Американский сентиментализм конца 18-го века и роман С. Роусон "Шарлотта Темпл" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Станевич, Светлана Владиславовна

  • Станевич, Светлана Владиславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 185
Станевич, Светлана Владиславовна. Американский сентиментализм конца 18-го века и роман С. Роусон "Шарлотта Темпл": дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Санкт-Петербург. 2000. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Станевич, Светлана Владиславовна

ВВЕДЕНИЕ.3

Глава I «Идейные и социальные истоки сентименталистских романов

США».,.12

Глава II «Художественное своеобразие сентименталистских романов

США».76

Глава III «Бестселлер американского сентиментализма».111 - 16-f

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Американский сентиментализм конца 18-го века и роман С. Роусон "Шарлотта Темпл"»

Изучение сентиментализма США конца 18-го века неизбежно подводит к изучению творчества Сюзанны Роусон, почти единственной его яркой представительницы. В свою очередь, в её творчестве наибольший интерес вызывает роман «Шарлотта Темпл», до сего дня вызывающий противоречивые толкования и оценки.

Самые ранние исследования творчества Роусон (1828 г. и 1870 г.) были восторженны по тону [9, 27-8, Introduction], Затем ситуация резко изменилась. В начале 20-го века её роман «Шарлотта Темпл» рассматривался, прежде всего, как образец ранней прозы США, но не более того. В частности, А.Коуи, Г.Петтер, Х.Р.Браун, К.Ван Дорен ограничивали значение романа его временными рамками [122;160;117;189]. Бывало, что он упоминался лишь мимоходом в сопровождении негативной оценки (К.Бейтс) [110]. Иногда внимание исследователей привлекало творчество Роусон не как художественный феномен, а как идеологический и общекультурный. Н.Бейм, Д.Спендер рассматривали его как этап в феминистском движении [111;171]. Признания эстетического значения творчества Роусон в литературе США были редки (А.Квинн) [161]. Однако все исследователи отмечали небывалую популярность «Шарлотты Темпл», затрудняясь в то же время объяснить её истоки или приводя недостаточные и неубедительные причины. Иногда решение загадки было нетрадиционным. Так, Л.Фидлер применил к роману Роусон психологический инструментарий учения о бессознательном [133].

Затем оценка творчества Роусон снова изменилась (70 - 90-е гг. 20-го века). В американском литературоведении оно стало вызывать интерес в связи с его ролью в становлении национальной литературы США (К. и Р.Кёрк, К.Дэвидсон, Дж.Стерн, П.Конн, Дж.Рабин-Дорски, М.Джилмор) [9(lntroduction);123;172; 121; 164; 140]. Наиболее обстоятельно, хотя с разных точек зрения, «Шарлотта Темпл» исследована

К.Дэвидсон и Дж.Стерн. Дэвидсон изучает воздействие романа на его читателей и в связи с этим его роль в культурном и идеологическом развитии американского общества [123]. Дж.Стерн исследует художественное своеобразие романа, в котором женский взгляд на мир соединился с меланхолической поэтикой сентиментализма [172].

Так как роман Роусон приобретает свое основное значение на фоне остальных сентименталистских романов Америки, то исследователи литературной истории США, как правило, не рассматривают его вне связи с общей картиной ранней сен-тименталистской прозы США. В ранних работах она рассматривалась как один из начальных этапов развития американской литературы, почти что единственные качества которого - незрелость и подражательность. Поэтому авторы многих работ не ставили целью подробный литературоведческий разбор, ограничиваясь обобщением наиболее заметного и характерного. Такой подход присущ работам К.Ван Доре-на, А.Квинна, Ф. Патти, К. Бейтс [189;161;158;110]. Следует отметить исследования, авторы которых собрали богатый фактический материал (Х.Р.Браун, Г.Петтер) [117; 160]. Романы, описанные ими, ныне представляют из себя библиографическую редкость. Общим недостатком всех этих работ является то, что ранние сентимента-листские романы США рассматриваются в отрыве не только от идеологии Просвещения, но даже и самого литературного направления сентиментализма. Не показано, каким образом эти романы отразили и трансформировали идеи европейского Просвещения и его сентименталистского этапа, были ли в природе американского сентиментализма какие-либо специфические национальные черты. Исключение составляет работа Ф.Фишера, дающая характеристику американского сентиментализма на просветительской основе, правда, на более позднем этапе его развития [134].

Для понимания генезиса идейного содержания американских сентименталистских романов очень ценно социологическое исследование М. Бенсон [113].

В отличие от американского, английский сентиментализм всесторонне исследован в своих теоретических основах, в частности, Р.Бриссенденом, Дж.Маллэном [116; 149]. Влияние английского сентиментализма на американских романистов бесспорно, и поэтому работы, освещающие английский сентиментализм, представляют особый интерес для целей компаративистского исследования.

Часть работ, изучающих ранний период развития романного жанра, выказывает феминистский подход их авторов к литературным фактам (Н.Бейм, А.Зимэн, Дж.Томпкинс, Д.Спендер) [111; 190; 182; 171]. При изучении американских сентименталистских романов такой подход отчасти оправдан, так как их большая часть была создана женщинами, а именно это обстоятельство давало некоторым критикам как в конце 18-го века, так и в более позднее время повод для уничижительной оценки. Женщины писали истории о женщинах, и это принималось за узость взгляда, нетрадиционная тематика вызывала неприятие: «женщина-писатель вошла в историю литературы как враг» [111,69]. Женская сентименталистская литература рассматривалась как «несерьёзная», любовь к ней её читателей была в глазах критиков лишним тому подтверждением. Как пример такого отношения приводит Н.Бейм заявление критиков Крауза и Рейда в предисловии к роману «Виланд» Брокдена Брауна (издание 1978 г.), в котором они оправдывают скромный читательский успех этого писателя: «У американцев просто не было особого вкуса к серьёзной литературе в те первые десятилетия Республики - определённо не её они поглощали ., [но] повсеместно распространённые мелодрамы вездесущего женского пола, «правдивые повести», вроде «Шарлотты Темпл» С.Роусон и «Кокетки» Х.Фостер» [цит.по 111,69]. Такое утверждение одного за счёт другого, действительно, не может претендовать на беспристрастность и всесторонность. Данное исследование стремится раскрыть объективные условия, определившие содержательный план сентименталистских романов США. Существование таких условий признаётся в последнее время. Н.Бейм отмечает: «ограничения, связанные с полом, действительно имели место, и ответственный критик не может игнорировать их» [там же,65].

