Арабская национальная идея, XIX-XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.03, кандидат философских наук Шрих, Мхаммад

  • Шрих, Мхаммад
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.03
  • Количество страниц 158
Шрих, Мхаммад. Арабская национальная идея, XIX-XX вв.: дис. кандидат философских наук: 23.00.03 - Политическая культура и идеология. Москва. 1995. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шрих, Мхаммад

Введение

Глава I. Исторические предпосылки формирования арабского национального самосознания

5 1. Общественно-политические предпосылки формирования и развития арабского национального движения

§ 2. Основные черты арабской национальной идеи

Глава II. Теоретические основы арабской национальной идеи.

5 1. Секуляристское течение в арабской национальной мысли.

§ 2. Ортодоксальное течение в арабской национальной мысли

Глава III. Противоречия в развитии арабской национальной идеи

5 1. Цивилизационные и культурные аспекты арабской национальной идеи

5 2. Арабская национальная идея и ислам

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Арабская национальная идея, XIX-XX вв.»

Предмет исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена изучению "Арабской национальной идеи" - одного из главных идейно-политических течений в современной истории арабского мира.

Актуальность исследования. "Арабская национальная идея" -это, во-первых, идея арабского единства, ориентированная на модель единого арабского государства и, во-вторых, идея возрождения, имеющая в своей основе социально-культурное содержание. "Арабская национальная идея" возникла и сформировалась как самостоятельное политико-культурное, социально-философекое и идеологическое течение в конце XIX- начале XX вв. Достаточно быстро она стала доминирующим политическим фактором в современной жизни арабского общества. С этим течением связаны были почти все политические преобразования и основные события, происходившие в арабском мире на протяжении всего XX века. Арабская революция 1916 года и вступление большинства арабских стран в союз с Англией и Францией во время I Мировой войны против Османской империи, национально-освободительное движение против колониального господства в 30-ых и 40-ых годах, движение "культурное возрождение1' в Египте в 30-50-х гг., многочисленные революционные перевороты в 50-60-х гг. е Египте, Сирии, Ираке и др. странах - все это было связано с арабской национальной идеей.

Национальная идея, рассматриваемая в качестве идеологической базы, была основной для многих политических партий и движений, игравших и продолжающих играть большую роль на арабском Востоке, в частности, идет ли речь о партии Арабского социалистического возрождения (БААС) или о движении арабских националистов.

Кроме огромной политической значимости национальной идеи в арабском мире, можно отметить ее большую роль в культурном развитии арабского ореала, поскольку основные философские и социальные движения арабской современной мысли получили развитие в рамках арабского национального движения.

Исследование арабской национальной идеи позволяет понять философские, социально-политические и культурные взгляды современных арабских мыслителей, в частности Сати-аль Хусри, Константина Зурайка, Заки аль-Арсузи, Мишеля Афляка и др.

Арабская национальная идея занимает также большое место в научных и теоретических разработках и исканиях арабской интеллигенции. Об этом свидетельствует активизация деятельности различных научно-исследовательских институтов в области общественной мысли и, в частности, "Исследовательский центр арабского единства" в Ливане, а также многочисленные публикации и большое количество научных конференций и семинаров, на которых обсуждаются различные аспекты арабской национальной идеи.

Степень разработанности темы. Арабская национальная идея неоднократно была предметом серьезного и детального исследования в мировой литературе. Западные ученые рассматривали эту проблему в основном, в рамках изучения национальных движений в третьем мире.

Можно выделить две основные тенденции в западной литературе в понимании данного явления. Во-первых, национальная идея в третьем мире рассматривалась как заимствованная из традиций западной культуры, как практический результат вестернизации и рекультуризации (Acculturation). Данную точку зрения можно найти в работах Милмана, Риччарда Бехрента и др.

