Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция, эволюция, жанровая специфика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Сарбашева, Алена Мустафаевна

  • Сарбашева, Алена Мустафаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 345
Сарбашева, Алена Мустафаевна. Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция, эволюция, жанровая специфика: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2015. 345 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сарбашева, Алена Мустафаевна

Введение..................................................................................... 4

Глава I. Фольклорно-обрядовые истоки национальной драмы и театра..............24

1.1. К проблеме постановки вопроса......................................................................................24

1.2. Признаки драмы и театра в календарно-обрядовой поэзии....................32

1.3. Элементы драматического творчества в семейном обрядовом фольклоре......................................................................................................................................................58

1.4. Импровизаторское творчество народных певцов-сказителей:

к проблеме генезиса национальной драмы................................... 90

1.5. Игровые формы народного драматического творчества

и эстетическая значимость кукольного театра А. Джанибекова......... 116

Глава II. Зарождение и становление профессиональной балкарской драматургии ..................................................................................................................................................................126

2.1. Историко-культурный контекст........................................... 126

2.2. Рамазан Геляев - основоположник профессиональной

балкарской драматургии и театра............................................. 135

2.3. Роль переводной сценической литера!уры в становлении драматургии и театра народов Северного Кавказа и Дагестана..................142

2.4. Особенности развития балкарской драматургии в годы Великой Отечественной войны..................................................................................................147

Глава III. Балкарская драматургия в постдепортациопный период

(конец 1950-х - 1970-е годы)............................................................ 157

3.1. Возрождение сценического искусства и литературы.................. 157

3.2.Творческие поиски национальных драматургов........................ 170

3.3. Историко-документальная драма в балкарской литературе 1960-1970-х годов................................................................. 176

3.4. Новаторские тенденции в осмыслении исторического

прошлого............................................................................ 181

Глава IV. Жапрово-тематический диапазон современной балкарской драматургии ..................................................................................................................................................................189

4.1. Депортация как трагическая реальность в творчестве национальных драматургов............................................................................................................189

4.2. Историко-религиозная проблематика в художественной интерпретации А. Теппёева (на материале трагедии «Артутай»)..............203

4.3. Трансформация фольклорных мотивов в драматургическом сюжете ................................................................................. 212

4.4. Особенности речевой структуры современной балкарской драмы 219

Глава V. Проблематика и поэтика национальной комедии................................................229

5.1 Эстетическая природа комического............................................................................229

5.2.Художественные особенности сатирических и комедийных жанров в балкарской литературе............................................................................................238

5.3. Художественные и языковые средства отображения комического

в драматургии Ж.Токумаева, И. Маммеева....................................................................254

Глава VI. Жанр трагедии в системе драматургических форм........................................272

6.1.Трагическое как эстетическая категория в национальной литературе ......................................................................................................................................................272

6.2.Типы трагического: трагическое как проявление героического, трагическое как противоречивое сознание, трагическая участь..................279

6.3.Художественное своеобразие жанровых компонентов современной балкарской трагедии..........................................................................................302

Заключение....................................................................................................................................................313

Библиография..............................................................................................................................................320

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Балкарская драматургия: этнофольклорная традиция, эволюция, жанровая специфика»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Балкарская литература прошла сложный путь развития. Ее незыблемой основой был фольклор родного народа. Для первых поколений писателей устное народное творчество оставалось не только художественной формой отражения действительности, но и «народной мудростью и памятью, историческим опытом» [Тхагазитов 1984].

Не менее важным фактором в процессе эволюционного развития национальной художественной словесности послужил художественный опыт развитых литератур. Приобщение к духовным ценностям других народов открывало перед молодыми писателями секреты новой художественности. Они учились мастерству на произведениях русской литературы, знакомство с которой и постепенное усвоение ее опыта привели к обогащению уже имевшихся традиций и способствовали их плодотворному развитию. Но, как отмечается в литературоведении, «народ заимствует из духовной жизни, культуры других то, что близко его национальному духу, уровню мышления, то, что помогает ему удовлетворить свои художественно-эстетические потребности и решить наболевшие проблемы» [Толгуров 1991: 76].

На современном этапе балкарская литература приобрела собственный голос, свою национальную особенность и заняла достойное место в поликультурном пространстве Северного Кавказа. Достижения в эпических, поэтических жанрах неразрывно связаны с именами К. Кулиева, К. Отарова, Т. Зумакуловой, М. Мокаева, 3. Толгурова, А. Теппеева и др. В формировании и развитии драматургического направления как эстетически значимого явления в художественной словесности определяющую роль сыграло творчество Р. Геляева, И. Боташева, И. Маммеева, И. Жантуева, О. Этезова, А. Теппеева, М. Ольмезова.

В этом аспекте и современное национальное балкарское литературоведение достигло значительных успехов, которое обогащается новыми иссле-

дованиями, посвященными актуальным жанрово-стилевым проблемам поэзии, прозы, вопросам этнопоэтики, детской литературы (3. Толгуров, Т. Толгуров, 3. Кучукова, Ф. Узденова, К. Бауаев, Б. Берберов, А. Сарбашева, А. Атабиева). Внимание ведущих ученых сосредоточено также на спектре сложных вопросов касательно просветительского творчества, авторской поэзии, духовно-религиозной культуры, литературы диаспоры (Т. Биттирова, Б . Тетуев), в которых рассматривается генезис национального художественного сознания. Значимым событием в духовной жизни балкарского народа стало издание коллективной монографии «Очерки истории балкарской литературы» (2010), признанной общественностью как обобщающий труд с энциклопедическим экскурсом и широким охватом исследовательского материала, расширяющий представление современников о взаимодействии культур и этносов в общероссийском формате, представляющий мировой художественной культуре качественно новую оценку уровня балкарской литературы.

Вместе с тем, несмотря на активно действующий потенциал научной мысли, драма, как один из родов литературы, остается наименее изученной.

Современное состояние художественной мысли дает основание для постановки и серьезного исследования важной литературоведческой проблемы - эволюции балкарской драматургии в этнокультурном и литературном контекстах, специфики ее творческого роста в парадигме жанров, что позволит глубже понять сущность развития и обогащения литературы в целом, поможет осмыслить закономерности литературного процесса в исторической перспективе.

Попытка представления целостной картины национальной сценической литературы, начиная с истоков и по настоящее время, с точки зрения тематики, проблематики, поэтики, жанрового многообразия, художественного воплощения авторской" идеи, творческой индивидуальности, стиля, системы образов и т. д. продиктована насущной необходимостью их научного осмысления на базе современных достижений литературоведения.

Актуальность представленной работы заключается в том, что при наличии значительных достижений в области драматургического искусства и внушительного списка пьес национальных писателей-драматургов, созданных в различных жанровых формах, указанная проблема не подвергалась комплексному монографическому исследованию.

Необходимость в специальном изучении драматургии продиктована также состоянием самой сценической литературы, для которой, помимо жанрового многообразия, характерны интенсивные поиски в области стиля, типизации характеров и обстоятельств, приемов и средств изображения художественной действительности. Национальная драматургия в процессе эволюции прошла специфические этапы зарождения, дтановления и формирования. От примитивных агитпьес, самодеятельных спектаклей балкарский народ пришел к профессиональной драматургии и театру со своим репертуаром. За всю историю своего развития она обогатилась рядом значительных пьес, явившихся заметным вкладом в сокровищницу многонациональной отечественной культуры. Все это говорит о том, что назрела необходимость исследовать и обобщить опыт работы балкарских драматургов, лучшие произведения которых стали достоянием не только национальных читателей и зрителей Северного Кавказа: многие из них переведены на языки других народов нашей страны и зарубежья.

