Антиномия "сакрального-обыденного" и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Кожаева, Светлана Борисовна

  • Кожаева, Светлана Борисовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 203
Кожаева, Светлана Борисовна. Антиномия "сакрального-обыденного" и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2004. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кожаева, Светлана Борисовна

Введение

Глава I. Соотношение понятий "сакральное"-"обыденное" и их воплощение в искусстве

§ 1. Феномен сакрального

§ 2. Феномен обыденного

§ 3. О принципиальном соотношении понятий "сакральное"-"обыденное"

Глава П. Сакральное-обыденное в литургических жанрах христианского 37 богослужения Западной Церкви

§ 1. Особенности проявления антиномии "сакральное"-"обыденное" "" в раннехристианском религиозно-художественном каноне

§ 2. Средневековый канон Западного христианства и его воплощение 53 в западно-европейской музыкальной традиции

Глава Ш. Сакральное-обыденное в Западной мессе

§ 1. Сакрально-символическая фабула мессы как воплощение западно- 81 европейского архетипа священного

§ 2. Обычай, традиция, этикет и канон в воплощении сакрального 93 в Sanctus

§ 3. Сакральное-обыденное в мессах И.С.Баха

Глава IV. Соотношение сакрального-обыденного в православной тради- 138 ции и их воплощение в русской музыкальной классике

§ 1. Раннехристианский канон как основа православной певческой прак- "" тики

§ 2. Принципы цикличности в песнопениях православного богослужения

§ 3. Сакральное-обыденное в русской музыке Нового времени

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антиномия "сакрального-обыденного" и ее воплощение в западной и русской музыкальной традиции»

Настоящая работа посвящена одной из актуальных тем современного музыкознания - теме взаимоотношений музыки и религии. На долгие годы закрытая для исследований, в наше время эта тема приобретает особое значение не только в силу необходимости заполнения образовавшихся лакун, но и как путь к осознанию духовных ориентиров. Универсальность и емкость высоких духовных смыслов, вне постижения которых данная тема не может быть исследована, обусловили необходимость обращения при ее разработке к междисциплинарным аналогиям, определившим тему данной работы - "Антиномия "сакрального-обыденного".". Такая постановка проблемы требует уточнения понятий, с которыми автору предстоит работать. Термин "обыденное" здесь выступает как теоретическое понятие, а не эпитет в общепринятом отрицательном смысле слова. Из множества путей постижения сакрального нами будет рассматриваться прежде всего обыденный - т.е. чувственно-практический опыт "народной" (бытовой) религиозности.

Ограниченность темы двумя "срезами" культуры - сакральным и обыденным - позволяет сфокусировать видение культурной модели мира, воплощенной в музыкальном произведении, заострив внимание на главной и вечной проблеме человеческого бытия: человек - Бог - мир.

В исторической изменчивости смыслов понятия Истины - "Я есмь" - одного из имен Бога1 до саркастической реплики Пилата "Что есть истина?", отрицающей существование какой бы-то ни было истины, кроется вся история европейской культуры. Соответственно изменению представлений об истине меняется и направленность сознания, и оценка окружающего мира во всем многообразии его явлений, и человека как части этого мира, и искусства как модели мира. Определение Хайдеггера: "Искусство есть полагание Истины в творение" [231:49-51] созвучно позиции многих философов, историков культуры, музыковедов, среди которых такие разные имена, как А.Ф. Лосев, Ю.Н. Холопов и В.В. Медушевский. Отражающая характерную для XX века точку зрения, эта позиция продиктована духовными устремлениями современности и особенностями ново-европейской культуры.

Отпавшая от Церкви, европейская культура Нового времени (в т.ч. и музыка) отчасти вобрала в себя функцию церкви как "вместилища духа" и стала одной из форм постижения конечных смыслов бытия в мирской жизни. Поэтому осознание диалектики отношений сакрального-обыденного в культуре определенной эпохи позволяет зафиксировать общие мировоззренческие установки, закрепленные в образах мышления (менталитетах) и художественных формах.

Поскольку в истории европейской культуры объединяющей идеей, определившей представления о Боге, мире и человеке, стало христианство, внимание исследователя будет сосредоточено на воплощении в музыке этого архетипа священного. Воздействие языческих верований на формирование религиозного опыта, а также сложность переплетений христианского и языческого архетипов священного - тема, требующая специального исследования и здесь не рассматриваемая.

Изменения, происходящие в представлениях о сакральном даже в рамках одной религиозной конфессии, и сохранение константных положений вероучения и религиозного опыта, закрепленных как в поведенческом комплексе, обычаях, культурных привычках, так и в художественных формах и эстетических идеалах, определили тип исследования. Опорой для музыкально-теоретического анализа в этом случае выступает идея комплексного историко-культурологического и психологического подхода, утвердившаяся в музыкознании последних десятилетий2. Историко-культурный и религиозно-философский пласт фактов служит основой для анализа музыкальной структуры произведения. При этом автора прежде всего привлекает специально-теоретический анализ произведения как воплощения процесса по-(со-)знания.

Логическое движение от универсальных понятий к свойствам конкретной религиозно-культурной традиции и воплощению их в музыкальном произведении фиксирует опорные точки проблематики исследования. В центре внимания оказываются:

1. Диалектика отношений понятий "сакральное" и "обыденное" и формы их воплощения в искусстве (в т.ч. и в музыке)

2. Особенности освоения религиозно-философских систем главных ветвей христианства - католицизма, протестантизма (лютеранства) и православия в опыте народной религиозности и повседневной церковной и мирской жизни общества (традициях, обычаях, этикете)

3. Художественные формы проявления константных основ вероучения каждой из конфессий в западно-европейской и русской музыкальной традиции.

Этим кругом проблем определяются задачи исследования.

