Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Дашиева, Лидия Данииловна

  • Дашиева, Лидия Данииловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 268
Дашиева, Лидия Данииловна. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2007. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дашиева, Лидия Данииловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Круговой танец ехор в контексте этнокультурных фадиций бурят

1.1. Вопросы терминологии.

1.2. О происхождении кругового танца ехор.

1.3. Ехор в обрядовом и необрядовом контекстах.

1.4. Семантика и жанровая атрибутика.

ГЛАВА 2. Звуковысотно-ладовое строение напевов ехора

2.1. Общие вопросы.

2.2. Классификация ладозвукорядов в ехоре.

2.3. Ладозвукоряды в контексге принципа составности.

2.4. О взаимодействии ладовой функциональности и интонационности.

ГЛАВА 3. Ритмические структуры ехорных песен

3.1. Некоторые вопросы методологии.

3.2. О бурятском народном стихосложении.

3.3. Архитектоника бурятских ехорных песен.

3.4. Ритмико-синтаксическая организация припевов западно-бурятскою ехора.

3.5. Ритмико-синтаксическая организация восточнобурятского ехора.

3.6. Взаимосвязь звуковысотно-л адовой организации и ритмоформул.

3.7. О взаимодействия ритма и кинетики ехора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты»

Произведения традиционной музыки представляют собой уникальное явление не только как памятники духовной культуры, но и как яркие свидетельства истории, религии, этногенеза любого народа. В •жанровой системе традиционной музыки бурят важное место занимают произведения богатейшей песенно-танцевальной культуры, до сих пор активно функционирующие в народной жизни. Среди них большую популярность приобрел круговой танец едюр. Он по сей день отличается значительной сохранностью традиций, отражающихся в композиции, содержании, кинетике танца, семантике вербальных текстов ехорных песен и, прежде всего, музыкальных особенностях его локальных разновидностей. К сожалению, нужно отметить, что исследование музыкальной стилистики бурятских народных песен и танцев значительно отстает от других областей изучения традиционной культуры бурят, полнее и лучше представленных в работах филологов-фольклористов, языковедов, этнографов, религиеведов и др. Анализ особенностей мелодики, метроритма, лада, фактуры и формы бурятских фольклорных произведений, безусловно, станет ценным источником по осмыслению формирования традиционной культуры бурят, в том числе и мувыкально-диалектиой.

Изучение музыкальной составляющей бурятского едюра еще не было предметом специального исследования. Между тем важность и необходимость такою исследования заключается в том, что оно позволяе1 выявить жанровые разновидности кругового танца, интонационную специфику ехорных напевов, а также региональные различия его локальных традиций в конкретных этнических группах бурят. Одним из главных аспектов настоящей работы является рассмогрение не только целостной этнокультурной традиции, но и звуковысотно-ладового и ритмического строения бурятского круговою танца ехор. Очевидная недостаточная освещенность его ладозвукорядной, ладофункциональной и ритмической организации обусловливают актуальность темы настоящего исследования.

Цель данной работы двоякая: с одной стороны - обобщить имеющиеся в бурятской науке данные историко-эгнографического и музыкально-теоретического xapaKiepa; с другой - выявить ведущие закономерности ладового и ритмического строения бурятского ехора Для достижения указанной цели необходимо решение ряда задач. Одни связаны с раскрытием этнографического содержания ехора как культурного феномена бурятского народа, другие направлены на выявление ею собственно музыкальных параметров. Отметим следующие задачи:

• рассмотрение кругового танца ехор в контексте этнокультурных традиций бурят, определение ею функции, места и значения в обрядовой системе и необрядовой практике;

• выяснение вопросов происхождения, семантики, жанровой атрибутики ехора;

• уточнение терминологии, связанной с буря1ским ехором;

• выявление этнолокальных типов ладовой организации ехорных напевов;

• рассмотрение ангемитонной ладовой системы и гемитоники в кон 1ексте ладов монодийного типа, акцентируя внимание на проблемах ладовой усюйчивости, ладовой переменности, вопросах составности и диффузное i и монодийных ладов;

• типоло! изация ладозвукорядов бурятского ехора\

• ладофункциопальная и ладоинтонационная характеристика ехорных напевов на примере локальных разновидностей;

• классификация ритмических моделей ехора и выявление наиболее типичных ритмических формул;

• координация ритмических структур с шпами танцевальных движений в локальных разновидностях бурятского ехора;

• сравнительный анализ западнобурятского и восточнобурятского ехоров и выявление общих и отличительных особенностей лада, ритма, композиции и кинетики;

• проведение параллелей с круговыми ганцами дру1их сибирских этносов: якутским осуохаеч, эвенкийским ехорье, эвенским хэдье, долганским хэйро

Музыкальным ма1ериалом исследования являются 210 образцов западнобурятских и восточнобурятских ехорных напевов. В работе предлагается анализ нотных примеров из трех сборников бурятских народных песен Д.С.Дугарова, опубликованных в 1964, 1969, 1980 гг. [80, 81, 82]; сборника «Буряад-монгол арадай дуунууд» (сост. Анандын Айлга1уйн Нумаа, нотировки Н.Р.Гомбодоржиевой), изданною в 2003г. и посвященного творчеству шэнэхэнских буря г1 [247]. В диссертации

1 Шэнэхэнские буряты - этническая группа бурят Внутренней Монголии КНР. Общая численность шэнэхэнских бурят составляет примерно девять шсяч человек. Самые первые семьи этой группы бурят поселились в местности Шэнэхэн в 1918-20 гг. сразу после революции 1917 г. Очевидно, по месту проживания они получили свое этническое название. Несмотря на социальные изменения, произошедшие в их жизни, шэнэхэнские буряты сумели сохранить свои традиции и обычаи, культуру и язык [68, с. 202]. К сожалению, традиционная музыка шэнэхэнских бурят еще не стала предметом специального исследования. также анализируются нотировки ехориых напевов автора (10 образцов см. [72]), Д.Д. Аюшеева (6 образцов [242]), П.М.Берлинского (4 примера [252-254]), Т.Е.Гергесовой (5 примеров [59]), Р.А. Иванова (4 примера [255-256]).

В исследовании весь корпус фольклорного материала дифференцируется на две региональные группы:

1. западнобурятская (эхирит-булагатекая и аларо-гункинская1) группа. Это ехор западных бурят, проживающих в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе: эхириг-булагатский ехор (24 образца), боханский (25 образцов), тулунский и зиминский (8 образцов), качугский (3 образца). Ехор западных бурят, проживающих в Республике Бурятия (РБ): ехор хонгодоров (67 образцов), байкало-кударинцев и баргузинцев (17 образцов); всего 144 примера.

2. восточнобурятская (хоринская и цонголо-сартульская): ехор хори-бурят (23 примера), южнобурятский - ехор селенгинцев или цошоло-сартулов (14 примеров); всего 37 образцов. Вследствие того, что круговой танец южных бурят - селенгинский ехор ~ по музыкальным признакам имеет общие черты с хори-бурятским ехором, целесообразно объединить их в одну региональную группу (восточнобурятский ехор).

