Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Фахрутдинова, Инесса Алековна

  • Фахрутдинова, Инесса Алековна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2000, Казань
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 232
Фахрутдинова, Инесса Алековна. Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Казань. 2000. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Фахрутдинова, Инесса Алековна

АРХИТЕКТУРА ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX вв.

Введение. Научная проблема, цели и задачи исследования.

ГЛАВА I. Православный приход как историко-культурная и историко-градостроительная система.

1.1. Понятие «православного прихода» Среднего Поволжья, характеристика источников исследования.

1.2. Градостроительная основа исследования.

1.3. Классификация православных приходов Казанской епархии по территориальным, социально-экономическим и социально-национальным признакам.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архитектура сельского православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема сохранения культурного наследия - одна из важнейших проблем современности. Быстрое преобразование окружающей среды, проявляющееся в ее урбанизации, в изменении традиционного сельского ландшафта приводит к новому взгляду на архитектурное наследие, как на часть глобального экологического комплекса, от сохранения и использования которого во многом зависит состояние духовности, уровень знаний, историческая память общества.

В этом контексте церковная архитектура вновь обретает своё значение в процессе формирования российских городов и селений. Историками русской архитектуры и градостроительства давно доказана важнейшая роль церковных сооружений и их ансамблей в формировании градостроительной структуры города и села, а также решающая роль церковных зданий в создании архитектурно-природных ансамблей. Однако практически неисследованным остается вопрос о значимости архитектуры православного прихода, как церковно-административной единицы и архитектурно-градостроительного комплекса. В городах приходы включали в себя население какой-либо его части. В сельской местности церковный приход состоял из села и деревень, находящихся в административно-территориальных границах прихода, вне зависимости от их национального состава, социального положения. Наличие сохранившихся в разной степени церковной архитектуры и сакрально-культовых элементов, расположенные в ландшафте исторически сложившихся сел и деревень, поднимает вопрос о сохранении, использовании и развитии архитектурно-градостроительной структуры православного прихода, как самобытной архитектурно-пространственной системы. Исследование церковной архитектуры православного прихода как комплекса всех его архитектурных и архитектурно-ландшафтных элементов представляет интерес с точки зрения изучения истории архитектуры Среднего Поволжья, а также с точки зрения мировоззренческого понимания жизни, эволюции, преемственности явлений культуры.

Предпринятое исследование архитектуры православного прихода Казанской Епархии обусловлено рядом причин. Во-первых, памятники церковного зодчества Татарстана вместе с мечетями составляют основную, преобладающую часть архитектурного наследия Татарстана и до настоящего времени остаются малоисследованной областью истории архитектуры региона. Из них подавляющее большинство памятников церковной архитектуры - церкви, часовни и др. - являются приходскими, расположенными в сельской местности. Значительная часть сохранившейся церковно-приходской архитектуры Татарстана зарегистрирована в сводах памятников истории и культуры, но на сегодня кроме некоторых памятников приходских сельских церквей остаются не выявленной, незарегистрированной и неизученной значительная часть других объектов культовой архитектуры, как-то, часовни, столбы-часовни, кресты, святые источники и др.

Во-вторых, поиск новых моделей развития общества, в том числе и на основе обращения к религии, привел к проблеме возвращения к традициям приходской жизни. Возрастающая роль прихода как определенной социальной ячейки общества требует выяснения историко-культурных закономерностей их развития, отражающихся, в том числе, не только на архитектуре приходского храма, но и в целом на всей церковноприходской архитектуре православного прихода.

В-третьих, современные потребности общества оказали влияние на научные представления по отношению к архитектурному наследию не только как к памятникам архитектуры, но и как реальному способу обращения к духовным истокам, религии, через использования объектов церковно-приходской архитектуры в контексте современной жизни.

В-четвертых, профессиональное сознание в сфере реставрации, реконструкции и проектирования церковной архитектуры в последнее десятилетие тяготеет в сторону повышения значимости предпроектного анализа, а также поиска преемственности в развитии новых функциональных возможностей. Для того чтобы решить эти вопросы необходимо глубокое ретроспективное исследование, направленное на получение и систематизацию научных данных о формировании архитектурно-градостроительной структуры православного прихода Казанской епархии.

В-пятых, сегодня у православной церкви возникает большая потребность в новых зданиях и новых функциональных помещениях. Однако статус всех сохранившихся церковных построек как памятников архитектуры ограничивает возможность их использования в той мере, какая необходима для нужд православной общины. В то же время безхозными погибают действительно ценные архитектурные памятники церковного зодчества. Возникает потребность в уточнении оценочных критериев, как самого памятника, так и возможностей его использования.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА заключается в поиске ответов на следующие вопросы:

- Что представляла собой архитектура православного прихода середины XIX - начала XX веков?

- Какова архитектурно-градостроительная структура православного прихода; могла ли она быть разной для разных этнокультурных условий Казанской епархии?

- Каково современное состояние сельского православного прихода Казанской епархии?

Наличие в разной степени сохранившейся культовой архитектуры в исторически развивающихся селах и деревнях православного прихода поднимает вопрос о существовании в середине XIX - начале XX века самобытной архитектурно-градостроительной системы православного прихода, состоящей не только из культовых приходских построек, но и церковно-хозяйственных построек, домов для причта, ландшафтных и архитектурно-ландшафтных комплексов, святых источников, святых мест, мемориальных комплексов (приходских кладбищ).

Малая степень изученности церковно-приходской архитектуры и утрата многих практических знаний определила сложность проблемы и необходимость разработки ее в трех аспектах: истории, теории, методики. В историческом аспекте проблема исследования заключается в выявлении, систематизации и изучении источников исследования (большинство литературных и архивных источников исследования разрознены, носят часто косвенный характер, архитектура православного прихода насчитывает значительные утраты и не полностью еще выявлена). В теоретическом аспекте необходим выход на архитектурно-градостроительную модель православного прихода середины XIX - начала XX вв. Необходима реконструкция архитектурного комплекса православного прихода. В методологическом аспекте необходима разработка методики исследования архитектуры православного прихода, так как аналогов исследований церковно-приходской архитектуры, которая могла бы быть взята за теоретическую основу, автором не выявлена, что затрудняет использование методики сравнительного анализа.

Одной из частных проблем исследования, возникшей в ходе работы, явилась нехватка терминологического аппарата. Во-первых, необходимо было определить, что такое православный приход с архитектурной точки зрения, из чего он состоит, входят ли в структуру прихода вся архитектура населенных мест, вместе с жилыми домами, либо она как-то ограничена. Во-вторых, в самих названиях различных типов церковных построек существует если не путаница, то упрощенные понятия, например, часовнями называют как собственно часовни, так и церкви-часовни, столбы-часовни и т.д.

В работе предложены такие рабочие термины, как архитектурно-градостроительная система православного прихода, архитектурно-градостроительная структура православного прихода, архитектурно-градостроительные элементы православного прихода, церковно-хозяйственный комплекс, архитектурно-ландшафтный комплекс, архитектурно-мемориальный комплекс.

СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ. Теоретической основой исследования стали труды по истории православной культуры, истории и теории русской архитектуры и градостроительства, а также архитектуре Среднего Поволжья, истории, археологии, этнографии, которые включены в библиографию исследования.

Изучение православных приходов Казанской епархии берет начало в 40-х годах XIX века. В 1782 г. архимандритом Спасо-Преображенского монастыря г.Казани Платоном (Любарским) был собран материал по древностям Казанской епархии. Первым исследователем православных приходов стал бакалавр по истории русской церкви при Казанской духовной Академии Г.З. Елисеев, на основании его материалов была напечатана серия статей по церковной истории края П.В.Знаменским, А.Ф.Можаровским, А.П.Щаповым. Богатый фактологический материал с описанием приходских селений, приходской архитектуры, летописей церквей, историко-статистических данных, культуры прихожан Казанской епархии содержатся в работах Г.К. Богословского, Н.И. Ивановского, А.Кулясова, Е.А. Малова, С.Е.Мельникова, И.М.Покровского, и др., появившихся в конце XIX нач.ХХ вв. В эти же годы активно рассматриваются вопросы этнографического характера и по миссионерскому делу в Крае в работах С.А. Багина, М.Васильева, Н.И.Воробъева, И.А.Износкова, Г.И. Перетяковича, М.С.Рыбушкина, Н.А.Спасского, С.Шадкова и др.

