Ближневосточные теоретические источники раннегреческой философской мысли в западноевропейской историографии рубежа XX-XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Жорова Полина Сергеевна

  • Жорова Полина Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 151
Жорова Полина Сергеевна. Ближневосточные теоретические источники раннегреческой философской мысли в западноевропейской историографии рубежа XX-XXI веков: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2018. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Жорова Полина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

I.1 Предыстория и выявление особенностей ближневосточных теоретических источников греческой философии в зарубежном антиковедении и историографии

I.2 Проблема преемственности цивилизаций сквозь призму осевого времени К. Ясперса

II. ИССЛЕДОВАНИЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ РАННЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

II.1 Анализ взглядов Мартина Бернала на проблему ближневосточных теоретических источников в раннегреческой философии

II.2 Подход Мартина Личфилда Уэста к проблеме ближневосточных теоретических источников

II.3 Рассмотрение проблематики ближневосточных влияний Вальтером Буркертом

III. PRO ET CONTRA ВЛИЯНИЯ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ НА РАННЕГРЕЧЕСКУЮ ФИЛОСОФСКУЮ МЫСЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

III.1 Сравнительный анализ подходов современных антиковедов к решению проблемы ближневосточных теоретических источников. Компаративистика 96 III.2 Критические оценки, апологетика в отношении концепций М. Бернала,

М. Уэста и В. Буркерта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

137

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ближневосточные теоретические источники раннегреческой философской мысли в западноевропейской историографии рубежа XX-XXI веков»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Тема данной диссертационной работы заключается в рассмотрении проблемы ближневосточных теоретических источников греческой философской мысли в зарубежном антиковедении и историографии через призму веков, с опорой на лингвистический анализ взаимовлияний. Выбор данной темы обусловлен, главным образом, слабой освещенностью её в отечественной историографии: несмотря на то, что рассматриваемая нами проблема вот уже более тридцати лет является предметом оживлённых, а порой и ожесточённых дискуссий со стороны зарубежных антиковедов, в отечественной историко-философской науке ей вплоть до настоящего момента уделялось на удивление незначительное внимание.

В отношении ближневосточных теоретических источников греческой мысли существуют две противоположные друг другу теории: классическая - европоцентристская и ориенталистская (афроцентристская) теория. В основе первой лежит идеология «греческого чуда», говорящая о том, что европейская философия и культура есть результат развития древнегреческой, признанная самостью. Основными представителями

19 ^

классической модели являются Э. Целлер , М.Л. Уэст , М. Лефковиц , М. Левин4 и пр. Вторая теория представляет собой ценностное возвышение африканских культур и их влияние на становление и развитие древнегреческой цивилизации. Представителями данной концепции

1 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. - М.: "Канон". 1996. - С. 334.

2 West M.L. The East face of Helicon. West Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth. Oxford: Clarendon Press, 1997. - P. 662.

West M.L. Early Greek Philosophy and Orient. Oxford University Press, 1971. - P. 284.

3 Lefkowitz Mary R. Not Out of Africa: How Afrocentrism Became an Excuse to Teach Myth As History. New York: Basic Books, 1997. - P. 320.

Lefkowitz Mary R., Rogers, Guy M., ed. Black Athena Revisited (critical response). University of North Carolina Press, 1996. - P. 544.

4 Levine M.M. Reviewed Walter Burkert, Babylon Memphis Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004. [Электронный ресурс] - URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2005/2005-07-03.html (дата обращения: 5.07.2016)

традиционно признаны М. Бернал5, В. Буркерт6, С.Г. Кара-Мурза7, С.

о д

Амин , С. Крамер и др.

Стоит также отметить, что в качестве основной, «структурообразующей» в данной диссертационной работе, выступает фигура Мартина Бернала, британского антиковеда и филолога, приверженца афроцентристской модели генезиса древнегреческой культуры и философии. О концепции10 М. Бернала речь пойдет во второй и третьей главах нашей работы. Помимо этого, проводимое нами исследование заключается в сравнительном анализе наиболее ярких представителей и чем-то отличных друг от друга исследователей данной проблематики. Устанавливаются системные связи между теориями афроцентристов и европоцентристов, что позволит полнее уяснить специфику каждой концепции, выявить ключевые моменты и проанализировать их.

Существует утверждение, что греческая философия, главным образом, находилась под влиянием мифологических космогоний древнего Ближнего Востока. М. Уэст, к примеру, относится лояльно к данному утверждению и

5 Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. I-III./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1987 - 2006:

Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. I. The Fabrication of Ancient Greece 1785-1985./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1987. - P. 575. Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. II. The Archaelogical and Documentary Evidence./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1991. - P. 736. BernalM. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. III. The Linguistic Evidence. /M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 2006. - P. 808.

6 Burkert W. The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. trans. Margaret E. Pinder. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992. - IX + 225 P. Burkert W. Oriental and Greek Mythology: The Meeting of Parallels./ W. Burkert.// Interpretations of Greek Mythology. Edited by J. Bremmer. - London, 1990. - Р. 299.

7 Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм: Эдипов комплекс интеллигенции. Серия: Тропы практического разума. - М.: Алгоритм, 2002. - С. 256.

8 Samir A. U.S. Imperialism, Europe, and the Middle East. [Электронный ресурс] - URL: https://monthlyreview.org/2004/! 1/01/u-s-imperialism-europe-and-the-middle-east/ (дата обращения: 05.01.2018)

9 Крамер С.Н. История начинается в Шумере - перевод с английского Ф.Л. Мендельсона, под редакцией и с предисловием В.В. Струве. - М.: Наука, 1965. - С. 257.

10 Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. I-III./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1987 - 2006:

Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. I. The Fabrication of

Ancient Greece 1785-1985./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1987. - P. 575.

Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. II. The Archaelogical and

Documentary Evidence./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1991. - P. 736.

Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. III. The Linguistic

Evidence. /M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 2006. - P. 808.

говорит о том, что контакт Древней Греции с Восточной космологией и теологией помог зарождению и развитию воображения, в первую очередь, ранних греческих философов. Это, безусловно, дало им толчок в их последующих философских и культурных сдвигах.

