Женская проза второй половины XIX века: гендерный аспект авторства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Пензина, Ольга Владимировна

  • Пензина, Ольга Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 177
Пензина, Ольга Владимировна. Женская проза второй половины XIX века: гендерный аспект авторства: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2009. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пензина, Ольга Владимировна

Введение.

Глава I. Критерии тендерного анализа художественного текста.

1.1. Тендер как социокультурная категория.

1.2. Женская литература в тендерном аспекте: теория и методология.

Глава II. Философско-литературныи спектр тендерной проблемы.

2.1. Социально-философские концепции Запада.

2.2.1. Демократическая социология Ж.-Ж. Руссо и И. Канта.

2.2.2. Либеральные концепции.

2.2.3. Социалистические концепции.

2.2.4. Концепции западных романтиков.

2.2. Женский вопрос в отечественной философии и литературе второй половины XIX века: мужской взгляд на проблему.

Глава III. Женская проза II половины XIX века в тендерном освещении.

3.1. Женское творчество в критике и публицистике II половины XIX века.

3.2. «Новые женщины»: тендерная альтернатива.

3.3. Социокультурная проблематика женской литературы.

3.4. Е.П. Свешникова: эмансипированная писательская индивидуальность.

3.5. «Украинская карьера»: Марко Вовчок.

3.6. Тендерная интерпретация прозы Микулич, Вербицкой, Жадовской.

3.7. Проза Н.Д. Хвощинской в тендерном аспекте.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женская проза второй половины XIX века: гендерный аспект авторства»

В российской филологической науке методология тендерного исследования представляется весьма продуктивной. Акцентируя внимание на дифференциации мужского и женского полов в культуре, философии, языке, истории, литературе, искусстве, мы получаем возможность кардинально изменить представление об общественном статусе мужчины и женщины, взаимоотношении полов в условиях сформировавшейся в конкретно-историческом социуме иерархии. Анализ категории «гендер» позволяет иначе оценить происходящие социокультурные процессы, сложившиеся стереотипы интерпретации проблемы власти и доминирования в общественной жизни, профессии, карьере, бытовой и интимной жизни людей в зависимости от их половой принадлежности. Тендерный аспект литературоведения предоставляет широкие возможности интерпретации художественного текста как своеобразной тендерной картины мира, где специфически раскрывается мужской и женский тип и характер миропонимания.

Достижения философской, социологической, психологической, лингвистической наук в создании теории тендера несомненны. Результаты исследований, ориентированных на анализ данной проблемы, представляют собой довольно весомый корпус трудов. В современной филологии научные разыскания в области гендерологии интенсивно представлены учеными-лингвистами, из которых следует отметить, прежде всего, монографию А.В. Кирилиной «Гендер: лингвистические аспекты», 1999. Плодотворным оказалось и обращение к нетривиальной методологии литературоведов, активно включившихся в изучение женской прозы и поэзии Серебряного века (особо отметим концептуальные монографии М. Михайловой «Внутренний мир женщины и его изображение в русской женской прозе Серебряного века», 1996, «Лица и маски русской женской культуры Серебряного века», 1998, «Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи», 2001, а также кандидатскую диссертацию Г.В. Эфендиевой «Художественное своеобразие женской лирики восточной ветви русской эмиграции», 2006) и современной (рубежа XX - XXI вв.) литературы (труды М. Завьяловой, Т. Мелешко, Е. Трофимовой, Т. Ровенской, Г. Пушкарь и др.). Имеется ряд интересных работ о женской поэзии XIX в. Проза же этого периода представляется недостаточно полно изученной и нуждается в более детальной разработке как теоретических, так и историко-литературных тендерных доминант. Системное изучение художественной прозы II половины XIX века в связи с феноменом пола, а также социокультурных процессов, отражающих в литературе своеобразие тендерной ситуации (прежде всего, художественной оппозиции феминность/маскулинность) этого времени, являются насущными и перспективными задачами. Актуальность темы диссертации определяется, таким образом, недостаточной научной разработанностью как теоретической модели тендера, так и методологического подхода к анализу проблемы женской прозы II половины XIX века в современном литературоведении.

Основной целью работы является исследование специфики гендерологии и реализации метода тендерного анализа в критическом и литературоведческом освещении женской прозы II половины XIX века применительно к аспекту авторства. Эта цель требует решения следующих задач:

1) изучить научную базу исследуемой проблемы;

2) определить критерии тендерного анализа художественного произведения;

3) выявить философско-теоретические основы тендерной интерпретации текста в литературоведении;

4) дать аналитический обзор корпуса критических работ о женской прозе II половины XIX века;

5) рассмотреть сюжеты и социально-психологические конфликты в женской прозе обозначенного периода; б) раскрыть в тендерном аспекте своеобразие художественного творчества „Н.Д. Хвощинской, Ю.В. Жадовской, Марко Вовчок, Е.П. Свешниковой и др.

Объект исследования - женская проза второй половины XIX века.

Предмет изучения - тендерный аспект авторства.

Методология исследования обусловлена необходимостью решения указанных задач и основывается на комплексном подходе, синтезирующем различные методы. При доминирующей позиции тендерного анализа используются историко-генетический, описательный, функциональный методы. Комплексный подход позволяет также использовать данные других наук — лингвистики, культурологии, психологии. Теоретико-методологическую базу работы составили труды как зарубежных, так и российских литературоведов и лингвистов, разрабатывающих методологию тендерного анализа: С. Бем, М. Рюткенен, Э. Сиксу, Э. Шоуолтер, Ю. Кристевой, Б. Хельдт; А.В. Кирилиной, О. Ворониной, Е. Горошко, Е. Здравомысловой, А. Костиковой, И. Кона, О. Рябова, А. Темкнной, И.И. Юкиной, И. Савкиной, Е.Н. Трофимовой, И. Жеребкиной, В.И. Успенской, а также литературоведческие работы в области женской прозы Т. Мелешко, Т. Ровенской, Н. Габриэлян, М. Завьяловой, Е.Н. Строгановой, С. Охотниковой, X. Варкетина, Е.В. Хохловой, B.JI. Погребной и ряда других.

