Антиномический концепт социально-исторической реальности в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Лукьяненко, Антон Александрович

  • Лукьяненко, Антон Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 169
Лукьяненко, Антон Александрович. Антиномический концепт социально-исторической реальности в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Тюмень. 2013. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лукьяненко, Антон Александрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Антиномический подход к познанию социально-исторической реальности

1.1 Проблема соотношения элементов антиномий в философском анализе социально-исторической реальности

1.2 Антиномический концепт социально-исторической реальности в философии И.Канта

ГЛАВА 2. Структура антиномий концепта социально-исторической реальности

2.1 .Антиномии «цикл» и «субъект» в аспекте герменевтического подхода

к социально-исторической реальности

2.2 Трансцендентальный принцип как условие «дисбаланса» антиномий:

на основе методологии истории К.Ясперса

ГЛАВА 3. Антиномический концепт мышления в классических, неклассических и постнеклассических подходах к социально-исторической реальности

3.1. Антиномический концепт мышления в классических и неклассических подходах к социально-исторической реальности

3.2. Антиномический концепт мышления в постнеклассических

подходах к социально-исторической реальности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антиномический концепт социально-исторической реальности в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На современном этапе становления общества и развития его институтов общественное сознание встречается с множеством противоречивых идеалов и ценностей, предлагаемых различными общественными, религиозными и политическими движениями. Очевиден глубокий мировоззренческий кризис, вызванный утратой устойчивых культурных, ценностных и идентификационных регуляторов социального развития. Глубокое проникновение либеральных идей в представления общества возводит принципиальный антиномизм общественного мнения в статус необходимого условия свободы и равенства. Подобная ситуация наблюдается и в отношении к социально-исторической реальности. Появляется множество альтернативных представлений об историческом процессе, существование которых снижает ценность исторической науки в глазах общества. Это связано отчасти с тем, что классические и неклассические методы исторических исследований не отвечают в полной мере требованиям современного мировоззрения и новым критериям научности. С другой стороны, активное, часто некритичное внедрение постнеклассических подходов к познанию социально-исторической реальности ставит под вопрос научность истории, зачастую низводит ее до литературного творчества.

В этих условиях актуальным видится решение проблемы методологического синтеза классических, неклассических и постнеклассических подходов к социально-исторической реальности и разработки на основании такого синтеза новых методов анализа исторического процесса.

Для развития и уточнения исторической методологии предполагается исследование, базирующееся на трансцендентальном (кантианском) подходе к познанию, современных интерпретаций и основных классических, неклассических и постнеклассических методологических подходов к

социально-исторической реальности. Акцент в работе делается на определение устойчивых антиномических структур анализа социально-исторической реальности, актуальных как для классических, так и для современных подходов к истории.

Степень разработанности проблемы. Проблема антиномического концепта в культуре и науке была поднята в российской философии в середине 90-х годов XX века в связи с публикациями российского философа М.С.Уварова, посвященными анализу бинарного архетипа. Однако сам антиномический концепт социально-исторической реальности остался в этих работах вне пристального внимания. Базисные антиномии исторической науки были сформулированы Ф.Н.Блюхером, который предложил уникальный подход к их разрешению.

В контексте содержания данных исследований и был сформулирован вопрос о закономерности выявления антиномического концепта социально-исторической реальности.

Следует заметить, что центральное место в изучении антиномий занимают исследования представителей трансцендентализма, герменевтики и экзистенциализма, базисные положения которых разрабатывали В.Виндельбанд, Г.Гадамер, В.Дильтей, А.Камю, И.Кант, П.Рикер, Г.Риккерт, Ж-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др. Фундаментальные классические, неклассические и постнеклассические подходы к анализу социально-исторической реальности, иллюстрирующие антиномичность исторического познания, изложены в работах Ж.Б.Вико, Г.В.Ф.Гегеля, Н.Я.Данилевского, Ж.Делеза, Ж.Дерриды, К.Маркса, И.Пригожина, И.Стенгерс, А.Д.Тойнби, М.Фуко, О.Шпенглера, Ф.Энгельса и других авторов.

Среди современных исследований, направленных на рассмотрение антиномичности социальной реальности, можно выделить работы, посвященные исследованию антиномий деструктивного сознания в современной культуре (Т.А.Васильев), антиномии «Россия-Запад» в концепции культурной самобытности (Д.Г.Подвойский), решению проблемы антиномий

феноменологии и постструктурализма в аспекте историзма (Д.В.Манченков), антиномии монистических и плюралистических способов познания культуры (МЛО.Филиппов) и др. Тем не менее, существуют работы, направленные на анализ самой проблемы антиномий социально-исторической реальности в целом, к ним относятся исследования Ф.Н.Блюхера, Д.В.Манченкова и М.С.Уварова. Дискурсивный аспект антиномий раскрыт на базе работ Н.Г.Апухтиной, Т.Ф.Берестовой, В.З.Демьянкова, И.Канта, В.С.Невелевой, М.С.Уварова, М.Фуко, М.Б.Чижевской.

Проблема принципиальной антиномичности научного мышления впервые наиболее остро была поставлена И.Кантом, вне обращенности к его методологии становится невозможным провести полноценное исследование антиномического концепта социально-исторической реальности. Справедливо заметить, что исследованию философии И.Канта посвящено колоссальное количество работ, раскрывающих различные аспекты его творческого наследия. Вопросы, связанные с идеями И.Канта в области истории, затрагивались в трудах Э.Адикеса, Д.Антисери, Р.Арона, В.Ф.Асмуса, Н.А.Бердяева, А.С.Богомолова, К.Ворлэндера, П.П.Гайденко, Н.Гартмана, В.Д.Губина, А.В.Гулыги, Н.А.Дмитриева, Ж.Делеза, А.Л.Доброхотова, Х.В.Клемме, К.Н.Любутина, В.В.Макаровой, М.К.Мамардашвилли, Л.А.Микешиной, Н.В.Мотрошиловой, Т.И.Ойзермана, Ю.В.Перова, Л.Ю.Писарчика, У.Райтемайера, А.Э.Савина, Э.Ю.Соловьева, К.Н.Суханова, М.Хайдеггера, Б.А.Фохта, В.К.Шохина и др.