В сравнительном анализе двух крупных региональных групп акцентируется внимание на локальных разновидностях кругового танца Осоо, Айдуусай, Ульиээшэлхэ, Дэрбээшэи и др., функционирующих внутри каждого региона. Причем региональные особенности западнобурягского и восточнобурятского ехоров выявляю i ся по

1 Аларо-тункинскую региональную группу принято относить к западным буря гам. Она принадлежит одному из крупных бурятских племен -хоигодорам, проживающим в Аларском районе Иркутской области, Тункинском, Окинском, Закаменском районах Республики Бурятия (РБ) (см. сноску на с. 12-13). музыкальным признакам (мелодика, лад, ритм, форма), вербальным (словесный текст ехорных песен) и кинетическим (хореографические модели) параметрам. В связи с особенностями фольклорного стихосложения при анализе ритмических структур западиобурятских и восточнобурятских ехорных песен уточняется вопрос координации слова и ритма, соотношения ритма вербального текста и музыкального ритма с учетом кинетики (ригма танцевальных движений) в контексте сравнительного анализа двух регионально-диалектных групп. Говоря о классификации ехора, нужно отметить, что по типам напева и танцевальным стилям Д.С. Дугаров выделяет восемь вариантов кругового танца бурят: аларо-унгинский, эхирит-булагатский, идинский, тункинский, закаменский, байкало-кударинский, баргузинский и заимствованный у западных бурят восточнобурятский ехор [83, с. 85]. На наш взгляд, такая дробная дифференциация свидетельствует о богатстве локальных разновидностей западнобурятского ехора, которые целесообразно объединить в крупную регионально-диалектную группу1.

Характер исследования определяет его методологическую базу. В работе используется методология комплексного и системного подходов, выработанных в отечественной науке: этнической истории, этнографии, филологии, фольклористике и этномузыкознании. Подобный подход давно признан наиболее целесообразным и убедительным, поскольку позволяет представить целостный анализ историко-эшофафических и музыкально-стилистических параметров, в частности, ладовых и ритмических особенностей кругового танца ехор как явления бурятской традиционной культуры. Анализ этнокультурного контекста круговою танца ехор основан на подходах, применяемых в бурятской этнографии

1 Эхирит-булагатский ехор представлен различными локальными традициями байкало-кударинского, баргузинекого, идинского ехоров, а аларо-унг инский, тункинский и закаменский - ехора хонгодоров

С.П. Балдаевым [11-12, 14, 16], К. Д. Басаевой [22-23], Д.С. Дугаровым [83, 85-87, 91], И.А. Манжигсевым [133-134], Д.А. Николаевой [144], Т.Д. Скрынниковой [183-184], И.Н. Тугутовым [193-195], М.Н. Хангаловым [217-220]; в работах бурятских филологов-фольклористов Т.С. Бардахановой [25], Т.М. Болдоновой [31-32], Г.Д. Санжеева [177], М.И. Тулохонова [199], А.И. Уланова [204-205], М.П. Хамаганова [213215]; этнохореографов Т.Н. Гергесовой [59-60], М.Я. Жорницкой [96]. В исследовании используются методы интонационного и типологического анализа элементов системы фольклорно-этнографического текста, разработанные в отечественном этномузыкознании И.И. Земцовским [101-104], А.А. Баниным [21], A.M. Мехнецовым [135], I1.M. Кондратьевой, В.В. Мазепусом, Г.Б. Сыченко [118], Ю.И. Шейкиным [238-239] и др. В аналитических разделах глав широко применяются методы, сложившиеся при изучении различных параметров монодийных культур, в частности, ладов народной музыки (Э.П.Алексеев [4-7], С.П.Галицкая [52-54, 56], К.В.Квитка [108-110], Х.С.Кушнарев [124]); слогоритмический метод (А.А.Банин [18-20], Е.В.Гиппиус [62-63], Н.М. Владыкина-Бачинская [26, 43], Б.Б.Ефименкова [94], Ф.Колесса [113], М.Г.Кондратьев [116-117], А.В.Руднева [171-173], Н.В. Леонова и др.). Наконец, при сравнении бурятского ехора с круговыми танцами якутов осуохай, эвенов хэдье, долган хэйро, эвенков ехорье используется сравнительно-сопоставительный метод.

Новизна работы связана с тем, что в ней впервые иредприняю специальное изучение бурятского кругового танца ехор и его локальных разновидностей в музыкально-этнографическом аспекге. Если в бурятской науке имеются сведения о ехоре историко-этнографического, культурологическою и филологического характера, то настоящая диссертация представляет собой первое монографическое исследование, в котором изучение музыкальной организации ехора способствует целостному описанию жанра традиционной музыки бурят. В связи с этим впервые проводится анализ звуковысотно-ладового и ритмического строения ехорных напевов, типологизируются и выявляются их общие и отличительные черты в регионально-диалектных группах бурят. В настоящей работе впервые предпринят культурологический анализ ехорной традиции в сравнительно-ареальном контексте традиционных культур народов Сибири и Северной Азии при анализе круговых танцев якутов, эвенков, эвенов и долган. Впервые введены в научный обиход архивные материалы, связанные с деятельностью автора настоящей диссертации в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

Практическая ценность диссертации заключайся в том, что ее результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении бурятскою кругового танца ехор. Описанные закономерности ладовой и ритмической организации бурятского ехора восполняют пробел в современном бурятском эномузыкознании и в некоторой степени закрывают белые пятна в истории традиционной музыкальной кулыуры бурят. Полученные результаты диссертации могут быть полезными для развития бурятского стиховедения и в этом смысле, вероятно, позволяют наметить дальнейшие пути комплексных филолого-музыковедческих исследований. Выявленные типы ладового и ритмического строения бурятского кругового танца ехор возможно задействовать в сравнительно-исторических и типологических исследованиях музыкальных культур народов Сибири.

Кроме того, материалы диссертации могут найти пракжческое применение в учебной практике, в частности, при ведении специальных курсов «Народное музыкальное творчество», «История музыкальной культуры народов Сибири» и др. в высших и средних специальных учебных заведениях. В Республике Бурятия эти материалы уже фигурируют при чтении лекционной) курса «Буря1ское народное творчество», разработанного автором настоящей диссертации и опубликованного в качес1ве учебно-методического пособия «Традиционная музыкальная культура бурят» [72].

Структура работы определяется поставленными в ней проблемами. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы, включающего 258 наименований на русском, бурятском и монгольском языках, и трех Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Дашиева, Лидия Данииловна

Результаты исследования О.В. Новиковой показали, что "в западнобурятских песнях пентатоника - скорее исключение; из 278 образцов пентатоничны лишь 7: это песни (пять в ладу V и одна в ладу

IV) и скотоводческий заговор (лад V)" [148, с. 24]. Подтверждением являются материалы музыкально-фольклорных экспедиций автора в Селенгинский и Кижингинский районы РБ (1980-1981 гг.), Закаменский и Тункинский районы РБ (1982, 2004 гг.), а также аудиоархивные коллекции, хранящиеся в ЦВРК ИМБиТ СО РАН (Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН).

2 Для удобства нотные примеры из сборников бурятских народных песен Д.С. Дугарова [80-82] обозначим литерами: х - хоринские, с -селенгипские,з - западнобурятские. было отмечено во Введении, единая точка зрения на проблему этногенеза бурят отсутствует. Однако, по мнению бурятских ученых, эхириты и булагаты представляют автохтонные группы, а селенгинские южные и восточные хори-буряты являются выходцами из Монголии. Вероятно, поэтому ангемитонная пентатоника хорошо адаптировалась в традиционной музыке южных и восточных бурят, тогда как гемитонные лады, наряду с ангемитонными прижились в западной традиции. Однако такой вывод может показаться поверхностным и неубедительным, и для его аргументации следует обратиться, прежде всего, к историческим корням бурятского народа.

