Женская журнальная периодика ФРГ: генезис, структура, типология тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Петроченкова, Мария Александровна

  • Петроченкова, Мария Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 201
Петроченкова, Мария Александровна. Женская журнальная периодика ФРГ: генезис, структура, типология: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2006. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Петроченкова, Мария Александровна

Введение стр.

Глава 1. Типологическая характеристика журналов для женщин Германии стр.

§1. Состояние научного исследования журналов стр.

§2. Типология журналов для женщин стр.

Выводы стр.

Глава 2. Генезис и закономерности развития женской журнальной периодики в Германии стр.

§ 1. Предпосылки появления немецкоязычной периодики для женщин в XVIII в. и становление основных типов журналов для женщин в XIX - начале XX вв. стр.

§2. Первая волна структурных изменений немецкого рынка женских журналов в XX в. стр.

§3. Развитие журнального рынка Западной Германии в 1947-1994 гг. стр.

Выводы стр.

Глава 3. Структурные изменения сегмента журналов для женщин в ФРГ в 1995-2004 гг. стр.

§ 1. Динамика рынка журналов для женщин стр.

§2. Современные тенденции развития рынка журналов для женщин стр.

§3. Интернет-версии женских журналов стр.

§4. Изменение архитектоники номера и содержания журналов для девушек в 1995-2004 гг. стр.

Выводы стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женская журнальная периодика ФРГ: генезис, структура, типология»

Актуальность исследования

За последние 15 лет в России резко возросло количество журналов для женщин. Однако российские издатели не могут опереться на отечественные традиции в этой области. Три советских издания для женщин - «Крестьянка», «Работница» и «Советская женщина» - выходили миллионными тиражами, однако с появлением коммерческих изданий им пришлось сильно измениться. Международный журнал «Советская женщина», издававшийся на десятках иностранных языков, в 1992 г. был переименован в «Мир женщины» и стал распространяться исключительно внутри страны. «Крестьянка» полностью сменила концепцию и превратилась в глянцевый журнал по немецкой модели с традиционной семейной ориентацией. «Работница» изменилась, прежде всего, внешне, приобретя более яркое оформление. Если посмотреть на прилавок, обложки этих трех изданий будет сложно отличить от множества новых журналов для женской аудитории, издаваемых иностранными концернами по западным моделям.

В 2004 г. на российском медиа-рынке действовали шесть концернов немецкого происхождения. На их родине, в Федеративной Республике Германия в 2004 г. издавалось почти 6 тыс. журналов1, которые разделялись на специализированные и универсальные. Среди последних 83 были зарегистрированы как женские издания с общим разовым тиражом 22,72 млн. экз., что составляло 17% от всех продаваемых экземпляров универсальных о журналов . Десятилетием ранее, в 1995 г. в Германии насчитывалось 53 женских издания с общим тиражом 24,95 млн. экз., что составляло тогда 18% продаваемого тиража этого вида изданий.

1 Данные Союза немецких издателей журналов - Verband der deutschen Zeitschriftenverleger // http://www.vdz.de (по состоянию на 09.09.2005)

2IVW IV.2004

Рекламные поступления в журналы для женщин составили в 2004 г. 708 млн. евро, в 1995 г. (в пересчете на евро) 775 млн.3, что делало их третьим по объему рекламоносителем среди печатных СМИ после ежедневных газет и журналов телепрограмм. Таким образом, за десять лет количество журналов для женщин увеличилось в Германии на 57%, но объем рекламных поступлений и общий продаваемый тираж снизились на девять процентов.

Рынок женской журнальной периодики ФРГ был поделен между шестью медиамагнатами: Хайнрихом Бауэром, Акселем Цезарем Шпрингером, Хубертом Бурдой и издательствами «Яресцайтен», «Кламбт» и «Грунер+Яр». В процентном отношении им принадлежало 76% всего продаваемого тиража. Три издания для женщин входили в десятку наиболее распространенных журналов Германии: «Бильд дер фрау» («Bild der Frau», концерн Шпрингера) с аудиторией в 5,32 млн. читателей, «Фрайцайт ревю» («Freizeit Revue», концерн Бурды) и «Нойе пост» («Neue Post», концерн Бауэра), которые читали 2,93 и 2,74 млн. человек4.

Женская периодика имеет в Германии богатые традиции, уходящие корнями в XVII в. За это время в сегменте журналов для женщин в Германии появились и сформировались многие типы изданий: от дорогих международных изданий до дешевых развлекательных еженедельников, а также бесплатных региональных и местных листков политических объединений женщин. Наличие на современном рынке журналов для женщин ФРГ большого разнообразия типов изданий отражает плюрализм сегодняшнего немецкого общества, существование в нем множества социальных женских групп с разными жизненными ценностями и установками.

Можно выделить три типа журналов для женщин, разработанных в Германии и осуществивших экспансию на рынки европейских стран и американского континента. Это тип журнала мод и рукоделия, тип

3 Nielsen Werbestatistik 1995, 2004.

4 Media Analyse'04 Pressemedien И классического женского еженедельника и тип развлекательного еженедельника. Наиболее яркими примерами являются всемирно известный журнал мод «Бурда моден» («Burda Moden»), выпускаемый на 12 языках, женский еженедельник «Лиза» («Lisa») с 15 выпусками на разных языках, развлекательный журнал «Мах маль паузе!» («Mach mal Pause!», на российском рынке издается под шапкой «Сделай паузу!»), который выходит в 24 странах на 18 языках и позиционируется как женский.

Процесс появления на рынке новых типов журналов и поиска новых узких целевых групп в определенной степени аналогичен тому, что происходит на современном российском медиарынке с той лишь разницей, что спектр целевых групп печатных СМИ в ФРГ намного разнообразнее, чем в России. Причиной может служить высокая конкуренция на немецком медиарынке, которая складывается из меньших препятствий выпуска нового издания, развитости экономической базы и давних читательских традиций.

Присутствие на российском медиа-рынке крупнейших немецких издательских концернов, таких, как издательские группы Бауэра, Бурды, Шпрингера, «Грунер+Яр», оказывает значительное влияние на развитие отечественной модели рынка периодической печати. Исследование типологических особенностей и структурных изменений на рынке женской прессы ФРГ представляется важным и актуальным с точки зрения перспектив дальнейшего развития средств массовой информации России.

Диссертация весьма актуальна в рамках современных российских исследований периодической печати, так как российская пресса исторически тяготеет к европейской модели журналистики.

Предлагаемая диссертация - первая в нашей стране попытка комплексного анализа возникновения и развития, а также современного состояния женской периодики Германии. Работа выполнена на основе оригинального материала, в некоторых случаях впервые представляемого в отечественной научной литературе о зарубежных СМИ. Этот материал проанализирован под различными углами зрения - историческим, политическим, социологическим, типологическим и системно-структурным.

В современных условиях развития рынка женской прессы в России, когда постепенно происходит стратификация аудитории, которая потребует со временем соответствующей специализация журналов, изучение зарубежного опыта и анализ типологических особенностей изданий Германии представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане.

Методологической базой диссертации послужили основные принципы теории и истории журналистики, изложенные в научных трудах отечественных и зарубежных (прежде всего немецких) исследователей.