Следует подчеркнуть, что в современной зарубежной египтологии и антиковедении отношение к концепции М. Бернала крайне неоднозначное: одни авторы, выступая в качестве его апологетов, буквально превозносят его концепцию до небес без каких бы то ни было элементов критики, пусть даже и конструктивной, другие - прямо обвиняют его в неприкрытом шарлатанстве и слишком вольной интерпретации исторических фактов. Отметим, что в современной науке фигура Мартина Бернала крайне примечательна именно этой своей экспрессивностью и своего рода исключительностью - как с точки зрения выдвигаемых им теоретико-методологических положений, так и отношения к его трудам представителей научного сообщества. Основополагающим фактором также можно считать тот факт, что о нем и его концепции у нас, в России, существует весьма мало исследований, в этом заключается еще одна причина, по которой нами была выбрана данная тема.

Говоря о менее радикальной, нежели разработанная М. Берналом, «ориенталистской» модели, приверженцем которой является также рассматриваемый нами М. Уэст, британский филолог, можно отметить следующее: несмотря на то, что приверженцев подобной концепции в современном зарубежном антиковедении намного больше, чем у радикальной «афроцентристской», следует сказать, что и по данной проблеме существуют различного рода споры, дискуссии. А потому, выбор данной фигуры, наряду с фигурой М. Бернала, вызванный тем, чтобы продемонстрировать данную проблему с различных точек зрения и попытаться провести возможные параллели между ними - как с точки зрения применяемой обоими авторами историко-философской методологии,

так и с позиции интерпретации ими некоторых существенных исторических фактов.

Что касается концепции Вальтера Буркерта, немецкого историка и филолога, здесь необходимо выделить следующие аспекты: в своей концепции автор рассматривает археологические эпиграфики, ритуально-мистериальные стороны греческой культуры, религиозную философию, наряду с работами историков, поэтов и философов на протяжении веков. Его работы сосредоточены на объединении общепризнанных фактов с архаическими находками, религией, возникшими в греческой культуре посредством ближневосточных и персидских влияний. В. Буркерт относит себя к филологам, изучающим древнегреческие тексты в попытке найти историческое, психологическое и социальное объяснение религиозных явлений, с которыми мы сталкиваемся в нашу эпоху.

Следует отметить, что, несмотря на то, что данная диссертационная работа представляет собой расширенный и углубленный в изучении ближневосточной проблематики в зарубежном антиковедении вариант магистерской работы, защищенной три года назад, ключевой фигурой в данном исследовании является Мартин Бернал. Это связано с тем, что данный автор является очень колоритным на фоне своей концепции не только потому, что он стал известным в мировой науке лишь в последние два с половиной десятилетия, а в России его концепцию лишь недавно стали принимать во внимание, но и так как проблема, затронутая им, касающаяся ближневосточных заимствований в древнегреческой духовной культуре в целом, и философии в частности, довольно давно и всерьез обсуждается западными учеными. На наш взгляд, это является одной из причин, почему данная работа может представлять собой большой интерес как с точки зрения истории зарубежной философии, так и с позиций лингвистики и сравнительного языкознания, так как многие ответы на общепринятые вопросы можно найти, изучая работы, к которым, во-первых, не было проявлено должного интереса, во-вторых, в целях ознакомления с

концепцией, которая до сих пор остается в определённой степени неизвестной и даже порою ошеломляющей, что придает ей актуальность в рамках историко-философских исследований. Наряду с этим отметим, что и рассмотрение данной проблематики сквозь призму нескольких концепций является чем-то, своего рода, уникальным, не имевшим подробного рассмотрения до настоящего времени.

Степень разработанности проблемы. Учитывая специфику, особые условия складывания, а также обширную сферу влияния, исследование ближневосточных теоретических источников требует комплексного подхода. Следует отметить, что исследований на данную тему в отечественной историографии мало. Это обусловлено, на наш взгляд, прежде всего, исключительно экспрессивным характером исследовательской концепции самого Мартина Бернала. Несомненно, также, что дополнительной причиной столь слабой освещённости концепции М. Бернала в отечественной науке является то, что ни одна из его работ, вплоть до настоящего времени, не была переведена на русский язык. Любопытно, что, хотя первая из его знаменитой серии монографических работ под общим названием «Чёрная Афина» и вышла сравнительно давно - в 1987 году, однако её теоретические выводы и основные результаты до сих пор не получили достаточного отражения в отечественном антиковедении, культурологии и историко-философской науке. Вместе с тем в зарубежной историографии концепция М. Бернала уже давно превратилась в предмет глубокого анализа со стороны историков философии, лингвистов, и культурологов, носящего преимущественно критический характер11.

11 Основные критические работы, касательно теории М. Бернала:

1. Lefkowitz Mary R. Not Out of Africa: How Afrocentrism Became an Excuse to Teach Myth As History. New York: Basic Books, 1997. - P. 320.

2. Lefkowitz Mary R., Rogers, Guy M., ed. Black Athena Revisited (critical response). University of North Carolina Press, 1996. - P. 544.

3. Levine M.M. Reviewed Walter Burkert, Babylon Memphis Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004. [Электронный ресурс] - URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2005/2005-07-03.html (дата обращения: 5.07.2016)

Отдельные элементы положительной рецепции этой модели встречаются

12

гораздо реже; в частности, их можно увидеть в работах Я. Ассмана .

Доступ к вновь открывшимся или вновь доступным текстам позволяет исследователям в данной области пересматривать условия взаимодействия между культурами. Таким образом, вместо изучения древней Греции, основанной на ее уникальности - ее изолированном, исключительном «блеске», греческий мир трансформируется путем взаимодействия со смежными культурами, расположенными на востоке и юге Средиземного моря.

Что касается отечественной историографии, здесь мы можем увидеть лишь упоминания об ориентализме. Среди основных работ, в которых есть упоминание и, своего рода, резюмирование отдельных элементов данной теории, можно выделить труды С.Г. Кара-Мурзы13, А.В. Семушкина14, М.М. Шахновича15.

Итак, с учётом цели и задач нашего исследования, можно выделить основные источники по проблеме взаимовлияний между предфилософской традицией Древнего Ближнего Востока и древнегреческой философией в современной историографии, как с точки зрения ориенталистов, так и европоцентристов. На наш взгляд, работы этих исследователей целесообразно разделить на две группы:

1. Среди отечественной литературы необходимо выделить труды С.Г.

