Антропология предела и стратегии формирования субъективности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Мартынова, Светлана Александровна

  • Мартынова, Светлана Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 170
Мартынова, Светлана Александровна. Антропология предела и стратегии формирования субъективности: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2016. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мартынова, Светлана Александровна

Оглавление

Введение

Глава первая. Идеи предела и беспредельного в практиках субъективности

1.1. Предел в формировании пайдейи

1.2. Апология беспредельного и апофатика

Глава вторая. Территория предела: генезис символического

2.1. Позиция субъекта в суждении о возвышенном

2.2. Выражение субъективности: художник как свидетель

Глава третья. Концептуализация предела и радикальная субъективность

3.1. Репрезентация телесности и топологический диссонанс

3.2. Трансгрессия органического как утверждение проекта

Глава четвертая. Антропология предела: социальный аспект

4.1. Исключительная норма в структурах субъективности

4.2. Л-центрация как субъективная практика в аутизме

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропология предела и стратегии формирования субъективности»

Введение

Актуальность темы исследования

Постановка вопроса о субъекте в рамках философско-антропологической мысли предполагает необходимость сформулировать знание о человеке с позиции предела, обозначающего стратегии формирования радикальной субъективности. Исследование предельной субъективности ориентировано на понимание ее в качестве феномена.

Учреждение предела в символическом порядке дает возможность исследовать субъективность с позиции ее целостного представления. Уже в античности складывались практики формирования субъективности с позиции предела — исследование практики пайдейи показывает, что именно рефлексия предела оказала существенное влияние на осмысление античных образовательных стратегий. Пайдейя ориентирована на идею предела, в рамках которой человек подлежит образованию в соответствии с устанавливаемым порядком космоса, мысли и действия.

Заявленное в классической философии понимание человека пределом формирования субъекта обозначает разум, что позволяет в рамках традиционной системологии целостно осмыслить человека. Модерн заявляет формирование «субъективности за пределами субъекта» (Ф. Лаку-Лабарт). В современности обозначена такая болевая точка антропологического знания как «конец человеческой исключительности» (Ж.-М. Шеффер). Таким образом, обращение к множественности современных стратегий понимания человека подразумевает концептуализацию предела, что делает необходимым исследование символического порядка радикальной субъективности. Без учета предельных состояний человеческого существования философско-антропологическое знание оказывается неполным. Необходимо, следовательно, построение проблемного поля и создание соответствующего дискурса, где была бы возможность целостного рассмотрения предельных состояний человека в символическом порядке культуры и социума.

Центром внимания проблематики предела является корреляция устойчивого — разумного — символического порядка культуры и радикальной субъективности, что развернуто в проективных пространствах социального и индивидуального воображаемого и телесно-чувственных практиках субъективности. В таких случаях понятие радикальной субъективности пересекается с трансгрессивностью, но не совпадает с ней. Особенность радикальной субъективности состоит, прежде всего, в утверждающем пафосе существования. Осмысление стратегий радикальной субъективности восполняет негативные определения субъекта, что предполагает введение понятия предела в пространство антропологической мысли современности.

Понимание человека с позиции предела в социальном аспекте выявляет несовпадения субъективности с нормологией социума, в котором установлен определенный порядок. Радикальная субъективность проблематизирует учреждение нормы в социальной жизни и возможность нахождения для себя соответствующего места в социальном порядке. В таком случае предел может быть продуктивно понят как выражение структурной организации радикальной субъективности. Именно на пересечении социального порядка и радикальной субъективности становится возможным осмыслить такие феномены как исключительная норма и аутизм.

Диссертационная работа представляет собой комплексное исследование предметного содержания и концептуального статуса предела через выявление, анализ и социальные действия радикальной субъективности. Событие формирования радикальной субъективности происходит при взаимодействии символического и предметно-телесного планов бытия, встреча которых происходит в воображаемом. Именно такая ориентация мысли требует понимания человека с позиции предела и способна конструктивно прояснить границы предметного поля антропологического знания.

Степень разработанности

1. Антропология предела характеризует исследование человека в радикальных ситуациях существования, предполагающих экзистенциальную интенсивность бытия человека. Осмысление констант и предметного поля антропологического знания, произведенное в классических трудах М. Шелера и М. Хайдеггера продолжено в современных зарубежных (Дж. Агамбен, К. Вальверде, Ш. Галлахер, С. Ватсон, Б. Латур, Ж.-М. Шеффер)1 и отечественных (Н.Я. Григорьева, Н.А. Грякалов, А.А. Корольков, Б.В. Марков, И.П. Смирнов, В.С. Степин)2 исследованиях. При выполнении диссертации оказались значимы разработки теории субъекта и его трансгрессии в работах Ж. Батая, М. Бланшо,

-5

Ж. Делеза, В. Декомба, Ж. Деррида, Э. Левинаса и М. Фуко. Анализ

1 Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. - М.: Европа, 2012. 192 с; Вальверде К. Философская антропология / Пер. с испан. Г.В. Вдовиной. с - М.: Христианская Россия, 2000. 412 с; Gallagher S., Watson S. (eds) Ipseity and alternity: interdisciplinary approaches to intersubjectivity. - Rouen.: Publications de l'Université de Rouen,

2004. 380 p; Латур Б. Несводимое / Латур Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» / Пер. с фр. А.В. Дьякова. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 215-307; Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. 392 с.

2 Григорьева Н.Я. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920-1940-х (Россия, Германия, Франция).- СПб.: Книжный дом, 2008. 344 с.; Грякалов Н.А. Жребии человеческого: Очерк тотальной антропологии. - СПб.: ДМИТРИИ БУЛАНИН, 2015. 438 с; Корольков А.А. Духовная антропология. - СПб.: Изд-во СПбГУ,

2005. 324 с; Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. -СПб.: Наука, 2011; Смирнов И.П. Homo Homini Philosophus - СПб.: Алетейя, 1999. 284 с; Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992. 191 с.