Состояние и степень научной разработанности проблемы

Следует отметить, что опубликованные в разное время в России работы и исследования, относящиеся к истории и современному состоянию немецких СМИ, непосредственно не рассматривали типологические особенности женской прессы Германии, а также исторические изменения в этом сегменте рынка. Нам пришлось обращаться к научной литературе по различным проблемам журналистики, средств массовой информации, теории и практики коммуникации экономически развитых стран - США и Европы.

Предлагаемое исследование выполнено с использованием и учетом впервые вводимого в научный оборот на русском языке многообразного материала немецких специалистов в этой области. При выявлении специфики женской прессы как типологической модели печатной периодики Германии и при теоретическом осмыслении дефинлции «женский журнал» изучены статьи и книги К. Ланге.р-Эль Сайед, X. Ульце, А. Фогеля, Г. Бормана5, а также отечественных исследователей (В.М. Горохов, И.И. Засурский, JI.B.

5 Bohrmann, Hans. Zeitschriftenforschung: ein wissenschaftsgeschichtlicher Versuch. Berlin: Spiess, 1975; Langer-El Sayed, Ingrid. Frau und Illustrierte im Kapitalismus. Die Inhaltsstruktur von illustrierten Frauenzeitschriften und ihr Bezug zur gesellschaftlichen Wirklichkeit. Koln: Pahl-Rugenstein, 1971; Ulze, Harald. Frauenzeitschrift und Frauenrolle: eine aussagenanalytische Untersuchung der Frauenzeitschriften Brigitte, Freundin, Fur Sie und Petra. Berlin: Spiess, 1979; Vogel, Andreas (Hrsg.). Zeitschriften und Zeitschriftenforschung. Wiesbaden: Westdt. VerL, 2002.

Шарончикова, М.В. Шкондин и др.)6. Типологические особенности женской прессы подробно рассмотрены в диссертациях С.И. Альпериной, Е.А. Пленкиной, Jly Мими7 и статьях В.В. Боннер-Смеюхи, И.В. Мыльцыной и P.M. о

Ямпольской .

При подготовке частей о современной структуре журнальной периодики зарубежных стран и, в частности, женской прессы, а также о формировании медиаконцернов изучена отечественная литература по различным разделам зарубежной журналистики (Н.И. Ажгихина, С.И. Беглов, А.Г. Бочаров, Е.Л. Вартанова, Г.Ф. Вороненкова, Г.А. Голованова, Я.Н. Засурский, Л.М. Землянова, Ю.Я. Орлов, Э.А. Лазаревич, Б.И. Любимов, Н.В. Урина, Л.В. Шарончикова)9. При анализе структурных особенностей женской печатной периодики Германии полезными были сведения из трудов известных немецких исследователей журналистики К. Венгера, Ю. Вильке, П. Герлаха, К. Мает, Г.

6 Горохов В.М. Газетно-журнальные жанры. М., 1993; Журналистика и перестройка./Под ред. М.В. Шкондина. М., 1989; Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999; Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995; Шарончикова Л.В. Печать Франции (80-90-е гг). М., 1999.

7 Альперина С.И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Элль»): Дис. канд. филол. наук. М., 2003; Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества: Дис. канд. филол. наук. М., 1998; Пленкина Е.А. Проблемы типологии женских изданий: Дис. канд. филол. наук. М., 1998.

8 Боннер-Смеюха В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГГУ. М., 2000. №2; Мыльцына И.В. О методике исследования одного номера журнала в системе годового комплекта. // Методика изучения периодической печати. Сб. статей. Под ред. Б.И. Есина. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1977; Ямпольская P.M. Женская пресса: ее типологические особенности // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1995. № 1; Ямпольская P.M. Тенденции развития типологической структуры женской прессы // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1997. № 4.

9 Ажгихина Н.И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». МЦГИ. M., 1997. С. 43-46; Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997; Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. 1973. №3. С. 25-36; Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. M., 1997; Голованова Г.А. Печать США в начале 90-х годов / Под ред. Я.Н.Засурского. M., 1996; Журналистика в буржуазном обществе (Колл. авт.) Под ред. Я.Н. Засурского. M., 1976; Засурский Я.Н. Журналистика переходного периода // Актуальные проблемы журналистики. M., 1997; Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. M., 1995; Орлов Ю.Я. Печать ФРГ. M., 1970; Лазаревич Э.А. Первые российские журналы // Из века в век. 1702-2002. Из истории русской журналистики. Под ред. Б.И.Есина. M., 2002; Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания. (Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании). M., 1995; Урина Н.В. Средства массовой информации Италии. M., 1996; Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг. M., 1999; Шарончикова Л.В. Буржуазные средства массовой информации Франции. M., 1988.

Майна, Г. Мюнстера, Г. Пюрера и И. Раабе, В. Шнайдера и П.-Ю. Рауэ, В. Й. Шютца, К. Хольц-Бахи10.

Статистические данные о состоянии рынка женских журналов почерпнуты из Государственной статистики прессы ФРГ, справочника «Штамм», исследований Информационного общества по аудиту рекламоносителей IVW, Рабочего содружества по исследованию СМИ «Медиа Аналюзе», Института демоскопии в Алленсбахе AWA.

Главными исследованиями по истории журналистики Германии следует назвать «Историю немецкой прессы» К. Котика11, двухтомник К. Шотенлоэра

12 13 и Ю. Бинковски , «Всеобщую историю прессы» Л. Саламона . Из отечественных источников нам помогли монографии и статьи С.М. Гуревича, Б.И. Есина14.

Процессы, происходившие в средствах массовой информации Германии в последнее десятилетие XX столетия, а также тенденции развития СМИ в начале XXI века проанализированы в монографии Г.Ф. Вороненковой «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного

10 Holtz-Bacha, Christina. Medienverhalten mannlich-weiblich. Uber ein Desiderat der Kommunikationsforschung. In: Romy Frohlich (Hrsg.), Der andere Blick. Aktuelles zur Massenkommunikatiori aus weiblicher Sicht. Bohum: Univ.-Verl. Brockmeyer, 1992. S. 253-262; Gerlach, Peter. Zeitschriftenforschung: Probleme u. Losungsansatze, dargest. am Beispiel „Journalism quarterly" (1964 - 1983). Wiesbaden: Harrassowitz, 1988; Mast, Claudia (Hrsg.). Journalismus fiir die Praxis: Ein Leitfaden fur die Redaktionsarbeit. Hohenheim, 1991; Meyn H. Massenmedien in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, 1996; Munster, Hans A. Die moderne Presse: das Zeitungs- und Zeitschriftenwesen im In- und Ausland in zwei Banden. Bad Kreuznach: Harrach; Purer, Heinz/ Raabe, Johannes. Medien in Deutschland. (Bd.l: Presse). Munchen: Olschlager, 1994; Schneider WJ Raue P.-J. Handbuch des Journalismus. Rowohlt Verlag GmbH, 1996; Wenger K. Kommunikation und Medien in der Bundesrepublik Deutschland. Munchen, 1988; Wilke, Jtirgen. Grundzuge der Medien- und Kommunikationsgeschichte. Von den Anfangen bis ins 20. Jahrhundert. Boehlau, 2000.

