Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Шафикова, Зульфира Хасановна

  • Шафикова, Зульфира Хасановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1994, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 136
Шафикова, Зульфира Хасановна. Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1994. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шафикова, Зульфира Хасановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПЩАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

§ I. Основные факторы развития педагогических воззрений башкирских просветителей

§ 2. Народные просветители - сэсэны (сказители) и их роль в становлении педагогических взглядов башкирских просветителей-педагогов

§ 3. Идеи просветителей о воспитании подрастающего поколения.

Выеоды

ГЛАВА П. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ БАШКИРСКИХ

ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В ПРАКТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

§ I. Мусульманские традиции в педагогической мысли и практике воспитания

§ 2. Светская ориентация педагогических воззрений башкирских просветителей на деятельность национальной школы

§ 3. "Кочевая школа" как педагогический феномен в деятельности башкирских школ

Выеоды . НО

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе»

Актуальность исследования. Современный педагогический процесс характеризуется повышенным вниманием к исконно народным традициям воспитания, что является своевременным и архиважным как для развития педагогической науки, так и для совершенствования практики общеобразовательной школы. Пройденный советской школой путь показал, что без учета традиционной культуры воспитания, примата общечеловеческих ценностей, подлинно гуманного и демократического подхода к реализации восии-тательно-образовательных задач, по сути дела, невозможно создание национальной, в том числе башкирской, школы. Здесь логично поставить вопрос: а не было ли в истории образования Башкирии того, что можно было бы использовать сейчас? Изучение материала показывает, что;было. К примеру, во второй половине ИХ века в Башкирии под влиянием прогрессивных педагогических идей М« Уметбаева, II. Акмуллы, Р. Фахретдинова, 11. Бекчурина и др. начинает закладываться система разнотипных школ, часть из которых использовала идеи воопитания, заложенные в народном творчестве и религиозных источниках, а часть (русско-башкирские школы) опиралась на русские и через них - на европейские системы. Так закладывалась база для этнокультурных контактов^ сотрудничества и состязательности различных вариантов обучения и воспитания в башкирской школе.

Поэтому все ценное, добытое многовековым опытом народа, достижения отдельных представителей общественной и педагогической мысли должны не только бережно сохраниться, но и активно использоваться педагогической наукой и практикой*

Творческая деятельность М. Уметбаева, М« Акмуллы, М. Бекчурина, Р. Фахретдинова, которая наиболее полно отразила философские, общественно-политические, эстетические, морально-этические и педагогические взгляды своего времени, явилась для башкирского прооввтительства периодом расцвета•

Их имена по праву можно поставить в один ряд о выдающимися мыслителями других народов, как татарин К. Насыри, чуваш И. Яковлев, мордвин А. Юртов, азербайджанец Г. Бардаби, казах И, Алтынсарин, удмурт И. Михеев и др. На протяжении четырех десятилетий они боролись за общественный прогресс, весь овой талант отдали делу просвещение сородичей, приобщения их к европейской, особенно к передовой русокой культуре, делу укреплений дружбы между башкирекии и другими народами России* i ■ • Этому периоду истории башкирской педагогики посвящены лишь единичные исследования ученых Ш. Абзанова, С, Алибаева, X. Амирова, А. Еникеева, К. Идельгужиной, А, Рашитова, Ф. Мус-тафиной, М. Фаршхатова и др.

Эти ученые рассматривают башкирскую школу в дореволюционный период. Их научные труды представляют определенный интерес. Они оказали значительную помощь дисоертанту в выявлении всестороннего и научного подхода к исследованию поставленной проблемы. Однако рассматриваемая в этих трудах башкирская школа представлена в отрыве от духовной, в т.ч. религиозной куль

I ' ■ туры народа, не использовано' педагогическое наследие башкирских просветителей прошлого отолетия*

Некоторые работы насквозь пропитаны партийно-классовым подходом, который приводил в лучшем случае к искажению отдельных фактов. Например, в джадидизме (от арабского "джадид" -новый) отдельные ученые видел& только отрицательные стороны, называя его реакционным явлением в просвещении.

Иная точка зрения характерна для башкирских просветителей второй половины XIX века, они же называли его необходимым, прогрессивным процессом в мусульманских школах России, в том числе и в Башкирии.

При исследовании мы опирались на многочисленные работы f выдающихся Современных ученых: Г.Н. Волкова, Д.Ж. Валеева, Я.И. Ханбикова, А.Ш. Гашимова, Ш.А. Мирзоева, А.9. Измайлова, Т.Т. Тахибаева, А.И. Оембаева, М.Г. Тайчинова, А.Э. Эфирова и др., которые рассматривали различные аспекты проблемы народного воспитания на материале прежде всего национального фольклора и религии. Кроме того, труды этих ученых представляют собой существенный интерес, содержат немало полезного из теории, истории педагогической практики и педагогической деятельности.

