Буслаев, Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос / Ф.И.Буслаев. Воронеж, 1987.

47. Бычков, В.В. Эстетическое значение цвета в восточнохристиан-ском искусстве / В.В.Бычков // Вопросы истории и теории эстетики. -М.:Изд-во. МГУ, 1975.

48. Валишеский, К.Ф. Царство женщин. Репринтное воспроизведение издания 1911 г./К.Валишевский. М., 1989.

49. Велецкая, Н. Н. Языческая символика славянских архаических ^ ритуалов / Н.Н.Велецкая. М.: Наука, 1978. - 235 с.

50. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-406 с.

51. Вопросы социально-экономической динамики дотационного региона: Материалы Всероссийской научной конференции (заочной): 11 ноября 2006 г. / Отв. Ред. А.А.Козлов. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006. - 229 с.

52. Воронский, А.К. Литературно-критические статьи / А.К.Воронский. М.: Сов. Писатель, 1963. - 422 с.

53. Воронский, А.К. Литературные силуэты. Евг.Замятин /

54. A.К.Воронский // Красная новь. м. 1922. - №6. - С.304-322.

55. Встречи с Б.М. Кустодиевым // «В мире книг». 1987. - №6.

56. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев / вступ. ст., сост. и коммент. В.В.Сапова. М.: Республика, 1994 -367 с.

57. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г.Д. Гачев. М.: Сов. Писатель, 1995. - 447 с.

58. Гачев, Г.Д. Русский Эрос / Г.Д.Гачев // Советская литература. -1990.-№5.

59. Геллер, Л. Вселенная за пределом догмы / Л.Гелл ер. Лондон, 1985.-443 с.

60. Гоголь, Н.В. Собр. соч.: в 6 т / Н.В.Гоголь. М.: Художественная литература. - 1953.

61. Грезы о земле и небе. Антология русского космизма. СПб.: Худ. литература, 1995. - 526 с.

62. Грузнова, Е. Б. Женщина средневековой Руси в сфере культа/ Е.Б.Грузнова // Историческая психология и ментальность. СПб., 1999.

63. Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы / А.В.Гулыга. М., 1995.

64. Давыдова, Т.Т. Евгений Замятин / Т.Т.Давыдова. М.: Знание, i 1991.-64 с.

65. Давыдова, Т.Т. Рецепция философских идей Ф.Достоевского,

66. B.Соловьева и В.Розанова в повести Е.Замятина «Алатырь» / Т.Т.Давыдова//

67. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 3 кн. Кн.Ш., Тамбов, 1997. -С.46-59.

68. Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века / Т.Т.Давыдова. М.: Изд-во МГУП, 2000.-364 с.

69. Дашкевич, Н.П. Рыцарство на Руси в жизни и поэзии // Чтения в историческом обществе Нестора-летописца. - Киев, 1902. - Кн. 5. - Вып IV.

70. Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: в 15-т. / Ф.М.Достоевский. JI.: Наука, 1991.

71. Евгений Замятин и культура XX века. Исследования и публикации.-СПб, 2002.-475 с.

72. Евсеев, В.Н. Идея синтеза в поэтике Е.И.Замятина / В.Н.Евсеев // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып. 4. - Кн.1: сборник научных статей. - Омск: изд-во ОмГПУ, 1999. - С.79-84.

73. Евсеев, В.Н. Проза Е.И.Замятина (Вехи творчества. Поэтика. Опыт анализа рассказа «Пещера»). Учебно-методическое пособие / В.Н.Евсеев. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2000. - 177 с.

74. Ерёмина, В. И. Ритуал и фольклор / В.И. Еремина. JL: Наука, 1991.-206 с.

75. Желтова, Н.Ю. Е. Женские образы Е.Замятина в контексте национальных мифологических традиций и философских тенденций начала XX века / Н.Ю. Желтова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 3 кн. Кн.Ш, Тамбов. 1997. - С.96-114.

76. Желтова, Н.Ю. Иконическое мышление как национальный художественный феномен (Е.И. Замятин и К.С. Петров-Водкин) / Н.Ю. Желтова //

77. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 13 кн. Кн. XIII / Под ред. проф. Л.В.Поляковой, проф. Н.Н.Комлик. Тамбов Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2004. - С.111-119.

