Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Якимович, Елена Александровна

  • Якимович, Елена Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 226
Якимович, Елена Александровна. Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2001. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Якимович, Елена Александровна

Введение.

История изучения фотографии.

Становление художественной фотографии.

Французские художники и фотография во второй половине XIX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века»

Тема данной диссертации, посвященная взаимоотношениям живописи и фотографии во Франции во второй половине XIX в., была предложена Р.В.Савко. К сожалению, она не смогла увидеть эту работу осуществлённой.

Проблематика, связанная с взаимодействием двух искусств, представляет большой интерес. Она не рассматривалась в таком объёме в научной литературе, а для российского читателя в значительной степени является вообще новой, поскольку публикации отечественных исследователей по данному вопросу немногочисленны. Точкой отсчёта для нас является хронологический период, начиная приблизительно с 1850 года, поскольку именно с этого времени фотография используется художниками особенно активно, поэтому мы не рассматриваем период 1840-х гг., когда во Франции был распространён преимущественно дагерротип, значительно менее удобный для работы с ним.

Приступая к исследованию такого рода, необходимо учитывать, что мы имеем дело с рождением ещё одного вида изобразительного искусства, возникшего на основе новых технических достижений своего времени. При этом значительность такого эпохального процесса усугубляется тем обстоятельством, что новый вид искусства активно взаимодействует с развитым, обладающим огромным историческим опытом искусством живописи. К настоящему времени исследователями накоплен огромный, хотя и несколько разрозненный материал, нуждающийся в обобщении и пересмотре. Таким образом, наша работа не только суммирует уже накопленный учёными опыт, но и предлагает новый, актуальный взгляд на проблемы искусства XIX- начала XX вв.

В диссертации использованы как исследования специалистов по истории и теории фотографии, так и богатый материал французских коллекций, архивов и музеев. Архивной базой для данной работы послужили фотографии из коллекций Музея д'Орсэ, Национальной Библиотеки Парижа (Кабинет Эстампов) и Французского Фотографического Общества.

Диссертация состоит из введения, трёх глав и заключения. Первая глава называется «История изучения фотографии». В ней идёт речь о сложном пути

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Якимович, Елена Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фотография как изобретение XIX века, когда художественное развитие было тесно связано с научным, заняла совершенно новую позицию между искусством и техникой. С помощью фотографии происходит расширение визуального опыта. Теперь знакомство с экзотическими странами или со знаменитыми произведениями искусства было доступно практически любому человеку. Некоторые функции живописи и графики стали постепенно переходить к фотографии. Разумеется, соприкосновение фотографического способа изображения с традиционными искусствами не могло произойти безболезненно.

Диалог науки и искусства неразрывно связан с такими проблемами, как противопоставление миметического начала творческой свободе, объективного взгляда на мир - индивидуальности Художника-Творца. Фотография в XIX веке нередко воспринималась как механистичная техника, «дитя прогресса», и противопоставлялась настоящему искусству. Пренебрежительное отношение к художественным возможностям нового изобретения было характерно для многих критиков, теоретиков и живописцев. Начиная с середины столетия, основной спор ведётся вокруг вопроса: может ли фотография соперничать с живописью, и может ли новый способ изображения повредить искусству?

Поскольку критерием оценки художественности фотографии было её сходство с живописью, то защитники фотографии оправдывали её тем, что роль автора здесь почти так же велика, как и в остальных видах искусства. В конце концов эта точка зрения стала преобладающей, и в XX веке рождается история фотографии, основанная на том утверждении, что фотография равна живописи и, более того, живёт по законам своей «старшей сестры». Против этого постулата выступили такие теоретики фотографии, как Ролан Барт и Сьюзан Зонтаг. В их работах подчёркиваются её «магические» свойства и «чужеродность» в культуре. Современные исследования по фотографии существуют как бы между этими двумя концептами, которые стали неотделимы от самого объекта изучения.

Вскоре после своего появления фотография перестала быть только аттракционом и заявила о своих претензиях на место среди изящных искусств. Для того, чтобы попасть на художественный Олимп, ей было необходимо поставить себя рядом с живописью, у которой фотография позаимствовала традиционные схемы изображения. Заговорив на языке живописи, который не был для неё родным, фотография ещё не воспринималась как полноценное искусство. Её художественная несамостоятельность была причиной того, что фотография обращалась к наследию прошлого и к уже ставшему традиционным салонно-академическому направлению в живописи.

Официальное искусство второй половины XIX века оказало значительное влияние на фотографический портрет, изображение обнажённого тела, особенно в отношении иконографии, поз и аксессуаров. Но многие фотографы производили формально-стилистические эксперименты, далёкие от того направления в фотографии, которое было наиболее распространённым и коммерчески успешным. Впрочем, эти опыты не были широко известны, и многие мастера художественной фотографии были впоследствии надолго забыты.

Процесс становления фотографии на самостоятельный путь связан прежде всего с таким течением, как пикториализм. Будучи первым (оформленным) самостоятельным направлением в фотографии, сознательно заявившим о себе, пикториализм доказал её способность быть произведением искусства. При этом зависимость пикториалистов от живописи более чем очевидна, причём соединение разных стилей в творчестве этих мастеров подчас эклектично. Это направление в фотографии было популярным долгое время в самых разных странах; открытия таких пикториалистов, как, например, Стейхен, несомненно, могут быть признаны очень существенными в истории фотографии.