Таким образом, актуальность заявленной научной темы определяется эстетической значимостью литературного материала, его новаторскими качествами в осмыслении исторических, жизненных реалий, отсутствием целенаправленных работ по его изучению и назревшей необходимостью исследования с современных литературоведческих позиций особенностей формирования, становления и развития драматического жанра.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время литературоведческое изучение балкарской драматургии ограничивается небольшим количеством научных исследований, а также газетных, журнальных статей,

рецензий, написанных по поводу тех или иных пьес. Многие из них носят обзорный характер: в них освещается состояние драматургии в тот или иной период. Определенный интерес представляют публикации 3. Толгурова, А. Теппеева, Д. Маммеева, Ф. Урусбиевой, Б. Борлакова. Обзор и анализ их работ позволит установить подлинную степень изученности балкарской драматургии в национальном литературоведении и тем самым определить целесообразность и необходимость научной разработки проблемы становления и развития драматургии в контексте общелитературного процесса.

Зарождение балкарской драматургии и сценического искусства восходит к периоду 30-х гг. прошлого столетия. Уже в 1940 г. активные деятели культуры республики пытаются обобщить опыт национальной драматургии за короткий период ее развития. Они предъявляют повышенные требования к авторам, чтобы последние обогатили репертуар народного театра и удовлетворили эстетические потребности современного зрителя. «...В пароде развивается художественный вкус, стремление к прекрасному, к вечным, неувядающим образам искусства, - пишет К. Горбунов. - Если несколько лет тому назад массовый зритель горячо аплодировал актерам и драматургам за современную пьесу, то теперь он предъявляет добавочный счет. Все чаще и настойчивее раздаются голоса: «Мало того, чтобы пьеса была современной по теме, нужно еще по примеру классической драматургии создать в ней глубокие характеры, насытить ее борением настоящих, а не поддельных человеческих страстей» [1940].

Попытку представить развитие национальной драматургии на начальном этапе зарождения предпринимает и А. Шортанов. В статье «Заметки о нашей драматургии» [1940] начинающий исследователь дает оценку современным драматургическим произведениям, отмечает их художественные достоинства, выявляет недостатки творческого плана, подчеркивает роль зрителя в развитии театрального искусства. По мнению А. Шортапова, судьба

театра, его расцвет зависят, в первую очередь, от национально-драматургического материала.

Проблема национального репертуара весьма актуальна в указанный период, ибо драматургия не отвечает требованиям строгой критики. Была востребована такая сценическая литература, которая формировала бы мировоззрение, психику, эмоциональный склад современного человека. В связи с этим объявляется конкурс па лучшую пьесу [Мидов 1940]. Безусловно, подобные мероприятия имели определенное воздействие на художественное сознание драматургов.

В начале 1940-х гг. был опубликован ряд статей, в которых освещалась культурная жизнь республики. В 1941 г. литературная и театральная критика проявила заслуженный интерес к творчеству Р. Геляева, выпускника ГИТИ-Са, автора оригинальной пьесы «Кровавый калым», постановка которой была осуществлена им же самим на сцене уже профессионального балкарского театра.

В отличие от ряда публикаций [Бородовский 1941; Мазанов 1941; Хо-чуев 1941], в которых раскрывалась лишь историко-культурная значимость спектакля Р. Геляева, особого внимания заслуживает статья профессионального литературного критика, профессора ГИТИСа М. Григорьева «Первая пьеса балкарского народа» [1941]. В ней рассматривается жанровая и поэтическая природа «Кровавого калыма». Пьеса Р. Геляева характеризуется как народная героическая мелодрама. Подчеркивая актуальность заявленной драматургом темы - борьба с пережитками прошлого, исследователь отмечает новаторский подход Р. Геляева к художественному решению проблемы женского бесправия. «Вооруженный знаниями драматургического наследства западной и русской драматургии, тов. Геляев сумел увидеть в этой теме и нечто новое, - пишет критик. - ...Борьба за свободу чувств, за личное счастье является лишь частью общей классовой борьбы между богатыми и бедными. ...Героизм борьбы Жансурата и Мурата в восприятии зрителя истолковыва-

ется не только как героизм борьбы за личное счастье, но и как героизм борьбы за новую жизнь» [Григорьев 1941]. В работе М. Григорьева дается также и театроведческий анализ данной постановки.

Очередным этапом в становлении национальной драматургии явились годы Великой Отечественной войны. Особенности развития сценического искусства и литературы нашли освещение в статье М. Киреева «Спектакли, зовущие в бой» [1941]. Небольшая информация о творчестве писателя-драматурга О. Этезова восполнила пробел в истории литературы по указанному периоду.

Наиболее плодотворным этапом в творческой деятельности балкарских авторов оказался постдепортационный период. Конец 1950-х гг. в истории народа был ознаменован возрождением национальной культуры. В последующие годы в литературе появляются имена новых драматургов, чье творчество определило дальнейшее развитие театрального искусства и культуры в целом: И. Маммеев, И. Боташев, И. Жаптуев, А. Теппеев, Ж. Токумаев и др. В прессе публикуются статьи и рецензии, в которых театроведческому анализу подвергаются спектакли, созданные по их пьесам [Тимофеев 1958; Ры-жеволова 1959]. В то же время развивается и литературная критика, которая функционирует па балкарском и русском языках.

Ввиду того, что драматургические произведения национальных авторов создавались на родном языке, они доступны были лишь узкому кругу читателей. Однако в начале 1960-х гг. начинающий драматург И. Боташев нарушает сложившуюся традицию: написанная им на русском языке комедия «Хочу быть первым» (рукописный вариант пьесы - «Судьба Солтана») публикуется на страницах московского литературно-художественного журнала «Современная драматургия» [Боташев 1961] и вызывает неподдельный интерес среди театральных и литературных критиков. К примеру, один из руководителей Всероссийского конкурса драматургов, состоявшегося под Москвой в 1960 г. в апреле, Н. Громов в отзыве на эту пьесу пишет: «Комедия веселая, лириче-

екая, но она заставляет о многом подумать, по-новому отнестись к своему месту в жизни» [Цит. по: На сцене - современник 1960].

Чуть позже появляется статья Ю. Осноса «Старое в новом» [1961], в которой также дается положительная оценка пьесе И. Боташева «Хочу быть первым». «У пьесы И. Боташева отчетливый национальный колорит, - отмечает критик. - Он мало чувствуется в сюжете комедии, в основе своей довольно шаблонном. Но его прекрасно ощущаешь в обрисовке образов, в особом юморе, освещающем пьесу, в манере героев уснащать свою речь всякого рода изречениями и присловьями. Присказки эти традиционны по форме, но во многих сквозит новый, современный быт» [Там же: 81].

Конечно, подобные работы с явно выраженным оценочным подходом не могли претендовать на статус глубокого литературоведческого исследования. Однако они свидетельствовали о творческом росте начинающего драматурга, подающего большие надежды.

В качестве строгих литературных критиков в начале 1960-х гг. выступают литературоведы А. Алтуев и Д. Маммеев [1961]. Их работы интересны тем, что в них чувствуется стремление исследователей в какой-то мере обобщить опыт национальной драматургии за короткий путь ее развития, содержится ряд объективных замечаний о связи драматургии с жизнью. Подвергая скрупулезному анализу пьесы балкарских писателей («Кровавый калым» Р. Геляева; «Рассвет в горах», «Судьба Солтана» И. Боташева; «Мстители», «Кровавый той» О. Этезова; «Молодые сердца» М. Гулиева), А. Алтуев и Д. Маммеев отмечают слабые стороны этих произведений: односторонний, схематичный подход в создании образов, рыхлость сюжета, неубедительная художественная интерпретация действий главных персонажей. Очевидно, что исследователи хорошо владеют фактическим материалом. Однако им самим не хватает литературоведческого опыта. Заметным недостатком критики является то, что она оценивает художественную литературу с клас-

совых позиций и ограничивается рамками «первичного литературоведческого анализа»: ей не хватает наблюдений иного, более общего характера.

Во второй половине 1960-х гг. в национальном литературоведении драма мало исследуется. В основном превалируют статьи, рецензии, посвященные сценической жизни. В публикациях 3. Толгурова [1965, 1966], Д. Маммеева [1966], И. Чипова [1967] дается оценка лишь театральным постановкам. В них авторы выступают как строгие зрители, которые предъявляют новые требования к режиссуре и актерской игре. Отклики на отдельные спектакли по пьесам балкарских драматургов публикуются и в центральных изданиях [Фрид 1966].