В публикациях перечисленных авторов совещаются отдельные вопросы создания и деятельности русских и русско-национальных школ, профессиональных учебных заведений, конфессиональных и новометодных мектебов и медресе конкретных территорий, кратко рассматриваются педагогические проблемы: женского и религиозного образования, а также педагогические взгляды известных деятелей просвещения.

Ценный материал для исследования нравственно-воспитательных идей башкирской общественной педагогической мысли был получен при изучении философских, исторических, историко-педаго-гичеоких, литературоведческих трудов таких ученых, как Н.В. Бикбулатова, И.А. Богданова, К.Д. Давлётшина, А.Х. Виль-данова, Г.С. Кунафина, Г. Фатихова, Р. Шакура и др.

О развитии педагогической мысли Башкирии во второй половине XIX в. говорится в таких изданиях, как "Творчество Мажита Гафури" (Уфа, 1970), "Педагогические взгляды башкирских лисателей" (Пермь, 1974), "Башкирские просветители-демократы ИХ в.и (Москва, 1987) и др.

Однако в этих и некоторых других работах проблема влияния прогрессивных педагогических идей башкирских просветителей на процесс воспитания в школе вообще не освещается, либо зат-" рагиваютоя только отдельные, связанные о этим вопросы* Всестороннее изучение этико-педагогических идей в Башкирии названного периода до сих пор не проводилось. Вое это свидетельствует об актуальности специального исследования проблем воспитания, разрабатывавшихся педагогической и общественной мыслью Башкирии второй половины XIX в., что и обусловило выбор указанной проблемы в качестве темы диссертации.

Объектом исследования является сиотема национального образования в Башкирии, а его предметом - развитие педагогических идей башкирских просветителей и характер их влияния на становление башкирской школы.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе научного анализа творческого наследия представителей башкирской педагогической и общественной мысли второй половины XIX в. раокрыть разработанные ими идеи воспитания и показать влияние их на становление и развитие основ башкирской школы.

Сформулированная цель определила постановку следующих задач исследования:

1. Выявить идейно-теоретичеокие и идеологические источники, питавшие развитие прогрессивных идей воспитания в педагогическом наследии башкирских просветителей*

2. Проанализировать деятельность различных типов нацио-w нальных школ второй половины XIX века, вскрыть специфику их педагогической практики.

3. Определить степень влияния мусульманской религии и прогрессивных педагогических воззрений башкирских просветителей на деятельность башкирской школы в исследуемый период.

Дать характеристику идей воспитания, содержащихся в творческом наследии М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, Н. Бекчурина, и показать их влияние на становление и развитие национальной школы.

Методологической основой нашего исследования являются важнейшие положения современных педагогов и философов о воспитании и образовании, исторических корнях и своеобразии педагогической культуры, приоритете общечеловеческих нравственных ценностей, взаимодействии народной и религиозной морали.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем впервые предпринята попытка исоле-довать педагогическую мысль и школу в единстве в изучаемый период. В результате научного анализа выявлена определенная система прогрессивных педагогических идей башкирских просветителей второй половины XIX века М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, М. Бекчурина.

Отход дисоертанта от устоявшихся идеологических штампов позволил вскрыть ориентированность башкирской этико-педагоги-ческой мысли на общечеловеческие духовные ценности и определить довольно высокий для своего времени уровень ее разработки.

В исследовании введен в научный оборот ряд новых оригинальных архивных материалов и документов, программ и т.д., учебно-методических пособий, ранее неизвестных широкому кругу педагогов и имеющих практическую ценность. Обращаю* на оебя особое внимание следующие архивные фонды:

- в Оренбургском областном архиве - фонды Пограничного отдела канцелярии Оренбургского военного губернатора за 18801991 гг., канцелярии директора народных училищ Оренбургской губернии за 1868-1990 гг.;

- в Центральном государственном историческом архиве г. С-Петербурга - фонд Департамента нарОдйого просвещения. Главного управления училищ, ученого комитета Министерства народного просвещения за I876-I 896 гг. ;

- в Центральном государственном архиве РБ (г. Уфа) -фонды канцелярии Уфимского губернатора, попечителя Оренбургского учебного округа, документы Оренбургского Духовного собрания по истории мектебов и медреос Башкирии второй половины XIX века.

Практическая значимость. Результаты данного исследования имеют иоторико-познавйтельное значение: расширяют и углубляют знания в области истбрии просвещения и педагогической мысли в России и в Башкирии в частности.

