Абсолютное и трансцендентальное измерения игры человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шерсткина, Елена Анатольевна

  • Шерсткина, Елена Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 143
Шерсткина, Елена Анатольевна. Абсолютное и трансцендентальное измерения игры человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Уфа. 2009. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шерсткина, Елена Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ

§ 1. Философская рефлексия над игрой как универсалией культуры.

§ 2. Игра и ее отношение к мудрости в контексте идеи самоопределения

ГЛАВА 2. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ИГРЫ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

§ 1. Онтологический и гносеологический контекст проявления номиналий и реалий игры человека.

§ 2. Смысловая граница между абсолютным и трансцендентальным «Я» в игре.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Абсолютное и трансцендентальное измерения игры человека»

Актуальность темы исследования. На современном этапе формирования новой социальной среды попытка рассмотрения абсолютного и трансцендентального измерения игры представляется необходимой и своевременной. Подходя к проблеме с онтологической позиции, игра рассматривается как неотъемлемая часть общественного бытия.

Основанием исследования является изучение игры как детерминированного процесса. Разработка темы опирается на конкретный фактический материал философских, социологических и психологических исследований.

Человеческую игру можно определить как то, что никогда не реализовывалось в полной мере, а именно как стремление свести вещи земного мира к их предельно свободному самовыражению. Выход исследователей духа на предельные основания бытия, означал бы новый прогресс в понимании игры и свободы, как бескорыстной деятельности, этой высшей ценности, особенно актуальной в условиях господства прагматического духа.

Онтологический подход к изучению абсолютного и трансцендентального измерения игры позволит осуществить всесторонний анализ данного явления и выявить основные характеристики, составляющие его сущность. Игра человека связана с проблемой повышения жизнеспособности многих «Я». Она акцентирует внимание на стремлении человека к оптимальному для него балансу сущностных сил. В этом плане исследование игры актуально и в том, что народу, вставшему на путь общественных и духовных преобразований, не требуются торопливые реформы, в результате которых происходит отрыв духа, как интенсивного стремления к свободе, от игры, как грациозного и непроизвольного стремления к красоте человеческих взаимоотношений.

В данном плане актуальность диссертационного исследования абсолютного и трансцендентального измерений игры человека открывает новое пространство возможностей анализа игры как философского понятия (универсалии), и, в конечном счете, «вскрывает» перспективы разработки такой теории познания, где присутствует игровой фактор. Игра не только повышает степень мыследеятельности субъекта, его рефлексивную способность, но и содействует приращению человеческого бытия, расширению пределов сознания субъекта игровой деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты игры изучались представителями различных научных дисциплин и направлений.

Античные мыслители рассматривали игру в плане гармонии единичного человека с космосом, как способ его достойного бытия в мире. Гераклит рассматривал игру с позиции играющего ребенка. Сократ ввел в речевую деятельность элементы игровых трансформаций смыслов слов и выражений. Концепция играющего человека Платона возникла в числе первых систематизированных взглядов на сущность и проявление игрового начала в жизнедеятельности.

Средневековые философы усматривали в игре созидательное начало человеческого тела и духа. Бог, Дух, Добро, Свет, Откровение, Благо, Вера, Троица,- все эти понятия сопровождают понятие игры как проявление Божественной благодати. Игра позволяла человеку осознать свое уникальное место в мире (П. Абеляр, Б. Августин, Ф. Аквинский)1.

Эпоха Возрождения считала игру важной характеристикой творческих устремлений человека. Человек оказывался способным в игре творить самого

1 Августин. Против академиков // Мир философии. - М.: Наука, 1991. - №3. - С. 36.; Абеляр П. История моих бедствий / П. Абеляр. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. -256 е.; Аквинский Ф. Сочинения / Ф. Аквинский. — М.: Едиториал УРСС, 2004. - 264 с. себя и окружающий его мир (Н. Кузанский, Н. Маккиавели, Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский).1

В эпоху Нового времени значительно раздвигаются рамки игровых проявлений, как человеческой телесности, так и духовности (Т. Гоббс, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Д. Юм).2

К.Маркс, Г.В. Плеханов, Ф.Энгельс исследовали игровые явления, связывали их с характером трудовой деятельности, и что самое главное, они рассматривали игру в контексте диалектики свободы и необходимости.3

В традиции экзистенциализма (H.A. Бердяев, С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс)4 игра связывалась с пограничными состояниями человека, с проявлением его страха потерять свое «Я», с тоской по прекрасному, с экзистенциальными переживаниями человека и его свободой.

Представители психоаналитического направления в философии (А. Адлер, 3. Фрейд, К.Г. Юнг)5 игру воспринимали как проявление естественных сил и способностей человека, как форму связи между отдельными психическими состояниями человека.

1 Монтень М. Опыты. В 3-х т. / М. Монтень. - М.: Рипол-классик, 1997.; Кузанский Н. Избранные философские сочинения / Н. Кузанский. — М.: Изд-во «Государственное социально-экономическое издательство», 1937. — 364.; Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский. — М.: Советская Россия, 2009.-416 с.

2 Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. / Г.В. Лейбниц. - М.: Мысль, 1989.; Локк, Дж. Сочинения. В 3-х т.: Т.2. / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1985. - 560 е.; Гоббс Г. Избранные произведения. В 2-х т. / Г. Гоббс. - М.: Мысль, 1965.; Декарт Р. Сочинения / Р. Декарт. - М.: Наука, 2006. - 566 е.; Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. - М.: Азбука-классика, 2007. - 352 е.; Юм Д. Сочинения в 2 т.: Т.1./Д. Юм. - М.: Мысль, 1996. - 736 с.