Так, Ричард Бехрент рассматривает национальный феномен в третьем мире как "практический результат культурной формы или культурного синтеза создаваемого в ходе заимствования колониальными народами {или народами периферии) достижений западных народов (народов центра)11 (57,35). Он полагает, что народы периферии страдают от комплекса неполноценности, который явился результатом колониальной политики в третьем мире. Во-вторых, в работах Дейча и Фридриха К.Дж. отрицается, что национализм в третьем мире есть нечто полностью заимствованное у Запада, и утверждается, что национальные движения в третьем мире имели исторические предпосылки. Например Фридрих С.Дж. говорит, что "нация не может быть импортным товаром, а ее появление исторически оправдано"(57,50).

Особую позицию по данному вопросу занимает известный африканский мыслитель Франц Фанон. В своей книге "Мученики земли" он утверждает, что появление и процесс формирования наций в третьем мире - это неизбежный итог крушения колониализма и прекращения его исторической роли (см.63).

Российское востоковедение имеет солидную традицию изучения арабской национальной идеи и арабской идеологии. В работах С.М.Алиева, Р.Н.Андреасяна, А.М.Васильева, Л.В.Вальковой, А.Г.Вирабова, Э.Ю.Гасанова, Е.А.Дорошенко, В.С.Ерасова, А.И.Ионовой, Н.А.Иванова, М.С.Иванова, А.А.ЙГнатенко, П. С. Каменева, Б.Г.Капустина, Г.М.Керимова, Н.С.Кирабаева, М.С.Лазарева, Р.Г.Ланда, 3.И.Левина, С.Ф.Левина, А.А.Максимова, А.В.Малашенко, Т.П.Милославской, Г.В.Милославского, М.Б.Пиотровского, Л.Р.Полонской, Е.М.Примакова, Н.Г.Пруссакова, В.На-умкина, А.В.Сагадеева, Т.С.Саидбаева, Т.Т.Степанянц, Т.С.Сули-мовай, И.Тимофеева, Т.П.Тихоновой, Е.А.Фроловой, Р.М.Шариповой и др. на основе изучения общих тенденций развития, структурного и комплексного анализа проведены глубокие научные исследования национальной идеи, ее места и роли в восточном обществе, определены основные направления ее влияния на духовную жизнь.

Так можно отметить наиболее обобщенные и достаточно популярные в арабском мире исследования З.И.Левина, непосредственно рассматривающие историю становления и развития современной общественно-политической арабской мысли, и в особенности национальной идеологии, проблемы взаимодействия старого и нового в общественном сознании, влияние ислама на формирование арабской общественной мысли. Необходимо отметить также фундаментальную работу Тихонова Т.П. "Концепция арабского единства Сат аль-Хусри". Несмотря на важность этих и других трудов советских и российских ученых, в них доминировала позиция классового подхода и стремление рассматривать эту проблему в контексте противостояния мира капитализма и мира социализма.

Что касается многочисленных исследований арабских ученых, то в них преобладает историко-описательный подход. Особо хотелось бы отметить интересную и концептуальную работу А.Хаурани, западного ученого арабского происхождения (см.67).

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ социально-философского содержания арабской национальной идеи и степень ее соответствия историческому и культурному своеобразию арабского общества.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- раскрыть исторические предпосылки возникновения арабской национальной идеи и дать анализ основных этапов ее развития;

- выявить основные положения социально-философских концепций арабской национальной идеи в учениях основных ее идеологов Сатеа аль-Хусри, Константина Зурайка. аль-Арсузи Заки и Мишеля Афляка;

- критически проанализировать теоретические концепции арабских национальных мыслителей, связанные с вопросами о понятии нации, культурной сущности национального возрождения, взаимодействия культурно-исторического и религиозного наследия и национального возрождения.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации:

1. Показана историческая обусловленность возникновения и развития арабской национальной идеи.

2. Проанализированы особенности арабской национальной идеи, сформировавшиеся в ходе исторического развития стран арабского региона.

3. Рассматриваются основные социально-политические концепции арабских национальных мыслителей.

