Иконография мифов о смерти и возрождении в греческом ориентализирующем искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Букина, Анастасия Геннадьевна

  • Букина, Анастасия Геннадьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 221
Букина, Анастасия Геннадьевна. Иконография мифов о смерти и возрождении в греческом ориентализирующем искусстве: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2004. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Букина, Анастасия Геннадьевна

Введение.

Об актуальности темы диссертации (3); об исторических рамках исследования (3); об изучении греческого ориентализирующего искусства (5); о проблеме символического содержания ориентализируюших мотивов (8); о цели и задачах исследования (13); о методе исследования (13); о структуре и объеме диссертации (16); о материалах исследования (16)

Глава I. ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКОНОГРАФИИ греческого искусства ориентализирующего стиля.

Глава2. Архаические греческие мифы о смерти и возрождении . 32 О письменных источниках (32); мифы о смерти и возрождении (33)

Глава 3. Мотивы, имевшие прототипы 43 в иконографии геометрического искусства.

Водяные птицы (44): микенская и геометрическая предыстория мотива (44); изображения субгеометрического и ориентализирующего стиля (48); миф о водяной птице (53)

Лошадь и колесница (55): микенская и геометрическая предыстория мотива (56 изображения субгеометрического и ориентализирующего стиля (58); кратер из коллекции Боткина (61) I

Глава 4. звериные мотивы в изображениях ориентализирующего стиля.

Композиции на тему "терзания" и охоты зверей (71): лев (71); композиции ориентализирующего стиля на тему "терзания" (72); ойнохоя из кургана Темир-Гора (77); греческая мифология "терзания" (81) "Смешанные" существа (86): "смешанная" фигура как апотропей (89); сфинкс и сирена как погребальные символы (91) +

Глава 5. антропоморфные мотивы в изображениях ориентализирующего стиля.

Борьба героя со зверем (97): диадема из коллекции Нелидова (98); о композиции и мифологическом сюжете (100); изображение борьбы героя со львом, погребальный культ и героический миф(103)

Владычица", "Владыка" и "Жертва зверей" (105): "Жертвазверей" (107); миф о "Владычице" и умирающем "Владыке зверей" (109)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иконография мифов о смерти и возрождении в греческом ориентализирующем искусстве»

Об актуальности темы диссертации

Современная наука об античности становится все более строгой дисциплиной: классификации и хронологии - все более точными, отдельные направления - все более специализированными и опреде1 ленными с точки зрения исследуемого предмета. Однако, кроме того, постоянно возрастает интерес к интерпретации известных фак2 тов и памятников. В некоторых областях, а в истории искусства -в первую очередь, интерпретация, соответствующая новому уровню исторического знания, может иногда совершенно изменить понимание той или иной проблемы.3

Это непосредственно относится к проблеме иконографии греческого ориентализирующего искусства и ее символического содержания. в настоящей работе она рассматривается в связи с комплексом мотивов, отражающих греческие мифы о смерти и возрождении.

Об исторических рамках исследования

Мы будем называть "ориентализирующим" тот этап в развитии греческого искусства, который продолжался приблизительно 1

См., например: N. BOOKIDIS. "The Sanctuary of Demeter and Kore: An Archaeological Approach to Ancient Religion". // AJA 91 (1987). P. 480.

См., например: В. И. исаева. "Введение". // Личность и общество в религии и науке античного мира (Современная зарубежная историография). / Реферативный сборник к XVII Международному Конгрессу исторических наук; ред. O.A. Акимова и др. М.: ИНИОН, ИВИ АН СССР, 1990. С. 5-9.

ST. R. Hauser. // DNP. Bd. 13. S. 208. L. A. Hitchcock. Review on: M. Johnson. Archaeology Theory: An Introduction. Oxford: Blackwell, 1999; J. Thomas. Time, Culture and Identity: An Interpretive Archaeology. L. : Routlege, 1998. (Material Culture Series). // AJA 105 (2001). P. 330-331.

В.A. sparkes. Greek Art. Oxford: Oxford University press, 1991. (Greece and Rome: New Surveys in the Classics 22) P. 3. с середины 8 до середины 6 в. до нашей эры . Хотя многие исследователи говорят об условности термина "ориентализирующее 5 искусство", мы примем его. Ведь с точки зрения иконографии этот период характеризуется именно подражанием восточным изобразительным моделям. Хотя, конечно, не только мотивы из искусства Древнего Востока, но и характерные приемы изображения фигур служат признаками, определяющими греческий ориентализирующий 6 стиль.

О непосредственном подражании восточным образцам и о самой богатой ориентализирующей иконографии можно говорить в связи с памятниками греческого художественного ремесла.7 Расписные вазы имеют при этом особое значение: их сохранилось больше, чем всех других видов памятников, и представленные на них мотивы очень разнообразны. В наше время выделено несколько локальных стилей вазописи. Система, в которую они складываются, отражает связи и различия основных центров ориентализирующего искусства - единство в разнообразии, которое исследователи всегда подчеркивают в греческой архаике.

Далее везде, кроме цитат и библиографических ссылок, указание "до нашей эры (до н.э.)" опущено. Все даты, за исключением очевидных случаев, относятся ко времени до нашей эры.

См., например: К. schefold. Griechen und Ihre Nachbarn. Berlin: Propiläen Verlag, 1967. (Pro-piläen Kunstgeschichte 1) s. 12. h. walter. Frühe Samische Gefässe. / DAI; e. Homann-Wedeking Institut. Bonn: Habelt Verlag, 1968. (Samos V. 1) С. П. Борисковская. "К вопросу об ориентали-зирующем стиле в искусстве архаического Коринфа". // ВДИ 1968:3. С. 105,115. JI. В. копейкина. Формирование и развитие ориентализирующего стиля в родосско-ионийской керамике (по материалам раскопок Березани). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. J1. : ЛГУ, 1971. С. 26,41.

6 N. coldstream. Geometric Greece. L.: Methuen, (1977)1979. (University Paperbacks 680). P. 358.

Далее везде термины "ориентализирующее искусство" и " (художественное) ремесло ориентализирующего стиля" используются как синонимы.

Ср.: Н. М. Никулина. Культурно-исторические контакты Средиземноморья и Передней Азии в 1 тысячелетии до н. э. Древний Восток и Греческая цивилизация. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. : Ин-т востоковедения РАН, 1998. С. 15 ("это и произведения монументальной живописи").

Ориентализирующее искусство было закономерным явлением архаической культуры.8 Многие мотивы, характерные для его иконографии, навсегда сохранились в репертуаре греческих художников.9

На этом этапе развития был подготовлен расцвет изобразительного

10 искусства зрелой архаики. Эта эпоха - первая в истории греческого искусства, к которой "фактически применим нормальный исто-рико-художественный подход: ведь художники традиционно формируют свои изобразительные концепции не наблюдая натуру, но копируя 11 произведения других художников".