Научная новизна диссертационной работы определяется как постановкой теоретической проблемы, так и материалом, на котором эта проблема исследуется (все писательницы, если и фигурируют в современных изданиях, то под рубрикой «забытые имена»). В перечисленных выше научных трудах рассматриваются различные аспекты тендерного восприятия женской прозы, но не дается целостное представление о женской литературе II половины XIX века в тендерном аспекте авторства. Обобщающее исследование обозначенной проблемы с опорой на концептуальные установки тендерного анализа проведено диссертантом впервые.

Практическая значимость работы заключается в том, что его результаты могут быть учтены в дальнейшем изучении женской прозы II половины XIX века, а материалы использованы при разработке специальных курсов лекций и семинарских занятий по истории русской литературы.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Современная филологическая паука интенсивно обращается к новому инструментарию в процессе исследования художественного текста, разрабатывая новаторские подходы, в частности, нетривиальные поиски в направлении гендерологии. Оппозиция маскулинное/феминное дает возможность рассматривать категорию тендера, по определению теоретиков, как симбиоз социальных и культурных норм, которые «в обществе посредством власти и доминирования предписывается выполнять людям в зависимости от их пола» [Бем, 2004; 281].

2. Тендерной интерпретации литературных произведений свойствен комплекс определенных категорий, наиболее сущностными из которых являются: тендерные роли, тендерная идентификация как социокультурный конструкт, предопределяющая специфику выбора тем и сюжетов, психологию поведения героев, портретные и речевые характеристики. Тендерный анализ дифференцирует полярные типы авторства — феминпый и маскулинный, при этом не исключая амбивалентность их функционирования.

3. Тендерная специфика анализа закономерно подводит к рассмотрению темы с точки зрения мужского восприятия, понимания и осмысления феминизма. Российские философы и литераторы II половины XIX века неоднозначно высказывались по вопросам пола, любви и брака. В это время активизировалась полемика вокруг проблемы равноправия полов, женской эмансипации, в которой были высказаны полярные точки зрения. «Женский вопрос» обсуждался в философско-критических статьях В.Г. Белинского, M.JI. Михайлова, Н.Н. Страхова, B.C. Соловьева, в художественных произведениях И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского и др.

4. Женскую прозу II половины XIX века с полным на то основанием можно рассматривать как литературный феномен, несмотря на позитивные или негативные результаты писательской карьеры её представительниц. Разные модели тендерного поведения персонажей изображены в прозе Е.П. Свешниковой (утверждение самостоятельной и независимой феминистской идеи), Л.И. Веселитской-Микулич (отрицание феминистской идеи, представление неспособной к самостоятельным чувствам и действиям героини), М. Вовчок, Ю.В. Жадовской (создание аннигиляционного типа персонажей), А.А. Вербицкой (умеренная феминная модель).

5. Типология тендерной идентификации выявляется в романе Н.Д. Хвощинской «Большая Медведица». Писательница создает три тендерных типажа: Верховская-мать - андрогинный, Катерина Багрянская - маскулинный, Лидия Верховская - феминный.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 4 публикациях и были представлены в докладах на международных и всероссийских научных конференциях: «Русский язык и активные процессы в современной речи» (Ставрополь, 2003), «Русская литература в контексте мировой культуры» (Ишим, 2008), «Проблемы современной филологии в вузовском образовании» (Ижевск, 2008).

Структура диссертации определяется последовательным разрешением основных задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Пензина, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятый анализ основных концепций тендера как социокультурного феномена показал, что различие понятий «пол» и «тендер» обозначило выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. Тендерные исследования носят полидисциплинарный характер и ведутся на стыке общей гендерологии и многих других наук, в том числе и литературоведения.

Современная тендерная теория, учитывая существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между мужчинами и женщинами, утверждает, что не столь важен по себе факт этих различий, главное - их социокультурная оценка и интерпретация. Разработка категории гендер затрагивает все области гуманитарного знания, что особенно значимо в сфере культуры, прежде всего художественной культуры и литературы.

Тендерная методология, интенсивно используемая в разных отраслях науки, расширяет теоретическую базу феминистских исследований в области литературы. Социологические, культурологические, философские и лингвистические работы по тендерным исследованиям сыграли огромную роль в дальнейшем развитии и углублении изучаемого вопроса.

Литературоведение, для которого художественный текст является основным объектом изучения, развивается вслед за лингвистикой: первые работы были посвящены анализу «мужского» и «женского» стилен письма. Позднее в сферу научных изысканий вошли особенности выражения в тексте мужского и женского взгляда на мир. Было бы преувеличением говорить о том, что тендерный подход уже успел получить распространение в российской науке, но очевиден интерес к нему как со стороны представителей традиционного литературоведения, так и среди молодых исследователей, поэтому можно предполагать существование внутренних причин готовности к его принятию. К таким причинам, помимо поиска новых стратегий литературоведческого анализа, следует отнести несомненную продуктивность тендерного подхода для изучения истории литературы.

На современном этапе в отечественной науке уже появились работы, в которых отражено стремление к системному осознанию и описанию языковой картины в тендерной парадигме, формируется основа тендерной модели и вырабатывается методологические подходы в исследовании тендерных проблем в лингвистике, но задачи, связанные с разработкой технологий освоения тендера, формированием инструментария тендерных исследований в литературоведении, по-прежнему остаются нерешенными.

Следует сказать, что литературоведческих работ в рамках гендерологии действительно значительно меньше, чем лингвистических. По нашему мнению, это связано с меньшей прикладной значимостью литературоведческих исследований. Лишь движение феминизма пытается отвоевать пространство для женщины и в истории и теории литературы (например, обоснование понятия «женская литература»).

Использование категории «тендер» в процессе изучения русской литературы XIX века означает и появление нового материала для преподавания данного курса (в этом одна из прикладных функций тендерных исследований в литературоведении).