- уточнить в функциональном и семантическом плане понятия "сакральное" и "обыденное" и определить характер их соотношения;

- обозначить индивидуальные черты преломления христианской идеи в каждой из конфессий и влияние этих концепций на внутреннее строение и стилистические уклоны литургических жанров;

- найти общие и индивидуальные черты в певческом (музыкальном) оформлении главного христианского богослужения - мессы (литургии);

- выявить принципы освоения и особенности модификации общепринятых элементов церковной музыкальной речи в светской музыке и светских звучаний - в музыке церковной.

Предметом и материалом исследования является весь комплекс источников, связанный с формированием особенностей христианского мироощущения в каждой из конфессий и методов его воплощения в музыкальной традиции Западной Европы и России.

Круг примеров, приводимый в работе, ограничен западной и русской классикой XVIII-XIX веков. Такой выбор объясняется совмещением в этом периоде двух разнонаправленных тенденций: еще сохранившейся практики сочинения духовной музыки крупными композиторами для оформления богослужения и уже сложившейся традицией обращения к религиозно-духовной проблематике в светских жанрах, что, в свою очередь, определило возможность исполнения духовных сочинений вне храма. Часто такая возможность предполагалась самим композитором. Но, поскольку своеобразие западного и русского образа мысли сложилось значительно раньше, исторический диапазон примеров, упоминаемых "попутно" - без подробного анализа - значительно расширен. Он охватывает музыку Средневековья, Возрождения и XX века.

Своеобразие путей развития западной и русской культуры определили и принцип отбора примеров. В главе, посвященной западной культуре, в центре внимания оказывается жанр мессы; в качестве примеров интерпретации этого жанра анализируются Месса Г. де Машо и избранные мессы Баха. Выбор произведений этих композиторов обусловлен тем, что они принадлежат к разным христианским конфессиям и переломным эпохам, корреспондирующим друг с другом. Кроме того, мессы Машо и Баха сыграли важнейшую роль в истории развития музыкального жанра мессы. Месса De Notre Dame;- Машо является на сегодняшний день единственным примером целостного музыкального произведения в литургическом жанре мессы и таким образом знаменует момент начала переосмысления литургического жанра в музыкальный. Короткие мессы и Месса си-минор Баха рассматриваются как пример модификации католической традиции в свете лютеранского мироощущения. Важно и то, что Месса h-moll представляет собой следующий после Машо этап принципиального переосмысления музыкального жанра католической мессы, интерпретированного Бахом как "уникальное" музыкальное произведение (терм. Л.Кириллиной), воплощающее личную духовную концепцию композитора.

В главе, посвященной русской музыке, анализируются устойчивые традиции богослужебного пения Древней Руси, музыкального оформления богослужения в культуре Нового времени и пути их освоения в русской классике XIX века. В силу особенностей развития русской музыки и культуры в целом и, на наш взгляд, отсутствия музыкальных жанров духовной музыки (за исключением Многолетия и хорового концерта), отдельные сочинения русских композиторов полностью не рассматриваются. (О соотношении понятий литургического и музыкального жанров и их освоении в западной и русской музыкальной традиции будет сказано в соответствующих разделах диссертации).

Наряду с систематизацией сведений, накопленных в отечественной и зарубежной литературе по намеченному кругу проблем, в работе вводится ряд принципиально новых положений. Духовная музыка в данном исследовании рассматривается как импульс для воплощения сакрального начала и в музыке светской. Этот тезис подтверждается рядом анализов светских произведений зарубежных и русских авторов XVIII-XIX веков, раскрывающих присутствие в них сакрального начала в сложном взаимодействии с обыденным. На основе анализа литургики и музыкального оформления Римской католической и немецкой (лютеранской) мессы определяются черты, позволяющие разграничить понятия литургического и музыкального жанра мессы, прослеживается влияние двух ветвей Западного христианства - католической и лютеранской - на строение мессы и трактовку составляющих ее жанров. Целенаправленный анализ с избранной автором точки зрения месс Г. де Машо и И.С. Баха, позволяет открыть новые музыкально-структурные и содержательные грани этих сочинений. Подробный анализ двух Коротких месс Баха (F-dur и g-moll) в отечественном музыковедении предлагается впервые.

Методологическую основу исследования составили три группы работ зарубежных и отечественных авторов. В первую группу входят исследования, связанные с интерпретацией понятий сакральное и обыденное. Для изучения феномена сакрального наиболее значительными стали работы В.Винокурова, У.Джемса и К.Г.Юнга. Основу для определения обыденного составили прежде всего работы Б.Вандельфельса, В.Гореловой, С.Раппопорта. Поскольку в искусствознании термин "обыденное" практически не встречается, в аналитической части диссертации важную роль сыграли идеи, высказанные в исследованиях, затрагивающих эту проблему косвенно - в связи с художественным освоением в искусстве образов реальной - повседневной - действительности, проблемы обряда и мифа, смеховой культуры и проблемы комического в целом. Здесь необходимо выделить работы С.Аверинцева, А.Гуревича, Г.Кнабе, Г.Орлова.

Вторую группу образуют труды по религиозно-философским проблемам и богослужебной певческой обрядовой практике. В этой части используются трактаты византийских и западных Отцов Церкви, работы современных богословов и религиозных философов разных конфессий, из которых наибольшую роль сыграли идеи Б.Тесты, А.Швейцера, Ф.Хайлера, М.Хайдеггера. В реконструкции православного архетипа священного мы опирались на труды православных священников-мыслителей, прежде всего Н.Лосского, ^.Лосева, П.Флоренского, А.Меня, а также С.Франка. В ходе изучения западного богослужения использовались сведения, помещенные в работах Д.Кэрола, Х.Уайбра, А.Швейцера, М.Друскина.

В третью группу включены музыкально-исторические исследования, связанные с духовно-певческой практикой Средневековья, творчеством композиторов, сочинения которых привлечены для анализа, а также музыкально-теоретические работы, касающиеся жанровой типологии музыки, ее пространственных характеристик, теории музыкальных форм, проблем поэтики и семантики.