4. Раскрывается культурологическое содержание понятия арабского национального возрождения, разработанное в трудах ведущих мыслителей этого идеологического течения. Б частности, дается критический анализ европоцентристских . исследований, в которых проявляется стремление использовать основные образцы и элементы развития европейской культуры в качестве универсальных моделей при анализе развития стран Ближнего и Среднего Востока.

Методологической основой диссертации являются принципы историзма, историко-сравнительного анализа и системный подход.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее основные положения и выводы способствуют углублению современных представлений об идейной жизни стран Арабского Востока и позволяют понять особенности происходящих в арабских странах событий.

Материалы работы могут быть использованы в спецкурсах и нормативных курсах по проблемам политической культуры стран Арабского Востока.

Апробация. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры политических наук и кафедры социологии и культурологии Российского университета дружбы народов и была рекомендована к защите.

Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях на научных конференциях (второй Международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", Москва, Российский университет дружбы народов, апрель 1995 г. Всероссийская научная конференция "Актуальные проблемы гуманитарных наук", Москва, Российский университет дружбы народов, январь 1995 г. А так же в статье "Социальные и философские взгляды аль-Арсузи Заки", деп. В ИНИОН РАН N 50629 ОТ 24.07.95 Г.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политическая культура и идеология», 23.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политическая культура и идеология», Шрих, Мхаммад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования арабской национальной идеи можно сделать следующие выводы:

Арабская национальная идея - это политическое и идеологическое течение, возникшее в конце XIX начала XX вв. Анализ исторических, идеологических и политических условий, породивших и питавших ее, показывает исторически объективную обусловленность арабской национальной идеи. Арабская национальная идея представляет собой общественно-политическое явление, созданное в силу исторических обстоятельств арабской жизни, как итог определенных политических и исторических условий существования нации. Исторически объективная обусловленность возникновения арабской национальной идеи показывает полную несостоятельность точки зрения, говорящей о заимствовании народами третьего мира идей национализма и национального государства из традиций западной культуры.

В силу сложившейся в арабском мире политической ситуации арабская национальная идея приобрела свои главные отличительные черты, которые характеризуют ее как освободительную и объединительную идеологию. С другой стороны, ей чужд всякий шовинизм и идея расового превосходства.

Анализ теоретического наследия мыслителей, внесших наибольший вклад в развитие арабской национальной идеи, позволяет сделать вывод о том, что арабская национальная идея является одной из основных идейных течений внутри которой сформировалась современная арабская мысль. Она содержала в себе различные философские и социальные концепции и взгляды, несмотря на единство политической ориентации всех национальных мыслителей. В то же время, если Аль-Хусри уделял все свое внимание разработке теоретического определения нации, опираясь на различные социально-философские школы современной мысли как теоретического познания для практических действий, Афляк игнорирует этот вопрос и считает, что арабская нация - это экзистенция в истории, не требующая никакой теоретической разработки и доказательств. Мы также выяснили, что Констант Зурайк понимает культурное возрождение как переход арабского общества от его нынешнего состояния к стадии цивилизованной, который возможен лишь через восприятие западно-европейской цивилизации. Арсузи, с другой стороны, понимает культурный процесс как выявление самобытных элементов арабской культуры, а также первоначальной идеи, присущей арабскому духу и арабскому восприятию мира.

Критический анализ теоретического наследия арабской национальной идеи с ее социальными и политическими аспектами позволяет нам сделать следующие выводы:

Несмотря на исторически-объективную обусловленность появления национальной идеи в арабском мире как формы синтеза, ее философские, социальные и культурные основоположения, разработанные современными национальными мыслителями, получилась противоречивой и во многом отчужденной от собственной среды. Главной причина такой отчужденности является некритическое восприятие и применение западных теорий к анализу арабской национальной мысли. Примером такого влияния служат работы Константина Зурайка, который считал, что культура и возрождение -это переход арабского общества от его нынешнего состояния, отсталости, в стадию цивилизации. Такой переход, по его мнению, возможен лишь при восприятии арабским обществом современной западной культуры.