Таким образом, в литературной критике периода 1960-х гг. прослеживается процесс первичного анализа характера развития драматургии в балкарской литературе.

Наиболее плодотворными в плане научных изысканий по балкарской литературе стали 1970-е гг. В указанный период появляются первые монографические исследования [Маммеев 1973; Толгуров 1974, 1975; Теппеев 1974; Урусбиева 1972], отвечающие требованиям литературоведческой науки. В них в научный оборот вводятся художественные накопления балкарской прозы и поэзии, в то время как сама драматургия остается нетронутым пластом. Такая «избирательность» была обусловлена неравномерностью развития жанров в литературе.

Тем не менее, в литературно-критической мысли не остаются незамеченными достижения и в области сценической литературы. Так, 3. Толгуров [1974] на материале пьес «Честь» А. Теппеева и «Орлы любят высоту» И. Бо-ташева исследует процесс преодоления национальными авторами альтернативного принципа изображения характеров. В произведеииях балкарских драматургов, как и во всей литературе в предшествующие десятилетия, доминировала «черно-белая» схема; внешние обстоятельства классовой борьбы являлись основой драматического конфликта, внутренний мир героев оста-

вался вне поля зрения автора: персонажи были лишены каких-либо индивидуальных черт. Поэтому период 1970-х гг. в этом смысле стал этапным в истории национальной драматургии.

Из числа исследований монографического плана, посвященных национальной литературе, заслуживает внимания работа карачаевского литературоведа Б. Борлакова «Довоенная карачаево-балкарская драматургия» [1975]. Автором предпринимается попытка показать этапы эволюции карачаевской и балкарской драматургии, проанализировать закономерности ее развития. На основе обширного фактического материала, изложенного в историко-хронологическом аспекте, исследователь воссоздает картину зарождения национальной драматургии в 1920-1930-е гг. В первой главе Б. Борлаков прослеживает связь драматического жанра с устным народным творчеством. Ссылаясь на фольклорные и этнографические источники (карачаево-балкарские народные зрелища «Теке-оюн», «Юобюрчек-оюн», ийнары, кюй), он обнаруживает в них истоки драмы и начало театрализованного искусства. Немаловажным фактом, способствовавшим зарождению профессиональной драматургии и сценического искусства, явилось создание самодеятельных драматических коллективов, чей репертуар базировался па агигпьесах, небольших драмах непрофессиональных авторов: в них остро звучала тема борьбы с безграмотностью, невежеством, с пережитками прошлого в быту горцев. Далее Б. Борлаков обзорно освещает идейно-тематические особенности национальной драмы отмеченного периода. Во второй и третьей главах исследователь рассматривает довоенную драматургию с точки зрения жанровой соотнесенности - социально-бытовая драма, драма о Гражданской войне, историческая драма, комедия.

Достоинством работы Б. Борлакова является то, что автор свободно ориентируется в исследуемом материале, состоящем в основном из произведений карачаевских драматургов («Грамотная и неграмотная женщина» А. Боташева, «От тьмы к свету» А. Акбаева, «К светлой жизни» 3. Булгако-

вой и М. Байкулова, «Темнота», «Старые адаты и законы», «В единении сила» И. Гебенова, «Коммуна» X. Каракетова, «Красный командир в плену у кадетов» А. Коркмазова, «Несчастная карачаевская девушка» М. Борлакова, «Два сердца» X. Байрамуковой, «Похищенный Мурат» У. Чотчаева, «Алма-сты», «Мухтарчик», «Всадник без головы», «Огурлу» М. Эбзеева, из балкарских пьес - «Кровавый калым» Р. Геляева)*. Однако Б. Борлаков ограничивается идейно-тематическим анализом пьес: он пространно описывает их содержание, при этом не уделяет внимания эстетической природе драматургических произведений.

Прослеживая хронологию изучения проблемы балкарской драматургии в национальном литературоведении, следует выделить исследование Ф. Уру-сбиевой [1981]. В данной работе предпринята попытка рассмотреть развитие национальной драматургии в 1930-1970-е гг.. Ориентируясь па творческий

г?

опыт драматургов Р. Геляева («Кровавый калым»), И. Боташева («Рассвет в горах», «Абрек», «Орлы любят высоту», «Подвиг горянки»), И. Маммеева («Раненый тур», «После свадьбы»), А. Теппеева («Честь», «Твой свет», «Коммунист»), Ф. Урусбиева выявляет тенденцию роста национальной драмы, которая выражается в расширении тематического диапазона, накоплении авторами художественного опыта, реалистическом воспроизведении действительности, создании сложных характеров и обстоятельств, глубоком психологизме. Исследователь также подчеркивает усиление аналитического и философского начал в творчестве балкарских писателей. В этом плане небезынтересен драматургический опыт И. Маммеева. Драматург в своих пьесах, в частности в «Раненом туре», ставит проблему гуманизма и весьма удачно ее разрешает через образ народного мыслителя и поэта К. Мечиева. Несмотря на художественные достижения в национальной драматургии, Ф. Урусбиева отмечает отставание бытовой лирической драмы от исторической.

Следует признать, что нередко отмеченные пьесы в художественном отношении были слабыми и для нас больше могут представлять лишь историко-библиографический интерес, нежели собственно художественный. Однако сам факт появления этих пьес был положительным явлением в развитии национальной драматургии.

Наряду с художественными достоинствами выявляются и творческие просчеты драматургов: зависимость от прямого факта, преобладание эмпирики биографии над ее анализом, отсутствие «конфликтной нагрузки».

Вместе с тем в исследовании Ф. Урусбиевой некоторые литературные факты, связанные с именами уже известных на тот момент драматургов О. Этезова, И. Жантуева и других авторов, не находят должного научного осмысления. Неосвещенной остается и драматургия периода Великой Отечественной войны.

В последние десятилетия обостряется внимание к творчеству Р. Геляе-ва, основоположника профессиональной национальной драматургии и театра. В статьях, опубликованных в местной периодике [Байсиев 2000; Жантуев 1994; Саракуева 2001], судьба талантливого драматурга освещается в контексте его профессиональной деятельности, с позиций современности определяется его значимость в истории национальной культуры. Очевидно, подобные публикации носят очерковый характер. Однако приведенные для широкого круга читателей подробности из биографии и творческой жизни драматурга представляют собой ценный материал для современных исследователей. К примеру, ссылаясь на эти объективные источники, нам удалось создать полновесный литературный портрет драматурга и восполнить скудную картину периода 1930-х гг. новой информацией, характеризующей процесс зарождения сценической литературы и искусства [Сарбашева 2001].

Заметным явлением в литературной жизни стало издание биобиблиографического словаря «Писатели Кабардино-Балкарии» (2003). В данной работе достаточно полно представлен творческий облик каждого писателя, внесшего свою лепту'в развитие литературного процесса в нашей республике. В частности, в статьях о балкарских писателях, в творчестве которых драматургия заняла важное место, авторы не ограничиваются краткими обобщениями, что характерно для подобных работ: они пытаются раскрыть

идейное содержание, образную систему, особенности драматического конфликта в наиболее значимых в художественно-эстетическом плане пьесах.

В настоящее время исследование балкарской драматургии стало актуальной проблемой в национальном литературоведении. В научных изысканиях современных исследователей находит освещение развитие драматургии на различных стадиях литературного процесса - этап зарождения, годы Великой Отечественной войны, постдепортационный период, современность [Сарба-шева 2001, 2003, 2005, 2007]. Эти научные публикации восполнили пробел в знаниях по истории национальной драматургии и сценического искусства.

Немаловажное значение в изучении истории национальной драматургии имеет популяризация неопубликованных драматургических произведений балкарских авторов. В этом плане определенный интерес представляет

творчество О. Этезова. В результате паучпо-поисковой работы нами была

обнаружена рукопись пьесы «Махтау» (Слава) в Республиканском литературном музее: она увидела свет в 2003 году [Этезов 2003]. Кроме этого, повторной публикации были подвергнуты и те материалы, которые не дошли до современного читателя и не стали предметом научного исследования ввиду почти полувековой давности их издания. Имеются в виду пьесы «Тас-хачыла» (Разведчики) И. Рахаева [2000] и «Дертчиле» (Мстители) О. Этезова [2002].