3 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. / Г.В. Плеханов. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1973.; Маркс К. Избранные произведения. В 2 т. / К. Маркс. - М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1935.; Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Ф. Энгельс. - М.: Изд-во политическая литература, 1988. - 484 с.

4 Бердяев H.A. Царство духа и царство Кесаря / H.A. Бердяев. - М.: Республика, 1994. -383 е.; Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. - 527 е.; Кьеркегор, С. Или-или / С. Кьеркегор. - М., 1991. - 420 с. s Адлер А. О нервическом характере / А. О. Адлер; перевод с нем. И.В. Стефанович. — СПб.: Университетская книга, 1997. - 388с.; Юнг К.Г., Фуко М. Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. - 384 е.; Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. -М.: Наука, 1990.

Прагматизм в лице Д. Дьюи, У. Джеймса, рассматривал игру в качестве инструментального способа познания и самоутверждения человека.1

Представители постмодернизма придавали игре центральное значение как мировоззренческому основанию. Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Р. Рорти, М. Фуко, подчеркивали иронический, игровой модус индивидуального и общественного самоопределения.2

Диссертант исследует соотношение игры и свободы, привлекает труды А.Камю, Э.Левинаса, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера.3

В классической философии понятие игры рассматривается в социальном ключе. Игры выступает как актуализация «избытка сил» человека, свободная от «внешней потребности (Г. Спенсер, Ф. Шиллер)4, как одна из форм нравственности (Ф. Шлейермахер)5, как сферу свободного духа (И. Кант)6, как

7 о сферу «приятного» (Г. Гегель) , как основа творчества (Ф. Шлегель) , как «язык трансценденции» (Г.-Х. Гадамер, М. Хайдеггер), как созидательную силу в становлении духовности человека (И.Г. Фихте)9.

1 Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дыои. - М.: Искусство, 1997. - 457 с.

2 Гваттари Ф. Что такое философия / Ф. Гваттари, Ж. Делез. - М.: Институт экспериментальной философии. — 19998. - 288 е.; Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Академический проект, 2007. - 496 е.; Рорти Р. Философия и зеркало природы / Р.Рорти. - Новосибирск, Изд-во Новосибирского университета, 1997. - 320 е.; Фуко М. Герменевтика субъекта / Ф. Фуко. - М.: Наука, 2007. - 680 с.

3 Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю. - М.: Азбука, 2007. - 256 е.; Левинас Э. Патрология. Философия. Герменевтика / Э. Левинас. - С-П., 1992.; Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.: Наука, 2007. - 624 е.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

4 Спенсер Г. Научные основания нравственности. Индукция этики. Этика индивидуальной жизни / Г. Спенсер. - Казань, ЛКИ, 2008. - 248 е.; Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер. - М.: Дирекмедиа Паблишинг, 2007. - 200 с.

5 Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи / Ф. Шлейермахер. - М.: «КЕРЬ-Ьоок», 1994.-432 с.

6 Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. - М.: Искусство, 1994.

7 Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г. Гегель. - СПб.: 1997. - 456 с.

8 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. / Ф. Шлегель. - М.: Искусство, 1983.

0 Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. / И.Г. Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993.

Особое внимание игровой деятельности уделял Л. Витгенштейн, который показал множество языковых игр1. Согласно Й. Хейзенги игра является базовой формой развития человеческой культуры.2

В контексте феноменологической антропологии Э.Финка3, игра - задает саму онтологию человеческого существования. У Г.Г. Гадамера игра обеспечивает выход за границы самотождественности4. Игра у К. Бюлера выступает первоначальным элементом развития полноценной человеческой природы.

Игру как способ взаимодействия человека с реальностью рассматривали М. Бахтин, Э. Берн, Ж. Бодрийар, Э. Гуссерль, М. Мамардашвили, М. Мерло-Понти, К. Ясперс.5

На гуманистический смысл игры обращали внимание А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ф. Шлейермахер, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга.6 А. Камю рассматривал игру в контексте абсурда человеческого существования, Ж.-П. Сартр обращается к гуманистическому смыслу игры в поисках выхода из состояния одиночества посредством безрассудных поступков.

Психологию детской игры рассматривали А. Е. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин.7

1 Витгенштейн JI. Логико-философский трактат / JL Витгенштейн. - М.: КАНОН «Реабилитация», 2007. - 459 с.

2 Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. / Й. Хейзинга. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

3 Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк. - М.: Прогресс. - 1998. -468 с.

4 Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991. - 367 с.

5 Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. - М.: Искусство, 1998. - 308 е.; Мамардашвили М. К Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. - М.: Наука, 2000. - 321 с.

6 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

7 Блонский П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 1964.; Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.; Леонтьев A.A. Избранные психологические произведения: В 2т. / A.A. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983.; Запорожец A.B. Избранные психологические труды. В 2 т.

Необходимо отметить попытки создания теории игры животных и людей. Это теории избытка сил Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта1; теории упражнения К. Гросса, К. Бюлера2, В. Штерна; общая психоаналитическая теория игры Ф. Бойтендайка.

Ретюнских JI.T. раскрывает сущность игры, вскрывает источник ограниченности ее в мире людей.3

Б.С. Галимов4 связывал игровые трансформации с мозаичностью многообразного бытия. A.B. Лукьянов рассматривал игру как космическую потенцию.5 B.C. Хазиев, определял игру как всеобщий атрибут материи.6 Д.А. Нуриев изучает игру в связи с личной культурой индивида и его языковой деятельностью.7 А.Ф. Кудряшев соотносил содержание игрового действия со случайностью.8 И.В. Фролова выделяет в игре признаки, сближающие ее с отдельными проявлениями социальной утопии.9 Р.Г. Исмагилов исследует игру как социокультурный феномен.10 P.P. Ильясов дает онтологический и гносеологический анализ игры.11 На трансцендентальный характер природы

A.B. Запорожец.- М. Педагогика, 1986.; Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2 т / C.JI. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.; Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: Педагогика, 1966.; Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 2001. - 304 с.