OB ИЗУЧЕНИИ ГРЕЧЕСКОГО ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО ИСКУССТВА

Явление ориентализации греческой культуры и художественное ремесло ориентализирующего стиля привлекает к себе внимание спе

12 циалистов уже более двухсот лет.

Во второй половине 19 и в 20 в. археологические исследования были предприняты на большей части той территории, где в рассматриваемое время располагались греческие города со святилищами и некрополями, и куда были выведены колонии и фактории. Среди них особое значение имели раскопки в таких центрах как: Афины, Фивы, Коринф, Аргос, Спарта, Олимпия, Дельфы; на островах Эгейского моря (Эгине, Родосе, Хиосе, Самосе, Фере, Косе, Фасосе); на Кипре и Крите; в Малой Азии (в Милете, Эфесе, Клазоменах, Фокее, Питанах, Ларисе, Старой

8 -Ср., напротив: В. М. ПОЛЕВОЙ. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время.

М. : Советский художник, 1984. С. 110-112 (раздел "Истории движенье непрямое". )

См., например: I. EDLUND. "Meaningful or Meaningless? Animal Symbolism in Greek Vase Painting". // MededRom 42 (1980). P. 31-35.

J. D. beazley. // САН. Vol. IV. Ch. XVI, Ш. P. 582-583.

11 BENSON 1970. P. 4ff, 78.

12

См. обзоры литературы, например: R. D. Barnett. "Ancient Oriental Influences on Archaic Greece". // The Aegean and the Near East. / Studies pres. H. Goldberg; ed. by S. Weinberg. Locust Valley (N. Y. ): Augustin 1956. P. 224-225. В. П. яйленко. Архаическая Греция и Ближний Восток. M.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1990. С. 119-122.

Смирне, Сардах) ; в Сирии (в Аль-Мине, Телль-Сукасе, Мерсине); в Северной Африке (в Навкратисе, Кирене, Телль-Дафне); в Западном Средиземноморье (в Тарсе, Катане, Сибарисе, Селинунте, Марса-лии), а также в Причерноморье (в Истрии, Березани-Ольвии и на Боспоре). Из этих центров происходит основная часть известных сейчас памятников ориентализирующего стиля.

Одновременно развивались исследовательские подходы к этому материалу; особое значение имело здесь распространение методов стилистического анализа, разработанных X. Пэйном и Дж. Бизли (с 1940-х гг. - в применении к расписной керамике, а с 1960-х гг. -к самым разным группам памятников).

В результате, усилиями многих исследователей удалось наметить общую картину ориентализации греческой культуры и получить определенное представление о важнейших этапах развития, хронологии, об основных группах памятников и центрах ориентализирующего искусства.

О современном состоянии исследований в этой области в первую очередь свидетельствуют труды таких авторов как Дж. Борд

13 14 15 16 17 ман, Р. М. Кук, Э. Акургал, Дж. Кольстрим, Э. Эмикс. Самым значительным влиянием пользуются сейчас также концепции

13

Прежде всего: J. boardman. The Greeks Overseas. The Archaeology of their Early Colonies and Trade. Harmondsworth: Penguin Books, last ed. 1988.

ID. Pre-Classical Style and Civilisation. Harmondsworth-Baltimor: Penguin Books, 1967.

14

Прежде всего: R. M. cook. Greek Painted Pottery. L. : Methuen, 1960.

R. M. Cook, P. Dupont. East Greek Pottery. L. -N. Y. : Routlege Press, 1998.

15

Прежде всего: E. AKURGAL. Orient undOkzident. Baden-Baden: 1966.

Id. Alt-Smyrna. Ankara: Tiirk Tarih Kurumu Basimevi, 1983. Band 1. 1 6

Прежде всего: COLDSTREAM 1979.

17

Прежде всего: D. A. AMYX. Corinthian Vase-painting of the Archaic Period. Berkley (Calif. ): University of California Press, 1988. (Studies in the History of Art 25)

18 19 20 21 22

X. Пэйна, Э. Кунце, Р. Барнета, П. Демарня, Дж. Кука. В современной отечественной историографии фундаментальное значение

23 24 25 имеют работы С. П. Борисковской, Л. В. Копейкиной, В. П. Яйленко,

26

Н. М. Никулиной. Важные вопросы истории ориентализирующего

27 28 искусства исследовали Ю. А. Савельев, Н. А. Сидорова, М. Ю.

29

Трейстер.

Набор сюжетов, характерный облик фигур, их соответствие определенным прототипам - это важнейшие признаки, которые позволяют датировать памятники и определить центр их производства. Поэтому вопрос об иконографии всегда рассматривается при исследовании той или иной группы изделий греческого ремесла ориентализирующего стиля. Свод иконографии коринфской

18

Прежде всего: Н. payne. Necrocorinthia. A Study of Corinthian Art in the Archaic Period. Oxford:

Clarendon Press, 1931.

19 i Прежде всего: E. KUNZE. Kretische Bronzereliefs. Stuttgart: 1931. ID. Archaische Schildbänder.

Berlin: DAI, 1950. (OF П)

20

Прежде всего: Barnett 1956.

21

Прежде всего: P. demargne. Die Geburt der griechischen Kunst. München:, 1965 (1975). Прежде всего: J. M. cook. The Greeks in Ionia and the East. N. Y. : Prager Press, 1963. (Ancient Peoples and Places 31)

Прежде всего: С. П. БОРИСКОВСКАЯ. Расписная керамика архаического Коринфа, ее художественное и историческое значение. / Диссертации на соискание звания кандидата исторических наук. JI.: ИИМК, 1966.

24 Прежде всего: Копейкина 1971.

25

Прежде всего: ЯЙЛЕНКО 1990.

Прежде всего: н. М. никулина. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. По материалам глиптики 5 - 6 вв. до н. э. М. : Искусство, 1994. (Из истории мирового искусства). ID. Культурно--f исторические контакты Средиземноморья и Передней Азии в 1 тысячелетии до н. э. Древний

Восток и Греческая цивилизация. / Диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. : Ин-т востоковедения РАН, 1998. 1998.

27

Прежде всего: Ю. А. САВЕЛЬЕВ. "Кипрская керамика конца П - первой половины I тысячелетия до н. э. " // CA. 1965:4. С. 27-39. ID. Культура Кипра конца П - первой половины I тысячелетия до н. э. / Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. М. : 1966.

28

Прежде всего: Н. А. СИДОРОВА. "Архаическая керамика из Пантикапея". // МИА 103 (1962). С.

94-148. 29

Прежде всего: М. YU. TREISTER. "North Syrian Metalworkers in Archaic Greek Settlements?" // OJA 14:2 (1995). P. 159-178. M. Ю. ТРЕЙСТЕР. "Ионийские ремесленники - скифам". // ВДИ 1998:4. С. 130-141. вазописи, в том числе ее ориентализирующих мотивов, который мож

30 но найти у X. Пэйна (1931), дополнен Э. Эмиксом (1988). В отношении ионийской вазописи ориентализирующего стиля сохраняет

31 свое значение обзор иконографии у В. Ширинга (1957). Отметим

ОО ОО ОА работы Д. Оли (1953), Б. Швайцера (1969) , Р. Кука (1981), в которых особое внимание уделено иконографии, характерной для по гребальных предметов ориентализирующего стиля. А также - труды

35 36

Е. Шпартц (1962) , Дж. Бенсона (1970) , Э. Вермёль и В. Карагеор

37 гиса (1982), в которых раскрыты микенские источники некоторых изображений такого рода.

О ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ В ОРИЕНТАЛШИРУЮЩЕМ ИСКУССТВЕ

Существует также ряд исследований, специально посвященных содержанию изображений ориентализирующего стиля: работы У.-М.

ЧЯ ЗД 4(1

Люкс (1962), К. Кристу (1968), Ф. Хёльшера (1972) , ifl

Payne 1931. Amyx 1987. Vol. D. P. 617-674.

31

W. schiering. Werkstätten orientalisierenden Keramik auf Rhodos. / DAI. Berlin: Mann Verlag, 1957.

32 D. OHLY. Griechische Goldbleche des 8. Jhd. v. Chr. / DAI. Berlin: Mann Verlag, 1953.

33

B. schweitzer. Die geometrische Kunst Griechenlands. Frühe Formenwelt im Zeitalter Homers. Köln: DuMont Verlag, 1969.

34

R. M. COOK. Clasomenian Sarcohpagi. Mainz: Zabern Verlag, 1981. (non vidi)

35

E. SPARTZ. Das Wappenbild des Herrn und Herrin der Tiere in der minoisch-mykenischen Kunst. / Inaugural Dissertation. Münich: 1962.

36 BENSON 1970.

37 e. Vermeule, V. karageorghis. Mycenaean Pictorial Vase-Painting. Cambridge-l.: Harvard University Press, 1982.

U. -M. LUX. Beiträge zur Darstellung des "Herrn der Tiere" im griechischen, etruskischen und römischen Bereich von 8. Jhd. an. / Inaugural Dissertation. Bonn: 1962.

C. CHRISTOU. Potnia Theron: Eine Untersuchung über Ursprung, Erscheinungsformen und Wandlungen der Gestalt einer Gottheit. / Inaugural Dissertation. Bonn: 1959 (publ. Thessaloniki: 1968).

40

F. HOLSCHER. Die Bedeutung archaischer Tierkampfbilder. Würzburg: Triltsch Verlag, 1972. (Beiträge zur Archäologie 5)

41 42 44

А. Фермума (1977), П. Мюллера (1978), П. Ислера (1978), П. Бломе

44 45

1980), Е. Кирхнер (1987), Г. Марко (1987), Е. Хофштеттер

47 48

1990), Дж. Бенсона (1995). Эти сочинения показывают, что понятие символического и мифологического содержания применимо к ориентализирующим мотивам, хотя это, в основном, изображения животных .

К ориентализирующему искусству часто применяют понятие "звериный стиль", "стиль звериных фризов". 1 При этом зверей, изображения которых встречаются в ориентализирующих памятниках, можно найти и в греческих мифах. Несомненно, в архаическое время продолжали жить элементы самой древней мифологической картины мира, в которой звери и их иерархия отражали "модель жизни чело

49 веческого общества и природы".

Очевидно, эта мифология сохранялась, прежде всего, в устных преданиях, в древнем фольклоре. В то же время, именно из этого источника черпали свои образы мастера всех видов архаического

41

A. fermum. Der Panther in der frühen griechischen Vasenmalerei, seine Herkunft und Entwicklung. / Inaugural Dissertation. Freiburg: 1977.

P. müller. Löwen und Mischwesen in der archaischen griechischen Kunst. Eine Untersuchung über ihre Bedeutung. / Inaugural Dissertation. Zürich: Juris Verlag 1978.

43 P. isler. "The Meaning of the Animal Frieze in Archaic Greek Art". // Num. Ant. CI., 1978.

44

P. blome. Die figürliche Bildwelt Kretas in der geometrischen und früharchaischen Periode. Mainz am Rhein: Zabern Verlag, 1982.

45 E. kirchner. "Zum Bildprogramm Klasomenischer Sarkophage". // Jdl 102 (1987). P.

Д6

G. MARKOE. "The Lion Attack' in Archaic Greek Art: Heroic Triumph". II CA 8 (1987). P. 85-115. e. hofstetter. Sirenen im archaischen und klassischen Griechenland. Würzburg: Triltsch Verlag,

1990. (Beiträge zur Archäologie 19)

48

J. L. BENSON. "Human Figures, the Ajax Painter and Narrative Scenes in Earlier Corinthian Vase Painting" UAH. P. 335-362.

1 Римскими цифрами обозначены ссылки на примечания, расположенные после "Заключения". ач-

B. Н. Топоров. // МНМ. Т. I. С. 440,448. профессионального искусства. 50 Чтобы передать характеры и сюжеты мифов, ремесленники и поэты того времени использовали традиционные, общепринятые,' а потому всем понятные формы выражения. 51

При этом в архаической поэзии сохранялись обороты и образы еще микенской эпохи; некоторые из них, очевидно, были восточного происхождения. 52 Также и некоторые мифы о животных и чудовищах в раннем греческом эпосе и лирике сходны с малоазийскими, финикийскими и вавилонскими; мифы этих народов греки заимствовали и

53 во 2 тысячелетии, и позже.

50

См., например: PH. BRIZE. Die Gerioneis des Stesichoros und die frühe griechische Kunst. Würzburg: Triltsch Verlag, 1980 (Beiträge zur Archaeologie 12). VERMEULE, KARAGEORGHIS 1982. Зайцев 1990 . С. 401-403. SPARKES 1991. P. 63 (до последней трети 6 в. греческие художники не заимствовали свои сюжеты из эпоса, а предпочитали знакомые, вероятно, с детства народные сказки). benson 1995. зайцев 2000. С. 205.

51

Об отборе мотивов и общепринятых условностях в мифологических изображениях: С. robert. Archaeologische Hermeneutik. Anleitung zur Deutung klassischer Bildwerke. Berlin: Weind-mannsche Buchhandlung, 1919. Ph. brize 1980. См. также: G. ahlberg-cornel. Myth and Epos in Early Greek Art Representation and Interpretation. Jonsered: Aström Verlag, 1992. (SIMA 100) T. H. carpenter. Art and Myth in Ancient Greece. / a handbook. l. : Tames and Hudson, 1994 (1991). sparkes 1991. P. 62-63. benson 1995.

О "штампах" в эпосе: И. И. толстой. Аэды: античные творцы и носители древнего эпоса. / ОЛЯ АН СССР. М. : Изд-во АН СССР, 1958. С. 11-13. Иванов 1977. С. 22. зайцев 19901. С. 401. Б. Н. путилов. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика. / РАН МАЭ им. Петра Великого. М. : Изд. фирма "Восточная литература", 1997. (Исследования по фольклору и мифологии Востока)

Об использовании приемов эпоса в лирике: Л. Б. поплавская. "Миф и культ в легенде об Архилохе". // РГЛ. с. 100. М. Н. славятинская. "Становление языковых ценностей ранней греческой лирики (к постановке проблемы)". // Ibid. С. 240-143.