В русской критике II половины XIX века все-таки наметился подход к осмыслению женской литературы как некоему единому целому, как определенному пласту литературы, особому явлению в творческом процессе. Признавалось, что творчество женщин имеет свои характерные черты, что писательницы могут выражать как общечеловеческий, так и сугубо женский, взгляд на мир, который уже благодаря своей специфике, представляет ценность. В русской же литературе и публицистике доминировало негативное отношение к женскому стремлению встать наравне с мужчинами в сфере науки, искусства и другой общественной деятельности (не говоря уже о политике). Существовал круг либерально настроенных мыслителей, которые выступали за предоставление женщинам большей свободы, чем давало ей общество; но существовал и другой лагерь — тех, кто в политике был славянофилом п по вопросу эмансипации стоял на позициях консерваторов.

Из плеяды писательниц II половины XIX века мы выделили как наиболее талантливых Н. Хвощинскую и Ю. Жадовскую. Их творчество представляет собой воплощение самореализации женщины-литератора. Общим для них был вопрос о положении простой женщины в традиционном российском обществе: для кого-то (например, Хвощинской) это вопрос социальный, политический, философский, а для кого-то (например, Жадовской) — вопрос свободы любви, свободы от отеческой опеки, социального неравенства и пр. Тем не менее, «женский» вопрос громко зазвучал в творчестве отечественных писательниц и в русской литературе в целом. В условиях меняющейся социокультурной ситуации эти писательницы сумели раскрыть свой талант, переосмыслить роль женщины в обществе, отстоять свои претензии на равноправие, в том числе и на особенный «женский» образ автора в литературном творчестве, утвердить новые общественные нормы поведения, что в дальнейшем позволило открыть обнадеживающие перспективы для создания независимой женской литературы, и вызвать большой интерес к литературному наследию русских писательниц второй половины XIX века со стороны современных исследователей и не только отечественных, их попытку типологнзировать творчество женщин данной эпохи, определить место «женской литературы» в контексте русской литературной традиции.

В заключение лишь отметим, что после революции 1917 года, когда женщина получила равные юридические, политические, экономические права с мужчиной, считалось, что «женский вопрос» в нашей стране больше не существует, что разделение писателей по «половому» признаку свойственно только зарубежной критике, на которую женское движение, действительно, оказало большое влияние, по западная литература переживала феминистский бум в 70-е годы, породив не только целый пласт специфической женской и феминистской литературы, но и так называемую феминистскую критику. Зарубежная критика и литературоведение достигли крупных успехов в разработке многих теоретических вопросов в этой области. В нашей стране, лишь в последнее время, появилась целая плеяда талантливых писательниц, стали утверждаться и заново завоевывать право на существования понятия «женская литература» и «женская проза».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пензина, Ольга Владимировна, 2009 год

1. Абрамович Н. Женщина и мир мужской культуры. М. 1913.

2. Абубикирова Н.А. Что такое "тендер" /ЮНС,1996. № 6. С. 123-125.

3. Автономова Н.С. Структуралистская антропология // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

4. Ажгихина Н. Женщина как объект и субъект в современной российской литературе// Сила слова. №11. М., изд. «Эслан» 2000. С. 57-63.

5. Ажгихина Н. Женщины — писательницы и новый европейский порядок // Сила слова. №11. М., изд. «Эслан» 2000. С. 5 15.

6. Азимирова М.Н. (Маран) Женщина и ее судьи. Спб. 1896.

7. Айвазова С.Г. Симона де Бовуар: этика подлинного существования. //Женщина в российском обществе. №2. 1997. С. 26-34.

8. Андреева А.А. Некоторые проблемы феминистической философии /Вестн. Спб университета. Сер. № 6. Спб. Рук. Депон. в ИНИОН № 47242 от 4.11.1992 г. 7 с.

9. Арбатова М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма//Преображение. 1995, № 3.

10. Арсеньев К.К. В. Крестовский (псевдоним) / Арсеньев К.К. Критические этюды по русской литературе. В двух томах. Т. 1. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1888. - С. 255-350.

11. Б.Д.П. Боборыкин П.Д. Беллетристы старой школы (В. Крестовский-псевдоним) // Слово. 1879. - Отд. II. - С. 1-52.

12. Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1995.

13. Байбурин А.К., Кон И.С. (ред.) Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

14. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

15. Батлер Дж. Тендерное беспокойство //Антология тендерной теории. Под ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С.297-346.

16. Батлер Дж. Меланхолийный тендер / Отторгнутая идентификация Запада//Тендерные исследования, 1998. № 1. С. 101-120.

17. Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос опостмодернизме" //Тендерные исследования, 2000. № 3. С.89-107.

18. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - С. 199249.

19. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.,1994

20. Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959.

21. Белинский В.Г. Полное собрание сочинении: В 13 т. М., Издательство АН СССР, 1953-1959. В тексте даны ссылки с указанием тома и страницы.

22. Белова Т.П. Женщина и религия: Проблемы феминистской теологии // Женщина в меняющемся мире. Иваново, 1999. С. 66-78.

23. Белова Т.П. Зинаида Гиппиус и "новое религиозное сознание в России" // Хасбулатова О.М. (ред.). Женщины России в XX столетии. Иваново, 1993.

24. Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999. С.68-82.

25. Бем С. Линза тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.

26. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

27. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.

28. Берне Л. Парижские письма. М.: Гослитиздат, 1938. - 367с.

29. Биологическое и социальное в человеке. М., 1977.

30. Блохина Н. А. Понятие тендера: становление, основные концепции и представления // Общество и тендер. Материалы Летней школы в Рязани / Составитель и редактор канд. филос. Наук Н.А.Блохина. Рязань: Изд-во

31. Поверенный», 2003. С.30-34.

32. Бобель А. "XX век век женщин" (По материалам салона книги "Турин-96") // женщина и культура: Материалы конференции "Новые возможности для женщин". 30 мая 1996 г. / Сост. Е.И. Трофимова. М., 1997. С. 62-67.

33. Бок Г. История, история женщин, история полов // THESIS. 1994.6.

34. Большая Медведица. Роман в пяти частях В. Крестовского (псевдоним) // Дело. 1882. - № 11. - С. 44-49.

35. Бородина Н.И. Проблема эмансипации женщины в русской литературе 30-40-х гг. XIX в. // Ученые записки Московского педагогического института. 1970. © 405. С. 147-160.