78. Желтова, Н.Ю. Проза Е.И.Замятина: пути воплощения русского национального характера: Монография / Н.Ю.Желтова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2003. - 184 с.

79. Желтова, Н.Ю. Образ Богоматери в рассказе Е.И.Замятина «Сподручница грешных» / Н.Ю. Желтова // Литература и христианство: Мат-лы юбилейной междунар. конф. Белгород: Изд-во БелГУ. - 2000.

80. Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / И.Е.Забелин. Новосибирск, 1992.

81. Зверева, Л.И. Поэтика портретной живописи в рассказах и повестях Е.Замятина /Л.И.Зверева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 3 кн. Кн. III, Тамбов. 1997. - С.115-123.

82. Иванов, Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Н.Н.Иванов. -Ярославль: Академия развития, 1997. 188 с.

83. Иванова, Т.В. Время и пространство рассказа Е. И. Замятина «Наводнение» / Т.В.Иванова // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 2 ч. 4.1. Тамбов, 1991. — С. 197-215.

84. Карамзин, Н.М. История государства Российского. Т. 1. М., 1990.-640 с.

85. Карамзин, Н.М. История государства Российского. Т.2-3. М., 1991.-832 с.

86. Кожемякова, Е.А. Символика цветообозначений в романе Е.Замятина «Мы» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов: Изд-во ТГУ. - Kh.V. - 1997. - С. 106-119.

87. Комлик, Н.Н. Мотивы Древней Руси в рассказе Е.Замятина «Куны» / Н.Н.Комлик // X Пуришевские чтения: всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов. М.: МПГУ, 1998 - С.260-263.

88. Ь 88. Комлик, Н.Н. Русский эрос в народной эстетике и творчестве

89. Е.Замятина (На материале рассказе «О том, как исцелен был инок Еразм») / Н.Н.Комлик // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня.

90. Научные доклады, статьи, очерки, заметки: в 10 кн. Кн.VII / Под ред. проф. JI.B. Поляковой. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. - С.85-94.

91. Комлик, Н.Н. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры / Н.Н.Комлик. Елец, 2000. - 266 с.

92. Комлик, Н.Н. Творчество Е.И.Замятина: Лебедянский путеводитель. Учебное пособие / Н.Н.Комлик. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2003. -241 с.

93. Костомаров, Н.И. Домашняя жизнь и нравы Великорусского народа / Н.И.Костомаров. М., 1993.

94. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991. - 616 с.

95. Ланин, Б.А. Мир без женщин, или Целомудренность разврата: О произведениях Е.Замятина, А.Платонова и др. / Б.А.Ланин // Общественныве науки и современность. 1994. - №2. - С. 150-158.

96. Ланин, Б.А. Роман Е.Замятина «Мы» / Б.А.Ланин. М.: Алко-Ь ноет, 1992.-27 с.

97. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.Лосев. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

98. Лосев, А.Ф. Хаос и структура / А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1997.831 с.

99. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

100. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю.М.Лотман. 2-е изд., доп. -СПб.: Искусство-СПб., 1999.-415 с.

101. Лотман, Ю. М. Об искусстве: структура художественного текста, семиотика кино и проблемы киноэстетики: статьи, заметки и выступления / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство-СПб., 1998. - 402 с.

102. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

103. Львов, А. Вот тебе Бог, а вот тебе и порог //Родина. -1994. №5.

104. Лядова, Е.А. Трагедия «Аттила» в творческой эволюции Е.И. Замятина: Монография /Е.А. Лядова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004.-133 с.

105. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г.Маркузе. Киев: ИСА, 1995.

106. Мильдон, В.И. «Сказка ложь.» (Вечно женственное на русской земле) // Вопросы философии. - 2001. - № 5. - С. 135-152.

107. Михайлов, О.Н. Гроссмейстер литератруы / О.Н.Михайлов // Замятин Е.И. Избранное. М.: Правда, 1989. - С.3-28.

108. Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин). Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы, документы. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - 489 с.

109. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф.Ницше.- М.: Мысль, 1990.

110. Новое о Замятине. Сборник материалов / Под ред. Л.Геллера. -М.:МИК, 1997.-328.

111. Памятники литературы Древней Руси: начало русской литературы XI первая половина XII в / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева; вступ. ст. Д.С.Лихачева. - М.: Художественная литература, 1978.-464 с.