Ср. о поэтике "общего места" в греческой литературе: С. С. АВЕРИНЦЕВ. "Древнегреческая поэтика и мировая литература". // Поэтика древнегреческой литературы. / Сб. ст., ред. С. С. Аверинцев; ИМЛ им. Горького АН СССР. М. : Наука, 1981. С. 3-15.

52 М. L. West. "The Rise of the Greek Epic". // JHS 58 (1988). P. 151-172.

Ср. : иванов 1977. С. 23 (греческий эпос - "эпилог всей предшествующей древневосточной литературы").

G. S. kirk. Myth: Its Meaning and Functions in Ancient and Other Cultures. / Reprinted. Berkley-Los Angeles: Cambridge University Press, 1975. (Sather Classical Lectures 40). P. 219-220,223-226. Barnett 1956. Th. Webster. From Mycenae to Homer. London: Methuen, 1958. e. O. James. The Tree of Life. An Archaeological Study. Leiden: Brill Verlag, 1966. P. 120-121. M. astour. Helleno-semitica. An Ethnic and Cultural Study in West Semitic Impact on Mycenaean Greece. 1 Frw. by С. H. Gordon. Leiden: Brill, 1967. Вяч. ВС. иванов. "Древняя литература Малой Азии". // ДЛМА. С. 532. ID. "Древнегреческая культура и наследие Древнего Востока". // ДКЕАЦ. С. 54-55. murray 1982. S. 11-113. яйленко 1990. С. 191.

Литературные памятники архаики, как и произведения ориента-лизирующего изобразительного искусства, представляют восточные звериные образы в греческом мифологическом контексте. Это позволяет, по крайней мере в отдельных случаях, положительно ответить на "неразрешимый вопрос, который все же не может остаться незаданным: сознавали ли греки содержание и значение восточных. . . фигур, богов и священных животных", когда использовали их изо

54 бражения для своих религиозных нужд? Можно не сомневаться, что со многими звериными мотивами, входящими в ориентализирующую иконографию, у греков в 8 - 6 вв. были связаны определенные ми

55 фологические характеры и культовые легенды.

Известно, что невозможно дать такого определения понятия "миф", которое удовлетворяло бы потребностям всех научных дисциплин, которые его изучают. Однако, более чем столетний опыт современных теоретических исследований классической античной мифологии позволяет утверждать, что миф

1) отражает определенные, исторически сложившиеся формы значимых для общества представлений о том или ином явлении при

56 роды и о человеке.

2) представляет собой неотъемлемую часть (источник,

54 U. Jantzen. // Samos УШ. S. 92.

55

А. Ф. лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М. : Учпедгиз, 1957. В. goldman. "The Development of the Lion-Griffin". // AJA 64 (1960). P. 320. Тахо-Годи 1989. С. 28-30.

Никулина 1994. С. 18-19. Никулина 1998. С. 15.

56

Ф. X. кессиди. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М. : Мысль, 1972. с.39. Из истории символических теорий мифа, см. прежде всего:

Kirk. F. Graf. "Die Entstehung des Mythosbegriffs bei Christian Gottlob Heyne". // Mythos in mythenloser Gesselschaft./ Hrsg. von F. Graff. München: 1984. S.284-294. лосев 1957. E. В. мелетинский. Поэтика мифа. M., 1976.

57 модель, продукт) всех видов духовной деятельности древних.

Иными словами, молено сказать, что каждый отдельный миф -« 58 это особая, ясная и важная содержательная структура, представление о которой передается от человека к человеку (и хранится в памяти общества) посредством образов, создаваемых всеми видами творчества - ритуального, словесного (цивос; - "слово") и изобразительного .

Такой подход к определению слова "миф" позволяет изучать иконографию ориентализирующего искусства как систему, а также делает ее доступным и важным источником представлений о мифологии архаической Греции. Мифология смерти и возрождения, мифы о смерти и бессмертии - это неотъемлемая часть всякой древней ми-59 фологии, в том числе греческой мифологии эпохи архаики. (См. Главу 2).

Из истории теоретических исследований функций мифа: J. Е. HARRISON. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge: 1903.

J. G. FRAZER. The golden Bough. L.: [1890 - 1923] (здесь использовано: Д. Д. ФРЭЗЕР Золотая ветвь: Исследование магии и религии. / Пер. с англ. издания 1923 г. 2-е изд. М. : Политиздат, 1983.)

M. ELIADE. Le mythe de l'éternel retour. Archétypes et répétition. Paris: Gallimard, 1948. ID. Traité d'histoire des Religions. Paris: Payot, 1949. (здесь использовано: M. Элиаде. Трактат по истории религий./ Пер.с фр. АЛ.Васильева. Т.1-2. СПб.: "Алетейя", 1999. (Миф, религия, культура)) с. LEVI-STRAUSS.Mythologiques. Paris: 1964-1971. Vol. 1 - 4 (Здесь использовано: К. леви-строс Мифологики./ Пер. с франц. В 4 т.] М. - СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000.)

W. BURKERT. Structure and History in Greek Mythology and Ritual. Berkley - Los Angeles - L.: University of California Press, 1979. (Sather Classical Lectures 47) См. также: а. Ф лосев. Диалектика мифа. M.:, 1930.

58 Ср.: ЛЕВИ-СТРОС

59

Э. КАССИРЕР. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Глава "Миф и религия". // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М. : Канон+, 1998. (История философии в памятниках). С. 396-405.

См. также: В. Я. Петрухин. // МНМ. T. I. С. 452-456.

Ю. В. АНДРЕЕВ. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (Ш - начало I тысячелетия до н. э. ). СПб.: "Дмитрий Буланин", 2002. С. 401.

О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить характерную для греческого изобразительного искусства ориентали-зирующего стиля иконографию мифов о смерти и возрождении. Для этого следует решить следующие задачи:

1) рассмотреть исторические предпосылки и источники формирования иконографии изобразительного искусства ориентализирующего стиля;

2) представить основные мифы о смерти и возрождении, которые были характерны для архаической культуры;

3) выделить мотивы изобразительного искусства ориентализирующего стиля, которые связаны с этими мифами.

О МЕТОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мифы о смерти людей и богов, о загробном мире, о существовании части человеческого существа после смерти составляли центральное звено многих античных культов. В первую очередь - культов, связанных с почитанием хтонических богов и погребением мертвых. Среди предметов, предназначенных для них, прежде всего следует искать интересующие нас символические изображения.