С другой стороны, фотография чрезвычайно часто использовалась художниками, открыто или же тайно, что было связано с её «неполноценностью» в глазах современников. Обращение к фотографиям становится одним из удобных для художника способов обучения; фотоснимки нередко были подспорьем для художников при выполнении портретов, ню, жанровых сцен и даже историкомифологических композиций. Убедительность, документальная точность фотографии позволяла рассматривать её как «аналог натуры», а небольшой размер и другие практически полезные свойства сделали фотографию удобной для использования. Фотографы, выпускавшие «этюды с натуры» специально для художников, тем самым приобретали относительно высокий статус.

Такие известнейшие мастера, как Делакруа, Моро, Гоген, Сезанн, обращались к фотографии как к достоверному отражению природы. Снимки служили им в качестве источника благодаря удобству работы с ними и сходству с натурой. Сущность их искусства от этого не менялась; фотография была лишь подспорьем для этих живописцев. Методы их работы с фотографией показывают, что они не считали художественными её собственные свойства, она была для них главным образом документом.

Некоторые мастера живописи пытались соперничать с фотографией в жизнеподобии. Салонные живописцы или натуралисты, используя «фотографические эффекты», порой обвинялись в холодности и поверхностности, якобы заимствованных у фотокамеры. Но эти «конкуренты» фотографии появились ещё до её рождения, в эпоху мастеров «золотой середины», вроде Делароша. Поэтому нельзя однозначно утверждать, будто стиль Академии и Салона определялся воздействием фотографии.

Многообразие художественных течений во второй половине XIX века отразилось на взаимоотношениях фотографии и живописи. Очень существенно то обстоятельство, что творческие возможности фотографии как таковой созвучны устремлениям некоторых мастеров самых перспективных направлений. Это сходство не является чисто внешним: в произведениях Курбе, Мане и импрессионистов (особенно в ранний период) заметно глубинное родство с языком фотографии и её эстетикой.

Стремление запечатлеть видимую реальность в её конкретности, характерности, современности, свойственное ещё Курбе и ставшее для импрессионистов основной задачей, аналогично поискам в фотографии. В результате самым правдивым и конкретным признаётся отдельный момент, и надо сказать, что в живописи «мгновенный снимок» появляется раньше, чем в фотографии. «Лягушатник» Моне и Ренуара возникает тогда, когда до моментальной фотографии ещё далеко.

В живописи происходят изменения в иерархии жанров. В фотографии «размывание» границ между разными жанрами является естественным следствием самих особенностей техники и методов фотографа. В 1860-е годы в живописи Дега, Моне заметно смешение портрета и бытовой сцены, позднее соединение жанра и пейзажа будет характерно для картин импрессионистов. Человек и окружающая его среда начинают пониматься как неразрывно связанные понятия, и не только фигуры в картине перестают быть изолированными от фона, но и зритель как бы «интегрируется» в картину, дистанция между ними сокращается, подобно тому, как в фотографии зритель является свидетелем момента запечатления. Видение заменяет воображение, и глаз художника, анализирующий и фиксирующий, подобно фотографической камере, становится важнее априорного знания о предмете.

Живописцы и фотографы, начиная с середины века, пытаются передать эффекты света, движения, непосредственности течения жизни. Уже в 1850-е годы фотография достигает успехов в этой области, когда появляются работы, сделанные на пленэре. В живописи эта трансформация наступает несколько позднее, на рубеже 1860-1870-х годов. Нельзя забывать и о том, что при всех попытках фотографов ввести цвет, невозможно было в то время этого сделать, а новое поколение художников противопоставило монохромности фотографии и её точности в деталях насыщенность и яркость цвета и свободную работу кисти.

То направление в живописи, которое затем назовут импрессионизмом, опережает фотографию в решении некоторых общих для них задач. Необходимо подчеркнуть, что изменения в живописи не были вызваны самим соседством с фотографией. Сходство многих фотографических и живописных работ обусловлено, скорее, общностью видения художников и фотографов, которые могли и не подозревать друг о друге. Живопись во многом предвидит будущие достижения фотографии, которая встала на совершенно самостоятельный путь, и двинулась к предстоящим ей открытиям только с изобретением мгновенной съёмки.

Ближе к началу XX века фотография получает всё большую независимость, отделяясь от живописи. Снимки Э.-Ж.Марэ уже не претендуют на подражание живописи, а возможности мгновенной фотографии позволили сделать её общедоступной, что привело к распространению любительской фотографии, с её «случайной» кадрировкой, неожиданными ракурсами и эффектами искажённой перспективы. Эволюция технических возможностей фотоаппарата не только обеспечивала способность фотографии трактовать реальность как угодно, но и сделала эстетически ценными качества, которые в ранний период воспринимались только как недостатки. Кроме того, доступность фотографии для любителей сыграло большую роль и для художников. Они стали снимать сами, нередко используя приёмы, новаторские для фотографии. В будущем мастера этого искусства обратятся к открытиям, сделанным благодаря глазу художника, а не фотографа.