По мнению некоторых авторов в апологии нуждается и само направление сентиментализма (Дж. Томпкинс, М.Дикстейн) [182; 124]. Необходимость этого вызвана тем, что никакое другое литературное направление не было так растиражировано впоследствии массовой культурой, из-за чего произошла девальвация сентименталистских идеалов. Предпосылки этого явления существовали уже на ранней стадии и объяснялись потребностями адаптации этой литературы к восприятию среднего американца, которого она рассматривала как своего основного читателя.

Значимость роли Роусон и всего направления американского сентиментализма ещё не определена до конца, хотя в последнее время и появилось осознание литературоведами необходимости обобщающих суждений по вопросам поэтики произведений раннего американского сентиментализма и их идейных основ. Новый взгляд на историю американской литературы и ту роль, которую сыграли в её развитии первые сентименталистские романы, в частности «Шарлотта Темпл», представлен в сборниках «Columbia Literary History of the United States» (1988), «The Columbia History of the American Novel» (1991), «The Cambridge History of American Literature» (1995) [120; 164; 140].

В отечественном литературоведении научное представление о зарубежном и отечественном сентиментализме сформировалось в трудах Г.Н.Поспелова, С.В.Тураева, М.Л.Тройской, А.А.Елистратовой, Б.А.Кузьмина, В. И. Каминского, С.Е.Шаталова, В.И.Фёдорова, П.А.Орлова, Н.Д.Кочетковой, диссертационных исследованиях А.Л.Зорина, Е.В.Фёдоровой и др. [73-4; 89-90; 88; 36-38; 55; 48; 100; 91; 69; 53; 45; 92].

Американский сентиментализм в российском литературоведении не столь изучен, как английский и тем более отечественный. Такое «отставание» американского литературного явления кажется естественным на фоне распространённого мнения о его подражательности и вторичности: «. первые появившиеся в Америке романы . были созданы в духе европейского сентиментализма и не несли в себе черт национального своеобразия» [64,5]. Тем не менее, в отечественном литературоведении имеются исследования проблемы становления жанра романа США (Апенко Е.М., Шемякин A.M.) [16-18; 101-102]. Основные подходы к этой проблеме на основе разграничения понятий novel и romance проанализированы в диссертационном исследовании Н.А.Шайдоровой [99]. Представляется, что для прояснения проблемы возникновения романного жанра в США, необходимо изучить и сентименталистский роман в его наиболее заметных образцах, тем более, что именно он получил наибольший читательский резонанс в своё время.

Несмотря на то, что американский сентиментализм конца 18-го века развивался в русле европейской и в особенности английской литературной традиции, он также не избежал и национальной специфики. Как значительное и закономерное явление американской литературы рассматривает его А.М.Зверев на материале творчества Ф.Френо [43].

Следует отметить сложность изучения литературы, так привязанной к своему времени, как сентименталистский роман США конца 18-го века. Чтобы получить адекватную картину его развития и функционирования в обществе, необходимо объединять историко-литературный подход с социопсихологическим и обществоведческим. Современный контакт с текстом осложнён изменившимся мировоззрением, поэтому особое внимание следует уделять взаимодействию сентименталистско-го романа с его первыми читателями, их взамному влиянию: «художественное произведение без изучения его функции мертво и непонятно» и «исследовать его надо как целое, с его функцией, с проблемой писателя-читателя, а не только писателя» [68,26]. Вместе с тем настоящая работа стремится осветить и поэтику сентимента-листских романов США как в её теоретических основах, так и на конкретном текстовом материале одного из самых значительных их образцов.

Актуальность настоящего исследования определяется его проблематикой, позволяющей получить более полное представление об этапе становления жанра романа в США на материале литературного направления, довольно редко обращавшего на себя внимание отечественных литературоведов.

Цель диссертационной работы - восполнить существующий в отечественном литературоведении пробел в исследованиях, посвященных характерным особенностям данного периода.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём даётся анализ проблематики и поэтики сентименталистских романов США на основе их наиболее заметных образцов и уточняется их место в общей картине развития американской словесности.

Методологической основой исследования является принцип комплексного анализа литературного произведения, рассматривающий его как звено триединой системы «автор-произведение-читатель», а также принцип литературного универсализма, который «идеально подходит для современного изучения ранней американской литературы» [65,13]. Этот подход, базирующийся на признании равной исторической ценности всех литературных произведений, теоретически обоснован С.В.Тураевым: «существенно важно привлекать второй и третий план литературы, произведения, которые возникают как бы на периферии течения и чаще всего представляют тривиальный, сниженный или просто подражательный вариант, но в которых подчас более отчётливо и резко выявляется та или иная грань в художественных исканиях эпохи» [89,63]. Компаративистский подход также является оправданным при изучении данного периода развития американской литературы, так как именно в это время, в силу целого ряда причин, американская словесность испытывала на себе сильнейшее иностранное, в особенности английское, влияние. В основе методики исследования - сочетание изучения теоретических аспектов жанра сентименталистского романа США с конкретно-текстовым анализом.

Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что представленный в ней материал и результаты исследования могут быть использованы при разработке общих вопросов истории американской литературы, при чтении курсов зарубежной литературы 18-го века, при подготовке спецкурсов или спецсеминаров по американскому сентиментализму и истории романа в США, при написании учебных пособий и для дальнейшего изучения литературного направления сентиментализма.

Апробация научных результатов: основные положения исследования обсуждались на международной научной конференции во ВГПУ (Владимир, 1997 г.), на Пу-ришевских чтениях в МПГУ (Москва, 1998 г.), на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 1998, 1999, 2000 гг.), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава НовГУ им. Ярослава Мудрого (Новгород, 1997, 1998,1999 гг.)

