Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Байчорова, Лариса Шамильевна

  • Байчорова, Лариса Шамильевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 157
Байчорова, Лариса Шамильевна. Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Карачаевск. 2004. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Байчорова, Лариса Шамильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию социальной 16 идентичности.

1.1 Идентичность как базовая потребность.

1.2 Социальная идентичность как продукт взаимодействия между 23 обществом и личностью.

1.3 Этническая идентичность как способ вхождения в социальный 33 мир.

ГЛАВА II. Этнокультура как средство приспособления и ориентации в окружающем мире.

2.1 Роль культуры в современном обществе.

2.2 Этнокультура как основа образа мира.

2.3 Бытовая этнокультура, ее компоненты.

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное исследование бытовой этнокультуры старшеклассников.

3.1. Организация и методы экспериментального исследования

3.2. Интерпретация средних статистических значений полученных 111 данных.

3.3 Интерпретация результатов корреляционного анализа

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бытовая этнокультура как детерминант этнической идентичности старшеклассников»

Актуальность и постановка проблемы исследования. События, произошедшие на рубеже XX-XXI в.в., обусловили качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической структуре общества. Межэтнические отношения стали важнейшей и неблагополучной частью социальной реальности. Обойти межэтнические проблемы невозможно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, считающих себя единым народом, нереально.

В условиях радикальных социальных преобразований, социальной нестабильности усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами России своей этнической идентичности. Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях - солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Ощущение нестабильности окружающего мира снижает оптимизм человека и его желание смотреть вперед. Все больше людей, в том числе молодых, склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего это этносы, приобретают существенное значение в жизни подрастающего поколения. В этой ситуации человек нередко начинает преувеличивать позитивное отличие своей этнической группы от других. В связи с этим остро встает проблема этнической идентичности личности.

Проблема этнической идентичности не нова. Различным аспектам этнической идентичности посвящено множество исследований (И.А.Арабов, А.И.Донцов, И.Б.Котова, B.C. Мухина, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г.Стефаненко, Ж.Т.Уталиева, Э.Эриксон,.У. Солдатова, В.К.Шаповалов, Е.Н.Шиянов, и др.).

Концепция этнической идентичности понимается как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе жизнедеятельности совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии.

Этническая идентичность является частью социальной идентичности, которая формируется в процессе социализации. Понятие «социализация» имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Вопросы социализации личности нашли широкое отражение в работах известных ученых Г.М.Андреевой, И.С.Кона, И.Б.Котовой, А.Маслоу, А.В.Мудрика, М.Мид, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского, К.Роджерса, В.А.Сухомлинского, М.Херсковиц, Е.Н.Шиянова и др. Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно - значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом обществе, стране, семье и в едином цивилизационном пространстве.

Традиционно этнос относят к мезофакторам социализации. В отечественной и зарубежной науке имеются различные классификации факторов социализации. Согласно классификации, предложенной А.В.Мудриком (1991), выделяются три группы факторов социализации: 1) макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, государство; 2) мезофакторы - этнос, место и тип поселения, средства массовой коммуникации; 3) микрофакторы - семья, группы сверстников, учебные, профессиональные, общественные группы и др.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но и нельзя абсолютизировать его влияние. К примеру, доказано, что все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными. Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей.

Любые этнокультурные проблемы связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа - инкультурацией. Согласно М.Херсковиц, в процессе социализации происходит интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. А в процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. В таком контексте становится понятным то, что наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания, которое, на наш взгляд, отражает бытовую этнокультуру.

Актуальность темы исследования определяется современными требованиями к школе - воспитывать у подрастающего поколения толерантное отношение к другим народам и через восприятие культуры своего и сопредельных народов приобщать подрастающее поколение к пониманию мировой культуры и общечеловеческих ценностей.

Молодежи предстоит выбрать социальную группу, с которой выражается готовность идентифицировать себя. Конфликт или просто противоречия с родителями и в целом с миром взрослых резко обостряются в условиях нестабильности: ценности старшего поколения обесценены, стереотипы на глазах разрушаются так же, как и образцы поведения, перспектива повторения опыта предшествующих поколений не привлекает. Все это не способствует сохранению авторитета взрослых и осложняет процесс формирования социальной идентичности, в том числе этнической идентичности.

Конфликт с миром взрослых развивается и в школе, которая, будучи относительно консервативным социальным институтом, переживает вместе с обществом радикальные изменения. В советской школе не был реализован психолого-педагогический потенциал этнокультуры, учебно-воспитательный процесс осуществлялся без должного учета специфики жизни и деятельности представителей различных этносов, а обучение и воспитание были ориентированы на формирование усредненной унифицированной личности. Сегодня школа ищет новые, нетрадиционные формы организации, а также пытается во многом изменить стиль взаимоотношения с детьми.

Практика показывает, что в школах Карачаево-Черкесии отсутствует целенаправленная работа по оптимизации процесса этнической идентификации старшеклассников, недостаточен арсенал использования элементов бытовой этнокультуры в образовательном процессе. Старшеклассник находится на пороге взрослой жизни. Ему предстоит войти и адаптироваться в новых социальных группах. Встает вопрос, каков психолого-педагогический потенциал этнокультуры, который обеспечивал бы успешное вхождение молодого человека в новые социальные группы. В связи с этим возникает необходимость теоретических и практических исследований детерминантов этнической идентичности, особенно у молодежи.

Многочисленность аспектов рассматриваемой проблемы, ограниченность эмпирического материала по определению детерминантов этнической идентичности, в частности у старшеклассников, в условиях общеобразовательных школ многонациональных регионов, потребность в этнокультурной консолидации народов и развитии гармоничной личности, направленной на миротворческую созидательную деятельность, обусловили выбор темы научного исследования.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: какие психолого-педагогические условия способствуют усилению роли бытовой этнокультуры в становлении этнической идентичности старшеклассников.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - процесс этнической идентификации старшеклассников.