Таким образом, обзор и анализ публикаций, в которых научному осмыслению подвергается проблема развития балкарской драматургии, позволяют сделать соответствующие выводы относительно степени изученности заявленной темы в национальном литературоведении. Следует признать, что не все, отмеченные выше, работы ввиду их жанровой специфики (а это в основном очерки, рецензии) могли претендовать на обстоятельность и фундаментальность. Многие явления, имевшие место в истории балкарской драмы, были освещены фрагментарно и упрощенно, а некоторые аспекты ее развития вообще упущены. Это касается, в частности, вопросов, связанных с

фольклорными истоками, национальными традициями. Вместе с тем значимость подобных изысканий не умаляется: каждый из них, так или иначе, явился подспорьем в научном освещении драматургии в парадигме литературных жанров. /

Научная цель диссертационной работы заключается в том, чтобы обстоятельно исследовать эволюцию балкарской драматургии в этнокультурном и общелитературном контекстах, выявить основные тенденции развития, определить специфику жанровых форм и их художественные особенности. В соответствии с поставленной целыо представляется необходимым решение следующих задач:

- изучить фольклорпо-обрядовые предпосылки возникновения национальной драмы и сценического искусства, осмыслить импровизаторское творчество народных певцов-сказителей как существенный фактор генезиса драматического начала;

- выявить основные этапы становления и развития драматургии в контексте историко-культурных преобразований в жизни общества;

- изучить жанрово-тематическую специфику балкарской драматургии;

- показать процесс обогащения художественной палитры, роста мастерства драматических писателей, становления и реализации конфликта, раскрытия образа, овладения сюжетостроением, всей архитектоникой драмы;

- выявить наличие традиционных жанровых разновидностей, таких как трагедия, комедия, драма, а также определить статус каждой из них на определенном этапе развития национальной художественной словесности;

- изучить характер трансформации фольклорных мотивов в драматургическом сюжете;

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сарбашева, Алена Мустафаевна, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1 .Абакарова Ф.З. Типологическая общность и специфика дагестанских и вай-нахских похоронных плачей // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. Махачкала, 2008. С. 421-429.

2. Абдуллатипов AJO. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. 300 с.

3. Абдурахманов A.M. Научные искания разных лет. Махачкала: Издательство «Наука», 2010. 280 с.

4. Абрамович Г. J1. Введение в литературоведение. М.: Учпедгиз, 1953. 318 с.

5. Авдеев А.Д. Происхождение театра. М.;Л.: Искусство, 1959. 266 с.

6. Аджаматова Н.К. Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа: автореф. дис. .. .доктора филол. наук. Махачкала, 2007. 46 с.

7. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала: Издательство ГУГ1 «Типография ДНЦ РАН», 2005. 428 с.

8. Адерихин В. Сквозь призму времени (К проблеме историзма в произведениях 60-х годов о людях села) // Проблемы художественной правды. М.: Мысль, 1971. С. 66-108.

9. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Книжное издательство «Эльбрус», 1974. 636 с.

10. Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия (1920-1940 годы). Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1975. 140 с.

11. Айдаев Ю.А. Зеркало жизни. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1987. 150 с.

12. Акавов З.Н. Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1996. 322 с.

13. Акамов А.Т. Духовная культура кумыков (XVII - нач. XX вв). Махачкала: Институт ЯЛИ ДНЦ РАН, 2008. 322 с.

14. Актуальные проблемы методологии литературной критики. М.: Наука, 1980. 340 с.

15. Акцорин В.А. Народная драма. Йошкар-Ола, 1976. 200 с.

16. Алексеев Э.А. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Советский композитор, 1988. 237 с.

17 .Андреев Ю.А. Об историзме советской литературы // Вопросы советской литературы. М.;Л.: Издательство Академии наук СССР, 1958. С. 230-270.

18. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Издательство Московского университета, 1970. 122 с.

19. Анике m А. Творчество Шекспира. М.: Издательство художественной литературы. 1963. 616 с.

»

20. Аниксгп А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.: Издательство «Наука», 1972. 644 с.

21 .Аникст А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М.: Издательство «Наука», 1980. 344 с.

22. Аннинский Л. Локти и крылья. Литература 80-х. Надежды, реальность, парадоксы. М.: Советский писатель, 1983. 315 с.

23. Аппаева Ж. Грани таланта. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2006. 232 с.

24. Арановская O.P. О фольклорных истоках понятия «Катарсис» // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1974. С. 60-68.

25.Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс. М.: Наука, 1976. 126 с.

26. Атабиева А.Д. Эволюция балкарской детской литературы (проблемы жанрового развития). Нальчик: Издательство КБИГИ, 2010. 176 с.

27. Ахмадиев Р.Б. Современная башкирская драматургия (природа конфликта и многообразие жанровых форм). Уфа: РИО БашГу, 2003. 158 с.

28. Ахмадуллин А. Горизонты татарской драмы. Казань: Татарское книжное издательство, 1983. 216 с.

29г Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия. Истоки и формирование социалистического реализма. М.: Наука, 1983. 264 с.

30. Ахмедова P.A. Духовная интеграция пародов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. 208 с.

31 .Ахмедов СХ. История лакской литературы. Т. 2. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2010.318 с.

32. Ахмедов СХ. История лакской литературы. Т. 3. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2011.364 с.

ЪЪ.Базиева Г Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэт-ничном пространстве России. Нальчик: Издательство КБИГИ, 2010. 280 с.

34. Базиева Г.Д. Этническая культура народов КБР в современных условиях трансформации. Нальчик: Издательство КБИГИ, 2013. 164 с.

35. Байсиев А. Первые становятся бессмертными // Кабардино-Балкарская правда. 2000. 19 мая.

36. Баков Х.И. Борис Утижев. Поэт, писатель, драматург. Нальчик: Издатель- ский отдел КБИГИ, 2010. 344 с.

37. Балухатый С Д. Вопросы поэтики. Л.: Издательство ЛГУ, 1990. 320 с.

38. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1977. 370 с.

39. Бауаев К.К. Основы балкарского стихосложения. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1999. 136 с.

40. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 444 с.

41. Башкирская советская драматургия. М.: Искусство, 1954. 330 с.

42. Бекизова Л., Караева А., Тугое В. Жизнь. Герой. Литература. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1978. 216 с.

43. Белая Г. Историзм как нравственная и художественная позиция писателя t

II Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971. С. 93-119.

44. Белая Г. Нравственный мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1983. № 4. С. 13-52.

45. Белкин А. Русские скоморохи. М.: Наука, 1975. 192 с.

46. Берберов Б.А. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии. Нальчик: Издательство КБИГИ, 2011. 216 с.

47. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. М.: Издательство «Наука», 1977. 392 с.

48. Бесолова Е.Б. Особенности лексики обрядового плача осетин // Наследие

как система ценностей: язык, культура, история. Махачкала, 2007. С. 408-422.

т

49. Билюкина A.A. Якутская советская драматургия 20-х годов. Новосибирск:

Наука, 1982. 84 с.

50. Билюкина A.A. Якутская советская драматургия. Зарождение и развитие

социалистического реализма. М.: Наука, 1988. 224 с.

51. Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарские просветители. Нальчик: Эльбрус,

2002. 108 с.

52. Биттирова Т.Ш. Элементы тюркской архаики в карачаево-балкарской

лиро-эпической поэме предписьменного периода // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. Нальчик, 2004. Вып. 11. С. 165-193.

53. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство,

1971. 543 с.

5А. Богуславский А. О., Диев В.А. Русская советская драматургия. Основные

проблемы развития. М.: Наука, 1968. 240 с. 55. Борее. Ю. Трагическое и комическое в действительности и в искусстве. М.: Издательство «Знание», 1955. 32 с.

56. Борее Ю. О комическом. М.: Государственное издательство «Искусство»,

1957. 232 с.