В современной литературе можно выделить исследования, посвященные комплексному анализу сущности и смысла категорического императива в философии И.Канта (Э.Ю.Соловьев); всестороннему исследованию философии И.Канта в сравнительном аспекте с философией Г.В.Ф.Гегеля (Т.И.Ойзерман); определению сущности феномена добра в практической философии И.Канта (Х.В.Клемме); аксиологическому аспекту философии И.Канта (В.К.Шохин); метафизическим основам философии И.Канта (Н.С.Соловьева); взаимосвязи исторических и онтологических аспектов кантианской философии

(Э.В.Барбашина), проблеме соотношения трансцендентного,

трансцендентального и имманентного в философии И.Канта (P.A. Бурханов). Особенно стоит отметить исследования немецкого философа Н.Хинске, показавшего методологическое единство всех разделов философии И.Канта, в том числе и догматических его работ.

Неокантианство, герменевтика и экзистенциализм представляют собой неоднородные явления, их сопоставление в предметной области анализа антиномий возможно, но проблематично. Мы предлагаем их сопоставление на базе кантианского трансцендентального подхода, что позволяет выявить общие элементы методологии, а на их базе - антиномический концепт мышления.

Большое значение для раскрытия темы исследования имеют труды представителей неокантианства, переориентировавшие естественнонаучную критическую философию И. Канта на решение проблем историографии. Особенности развития идей кантианской философии в трудах представителей неокантианства рассматривали Р.Арон, В.Ф.Асмус, П.П.Гайденко, П.С.Гуревич, Н.А.Дмитриев, В.А.Жучков, Л.Л.Мельников, Н.В.Мотрошилова, К.А.Свасьян, Г.Г.Шпет, А.Н.Шуман, Б.В.Яковенко и др. Эволюцию кантианской метафизики в трудах Баденского неокантианства хорошо показала Н.С.Соловьева, а исследование взаимосвязи гносеологических,

методологических и аксиологических аспектов философии Г.Риккерта осуществил С.В.Силенко.

Особое значение для решения поставленных задач имеют работы В.Дильтея, в силу их связующего положения между философией И.Канта и герменевтикой. Среди основных работ, посвященных исследованию исторических идей В.Дильтея, можно назвать монографию по этой теме, написанную Н.С.Плотниковым, и полноценное исследование философии истории В.Дильтея, проведенное в диссертации А.А.Будаева. Характерно то, что исследования философии В.Дильтея в последние годы ограничиваются рамками отдельных статей, посвященных различным аспектам его творчества,

среди которых можно выделить статьи Р.А.Маккрил, Л.Ю.Писарчика,

A.Э.Савина, О.В.Самылова.

Неоценим и философский опыт К.Ясперса в решении проблемы антиномичности социально-исторической реальности. Основные труды, посвященные творчеству К.Ясперса, написаны представителями западной философии, среди которых можно выделить Ф.-П. Буркардта, Х.Готтшалька, К.Саламуна, рассматривающих философию К.Ясперса в контексте общих экзистенциальных и этических аспектов. К известным работам отечественных авторов последних десятилетий можно отнести такие как «Философия религии К.Ясперса» А.Н.Типсиной, «Социально-экономическая концепция Ясперса»

B.Ф.Машниной. Особенно стоит выделить работы П.П.Гайденко, посвященные общей проблематике трансцендентализма и проблемам трансцендентального подхода к познанию у И.Канта и К.Ясперса.

В современной постсоветской философии творчество К.Ясперса рассматривается в рамках междисциплинарных и диссертационных исследований, а таюке в статьях, рассматривающих отдельные аспекты его философии. Наиболее полное исследование, посвященное историческим и социально-политическим взглядам К.Ясперса, было осуществлено

C.Г.Тукфатулиной, но проблема антиномий автором не была полноценно исследована.

Имеют место практические исследования современных авторов в русле классических, неклассических и постнеклассических подходов к социально-исторической реальности. Среди авторов такого рода исследований можно выделить В.В.Васелькову, С.З.Гончарова, Б.В.Дубина, E.H. Князеву, С.П.Курдюмова, А.А.Кунгурова, Н.Н.Мальцеву, А.В.Полетаева, О.А.Платонова, М.В.Сапронова, И.М.Савельеву и др.

Объект исследования: методология познания социально-исторической реальности.

Предмет исследования: антиномический концепт социально-исторической реальности в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода к познанию.

Цель исследования: выявление сущности и структуры антиномического концепта социально-исторической реальности в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода и анализ на его основе методологии исторического познания.

Задачи исследования.

1. Определить специфику проблемы антиномий познания социально-исторической реальности в современной философии.

2. Выявить дискурсивную структуру- антиномического концепта социально-исторической реальности в философии И.Канта и особенности его развития в экзистенциализме и герменевтике.

3. Сопоставить на основании антиномического (кантианского) концепта мышления классические, неклассические и постнеклассические подходы к социально-исторической реальности.

4. Разрешить на базе антиномического (кантианского) концепта методологические противоречия биографического подхода.

5. Разграничить «социологический» и «экзистенциальный» дискурсы социально-исторической реальности.

6. Показать в соответствии с антиномическим (кантианским) концептом мышления, специфику применения постструктуралистского и синергетического подхода в исследовании социально-исторической реальности.

7. Определить возможности применения антиномического (кантианского) концепта в философском анализе методологии познания социально-исторической реальности.

Методология и методы исследования. Анализ различных методологий познания социально-исторической реальности требует применения особых интерпретационных механизмов. Для достижения этой цели наиболее адекватным средством является компаративный анализ, позволяющий выявить

общий категориальный инструментарий методологии кантианского трансцендентализма, герменевтики и экзистенциализма, а также показать общие антиномические модели восприятия социально-исторической реальности.

Дискурсивный анализ помогает выявить взаимосвязь процессов становления текста, описывающего социально-историческую реальность и структуры ее антиномического концепта.

Однако проведение компаративного и дискурсивного анализа невозможно без особого механизма интерпретации методологических средств и глубинных смыслов, различных философских подходов. Центральным интерпретационным средством, используемым в диссертационном исследовании, является герменевтический анализ. Опыт герменевтики, имеющий дело не только с текстами, но и с пониманием, как неотъемлемым моментом бытия субъекта, позволяет познающему человеку предстать в качестве интерпретирующего и самоинтерпретирующегося субъекта.

Значительную роль в работе выполняет феноменологический анализ, позволяющий выявить категориальное ядро феномена научного знания, а также формально-логический анализ, направленный на определение логической структуры исследуемых подходов к социально-исторической реальности.

Источннковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили: а) классические философские тексты зарубежных и отечественных мыслителей (Э.Адикес, Р.Арон, Ж.Б.Вико, В.Виндельбанд, П.П.Гайденко, Г.В.Ф.Гегель, Т.Гоббс, Н.Я.Данилевский, В.Дильтей, Р.Декарт, Ж.Деррида, И.Кант, М.К.Мамардашвилли, К.Маркс, Г.Риккерт, А.Д.Тойнби, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, Ф.Энгельс, К.Ясперс и др.); б) исследования современных отечественных философов (Н.Г.Апухтина, Т.Ф.Берестова, Ф.Н.Блюхер, А.А.Будаев, Р.А.Бурханов, Т.А.Васильев, С.З.Гончаров, В.З.Демьянков, Н.А.Дмитриев, Б.В.Дубин, В.А.Жучков, Р.А.Маккрил, H.H. Мальцев, Д.В.Манченков, Л.Л.Мельников, Л.А.Микешина, Н.В.Мотрошилова, В.С.Невелева, Т.И.Ойзерман, Л.Ю.Писарчик, Н.С.Плотников, Д.Г.Подвойский,

A.В.Полетаев, И.М.Савельева, О.В.Самылов, К.А.Свасьян, С.В.Силенко, Э.В.Соловьев, К.Н.Суханов, М.С.Уваров, М.Ю.Филиппов, М.Б.Чижевская,

B.К.Шохин, Б.В.Яковенко); в) исследования современных зарубежных философов в переводе (Д.Антисери, Г.Гадамер, Ж.Делез, А.Камю, Х.В.Клемме, И.Пригожин, П.Рикер, Ж-П.Сартр, И.Стенгерс, М.Фуко, Н.Хинске и др.); г) иностранная философская литература на языке-оригинале (E.Adickes, K.Ameriks, P.Baumanns, F.-P.Burkard, F.J.Fuchs, H.-M.Gerlach, H.Gottschalk, K.Vorlander, Kenneth R. Westphal).

Научная новизна исследования.

1. Предложен, на базе антиномического (кантианского) концепта мышления, метод анализа различных методологических подходов к истории в дискурсивном аспекте социально-исторического познания.

2. Определена, посредством анализа критической философии И.Канта, проблематика антиномического концепта социально-исторической реальности; выявлена структура антиномического концепта социально-исторической реальности в результате сопоставления герменевтики, кантианской, неокантианской и экзистенциальной философии в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода.

3. Выявлена, на базе антиномического (кантианского) концепта мышления, специфика классических, неклассических и постнеклассических подходов к социально-исторической реальности, а также показана возможность их сопоставления.

4. Определен, на базе антиномического (кантианского) концепта мышления, способ разрешения противоречий между интерпретатором и интерпретируемым в аспекте творения социально-исторической реальности с позиций биографического подхода.

5. Разграничены «социологический» и «экзистенциальный дискурсы социально-исторической реальности, предложена методологическая процедура экзистенциального исследования.

6. Показана специфика постструктуралистского и синергетического подходов к социально-исторической реальности в рамках антиномического (кантианского) концепта мышления. Определены особенности применения этих подходов в процессе анализа исторических событий.

7. Антиномический (кантианский) концепт мышления определен в качестве одного из способов обобщенного представления проблематики социально-исторической реальности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Антиномический концепт мышления оказывает непосредственное влияние на логику социального дискурса. Антиномическая природа социального дискурса может быть представлена в качестве организованной структуры текста, его конструирования и репрезентации в рамках антиномий мышления. Специфика дискурса в его отношении к антиномическому концепту мышления проявляет себя в аспекте социальной (интерсубъективной) обоснованности антиномически противоречивых положений, описывающих социально-историческую реальность. Степень социальной обоснованности тех или иных положений определяется способом разрешения антиномий мышления в рамках дискурса социально-исторической реальности.

2. На базе трансцендентального подхода к познанию И.Канта, который может быть описан с помощью категорий внутренней и логической возможности, внутренней и логической необходимости, действительности, можно выявить основные элементы антиномического (кантианского) концепта мышления, оказывающего влияние на дискурс социально-исторической реальности. Сопоставление методологии кантианского и неокантианского трансцендентализма, экзистенциализма и герменевтики в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода позволило выделить следующую типологию социально-исторических дискурсов: базисный дискурс познаваемости и непознаваемости, естественный (космологический) дискурс конечности и бесконечности мира, социальный (практический) дискурс свободы и закономерности, а также производные онтогносеологические

дискурсы всеобщего (земля) и индивидуального («божественное»), «субъекта» («смертное») и «цикла» («неба»).

3. В аспекте антиномического (кантианского) концепта мышления классические и неклассические подходы предполагают всестороннее описание социально-исторической реальности. Внутренние логические противоречия некоторых подходов разрешаются на онтологическом уровне. Отличительной особенностью постнеклассических подходов (постструктурализма и синергетики) является «радикализация» антиномического концепта мышления. В результате данные подходы становятся логически непротиворечивыми, но значительно редуцируют социально-историческую реальность.

4. Фундаментальное противоречие биографического подхода между интерпретатором и интерпретируемым лицом в аспекте творения социально-исторической реальности можно разрешить на основе антиномического (кантианского) концепта мышления. В рамках антиномической модели биографического дискурса ни интерпретатор (биограф), ни интерпретируемый (историческая личность), ни их социальное окружение не могут рассматриваться в качестве авторов текста, описывающего социально-историческую реальность. Автором текста является историческая личность, но не как уникальный психологический субъект, а как целостный индивид-событие, в своем экзистенциальном и социальном бытовании. Индивид-со-бытие выступает в качестве организующей основы текста и центром схождения творческих сил всех участников, создающих его.

5. В аспекте антиномического (кантианского) концепта мышления в современной историографии превалирует «социологический» дискурс, основанием которого выступают утилитарно-психологические ценности общества, рассматриваемые в качестве основных движущих сил истории. Необходимо разграничение «социологического» и «экзистенциального» дискурсов социально-исторической реальности и разработка специального экзистенциального метода исследования. На базе антиномического (кантианского) концепта мышления может быть предложена процедура

применения «экзистенциального» метода исторического исследования, которая предполагает следующие этапы: во-первых, выявление экзистенциальной целесообразности развития всей истории; во-вторых, постановка трансцендентального принципа; в-третьих, использование категории «путь» для описания процессов социально-исторической реальности; в-четвертых, выявление логически слабых выводов такого исследования на основе антиномического (кантианского) концепта мышления.