С другой стороны, понятие «художественная фотография», которое подразумевает известную зависимость от живописи, чрезвычайно живуче. Уже в конце XIX века пикториалисты обращались к стилистике модерна, и в то же время получили большое распространение фотографии «в духе Хальса» или инсценировки известных композиций Вермера. Живопись и сегодня продолжает быть «мечтой» для многих фотографов. Она не без успеха осуществляется в эпоху компьютерной фотографии, когда достоверность фотоснимка стала более обманчивой, чем когда-либо.

Став полностью самостоятельным искусством в XX веке, фотография ощутила в себе силы диктовать живописи свои правила игры. Художники обратили внимание на собственные характеристики фотографии и сознательно использовали её, уже не как эквивалент натуры, а как своего рода магическое средство преобразования реальности. Это взаимодействие было плодотворным, и фотографию стали рассматривать не как узурпатора трона, ранее занимаемого живописью, а как освободительницу, взявшую на себя функцию запечатления предметов реального мира.

В начале XX века авангардисты провозгласили, что миметическую функцию взяла на себя фотография, тем самым оставив живописи поле творческих экспериментов, и, таким образом, художники отныне освобождены от подражания природе. Тотальная эстетизация объектов, ранее не относимых к сфере искусства, затронула не только фотографию. Однако необходимо подчеркнуть, что этот процесс начался задолго до Дюшана и Уорхола. Фотография, подобно произведениям дизайна и ремёсел, промышленной архитектуре или моде, постепенно стала восприниматься как важная часть культуры, не менее ценная в эстетическом отношении, чем другие визуальные искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Якимович, Елена Александровна, 2001 год

1. Adhémar J. Un siècle de vision nouvelle (Exposition). Paris, 1955

2. The Aesthetics of French Photography: Two Studies. / Ed. by P.C.Bunnell. New York, 1979

3. A l'origine de la photographie. Le calotype au passé et au présent. Paris, 1979

4. After Daguerre. Masterworks of French Photography (1848-1900). New York, 1981

5. Amar P.J. La photographie, histoire d'un art. Aix-en-Provence, 1993

6. Anderson R., Haworth-Booth M. Mid XIX-th Century French Photography: Images on Paper. Edimburg, 1979

7. Anthologie d'un patrimoine photographique 1847-1926. / Ph.Néagu, J.J.Poulet-Allamagny. Paris, 1980

8. Armstrong С. Reflections on the Mirror: Painting, Photography and the Self-Portraits of Edgar Degas. // Representations, 1988, № 22. P. 108-141

9. The Art of Early Photography. (Exhibition). / Introduction by R.Greenhill. Ottawa, 1965

10. Aubenas S. Le nu académique existe-t-il en daguerréotype? // L'art du nu au XIX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France). Paris, 1997. P.24-29

11. Aubenas S. Modèles du peintre, modèles du photographe. // L'art du nu au XlX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France) Paris, 1997. P.42-65

12. Aubenas S. Les photographies d'Eugène Delacroix. // Revue de l'Art, 2000, № 127. P. 62-69

13. Auer M. and M. Encyclopédie internationale des photographes de 1839 à nos jours/Photographers Encyclopaedia International 1839 to the Present. New York/Paris, 1985)

14. E.Bacot, A. de Brebisson, A. Humbert de Molard: Trois photographes en Basse-Normandie au XlX-ème siècle. Caen, 1989

15. Barthes R. Le message photographique. // Barthes R. L'obvie et l'obtus (Essais critiques III). Paris, 1982. P.9-24

16. Bauret G. Atget: Paris, 1900-1925. Paris, 1986

17. Bazin A. Qu'est-ce que le cinéma? // Ontologie de l'image photographique. T.l, Paris, 1975

18. Bazin G. Degas et l'objectif. // L'amour de l'art, 1931, № 7. P.304

19. Bell D. Degas photographs. New York, 1985

20. Bellony-Rewald A. Les impressionistes et la photographie ou «La très humble servante des sciences et des arts». // Coloquio: Artes. 31, Lisboa, 1977, febr. P.61-63

21. Bernard D., Gunthert A., Marin L. L'instant rêvé: Albert Londe. Nîmes/Lavol, 1993

22. Bertrand-Turellier F. L'influence de la peinture sur la photographie: 1891-1914. (Maîtrise d'Arts Plastiques). Paris, 1999

23. BessonG. La photographie française. Paris, 1936

24. Billeter E. Malerei und Photographie im Dialog: von 1840 bis heute. Mit Beitragen von J.A.Schmoll (gen. Eisenwerth) Bern, 1977

25. Bocard H. Les critiques des expositions de la photographie à Paris sous le Second Empire. V. 1-2. Paris, 1995

26. Borcoman J. Charles Nègre. Ottawa, 1976

27. Borcoman J. Eugène Atget, 1857-1927. Ottawa, 1984

28. Borcoman J. The Painter as Photographer: D.O.Hill, H.Salzmann, Ch. Nègre. Works from the National Gallery of Canada (Exhibition, Vancouver Art Gallery, Dec. 1978 -Jan. 1979). Vancouver, 1978