57. Борее Ю.Б. Сатира // Теория литературы. Основные проблемы в истори-

ческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. С. 363-407.

58.Борее. Ю. Эстетика. М.: Издательство политической литературы, 1988. 496 с.

59. Борлаков Б.К. Карачаево-балкарская довоенная драматургия. Черкесск:

Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1975. 72 с.

60. Бородовский Я. Рождение прекрасного // Молодой сталинец. 1941. 6

июня.

61. Боташев И. Театр и драматург // Кабардино-Балкарская правда. 1980.

14 авг.

62. Боташева 3. Истоки карачаевского и балкарского театра: автореф. дис. ...

канд. искусствоведения. М., 2001. 24 с.

63. Бочаров А. Единица измерения - человеческая судьба // Вопросы литера-

туры. 1981. №9. С. 28-36.

64. Брыжинский B.C. Народный театр мордвы. Саранск: Мордовское книж-

ное издательство, 1985. 168 с.

65.Бугуров Б.С. Русская советская драматургия (1960-1970-е годы). М.: Высшая школа, 1981. 286 с.

66. Бурсов Б.И. Критика как литература. Л.: Наука, 1976. 320 с.

67. Бычков Д., Пипинис Б. Балкарские советские писатели. Нальчик: Кабар-

дино-Балкарское книжное издательство, 1959. 120 с.

68. Бялик Б. A.M. Горький - драматург. М.: Советский писатель, 1977. 639 с.

69. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: Издательство Ленин-

градского университета, 1973. 168 с.

70. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 1988. 528 с.

71. Винокур. Т.Г. О языке современной драмы // Языковые процессы совре-

менной русской художественной литературы. Проза. М.: Издательство «Наука», 1977. С. 130-197.

72. Вишневская И. Одноактная пьеса и время // Советская одноактная драма-

тургия. М.: Искусство, 1967. Т. 1. С. 3-26.

73. Вишневская И.Л. Действующие лица: заметки о путях драматургии. М.:

Советский писатель, 1989. 311 с.

74. Владимиров С. Действие в драме. Л,: Издательство «Искусство», 1972.

162 с.

75. ВолковИ.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. 255 с.

76. Волъкенштейн В. Драматургия. М.; Л.: Искусство, 1937. 271 с.

77. Вопросы методологии литературоведения. М.; Л.: Наука, 1966. 284 с.

78. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе: ИР, 1988.

202 с.

79. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. Классическая

литература. М.: Наука, 1978. 264 с.

80. Воробьева С., Хитарова Н. На новых рубежах. М.: Советский писатель,

1974.224 с.

81. Всеволдоский-Гернгросс В.Н. Русская устная народная драма. М.: Изда-

тельство АН СССР, 1959. 136 с.

82. Выходцев П. Новаторство, традиции, мастерство. Л.: Советский писатель,

1978.336 с.

ЪЪ.Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы XIX - нач. XX в. М.: Наука, 1990.216 с.

84. Гамзатов Р. Душа народа // Песни безымянных певцов. Народная лирика

Северного Кавказа. Махачкала: Книжное издательство, 1960. С. 3-5.

85. Гамзатов Г.Г. Дагестан: духовное и художественное наследие. Концеп-

туальный, мировоззренческий и нравственный аспекты. Махачкала: Институт ЯЛИ ДНЦ РАН, 2004. 544 с.

86. Гамзатов Г.Г. Фольклор в системе национальной художественной куль-

туры // Фольклор и музыкальная культура Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала: Институт ЯЛИ ДНЦ РАН, 2007.С. 7-25.

87. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр.

М.: Просвещение, 1968. 304 с.

88. Геляев Р. Авторский замысел // Социалистическая Кабардино-Балкария.

1941. 6 июня.

89. Геляев Р. Пять лет творческой учебы // Социалистическая Кабардино-

Балкария. 1940. 19 июля.

90. Горбунов К. Театр, драматург, зритель // Социалистическая Кабардино-

Балкария. 1940. 9 авг.

91. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л.: Издательство Академии

наук СССР, 1953.360 с.

92. Гражданская З.Т. Бернард Шоу. М.: «Просвещение», 1979. 176 с.

93. Греческая трагедия. М.: Деггиз, 1956. 366 с.

94. Григорьев М. Первая пьеса балкарского народа // Социалистическая Ка-

бардино-Балкария. 1941. 6 июня.

95. Грин А. «Мещане» // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1941. 14

дек.

96. Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. М.: Из-

дательство «Флинта», Издательство «Наука». 2007. 368 с.

97. Гуляев H.A. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1985. 272 с.

98. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М.: «Наука»,

1993. 208 с.

99. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. 320 с.

100.Гусейнов М.А. Кумыкская проза начала XX века. Махачкала, 2003. 285 с.

101. Дагестанская литература. Закономерности развития. 1965-1985. Махачкала, 1999. 456 с.

102.Данилова И.Р. Стилевые процессы развития современной русской драматургии: автореф. дис. ... доктора филол. наук. Казань, 2002. 44 с.

103.Дарсалия В.В. Абхазская советская драматургия. Тбилиси, Издательство «Мецниереба», 1968. 192 с.

104.Дзахарова 3. Значение увеселительных мероприятий «Ловзар» в этно-культуре ингушей // Вестник Дагестанского научного центра. 2006. № 26. С. 57-63.Драма второй половины XX века. М.: Слово, 2000. 624 с.

105. Драма первой половины XX века. М.: Слово, 2000. 824 с.

106. Драматургия и время. М.: «Искусство», 1974. 280 с.

107. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Художественная литература, 1978. 356 с.

108.Журтов Б. Театр. Зритель. Драматург // Кабардино-Балкарская правда. 1975.21 окт.

а

109.Евлоева A.M. Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика. Нальчик: ООО «Тетраграф», 2012. 160 с.

110.Егорова Л. Литературы народов Северного Кавказа. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2004. 412 с.

Ill .Ершов Л. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1988. 656 с.

112. Жабоева-Тетуева Е.А. Художественная проза и драматургия Алима Теппеева. Нальчик: Эльбрус, 2012. 176 с.

113.Журтов Б. Театр. Зритель. Драматург // Кабардино-Балкарская правда. 1975.21 окт.

114. Зингерман Б. О документальной драме // Театр. 1967. № 4. С. 152-167.

115. Зулъфукарова М. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965. 240 с.

116.Иванов А. Марийская драматургия. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1969. 276 с.

117.Ивашнев В.И. О границах документальности в драматургии // Писатель и жизнь. М.: Издательство московского университета, 1974. С. 54-63.

118. История КБАССР. М.: Наука, 1967. Т. I. 482 с.

119. История русской драматургии XVII - первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. 356 с.

120. История русской советской литературы. М.; Просвещение, 1980. 496 с.

121. История советского драматического театра. М.: Наука, 1969. Т. V. 736 с.

122.Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы М.: Издательство «Наука», 1966. 320 с.

123. Караева А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990. 47 с.

124. Караева З.Б. Художественный мир И. Семенова. М.: Институт этнологии и антропологии, 1997. 213 с.

125.Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука, 1995. 344 с.

126. Карданова Б. Обрядовые песни ногайцев (к характеристике жанров) // Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993. С. 6076.

127. Карягин А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971. 223 с.

128. Каскабасов С.А. Театральные элементы в казахских обрядах и играх // Фольклорный театр народов СССР. М.: Наука, 1985. 246 с.

129. Кгшъмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: «Китап», 1995.336 с.

130.Киреев М. Спектакли, зовущие в бой // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1941. 6 ноября.

131 .Кириллина М.А. Эволюция жанра комедии в якутской драматургии: ав-тореф. дис.....канд. филол. наук. Якутск, 2008. 20 с.

132.Киселев Н. Проблемы советской комедии. Томск: Издательство Томского университета, 1973.201 с.

133. Киященко Н. Героическое как категория эстетики // Эстетика. Категории и искусство. М.: Издательство «Искусство», 1965. С. 88-107.

134.Кожинов И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Советский писатель, 1978. 436 с.