Тема исследования предопределила обращение к трудам по истории и философии православной религии: И.А.Бердяев, А.В.Мень, Н.М.Никольский, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский и другие дали представление об философско-культурологическом понимании православия.

Избранная проблема потребовала более широкого обзора литературы по развитию русской архитектуры и градостроительства в том числе по истории и теории церковной архитектуры, реставрации памятников церковного зодчества таких авторов, как Е.А.Ащепков, И.А.Бондаренко, И.Е.Гришина, Н.И.Брунов, Е.Н.Бубнов, А.В.Бунин, И.Л.Бусева-Давыдова. Г.К.Вагнер, А.В.Воробьев, Н.Н.Воронин, Ф.Ф.Горностаев, И.Э.Грабарь, Н.Ф.Гуляницкий, А.В.Иконников, А.И.Комеч, В.В.Косточкин, М.Красовский, П.Н. Максимов, Е.В.Михайловский, Л.М.Лисенко, А.В.Ополовников, В.П.Орфинский, С.С.Подьяпольский, П.А. Раппопорт, Б.А. Рыбаков, Т.Ф.Саваренская, А.И.Суслов, С.А.Торопов, Ю.С.Ушаков, А.А.Шенников, Л.Е.Шепелев, А.С.Щенков.

Основу исследований по истории архитектуры и градостроительства, и, в частности, церковной архитектуры Среднего Поволжья составили труды таких авторов, как С.С.Айдаров, Г.Н. Айдарова -Волкова, П.М.Дульский, В.П.Остроумов, М.Ф.Фехнер и др.

Важность для разработки темы представляют труды по смежным историческим периодам и смежной научной проблематике Среднего Поволжья таких авторов, как Т.Р.Закирова, С.В.Кузнецов, Х.Г.Надырова, Н.Х.Халитов и др.

Специального диссертационного исследования по архитектуре православного прихода Среднего Поволжья не проводилось. Известно, что в отечественной литературе советского периода церковная архитектура рассматривалась как памятники архитектуры, причем к церковной архитектуре XIX века проявлялось несколько пренебрежительное отношение с точки зрения их архитектурно-художественной ценности. Потребность в строительстве новых церквей и обращение к архитектуре церквей XIX - начала XX веков, на котором приостановилось ее развитие, заставило обратить на этот период особое внимание. Однако до сих пор остаются большие пробелы в знаниях о церковно-приходекой архитектуре отдельных регионов. Так ни по одной из республик и губерний Среднего Поволжья нет комплексно изученной истории церковной архитектуры. Только в последние годы в научных работах стали появляться такие термины, как приход, приходская архитектура.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявление архитектурноградостроительной типологии и структуры православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX века;

- привлечение внимания архитекторов и научной общественности к проблеме выявления, изучения, сохранения и развития всего архитектурного комплекса сельского православного прихода.

В ЗАДАЧИ исследования входит: систематизация архивных, литературных и натурных исследований,

- разработка классификаций архитектурно-градостроительной структуры православного прихода по территориально-градостроительным и социально-национальным признакам,

- классификаций архитектурно-градостроительных элементов православного прихода,

-разработка модели православного прихода середины XIX - начала XX веков.

ОБЪЕКТОМ исследования является архитектурноградостроительная культура православного прихода Казанской Епархии, все известные типы церковных зданий и сооружений, входящих в систему поселений православного прихода.

ПРЕДМЕТОМ исследования - архитектурно-градостроительный комплекс православного прихода Казанской епархии середины XIX -начала XX веков.

ГРАНИЦЫ исследования:

Хронологические границы исследования. В качестве основного периода исследования выделен период с середины XIX века до начала XX века (примерно- с 40-х гг. XIX до 20-х гг. XX вв.). Именно этот период стал пиком в архитектурно-градостроительном развитии православных приходов Казанской епархии с начала христианизации Края, в это время окончательно утверждены границы Казанской епархии. К XIX веку относится большая часть архивных и библиографических источников исследования. Однако православные приходы этого периода включали архитектурно-градостроительные элементы предыдущих периодов. Для выяснения генезиса архитектурно-градостроительной структуры православного прихода предпринят выход в предыдущие периоды, начиная с начала христианизации края. В то же время выход на современные проблемы православного прихода, определил натурный анализ современного состояния памятников архитектуры и развития православных приходов в 90-х гг. XX века.

Территориальные границы исследования в целом совпадают с административными границами Казанской епархии середины XIX - начала XX веков. Однако современные границы Казанской епархии лежат в административных границах Республики Татарстан - это только половина дореволюционной территории плюс часть территорий Уфимской и Симбирской епархий. Поэтому в ряде случаев соискателем использованы материалы по другим областям Среднего Поволжья, а основной материал сосредоточен по территории Казанской губернии, которая перешла в административные Республики Татарстан.

Проблемные границы исследования включают выявление архитектурно-градостроительной структуры православного прихода Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков, как системы культовых объектов, которая оформлялась в рамках религиозной жизни поселений; выявление типологии православных приходов и церковноприходских построек. В работе не предусматривается глубокий разбор стилевых особенностей архитектуры сельских православных приходов. Типологические границы не включают рассмотрение соборных, городских приходских храмов, монастырей, а также архитектуры и планировки жилых домов сельских поселений.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Церковную архитектуру можно рассматривать как материальную реализацию духовной культуры, а архитектуру православного прихода как отражение ее смыслов в структурообразующей системе градостроительных и объемно-планировочных типов. Такой подход позволяет выявить структуру православного прихода, элементы, смысловые связи.

В основу исследования был положен принцип градостроительного и метафизического единства архитектурных и архитектурно-ландшафтных составляющих православного прихода. Пространственное выражение архитектурных элементов православного прихода в таком понимании становиться выражением смыслов и норм религиозной культуры в данное историческое время в данном этнографическом районе региона.

Методика исследования складывается из совокупности сравнительно-исторического, графоаналитического, статистических методов, а также архитектурного, градостроительного, морфологического и типологического анализов, метода натурно-полевых исследований.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ исследования делятся на две категории. Первичными источниками послужили архивные документы и натурные обследования православных приходов Казанской епархии. Архивные документы - клировые ведомости, страховые оценка церковных построек, документальные переписки, проектные чертежи были выявлены в Национальном Архиве Республики Татарстан, в Центральном Историческом Архиве России (Санкт-Петербург), архиве Центрального государственного музея Республики Татарстан, в архивах ГлавАПУ и ГлавРСУ города Казани. Автором просмотрено около 1000 ед. хранения. Из них 336 ед. хр. по проектам построек и перестроек церковноприходских зданий были проанализированы, со 127 сняты копии. В диссертации впервые публикованы чертежи 78 ед. хр.

При натурных обследованиях православных приходов было предпринято 12 однодневных экспедиций, исследовано 17 населенных пунктов и 28 церковно-приходских построек (церквей, часовен, церковных домов и т.д.), из них впервые опубликованы описания по 9 выявленным объектам. В диссертации даны описания архитектуры и современного состояния 16 памятников церковно-приходекой архитектуры и 4 вновь построенных приходских храмов.

В качестве вторичных источников работе использованы материалы по историко-статистическим и литературным описаниям православных приходов и церквей, хранящихся в ОРРК Государственной библиотеки им. Лобачевского КГУ, ОРРК библиотеки Духовной семинарии, архиве КГ АСА. Ценность этих источников заключается в первую очередь в описаниях приходов, содержащих исторические, топографические, этнографические сведения, сведения о местных нравах и обычаях, сведения о религиозном состоянии прихожан, о религиозных праздниках, крестных ходах, достопримечательностях храмов и приходов, сведения о взаимоотношениях русских с местным населением, о языческих мольбищах, киреметях и т.д. А также сведения и данные об архитектурно-градостроительной структуре прихода - где, что размещалось, более-менее архитектурные описания структурных элементах прихода, и в первую очередь приходского храма.