11 Koszyk Kurt. Deutsche Presse im 19.Jahrhundert. Geschichte der deutschen Presse. Teil II, Bd.6. Berlin, 1966; Koszyk, Kurt. Deutsche Presse im Ersten Weltkrieg. Diisseldorf, 1968; Koszyk, Kurt. Deutsche Presse 1914-1945 // Geschichte der deutschen Presse. Teil III, Bd.7. Berlin, 1972; Koszyk, Kurt. Pressepolitik fiir Deutsche 1945-1949// Geschichte der deutschen Presse. Teil IV, Bd.10. Berlin, 1986.

12 Schottenloher К /Binkowski J. Flugblatt und Zeitung: Ein Wegweiser durch die gedruckte Tagesschriften // Bd.l: Von den Anfangen bis zum Jahre 1848; Bd.2: Von 1848 bis zur Gegenwart. Munchen, 1985.

13 СаламонЛ. Всеобщая история прессы. Спб., 1909.

14 Гуревич С.М. Газета и читатель: как добиться успеха? M., 1994; Есин Б.И. О переходности // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. M., 1998. общества» и книге Г.Ф. Вороненковой «Средства массовой информации

Германии в 90-е годы», а также в многочисленных статьях того же автора15.

Помогла в подготовке исследования справочная литература «АБЦжурналистики», лексикон по медиапланированию издательства «Фокус» В.

Кошника, лексикон «Публицистика. Массовая коммуникация» издательства

Фишер» под редакцаей Ю. Вильке, Э. Ноэлле-Нойман и В. Шульца16, а также статьи из немецкой периодики - общеполитической и специализированной, посвященные газетной и журнальной прессе (журналы «Медиа перспективен»,

11

Журналист» и «Шпигель»), материалы научных конференций .

В работе использованы данные о современном состоянии рынка женских журналов по оценкам Немецкого союза издателей, опубликованные в Интернете18.

Однако необходимо отметить, что отдельного исследования о структурных изменениях на рынке женских журналов Германии в отечественной науке пока не проводилось.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отечественной журналистской науке проведено комплексное исследование женской прессы Германии как типологической группы. К новым результатам можно отнести анализ периодизации истории развития различных типов журналов для женщин и обобщение исследований отечественных и зарубежных, в частности, немецких ученых по проблеме периодизации данных изданий.

15 Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М.: Языки русской культуры, 1999; Вороненкова Г.Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998.; Вороненкова Г.Ф., Чесаное А.А. Периодическая печать Германии. СПбГУ, 2001.

16 Fischer Lexikon. Publizistik. Massenkommunikation. / Hrsg. von Elisabeth Noelle-Neumann, Winfried Schulz, Jiirgen Wilke. Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 2002; Koschnick, Wolfgang J. FOCUS-Lexikon fur Mediaplanung und Mediaforschung in Deutschland Mimchen: Saur, 1995.

17 Средства массовой информации в современном мире: 2004. (Тезисы научной конференции). СПб., 2004; Ломоносов - 2004. (Тезисы научной конференции). М, 2004.

18 www.vdz.de

Новизна состоит также в том, что в диссертации впервые обобщены западные исследования по типологии женской периодики и проанализированы публикации по проблеме появления новых типов журналов для женщин.

Цели исследования: выявить совокупность определяющих факторов становления женской прессы в Германии, закономерности формирования типологической модели женского журнала,'ее эволюцию и динамику развития в десятилетие (1995-2004 гг.).

Цели диссертации определяют задачи, решаемые в ходе научной работы:

1. Выявить причины и определить условия появления в структуре печатной периодики различных типов журналов для женщин.

2. Определить типообразующие факторы, формирующие различные типы журналов для женщин.

3. Выявить тенденции развития в сегменте журналов для женщин в 19952004 гг. и проанализировать их проявление в издательской политике крупных медиаконцернов, в частности Бауэра, Шпрингера, Бурды и «Грунер+Яр», издательствах «Кламбт» и «Яресцайтен».

4. На примере типа журнала для девушек рассмотреть изменения в концепции, оформлении и архитектонике номера с 1995 по 2004 гг.

Объектом исследования являлись журналы для женщин Германии, процесс их становления и развития.

Предмет исследования: типологические черты журналов для женщин Германии, современные тенденции их эволюции.

Методы исследования:

• как на .эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования были использованы универсальные методы историзма, включающие метод сравнительного анализа истории СМИ на протяжении столетий;

• эмпирическое исследование проводилось методом сравнения;

• метод типологического анализа, предполагающий рассмотрение объекта на трех уровнях (типизационный, классификационный и структурно-функциональный анализ).

Эмпирический материал диссертации составили выпуски журналов «Мэдхен» («Madchen») и «Бригите Янг Мисс» («Brigitte Young Miss») за июнь 1995, 2003 и 2004 гг., «Амика» («Arnica»), «'Джоли» («Jolie»), «Эль герл» («Е11е Girl») и «Янг» («Young») за июнь 2003 и 2004 гг., а также статистические данные исследований IVW, МА и государственной статистики прессы с 1949 по 2004 гг. Современное состояние медиаконцернов и журналов отслеживалось также по сети Интернет.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

• обширным эмпирическим материалом;

• применением научной методологии;

• использованием разных информационных и историографических источников.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что (1) собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования и развития женской периодики в Германии; (2) предоставлена возможность применения выявленных закономерностей и обобщенного опыта завоевания периодическими изданиями выделенной целевой группы к условиям современной России, где происходит активное развитие журналов различных типов.

Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов для подготовки лекций по курсам «История зарубежной журналистики» и «Современная зарубежная журналистика», а также журналистами-практиками, занимающимися вопросами развития международных СМИ и тендерными проблемами. Диссертация может представлять интерес для широкого круга экспертов-международников, а также для германистов: журналистов, политологов, культурологов и филологов.

Исходя из целей и задач работы, на защиту выносятся следующие положения.

• Первые два столетия своего существования - в XVIII и XIX вв. -журналы на немецком языке для женской аудитории переживали становление основных типов: журнал мод и рукоделия, классический женский журнал как общественно-политическое издание и развлекательный журнал. В начале XX в. на немецком журнальном рынке произошла первая волна структурных изменений, связанная с концентрацией печатного рынка. Сохранились все типы журналов для женщин, их количество и совокупный тираж резко возросли. В 1960-е гг. на рынке наблюдалась вторая волна структурных изменений, которая характеризовалась распределением рынка между шестью издательскими группами. Новое перераспределение долей рынка между шестью рассматриваемыми концернами, удвоение количества журналов, появление трех новых типов изданий для женщин в течение десяти лет с 1995 по 2004 гг. позволяет назвать ситуацию на немецком журнальном рынке рубежа веков третьей волной структурных изменений.

• Предпосылками изменений явились социально-экономические и технические перемены. Глобализация привела на немецкий журнальный рынок сильных международных конкурентов; интернет стал альтернативным источником информации и коммуникации; изменение социальной роли женщин в результате влияния идей феминизма, расширение жизненных сценариев породило новую иерархию женщин, т.е. новые целевые группы для женских журналов.

• Главная тенденция журнального рынка Германии последнего десятилетия: специализация публичных журналов, их ориентация на все более узкие целевые группы. Эта тенденция вызвала увеличение количества наименований журналов, снижение тиража каждого отдельного журнала при сохранении объемов совокупного тиража в секторе журналов для женщин. Такая перестройка структуры помогла удержать на прежнем уровне доходы от рекламы в условиях ужесточившейся конкуренции с ежедневными газетами, телевидением и интернетом в период экономического спада.