1 Вунд В. Введение в психологию / В. Вунд. - СПб.: Питер, 2002. - С. 356.

2 Бюлер К. Теория языка / К. Бюлер. — М.: Прогресс, 1993. - 379 с.

3 Ретюнских JI.T. Философия игры / JI.T. Ретюнских. - Москва, Вузовская книга, 2002. -256 с.

4 Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы / Б.С. Галимов. -Саратов, 1981.-237 с.

5 Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). - Оренбург: Издат. Центр ОГАЧ, 1997. - 252с.;

6 Хазиев B.C. Измышления о педагогике / B.C. Хазиев. - Уфа: Изд-во БГПУ, 1998. - 199 с.

7 Нуриев Д.А. Категория материи, ее место и роль в философии / Д.А. Нуриев. — Уфа, 1989.

8 Кудряшев А.Ф. Единство наук основания и перспективы / А.Ф. Кудряшев. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-га, 1988. - 184 с.

Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции / И.В. Фролова // Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 268 с.

10 Исмагилов Р.Г. Игра человека: организационные и педагогические аспекты / Р.Г. Исмагилов. - Уфа: Изд-во БИРО, 2007. - 125 с.

11 Ильясов P.P. Сущность игры: онтологический и гносеологический анализ / Р.Р.Ильясов. Монография. - Уфа: Гилем 2005. - 248 с. игры и свободы обращают внимание Д.М. Азаматов, У.С. Вильданов, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, JI.A. Микешина, Н.П. Французова, H.A. Шергенг.1

Однако идея свободы в ее соотношении с игрой человека еще недостаточно получила, по мнению автора, осмысление в качестве организующего принципа философских систем, в основе которых лежит принцип самоопределения «Я». Социокультурный, гносеологический и трансцендентальный контекст ноуменальной и феноменальной сферы «Я» игры также изучен недостаточно.

Несмотря на все идейное богатство существующих подходов к исследованию понятия «игры» человека, в настоящее время еще нет интегративного анализа игры как трансцендентальной идеи; авторы не анализировали игру и в плане существования многомерного «Я» человека. Это и обусловило выбор темы, объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает игра человека, пронизывающая многообразные формы человеческой жизнедеятельности и находящаяся в самом эпицентре существования социума и личности.

Предмет исследования — абсолютное (онтологическое) и трансцендентальное (гносеологическое) измерения игры человека.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в раскрытии онтологического и трансцендентального (гносеологического) измерений игры, которые обнаруживаются наиболее полным образом, когда данные измерения сопоставляются с человеком.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:

1 Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности / У.С. Вильданов. - Уфа: БашГУ, 2000. - 403 е.; Ильенков Э.В. Философия. Мифология. Культура / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. — М.: Эдуториал УРСС, 2001; Суркова H.A. (Шергенг H.A.) «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации: Монография / H.A. Суркова. - Уфа, Изд-во БашГУ, 2003. - 232с.

• исследовать философскую рефлексию над игрой как универсалией культуры;

• рассмотреть игру и ее отношение к мудрости в контексте идеи самоопределения «Я»;

• рассмотреть онтологический и гносеологический контексты проявления номиналий и реалий игры человека;

• дать анализ смысловой границы между абсолютным и трансцендентальным «Я» в игре.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования диссертант рассматривает диалектический подход, согласно которому игра может быть рассмотрена в оппозициях свободы и необходимости, элементы трансцендентального подхода, системного подхода. В тоже время в диссертации были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному, а также принцип объективности и историзма.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении абсолютного (онтологического) и трансцендентального (гносеологического) измерений игры и свободы человека. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• обнаружено, что первичной по отношению к игре выступает экзистенция, входящая в структуру предрефлексивного акта и связанная с желанием человека коснуться того, что находится за пределами его экзистенции;

• выявлено, что, если абсолютное (онтологическое) начало в игре связано с предельными жизненными ситуациями (игра как сведение существующих вещей и процессов к их предельному и свободному выражению), то трансцендентальное раздвигает эти пределы, поскольку имеет дело со сферой должного, с надеждой на лучшие времена, которые чаще всего не наступают;

• обосновано, что абсолютное измерение игры означает творческую продуктивность свободы, стремление к оптимальному балансу человеческих сил и возможностей;

• доказано, что игра повышает жизнеспособность субъекта; она вводит в сферу действия его многие «Я», обеспечивая тем самым интенсивность взаимодействия между свободой и необходимостью, гармонизируя абсолютное и трансцендентальное измерения человеческого «Я».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования проанализированных теоретических и методологических положений в дальнейшей онтологической разработке проблемы игры, а также полученные положения и выводы направлены на обогащение функционального поля понятия «трансцендентальный субъект». Обнаружение экзистенциального пространства идеи игры позволяет не только глубже осознать целостный характер свободы, но и «носителя» развития последней (к числу последних относятся красота, грациозность продвижения к более справедливому будущему и т.д.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов философии, философской антропологии и психологии; в процессе дальнейших исследований трансцендентального и абсолютного измерений идеи игры и свободы, что позволяет несколько глубже проникнуть в суть многих общественных и социокультурных явлений.

Выводы и положения работы могут составить теоретическую базу для разработки трансцендентальной философии игры.