Батай Ж. Невозможное / Батай Ж. Ненависть к поэзии: Романы и повести / Пер. с фр.; Сост. С.Н. Зенкин. - М.: Ладомир, 1999. С. 225-304; Бланшо М. Две версии воображаемого / Пространство литературы / Пер. с фр. Б. М. Скуратова - М.: Логос, 2002. 288 с; Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Пер. с фр. М Голованивской. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. 576 с; Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Пер. с фр. Я.И. Свирского. - М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с; Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX в. - СПб.: Мифрил, 1994. С. 133.-174; Левинас Э. От существования к существующему / Э. Левинас. Избранное: тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 7-65; Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981—1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. 677 с; Фуко М. О трансгрессии / Пер. с фр. С.Л.

5

формирования субъективности с позиции перехода, границы и предела, а также актуализация данных подходов в рамках формирования антропологического знания происходит в трудах отечественных исследователей: Л.Е. Артамошкиной, О.В. Власовой, Д.Ю.Дорофеева, А.А. Грякалова, А.В. Дьякова, А.С. Колесникова, И.А. Кребель, В.Л. Лехциера.4

2. Существенные для выполнения диссертации позиции формирования и образования человека в свете рефлексии предела разработаны в трудах Пифагора, Филолая, Платона и Аристотеля.5 Современное развитие учений античных мыслителей представлены в работах таких авторов как А.В. Ахутин, Э. Доддс, Д. Золтаи, В. Йегер, Ф.Х. Кессиди, М. Конш, А.Ф. Лосев, Р. Муртли.6

Фокина // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX в. - СПб.: Мифрил, 1994. С. 113-131.

4 Артамошкина Л.Е. Топос, ландшафт, биография: концепция культурной памяти // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 2. С. 174-178; Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. - М.: Территория будущего, 2010 г. 640 с; Дорофеев Д.Ю. Суверенная и гетерогенная спонтанность. Философско-антропологический анализ. СПб: Изд. СПбГУ, 2007. 670 с.; Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. - СПб.: Наука, 2004. 484 с; Дьяков А.В. Философия пост-структурализма во Франции. - Нью-Йорк: Северный крест, 2008. 364 с; Колесников А.С. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии // Формы субъективности в философской культуре XX века. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 10-25; Кребель И.А. Территория предела. Эстетика мысли русского модерна. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. 327 с; Лехциер В.Л. Феноменология «пере-»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. - Самара: Самарский университет, 2007. 332 с.

5 Антология мировой философии: В 4-х тт. Т.1. Ч.1 и 2. - М.: Мысль, 1969. 936 с.; Аристотель. Метафизика / Соч.: В 4-х тт. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1981. 613 с; Аристотель. Физика / Соч.: В 4-х тт. Т. 3 / Пер., вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанского. - М.: Мысль, 1976. С. 61-262; Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. (Сер. Памятники философской мысли). - М.: Наука, 1989. 576 с; Платон. Государство / Платон. Собр. соч.: В 4-х тт. Т.3. - М.: Мысль, 1990. С.79-420; Платон. Филеб / Платон. Собр. соч.: В 4-х тт. Т.3. - М.: Мысль, 1990. С. 7-78.

6 Ахутин А.В. Античные начала философии. - СПб.: Наука, 2007. 783 с; 47. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С.В. Пахомова; послесл. Ф.Х. Кессиди - СПб.: Алетейя, 2000. 507 с; Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Пер. с нем. Т. Длугач, И. Науменко. - М.: Прогресс, 1977. 371 с; Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1 / Пер. А.И. Любжина. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. 593 с.; Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.2 - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997. 335 с; Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии / Отв. ред. А.Е. Зимбули. - М.: Алетейя, 2003. 360 с; Конш М. Философская ориентация / Пер. с фр. В. Ю.

6

Для осмысления беспредельного и рассмотрения коррелирующих с ним практик экстаза, метанойи, апофатического опыта, ученого незнания в рамках диссертационного исследования значимы труды неоплатоников - Прокла и Плотина, тексты Дионисия Ареопагита, сочинения Николая Кузанского. Прояснению антропологической мысли, которая складывается в рамках учения о беспредельном, способствуют работы С.С. Аверинцева, П. Адо, П.П. Гайденко, Э. Жильсона, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, М.В. Михайловой,

о

К. В. Преображенской, Р.В. Светлова и М.С. Уварова.

3. Для понимания субъекта в предельных состояниях высокую значимость имеют классические идеи Э. Берка и И. Канта о возвышенном, а также последующее толкование их концепций в работах Ю.М. Бородая, К. Дюзинга, Э. Кассирера, А.А. Кравченко, П. Кроутера, Н.Ф. Федорова.9 При

Быстрова и А.В. Шестакова. - СПб.: Русский Миръ, 2012. 384 с; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Т8. Кн. 2 / Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 тт. - М.: АСТ, 2000. 688 с; Mortley R. From Word to Silence I The Rise and Fall of Logos. - Bonn: Hanstein, 1986. 168 p.

n

Антология мировой философии: В 4-х тт. Т.1. Ч.1 и 2. - М.: Мысль, 1969. 936 с.; Ареопагит Дионисий. О божественных именах / Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. 854 с; Кузанский Николай. Об ученом незнании / Николай Кузанский. Соч.: В 2-х тт. Т.1 / Пер., общ. ред. и вступ. ст. З.А. Тжуризиной. - М.: Мысль, 1979. С. 48-184.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с; Адо П. Апофатизм, или Негативная теология / Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии В.А. Воробьева. - М.; СПб.: Степной ветер, 2005. 448 с; Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с; Жильсон Э. Дух средневековой философии / Пер. с франц. Г.В. Вдовиной - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. 560 с; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм Т. 6 / Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 тт. - М.: АСТ, 2000. 960 с; Лосский В.Н. Очерк Мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: Центр «СЭИ», 1991. 288 с; Михайлова М.В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта. - М.: Никея, 2011. 320 с; Преображенская К.В. Антиномичность бытия и мышления в философии Средних веков и Нового времени // ЛГУ им. Пушкина. 2009. № 1. С. 16; Светлов Р.В. Платонизм и происхождение «интеллектуализма» в понимании «Первоначала» // AKADEMIA. Материалы и исследования по истории платонизма. 1997. Вып. 1. С. 22-23; Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. - СПб.: Алетейя, 1998. 243 с.