В целом влияние западной культуры на арабских национальных мыслителей привело к тому, что процесс возрождения национальной культуры опирался во многом на понятия и методологию западной культуры. Попытка переноса философских и социальных понятий западной культуры в чуждую им историческую и культурную среду (арабскую), не привело к положительным результатам. Примером может служить перенос понятия "секулярности" в современную арабскую мысль, что привело к созданию искусственного противоречия между арабской национальной идеей и исламом, в то время как ислам является фундаментом, на котором выросло всеобъемлющее арабское мировоззрение, включающее в себя философские, социальные, нравственные и политические взгляды, формы политической организации, типы мышления, модели индивидуального и коллективного поведения, систему ценностей и обычаев.

Арабская национальная идея не смогла реализовать свои основные политические стремления и цели. Жизнь показала, что множество попыток и экспериментов по реализации этой идеи в арабском мире, будь то западно-либеральной окраски или социалистической ориентации не оправдались. Однако сама национальная идея в арабском мире не потеряла способности быть конструктивной идеей в культурной и политической жизни общества. Но для этого необходимо осмыслить и переоценить основные теоретические аспекты этого идеалогического направления.

Этот процесс уже осуществляется в интеллектуальных и научных трудах в арабском мире, о чем свидетельствует идейная борьба вокруг культурного наследия и его роли в современном арабском обществе, количество и тематика научных публикаций и конференций, посвященных вопросу теоретического наследия арабской национальной идеи и ее судьбы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шрих, Мхаммад, 1995 год

1. Андреасян Р.Н. Арабские страны: История, экономика, политика. Сборник статей. - М.: Наука, 1986. - 280 с.

2. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). М.: Наука, 1982. - 612 с.

3. ВальковаЛ.В. Саудовская Аравия: нефть, ислам, политика. -М.: 1987, 255 с.

4. Вирабов А.Г. Очерки экономического и социального развития Алжира {некоторые вопросы теории и практики). М.: Наука, 1981. - 200 с.

5. Ионова А.И. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. М.: Наука. 1985. - 279 с.

6. Иванов H.A. В борьбе за независимость (очерк националь-но-освободит.движения Тунисского народа). М.: Госполитиздат, 1957. - но с.

7. Игнатенко A.A. В поисках счастья. -М.: Мысль, 1989.- 255 с.

8. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М.: Знание, 1986. - 62 с.

9. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: УДН, 1987. - 174 с.

10. Лазарев М.С. Национальные проблемы современного Востока. Сб.ст. М.: Наука, 1977. - 232 с.

11. И. Ланда Р.Г. Средиземноморье глазами востоковеда. М.: Наука, 1979. - 192 с.

12. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М.: Наука, 1984. - 224 с.

13. Левин 3.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М.: Наука, 1988. - 224 с.

14. Малашенко A.B. Официальная идеология современного Алжира.- М.: Наука, 1983. 136 с.

15. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.- 219 с.

16. Примаков Е.М. Страны аравии и колониализм. М.: Госполитиздат, 1956. - 111 с.

17. Прусакова Н.Г. Развивающиеся страны: политика и идеология.- М.: Ии-т Востоковедения, 1985. 253 с.

18. Родригес A.M. Экономический и социально-политический подтекст конфессиональных противоречий в арабском мире //Научи, труды МГПУ. Сер.; социально-исторические науки. М.: Прометей, 1993.// - С.124-134.

19. Родригес A.M. Обострение внутриполитических и социальных противоречий в аравийских монархиях в 1980-е гг.//Научи, труды МГПУ. Сер.: социально-исторические науки. М,: Прометей, 1994.// - С.89-114.

20. Сагадеев A.B. Из истории философии освободившихся стран. -М.: УДН, 1983. 125 С.

21. Сагадеев A.B. философия и общественная мысль стран Азии и Африки. Н.: УДН, 1981. - 170 С.

22. Сулимова Т.С. Ислам и национализм в социально-политических концепциях в арабских странах. М.: Мол.гвардия, 1989. -10 п.л.

23. Тихонова Т.П. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусари. М.: Наука, 1984. - 203 с.

24. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии.- М.: Наука, 1983. 169 с.

25. Шарипова P.M. Концепции "Национального просвещения" в мусульманских странах: соотношение ислама и секуляризации. -М.: Наука, 1991. 140 с.

26. Шпенглер 0. Закат Европы. T.I. Новосибирск, Наука, 1993.- 572 с.1. На арабском языке

27. Абдель-Насер Г. Фальсафат ас-саура. Каир, Дар ал-ма-ареф, 1954. - 115 с.1. Философия революции.

28. Абдель-Сахеб X. Татавор ал-ва-ай ал-Кауми фи-дуал ал-Маг-реб. Бейрут, Марказ дирасат ал-вихда ал-арабийя, 1986. -407 с.

29. Эволюция арабского национального самосознания в странах Магриба.

30. Азури Нагиб. Якзат ал-умма ал-арабийя. Бейрут, ал-Муас-саса ал-арабийя Ли-лдирасат Ва-ал-Нашер, 1976. - 337 с. Пробуждение арабского мира.

31. Ал-Аккад С. ал-Магреб ал-араби. Каир, Ал-Матбаа алМие-рийя ал инглизийя, 1952. - 348 с.1. Арабский Магреб.

32. Антон Джоруш. Якзат ал-араб. Бейрут, Дар ал-илм Ли-ал-Малаийн, 1966. - 437 с.1. Пробуждение арабов.

33. Ал-арманази Н. Мухадарат он-Сурийя Мин ал-Ихтилал ва-Хатта ал-Истиклал. Бейрут, Марказ ал-дирасат ал-арабийя, 1954.- 225 с.

34. Лекции о Сирии от оккупации и до независимости.

35. Ал-Арсузи 3. Ал-амал ал-Камила. Дамаск, Матаби ал-идира ал Сияссийя Ли-Лджайш ва-алКуат ал-Муссалаха,1972.- 472 с. Ал-арсузи 3. ПСС. Т. I.

36. Ал-Арсузи 3. Ал-амал ал-Камила. ~ Дамаск, Матаби ал-идира ал Сияссийя Ли-Лджайш ва-алКуат ал-Муссалаха,1972. 466 с. Ал-арсузи 3. ПСС. Т. II.

37. Ал-Арсузи 3. Ал-амал ал-Камила. Дамаск, Матаби ал-идира ал Сияссийя Ли-Лджайш ва-алКуат ал-Муссалаха,1972. - 558 с. Ал-арсузи 3. ПСС. Т.III.

38. Ал-Арсузи 3. Ал-амал ал-Камила. Дамаск, Матаби ал-идира ал Сияссийя Ли-Лджайш ва-алКуат ал-Муссалаха,1972. - 511 с. Ал-арсузи 3. ПСС. Т. IV.

39. Ал-Афгани Джамал. Ал-урва ал-вуска ва-с-саура ат-тахририя ал-кубра. Бейрут, Дар ал-Талийа, 1970. - 372. Крепчайшая связь и великая освободительная революция.

40. Афлак М.Фи сабил ал-Басс. Бейрут, Дар ат-та Лийя, 1976.- 339 с.1. По пути возрождения.

41. Афлак М. Мааракат ал-Масир ал-вахид. Бейрут, Дар ал-адаб, 1959. - 190 с.1. Борьба за общее будущее.

42. Афлак Мишель. Ал-Баас веал-иштиракия. Бейрут, Ал-Муасса-са ал-арабийя ли-лдирасатва-ал-Нашер, 1973. - 207 с. БААС и социализм.

43. Афлак Мишель. Ал-Баас ва ал-вихда. Бейрут, Ал-Муассаса ал-арабийя ли-лдирасатва-ал-Нашер, 1973. - 11 с.1. БААС и единство.

44. Афлак Мишель. Нуктат ал-Бидая. Бейрут, Ал-Муассаса ал-арабийя ли лдирасат ва-ал-Нашер, 1973. - 294 с.1. Точка начинания.