В современных научных исследованиях архитектуры и истории православных памятников и церковной архитектуры Среднего Поволжья Г.Н. Айдаровой-Волковой, Л.Ю. Браславского были использованы некоторые данные по православным приходам, а также архитектурные описания конкретных церквей, часовен, святых мест. Богатой фактологической и картографической базой послужили коллективные труды Института Истории Академии Наук Татарстана — справочник-каталог «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», каталог «Православные памятники Республики Татарстан» и справочник «Населенные пункты Республики Татарстан». Из этих источников были почерпнуты общая классификация церковной архитектуры Среднего Поволжья, исторические данные по архитектуре приходских церквей и некоторых других типов культовых построек, некоторые данные о возникновении тех или иных приходов, использованы данные о современном состоянии памятников архитектуры, о современном национальном составе Казанско-Вятоской морфологической зоны, использованы архитектурные описания некоторых памятников церковноприходской архитектуры.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в следующем:

- в научный оборот введен значительный массив впервые публикуемых архивных и полевых материалов; впервые:

- выявлен и рассмотрен в разнообразных проявлениях православный приход Казанской Епархии середины XIX - начала XX веков как целостная система, определены ее структура, элементы, структурные связи;

- проведена классификация православных приходов, выявлены разновидности и их признаки;

- получена архитектурно-градостроительная модель православного прихода;

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ исследования:

- Для разработки истории архитектуры Среднего Поволжья получены новые знания об архитектуре церковного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX века;

- выявленный опыт архитектурно-планировочного развития православного прихода может оказать влияние на современное проектирование;

- выявленные сведения о памятниках архитектуры, расположенных на территории Республики Татарстан могут быть использованы при организации реставрационных и реконструкционных работ;

- полученные знания могут быть использованы в учебных программах и методических указаниях, в курсе лекций по истории региональной архитектуры, а также в курсовом и дипломном проектировании.

АПРОБАЦИЯ. Основные положения диссертации введены в научный оборот и использованы соискателем:

- в 6 научных публикациях (научные сборники ИИ АН РТ, КГ АСА, историко-публицистическом журнале);

- в докладах и выступлениях на научно-практических на 8 конференциях (включая одну международную);

- в паспорте памятника церковной архитектуры РТ, утвержденного Главным управлением по охране памятников Министерства культуры Республики Татарстан;

- в курсовом проектировании по темам «Церковь Рождества Христова», «Церковь Московских Чудотворцев и Дом Благотворительности и реабилитации детей-беспризорников при ней» на АФ КГ АСА под руководством диссертанта (1998-2000 гг.).

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие результаты исследования:

- структура православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX и типология ее архитектурно-градостроительных элементов;

- архитектурно-градостроительная модель православного прихода Казанской Епархии (середины XIX- начала XX вв.);

- специфические особенности сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX вв.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Диссертация состоит из текста (193 стр.) и графических материалов исследования, представленного на 28 планшетах размером 60x80 см. Текст содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения, приложение графической части из 40 листов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Фахрутдинова, Инесса Алековна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятое исследование посвящено актуальной и до настоящего времени малоизученной теме. В работе впервые опубликован и введен в научный оборот значительный массив архивных чертежей, документов, материалов натурного обследования по церковно-приходской архитектуре Казанской епархии середины XIX - начала XX веков; выявлена архитектурно-градостроительная структура православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX веков и типология ее структурных элементов; разработана классификация православного прихода по территориально-градостроительным и социально-национальным параметрам; разработана классификация приходской церкви и закрытых часовен; разработана модель сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX - начала XX веков.

Сельский православный приход это - архитектурно-градостроительная система, объединяющий культовые, церковно-хозяйственные и ландшафтные архитектурно-градостроительные объекты в единый сакральный каркас, который накладываясь на систему приходских поселений (села и приходских деревень), связывает жилую, производственную и природную среду единым религиозным смыслом.

Архитектурно-градостроительная структура православного прихода состоит из набора архитектурно-градостроительных, архитектурно-ландшафтных и архитектурно-мемориальных элементов, которые объединены в функциональные группы: культовые, хозяйственные, ландшафтные, мемориальные, вспомогательные.

Элементами сельского православного прихода являются архитектурные и ландшафтные объекты, которые в различных сочетаниях объединяются в комплексы: церковно-хозяйственный, архитектурно-ландшафтный, архитектурно-мемориальный.

В середине XIX - начале XX века в Казанской епархии сельские православные приходы различались по размерам: большие, средние, маленькие; по количеству прихожан (на семь классов от 300 до 3000 тыс.), по национальному составу: русские, смешанные, инородческие, по благосостоянию: бедные, богатые. Это отражалось на архитектурноградостроительной структуре сельского православного прихода и типологическом составе ее элементов: большие приходы могли иметь большее количество церковно-приходских построек, в инородческих приходах большее значение приобретают церковно-приходские школы, в инородческих приходах чаще, чем в других приходская церковь имеет небольшие размеры, находится в плохом состоянии и т.д.

Этно-культурная специфика региона определила существование на территориях православных приходов культовых элементов других религиозных структур: старообрядческие молитвенные дома, мечети, языческие киремети и т.д. Это обусловило специфические особенности сельского православного прихода Казанской епархии середины XIX -начала XX вв.: некоторые сакральные места становились общими для разных культур и вероисповеданий, проходили литургии вне храма, с присутствием язычников и мусульман и др.

Приходские церкви строились с трехчастной или развитой структурой, осевой, центричной или смешанной планировочной композицией, объемных композиций пятиглавых, одноглавых четвериков, восьмериков, восьмерика на четверике, ротонды на четверике с купольными и шатровыми покрытиями. Специфика сельского приходского храма, особенно инородческих и смешанных приходов - большая трапезная со встроенными приделами. В конце XIX в русских, иноверческих и смешанных приходах строятся «типовые» приходская церкви с небольшими различиями в орнаменте и размерах.

Проведенные в работе натурные обследования современного состояния православных приходов Казанской епархии показали, что кроме памятников архитектуры, к которым относятся приходские церкви в селах еще сохраняются и другие архитектурно-приходские постройки и архитектурно-ландшафтные элементы, что практически доказало существование остатков архитектурно-градостроительной структуры сельского православного прихода. Натурным обследованием был выявлен ряд церковно-приходских построек, не включенных в каталог памятников истории и культуры (приходская церковь, закрытые часовни, столбычасовни), некоторые из которых по праву могли бы называться памятниками православными архитектуры Среднего Поволжья.

Натурным обследованием не выявлен ни один из полностью сохранившийся православных приходов со всеми церковно-приходскими постройками и архитектурно-градостроительной структурой. Однако если продолжить исследование, то может оказаться, что где-то в глубинке еще сохранилась полная архитектурно-градостроительная система какого-либо православного прихода, что имело бы ценность не только с точки зрения истории церковно-приходской архитектуры, но, такой православный приход мог бы выступать и как памятник православной истории и культуры.

Фрагментарность фактологического материала (историко-литературного, архивного и натурного) компенсирована обобщением и разработкой теоретической модели православного прихода. Усредненная модель представляет собой архитектурно-градостроительную систему, центром которой является село с приходской церковью и церковно-хозяйственным комплексом. В приходских деревнях располагались культовые, хозяйственные, ландшафтные объекты, кроме того, на территории прихода вне поселений размещались культовые беспрестольные постройки, архитектурно-мемориальные комплексы и находились архитектурно-ландшафтные объекты и комплексы. Эта модель нередко дополнялась культовыми объектами других конфессий.

Важным на современном этапе развития православных приходов представляется понимание сельского православного прихода как саморазвивающейся системы, где ограничивается регламентирующая роль реставрации и усиливается роль архитектурно-исторического мониторинга за исторически складывающимся развитием православного прихода. С этой целью в диссертации изложена концепция архитектурно-планировочного паспорта православного прихода, предлагаемого в качестве дополнительного инструмента предпроектных исследований и мониторинга.