Известно, что бурятский этнос включает в себя монгольский, тюркский, палеоазиатский и тунгусский компоненты вследствие мощных этнических и культурных контактов бурятских племен с другими народами тюрко-монгольского мира. Например, сомнению не подлежит мнение о монгольском происхождении южных и восточных бурят. Однако также считается, что западные буряты, в частности, булагаты были выходцами из Западной Монголии, и, поэтому естественно, они унаследовали не только культурные традиции, но и систему традиционного музыкального мышления монголов. В поисках общих признаков звуковысотно-ладового строения фольклорных произведений западных бурят и западных монголов обратимся к фундаментальному исследованию Б.Ф.Смирнова «Монгольская народная музыка» [185].

По мнению ученого, гемитонная диатоника не была чуждой для традиционной музыки западных монголов. «Есть основания полагать, -пишет Б.Ф. Смирнов, - что музыка древних монголов не была замкнутой системой пептатонического ладового мышления. Об этом, в частности, юворят следы соприкосновения западных монголов еще в древние века с музыкальной культурой тюркских народов, характеризующейся весьма развитой диатоникой» [185, с. 26]. Кроме того, исследуя особенности ладового мышления монголов, он делает предположения относительно влияния мелоса русской и тюркской песенных культур, которое «стимулировало развитие пентатонической ладовой основы музыки бурят, хакасов, тувинцев, калмыков вплоть до весьма развитой диатоники» [там же]. Безусловно, по одним только предположениям не следует делать окончательные обобщения и выводы. Разумеется, это тема специального исследования, которое, вероятно, станет одним из ключей к глубинному осмыслению этнического и культурного генезиса бурят и монголов. Кроме того, в дальнейших исследованиях ладовой организации бурятских фольклорных произведений необходимо подробное обоснование феномена гемитоники в ладовой системе традиционной музыки западных бурят. На наш взгляд, это послужит одним из доказательств наличия тюркского компонента в этногенезе бурят.

Следующий раздел настоящей главы посвящен проблеме классификации ладозвукорядов в бурятском ехоре.

2.2. Классификация ладозвукорядов в ехоре

В современном этномузыкознании единого подхода к классификации ладов не существует. Учитывая богатое многообразие ладозвукорядных структур в народной музыке, каждый исследователь избирает именно ту классификацию, которая, на его взгляд, не противоречит материалу и методам исследования и наиболее адекватно отражает специфику этнической традиции.

Анализ ладозвукорядов, вероятно, является одним из наиболее объективных способов рассмотрения фольклорной мелодики. По определению Ю.Н.Холопова, «если звукоряд - это гаммообразно упорядоченная («алфавитная») систематика тонов лада, то сам лад -функционирование их значений» [225, с. 291]. По мнению Э.Е. Алексеева, звукоряд в фольклоре, как и весь напев в целом, в определенном смысле «рождается наново» и может быть выведен лишь как постфактум, при анализе уже «состоявшегося» и зафиксированного тем или иным способом напева. Такой подход, безусловно, не отрицает наличия в сознании фольклорного музыканта некоей звукорядной модели (инварианта) до начала исполнения [7, с. 73]. Разделяя точку зрения Э.Е. Алексеева, представим ладозвукорядные модели напевов западнобурятского и восточнобурятского ехоров ниже.

Обращаясь к проблеме ладовой типологии, следует отметить, чю процесс типологизации фольклорных ладов всегда сопряжен с определенными сложностями, связанными, в частности, с особенностями ладов монодийной природы. Еще Х.С. Кушнарев подчеркивал, что классификация ладов монодии «. представляет известные трудности, поскольку при ее осуществлении приходи 1ся считаться со многими, притом лежащими в различных плоскостях особенностями этих систем, а именно: с формами концентрации их внутренних связей, с их наклонением, с порядком расположения побочных ступеней относительно ладовых тоник, со степенью сложности систем, находящейся в зависимости от количества объединяемых ими первичных звеньев и т. д.» [124, с. 357].

Обозначенные Х.С. Кушнаревым моменты в характеристике монодийного лада можно дополнить другими, что позволит нам выработать многоосновную модель для всестороннего описания ладов бурятских ехорных напевов. Она учитывает несколько параметров: амбитус и интервальное строение звукоряда, положение тоники (главной опоры) относительно всего звукоряда, моноопорность или полиопорность лада, когда помимо главной опоры в ладовой структуре присутствуют побочные (переменные) опоры; интервальное соотношение между главной и переменной опорами; особенности функционирования принципов составности и диффузности.

Именно такая модель или схема, основные признаки которой фигурируют в настоящей диссертации, была предложена Н.М.Полещук при анализе ладов курдского песенного фольклора [168].

Избранные нами два параметра: амбитус звукоряда, определяемый интервалом между его крайними тонами (звукоряды условно делятся на узкообъемные не шире квинты и широкообъемные в пределах сексты и шире) и интервальное строение звукоряда касаются звукорядной характеристики ехорного напева и представляют количественную оценку результатов анализа. Однако ладозвукорядный анализ на качественно ином уровне свидетельствует о взаимосвязях между внутренней интервальной структурой звукоряда и ладофункциональной организацией напева. Именно это позволяет дифференцировать ехорные напевы на типы, соответствующие локальным традициям. Кроме тою, при попытке сгруппировать ладозвукоряды по интервальному признаку встретились определенные сложности. Как было отмечено выше, в фольклоре звукорядное разнообразие чрезвычайно велико, и при анали были обнаружены такие звукоряды, которые целесообразно выделить в особые группы. Безусловно, в первую очередь это относится к гемитонным ладозвукорядам в ехорных напевах западных бурят.

Прежде чем представить ладозвукорядные модели, необходимо выяснить вопрос об амбитусах образцов западнобурятских и восточнобурятских ехорных напевов в сравнительном контексте (см. их количественное соотношение в таблице 1). Очевидно, это предоставит нам возможность сравнить особенности двух традиций (западной и восточной) и, что особенно важно, показать тесную взаимосвязь ладового объема звукоряда с его внутренней интервальной структурой. В процентном отношении всех образцов западнобурятского и восточнобурятского ехора узкообъемные составляют около 90 % и 85 %, соответственно. Их амбитус - малая или большая терции, кварта и квинта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном бурятском этномузыкознании начинается новый этап - углубленное изучение жанров богатейшего песенно-танцевального фольклора и закономерностей традиционного музыкального мышления бурят. Представленная диссертация является первым опытом монографического исследования бурятского кругового танца ехор, одного из уникальных фольклорных жанров. Думается, дальнейшее изучение значительно расширит адекватные представления о нем на более глубинных (историко-этнографическом и музыкально-теоретическом) уровнях.

Тем не менее, на наш взгляд, проведенное в диссертации исследование бурятскою кругового танца ехор позволяет прийти к достаточно значимым выводам.