45. Баракат X. Ал-Муджамаа ал-араби ал-муасер. Бейрут, Мар-каз дирасат ал-вихда ал-арабийя, 1991. - 516 с. Современное арабское общество.

46. Бен Джорджос Б. Ал-даур ал-Бутули ли-Ибрагим Баша фи-ихти-лал сурийя. Каир, Дар ал-На-ареф, 1936. - 153 с. Героическая роль Ибрагима Баша в завоевании Сирии.

47. Бордж М. Сатеа ал-Хусри. Каир, Дар ал-Ма-ареф, 1969. -353 с.1. Сати Ал-Хусри.

48. Дирасат фи-ал-Каумийя //Афлак и др. Бейрут, Дар ал-Талийя, 1960. 134 с.

49. Исследования по национализма.47. зияда М. Мукадима фи-ал-фикер ал Кауми ал араби //Бухус фи ал-фикер ал-Кауми ал араби. Бейрут, Маахад ал-инмаа ал-араби, 1933. - 366

50. Введение в национальную мысль.

51. Зурайк К. Фи Мааратат ал-Хаддара. Бейрут. Дар ал-илм-лмалаийи, 1981. - 422 с.1. В битву за цивыилизацию.49. зурайк К. Ал-вааЙ ал-Кауми. Бейрут, Дар ал-Ьакиуф, 1939. - 345 с.

52. Национальное самосознание.

53. Зурайк К. Нахну ва-ал-Мустакбал. Бейрут, Дар ал-илм-ли-лмалаитйн, 1980. - 448 с.1. Мы и будущее.

54. Зурейк К. Айю гаад. Бейрут, Дарал-илм ли-лмалаийн, 1957. - 237 с.1. Каков завтрашний день.

55. Зурейк К. Нахну ва-ат-тарих. Бейрут, Дар ал-илм-ли-лмаха-ийн, 1959. 265 с.1. Мы и история.

56. Ал-Истратиджийа ал-сиясийа ва-ал-танзимийа. Дамаск, 1983. - 167 с.

57. Политическая и организационная стратегия НФОП.

58. Ал-Кавакиби А. Ал-Амал ал-Камела ли-Абдел-Рахман Ал-Кава-киби. Бейрут, Ал-Муасса ал-арабийа ли-лдирасатва-ал-На-шер, 1975. - 372 с.1. Ал-Кавакиби. ПСС.

59. Каркут 3. Татавор ал-харакка ал-Каумийа фи-сурийа 1920-1930. Бейрут, Дар ат-талийа, 1975. - 173 с. Развитие национального движения в Сирии.

60. Ал-Кибесси Б. Харакат ал-каумийин ал-араб. Бейрут, Дар ат-талийа, 1968. - 179 с.

61. Движение арабских националистов.

62. Маан 3. Мадхал ила дирасат ал-фикер ал-Каума. Мукадима фи-ал-Каумииа фа-Нишуиха. Бейрут, Махад ал-инмаа ал-ара-би, 1983. - 60 с.

63. Введение в изучение национального феномена и его возникновения.

64. Ал-Набрауи Ф., Насер мханна М. Татавор ал-фикер ал сийаси фи-ал-ислам. Т.I. Каир, Дар ал-на-ареф, 1982. - 430 с. Развитие мусульманской политической мысли.

65. Ал-Набрауи Ф., Насер мханна М. Татавор ал-фикер ал сийаси фи-ал-ислам. Т.П. Каир, Дар ал-на-ареф, 1984. - 515 с. Развитие мусульманской политической мысли.

66. Hyp ад-дин X. Мафхум ал-султа ва-усусуха ва масдаруха фи ал-фикер ал-кауми ал-араби. Бейрут, Маахад ал-инмаа ал-араби, 1985. - 338 с.

67. Понятие власти и ее источники в арабской национальной мысли.

68. Ал-Рафии А.Р. Насер ва-Мухаммад Али. кайр, Мактабат ао-нахда ал-масрийа, 1935. - 270 с.1. Египет и Мухаммед Али.