Кара-Мурзы16, приверженца теории взаимовлияний между

12Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер. с нем. М.М. Сокольской. — М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 386.

13 Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм: Эдипов комплекс интеллигенции. Серия: Тропы практического разума. - М.: Алгоритм, 2002. - С. 256.

14 Семушкин А.В. Избранные сочинения. Т.1. - М.: РУДН, 2009. - С. 642.

15 Шахнович М.М. Происхождение греческой философии и восточная традиция: проблема влияний // Серия "Symposium", Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Выпуск 12 / К 80 -летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — C. 258-264.

16 Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм: Эдипов комплекс интеллигенции. Серия: Тропы практического разума. - М.: Алгоритм, 2002. - С. 256.

17

Востоком и Западом; А.В. Семушкина , чьи труды основываются

на социокультурных предпосылках возникновения античной

18

философии; А.Н. Чанышева , который в своих трудах рассматривал проблемы возникновения философии; М.М.

Шахновича19, который изучал проблемы происхождения

20

мифологии и философии; П. Штомпки , рассматривающего

социальное действие наряду с развитием и функционированием

21

социальных структур; В.П. Яйленко , рассматривал формирование

древнегреческого общества и её связи с ближневосточной

22

цивилизацией; В.В. Соколова , в центре его внимания всегда находились вопросы взаимоотношения философии и идеологии;

23

В.В. Жданова , специализирующемся на предфилософии Древнего Египта; В.В. Емельянова24, исследователя шумерской культуры и

25

мифологии; Е.Ф. Горина , основным аспектом исследования считается сравнительная мифология; диссертационное исследование М.А. Вольф26 о влиянии древнеиранских влияний на становление расснегреческой философии.

17 Семушкин А.В. Избранные сочинения. Т.1. - М.: РУДН, 2009. - С. 642.

Чанышев А.Н. Начало философии: монография. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1982. - С. 184.

19 Шахнович М.М. Происхождение греческой философии и восточная традиция: проблема влияний // Серия "Symposium", Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Выпуск 12 / К 80 -летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции.

18 мая 2001. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — C. 258-264.

20 Штомпка П. Социология социальных изменений, - пер. с англ. А.С. Дмитриева. - М.: Аспект

Пресс, 1996. - С. 415.

21 Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - С. 271.

22 Соколов В.В. Философия как история философии: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2010. - С. 848.

23 Жданов В.В. О лексическом аппарате предфилософской древнеегипетской традиции: пространство и время в системе категорий древнеегипетского теокосмогонического мифа. Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - Т. 10, вып. 1.

24 Емельянов В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса). В.В. Емельянов // журнал Вопросы философии. - М.: Наука, 2011. - № 8. C. 46 - 57.

25 Горина Е. Ф. Очерки мифологии и палеоистории культуры : в 2 т. Т. 1 : Очерки древнегреческой мифологии и палеоистории культуры / Горина Екатерина Федоровна ; Екатерина Горина. - М. : [б. и.], 2014. - С. 551-552.

26 Вольф М.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук «Онтологические аспекты иранских влияний на раннегреческую философию». Глава I. Методологические проблемы исследования. § 1. Методология научного исследования проблемы иранских влияний на раннегреческую

2. Говоря о зарубежной литературе, необходимо обратиться к трудам

27

Э. Целлера , представителя классической модели генезиса

Л о

древнегреческой философии; Г. Франкфорта ,

специализировавшегося на касающихся вопросах антропологии,

29

археологии и культуры Древнего Ближнего Востока; Я. Ассмана ,

30

отмечавшего влияние египетской религии; С.Н. Крамера ,

31

ведущего шумеролога своего поколения; А. Арнаис-Вильены , работы которого направлены на исследование генетической

32

истории народов; Э.Р. Доддса , классициста, комментатора

33

греческой философии; Дж. Кэмпбелла , известного своими трудами по сравнительной мифологии и религиоведению; М.Р. Лефковиц34, классицист, написала обзор на труд М. Бернала

-5 С

«Черная Афина»; М.М. Левин , умеренного классициста, которая принимает во внимание факт возможного влияния на становление древнегреческой философии; Р. Роллингера36, востоковеда, труды которого основываются на языках и культуре Древнего Ближнего

философию. Новосибирск: РАН Сибирское отделение, 2003. [Электронный ресурс] - URL: https://nsu.ru/classics/Wolf/Kand-diss.htm (дата обращения: 3.10.2017г.)

27 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. М. "Канон". 1996. - C. 334.

28 Frankfort H. The birth of civilization in the Near East. /H. Frankfort - London: Williams & Norgate, 1951. - P. 116.

29 Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер. с нем. М.М. Сокольской. — М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 386.

30 Крамер С.Н. История начинается в Шумере - перевод с английского Ф.Л. Мендельсона, под редакцией и с предисловием В.В. Струве. - М.: Наука, 1965. - С. 257.

31 Арнаис-Вильена А. Этногенетические исследования. [Электронный ресурс] - URL: http://www.people.su/7795 (дата обращения: 23.12.2016)

32Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. X. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 507.

33 Кэмпбелл Д. Мифы для жизни// Joseph Campbell Myths to Live By 1972, Joseph Campbell Foundation (jcf.org) Collected Works of Joseph Campbell / Robert Walter, Executive Editor/David Kudler, Managing Editor". Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2018. - С. 304.

Lefkowitz Mary R. Not Out of Africa: How Afrocentrism Became an Excuse to Teach Myth As History. - New York: Basic Books. 1997. - P. 320.

35 Levine M.M. Reviewed Walter Burkert, Babylon Memphis Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004. [Электронный ресурс] - URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2005/2005-07-03.html (дата обращения: 5.07.2016)

36 Rollinger R. The Ancient Greeks and the Impact of the Ancient Near East. Textual Evidence and Historical Perspective (ca. 750-650 B.C.)./R. Rollinger. // Whiting R (Ed.). Mythology and Mythologies. Methodological Approaches to Intercultural Influences. - Helsinki: The Neo-Assyrian Text Corpus Project, 2001. - P. 233-264.