29. Bossert H.Th., Guttmann, H. Les premiers temps de la photographie, 1840-1870. Paris, 1930

30. Boulouch N. La photographie autochrome en France (1904-1931). (Thèse en histoire de l'art). Paris, 1994

31. Bourgeron J. P., Seguin J.P.(préface). Les Reutlinger. Photographes à Paris 18301937. Paris, 1979

32. Braive M.F. L'âge de la photographie. De Nièpce à nos jours. Bruxelles, 1965

33. Braun M. Picturing Time: The Work of Etienne-Jules Marey, 1830-1904. Chicago, 1992

34. Brettell R.R., Flikinger R., Keeler N., Kilgore S. M. Paper and Light. The Calotype in France & Great Britain, 1839-1870. Boston/London, 1984

35. Brunière I. de la, Grapeloup-Roche Ph. Valotton and the Camera: Art and Science of photography. // Apollo, New York, 1994, v. 139, № 388 (June). P. 18-23

36. Buerger J., Shapiro B. Stern. A Note on Degas's Use of Daguerrotype Plates. // The Print Collector's Newsletter, XII, 4 (1981). P.103-106

37. Buerger J.E. Another Note on Degas. // Image, Rochester, 23,1, 1980. P.6

38. Buerger J .E. Degas'Solarized and Negative Photographs: a Look at Unorthodox Classicism. // Image, Rochester, George Eastman House, 21, 2, 1978 (June). P. 17-23

39. Buerger J.E. The Era of French Calotype. New York, 1982;

40. Bunnell P. C. (dir.) A Photographic Vision: Pictorial Photography, 1889-1923. Salt Lake City, 1980

41. Camera Portraits. Photographs from the National Portrait Gallery, 1839-1989. (Catalogue) London, 198942150 ans de photographie: certitudes et interrogations, 1839-1989 (Exposition). Charleroi, 1989

42. Challe D., Marbot B. Les photographies de Barbizon. La forêt de Fontainebleau. Paris, 1991

43. Charles Nègre, photographe, 1820-1880. / Sous la direction de F. Heilbrun et Ph. Néagu. Paris, 1980

44. Charles Nègre: images de la Provence en 1852: quand la peinture devient photographie. (Exposition Villa aurelienne, Fréjus) S.I., 1995

45. Chevrier J.-F. Bonnard photographe. // Bonnard (Exposition, Centre Georges Pompidou). Paris, 1984. P.219-239

46. Chevrier J.F., Mathon C., Garcia A.-M. Les chefs-d'œuvres de la photographie dans les collections de l'Ecole des Beaux-Arts. Paris, 1991

47. Chiarenza C. Manet's use of photography in the creation of a drawing. // Master Drawings, v.VII, 1969, N1 (Spring). P.38-45

48. Chiarenza C. Notes on Aesthetic Relationship between XVII-th Century Dutch Painting and XIX-th Century Photography. // One Hundred Years of Photographic History: Essays in Honor of B.Newhall. Albuquerque, 1975. P. 19-34

49. Childs E.S. Habits of the Eye: Degas, Photography, and Modes of Vision. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.70—88

50. Childs E.S. Paradise Redux: Gauguin, Photography, and Fin-de-Siècle Tahiti.// Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P. 116-141

51. Christ Y. 150 ans de la photographie française. Paris, 1979

52. Churchill K. Degas and Photography. Tempe (USA), 1990

53. Coe B. Le premier siècle de la photographie. Lausanne, 1977

54. Cognacq G. Ingres, Delacroix et la photographie. // Beaux-Arts, 1939, dec. 1, № 349. P.9,4

55. Coke V.D. Camera and canvas. // Art in America, 1961, v.49, № 3. P.73

56. Coke V.D. The Painter and the Photograph. Albuquerque, 1972

57. Coke V.D. Two Delacroix Drawings Made from Photographs. // The Art Journal, New York, Spring 1962. P. 172-174

58. Crimp D. Positive/Negative: A Note on Degas' Photographs. // October, 5, 1978. P.89-100

59. Eugène Cuvelier: Exposition. Cantz, 1997

60. Dagognet F. Etienne-Jules Marey, la passion de la trace. Paris, 1987

61. Damish H. Five notes for the phenomenology of photographic image // Classic Essays on Photography. / Ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, 1980. P. 287-291

62. Daniel M. L'atmosphère des lampes ou lunaire. // Daniel M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P. 17-51

63. Daniel E. L'objectif du subjectif: Vuillard photographe. // Les Cahiers du Musée National d'Art Moderne, 1988, 23 (Spring). P. 83-94

64. Darrah W.C. Cartes-de-visite in XIXth Century Photography. Gettysburg, 1981

65. Daulte F. Plus vrai que nature. // L'Œil, oct. 1960, № 70. P.48-55

66. Daval J.-L. La photographie: histoire d'un art. Genève, 1982

67. Degas: Lettres recueillies et annotées par Marcel Guérin. (Préface par Daniel Halévy). Paris, 1997

68. Delpire R., Frizot, M. Histoire de voir: une histoire de la photographie conçue et réalisée. V. 1-3. Paris, 1989

69. Doty R. Photo Secession: Photography as a Fine Art (preface by B.Newhall). Rochester, 1960

70. Du bon usage de la photographie, une anthologie de textes choisis et présentés. Paris, 1987

71. Dubois Ph. L'acte photographique et autres essais. Bruxelles, 1990

72. Eadweard Muybridge. The Stanford Years, 1872-1882. (Catalogue). Stanford, 1972

73. Easton E.W. Vuillard's Photography: Artistry and Accident. // Apollo, New York, 1994, v. 139, № 388 (June). P.9-17

74. Edouard Baldus, photographe. / F.Heilbrun, M.Dunil, B.Bergdoll. Paris, Reunion des Musées Nationaux, 1995

75. Edouard Payot: photographe pictorialiste. Annecy, 1996

76. Eibl Petra. «Wäre das Auge so vollkommen wie ein Vergrößerungsglas,.» Malerei und Photographie Bemerkungen zur Geshichte einer Interaction. // Belvedere-Zeitschrift für bildende Kunst. Wien, Sonderheft, 1997. S. 102-115