Материалы внедрены в вузах Башкирии, они используются при чтении курсов педагогики и истории педагогики в высших педагогических учебных заведениях республик*!* Материалы исследования могут быт£ попользованы в школьной практике при организации учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы с учащимися и родителями.

Достоверность полученных результатов обусловлена методическим обоснованием исходных положений, широким использованием первичных архивных и литературных источников, комплексным применением разнообразных методов исследования, соответствующих целям и задачам настоящей работы, логичностью окончательных выводов.

Общий замысел работы, ее цель и задачи определили выбор методов исследования, важнейшими из которых стали анализ и синтез философских, научных, педагогических воззрений башкирских педагогов-просветителей и влияние их на содержание воспитания в башкирской школе; соблюдение единства исторического и логического подходов на основе общеметодологических принципов историзма, научнооти и системности*

В дополнение ко всему автор диссертации неоднократно выезжала в башкирские аулы, где встречалась и беседовала о целым рядом лиц, которые оообщйли ей чрезвычайно интересные и совершенно новые сведения о развитии школы и педагогической мысли башкир во второй половине XIX в*

Апробация результатов исследования была осуществлена в выступлениях перед учителями Башкирии и Челябинской области, а также перед студентами Сибайского филиала БГПИ* Основные результаты и выводы, полученные в ходе проведенного исследования, неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии БИПКРО и БГПИ.

Результаты исследования включены в методические рекомендации для воспитателей, руководителей школ, они использовались в семинарах и проблемных курсах повышения квалификации воспитателей национальных школ Башкирии*

На защиту выносятся оледующие положения:

1. Во второй половине XIX века в Башкирии сложились реальные факторы и уоловия для развития прогрессивных педагогических идей М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, М* Бек-чурина.

2. Педагогические взгляды вышеперечисленных педагогов-просветителей имеют глубинные корни и сформировались на национальной и религиозной основах и играли неоценимую роль в вос~ питании подрастающего поколения иооледуемого периода.

3. Важнейший показателем прогрессивности идей представителей башкирской педагогической мысли является ориентация их на общечеловеческие моральные ценности. Гуманистическая направленность и демократическая окраска были характерной и отличительной чертой передовой башкирской этико-педагогической мысли второй половины XIX века.

Исследование было проведено в три этапа.

На первом этапе (1985-1988 гг.) была сформулирована тема, изучены первичные теоретические условия, проанализирована научная педагогическая и философская литература, имеющая отношение к проблеме. Для исследования соответствующих источников были использованы материалы архивов и библиотек. На лекции по педагогике были прочитаны доклады, связанные с темой диссертации, проведены подготовительные работы для написания газетных и журнальных статей.

Вся эта работа дала возможность обосновать степень изученности проблемы, ее актуальность и определить задачи исследования.

На втором этапе (I988-I99I гг.) были проанализированы и обобщены материалы, добытые в ходе исследования, использованы возможности архивных и библиотечных служб. В связи с темой диссертации были подготовлены тезисы на научно-практические конференции, сделаны соответствующие доклады. С точки зрения подготовка проблемы были изучены содержание и структура исследовательских работ других авторов. Был написан первый вариант диссертации.

На третьем этапе (I99I-I994 гг.) был проведен анализ связанных с исследованием научно-теоретических сведений, их свистематизация, сделаны соответствующие выводы, С целью усовершенствования исследования, о учетом требований современной школы диссертационная работа вновь была пересмотрена, были внесены дополнения к работе, связанные о основными положениями исследования.

Логика исследования и последовательность решения поставленных задач определили отруктуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, описка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Шафикова, Зульфира Хасановна

ВЫВОДЫ

Просветительство у башкир оформилось как. движение в последней четверти XIX века с опорой на прогрессивные традиции просветителей русского и других народов: Саади, Низами, Л.Н.Толвйого, Я.М.Коменского, К.Д.Ушинского. Хафиз, Физули, Каюм Насыри, Ш.Мард жани и др.,sapoj&x объединяло с башкирскими просветителями горячее стремление к просвещению своего народа. А.Акмулла, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, М.Бекчурин являлись представителями прогрессивно настроенной интеллигенции с передовыми по тому времени взглядами деятелями,которые стремились к преобразованию религиозно-схоластических мектебов и медресе в светские учебные заведения. Они делали первые шаги по разработке проблем, связанных с историей педагогикой, литературой, языком и устноэтическим творчеством родного края.

Для них характерно и то, что они не отрицали мусульманство, v- неразрывно связывая понятие "ислам", "религия" с понятиями культура", "просвещение". Поэтому критикуя средневековую отсталость, религиозный фанатизм, они не затрагивали основ догм ислама, бичевали, главным образом, невежественных, бескультурных мулл и ишанов, выдвигали требование заменить их просвещенными людьми. По словам "мулла" они подразумевали ученого, культурного, просвещенного человека с широкой эрудицией.