6. Постструктурализм и синергетика в аспекте антиномического (кантианского) концепта не могут претендовать на роль универсальных методологических подходов к социально-исторической реальности. Результаты постструктуралистских исследований не могут выступать в качестве обоснования какой-либо социальной правомерности (нормы, закона, режима и т.д.), поскольку постулируются интересом к внутреннему историческому мировоззрению отдельной личности (историка). Синергетический подход ограничивается анализом системообразующих закономерностей социума в истории. При этом закономерность выступает в качестве рационального (антропного) способа освоения процессов самоорганизации социума, а свобода в творении социально-исторической реальности определяется естественной случайностью исторического процесса.

7. Рассмотрение антиномий истории в качестве особой смысловой структуры антиномического концепта в аспекте трансцендентального (кантианского) подхода развивает критический анализ различных исторических исследований. Антиномический анализ направлен на выявление противоречий, возникающих ввиду принципиальной антиномичности исторического познания, и разрешение противоречий возникающих в результате некритического синтеза антиномически противоположных подходов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Содержащийся в диссертации материал и научные обобщения существенно расширяют общие представления о содержании и значении трансцендентальной философии И.Канта, неокантианства, герменевтики и экзистенциализма, а также

показывают новые средства анализа методологии социально-исторической реальности.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в исследованиях методологии исторического познания и для преподавания основ методологии истории. Предложенные выводы расширяют теоретические и методологические основания историографических исследований.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования апробированы автором в докладах, сделанных на заседаниях кафедры гуманитарных и социальных наук Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.

Основное содержание исследования нашло отражение в статьях и материалах на следующих конференциях: на VII Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность» (г. Москва, 2012 г.); на круглом столе «Русская философия: проблемы методологии» (г. Тюмень, 2011 г.); на ежегодных конференциях молодых ученых, аспирантов и соискателей ТюмГАСУ (г. Тюмень, 2010, 2011, 2012 годы).

Содержание диссертации обсуждалось на кафедре гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих по 2 параграфа, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 169 страницах машинописного текста. Список литературы включает в себя 169 наименований.

ГЛАВА 1

Антиномический подход к познанию социально-исторической реальности

1.1. Проблема соотношения элементов антиномий в философском анализе социально-исторической реальности

Понятие социально-исторической реальности не имеет в современной науке однозначного определения, но его можно определить, отталкиваясь от представлений о социальной реальности. Существует два наиболее общих подхода к социальной реальности - индивидуалистский (феноменология, экзистенциализм, волюнтаризм, конвенционализм) и позитивистский (структурализм, бихевиоризм, функционализм, марксизм и др.). Социальная реальность в индивидуалистском подходе есть результат осмысленного и целенаправленного человеческого поведения. С позиций позитивизма социальная реальность есть мир общества, обладающий своей, принудительной по отношению к индивиду силой, т.е. мир, имеющий свои принципы и законы. Чаще всего оба подхода рассматриваются как взаимодополняющие, и в этом случае социальная реальность представляется как совокупность структур, условностей и обычных практических процедур, которые индивиды воспроизводят и преобразуют, но которые реально не могли бы существовать без деятельности индивидов. Социальная реальность не может рассматриваться вне своей историчности, в сознании индивида социальная реальность представляется всегда как исторически сложившаяся. Это означает, что социально-историческая реальность в представлении индивида есть социальная реальность, но предшествующая нынешней реальности и определяющая (творящая) ее.

Различные подходы и частные исследования отдельных исторических событий предполагают свой уникальный дискурс социально-исторической реальности.

Понятие дискурса не имеет однозначного определения. Чаще всего под дискурсом в философии понимают социально-обусловленную организацию системы речи, а также совокупность принципов, в соответствии с которыми социальная реальность классифицируется и репрезентируется. В современной философской энциклопедии дается двойственное определение дискурса. Так, в классической философии понятие дискурс «...использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях»1. Иное определение дискурса дается во французской философии постмодерна, где дискурс понимается как «...особая характеристика ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающие связанностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты»2.

Представители классической философии, среди которых можно выделить Плотина, Фому Аквинского, Р.Декарта, Б.Спинозу, Т.Гоббса и других, противопоставляли дискурсивное (понятийное, доказательное) познание интуитивному схватыванию. В конце XX века под дискурсом чаще всего понималось сложное коммуникативное явление, отражающее процесс становления текста. Особое значение при проведении дискурсивного анализа в таком ключе начинает играть исследование мировоззренческих, ценностных и целевых факторов формирования текста.. М.Фуко включил в контекст рассмотрения дискурса властные отношения и идеологию, в аспекте которых дискурс приобретает то или иное социальное значение. В философских исследованиях последних лет В.З.Демьянков акцентирует внимание на том, что протекание дискурса обусловливает процесс становления и интерпретации

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лукьяненко, Антон Александрович, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аббаньяно, Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм: пер. с итал / Н.Аббаньяно; коммент. и имен. указ. А.Л.Зорина. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. - 504 с.

2. Андрианова, И.Б. Философия истории В.Ф.Эрна: дис... канд. филос. наук: 09.00.03 / Ирина Борисовна Андрианова; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - Москва, 2005. - 201 с.

3. Аникеев, A.A. Проблемы методологии истории / А.А.Аникеев. -Ставрополь: СГПУ, 1995.-215 с.

4. Анкерсмит, Ф.Р. Возвышенный исторический опыт / Ф.Р.Анкерсмит. - Москва : Европа, 2007. - 612 с.

5. Апухтина, Н.Г. Дискурс, дискурсивные практики и философия культуры / Н.Г.Апухтина, Т.Ф.Берестова, В.С.Невелева // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 66-67.

6. Апрелева, В.А. Философия Льва Шестова как приглашение к диалогу (Опыт реконструкции творческого пути): монография / В.А.Апрелева. -Тюмень: ТГСХА, 2010. - 522 с.

7. Аристотель. Метафизика / Аристотель; пер. с лат. А.В.Кубицкого. -Москва : Гос. соц.-эконом. изд-во, 1934. - 447 с.

8. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. -Москва: Прогресс, 1993. - 606 с.

9. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф.Асмус. - Москва: Наука, 1973. -

536 с.

10. Баева, Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография / Л.В.Баева. - Астрахань: Изд-во АГУ, 2004. -277 с.

11. Байдаева, Ф.Б. Концепция времени в экзистенциальной философии

Карла Ясперса : дис..... канд. филос. наук : 09.00.03 / Фатима Батыровна

Байдаева. - М., 2001. - 252 с.