112. Парамонов, Б. Чевенгур и окрестности / Б.Парамонов // «Искусство кино». 1991. -№12.

113. Повесть временных лет. 2-е изд., доп. и испр. СПб., 1996. - Серия «Литературные памятники».

114. Полякова, Л.В. Цена битв: из истории литературной борьбы советской эпохи / Л.В.Полякова. Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1991.

115. Полякова, Л.В. Евгений Иванович Замятин / Л.В.Полякова // Замятин Е.И. Избранные произведения. М.: Синергия, 1997. С. 5-50.

116. Полякова, Л.В. Рассказ Евгения Замятина «Пещера»: интегральная поэтика и открытость авторских оценок / Л.В.Полякова // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: гуманитарные науки. -1997. Вып. 3. - С.60-65.

117. Полякова, Л.В. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы XX века как литературной эпохи. Курс лекций / Л.В.Полякова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000.

118. Попова, И.М. «Женственное» в творчестве Е.И.Замятина и Ф.М.Достоевского / И.М. Попова // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: гуманитарные науки. -1997. Вып. 1. - С. 56-60.

119. Попова, И.М. «Чужое слово» в творчестве Е.И.Замятина (Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский) / И.М.Попова. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 1997. 152 с.

120. Попова, И.М. Литературные знаки и коды в прозе Е.И.Замятина: функции, семантика, способы воплощения: Курс лекций / И.М.Попова. -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003.

121. Православный иконостас. Происхождение, виды, духовный смысл / Сост. Т.И.Шевцова. М.: ОЛМА-ПРЕСС-Гранд, 2002. - 320 с.

122. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: «Лабиринт», 1998. - 512 с.

123. Пушкарева, Н.Л. Женщины Древней Руси /Н.Л.Пушкарева. М.,1989.

124. Пушкин, А.С. Исторические статьи и материалы / Пушкин А.С. // Собр. соч.: в 7 т.-М., 1962.

125. Резун, М.А.Миф и индивидуальное сознание в рассказе Е.И. Замятина «Наводнение» / М.А.Резун // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 3 кн. Кн. III. Тамбов, 1997. - С.67-77.

126. Ремизов, A.M. Стоять неугасимую свечу: Памяти Евгения Ивановича Замятина / А.М.Ремизов; публ. и примеч. А.Н.Стрижева // Наше наследие.-1998.-№1.-С. 117-119.

127. Розанов, В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. Репринтное воспроизведение 2-го издания 1913 года / В.В.Розанов. М.: «Дружба народов», 1990. - 304 с.

128. Розанов, В.В. Уединенное / В.В.Розанов / Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. А.Н.Николюкина. -М.: Политиздат, 1990. 541 с.

129. Розанов В.В. Сны золотые / В.В.Розанов//Слово. 1991.-№7.

130. Розанов, В.В. Опавшие листья / В.В.Розанов. М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

131. Розанов, В.В. Метафизика христианства / В.В.Розанов. М.:000 «Издательство ACT»: 2001. - 536 с.

132. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия собр. М.Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Автор», 1992.-616 с.

133. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В.П.Шестаков, коммент. А.И.Богословского. М.: Прогресс, 1991. -448 с.

134. Русское литературоведение на современном этапе. Материалы V Международной конференции. В 2-х тт., РИЦ МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2006.-Т.2.-280 с.

135. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. М.: Наука, 1988.

136. Рыбаков, Б.А. Язычество Древних славян / Б.А.Рыбаков. М.: София: Гелиос, 2002. - 586 с.

137. Сваровская, А.С. Поэтика повести Е. Замятина «Алатырь» / А.С. Сваровская // Проблемы литературных жанров. Материалы VI научной межвузовской конференции. Томск, 1990. - С. 134-136.

138. Свенцицкий, В.П. Христианство и «поповский вопрос». По поводу книги В.Розанова «Люди лунного света» // Василий Розанов: PRO ЕТ CONTRA. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 1995.

139. Скалой Н.Р. Роман Е.Замятина «Мы» в зоне контакта с М.Бахтиным / Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1993. - №4. - С.25-37.

140. Скалой, Н.Р. Мотивы обряда инициации в романе Е.Замятина «Мы» // от текста к констексту: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -С.126-135.