В своей идейной борьбе башкирские педагоги-просветители сами обращались к Корану и другим мусульманским священным писаниям, выступая за сохранение религиозных мусульманских традиций ^ в башкирской школе.

Исследуя педагогическую деятельность башкирских просветителей второй половины XIX века, мы считаем, что их взгляды на обучение и воспитание оказали существенное влияние на развитие башкирской школы.

Правомерно также наше утверждение о том, что прогрессивные воззрения башкирских просветителей подготовили идейную основу для мощного педагогического движения, которое получило широко^* распространение среди просвященных людей Башкирии во второй половине XIX века. ч

- 112 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Просветительство в Башкирии, возникнув во второй половине ПХ столетия, прошло довольно долгий и сложный путь развития.

V, Проявившись сперва в творческой деятельности М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, М. Бекчурина, к 80-90-м годам просветительство переросло в идеологическое явление, противостоящее феодальной косности и религиозному фанатизму, фактически определяющее развитие общественно-политической и педагогической мысли своего времени.

В этот период значительно активизировалась интеллигенция, перестроилась в определенной мере система просвещения, возникло общественно-педагогическое движение "джадидизм", педагогика выделилаоь как самостоятельней наука, появились учебники и методические пособия. Яркий пример тому - книги М. Уметбаева "Ядкарь", М. Бекчурина "Туркестанский край" и "Начальное руководство к изучению арабского, пероидского и татарского языков с наречиями бухарцев, башкир, киргизов и жителей Туркестана", Р. Фахретдинова "Р. Асар".

В мектебах, медресах отали преподавать педагоги со специальным педагогическим образованием, были созданы учебные планы и программы, совершенствовался воспитательный процеос в башкирской школе.

2. В основе педагогического наследия М. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, М. Бекчурина лежит принцип народности, который является, по мнению просветителей-педагогов, исходным в организации башкирской школы. Из этого основного принципа вытекает ряд других, а именно: природосообразнооть (следствие

V.v 'ИЗ естественным законам развития ребенка при обучении двуязычию); w культуросообразность (опора на этнические религиозные традиции воспитания и формирование на этой основе национального самосознания) ; учет общности педагогических культур братских народов и воспитание культуры межнационального общения.

3. Башкирские просветители подняли проблемы воспитания в башкирской школе на принципиально новый качественный уровень. Они обогатили педагогическую мысль плодотворными идеями. Многие основополагающие подходы к воспитанию и обучению башкирские просветители подвергли существенной доработке и изменениям, наметили перспективы дальнейшего развития теории воспитания.

Значительным вкладом башкирских мыслителей второй половины XIX века было переосмысление и переориентация нравственно-воспитательных целей в направлении подчинения их земным потребностям людей.

Опережая многих восточных педагогов, башкирские педаго-w ги-мыслители в формировании высокоморальной личности приоритетную роль отводили воспитанию как специально организованному процессу.

5. Отличительной чертой идей башкирских педагогов была демократическая направленность и патриотическая окраска. Синтезируя и перерабатывая учения мусульманской религии и опираясь на духовное наследие своего народа, прогрессивные башкирские педагоги значительно изменили содержание воопитания в башкирской школе в направлении его гуманизации и приспособления к зарождавшимся вопросам грядущей эпохи.

6. В разработке путей организации воопитания в передовой педагогической мысли наблюдается значительный отход от императивно-декларативного характера существовавшей в обществе воспитательной системы. Обосновался целый ряд требований к организации воопитания, которые направляли этот процесс по новому руслу, где намного выше поднималась роль самой личности, ее разума, воли и чувств.

Все это доказывает, что педагогические взгляды И. Уметбаева, М. Акмуллы, Р. Фахретдинова, М. Бекчурина на воспитание детей стали исторической вехой в развитии башкирской школы и педагогической мысли второй половины XIX века. ххх

Далее приводится библиографический указатель, состоящий из 150 наименований.

К диссертации дано приложение - архивные материалы, впервые введенные в научный оборот, представляющие большой интерес для последующих исследователей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шафикова, Зульфира Хасановна, 1994 год

1. Архивные источники

2. Центральный гооударственЛлй исторический архив С.-Петербурга (ЦГИАЛ)1. фонд 733, опись 4, дело 127 6 лл.

3. Фонд 733, опиоь 38, дело 29 12 лл.

4. Фонд 733, опись 39, дело 13 53 лл.

5. Фонд 733, опись 39, дело 29 58 лл.

6. Фонд 733, опись 39, дело 209 60 лл.

7. Фонд 733, опись 40, дело 67 154 лл.

8. Фонд 733, опись 40, дело 157 19 лл.

9. Фонд 733, опись 40, дело 159 18 лл.