Феномен популярности ехора в разных региональных группах (западной, восточной и южной) свидетельствует о сохранности общенациональной традиции в современном фольклоре бурят. Анализ историко-эгнографической литературы и, прежде всего, музыкальною материала с точки зрения ладовой и ритмической организации ехорных напевов позволяет установить факт передачи ехорной традиции от западных бурят восточным и южным. Доказательством этому служат выявленные общие ладомелодические, ритмические, архитектонические и кинетические признаки в локальных вариантах бурятского ехора

Наряду со сходством обнаружены отличительные черты западной и восточной ехорной традиции, проявляющиеся, главным образом в ладовом строении ехорных напевов, сопровождающих круговой танец. В целом общей ладовой основой является узкообъемная ангемитоника. Однако в западнобурятском ехоре наряду с узкообъемными ангемитонными ладами часто встречаются гемитонные ладообразования, абсолютно не характерные для восточнобурятского ехора. Это позволяет предполагать различные пути формирования и развития бурятских музыкальных диалектов, в том числе традиционного ладового мышления бурят.

По нашему мнению, в западнобурятском фольклоре гемиюнная ладовая система сосуществовала одновременно с ангемитонной. В узкообъемной гемитонике (реже широкообъемной) представлено не менее богатое разнообразие ладофункциональных отношений, чем в узкообъемной ангемитонике, что свидетельствует о динамике ладовой функциональности. Активное распространение геми тоники в западнобурятской песенной культуре, вероятно, можно объяснить наличием субстратного тюркского компонента в этногенезе западных бурят (эхиритов, булагатов, хонгодоров). Кроме того, напомним о тесных связях западных бурят с русским народом (со времени присоединения бурят к России - с середины XVII в.), оказавшим большое влияние не только на материальную, но и духовную культуру бурят, в том числе и музыкальную.

Другой путь формирования традиционного музыкального мышления бурят указывает на широкое распространение ангемитонной пентатоники - ладовой системы, представленной пятью ее разновидностями в песенной лирической традиции восточных (хори) и южных (селенгинцы) бурят. Одним из важных результатов исследования, по-видимому, свидетельствующим о специфичности ладового мышления западных бурят является отсутствие ангемиюнной пентатоники в западнобурятском ехоре. Однако в единичных случаях она представлена в восточнобурятском ехоре.

Таким образом, общая типологизация ладов, а также ритмических структур и кинетических особенностей бурятского ехора позволяет говорить о локальной специфике этнической традиции и наметить перспективы дальнейшего исследования.

Очевидно, подробное изучение природы гемитонной ладовой системы и ее взаимодействие с ангемитонными ладами в традиционной музыке западных бурят станет одним из перспективных направлений в дальнейших исследованиях.

Углубляя проблематику музыкально-стилистических параметров традиционной музыки бурят, необходимо всестороннее изучение стилистических особенностей долгой протяжной песни ута дуун и короткой богони с учетом диалектно-территориальной специфики и привлечением материалов богатейшего песен но-танцевального и игровою фольклора бурят. Продолжая изучение музыкальных параметров, также нужно обратиться к малоисследованным областям бурятского музыкального фольклора - фактуре и формообразованию.

В связи с изучением бурятского фольклорного стихосложения необходимо продолжить работу, исследуя особенности музыкально-диалектных проявлений в иоющемся стихе разных жанров на базе комплексных экспериментальных исследований ИМБТ СО РАН.

Наконец, одним из главных перспективных направлений является типологическое и сравнительно-историческое изучение интонационных культур народов Сибири и Северной Азии, в том числе и их круговых ганцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дашиева, Лидия Данииловна, 2007 год

1. Аксенов А.Н. Тувинская народная музыка. - М.: Музыка, 1964. -238 с.

2. Алексеев А.А. Забытый мир предков. Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья. Якутск: КИФ «Си-тим», 1993.-96 с

3. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. - 233 с.

4. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (На материале якутской народной песни). М.: Музыка, 1976. - 288 с.

5. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысог-ный аспект. М.: Сов. композитор, 1986. - 240 с.

6. Алексеев Э.Е. Потная запись народной музыки: теория и практика. М.: Сов. композитор, 1990. - 168 с.

7. Алексеев Э.Е. О динамической природе лада // СМ. 1969. - № 11.-С. 67-75.

8. Алексеева Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2005.-438 с.

9. Айзенштадт A.M. Песенная культура эвенков. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1995. - 287 с.

10. Бадмаев А.А. Происхождение агинских хори-бурят // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. Междунар. науч. конф. Т. 2. - Новосибирск, 1995. - С. 72-75.

11. Балдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ: Буря i. кн. изд-во , 1979. - 176 с.

12. Балдаев С.П. Избранное (Фольклор. Этнография. Литература). -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1961. 256 с.

13. Балдаев С.П. Материалы о бурятских племенах и родах // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1961. - Вып. 2. - С. 129-137.

14. Балдаев С.П. Несколько замечаний о терминах бурятского фольклора // С.П. Балдаев. Избранное (Фольклор. Этнография. Литература). Улан-Удэ, 1961. - С. 65-69.

15. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: В 2-х ч. / Предисл. А.И. Уланова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1970. - 4.1: Бу-лагаты и эхириты. - 363 с.

16. Балдаев С.П., Туденов Г.О. Руководство по собиранию бурятского фольклора / Бурят, комплексный НИИ. Улан-Удэ, 1959. - 105 с.

17. Балдаев С.П. Несколько замечаний о «зэгэтэ аба» //Краткие сообщения БКНИИ. Улан-Удэ, 1962. - Вып. 4. - С. 97-99.

18. Банин А.А. К изучению русского народно-песенного стиха: Методологические заметки // Фольклор. Поэтика и традиция. М., 1982. -С. 94-139.

19. Банин А.А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика. М., 1978. - Вып. 2. -С. 117-157.

20. Банин А.А. О принципах моделирования обобщенного слогового ритма: Вопросы методики и методологии // Памяти К.В.Квитки (1880-1953).-М., 1983.-С. 165-179.

21. Банин А.А. Методология лингво-музыкального анализа музыки устных традиций // Первый Всероссийский конгресс фольклорисюв. Сб. докладов. М., 2006. - Т. II. - С. 385-406.

22. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991.-192 с.

23. Басаева К.Д. Современные свадебные обряды селенгинских и баргузинских бурят // Быт бурят в настоящем и прошлом / Ин-т обществ. наук БФ СО РАН СССР. Улан-Удэ, 1980. - С. 15-42.

24. Басаева К.Д., Нимаев Д.Д. Современные этнические процессы у бурят // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера / Огв. ред. И.С.Гурвич. М., 1985. - С. 11-29.

25. Бардаханова Т.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск: Наука, 1992. - 238 с.

26. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. M.-J1.: Музгиз, 1951.- 112 с.

27. Берлинский П.М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Луб-сан-хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкально-поэтического творчества. М.: Огиз-Музгиз, 1933. - 128 с.

28. Берлинский П.М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурят-Монголии. Верхнеудинск: Бурмон-госиз, 1931. - 47 с.

29. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Изд.2-е. Л.: Музыка, 1985. -238с.

30. Бершадская Т. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни //Проблемы лада.- М.: Музыка, 1972. С. 181-190.

31. Болдонова Т.М. Песни-загадки // Краеведческий сборник. -Улан-Удэ, 1961.-Вып. 6.-С. 137-139.

32. Болдонова Т.М. Традиционные песни хоринских бурят (По материалам фольклорной экспедиции 1957 г.) // Краткие сообщения БКНИИ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1959. - Вып. 1. - С. 130-140.