Некоторые положения диссертации опубликованы автором в следующих работах:

1. К вопросу изучения архитектуры приходского храма казанской губернии. Постановка проблемы. // Сборник научных трудов аспирантов 50-й научной конференции КГ АСА, Казань, 1999, -С. 11-14

2. Опыт внедрения в учебный процесс проектирования объектов церковной архитектуры. // Глобальное и региональное в архитектурно-художественном образовании. Материалы международной научно-практической конференции по архитектуре и дизайну, Казань, КГ АСА, 1999. - С.24-28.

3. Храм на правом Булаке. Из истории Спасо-Преображенской Никольской Единоверческой церкви в Казани. // «Казань» (историко-публицистический журнал), 1999, № 9-10. - С. 45-48.

4. К вопросу об архитектуре православного прихода Казанской губернии. // Сборник научных трудов аспирантов 51-й научной конференции КГ АСА, Казань, 2000, -С.4-6.

5. Архитектурное развитие православного прихода села Ключищи Казанской епархии. // Европа-Азия. Музей в системе ценностей евразийской культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-28 сентября 2000 г., Казань, 2000. -С. 263-268.

6. Состояние памятников приходской архитектуры Республики Татарстан (по результатам экспедиции). // Сборник научных трудов аспирантов 52-й научной конференции КГ АСА, Казань, (в печати).

7. К вопросу о сохранении «Духа» Старо-Татарской слободы в Казани. // Старо-Татарская слобода - от прошлого к будущему. Материалы по научно-практической конференции 29 февраля - 1 марта 2000г., Казань, (в печати).

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Фахрутдинова, Инесса Алековна, 2000 год

1. Труды по истории, философии, культорологии, междисциплинарным исследованиям.

2. Афанасьева Т., Трутнев Э., Якубович Е. Градостроительное законодательство России на пути реформ. М., 1996 - 96с.

3. Ахматов Д. Вопросы при изучении истории русской церкви. -Симбирск, 1915.

4. Багдасарьн Н.Г. Язык культуры //Социально-политический журнал -М.,1994, №12,-С.51-67;

5. Барсов Г.В. О приходских попечительствах при православных церквах.-М., 1896.

6. Бобров Ю.Г. Консервация, реставрация, воссоздание. Вопросы терминологии. // Архитектура и строительство Москвы. -М.,1990, № 13, -С.5-17.

7. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблема русской мысли XIX века. / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М: Наука, 1990, -С.43-272.

8. Большая энциклопедия. Т. 15. -СПб.: Просвещение,- 1896.

9. Галлямов Р.Ф. Этносоциальная история Предкамья во 2-ой половине XVI начале XVIII веков (по писцовым переписным книгам). Дисс.канд.истори.наук.-Казань, 1995, -С.230.

10. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1977.

11. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Ленинград, 1984.

12. Гордиенко Н.С. Современное православие. М., 1968.

13. ГротЯ.К. Жизнь Державина по его сочинениям. СПб., 1880-1882. -Т.1-2.

14. Гуляницкий Н.Ф. О современном значении понятия «памятник архитектуры» // Теория и практика реставрационных работ. Сб.З. -М., 1972. -С.

15. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В., Древнерусская церковь и архаичные традиции. // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов, СПб., 1990.

16. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях, Т.1.-М., 1895, 129с.

17. Зайцев Б., Пучков П., Солнечные узоры. М., 1978.

18. Законодательство о религиозных культах М., 1969.

19. Ильинская H.A. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. -JL, 1984.-151с.

20. Кальнинг-Михайловская JI.A. Охрана и изучение памятников архитектуры // Практика реставрационных работ. М., 1950. -С. 13-46.

21. Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности. — Чебоксары, 1974.

22. Курочкин П.К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.

23. Львов А. Новые земельные законы. СПб, 1907.

24. Любенецкий H.A. Церковь и земледелие. С.-Петербург, 1900.

25. Любимов Н.П. На кладбище. М., 1914.

26. Мень A.B. Культура, Христианство, Церковь. М., 1997. -671с.

27. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры., М.: Изд.группа «Прогресс», «Культура», редакция газеты «Труд», 1994.

28. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры: развитие теоретических концепций. -М., Стройиздат, 1971. 190с.

29. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983.

30. Отец Г. Мицов. В средоточении пространства и времени. // Человек, №5, 1994.

31. Отклики сельских пастырей. Киев, 1911.

32. Паниото В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. М.: Наукова думка, 1982.

33. Пивоваров В. Опыт монографического исследования религиозной группы прихожан в системе церковного прихода. Автореферат дисс.канд.философских наук. -М., 1968, -С. 17.

34. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., Т. 1 -2, 1992.

35. Положение о приходских попечительствах при православных церквах. -СПб., 1865.

36. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1841 по 1891 гг. С.-Петербург, 1897.

37. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. —М., Наука, 1987.

38. Современный облик памятника прошлого. -М.,1983. -34с.

39. Трубецкой E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М.,Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1916. - 11 с.

40. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия. — 1993. - 864с.

41. Церковно-историко-археологическое общество Казанской епархии. -Казань, 1917.

42. Шепелев JI.E. Архивные разыскания и исследования. -М., 1971. -144с.1.. Труды по истории, теории и градостроительству русскойархитектуры.

43. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. -М., 1953.-278с.

44. Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. -М., 1950. 140с.

45. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986.

46. Баталов A.JL, Ветчанина Т.Н. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образца в русской архитектуре XVI-XVII вв. //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988г. -С.22-43.

47. Баталов A.JI. Московское каменное зодчество конца XVI века. Проблема художественного мышления эпохи. -М., 1996.

48. Беккер А.Ю., Щенков A.C. Современная городская среда и архитектурное наследие. -М.: Стройиздат, 1986. 203с.

49. Белоусов В.Н., Кулага JI.H. и др. Основы формирования архитектурно-художественного облика городов. М.: Стройиздат, 1981.- 191с.

50. Боданов Ю. Обетные кресты.// Наука и религия.

51. Бондаренко И.А. Градостроительное мышление средневековой Руси: традиции и идеалы: дисс.докт.арх. М., 1997. 140с.

52. Бондаренко И.А. К вопросу об использовании мер длины в древнерусском зодчестве //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988г. -С.54-64.

53. Бондаренко И.А. Народное и царственное зодчество древней Руси. К проблеме общности традиций и идеалов. //Народное зодчество: сб. научных трудов, Петрозаводск, 1992, С.7-31.

54. Бондаренко И.А. Тысячелетняя традиция русского зодчества возможности интерпретации. //Архитектура и строительство Москвы, 1990, № 8, С.24-26.

55. Бондаренко И.А. «Свое», «чужое» и «общее» в истории архитектуры. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.2. -М., 1993. -С. 179182.

56. Бондаренко И.А. Личность в зодчестве Древней Руси. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.4. -М., 1995. -С.55-58.

57. Бондаренко И.А. Идеальная композиция древнерусского города // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.5. -М., 1996. -С.22-28.

58. Бондаренко И.А. Идея иерархии в зодчестве Древней Руси. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции 14.10.1996.-М., 1996. -С.24-33.

59. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX- начала XX вв. М., 1971.

60. Борисова Е.А. Некоторые особенности русской архитектуры конца XIX начала XX вв. - В кн.: Художественные процессы в русском искусстве XIX - начала XX века. -М.:Наука, 1977.

61. Брунов Н.И. История русской архитектуры. -М., 1956.

62. Бубнов E.H. Русское народное зодчество Урала. М.: Стройиздат, 1988,-191с.

63. Бунин A.B., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. -В 2-х т.-М, 1979.

64. Бусева-Давыдова И.Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в русской архитектуре конца XVII в. //Архитектурное наследство, №33, М.: Стройиздат, 1985.

65. Бусева-Давыдова И.Л. Представление о символике храма в культуре Древней Руси (по письменным источникам). Храмостроительство в России: традиции и современность: тезисы докладов конференции 14.10.1996г., -М., 1996. -С.40-45.

66. Вавакин Л.В. Проблемы реконструкции на современном этапе отечественного градостроительства // Архитектурный вестник. —1997, №1 с.11-19.

67. Вагнер Г.К. Проблема жанров в архитектуре Древней Руси. //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988г. -С.3-22.

68. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. —М., Наука, 1990. -255с.