10. Фонд 733, опись 40, дело 181 39 лл.

11. Фонд 733, опись 40, дело 369 33 лл.

12. Фонд 733, опиоь 42, дело 16 27 лл.

13. Фонд 733, опись 42, дело 70 33 лл.

14. Фонд 733, опись 42, дело 80 17 лл.

15. Фонд 733, опись 42, дело 42 75 лл.

16. Фонд 733, опиоь 42, дело 109 12 лл.

17. Фонд 733, опись 45, дело I 141 лл.

18. Фонд 733, опиоь 46, дело 90 13 лл.

19. Фонд 733, опиоь 47, дело 127 17 лл.

20. Фонд 733, опись 88, дело 12 284 лл.

21. Фонд 733, опись 88, дело 34 51 лл.

22. Фонд 733, опиоь 88, дело 35 57 лл.

23. Фонд 733, опись 88, дело 48 43 лл.

24. Фонд 733, опись 88, дело 150 а 23 лл.

25. Фонд 733, опись 88, дело 258 63 лл.

26. Оренбургский государственный архив

27. Фонд 6, опись 8, дело 240, лл. 44-45.

28. Фонд 6, опись 8, ед. хр. 240, лл. 48-44.

29. Фонд 13, опись 4, ед. хр. 144, лл. 14-16.

30. Фонд 13, опись 4, ед. хр. 14, лл. 27-28. 21. Фонд 24, опись I, ед. хр. 12, лл, 21-23.

31. Фонд 48, опись I, ед. хр. 22, лл. 186-192.

32. Научный архив БФАН Республики Башкортостан

33. Фонд 3, опись 3, опись 12, ед. хр. 87, л. 168.

34. Фонд 3, опись 12, ед. хр. 84, л. 350.

35. Фонд 3, опись 12, ед. хр. 84, л. 711-734.

36. Фонд 3, опись 12/108, л. 139.

37. Фонд 3, опись 12, ед. хр. 84, л. 119.

38. Там же, ед. хр. 85, л. 265-309.

39. Фонд 7, опись I, д. 16, л. 4.

40. Фонд II, опись 8, ед. хр. 72, л. 102.

41. Фонд 21, опись 4, ед. хр. II, л, 94.

42. Фонд 33, опись 2, ед. хр. 63, л. 19.

43. Уотное народное творчество

44. Башкирокий народный героический эпос. Уфа-. Башкнигоиздат, 1969. 213 о.

45. Башкирокий народный эпос. Уфа: Башкнигоиздат, 1970.304 с.

46. Башкирское народное творчество. Богатырские сказы. -Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. Т. 73.

47. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. -Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. Т. 2. 518 с.

48. Башкирское народное творчество. Песни. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1982.1. XXX

49. Абдуллаханов П.Д. Ислам в системе культуры среднеазиатских народов (Методолог, аспект исслед. проблемы): Авто-реф. дис. . канд. фил. наук. Ташкент, 1992. - 19 с.

50. Абзанов Ш. К вопросу о народном образовании в Башкирии, 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Башкир, пед. ин-т, 1935. -67 с.

51. Абуль-Аля Аль-Магарри. Оренбург, 1908. - 19 с.

52. Аблаев Э.А. Прогрессивные педагогические идеи крымских татар второй половины XIX начала XX вв. (На материале пед. наследия Измаила Гаспринокого): Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Ташкент, 1991. - 38 с.

53. Авзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце ИХ начале XX вв.: Автореф. дис. . в виде опубликованной монографии, представленной на ооиск. учен. степ, д-ра пед. наук. - М., 1992. - 32 с.

54. Андреев В.И. Школьное образование у бурят во второй половине XIX века. Иркутск, 1958. - 136 с.

55. Антология педагогической мысли Древней Руси и Руоского государства Х1У ХУЛ вв. - М.: Педагогика, 1985. -367 с.

56. Арабаджян А. Истоки духовности: Религия и атеизм. РАН, ин-т востоковедения. М.: Наука; Изд. фирма "Вост. лит.", 1993. - ПО с.

57. Алибаев С.Р. Школа Башкирской АССР (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). Уфа: Башкнигоиздат, 1966. -167 о.

58. Арутюнян Н.К. Педагогические взгляды Аракела Багатряна: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ереван, 1989. -20 с.

59. Аристотель. Политика / Пер. С.А. Хебелева. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, I9II. - 466 о.

60. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: Анализ зарубежных концепций. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 146 с.

61. Бирало А.А. Философская и общественная мысль в Белорусский и Литве в конце ХУЛ середине ХУШ вв. - Минск: Изд-во БГУ, 1971. - 180 с.

62. Блонский П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. -175 с.