Структура работы: диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Станевич, Светлана Владиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории литературы американский сентименталистский роман конца 18-го века представлен, прежде всего, тремя произведениями - «Шарлоттой Темпл» Роусон, «Силой сочувствия» В.Х.Брауна, «Кокеткой» Фостер. Именно в этих романах кристаллизовались все основные свойства и тенденции американской сентимента-листской прозы конца 18-го века, отразилась общая картина её развития. Любой другой сентименталистский роман той эпохи не добавил ни одного нового слова к уже высказанному ими. В свою очередь, из этих трёх основного внимания заслуживает роман Роусон как получивший наибольший общественный резонанс и вызвавший наибольший интерес у критиков и историков литературы. В то же время ни один из этих 3-х романов, в том числе и роман Роусон, было бы невозможно изучить и адекватно оценить в отрыве от всего литературного направления сентиментализма, его национального преломления, роли его произведений в американском социуме, так как своё основное значение названные романы приобретают именно на этом общем фоне, не являясь самодостаточными в художественном плане. В соответствии с этими соображениями и строилось исследование жанра сентименталистского романа в США конца 18-го века с постоянной оглядкой на среду его «обитания».

В Америке три фактора в особенности определили сентименталистское мировоззрение - этическое учение Шефтсбери, Хатчесона, Смита, подкреплённое моральной философией Шотландской школы, религиозное влияние протестантизма, иностранные литературные образцы. Философские теории, ставшие идейной основой американских сентименталистских романов, несмотря на все их различия роднило одно - признание самоочевидности нравственных начал в душе человека и, как следствие, возвеличение роли природы, заложившей их. Благодаря этим учениям, добродетель и норма сливались в глазах обывателей в единое целое, а всякое отклонение от общепризнанных правил поведения рассматривалось как отклонение от нормы и, следовательно, порок. В Америке философия этического стандарта поддерживалась и распространялась, в частности, лордом Кеймсом и Дж.Уизерспуном. Нормативная этика была идеологическим стержнем американского сентименталистского романа. Религиозное воздействие было обусловлено пуританскими корнями американского общества и пуританским мировоззрением кумира американских сентименталистов - Ричардсона. Иностранное литературное влияние на американский сентиментализм было вызвано объективными историческими условиями существования молодой нации и выразило себя в подражании столпам европейского сентиментализма - Ричардсону, Стерну, Гёте и ряду английских быто- и нравописательниц, таких как Ф.Бёрни. У Ричардсона был заимствован основной конфликт, у Стерна и Гёте - общий чувствительный настрой, у Бёрни, Инчболд и др. - проблематика «женского вопроса». На способ решения сентименталистами главного вопроса их творчества повлияли моральные писатели - Фордайс, Грегори, Х.Мор, Руссо, неоднозначным и противоречивым было влияние, оказанное Уолстонкрафт. В своём решении «женского вопроса» большинство американских сентименталистов руководствовалось религиозно-этическими соображениями и соответствием общепринятой норме. В тематическом плане американских сентименталистов более всего занимала сфера семейных и бытовых отношений. Эта тематическая связь с жизнью общества позволила им затронуть актуальные проблемы своего времени: семья как отражение всей патриархальной структуры общества, взаимоотношения полов и поколений, вопросы воспитания и образования, двойной сексуальный стандарт, возможность заработка для женщин. В меньшей степени тематическую специфику американских сентименталистов в конце 18-го века определял масштабный национальный историзм, связанный с отражением военно-политических проблем и таких социальных бедствий, как рабство. Это объяснялось не столько незрелостью неискушённых авторов, сколько особенностями сентименталистского отражения, ставящего перед собой вполне определённые «камерные» задачи.

Просветительской основой американских сентименталистских романов был их идейный и нравственный конфликт: столкновение здоровой человеческой природы с противоестественными общественными установлениями. В понимании содержания последних сказалось главное отличие американских романов от европейских. Так как феодальная иерархичность была чужда американскому обществу, то сентименталистский вопрос о внесословной ценности человека не стоял так остро, взамен американский сентименталистский роман сосредоточил внимание на «женском вопросе», который он, в соответствие со своей природой, преломлял в вопрос о вне-половой ценности человека. Решая его, сентименталистский романист мог исследовать частную семейную жизнь, подверженную влиянию как старых пуританских пережитков, так и новых буржуазных своекорыстных отношений. В разрешении этого вопроса сентименталистским романам свойственна особая правдивость идейной направленности, следствием которой было читательское признание. Эмоциональная правдивость в отражении межличностных отношений в семье свойственна и таким произведениям, авторы которых пытаются утвердить и оправдать с этико-религиозной точки зрения существующий патриархальный порядок вещей («Амелия, или Влияние Добродетели» Вуд).

Преимущественное внимание сентименталистских романистов к «женскому вопросу» понятно в свете общей приверженности сентиментализма к изображению угнетённых слоёв и групп населения. В Америке, благодаря господству многолетней пуританской идеологии, положение женщины было тяжелее, чем в Англии. «.Несмотря на все свои заявления об открытости и возможностях, американское общество гораздо более ограничивает и притесняет женщин [чем английское]. Оно лишает их выбора, точно так же как и права голоса в делах их страны и даже их собственных» [164,17]. Благодаря своей главной теме американский сентименталистский роман приобретает актуальное социальное звучание, тем самым продолжая традицию просветительства. Категория сочувствия в сентименталистских романах была той чертой их поэтики, которая завоевала им наибольшее число читателей в постреволюционной Америке. Помимо неё определяющими чертами поэтики сентименталистских романов были мелодраматичность и религиозно-нравственный дидактизм. Эти два явления были взаимосвязаны, так как источником мелодраматичности американских романов было стремление привести социальный конфликт, послуживший предметом отражения, к благополучному разрешению, для чего использовалось религиозное обоснование особой роли Провидения в человеческих делах. Дидактизм был органической частью сентименталистских романов, без которой было бы невозможно выполнение основного предназначения всякого просветительского сочинения - воспитания добродетели. Дидактическое начало было так сильно в американских романах, что превращало их в притчи, иллюстрирующие тот или иной моральный постулат автора. Этическая составляющая американских романов одерживала в них верх над чувствительностью, бывшей в основном лишь модным заимствованием из Стерна и Гёте.