69. Владимиров В.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр И.М. Градостроительство как система научных знаний. / Под ред. И.М.Смоляра. М., 1999. -120с.

70. Воронин H.H. Очерки по истории русского зодчества XVI-XVII веков. -М.-Л., 1934.

71. Воронин H.H. История культуры древней Руси. -М.-Л., 1945.

72. Воронин H.H. Архитектурный памятник как исторический источник //Советская археология. -М., 1954, №XIX.- С.41-76.

73. Воронина В.Л. Соразмерность и форма в архитектуре //Архитектурное наследство: Проблемы композиции и мастерства. № 35. -М., Стройиздат, 1987г. -С.142-155.

74. Выголов В.П. О развитии ярусных форм в зодчестве конца XVII века. Древнерусское искусство XVII в. - М., 1964. - 236с.

75. Вятчанина Т.Н. О значении образца в древнерусской архитектуре. //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. -М., Стройиздат, 1984г. -С. 13-26.

76. Гаряев P.M. К вопросу об ориентации русских церквей // Краткие ссобгцения славяно-русской археологии. Институт археологии АН СССР.-М., 1978. № 115.

77. Герасимов Ю.Н. Рабинович В.И. Зодчество и православие. М., 1986.

78. Гордиенко Н.С. Современное православие. М., 1968.

79. Горностаев Ф., Грабарь И. Деревянное зодчество Русского Севера // История Русского искусства. Т.1, -М., 1909.

80. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. С.-Петербург, 1992.

81. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. -М., 1959.

82. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. -М.: Стройиздат, 1984. —339с.

83. Гулянитский Н.Ф. (ред.), Градостроительство Московского государства XVI-XVII вв. /РААСН, НИИТАГ: под общей ред. Н.Ф. Гулянитского. М.: Стройиздат, 1994 г. - 318с.

84. Гуляницкий Н.Ф. Освободительные идеи Руси в образах памятников архитектуры XVI- 1-ой пол. XVII вв. //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. -М., Стройиздат, 1984г. -С.32-47.

85. Гуляницкий Н.Ф. О внутреннем пространстве раннемосковских храмов. //Архитектурное наследство: Город и его застройка. № 33. -М., Стройиздат, 1985г.-С. 174-182.

86. Гуляницкий Н.Ф. Колокол в древнерусской архитектуре. //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988г. -С. 130-144.

87. Гутнов А.Э., Эволюция градостроительства. М., 1984, - 256с.

88. Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В., Древнерусская церковь и архаичные традиции. // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов, СПб., 1990.

89. Денисова И.М. Дерево дом - храм в русском народном искусстве. // Советская этнография, 1990, № 6.

90. Забелин И.В. Русское искусство. -М.: Кнебель, 1900.

91. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях, т. 1. — М., 1895, 129с.

92. Зайцев Б., Пучков П., Солнечные узоры. М., 1978.

93. Иконников A.B. Планировочные традиции в народном зодчестве // Архитектурное наследство №14, М., 1962.

94. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М., 1982.

95. Иконников A.B. Основы градостроительства и планировки сельских населенных мест М., 1982.

96. Иконников A.B. О ценностях подлинных и мнимых: о проблемах реставрации и воспроизведении памятников русского зодчества. // Наше наследие, 1990, № 3, С. 1-4.

97. Иконников A.B. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. -М.: Искусство, 1990. 385с.

98. Иконников A.B. Символика православного храма в образной структуре русского города. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. М., 1996. С. 6-14.

99. Иконников A.B. Историзм в архитектуре «серебряного века» // Архитектура в истории культуры русской. -М., 1993, Вып.2. -С. 127131.

100. Иконников A.B. Город реконструкция как форма бытия. // Архитектурный вестник - 1997, №1, с. 11-19

101. Казусь И.А. Организация архитектурного проектирования в России (период 1905-1917гг.) //Архитектурное наследство: Город и его застройка. № 33. -М., Стройиздат, 19857г. -С.278-284.

102. Кеслер М.Ю. Смысл христианского храма, генезис его архитектурного выражения и современные проблемы. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. М., 1996. С. 6-14.

103. Киреченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов. -М.: Наука, 1978.-399с.

104. Кириченко Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX в. (к вопросу о двух фазах развития эклектики). //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988г. -С.130-144.

105. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1982 399с.

106. Кириченко Е.И. О хронологических рамках, жанре и типе русской архитектуры XIX века. -В. сб.: Архитектурное наследие конца XIX -начала XX века и его роль в современном градостроительстве. -Таллин, 1983.

107. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. -М.: Искусство, 1986. 344с.

108. Кириченко Е.И. Архитектура, религия, государство в России XVIII -начала XX столетия. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник Тезисов конференции. -М., 1996. С. 58-66.

109. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII начала XVI в. -М.: Наука, 1993.

110. Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры городов. -М., 1985.

111. Косточкин В.В. К вопросу о традиции и новаторстве в русском зодчестве XVI-XVII вв. //Архитектурное наследство: Региональные черты зодчества народов СССР. № 27. -М: Стройиздат, 1980г. -С.29-38.

112. Косточкин В.В. Проблемы воссоздания в архитектуре. М., 1984. -64с.

113. Кудиненко А. Д. Преемственность в развитии архитектурно-планировчных структур (на примере малых и средних городов БСССР): дисс.канд.арх. Минск,1972.

114. Кудрявцев М.П., Кудрявцева Т.Н. Ландшафт в композиции древнерусского города //Архитектурное наследство: Национальное своеобразие зодчества народов СССР. № 28. -М., Стройиздат, 1980г. -С.3-13.

115. Кудрявцев В.В. Историко-архитетурное наследие XIX начала XX века и вопросы его современного использования (на примере г.Саратова). - Автореферат канд. Дисс. - М., 1983.

116. Лавров В.А. Национальные традиции русского градостроительства. -М., 1946.

117. Лисенко Т.Л. Общие приемы в строительстве деревянных церквей Карпатского региона //Архитектурное наследство: Город и его застройка. № 33. -М., Стройиздат, 19857г. -С. 174-182.

118. Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. -М., 1976.

119. Максимов П.Н. Основные положения научной методики реставрации памятников архитектуры // Практика реставрационных работ. Сб.2. -М., 1958.-С.5-18.

120. Максимов П.Н. Торопов С.А. Архитектурные обмеры: Пособие по фиксации памятников архитектуры. М., 1949. - 150с.

121. Мельник А.Г. К вопросу о происхождении трехчастной осевой архитектурной композиции (церковь трапезная - колокольня) // Памятники истории и культуры Среднего Поволжья, Нижний Новгород, 1991, С.211-216.

122. Методика реставрации памятников архитектуры: пособие для архитекторов-реставраторов. -М., 1961, 216 с.

123. Михайловский Е.В. Предпроектные натурные исследования // Методика реставрации памятников архитектуры. -М., 1977. -С.49-58.

124. Могытыч И.Р. Традиции и влияния в народном зодчестве западной Украины //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. -М., Стройиздат, 1984г. -С. 114-119.

125. Никольский К.Т. О часовнях. СПб., 1884.

126. О храме. Объяснение всех частей храма. СПб., 1900.

127. Овсянников О.В., Чукова Г.А. Северные деревянные кресты (к вопросу о типологии) // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов, Л., 1990.

128. Ополовников A.B. Сокровища Русского севера. М: Стройиздат, 1989.

129. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии (Генезис, эволюция, национальные особенности). Т.1. -М./ЦНИИТИА. Дис. На соиск.учен.степени доктора архитектуры.

130. Орфинский В.П. Загадки «домиков мертвых» //Памятники культуры и современность, Петрозаводск, 1983.

131. Орфинский В.П. Народное деревянное культовое зодчество Русского Севера: истоки развития. Сб. научных трудов: ПГУ, Петрозаводск, 1992, С.32-63.

132. Орфинский В.П. Народное деревянное зодчество в зонах этнических контактов на Севере России. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.2. -М., 1993. -С.38-45.

133. Пилявский В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: учебник для вузов. Л. Стройиздат, Ленинградское отделение, 1984. -С.512, ил.