При обращении к проблеме онтологической природы музыки как проявления процесса по-(со-)знания важную роль сыграли идеи .Я.Лосева, Г.Гачева, Л.Бергер. В разработке типологии литургических жанров фундаментом стала теория жанрово-стилевого анализа, сформировавшаяся в исследованиях В. Цуккермана, А.Сохора, О.Соколова, М.Арановского. Основой для изучения вопросов восприятия музыки, поэтики и семантики стали положения, откристаллизовавшиеся в работах В.Медушевского, Е.Назайкинского, Г.Орлова, М.Бонфельда, В.Холоповой, Л.Казанцевой.

Научно-практическая значимость диссертации связана с возможностью дальнейшего изучения проблем взаимоотношений музыки и религии в сфере теоретического и исторического музыкознания. Комплексный характер исследования позволяет использовать данный материал в курсах истории и теории музыки. Работа имеет практическое значение, привлекая интерес исполнителей к духовной музыке и Коротким мессам И.С.Баха, мало известным в России.

Структура работы. Работа состоит из Введения, 4х глав, заключения, нотных примеров и библиографии, содержащей 255 наименований.

В первой главе "Сопоставление понятий "сакральное"-"обыденное" и их воплощение в искусстве" определяются понятия сакрального и обыденного и выявляются функционально-семантические и структурные механизмы взаимосвязи этих феноменов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Кожаева, Светлана Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Продемонстрированный в диссертации подход раскрывает непреходящий характер воздействия "чувства канона" на духовные и творческие ориентиры каждой их представленных в работе музыкальных традиций. Совмещение в понятиях сакрального и обыденного конкретно-образного и абстрактно-логического начала, связанных с процессами сознания, создают фундамент для анализа музыкального произведения как "мышления музыкой", так и "музыки как мышления" (терм. Бонфельда), в каждой из культур глубоко различных.

Общий генезис - первохристианский религиозно-художественный канон, в рамках которого были выработали общая мировоззренческая константа и художественные формы ее воплощения, предопределил единство культурной, в т.ч. и музыкальной традиции, позволившей русской музыке после многовековой изоляции быстро и достойно войти в единое культурное пространство Европы.

Различные пути освоения и модификации этого канона в каждой из конфессий стали причиной расхождения и глубокого своеобразия музыкальных традиций, проявляющихся не только при сопоставлении западно-европейской и русской музыки, но и внутри музыкальной культуры Зап. Европы.

Результатом развития католической традиции, целью которой было "создание церкви на твердой почве. которая выросла как бы естественным путем" (Швейцер [243:102-103] - разрядка С.К.), стало формирование стилей и жанров, обеспечивающих проведение идеи Божественного в повседневную жизнь. Древние корни и опора на религиозно-художественный канон (грегорианский хорал) способствовали возникновению "серьезных" жанров светской музыки и созданию Римской католической мессы с фиксированной структурой Ордина-рия, воплощающего сакральную идею этого богослужения. Несмотря на тотальную секуляризацию европейской культуры Нового времени, этот жанр сохранил сакральную семантику и актуальность вплоть до наших дней.

Личностный аспект протестантизма и глубоко усвоенный Лютеранской Церковью музыкальный опыт Римской католической Церкви создали фундамент для осуществления решающего шага на пути переосмысления литургического жанра мессы и, шире, католической церковной традиции - в традицию музыкальную, благодаря которой европейская музыка XVIII-XIX вв. обрела возможности художественного моделирования экзистенциональных актов бо-говосхождения как в духовной, так и в светской музыке. Активный интерес к рукописи Мессы h-moll Баха, проявленный Гайдном и Бетховеном, очевидное воздействие музыки Баха на концепцию мессы в творчестве этих композиторов-католиков как самодостаточного музыкального жанра, сопоставимого с симфонией, говоря^) продуктивности союза двух церковных музыкальных тра- v диций. В то же время, яркая индивидуальность стилевого и концептуального претворения этого жанра в мессах Баха, порожденных лютеранскими духовными и музыкальными традициями, указывает на необходимость знания особенностей северо-германской культуры, вне которых эти произведения не могут быть ни адекватно восприняты, ни по достоинству оценены.

Пути развития русской музыки XIX в. обусловлены двумя разнонаправленными тенденциями в проявлении сакрального-обыденного. Европеизация русского "образа мыслей" и "образа жизни", начатая в конце XVII в., приводит к усвоению западных представлений о сакральном, о путях Боговосхождения и овладению западными жанрами, формами, стилями. Однако сохранение в глубинах бессознательного православного архетипа священного становится фундаментом для ассимиляции общеевропейских влияний и создания своей музыкальной традиции, естественно вошедшей в круг явлений европейской культуры. Зафиксированные в глубинах генетической памяти, духовные и эстетические идеалы Древней Руси в рамках новой светской культуры реализуются в выборе и интерпретации сюжетов и персонажей, в музыкальной речи - "интонационных архетипах", что позволяет проявиться народному опыту верования, усвоенному на уровне бытовой религиозности. Показательно различие интерпретаций произведений Чайковского и Рахманинова западными и русскими исполнителями.

Другая тенденция более заметна в творчестве Глинки и кучкистов, осознанно разрабатывавших глубинные слои фольклора, звучания русской коло-кольности, а также ладовые и ритмические особенности древнего мелоса и принципов формообразования, присущие как языческой культуре, так и церковной христианской. Однако ни деятельность этих композиторов, работавших и в жанрах русского певческого репертуара Церкви, ни расцвет творчества композиторов Нового русского Возрождения не приводит к формированию музыкальных жанров, подобных западным - духовной кантате, пассионам или мессе (за исключением Многолетия и хорового концерта, двойственных по своей функции).