Предмет исследования - механизмы и условия влияния бытовой этнокультуры на этническую идентичность старшеклассника.

Гипотезы исследования:

Процесс образования в школе будет в полной мере способствовать этнической идентификации личности старшеклассника, если: содержание школьного образования направлено на удовлетворение этнокультурных потребностей личности старшеклассника; учитываются механизмы и условия влияния бытовой этнокультуры на этническую идентичность; определены основные компоненты бытовой этнокультуры; разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программа этнокультурного развития старшеклассников.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить основные теоретические подходы в отечественной и зарубежной науке к исследованию этнической идентичности.

2. Охарактеризовать бытовую этнокультуру, определить ее основные компоненты.

3. Выявить связь между бытовой этнокультурой и этнической идентичностью старшеклассников с применением методов статистистического анализа.

4. Разработать методические рекомендации для учителей, школьных психологов по формированию и развитию бытовой этнокультуры старшеклассников, как детерминанты позитивной этнической идентичности.

Методологической основой исследования стали культурно-историческая теория Л.С.Выготского, раскрывающая механизмы присвоения культурно-исторического опыта и вхождения личности в социум; положения психологии социального познания об особенностях конструирования образа социального мира (Г.М. Андреева); принцип деятельностного опосредования личностных смыслов (А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев); представления о смысловой сфере как интегрирующем начале личности, определяющим ее самотождественность и динамику (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев и др.); emic подход, согласно которому изучаются систематические связи между пихологическими переменными, т.е. внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности (Д.Мид, Т.Г.Стефаненко).

Теоретической основой исследования стали теоретико-эмпирические исследования, посвященные проблемам личности, индивидуальности и деятельности (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, В.В.Белоус, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн и др.); социализации личности (И.С.Кон, И.Б.Котова, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Е.Н.Шиянов и др.); становления этнической идентичности (Ж.Пиаже, Т.Г.Стефаненко, Э.Эриксон и др.); этнокультурной направленности образования (Р.Г.Абдулатипов, И.А.Арабов, А.А.Сусоколов, В.К.Шаповалов и др.); концепция, что общность представлений является детерминантом психологической целостности этноса (А.И.Донцов).

Для проверки гипотез и решения задач исследования использовались следующие методы и методики исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, этнографической, культурологической литературы по теме исследования, беседа, наблюдение, анкетирование, статистический и сравнительный анализ полученных данных.

Базой исследования явились средние школы г.Карачаевска и Карачаевского района. Всего охвачено восемь школ. Из них три школы городские (СОШ №1, СОШ №3 и СОШ № 6 г. Карачаевска), пять школ сельских (СОШ а.Верхний Учкулан, СОШ а. Карт-Джурт, СОШ а. Хурзук, СОШ. а.Верхняя Мара, СОШ а. Верхняя Теберда). В контексте нашего исследования особенность сельских школ в том, что учащиеся находятся в монокультурной среде. Особенность городских школ в том, что учащиеся находятся в поликультурной среде.

Испытуемые - учащиеся 10-11 классов. Всего в эксперименте приняли участие 441 учащийся в возрасте 14-16 лет. Из них 238 девочек и 203 мальчика; 386 учащихся карачаевской национальности и 55 учащихся других национальностей.

Организация и этапы исследования. Научное исследование осуществлялось с 2001 по 2004 годы и проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2001- 2002гг.) - определение темы, осуществление анализа литературы, подбор методик исследования, разработка программы исследования.

Второй этап (2002-2003гг.) - продолжение анализа литературы, подбор методик исследования, беседы со старшеклассниками, проведение диагностики типов этнической идентичности старшеклассников, самооценки их реального и желаемого уровня владения этнокультурой.

Третий этап (2003-2004гг.) - статистический анализ и обобщение данных, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.

Первоначально планировалось провести сравнительный анализ результатов испытуемых - учащихся карачаевцев и других национальностей. Но результаты испытуемых других национальностей не были включены в статистический анализ в силу следующих причин: во-первых, выборка оказалось малочисленной (55 человек) в силу того, что учащиеся других национальностей (не карачаевцы) были только в городских школах, во-вторых, после изъятия бланков, где ответы были не полностью, количество выборки в этой группе сократилось до 18, то есть выборка оказалась незначительной. В третьих, данная выборка оказалась очень разнородной (русские, черкесы, абазины, татары, осетины, грузины, лакцы, греки, азербайджанцы, армяне, турки, поляки). В результате чего статистическому анализу были подвергнуты результаты 312 (из 441) учащихся карачаевской национальности (168 девушек и 144 юноши).

Научная новизна исследования заключается в определении роли бытовой этнокультуры в становлении этнической идентичности; в уточнении понятия бытовой этнокультуры; выявлении самооценки реального и желаемого уровня владения бытовой этнокультурой старшеклассников; в установлении взаимосвязи компонентов бытовой этнокультуры с типами этнической идентичности; в разработке некоторых условий продуктивного влияния бытовой этнокультуры на личность учащегося.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и охарактеризованы основные направления и тенденции изучения идентичности как важнейшей психической структуры личности, этнической идентичности как способа вхождения личности в социальный мир, этнокультуры как средства приспособления и ориентации в окружающем мире в трудах отечественных и зарубежных исследователей; проведен их сопоставительный анализ, выделены ведущие идеи, определена их научная ценность, установлены взаимосвязи этнической идентичности и бытовой этнокультуры.

Диссертационное исследование вносит существенный вклад в развитие теоретических представлений о феномене этнической идентичности и ее детерминантов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный методический инструментарий, направленный на диагностику детерминантов этнической идентичности и формирование позитивной идентичности, представляет собой дальнейшее развитие теории социальной идентичности. Разработанная и апробированная программа воспитания бытовой этнокультуры может быть рекомендована для применения в общеобразовательных школах, включена в учебные курсы по этнопсихологии и психологии социального познания. Результаты исследования могут быть также использованы для научно-методического обеспечения работы школьной психологической службы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходной позиции, разнообразием теоретического и эмпирического материалов; подбором методов и методик, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативным объемом выборки; стандартизацией процедуры исследования; использованием методов математико-статистического анализа данных.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Психолого-педагогическая сущность процесса этнической идентификации старшеклассника состоит в осуществлении психолого-педагогических воздействий, способствующих самоопределению им себя как субъекта этнической общности.