9 Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Пер. с англ / Общ. ред., вступ. ст. и коммент. Б.В. Мееровского. - М.: Искусство, 1979. 237 с; Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. Критика

7

осмыслении возвышенного обнаруживается дефицит символического в работах Г.В.Ф. Гегеля и ставится под сомнение разумный порядок субъекта у Ф. Ницше.

Несомненно ценными являются критические исследования проблематики возвышенного в работах К. Анселла-Пирсона, Ф. Лаку-Лабарта, В. Мишра, С. Мурли, Ж.-Л. Нанси.10 Для понимания трансформации символического при выражении субъективности чрезвычайно важны идеи и образы произведений Ш. Бодлера, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше, В.В. Розанова, А. Блока. Философско-антропологический смысл художественных произведений исследован в отечественных сочинениях М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Г.И.

Чулкова11 и работах зарубежных авторов Ж. Деррида, А. Пайман, Ж.-П. Сартра,

12

М. Хайдеггера.

способности суждения. - М.: Искусство. 1994. 367 с.; Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: К критике кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М.: «Высшая школа», 1966. 152 с; Дюзинг К. Кантовское определение чистого «Я мыслю» -программа теории субъективности? / Иммануил Кант: наследие и проект. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. С. 51-63; Кассирер Э. Жизнь и учение Канта / Пер. М.И. Левиной. - СПб.: Университетская книга, 1997. 447 с; Кравченко А.А. Проблема воображения в философии Канта / Иммануил Кант: наследие и проект. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. С. 182-188; Crowther P. The Kantian Sublime: From Morality to Art, Oxford: Clarendon Press, 1989. 178 p. 129; Федоров Н.Ф. Иго Канта // Собрание соч.: В 4-х тт. Т. II. - М.: Прогресс, 1995. С. 82-83.

10 Ansell-Pearson K. Nietzshe, the sublime and the sublimities of philosophy: an interpretation of dawn // Nietzsche-Studien. 2010. № 39 (1). P. 201-232; Лаку-Лабарт Ф. Проблематика возвышенного // Новое литературное обозрение, 2009. [Электронный ресурс]: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6.html (Дата обращения: 05.06.2016); Mishra V. The Gotic sublime // Morley S. The Sublime. - Cambridge, Massachussets: The MIT Press, 2010. P. 151-157; Morley S. Introduction. The contemporary sublime // Morley S. The Sublime. -Cambridge, Massachussets: The MIT Press, 2010. P. 12-21; Nancy J.-L. The Sublime Offering // Morley S. The Sublime. - Cambridge, Massachussets: The MIT Press, 2010. P. 47-52.

11 Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов.../ Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. С. 336-360; Бердяев Н.А. О «вечно бабьем» в русской душе / В.В. Розанов: pro et contra. Т. 2. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1995. С. 41-51; Чулков Г.И. Воспоминания. Письма / Чулков Г.И.

Годы странствий. - М.: Эллис Лак, 1999. С. 137-159.

12

Derrida J. Poetics and Politics of Witnessing // Sovereignties in Question: the Poetics of Paul Celan. New-York: Fordfam University Press, 2005. P. 65- 96; Пайман А. Творчество Александра Блока в оценке русских религиозных мыслителей 20-х - 30-х годов // Блоковский сборник XII / Отв. ред. А. Мальц. Тарту: ИЦ Гарант, 1993. С. 54-70; Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер., примеч., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М., 2004. 184 с; Хайдеггер М. Бытие и

8

4. Поскольку аналитика соотнесенности телесно-предметного, символического и воображаемого планов бытия человека непосредственно ведет к концептуализации предела субъективности, то необходимо обращение к исследованиям темы в классических и современных трудах. Таковы, прежде всего, сочинения Аристотеля, а также актуализация проблематики топоса в исследованиях А.А. Грякалова, И. Кубанова, М.К. Мамардашвили, В.В. Савчука, А.С. Степановой, что необходимо для понимания субъекта в

13

единстве рефлексивной и телесно-чувственной констант существования. Для прояснения специфики взаимодействия символического, воображаемого и телесно-предметного планов бытия человека в конкретных практиках субъекта оказывается важным обращение к смыслообразам творчества Ф.М. Достоевского, С.Д. Кржижановского, Андрея Белого и Андрея Платонова. Необходимый теоретический уровень осмысления взаимодействия этих планов дают исследования проективной мысли у Р.Д. Абрахамса, Х. Гюнтера, Б.В. Маркова, Ж.-Л. Нанси, Ж.-П. Сартра, П. Слотердайка.14 Тема предела связана с воздействием тела на письмо и сознание, что рассматривалось в отечественных работах М.М. Бахтина, Б.П. Вышеславцева, В.А. Подороги и

время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Ad Marginem, 1997. 452 с; Хайдеггер М. Ницше. Т. 2 / Пер. с нем. А.П. Шурбелева. - СПб.: Владимир Даль, 2007. 457 с.

13

Аристотель. Физика / Соч.: В 4-х тт. Т. 3 / Пер., вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанского. - М.: Мысль, 1976. С. 61-262; Грякалов А.А. Субъективность и топос (к определению современности) // РХГА. 2007. № 2. Т.8. С. 33-46; Кубанов И. Аффект и индивидуация (Достоевский и А. Белый) // Логос. 1999. № 2. С. 6-14; Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 320 с; Савчук В.В. Топологическая рефлексия. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 416 с.; Степанова А.С. Понятие «топ» в «Риторике» Аристотеля // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 3. Т. 2. 2012. С. 31-39.