Заслугой американского сентиментализма было то, что он помог оформиться в Америке жанру романа вообще и жанру романа нравоописательного в частности. Без фундамента, заложенного сентиментализмом, было бы невозможно развитие социально-психологического романа в США. В то же время сентименталистский роман, формализированный, мелодраматичный и сенсационный, стал одним из главных стимулов появления в следующем веке такого жанра популярной массовой литературы, как социальная мелодрама. В ней на смену просветительскому сентиментализму приходит массовая сентиментальность. Творцы социальной мелодрамы использовали пафос сентиментальности и сентименталистскую аксиологию (в тривиальном виде) в собственных целях коммерческого расчёта. Одно из главных условий возможности этого использования некоторых литературных и речевых средств сентименталистского нравоописательного романа массовой литературой присутствовало с самого начала - широкая доступность сентименталистского романа, благодаря его подчеркнутой демократичности и распространению через сеть частно-прокатных библиотек (circulating libraries).

Роман Роусон «Шарлотта Темпл» был первым явлением в американской литературе, к которому приложимо название национального бестселлера. Его необыкновенная популярность вызвана уникальным сплавом пафоса сентиментальности с социальной остротой звучания. Стилевой особенностью «Шарлотты Темпл» является образ автора-повествователя, организующего повествование своим личным откликом, постоянно сопровождающим событийный ряд. В то же время повествователь намеренно отстраняется от своих героев как наделённый, в отличие от них, суммой единственно верных представлений. Его всезнание позволяет ему обращаться к читателям с назиданиями, порой облекающимися в форму проповеди. Однако, проповедническая убеждённость подтачивается сентименталистской рефлексией и над пуританской догмой торжествует человеческое сочувствие.

Роман Роусон «Шарлотта Темпл» конструирует на сентименталистской основе патриархально-семейную идиллию. Две идиллии «Шарлотты Темпл» при формальной схожести признаков имеют разную содержательную наполняемость. В первой -критика произвола аристократии, т.е. феодальной иерархии, вторая выражает недовольство автора буржуазными корыстью и эгоизмом. И в первом, и во втором случае критика ведется с позиций абстрактной патриархальной человечности. Идеализация патриархальности происходит потому, что, в соответствии со своим творческими принципами, сентименталисты находят патриархальные отношения естественными, соответствующими норме и, следовательно, прекрасными. Из изучения трёх лучших сентименталистских романов Америки - «Силы сочувствия» Брауна, «Кокетки» Фостер, «Шарлотты Темпл» Роусон, каждый из которых описывает крах семьи и невозможность осуществления брачного идеала при существующих социальных условиях, - следует вывод о том, что тема разрушения семейно-патриархальной идиллии становится в конце 18-го века одной из ведущих тем сентименталистской литературы, что объясняется объективными условиями социальной жизни того времени. Мотив обольщения, неразрывно связанный с этой темой, интерпретировался многочисленными сентименталистскими романами Америки как отклонение от нравственно-религиозной нормы, но в итоге количество описанных «падений» привело к новому качеству и в «Кокетке» и «Шарлотте Темпл» было поставлено под вопрос само содержание понятия «падения» и нанесён удар по всепроникающему двойному сексуальному стандарту общества. Общей для лучших сентименталистских романов Америки была их просветительская основа, выразившаяся в «высоком мнении о достоинстве человеческой природы» («Сила сочувствия», курсив автора) [4, 756].

46Z

Национальной чертой американских сентименталистских романов стало то, что это мнение не исключало женскую природу, но, напротив, акцентировало её. Это, в свою очередь, обусловило значительную роль сентиментализма не только в культурной, но и во всей общественной жизни Америки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Станевич, Светлана Владиславовна, 2000 год

1. Brown, Charles Brockden. Ormond or the Secret Witness. Kent State Univ. Press, 1982. 478 p.

2. Brown, William Hill. The Power of Sympathy / Ed. by William S. Kable. Columbus: Ohio State Univ. Press, 1969. Vol. 1-2.

3. Burney, Frances. Evelina. London Toronto; N.Y., 1931. 378 p.

4. Foster, Hannah Webster. The Coquette I Ed. by William S. Osborne. New Haven: College & Univ. Press, 1970.

5. Hitchcock, Enos. Memoirs of the Bloomsgrove Family. Boston, 1790. Vol. 1-2.

6. Murray, Judith Sargent. The Gleaner: A Miscellaneous Production by Constantia. Boston, 1798. Vol. 1-3.

7. Richardson, Samuel. Clarissa. London: Dent, 1984-1986. Vol. 1-4.

8. Richardson, Samuel. Pamela or Virtue Rewarded. N.Y.: The Century Co., 1907. 533 p.

9. Rowson, Susanna Haswel. Charlotte Temple. A Tale of Truth. New Haven : Conn. College & University Press, 1964. 163 p.

10. Rowson, Susanna Haswel. The Inquisitor; or, Invisible Rambler. Philadelphia, 1793. Vol. 1-3.

11. Rowson, Susanna Haswel. Mentoria; or theYoung Lady's Friend. Philadelphia, 1794. Vol. 1-2.

12. Rowson, Susanna Haswel. Trials of the Human Heart. Philadelphia, 1795. Vol. 1-4.

13. Wollstonecraft, Mary. Mary, a Fiction and The Wrongs of Woman I Ed. by Gary Kelly. London etc.: Oxford Univ. Press, 1976. 231 p.

14. Wood, Sarah. Amelia; or, The Influence of Virtue. Portsmouth, N.Y., 1802.1.. Исследования по теории и истории литературы, истории философии, этикофилософские и публицистические произведения на русском языке

15. Анастасьев Н.А. Массовая беллетристика в США: социальный заказ и эстетические стандарты // Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М. : Наука, 1974. С. 9-36.

16. Апенко Е.М. Кризис Просвещения и судьба романа в США конца 18 века // Литература и общественно-политические проблемы эпохи. Проблемы истории зарубежных литератур. В.2. Л. : Изд-во ЛГУ, 1983. Вып.2. С. 132-141.

17. Апенко Е.М. Сентиментализм и американская литература 18 века // Зарубежная литература. Проблемы метода. Л.: Л ГУ, 1989. Вып.З. С.7-15.