Апробаг}ия результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены в ходе выступления автора на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях, в том числе: межвузовской научной конференции «Новые идеи в философии» (Пермь, 2006); «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» (Пенза, 2007); «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (Уфа, 2007); «Проблемы качества образования в современном обществе» (Пенза, 2007); «Философская мысль и философия языка в истории и современности» (Уфа, 2008), на региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО (Уфа, 2006), на межрегиональной научно-практической конференции «Дни науки и культуры» (Салават, 2008), а также в 6 публикациях автора общим объемом 1,7 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, по два параграфа в каждом, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 206 наименований. Общий объем диссертации составляет 143 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Шерсткина, Елена Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через всю диссертацию «красной нитью» проходит та мысль, что чем больше человек играет, тем успешнее он добивается сохранения собственного существования, поскольку игра выводит человека в сферу свободы, свободного творчества.

В данном отношении игра есть обязательный элемент человеческой жизнедеятельности как способ соединения, природного и духовного, дискретного и непрерывного начал и игра, таким образом, выступает как основа социального гомеостаза, одна из фундаментальных его характеристик. Игра присутствует в различных сферах человеческой деятельности, и проявляется как необходимая предпосылка гармоничной жизни. Каждое состояние индивидуума и общественной системы в целом может быть рассмотрено как их состояние в игровом взаимодействии. Игра обладает высокой самоценностью и самодостаточностью для субъекта. Она универсальный способ реализации человеческого потенциала. Игра есть модус бытия в момент неопределенности, разлада ситуации, способ поддержания социальной системы в состоянии работоспособности. Игра, как гармония рациональных и иррациональных начал жизни, спасает от окончательности, от неотвратимости жизненной ситуации. Игра удерживает бытие субъекта в рамках возможного, не дает произойти окончательной десоциализации и ухода в небытие, не позволяет распасться личности на изолированные «монады». Игра соединяет воедино прошлое и будущее, соединяет их посредством специфической игровой деятельности. Игра выступает как соединение отрицающих друг друга состояний, позиций, стадий, как синтез еще не исчерпавшего себя предыдущего, прежнего, бывшего с последующим, новым. Игра в целом ряде ситуаций воспринимается в то же время как вынужденное, болезненное состояние неопределенности, незавершенности, аморфности, расплывчивости социального контакта и самой философской системы. Многие философы прошлого по сути дела играли с теми понятиями, которые они выдвигали в качестве решающих. Например, И.Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинг, Э. Гартман и А.Бергсон созидали оригинальные системы категории и при этом перед ними возникали разные задачи, которые часто имели неявный подтекст примирения различных школ. Так, Э. Гартман желал «примирения» рационализма и иррационализмом (того же, в принципе, хотел и Шеллинг). Но, организуя внутри своего учения «игру» рационалистических и иррационалистических моментов, Гартман отдавал, на наш взгляд, явное предпочтение иррационализму. «Философия Гартмана, - замечает Геффдинг, -несет на себе печать неоромантической реакции против реализма естествознания.1 Игра одним своим концом обращена к действительности, другим - к условному, ситуативному миру. В периоды перехода общества от одного мировоззрения к другому, возникает состояние хаотической неопределенности игры; каков именно будет окончательный результат, определяется в игре положительных и отрицательных сил, сознательного и бессознательного, возможности и действительности. Игра, как потенция бытия, выражает промежуточное, неустойчивое положение самого человека с одной стороны, а с другой стороны - само наличие игры свидетельствует об обратимости процессов, происходящих в социокультурной сфере.

Но свободный человек не хочет, чтобы им играли, за него и вместо него; он отрицает превращение социума в игровую площадку, на которой он всего лишь зритель. Он отказывается быть объектом скрытых манипуляций в чужих для него игровых практиках, быть простым наблюдателем, зрителем, игрушкой. Человек в принципе, постоянно стремится играть за самого себя, преодолевая неопределенность и становясь самоопределившимся субъектом хотя бы для самого себя в момент игры. Игра есть важнейший способ бытия, есть единство определенности и неопределенности, случайности и необходимости, стихийности и сознательности.

1 Гёффдинг Г. История новейшей философии / Г. Гёффдинг. - СПб., 1900. - С. 13.

Игра позволяет преодолеть абсолютную компоненту «Я», а тем самым обеспечить гармоничность взаимодействия между материальным и духовным миром. Она есть духовное «намерение», возникающее между различными «Я» человека. В данном отношении диссертантом получены следующие результаты: • обнаружено, что первичной по отношению к игре выступает экзистенция, входящая в структуру предрефлексивного акта и связанная с желанием человека коснуться того, что находится за пределами его экзистенции;

• выявлено, что, если абсолютное начало в игре связано с выявлением предельных жизненных ситуаций, то трансцендентальное -раздвигает эти пределы, поскольку имеет дело со сферой должного, с надеждой на более лучшие времена;

• обосновано, что абсолютное измерение игры означает некую творческую продуктивность свободы, т.е. стремление к оптимальному балансу человеческих сил и возможностей;

• доказано, что игра повышает жизнеспособность субъекта; она вводит в сферу действия его многие «Я», обеспечивая тем самым интенсивность взаимодействия между свободой и необходимостью, гармонизируя абсолютное и трансцендентальное измерения человеческого «Я».

Основное перспективное направление, которое автор будет развивать в дальнейшем, заключатся в трансцендентальном исследовании оснований игры и игровой активности. Это предполагает включение в философский анализ игры всех модусов человеческого «Я», их гносеологических, экзистенциальных и культурных форм. Ведь игра реализует себя посредством надежды на более справедливый общественный порядок и имеет в себе потенцию к реализации всех сущностных сил человека во имя самого человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шерсткина, Елена Анатольевна, 2009 год

1. Абрамов С.С. Неявная субъективность: Опыт философского исследования/ С.С. Абрамов. —Томск: Изд-во Томского университета, 1991.-208 с.

2. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в зеркале рационального сознания / Н.Т. Абрамова // Вопросы философии. 1997. — № 7. -С. 44-48.

3. Абрамова Н.Т. Природа и статус перцептивного строя сознания / Н.Т. Абрамова // Философия науки. 1996. - №2. - С. 30-38.

4. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания / Н.Т. Абрамова // Вопросы философии. 1998. - № 6. -С. 58-65.

5. Августин. Против академиков // Мир философии. — М.: Наука, 1991. -№3. С. 36.

6. Автономова Н.С. Концепция бессознательного: гносеологический статус / Н.С. Автономова // Философские науки. 1985. - № 5. - С. 81-90.

7. Адлер А. О нервическом характере / А. О. Адлер; перевод с нем. И.В. Стефанович. СПб.: Университетская книга, 1997. - 388с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. С-П.: Питер, 2001.- 288с.

9. Андреева И.С. Новые работы о Шеллинге / И.С. Андреева // Философские науки. 1985. - №4. - С. 133-135.

10. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа) / В.А. Андрусенко. Свердловск, 1991. -212 с.

11. Аржанухин С.Б., Емельянов Б.В., Холстинин Р.Н. Очерки русской философии ХУШ-ХХ вв / С.Б. Аржанухин, Б.В. Емельянов, Р.Н. Холстин. -Екатеринбург, 1994. 280 с.

12. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.: Т.1. -М.: Мысль, 1976. 550 с.

13. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. М.: Эксмо. - 2007. - 960 с.

14. Аристотель. Сочинения: В 4-х т.: Т.4. М.: Мысль, 1984. - 830 с.

15. Асадуллин А.Р., Хазиев B.C., Шарипов P.A. Истинность социума / А.Р. Асадуллин, B.C. Хазиев, P.A. Шарипов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 130 с.

16. Барыкина Г.А., Азаматов, Д.М. Эстетика физической культуры: Монография. Уфа: РИЦБашГУ, 2008. - 160 с.

17. Белоглазова Л.А. К проблеме игры / Л.А. Белоглазова // Философия и будущее цивилизации. В 5 т.: Т.4. М.: Современные тетради, 2005. - С. 16.

18. Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. - 528 с.

19. Бергсон А. Собрание сочинений: В 4-х т. / А.Бергсон. М. Московский клуб, 1992. - 326 с.

20. Бердяев H.A. Царство духа и царство Кесаря / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 3 83 с.

21. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.

22. Бердяев H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2007. —701 с.

23. Бердяев H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. - 474 с.

24. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. М.: Искусство, 1998. - 308 с.

25. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берлянд. Кемерово, Алеф, 1992.- 178 с.

26. Библия. Книга Притчей Соломоновых. — Калининград, Янтарный сказ, 2004. 234 с.

27. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума / М. Бур, Г. Иррлиц. М.: Наука, 1985.-432 с.

28. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления / М.Ф. Быкова. М.: Наука, 1990. - 122 с.

29. Быкова М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности: О замысле феноменологии и логики у Гегеля / М.Ф. Быкова. М.: Наука, 1996. - 238 с.

30. Быкова М.Ф., Кричевский, A.B. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, A.B. Кричевский. — М.: Наука, 1993. 272 с.

31. Бытие человека: Сб. статей. / Под. ред. B.C. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.-230 с.

32. Бытие: Коллективная монография / Отв. ред. А.Ф. Кудряшев. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2001.- 266 с.

33. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер.— М.: Прогресс, 1993. -325 с.

34. Бюлер К. Теория языка / К. Бюлер. -М.: Прогресс, 1993. 379 с.

35. Вайнштейн О.Б. Философия игры постмодернизма / О.Б. Вайнштейн // Апокриф. 1991. - №2. - С. 34-39.

36. Валиахметова А.Х. Процесс самоопределения экологической культуры человека: Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 144 с.

37. Васильева Т.В. Путь к Платону / Т.В. Васильева. — М.: Прогресс, 1999. -С. 122.

38. Васильева Т.С., Орлов В.В. Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг / Т. С.Васильева, В.В. Орлов // Социальная философия. Ч. I. История социологических учений. -Пермь, 1993.-С. 76-78.

39. Введенский А.Н., Лосев, А.Ф. Радлов, Э.Л., Шпет, Г.Г. Очерки истории русской философии / А.Н. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. Свердловск, 1991. - С. 34.

40. Великий Йог Тибета Миларепа. Самара, 1994. - 289 с.

41. Вильданова Г.Б. Гносеологический анализ мудрости и истины / Г.Б. Вильданова. Уфа: Баш ГУ, 2001.-159 с.

42. Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности / У.С. Вильданов. Уфа: Баш ГУ, 2000. - 403 с.

43. Вильданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ: Монография. — Уфа: РИО БашГУ. 2006. -418 с.

44. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. М.: КАНОН «Реабилитация», 2007. - 459 с.

45. Витгенштейн Л. Философские работы: В 2-х т. / Л. Витгенштейн. — М.: Наука, 1994.

46. Вунд В. Введение в психологию / В. Вунд. — СПб.: Питер, 2002. — С.356.

47. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцева. -М.: Республика, 1994.-368 с.

48. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.

49. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1991. - 352 с.

50. Гаджиев К.С. Размышления о свободе / К.С. Гаджиев// Вопросы философии. 1993. - №2. - С. 33-46.

51. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность / П.П. Гайденко. -М.: Мысль, 1979.-288 с.

52. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. М.: Мысль, 1997. - 362 с.

53. Галимов Б.С. Проблемы мозаичной философии / Б.С. Галимов. Уфа: Препринт, 2006. — 22 с.

54. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы / Б.С. Галимов. Саратов, 1981. - 237 с.

55. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т. / Г. Гегель. М.: Мысль,1972.

56. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: Т.1. / Г. Гегель. С-П: Наука, 2001. - 622 с.

57. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г. Гегель. СПб.: 1997. - 456 с.

58. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т.: Т.2. / Г.Гегель. М.: Мысль, 1977.-573 с.

59. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Г. Гегель. М.Мысль, 1990. - 526 с.

60. Гессе Г. Игра в бисер / Г. Гессе. — Новосибирск: Новосиб. Книжн. Изд-во, 1995.-464 с.

61. Гильмутдинова H.A. Философские игры постмодернизма / H.A. Гильмутдинова // Вестник УлГТУ. 2002. - №2. - С. 34- 40.

62. Гизатуллин Х.Н. Прожитое и пережитое (зигзаги на пути к вершинам науки) / Х.Н. Гизатуллин. Уфа: Гилем, 2003. - 236 с.

63. Гурин С.П. Онтологические основания игры / С.П. Гурин // Маргинальные прогулки. 1999. -№4. - С. 24-26.

64. Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности / М.В. Демин // Философские науки. 1983. - №2. - С. 54-61.

65. Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности / М.В. Демин // Вестник Моск. ун-та. 1983. - Сер.7. - С. 14-20.

66. Демин М.Ф. Труд как вид человеческой деятельности / М.В. Демин // Философские науки. 1984. - №1. - С. 10-18.

67. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. -Минск, Экономпресс, 1999. — 301 с.

68. Дидро Д. Сочинения: В 2-х т.: Т.2. / Д. Дидро. М.: Мысль, 1991.604 с.

69. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д. Лаэртский. М.: Мысль, 1986. - 571 с.

70. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Перевод с англ. / У. Джеймс. М.: Наука, 1993. - 432 с.

71. Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента // Социологические исследования. 2002. - №6.-С. 143-146.

72. Дубровский Д.И. Обмен. Философско-психологический анализ / Д.И. Дубровский. -М.: РЭЙ, 1994. 120 с.

73. Дюбин Г.Н., Суздаль, В.Г. Введение в прикладную теорию игр / Г.Н. Дюбин, В.Г. Суздаль. М.: Наука, 1991. - 336 с.

74. Дюркгейм Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. —302 с.

75. Дьюи Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. М.: Искусство, 1997. - 457с.

76. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. -464 с.

77. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

78. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т. / И.А. Ильин. С-П.: Наука, 1994. - 542 с.

79. Ильясов Р.Р. Игра как предмет философского познания: онтологический и гносеологический аспекты. Авт-т дисс. доктора филос. наук. - Уфа, 2006. - 46 с.

80. Исаев A.A. Бытие и существование как философские понятия. Авт-т дисс. канд. философских наук. - Уфа, 1997. — 19 с.

81. Исмагилов Р.Г. Игра человека как социокультурный феномен. Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 2006. - 19 с.

82. Исмагилов Р.Г. Игра человека: организационные и педагогические аспекты / Р.Г. Исмагилов. — Уфа: Изд-во Биро, 2007. — 125 с.

83. История философии: Запад Россия - Восток - М: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996. - 557 с.

84. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М.: Искусство, 1997. - 480 с.

85. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. М.: Искусство,1994.

86. Кант И. Соч. в 6 т.: Т.4. Часть 1./ И. Кант. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

87. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю. М.: Азбука, 2007. - 256 с.

88. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. — 415с.

89. Кемпелл Дж. Свобода и сообщество / Дж. Кемпелл // Вопросы философии. 1992. - №12. - С 112-126.

90. Коринфский А.А Народная Русь / A.A. Коринфский. Смоленск: Русич, 1995.-623 с.

91. Крутоус В.П. Родословная красоты. Прекрасное и целесообразность / В.П. Крутоус. М.: Искусство, 1998. - 298 с.

92. Кузьмина Е.И. Психология свободы / Е.И. Кузьмина. — М.: Изд-во МГУ, 1994.-195 с.

93. Кудряшев А.Ф. Единство наук основания и перспективы / А.Ф. Кудряшев. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - 184 с.

94. Кутырев В. А. Любовь к мудрости на пороге нового века / В.А. Кутырев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1998. - №3. - С. 3-16.

95. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров / / В.А. Кутырев. -М.: Прогресс, 2001.-240 с.

96. Кьеркегор С. Или-или / С. Кьеркегор. М., 1991. - 420 с.

97. Ламетри Ж.О. Сочинении / Ж.О. Ламетри. М.: Мысль, 1985. - 345 с.

98. Левинас Э. Патрология. Философия. Герменевтика / Э. Левинас. — СП., 1992.

99. Левицкий С.А. Трагедия свободы / С.А. Левицкий. — М.: Канон, 1995. -512 с.

100. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. / Г.В. Лейбниц. М.: Мысль, 1989.

101. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.-256 с.

102. Локк Дж. Сочинения. В 3-х т.: Т.2. / Дж. Локк. М.: Мысль, 1985.560 с.

103. Лосев А.Ф. Из ранних произведений / А.Ф. Лосев. М., 1990. - 666 с.

104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

105. Лосев А. Ф. Философия имени / Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 321 с.

106. Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина // Лосев А. Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 897 с.

107. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Советский писатель, 1991.-479 с.

108. Лукьянов A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» / A.B. Лукьянов // Философские науки. 2002. - №6. - С. 81-89.

109. Лукьянов A.B. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) / A.B. Лукьянов. Оренбург: Издат. Центр ОГАТ, 1997. - 252 с.

110. Лукьянов A.B. Идея метакритики чистой любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики) / A.B. Лукьянов. -Уфа, 2001.-226 с.

111. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений /Г.Л. Лэндрет. Перевод с англ. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.

112. Майданский А. Д. Диалектика и логика Гераклита / А. Д. Майданский. Таганрог, 1999. - 280 с.

113. Мазов Н.Ю. Спорт и духовная жизнь общества: Монография. Уфа: РИЦБашГУ, 2009.- 184 с.

114. Мальцева А.П. Желание как философско-методологическая проблем / А.П. Мальцева // Вопросы философии. 2006. - №5. - С. 77.

115. Маковельский А. Досократики / А. Маковельский. М.: Харвест, 1999.-282 с.

116. Максимов A.M. Свобода как противоречие самобытия и инобытия / A.M. Максимов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. - 200 с.

117. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления / М.К. Мамардашвили. М.: Мысль, 1994. - 324 с.

118. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М.К. Мамардашвили. М.: Наука, 1995. - 379 с.

119. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. — М.: Наука, 2000.-321 с.

120. Марков Б.В. Философская антропология / Б.В. Марков. С-П.: Наука, 1997. - 328 с.

121. Микешина JI.A. Философия познания. Полемические главы / JI.A. Микешина. М., 2002. - 624 с.

122. Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности / JI.A. Микешина, М.Ю. Опенков. М., 1997. - 239 с.

123. Микешина JI.A. Эпистемология ценностей / JI.A. Микешина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЕН), 2007. - 439 с.

124. Миллер С. Психология игры / С. Миллер. СПб.: Университетская книга, 1999.-320 с.

125. Мишель Монтень. Опыты. В 3-х т. / М. Монтень. М.: Рипол-классик, 1997. - 670 с.

126. Моррис Д. Голая обезьяна. Человек с точки зрения зоолога / Д. Моррис. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 359 с.

127. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1990. — 205 с.

128. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. - 489с.

129. Нуриев Д.А. Категория материи, ее место и роль в философии / Д.А. Нуриев. Уфа, 1989.

130. Нуриев Д.А. Гносеологическое и методологическое основания категории «материя» / Д.А. Нуриев. Уфа, 1995. - 186 с.

131. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя» / Д.А. Нуриев. Уфа, 1996. - 120 с.

132. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Мысль, 1991. - 436 с.

133. Панарин A.C. Философия политики / A.C. Панарин. М.: Новая школа, 1996. - С. 96-99.

134. Платон. Государство. М.: Наука, 2005. - 437 с.

135. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Мысль, 1998.

136. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. / Г.В. Плеханов. — М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1973.

137. Плотников В. И Современная философия накануне: нового жизненного выбора / В. И. Плотников. Многообразие жанров философского дискурса. - Екатеринбург, 2001.-341 с.

138. Помяловский Н.Г. Избранное / Н.Г. Помяловский. М.: Правда, 1986.-267 с.

139. Попов С., Щедровитский П. Игровое движение и организационно-деятельно стные игры / С. Попов, П. Щедровитский // Вопросы методологии. — 1993. -№1.- С. 34-49.

140. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М.: Наука,1992.

141. Прокшина JI.P. Роль игры в современном российском обществе. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2006. - 18 с

142. Пушкарева М.А. Идея свободы в ее трансцендентально-системном представлении. — Авт-т дисс. .доктора философ, наук. — Уфа, 2005. 34 с.

143. Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимания / З.Я. Рахматуллина. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 162 с.

144. Рахматуллин Р.Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции. Авт-т дисс. д-ра филос. наук. — Уфа, 2000. - 39 с.

145. Ретюнских JI.T. Игра как она есть, или онтология игры / JI.T. Ретюнских. Липецк: Липецкое изд-во, 1997. — 143 с.

146. Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. — Москва, Вузовская книга, 2002. — 256 с.

147. Романенко Ю.М. Бытие и естество. Онтология и метафизика как типы философского знания / Ю.М. Романенко. СПб.: Наука, 1999. - 287 е.

148. Савенко Н.В. Детская игра в культуре / Н.В. Савенко // Философия и будущее цивилизации. В 5 т. — 382 с.

149. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж-П. Сартр. -М.: Республика, 2000. 639 с.

150. Силиверстов В.В. Культура. Деятельность. Общением / В.В. Силиверстов. М.: РОССМЕН, 1998. - 478 с.

151. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.

152. Спенсер Г. Научные основания нравственности. Индукция, этики. Этика индивидуальной жизни / Г. Спенсер. Казань, ЛКИ, 2008. — 248 с.

153. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы / B.C. Степин. -М.: Гардарики, 2008. 384 с.

154. Степин B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: Гардарики, 2000.-298 с.

155. Султанова Л.Б. Взаимосвязь неявного знания и эвристической интуиции / Л.Б. Султанова // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1995. - №3. -С.30-36.

156. Твист А. Игра на интерес: профессия — аферист / А. Твист. М.: ACT, 1998.-448 с.

157. Тейер де Шарден П. Феномен человека / П. Тейер де Шарден. Пер. с франц. М.: Наука, 1987. - 240 с.

158. Тимонин Н.В. Игра в исследованиях и публикациях последних лет (1991-1999гг.) / Н.В. Тимонин // Традиционная культура. М., 2001. - №1. - С. 62-69.