36. Боцман Я. Два образа трансценденции в женском русскоязычном романе //Тендерные исследования. Харьков, 1999.© 3. С. 328-333.

37. Бразоленко Б. Русская женщина в жизни и в литературе. СПб., 1908.

38. Брандт Г.А. "Почему вы не пишите? Пишите себя!" (Феминизм и постструктурализм о женском теле и женском письме) // Пол. Тендер. Культура. Под ред. 3. Хоткиной и Н. Пушкаревой. М., МЦГИ, 1999. С. 142-152.

39. Брандт Г. А. Природа женщины как философская проблема (Концепция феминизма) /ЮНС, 1998. № 2. С.167-180.

40. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург, Бишкек, 1997.

41. Буллок Ф.Р. Материнство как метафора сплошной коллективизации (по творчеству А.Платонова) // Пол. Тендер. Культура. Под ред. З.Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999. С.312-320.

42. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

43. Буслаев Ф.И. Судьба женщины в народных книгах // Библиотека для чтения. 1864. © 3.

44. Бутовская M.JT., Файпберг Л.А. У истоков человеческого общества. М., 1993.

45. Ванчугов В. Женщины в философии: Из истории философии в России XIX-начала XX вв. М.: РИЦ "Пилигрим", 1996. 304 с.

46. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.,1990

47. Варкентин X. «Как это просто, верно и симпатично!». О рецепции творчества Юлии Жадовской // Пол. Гендер. Культура. М., 2000. - 261 с. Т.2. С. 187-204.

48. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.

49. Вернер Ф. Речевое поведение женщин и мужчин // Языкознание. РЖ ИНИОН РАН. Сер. 6. 1984. © 6. С. 116-135.

50. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире. СПб.: Медуза, 1995. 126с.

51. Вольф К. Кассандра. Медея. Летний этюд / В. Криста, пер. с нем.-М., 2001.-448 с.

52. Воронина О., Клименкова Т. Гендер и культура // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия. Тверь, 1999. С.53-61.

53. Воронина О.А. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. 1980. N 9.С.38-49.

54. Воронина О.А. Категория пол/гепдер в философии феминизма //Философские исследования, 1995. № 4. С.80-98.

55. Воронина О.А. Философия пола // Философия. Учебник. Под ред. В.Д. Губина и др. 2-е изд. М., 1998. С.388-407.

56. Габриэлян Н.М. Введение в тендерный анализ современной русской женской прозы (80-90-х гг.) Кузнецова Н.В. и др. (отв.ред.). Женщины и право. Саратов, 1995. С. 22-23.

57. Габриэлян Н.М. Введение в современную русскую женскую прозу: Лингвокультурологический контекст // Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития: Материалы конференции.1. М., 1996. С. 69-76.

58. Габриэлян Н.М. Взгляд на женскую прозу // Преображение . 1993. © 1. С.104-106.

59. Габриэлян Н.М. Всплывающая Атлантида: Медитация на тему феминизма // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997. С. 70-75.

60. Габриэлян Н.М. Ева это значит "жизнь" (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. 1996. © 4. С. 3171.

61. Габриэлян Н.М. Пол, культура, религия // Общественные науки и современность. 1996. © 6. С. 126-134.

62. Тендер: язык, культура, коммуникация: Докл. 1-й Междунар. конф., 25-26 нояб. 1999 г. / Моск. гос. лингв, ун-т. М., 2001. - 368 с.

63. Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции / Ред. О.А. Хасбулатова.-. Ч.З. История, язык, культура.- Иваново, 2000.

64. Тендерные исследования и социология пола //Контексты современности. Хрестоматия. Казань, 1998. С.115-131.

65. Тендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы: Материалы международной научной конференции. Иваново, 1999.

66. Тендерные тетради /под ред. А.А. Клецина. СПб, ИС РАИ. 1999. Вып.2, 108 с.

67. Тендерные тетради. СПб, ИС РАН. 1997. Вып 1.

68. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социс. 1992.2.

69. Гижицкая Л. Новая женщина в литературе // Мир Божий. 1897. © 1.

70. Гизела Бок. История , история женщин , история полов // THESIS, Вып. 6, 1994

71. Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: Изд-во "Дм. Буланин", 2000. С.166-186.

72. Головин К.Р. Русский роман и русское общество. 1914.

73. Горошко Е. Тендерная проблематика в языкознании // Введение в тендерные исследования: В 2 ч.: Учеб. пособие / Под. ред. И.Жерсбкиной.- Ч. 1,- Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001,- С.508-542.

74. Горошко Е.Г., Кирилина А.В. Тендерные исследования в лингвистике сегодня // Тендерные исследования.- Харьков, 1998.- Вып. 2.-С.234-241.

75. Горошко Е.И. Пол, гендер, язык // Женщина. Гендер. Культура.- М.,1999.- С.98-111.

76. Горячкина М.С. Н.Д. Хвощинская (В. Крестовский-псевдоним) / Хвощинская Н.Д. (В. Кресговскпй-псевдоним) Повести и рассказы. М.: Московский рабочий, 1984. - С. 366-379.

77. Грачева А. Эстетика русского модерна и женская проза начала XX века (А.А.Верьбицкая) // Gupfert F. (ed.). Rubland aus der Feder seiner Frauen: Zum feminnen Diskurs in der russischen Literatur. Munchen, 1992. S. 69-78. (Slavistische Beitrage. Bd. 297).

78. Гречушпикова T.B. Феминистская лингвистика и авторское словотворчество: в поисках языковой самореализации женщин // Женские и тендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь,2000. С. 52-68.

79. Григорьев А.А. Обозрение наличных литературных деятелей // Москвитянин. 1855.-Т.4.-№ 15-16.-Кн. 1-2. - С. 173-209.

80. Григорьева Т. Женская ипостась мира (Китай, Япония, Россия) // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 107-135.

81. Гримшоу Дж. Идея "женской этики'У/Феминизм. Восток. Запад. Россия. М.: Наука, 1993. С.8-29.