63. Борисова А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX в.). М.: Наука, 1991. - 215 с.

64. Болбас B.C. Прогрессивные нравственно-воолитательные идеи представителей белорусской педагогической и общественной мысли ХУ1 ХУЛ вв.: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Минск, 1992. - 21 о.

65. Богданов И.А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики: На примере народов Севера: Дис. . канд. пед. наук в форме научн. докл. М., 1992. - 55 с.

66. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: Этические учения Х1У -ХУ вв. М.: Высшая школа, 1977. - 225 о.

67. Буш В.В. Памятники отаринного русского воспитания. К истории древне-русской письменности и культуры. Пг.:

68. Типография Кюльчен, Глич и Ко, 1917. 118 о.20* Валеев ДЛ. Нравственная культура башкирского народа, -Уфа: йзд-во Баш. ун-т, 1974.'- 23 с.

69. Валеев ДЛ. Нравственная культура башкирского народа: Прошлое и настоящее. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1989. -С. 254.

70. Валиханов Ч. Отрывки из письма к издателю. М., 1968. -С. 31.

71. Валеев ДЛ. Связь мировоззрения древних башкир о до мусульманскими верованиями, В сб.: Проблемы религиозного синкретизма и развитие атеизма в современных условиях. Тезисы научной конференции. - Чебоксары, 1973. - 137 с.

72. Ванчинская Л.Н. Становление и развитие национальной школы в уоловиях Обского Севера (20-30-е годы): Автореф. дис. . канд, пед, наук. М,, 1993. - 25 с.25, Вестник Оренбургского учебного округа, 1914, № 3. -С. 138-139.

73. Галиахметов И.Р. Влияние идей К.Д. Ушинокого на взгляды и деятельность татарских просветителей и педагогов во второй половине XIX начале XX вв.: Дис. . канд. под. наук. - Казань, 1993. - 180 с.

74. Галин С.А. Башкирский фольклор. Пермь, 1975. - 115 о.

75. Гайпуллина Л.С. Становление и развитие народного образования в Танзании: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1987. 16 с.

76. Гуманизация образования: проблемы, опыт, перспективы: Пед. докл. регион, науч. практ. конф. (март 1993). -Омск: Омск. пед. ин-т, 1893. 127 о.

77. Даль В.И. Замечания о башкирах // Журнал Министерствавнутренних дел. № 8. - СПб., 1834. - С. 310.

78. Данильченко М.Г. Педагогические взгляды П.П. Блонского. Спецкурс. М., 1974. - 325 о.

79. Дербисалин А. О литературном наследии Ибрая Алтыноарина / Пер. с казах. Е. Лизуновой. Алма-Ата: Казгосиздат, 1957. - 119 с.

80. Днепров Е.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. I9I8-I977. Библиогр. указат. М., 1979. - 446 с.

81. Днепров В.Д. Некоторые проблемы историографии и методологии изучения педагогического наследия Древней Руоит

82. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руои (мало исследованные проблемы и источники). Сб. науч. тр. М.s АПН СССР, 1983. - С. 7-22.

83. Джумагулов К.Т. Ибрай Алтынсарин поэт-просветитель и деятель культуры. - Алма-Ата: Об-во "Знание" Каз. ССР, 1978. - 28 о.

84. Аль Джинди Навис Ахмад. Педагогические идеи Абу Наора аяь-Фараби: Автореф. дио. . канд. пед. наук. Н., 1991. - 17 с.

85. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. И»: Политиздат, 1990. - 286 о.

86. Ефремов 6.А. Литературное наследие Д.С. Волкова. Уфа, 1912. - 55 с.

87. Жданов Н.В., Игнатьенко А.А. Иолам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989. 349 о.

88. Журавский А.В. Христианство и иолам: социокультурные проблемы диалога / АН СССР, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1990. - 126 с.

89. Знание за пределами науки: (Сб. от.) / АН СССР. Ин-т философии / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. М«: ИФАН, 1990. - 199 о.

90. Зеленин Д.Н. и Ильминский. Просвещение инородцев / К десятилетию со дня смерти Н.И. Ильинского 27 декабря1901 г. СПб., журн. "Руоокая школа". - 1902. - 20 с.

91. Зульфугарова Ш. Азербайджанские, грузинские педагогические связи (I850-I9I7): Автореф. дио. . канд. пед. наук. Баку, 1989. - 21 с.

92. Иваненко С.И., Профимчук Н.А. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. Ы.: Знание,1991. 62 с.

93. Измайлов А.э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

94. Ильминокий Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае / Сост. Н.И. Ильминский и В.В. Катаринокий. СПб., 1886. - 55 с.

95. Ионова А.И. Современный иолам, человек и общество. М.: Знание, 1991. - 63 о. (Новое в жизни науки: Культура и религия. - № 7).