12. Барбашина, Э.В. Трансцендентальная философия Канта: онтология и история / Э.В.Барбашина; Сиб. отд-ние Рос. акад. наук. - Новосибирск, 2002. - 196 с.

13. Барбашина, Э.В. Онтология и история в философии И.Канта : дис. .... д-ра. филос. наук : 09.00.03 / Эвелина Владимировна Барбашина. -Новосибирск, 2005. - 364 с.

14. Барг, М.А. Категории и методы исторической науки / М.А.Барг. -Москва: Наука, 1984. - 344 с.

15. Барг, М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А.Барг. -Москва: Мысль, 1987. - 348 с.

16. Белоусов, М.А. Время и возможность опыта: Кант, Гуссерль, Хайдеггер: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Михаил Алексеевич Белоусов; Рос. гос. гуманитар, ун-т. - Москва, 2008. - 179 с.

17. Богомолов, A.C. Основные течения современной буржуазной философии / А.С.Богомолов, Ю.К.Мельвиль. - Москва: Высш. шк., 1970. - 80 с.

18. Блаженный Августин. Творения. Т. 3. О граде Божьем / Августин Блаженный. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. - 595 с.

19. Блюхер, Ф. Н. Философские проблемы исторической науки / Ф.Н.Блюхер. - Москва: ИФ РАН, 2004. - 190 с.

20. Блюхер, Ф. Н. «Время» в истории / Ф.Н.Блюхер // Философские науки. - Москва: ИФ РАН, 2000. - Вып. 6. - С. 110-133.

21. Будаев, A.A. Философия истории Вильгельма Дильтея: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Артемий Александрович Будаев. - Санкт-петербург, 2002.- 198 с.

22. Бурханов, P.A. Классическая философская антропология: И.Кант и Л.Фейербах / Р.А.Бурханов, К.Н.Любутин. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995. - 239 с.

23. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации) / В.В.Василькова. -Санкт-Петербург: Лань, 1999. - 480 с. - (Мир культуры, истории и философии).

24. Верещагин, И.А. Метафизика точных наук, синергетика / И.А.Верещагин. - Пермь; Березники: Сфера, 2012. - 292 с.

25. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П.Гайденко. - Москва: ПЭР СЭ; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. - 455 с.

26. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентальному. Новая онтология XX века / П.П.Гайденко. - Москва: Республика, 1997. - 495 с.

27. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по философии истории / Г.В.Ф.Гегель; пер. с нем. А.М.Водена. - Санкт-Петербург: Наука, 1993. - 477 с.

28. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф.Гегель. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Наука, 2005 - 800 с.

29. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г.Гердер; пер. с нем. А.В.Михайловой. - Москва: Наука, 1977. - 703 с.

30. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. Т.1. / Т.Гоббс; пер. с англ. и ред. В.В.Соколов. - Москва; Мысль, 1989. - 622 с.

31. Гончаров, С.З. О синергетике, редукции и эвристике / С. З.Гончаров // Образование и наука. - 2005. - №2. - С. 114-124.

32. Гордиенко, Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов / Н.С.Гордиенко. - Ленинград : Лениздат, 1986. - 287 с.

33. Горбунова, М.Г. Диалектика язычества и православия в структуре

Русского менталитета: дис.....канд. филос. наук: 24.00.01 / Мария Геннадьевна

Горбунова. - Нижний Новгород, 2001. - 150 с.

34. Губман, Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций / Б.Д.Губман. - Москва: Наука, 1991. - 192 с.

35. Гулыга, A.B. Немецкая классическая философия / А.В.Гулыга. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Рольф, 2001. - 416 с.

36. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера земли / Л.Н.Гумилев. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. - 608 с.

37. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. / Э.Гуссерль; пер. с нем. А.В.Михайлова; вступ. ст. В.А.Куренного. - Москва: Академический Проект, 2009. - 489 с.

38. Данилов, A.A. История России, XX - начало XXI века / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Ю.М.Брандт. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -382 с.

39. Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р.Декарт; пер. с фр. Г.Г.Слюсарев, А.П.Юшкевич. - Москва: Изд-во акад. наук СССР, 1953. - 657 с.

40. Делез, Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта. Учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж.Делез; пер. с фр. Я.И.Свирский. - Москва: ПЕР СЭ, 2001.-480 с.

41. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж.Делез. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1998. - 384 с.

42. Демченко, Л.М. Особенности соотнесения экзистенции и трансценденции в философии Карла Ясперса / Л.М.Демченко, Е.В.Карпеева, Ю.С.Осипова // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2005. - №7. - С. 20-28.

43. Демьянков, В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка / В.З.Демьянков // Язык, культура, общество: IV Междунар. науч. конф.: пленарные докл. (Москва, 27-30 сент. 2007 г.) / Моск. ин-т иностр. яз.; Рос. акад. лингвист, наук; Ин-т языкознания Рос. акад. наук. - Москва, 2007. - С. 86-95.

44. Деррида, Ж. Голос и феномен / Ж.Деррида; пер. с фр. С.Г.Кашина, Н.В. Суслов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 208 с.

45. Дильтей, В. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / В.Дильтей; под. ред. А.В.Михайлова,

Н.С.Плотникова; пер. с нем. под ред. В.А.Куренного. - Москва: Три квадрата, 2004.-418 с.

46. Дильтей, В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Герменевтика и теория литературы /В.Дильтей; под. ред. А.В.Михайлова, Н.С.Плотникова; пер. с нем. под ред. В.В.Бибихина и Н.С.Плотникова. - Москва : Дом интеллектуальной книги, 2001. - 530 с.

47. Дильтей, В. Сущность философии / В.Дильтей. - Москва: Интрада, 2001. -155 с.

48. Дубин Б.В. Обращенный взгляд/Слово - письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. - М.: НЛО, 2001. - С. 100-119

49. Дубно, Е.Л. История европейской этики / Е.Л.Дубно. - М.: Гардарики, 2007. - 345 с.

50. Дьяков, A.B. Жиль Делёз. Философия различия / А.В.Дьяков. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2012. - 504 с.

51. Железняк, В.Н. Проблема категорий в свете новейшей философии / В.Н.Железняк, С.В.Понаморева, Я.Э.Цирлина // Вестн. Пермского ун-та. -2010.-Вып. 3.-С. 12-18.

52. Иванов, Е.А. Эпистемологические проблемы постмодернистской философии истории: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Евгений Александрович Иванов; Самарский гос. архитектурно-строит. ун-т. - Самара, 2010. - 150 с.