33. Будаев Б.Ж. Синтагматическое ударение в бурятском яшке. Понятие синтагмы. Отличие ее от слова, словосочетания и фразы // Исследования по фонетике языков и диалектов Сибири. Новосибирск, 1986.-С. 52-58.

34. Будаев Ц.Б. Лексика бурятских диалектов в сравнительно-историческом освещении. Новосибирск: Наука, 1978. - 302 с.

35. Будаев Ц.Б. Бурятские диалекты (опыт диахронического исследования). Новосибирск: Паука, 1992. - 217 с.

36. Бураев И.Д., Шагдаров Л.Д. Бурятские диалекты // Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой., Н.Л. Жуковской.- М.: Наука, 2004. С. 235-250. -(Народы и культуры).

37. Бураев И.Д., Бюраева Э.И., Будаев Б.Ж., Абаева Ю.Д. Акцентно-ингонационная система бурятского языка. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАИ, 2004.- 152 с.

38. Буряты в зеркале статистики. Улан-Удэ: без. изд., 1996. - 28 с.

39. Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой., Н.Л. Жуковской. М.: Наука, 2004. - 633 с. - (Народы и культуры).

40. Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новосибирск: Наука, 2002. - 376 с.

41. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII нач. XX вв.). - Л.: Наука, Ленингр. отд-ие, 1969. - 304 с.

42. Владимирцов Б.Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхасского наречия. Введение и фонетика. Изд. 2-е. - М.: Наука, 1989.-449 с.

43. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. М.: Музыка, 1976. - 160 с.

44. Воскобойников М.Г. Об устно-поэтическом творчестве эвенков // Фольклор эвенков Бурятии. Улан-Удэ, 1958. - С. 3-38.

45. Воскобойников М.Г. Некоторые данные по этнографии эвенков Бурятии // Энографический сборник БКНИИ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1961.-Вып. 2.-С. 29-42.

46. Вяткина К.В. Культ коня у монгольских народов //СЭ. 1968. -№6.-С. 117-122.

47. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. J1.: Изд-во «Наука», Ленинградское отд-ие, 1969. - 218 с.

48. Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. Изд.З-е. Баку: Язычи, 1985. - 146 с.

49. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и ipa-диционные верования народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С.56-69.

50. Галданова Г.С. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987.- 120 с.

51. Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая половина XIX первая половина XX вв.) - Новосибирск: Наука, 1992.- 170 с.

52. Галицкая С.П. К вопросу о теории ладовой переменности //Теоретические проблемы узбекской музыки. Ташкент: Изд-во им. Гафура Гуляма, 1968. - С. 3-12.

53. Галицкая С.П. Ладовая переменность в узбекском песенном фольклоре: Автореф. дис. .канд искусствоведения. Алма-Ата, 1970. -22с.

54. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981.-91 с.

55. Галицкая С.Г1. Монодийная фактура как актуальная теоретическая проблема // Музыкальная культура как национальное и мировое явление. Новосибирск, 2002. - С. 84-87.

56. Галицкая С.П. Актуальные проблемы изучения монодии // Музыкальное искусство сегодня. Новые взгляды и наблюдения: Материалы науч. конф. «Музыкознание на рубеже веков: проблемы, функции, перспективы» / Под ред. В.В. Задерацкого. М., 2004. - С. 153-158.

57. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учебное пособие. Улан-Удэ: Бэл иг, 2000. - 143 с.

58. Герасимович JI.K. Монгольское стихосложение: Опыт экспериментально-фонетического исследования. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975.- 128 с.

59. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Буря г. кн. изд-во, 1974. - 114 е.

60. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Буря г. кн. изд-во, 2002. - 204 с.

61. Герцман Е.В.Античное музыкальное мышдение. Л.: Музыка, 1986.-224 с.

62. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. - С. 23-36.

63. Гиппиус Е.В. Текстологическое исследование // Балакирев М.А. Русские народные песни. М., 1957. - Гл. 2. - С. 229-281.

64. Gmelin I.G. Reise dure Sibirien vor der Yahre 1733-1743. Gottin-gen, 1752. Bd.II.

65. Гмелин И.Г. Тайлган у кудинских бурят // Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1939. - С. 88-89.

66. Гомбожапов А.Г. Традиционные семейно-родовые обряды агинских бурят в конце XIX начале XX вв. (истоки и инновации): Ав-тореф. дис. .канд. ист. наук. - Новосибирск, 2003. - 19 с.

67. Гундуева А.С. Ёхор закаменских бурят. Дипломная работа. -Улан-Удэ, ВСГАКиИ, 2002. 89 с.

68. Гымпилова С.Д. Афористическая поэзия бурят Внутренней Монголии КНР (Шэнэхэнские буряты) // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии: Материалы Междунар. науч. конференции. Улан-Удэ, 2000. - T.III. - С. 202-204.

69. Дашиева Л.Д. Обрядовые песни бурят тээгэ дуун // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра но фольклору. Новосибирск, 1997. - С. 112-113.

70. Дашиева Л.Д. Метроритмические особенности эпических напевов бурят // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы Междунар. научного симпозиума. Улан-Удэ, 1998. - С. 56-59.

71. Дашиева Л.Д. Стилистические особенности бурятских народных песен // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий: Материалы науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Союза композиторов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2000. - С. 40 -42.

72. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят: Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. - 188 с.

73. Дашиева Л.Д. Ладовые особенности бурятского кругового танца ехор II Народная культура Сибири: Материалы XIV науч. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2005. - С. 55-59.

74. Дашиева Л.Д. Буддийские музыкальные инструменты // Мир буддийской культуры: духовное наследие и современность. Материалы междунар. конф. Чита-Агинское-Улан-Удэ, 2006. - С. 188-195.

75. Дашиева Н.Б. Бурятские тайлганы (опыт историко-этнографического исследования). Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. -106 с.

76. Долгих Б.О. Племена и роды коренного населения Забайкалья и Южного Прибайкалья в XVII в. // Кратк. сообщ. ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая. М., 1952. - Т. 17. - С. 29-39.

77. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972. - С. 8-34.

78. Доржиев Б.Ш. История бурятских племенных и родоплеменных образований Прибайкалья. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005.- 166 с.

79. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни хори-бурят / СО АН СССР. Бурят, комплексный НИИ. Улан-Удэ, 1964. - 443 с.

80. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни селешинских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1969. - 342 с.

81. Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1980. - 280 с.

82. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М.: Наука, 1991. - 300 с.

83. Дугаров Д.С. Песенное творчество селенгинских бурят: Музыкально-этнографическое и теоретическое исследование: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1969. - 25 с.

84. Дугаров Д.С. Свадебные песни селенгинских бурят // Бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1970. - Вып. 2. - С. 34-51.

85. Дугаров Д.С. Лебедь в орнаменте женского костюма тюрко-монгольских народов//Сов. этнография.- 1983.- №5.-С. 104-113.

86. Дугаров Д.С. Онгон Ягша // Этническая ономастика. М.: Наука, 1984.-С. 169-172.

87. Дугаров Д.С., Куницын О.И. Буряты // Музыкальная культура Сибири: В 3-х т. Новосибирск, 1997.-Т. 1,Кн. 1. - С. 336-404.

88. Дугаров Д.С., Шейкин Ю.И. О музыке эхирит-булагатского эпоса // Бурятский героический эпос. Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон / Сост. М.И.Тулохонов. Новосибирск: Наука, 1991. -С. 35-52.