96. Иохаков Т.К. Идеи и практика воспитания в башкирской народной педагогике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л., 1981. 21 о.

97. Исхаков Т.К. Некоторые вопросы нравственного воспитания в башкирской этнопедагогике // Бирский пед. ин-т. Научн. конф., 1973. Бирск, 1973. - С. 22-24.

98. Коран / Пер. И.Ю. Крачковокого. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1991. - 447 с.

99. Коккозова М.Б. Педагогические идеи Джамбула Джабаева: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1987. -23 с.

100. Культурные традиции этнооов Поволжско-Уральского региона и проблемы современного образования: Тез. науч.-практ.конф. (Саранок, 23-24 сентября, 1993 г.). М.: Ин-т нац. проблем образования, 1993. - 83 с.

101. Кубеоов, Аудаибек. Педагогическое наоледие аль-Фараби: Дис. . д-ра пед. наук в форме научного доклада. Ташкент, 1990. - 38 о.

102. К ноосфере через нетрадиционные формы и методы образования и воспитания: Материалы первой научн.-^практ. конф. 24-27 февраля 1992 г. М.: Б.и., 1992. - 132 с.

103. Лебедев Н.А. Ноторичеокий взгляд на учреждение школ, учебных заведений и учебных обществ. СПб., 1874. -С. 95-96.

104. Материалы по истории Чувашской АССР. Сборник статей / Ред. кол.: В.Л. Кузьмин (гл.ред.) и др. Чебоксары: Чу-вашгосиздат, 1957. - 266 с.

105. Мамедов А.С. Свободомыслие просветителей Азербайджана. -Баку: Азернетр, 1987. 140 с.

106. Мустафина Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования и^, в Башкирской АССР (I9I7-I978 гг.). Уфа: Башк. кн. издво, 1979. 192 с.

107. Мустафина Ф.Х. Расцвет народного образования в Башкир-1 окой АССР. Уфа: Башкнигоиздат, 1968. - 226 с.

108. Мысли о религии (Сборник) / Соот. Х.А. Аликулов и др. -Ташкент: "Узбекистан", 1987. 133 с.

109. Насыри Каюм, 1825-1945. Материалы научных сессий, посвященных 120-летию оо дня рождения. Казань, 1948.135 с.

110. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой общественной мысли. Казань: Тат. кн. изд-во, 1964. - 446 о.

111. Насыри Каюм. Избранные произведения. Казань: Тат. кн.124изд-во, 1977. 245 о.

112. Никольский Д.Н. Башкиры. СПб., 1899. - 99 с.

113. Общественно-политическая мысль в Поволжье в XIX начале XX вв. /Науч. ред. проф. Нафигов Р.И. - Казань: Изд-во КГУ, 1977. - 272 о.

114. Обухова М.И. Мектебы Уфим. губернии. Уфа, 1915. - 28 с.

115. Оруджева С.А. Педагогические взгляды Узеира Гаджибекова: Автореф. дио. . канд. пед. наук. Баку, 1988. - 19 о.

116. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX начале XX вв. // Сборник научн. тр.- АПН СССР. НИШИ / Под ред. К.И. Самимовой. М., 1980. -164 о.

117. Очерки по истории педагогики / Сб. статей под ред.

118. Н.А. Константинова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 755 с.

119. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / Отв. ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. - 600 о.

120. Пашоев А.Х. Развитие начального образования на Кавказе в XIX начале XX вв.: Автореф. дио. . д-ра пед. наук. -Баку, 1993. - 57 с.

121. Педагогичеокая мысль в Казанском крае в конце XIX начале XX вв. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. - 101 с.

122. Педагогическая энциклопедия. М.: Педагогика, 19 Т. 4. - С. 450-455.

123. Петрова Т.Н. Просвещение и педагогичеокая мысль Чувашии ХУШ века: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 25 с.

124. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогикив современном воспитании школьников (На материале Туркм.

125. ССР); Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Ташкент, 1991. -65 о.

126. Пирлиев К. Некоторые вопросы зтнопедагогики туркменского народа. Учебное пособие. Ашхабад: Изд-во Туркм. гоо. ун-та, 1980. - 132 о.

127. Радлов В.В. Образцы народной литературы оеверных тюркских народов, племен. СПб., 1885. - С. 230.

128. Рамазанов Г.З. Творчество Мажита Гафури /Пер. с башк. Р. Ахмедова. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. - 303 о.

129. Рамазанов Г. Творчество Мажита Гафури. Уфа, 1965. -226 с.

130. Религия и овободомыолие в культурно-историческом процессе: Межвуз. сб. / С.-Петербург, гос. ун-та под ред. С.Н. Савельева. СПб.: Изд-во С.-Петербургок. ун-та, I99X. -183 с.