53. Иммануил Кант: Наследие и проект : науч. изд. / под. ред. В.С.Степина, Н.В.Мотрошиловой. - Москва : Канон+ , 2007. - 624 с.

54. Историко-философские исследования : ежегодник. / Отв. ред. А.А.Михайлов. - Мн.: Университетское, 1991.-221 с.

55. Историческая наука: вопросы методологии / под ред. Л.С.Гапоненко. - Москва : Мысль, 1986. - 259 с.

56. Калиниченко, В.В. Проблема исторической рациональности своеобразие Дильтея. // Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия: материалы науч. конф. / под ред.

Н.С.Плотникова; Рос. гос. гуманитарный ун-т / Москва : Три квадрата, 2002. -С. 125-147.

57. Калинников, J1.A. Проблемы философии истории в системе Канта / Л.А.Калинников. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. - 152 с.

58. Кант, И. Критика практического разума / И.Кант. - 2-е изд, - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 528 с.

59. Кант, И. Критика чистого разума. / И.Кант; пер. с нем. Н.Лосского. -Москва: Литература, 1998. - 960 с.

60. Кант, И. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6. / И.Кант ; под. общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. - Москва: Мысль, 1963. - 743 с.

61. Кант, И. Сочинения: в 6-ти т. Т.1. / И.Кант; под. общ. ред. В.Ф.Асмуса. А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. - Москва: Мысль, 1963. - 543 с.

62. Кант, И. Сочинения: в 6-ти т. Т.З. / И.Кант; под. общ. ред. В.Ф.Асмуса. А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. - Москва: Мысль, 1963. - 800 с.

63. Кант, И. Сочинения: в 6-ти т. Т.5. / И.Кант; под. общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана. - Москва: Мысль, 1963. - 543 с.

64. Киссель, М.А. Джамбаттиста Вико / М.А.Киссель. - Москва: Мысль, 1980. - 197 с.

65. Кьеркегор, С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / С.Кьеркегор; пер. с датск. Т. В. Щитцова. - Минск: И. Логвинов, 2005. - 752 с.

66. Князева, E.H. Курдюмов С.П Основания синергетики Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / E.H. Князева, С.П. Курдюмов. -Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. - 414 с.

67. Коллингвуд, Р.Дж. Идея истории / Р.Дж.Коллингвуд. - Москва: Наука, 1980.-477 с.

68. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе: пер. с пол / Е. Коссак. - Москва: Политиздат, 1980. - 360 с.

69. Крамер, A.B. Раскол русской Церкви в середине XVII в. / А.В.Крамер. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2011. - 368 с.

70. Кремлев, С. Великий Сталин. Менеджер XX века / С.Кремлев. -Москва: Яуза-пресс, 2011. - 735 с.

71. Кузеванов, Л.И. Академизм исторического познания / Л.И.Кузеванов. - 9-е изд., доп. - Москва: Академическая жизнь, 2010. - 312 с.

72. Кунгуров, A.A. Киевской Руси не было, или Что скрывают историки / Алексей Кунгуров. - Москва: Эксмо: Алгоритм, 2010. - 416 с.

73. Кцоева, С.Г. Историография изучения творчества Карла Ясперса. / С.Г.Кцоева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурологи и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - №3. -С. 118-122.

74. Лейбниц, Г. В. Сочинения: в 4 т. Т. 3 / Г. В. Лейбниц; ред. и сост., авт. вступит. Ст. и примеч. Г.Г.Майоров и А.Л.Субботин; пер. Я.М.Боровского и др. - Москва: Мысль, 1984. - 734 с.

75. Любов, Д.В. Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле: дис.... канд. филос. наук: 09.00.11 / Денис Васильевич Лобов. - Москва, 2010.- 122 с.

76. Любутин, К.Н. Социально-философские основания периодизации истории в концепции К.Маркса / К.Н.Любутин, П.Н.Кондрашов // Философия и общество. - 2007. - № 4. - С. 51-67.

77. Любутин, К.Н. Социальные основания постмодернизма: попытка марксистского анализа / К.Н.Любутин, П.Н.Кондрашов // Научный ежегодник ин-та философии и права Уральского отд-ния Рос. акад. наук - 2009. - № 9. - С. 107-122.

78. Маккрил, P.A. Творческая сила истории и построение исторического мира у Дильтея / Р.А.Маккрил // Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия: материалы науч. конф. / под ред. Н.С.Плотникова; Рос. гос. гуманитарный университет. - Москва: Три квадрата, 2002. - 208 с.

79. Мальцева, H.H. Возможности и границы применения синергетики в философии истории / Н.Н.Мальцева // Научные ведомости, Сер. Философия. Социология. Право. - 2011. - №2. - С. 298-304.

80. Маркс, К. Сочинения. Т. 3 / К.Маркс, Ф.Энгельс. - 2-е изд. -Москва: Гос. изд-во полит, лит., 1955. - 629 с.

81. Международный ежегодник по философии культуры «ЛОГОС». Кн. 2. - Рус. изд. - Москва: МУСАГЕТ, 1910. - 300 с.

82. Мерзлякова, H.H. Границы экзистенции: от С.Кьеркегора к К.Ясперсу: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Наталья Николаевна Мерзлякова. - Санкт-Петербург, 2010. - 153 с.

83. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей / Л.А.Микешина. -Москва: РОССПЭН, 2007. - 439 с.

84. Михайлов, К.А. Логические идеи И.Канта : дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.07 / Кирилл Авенирович Михайлов. - Москва, 2003. - 206 с.

85. Мотрошилова, Н.В. Карл Ясперс об истории и «осевом времени» / Н.В.Мотрошилова // История философии: Запад-Россия Восток. -2-е изд. - Москва: Греко-латинский кабинет, 2000. - С. 22-27.

86. Мошнин, В.Ф. Социально-экономическая концепция К.Ясперса / В. Ф. Мошнин. - Москва: Наука, 1979. - 204 с.

87. Мясников, А.Г. Долг правдивости и право на ложь как проблемы практической философии И.Канта: дисс. ... д-ра. филос. наук: 09.00.03 / Андрей Геннадьевич Мясников. - Москва, 2008. - 390 с.

88. Новая философская энциклопедия. Т.1 - Москва: Мысль, 2010. - 741

с.

89. Новейший философский словарь / сост. А.А.Грицанов. - Минск, 1998. - 896 с.