18. Апенко Е.М., Лазарева Е.В. Роль сатирических серий и нравоописательных эссе 18 века в формировании художественной прозы США II Истоки и формирование американской национальной литературы 17-18 веков. М. : Наука, 1985. С. 279306.

19. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языки. 1976. Т. 35. N 4. С. 343-356.

20. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Ху-дож. лит., 1975. 504 с.

21. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 543 с.

22. Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. 1977. N 7. С. 148-160.

23. Богатырёва Н.А. Структурные особенности художественного образа. // Сборник научных трудов Московского гос. института иностранных языков им. Мориса Тореза. 1989. Вып. 338. С.89-95.

24. Браун Ч.Б. О причине интереса к роману // Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982. Т. 1. С.25-28.

25. Веселовский А.Н. Эпоха чувствительности // Избранные статьи. П., 1939. С.487-500.

26. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение; Владос, 1995. 256 с.

27. Гаврилов А.П. Характер как художественная структура в романе. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук. Кишинёв, 1975. 32 с.

28. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. 247 с.

29. Гей Н.К. Художественный образ как категория поэтики // Контекст-1982., М., 1983. С. 68-98.

30. Гей Н.К. Художественный образ как фундаментальная категория литературоведения // Литература в школе. 1982. N 2. С. 9-18.

31. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. 224 с.

32. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. 463 с.

33. Грязное А.Ф. Философия Шотландской школы. М.: Изд-во МГУ, 1979. 127 с.

34. Гуляев Н.А. Сентиментализм // Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Высш.шк., 1970. С. 223-232.

35. Деке П. Семь веков романа. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962. 482 с.

36. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1966. 470 с.

37. Елистратова А.А. Ричардсон // История английской литературы. М,- Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Вып.2. Т.1. С. 390-408.

38. Елистратова А.А. Стерн // История английской литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Вып.2. Т.1. С. 526-541.

39. Елистратова А.А. Шефтсбери и Мандевиль // История английской литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Вып.2. Т.1. С. 292-301.

40. Жантиева Д. Г. Концепции массовой литературы в Англии // Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М.: Наука, 1974. С.37-74.

41. Жирмунский В.М. Сентиментальная поэзия // История английской литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Вып.2. Т.1. С. 541-563.

42. Зверев А.М. Индивидуум в «стране чудес»: Социальная мифология американского общества и массовая литература II Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991. С. 73-108.

43. Зверев A.M. Поэт американской революции. Творчество Филипа Френо и проблема сентиментализма в литературе США // Истоки и формирование американской национальной литературы 17-18 веков. М.: Наука, 1988. С.261-278.

44. Зверев А. Что такое «массовая литература»? // Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991. С. 3-36.

45. Зорин А.Л. Литературное направление как межнациональная общность. Английский и русский сентиментализм. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук. М.: Изд-во МГУ, 1982.

46. Ингер А. От романа разума к роману чувств. Вступ.ст. к кн.: Т.Смоллет. Путешествие Хамфри Клинкера. О.Гольдсмит. Векфильдский священник. М.: Худож.лит., 1972. С. 5-24.

47. История литературы США. Литература колониального периода и эпохи Войны за независимость. 17-18 века / Под ред. М.М.Кореневой. М.: Наследие, 1997. Т.1. 831 с.

48. Каминский В.И. К вопросу о сентименталистском художественном методе в литературе // Русская литература. 1984. N 2. С. 124-137.

49. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М.: Прогресс, 1966. 445 с.

50. Ковсан М. Един в трёх лицах: автор, повествователь, рассказчик // Литературная учёба. 1987. N 2. С. 149-155.

51. Козлов АС. Мифологическое направление в литературоведении США. М.: Высшая школа, 1984. С.175.

52. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 236 с.

53. Кочеткова Н.Д. Сентиментализм и Просвещение (о преемственности идей в русской литературе конца 18 начала 19 века) Н Русская литература. 1983. N 4. С. 22-37.

54. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия 18 века. М.: Высш.шк., 1986. 400 с.

55. Кузьмин Б.А. Сентиментализм. Гольдсмит и другие романисты сентиментальной школы // История.английской литературы. М,- Л.: Изд-во АН СССР, 1945. Вып.2. Т. 1. С. 501-526.

56. Кузьмичёв А.И. О соотношении субъективного и объективного в поэзии английского сентиментализма // Вестник ЛГУ. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1988. Вып. 4. С. 85-87.

57. Купреянова Е.Н. От сентиментальной повести к роману II История русского романа в 2-х томах, т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 66-99.

58. Левин Ю.Д. Крестьянская тема в английской поэзии 18 начала 19 веков и деревенские поэмы Джорджа Крабба И Из истории демократической литературы в Англии 18-20 веков. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1955. С. 5-67.

59. Литературная история Соединённых Штатов Америки / Под ред. Р. Спиллера. М. : Прогресс, 1977. Т. 1. 604 с.

60. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания 18 в.) // Роль и значение литературы 18 века в истории русской культуры. М.- Л.: Наука, 1966. С. 280-285.

61. Макогоненко Г.П. Русский реализм на его начальной стадии // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970. С. 190-202.

62. Манн Ю.В. Автор и повествование // Известия АН СССР. Сер. Литературы и языки. 1991. Т.50. N 1. С. 3-19.

63. Миронов А.В. О некоторых вопросах психологии чувств и их роли в художественном восприятии и творчестве // Вопросы психологии. 1969. N 6. С.70-78.

64. Мишина Л.А. Жанр автобиографии в истории американской литературы. Чебоксары : Изд-во Чувашек, ун-та, 1992. 128 с.

65. Мишина Л.А. Проблемы ранней литературы США в англоязычном и русском литературоведении 60-80 гг. 20 века. Конспект лекций по спецкурсу. Чебоксары : Изд-во Чувашек, ун-та, 1992.19 с.

66. Моисеева Г.Н., Серман И.З. Зарождение романа в русской литературе 18 века // История русского романа в 2-х томах, т.1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 40-65.

67. Нарский И.С. Эстетика Давида Юма и Адама Смита II Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: «Искусство», 1973. С. 270-299.

68. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. М.: Наука, 1982. 318 с.

69. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 270 с.

70. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. Т.2. 591 с.