135.Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.; JL: Издательство АН, 1962. 284 с.

136.Корзун В.Б. Роль народных поэтов и певцов в становлении письменной литературы // Фольклор горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1966. С. 178-194,

137. Костелянц. Б.О. Драма и действие. М.: Издательство «Совпадение», 2007. 504 с.

ХЪЪ.Котлярова М.А., Котляров В.Н. Балкария. Боль и гордость. Книга о мудром кузнеце Кязиме Мечиеве. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2003. 420

si

с.

139. Крон А. Заметки о языке сценического произведения // О труде драматурга. М.: Искусство, 1957. С. 35-55.

140.Кудаев М.Ч. Древние танцы балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1997.144 с.

141 .Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик: Эльбрус, 1988. 128 с.

142.Кудаев М.Ч. Материальная культура балкарцев и карачаевцев. Приложение к журналу «Минги Tay» (Эльбрус). Нальчик, 2009. №1.88 с.

143. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1982.176 с.

144. Кулиев Б. В поисках третьей реальности. Нальчик; Издательство «Эльбрус», 2007. 116 с.

145. Кулиев К. Первый спектакль балкарского театра // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1940. 8 июня,

146.Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 463 с.

147. Кулиева Ж. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. В документах и материалах. Нальчик: КБИГИ, 2008. 134 с.

148.Кульбаева Э. Кязим на сцене // Кабардино-Балкарская правда. 1965. 7 дек.

149.Кучмезова М.Ч. Социопормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 216 с.

150.Кучукова 3. А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2005. 312 с.

151. Лавренев Б. Опыт работы над исторической пьесой // О труде драматурга. М.: Государственное издательство «Искусство». 1957. С. 56-67.

152.Лебедев А. Сказка есть сказка // Театр. 1968. № 3. С. 38-44.

153 .Лиджиев Н.С. Современный калмыцкий театр. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1975. 112 с.

154. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.

155.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988. 349 с.

156.Магомедгаджиева Б. Элементы театрального творчества в народных зрелищах Дагестана // Фольклорный театр народов СССР. М.: Наука, 1985. С. 228-241.

157. Магомедова М.З. Операционализация понятия «толерантность» в рамках социологической парадигмы // Вестник Дагестанского научного центра. 2006. №26. С. 103-108.

158. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература. Махачкала: Институт ЯЛИ ДНЦ РАН, 2001.377 с.

159. Мазаное Дм. Зритель - друг // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1941. 6 июня.

160. Макарян А. О сатире. М.: Советский писатель, 1967. 275 с.

161 .Малкондуев Х.Х. Балкарцы и карачаевцы // Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1985. С. 96-120.

162. Малкондуев XX. Историко-этнографические истоки и функции осенне-зимних календарных песен балкарцев и карачаевцев // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. С. 7996.

163.Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1990. 152 с.

164. Малкондуев Х.Х Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эль-Фа, 1996. 272 с.

165. Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики. Нальчик: Эль-Фа, 2000. 320 с.

1 бб.Мамедов Н. Драматургия Самеда Вургуна на русском языке. Баку: Изда-

«

тельство «Сада», 1999.132 с.

167. Маммеев Д. Кязим Мечиев. Нальчик: Эльбрус, 1973. 156 с.

168. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 2003. 124 с.

169. Мартазанова Х.М. Трагедия личности и народа (По роману Ахмеда Бо-кова «Узкие ворота») // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в Единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Элиста. 13-18 сентября 2009 г. Ч. 2. С. 118-121.

170.Мндов X. Конкурс на лучшую пьесу надо продолжать // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1940. 2 февр.

171. Миннулнна Ф.Х. Драматургия Юнуса Сафиуллина (эволюция творчества): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2004. 26 с.

\12.Моллаев С. Гастроли балкарского театра // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1940. 8 июня.

МЪ.Мусаева Б. С. Основные тенденции развития современной азербайджанской драматургии (70-80-е годы): автореф. дис. ...доктора филол. наук. М., 1991.38 с.

174.Мусаханова Г. Татская литература. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1993. 356 с.

175. Мусин Ф. Связь времен. Казань: Татарское книжное издательство, 1979. 224 с.

176.Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик: Эльбрус, 1993, С. 192.

I

177. На сцене - современник // Кабардино-Балкарская правда. 1960. 9 авг.

IIS.Налоев 3. О характере полифункционализма адыгской архаической песни // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1981. С. 12-21.

179. Народнопоэтическое творчество балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1988. 302 с.

180. Наследие как система ценностей. Под ред. академика Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2007. 680 с.

181 .Некрылова А., Савушкина Н. Русский фольклорный театр // Народный театр. М.: Советская Россия, 1991. С. 5-20.

182. Николаев Д. Смех - оружие сатиры. М.: Искусство, 1962, 311 с.

183.Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М.: Издательство Московского университета, 1983. 368 с.

184.Никулина Е.А. Трагическое и комическое // Курс лекций по теории социалистического реализма. М., Высшая школа. 1973. С. 155-188.

185. Ортабаева P.A. Карачаево-балкарские народные песни. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1977. 152 с.

186. Ортабаева Р. Кагиева Н. Къалай улу и его «Кукольный театр» // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1983. С. 105-122.

187. Ортабаева Р. Джырчы и духовная жизнь общества // Роль фольклора в формировании духовной жизни. Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1986. С. 85-92.

188. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. М.: «Просвещение», 1980. 192 с.

189. Оснос Ю. Старое в новом // Театр. 1961. № 4. С. 78-82.

190. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: ГП КБР «Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», 2010. 808 с.

191. Паранук КН. Иду к человеку. Размышления о творчестве Нальбия Куе-ка. Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2004. 98 с.

192. Петров ЯП. Заговоры // Из истории русской советской фольклористики. Л.: Наука, 1981. С. 77-142.

193. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX - конец 80-х гг. XX в.) Биобиблио-

а

графический словарь. Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2003. 444 с.

194. Пюрвеев В.Д. Калмыцкая драматургия. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1970. 48 с.

195. Ранняя русская драматургия XVII - первая половина XVIII в. М.: Издательство «Наука», 1972. 368 с.

196.Рахаев НИ. Ас-салам алейкум, друзья! Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2000. 144 с.

197. Рахаев А.И. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Карачая. Нальчик: Эль-Фа, 2002. 158 с.

198.Рахаев Т. Рождение и этапы становления балкарского национального профессионального театра // Литературная Кабардино-Балкария. 2001. С. 202-205.

199.Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. М.: Просвещение, 1974. 334 с.'

200. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975. 246 с.

201. Руденко М.Б. Курдская обрядовая поэзия. М.: Наука, 1982. 151 с.

202. Рыжеволова А. Кровавый той // Кабардино-Балкарская правда. 1959. 12 авг.

203. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2001.148 с.

204. Сарбашева А. Рамазан Геляев - основоположник профессиональной балкарской драматургии и сценического искусства // Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность. Карачаевск, 2001. С. 232-233.

205. Сарбашева А. Современная балкарская драматургия // Всероссийская научная конференция «Северный Кавказ: геополитика, история и культура». М.-Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного униветситета, 2001. С. 170-171.

206. Сарбашева А. Балкарская драматургия и сценическое искусство в пост-депортационный период // Репрессированные народы: история и современность. Материалы республиканской научной конференции. Карачаевск, 2003. С. 89-91.

207. Сарбашева А. Особенности развития балкарской драматургии в годы Великой Отечественной войны // Фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы научной конференции. Карачаевск, 2005, С. 84-89.

208. Сарбашева А. Судьба национального театра в годы Великой Отечественной войны // Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны. Материалы научно-практической конференции. Нальчик, 2005. С.190-193.

209. Саттарова А. М. Современная татарская драматургия: 1985-2000 гг. (концепция эпохи и героя): автореф. дис. ... доктора филол. наук. Казань, 2004. 24 с.

210. Сахапов М. Золотая эпоха татарского ренессанса. Казань: Татарское книжное издательство, 2004. 320 с.

211. Сикалиев А. Предисловие // Ногъай халкъ йырлары (Ногайские народные песни). М.: Наука, 1969. С. 3-13.