77. Fleig A. Rêves de papier: la photographie orientaliste: 1860-1914. Neuchatel, 1997

78. Font-Réauix D. de. Courbet et la photographie: L'exemple d'un peintre réaliste, entre vérité et la réalité. // L'art du nu au XlX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France). Paris, 1997. P.84- 91

79. Font-Réauix D. de. La photographie assemblée en rêves. Gustave Moreau. // L'art du nu au XlX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France). Paris, 1997. P. 108-109

80. Forster-Hahn F. Marey, Muybridge and Meissonier: The Study of Movement in Science and Art. // Edweard Muybridge: The Stanford Years, 1872-1882. Palo Alto, 1972

81. French Primitive Photography. / Ed. AJammes, introduction by M. White. Philadelphia, 1969

82. Freund G. La photographie en France au XlX-ème siècle. Paris, 1936

83. Frizot M. (direction). Nouvelle histoire de la photographie. Paris, 199485. «From Today Painting is Dead». The Beginnings of Photography. (Exhibition). London, 1972

84. Galassi P. Before Photography. Painting and the Invention of Photography. New York, 1981

85. Gautrand J.-C., Frizot M. Hippolyte Bayard. Naissance de l'image photographique. Amiens, 1986

86. Gernsheim H. Aesthetic trends in Photography Past and Present. S.I., 1958

87. Gernsheim H. & A. The History of Photography from the earliest use of the camera obscura in the Xl-th Century up to 1914. London, 1955

88. Gernsheim H. Creative Photography. Aesthetic trends 1839-1960. London, 1962

89. Gernsheim H. The Rise of Photography 1850-1880: the Age of Collodion. London, 1988

90. Hambourg M. M., Heilbrun F., Néagu Ph. Nadar: les années créatrices 1854-1960. (Exposition, Musée d'Orsay, Paris, Metropolitan Museum of Art, New York.) Paris, 1995

91. Happy Birthday Photography. Bokelberg Sammlung. (Exhibition). Zurich, 1989

92. Hauptman W. Ingres and Photographic Vision. // History of Photography 1, London, April 1977 (№2). P. 117-128

93. Heilbrun F. Clichés impressionistes: Photographie. // Beaux-Arts Magazine, 1985, № 20. P.64-67

94. Heilbrun, F. Le paysage dans la photographie française au XlX-ème siècle et ses rapports avec la peinture, du réalisme à l'impressionisme. // L'Impressionisme et le paysage français. Paris, 1985. P.371389

95. Heilbrun F. Sur les photographies de Degas. // Degas inédit, actes de Colloque Degas, Musée d'Orsay, 18-21 avril 1988. Paris, 1989. P. 159-180

96. Heilbrun F., Néagu Ph. L'invention d'un regard 1839-1918. Paris, 1989

97. Heilbrun F., Néagu Ph. Pierre Bonnard, photographe. Paris, 1987

98. Hiley M. The Photographer as Artist. // Studio International, London, 1975, vol.189, №975. P.4-11

99. Histoire de la photographie en France au XlX-ème siècle. Paris, 1980

100. Histoire de la photographie française: dès origines à 1920 (Exposition itinérante). Paris, 1978

101. Hoctin L. Degas photographe. // L'Oeil, 1960, № 65. P.36-43

102. Hyatt Mayor A. Photographs by Eakins and Degas. // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 3, 1944 (Summer). P. 1-7

103. Hyatt Mayor A. The Photographic Eye. // Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 1946, №5. P. 15-26

104. In Visible Light: Photography and Classification in Art, Science and the Everyday. (Exhibition). Oxford, 1997

105. International Guide to XlXth Century Photographers and Their Works. Boston, 1988

106. L'image photographique en France. De Daguerre à nos jours. (Exposition). Paris, 1933

107. Une invention du XIX siècle, la photographie. Ed. B.Marbot. Paris, 1976

108. Jacobson K. & J. Etude d'après nature. XIX-th Century Photographs in Relation to Art. Essex, 1996.

109. Jacobson T., Sayag A. (avant-propos). Pierre Dubreuil: photographies 1896-1935. Paris/ San Diego, 1987

110. Jammes A., Parry Janis E. The Art of French Calotype, 1845-1870. Princeton, 1983

111. Jammes A., Scharf A. Le réalisme de la photographie et la réaction des peintres. // Art de France, 1964, vol.4. P. 174-189

112. Jammes A. Charles Nègre photographe. Paris, 1963

113. Jay B. Robert Demachy. Photographs and Essays. London, 1974

114. Jeffrey I. Photography: a Concise History. London, 1993

115. Kahmen V. Art History of Photography. New York, 1974

116. Kahng E. Félix Valotton's Photographic Realism. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.224-235

117. Kahng E. Staged Moments in the Art of Edouard Vuillard. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.250-263