71. Пиксанов H.K. «Бедная Анюта» Радищева и «Бедная Лиза» Карамзина. К борьбе реализма с сентиментализмом // 18 век. Сб.З. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 309-325.

72. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Советский писатель, 1978. 448 с.

73. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение,1972. 271 с.

74. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 329 с.

75. Руссо Ж.-Ж. Избранное: Исповедь; Прогулки одинокого мечтателя. М.: ТЕРРА, 1996. 664 с.

76. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Об общественном договоре. Трактаты. М.: «Канон-Пресс», «Кучково поле», 1998. С.51-150.

77. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Педагогические сочинения : В 2-х томах / Под ред. Г.Н.Джибладзе. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. 656 с.

78. Саудер Й. Европейский классицизм и венгерская литература 18 века II Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970. С. 124-152.

79. Симмс У. Г. Американизм в литературе // Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982. Т.1. С. 60-70.

80. Смит Адам. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351 с.

81. Соколянский М.Г. Западно-европейский роман эпохи Просвещения: проблемы типологии. Киев, Одесса : Вища шк., 1983.

82. Соловьёва Н.А. «Времена года» Томсона и поэзия раннего английского сентиментализма // Вестник МГУ. 1983. N 2. С.45-49.

83. Соловьёва Н А. У истоков английского романтизма. М.: Изд-во МГУ, 1988. 232 с.

84. Стиль и жанр художественного произведения. Стилевые особенности жанровых разновидностей английского и американского романа / Под ред. Л.А.Кузнецовой и И.В.Викторовской. Львов: Вища шк., 1987. 126 с.

85. Тайлер Р. Предисловие к роману «Алжирский пленник» // Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982. Т.1. С. 22-23.

86. Ткебучава М.Г. Архетипические структуры в английской и американской литературе. Автореф. .дисс.на соиск.уч.ст.канд.филолог.наук. Тбилиси, 1990. 17 с.

87. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К.Падовер. СПб.: Лениздат,1992. 335 с.

88. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 247 с.

89. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М.: Наука, 1983. 239 с.

90. Тураев С.В. Спорные вопросы литературы Просвещения // Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970. С.7-36.

91. Фёдоров В.И. Литературные направления в русской литературе 18 века. М.: Просвещение, 1979. 156 с.

92. Фёдорова Е.В. Позднее творчество Смоллета в литературно-философском контексте эпохи. Дисс.на соиск. уч.ст.канд.филолог.наук. СПб., 1998. 151 с.

93. Фрадкин И.М. Тривиальный роман и пути его рапространения в ФРГ // Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М.: Наука, 1974. С. 103-138.

94. Хатчесон, Френсис. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. В двух трактатах I. О красоте, порядке, гармонии, целесообразности II. О моральном добре и зле // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: «Искусство», 1973. С. 41-269.

95. Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М.: Высш.шк., 1980. 303 с.

96. Цирман К. Основные тенденции массовой литературы ФРГ // Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада.М.: Наука, 1974. С. 75-102.

97. Маковский С.А. Типология бестселлера // Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991. С. 143-205.

98. Черчесов А.Г. Фантом или феномен? (Об иероглифах массовой культуры) // Лики массовой литературы США. М.: Наука, 1991. С.37-72.

99. Шайдорова Н.А. Поэтика романа Н.Готорна «Алая буква» (жанр, традиции и новаторство, символика).Дисс.на соиск.уч.ст.канд.филолог.наук. СПб., 1996. 195 с.

100. Шаталов С.Е. Ранний сентиментализм // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. С. 321-342.

101. Шемякин A.M. Американский роман конца 18 века. (Истоки и формирование жанра). Автореф. .дисс.на соиск.уч.ст.канд.филолог.наук. М., 1985.

102. Шемякин A.M. Возникновение и формирование жанра романа в американской литературе // Истоки и формирование американской национальной литературы 17-18 веков. М.: Наука, 1985. С.307-339.

103. Юм Д. О трагедии // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: «Искусство», 1973. С. 352-361.

104. Ястребов А.Л. Богатство и бедность: Поэзия и проза денег. М.: «Аграф», 1999. 528 с.

105. I. Исследования по теории и истории литературы, истории философии, социологии, философские, этические, публицистические произведения (в т.ч. сборники) наанглийском языке

106. A Dictionary of British and American Women Writers. 1660-1800 / Ed. By Janet Todd. London: Methuen and Co.Ltd., 1984. 344 p.

107. A Library of American Literature / Ed. By Edmund Clarence Stedman and Ellen Mac-kay Hutchinson. N.Y., 1894. Vol.1.

108. An Early American Reader / Ed. by J.A.Leo Lemay. Washington, D.C. : United States Information Agency, 1989. 741 p.

109. An Outline of American History. United States: Information Agency, 1994. 407 p.

110. Arner, Robert D. The Connecticut Wits // American Literature, 1764-1789. The Revolutionary Years / Ed. By Everett Emerson. Madison: The Univ. Of Wisconsin Press, 1977. P.233-252.

111. Bates, Katharine Lee. American Literature. N.Y.: The Macmillan Company, 1911. 351 P

112. Baym, Nina. Melodramas of Beset Manhood. How Theories of American Fiction Exclude Women Authors // The New Feminist Criticism. Essays on Women, Literature, and Theory / Ed. By Elaine Showalter. N.Y.: Pantheon Books, 1985. P.63-80.

113. Bell, Michael Davitt. Sincerity, Duplicity, in Charles Brockden Brown's Novels // Early American Literature. A Collection of Critical Essays / Ed. by Michael T.Gilmore. N.Y.: Prentice-Hall, Inc., 1980. 184 p.

114. Benson, Mary Sumner. Women in Eighteenth-Century America. A Study of Opinion and Social Usage. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1935. 343 p.

115. Bernard, Kenneth. Charles Brockden Brown II Minor American Novelists / Ed. by Charles Alva Hoyt. Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois Univ. Press; London and Amsterdam: Feffer & Simons, INC., 1971. P. 1-9.

116. Black, Frank Gees. The Epistolary Novel in the Late Eighteenth Century. A Descriptive and Bibliographical Study. Eugene: Univ.of Oregon, 1940. 184 p.