159. Тульчинский Г.Л. Метафизика свободы, истина самосознание / Г.Л. Тульчинский // Первый Российский Философский конгресс. В 7 т. СПб., 1997. -С. 357-360.

160. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре / В.И. Устиненко // Философские науки. 1980. — №2. — С. 69—77.

161. Уайтхед А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990.-717 с.

162. Фабри К.Э. Игры у животных / К.Э. Фабри. М.: Знание, 1985. - 64с.

163. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества / В.Г. Федотова // Вопросы философии. 2003. -№11.- С.3-19.

164. Фейербах JI. Избранные философские произведения: В 2-х т. / JI. Фейербах. М.: Художественная литература, 1984. — 486 с.

165. Фишер Р., Юрии, У. Путь к согласию или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юрии. М., 1990. - 389 с.

166. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек / В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1996. - 168 с.

167. Финогентов В.Н. Философия / В.Н. Финогентов. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1996. — 168 с.

168. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк. М.: Прогресс. - 1998. - 468 с.

169. Фихте И.Г. Сочинения: В 2-х т. / И.Г. Фихте. СПб.: Мифрил, 1993.

170. Франк C.JI. Сочинения / И.Г. Фихте. М.: Правда. - 607 с.

171. Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции / И.В. Фролова // Монография. Уфа: РИО БашГу, 2004. - 268 с.

172. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. - 456с.

173. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Наука, 2007. - 624с.

174. Хазиев B.C. Размышления о педагогике / B.C. Хазиев. Уфа: Изд-во БГПУ, 1998.-199 с.

175. Хазиев B.C., Ильясов, P.P. Игра как атрибут материи // Бытие человека: Сб. научных статей / B.C. Хазиев, P.P. Ильясов. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002.-С. 7-16.

176. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993.-447 с.

177. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1989. - №9. - С. 45-57. $

178. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. и послесл. Г.М. Тавризян. / Й. Хейзинга. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464 с.

179. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827— 1828 гг. в записи Эрнста Лассо / Ф.В.Й. Шеллинг. Томск: Водолей, 1999. -251 с.1. «L>

180. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. — М.: Мысль, 1999. -608 с.

181. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения: В 2-х т./ Ф.В.Й. Шеллинг. СПб.: Наука, 2000.

182. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль,1989.

183. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер. М.: Дирекмедиа Паблишинг, 2007. - 200 с.

184. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи / Ф. Шлейермахер. — М.: «REFL-Ьоок», 1994. 432 с.

185. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 5 т./ Ф. Шлегель. — М.: Искусство, 1991.-389 с.

186. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - 640 с.

187. Штайнер Р. Мистерии древности и христианство / Р. Штайнер. — М.: МСМХН. СП «Интербук», 1990. 256 с.

188. Штайнер Р. Тайноведение / Р. Штайнер. М.: ТОО Агентство «Десот», 1993.- 128 с.

189. Штайнер Р. Философия свободы / Р. Штайнер. Калуга, 1994.

190. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности / Г.П Щедровицкий // Вопросы философии. 1994. - №

191. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2001.-304 с.

192. Юнг К.Г., Фуко М. Матрица безумия / К.Г. Юнг, М. Фуко. М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. - 384 с.

193. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. - 527 с.

194. Leyenberger G. Metaphores de la presence. II. La philosophie de Hölderlin. Editions Osiris. - 1994. - 170 p.

195. Habermas J. Das Absolute und die Geschichte. Von der Zweispalting in Schellings Denken. Diss. Bonn, 1954.

196. Färb P. Word Play : What Happens When People Talk. N. J., 1976. 4211. P

197. Fichte J.G. im Gespräch: Berichte der Zeitgenossen / hrsg. von Erich Fuchs in Zusammenarbeit mit Reinhard Lauth und Walter Schieche . — StuttgartBad Cannstatt: frommann-holzboog. Bd 5. — 436 s.

198. Fichte J. G. (Sammllung). Reden an die deutsche Nation. 5., durchges Aufl. nach d. Erstdr. von 1808, mit neuer Einl. Von Reinhard Lauth, mit Literaturhinweisen u. Reg. Hamburg: Meiner, 1978. - 268 s.

199. Frank M. Der unendliche Mangel an Sein. Schellings Hegelskritik die Anfange der Marxschen Dialektik. Frankfurt/am Main, 1975.

200. Fischer K. Geschichte der neuen Philosophie, Bd. 6: Friedrich Wilhelm Joseph Schelling. Erstes Buch: Schellings Leben und Schriften. — Heidelberg, 1872; Zweites Buch: Schellings Lehre. Heidelberg, 1877.

201. Lukjanow A.V. Der Sinn der transzendentalen Naturlehre Fichte // Fichte-Studien. Bd. 11. Amsterdam Atlanta, GA, 1997. - S. 13-23.

202. Lukjanow A.V. Die Beziehung zwischen Geist und System bei Fichte und Reinhold // Fichte-Studien. Bd. 21. Amsterdam New-York, 2003. - S.l 11-117.

203. Lukjanow A.V. Auf der Suche nach einer neuen Theorie des Absoluten.Die Idee der Synthesis in den spateren System von Fichte und Schlling // Fichte-Studien. Bd 31. Amsterdam - New York, NY, 2007. - S. 117-125.

204. Medicus F. Fichtes Leben. Leipzig. 1914.

205. Schelling F.WJ. Philosophie der Offenbarung / M. Frank. Frankfurt/ am Main, 1977.-596 s.

206. Tilliette X. Schelling. Une Philosophie en devenir. Vol 1-2. Paris, 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.