212. Сиксшиев А. Ногайские народные сказители // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1991. С. 81-112.

213. Смеляков Ю. Драма - род литературы // Вопросы литературы. 1983. № 7. С. 225-230.

214. Смолъянинов И. Ф., Борее Ю.Б. Трагическое и комическое // Вопросы марксистско-ленинской эстетики. М.: Государственное Издательство

«а

политической литературы, 1956. С. 101-141.

215. Спатару И.Г. Молдавский новогодний обрядовый фольклор // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. JL: Наука, 1974. С. 110117.

216. Средний Д. Героический характер в советском искусстве // Эстетика и жизнь. М.: Издательство «Искусство», 1971. Вып. 1. С. 54-98.

217. Строева М. Такой уж это был человек // Театр. 1966. № 4. С. 44-48.

218.Студенецкая E.H. Просвещение и духовная культура // Карачаевцы. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1978. С. 272-299.

219. Султанова Г. Революции посвящаются. Махачкала, 1981. 124 с.

220. Султанова Г. Фольклор в драматургии и театре Дагестана. Махачкала, 2008. 168 с.

221. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенное и общее в опыте современного романа. М.: Наука, 1989. 152 с.

222. Султанова P.P. Тенденции развития сценографии тюркоязычных театров // Карим Тинчурин и татарское искусство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2007. С. 162-171.

223. Суюнова Н.Х. Образ дороги в фольклоре и литературе ногайцев // Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур. Материалы всероссийской научной конференции. Карача-евск, 2008. С. 203-206.

224. Тазетдинова P.P. Театральное пристрастие режиссерского анализа драматургического произведения // Карим Тинчурин и татарское искусство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2007. С. 171-177.

225. Танкнев А.Х. О календарно-обрядовой поэзии вайнахов // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. С. 97112.

226. Теория литературы. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 512 с.

227. Теппеев А. М. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. 176 с.

228. Теппеев A.M. Балкарский театр // Многоязыкий театр России. М.: Всероссийское театральное общество, 1980. С. 189-196.

229. Теппеев A.M. Кязим Мечиев // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: «Эльбрус», 1981. С. 56-86.

230. Теппеев A.M. Все еще впереди // Кабардино-Балкарская правда. 1985. 30 септ.

231 .Теракопян Л. На линии разлома // Вопросы литературы. 1990. № 1. С. 32-60.

232. Тетуев Б.И. Карачаево-балкарская авторская поэзия второй половины XIX - начала XX века. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2007. 340 с.

233. Тимофеев Л. Рассвет в горах (о спектакле национального балкарского театра) // Советская Россия. 1958. 27 апр.

234. Тимофеев Л., Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985. 510 с.

235. Толгуров З.Х Преодоление традиций // Кабардино-Балкарская правда. 1974. 8 окт.

236. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. 236 с.

237.Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991. 286 с.

238. Толгуров З.Х. , Хулъчаева М.Х. Поэзия Керима Отарова. Нальчик: Эльбрус, 2012. 230 с.

239. Толгуров Т. 3. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1999. 128 с.

240. Толстых В.В. Об этической природе 'древнегреческой трагедии // Эстетика и жизнь. М., Искусство. 1973. Вып. 2. С. 289-322.

241. Трунов Д. Благородная задача // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1941. 6 июня.

242. Тудоровская Е.А. О внепесенных связях народной обрядовой песни // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Наука, 1974. С. 82-90.

243. Туркаев Х.В. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный, 1975. 137 с.

244. Тхагазитов Ю.М. Мудрость и память народа // Кабардино-Балкарская правда. 1984. 12 мая.

245. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1996. 256 с.

246. Тычинский М. Новый театральный сезон // Кабардино-Балкарская правда. 1965. 12 окт.

247. Узденова Ф.Т. Поэма в литературах народов Северного Кавказа. Формирование парадигмы жанра. Нальчик: «Полиграфсерфис и Т», 2001. 124 с.

248. Урусбиев С.-А. Сказания о нартских богатырях у татаро-горцев Пятигорского округа Терской области // Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик: Эльбрус, 1983. С. 56-86.

249. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972. 176 с.

250. Урусбиева Ф. Драматургия // Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1981. С. 127-128; 229-242.

251. Урусбиева Ф.А. В содружестве двух муз // Кабардино-Балкарская правда. 2000. 20 июня.

252. Урусбиева Ф.А. Избранные труды: очерки, эссе, статьи. Нальчик: Эльбрус, 2001. 176 с.

253. Урусбиева Ф. Плоды вечного сада // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2003. № 1. С. 62-63.

254. Утижева Л.Б. Жанр комедии в творчестве Б.К. Утижева: национально-художественные истоки, традиции, новаторство: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нальчик, 2008. 18 с.

255. Федь Н. Современная украинская комедия // Театр. 1965. № 2. С. 34-41.

256. ФедьН.М. Искусство комедии. М.: Издательство «Наука», 1978. 216 с.

257. Филиппов В. Язык персонажей А. Островского // А.Н. Островский - драматург. М.: Советский писатель, 1946. С. 78-131.

258. Фрид Ю. Поэт, которого мы не знали // Театральная жизнь. 1966. № 7. С. 5.

259. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. JI.: Издательство «Наука», 1971.294 е..

260. Фролов В.В. Жанры советской драматургии. М.: Советский писатель, 1957.335 с.

261. Фролов В.В. Искусство открывает мир. Статьи о литературе, драматургии, кино. М.: Советский писатель, 1965. 287 с.

262. Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии. Анализы драматических жанров в России XX века. М.: Советский писатель, 1979. 423 с.

263.Хабичева-Боташева З.Б. Карачаевский театр. М.:«ГИТИС», 2012. 524 с.

264.Хадарцева A.A. История осетинской драмы. Орджоникидзе, 1983. Ч. 1. 224 с.

265.Хадарцева A.A. История осетинской драмы. Орджоникидзе, 1985. Ч. 2. 248 с.

266. Хаджиева Т. История записи и публикаций фольклора балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века // Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик: Издательство «Эльбрус», 1983. С. 5-32.

261 .Хаджиева Т. Эстетическая и утилитарно-магическая функция календарных песен балкарцев и карачаевцев (весенне-летний цикл) // Календар-но-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Махачкала, 1988. С. 60-78.

268.Хадзиева A.A. Философия принятия жизни со всей ее трагичностью (Тема исторической памяти в ингушской поэзии) // Материалы Международной научной конференции «Единая Калмыкия в Единой России: через века в будущее», посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Элиста. 13-18 сентября 2009 г. Ч. 2. С. 194-197.

269.Хайбуллаев СМ. Наследие и открытия. Махачкала, 1983. 192 с.

ИО.Хализев В. Драма как явление искусства. М,: Искусство, 1978. 240 с.

271 .Халилов Х.М. Общее и специфическое в календарной поэзии летне-осенней обрядности народов Дагестана // Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа, Махачкала, 1988. С. 24-42.

212.Халилов Х.М. Игровые песни // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. С. 183-191.

213.Ханзафаров Н.Г. Татарская комедия. Казань: Издательство ФЭН, 1996. 268 с.

27^.Холаев А. К вопросу о трансформации обрядовой песии-пляски «Голлу» у балкарцев и карачаевцев // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1981. С. 5-11.

215.Холодов Е. Язык драмы. М., «Искусство». 1978. 240 с.

276.Храпченко М. Горизонты художественного образа. М.: Художественная литература, 1986. 439 с.

277.Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1970. 267 с.

21Ъ.Хурдамиева С. Ашугское искусство дагестанских азербайджанцев. Традиции и современность // XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции,»обретения, современность. Махачкала, 2003. С. 480-483.

219.Хутуев X. Не группа актеров, а коллектив // Театральная жизнь. 1963. №23. С. 11-12.

280.Цимбал С. Актер и драматург. Критические статьи. JL; М.: Искусство, 1960.304 с.

281. Чагин А.И. Историзм как движущаяся категория // Актуальные проблемы методологии литературной критики. М.: Наука, 1980. С. 273-301.