117. Brissenden R.F. Virtue in Distress. Studies in the Novel of Sentiment from Richardson to Sade. Macmillan, 1974. 306 p.

118. Brown, Herbert Ross. The Sentimental Novel in America. 1789-1860. N.Y.: Pageant Books, INC., 1959. 407 p.

119. Cawelti, John G. Adventure, Mystery, and Romance. Formula Stories as Art and Popular Culture. Chicago & London, 1976. 335 p.

120. Chase, Richard. Brockden Brown's Melodramas // The American Novel and Its Tradition. N.Y.: Gordian Press, 1978. P. 29-41.

121. Columbia Literary History of the United States / Ed. by Elliott Emory. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1988. 1263 p.

122. Conn, Peter. Forging a National Literature. // Literature in America. An Illustrated History. Cambridge etc.: Cambridge Univ. Press, 1989. P.77-139.

123. Cowie, Alexander. The Rise of the American Novel. The USA: American Book Company, 1948. 877 p.

124. Davidson, Cathy N. Revolution and the Word. The Rise of the Novel in America. N.Y. Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. 322 p.

125. Dickstein, Morris. Popular Fiction and Critical Values: The Novel as a Challenge to '. Literary History II Reconstructing American Literary History У Ed. by Sacvan Bercovitch.

126. Cambridge, Massachusetts etc. : Harvard Univ. Press, 1986. P. 29-66.

127. Douglas, Ann. The Feminization of American Culture. N.Y.: Alfred A. Knopf, 1977. 403 p.

128. Dryden, Edgar A. The Form of American Romance. Baltimore / London: The Johns Hopkins Univ. Press. 249 p.

129. Dunlap, George Arthur. The city in the American Novel, 1789-1900. A Study in the American Novels Portraying Contemporary Conditions in New York. Philadelphia, and Boston.-N.Y.: Russel & Russel. Inc., 1965. 187 p.

130. Earnest, Ernest. The American Eve in Fact and Fiction, 1775-1914. Urbana Chicago London: Univ.of Illinois Press, 1974. 280 p.

131. Edwards, Jonathan. The Nature of True Virtue. Showing Wherein the Essence of True Virtue Consists II American Literature Survey. Colonial and Federal to 1800 / Ed. by Milton R. Stern and Seymour L. Gross. N.Y.: The Viking Press, 1975. P.211-219.

132. Edwards, Lee R. Psyche As Hero. Female Heroism and Fictional Form. Middletown, Connecticut: Wesleyan Univ. Press, 1984. 306 p.

133. Ellis, Joseph J. After the Revolution. Profiles of Early American Culture. New York / London: W.W. Norton & Company, 1979. 256 p.

134. Fiction of the Early Republic // The Harper American Literature. N.Y.: Harper & Row, Publishers, 1987. Vol.1. P. 749-751.

135. Fiedler, Leslie A. Love and Death in the American Novel. N.Y.: Criterion Books, 1960.603 р.

136. Fisher, Philip. Making a Thing into a Man: The Sentimental Novel and Slavery. // Hard Facts. Setting and Form in the American Novel. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1987. P.87-127.

137. Flower, Elizabeth and Murray G.Murphey. A History of Philosophy in America. N.Y.: Capricorn Books; N.Y.: G.P.Putnam's Sons, 1977. Vol. 1. 435 p.

138. Franklin, Benjamin. Silence Dogood // The Papers of Benjamin Franklin / Ed. by Leonard W. Labaree. New Haven Yale Univ. Press, 1960. P. 8-46.

139. Franklin, Benjamin. The Speech of Polly Baker // American Literature Survey. Colonial and Federal to 1800 / Ed. by Milton R. Stern and Seymour L. Gross. N.Y.: The Viking Press, 1975. P. 374-377.

140. Franklin, Benjamin. To Jane Franklin // The Papers of Benjamin Franklin / Ed. by Leonard W. Labaree. New Haven Yale Univ. Press, 1960. Vol.1. P. 100-101.

141. Gender and Literary Voice / Ed. by Janet Todd. N.Y., London: Holmes a. Meier Publishers, Inc., 1980. 268 p.

142. Gilmore, Michael T. The Literature of the Revolutionary and Early National Periods. The Novel. //The Cambridge History of American Literature. Vol.1. 1590-1820. / Ed. by Sacvan Bercovitch. Cambridge Univ. Press, 1995. P.620-643.

143. Hart, James D. The Oxford Companion to American Literature. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1995. 779 p.

144. Hart, James D. The Popular Book. A History of America's Literary Taste. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1950. 351 p.

145. Hirsch, David H. Reality and Idea in the Early American Novel. Paris: Mouton. The Hague, 1971. 219 p.

146. Jones, Howard Mumford. Belief and Disbelief in American Literature. Chicago a. London: The Univ. of Chicago Press, 1967. 153 p.

147. Karnes, Henry Home of. Elements of Criticism. N.Y. and Chicago: A.S. Barnes & Company, 1855. 486 p.

148. Kuehn, Manfred. Scottish Common Sense in Germany, 1768-1800. A Contribution to the History of Critical Philosophy. Kingston and Montreal: McGill Queen's Univ. Press, 1987. 300 p.

149. Martin, T. The Instructed Vision: Scottish Common Sense Philosophy and the Origins of American Fiction. Bloomington, 1961.

150. Moers, Ellen. Literary Women. N.Y.: Doubleday & Company, INC., 1976. 336 p.

151. Mullan, John. Sentiment and sociability: The Language of Feeling in the Eighteenth Century. Oxford: Clarendon Press, 1988. 261 p.

152. Mussel, Kay. Women's Gothic and Romantic Fiction. A Reference Guide. The USA: Greenwood Press, 1981. 157 p.

153. Nye, Russel B. American Literary History: 1607-1830. Michigan State Univ., 1970. 271 p.

154. Nye, Russel. Popular Fiction and Poetry.// The Unembarrassed Muse: The Popular Arts in America. N.Y.: The Dial Press, 1982. P. 1-137.

155. Nye, Russel B. The Cultural Life of the New Nation. 1776-1830. N.Y., Evanston, a. London: Harper & Row, Publishers, Inc., 1963. 324 p.