118. Kahng E. The Snapshot as Vanitas: Bonnard and His Kodak. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.236-249

119. Kempf Ch., Morand S. (préface). Adolphe Braun et la photographie: 1812-1877. Illkirch, 1994

120. Kosinski D. Picturing Poetry: Photography in the work of Gustave Moreau. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P.58—69

121. Kosinski D. Vision and Visionaries: The Camera in the Context of Symbolist Aesthetics. // Kosinski D. The Artist and the Camera. Yale, 1999. P. 13-23

122. Krauss R. E. Le photographique: pour une théorie des écarts. / Traduit par Marc Bloch et Jean Kempf. Paris, 1990

123. Lecuyer R. Histoire de la photographie. Paris, 1945

124. Lemagny J.-C. Histoire de la photographie. Paris, 1986

125. Lemagny J.-C. L'historien devant la photographie: un itinéraire. // Les cahiers de la photographie, 1981, № 3 (Quelle histoire la photographie). P. 10-23

126. Lemagny J.-C. L'ombre et le temps. (Essais sur la photographie comme art). / Préface de Gilles Mora. Paris, 1992

127. Lowis K. Robert Demachy et l'ésthétique de son temps. (Mémoire de Maîtrise). Paris, 1999

128. Mac Donnell K. Eadweard Muybridge: The Man Who Invented the Moving Picture. Boston/ Paris, 1972

129. Magicians of Light. Photographs from the Collection of the National Gallery of Canada. /With collaboration of J.Borcoman. Ottawa, 1993

130. Marbot B. Un art nouveau au milieu d'une vielle civilisation. // Nouvelles de l'estampe, 1989, № 108 (dec.). P.24-33

131. Marien M. W. Photography and Its Critics. A Cultural History, 1839-1900. Cambridge, 1997

132. Marville. Paris (photographies). Paris, 1994

133. McCauley E.A. Disderi and the Carte de Visite, Portrait Photograph. New Haven, 1985

134. Mid XIXth Century French Photography: A Scottish Photography Group Exhibition (Organized and Selected by R. Hough). Edinburgh, 1979137. 1839, la photographie révélée. (Exposition Musée de l'histoire de France). /M.Frizot et al. Paris, 1989

135. Nadar. (Exposition). Paris, 1965

136. Nadar: Catalogue of Exhibition of his Life's Work. Paris, 1965

137. Nadar photographe. Portraits d'artistes et de critiques. Paris, 1976

138. Nadar: les années créatrices 1854-1860. Exposirion. Paris, 1994

139. Néagu Ph., Poulet-Allamagny J.-J. Nadar. Paris, 1979

140. Needham G. Manet' Olympia and Pornographic Photography. // Art News Annual, XXXVIII, 1972. P.81-89

141. A New Art. Photography in the XIX-th Century. The Photo Collection of the Rijksmuseum. Amsterdam, 1996

142. Newhall B., Photography. A Short Critical History. New York, 1938

143. Newhall B. Photography: Essays and Images. London, 1980.

144. Newhall B. Degas, photographe amateur, huit lettres inédites. // Gazette des Beaux-Arts, VI, 1963, № LXI. P.61-66

145. Newhall B. Degas: Amateur Photographer, Eight Unpublished Letters by the Famous Painter, Written on a Photographic Vacation. // Image, June 1956. P. 124-126

146. Newhall B. Delacroix and Photography. // Magazine of Art, Washington, 1952, vol. 45, November. P. 300-303

147. Newhall B. History of Photography. New York, 1982;

148. Newhall B. Photography and the Artist. // Parnassus, v.6, № 5, Oct. 1934. P.24 ff.

149. Newhall B. The Photographic Revolution in the Visual Arts. S.I., 1963

150. Nochlin L. Impressionism and post-impressionism, 1874—1904: sources and documents. Englewood Cliffs, 1966

151. Nochlin L. Realism and Tradition in Art, 1848--1900: Sources and Documents. Englewood Cliffs, 1966

152. Nouvelle histoire de la photographie. / Sous la direction de M. Frizot. Paris, 1994

153. On the Art of Fixing a Shadow. (Exhibition). Washington, 1990

154. Parry Janis E. Le théâtre photographique d'Edgar Degas. // Daniel, M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P. 53-73

155. Parry Janis E.(red.), Sartre J. Henri Le Secq, photographe de 1850 à 1860. Paris, 1986

156. Un patrimoine photographique: 1847-1926. (Exposition itinérante de la Caisse nationale des monuments historiques et des sites). / Ph.Néagu, J.J.Poulet-Allamagny. S.I., Caisse nationale des monuments historiques et des sites, 1981

157. Pellerin D. De quelques usages du stéréoscope sous le Second Empire. (DEA d'Histoire de l'Art, sous la direction de M.Frizot). V. 1-2, Paris, 1999

158. A Personal View: Photography in the Collection of Paul F.Walter. New York, 1985

159. Photodiscovery: Masterworks of Photography 1840-1940. New York, 1980

160. Photographers on Photography: A Critical Anthology. / Lyons N. Englewood Cliffs, 1966

161. La photographie ancienne. / Etudes d'Aragon, Sougez, G.Besson, F.Tuefferd. Lyon, 1942

162. La photographie comme modèle. Exposition. Paris, 1982

163. La photographie créative: les collections de la Bibliothèque nationale: 15 ans d'enrichissement (Exposition). / Catalogue par J.-C.Lemagny). Paris, 1984