Востока; В.А. Тобина , специализирующегося на исследовании

38

мифов Древнего Египта; Т. Уитмарша , главным исследовательским интересом признан анализ атеизма в древности;

39

Д. Гресса , отвергает любые влияния Ближнего Востока на Древнюю Грецию, говоря об ее истинной идентичности; М.Р. Бачваровой40, чьи труды основываются на анализе роли анатолийцев в процессе становления древнегреческой философии и культуры.

Объектом исследования являются ближневосточные теоретические источники раннегреческой философии.

Предметом исследования является сравнительный анализ концепций евроцентризма и афроцентризма, а также уточнение понятий и концептов ближневосточных теоретических источников, которые повлияли на становление древнегреческой философии и последующее развитие западной философской мысли.

Целью исследования является концептуализация подходов ориенталистов и европоцентристов к проблеме ближневосточных теоретических источников в раннегреческой философии в современном зарубежном антиковедении, а также определение тех из них, которые в наибольшей степени важны для изучения проблемы генезиса философии и исследования новых фактов, играющих немаловажную роль в становлении и развитии древнегреческой философской мысли и ее последующем отражении в современной зарубежной историографии.

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

37 Tobin V.A. Mytho-Theology in Ancient Egypt./V.A. Tobin.// Journal of the American Research Center in Egypt. - 1988. - P. 169-183.

38 Whitmarsh T. Battling the Gods: Atheism in the Ancient World. - New York: Vintage Books, 2016. - P. 304.

39 Gress D. The Case against Martin Bernal, from The New Criterion vol. 1, December, 1989. [Электронный ресурс] - URL: http://www.class.uidaho.edu/ngier/309/bernal.htm (дата обращения: 5.02.2015)

40 Bachvarova M.R. From Hittite to Homer: The Anatolian Background of Ancient Greek Epic. -Cambridge: Cambridge University Press. 2016. - Pp. xxxix + 649.

1. Исследование методологических проблем ближневосточных заимствований, выявление особенностей ближневосточных теоретических источников греческой философии в зарубежном антиковедении и историографии рубежа XX-XXI веков, рассмотрение проблемы через призму лингвистического подхода в рамках развития письменности, лингвистики от зарождения письменной культуры Шумера до периода становления древнегреческого языка;

2. Определение роли ближневосточных влияний на раннегреческую философию в современном зарубежном антиковедении с позиций основных концепций генезиса философии, сложившихся в современной историко-философской науке;

3. Выявление мировоззренческих, культурных и лингвистических особенностей «заимствований» и механизмов их осуществления в рамках исследовательских моделей М. Бернала, М. Уэста и В. Буркерта;

4. Сравнительный анализ взглядов представленных авторов по исследованиям проблемы ближневосточных теоретических источников раннегреческой философии;

5. Оценка отношения современной историко-философской и антиковедной науки к концепциям М. Бернала, М. Уэста, В. Буркерта. Основными источниками исследования можно считать: труды

Мартина Бернала «Чёрная Афина41», «Чёрная Афина: ответ на критику42», монографии Мартина Л. Уэста «Восточное лицо Геликона43», «Греки и Восток44» и работы Вальтера Буркерта «Восточные революции:

41 Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. I. The Fabrication of Ancient Greece 1785-1985./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1987. - P. 575.

Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. II. The Archaelogical and Documentary Evidence./ M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 1991. - P. 736. Bernal M. Black Athena. The Afroasiatic Roots of Classical Civilisation. Vol. III. The Linguistic Evidence. /M. Bernal - New Jersey: Rutgers University Press, 2006. - P. 808.

42 Bernal M. Black Athena Writes Back. Durham & London: Duke University Press, 2001. - P. 550.

West M.L. The East face of Helicon. West Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth. Oxford: Clarendon Press, 1997. - P. 662.

44 West M.L. Early Greek Philosophy and Orient. Oxford University Press, 1971. - P. 284.

Ближневосточные влияния на греческую культуру в начале Архаического периода45», «Греческая религия: Архаика и классика46».

Ключевой фигурой в рамках нашего исследования выступает Мартин Бернал - в первую очередь, в связи с его эксцентричностью и даже определённым радикализмом, а также его культурно-историческим «афроцентризмом». В этом плане его концепция является прямой противоположностью «классической» модели генезиса древнегреческой

47

философии Э. Целера , и других антиковедов-европоцентристов, а также и так называемых «умеренных» ориенталистов, которые считают, что греческая философия - это либо продукт исключительно своего собственного развития (Э. Целер), либо, отчасти признавая факт восточных заимствований, всё же не считают его абсолютно определяющим в сложном процессе становления древнегреческой философии (М.Л. Уэст). Рассмотрению данной тематики в ключе концепции М. Уэста по его монографии «Восточное лицо Геликона» уделено внимание, аналогичное фигуре М. Бернала, во второй главе нашего диссертационного исследования и в третьей, где происходит сравнение радикальной концепции Мартина Бернала и теорий, более тяготеющих к классическим методологическим канонам современного антиковедения - Мартина Личфилда Уэста и Вальтера Буркерта.

Основные теоретико-методологические принципы исследования. Данная работа выполнена на основе следующих методов исследования, комплексное применение которых позволяет рассмотреть основные аспекты проблемы ближневосточных теоретических источников раннегреческой философии:

- в соответствии с предметом, целью и задачами диссертационного исследования основополагающим методом выступает компаративный метод

45 Burkert W. The Orientalizing Revolution: Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. trans. Margaret E. Pinder. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992. - IX + 225 P.

46 Burkert W. Oriental and Greek Mythology: The Meeting of Parallels./ W. Burkert.// Interpretations of Greek Mythology. Edited by J. Bremmer. - London, 1990. - Р. 299.

47 Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л. Франка. - М.: "Канон". 1996. - С. 334.

с широким использованием базовых принципов системного подхода, позволяющий использовать теоретические разработки как классической, так и современной философии;

- историко-культурный метод;

- герменевтический метод;

- метод сравнительно-исторического анализа.