• Один из новых типов изданий - журнал для девушек 14-29 лет -демонстрировал сокращение доли редакционного содержания и прямой рекламы за счет увеличения доли материалов, посвященных продвижению товаров. В результате произошла смена акцентов в функциях женского журнала. Если классические женские журналы стремились к информированию читательниц в развлекательной манере, выступали в роли подруг и советчиц, то современные журналы для девушек являлись скорее каталогами новых товаров и законодателями мод, т.е. их главной функцией стало развлечение и маркетинг товаров.

Анализ названных аспектов позволил не только рассмотреть появление и эволюцию журналов для женщин, специфические параметры их композиционно-смысловой модели, но и формы, и методы завоевания выделенной целевой аудитории.

Структура диссертации В структуре исследования использовался системно-хронологический принцип с целью дать системное представление о развитии, положении и структуре современной женской журнальной периодики. Германии. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Петроченкова, Мария Александровна

Выводы

В 1995-2004 гг. на немецком журнальном рынке наблюдается третья волна структурных изменений. Ее признаками было резкое увеличение количества журналов и появление новых типов изданий для женщин наряду с небольшим снижением совокупного тиража. Ярким признаком было также ориентация практически всех новых журналов этого периода на международный рынок.

Во второй половине 1990-х непрерывно росший рынок рекламы позволил шести ведущим концернам запустить на немецком рынке 20 новых изданий для женщин. Совокупный тираж женской пре'ссы в то время также продолжал расти. Рост совокупного тиража журналов происходил за счет появления новых наименований. Хотя рынок в области женских журналов считался насыщенным, даже перенасыщенным, издательские дома выпускали все новые продукты. Только весной 1995 г. насчитывалось пять новых изданий, появление еще двух было запланировано. Так в 1995-1999 гг. появилось большое количество журналов для девушек, одновременно закрывались журналы специального интереса о рукоделии, в 1997-2000 гг. возникли журналы специального интереса о «звездах», стиле жизни и фитнесе, но перестали выходить многие «глянцевые» издания. Главными тенденциями рассматриваемого десятилетия можно назвать ориентацию женских журналов на более юную аудиторию, увеличение развлекательной составляющей в журнальном предложении и ориентацию журналов на выход под одной шапкой на разных языках.

Концерны стремились занять новые появившиеся ниши, пока это не успели сделать конкуренты. К внутренним конкурентам, давно знакомым, с 1970-х гг. делящим рынок шести немецким издательским концернам прибавились международные издатели, которые привели на немецкий журнальный рынок свои издания с известными международными названиями и агрессивной маркетинговой стратегией.

С 2000 г. тиражи практически всех женских журналов начали падать. Поступления от, рекламы сократились в результате начавшегося экономического спада в ФРГ. Чтобы удержать тиражи и снова привлечь рекламу в свои издания, немецкие концерны расширяли спектр своих печатных продуктов, заводили для их саморекламы интернет-версии.

Интернет, который в начале своего распространения был воспринят некоторыми издательскими концернами как еще одно поле для создания прибылей, потребовал от концернов дополнительных инвестиций, но в начале 2000-х гг. принес только убытки. Смена концепции присутствия издателей в Интернете позволила получать прибыль и от инвестиций в интернет-проекты. Новая концепция предполагала не прямое получение денег от рекламы на сайтах концерна, а опосредованное, через использования Интернета для саморекламы журналов, через придание журналам модного имиджа, через стимулирование подписки.

Интернет-версии журналов для женщин повторяли в оформлении и содержании печатные издания, что было необходимым условием их узнаваемости. Функция этих сайтов состояла исключительно в рекламе печатного издания. Они ни в коем случае не должны были стать конкурентами печатного прототипа за внимание аудитории. Поскольку функции, которые издание выполняет для читателей, были на этих сайтах признаны вторичными, то интернет-версии женских журналов не стали центрами женского общения в Интернете.

Таким образом, рынок журналов для женщин, пережив очередную волну структурных изменений, как и после каждой предыдущей волны, стал еще более специализированным.

Женские журналы как минимум на 70% финансировались за счет рекламы и поэтому были особенно подвержены экономическому давлению. Это давление отражалось на концепции и содержании журналов. Мода, одежда, косметика, дом, досуг, советы, романы, сплетни и «звезды» - вот темы, которые согласно разнообразным исследованиям женских журналов занимали больше всего места.

Содержание журналов повторяется из года в год и вращается вокруг одних и тех же тем. Еще Дагмар Душке критиковал концепции женских журналов для среднего класса, когда рассматривал несколько примеров из этих журналов: «стабильностью» называют они из года в год повторяющиеся советы в моде, косметике, проведении праздников, кулинарных рецептах и диетах; «миф совершенства» женского существования заложен в многочисленных советах и материалах о жизненных ситуациях, большинство из которых исчерпываются областью частной жизни; и «миф эксклюзивности» многих советов о покупках и украшении дома, которые подавляют творческую

180 фантазию читательниц . Дополняет эти материалы соответствующая реклама, которая ясно говорит: «Красота - это потребление, успех соответственно дорог».

Главной функцией журналов для девушек становится продвижение товаров и, реже, услуг. С другой стороны, они служат развлечению читательниц. Актуальная информация касается лишь тем светской жизни.

Редакционные материалы журналов создают образ вечно молодой, стремящейся к развлечениям девушки, интересующейся модой и сексом. Проблемы межличностных отношений редуцированы до поиска и завоевания партнера, психология сведена к умению распознавать импульсы собственного тела.

Журналы для девушек различаются оттенками целевой аудитории, на которую они направлены. Так, «Мэдхен» предназначен для школьниц-подростков с их стремлением идентифицировать себя с какой-либо музыкальной группой или направлением и интересом к дружбе с противоположным полом. «Эль гёрл» ориентирован на аудиторию девушек 1820 лет с более высокими доходами и уровнем жизни, чем школьницы. «Бригитте янг мисс» ориентируется для среднеобеспеченных студенток

180 Duske, Dagmar: Und ewig lockt das Gleiche. Strategien und Inhalte kommerzieller Frauenzeitschriften. In: Christiane Schmerl (Hrsg.). In die Presse geraten. Darstellung von Frauen in der Presse und Frauenarbeit in den Medien. Wien, Koln: Bohlau, 1989. S. 107. профессиональных учебных заведений, интересующихся психологией и практическим применением новой информации. Журнал «Янг» рассказывает о жизни «звезд» и носит чисто развлекательный характер. Его читательницы -девушки 21-25 лет с невысоким уровнем образования и доходов. Журналы «Джоли» и «Амика» предназначены для романтичных барышень старше 25 лет с высокими доходами.

Главной характеристикой аудитории становится уровень доходов, а точнее - расходов. Другой важной характеристикой остается возраст читательниц. Ранее для характеристики аудитории принято было брать за основу уровень образования и занятость. Впрочем, уровень образования в Германии, как правило, напрямую связан с уровнем доходов.

Заключение

Журналы являются в Германии малоизученной областью теории коммуникации. В немецкой коммуникативистике выделены три проблемы, мешающие расширению исследований журналов: сложность определения понятия «журнал» из-за многообразия понимаемых под ним видов изданий; отсутствие единой, заслуживающей доверия статистики прессы в ФРГ; сложность типологии журнального рынка.