14 Abrahams R.D. Ordinary and Extraordinary Experience // Turner V. W., Bruner E.M. The Anthropology of Experience. - Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2001. P. 45-72; Гюнтер Х. По обе стороны от утопии: Контексты творчества А. Платонова. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. 216 с; Марков Б.В. Антропология и онтология // [Электронный ресурс]: http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/82/ (Дата обращения: 09.06.2016); Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество: Новое издание, пересмотренное и дополненное / Пер. с фр. Ж. Горбылевой и Е. Троицкого. - М.: Водолей, 2011. 208 с; Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 319344; Слотердайк П. Критика цинического разума / Пер. с нем. А. В. Перцева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 584 с.

В.Н. Топорова15 и зарубежных исследованиях П. Боянича, Д. Кампера, Ж. Рансьера, Ж.-Л. Стейнмец. 16

5. Для концептуализации предела в социальном аспекте потребовалось обращение к работам, в которых раскрыта, во-первых, символическая доминанта структуры по отношению к индивидуальному опыту, во-вторых, подчеркнуто воздействие субъективности на становление структуры.

17

Возможность разработки этих аспектов показана в работах М. Фуко. Осмыслению формирования субъективности с позиции предела способствуют работы Дж. Агамбена, В.В. Бибихина, К. Гинзбурга, С.А. Кравченко,

1 Я

В.В. Кривошеева, Э. Саида, С.Л. Франка, Т.Х. Эриксена. Выражаемые

15 Бахтин M.M. Tворчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - M.: Художественная литература, 1990. 543 с; Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского / Собр. соч.: В 7-и тт. T.6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960 - 1970 гг. - M.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. С. 6-300; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати / Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. -M.: Республика, 1994. 368 с.; Подорога ВА. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. Введение в философскую антропологию. - M., Ad Marginem, 1995. 426 c; Подорога ВА. Mимесис. Maтериaлы по аналитической антропологии литературы в двух томах. T.2. Часть I. Идея произведения. Experimentum cruces в литературе XX века. A. Белый, A. Платонов, группа Обэриу. - M.: Культурная революция, 2011. 608 с; Споров В.Н. «Mинус»-прострaнство Сигизмунда Кржижановского / Споров В.Н. Mиф. Ритуал. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - M.: Прогресс - Культура, 1995. С. 47б-574.

16 Bojanic P. Granica, znanje, zrtvovanje. - Beograd: Institut za filozofiju i drustvenu teoriju : Albatros plus, 2009. 150 str; Кампер Д. Tело. Насилие. Боль.: Сборник статей / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и вступ. ст. В. В. Савчука. - СПб.: Изд-во РХ^, 2010. 174 с.; Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / Сост., пер. с франц. И послесл. В.Е. Лапицкого. - 2-е изд. -СПб.: Machina, 2012. 126 с; Стейнмец Ж.-Л. Батай и культ Mrnpbi: к Истории глаза / Пер. с фр. 3.A. Пановой / Предельный Батай: сб. статей / Отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 195-210.

17

Фуко M. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И. Стаф. - M.: ACT: ACT MOСКВA, 2010. 698 с.; Фуко M. Политическая технология индивидов / Фуко M. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса под общ. ред. В.П. Визгина и БМ. Скуратова. - M.: Праксис, 2002. С.

360-381.

18

Agamben G. State of exception / Trans. by Kevin Attel. - London: The University of Chicago Press. 2005. 95 p.; Бибихин В.В. Введение в философию права. - M., 2005; Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке / Пер. с ит. M^. Aндреевa, M.K Aрхaнгельско£ - M.: РОССПЭН, 2000. 272 с; Кравченко СА. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 3-10;

10

радикальной субъективностью неопределенные состояния в обществе в диссертации рассматриваются с учетом опыта свидетельства, чему посвящены работы Дж. Агамбена, Ж. Деррида, Н.Ю. Замятиной. Специфика формирования субъективности при тоталитарном характере общественного порядка прослеживается в текстах Х. Арендт, Ф. Лаку-Лабарта, М.Л. Моргана и Б. Поллока, Ж.-Л. Нанси.19 Рассмотрение в диссертации опыта субъективности при несовпадении его с общественными практиками оказалась возможной через обращение к исследованиям аутизма. Таковы работы по аутизму и социальной изоляции О. Богдашиной, Ш. Галлахера, Ж. Лакана, Й. Лангмайера

и З. Матейчека, Т. Питерса, А.С. Степановой, А.В. Хаустова, Ф. Хэппе,

20

И. Ялома, письма аутистов Н. Дилигенского и А. Беггс.

Кривошеев В.В. Аномичное состояние общества: проблемы выявления нормы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 8. С. 53-61; Said E. Orientalism. - L.: Penguin, 2003. 395 p.; Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М.: Республика, 1992. 511 с; Эриксен Т.Х. Что такое антропология? / Пер. с англ. А.И. Карасевой; под науч. ред. Ж.В. Корминой; предисл. Ж.В. Корминой. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 238 с.

19 Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д. Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова; послесл. Ю.Н. Давыдова; под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. - М.: ЦентрКом, 1996. 672 с; Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф / пер. с фр. С.Л. Фокина. - СПб.: Владимир Даль, 2002. 79 с; Morgan M. L., Pollock B. Preface / The philosopher as witness. Fackenheim and responses to the Holocaust / Edited by Michael L. Morgan and Benjamin Pollock. - New-York.: State University of New York Press. 238 p.