89. Дугаров Д.С. Напевы бурятских улигеров // Абай Гэсэр могучий. Бурятский героический эпос. М., 1995. - С. 505-520.

90. Дугаров Д.С. Круговой хороводный танец в Европе и Азии // Традиционный фольклор в полиэтнических странах: Материалы Меж-дунар. науч. симпозиума. Улан-Удэ, 1998. - С. 103-107.

91. Дугаржапова Т.М. Поэтика бурятского стиха. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.- 180 с.

92. Егунов Н.Г1. Прибайкалье в древности и проблема происхождения бурятского народа. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. - Ч. 1. - 286 с.

93. Ефименкова Б.Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М.: Композитор, 2001. - 256 с.

94. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. М.: Наука, 1966. -168 с.

95. Жорницкая М.Я. Традиционные танцы западных бурят (по материалам Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области) // Сибирь: Этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М.-Улан-Удэ, 1999. - Вып.5. — С. 121 — 143.

96. Жуковская П.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977.-200 с.

97. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1958. - 320 с.

98. Залкинд Е.М. Общественный строй бурят XVIII и первой половины XIX вв. М.: Наука, 1970. - 400 с.

99. ЮО.Затопляев Н.И. Некоторые поверья аларских бурят // Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. Зап. ВСОРГО по этнографии. - Иркутск, 1890. - Т. 2. - Вып.2. - С. 1-9.

100. Земцовский И.И. О методологической сущности интонационного анализа// Сов. музыка. 1979.-№ 12. - С. 32-42.

101. Земцовский И.И. Б.В. Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки // Критика и музыкознание. -Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. - С. 184-198.

102. Земцовский И.И. О мелодической "формульности" в русском фольклоре // Этнографические истоки фольклорных явлений. Русский фольклор. Л., 1987. - XXIV. - С. 117-128.

103. Земцовский И.И. Песня как исторический феномен // Народная несня. Проблемы изучения. Л., 1983. - С. 4-21.

104. Золхоев В.И. О бурят-монгольском стихосложении // Свет над Байкалом. 1957. - №4. - С. 152-156.

105. Золхоев В.И. О теории "слово-стона" // Сборник трудов по филологии. Улан-Удэ, 1958. - Вып 3. - С. 49-65.

106. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1954.-Т.1. -495 С.

107. Квигка К.В. Ангемитонные примитивы и теория П.Сокальского // Избр. тр.: В 2-х т. М., 1971. - Т. 1. - С. 286-31 1.

108. Квитка К.В. Первобытные звукоряды // Избр. тр.: В 2-х т. М., 1971.-Т. 1,-С. 215-274.

109. Квитка К.В. Этнографическое распространение пентатоники в Советском Союзе // Избр. тр.: В 2-х т. М., 1973. - Т. 2. - С. 47-64.

110. Квитка К.В. Песенные формы с вдвое увеличенными ритмическими формами // Избр. тр.: В 2-х т. М., 1971. - Т. 1. - С. 48-59.

111. Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. -Улан-Удэ: ИПК ВСАКИ, 2001. 311 с.

112. Колесса Ф. Ритмика украшських народних шсень. Льв1в: Накл. Н'ГШ, 1907.-251 с.

113. Колпецкая О.Ю. Ёхор закаменских бурят // Художественные жанры: история, теория, трактовка: Тез. докл. междунар. науч. конф. -Красноярск, 1996. С. 90-92.

114. Кон Ю.Г. Некоторые вопросы ладового строения узбекской народной песни и ее гармонизации: Автореф. дис.канд. искусствоведения. -Л., 1963. 16с.

115. Кондратьев М.Г. К проблеме типологии ритма // Сов. музыка. 1983.-№7.-С. 89-94.

116. Кондратьев М.Г. О типологии ритмической вариантности /формульности в песенных традициях народов Поволжья и Приуралья // Искусство устной традиции. Историческая морфология. Сборник ст., поев. 60-летию И.И.Земцовского. СПб., 2002. - С. 204-215.

117. Кондратьева Н.М., Мазепус В.В., Сыченко Г.Б. К теории интонационных культур: Интонационная культура теленгитов // Вопросы музыкознания. Новосибирск, 1999. - С. 212-225.

118. Кондратьева Н.М., Новикова О.В. Об итогах музыкально-этнографической экспедиции в Еравнинский район РБ // Народная культура Сибири: Материалы XII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2003. - С. 85-86.

119. Копылов В. Религиозные верования, семейные обряды и жертвоприношения северо-байкальских бурят-шаманистов //Труды Православных миссии Иркутской епархии. Иркутск, 1886. - Т. IV. - С. 550580.

120. Крупич E.J1. Ёохор в традиционной культуре окинцев сойотов и бурят //Материалы Межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции. - Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, 2004.-С. 88-91.

121. Куницын О.И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской народной песни // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. - С. 113-130.

122. Куницын О.И. Выразительные средства профессиональной музыки. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999. - 142 с.

123. Кушнарев Х.С. Вопросы истории и теории армянской моноди-ческой музыки. Л.: Госмузиздат, 1958. - 626 с.

124. Кыргыс З.К. Песенная культура тувинского народа. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 1992. - 144 с.

125. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы / Г.Р.Галданова, К.М.Герасимова, Д.Б.Дашиев и др. - Новосибирск: Наука, 1983. - 240 с.

126. Ларионова А.С. К вопросу типологии традиционных песен стиля дэгэрэн ырыа II Поэтика эпического повествования. Якутск, 1993.-С. 123-132.

127. Ливащук-Полякова О.Н. Бурятская хоровая литература. -Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. 247 с.

128. Лукина А.Г. Обрядовые танцы якутов: осуохай и битии // Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск: Наука, 2003. - Т. 24. - С. 45-57.

129. Мазепус В.В. Универсально-грамматический подход в культурологии / Новосибирская гос. консерватория. Новосибирск, 1993. - 48 с.

130. Мазепус В.В., Новикова О.В. Музыкально-ритмическое воплощение бурятского несенного стиха // Музыкальная кулмура как национальное и мировое явление: Материалы междунар. науч. конф. -11овосибирск, 2002. С. 88-103.

131. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманисти-ческие термины. М.: Наука, 1978. - 128 с.

132. Манжигеев И. А. Слово о ёхоре (Этнографические заметки) //Байкал, 1982.- №3.-С. 131-134.

133. Мехнецов A.M. О задачах комплексного исследования фольклора //Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сб. докладов. -М., 2005.-С. 360-371.

134. Михайлов Т.М. Влияние христианства и ламаизма на шаманизм бурят // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX начало XX в.). - Л., 1979. - С. 127-149.

135. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980. - 320 с.

136. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. - 288 с.

137. Михайлов Т.М. Структура бурятского шаманизма // Традиционные верования и быт народов Сибири XIX начала XX в. - Новосибирск, 1987.-С. 36-52.

138. Михайлов Т.М. О шаманском фольклоре бурят // Бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1970. - Вып. 2. - С. 69-82.

139. Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь», 1993. - 75 с.

140. Михайлов В.А. Числовая символика бурят и монголов //Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические и религиозные аспекты: Матер. Междунар. науч. симпозиума. Улан-Удэ, 1996.-С. 104-107.

141. Намжилова M.I1. Хоринские улигеры. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997.- 120 с.