Начало изучению женских, семейных и молодежных изданий положил допуск женщин к сдаче экзамена на получение докторской степени в 1916 г. Целью изысканий того времени было рассмотрение отдельных журналов в контексте определенной эпохи, поэтому работы имели литературоведческий и исторический характер.

В 1930-1940-х гг. сложился круг исследователей журналов, к которому относят Эрнста Герберта Леманна, Герхарда Менца и Йоахима Кирхнера. В качестве отдельной дисциплины изучение журналов просуществовало только в период правления национал-социалистов. В 1935-1937 гг. Менц в Лейпциге и Леманн в Берлине получили профессорские ставки для изучения положения журналов. Исследования того времени были сосредоточены на вопросе определения понятия «журнал» и его типологических характеристик. После войны оба исследовательских центра были закрыты.

Можно проследить всплеск научного интереса к женской периодике в 1970-х гг. Причиной, без сомнения, послужила активизация феминистского движения после сексуальной революции в странах Запада. Внимание исследователей сосредоточилось вокруг истории женских журналов и их значении в формировании общественной роли женщины.

Во второй половине 1990-х гг. в центре исследований находились две темы: образ женщины в СМИ и экономические основы издания журналов. Среди причин актуализации именно этих тем в немецкой публицистической науке могут быть названы изменения на медиарынке, вызванные объединением ФРГ и ГДР, развитием глобализации, появлением интернета, которые все вместе вызвали ужесточение экономического положения на журнальном рынке и, соответственно, конкурентной борьбы.

Поиски единого определения журнала на немецком языке шли в направлении его отмежевания от понятия- «газета». С 1950-х гг. главными отличительными признаками журнала были признаны периодичность, публичность, непрерывность и отказ от актуальности содержания. Таким образом, журнал - это периодическое печатное изделие с неизменной формой подачи материала, которое выходит минимум четыре раза в год и при этом не является газетой.

Определение журнала для женщин принято основывать на освещении этими изданиями специфических «женских тем», вроде моды и косметики. Однако мужские журналы тоже уделяют немало внимания вопросам моды и косметики. С другой стороны, феминистские издания являются журналами для женщин, но не пишут о моде и косметике. На немецком журнальном рынке традиционно принято относить к женской периодике также развлекательные еженедельники, в которых женская тематика не является центральной. Поэтому за категорию деления был принят признак аудитории, а журналом для женщин признано издание, более 60% аудитории которого составляют женщины.

Русский язык позволяет провести более четкое разделение, выделив два понятия: журнал для женщин и женский журнал. Если журналом для женщин является любое издание с преобладающей женской аудиторией, то женский журнал также тематически и формой подачи материала ориентирован на женскую аудиторию.

Типологическими характеристиками журналов для женщин, на основе которых они рассмотрены в рамках данной работы, являются: принадлежность к тому или иному издательскому концерну, периодичность, целевая группа, целевое назначение издания и функции, выполняемые для издателя и для читателей. Можно выделить семь типов коммерческих журналов: классический женский еженедельник, классический женский журнал, «глянцевый» журнал, журнал для девушек, журнал о фитнесе, журнал мод и рукоделия, развлекательный еженедельник.

Характеристики перечислены в порядке убывания их значимости. Признак принадлежности издания признан наиболее важным, поскольку темой работы являются структурные изменения рынка журналов для женщин в целом, а не судьба каждого отдельного журнала. Поэтому для рассмотрения важна, прежде всего, вся совокупность журналов одного концерна и ее изменения.

Отсутсвие в ФРГ единой статистики прессы делает затруднительным научное исследование какого-либо сегмента журнального рынка. Невозможно даже точно подсчитать, сколько журналов для женщин издается на сегодняшний день в Германии. Для предоления данной неточности в рамках данной работы были выделены шесть ведущих издателей женской периодики, поскольку они наиболее чутко и оперативно реагируют на изменения на рынке и в обществе. Их журналы - коммерческие печатные продукты, призванные приносить прибыль привлечением максимально возможного количества рекламы. Для этого концерны стремятся к тому, чтобы их издания занимали все видимые ниши и привлекали в совокупности как можно более широкую аудиторию. В результате продукты этих издательств превалируют в сегменте периодических изданий для женщин по тиражам. В 1976 г. разовый совокупный тираж их журналов составлял 64% от общего разового тиража всех публичных журналов Германии, в 2004 г. - 76%181. Динамика развития журналов для женщин в этих шести концернах отражает изменения в данном сегменте рынка в целом.

На развитие журналов влияет целый спектр факторов, среди которых политический, экономичесткий, культурный, технический. Культурной

181 Media Perspektiven 2004 (5). S. 678. предпосылкой появления журналов для женщин в начале XVIII в. было увеличение грамотности среди немецкоязычного населения в результате подъема духовной жизни в период классицизма. Технической предпосылкой было появление печатных станков и установление транспортного сообщения между государствами, в частности с Англией.

Первые два столетия своего существования - в XVIII и XIX вв. -журналы на немецком языке для женской аудитории переживали становление основных типов. Их широкому распространению мешали политическая и экономическая нестабильность немецкоязычных государств, недостаток грамотности среди женского населения и высокая стоимость производства журналов, что делало их доступными только для высших слоев. Зародившиеся в то время типы журналов для женщин составляют основу немецкоязычной женской периодики до сих пор: журнал мод, руководство для рукоделия, классический женский журнал, развлекательный семейный журнал и орган женского движения или религиозной организации.

На рубеже XIX-XX вв. сложились благоприятные условия для развития женской периодики: экономический подъем объединенной Германии, приток людей в города для работы на фабриках, введение обязательного женского образования в 1905 г. обеспечили журнальный рынок инвестициями и читателями. Появление ротационных машин в конце XIX в. позволило выпускать журналы с яркими иллюстрациями по невысокой цене. Сильным конкурентом за внимание аудитории стали тогда дешевые ежедневные газеты. Немецкий журнальный рынок в начале XX в. прошел первую волну структурных изменений: выжили почти исключительно те журналы, которые присоединились к одному из набиравших силу издательских концернов. Сохранились все возникшие ранее типы журналов для женщин, их количество и совокупный тираж резко выросли за счет переживавших бум двух типов изданий: семейного журнала и развлекательного массового еженедельника.

Высокая степень концентрации стала отличительной характеристикой немецкого рынка журналов для женщин. Конкурентная борьба концернов определила эволюцию этого сегмента журнального рынка в течение XX в. В 1960-х гг. наблюдается вторая волна структурных изменений. Коммерческие журналы были поделены шестью издательскими концернами: Бауэра, Шпрингера, Бурды, «Грунер+Яр», «Кламбт» и «Яресцайтен». Количество наименований журналов, упавшее в годы национал-социализма, вновь резко возросло и оставалось относительно стабильным в течение четверти века за счет постоянного закрытия одних наименований и запуска других. Значительно вырос разовый совокупный тираж: с 4,2 млн. экз. в 1958 г. до 10,7 млн. экз. в 1973 г. Господствовавший в 1950-х гг. тип классического женского еженедельника уступил в 1960-х гг. лидерство - по количеству наименований и по тиражам - классическому женскому журналу. Насыщение рынка привело к началу специализации изданий: в 1970-х запускаются журналы специального интереса (например, журналы мод, руководства по вязанию, первый журнал о фитнесе) и издания, рассчитанные на узкие возрастные группы (первый журнал для девушек).