164. La photographie d'art vers 1900. (Exposition). Bruxelles, 1983

165. La photographie stéréoscopique sous le Second Empire (Exposition organisée par le Département des Estampes et de la Photographie). / Catalogue par D. Pellerin et B. Marbot. Paris, 1995

166. Photographies de paysages français du XIX siècle. (Exposition, Grand Palais). Paris, 1985

167. The Photographs of Edouard Baldus. / M. Daniel, with an essay by B. Bergdoll. Exhibition Metropolitan Museum of Art, N. Y., Canadian Center for Architecture, Montreal, 1994

168. The Photography of Gustave Le Gray. Text by E. Parry Janis. Exposition. Chicago, 1987172. «Photography remembered». A selective view from the R.W.Lisle collection. (Exhibition). Norfolk, 1990

169. Photography's Beginnings. A Visual History. Featuring the Collection of Wm.B.Becker. Albuquerque, 1989

170. Pickvance R. Degas as a Photographer. // Lithopinian, 1, 1970. P.72—79

171. Les pictorialistes français 1896-1930: collection de la Société Française de Photographie. (Exposition). Tokyo, 1988

172. Pinet H. Alexandre Falguère (1831-1900). // L'art du nu au XlX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France) Paris, 1997 P.96—99

173. Pinet H. De l'étude d'après nature au nu esthétique. //L'art du nu au XlX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France). Paris, 1997 P. 30-3 7

174. The Pioneers of Photography 1840-1900. The Robert Lebeck Collection. / Ed. R.Wick. Weingarten, 1989

175. Pohlmann U. Etudes d'après nature: Barbizon und die französishe Landshafitsphotographie von 1849 bis 1875. // Corot, Courbet und die Maler von Barbizon: Les amis de la nature. München, 1996. P.406-416

176. Pohlmann U. The Dream of beauty, or Truth is beauty, beauty truth: Photography and symbolism, 1840-1914. // Lost Paradise: Symbolist Europe. Montreal, 1995. P.428-447

177. Poivert M. Edgar Degas: Photographe en sa pénombre. // Connaissance des Arts, 1999, №562. P. 56-61

178. Poivert M. Les débuts de la photographie pictorialiste en France et ses rapports avec la photographie britannique 1889-1894. // Bulletin de la Société de l'Histoire de l'Art Français, 1991. P.215-226

179. Poivert M. La photographie pictorialiste en France, 1892-1914. (Thèse de Doctorat d'Histoire de l'Art). Paris, 1992

180. Pollack P. The Picture History of Photography. New York, 1969

181. Potonniée G. Histoire de la découverte de la photographie (Daguerre, peintre et décorateur). Paris, 1989

182. Poulain G. L'origine des «Femmes au jardin» de Claude Monet. // L'amour de l'art, 1937, №3. P. 89-92

183. Reading into Photography: Selected Essays, 1959-1980. / Ed. by Th.F.Barrow et al.) Albuquerque, 1983

184. Reff Th. Degas chez Tasset. // Daniel M., Parry Janis E., Reff T. Edgar Degas photographe. Paris, 1999. P.75-81

185. Regards sur la photographie en France au XIX-ème siècle. / Textes par B.Marbot et W.Naef. Paris, 1980

186. Regnault, Victor, 1810-1878. Œuvre photographique. (Exposition). Paris, 1979

187. Rewald J. Un portrait de la princesse Metternich par Edgar Degas. // L'amour de l'art, 1937, №3. p.89

188. Roosa W. L. Degas' Portrait of Renoir and Mallarmé: An Interpretation. // The Rutgers Art Review, 3, Jan. 1982. P.81-96

189. Roosens L. (dir.) et al. La photographie des origines à nos jours. Bruxelles, 1982

190. Roosens L., Salu L. History of photography: a bibliography of books. V.3. London/New York, 1989

191. Rosenblum N. A World History of Photography. New York, 1984

192. Rouillé A. La photographie en France: Textes et controverses. Une anthologie 1816-1871. Paris, 1989

193. Rouillé A. Les audaces de la pause. // Beaux-Arts Magazine, 1985, № 20 (Janvier). P.68-73

194. Sadoul G. Peinture et photographie. // Art de France, 1948, № 19-22. P.5-22, 3749

195. Sagne J. L'Exotisme dans le portrait photographique au XIX-ème siècle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France). // Revue de la Bibliothèque nationale, sept. 1981. P.27-36

196. Sagne J., Serullaz A. Delacroix et la photographie. Paris, 1982

197. Salomon J. Vuillard et son Kodak. // L'Œil, 1963, № 100 (avril). P.2-5

198. Scharf A. Art and Photography. Harmondsworth, 1968

199. Scharf A. C.Corot and Landscape Photography. // Gazette des Beaux-Arts, LIX, 1962, February. P.99-102

200. Scharf A. Marey and Chronophotography. // Artforum, Sept. 1976. P.67

201. Scharf A. Painting, Photography and the Image of Movement. I I The Burlington Magazine, vol. 104,1962, № 710. P. 186-195