20 Богдашина О. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т.М. Сафроновой, А. Недомовной, М. Шахтарина // Сибирский вестник специального образования. 2012. № 2. (6) // [Электронный ресурс]: http://sibsedu.kspu.ru/upl/6/bogdashina.pdf (Дата обращения: 21.09.2016); Лакан Ж. Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)) / Пер. с фр. А. Черноглазова. - М.: Гнозис, Логос. 2006. 416 c; Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: АВИЦЕНУМ, 1984. 334 с; Степанова А.С. Антропология Стои: коммуникативный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. № 10. Т. 5. С. 134-143; Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. № 4. С. 18-24; Happé F. Understanding assets and deficits in autism: why success is more interesting than failure // Psychologist 12 (11), 1999. P. 540-546; Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Класс, 2014. 576 с.; Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. - Москва.: Центр лечебной педагогики, 2000. 96 с; Beggs A. Being a spatial thinker / Stone F. Autism: The Eighth Colour of the Rainbow. - London, Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2004. P. 279-293.

Объектом исследования выступает формирование антропологии предела.

Предмет исследования — анализ стратегий радикальной субъективности в качестве условия становления антропологии предела.

Цель и основные задачи исследования

Целью диссертационного исследования выступают концептуализация предела в предметном поле философско-антропологического знания и выявление стратегий формирования субъективности, связанной с рефлексией предела.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить исторические этапы становления идеи предела и соотносящейся с ним идеи беспредельного на материалах античной, средневековой и возрожденческой философии человека и указать конкретные практики реализации идей предела и беспредельного в практиках пайдейи и апофатическом опыте;

- исследовать логику становления предельной субъективности в символическом и ценностном универсуме и рассмотреть особенности генезиса символического с позиции утверждения субъекта;

- провести аналитику соотнесенности телесно-предметного, символического и воображаемого планов бытия человека в рамках антропологии предела;

- исследовать философско-теоретические основания для формирования антропологии предела;

- осуществить концептуализацию предела через анализ структурной организации радикальной субъективности.

Теоретико-методологические основы исследования

Методами, используемыми в работе, являются феноменологический, структурный, онтологически-герменевтический метод и методология философии события. Предполагаемые инструментарий и методы исследования

в соответствии со сложностью многосоставной проблематики выстроены по принципу дополнительности. Методология философии события соотнесена с классическими методами единства исторического и логического в познании. Герменевтический метод скорректирован с методикой анализа динамических социальных структур - социальная герменевтика. Для понимания развертывания субъективности в социальной системе используются методы философской компаративистики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мартынова, Светлана Александровна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004. 480 с.

2. Адо П. Апофатизм, или Негативная теология / Адо П. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии В.А. Воробьева. - М.; СПб.: Степной ветер, 2005. 448 с.

3. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. - М.: Европа, 2012. 192 с.

4. Антология мировой философии: В 4-х тт. Т.1. Ч.1 и 2. - М.: Мысль, 1969. 936 с.

5. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И.В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д. Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова; послесл. Ю.Н. Давыдова; под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. - М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

6. Ареопагит Дионисий. О божественных именах / Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. - СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. 854 с.

7. Аристотель. Метафизика / Соч.: В 4-х тт. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1981. 613 с.

8. Аристотель. Физика / Соч: В 4-х тт. Т. 3 / Пер., вступ. ст. и примеч. И.Д. Рожанского. - М.: Мысль, 1976. С. 61-262.

9. Артамошкина Л.Е. Топос, ландшафт, биография: концепция культурной памяти // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 2. С. 174-178.

10. Ахутин А.В. Античные начала философии. - СПб.: Наука, 2007. 783

с.

11. Барт Р. Система Моды / Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

12. Батай Ж. Невозможное / Батай Ж. Ненависть к поэзии: Романы и повести / Пер. с фр.; Сост. С. Зенкин. - М.: Ладомир, 1999. С. 225-304.

13. Батай Ж. Эротика / Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология / Пер. с фр. / Сост. С.Зенкин. - М.: Ладомир, 2006. С. 491-701.

14. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов. / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. С. 336-360.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

16. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / Собр. соч: В 7-и тт. Т.6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-1970 гг. - М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2002. С. 6-300.

17. Белый Андрей. Петербург / Белый Андрей. Собр. соч.: В 14-ти тт. Т. 2. Петербург: Роман в 8 гл. с прологом и эпилогом / Послесл. В. П. Пискунова. - М.: Республика, 1994. С. 5-426.

18. Бердяев Н.А. О «вечно бабьем» в русской душе / В.В. Розанов: pro et contra. Т. 2. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1995. С. 41-51.

19. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Пер. с англ. / Общ. ред., вступ. ст. и коммент. Б.В. Мееровского.- М.: Искусство, 1979. 237 с.

20. Бибихин В.В. Введение в философию права. - М., 2005.

21. Бланшо М. Две версии воображаемого / Пространство литературы / Пер. с фр. Б. М. Скуратова - М.: Логос, 2002. 288 с.

22. Бланшо М. Ницше и фрагментарное письмо // НЛО № 61, 2003. [Электронный ресурс]: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/lapic.html (Дата обращения: 05.06.2016).

23. Богдашина О. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т.М. Сафроновой, А. Недомовной, М. Шахтарина // Сибирский вестник специального образования. 2012. № 2. (6) // [Электронный ресурс]: http://sibsedu.kspu.rU/upl/6/bogdashina.pdf (Дата обращения: 21.09.2016)

24. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания: Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М.: Высшая школа, 1966. 152 с.

25. Вальверде К. Философская антропология / Пер. с испан. Г.В. Вдовиной. - М.: Христианская Россия, 2000. 412 с.

26. Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. -СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 334 с.

27. Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы. - М.: Территория будущего, 2010. 640 с.

28. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. Проблемы закона и благодати / Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994. 368 с.

29. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.

30. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике / Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. Т. I. - СПб.: Наука. 2007. 623 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Часть 1. Учение о бытии / Пер. с нем. Н.Г. Дебольского. - М.: Издание профкома слушателей института красной профессуры. 1929. 218 с.

32. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI веке / Пер. с ит. М.Л. Андреева, М.Н. Архангельской - М.: РОССПЭН, 2000. 272 с.

33. Гомер. Одиссея / Гомер. Илиада; Одиссея / Пер. с древнегреч. В.В. Вересаева; Сост., авт. вст. ст. и коммент. А.А. Тахо-Годи. - М.: Просвещение, 1987. С. 153-306.

34. Григорьева Н. Я. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920-1940-х (Россия, Германия, Франция). - СПб.: Книжный дом, 2008. 344 с.

35. Грякалов А.А. Письмо и опыт веры: литературное представление (А. Пушкин - В. Розанов - С. Кржижановский) // Russian studies. Seoul. 2009. Vol. 19. № 2. P. 3-14.

36. Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. - СПб.: Наука, 2004. 484 с.

37. Грякалов А.А. Субъективность и топос (к определению современности) // РХГА. 2007. № 2. Т.8. С. 33-46.

38. Грякалов А.А. Эрос/Эстезис и мета-физика письма // Метафизические исследования. Выпуск 5. Культура. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при Философском факультете СПбГУ, 1997. C. 9-31.

39. Грякалов Н.А. Жребии человеческого: Очерк тотальной антропологии. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2015. 438 с.

40. Гюнтер Х. По обе стороны от утопии: Контексты творчества А. Платонова. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. 216 с.

41. Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Пер. с фр. М Голованивской. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. 576 с.

42. Делез Ж. Ницше / Пер. с фр., послесл. и коммент. С.Л. Фокина. -СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. 186 с.

43. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с фр. Я.И. Свирского. - М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.

44. Деррида Ж. Диссеминация / Пер. с фр. Д. Кралечкина. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 608 с.

45. Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX в. - СПб.: Мифрил, 1994. С. 133-174.

46. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. - Москва.: Центр лечебной педагогики, 2000. 96 с.

47. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С.В. Пахомова; послесл. Ф.Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. 507 с.

48. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы / Собр. соч.: В 10 тт. Т. 10 / Под ред. Е. Жезлова. - М: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 7-298.

49. Дорофеев Д.Ю. Суверенная и гетерогенная спонтанность. Философско-антропологический анализ. СПб.: Изд. СПбГУ, 2007. 479 с.

50. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Собр. соч.: В 10 тт. Т. 5 / Под ред. Е. Жезлова. - М: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 532 с.

51. Древнегреческо-русский словарь в двух томах. Т.1 / Сост. И.Х. Дворецкий. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. 1043 с.

52. Дюзинг К. Кантовское определение чистого «Я мыслю» -программа теории субъективности? / Иммануил Кант: наследие и проект. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. С. 51-63.

53. Дьяков А.В. 197. Философия пост-структурализма во Франции. -Нью-Йорк.: Северный крест. 2008. 364 с.

54. Жильсон Э. Дух средневековой философии / Пер. с франц. Г.В. Вдовиной - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. 560 с.

55. Замятина Н.Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 75-89.

56. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля / Пер. с нем. Т. Длугач, И. Науменко. - М.: Прогресс, 1977. 371 с.

57. Иваненко Е.А., Корецкая М.А., Савенкова Е.В. Созвездие Горгоны (эссе об эффектах медиа). - СПб.: Алетейя, 2012. 328 с.

58. Исупов К.Г. Русская философия в стадии молчания (о подпольной философии в России) // РХГА. 2014. № 1. Т. 15.С . 149-162.

59. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 1 / Пер. А.И. Любжина - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2001. 593 с.

60. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997. 335 с.

61. Кампер Д. Тело. Насилие. Боль.: Сборник статей / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и вступ. ст. В. В. Савчука. - СПб.: Изд-во РХГА, 2010. 174 с.

62. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным. - М.: Эксмо, 2010. 736 с.

63. Кант И. Критика практического разума / Иммануил Кант. Критика практического разума. - СПб.: Наука. 2007. С. 121-258.

64. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. Критика способности суждения. - М.: Искусство. 1994. 367 с.

65. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта / Пер. М.И. Левиной. - СПб.: Университетская книга, 1997. 447 с.

66. Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения / Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 7-206.

67. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. III: Феноменология познания / Пер. с нем. А.М. Руткевича. - М.: Академический проект, 2011. 398 с.

68. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии / Отв. ред. А.Е. Зимбули. - М.: Алетейя, 2003. 360 с.

69. Колесников А.С. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии // Формы субъективности в философской культуре XX века.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 10-25.

70. Конш М. Философская ориентация / Пер. с фр. В. Ю. Быстрова и А.В. Шестакова. - СПб.: Русский Миръ, 2012. 384 с.

71. Корольков А.А. Духовная антропология. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 324 с.

72. Кравченко А.А. Проблема воображения в философии Канта / Иммануил Кант: наследие и проект. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. С. 182-188.

73. Кравченко С.А. «Нормальная аномия»: контуры концепции // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 3-10.

74. Кржижановский С.Д. Штемпель: Москва (13 писем в провинцию) / Кржижановский С.Д. Чужая тема. Собр. Соч.: В. 6-ти тт. Т. 1 / Сост., предисл. и комм. В. Перельмутера. - СПб.: Симпозиум, 2001. С. 511-549.

75. Кребель И.А. Территория предела. Эстетика мысли русского модерна. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011. 327 с.

76. Кривошеев В.В. Аномичное состояние общества: проблемы выявления нормы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 8. С. 53-61.

77. Кубанов И. Аффект и индивидуация (Достоевский и А. Белый) // Логос. 1999. № 2. С. 6-14.

78. Кузанский Николай. Об ученом незнании / Николай Кузанский. Соч.: В 2-х тт. Т.1 / Пер., общ. ред. и вступ. ст. З.А. Тжуризиной. - М.: Мысль, 1979. С. 48-184.