Причинами структурных изменений стали, с одной стороны, преодоление последствий войны, как в политическом, так и в экономическом плане, с другой стороны, культурные изменения конца 1960-х гг.: сексуальная революция и феминизм. Они вызвали рождение множества некоммерческих изданий для женщин и отток молодых читательниц от классических женских журналов. В то же время произошло изменение технических условий: за внимание аудитории журналов стало бороться телевидение, которое к тому же породило другого конкурента - журналы телепрограмм. Тип журнала телепрограмм становился все более популярным, отбирая рекламу у других публичных журналов. Все это вызвало вторую волну структурных изменений рынка журналов для женщин в начале 1970-х гг. Борьба концернов за рекламу привела в движение рынок женской периодики: появилось большое количество новых изданий, усилилась концентрация. В результате выделились шесть концернов, которые к 1976 г. сосредоточили в своих руках 64% совокупного тиража немецких журналов для женщин. Эти шесть издательских групп с переменным успехом вели борьбу за доли рынка и не пускали на рынок другие издательства в течение 20 лет, пока в конце XX в. условия не сложились так, что произошла третья волна структурных изменений.

В 1980-х гг. на немецкий издательский рынок вышли международные издательства и принесли новый тип «глянцевого» журнала. Немецкие издатели были вынуждены ответить на новое предложение конкурентов, чтобы удержать свою долю рынка на родине. С 1982 по 1988 гг. предложение шести рассматриваемых концернов увеличилось почти в два раза. В свою очередь немецкие издатели осваивали рынки других стран Европы и США.

В период объединения ФРГ и ГДР в 1988-1993 гг. издательства не рисковали выпускать на рынок новые наименования, а сосредоточили усилия на завоевании рынка в новых землях, в странах Восточной Европы и в России.

Таким образом, волны структурных изменений на немецком журнальном рынке происходили при стечении трех обстоятельств: зрелости рекламного рынка (что вызывало концентрацию изданий, их перераспределение в руках профессиональных издателей), развитии технической базы (что вызывало ужесточение конкуренции среди СМИ за внимание аудитории), культурных изменениях аудитории (что вызывало специализацию изданий, появление новых типов, т.е. резкое увеличение количества изданий).

К концу тысячелетия в Германии сложилась четкая, относительно стабильная система женской журнальной периодики. В течение десяти последующих лет эта структура сильно изменилась, что отразилось на предложении шести рассматриваемых концернов: количество наименований их журналов возросло в полтора раза - с 37 в 1995 г. до 56 в 2004 г. Общий ч разовый тираж при этом уменьшился на девять процентов с 19,63 до 17,86 млн. экз. Доля концернов в общем тираже женской периодики снизилась с 79 до

75%. Если в 1995 г. лидером по тиражам был концерн Бауэра, то в 2004 г. его обогнал концерн Бурды.

Главные изменения этого времени коснулись типологии женской прессы. Если в 1995 г. самыми популярными типами были развлекательный еженедельник и классический женский журнал, то в 2004 г. они были потеснены на рынке тремя новым типами: журналом для девушек, журналом о фитнесе и здоровом образе жизни, журналом о «звездах» и стиле жизни.

Ситуацию на немецком журнальном рынке рубежа веков можно назвать третьей волной структурных изменений. Социально-политической предпосылкой послужило то, что к этому времени выросло поколение женщин, ориентированных на новые социальные роли женщины в обществе. То, за что боролись девушки в 1980-х гг., было естественным для молодых женщин 1990-х. Открыто обсуждались прежде запретные темы, в частности, проблемы сексуальных меньшинств, отношений между полами, что отразилось на тематике женских изданий: обязательной стала рубрика, посвященная отношениям между партнерами. Личная жизнь общественных персон освещалась женской прессой больше, чем их профессиональная деятельность.

Женщины становились все более самостоятельными, рождалась новая иерархия женщин, т.е. перестраивалась традиционная схема целевых групп женской периодики. Напомним, что традиционно на рынке присутствовали четыре типа журналов для женщин, рассчитанных на четыре целевые группы: журналы мод и стиля жизни для обеспеченных дам; классические женские журналы для домохозяек или работающих женщин, для которых на первом плане, однако, остается семья; дешевые развлекательные журналы для наименее образованных и обеспеченных слоев; общественно-политические журналы для активисток и образованных дам. Во второй половине 1990-х эти типы потеряли былую популярность. Чтобы удержать свою долю рынка, концерны вынуждены были выпускать новые по концепции журналы. Так появились журналы о «звездах», журналы о здоровом образе жизни, журналы для девушек, рассчитанные на более четко выделенные целевые группы.

Выразителем третьей волны можно назвать группу «Грунер+Яр», ставшую в 2004 г. крупнейшим журнальным издательством в Европе. В Германии группе удалось удержать свою долю рынка женской периодики в 15%. Количество наименований изданий осталось прежним, тираж претерпел также лишь незначительные изменения. Однако структура изданий трансформировалась кардинально: «глянцевые» и классические женские журналы были заменены журналами о «звездах» и стиле жизни и журналом для девушек.

Главная тенденция журнального рынка Германии - специализация публичных журналов, ориентация на все более узкие целевые группы - привела к увеличению количества наименований изданий, снижению тиража каждого отдельного журнала, но сохранению совокупного тиража в секторе женской прессы. Такая перестройка структуры помогла удержать на прежнем уровне доходы от рекламы в условиях ужесточившейся конкуренции с ежедневными газетами, ТВ и Интернетом в период экономического спада.

Экономические условия ужесточились. Глобализация привела на немецкий журнальный рынок международных конкурентов. Олигополия шести немецких концернов разрушалась под влиянием международных издательских групп: если в 1995 г. они контролировали 74% совокупного тиража журналов для женищин, то 2004 г. - только 52%. Темпы экономического роста в ФРГ снизились, и эксперты заговорили об экономическом кризисе. Объем рекламы, поступавшей в СМИ, соответственно, сократился.

Политику победителей в конкурентной борьбе отличали три признака: запуск журналов новых типов (с превалирующей PR-составляющей в содержании), ориентация на узкие ., целевые группы, сотрудничество с международными партнерами (т.е. выпуск журналов под одной шапкой на разных языках). Стуктурные изменения журнального рынка Германии за рассматриваемый период включают следующие тенденции: развитие типа журнала для девушек, уменьшение формата журналов, упадок «глянцевых» журналов, дифференциация типа женского еженедельника, смена тематики журналов специального интереса.

Более трети новых изданий второй половины 1990-х были ориентированы на юных или очень юных читательниц. Стратеги издательств причисляли к ним всех читательниц, которые чувствовали себя уже слишком взрослыми, чтобы приобретать журналы для тинейджеров вроде «Браво-гёрл!» - «Bravo-Girl!» (концерн Бауэра, выходит раз в две недели, продаваемый тираж более 400 тыс. экз.) и «Мэдхен» - «Madchen» (концерн Шпрингера, выходит раз в две недели, продаваемый тираж около 200 тыс. экз.), но еще слишком юными для женских журналов вроде «Бригитте» - «Brigitte» (концерн «Грунер+Яр», выходит раз в две недели, продаваемый тираж 789 тыс. экз.) или «Фройндин» - «Freundin» (концерн Бурды, выходит раз в две недели, продаваемый тираж 511 тыс. экз.).