Использование данных методов позволяет проследить динамику в становлении и развитии древнегреческой философии как отправной точки в истории современной европейской мысли, а также путем выявления сходства и различия объектов предфилософской и раннефилософской рефлексии определить мировоззренческие и общекультурные связи между предфилософией Ближнего Востока и становящейся древнегреческой философией, и, таким образом, ответить на вопрос о степени её возможного влияния на раннегреческую философию и культуру в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Из двух существующих на сегодняшний день в историко -философской науке противоположных концепций трактовки процесса генезиса древнегреческой философии -европоцентристской и ориенталистской, отличающихся друг от друга принципиально различным пониманием факторов, обусловивших характер становления и развития древнегреческой культуры и философии (согласно первой - Греция и её философская традиция представляют собой самодостаточный мировоззренческий и культурный феномен, согласно второй -являются результатом влияний ближневосточных культур) нам более обоснованной представляется именно вторая - как с точки зрения предложенной ею методологии, так и с точки зрения корреляции с фактическим историко-философским и культурно-историческим материалом.

2. Наиболее продуктивными как с точки зрения историко -философского анализа, так и с позиций изучения процесса взаимовлияния мировоззренческих категорий на категории древней и современной культуры нам кажутся исследования современных представителей ориенталистского направления зарубежной историко-философской науки по следующим аспектам взаимодействия между древнегреческой цивилизацией и Древним Ближним Востоком:

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жорова Полина Сергеевна, 2018 год

II. Литература

На русском языке

16. Арнаис-Вилъена А. Этногенетические исследования. [Электронный ресурс] - URL: http://www.people.su/7795 (дата обращения: 23.12.2016)

17. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. Пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 386 c. - (Studia historica).

18. Барт Р. Избранные работы [Текст]: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Ролан Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - 616 c.

19. Варга Д. Древний Восток [Текст]: У начал истории письменности / Домокош Варга; [пер. с венг. Л. Шаргина]. - Изд. 2-е. - Будапешт: Корвина, 1985. - 165 с.

20. Вико Дж. Основания новой науки. Пер. с итал. - М.-К.: «REFL-book» -«ИСА», 1994. - 656 с.

21. Волкова Л.Л., Жданов В.В., Жорова П.С. Методологические аспекты исследования предфилософских традиций древности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия», № 1. М.: РУДН, 2015. - C. 186 - 189.

22. Волкова Л.Л., Жорова П.С. Восточное влияние на раннегреческую философию и мифы. Человек и общество в контексте современности. Философские чтения памяти профессора П.К. Гречко. - М.: РУДН, 2017. - С. 147 - 154.

23. Волкова Л.Л., Жорова П.С. О финикийском влиянии на европейскую предфилософию. «Диалог цивилизаций: Восток-Запад». - М.: РУДН, 2015. - С. 12 - 16.

24. Волкова Л.Л., Жорова П.С. Основные черты позитивного мировосприятия древних греков в рамках ориенталистской историко -философской традиции. Философские перекрестки взаимодействия цивилизаций: культура и ценности. - М.: РУДН, 2017. - С. 229 - 235.

25. Волкова Л.Л., Жорова П.С. Общность концептов египетской предфилософии и индоевропейской мифопоэтики (на примере концепта «боги»). Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история / Сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 11 (41). - Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 48 - 57.

26. Вольф М. А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук «Онтологические аспекты иранских влияний на раннегреческую философию». Глава I. Методологические проблемы исследования. § 1. Методология научного исследования проблемы иранских влияний на раннегреческую философию. - Новосибирск: РАН Сибирское отделение, 2003. [Электронный ресурс] - URL: https://nsu.ru/classics/Wolf/Kand-diss.htm (дата обращения: 3.10.2017г.)

27. Гелъб И.Е. Опыт изучения письма: основы грамматологии - пер. с англ. Л.С. Горбовицкой и И.М. Дунаевской под редакцией И.М. Дьяконова. - М.: Радуга, 1982. - 376 с.

28. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - СПб: Азбука-классика, 2010. - 32 с.

29. Гомер. Илиада. / Пер. Н. И. Гнедича. Ст. и прим. А. И. Зайцева. Отв. ред. Я. М. Боровский. (Серия «Литературные памятники»). - Л.: Наука, 1990. - С. 576. [Электронный ресурс] - URL: http://rvb.ru/homerus/iliada/toc.htm (дата обращения: 14.09.2017)

30. Горина Е.Ф. Очерки мифологии и палеоистории культуры: в 2 т. Т. 1: Очерки древнегреческой мифологии и палеоистории культуры / Горина Екатерина Федоровна; Екатерина Горина. - М.: [б. и.], 2014. -559 с.: ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 551-552.

31. Греческий алфавит, Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция». [Электронный ресурс] - URL: http://traditio-ru.org/wiki/ (дата обращения: 3.10.2017г.)

32. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное / / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. X. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

33. Древняя литература Малой Азии. Луна, упавшая с неба. Песнь об Улликумми (Пер. В.В. Иванова). - М.: Художественная литература, 1977. - 207 с.

34. Дюмезилъ Ж. Верховные боги индоевропейцев, пер. Т. В. Цивьян. -М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - 234 с.

35. Емельянов В. Древний Шумер. Очерки культуры: монография. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. - 368 с. - («Мир Востока», VII).

36. Емельянов В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса). В.В. Емельянов // журнал Вопросы философии. - М.: Наука, 2011. - № 8. - C. 46 - 57.

37. Емельянов В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса / В.В. Емельянов // журнал Вопросы философии: Научно-теоретический журнал / РАН, Президиум РАН. -2009. - № 9. - С. 153-163.

38. Жданов В.В. О лексическом аппарате предфилософской древнеегипетской традиции: пространство и время в системе категорий древнеегипетского теокосмогонического мифа. Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 10, вып. 1, 2015. - 28 с.

39. Жорова П.С., Волкова Л.Л. Сравнительная характеристика орфической и шумерской традиций (на примере работ М.Л. Уэста). // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LVШ междунар. науч. -практ. конф. № 2(54). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 63 - 69.

40. Волкова Л.Л., Жданов В.В. Жорова П.С. Знание, разум и вера в предфилософской традиции: первобытный миф и становящаяся философия. Сибирский философский журнал. Т. 15, № 4. -Новосибирск, 2017. - С. 183-195.

41. Жорова П.С. Ближневосточные заимствования в раннегреческой философии и культуре в "Восточном лице Геликона" М. Уэста. "Диалог цивилизаций: Восток-Запад". - М.: РУДН, 2013. - С. 46 - 50.