Причины этого кроются, на наш взгляд, в антиномичности православного мироощущения, предполагающего невозможность синтеза существующих "нераздельно и неслияино" земного и небесного, церковного и светского. В отличие от утвердившегося на Западе стремления к единообразию элементов церковной и мирской музыкальной речи, для русской традиции более свойственно строгое разграничение языка церковного и бытового. Синкретизм православного действа, сохранившийся и по сей день, вариативность и принципиальная открытость богослужения, отбор гимнов которого регулируется Типиконом в соответствии с церковными календарными циклами, не предполагают возможности строго структурного единообразия в певческом оформлении богослужения. Так, в Литургии ор.9 П.Чеснокова вводится праздничное песнопение "Господи, спаси, благочестивый", в Литургии ор.13 А.Гречанинова его нет. У Чеснокова один традиционный причастен "Хвалите Господа с небес", у Гречанинова его дополняет "В память вечную", который поют в дни памяти святых. В допускающих, по замыслу композиторов, концертное исполнение Литургиях Чайковского и Рахманинова отличия еще более заметны и существенны. План Литургии Рахманинова, в отличие от Чайковского, полностью охватывает круг песнопений, предписанный Уставом. Однако, невозможность адекватного воспроизведения возгласов диакона в ектениях, Евхаристическом каноне, эпизоде причащения мирян - тщательно охраняемых Церковью и воссоздающих опыт соборного моления, а в концертных исполнениях пропускаемых, приводит к утрате сакраментального смысла этих важнейших разделов богослужения. Музыкальный строй хоровых эпизодов-откликов определяется возгласами священника или диакона и в целостную музыкальную структуру не складывается.

Не случайно для художественного воплощения акта партиципации русские композиторы XX века обращаются либо к западной мессе, как это делает И. Стравинский, либо создают ораториальные произведения, выходящие за пределы традиционных жанров. Таковы Литургия Domestico А. Гречанинова (вторая редакция для двух солистов, хора, органа и оркестра) и Русская месса В. Мартынова для мужского хора a'capella на православный текст. (Мартынов называет такие жанры "паралитургиями" - духовными сочинениями не для богослужения)93.

Обращение западных композиторов к православным песнопениям практически не встречается. Исключение составляет "Утреня" К.Пендерецкого, опирающаяся на круг сюжетов и песнопений Великой субботы и Пасхальной утрени, данных в сочетании со звучаниями католических ритуальных песнопений. В этом эстетическая позиция Пендерецкого близка Стравинскому. Симбиоз западных и православных звучаний дан как единый звуковой комплекс, необходимый для создания образов сакрального. Однако духовное освоение канонических сюжетов и текстов глубоко различно. Если Месса Стравинского, стилистически суммирующая самые различные звуковые комплексы, включая ритуальный пляс, опирается на идею преображения через освобождение от страстей, то Утреня Пендерецкого, полная контрастов и потрясающих сонорных эффектов, направлена на воссоздание образов сверхестест-венного, преображение через восхождение и экстатическое озарение.

Как показывают последние примеры, несмотря на все более непосредственное взаимовлияние Востока и Запада, особенности сознания "двух чело-вечеств" (Ф. Тютчев) продолжают существовать и находят воплощение в музыке. Но, чтобы понять друг друга, необходимо учиться языку "культур-партнеров" (Орлов), постигать народные верования и привычки, которые таятся в глубинах обыденного сознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кожаева, Светлана Борисовна, 2004 год

1. Аберт Г. В.А. Моцарт в 2-х ч., 4 кн.: 1.- 1. - М.: Музыка, 1978.

2. Аберт Г. В.А. Моцарт. I 2. - М.: Музыка, 1988.

3. Аберт Г. В.А. Моцарт. II 1. - М.: Музыка, 1983.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.

5. Аверинцев С. На границе цивилизации и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья. // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1985. - С. 5-34.

6. Акопян Л. Структурное слышанье: угасающее направление музыкальной науки // Искусство XX века: уходящая эпоха? в 2-х т.: Т.2 - Нижний Новгород: ННГУ, 1997.

7. Акопян Л. О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Муз. Академия, 1999/1 С. 206-212.

8. Алфеевская Г. О "Симфонии псалмов" И. Стравинского // И.Ф. Стравинский, сост. Л.С. Дьячкова, ред. Б.М. Яростовский. М.: Сов. комп., 1973. - С. 250-276.

9. Апель В. Григорианский хорал // Григорианский хорал. Тр. МГК им П.И. Чайковского. М., 1998. - С. 8-37.

10. Арановский М. Структура музыкальных жанров и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: В.6 М., Сов. комп., 1987. - С. 544.

11. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.

12. Арановский М. Расколотая целостность // Русская музыка и XX век М.: МИИ, 1997.-С. 371-404.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М: Музгиз, 1963.

14. Асафьев Б. Книга о Стравинском. JI.: Музыка, 1997.

15. Асафьев Б. Русская музыка. JI.: Музыка, 1979.

16. Асафьев Б. О хоровом искусстве. JI.: Музыка, 1980.

17. Афоризмы Старого Китая. М.: Наука, 1988.

18. Ахматова А. .Цикл "Творчество", ст. 2, / "Узнают голос мой". М.: Педагогика, 1988.

19. Бакуменко В. Духовные произведения С.В. Рахманинова. Журнал Московской Патриархии (ЖМП) 1993/3.

20. Баранова Т.Б. Месса. // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991.

21. Барсова И. Опыт этимологического анализа. Сов. музыка, 1985/9. - С. 59-68.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

23. Беликов Д.В. Взаимосвязь повседневного образа мыслей с философией как теоретическая проблема. Авт. дис. канд. философских наук. Иваново: Изд-й центр ТГУ, 1998.

24. Белоненко А.С. К вопросу о типологии русской мысли XI XV вв. о певческом искусстве. // Музыкальная культура Средних веков: В.2. - М.: МКСССР, 1992.-С. 112-115.

25. Бердяев И.А. Философия творчества, культуры и искусства, в 2-х т.: Т.1 -М.: Лига, 1994.

26. Бергер Л. Закономерности истории музыки. // Муз. Академия, 1993/2. -С. 124-131.

27. Беседа с композитором Мартыновым В. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность, М.: Композитор, 1999. - С. 190-197.

28. Беседа с композитором Денисовым Э. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность, М.: Композитор, 1999. - С. 223-232.

29. Библейская энциклопедия. М: изд. центр "ТЕРРА", 1990.

30. Библер B.C. Мышление как творчество. М: изд-во Политическая литература, 1975.

31. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М: изд. Политическая литература, 1975.

32. Блинова М. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности. // Вопросы теории и эстетики: В.8. М.: Наука, 1968.-С. 111-127.

33. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и мышление. Авт. дисс. докт. иск-я. -Волгода: Полиграфист, 1993.

34. Бонфельд М.Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки. // Критика и музыкознание. JT.: Музыка, 1975. - С. 93-105.

35. Бонфельд М. Музыка как мышление // "Музыка начинается там, где кончается слово". Астрахань-Москва: НТЦ "Консерватория", 1995. — С. 129-202.

36. Бражников М. Древнерусская теория музыки. JT.: Музыка. 1972.

37. Бражников М. Пути развития знаменного распева XII XVIII вв. - J1.-M.: Музгиз, 1949.

38. Бражников М. Лица и фиты знаменного распева. Л.: Музыка, 1984.

39. Бродский И. Часть речи. Избр. ст. 1962 1989 г. - М: Худ. лит., 1990.

40. Бродский И. Путешествие в Стамбул. // Размером подлинника. Таллин: ЛОСП СССР, Таллиннский центр МИЖ МАДПР, 1990.

41. Булгаков М.А. Белая гвардия / Романы. М.: Худож. лит., 1988.

42. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка. Словарь. Л.: Музыка, 1974.

43. Бычков В. Некоторые проблемы музыкальной эстетики в ранней патристике. // Музыкальная культура средневековья: В.2. М.: МК СССР, 1992. -С. 110-111.

44. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

45. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика: В.1. М.: Прогресс, 1991.-С. 39-50.

46. Валькова В.Б. От ответственного редактора и составителя // Музыка и миф. Тр. ГМПИ им. Гнесиных, в. 118. - М., 1992. - С. 3-6.

47. Валькова В. Музыкальный тематизм мышление - культура. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1992.

48. Винокуров. В.В. Феномен сакрального или восстание богов // Социо-Логос, В.1 Прогресс. -С. 431-449.

49. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное ис-во, 1985.

50. Волков С. Диалоги с И. Бродским. М.: Независимая газета, 1999.

51. Всенощное бдение. Литургия: Изд-е Московской Патриархии, 1982.

52. Выгодский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

53. Гаспаров А. Структурный метод в музыкознании // Сов. музыка 1972/2. -С. 42-51.

54. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. Муз. Академия, 1993/2. - С. 131-138.

55. Генис А. Послесловие к роману Л. Лайтмана "Сны Эйнштейна". Иностранная литература, 1995/3. - С. 36-38.

56. Герасимова-Персидская М.А. Русская музыка XVII в. Встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994.

57. Гервер Л. К проблеме миф и музыка. // Музыка и миф. Тр. ГМПИ им. Гнесиных-М., 1992.-С. 14-21.

58. Герцман Е. Греко-арабская музыкально-теоретическая рукопись // Музыкальная культура средневековья. Тр. ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова: В.1.-Л., 1988.-С. 51-61.

59. Герцман Е. Гимн у истоков Нового Завета. М.: Музыка, 1996.

60. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии. М.: Современник, 1990.

61. Гоготишвили Л.А. Платонизм в Зазеркалье XX в., или Вниз по лестнице, ведущей вверх // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. - С. 922-942.

62. Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь: Изд-во ПТУ, 1993.

63. Грачев В. Ветхозаветные трубные гласы и музыка для духовых: сохранение генезиса или отрицание традиции. // Муз. Академия, 2001/3. С. 103110.

64. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X XVII вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

65. Грубер Р И. Всеобщая история музыки: 4.1. М.: Гос. муз. изд-во, 1960.

66. Грузинцева Н.В. Об одной особенности воздействия мелизматики и литературного текста в песнопениях знаменного распева // Музыкальная культура Средневековья: В.1. Л.: ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова, 1998. -С. 78-87.

67. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987.

68. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений. // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Композитор, 1999.

69. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

70. Гуревич А. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989.

71. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.

72. Гуревич П.С. Культурология. М: Знание, 1996.

73. Гурьева М. Система осмогласия в Русской Литургии конца XVII в. // Муз. академия, 2001/3 С. 95-103.

74. Давкин Р. Эгоистический ген. М.: Искусство, 1975.

75. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.: Т.2 М.: Русский язык, 1981.

76. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.: Т.4 М.: Русский язык, 1982.

77. Денеш 3. Этос и аффект. М., 1977.

78. Диденко Н. Музыка речь духовная // Музыкальное искусство и религия. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1995. - С. 67-79.

79. Документы жизни и деятельности И.С. Баха. М.: Музыка, 1980.

80. Друскин М. Из истории зарубежного баховедения // Сов. музыка 1978/3. -С. 108-115.

81. Друскин М. И.С. Бах. М.: Музыка, 1982.

82. Друскин М. Клавирная музыка. Л.: Гос. муз. изд-во, 1960.

83. Друскин М. Очерки, статьи, заметки. Л.: Сов. комп., ЛО, 1987

84. Друскин М. Пассионы и мессы. И.С. Баха. Л.: Музыка, 1976.

85. Дубравская Т. История полифонии: В.2Б. Возрождение, XVI в. М.: Музыка, 1996.

86. Евдокимова Ю. История полифонии. Многоголосие Средневековья X -XIV вв.: В.1. М.: Музыка, 1983.

87. Евдокимова Ю. История полифонии. Музыка эпохи Возрождения XV в.: В. 2А. М.: Музыка, 1989.

88. Ектения. Авт.-сост.: Евдокимова Ю., Конотоп А., Кореньков Н. / М.: Изд-е объед. Композитор, 1996.

89. Есенин С. Собр. соч. в 3-х т.: Т.2. М.: Правда, 1970.

90. Забелин И. Домашний быт русских царей XVI-XVIII столетия, в 3-х кн.: Кн.1 -М.: Книга, 1990.

91. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой пол. XVIII в. - М.: Музыка, 1983.