От Темных веков, и геометрического периода, а также 7в. имеется больше свидетельств о том, как хоронили, чем о любом 60 е другом виде человеческой деятельности . А это было как раз то время, когда складывался ориентализирующий художественный репертуар. Значительная часть произведений раннего греческого ремесfin

R. OSBORN. "A Crisis in Archaeologycal History? The 7th Century В. C. in Attica. " // BSA 84 (1989). P. 299. ла, которые дошли до нас, это - похоронные принадлежности. Некоторые из них так и были созданы. Например, украшения из хрупкой золотой фольги, 11 или орнаментированные стелы и саркофаги, или большие погребальные вазы. 111 Изобразительные мотивы на таких предметах, безусловно, должны были отражать образы мифов о смерти и потустороннем мире.

Трудно бывает оценить, насколько связаны с мифами о смерти и возрождении изображения на предметах ориентализирующего стиля, имевших бытовое назначение (сосудах, применявшихся в жизни украшениях и т.п.), которые тоже помещали в могилы. Однако, нужно

62 помнить, что, по-видимому, и в греческой культуре в целом, и в

63 греческом восприятии ремесленных изделии отсутствовало разделение на профанную (бытовую) и сакральную (культовую, погребальную) сферы. Кроме того, набор мотивов в раннем греческом искусст

64 ве был ограничен. Каждая "иконографическая формула приобретала определенное значение [только] в определенном контексте".65 Погребальный или культовый контекст

R1

J. HURWIT. Цит. по: R. R. HOLLOWAY. Review: J. Hurwit. The Art and the Culture of Early Greece, 1100-480 В. C. Cornell: 1985. // AJA 90 (1986). P. 486-487 (большинство дошедших до нас ранне-греческих изображений, вероятно, были наделены апоторопеическими или погребальными функциями). G. AHLBERG. Prothesis and Ekphora in Greek Geometric Art. Stockholm: Aström, 1971. (SIMA 32) P. 141 (геометрическое искусство имеет "фундаментально погребальный характер"). WHITLEY 1994. Р. 223. Ср. также: COLDSTREAM 1979. Р. 186 (в Аттике и Арголиде геометрический стиль можно рассматривать прежде всего на примере больших погребальных ваз).

J. N. BREMMER. Greek religion. Oxford: Oxford University Press, 1994. (Greece and Rome. New surveys in the classics 24) P. 2 ("религия была так интегрирована в жизнь греков, что у них не было даже специального наименования для нее. понятие "атеистический" не известно до 5 в. до н. э., но даже тогда оно означает только отсутствие у человека определенного отношения к божеству").

I. SCHEIBLER. Griechische Töpferkunst: Herstellung, Handel und Gebrauch der antiken Tongefasse. München: Beck, 1983. (Beck's Archäologische Bibliothek) S. 558,178. AHLBERG 1992. P. 21 (изделия геометрических художников оставались в жилищах, пока, в большинстве случаев их не использовали в качестве погребальных даров). См. также: ST. R. HAUSER. // DNP. Bd. 13. S. 214 (о проблеме подобной интерпретации археологических памятников).

64 AHLBERG 1971. J. D. BEAZLEY. The Development of Attic Black-Figure. / Ed. by D. von Bothmer and M. B. Moore. Berkley-Los Angeles-L. : University of California Press, 1986.

65

AHLBERG 1971. P. 261.1. MENNENGA. Untersuchung zur Komposition und Deutung homerischer Zwei-kampfszmen in der griechischen Vasenmalerei. / In. Diss. Berlin: Freie Universität Berlin, 1976. S. 129-130. придавал формулам ориентализирующего искусства соответствующий смысл. Разные типы изображений (борьба или охота зверей, фигура водяной птицы или фриз с миксантропическими существами) находили особые точки соприкосновения с мифами о смерти и возрождении че

66 ловека или божества.

Письменных и эпиграфических источников от эпохи ориентали

67 „ зирующего стиля осталось очень немного. Поэтому для понимания изучаемых мотивов особое значение имеет анализ их собственных выразительных возможностей - символики художественных форм, условных приемов изображения (атрибутов, значимого сопоставления персонажей, характера композиций и т. п.).

Решающее значение для развития этого метода имели труды К. Роберта и его концепция "иероглифической формы" как основы выра

68 „ зительнои системы архаического искусства. Кроме того, крупнейший вклад в исследование символики художественной формы в античном искусстве внес К. Шефолд. В трудах, посвященных этим проблемам, Шефолд последовательно раскрыл, насколько духовная культура древнегреческого общества, его верования и мифы, были отражены в памятниках изобразительного искусства.69

Безусловно, интерпретируя символическое содержание художественных форм, мы сможем назвать только весьма общие "смысловые

66 К. KÜBLER. // Kerameikos VI,. S. 152.

См. также Главу 2.

67

Ср.: COLDSTREAM 1979. Р. 17,18 (до 5 в. греки не вели систематических записей, многое ю важнейших событий 7 и 6 вв. стало известно благодаря Геродоту и более поздним историкам, особенно -Страбону, Плутарху и Павсанию). BOARDMAN 1988. Р. 11. OSBORN 1989. Р. 313 (даже в истории Аттики 7 в. мы имеем дело в целом "с предположениями - как античными, так и современными"). Р. Е. BLOMBERG. Оп Corinthian Iconography. The Bridled Winged Horse and the Helmeted Female Head in the 6th Century ВС. Uppsala: 1996. (Acta Universitatis Upsaliensis. Boreas 25) P. 13 (культура Коринфа и в 6 в. плохо освещена тогдашними эпиграфическими и иными письменными источниками).

CQ

Прежде всего: ROBERT 1919.

69

Прежде всего: К. SCHEFOLD. Griechische Kunst als religiöses Phenomen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Verlag, 1961. ID. Der religiöse Gehalt der antiken Kunst und die Offenbarung. / Unter Mitarbeit von M. T. Jenny. Mainz am Rhein: Zabern Verlag, 1998. (Kulturgeschichte der antiken Welt 78) категории". В нашем исследовании это будут основные типы образов и сюжетов, в которых отражены мифы о смерти и возрождении. Однако, это очень важно, потому что речь идет о мифологическом содержании художественных памятников очень раннего времени, не имеющего достаточного количества письменных источников.

О СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМЕ ДИС СЕРТАЦИИ

За "Введением" следует основная часть диссертации. Она состоит из пяти глав. Первая глава посвящена истории формирования греческой ориентализирующей иконографии. Вторая - основным мифам о смерти и возрождении, распространенным у архаических греков. В третьей главе рассматриваются связанные с этими мифами мотивы, происходящие из геометрической иконографии. Четвертая и пятая главы посвящены звериным и антропоморфным мотивам ориентализи-рующего стиля такого же рода. Затем следуют Заключение, Примечания, список "Библиография и сокращения" и список иллюстраций, а также два приложения (хронологические таблицы и алфавитно-предметный указатель). Объем диссертации - 169 страниц; альбом иллюстраций - 53 таблицы.

О МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основную часть исследованных в диссертации материалов составляют изображения на памятниках ориентализирующего стиля из собрания Государственного Эрмитажа. Эти памятники в большинстве своем сейчас опубликованы. Благодаря трудам, прежде

70 Вьоме 1982. Б. 108. всего, таких авторов как В. М. Скуднова, JI. И. Копейкина, С. П. Борисковская, Ю. И. Ильина в основном рассмотрены вопросы их атрибуции и датировки. Многие исследователи обращались к этим предметам как к свидетельствам по истории Северного Причерноморья и шире - по истории торгово-экономических, политических, культурных контактов народов Восточного Средиземноморья в архаический период. Теперь, когда уже многие культурно-исторические аспекты, связанные с памятниками ориентализирующего стиля, принадлежащими Эрмитажу, ясны, это дает возможность обратиться к ним как к источнику по мифологии архаической эпохи.

Изделия греческого художественного ремесла ориентализирующего стиля поступали в музей из разных коллекций и из исследованных античных центров Северного Причерноморья. Среди найденного в Северном Причерноморье преобладают расписные вазы и фрагменты ваз. Для нас важно, что многие из них происходят из некрополей. В бе-резанской коллекции есть произведения ионийской вазописи (по

71 следней четверти 7 - начала б в. ) . Там же найдены клазомен-ские вазы групп Тюбинген, Книпович и Энманн (второй половины 6 72 в. ) . Из архаического некрополя Березани происходит группа коринфских ваз с росписями ориентализирующего стиля (в том числе,

73 второй - третьей четверти б в. ) . В архаическом некрополе Ольвии найден ряд интересных для нас (в силу характерной иконографии) расписных ваз и фрагментов клазоменского

71 копейкина 1971. С. 5, 72-73. ID. "Родосско-ионийская керамика VII в. до н. э. с острова Бере-зань и ее значение для изучения раннего этапа существования поселения". // Художественные изделия античных мастеров. / Сб. статей; ГЭ, ОАМ. Л.: Искусство, 1982. С. 6-35. Ю. И. ильина. "Хиосская керамика конца VII - начала VI века до н. э. их раскопок на острове Березань". // ТГЭ 27 (1997). С. 3-16.

JI. И. КОПЕЙКИНА. "Развитие чернофигурного стиля в клазоменской керамике". // Из истории Северного Причерноморья в античную эпоху. / Ред. К. С. Горбунова. JI., 1979.

73 БОРИСКОВСКАЯ 19661. С. 232-233. стиля и стиля Фикеллюра (третьей четверти б в. ) . 74 Из других центров Северного Причерноморья также поступило большое число расписных ваз и вазовых фрагментов, в том числе и такие значительные памятники как, например, ойнохоя из кургана Темир-гора.

Существенную часть собрания составляют предметы из частных коллекций. Таковы протокоринфские и большая часть коринфских ваз; они дают представление о развитии ориентализирующей иконографии Коринфа - важнейшего художественного центра ориентализи

76 рующего искусства. Так же были приобретены ионийские фрагменты ваз с острова Калюмнос;77 это редкие ранние образцы, которые расширяют современные представления о процессе развития вазописи

78 ориентализирующего стиля в Ионии в середине 7 в. Отметим и такие памятники, как золотая тисненая диадема из коллекции А. И. Нелидова или коринфский кратер из коллекции М.П. Боткина. Это -изделия высокого художественного качества; они отличаются развернутой иконографией, непосредственно связанной с погребальными мифами; эти памятники показывают, какой характер носила изучаемая иконография на разных этапах истории ориентализирующего искусства .

Важной частью исследуемого здесь материала являются изделия художественного ремесла ориентализирующего стиля, опубликованные в обзорах и каталогах разных коллекций, в отчетах

74

В. М. СКУДНОВА. Архаический некрополь Ольвии. Публикация одной коллекции. / Под ред. С. П. Борисковской. Л. : Искусство, 1988. С. 11-14.

Л. В. копейкина. "Расписная родосско-ионийская ойнохоя из кургана Темир-Гора". // ВДИ 1972:1. С. 147-158.

76 борисковская 19661. с. 14-15.

77

Л. В. копейкина. "Фрагменты родосско-ионийской керамики с острова Колюмнос". // СГЭ 37 (1973). С. 36-39. 8 Cook, Dupont, p. о раскопках. Среди специальных исследований по иконографии особое место принадлежит соответствующим статьям из "Иконографиче

79 ского словаря классической мифологии". Аналогии и аналитические сопоставления с представленным в этих изданиях материалом позволяет вернее оценить иконографические типы, которые встреча ются в произведениях художественного ремесла ориентализирующего стиля из собрания Эрмитажа.

79

Lexicon iconographicum mythologiae classicae. Zürich-München: Artemis, 1988 -.

Автор хотел бы выразить самую глубокую признательность - за внимание и снисхождение, за многие доброжелательные советы и за саму возможность познакомиться с коллекциями Отдела Античного мира - его заведующим Софии Павловне Борисковской и Юрию Прокофьевичу Калашнику, а также всем хранителям и сотрудникам отдела.

В качестве первого научного руководителя, кандидат исторических наук СЛ. Борисковская помогла начать это исследование и выбрать его тему, поддерживала и опекала в течение двух с половиной лет. А затем работа была завершена во многом благодаря руководству, содействию и сочувствию кандидата искусствоведения Людмилы Ивановны Давыдовой. Такой же искренней и нежной благ одарностью автор навсегда обязан своему постоянному научному руководителю в годы обучения в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Ренина доктору искусствоведения В и р к о Борисов н е Б л э к. а также заведующему аспирантурой Государственного Эрмитажа доктору исторических наук Борису Викторовичу Сапунову, и всем тем, чье внимание, заботы и неоценимая помощь сделали возможной подготовку этой диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Букина, Анастасия Геннадьевна

Таковы, вероятно, были основные закономерности развития греческой ориентализирующей иконографии мифов о смерти и возрождении. Проследив их, мы можем сформулировать следующие ВЫВОДЫ:

1) В греческом искусстве ориентализирующего стиля существовали мотивы, связанные с мифами о смерти и возрождении. Как показывает их интерпретация, эта мифология устанавливала подобие между смертью и рождением человека и циклическим распадом и восстановлением всего в органической природе. Иными словами, это была именно мифология смерти и посмертного возрождения.

2) Подобные мифы роднили религию греков с религиями других земледельческих народов. Это - одно из тех общих явлений культуры, которые позволяют представлять античную средиземноморскую цивилизацию (с ее Востоком и Западом) как целое.

3) Один из феноменов, порожденных этой общностью - само искусство ориентализирующего стиля. Его историю следует изучать как наиболее характерный процесс развития архаической культуры. Необходимо сознавать, как близки были в этот период принципы греческого и ближневосточного художественного мастерства, а, с другой стороны - как творчески греки интерпретировали восточные образцы, опираясь при этом на собственные древнейшие художественные и символические традиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Греческое искусство ориентализирующего стиля - одно из самых характерных явлений греческой Архаики. Оно было частью духовной культуры своего времени. Ориентализирующее искусство неотделимо от религии, мифологии, фольклора и поэзии греков второй половины 8 - первой половины б в. Особая ценность художественных памятников ориентализирующего стиля состоит в том, что они сохранились значительно полнее, чем памятники всех других видов духовной деятельности той поры. Часто изделия изобразительного искусства - единственные свидетельства существования того или иного аспекта греческой культуры эпохи развития ориентализирующего стиля.