90. Осипов, Н.Е. Синергетика и исторический процесс / Н.Е. Осипов // Вестн. Чувашского ун-та. - 2012. - №2. - С. 174-178.

91. Ойзерман, Т.И. Кант и Гегель / Т.И.Ойзерман. - Москва : Канон+, 2008. - 520 с.

92. Павлищева, Н. 10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси / Наталья Павлищева. - Москва: Яуза: Эксмо, 2011. - 320 с.

93. Перов, Ю.В. Историчность и историческая реальность / Ю.В.Перов.

- Санкт-Петербург: Наука, 2000. - 165 с.

94. Петрухин, В. Крещение Руси: от язычества к христианству / Владимир Петрухин. - Москва: ACT; Астрель, 2006. - 222 с.

95. Писарчик, Л.Ю. Основные аспекты методологии гуманитарного познания в работе В.Дильтея «Введение в науки о духе» / Л.Ю.Писарчик // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. - 2011. - №7. - С. 68-77.

96. Пригожин, И., Стенгерс И, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой / И.Пригожин, И.Стенгерс ; пер. с англ. и общ. ред. В.И.Аршинова, Ю.Л.Климонтовича и Ю.В.Сачкова. - Москва: Прогресс, 1986. -432 с.

97. Платон. Сочинения: в 4-х т. Т.З. 4.1 / Платон; под. общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та : Изд-во Олега Абышко, 2007. - 752 с.

98. Платонов, O.A. Эпоха Сталина / О.А.Платонов. - Москва: Родная страна, 2013. - 416 с.

99. Плотников, Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея / Н.С.Плотников. - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 232 с.

100. Подорога, В.А. Выражение и смысл. - Москва : Лс1 Marginem, 1995.

- 427 с.

101. Полибий. Всеобщая история / пер. с греч. Ф.Г.Мищенко. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004.

102. Полуяхтова, Е.М. Проблема экзистенциальной коммуникации в

учении Карла Ясперса: дисс.....канд. филос. наук: 09.00.03 / Полуяхтова Елена

Михайловна. - Екатеринбург, 2003. - 158 с.

103. Проблема человека в западной философии / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - Москва: Прогресс, 1988. - 552 с.

104. Разеев, Д.Н. В сетях феноменологии. Основные проблемы современной феноменологии / Д.Н.Разеев, Э.Гуссерль. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 2004. - 365 с.

105. Райнах, А. Высшие правила умозаключений у Канта / А.Райнах. -Москва: Дом Интеллектуальной книги, 2001. - 671 с.

106. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней / Д.Реале, Д.Антисери. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. - 880 с.

107. Рикер, П. Память. История. Забвение / П.Рикер. - Москва: Изд-во гуманитарной лит., 2004. - 728 с.

108. Рикер, П. История и истина: пер. с фр. / П. Рикер. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. - 400 с.

109. Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий / / Г. Риккерт. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. - 532 с.

110. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г.Риккерт; общ. ред. и предисл. А.Ф.Зотова. - Москва: Республика, 1998. - 413 с.

111. Риккерт, Г. Философия жизни / Г.Риккерт. - Киев: Ника-Центр : Вист-С, 1998.-407 с.

112. Руссо, Ж-Ж. Трактаты / Ж-Ж.Руссо. - Москва: Наука, 1969. - 704 с.

113. Савин, А.Э. Методология истории и трансцендентальная философия: постановка проблемы / А.Э.Савин // Вестн. Томск, гос. ун-та, 2007. - № 300. - С.64-67.

114. Сазонова, Н.И. У истоков раскола Русской Церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне / Н.И.Сазонова. -Томск, 2008. - 300 с.

115. Самылов, О.В. Принцип историзма в философии В.Дильтея / О.В.Самылов // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - №5. - С. 69-79.

116. Сапронов, М.В. Концепции самоорганизации в обществознании: мода или необходимость? / М.В.Сапронов // Общественные науки и современность. - 2001. -№1. - С. 148-161.

117. Свасьян, К.А. Философия символических форм Э.Кассирера: Крит, анализ / К.Свасьян; отв. ред. В. М. Межуев. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. - 238 с.

118. Силенко, C.B. Философия Г.Риккерта: единство гносеологии, методологии и аксиологии: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Силенко Светлана Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 151 с.

119. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособие / Н.И.Смоленский. - Москва: Академия, 2008. - 272 с.

120. Соколова, М.Е. Апофатическая традиция и концепция философской веры К. Ясперса: Философия науки : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М.Е.Соколова; Ин-т науч. информ. по обществ, наукам. - Москва, 1998. - 167 с.

121. Соловьев, Э.Ю. Экзистенциализм и научное познание / Э.Ю.Соловьев. - Москва: Высш. шк., 1966. - 155 с.

122. Соловьев, Э.Ю. Категорический императив нравственности и права / Э.Ю.Соловьев. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. - 416 с.

123. Соловьева, Н.С. Философия как метафизика: И.Кант и баденская

школа неокантианства : дис.....канд. филос. наук : 09.00.03 / Наталья Сергеевна

Соловьева. - Нижневартовск, 2010. - 178 с.

124. Савельева, И.М. История и время. В поисках утраченного / И.М.Соловьева, А.В.Полетаева. - М. : Языки русской культуры, 1997. - 800 с.

125. Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время. В поисках утраченного. — М.: «Языки русской культуры», 1997. - 800 с.

126. Спиноза, Б. Этика / Б.Спиноза - Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. -

336 с.

127. Столович, JI.H. И.Кант и проблема ценности / Л.Н.Столович // Кантовский сборник. - 2009. - №2. - С. 20-31.

128. Суханов, К.Н. Понятие объекта науки в современной философии науки / К.Н.Суханов // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология, Культурология. - 2012. - №15. - С. 86-91.

129. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж.Тойнби. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 225 с.

130. Тукфатулина, С.Г. Исторические и социально-политические взгляды К.Ясперса как мыслителя своей эпохи: дисс. ... канд. филос. наук: 07.00.03 / Тукфатулина Султана Гильмидиновна. - Владикавказ, 2004. - 188 с.

131. Уваров, М.С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры / М.С.Уваров. - СПб.: Изд-во БГТУ, 1996.-214 с.

132. Философия Канта в критике современного разума: сб. ст. - М.: Русская Панорама, 2010. - 430 с.

133. Фохт, Б.А. Избранное (из философского наследия) / Б.А.Фохт. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 456 с.

134. Фроянов, И.Я. Загадка крещения Руси / Игорь Фроянов. - М.: Алгоритм, 2007. - 336 с.