82. Гродецкая А.Г. Агиографические прообразы в "Анне Карениной" (жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия рассказа) // ТОДРЛ., 1993. Т. 48 С. 433-445.

83. Громов М.Н. Образ Софии — Премудрости божьей в культуре Древней Руси // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Киев 1988.

84. Гросс Э. Изменяя очертания тела //Введение в гендерные исследования Харьков ХЦГИ СПб: Изд-во "Алетейя", 2001. 4.2. С.626-648.

85. Грэйс Э. Потерянный рай тела //Художественный журнал 1997. №17.

86. Денисова А. Тендерная грамотность и словарь тендерных терминов // Женщина плюс. 2002. - N 4(28). - С. 12-13.

87. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000

88. Дин Эдит. Знаменитые женщины Библии. М.,1995

89. Добровольский Д.О., Кирилина А.В. Феминистическая идеология в тендерных исследованиях и критерии научности // Тендер как интрига познания.- М.: Рудомино, 2000.

90. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений: В 6 т. / Н.А. Добролюбов, под общей ред. П.И. Лебедева-Полянского. М.: МПР ООС.

91. Доклады Первой Международной конференции 'Тендер: язык, культура, коммуникация", 25-26 нояб. 1999 года / Моск. гос. лингв, ун-т; Редкол.: Халеева ИИ. и др. М., 2001. - 368 е., схем. Текст, рус., англ. Библиогр. в конце отд. докл.

92. Дружинин А.В. Письма иногороднего подписчика. Письмо 31, Ноябрь 1852 / Дружинин А.В. Собрание сочинений. Т.6. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1865. - С. 667- 700.

93. Жадовская Ю.В. Полное собрание сочинений: В 4т. СПб., 1894.

94. Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь, 2000.

95. Женщина в античном мире. М., 1995.

96. Женщины России на рубеже XX-XXI вв.: Матер, междунар. науч. конф.- Иваново, 1998.

97. Жеребкина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм, психоанализ, феминизм / Ирина Жеребкина, М.: Идея-Пресс, 2000. - 251 с.

98. Жеребкина И. Против западного феминизма: русская эмансипированная женщина Аполлинария Суслова //Тендерные исследования, 2001. №4. С. 89-107.

99. Жеребкина И. Противоречия и проблемы современного феминизма // We/Мы: Диалог женщин. 2000. Спецвыпуск. С.11-14.

100. Завьялова М. Это и есть тендерное литературоведение. Современная женская литература: поиски традиции и новых языков // Ex libris НГ- 2000. 21 сент. (№ 36).

101. Зайченко Н.Ф. Культурно-маркированные единицы ("тургеневская девушка и "тургеневская женщина") в тексте времени и культуры // Язык и культура: Третья международная конференция. Доклады. Киев, 1994. Ч. 1 С. 4650.

102. Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во "Дм. Буланин", 2000. С.5-28.

103. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория //Пол. Тендер. Культура. Под ред.З. Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999. С.46-65.

104. Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистская эпистемологическая критика: кризис социального знания и поиски выхода //Пол. Тендер. Культура. Под ред.З. Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999. С.83-97.

105. Здравомыслова Е.А. Исследования женщин и тендерные исследования па Западе и в России //ОНС, 1999. № 6. С. 177-183.

106. Здравомыслова О.М. "Русская идея": антиномия женственности и мужественности в национальном образе России //ОНС, 2000. № 4.С. 109-115.

107. Земская Е.А. О чем и как говорят женщины // Русская речь. М., 1989 ©1.С. 42-46.

108. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык и его функционирование.- М.: Наука, 1993.- С.90-136.

109. Зотов В. Надежда Дмитриевна Хвощинская (Из воспоминаний старого журналиста) // Исторический вестник. — 1889. — № 10. С. 93-108.

110. Зуйкова Е.М. Эволюция феминизма в общественном сознании и научном познании // Уч. зап.: Науч.-теорет. сб. N 2 / Моск. гос. социальн. ун-т. М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1998. С.24-32.

111. Иваницкип В.Г. От женской литературы к "женскому роману"? //ОНС, 2000. № 4. С.151-163.

112. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.

113. Иригарэй JI. Пол, который не единичен // Тендерные исследования. 3/99. Харьков, 1999. С.64-70.

114. Казакова И. Критика и публицистика конца XIX начала XX веков о творчестве русских писательниц // Преображение. - 1995. - № 3. - С. 80- 97.

115. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения. В 6 т. Т.4. 4.2. М„ 1965.

116. Кант И. О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин //КантИ. Сочинения. М.: Мысль, 1964. Т.2. С. 151-168.

117. Кирилина А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. - 189 с.

118. Кирилина А.В. Тендерные аспекты языка и коммуникации: Автореф. дис. . д-ра филол. наук / Моск. гос. лингвист, ун-т. М., 2000. - 40 с. -Библиогр.: 34 назв.

119. Кирилина А.В. Тендерные стереотипы, общение и пол говорящего //

120. Женщина в российском обществе.- 1999,- © 2.- С.27-45.

121. Кирилина А.В. Категория "гендер" в языкознании // Женщина в российском обществе,- 1997.- © 2.- С.15-20.

122. Кирилина А.В. Перспективные направления развития тендерных исследований в российской лингвистике // Женщины России на рубеже XX-XXI вв.: Матер, междунар. науч. конф.- Иваново, 1998.- С. 16-20.

123. Кирилина А.В. Развитие тендерных исследований в лингвистике // Филологические науки.- 1998.- © 2.- С.51-58.

124. Кирилина А.В. Стереотипное представление женщины в языке // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе.- Иваново, 1997.- С.44-45.

125. Китайгородская М.В. Вариативность в выражении рода существительных при обозначении женщин по профессии . Социально-лингвистические исследования / Отв. ред Крысин Л.П., Шмелев Д.Н.- М., 1976.-С.144-155.

126. Клецина И.С. Тендерная социализация. СПб., 1998.

127. Климешсова Т. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.

128. Клименкова Т. Феминизм и постмодернизм // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С.176-188.

129. Ковров А. Женский вопрос. Вести из Германии // Русское богатство. 1896. № 10.