79. Куксо К.А. Сакральные основы античной греческой медицины // Картина человека. СПб.: Изд-во. РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 309-310.

80. Лакан Ж. Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)) / Пер. с фр. А. Черноглазова. - М.: Гнозис, Логос, 2006. 416 с.

81. Лаку-Лабарт Ф. Проблематика возвышенного // Новое литературное обозрение, 2009. [Электронный ресурс]: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6.html (Дата обращения: 05.06.2016).

82. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф / Пер. с фр. С.Л. Фокина. - СПб.: Владимир Даль, 2002. 79 с.

83. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: АВИЦЕНУМ, 1984. 334 с.

84. Латур Б. Несводимое / Латур Б. Пастер: Война и мир микробов, с приложением «Несводимого» / Пер. с фр. А.В. Дьякова. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. С. 215-307.

85. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. (Сер. Памятники философской мысли). - М.: Наука,1989. 576 с.

86. Левинас Э. От существования к существующему / Э. Левинас. Избранное: тотальность и бесконечное. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 7-65.

87. Лехциер В.Л. Феноменология «пере-»: введение в экзистенциальную аналитику переходности / В.Л. Лехциер; Федеральное агентство по образованию. - Самара: Самарский университет, 2007. 332 с.

88. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм Т. 6 / Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 тт. - М.: АСТ, 2000. 960 с.

89. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Т. 8. Кн. 2 / Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 тт. - М.: АСТ, 2000. 688 с.

90. Лосев А.Ф. Преамбула к диалогу Платона «Пир» // Платон. Собр. соч.: В 4-х тт. Т.2. - М.: Мысль, 1993. С. 434-441.

91. Лосев А.Ф. Гомер / Предисл. А.А. Тахо-Годи. - 2-е изд., испр.- М.: Молодая гвардия, 2006. 400 с.

92. Лосский В.Н. Очерк Мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: Центр «СЭИ», 1991. 288 с.

93. Малевич К. Мир как беспредметность, или вечный покой / Собр. соч.: В 5-ти томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. с прилож. писем К. Малевича к М. О. Гершензону. 1918—1924 / Составление, публикация, вступительная статья, подготовка текста, комментарии и примечания А.С. Шатских. - М., 2000. С. 68-326.

94. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 320 с.

95. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011. 667 с.

96. Марков Б.В. Антропология и онтология // [Электронный ресурс]: http://www.max-scheler.spb.ru/content/view/82/ (Дата обращения: 09.06.2016).

97. Михайлова М. В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта. - М.: Никея, 2011. 320 с.

98. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и культура древних греков // Мотрошилова Н.В. Работы разных лет. Избранные статьи и эссе. М.: «Феноменология - Герменевтика», 2005. 574 с.

99. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество: Новое издание, пересмотренное и дополненное / Пер. с фр. Ж. Горбылевой и Е. Троицкого. -М.: Водолей, 2011. 208 с.

100. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Фридрих Ницше. Соч.: В 2-х тт. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. С. 47-156.

101. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Соч. в 2 х тт. Т. 2. / Пер. с нем.; Сост., ред. и автор примеч. К.А. Свасьян. - М.: Мысль, 1990. С. 5-237.

102. Остащенко Е. Краткий обзор книги Эрика Лорана «Война аутизма» // Международный психоаналитический журнал. 2013. №3. С.177-187.

103. Пайман А. Творчество Александра Блока в оценке русских религиозных мыслителей 20-х - 30-х годов // Блоковский сборник XII / Отв. ред. А. Мальц. Тарту: ИЦ Гарант, 1993. С. 54-70.

104. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Thesis. 1993. Т. 1. № 2. С. 94-122.

105. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. 192 с.

106. Платон. Государство / Платон. Собр. соч.: В 4-х тт. Т.3. - М.: Мысль, 1990. С.79-420.

107. Платон. Горгий / Платон. Собр. соч.: В 4-х тт. Т.1. - М.: Мысль, 1990. С. 477-574.

108. Платон. Филеб / Платон. Собр. соч.: В 4-х тт. Т.3. - М.: Мысль, 1990. С. 7-78.

109. Платонов Андрей. Река Потудань / Платонов А.П. Государственный житель: Проза, письма. - М.: Советский писатель, 1988. С. 254-276.

110. Платонов Андрей. Че-Че-О. (Областные организационно-философские очерки) / Платонов А.П. Счастливая Москва: роман, повести и рассказы. - М.: Эксмо, 2010. С. 292-310.

111. Платонов Андрей. Епифанские шлюзы / Платонов А.П. Счастливая Москва: роман, повести и рассказы. - М.: Эксмо, 2010. С. 143-178.

112. Платонов Андрей. Усомнившийся Макар / Платонов А.П. Счастливая Москва: роман, повести и рассказы. - М.: Эксмо, 2010. С. 311-330.

113. Платонов Андрей. Мусорный ветер / Платонов А.П. Счастливая Москва: роман, повести и рассказы. - М.: Эксмо, 2010. С. 536-554.

114. Платонов Андрей. Эфирный тракт / Платонов А.П. Счастливая Москва: роман, повести и рассказы. - М.: Эксмо, 2010. С. 60-142.

115. Платонов Андрей. Котлован / Платонов А.П. Счастливая Москва: роман, повести и рассказы. - М.: Эксмо, 2010. С. 331-455.

116. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. Введение в философскую антропологию. - М.: Ad Marginem, 1995. 426 c.

117. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы в двух томах. Т.2. Часть I. Идея произведения. Experimentum cruces в литературе XX века. А. Белый, А. Платонов, группа Обэриу. - М.: Культурная революция, 2011. 608 с.

118. Подорога В.А. Проект и опыт (Г. Щедровицкий и М. Мамардашвили: Сравнительный анализ стилей мышления) // [Электронный ресурс]: http://polit.ru/article/2004/07/06/podoroga/ (Дата обращения: 05.06.2016.).