135. Хайдеггер, М. Бытие и время. Статьи и выступления: пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. - 447 с.

136. Халапсис, A.B. Постнеклассическая метафизика истории / А.В.Халапсис. - Днепропетровск: Инновация, 2008. - 278 с.

137. Хаттон, Х.П. История как искусство памяти / Х.П.Хаттон. - СПБ.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.

138. Хомяков, A.C. Церковь одна / А.С.Хомяков. - Монреаль: Изд-во Братства Преп. 1ова Почаевскаго, 1975. - 72 с.

139. Чижевская, М.Б. Культурно-исторические основы формирования западного и российского социально-политического дискурса [Электронный ресурс] / М.Б.Чижевская // Альтернативы регионального развития (Шабунинские чтения): материалы П-й междунар. конф. (7-8 октября 2011 г.). -Электрон. дан. - Волгоград, 2011. - URL: http://shabunin.info/members/2011/М.В. Chisevskaya.pdf/827/572/. - Загл. с экрана (Дата доступа 21.11.2013).

140. Шелер, М. Избранные произведения / М.Шелер; пер. с нем. А.В.Денежкина, А.Н.Малышкина, Ф.А.Филипова; под. ред. А.В.Денежкина. -М.: Гнозис, 1994.-490 с.

141. Юм, Д. Сочинения: в 2 т. Т.2. / Д.Юм; пер. с англ. С.И.Церетели [и др.]. - М.: Мысль, 1996. - 799 с.

142. Ясперс, К. Ницше и христианство / К.Ясперс; пер. с нем. Т.Ю.Бородай. - М.: Медиум, 1994. - 115 с.

143. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс; пер. с нем. М.И.Левина. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

144. Ясперс, К. Философия. Кн. 1. Философское ориентирование в мире / К. Ясперс; пер. А. К. Судакова. - М.: Канон+: Реабилитация, 2012.-384 с.

145. Ясперс, К. Философия. Кн. 2. Просветление экзистенции / К.Ясперс; пер. с нем. А.К.Судакова. - М.: Канон+: Реабилитация, 2012. - 448 с.

146. Ясперс, К. Философия. Кн. 3. Метафизика / К.Ясперс; пер. А.К.Судакова. - М.: Канон+: Реабилитация, 2012. - 384 с.

147. Adickes, Е. Kant Contra Haeckel. / Е.Adickes. - Berlin: Verlag von , Reuther & Reichard, 1906. - 160 c.

148. Ameriks, K. Kant and the Fate of Autonomy: Problems in the Appropriation of the Critical Philosophy. / K.Ameriks. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 384 c.

149. Ameriks, K. Kant's theory of Mind: an Analysis of the paralogisms of Pure Reason. / K. Ameriks. - Oxford: Clarendon Press, 1982. - 433 c.

150. Baumanns, P. Kants Philosophie der Erkenntnis. / P.Baumanns. -Wurzburg : Konigshausen & Neumann, 1997. - 911 c.

151. Burkard, F.-P. Ethische Existenz bei Karl Jaspers / F.-P. Burkard. -Wurzburg: Konigshausen+Neumann, 1982. - 163 c.

152. Forster, E. Was darf ich hoffen? Zum Problem der Vereinbarkeit von theoretischer und praktischer Vernunft bei Immanuel Kant / E.Forster. // Zeitschrift fur philosophische Forschung. - Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1992. -№46. - 168 c.

153. Fuchs, FJ. Seinsverhaltnis: Karl Jaspers Existenzphilosophie / F.J.Fuchs. - Frankfurt na. M.: Existenz und Kommunikation, 1984. -613 c.

154. Gerlach H.-M. Existenzphilosophie - Karl Jaspers / H.-M. Gerlach. - В.: Akad.-Verl., 1987. - 140 c.

155. Gottschalk, H. Karl Jaspers: Denkers Lebenslauf / H.Gottschalk. -Berlin: Collocuium Verl., 1966. - 95 c.

156. Kant I. Kritik der Reinen Vernunft. / I.Kant. - M.: ACT: Артель, 2005. -

696 с.

157. Kant-Studien. Philosophische Zeltschrift. Volume 10. Berlin: Verlag von Reuther & Reichard, 1907. - 472 c.

158. Kant-Studien. Philosophische Zeltschrift. Volume 12. Berlin: Verlag von Reuther & Reichard, 1907. - 472 c.

159. Kant-Studien. Philosophische Zeltschrift. Volume 13. Berlin: Verlag von Reuther & Reichard, 1908. - 472 c.

160. Karl Jaspers: Philosophie in der Bewahrung: Vortrage und Aufsatze. / Richard Wisser. - 2. Aufl. Wurzburg: Konigshausen und Neumann, 1995. -317 c.

161. Karl Jaspers: Zur Aktualität seines Denkens / Mit Beitr. von Boversen F., Buczynska-Garewicz H., Fahrenbach H. usw.- München; Zurich: Piper, 1991. -223cs.

162. Kenneth, R. Westphal. Human consciousness and its transcendental conditions: Kant's anti-cartesian revolt / Kenneth R.Westphal // Consciousness: from Perception to Reflection in the History of Philosophy. - Netherlands : Published by Springe, 2007. - P. 223-244.

163. Rickert, H. Einführung in die Transzendentalphilosophie / H.Rickert. -Tübingen und Leipzig: Verlag von J. С. В. Moifr (Paul Siebeck), 1904. - 244 с.

164. Schneiders, W. Karl Jaspers in der Kritik / W.Schneiders. - Bonn: H. Bouvieru. CO. Verlag, 1965. - 181 c.

165. Vorlander K. Kant und der Sozialismus / K.Vorlander. - Berlin: Verlag von Reuther & Reichard, 1900. - 69 c.

166. Vorlander, K. Kant, Schiller, Goethe: Gesammelte Aufsatze. / K.Vorlander. - Leipzig: Verlag Der Dur'sehen Buchhandlung, 1907. - 294 c.

167. Vorlander, K. Kants Leben / K.Vorlander. - Leipzig: Verlag von Felix Meiner, 1911.-223 c.

168. Windelband, W. Die Geschichte Der Neueren Philosophie. Volume 2. / W.Windelband. - Leipzig: Drukc und Verlag von Breitcopf und Härtel, 1880. - 400 c.

169. Zizek S. Tarrying with the negative: Kant, Hegel, and the Critique of Ideology / S.Zizek. - Durham: Duke University Press Durham, 1993. - 287 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.