141. Скалон, Н.Р. Будущее стало настоящим (роман Е.Замятина «Мы» в литературно-философском контексте). Учебное пособие. Изд-во Тюменского ун-та, 2001.

142. Скалон, Н.Р. Будущее стало настоящим (роман Е.Замятина «Мы» в литературно-философском контексте). Тюмень: ИПЦ «Экспресс» - 2004.

143. Скороспелова, Е.Б. Замятин иего роман «Мы». В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 80 с.

144. Славяне и их соседи. -М., 1990.

145. Соколова, В.К. Русские исторические предания. М., 1970 - 413с.

146. Соловьев, B.C. Смысл любви / В.С.Соловьев. Киев: «Лыбидь» -Аски, 1991.

147. Соловьев, B.C. Смысл любви: Избранные произведения / В.С.Соловьев. Сост., вступ. статья Н.И. Цимбаева. - М.: Современник, 1991.-525 с.

148. Соловьев, С.М. Цвет, число и русская словесность // Знание сила.-1971.-№1.

149. Тарабукин, Н.М. Очерки по истории костюма. М.: ГИТИС,1994.

150. Татищев, В.Н. История Российская: в 3-х т. T.I. М., 1962. - 365с.

151. Татищев, В.Н. История Российская: в 3-х т. Т.П. М., 1963. - 354

152. Татищев, В.Н. История Российская. В 3-х т. T.III. М., 1964.360 с.

153. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: В 13 кн. / под ред. проф. Л.В.Поляковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004.

154. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н.Тынянов. М.: Наука, 1977. - 574 с.

155. Философия любви: в 2-х ч. 4.1. / под общ. ред. Д.П.Горского; сост. А.А.Ивин. М.: Политиздат, 1990. - 508 с.

156. Философия любви в 2-х ч. Ч. II. / под общ. ред. Д.П.Горского; сост. А.А.Ивин. М.: Политиздат, 1990. - 603 с.

157. Флоренский, П. Иконостас / П.Флоренский // Богословские труды. -М, 1972.-№9.

158. Флоренский, П. У водоразделов мысли / П.Флоренский. М.: Правда, 1990.-447 с.

159. Фоли, Д. Энциклопедия знаков и символов / Д.Фоли. М., 1996.

160. Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль / Сост. В.М.Лейбин. М.: Республика, 1994. - 384 с.

161. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сборник произведений / З.Фрейд. М.: Просвещение, 1990. - 394 с.

162. Фрейденберг, О.И. Поэтика сюжета и жанра / О.И. Фрейденберг. -М.: «Лабиринт», 1997.-448 с.

163. Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д.Д.Фрэзер. М.: Изд-во ACT, 1998. - 784 с.

164. Чернышевский, Н.Г. Избранные сочинения / Н.Г.Чернышевский. * -М., 1950.

165. Чернышова, О.Е. Жанр сказки Е.И. Замятина: историко-литературный контекст и структурно-поэтическая специфика: Монография /О.Е. Чернышова. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 151 с.

166. Шайтанов, И. Мастер / И.Шайтанов // «Вопросы литературы». -1988. -№ 12.-С.33-65.

167. Шенцева Н.В. «Зрительные» и «звуковые» лейтмотивы в рассказах Е.Замятина / Н.В. Шенцева // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня: в 2-х ч. Ч. 1. Тамбов, 1994. - С.269-271.

168. Шенцева, Н.В. Художественный мир Е.И.Замятина. Учебно-методическое пособие / Н.В. Шенцева. Йошкар-Ола, 1996. - 138 с.

169. Шкловский, В. О рукописи «Избранное» Евгения Замятина / В.Шкловский // Евгений Замятин. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Роман. Пьесы. М.: Советский писатель, 1989. - С.5-11.

170. Шмид, В. Орнаментальный текст и мифическое мышление в рассказе Е. И. Замятина «Наводнение» / В.Шмид // Русская литература. СПб, 1992. - №2. - С.565-567.

171. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1993. - 479 с.

172. Элиаде, М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / М.Элиаде. М., 2000.