42. Жорова П.С. Вальтер Буркерт о проблеме ближневосточных влияний в раннегреческой мифопоэтике. История, политика и философия в эпоху глобализации. - М.: РУДН, 2015. - С. 81 - 84.

43. Жорова П.С. Взаимосвязь цивилизаций в модели «осевого времени» К. Ясперса: проблемы интерпретации. "Диалог цивилизаций: Восток-Запад". - М.: РУДН, 2014. - С. 17 - 23.

44. Жорова П.С. Историко-философская концепция В. Буркерта (на примере работы «Вавилон, Мемфис, Персеполис»). // Вестник

Волгоградского государственного университета "Logos et praxis". -2017. - Т. 16, № 3. - С. 12 - 16.

45. Жорова П.С. О ближневосточных влияниях на античную философию. IX Всероссийский фестиваль науки в Москве. - М.: РУДН, 2014. - С. 29 - 32.

46. Жорова П.С. Отражение ближневосточных теоретических источников древнегреческой философии в зарубежной историографии. // Вестник РУДН. Серия «Философия». - 2016. - № 2. -С. 148-152.

47. Жорова П.С. Проблема ближневосточных заимствований в раннегреческой философии и культуре (на материале работы Мартина Бернала "Чёрная Афина"). VII Всероссийский фестиваль науки в Москве. - М.: РУДН, 2012. - С. 25 - 34.

48. Жорова П.С. Проблемы фальсификации истории европейской культуры в работе М. Бернала «Чёрная Афина». Актуальные научные исследования в современном мире. - Украина: ФЛП Кравченко Я.О. 2017. - С. 23 - 29.

49. Жорова П.С. Сравнительный анализ подходов к проблеме изучения ближневосточных теоретических источников в раннегреческой философии и культуре в работах М. Бернала «Чёрная Афина» и М. Уэста «Восточное лицо Геликона». Молодежь в науке: новые аргументы. - Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2016. - С. 21 - 24.

50. Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм: эдипов комплекс интеллигенции. Серия: Тропы практического разума. - М.: Алгоритм, 2002. - 256 c.

51. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. К истокам греческой мысли / Ф. Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2001. - 278 с. - (Античная б-ка. Исследования)

52. Кессиди Ф.Х. Раннегреческая философия и ее отношение к мифу, искусству и религии. Автореферат диссертации на соискание ученой

степени доктора философских наук. Тбилиси: Тбилисский университет, 1968. - 39 с.

53. Кессиди Ф.Х., Кондзелка В.В. Гераклит и Древний Восток. - С. 99. [Электронный ресурс] - URL: http://library.by/ (дата обращения: 13.01.2018)

54. Клейн Л.С. Расшифрованная «Илиада». СПб.: Амфора, 2014. — 574 с. — (Новая Эврика).

55. Книга Бытие [Электронный ресурс] - URL: https://www.bibleonline.ru/bible/rus/01/01/ (дата обращения: 23.04.2017)

56. Крамер С.Н. История начинается в Шумере - перевод с английского Ф.Л. Мендельсона, под редакцией и с предисловием В.В. Струве. -М.: Наука, 1965. — 257 с.

57. Креативное пространство культуры, серия «Современная культурология». Отв. редактор А. В. Ляшко. Материалы молодежной секции Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 27-29 октября 2010 года). - СПб: Эйдос, 2012. - 309 с.

58. Критика. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ibiblio.org/uncpress/newsbytes/lefko.html (дата обращения: 23.02.2017)

59. Кэмпбелл Д. Мифы для жизни// Joseph Campbell Myths to Live By 1972, Joseph Campbell Foundation (jcf.org) Collected Works of Joseph Campbell / Robert Walter, Executive Editor/David Kudler, Managing Editor". - Перевод на русский язык ООО «Питер», 2018. - 304 c.

60. Мегаломматис М.Ш. "The American Chronicle", США 26 июня 2007. [Электронный ресурс] - URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1183101540 (дата обращения: 23.12.2016г.)

61. Менъ А. Трудный путь к диалогу: Сборник. М51 Предисл. Митрополита Сурожского Антония. - М.: Радуга, 1992. - 464 с. [Электронный ресурс] - URL: //http://krotov.info/library/13_m/myen/2_trud_16.html (дата обращения: 28.12.2016)

62. Мукашев З.А. Преемственность как момент развития / З. А. Мукашев. - Алма-Ата: Казахстан, 1980. - 203 с.

63. Наука. Философия. Религия - отв. Редактор П.П. Гайденко, В.Н. Катасонов. Книга 2. - М.: ИФ РАН, 2007. - 247 с.

64. Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. - М.: Белый волк, 1999. - 312 с.

65. Обзор труда М. Бернала. [Электронный ресурс] - URL: http://www.barnesandnoble.com/w/black-athena-writes-back-martin-bernal. (дата обращения: 29.12.2017)

66. Олива П. Древний Восток и истоки греческой цивилизации. // Вестник Древней Истории, № 2. - Прага, 1977. - С. 3-6.

67. Оловянникова З.В. Диалог в философии: традиции и современность, Межвузовский сборник под редакцией проф. М.Я. Корнеева. - СПб: Санкт-Петербургский университет, 1995. - 192 с.

68. Платон. Федр. Перевод А. Н. Егунова. Редакция греческого и русского текстов, вступительная статья, комментарии, хронология, индексы имен и наиболее употребительных терминов Ю. А. Шичалина. - М.: Прогресс, 1989. - 133 с.

69. Разерфорд И. Греческая поэтика и Ближний Восток: проблемы и перспективы. //"Arbor Mundi" (Мировое древо) - международный журнал по теории и истории мировой культуры, выпускаемый Институтом высших гуманитарных исследований РГГУ (журнал основан в 1992 г. А.Я. Гуревичем и Е. М. Мелетинским). № 19. - М.: РГГУ, 2012. - 208 с.

70. Рассел Б. История Западной философии. - М.: «Миф», 1993. - 512 с.

71. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья: Для детей среднего

возраста 9-14 / Д. Г. Редер. - М.: Наука, 1965. - 120 с.