130. Коган П. Интеллигентная женщина в рассказах г-жи А. Крандиевской // Образование. 1900. № 2. С. 31-38.

131. Козлова Н.Н. Гендер и вхождение в модерн //ОНС, 1999, № 5. С. 164-174.

132. Колесникова Н.П. Толковый словарь названнй женщин: Более 7000 единиц. М.: ООО "Изд-во ACT"; ООО "Изд-во Астрель", 2002. - 608 с.

133. Коллонтай А. Новая женщина // Современный мир. 1913. № 9.

134. Колодовы Аннет. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистского литературного критицизма // Тендерные исследования. Харьков, 1999. .№ 2. С. 145-170.

135. Колонтовская Е.А. Н.Д. Хвощинская (Крестовский-псевдоним) // Колонтовская Е.А. Женские силуэты (писательницы и артистки). СПб.: Типо-лит. Акционерного Общества «Самообразование», 1912. - С. 68-80.

136. Колтоновская Е. Женские силуэты. Спб. 1912.

137. Кон И. Мужское тело как эротический объект // Тендерные исследования. 3/99. Харьков, 1999. С.296-317.

138. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

139. Костикова А. Постмодернистский исход феминизма // Пол. Гендер. Культура. Под ред. 3. Хоткиной и Н. Пушкаревой. М., 1999. С.111-118.

140. Краснощёкова Е. «Семейное счастье» в контексте русского «романа воспитания» (И.А. Гончаров и Л.Н. Толстой) // Русская литература. 1996. - № 2.-С. 47-65.

141. Кренжолек О. Проблемы литературной позиции Н.Д. Хвощинской 1840 1860-х годов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - М.: МГУ, 1986. - 160 с.

142. Крестовская М. Из женской жизни // Мир Божий. 1903. № 2.

143. Крестовский В. (псевдоним) Собрание сочинений в пяти томах. -СПб.: Издание А.С. Суворина, 1892.

144. Крестовский В. Характеристика автора (вместо предисловия к переводу романа в сценах «Габриэль» Ж. Санд) // Живописное обозрение. — 1885. -Т.1. -№ 1.-С. 11-13.

145. Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении // Тендерные исследования. Харьков, 1999. .№ 2. С.79-87.

146. Кронгауз М.А. Sexus, или проблема пола в русском языке // Русистика. Славистика. Индоевропеистика. М., 1996. С. 510-525.

147. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе.

148. СПб.: Издание Товарищества «Знание», 1907. 368 с.

149. Курбатов В.И. Женская логика: (В шутку и всерьез о странностях молвы, сужденья, спора.). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993. - 216 е.: ил.

150. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.

151. Лаккофф Дж. Когнитивная семантика (Из книги "Женщины, огонь и опасные предметы") //Язык и интеллект. М., 1996. С. 143-184.

152. Лауретис де Т. Риторика насилия: рассмотрение репрезентации и тендера //Антология тендерной теории. Под ред. Е. Гаповой. Минск: Пропилеи, 2000. С.347-372.

153. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

154. Леденева Т.В. Проблема самоопределения женщины в феминизме и постмодернизме // Семья, тендер, культура: Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М., 1997. С.337-343.

155. Липатов В.М. Женский язык // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 152-153.

156. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1987. — 596 с.

157. Лорбер Д. Пол как социальная категория // Thesis. 1996. Вып.6.

158. Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы тендерного конструирования //Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. СПб.: Изд-во "Дм. Буланин", 2000. С.187-192.

159. Майков В.Н. Стихотворения Юлии Жадовекой // Майков В.И. Литературная критика. Л., 1985.

160. Макаров В.В. Философия пола: безусловность и относительность тендерных характеристик // Гендерные исследования в России: история и перспективы. Иваново, 1999.

161. Маргольм Л. Книга о женщине. Киев. 1895.

162. Маркиз де Сад и XX век (Сборник). М., 1992.

163. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976

164. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте. Учебное пособие по спецкурсу. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. - 88 с.

165. Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. №9.

166. Милль Д.Ст. О подчинении женщины. М., 1994.

167. Митчелл Дж. Женская сексуальность. Введение // Тендерные исследования. 1/1998. Харьков, 1998. С.67-100.

168. Михайлов M.JT. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе // Преображение. 1992. - № 5. - С. 75- 90.

169. Михайлова М. Книга Е.А. Колтоновской "Женские силуэты" -теоретическое обоснование женского творчества //Тендерные исследования, 2000. №4. С. 127-136.

170. Михайлова М.В. Психологический анализ в русской женской прозе начала XX века // Демидова О.Р. (ред.). Ей не дано прокладывать новые пути?: Из истории женского движения в России. СПб.,1998. Вып. 2. С. 15-18.

171. Мищенко А.А. «Пол и характер» Отто Вейнингера и проблема взаимоотношения полов // Посиделки. Информационный листок Петербургского Центра тендерных проблем. 1996. №9.

172. Мищенко А.А. Мужчины в тендерных исследованиях // Посиделки. Информационный листок Петербургского Центра тендерных проблем. 1998. №2.

173. Моисеева Л.П. Проблема женской эмансипации в русской литературе 30-40-х годов XIX века /ЮНС, 2000. № 4. С.164-171.

174. Молосов Н. Русское воспитание в женских типах нашей литературы //Светоч. I860.© 3-4.

175. My дуре М. Существует ли женская литературная традиция? //Тендерные исследования. Харьков, 1999. .№ 2, С171-179.

176. Надеждин Н.Н. Женщина в изображении современных русских женщин-писательниц // Новый мир. 1902. © 92. С. 290-295.

177. Назаретская К.А. Из истории русской прозы 70-80-х гг. XIX в. (Повести Н.Д. Хвощинской) / Учёные записки Казанского государственного университета. 1957. - Т. 117, кн. 9, вып. 1. - С. 93-97.

178. Налимов А. Русская писательница — пионерка // Ежемесячные сочинения. 1901. - № 5. - С. 29 -39.

179. Некрасов И.С. Женский литературный тип древней Руси // Филологические записки. Воронеж. 1864. Вып. III. С. 103-136.