142. Николаева Д.А. Семантика кругового танца ёхор у западных бурят: Авгореф. дис. . канд. ист. наук. Улан - Удэ, 2000. - 20 с.

143. Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Приангарья: Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 2001.-47 с.

144. Нигмедзянов М.Н. Олиготонные лады в татарской народной музыке // Сов. музыка. 1974. - № 1. - С. 62-66.

145. Нимаев Д.Д. Этногенез и этническая история // Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой, Н.Л. Жуковской М., 2004. - С. 13-61. - Народы и культуры.

146. Новикова О.В. Пентатоника в песенной традиции бурят: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2003. - 250 с.

147. Новикова О.В. О слогоритмике пентатонических народных песен бурят //Фольклор: Современность и традиция. Матер. Третьей Меж-дунар.конф. памяти А.В.Рудневой /МГК им. П.И.Чайковского. М., 2004.-С. 175-178.

148. Новикова О.В. К проблеме жанровой типологии бурятского музыкального фольклора //Народная культура Сибири: Матер. XIV на-учн. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2005. - С. 53-55.

149. Новикова О.В. Устойчивые мелодические обороты в пен га ю-нических народных песнях бурят // Сибирская архитектурно-художественная школа: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2001.-С. 122-124.

150. Новикова О.В. Функциональность пентатонных ладов: буряг-ская пентатоника // Теоретические концепции XX века: Игоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы Всерос. науч. конф. Новосибирск, 2000. - С. 355-359.

151. Окладников А.П. Позднейшие писаницы Шишкинских скал // Окладников А.П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976. - С. 199-223.

152. Олзоев Б.В. Бурятская народная музыка // Очерки истории культуры Бурятии: В 2-х т. Улан-Удэ, 1972. - Т. 1. - С. 253-261.

153. Олзоев Б.В. Бурятские народные песни: Автореф дис. . канд. искусствоведения. М., 1965. - 16 с.

154. Олзоев Б.В. Музыкальное песенное творчество бурят// Кратк. сообщ. Б К НИИ. Улан-Удэ, 1962. - Вып. 4. - С. 25- 30.

155. Ордынский А.К. Очерки бурятской жизни (Зап. моего знакомого). Тобольск, без. изд., 1896. - 103 с.

156. Павлова Т.В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально этнографический аспект): Дис. . канд искусствоведения. - Новосибирск, 1997.-384 с.

157. Павлова Т.В. Образцы музыкального фольклора эвенов Якутии. Якутск: Национальное кн. изд-во «Бичик», 1996. - 88 с.

158. Песни осинских бурят /Сост., вст. ст. и примеч. Т.М.Болдонова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985. - 72 с.

159. Песни хонгодоров / Сост., вст. ст. и примеч. Г.Д.Фролова. -Улан-Удэ: ВСГТУ, 1998. 183 с.

160. Песни хори-бурят / Сост. и вст. ст. Л.А.Халтаева. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999.-92 с.

161. Петри Б.Э. Старая вера бурятского народа: Научно-популярный очерк. Иркутск: Изд-во «Власть труда», 1928. - 78 с.

162. Плахова А.Ю. Мувашшахат: Проблемы лада: Дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000. - 294 с.

163. Подгорбунский И.А. Сказания и песни бурят //Известия ВСОРГО. Иркутск, 1915. - Т. LI V. - С.91 -107.

164. Полещук Н.М. Курдские народные песни. Ладовый аспект: Дипломная работа. Новосибирск, 2000. - 87 с.

165. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб.: Типография В.Киршбаума, 1883. - T.1V. Материалы этнографические. -1026 с.

166. Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен // Сборник в чесп. 70-летия Г.Н. Потанина. СП-б, 1909. - С. 395-430.

167. Руднева А.В. О расстановке тактовых черт в русских народных песнях // Музыкальная фольклористика. М., 1986. - Вып. 3. - С. 48-68.

168. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. (Таночные и карагод-ные песни и инструментальные пьесы). М.: Сов. композитор, 1975. -309 с.

169. Руднева А.В. Ритмика стиха и напева в русских народных песнях // Известия на института за музика. София, 1969. - С. 303-334.

170. Румянцев Г.Н. Происхождение хоринских буря1. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. -261 с.

171. Румянцев Г.Н. Селенгинекие буряты (происхождение и родо-племенной состав) // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1965. - С. 87-117.

172. Санжеев Г.Д. Дархатский говор и фольклор. J1.: Изд-во АН СССР, 1931.- 112 с.

173. Санжеев Г.Д. Песнопения аларских буря г // Записки коллегии востоковедов. Т. 3. - J1., 1929. - 87 с.

174. Санжеев Г.Д. Эпос северных бурят // Аламжи мэргэн: Бурятский эпос. M.-Jl.: Academia, 1936. - С. 7-47.

175. Санжеев Г.Д. Тайлган бурятских кузнецов //Бьп бурят в прошлом и настоящем. Улан-Удэ, 1980.-С. 100-120.

176. Скакун Ю.А. Танцевальный язык как выражение самосознания творческой личности // Научное творчество молодых: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. «Роль искусства в формировании личности современного человека» Красноярск, 2005.-С. 210-214.

177. Скворцова Н.М. Ритмическая структура тофаларских народных песен: Авгореф. дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2003.-24 с.

178. Скворцова Н.М. Итоги МЭЭ в Окинский район РБ (2003 г.) //Народная культура Сибири: Материалы XII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2003. -С. 86-87.

179. Скрынникова Т.Д. Космогоническая функция ёхора у бурят //Тезисы Междунар. конференции «Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов». Якутск, 2000. - С. 68-74.

180. Скрынникова Т.Д., Николаева Д.А. Ехор в бурятских обрядах //Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Восточная литература, 2002.-С. 157-204.

181. Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка. М.: Сов. композитор, 1971. - 365 с.

182. Смирнов Б.Ф. Музыка народной Монголии. М.: Музыка, 1975,- 158 с.

183. Смирнов Б.Ф. Музыкальная культура Монголии. М.: Музгиз, 1963.- 120 с.

184. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Материалы к этимологическому словарю. Л.: Наука, Лен. огд., 1975. - Т. I. -672 с.

185. Стручкова Н.А. Семантика основных движений якутского хороводного танца осуохай: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000.- 19 с.

186. Сыченко Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Новосибирск, 1998. - 23 с.

187. Танганова Т.С. Певческие традиции западных бурят: эхиритов и булагатов (опыт историко-искусствоведческого исследования): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Улан-Удэ, 2005. - 18 с.

188. Требуховский П.Ф. Свадьба балаганских бурят в прошлом и настоящем. Верхнеудинск: без изд., 1929. - 31 с.

189. Тугутов И.Е. Общественные игры бурят // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1961. - Вып. 2. - С. 43-65.

190. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989. - 65 с.

191. Тугутов И.Е. Бурятские народные игры. Улан-Удэ: Изд-во Бэлиг, 1994.-49 с.

192. Туденов Г.О. О ритмической структуре бурят-монгольских стихов//Свет над Байкалом. Улан-Удэ, 1957.-№ 5.-С. 150-157.

193. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение: Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1958. - 167 с.

194. Туденов Г.О. Наблюдения по фольклору бурят Еравнинского и Хоринского аймаков // Кратк. сообщ. БКНИИ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1959.-Вып. 1.-С. 119-129.

195. Тулохонов М.И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1973. - 246 с.