92. Зейфас Н. Высокая месса Баха // Сов. музыка 1989/7. - С. 52-59.

93. Земцовский И. В вечном круговороте слуха // Муз. Академия, 2001/1. -С. 1-12.

94. Зяблинцев Г., священник. Богословие преподобного Исаака Сирина. ЖМП- 1993/3.-С. 41-45.

95. Иофан Н.А. Становление протоканона в изобразительном искусстве Японии // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. - С. 23-35.

96. Иоффе Г. Мистерия и опера. Л.: ГМНИИ, 1937.

97. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во ЛУ, 1971.

98. Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

99. Каган М. Понятие культуры в системе философских категорий // Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев: Гос. университет, в. IV, 1979.-С. 20-22.

100. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.

101. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания. Уч-е пособие. Астрахань: МКРФ, АГК, 2001.

102. Кандинский А.И. Хоровые циклы Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. М.: Композитор, 1999. - С. 66-117.

103. Карабань М.Г. Особенности структурно-функционального описания ладовой системы распевов // Муз. Академия, 2002/4. - С. 76-86.

104. Карпушин И.И. Взаимоотношения эстетического и религиозного видов сознания. Авт. дисс. канд. философских наук. М., 1972.

105. Карцовник В.Г. Жанр эстампи в истории средневекового инструментализма // Из истории инструментальной музыкальной культуры. Тр. ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова Л., 1988. - С. 58-82.

106. Карцовник В.Г. Тропы входных антифонов западно-европейского средневекового хГорала // Музыкальная культура средневековья: В.1. Тр. ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова Л., 1988. - С. 24-50.

107. Катунян М. Плач Иеремии // Слово и музыка. Тр. МГК им. П.И. Чайковского, сб. 36. М., 2002. - С. 341-351.

108. Келдыш Ю.В. История русской музыки в 10 т.: Т.1. М.: Музыка, 1983.

109. Келдыш Ю. Византии музыка. Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. - С. 106, к. 2.

110. Кириллина Л. Загадки Торжественной мессы Бетховена // Муз. Академия, -2000/1.-С, 9-28.

111. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII XIX вв. Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М: МГК им. П.И. Чайковского, 1996.

112. ИЗ. Кириллина Л. Метаморфозы менуэта. Муз. Академия, 1998/1. - С. 133136.

113. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. В 2-х кн.: кн.1. М: Владос, 2001.

114. Крылова Л. Функции цитаты в музыкальном тексте. Сов. Музыка -1975/10.-С. 92-97.

115. Кудряшов Ю.В. Музыкальная готика Мессы Гийома де Машо // Музыкальная культура Средневековья.: В.2., Л.: ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова, 1992.-С. 105-128.

116. Кукушкина Е.И., Лагунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1988.

117. Кукушкина Е. Познание, язык, культура. М.: Изд-во МГУ, 1984.

118. Курбатов Г. Л.,. Фролов Э.Д., Фроянов И .Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988.

119. Кутузов Б. Возрождать ли нам знаменный распев? // ЖМП 1993/3. - С. 69-71.

120. Кутузов Б. Принцип меры и красоты в знаменном распеве // ЖМП -1993/1. С. 103-109.

121. Кутузов Б. Проблемы русского знаменного пения в связи с историей возрождения католиками грегорианского хорала. М: Издание храма Спаса Нерукотворного Образа б. Андроникова монастыря, 1996. - С. 5-13.

122. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII XX веков. - М.: ТЦ Сфера, 1998.

123. Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991.

124. Лайнсдорф Э. В защиту композитора. М: Музыка, 1988.

125. Лебедева И.Г. К изучению формульной структуры в хоральной монодии средневековья // Музыкальная культура средневековья: В.1. Л.: ЛГИТ-МиК им. Н.К. Черкасова, 1988. С. 11-23.

126. Лесовиченко A.M. Западный музыкально-культовый канон и его историческая судьба. Новосибирск: НГТУ, 2001.

127. Ливанова Т. Западно-европейская музыка XVII XVIII вв. в ряду искусств. - М.: Музыка, 1977.

128. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 г., в 2-х кн.: кн. 1. -М.: Музыка, 1986.

129. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 г. Т.2. М: Музыка, 1982.

130. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи: 4.2. М.: Музыка, 1980.

131. Ливанова Т. Русская музыка XVIII в. М.: Гос. муз-е изд-во, 1952.

132. Ливанова Т. Средние века // Из истории музыки и музыковедения за рубежом. М.: Музыка, 1981.-С. 114-119.

133. Лобанова М.Н. Принцип репрезентации в поэтике барокко // Западноевропейское музыкальное барокко. Проблемы эстетики и поэтики. М: Музыка, 1994.

134. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1974.

135. Лосев А. Музыка как предмет логики / Из ранних произведений. М.; Правда, 1990.-С. 195-390.

136. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. М: Мысль, 1993.

137. Лосев А. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве стран Азии и Африки. М.: Наука, 1973. -С. 6-15.

138. Лосев А. Диалектика мифа / Из ранних произведений М.; Правда, 1990. -С. 391-599.

139. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр СЭИ, 1991.

140. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве стран Азии и Африки. М.: Наука, 1973. - С. 16-22.

141. Лотман Ю. Выход из лабиринта // У. Эко "Имя розы" М.: Книжная палата, 1989.-С. 468-481.

142. Лотман Ю. Тезисы о семиотике русской культуры. Некоторые вопросы общей теории искусств / Ю.М. Лотман и Тартуско-Московская школа. -М.: Гнозис, 1994.

143. Майский В.Л. Особенности голосоведения И.С. Баха (на материалах его хоралов). Вопросы теории музыки: В.2. М.: Музыка, 1970. - С. 229-245.

144. Маркиш С. Примечания к роману Л. Фейхтвангера "Иудейская война". / Собр. соч. в 12 т.: Т.7. М.: Худож. лит, 1965. - С. 459-485.

145. Мартынов В. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. М.: Филология, 1997.

146. Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Традиции, Русский путь, 2000.