180. Нечаева Н.А. Идеал женщины в структуре тендерных картин мира // Тендерные тетради. Вып.2. СПб., 1999. С.5-19.

181. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

182. Новиков А.И. Проблема эроса (пол, женщина, любовь) в русской философской мысли конца начала XX веков // Феминизм и российская культура. СПб., 1995. С. 15-23.

183. Острогорский В.П. Этюды о русских женщинах // Женское образование. 1880. - № 6-7. - С. 315-330, 391-412.

184. Охотникова С. Тендерные исследования в литературоведении: проблемы тендерной поэтики // Тендерные исследованя и тендерное образование в высшей школе. Ч. 2. Иваново, 2002. СС. 273-279.

185. Парфенова Н.Н. Историческая антропонимия как характеристика положения русской женщины XVI-XV1II вв. // Женщины и свобода.- М., 1994.-С.373-379.

186. Пирогов Н.И. Идеал женщины // Преображение. 1993. - № 3. - С. 102-104.

187. Писарев Д. «Старое горе» В. Крестовского // Рассвет. 1859. - № 1. - С. 37-40.

188. Плукс П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. // Ученые записки Рязанского педагогическогоинститута. 1967. Т.39.

189. Погребная B.JI. Проблемы эмансипации женской личности в русской критики и романах Н.Д. Хвощинской (60-80-е гг. XIX ст.). -Запорожье: ЗГУ, 2003. 242 с.

190. Пономарев С.И. Наши писательницы. Спб. 1891.

191. Португалов М.В. Женщина в русской художественной литературе XIX в., 1826-1876. СПб., 1914.

192. Протопопов М. Женское творчество // Русская мысль. 1891. - № 1. -С. 98-112.

193. Пустовойт П.Г. Разновидности русского реалистического романа в первой половине XIX века / Пустовойт П.Г. А.Ф. Писемский в истории русского романа. М.: Издательство Московского университета, 1969. - С. 933.

194. Пушкарев JI.H. Тендерные отношения в русской поэзии XVI-XVIII вв. //Женщина в российском обществе, 2000.№ 2.С.2-11.

195. Пушкарева H.JI. Галерея знаменитых россиянок: Женщины допетровской Руси // Женщина и культура, вестник проекта "Новые возможности для женщин", М., 1998. Вып. 14. С. 30-36.

196. Рубинштейн М. Женский вопрос как проблема культуры // Вестник воспитания. 1911. № 6.

197. Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII -первой трети XX в.: Сб. научн. статей / Ред М.Ш.Файнштейн // Frauen Literaturgeschite. Texte und Materialien zur russischenn Frauenliteratur. Wilhelmshorst, 1995.

198. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т.1. М., 1961.

199. Рюткенен М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. № 3. СС. 5-17.

200. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряноговека/О.В. Рябов; Иван. гос. ун-т., Иваново: Иван. гос. ун-т, 1997. - 159 с.

201. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI-XX вв.) Иваново,1999.

202. Савкина И. До и после бала: история молодой девушки в "мужской" литературе 30-40-х гг. XIX века // Пол. Гендер. Культура. Под ред. З.Хоткиной и Н.Пушкаревой. М., 1999. С.287-300.

203. Савкина И. Образ Богоматери и проблема идеально-женственного в русской женской поэзии XX века // Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII первой трети XX в. Gopfert, 1995. С. 155-168.

204. Савкина И. Провинциалки русской литературы (женская проза 3040-х годов XIX века). Wilhelmshorst: Verlag F. К. Gopfert, 1998. - 223 с.

205. Савкина И.Л. "Поэзия опасный дар для девы!": Критическая рецепця женской литературы и женщины-писательницы в России первой половины XIX в. // Женщина и культура: Вестник проекта "Новые возможности для женщин". М., 1998. Вып. 14. С. 52-69.

206. Савкина И.Л. "Чужое мое сокровище": женские мемуары как автобиография: Воспоминание С.В. Капнист-Скалон // Генеральное исследование Харьков, 1998. Вып. 2. С. 178-208.

207. Савкина И.Л. «Пишу тебя»: Авто доку м. жен. тексты в рус. лит. первой половины XIX в./ И. Савкина; Univ.of Tampere. Tampere: Univ. of Tampere, 2001, - 360 c.

208. Савкина И.Л. Кто и как пишет историю русской женской литературы? //Новое литературное обозрение. 1997. О 24. С. 359-372.

209. Савкина И.Л. Мария Жукова: Эпизоды из жизни женщины // Мария: Литературный альманах. Петрозаводск, 1995. Вып. 2. С. 211-225.

210. Савкина И.Л. Образы тетушки и приживалки в аспекте "тендерной поэтики": (На материале прозы Марии Жуковой и Елены Ган) // Проблемы поэтики языка и литературы. Петрозаводск, 1996. С.114-121.

211. Сараскина Л. Возлюбленная Достоевского, Аполлинария Суслова:биография в документах, письмах, материалах. М.: Согласие, 1994.

212. Семевский В.И. Н.Д. Хвощииская-Зайончковская (В.Крестовский-пвседдоним) // Русская мысль. 1890. - № 11.

213. Сиксу Э. Смех медузы // Гендерные исследования. 3/99. Харьков, 1999. С.71-88.

214. Симона де Бовуар. Второй пол. М.-СПб., 1997.

215. Скабичевский А. Волны русского прогресса // Отечественные записки. 1872.-№ l.-Отд. II. - С. 1-41.

216. Смирнов В.Б. Беллетристическая школа некрасовских «Отечественных записок» как историко-литературное явление / Литература некрасовских журналов: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: ИГУ, 1987. - С. 7-19.

217. Соловьев B.C. Женский вопрос // Соловьев B.C. Собр. соч.: В 8 т. СПб., 1903 T.VIII.

218. Соловьев B.C. Русский национальный идеал (по поводу статьи Н.Я.Грота в "Вопросах философии и психологии"). В: Соч. в 2т. М., 1989. Т.2 С.291.

219. Соловьев B.C. Смысл любви // Русский Эрос, пли философия любви в России. М., 1991.