156. Ostrander, Gilman M. Lord Kames and American Revolutionary Culture // Essays in Honor of Russel B. Nye / Ed. by Joseph Waldmeir. The Michigan State Univ. Press, 1978. P. 168-179.

157. Ostriker, Alicia S. Stealing the Language. The Emergence of Women's Poetry in America. Boston: Beacon Press, 1986. 315 p.

158. Paine, Thomas. An Occasional Letter on the Female Sex // The Writings of Thomas Paine / Ed. by Moncure Daniel Conway. N.Y.-L.: G.P. Putnam's Sons, 1902. Vol.1. P.59.64.

159. Paine, Thomas. Reflections on Unhappy Marriages II The Writings of Thomas Paine / Ed. by Moncure Daniel Conway. N.Y.-L.: G.P. Putnam's Sons, 1902. Vol.1. P. 51-54.

160. Pattee, Fred L. The First Century of American Literature. 1770-1870. N.Y.: Cooper Square Publishers, Inc., 1966. 613 p.

161. Perosa, Sergio. American Theories of the Novel: 1793-1903. N.Y. a. London: N.Y. Univ. Press, 1983. 243 p.

162. Petter, Henri. The Early American Novel. Ohio State Univ. Press, 1971. 500 p.

163. Quinn, Arthur H. American Fiction. An Historical and Critical Survey. N.Y. London: D. Appleton - Century Company Inc., 1936. 805 p.

164. Ringe, Donald A. Charles Brockden Brown. // Major Writers of Early American Literature. / Ed. by Everett Emerson. The Univ. of Wisconsin Press, 1973. P.273-294.

165. Romero, Lora. Domesticity and Fiction. // The Columbia History of the American Novel. / Ed. by Emory Elliot et al. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1991. P. 110-129.

166. Rubin-Dorsky, Jeffrey. The Early American Novel. II The Columbia History of the American Novel. / Ed. by Emory Elliot et al. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1991. P.6-25.

167. Ruland, Richard and Bradbury, Malcolm. From Puritanism to Postmodernism. A History of American Literature. The USA: Penguin Book, 1991. 456 p.

168. Sarner, Mark. Notes on the American Novel. Coles Publishing Company Limited, 1971.116 р.

169. Shi, David E. Facing Facts. Realism in American Thought and Culture, 1850-1920. N.Y. Oxford: Oxford Univ. Press, 1995. 394 p.

170. Silverman, Kenneth. Whig Sentimentalism // Early American Literature. A Collection of Critical Essays / Ed. by Michael T. Gilmore. N.Y.: Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, 1980. P.98-103.

171. Smithline, Arnold. Natural Religion in American Literature. New Haven, Conn.: College a. Univ. Press, 1966. 191 p.

172. Spender, Dale. Mothers of the Novel. 100 Good Women Writers before Jane Austen. London a. N.Y.: Pandora, 1986. 357 p.

173. Stern, Julia. Working Through the Frame. Charlotte Temple and the Poetics of Maternal Melancholia//Arizona Quarterly, 1993. 49:4. P. 1-33.

174. The American Literary Revolution 1783-1837 / Ed. with a Preface and Explanatory Notes by Robert E. Spiller. N.Y.: Univ. Press, 1969. 500 p.

175. The American Puritans / Ed. by P.Miller. N.Y.: Garden City, 1956.

176. The Beginnings of Fiction and Drama // Literary History of the United States / Ed. by Robert E. Spiller et al. N Y. : The Macmillan Company, 1957. P. 177-191.

177. The Cambridge History of American Literature I Ed. by Trent,W.P., Erskine, J. and others. N.Y.: Macmillan Company, 1965. Vol.1. 678 p.

178. The Harper American Literature. N.Y.: Harper & Row, Publishers, 1987. Vol.1.

179. The Roots of National Culture. American Literature to 1830 / Ed. By Robert E. Spiller, Harold Blodgett. N. Y. : The Macmillan Company, 1949. 998 p.

180. The Theory of the American Novel I Ed. with an Introduction by George Perkins. Holt, Rinehart and Winston: Eastern Michigan Univ., 1970. 475 p.

181. Toliver, Harold E. Pastoral Forms and Attitudes. Los Angeles, London: Berkeley, 1971. 391 p.

182. Tompkins, Jane P. Sentimental Power. Uncle Tom's Cabin and the Politics of Literary History II The New Feminist Criticism. Essays on Women, Literature, and Theory I Ed. by Elaine Showalter. N.Y.: Pantheon Books, 1985. P.81-100.

183. Turner, Lorenzo D. Anti-Slavery Sentiment in American Literature Prior to 1865. Port Washington, N.Y.: Kennikat Press, Inc., 1966. 188 p.

184. White, Barbara A. Growing up Female. Adolescent Girlhood in American Fiction. Westport, Connecticut. London: England Greenwood Press, 1985. 260 p.

185. Willard, Emma. An Adress to. the Legislature of New York Proposing a Plan for Improving Female Education // The Harper American Literature. N.Y.: Harper & Row, Publishers, 1987. Vol.1. P. 517.

186. Winthrop, John. A Puritan Blue-Stocking // American Prose (1607-1865) / Ed. by Walter C. Bronson, Litt. D. Chicago, Illinois: The Univ. of Chicago Press, 1923. P. 2526.

187. Witherspoon, John. Lectures on Moral Philosophy. Lecture 2 // The Roots of National Culture. American Literature to 1830/ Ed. by Robert E. Spiller, Harold Blodgett. N.Y.: The Macmillan Company, 1949. P. 210-213.

188. Wollstonecraft, Mary. A Vindication of the Rights of Woman, from Chapter 2 // by a Woman writt. Literature from six centuries by and about women / Ed. by Joan Gou-lianos. New English Library. Times Mirror, 1974. P. 141-152.

189. Van Doren, Carl. The Beginnings of Fiction // The American Novel. N.Y.: The Macmillan Company, 1924. P. 1-23.

190. Zeman, Anthea. Presumptuous Girls. Women and their World in the Serious Woman's Novel. London: Weidenfeld and Nicolson, 1977. 185 p.

191. Ziff, Larzer. Writing in the New Nation. New Haven & London: Yale Univ. Press, 1991.209 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.