За десять лет, в 1995-2004 гг., на немецком рынке появилось десять новых коммерческих журналов для девушек в возрасте 14-29 лет. Два из них были вскоре закрыты. Примечательно, что закрылись журналы, выходившие с периодичностью раз в две недели, после чего этот подтип женской периодики представлен ежемесячниками. Исключение составляли классики журналов для девушек «Мэдхен» и «Браво-гёрл!», рассчитанные на наиболее юную аудиторию среди рассматриваемых изданий. Согласно концепции издательств, оба журнала предназначались для читательниц до 18 лет.

Среди журналов для девушек обращал на себя внимание тот факт, что большинство изданий были немецкими версиями международных изданий для девушек, как, например, «Эль гёрл» и «Амика», или запускались издателем сразу в нескольких странах под одной шапкой на разных языках. Это отразилось в названиях, которые часто являлись заимствованиями: из итальянского «аллегра» - веселая, «амика» - подруга, «пиккола» - малышка; из английского «янг» - молодая (а также два журнала для юной аудитории, не рассматриваемых в данной работе международных издателей: «джой» (joy) -удовольствие, «гламур» (glamour) - чары, волшебство). Обложки журналов украшали заголовки тем на английском языке. Например, на обложке журнала «Янг» №6, 2004 из 12 заголовков (включая шапку) восемь были на английском (часто с дополнениями более мелким шрифтом по-немецки). Названия «Джой» и «Аллегра» указывали также на развлекательный аспект этих изданий.

Взлет «глянцевого» типа журнала продолжался до начала 2000 гг. В результате экономического спада и оттока рекламы один за другим в 2000-2004 гг. были закрыты ежемесячники «Харперс базар» («Harper's Basaar»), «Прима Карина» («Prima Carina»), «Мари Клер» («Marie Clair»), «Вива» («Viva»), «Аллегра» («Allegra»). Закрытие универсальных «глянцевых» журналов сопровождалось появлением все новых женских изданий специального интереса. В предложении шести ведущих издателей перестали существовать четыре ежемесячника о моде и рукоделии, остались только два издания концерна Бурды. Совокупный разовый тираж этого типа сократился с 1 214 до 254 тыс. экз. Произошла перемена тематики женских журналов специального интереса с моды и рукоделия на спорт (фитнес) и развлечение («звезды», светская жизнь). Однако увеличение количества наименований журналов практически не сказалось на количестве их читателей. Совокупный разовый тираж изданий о фитнесе составил в 2004 г. 751 тыс. экз., увеличившись с 1995 г. на 70 тыс. экз.; тираж изданий о «звездах» и вовсе упал с 531 тыс. экз. в 1995 г. до 456 тыс. экз. в 2004 г. Этот случай является иллюстрацией того, как издатели и рекламодатели способны создавать и искуственно поддерживать модные темы вне зависимости от исходных потребностей аудитории.

В конце XX - начале XXI вв. расширился спектр еженедельников. В этой группе изданий наблюдалась специализация, так же как и среди женских ежемесячников. Среди «желтых» журналов в 2004 г. можно было выделить по тематике две группы: журналы загадок-кроссвордов и журналы о «звездах».

Количество первых в предложении шести рассматриваемых концернов увеличилось на пять наименований, при этом не было закрыто ни одного подобного журнала. Количество вторых возросло на три наименования, 1994 г. можно считать началом их издания. Совокупный разовый тираж «желтых» еженедельников составлял в течение десятилетия стабильно около 6 300 тыс. экз. Тиражи изданий первой группы колебались от 252 до 1 048 тыс. экз., продаваемых в неделю. Тиражи журналов второй группы составляли от 114 до 360 тыс. экз. в неделю. Причиной разницы в тиражах можно считать прикладное содержание журналов с загадками и кроссвордами, что привлекало к ним дополнительную мужскую аудиторию. Например, в 2004 г. 38% читателей развлекательного журнала «Нойе пост» («Neue Post») были мужчинами, в то время как среди читателей еженедельника о «звездах» «Гала» («Gala») доля мужчин составляла менее 12%.

Группа классических женских еженедельников также потеряла цельность и могла быть условно разделена по целевой группе на журналы для современных и верных традициям женщин. Поскольку средний возраст читательниц журналов в Германии был около 44 лет, то неудивительно, что издатели предлагали большое разнообразие женских еженедельников для зрелых, неработающих женщин. Их конкурентами являлись журналы для работающих женщин.

Тематика изданий различалась незначительно. Главное отличие состояло в оформлении. Если первые журналы назывались по-немецки, например, «Аллее фюр ди фрау» - «Alles fur die Frau» («Все для женщины»), то вторые имели короткое название, которое было одинаково понятно на разных языках, например, «Лиза» - «Lisa». Последние, как правило, имели меньший формат и более яркое оформление, содержали меньше текста и больше иллюстраций, объемнее был представлен раздел «мода», меньше полос занимал раздел кулинарных рецептов. Средний возраст читательниц журналов традиционного оформления - 48,7 лет, средний возраст более ярко оформленных журналов

37,5 лет. При этом среди читательниц первого вида еженедельников преобладали женщины со средним и низким доходом до одной тыс. евро в месяц, читательницы журналов второго типа как правило работали и располагали более полутора тысячами евро в месяц. Цена изданий первого типа составляла в среднем 60 центов, средняя же цена изданий второго типа - 1,2 евро.

За рассматриваемый период в Германии появилось пять новых журналов первого вида и четыре новых журнала второго вида. Тиражи более традиционных изданий составляли от 138 до 1 252 тыс. экз., тиражи изданий второго вида колебались от 220 до 740 тыс. экз. Совокупный разовый тираж женских еженедельников оставался стабильным около 6 300 млн. экз. именно благодаря постоянному появлению новых журналов. Женские еженедельники, что уже много лет присутствовали на рынке, стремительно теряли тиражи. Например, тираж журнала «Бильд дер фрау» - «Bild der Frau» за десять лет снизился на 60% с 2 116 до 1 252 тыс. экз., тираж еженедельника «Тина» -«tina» упал более чем в два раза с 1 623 до 740 тыс. экз. Наиболее ярко потеря популярности была заметна среди изданий второго типа. При удвоении количества до шести наименований их общий тираж сократился более чем на полмиллиона экземпляров или на шестую часть. Поэтому неудивительно, что новых наименований среди них не появлялось с 2000 г. Издания первого, традиционного, вида показывали равномерное развитие. Их количество так же увеличилось вдвое до одиннадцати наименований, совокупный разовый тираж вырос на 15%.

Таким образом, наряду с появлением большого количества журналов для юной аудитории и закрытием «глянцевых» ежемесячников с универсальным содержанием произошло усиление позиций журналов для женщин старшего поколения. Немецкий рынок журналов для женщин, пережив на рубеже веков очередную волну структурных изменений, как и после каждой предыдущей волны, стал еще более специализированным.