173. К 178. Баранова, И. И. Е.И.Замятин и его современники: философский иисторико-культурный аспекты публицистики писателя: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01 / И.И.Баранова; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2004

174. Борода, Е.В. Проза Е.И. Замятина: поэтика конфликта в замкнутом пространстве: Дисс. канд. филол. наук: (10.01.01) / Е.В.Борода; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2003.

175. Желтова, Н.Ю. Проза Е.И. Замятина: Поэтика русского национального характера: Дисс. . канд. филол. наук: (10.01.01) / Н.Ю. Желтова; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 1999.

176. Желтова, Н.Ю. Проза Е.И. Замятина: Поэтика русского национального характера: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: (10.01.01) / Н.Ю. Желтова; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2004.

177. Капустина, С.Н. Русский дом и семья в творческой эволюции Е.И.Замятина: пути художественных решений: Дисс. . канд. филол. наук: (10.01.01) / С.Н. Капустина; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2002.

178. Комлик, Н.Н. Творческое наследие Е.И.Замятина в контексте традиций русской народной культуры: Дисс. . доктора филол. наук: (10.01.01) / Н.Н.Комлик; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2001.

179. Лядова, Е.А. Историософская и структурно-поэтическая парадигма трагедии Е.И.Замятина «Атилла»: Дисс. . канд. филол. наук: (10.01.01) / Е.А.Лядова; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2000.

180. Коржов, А.С. Русский офицер в прозе первой трети XX века: типология и поэтика характера: Дисс. .канд. филол. наук: (10.01.01) / А.С. Коржов; Тамб. гос. ун-т. Тамбов, 2005.

181. Чернышева, О.Е. Сказка в творческой эволюции Е.И.Замятина: Дисс. . канд. филол. наук: 10.01.01 / О.Е. Чернышова; Тамб. гос. ун-т. -Тамбов, 2001.1.

182. De Beauvoir, S. Deuxieme Sexe. Paris., 1949.

183. Gildner A. Proza Jewgienijaa Zamiatina. Krakow, 1993.

184. Goldt R. Thermodynamik als Textem. Die Entropiecatz alspoetolo-gische Chiffre bei E.I.Zamjatin. Mainz, 1995.

185. Shane A. The Life and Works of Evgenij Zamjatin. Berkeley-Los Angeles, 1968.

186. Sheffler L. Sein Weltbild und seine literarische Thematik. Koln, wien, 1984.V

187. Галушкин, А.Ю. «Возвращение» E. Замятина. Материалы к библиографии (1986-1995) // Новое о Замятине.С. 203-324.

188. Галушкин, А.Ю. Материалы к зарубежной библиографии Е.И. Замятина (1925-1995) // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Тамбов, 1997.-Кн. III.-С. 159-201.

189. Галушкин, А.Ю. Материалы к библиографии Е.И. Замятина (1937-1985) // Ежеквартальник русской филологии и культуры. Спб., 1997. -Т.Н.-№2.fci 197. Грушко, Е.А. Энциклопедия русских преданий / Е.А.Грушко,

190. Ю.М.Медведев. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 672 с.

191. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И.Даль. М.: Русский язык, 1980.

192. Е.И.Замятин. Материалы к библиографии. Часть 1 / Сост. Г.Б.Буянова, С.А.Косякова, О.В.Нечаева. Под ред. проф. Л.В.Поляковой. -Тамбов, 1997.

193. Е.И.Замятин. Материалы к библиографии. Часть 2 / Сост. Г.Б.Буянова, С.А.Косякова, О.В.Нечаева. Под ред. проф. Л.В.Поляковой. -Тамбов, 2000.

194. Купер, Дж. Энциклопедия символов / Дж.Купер. М., 1995.

195. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник. М.: Высшая школа, 1994. -394 с.

196. Литература русского зарубежья. Рекомендательный список. Саратов, 1991.-Вып. 1., 1993. -Вып.2.

197. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 574 с.

198. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А Токарев. -М: Советская энциклопедия, 1987.

199. Писатели русского зарубежья. 1918-1940. Справочник: в 3 ч. М., 1993. 4.1.

200. Славянская мифология. Словарь-справочник / Сост. Л.М. Вагу-рина. М.: Линнер&Совершенство, 1998. - 320 с.

201. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.-415 с.

202. Стрижев, А.Н. Библиография // Замятин Е.И. «Мы» / Сост. О.Н.Михайлов. М., 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.