2. Структура содержания психолого-педагогических воздействий, способствующих оптимизации и коррекции процесса этнической идентификации старшеклассника, представлена тремя основными компонентами: когнитивным, направленным на развитие способности структурировать и анализировать информацию этнокультурного и поликультурного содержания; эмоциональным, формирующим положительное отношение как к собственной, так и к другим этническим общностям; поведенческим, обеспечивающим выработку навыков проявления этнической идентичности в поведении и деятельности старшеклассников.

3. Бытовая этнокультура усваивается не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. В таком контексте основными компонентами бытовой этнокультуры являются родной язык - система ориентиров, необходимых для деятельности человека в окружающем мире; традиции - регуляторы социотипического поведения; народные бытовые танцы - процесс уравновешивания со средой.

4. В этнокультурном наследии предков заложены психолого-педагогические условия формирования позитивной этнической идентичности. Интегрированные воспитательные мероприятия школы и семьи, основанные на усвоении бытовой этнокультуры, будут способствовать формированию позитивной этнической идентичности, толерантности и готовности к межэтническим контактам старшеклассников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогической психологии Карачаево-Черкесского государственного университета, на региональных и научно-практических конференциях.

Основные результаты, полученные в ходе исследования, были использованы при чтении лекций по этнопсихологии, психологии социального познания студентам факультета психологии в Карачаево-Черкесском государственном университете и на уроках родного языка в СОШ № 1, №3 и № 6 г. Карачаевска.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 286 источников, в том числе 264 - на русском, 22 - на английском языке, приложений. Анализ результатов представлен в виде таблиц, гистограмм. Объем основного текста диссертации составляет 139 страниц, общий объем -166 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Байчорова, Лариса Шамильевна

Выводы по второй главе. В современном мире резко возрастает значимость общечеловеческих культурных ценностей и идеалов. Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Разноплановые определения понятия «культура» связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.

Культура, понимаемая как творчески преобразующая деятельность, ставит в центр всего человека в качестве активно-творческого субъекта и предстает как процесс гуманизации природы и общества, самого человека, его отношения к окружающей действительности, к другим людям и самому себе.

Культура выполняет ряд функций: адаптационную, познавательная, информационная, коммуникативную, нормативной, социорегулятивную, гуманистическую.

Культура народа отражает структуру социальной действительности и является механизмом адаптации и передачи социального опыта. Она создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психических функций человека.

Ядро культуры обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Оно вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата, определяет способ реагирования социума на инновации. Оно, следовательно, обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного сообщества.

Процесс вхождения индивида в его родную культуру осуществляется посредством участия в межличностных ситуациях, т.е. через усвоение передающихся из поколения в поколение особенностей поведения. из всех элементов этнической культуры четко выраженными этническими функциями обладает язык. Он обеспечивает взаимное понимание между членами этноса, хранение и передачу этнокультурной информации от поколений к поколениям, обеспечивая

Согласно современным научным представлениям язык есть система ориентиров, необходимая для деятельности в предметном мире. Язык, помимо своей основной функции как средства общения, выступает в роли социализующего. JI.C. Выготский сближал факт развития значения слова с фактом развития сознания.

Регуляторами социотипического поведения являются традиции, т.е. передаваемые из поколения в поколение особенности отношения человека к миру - ценности, интересы, убеждения, нравственные нормы, являющиеся базой для его решений и действий в качестве обычаев - устойчивые формы или стереотипы поведения.

У карачаевцев, все они называются одним словом «адет», которое переводится и как «традиция» и как «обычай». Адет - это свод правил, который распространяется на общественную жизнь людей и на быт, охватывает семейно-бытовые отношения.

Народный танец не только фиксирует время, он определяет культурное пространство жизни этноса, прежде всего социальное. В танце ярче наблюдается процесс идентификации человека и коллектива. Здесь веками достигалась гармонизация внутреннего мира отдельного человека и межличностных связей внутри общины в целом.

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БЫТОВОЙ ЭТНОКУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

3.1. Организация и методы экспериментального исследования

Базой исследования явились средние школы г.Карачаевска и Карачаевского района. Всего охвачено 8 школ. Из них три школы городские (СОШ №1, СОШ №3 и СОШ № 6 г. Карачаевска), пять школ сельских (СОШ а.Верхний Учкулан, СОШ а. Карт-Джурт, СОШ а. Хурзук, СОШ. а.Верхняя Мара, СОШ а. Верхняя Теберда). В контексте нашего исследования особенность сельских школ в том, что учащиеся находятся в монокультурной среде Особенность городских школ в том, что учащиеся находятся в поликультурной среде.

Испытуемые - учащиеся 10-11 классов. Всего в эксперименте приняли участие 441 учащийся в возрасте 14-16 лет. Из них: 238 девочек и 203 мальчика; 386 учащихся карачаевской национальности и 55 учащихся других национальностей.

Научное исследование осуществлялось с 2001 по 2004 годы и проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2001- 2002гг.) - определение темы, осуществление анализа литературы, подбор методик исследования, разработка программы исследования.

Второй этап (2002-2003гг.) - продолжение анализа литературы, подбор методик исследования, беседы со старшеклассниками, проведение диагностики типов этнической идентичности старшеклассников, самооценки их реального и желаемого уровня владения этнокультурой.

Третий этап (2003-2004гг.) - статистический анализ и обобщение данных, полученных в ходе исследования, оформление диссертации.

Первоначально планировалось провести сравнительный анализ результатов испытуемых учащихся карачаевской и других национальностей.