В истории ориентализирующего искусства Греции можно выделить два крупных этапа. Они различаются хронологически, отчасти - территориально и с точки зрения источников восточной иконографии, а в результате - стилистически.

Первый этап охватывает конец 8 и первую половину 7 в. Ориентализирующее искусство развивалось тогда в Балканской Греции и на островах Эгейского моря (в Аттике, Коринфе, Спарте, в художественно едином районе, охватывавшем Беотию, Эвбею и Киклады, а также - на Крите и Кипре). Важнейшим источником восточных мотивов для мастеров Греции (насколько позволяют судить сохранившиеся до наших дней памятники) служили изделия торевтики и резной кости из Северной Сирии и Леванта (а были, вероятно, и предметы из нестойких, утраченных теперь материалов). С северо-сирийскими изделиями пришли многие мотивы хеттского происхождения; с финикийскими - также месопотамские и египетские. С середины 8 в. приемы изображения и мотивы, созданные в подражание им, стали распространяться в греческой торевтике, резьбе по кости и дереву, а позже - еще и в глиптике, в рельефной и расписной керамике .

Приблизительно с середины 7 и до середины 6 в. основным центром ориентализирующего искусства в Греции оставался Коринф. Однако, в Ионии и на некоторых близлежащих островах Эгейского моря сложился собственный вариант ориентализирующего стиля. Одним из источников его иконографии было греческое ориентализирую-щее искусство. Другим - и это определило своеобразие иконографии и стиля ионийских памятников ориентализирующего стиля - послужили изделия художественного ремесла Анатолии и тех областей, с которыми греки торговали через Анатолию (Иран, Сирия, Левант). В 7 в. в художественном ремесле Ближнего Востока все больше сказывалось влияние ассирийских образцов. Близость к ассирийским прообразам можно заметить, начиная с середины 7 в., также и в мотивах греческой вазописи и торевтики.

Иконография искусства ориентализирующего стиля такова, что она позволяет применять к нему понятие "звериного стиля". Однако, исследование показывает, что звериные мотивы ориентализирующего искусства имели символический характер. Они отражали образы религиозных мифов (животные как атрибуты богов и символы природных процессов) и значимые социальные образы (лошадь, хищные животные как атрибуты героя-аристократа).

В архаической Греции существовали развитая мифология смерти и мифы о существовании после смерти. Образы ориентализирующего искусства передают важнейшие элементы этой мифологии. Набор мотивов в раннем греческом искусстве (в ориентализирующем, в том числе) был ограничен. Поэтому самые разные типы изображений имели свои точки соприкосновения с мифами о смерти и возрождении человека или божества.

Одна их часть - это древнейшие образы, распространенные еще и в микенском искусстве. Таковы, в первую очередь, лошадь, водяная птица, змея. Непосредственным источником для ориентализирую-щей иконографии в отношении этих мотивов была иконография геометрического искусства.

Другая часть мотивов, определенно, имела ближневосточные прообразы. В 8 - б вв. греки находили в отдельных восточных изобразительных типах пластический эквивалент для некоторых мотивов собственной фольклорно-мифологической традиции. Памятники архаической греческой поэзии и, в известной степени, позднейшей мифо-графии помогают яснее представить, для каких именно.

Так можно предположить, что традиционное восточное изображение героя, борющегося со львом, было соотнесено с образом греческого "сильного мертвого", героя. Далее, что изображения "Владычицы" и "Владыки зверей" были применены к распространенным в греческой религии образам хтонической богини - владычицы жизни и смерти - и ее регулярно умирающего спутника. В качестве эмблемы циклического взаимообмена жизни и смерти в природе были приняты изображения хищников, терзающих травоядных. Хищные звери (в первую очередь, лев) заняли в ориентализирующей иконографии место демонов смерти. То же самое, по-видимому, относится к таким "смешанным" существам, как сфинкс и сирена. Большинство этих образов уже существовали в греческом искусстве Бронзового века. Однако, с конца 8 в. они стали появляться вновь как заимствование с Востока. Это подтверждается специфическим развитием их иконографии: в целом ряде случаев заметна смена более ранних се-веро-сирийских прообразов этих мотивов более поздними ассирийскими .

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Букина, Анастасия Геннадьевна, 2004 год

1. Античная бронза 1973 Античная художественная бронза. Каталог выставки. Л.: ГЭ, 1973.

2. Болгов 1999 Болгов Н. Н. Античные письменные источники: Греция: Учебное пособие. Ч. 1-

3. Доддс ДОДДС Э. Р. Греки и иррациональное. Пер. М. Л. Хорькова. М. -СПб.: Московски философский фонд-Университетская книга-Культурная инициатива, 2

4. Древнее искусство Древнее искусство греческих островов Эгейского моря. Каталог выставки; Л. И. греческих островов Копейкина, А. К. Коровина, И. И. Саверкина, И. А. Сидорова, Е. Н. Ходза, И. Ялурис. Л.-М.: Г Э ГМИИ, 1981. ДЬЯКОНОВ И. М. "Греческая торговля с Восточным Средиземноморьем в VI в. дон. э. ".//ДКЕАЦ. 5-

5. Евзлин 1993 ЕВЗЛИН М Космогония и ритуал. Предисл. В. И. Топорова. М.: Радикс, 1993. ДЕМИРХАНЯН 1985

6. Коллекщм музея РАИК в Эрмитаже. Каталог выставки. ГЭ. СПб.: ГЭ, 1994. 50. 51. 52. КАЗАНСКИЙ 1985 КАССИРЕР 53. КЕССИДИ1972 54. КЛЕЙН 1998 55. КЛИНГЕР1911 56.

7. Нильссон НЕМИГОВСКИЙ НИКУЛИНА Н. М. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. По материалам глиптики 5 6 вв. до н. э. М.: Искусство, 1994. (Из истории мирового искусства) НИКУЛИНА Н. М. Культурно-исторические контакты Средиземноморья и Передней Азии в 1 тысячелетии до н. э. Древний Восток и Греческая цивилизация. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических нтс. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1

8. Нильссон М. Греческая народная религия. Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 1998. НЕМИГОВСКИЙ А. И. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение, 1987. 1987

9. СкудновА 1988 IOO.TAXO-Годи 1998 101. ТОКАРЧИК

10. Totenmahh-eliefs". BF 14(1972). S.128-163. FALSONE G. "Phoenicia as a Bronzeworking Centre in the Iron Age". BCWA. P.227250. FARNELL L.R. The Cults of the Greek States. Oxford: Clarendon Press, 1896 FARNELL DEPPERT-LIPPITZ 196. DiERICHS 1984 197. DiEHL 1964 198. EDLUND 1980 199. EFFENBERGER 1972 EFFENBERGER A. "Das Symposiomon der Seligen. Zum Entschtehung und Deutung der 200. 201. 202. FALSONE FARNELL FARNELL 1988 1896 1921 L.R. Greek Hero Cult and Ideas of Immortality. Oxford: 1921.