196. Тулохонов М.И. Бурятский героический эпос "Гэсэр" // Абай Гэсэр могучий. Бурятский героический эпос. М, 1995. - С. 446-476.

197. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят. Вопросы поэтики и стиля: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Улан-Удэ, 1993. - 51 с.202. 'Полин Ю.Н. Учение о гармонии: Изд. 3-е. М.: Музыка, 1966. - 223 с.

198. Угрюмов Н.П. Музыка Советской Бурятии // Искуси во Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959.-С. 123-188.

199. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1963. - 219 с.

200. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974,- 176 с.

201. Улигершин Рэгзэн Эрдынеев: Библиографический указатель / Сост. Х.Р. Лупсанова. Сосново-Озерское: Изд-во «Ярууна», 2004. -59 с.

202. Урмаева М.Д. Современное бытование фольклора эхирит-булагатских бурят: Автореф. дис. . канд. филологических наук. -Улан-Удэ, 2004,- 19 с.

203. Фольклор Курумчинской долины / Сост., предисл. и комм. С.С.Бардахановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. - 137 с.

204. Фролова Г.Д. Песенный фольклор хонгодоров: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Улан-Удэ, 1999. - 25 с.

205. Фролова Г.Д. Жанровая классификация бурятских народных песен и некоторые особенности ритмико-стиховой основы кругового хороводного танца ехор: Тезисы Междунар. конф. «Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов». Якутск, 2000. - С. 75-82.

206. Халтаева J1.A. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Ташкент, 1991. - 27 с.

207. Хамаганов М.П. Бурятская фольклористика: Зарождение и развитие бурятской фольклористики, русско-бурятских фольклористических связей в XVIII-XX вв. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1962. - 454 с.

208. Хамаганов М.П. Очерки бурятской афористической поэзии. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1959. 265 с.

209. Хамаганов М.П. Формирование бурятской советской фольклористики. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1977. - 140 с.

210. Хамгашалов A.M. Опыт исследования бурят-монгольскою стихосложения. Улан-Удэ, 1940. - 114 с.

211. Хангалов М.Н. Свадебные обряды унгинских бурят // Собр. соч.: В 3-х т. Улан-Удэ, 1958. - Т. 2. - С. 56-91.

212. Хангалов М.Н. Собр. соч.: В 3-х т. Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд-во, 1958.-Т.1.-551 с.

213. Хангалов М.Н. Собр. соч. Улан-Удэ: Буря г кн. изд-во, 1959. -Т. 2. - 444 с.

214. Хангалов М.Н. Собр. соч. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1960.-T.III. - 421 с.

215. Хомонов М.П. Улигеры в исполнении Буры Барнакова // Бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1968. - С. 62-76.

216. Хисамова С.Р. Ладовое строение каракалпакской монодии: Ав-тореф. дис. канд. искусствоведения. Ташкент, 1984. - 25 с.

217. Хелимский Е.А. Силлабика стиха в нганасанских иносканательных песнях // Музыкальная этнография Северной Азии. Новосибирск, 1989.-С. 52-76.

218. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988.-512 с.

219. Холопов Ю.Н. Лад // Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1990. - С.291.

220. Холопова В.II. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971.-303 с.

221. Хорло II. Народная песенная поэзия монголов (Проблема жанрового состава). Новосибирск: Наука, 1989. - 150 с.

222. Цыбиков Г.Ц. Шаманизм у бурят-монголов // Избранные труды. -11овосибирск, 1981. Т. 2. - С. 169-177.

223. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972. - 662 с.

224. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984,- 128 с.

225. Чекановска А. Музыкальная этнография: Методология и методика. М.: Сов. композитор, 1983. - 190 с.

226. Черемисов К.М. Бурятско-русский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1973.-804 с.

227. Шагдарон С.-Д., Очиров Б.-Д. Игры и увеселения агинских бурят //Сборник в честь 70-летия Г.Н. Потанина. СПб., 1909. - С. 465— 482.

228. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. - 304 с.

229. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Boci.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 160 с.

230. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск: Кн. изд-во, 1959.-228 с.

231. Шаракшинова Н.О. Лирические песни буря г. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - 148 с.

232. Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск: РДНТ, 1996.-123 с.

233. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. Сравни гельно-историческое исследование. М.: Восточная литература, 2002.-718 с.

234. Шейкин Ю.И. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осуохай II Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Обрядовая поэзия саха (якутов). Новосибирск: Наука, 2003. - Т. 24. - С. 58114.

235. Этагоров И.М. «Свадебный обряд у аларских бурят //Изв. ВСОРГО. Иркутск, 1901.-Т. XXXI.-Вып. 1-2.-С. 150-162.

236. На бурятском и монгольском языке

237. Аюшеев Д. Д. Буряад-монгол арадай дуунууд (Буря1-мошольские народные песни). Улан-Удэ: Бурят-монгольское кн. изд-во, 1950.-54 с.

238. Балдаев С.П. Бурят арадай аман зохсолой туубэри. Улан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1960. - 410 с.

239. Балдаев С.П. Буряад арадай дуунууд. (Бурятские народные песни). 1-дэхи том: Урданай дуунууд (Дореволюционные песни). -Улан-Уд у. Буряад ном. хэблэл, 1961. - 289 с.

240. Балдаев С.П. Буряад арадай дуунууд. (Бурятские народные песни). 2-дэхи том: Урданай дуунууд (Дореволюционные песни). -Улан-Удэ: Буряад ном. хэблэл, 1965. - 244 с.

241. Бадмаев С.С. Захааминай буряадуудай ундэЬэн ёохорой дуунууд. Закаменск, 2006. - 58 с.

242. Нумаа А.А. Буряад-монгол арадай дуунууд. Улан-Удэ: Изд. дом «Буряад унэн», 2003. - 320 с.

243. Ринчен Б. Монгол бичгийн хэлний зуй. Уланбаатар, 1964. - 1 дэвтэр.

244. Содном Б. Монгол шулгийн арга маяг // ШУХ-ийн эрдэм шинжилгээний бутээл. Улаанбаатар, 1956. - № 1. - хууд. 90-92.

245. Цэрэнсодном Д. Монгол шулгийн тухай // Цог. 1964. - № 5. -хууд. 99-103.

246. Эхирид-булагад буряад арадай дуунууд. Сборник народных песен эхирит-булагатских бурят / Сост. Д.И. Баймеева. Улан-Удэ: Буряад ?нэн, 2003. - 56 с.1. Архивные материалы

247. Берлинский П.М. Музыкальная культура бурят-монголов. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. Верхнеудинск, 1932. - инв. № 5. - 67 с.

248. Берлинский П.М. Материалы экспедиций 1932 г. по изучению бурят-монгольского музыкального фольклора. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. инв. № 268. - 25 с.

249. Берлинский П.М. За власть Советов. Ёхор. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. инв. № 3. - 14 с.

250. Иванов В. Дуунууд. Фольклорный материал. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. инв. № 233. - 6 с.

251. Иванов Р.А. Среди бурят Иркутской губернии. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. инв. №273.- 13 с.

252. Сальмонт Б.П. Материалы к изучению бурят-монгольского искусства: Песни, музыка, танцы. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН. -Верхнеудинск, 1928. инв. № 364. - 229 с.

253. Шадаев А. Олон янзын дуунууд. Рукопись // ЦВРК ИМБТ СО РАН Тетрадь № 10. - Инв.№ 852. - 18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.