134. Пищулина В.В. Традиции храмостроения на Дону. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. —М., 1996. -С.114-115.

135. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия /словарь-глоссарий/. -М.: Искусство, 1995. -160с.

136. Покровский И. Русские епархии в ХУ1-Х1Х вв. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. — Казань, 1897.

137. Притыкин В.П. Вопросы взаимосвязи композиции общественных центров сельских поселков и природного ландшафта: дисс.канд.арх., М., 1978.

138. Пруцин О.И. Реставрация и реконструкция архитектурного наследия: теоретические и методологические основы реставрации исторического и архитектурного наследия. М., 1996.

139. Пунин А.Л. Идеи «рациональной архитектуры» в теоретических воззрениях русских зодчих второй половины XIX начала XX века. Автореф. дис. канд.арх. -Л., 1966.

140. Ранинский Ю.В. Основные принципы сохранения и использования памятников архитектуры в ансамбле города. -М., 1980.

141. Ранинский Ю.В. Историко-теоретические основы преемственности вразвитии архитектурного ансамбля. -Дис. на соиск.доктора арх. —1. М., 1982.

142. Раппопорт П.А. Зодчество древней Руси. -Л.: Наука, 1986. -158с.

143. Саваренская Т.Ф. «Западноевропейское градостроительство ХУП-Х1Х вв.: Эстетические и теоретические предпосылки. -М.:Стройиздат, 1987.

144. Священник о. Борис (Михайлов). О критерии «церковности» в храмовом зодчестве. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. -М., 1996. С. 14-19.

145. Серов С.И. Пространство символики крестово-купольного храма. // Чекловек, №5, 1994.

146. Славина Т.А. Михаил Витольдович Красовский и русская историко-архитектурная наука. // Архитектурное наследство, №33, М.: Стройиздат, 1985.

147. Слюнькова И.Н. Ритмические особенности церковной архитектуры. Радослав Жук. Творческие интерпретации мастера. // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.5. -М., 1996. -С.247-253.

148. Смолина Н.И. О принципах композиции в средневековом зодчестве Средней Азии // Архитектурное наследство: Проблемы композиции и мастерства. № 35 -М., Стройиздат, 1987. -С. 164-172.

149. Тюрин Г. Восьмиконечные символы памяти : деревянные кресты. // Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991, С. 170-186.

150. Уваров A.C. Об архитектуре первых деревянных церквей России. -Труды II археол. Съезда. -М., 1876.

151. Успенский М.Е. Народное деревянное зодчество коми-пермяков // Сб. научных трудов / ЛИСИ, Л., 1950. -Вып. 10.

152. Устав строительный. О построении православных церквей, молитвенных домов и часовен. СПб., 1900.

153. Ушаков Ю.С. К вопросу о принципах и системах пространственной организации в русской архитектуре XVI-XVIII вв. // Проблемы истории, теории и практики русской и советской архитектуры. -Л., 1978.

154. Хайт В.Л. Пограничные культуры, культурный синтез и семантика ордера в русской архитектуре. // Архитектура в истории русской культуры.-М., 1996. -С.239-246.

155. Хан-Магомедов С.О. Еще раз о национальном своеобразии. // Декоративное искусство СССР. -1978, № 7. -С.6-7,10.

156. Хан-Магомедов С.О. Новая форма в традиционной среде. // Декоративное искусство СССР. 1978, № 3.

157. Хомутецкий Н.Ф. Архитектура России с середины XIX века до 1917 года: Автореф. Дисс.доктора искусствовед. -Л., 1955.

158. Швидковский Д.О. Культура Просвещения и русская архитектура 2-ой пол. XVIII века. // Архитектура в истории русской культуры. -М., 1996. -С.95-106.

159. Шенников A.A. О языческих храмах у восточных славян // Язычество восточных славян: Сборник научных трудов. JL, 1990.

160. Шкирева Т.К. Этническое самосознание и этнический символ: (храм, церковь) // Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья. Нижний Новгород. 1991. С.40-41.

161. Шишков A.B. Реконструкция сельского расселения и пути сохранения и использования наследия народного деревянного зодчества: дисс.канд.арх.-М., 1984.

162. Шквариков A.B. Русская архитектура. -М., 1940.

163. Щенков A.C. и др. Современный облик памятников прошлого. М.: Стройиздат, 1983. - 185с.

164. Щенков A.C. Структуры русских городов XVI-XVII вв. и их эстетическое восприятие. //Архитектурное наследство: Композиционные приемы и традиции. № 32. —М., Стройиздат, 1984г. — С.3-13.

165. Щенков A.C. «Восточные» и «западные» тенденции в отношении памятников архитектуры. // Архитектура Мира: Материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре», вып.2. -М., 1993. -С. 177-179.

166. Щенков A.C. Теоретические основания анализа культурной ценности архитектурного наследия ( в сфере реконструкции и реставрации каменной архитектуры): дисс.док.арх. -М., 1995.

167. Щенков A.C. Проблемы традиционной формы в современном храмостроении России. // Храмостроительство в России. Традиции и современность: Сборник тезисов конференции. -М., 1996. С. 19-24.

168. Щенков A.C. О принципах изучения русской храмовой архитектуры. // Архитектура в истории русской культуры. -М., 1996. -С.35-39.

169. A.C. Щенков, Т.Н. Вятчанина. Об иконографии и тектонике православного храма (Опыт содержательной интерпретаций архитектурных форм). -М., 1996, -83с.

170. Явейн О.И. Проблемы пространственных границ в архитектуре.: Автореф.дис.канд.арх. -М., 1982.

171. I. Труды по истории, культуры и архитектуры1. Среднего Поволжья.

172. Агафонов Н.Я. Из казанской истории. Казань, 1906.

173. Агафоноф Н.Я. Заволжская Вивлионика. Казань, 1887.

174. Айдаров С.С. Национальное своеобразие в архитектуре автономных республик Средневолжской зоны РСФСР. Архитектура СССР, 1981, № 7. -С.58-62.

175. Айдарова Т.Н. Взаимодействие национальных культур в архитектуре Казани 1840-1910-х годов.-Автореф.дис.канд.арх.-М., 1986.

176. Айдарова Т.Н. Архитектурная культура региона. Теоретическая модель. // Архитектура и культура: сборн. ВНИИТAT. -М., 1990. -С. 27-32.

177. Айдарова Г.Н. Теоретические аспекты развития архитектурных традиций региона. // Возрождение и развитие нацтональных особенностей архитектуры народов России: Сборн. Докладов всерос. Конф. -Улан-Удэ, 1992. -С.42-44.

178. Айдарова Т.Н. Архитектурное пространство города как интеграция сакральных смыслов культуры. // Культура молодых городов: Материалы и закл. Отчет междунар. Конф. ЮНЕСКО - Набережные Челны, 1994. -23с.

179. Айдарова Т.Н. Запад-Восток, христианство и ислам в архитектурной культуре Среднего Поволжья. // Архитектура мира. № 3. Запад-Восток: античная традиция в архитектуре. М., 1994. -С.110-115.

180. Айдарова Т.Н. Мечети и церкви Среднего Поволжья второй пол. XVI-XVII веков. // Исламско-христианское пограничье. Итоги и перспективы изучения: Сборник статей АН РТ. Казань, 1994. -С.167-175.

181. Айдарова Г.Н. Тип миссионерского храма Среднего Поволжья. // Архитектура мира. № 5. Искусство композиции в истории архитектуры. -М., НИИТАГ, 1996. -С. 162-167.

182. Айдарова Г.Н. Взаимодействие культур в архитектурно-градостроительном развитии Среднего Поволжья середины XVI -начала XX веков. /Автореф.дисс.доктора архитектуры, -М., 1997. -48с.

183. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX веков: модель развития, структура типов, влияния. -Казань, 1997. 196с., илл.

184. Агафонов Н. Из Казанской истории. Казань, 1908.

185. Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья /XVI начало XIX в./. -М.: Наука, 1990.

186. Алишев С.Х. Источники по истории Татарстана. Под ред. С.Х. Алишева.-Казань, 1994.

187. Архитектор М.П. Коринфский (Сборник). Казань, 1923.