72. Сборник афоризмов. [Электронный ресурс] - URL: http://www.aforizmov.net/ (дата обращения: 23.12.2016)

73. Семушкин А.В. Избранные сочинения. Т. 1. - М.: РУДН, 2009. - 642 с.

74. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. Уч. пособие.

- М.: Интерпракс. 1996. - 192 с.

75. Словарь Ушакова. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mirslovushakova.ru (дата обращения: 23.12.2016)

76. Соколов В.В. Философия как история философии: учебное пособие. -

М.: Академический проект, 2010. - 848 с.

77. Споры о «Черной Афине». [Электронный ресурс] - URL: http://www.physics.wustl.edu/~alford/athena.html (дата обращения: 18.09.2017)

78. Статья «Средиземноморье». Электронная версия энциклопедии: «Большая советская энциклопедия». [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 15.09.2017)

79. Статья о переднеазиатских языках из электронной энциклопедии. [Электронный ресурс] - URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 15.09.2017)

80. Статья: «Нахи и древнейшие цивилизованные народы Ближнего Востока: Реконструкция этногенетических и лингвистических связей по Зарубежным источникам». [Электронный ресурс] - URL: http://ghalghay.com/ (дата обращения: 18.04.2017)

81. Статья: «Семитские языки». Электронная энциклопедия: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, (2011) PC, на 2-х DVD. Издатель: ООО «Кирилл и Мефодий».

82. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков. / Пер. с англ., коммент. и

указатель С. В. Пахомова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 256 с.

83. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В

преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М.: Наука, 1984. - 238 с.

84. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Перевод С. Л.

Франка. - М.: Канон. 1996. - 334 с.

85. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии./А.Н. Чанышев

//Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высшая школа, 1981. - 374 с.

86. Чанышев А.Н. Начало философии: монография. - М.: Моск. ун-т,

1982. - 184 с.

87. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. /А.Н. Чанышев. - М.: МГУ,

1970. - 240 с.

88. Шахнович М.М. Происхождение греческой философии и восточная

традиция: проблема влияний // Серия "Symposium", Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Выпуск 12 / К 80 -летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - C. 258-264.

89. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках - под

редакцией А.А. Волкова. - М.: Добросвет, 2003. - (Studia academica). - 736 с.

90. Штомпка П. Социология социальных изменений, - пер. с англ. А.С.

Дмитриева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 415 с.

91. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1: «От каменного

века до Элевсинских мистерий». - М.: Критерион, 2001. - 466 с.

92. Элиаде М. Аспекты мифа // 4-е изд. — М.: Академический проект,

2010. - 251 с. - (Философские технологии: антропология).

93. Элиаде М. Ностальгия по истокам /М. Элиаде - М.: Институт

общегуманитарных исследований, 2006. - 216 с.

94. Элиаде М. Священное и мирское. /М. Элиаде - М.: МГУ, 1994. - 144 c.

95. Энциклопедия знаний. Глава «Из истории Финикии». [Электронный ресурс] - URL: http://www.pandia.ru/364759/ (дата обращения: 10.09.2016)

96. Эпос о Гильгамеше. [Электронный ресурс] - URL: http://rubook.org/book.php?book=345963 (дата обращения: 10.09.2016)

97. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. - М.: Наука.

Главная редакция восточной литературы, 1990. - 271 с.

98. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: Филос. очерки / В.Н.

Ярская. - Саратов: Сарат. ун-т, 1989. - 149, [2] с.

99. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Смысл и назначение истории. -

М.: Политиздат, 1991. - 527 с. На западных языках

100. Bachvarova M.R. From Hittite to Homer: The Anatolian Background of Ancient Greek Epic. - Cambridge: Cambridge University Press. 2016. -Pp. xxxix + 649.

101. Bachvarova M.R., Collins B. J., Rutherford I. Anatolian Interfaces: Hittites, Greeks, and Their Neighbors: Proceedings of an International Conference on Cross-Cultural Interaction, September 17-19, 2004. -Atlanta: Emory University, GA. - Oxbow Books, 2008. - 216 p.

102. Bremmer J.N. The Early Greek Concept of the Soul./J.N. Bremmer. -Princeton: Princeton University Press , 1983. - 166 p.

103. Burnet J. Early Greek Philosophy. 3rd edition. - London: A & C Black,

1920. - 270 p.

104. Cornford F.M. From Religion to Philosophy. A study in the origin of western speculation. /F.M. Cornford - New York. - New York: Harper & Brothers, 1991. - 285 p.

105. Diogenes Laertius, Lives of Eminent Philosophers. 2 vols. Trans. R.D. Hicks, Diogenes Laertius. Lives of Eminent Philosophers, volume 1. Loeb Classical Library 184. - Cambridge: HUP, 1925. Public domain. Volume 1, containing books 1-5. - 267 p.

106. Diop Ch. A. Antériorité des civilisations negres: mythe ou vente historique? - Paris: Présence africaine, 1967. - 300 p.

107. Dodds E. R. The Greeks and the Irrational. - Berkeley: University of California, 1951. - 300 p.

108. Dupuis C. F. Origine de tous les cultes, ou Religion universelle. T. 7 / par Dupuis. - Paris: H. Agasse, an III [i. e. 1794-1795]. - [2], 341, [5], 286 p.

109. Etruscan Phrases by Mel Copeland (from a work published in 1981). [Электронный ресурс] - URL: http://www.maravot.com/Etruscan_Phrases.html (дата обращения: 5.09.2017)

110. Frankfort H. Egyptian Religion. An interpretation./H. Frankfort. - New York: Columbia University press, 1948. - x, 181 p.

111. Frankfort H. The birth of civilization in the Near East. /H. Frankfort. -London: Williams & Norgate, 1951. - 116 p.

112. Frazer J. The Golden Bough: A Study in Magic and Religion, 9 vols. -

New-York: Macmillan, 1925. - 295 p.

113. Gress D. The Case against Martin Bernal, from The New Criterion vol. 1, December, 1989. [Электронный ресурс] - URL: http://www.class.uidaho.edu/ngier/309/bernal.htm (дата обращения: 5.02.2015)

114. Guthrie W.K.C. Orpheus and Greek Religion. /W.K.C. Guthrie. - London:

Methuen, 1952. - 291 p.