202. Schmoll J.A (gen. Eisenwerth). Vom Sinn der Photographie. Texte aus den Jahren 1952-1980. München, 1980

203. Schmoll J.A.(gen. Eisenwerth) Malerei nach Photographie. München, 1970

204. Schwartz E. L'Ecole des Beaux-Arts au XIX-ème siècle et l'enseignement d'après le modèle. // L'art du nu au XIX-ème siècle. Le Photographe et son modèle. (Exposition, Bibliothèque nationale de France). Paris, 1997 P. 12-23

205. Schwarz H. Art and Photography: Forerunners and Influences. // Magazine of Art, Washington, 1949, vol.42, № 7. P.252-257

206. Schwarz H. Art and Photography: Forerunners and Influences. Selected Essays. Chicago, 1987

207. Schwarz H. Daumier, Gill and Nadar. // Gazette des Beaux-Arts, XL, 1957. P.89-106

208. SekuIIa A. On the Invention of Photographic Meaning. // Photography in Print, N.Y., 1981. P. 452-473

209. Sobieszek R. Photography and the Theory of Realism in the Second Empire: A Reexamination of a Relationship. // One Hundred Years of Photographic History: Essays in Honor of B.Newhall. Albuquerque, 1975. P. 145-168

210. Sontag S. On photography. New York, 1977

211. Sougez E. La photographie, son histoire. Paris, 1968

212. Stelzer O. Kunst und Photographie. München, 1966

213. Stenger E. The March of Photography. London, 1958

214. Stuffmann M. Between the Barbizon School and the Beguinnings of Impressionism. // Pioniere der Landschaftsphotographie. Frankfurt am Main, 1993. P. 90-106

215. Sur la photographie (Entretien avec R.Barthes). // Roland Barthes et la photo: le pire des signes (Les Cahiers de la Photographie/25). Paris, 1990. P.74-80

216. Un temps pour la photographie: 1833-1983: 150-ème anniversaire de la mort de Nicephore Nièpce. (Colloque sur l'histoire de la photographie, ville de Chalon-sur-Saône, Musée N.Nièpce, jan. 1983). Chalon-sur-Saône, 1984

217. Terrasse A. Degas et la photographie. Paris, 1982

218. Thomas A. Time in a Frame: Photography and the XIX-th Century Mind. New York, 1977

219. Tinterow, Gary. Degas and Muybridge. // Degas (Exposition, Ottawa, National Gallery of Canada). Paris, 1988. P.459-463

220. Trapp F.A. The Art of Delacroix and the Camera's Eye. // Apollo, London, vol. 83, 1966, № 50. P.278-288

221. Uelsmann J. The Criticism of Photography as Art. S.I., 1972

222. Vaizey M. Photographs that Turned into Fine Art. // Sunday Times Magazine, 1983, October 29. P.48-56

223. Vaizey M. The Artist as Photographer. London, 1982

224. Valéry P. The Centenary of photography. // Classic Essays on Photography. / Ed. by A. Trachtenberg. New Haven, 1980. P. 191-198

225. Valéry P. Degas, Monet, Morisot. New York, 1960

226. Varnedoe K. The Artifice of Candor: Impressionism and Photography Reconsidered. // Art in America, 1980, № 1. P.66-78

227. Varnedoe K. The Ideology of Time: Degas and Photography. // Art in America, 1980, №6. P.97-110

228. La vielle photographie depuis Daguerre jusqu'à 1870. / Publié par H. Jonquères. Paris, 1935

229. Vigneau A. Une brève histoire de l'art de Nièpce à nos jours, (préface J.Casou) Paris, Robert Laffont, 1963

230. Voignier J.M. Répertoire des photographes de France au XlX-ème siècle. Chevilly-Larue, 1993

231. Vuillard et son Kodak. (Exhibition). London, 1964

232. The Waking Dream. Photography's First Century. Selections from the Gilman Paper Company Collection. Exposition. New York, 1993

233. Weisberg G.P. Beyond Impressionism: The Naturalist Impulse. New York, 1992

234. Wood J. The Photographic Arts. Iowa City, 1997

235. Wood J. The Art of the Autochrome: the Birth of Color Photography. Iowa City, 1993

236. Zola E. Ecrits sur l'art. Paris, 1991

237. Алленов M.M. Фотография как эвристическая «дисциплина» визуальных искусств. // Назад к фотографии. М., 1996. С.29-38

238. Барт Р. Camera lucida. M., 1997

239. Беньямин В. Избранные эссе. М., 1996

240. Бодлер Ш. Современная публика и фотография. // Шарль Бодлер об искусстве. М., 1986. С. 186-190

241. Валери П. Об искусстве. М., 1993. С. 218-219

242. Вентури Л. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. Л., 1969

243. Мастера искусства об искусстве. Т. 4, М., 1967

244. Мастера искусства об искусстве. Т. 5, кн.1, М., 1969

245. Ревалд Дж. История импрессионизма. Л.-М., 1959

246. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 1962

247. Руйе А. Диспут длиной в десятилетия: что такое фотография? // Импакт: наука и общество. М., 1993, № 4. С.5-12

248. Чмырёва И. Пьер Боннар: фотография и живопись. // Вопросы искусствознания, IX, 1996, № 2. С. 138-153

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.