11. Fittschen K. Untersudiungen zum Begtnn der Sagendarstellungen bei den Griech«i. Berlin: Hessling Verlag, 1969. FONTEROSE J. OIOTI: The Myth of the Hunter and the Huntress. Barkley-Los Angeles-L.: University of CalifiMTiia Press, 1985. (LbiversityofCalifiiTuaPulkations. Classica] Studies) FRIIS JOHANSEN K. "Clasomenian Sarohagus Studies. The Earliest SarctJhagi". ActaArch 13(1942).P.l-64. FURTWANGLER A.E. "Heraion von Samos: Grabungen im SQdtemenos 1977, 12. Jahrhunderts. DAI. Berlin: DeGniyter Verlag, 1954. (Kerameikos. Ergebnisse der Ausgrabungen. Band V, 1.-

13. Teil) KUBLER K. Die Nekropole des spaten 8. bis fruhen

14. Jahrhunderts. DAI. Berlin: DeGniyter Verlag, 1959. (Kerameikos. Ergebnisse der Ausgrabungen. Band VI, 1.-

16. RoroE 290. ROLLEY 1983 291. RUCKERT1976 ROBERT C. Archaeologische Hermeneutik. Anieitung zur Deutung klassischer Bildwerke. Berlin: Weindmannsche Buchhandlung, 1919. ROHDE E. Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen.

18. Tubingen: Mohr Verlag, 1907. ROLLEY CI. Les bronzes grecs. Friburg: Office du Livre, 1983. RUCKERT A Fruhe Keramik Bootiens. Form und Decoration der Vasen des spatai 8. und jfruhen 7/ Jahrhunderts v. Chr. /MitEinl. Von K.SchefiM Bern: Francke Verlag, 1976. (

19. WfflTLEY 1988 WHITLEY WIESNER 1994 1938 "Early States and Hero Cults: A Re-Appraisal". JHS 58 (1988). P. 173-182. J. "The Monuments that stood before Marathon". AJA 98 (1994). P.213-230. WIESNER J. Grab und Jenseits. Untersuchungen im 3g9ischen Raum zur Bronzezeit und frOhen Eisenzeit. Berlin: 1938.

20. Аристотель. Метафизика. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. Ред. В.Ф. Асмус. М.: 1

21. Гигин. Мифы. ПерД1.0.То|хш1ловапоао&а.рея. ААТахо-Гоои. Изд.2-е, испр. СПб.: Алетейя, 20(Ю. Ггаиеровы гимны. Пф.Е.Рабинович. М.: Carte Blanche, 1

22. Овидий. Метаморфозы Овидий. Метаморфозы. Пер. Шервинскотх». М.: Эксмо-Пресс, 2000. (Антология мущюстн) Овидий. Гюиды. Овидий. Собрание сочинений. СПб.: 1

23. Овидий. Героиды Овидий. Наука любви Овидий. Наука любви. Там же

24. Книга Притчей Сагк»10нсжых Ветхий Завет Пер. и коммент. И. М. Дьяконова и др. М.: Росийский государственный гуманитарный университет, 1998. САФО. Фрагменты. Пер.В.В.Вересаева. Лира, лира священная. Вст.ст., комм. В.В.Вересаева, ст. Т.Рейнака. М.: Изд.дом Летопись-М, 2000. (Мир поэзии) СТЕСИХОР. Фрагменты. Пер. Н.Н. Казанского. Н.С.Гринбаум. "Новые папирусные тексты древнефеческой лирики (1962-1987)". РГЛ. 8-79. СтРАБОН. География. Пер. Г.А. Стратановского. М.: 1

25. Государство Плиний. Ест.ист. ПЛУТАРХ. Алкивиад ПЛУТАРХ. Клеомен ПЛУТАРХ. Демосфен Древние обычаи спартанцев ПЛУТАРХ. ПЛУТАРХ. Никий ПЛУТАРХ Застольные беседы ПЛУТАРХ Римские вопросы ПЛУТАРХ. Солон ПОРФИРИЙ. О пещере нимф Пс. Притч. САФО. Фрагм. СтясихоР. Фрагм. СТРАБОН ФВОКРИТ ФНОКРИТ. Идиллии. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпифаммы./ Пер. и комм. М.Е.Грабарь-Пассек. Репр. изд-я 1958 г. М.: Ладомир- Наука, 1

26. ФилострАТ. Ап. Тиан. ФЛАВИЙ ФИЛОСТРАТ. Жизнь Аполлония Тианского. Пер. Е.Г.Рабинович. Жизнь Аполлония Тианского. Подгот. Е.Г. Раби-нович. М.: Наука, 1985. (ЛП). 5-197. Чис. Книга Чисел. Ветхий Завет Пер. и коммент. И. М. Дьяконова и др. М.: Росийский государственный гуманитарный университет, 1998. ЭЛИАН ЭлИАН. О животных. Пер.М.Л.Гаспарова. Памятники позднеантичной научнохудожественной литературы. М.: Наука, 1968..

27. Античная поэзия в русских переводах 18-20 вв.: Б|й1шрвф|пвский)коа1егвх Cocr.EBLO»BCoaHRJbi Р А К а К ДБуивси, 199& От начала начал. Антология шумерской поэзии. Пф.,№мм.,сжварьВиКЛфа№а>9сй.СШ:1н1рТ1екрfxaceBocRMBQCHi, 1

28. Вестник февней истерии. Госудгфственный музей изобразительного искусства им.Пушкина Государственный музей истории религии Госуцарственный Эрмитаж Древние культуры Евразии и античная цивилизация. Краткие тезисы докладов научной конференции. ГЭ 10-13.05.1983. Л.: ГЭ, 1983 Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. Пер. и вст.ст. Вяч.Вс.Иванова. М.: Художественная литература, 1

29. Жизнь мифа в античности./ Матфиалы конференции "Виппфовские чтения 1985" (выл. 18); ГМИИ; ред. И.Е. Даниловой. М Советский художник, 1

30. Советская археология. Словарь античности./ Сост. Й.Ирмшер и Р.Йоне. Пер.с нем.под.ред.В.А.Ку1ищина. М.: Прогресс, 1989. СГЭ ТГЭ Сообщения Государственного Эрмитажа. Труды Государственного Эрмитажа ЛА ABV ActaArdi ActaSlA Archaeologischer Anzeiger. J. D. Beazley. Attic Black-figm-e Vase-painters. New York Hacker Art Books, 1

31. Acta Arhaeologica. ACTA INSTITUTIATHENIENSIS REONISVECIAE. AGAI AH Ancient Greek Art and Iconography./ Ed. by W.G.Moon. Madison (Wise.): University of Wisconsin Press, 1983. The Ages of Homer./ A Tribute to E.Vermeule. Ed.by J.B.Carter, S.P.Morris. Austin: UnivCTsity of

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.