Но результаты испытуемых других национальностей не были включены в статистический анализ в силу следующих причин: во-первых, выборка оказалось малочисленной (55 человек) в силу того, что учащиеся других национальностей (не карачаевцы) были только в городских школах, во-вторых, после изъятия бланков, где ответы были не полностью, количество выборки в этой группе сократилось до 18, то есть выборка оказалась незначительной. В третьих, данная выборка оказалась очень разнородной (русские, черкесы, абазины, татары, осетины, грузины, лакцы, греки, азербайджанцы, армяне, турки, поляки). В результате чего статистическому анализу были подвержены результаты 312 (из 441) учащихся карачаевской национальности (168 девушек и 144 юношей).

По каждой рассматриваемой переменной вычислялся количественный показатель в соответствии с используемой методикой. Полученные данные обрабатывались путем вычисления средних значений по всем показателям и интеркорреляционного анализа. Значения средней величины как важнейшей обобщающей характеристики варьирующих признаков заключается в ее свойстве нивелировать индивидуальные различия, в результате чего выступает более или менее устойчивая числовая характеристика признака -не отдельных представителей, а целой группы. Средняя величина характеризует групповые свойства. В ней находит свое отражение внутренняя связь, существующая между отдельными вариантами и всей совокупностью в целом. Средняя величина - это центр распределения: она занимает центральное положение в общей массе варьирующих значений признака [235].

Взаимосвязи между исследуемыми показателями устанавливались путем вычисления рангового коэффициента корреляции Спирмена, определяемый по формуле: п(п2 -1) где Е - знак суммирования; d - разность между рангами сопряженных значений признаков х и у, п - объем выборки.

Рассматривалась корреляционная связь на статистически значимом уровне р<0,01. Критические значения коэффициента корреляции р<0,01 представлены в приложении 2.

Сводные данные среднестатистических значений результатов эксперимента представлены в таблице № 1.

Первоначально планировалось провести сравнительный анализ результатов испытуемых карачаевцев и других национальностей. Но результаты испытуемых других национальностей не были включены в статистический анализ в силу следующих причин: во-первых, выборка оказалась малочисленной (55 человек) в силу того, что учащиеся других национальностей (не карачаевцы) были только в городских школах, во-вторых, после изъятия бланков, где ответы были не полностью, количество выборки в этой группе сократилось до 18, то есть выборка оказалась незначительной. В-третьих, данная выборка оказалась очень разнородной (русские, черкесы, абазины, татары, осетины, грузины, лакцы, греки, азербайджанцы, армяне, турки, поляки).

Были использованы следующие методики.

Методическая разработка «Типы этнической идентичности».

Авторы данной разработки (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова) главной задачей ставят определение тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности.

При этом под трансформацией этнической идентичности рассматривается ее изменение относительно «позитивной этнической идентичности».

Понятию «норма» тут не придается абсолютного значения. Имплицитно допускается, что она колеблется в известных пределах и не может быть резко очерчена. Бесчисленное множество людей, так или иначе, выходят за пределы «нормы» либо временно, либо хронически. Незначительные отклонения от нормы очень обычны и проходят незамеченными, так как не приводят к «очевидным симптомам болезни».

Главная проблема межэтнических отношений в условиях роста межэтнической напряженности, это толерантность - интолерантность, которая явилась ключевой социально-психологической характеристикой при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности по отношению к другим группам. Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной группе, до национального фанатизма - апофеоза нетерпимости и высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам [209]

Данная методика позволяет рассматривать следующие типы этнической идентичности.

Показатель 1 - ЭН - этнонигилизм, выражается в нежелании поддерживать собственные этнокультурные ценности, в ощущении этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, иногда негативизма по отношению к ним и в трудностях в общении. Отрицание как один из общих защитных механизмов при этом типе идентичности может активизировать общую агрессивность.

Показатель 2 - НФ - национальный фанатизм - крайний вид гиперидентичности проявляется в готовности идти на любые действия во имя так или иначе понятных этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказе в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями другим народам, признании приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдании любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Показатель 3 - ЭЗ - этноизоляциониз - трансформация по типу гиперидентичности проявляется в убежденности в превосходстве своего народа, в признании необходимости «очищения» национальной культуры, негативном отношении к брачным межнациональным союзам, ксенофобии.

Показатель 4 - ЭИ — этническая индифферентность проявляется в том, что этническая идентичность может размываться, что выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

Показатель 5 - Н - позитивная этническая идентичность (норма) характерна для большинства людей и представляет собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного осуществления этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Показатель 6 - ЭЭ- этноэгоизм, относительно лояльный вид гиперидентичности, может выражаться и в безобидной форме на вербальным уровне как результат восприятия через призму конструкта «Мой народ». Но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.

Диапазон значений по каждой шкале от 1 до 25. (Текст методики представлен в приложении №1).

Методика «Самооценка уровня владения культурой»

Инструкция: Оцени, пожалуйста, следующие свои способности по 10 бальной системе. Баллы возрастают от "1" до "10", т.е. "1" - минимальный балл, "10" - максимальный балл. В каждой строчке поставь знак "+" в том столбце, насколько ты реально оцениваешь свой уровень владения этими умениями и знак "!" в том столбце, насколько ты хотел бы владеть ими.

Способности 0

1) Я знаю культуру своего народа

2) Я танцую танцы своего народа

3) Я владею родным языком

4) Я знаю традиции и обычаи (адет) своего народа

5) Я уважаю свой народ

6) Я уважаю другие народы

7) Мои успехи в учебе

Данная методика позволяет рассматривать следующие показатели.

Показатель 7 - КН - реальный уровень владения учащимся этнокультурой с точки зрения самого испытуемого.

Показатель 8 -ЖК-желаемый уровень владения этнокультурой.

Показатель 9 - ТН - реальный уровень владения танцами своего народа с точки зрения самого испытуемого.

Показатель 10 - ЖТ — желаемый уровень владения учащимся танцами своего народа.

Показатель 11- ЯН - реальный уровень владения учащимся языком своего народа с точки зрения самого испытуемого.