Изучение архитектоники 14 номеров шести журналов для девушек, т.е. издиний, более 60% аудитории которых, согласно данным МА в 2004 г., составляла группа 14-29-летних, показало, что главной функцией журналов для девушек стало продвижение товаров и, реже, услуг. Другой их функцией было развлечение читательниц. Рассмотрены были номера журналов «Мэдхен», «Бригите Янг Мисс», «Амика», «Джоли», «Эль герл» и «Янг» за июнь 1995 и 2003 гг., поскольку тогда наблюдались две волны появления новых журналов этого типа, и за июнь 2004 г.

Женские журналы как минимум на две трети финансируются за счет рекламы и поэтому особенно подвержены экономическому давлению. Это давление отражается на концепции и содержании изданий. Если разделить все содержание журналов на рекламу, редакционное содержание и продвижение (от англ. product placement), то выяснится, что со временем в журналах для девушек становится все меньше редакционного содержания, т.е. журналистских материалов. Их доля в объеме номера сократилась с 50% в 1995 г. до 45% в 2003 г. и 40% в 2004 г. Место редакционных материалов заняла косвенная реклама или продвижение товаров, когда материалы строятся таким образом, что описание товаров вплетается в журналисткий текст. Доля полос с таким содержанием выросла в журналах с 21% в 1995 г. до 30%) в 2003 г. и 37% в 2004 г. Непосредственно рекламы в журналах становилось постепенно меньше. В 1995 г. ее доля в объеме номера составляла в среднем 27%, в 2003 г. - 25%, в 2004 г. - 23%). Эти изменения происходили настолько быстро, что были заметны даже при сравнении номеров двух следующих друг за другом годов.

Редакционные материалы журналов создавали образ вечно молодой, стремящейся к развлечениям девушки, интересующейся модой и сексом. Проблемы межличностных отношений были редуцированы до поиска и завоевания партнера, психология сведена к умению распознавать импульсы собственного тела.

Схожесть содержания журналов позволяла лишь условно определить оттенки аудитории, для которой каждый отдельный журнал был предназначен. Журнал «Мэдхен» предлагал материалы о молодежных музыкальных группах и актерах, что указывало на его ориентацию на школьниц-подростков с их стремлением идентифицировать себя с какой-либо музыкальной группой или направлением. Аудиторию «Эль гёрл» составляли девушки 18-20 лет с высоким уровнем жизни, которым были бы интересны материалы с показов мод и модных вечеринок. Материалы «Бригитте Янг Мисс» носили практический характер и предназначались студенток профессиональных учебных заведений. Журнал «Янг» рассказывал о жизни «звезд» и носил чисто развлекательный характер. Журналы «Джоли» и «Амика» с их психологическими и дневниковыми тектами были предназначены для романтичных барышень.

Если в 1970-х гг. для определения целевой группы женского журнала за основу брались такие показатели как возраст, уровень образования и занятость, то в 2000-х гг. аудитория делится в первую очередь по уровню доходов, точнее

- расходов, и только затем по признаку возраста. Принято считать, что уровень доходов напрямую связан с уровнем образования, поэтому издания для менее обеспеченных читательниц состоят из компактных, четко структурированных текстов, написанных короткими предложениями. Все издания для девушек позиционируют себя перед рекламодателями как журналы для обеспеченной аудитории с доходом более двух тыс. евро в месяц, в то время как более 40% читательниц классических женских журналов согласно данным МА располагают от полутора до двух тыс. евро. По критерию социального положения (занятости) аудитории среди журналов для девушек можно выделить издания для школьниц-подростков, учащихся девушек и молодых работающих женщин.

Таким образом, можно говорить о том, что новый тип женского журнала

- журнал для девушек - ориентирован в своей концепции на потребности и интересы рекламодателей, а не показатели аудитории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Петроченкова, Мария Александровна, 2006 год

1. Ажгихина Н.И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе. // Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». М.: МЦГИ, 1997. С. 43-46.

2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.

3. Алъперина С.И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку (на примере журналов «Космополитен» и «Элль»): Дис. канд. филол. наук. М., 2003.

4. Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М.: ИМПЭ, 1997.

5. Беккер Ё. (ФРГ) О соотношении подцензурной и коммерциализированной гласности в системе перемен в Восточной Европе // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. №1. С. 80-89.

6. Боннер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГГУ. 2000. №2. С. 3-15.

7. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов//Вестн. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. 1973. №3. С. 25-36.

8. Вартанова E.JI. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: МГУ, 1997.

9. Вартанова E.JI. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: МГУ, 1999.

10. Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие — М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.

11. Введение в тендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие. /Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.

12. Вороненков М.Ю. Журналистика Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. СПб.: СПбГУ, 2001.

13. Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1999.

14. Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998.

15. Вороненкова Г. Ф., Чесаное А. А. Периодическая печать Германии. СПбГУ, 2001.

16. Вороненкова Г. Ф. Печать ГДР. 1981-1984. М.: МГУ, 1985.

17. Вороненкова Г. Ф.О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в Федеративной Республике Германии (Некоторые аспекты практического опыта // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1992. № 6. С. 70-78.

18. Вороненкова Г. Ф. Газета «Берлинер моргенпост» как тип издания // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. № 1.С. 34-38.

19. Вороненкова Г. Ф. Конец разделения // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. № 3. С. 36-45.

20. Вороненкова Г. Ф. Свидетельство журналиста // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. № 5. С.85-88.

21. Вороненкова Г. Ф. Этапы зарождения периодической печати в Германии // Вестн. Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1998. № 1.

22. Вороненкова Г. Ф. Типология газетной периодики и основные тенденции СМИ Германии на пороге XXI века.// Средства массовой информации всовременном мире. 1998: тезисы научно-практической конференции. СПб, 1998. С. 98-99.

23. Германия. Факты. /Под ред. Арно Капплера, Штефана Peiixapma. Франкфурт-на-Майне: Социетэтс-Ферлаг, 1996.

24. Голованова Г.А. Печать США в начале 90-х годов /Под ред. Я.Н.Засурского. М.: МГУ, 1996.

25. Горохов В.М. Газетно-журнальные жанры. М., 1993.

26. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М.: «Высшая школа», 1961.

27. Гуревич С. М. Газета и читатель: как добиться успеха? М.,1994

28. Документы о внешней политике правительства Германской Демократической Республики. М.: ИЛ, 1955.

29. ДрабкинЯ.С. Становление Веймарской республики. М., 1979.

30. Ежов В.Д. От «холодной войны» к разрядке: очерки о Федеративной Республике Германии. М., 1979.

31. Есин Б.И. О переходности // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М.,1998.

32. Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: Дис. канд. филол. наук. СПб, 1999.

33. Законы о прессе. Материалы по вопросам политики и общества в Федеративной Республике Германия. Бонн: Изд-во Интер Национес, 1993.

34. Зарубежная журналистика накануне 21 века. (Материалы научной конференции кафедры зарубежной журналистики и литературы 2001 -2002 гг.). Часть 2 под ред. Я.Н. Засурского. М.: МГУ, 2003.

35. Зарубежная печать. Сб. статей. Под ред. Я.Н. Засурского М., Изд-во Моск. ун-та, 1964.

36. Землянова JI.M. Современная американская коммуникативистика. М.:МГУ, 1995.37

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.