282. Чернец Л.В. Литературные жанры. М.: Издательство Московского университета. 1982. 202 с.

283. Чичерин A.B. Идея и стиль. М.: Советский писатель, 1968. 373 с.

284.Шаззо КГ. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1978. 238 с.

285. Шакирова Г.А. Драматургия Туфана Минуллина 80-90-х годов (Тематика и проблематика. Жанровая разновидность. Методика изучения в школе): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2000. 20 с.

286.Шакова М.К. От народного искусства джегуако - к профессиональному театру // Кабардинский драматический театр. Нальчик, 2005. С. 5-66.

287. Шакова М.К. Национальные истоки и становление кабардинской драматургии и театра. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2006. 68 с.

288. Шаманов И. Народный календарь карачаевцев // Советская этнография. М.: «Наука», 1971. С. 108-117.

289.Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусства. М.: «Прогресс», 1980. 248 с.

290. Шортанов А. Заметки о нашей драматургии // Социалистическая Кабардино-Балкария. 1940. 25 авг.

291. Шортанов А. Кабардино-Балкарский театр // История советского драматического театра. М.: Наука, 1966. Т. 2. С. 415-419.

292. Шортанов А. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик,

1961. 159 с.

293.Штейн А. Работая над темой современности // Вопросы литературы.

1962. № 3. С. 134-152.

294. Щербина В.Р. Личность, современность, история // Советский многонациональный роман. М.: Наука, 1985. С. 6-38.

295. Элъсберг Я. Вопросы теории сатиры М.: Советский писатель, 1957. 428 с.

296.Явчуновский Я. Заметки о современной драме // Театр. 1966. № 7. С. 5863.

291.Ягфаров Р.Ф. Детские игры и развлечения // Этнография татарского народа. Казань: Издательство «Магариф», 2004. С. 150-154.

298.Якименко Л. На дорогах века (Актуальные вопросы советской литературы). М.: Художественная литература, 1978. 494 с.

299.Ярхо В. Драматургия Эсхила некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. 269 с.

300.Алтуев А., Маммеев Д. Малкъар драматургияны юсюнден (О балкарской драматургии)//Шуёхлукъ (Дружба). 1961. № 13. С. 121-133.

30 \. Алтуев А., Маммеев Д. Жашау кертилик бузулмасын (Не нарушая правды жизни) // Коммунизмге жол (Путь к коммунизму). 1966. 22 апр.

302.Байсиев А. Малкъарны биринчи драматургу эм режиссёру (Первый драматург и режиссер Балкарии) // Минги-Тау (Эльбрус). 2000. № 4. С. 314.

303. Биттирова Т.Ш. Эски къарачай-малкъар адабият (Традиционная карачаево-балкарская литература). Нальчик: Эль-Фа, 2002. 304 с.

304.Жантуев И. Биринчи драматург (Первый драматург) // Минги-Тау (Эльбрус). 1994. №6. С. 28-29.

305. Малкъар литератураны очерклери (Очерки балкарской литературы). Нальчик: Эльбрус, 1978. 451 с.

306. Маммеев Д. Хыйлалыкъ бла сюймеклик (Хитрость и любовь) // Комму-низмге жол (Путь к коммунизму). 1966. 15 июня.

307. Саракуева А. Малкъар культураны байрамы (Праздник балкарской культуры) // Заман (Время). 2001. 9 июня.

308.Сарбашееа А. Профессионал малкъар драматургияны къуралыуу (1920-1930-чу жылла) (Формирование профессиональной балкарской драматургии (1920-1930-е годы) // Минги-Тау (Эльбрус). 2007. № 6. С. 166173.

309.Таумурзаев Д., Байрамуков X. Къарачай-малкъар халкъ оюнла (Карачаево-балкарские народные игры). Нальчик: Эльбрус, 1998. 208 с.

310. Толгуров 3. Кючсюз сюймеклик (Бессильная любовь) // Коммунизмге жол (Путь к коммунизму). 1965. 6 июня

311. Толгуров 3.. Биреу къатын келтире, биреу атын ёлтюре (Один жену приводит, другой коня убивает) // Коммунизмге жол (Путь к коммунизму). 1966. 22 апр.

312. Толгуров 3. Заман бла литература (Время и литература). Нальчик: Эльбрус, 1978.256 с.

313.Хочуев С. Къанлы къалын: сценада - Р. Геляевны пьесасы (На сцене -пьеса «Кровавый калым» Р. Геляева) // Социалист Къабарты-Малкъар (Социалистическая Кабардино-Балкария). 1941. 4 июня.

314. Чипов И. Театргъа пьесала керекдиле (Театру нужны пьесы) // Коммунизма жол (Путь к коммунизму). 1967. 12 мая.

Художественная литература и фольклорные источники

31 Ъ.Боташев И. Хочу быть первым: Комедия // Современная драматургия. М., 1961. Кн. 20. С. 169-224.

316. Боташев И. Орлы любят высоту: Пьесы. М.: Советский писатель, 1985. 384 с.

317. Залиханов Ж. Горные орлы. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1966. 336 с.

318. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Восточная лите-

а

ратура, 1994. 656 с.

319. Теппеев А. Тяжкий путь: Трагедия // Эльбрус. 1990. № 1. С. 5-28.

320. Толгуров З.Х. Большая Медведица. М.: Современник, 1988. 318 с.

321 .Алиев Ш. Кюлкю да джыламукъ да (И смех, и слезы...). Рассказы, пьесы. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение, 1991. 128 с.

322. Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-балкарский фольклор). Нальчик: Эль-Фа, 1996. 592 с.

323.Маммеев И. Жаралы жугъутур (Раненый тур) // Шуёхлукъ (Дружба). 1967. №2. С. 75-115.

324.Маммеев И. Киши жеринде (На чужбине): Пьесы. Нальчик: Эльбрус, 2003. 196 с.

325. Ольмезов М. Гошаях бийче (Княгиня Гошаях): Трагедии. Нальчик: Эльбрус, 2003. 327 с.

326. Рахаев И. Тасхачыла (Разведчики): Комедия // Халал тенгле арасында (Среди добрых друзей). Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 88-98.

327. Семенов И. Акътамакъ // Минги Tay (Эльбрус). 1996. № 1. С. 35-201.

328. Теппеев А. Коммунист: Пьеса // Шуёхлукъ (Дружба). 1978. № 3. С. 8-100.

329. Теппеев А. Артутай: Трагедия // Минги-Тау (Эльбрус). 1999. № 2. С. 111179.

330. Токумаев Ж. Ауанала (Тени): Повести, рассказы, пьесы. Нальчик: Эльбрус, 1985.384 с.

331. Токумаев Ж. Чонай къатын алады (Чонай женится): Комедия // Минги-Тау (Эльбрус). 1998. № 6. С. 142-183.

332. Толгуров 3. X. Эрирей. Нальчик: Эльбрус, 1972. 208 с.

333. Этезов О. Дертчиле (Мстители): Пьеса // Минги-Тау (Эльбрус). 2002. № 5. С. 174-185.

334. Этезов О. Махтау (Слава): Пьеса // Сайламала (Избранное). Нальчик: Эльбрус, 2003. С. 64-114.

Архивные источники

335. Архив КБНИИ. Ф. ф. Ед. хр. № 13. П. № 2. Д. № 14.

336.ЦГАКБР. Ф. 8.0п. 1.Д. 213. Л. 37.

337. ЦТ А КБР Ф. 188. Оп. 1. Д. 42. Л. 142.

338. ЦТ А КБР. Ф. 8. Оп. 2. Д. 106. Л. 28-31.

339. ЦТ А КБР. Ф. 8. Оп. 2. Д. 47. Л. 154.

340. ЦГА КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 244. Л. 108.

341. ЦГАЛИ. Ф. 650. Оп. 2. Ед. хр. 355.

342. ЦГА КБР. Ф. 819. Оп. 1,2. Л. 3 об.

343. ЦГА КБР. Ф.р. 291. Оп. 1. Д. 13. Л. 37- 38.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.