69. Сайд А. Таурат ал-араб фи-ал-карн ал-Ишрин. кайр, Дар ал-хилал, 1961. - 407 с.

70. Восстание арабов в 20-ом веке.

71. Салех A.A. Ал-шоур ал-Каунни ал-араби абра от-тарих //Татавор ал-фикер ал-Кауми ал-араби. Бейрут, Марказ дирасат ал-вихда ал-арабийа, 1989. - 407 с.

72. Исторические корни арабского национального самосознания.

73. Фанон Ф. Муаззабу ал-ард. Бейрут, Дар ал-калам. 1972. -224 с.1. Мученики земли.

74. Фарах И. Кираат Манхаджийа фи-Китаб фи-Сабил ал-Баас. -Бейрут, ал-Муассаса ал-арабийа ли лдирасат ва-ан-Нашер, 1981. 224 С.

75. Програмное чтение в книге "По пути возрождения".

76. Фарах И. Мукаддимат фи-дирасат ал-муджтакаа ал-араби ва-ал хадара ал-арабийа. Багдаж. Дар ал-Хуррийа, 1979. - 315. Введение в арабское общество.

77. Хадис ал-Каед ал-Юатал Джамал абдол-Насер Ли-ал-умма ал-арабийа. кайр, Дар ал-Ма-ареф, 1975. - 367 с. Обращение абдел-Насера к арабской нации.

78. Хамруш А. Тарих ал-фалсафа ал-сийассийа. Каир, Дар ат-тааун, 1986. - 263 с.

79. История политической философии.

80. Хаурани А. Ал-фикер ал-араби фиасер ан-нахда, 1978-1939. -Бейрут, Дар ан-нахар, 1969. 513 с.

81. Арабская мысль в эпоху возрождения.

82. Хедури М. Ал-Итиджахат ал-сийасийа фи-ал-алам ал-араби. -Бейрут, Ад-дар ал-мутахедда ли-лнашер, 1972. 315 с. Политические течения в арабском мире.

83. Хиджази X. Оробба ва-Масир ал-шарк ал-араби. Бейрут, Ал-Муасса ал-арабийа ли-лдирасат ва-ал-нашер, 1976. - 315 с. Европа и судьба арабского Востока.

84. Ал-Хусри. Мухадарат фи нушу ал-фикра ал-каумия. Бейрут, Марказ дирасат ал-вихда ал-арабийа, 1983. - 171 с. Лекции о происхождении эволюции национализма.

85. Ал-Хусри С. Абхас мухтара фи-ал-каумия ал-арабийа. Т.I. -Бейрут, Дар ат-талийа, 1974. 283 с.

86. Избранные работы по национализму.

87. Ал-Хусри С. Абхас мухтара фи-ал-каумия ал-арабийа. Т.П.Бейрут, Дар ат-талийа, 1974. 311 с.

88. Избранные работы по национализму.

89. Ал-Хусри С. Ара ва-ахадис фиал-ватания ва-ал-каумия. -Бейрут, Дар ат-талийа. 1957. 198 с.1. Патриотизм и национализм.

90. Ал-Хусри С. Ара ва-ахадис фи-ал-илм ва-ал-ахлак ва-ал-Сакафа. Бейрут, Марказ дирасат ал-вихда ал-арабийа, 1985. 179 с.

91. О науке, морали и культуре.

92. Ал-Хусри С. Арава-ахадис фи-ал-Каумия ал-арабийа. Бейрут, Марказ дирасат ал-вихда ал-арабийа,1985. - 196 с.1. Об арабском национализме.

93. Ал-Хусри С. Ара ва-ахадис фи ал-луга ва-ал-адаб. Бейрут, Даржат-талийа, 1968. - 219 с.0 языке и литературе.

94. Ал-Хусри С. Ара ва-ахадис фи-т-тарбия ва-ат талим. Каир, Дар ал-ма-ареф, 1944. - 186 с.

95. О воспитании и педагогике.