188. Багин С.А. Об отпадении в магометанство крещенных инородцев Казанской епархии и причинах этого печального явления. Казань, 1910, С.35.

189. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция. М.: Наука, 1986.

190. Беседы с духовенством Казанской епархии Григория архиепископа Казанского. СПб., 1855.

191. Боголюбов А. Иоанно-Предтеченская церковь села Ключищи Свияжского уезда Казанской епархии. -Казань, 1902, 55с.

192. Богословский Г.К. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. Казань, 1893.- С. 1-46.

193. Богословский Г.К. Атлас Казанской епархии по уездам. Казань, 1904.

194. Богословский Г.К. Краткий исторический очерк Казанской епархии. Казань, 1904, 8. XIXc.

195. Богословский Г.К. Справочная книга для Казанской епархии. Казань, 1904.

196. Богословский Г.К. Справочная книга для Казанской епархии. Сведения о церквах, приходах, штатах, причтов, школах и пр. Чистопольского и Мамадышского уездов, -Казань, 1899, 82с.

197. Борисов В.Л. Некоторые данные для истории городов Казанского края. Казань, 1900. - 13с.

198. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии», Чебоксары: Чувашское кн.издательство, 1995, 350с.

199. Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. — Казань, 1966.

200. Вамбери Р. Русские татары. 6м., 1912.

201. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1906.

202. Васильевский М. Распространение христианства в Казанском крае. Краткий исторический очерк. -Казань, 1904, 17с.

203. Васильевский М. Отчет о состоянии расколосекстанства и действиях миссии в Казанской епархии за 1903 год. -Казань, 1904, 25с.

204. Влияние монастырей на расселение народное в Казанском крае. Правосл. Соб., 1860, № 1.

205. Воздвиженская В.М. Город Елабуга //Архитектурное наследство: Русская архитектура. № 36. -М., Стройиздат, 1988г. -219-222с.

206. Вопрос о желательном преобразовании в постановке у нас православной церкви. -1914.

207. Воскресная церковно-приходская библиотека. Казань, 1900.

208. Вятская Епархия. Вятка, 1912.

209. Гаврилов Б.Г. Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда.-Казань, 1877.

210. Глинка С.Д. О преобразовании церковного прихода. -Казань, 1912. -13с.

211. Грузинцев В. Паломничество в село Остолопово за образом Св. Николая Чудотворца. -Казань, 1916, 16с.

212. Давыдов Б.Г. Заметки о священном озере вотяков Казанского уезда и молении на нем. -Казань, б.г.

213. Давыдов М.П. О том, как построено в селе Седельникове училище, как и кем учреждено оно и как возникла церковь в связи с учреждением училища. Казань, 1840.

214. Далматов К. Торжество 15 июня 1906 года в деревне Барском Тенишеве прихода села Антоновки Тетюшского уезда при принятиикрестов на вновь строящийся храм во имя Святителя Николая. -Казань, 1906, 4с.

215. Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. -Чебоксары, 1969.

216. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары, 1993.-448 с.

217. Дионисий И. Заботы миссионеров об устройстве внешнего быта новокрещенных инородцев. -Казань, 1902. -21 с.

218. Дульский П.М. Классицизм в Казанском зодчестве. Казань, 1920.

219. Дульский П.М. Памятники Казанской старины. Казань, 1914.

220. Егерев В.В. Самобытное расселение народностей Казанского края. -Казань, 1928.

221. Егерев В.В. Казанские архитекторы 2-ой пол. XVIII т 1-ой пол. XIX вв. Кандидатская диссертация. 1952. - Архив КИСИ.

222. Ерагин. Е. Е. Моргоушский край. Моргоуши, 1994.

223. Ермалаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. Управление Казанским краем. -Казань, 1982. -221с.

224. Зайцев Я.Н. Лета и лица урмарской землицы. Чебоксары, 1994.

225. Заринский П.Е. Очерки древней Казани, преимущественно XVI в. -Казань, 1877.-218 с.

226. Заринский П.Е. Церковные древности г.Казани. Казань. - 28с.

227. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. -СПб., 1890-1897.-Вып. 1-3.

228. Земляницкий Т. Летопись Богоявленской церкви села Исакова Свияжского уезда. -Казань, 1897, 40с.

229. Златоверховников И. Уфимская епархия: Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899. -127с.

230. Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатилетию Братства Святителя Гурия. Казань, 1892.

231. Знаменский П.В. Печальное двадцатилетие. -Казань, 1896, 32с.

232. Ивановский Н. По поводу закладки нового храма в пригородной окраине Казани. Открытое письмо строителям. -Казань, 1901, 10с.

233. Износков И.А. Список населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием. Казань, 1885.

234. Износков И.А. Из жизни крещенных инородцев Казанского края за 1887 год.-Казань, 1888.

235. Износков И.А. Миссионерская деятельность сельского духовенства Казанской епархии. -Казань, 1892, 24с.

236. Износков И.А. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. М., 1893-1895. Вып. 1-3.

237. Износков И.А. Миссионерская братства Святого Гурия школа в с .Ишаках. -М., 1895, 11с.

238. Износков И.А. Список населенных мест Казанской губернии. Лаишевский уезд. Казань, 1895. Вып. 1-2.

239. Изоркин А. Ядрин. Чебоксары, 1988.

240. Историко-археологические очерки церквей г.Казани. Казань, 1913.-Вып.1.

241. Историко-статистический обзор церковно-приходских школ за 11 лет их существования. Казань, 1896.

242. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской Епархии. Выпуск 3 (Казанский уезд). Казань, 1916, - 195с.

243. Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской Епархии. Выпуск 6 (Мамадышский уезд). Казань, 1913, - 420с.

244. Историческое описание сельских церквей Казанской епархии. Летопись Успенской церкви села Селенгуши Чистопольского уезда. -Казань, 1899.

245. Историческое описание находящихся в Российской епархии монастырей и церквей с показанием начала и конца построения оных, крестных ходов, храмовых праздников, пасхалий. -СПб., 1825, Изд.2. -228с.

246. Историческое описание соборных и приходских церквей в Российской империи. М., 1828.

247. Казанский архиерейский дом. Казань,1910.

248. Кама и Вятка: путеводитель и этнографическое описание прикамского края / Сост. Д.Зеленин, -Юрьев, 1904 180 с.

249. Корсаков Д. Черты из жизни Поволжья первой половине XIX века. -Казань, 1890.

250. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XIX в. -Йошкар-Ола, 1956.

251. Кузнецов C.B. Преемственное развитие и реконструкция Казани в эпоху классицизма. -Автореф. Дисс.канд.арх. -М., 1987.

252. Кулясов А.К. К вопросу об издании историко-статистических описей церквей и приходов епархии. Казань, 1913.

253. Кулясов А.К. Отрадные проявления русской самобытности. -Казань, 1915, 15с.

254. Кулясов А.К. Приход села Алат Казанского уезда. -Казань, 1916, -С.53.

255. Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба Казанской губернии. -СПб, 1861, -С.613.

256. Лепехин И. Продолжение дневных записок путешествия академии и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. 4.2 СПб 1802, 338с.

257. Лепехин И.Дневные записки путешествия доктора и академии наук адъютанта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1766-1769 гг. 4.1 СПб 1795, 537с., илл.Львов А. Новые земельные законы. СПб, 1907.

258. Луппов П.Н. Село Биляр Елабужского уезда Вятской епархии. б.м., б.г.

259. Львов С.Г. Из истории одного инородческого прихода. Казань, 1846.

260. Львов Гр. Историко-статистические описания храма и прихода Смоленско-Варлаамского города Казани, -Казань, 1900, 30с.

261. Люберский (Платон). Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868.

262. Любимов М. Извлечение из приходской летописи Богоявленской церкви г.Арска, -Казань, 1876, 28с.

263. Магницкий В.К. Школьное образование и некоторые черты религиозно-нравственной жизни чуваш. -Казань, 1919.

264. Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Среднего Поволжья.-М., 1954.

265. Малов Е.А. Приходы старокрещенных и новокрещенных татар в Казанской Епархии. Б.м., 1866.