119. Преображенская К.В. Антиномичность бытия и мышления в философии Средних веков и Нового времени // ЛГУ им. Пушкина. 2009. № 1. С. 15-22.

120. Прозерский В.В. У истоков эстетики // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 419-423.

121. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / Сост., пер. с франц. И послесл. В.Е. Лапицкого. - 2-е изд. - СПб.: Machina, 2012. 126 c.

122. Савчук В.В. Топологическая рефлексия. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. 416 с.

123. Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер., примеч., вступ. ст. Г.К. Косикова. - М., 2004. 184 с.

124. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

125. Светлов Р.В. Платонизм и происхождение «интеллектуализма» в понимании «Первоначала» // AKADEMIA. Материалы и исследования по истории платонизма. 1997. Вып. 1. С. 11-33.

126. Слотердайк П. Критика цинического разума / Пер. с нем. А.В. Перцева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 584 с.

127. Смирнов И.П. Homo Homini Philosophus. - СПб.: Алетейя, 1999. 284

с.

128. Стейнмец Ж.-Л. Батай и культ Митры: к Истории глаза / Пер. с фр. З.А. Пановой / Предельный Батай: сб. статей / Отв. ред. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. С. 195-210.

129. Степанова А.С. Понятие «топ» в «Риторике» Аристотеля // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. № 3. Т. 2. 2012. С. 31-39.

130. Степанова А.С. Антропология Стои: коммуникативный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. № 10. Т. 5. С. 134-143.

131. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992. 191 с.

132. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) / Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс -Культура, 1995. С. 259-367.

133. Топоров В.Н. «Минус»-пространство Сигизмунда Кржижановского / Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс - Культура, 1995. С. 476-574.

134. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. - СПб.: Алетейя, 1998. 243 с.

135. Федоров Н.Ф. Иго Канта // Собрание соч.: В 4-х тт. Т. II. - М.: Прогресс, 1995. С. 82-83.

136. Флоренский П.А. Органопроекция // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 149-162.

137. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. - М.: Республика, 1992. 511 с.

138. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981 - 1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. -СПб.: Наука, 2007. 677 с.

139. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Пер. с фр. И. Стаф. - М.: АСТ, 2010. 698 с.

140. Фуко М. Политическая технология индивидов / Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с фр. С.Ч. Офертаса под общ. ред. В.П. Визгина и Б.М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002. С. 360-381.

141. Фуко М. О трансгрессии / Пер. с фр. С.Л. Фокина // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX в. - СПб.: Мифрил, 1994. С. 113-131.

142. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина.- М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

143. Хайдеггер М. Время картины мира / Мартин Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. С. 58-86.

144. Хайдеггер М. Ницше. Т. 2 / Пер. с нем. А. П. Шурбелева. - СПб.: Владимир Даль, 2007. 457 с.

145. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. № 4. С. 18-24.

146. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

147. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 с.

148. Чулков Г.И. Воспоминания. Письма / Чулков Г.И. Годы странствий. - М.: Эллис Лак, 1999. С. 137-159.

149. Шелер М. Положение человека в космосе / Шелер М. Избранные произведения / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филиппова А.Ф. - М.: Гнозис, 1994. С. 131-193.

150. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. 392 с.

151. Эриксен Т.Х. Что такое антропология? / Пер. с англ. А.И. Карасевой; под науч. ред. Ж.В. Корминой; предисл. Ж. В. Корминой. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 238 с.

152. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. - М.: Класс, 2014. 576 с.

153. Abrahams R.D. Ordinary and Extraordinary Experience // Turner V.W., Bruner E.M. The Anthropology of Experience. - Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2001. P. 45-72.

154. Agamben G. State of exception / Trans. by Kevin Attel. - L.: The University of Chicago Press, 2005. 95 p.

155. Ansell-Pearson K. Nietzshe, the sublime and the sublimities of philosophy: an interpretation of dawn // Nietzsche-Studien. 2010. № 39 (1). P. 201232.

156. Beggs A. Being a spatial thinker / Stone F. Autism: The Eighth Colour of the Rainbow. - L., Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2004. P. 279-293.

157. Bojanic P. Granica, znanje, zrtvovanje. - Beograd: Institut za filozofiju i drustvenu teoriju : Albatros plus, 2009. 150 str.

158. Crowther P. The Kantian Sublime: From Morality to Art. - Oxford: Clarendon Press, 1989. 178 p.

159. Derrida J. Poetics and Politics of Witnessing // Sovereignties in Question: the Poetics of Paul Celan.- New-York: Fordfam University Press, 2005. P. 65- 96.

160. Gallagher S., Watson S. (eds) Ipseity and alternity: interdisciplinary approaches to intersubjectivity. - Rouen.: Publications de l'Université de Rouen, 2004. 380 p.

161. Happé F. Understanding assets and deficits in autism: why success is more interesting than failure // Psychologist 12 (11), 1999. P. 540-546.

162. Mishra V. The Gotic sublime // Morley S. The Sublime. - Cambridge, Massachussets: The MIT Press, 2010. P. 151-157.

163. Morgan M.L., Pollock B. Preface / The philosopher as witness. Fackenheim and responses to the Holocaust / Edited by Michael L. Morgan and Benjamin Pollock. - New-York.: State University of New York Press, 2008. 238 p.

164. Morley S. Introduction. The contemporary sublime // Morley S. The Sublime. - Cambridge, Massachussets: The MIT Press, 2010. P. 12-21.

165. Mortley R. From Word to Silence I The Rise and Fall of Logos. - Bonn: Hanstein, 1986. 168 p.

166. Nancy J.-L. The Sublime Offering // Morley S. The Sublime. -Cambridge, Massachussets: The MIT Press, 2010. P. 47-52.

167. Said E. Orientalism. - L.: Penguin, 2003. 395 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.