96. Ал-Хусри С. Ара ва-ахадис фи-та-тарих ва-ал-иджтима. -Бейрут. Марказ дирасат ал-видха ал-арабийа, 1986. 175 с. Об обществе и истории

97. Ал-Хусри С. Ма хийа ал-каумия. Бейрут, Марказ дирасат ал-видха ал-арабийа, 1986. - 158 с.1. Что такое национализм.

98. Ал-Хусри С.Ал-Иклимийа. жузуруха ва-бизуриха. Бейрут, Марказ дирасат ал-видха ал-арабийа, 1984. - 139 с. Регионализм - истоки и последствия.

99. Ал-Хусри С. Ал-Мухадара ал-ифтитахийа. Каир, Дар ал-Ма-ареф, 1953. - 64 с.1. Вступительная лекция.

100. Ал-Хусри С. Ал-уруба аввалян. Бейрут, Дар ат-талийа, 1955. - 126 с.

101. Прежде всего дух арабского самосознания.

102. Шарара В. Баад мушкилат ал-даула фи-ал-сакафа ва-ал-муджтама. Бейрут, Дар ал-хадаса, 1980. - 362 с. 0 государстве, обществе и культуре.

103. Аш-шмайел. Ара ад-дуктор шиблей аш-шмайел. Каир, Дар ал-ма-ареф, 1912. - 221 с.1. Взгляды Шиблей Шмайела.

104. Ал-Язижи X. Жузур ал-фикер ал-Кауми фи ал-несф ал тани мен ал-карн ат-тасии ашар //Бухус фи ал-фикер ал-кауми ал-араби. Бейрут, 1983. 366 с.

105. Истоки арабского возрождения во второй половине XIX века. На английском языке

106. Allev S.M. Interconnection of Ideology and politics in the Middle East Contries. Moscow, Nauka, 1979. - 10 p. //Papers for the Congr. 11 World Congr. of Intern, polit. science assoc. Moscow, Aug. 12-18, 1979.

107. Deutsch K.W. Nationalism and its alternatives. New-York, Mergraw Hill, 1969. - 272 p.

108. Elbak H. The third world reassessed. Berkeley, Calif: University of California, 1980. - 280 p.

109. Fanon F. The wretched of the Earth. Trans, from french. -New-York, Grove Press, 1968. 253 p.

110. Hourani A. Arabic thought in the Liberal Age (1798-1939). London, Luzac, 1963. - 387 p.

111. Kohn H.A. History of nationalism in the East. New York, 1929. - 259 p.

112. Morroe B. Islam In Eglpt today: Social and political aspects of popular religion. London, Cambridge Universitypress, 1970. 167 p.

113. Sharabi H.B. Arab intellectuals and the West: (1875-1914) The formative years. Baltimore, Johns Hopkins University press, 1970. - 167 p.

114. Zurayk K. Tentlons In islamic civilization. Washington, Georgetown University, Center for contemporary arab studies, 1978. - 211 p.1. Статьи на арабском языке

115. Антон М. Фи-ал-бидей кана ал-манна //Ал-марифа. Дамаск, 1971. N 113.// - С. 125-167.1. Начало это знамение.

116. Ал-Кибесси Б. Харакат ал-Кавмийн ал-араб //Ал-хадаф. N 267-272. Бейрут, 1974.

117. Движение арабских националистов.

118. Ал-Малайка Н. ал-кавмийа ал-арабийа фи-ал-хаят //Ал-аддаб. N 5. Буйрут, I960.// - С.38-47.

119. Ал-Хауди ал-Тимуми. Даур ал-Кадийа ал-филастинийа фи-тат-рик ал ваай ал-кауми фи-ал-магриб ал-араби //Ал-Мустакбал ал-араби. N 72. Бейрут. 1985.// - С.103-134Ю

120. Роль палестинской проблемы в пробуждении нац. самосознания в Магребе.1. Авторефераты

121. Сулимова Т.е. Национализм и ислам в социально-политических течениях общественной жизни (на примере арабских стран). Автореф. докт. дис. М., 1989. - 43 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.