131. Руденко С.И, Башкиры. Историко-этнографические очерки. -М.-Л.: АН СССР, 1955. 392 о.ч-» 89. Сафаров Н.С. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана. Ташкент, 1989. - 96 о.

132. Сеидов А.Ю. Основные представители педагогической мысли в Азербайджане в XIX в.: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Баку, 1947.

133. Сергеев Т. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чувашского народа. Указатель литературы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1972. - 81 о.

134. Соловьева В. Школа и педагогическая мысль в России в первой половине XIX века. Архангельск, 1958. - 33 о.

135. Спасский Н.А. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский / Сост. И.А. Спасский.1. Самара, 1900. 374 о.

136. Степанов Н.С. Очерк чувашской советской школы. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. - 232 с.

137. Смирнов B.C. Очерки по истории прогрессивной русской педагогике XIX века. М.: Учпедгиз, 1965. - 312 с.

138. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. - 47 с.

139. Тукай Г. Избранное. Стихи, поэмы, сказки. М., 1969. -420 с.

140. Уметбаев М. Ядкарь. Казань, 1897. - 120 с.

141. Уметбаев М. Приметы, поверия, поговорки и изречения маго метан Уфимской губернии. Справочное книжки Уфимок. губернии. - Уфа, 1883. - С. 28-36.

142. Ушинокий К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. I. Вопросы воспитания. 14.: Учпедгиз, 1953. - 639 о.

143. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. - Т. I. - 416 с.

144. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 2. - 496 о.

145. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 3. - 512 с.

146. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 4. - 528 о.

147. Ушинокий К.Д. Педагогические сочинения. Т. 6. - 528 с.

148. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч.: В 10-м т. Т. 2. - М.-Л., 1948. - С. 161.

149. Фахретдинов Р. Асар. Оренбург, 1908. - 332 с.

150. Фархшатов М.Н. Народное образование на южном Урале во второй половине XIX века: Автореф. дис. . канд. йот. наук. Свердловск, 1987. - 16 с.

151. Филоненко В.И. Башкиры. Уфа, I9I5. - С. 65.

152. ПО. Фатихов Г. Педагогические взгляды банкирских просветигелей и писателей / Учебн. пособие по истории педагогики для студентов филол. фак. Пермь, 1974. - 195 о.

153. Iо Филиппов М. Система инородческого образования по сочинениям Н.И. Ильминокого. Изд. 2-е, 1899. 33 с.

154. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Тат. кн. изд-во, 1967. - 232 о.

155. ИЗ. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Сов. педагогика. 1966. - № 6. - С. 83-93.

156. Ханна аль Фарухи. История арабской литературы. 1959. -166 о,

157. Хариоов А.И. Указ. соч. Уфа, 1973. - С. 830.

158. Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. -Уфа: Башкнигоиздат, 1973. 310 о.

159. Хариоов А. Указ. соч. Уфа, 1965. - 348 о.

160. Хнтабы в башкирской поэзии. Башкортостан укытыуоыхы, 1970. - № 7. - С. 42-46 (на баш. яз.).

161. Шабаев М.Ф. Поборник просвещения народа // Народное образование. 1962. - № 5. - С. 104-105.

162. Шакур Р. Акмулла. Уфа, 1981. - 197 с.

163. Шарипова P.M. Концепция национального просвещения в мусульманских странах. Сочинение ислама и секуляризма. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 140 с.

164. Школы и педагогическая мысль в Башкирии в 1870-1897 гг. // ж. "Учитель Башкирии". 1964. - № 12. - С. 54.

165. Шура. 1912. - 14. - С. 430 (на тат. яз.).

166. Зфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Ист. очерки. М.: Учпедгиз. Образцовая тип., тип H-I3, 1948. - 240 с.

167. Эфиров А.Ф. Руооификаторокая система Ильминского в Чувашии. М., 1935. - 71 с.

168. Эфиров А.Ф. Ибрай Алтыжарин (I84I-I889). Жизнь и педагогическая деятельность. Алма-Ата: Учпедгиз, Полиграф-комбинат, 1949. - 48 с.

169. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской жизни. -Уфа: Башкнигоиздат, 1979. 335 с.

170. Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш / Под ред. М.Я. Сироткина. Чебокоары: Чувашгосиздат, 1959. - 144 о.

171. Яковлев И.Я. Письма / Предел Г.Н., Плесова Н.Г. Краснова. С. 5-21; Ин-т яз., лит., истории и экономики при СМ Чуваш. АССР. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 363 с.

172. Яковлев И.Я. Материалы к истории Симбирской чувашокой школы, мужского и женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. Симбирск, 1915. - 71 о.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.