266. Малов Е.А. Статистические сведения о крещенных татарах Казанской и некоторых других епархий в Волжском бассейне Ефимия Малова. -Казань: Тип.у-та, 1866.

267. Малов Е.А. Село Бетьки. -Казань, 1864. -24с.

268. Малов Е.А. Историческое описание церквей г. Казани. Казань, 1884-1891.-Вып. 1-2.

269. Малов Е.А. Древние грамоты и разные документы (материалы для истории Казанской епархии). Казань, 1902.

270. Материалы для географии и статистики России, собранные офицером генерального штаба Казанской Губернии / Сост. М. Лаптев СПб, 1861,-613с.

271. Мейерберг А. Виды и бытовые картинки Росстт XVII века: Альбом. -СПб, 1903.

272. Мельников С.Е. Статистика края. Село Рождественское, Ямаши тож в Чистопольском уезде. б.м., б.г.

273. Мельников С.Е. Село Троицкое-Сюкеево в Тетюшском уезде. -Казань, 1857. -16с.

274. Мельников С.Е. Описание некоторых замечательных селений в Чистопольского уезда. -Казань, 1885.

275. Мельников С.Е. Село Богородское -Уратьма тож в Чистопольском уезде. б.м., б.г., -14с.

276. Мике П. По чувашским приходам. -Казань, 1904.

277. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1551 по 1867 гг. М., 1880.

278. Молельная старообрядцев Поморского согласия на стекольном около г.Казани. -Казань, 1910, 10с.

279. Молькеевские кряшены. Сборник статей. Отв. Ред. Д.М. Исхаков. -Казань, 1993.-156с.

280. Надырова Х.Г. Особенности архитектурно-пространственной организации селений поволжских татар конца XVIII- начала XX вв. (на примере селений северо-западной зоны Татарии). -Автореф.канд.дис. -М.,1990.

281. Несколько слов по случаю 100-летнего существования приходского храма в селе Матвеевке. -Казань, 1893, 8с.

282. Нечаев В. Летопись Воскресенской церкви села Алексеевское Лаишевского уезда. -Казань, 1893, 48с.

283. Нечто из церковной археологии города Чебоксар (Казанская сторона). Казань, 1910.

284. Никанор (Каменский). Казанский сборник статей. Казань, 1905.

285. Никанор, архиепископ. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чувашей. -Казань, 1910.

286. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в

287. XVI XVIII веках. - Казань, 1912.

288. Обозрение высокопросвещенным архиепископом Арсением церквей сел: Абызова, Норусова, Асакас Дцринского уезда. Казань, 1901.

289. Одигитриевский Н. Крещенные татары Казанской губернии. —М.,1815.

290. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления чудотворной иконы Божий Матери в память 300-летнего празднования дома Романовых. -Казань, 1914, 35с.

291. Остроумов В.П., Чумаков В.В. Свияжск. История планировки и застройки. -Казань, 1971. -61 с.

292. Островский Д. Вотяки Казанской губернии. -Казань, 1874.

293. Осятинский А.И. Градостроительство Поволжья с древнейших времен до XX века. -Саратов, 1967.

294. Отчет церковно-историко-археологического общества Казанской епархии за 1915 г. Казань, 1916.

295. Паласс П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. СПб, 1786

296. Перетякович Г.И. Поволжье в XVII и начале XVIII века. /Очерки из истории колонизации края. -Одесса, 1882.

297. Пинегин М.П. Казань в ее прошлом и настоящем. СПб., 1890.

298. Покровский И. Русские епархии в ХУ1-Х1Х вв. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. -Казань, 1897.

299. Покровский И. Святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский и его церковно-политическая деятельность в смутные времена начала1. XVII в.-СПб., 1913.

300. Покровский И.М. Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский. -Казань, 1907.

301. Постройка храма в деревне Первое Степаново Цивильского уезда. -Казань, 1902.

302. Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1841 по 1891 гг. С.-Петербург, 1897.

303. Приволжские города и селения Казанской губернии. -Казань, 1892. -204с.

304. Прокопьев К. К истории просвещения инородцев Казанского края XVIII в. Симбирск, 1905.

305. Путешествие высокопреосвященного Арсения по Казанской епархии в 1901 году. Казань, 1901.

306. Радостный день в селе Ишаках Козмодемьянского уезда, -Казань, 1898, 22с.

307. Расписание городских и сельских приходов, церквей и принтов. По Казанской епархии. Казань, 1896.

308. Русский миссионер у инородцев. С.-Петербург, 1905.

309. Рычков А.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769-1770 гг.-СПб, 1770.

310. Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии /сочинения Василия Сбоева/. Казань, 1856.

311. Село Астраханка. Очерк из истории местного края. -Казань, 1893.

312. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств старанием и трудами Спасо-Казанского Преображенского монастыря архимандрита Платона, составленный в 1782 году. -Казань, 1868, 230с.

313. Сорокин Н. Старая церковь в селе Богородском Казанского уезда. -Казань, 1889.-19с.

314. Софийский И.М. О киреметях крещенных татар Казанского края. -Казань, 1877.

315. Софийский И.М. О киреметях крещенных татар из деревни Тавель Чистопольского уезда Казанской губернии. -Казань, б.г. 12с.

316. Спасский H.A. Очерки по родиноведению Казанской губернии. -Казань, 1912.

317. Спасский H.A. Черемисские святыни села Шапов Царевококшайского уезда Казанской губернии. -Казань, 1909, 8с.

318. Справочник. Населенные пункты Республики Татарстан». Казаны ИТЭ АН РТ, 1997 г. -392с.

319. Справочник-каталог. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI начало XX вв.). Казань: Фест, 1998. -304с.

320. Справочник-каталог: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Казань: Эйдос, 1993. —450с.

321. Терновский Ф. Несколько данных для церковной статистики Казанской епархии в конце прошлого столетия, извлеченных из документов архива Св.Синода. -Киев, 1877, 12с.

322. Фехнер М. Великие Булгары, Казань, Свияжск. -М.:Искусство, 1978. -276с.

323. Фирсов Н.А Инородческое население прежнего Казанского царства в новой России до 1762 г. и колонизация закамских земель в это время. -Казань, 1869.

324. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. -Казань, 1844.

325. Халиков А.Х. Приказанская культура. -М., 1960. С.248-249.

326. Халитов Н.Х. Архитектура мечетей Казани нач. XIX в //Архитектурное наследство: Проблемы композиции и мастерства. № 35. -М., Стройиздат, 1987г. -С.106-114.

327. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани XVII- начала XIX веков. М.: Стройиздат, 1989. - 191с.

328. Харлампович К.В. Казанские новокрещенные школы. Казань, 1905.

329. Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914, 205 с.

330. Харлампович К.В. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII в. Казань, 1903.

331. Хрусталев А. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. Казань, 1874.

332. Хрусталев А.Г. Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края. Казань, 1885.

333. Худяков М.Г. Деревянное зодчество Казанских татар. // Казанский музейный вестник. №№5-6. -Казань, 1920.

334. Худяков М.Г. К истории Казанского зодчества // Казанский музейный вестник. №№5-6. -Казань, 1920.

335. Церковно-историко-археологическое общество Казанской епархии. -Казань, 1917.

336. Чичерина С. У приволжских инородцев. СПб., 1905.

337. Чтения в церковном историко-археологическом обществе Казанской епархии 1917 г. -Вып. 1-3, -Казань, 1917, 131с. ■

338. Чувашское народное зодчество. -Чебоксары: Чув.книж.из-во, 1981. — 239с.

339. Шадков С. Угодья при монастырях и земли при сельских церквах в Казанской губернии, Казань, 1857, - 33с.

340. Ширгазин А.Р. Православные храмы Башкирии: история и архитектура. Уфа, 1995 - 158с.

341. Шишкин И.В. История города Елабуги. М., 1907.

342. Юзефович A.A. Христианство, магометанство и язычество в восточных губерних России. Русский вестник. 1833, март.

343. Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни. Историко-археологический очерк. Казань, 1907.

344. Якиманский Е. Казанская военно-кремлевская церковь и часовнею и образом нерукотворного Спаса. -Казань, 1915, 20с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.