220. Страхов Н. Женский вопрос// Заря. 1870, N 1-2, С. 107-149.

221. Строганова Е. «Некто из толпы»: автобиография и биография Е. П. Свешниковой // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. Тверь, 2000. СС. 125-135.

222. Суковатая В. Женский роман как перфоманс в рамках "мужской литературной традиции" //Тендерные исследования. 2000, № 4. С.317-321.

223. Суковатая В. Феминистские пейзажи на просторах российской литературной критики //Тендерные исследования. 2000, № 4. С.313-316.

224. Трофимова Е.И. Женская литература и книгоиздание в современной России // Общественные науки и современность. 1998. О 5. С. 147-157.

225. Трофимова Е.И. О концептуальных понятиях и терминах в тендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в российском обществе. 2000. © 4. С. 32-39.

226. Трофимова Е.И. Проблема женственности в трилогии о Мимочке В.Микулич // Преображение. 1997. Вып. 5. С. 47-53.

227. Трофимова Е.И. Советская женщина конца 80-х годов: Автопортрет в поэзии // Вопросы литературы. 1994. © 2.

228. Трофимова Е.И. Современная русская литература и постмодернистская концепция культуры // 1994. © 2.

229. Трофимова Е.И. Феминизм и женская литература в России // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997. С. 47-51.

230. Тыминский А.И. Поэтика прозы Н.Д. Хвощинской. Диссертация па соискание учёной степени кандидата филологических наук. М.: МГОПУ, 1997.-212с.

231. Уоллстоункрафт М. В защиту прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Издательская группа "Прогресс", 1992. - С. 24- 38.

232. Ученова В.В. Забвенью вопреки // Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц первой половины XIX в. М., 1987. С. 3-12.

233. Ученова В.В. Лики протеста // Только час: Проза русских писательниц конца XIX начала XX в. М., 1988.

234. Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера // Тендерные тетради. Труды СПб филиала ИС РАН. №1. 1997. С.94-124.

235. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Л., 1989.

236. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. / Н.Ф. Федоров, ред. М.А. Колеров; сост., подгот. текста и коммент. А.Г. Гачевой, С.Г. Семеновой, М.: Прогресс, 1995.-517с.

237. Фидлер Ф. Первые литературные шаги. Автобиографии. М. 1911.

238. Философия любви. В 2 г. М., 1990.

239. Фортунатова Г.А. Типология женских характеров в повестях И. Тургенева и новеллах Т.Шторма // Российские женщины и европейская культура. СПб., 1994. С.32-34.

240. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

241. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Харьков: "Фолио", 1999. 380 с.

242. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

243. Фрейд 3.Недовольство культурой. М.1992

244. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. 512 с.

245. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

246. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности-Ш. М., 1999.

247. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

248. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

249. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

250. Фурье Ш. Избранные произведения. Т. 1. Л., 1938.

251. Фурье Ш. Новый любовный мир. Фрагменты // Трактаты о любви. М., 1994.

252. Халеева И.И. Тендер как интрига познания // Тендерный фактор в языке и коммуникации / Отв. ред. И.И.Халеева.- Иваново, 1999,- С. 5-9.

253. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 398с.

254. Хвощинская Н.Д. Повести и рассказы. М.: Московский рабочий, 1984.-381 с.

255. Хоткина З.А. Тендерным исследования в России десять лет //ОНС, 2000. № 4. С.21-26. Цымбаева Е.Н. 'Тендер" как категория исторического анализа//Вестник МГУ. Сер.8. История. М., 1999. № 3. С.130-141.

256. Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований //Пол, тендер, культура /под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. /под ред. Э.Шоре и К. Хайдер. М. Рос.гум.ун-т, 1999. С.23-54.

257. Цебрикова М. Очерк жизни Н.Д. Хвощинской-Зайончковской // Мир божий. 1897. -№ 12. - С. 1-40.

258. Чего хочет женщина? / Отв. ред. Е.И. Трофимова.- М., 1993.

259. Чернышевский Н.Г. Что делать / Н.Г. Чернышевский, М., 1975.

260. Чечнева А. Соратница великих. — Рязань: Поверенный, 2003. 176 с.

261. Чимилийский Я. Женские типы в произведениях А.Вербицкой. СПб., 1904.

262. Чудинов А.Н. История русской женщины в последовательном развитии ее литературных типов. Воронеж, 1872.

263. Чуйко В. Современные женщины писательницы //Наблюдатель. 1889. №4.

264. Чуйко В.В. Крестовский-псевдоним: Критический очерк // Наблюдатель. 1889. - № 8. - С. 37- 60.

265. Чуйко В.В. Крестовский-псевдоним: Критический очерк // Наблюдатель. 1889. - № 8. - С. 37- 60.

266. Шелгунов Н. Женское бездушие. По поводу сочинений В. Крестовского-псевдонима // Дело. 1870. - № 9. - С. 1- 34.

267. Шелгунов Н.В. Воспоминания // Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания: В 2 т. М., 1967. - Т. 1. - С. 49 - 326.

268. Шехулина Л.Д. Литературное творчество и женский псевдоним // Российские женщины и европейская культура. СПб., 1994. С. 67-68.

269. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

270. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Трактаты о любви. М., 1994. С. 40-65.

271. Шопенгауэр А. Мысли // Афоризмы и максимы. Л., 1991. С. 186-196.

272. Шоре Э. Елена Ган русская Жорж Санд? // Пол. Тендер. Культура. М., 2000. Вып. 2. С.178.

273. Шоре Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века (на материале русской литературы XXI века) // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998

274. Шорэ Э. По поводу "Крейцеровой сонаты". Тендерный дискурс конструкты женственности у Л.Н. Толстого и С.А. Толстой /под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М. Рос. гуы. ун-т, 1999. С.С. 193-212.

275. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. Т.21.

276. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 г. - 596 с.

277. Юкина И.И. РТстория женщин России: Женское движение и феминизм в 1850-1920 г.г.: мат. к библиогр. / И.И. Юкина, СПб; Алетейя, 2003.-234 с.

278. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.