115. Guthrie W. K. C. The Greeks and Their Gods./W.K.C. Guthrie. - Boston:

Beacon Press, 1971. - 404 p.

116. Hall M. J. Ethnic Identity in Greek Antiquity. - Cambridge: Cambridge

University Press, 1997. - 248 p.

117. Hall S., Du Gay P. Questions of Cultural Identity. - London: Sage

publications, 1996. - 208 p.

118. International Balzan Prize Foundation. [Электронный ресурс] - URL:

http://www.balzan.org/en/prizewinners/walter-burkert (дата обращения: 4.02.2016)

119. Kenyon Medal for Classical Studies. [Электронный ресурс] - URL: http://web.archive.org (дата обращения: 4.09.2016)

120. Kingsley P. Ancient Philosophy, Mystery and Magic. Empedocles and the

Pythagorean Tradition./P. Kingsley. - Oxford: Clarendon Press, 1995. -IX.

121. Komoroczy G. The Separation of Sky and Earth: The Cycle of Kumarbi and

the Myths of Cosmogony in Mesopotamia./G. Komoroczy. - Budapest: Acta Antiqua, 1973. - Vol. 21. - 45 p.

122. Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. - USA: University Of Chicago Press, 1996. - 226 p.

123. Lefkowitz Mary R. Greek Gods, Human Lives: What We Can Learn From Myths. - New Haven, Conn.; Yale University Press, 2003. - 280 р.

124. Lefkowitz Mary R. Not Out of Africa: How Afrocentrism Became an Excuse to Teach Myth As History. - New York: Basic Books, 1997. -320 p.

125. Levine M.M.Reviewed Walter Burkert, Babylon Memphis Persepolis:

Eastern Contexts of Greek Culture. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 2004. [Электронный ресурс] - URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2005/2005-07-03.html (дата обращения: 5.07.2016)

126. MacCulloch D. Guardian, March 17, 2006. [Электронный ресурс] - URL:

https://www.theguardian.com/books/2006/mar/18/highereducation.news (дата обращения: 5.09.2017)

127. Ménard L. Hermès Trismégiste, traduction complète précédée d'une étude

sur l'origine des livres hermétiques. - Paris: Didier. 2e edition. Paris: Didier, 1867. Réédité aux éditions Guy Trédaniel, Paris, 2004. - 600 p.

128. Moore D. C. Black Athena Writes Back: Martin Bernal Responds to His Critics. - USA: Duke University Press Books, 2001. - 576 р.

129. Penglase C. Greek Myths and Mesopotamia. Parallels and Influence in the

Homeric Hymns and Hesiod./C. Penglase. - London-New York: Routledge, 1997. - 292 p.

130. Rollinger R. The Ancient Greeks and the Impact of the Ancient Near East.

Textual Evidence and Historical Perspective (ca. 750-650 B.C.)./R. Rollinger. // Whiting R (Ed.). Mythology and Mythologies. Methodological Approaches to Intercultural Influences. - Helsinki: The Neo-Assyrian Text Corpus Project, 2001 (Melammu Symposia 2). - Р. 233-264.

131. Rundle ClarkR.T. Myth and Symbol in Ancient Egypt. /R.T. Rundle Clark.

- London: Thames and Hudson, 1959. - 292 p.

132. Samir A. U.S. Imperialism, Europe, and the Middle East. [Электронный ресурс] - URL: https://monthlyreview.org/2004/11/01/u-s-imperialism-europe-and-the-middle-east/ (дата обращения: 05.01.2018)

133. Speiser E.A. The Hurrian Participation in the Civilizations of Mesopotamia, Syria and Palestine. - Philadelphia: CHM, 1953. - Р. 311327.

134. Tobin V.A. Ma'at and Dike: Some Comparative Considerations of Egyptian and Greek Thought./V.A. Tobin. // Journal of the American Research Center in Egypt. - 1987. - Vol. 24. - Vol. 24.

135. Tobin V.A. Mytho-Theology in Ancient Egypt./V.A. Tobin.// Journal of the American Research Center in Egypt. - 1988. - Vol. 25. - Р. 169-183.

136. Volkova L.L., Zhorova P.S., Kuzmina G.V. The application of the

metamethods in the study of pre-philosophic foundations of the European culture. Английский язык в ВУЗе: современные тенденции в методике преподавания. - М.: РУДН, 2015. - Р. 24-28.

137. Volkova L.L., Zhorova P.S. Phoenician theoretical sources as one of the factors of the formation of the Ancient Greek pre-philosophy. // Материалы кафедрального студенческого круглого стола с международным участием «Языки и культуры: перспективы развития в XXI веке». - М.: Цифровичок, 2015. - Р. 35 - 38.

138. Volney C.F. Discours sur letude philosophiques de langues, 4 ed. - P.: Bossange Freres, Libraires, 1821. - 51 р.

Walcot P. Hesiod and the Near East. /P. Walcot. - Cardiff: University of Wales Press, 1966. - XIII + 154 P.

Website relates to the book Black Athena and its author, Martin Bernal. [Электронный ресурс] - URL: blackathena.com. (дата обращения: 15.04.2016)

Whitmarsh T. Battling the Gods: Atheism in the Ancient World. - New York: Vintage Books, 2016. - 304 p.

Zhdanov V., Zhorova P. W. Burkert's Historical and Philosophical Concept-Based on His Work "Babylon, Memphis, Persepolis: Eastern Contexts of Greek Culture". // Proceedings of the 2017 International conference on Economic Development and Education management (ICEDEM 2017). Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2017. - P. 226 - 228.

143. Zhorova P.S., Kuzmina G.V. The feasible influence of the Middle Eastern

culture on the modern European philosophical thought (Based on M. Bernal's work "Black Athena"). // Материалы кафедрального студенческого круглого стола с международным участием «Языки и культуры: перспективы развития в XXI веке». - М.: Цифровичок, 2014. - P. 44 - 47.

144. Zhorova P. S. The problem of falsification of the history of European

culture in the work of M. Bernal "Black Athena". Regional studies meeting. Conference proceedings. - Turkey - Istanbul: DAKAM, 2017. -P. 5 - 10.

139.

140.

141.

142.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.