147. Марченков В. Монодия, полифония и личность: мечта о русском многоголосии. // Муз. Академия, 2001/3. - С. 30-36.

148. Медушевский В. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов. музыка 1985/7. - С. 66-70.

149. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.

150. Медушевский В. Исторический параллелизм в развитии вербального и музыкального языков. // Слово и музыка. МГК им. П.И. Чайковского, сб. 36. М: 2002.-С. 51-71

151. Медушевский В. Таинственные энергии музыки // Муз. Академия -1992/3-С. 54-57.

152. Медушевский В. Этимология культуры // Муз. Академия, 1993/3. - С. 110.

153. Мезенец А. Извещение о согласнейших пометах // Музыкальная эстетика России XII XVII вв. - М.: Музыка, 1973. - С. 97-102.

154. Мень А. Православное богослужение. М.: Слово, 1991.

155. Москва Ю. Оффиций // Григорианской хорал: Тр. МГК им. П.И. Чайковского, сб. 20 М., 1998. - С. 66-103.

156. Муратова К. Мастера Французской готики. М.: Искусство, 1988.

157. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

158. Назайкинский Е. Музыка звуковой мир. // Сов. музыка - 1986/11. - С. 82-88.

159. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: В.2. М.: Музыка, 1973. - С. 59-98.

160. Назайкинский Е. О системе музыкально-теоретических дисциплин. Тр. МГК им. П.И. Чайковского. М., 1978. - С. 114-119.

161. Назаренко И.А., Назаренко А.А. Глоссарий музыкальных терминов. -Краснодар: Изд-во Кубанского ГУ, 1992.

162. Насонова М. Практическая деятельность северонемецкого органиста XVII в. // Старинная музыка М.: Преет, 1999. - С. 117-128.

163. Настольная книга священнослужителя. Т.1. М.: Изд-во Московской патриархии, 1997.

164. Николаев Б., протоиерей. Богословские основы знаменного пения (фрагмент). // Муз. Академия, 1995/3. - С. 137-145.

165. Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения православной церкви. Изд. 7. СПб: Синодальная библиотека, 1907.

166. Новак Л. Йозеф Гайдн. М: Музыка, 1973.

167. Новак Л. Стиль симфонический и стиль церковный // Муз. Академия, -1997/2.-С. 159-166.

168. Орлов Г. Древо музыки. Вашингтон-СПб: Изд-во Frager-Сов. комп, 1992.

169. Орлов Г. Семантика в музыке // Проблемы музыкальной науки: В.2. М.: Сов. комп, 1973. - С. 434-479.

170. Орлова Е. О традиции канта в русской музыке // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. - С. 241-262.

171. Осадчая О.Ю. Мифология музыкального текста. Дисс. канд. филос. наук. Волгоград, 2002.

172. Осадчая О.Ю. "Мифология музыки" А.Ф. Лосева // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. Волгоград-Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2002. - С. 242-249.

173. Пастернак Б. Доктор Живаго. Вильнюс: Вага, 1988.

174. Пастернак Б. Стихотворения. М.: Худож. литерат., 1983.

175. Пендерецкий К. "Я пишу для человека, думаю, Бог на меня не в обиде" // "Известия", 23.05.95.

176. Переверзев Л. Импровизация versus композиция. // Муз. Академия, -1998/1.-С. 133-136.

177. Поглищук Е.С., Флоровский Г.В. Восточные Отцы IV века. Византийские Отцы V VIII веков. - М: Паломник, 1992.

178. Протопопов Вл. История полифонии: В.З. М.: Музыка, 1985.

179. Протопопов Вл. Великое творение И.С. Баха Месса h-moll анализ Kyrie и Gloria // Музыкальная культура христианского мира - Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2001. - С. 267-296.

180. Протопопов Вл. Музыка предначертательного псалма во Всенощном бдении. // Муз. Академия, 1999/1. - С. 1-10.

181. Протопопов Вл. Принципы музыкальной формы Баха. М.: Музыка, 1981.

182. Пушкин А.С. Избранные сочинения в 2-х т.: Т.1 М.: Худож. литерат., 1980.

183. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1981.

184. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М.: Центр, 1996.

185. Разумовский Д. Церковное пение в России. // Муз. Академия, 1998/1. -С. 81-104.

186. Рамазанова Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла. // Музыкальная культура Средневековья: В.2. М.: МК СССР, 1992. - С. 115-119.

187. Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства. // Музыкальное искусство и наука: В.2. М.: Музыка, 1973. - С. 17-58.

188. Раппопорт С. Художественное представление и художественный образ. // Эстетические очерки: В.З. М: Музыка, 1973. - С. 45-94.

189. Рахманова М. Русская духовная музыка в XX в. // Русская музыка и XX век М.: МИИ, 1997. - С. 371-407.

190. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М: Мысль, 1988.

191. Рубаха Е. Танец и симфония. // Муз. АкаДемия, 1998/1. - С. 136-139.

192. Ручьевская Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования. // Сов. музыка 1975/5. - С. 129-134

193. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М: Наука, 1988.

194. Савенко С. Музыка Стравинского в стилистическом пейзаже эпохи. // Искусство XX века: уходящая эпоха? в 2-х т.: Т.1. - Нижний Новгород: ННГУ, 1997.-С. 175-185.

195. Салонов М. Менестрели. М.: Преет, 1996.

196. Сенека JI.A. Нравственные письма к Луцию. М.: Худож. литерат, 1986.

197. Серегина Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли). // Вопросы теории и эстетики: В. 13. Л.: Музыка, 1974.-С. 58-78.

198. Серегина Н.С. Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Кие-ве по спискам XII века. // Музыкальная культура Средневековья: В.2. М.: МКСССР, 1992.-С. 14-17

199. Серегина Н.С. О некоторых принципах организации знаменного распева. // Проблемы музыкальной науки: В.4. М: Сов. комп, 1979. - С. 164-186

200. Серегина Н. Песнопения русским святым. СПб.: РИИИ, 1994.

201. Серль Дж. Природа интенциональных состояний. // Философия. Логика. Язык. М.: Прогресс, 1987.

202. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.

203. Словарь современного русского литературного языка АН СССР, в 18-ти т.: Т.8. М.: Изд-во АН СССР, 1970.

204. Современная западная философия. М.: Проспект, 1991.

205. Современный философский словарь. Москва-Бишкек-Екатеринбург-Нью-Йорк-Лондон-Париж: Одиссей, 1996.

206. Современный философский словарь и хрестоматия. Ростов-Дон: Феникс, 1995.

207. Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Нижний Новгород: ННГУ, 1994.

208. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки в 3 т: Т.З. - Л.: Сов. комп., 1983.

209. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы. // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971.-С. 292-309.

210. Стравинский И. Диалоги. JL: Музыка, 1971.

211. Стравинский И. Хроника моей жизни. JL: Гос. муз. изд-во, 1963.

212. Старчеус М. Новая жизнь жанровой традиции. // Музыкальный современник: В.6. М.: Сов. комп., 1987. - С. 45-67.

213. Терентьева С.В. Высокая месса И.С. Баха в свете диалога культур. Авт дисс. канд. иск-я. Магнитогорск, 1999.

214. Теста Б. О таинствах церкви. М.: Христианская Россия, 2000.

215. Терц А. Прогулки с Пушкиным. СПб: Всемирное слово, 1993.

216. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Избр. М.: Прогресс-Культура, 1995.

217. Уайбр X. Православная литургия. М.: ББИ, 2000.

218. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. комп, 1971.

219. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х т.: Т.З. М.: Прогресс, 1987.

220. Флоренский П. Космологические антиномии Эммануила Канта. Соч. в 4 т.: Т.2. М.: Мысль, 1996. - С. 3-33.

221. Флоренский П. Разум и диалектика / Соч в 4 т.: Т.2. М.: Мысль, 1996. -С.131-142.

222. Флоренский П. Иконостас. М.: Искусство, 1995.

223. Флоренский П. Храмовое действо как символ искусств. Соч. в 4 т.: Т.2. -М.: Мысль, 1996. С. 370-383.

224. Франк С. Сочинения. М.: Правда, 1990.

225. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 94-142.

226. Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.-С. 143-221.

227. Философский энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1989.

228. Хайдеггер М. Вопрос о технике. // Новая технографическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 45-66.

229. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера. // Социо-Логос: В.1. -М.: Прогресс, 1991.-С. 315-344.

230. Хейзенга Й. Осень Средневековья. М: Наука, 1988.

231. Холопов Ю. Месса. // Григорианский хорал. Тр. МГК им. П.И. Чайковского, в. 20 М., 1993. - С. 39-65.

232. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М: Сов. комп, 1983.

233. Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб: Лань, 1999.

234. Холопова В. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М.: Преет, 2002.

235. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.: Музыка, 1964.

236. Чередниченко Т. Современная музыка и историческое сознание музыковеда. Сов. музыка 1989/9. - С. 103-107.

237. Чистяков Г., священник. Немая музыка псалмов. // Слово и музыка. Тр. МГК им. П.И. Чайковского, сб. 36. М., 2002. - С. 86-92.

238. Шведов О. Чинопоследование Утрени структура и симметрия. // ЖМП, 1993/12.-С. 84-96.

239. Швейцер А. И.С. Бах. М.: Музыка, 1964.

240. Швейцер А. Между водой и девственным лесом / Письма из Ламбарене. -Л.: Наука, ЛО, 1989. С. 9-108.

241. Шеронова Ю. Увертюра "Светлый праздник" (знаменный распев в творчестве русских композиторов). // Н.А. Римский-Корсаков. Тр. МГК им. П.И. Чайковского, сб. 30. М., 2000. - С. 122-127.

242. Шестаков. От этоса к аффекту. М.: Музыка, 1975.

243. Шипулина Н.Б. Вещи в культуре: социокультурные аспекты современности. // Наука, искусство, образование в III тысячелетии. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - С. 62-65.

244. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Библиотека Алия, 1993.

245. Эйнштейн А. Моцарт. М.: Музыка, 1977.

246. Экхардт Мейстер. Духовное рассуждение и проповеди. СПб: Азбука, 2000.

247. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Университетская книга, Аст -1997.

248. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.-К: "Порт-Рояль" ЗАО "Совершенство", 1977.

249. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977.

250. Carol D.F. the Mass of the Western Rites. Sand/Company, 1934: URL: http://www.ewtn.comAibrary/LITURGY/MASS/TXT.

251. Catholic Encyclopedia., 1910. URL: http://www.newadvent.org/cathen/.

252. Vg 129V-294, A f. 447'-44«, G f. 1ЭГ-1Э2, »t. J6B.2а1. Kjrte XjtLut'HfquA.1. Oboe 11. Oboe II1. Coniinuo4ал л. ft --"- i I--1—1 r~l—r~i . .—. . ~

253. Ы;У 1 Г Г Г Е-Т Г г J — J J J «1 J -jrn-j- Г Г Г г Г 1 ЬЬЫ1 а 1 — »г CC3Sr=f=--j f J uJ J J • «N J Jgj J ' F Г Г J* ' ** ' ' ' ^ ^ ' 'yrtrrrm f J tJ" 1П Г Г ШЁШ 1 ^ ^ Г =

254. КГ LJLhbIf J »J TH^T I 1 irt J t^-H If f f J bnu .1-1ss31. Ку . ri • v « l«iтюн,g it g и т1. Ку • ri • « - let ton.1. Г'1. Kjr- r»-e « • leiicy5.1. Mecca h-moll, Kyrie I- n e с6.

255. Mecca g-moll Kyrie II (фуга)

256. Mecca F-dur Литания (Kyrie I) Сегмент 1 (т. 9-12) 8. Сегмент 2 (т. 23-27)9.1. Mecca F-dur Gloria10.1. Mecca g-moll2. Gloria1. И.

257. JP №18 Речитатив Евангелиста1. Pe-W Ok dfe wir-lg > fc»1. SSfgg

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.