Показатель 12 - ЖЯ - желаемый уровень владения языком своего народа.

Показатель 13 - ОН - реальный уровень владения традициями и обычаями своего народа с точки зрения самого испытуемого.

Показатель 14—ЖО - желаемый уровень владения учащимся традициями и обычаями своего нерода

Показатель 15 - УН—уровень уважения испытуемым своего народа.

Показатель 16 - УДН -уровень уважения испытуемым других народов.

Показатель 17- УУ — реальный уровень успешности учебной деятельности учащегося по его самооценке.

Показатель 18 - ЖУУ - желаемый уровень успешности учебной деятельности учащегося.

Таким образом, всего предметом исследования послужили 18 показателей.

3.2. Интерпретация средних статистических значений полученных данных

Сводные данные среднестатистических значений результатов эксперимента представлены в таблице №1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест в современной теории человеческих потребностей. Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе. Термин «идентичность» имеет статус аналитического понятия и активно используется в исследованиях многих актуальных вопросов, касающихся вопросов этноса. Идентичность понимается как процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей своего внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных условиях.

Проблема идентичности тесно связана с «Я - концепцией», которая обеспечивает внутреннюю согласованность знаний человека о самом себе, способствует интерпретации и мотивации нового опыта и является источником ожидания определенных действий по отношению к себе. Проблеме «Я - концепции» в психологии большое внимание уделяют как западные психологи, так и отечественные. Рассогласование с «Я -концепцией» мучительно. Обнаружив расхождение между «Я -концепцией» и своим поведением человек ищет пути уменьшения чувства вины или тревоги, начинает приписывать себе благовидные «хорошие» мотивы. Стремление защитить «Я - концепцию», оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

Выделяются личностно-психологический и социально-психологический уровни идентичности. Однозначное мнение, что личностная идентичность формируется в процессе социального взаимодействия через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей, было выражено в символическом интеракционизма. Дж. Мид в качестве инструмента идентификации индивида с группой ввел понятие «обобщенный другой», под которым имел в виду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества

На одно из центральных мест в современной социальной теории концепцию идентичности вывел Э.Эриксон. В частности, он выделил понятие психосоциальной идентичности как продукта взаимодействия между обществом и личностью. Психосоциальная идентичность характерна только для зрелой личности. Э.Эриксон ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития.

Особую остроту в ситуации социальной нестабильности приобретает проблема социальной идентичности, в рамках которой строится образ-Я.

Родоначальником социальной идентичности считается У.Джемс, который показал, что человек думает о себе в двух плоскостях, откуда и два аспекта идентичности: в личном аспекте, что и создает личностную самотождественность, и в социальном аспекте, где формируется многообразие социальных «Я» индивида .

Если личностная идентичность - это самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт индивида, то социальная идентичность - самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе.

Идентификация с группой рассматривается в трех плоскостях: когнитивной - знание о моей принадлежности к группе, ценностной -наличие позитивных или негативных коннотаций принадлежности к данной группе, эмоциональной - принятие либо своей, либо чужой группы на основании двух первых показателей.

В проблеме социальной идентичности интересен не тот факт, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя. Кризис идентичности может быть, поэтому определен не только как трудность в обозначении своей ниши в обществе, но и как утрата позитивных представлений о своей группе.

Утрата идентичности или просто затруднения с ее определением (как на сознательном, так и на бессознательном уровне) затрагивает все население, но особенно драматично этот кризис переживают пожилые люди и молодежь. Для пожилых людей характерна именно утрата идентичности, у молодежи фокус проблемы - выбор социальной группы, с которой выражается готовность идентифицировать себя.

Культура представляет собой адаптивную систему, посредством которой человек приспосабливается к окружающей среде, каждый индивид проходит процесс культурации, т.е. вхождения в свою родную культурную среду как целостность.

Чем выше уровень владения танцами, культурой, традициями и обычаями своего народа, тем выше успешность учебной деятельности и выше уровень уважения других народов. В то же время, чем выше уровень владения языком своего народа, тем выше уважение своего народа и, соответственно, уважение других народов.

Проведенное исследование и анализ полученных данных позволили сделать следующие выводы, которые позволяют утверждать, что гипотезы исследования подтвердились.

1. Старшеклассники неудовлетворены уровнем владения этнокультурой и успешностью собственной учебной деятельности. Они испытывают потребность в более глубоком владении этнокультурой, в частности, отдельными компонентами бытовой этнокультуры: языком, танцами, традициями и обычаями своего народа.

2. Ввиду того, что в карачаевском этносе танцы являются единицей карачаевского тоя, социального института общения, социализации, самоутверждения и т.д., и выявленная потребность в танцах может быть отражением более широких социальных потребностей, рассмотрение которых выходит за пределы данной работы.

3. Бытовая этнокультура отражает структуру социальной действительности, является основой образа мира, механизмом адаптации и передачи социального опыта. С ее помощью личность входит в социальный мир.

4. В традициях и обычаях (ценностях и нормах) карачаевского этноса заложены психолого-педагогические условия позитивной этнической идентичности. Представляется, что данный вывод правомерен относительно любого этноса.

5. Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ проблемы психолого-педагогических условий усиления роли бытовой этнокультуры в становлении этнической идентичности старшеклассников. Результаты проведенного исследования показывают, что имеется значительный нереализованный потенциальный арсенал психолого-педагогических условий оптимизации образовательного процесса и личностного развития старшеклассников, заложенный в этнокультурном наследии предков. Это может быть проблемой самостоятельного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Байчорова, Лариса Шамильевна, 2004 год

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001.-304с.

2. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. 1995. №2. С. 15-35.

3. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.Издательский цент «Академия», 1998.320с.

4. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений Н Ценностно-нормативные ориентации старшеклассников. М., 1995.

5. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком II Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.

6. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М.: МГУ, 1990.

7. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII-XIX вв. / Сост., коммент., вступит, статья В.К. Карданова. Нальчик: Эльбрус, 1974.-638с

8. Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов (по материалам этносоциологического исследования греков Целковского района Грузинской ССР) II Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 2. -М., 1990.-С. 12-36.

9. Актуальные проблемы культуры XX в., Под ред. В.И. Добрынина. -М., 1993.

10. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» //Этнографическое обозрение 1996. - №3. -С. 13-23.

11. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. М.: Наука, 1974. -316 с.

12. Алексеев В.П. Этногенез. М., 1986. - 17 4с.

13. Алексеев В.П. Нескончаемая дань этноса // журнал «Знание» сила. -1987.-№12.-С. 33-37.

14. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М.: Наука, 1971.-351с.

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-381с.

16. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. второе, перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс, 2000. - 288с.

17. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск. 1996. 103с.

18. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). Карачаевск, 1999. 214с.

19. Арнольдов А.И. Культура и современность. М., 1973.

20. Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований // Этнологические исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. - С. 77-105.

21. Арутюнов С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре // Методологические проблемы исследования этнических культур. -Ереван, 1978.-С. 103.

22. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Современная этнография. 1981. - №2.

23. Арутюнов С.А. Этнические общности доклассовой эпохи // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982.

24. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Современная этнография. 1982. - №1.

25. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М., 1989.

26. Арутюнов С.А., Маркарян Э.С., Мкртумян Ю.И. Проблемы исследования культуры жизнеобеспечения этноса. 1983. - С.7.

27. Арутюнов С.А., Чебоксарова Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы 2. М., 1972.

28. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты наций в СССР: Программа, методика и перспективы исследования // Советская этнография. -1972. -№3.

29. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

30. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.: Институт психологии РАН, 1993. - 223с.

31. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореф. дис. док. психол. наук. -М., 1995.

32. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. - M.-JL, 1984.

33. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996.

34. Бабич И.Л. Этнографическое обозрение, 1996. №3.

35. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск, 1985.

36. Бабосов Е.М. Культура и цивилизация. Материал и методические рекомендации к лекции в помощь преподавателю. Минск, 1991. - 23 с.

37. Багов П.М. Отражение этнического прошлого в языке // Этнография и современность. Нальчик, 1984. - С. 190-201.

38. Байбурин А.К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность. СПб.: Наука, 1992. - С. 18-28.

39. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. (История, теория, практика). Казань. 2002. 417с.

40. Барт Ф. Личный взгляд на культурные задачи и приоритеты культурной и социальной антропологии // Этнографическое обозрение -1995.-№3.~ С. 45.

41. Барулин B.C. Социальная философия. Общество как мир культуры. -Часть II. Глава XIII. - М., 1993.

42. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М.,1993.-С. 143-169.

43. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. Рос.гос. гуманитарный университет. М., 1998. - 241с.

44. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1988,241с.

45. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1991.

46. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

47. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1987.

48. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.,1994.

49. Бромлей Ю.В. этнос и эндогамия // Современная этнография. -1968.-№6.

50. Бромлей Ю.В. К вопросу о сущности этноса // Природа. 1970. -№2.

51. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН СССР. 1970. -№8. - С. 48-54.

52. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 272с.

53. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

54. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.

55. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

56. Буданова А.Г. Происхождение кризиса национальной идентичности //Современные проблемы этничности. Сборник научных статей. Саратов, 2001. - 198с.

57. Бурнаев А.Г. Культура этноса, воплощенная в танце. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2002. - 52с.

58. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.

59. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. - Т. 16. - №5. - С. 104-115.

60. Вассоевич Н.Б., Кузнецова Н.Г., Наговицына О.И. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. М.: Издательство МГУ, 1980. - 30с.: ил.

61. Вегшида-Крус Ш. Сколько вы стоите. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 192с.

62. Веккер Л.Ш. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. - 685с.

63. Волкова Н.Г.Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 -начале 19 веков. -М., 1974.

64. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник. IX. - М.: Наука, 1989.

65. Волкова Н.Г. Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в 20 веке. М., 1996.

66. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

67. Выготский Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Педология. 1928. - № 3.

68. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

69. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, 1987,344с.

70. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992.

71. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев,1984.

72. Губогло М.Н. (ред.). Развивающийся электорат России. М.,1996.

73. Гузенкова Т.С., Коростелев А. Д. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. - С. 143-171.

74. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

75. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

76. Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.

77. Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.

78. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1950. - С. 429.

79. Декарт Р. Сочинение: В 2 т. М.: Мысль, 1989.

80. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. -СПб.: Алетейя, 2001. 242с.

81. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. - С. 142.

82. Дзадзиев А.Б. Динамика социально-этнической структуры автономных республик Северного Кавказа // Проблемы перестройки: социальный аспект. М., 1985.

83. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., И., 1994.

84. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. - №3. - С. 4-19.

85. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

86. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. - 455с.

87. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Современная этнография. -1985.-№5.-С. 5-23.

88. Дробижева JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе//Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х г.г. М., 1994.-С. 16-47.

89. Дробижева JI.M., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.

90. Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 448с.

91. Дьяченко М.И. Психология народов // Мир психологии. -1997. №2.

92. Брасов Б.С. Этническое-национальное-цивилизационное в пространстве Евразии //Цивилизации и культуры. 1995. Вып.2. С.81-104.

93. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. - 384с.

94. Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. - №5. - С. 7-20.

95. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

96. Злобин Н.С. Культура и социальность //Цивилизация, культура, личность /Под ред. В.Ж. Келле. М.: Эдиториал. УРСС, 1999. - С.8.

97. Злобин Н.С. Становление информационного общества и перспективы личности // Цивилизация, культура, личность. / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Эдиториал. УРСС, 1999. - С. 24.

98. Иванов В.В. Роль семиотики в кибернетическом исследовании человека и коллектива // Логическая структура научного знания. М., 1965, с.75-90.

99. Изард К. Эмоции человека. М.: Издательство МГУ, 1980.

100. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

101. Исмаилов Б. Язык и познание мира. Ташкент: Издательство «ФАН» Узбекской ССР, 1969. - 144с.

102. История первобытного общества / Под ред. Ю.В. Бромлея. М.:1. Наука, 1986.-С. 466.

103. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. JL, 1987. - 272с.

104. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. -333с.

105. Келле В.Ж. Предисловие // Цивилизация. Культура. Личность. М.: Эрвиториал УРСС, 1999. - С. 3-7.

106. Клейн Л.С. К вопросу о связи искусства и культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987.

107. Клейн Л.С. К вопросу о связи искусства и культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987.

108. Клементьев В.И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дис. канд. истор. наук. -М., 1971.

109. Климов С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации различных слоев населения // Семья в России. 1996. - №2.

110. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. -1967.-№1.-С. 91.

111. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. этнография. 1974. - №2. - С. 24-38.

112. Козлов В.И. О понятии этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. этнография. 1974. - №2. - С. 79-92.

113. Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. - №9. - С. 188204.

114. Кон И.С. Маргарет Мид и мир детства // Мид М. Культура и мир детства. М.; Наука, 1988. С.398-425.

115. Кордуэлл М. Психология А Я: Словарь-справочник / Перев. с англ. К.С. Ткаченко. -М.: Фаир-Пресс, 1999. - 448с.

116. Королева Э.А. Танец и художественная культура. От возникновениячеловечества до первых великих цивилизаций. Минск: Армита

117. Маркетинг, Менеджмент, 1997. 189с.

118. Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума //Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН, 1994. - С. 37-55.

119. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997.

120. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр; микроструктура общения. Независимая фирма «Класс», 1993. 154с.

121. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320с.

122. Кузьмин Е.С., Семенова В.Е. Социальная психология. Л., 1979, 289с.

123. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры). Ереван, 1983.

124. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. проф. Г.В. Драча. -М.: Гардарики, 2000. 336с.

125. Кушнер П.И. Национальные самосознание как этнический определитель-М., 1947.

126. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во АН СССР, 1951. -С. 10, 70-71.

127. Кумыков Т.Х. Этногенез балкарцев и карачаевцев в исторической литературе // МНС. Нальчик, 1960. - С. 9-37.

128. Кцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис. . канд.психол.наук. М., 1985а.

129. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., 1982. - 178с.

130. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957. -68с.

131. Лайпанов Х.О. К вопросу о происхождении карачаевцев и балкарцев // МНС. Нальчик, 1960. - С. 70-80.

132. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

133. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - №4. -С. 32-42.

134. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995.

135. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 608с.

136. Левкович В.П., Мин Л.В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. 1996. - Т.17. - №6. - С. 72-81.

137. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985, С.138-153.

138. Леонтьев А.А. Личность как этническая категория //Советская этнография. 1983. №3. С. 35-44.

139. Леонтьев А.А. Личность. Деятельность. Образование // Языковое сознание и образ мира. М., 2000. - С. 7-12.

140. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. - №6.

141. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. -№8.

142. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под общей ред. А.А. Белика. М.: Смысл, 2001. -555с.

143. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М., 1978.

144. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. -М.: Наука, 1999. 204с. (Серия «Памятники психологической мысли»).

145. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1994. - 443с.

146. Ломов Б.Ф. Проблема и стратегия психологического исследования. -М.: Наука, 1999. 204с.

147. Лосев А.Ф. Философия.Мифология. Культура.-М., 1991.-С.213.

148. Лурия А.Р. Язык и сознание. М. Изд-во Моск.ун-та, 1979, 320с.

149. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. Спб.,1994.

150. Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. -448с. (Программа «Высшее образование»).

151. Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций: Учебное пособие. М.: МГИМО/У) МИД России, 2002. - 176с.

152. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб: Питера, 2001. - 752с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

153. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии, 1990.-№10.

154. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М, 1972.

155. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.-С.41.

156. Маркарян Э.С. Исходные предпосылки исследования этнических культур // Методологические проблемы исследования этнических культур. — 1978.-С. 13-15.

157. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Советская этнография. 1981. - №2. - С.87.

158. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной организации. -Пушино, 1982. С.9.

159. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. -С. 98, 135.

160. Маркарян Э.С. и др. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опытэтнокультурного исследования (на примере армянской сельскойкультуры). Ереван, 1983. -С. 21.

161. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

162. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: 111 ПИ, 1990. - 1 Юс.

163. Мерлин B.C. Психология индивидуальности // под ред. Е. А. Климова. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -448с.

164. Мизиев И.М. Этнографические данные об этногенезе балкарцев и карачаевцев // Этнография и современность. Нальчик, 1984. - С. 133-144.

165. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик: НАРТ, 1991. - 192с.

166. Мид М. Культура и мир детства. М, 1988. - С. 9-12.

167. Мир философии. Книга для чтения. Культура как общественное явление М., 1991. - Раздел VII.

168. Мир человека: Научно-информационное издание, выпуск 1. -Красноярск, сибГТУ, 2001. 140с.

169. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978. - С. 42-46.

170. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1994.

171. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореф. дис. .кан. психол. наук. М.,1991.

172. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик. 239с.

173. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

174. Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации (по материалам социальнопсихологического исследования межэтнических отношений в

175. Литве и Белоруссии): Автореф. дис. . канд. Психол. Наук. М., 1992.

176. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. 816с.

177. Олыкайнен Т.Н. Социокультурное образовательное пространство современной школы // Мир человека: Научно-информационное издание. -Вып.1. Красноярск, СПб: ПТУ, 2001. - 140с.

178. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение. 1991.282с.

179. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., Наука, 1983.

180. Павленко В.Н., Татлин С.А. Введение в этническую психологию: Учебное пособие. Харьков, 1992.

181. Павленко В.Н., Солдатова Г.У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства // Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994. С.76-92.

182. Павлов Д.М. Искусство и старина Карачая // СМОМПК. Махачкала, 1986.-С. 3-118.

183. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. - 208с. (Серия: «Психология успеха эффективного управления»).

184. Парыгин Б.Д. Социальное настроение как объект исторической науки // История и психология. М., 1971. - С. 99.

185. Петренко В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям //Сов. Этнография. 1987. №3. С.22-38.

186. Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива // Вопросы философии, №2, 1973, с.71-81.

187. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Грашеницкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера. Кросскультурный аспект// Вопросы психологии, 1993. №3. - С. 101.-109.

188. Пименов В.В. Системный подход к этносу//Расы и народы.- М.: Наука, 1986. С. 11-29.

189. Платонов Ю.П. Проблема этнической социальной психологии //Вести.- СпбГУ. Сер.6. - 1993. - Вып. 1. - №6. - С. 57-64.

190. Платонов Ю.В., Почебут А.Г. Этническая социальная психология. -СПб, 1993.

191. Поважнюк Е.А. Хохрина З.В. Жизненные перспективы старшеклассников в современном образовательном процессе как предмет полинаучного анализа // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып. 1. Красноярск: СибГТУ, 2001. - 140с.

192. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания: Доклады советской делегации на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго). М., 1973.

193. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

194. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440с.: ил.

195. Пугачева А.Г. Ментальный аспект этнической идентификации как ресурс развития личности в современном мире // Современные проблемы этничности: Сборник научных статей. Саратов, 2001.-198с.

196. Пчелинцева Н.Д., Самарина JI.B. Карачай в контексте новой исторической реальности // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1995. - №47.

197. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Переосмысливая этничность: Аналитические и программатические подходы в меняющемся обществе // Современные проблемы этничности: Сборник научных статей. Саратов, 2001.-c.3-7.

198. Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. Дис.канд.психол.наук. М., 1994.

199. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. М.:1. Педагогика, 1989.

200. Рыжова С.В. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология практик. М., 1995. С.267-282.

201. Селиванов В.В. Проблема генезиса культуры и искусства // Искусство в системе культуры. Л., 1987.

202. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение. 1996. - №1. - С.З.

203. Сепир Эдгар. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Под ред. и с предисловием доктора филологических наук, проф. А.Е. Кибрика. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1993. - 656с.

204. Словарь иностранных слов. М., 1987.

205. Смирнова Я.С. Карачаево-Черкесия: этнополитическая и этнокультурная ситуация // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1993. - №48.

206. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999. - 688с.

207. Современные проблемы этничности: Сборник научных статей. -Саратов, 2001. 198с.

208. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность // Советская этнография. -1981. -№3.

209. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: МГУ, 1980.

210. Соколовский С.В. Этническое насилие: Структуры теоретического дискурса // Этнометодология. М., 1994. С.94-112.

211. Соколовский С.В. О неуюте автаркии, национализме и пост-советской идентичности // Этнометодология. М., 1995. С.87-114.

212. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.:1. Смысл, 1998. 389с.

213. Социальная идентификация личности / Под ред. В.Я. Ядова. М.: Институт социологии, 1993.

214. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 600с.

215. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. — М.: Госполитиздат, 1960. — 471с.

216. Старовойтова Г.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., Наука, 1985. С.127-138.

217. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320с.

218. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: МГУ, 1993.

219. Студенецкая Е.Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.-С. 151-183.

220. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д. Сталкер, 1997. - 400с.: ил. (Серия «Психология»).

221. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов: Учебник. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998.-464с.

222. Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношениях // СМЛМГК. Вып. 43. - Тифлис, 1913. - С. 1-156.

223. Талицкий Н.Е. Очерки Карачая // СМОМПК. Вып. 40. - Тифлис, 1909.

224. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: МГУ, 1987. - 214с.

225. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная системажизнеобеспечения. М.: Наука. Главная редакция восточнойлитературы, 1989. -448с.

226. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997. С. 15-44.

227. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958. - 615с.

228. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. 1964. -№11.-С. 53.

229. Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // Современная этнография. 1970. - №4.

230. Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Современная этнография. 1949. - №3; Алексеев В.П. Этногенез. - М., 1986.

231. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1997.

232. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). Л., 1984.

233. Томская Р.Г. Сравнительные исследования восприятия слов, изображения и мелодики у якутов и русских // Психологический журнал, 1995. Т. 16. -№1. - С. 158-163.

234. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы // Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). Л., 1984.

235. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939.

236. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Русская история: Проблемы менталитета. М., 1994. - С. 4.

237. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. Вып. 1. -М.: Иностранная литература, 1960.

238. Факторный анализ в задачах обработки экспериментальных данных. И.Н. Архиреева, В.П. Бородюк, Ю.Е. Толясс, В.Г. Киреева /Под ред. Г.Ф. Филаретова. М.:МЭИ, 1994. - 39с.

239. Философский энциклопедический словарь М.

240. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994.

241. Фольклор и этнографическая действительность. / Отв. ред. А.К. Байбурин. СПб.: Наука, 1992. - 205с.

242. Хаджилаев Х.И. Очерки карачаево-балкарской лексикологии. -Черкесск, 1972. 154с.

243. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация // Социологические исследования. 1999. - №9. - С. 67-74.

244. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. -240 с.

245. Художественная культура в докапиталистических формациях. JL, 1994.

246. Человек в контексте культуры. Славянский мир. / Отв. ред. И.И. Свирида. М.: Индрик, 1995. - 240с.

247. Черноушек М. Психология жизненной среды / Пер. с чеш. И.И. Попа. М.: Мысль, 1989. - С. 174.

248. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - 144с.

249. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. -1994.-№6.-С.40.

250. Чистов К.В. Традиция «Традиционные общества» и проблема варьирования // Современная этнография. 1981. - №2. - С. 105-107.

251. Цивилизация, культура, личность. Под ред. В.Ж. Келле. - М.: Эриториал УРСС, 1999. - 224с.

252. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского обрапзования. М., 2002. 228с.

253. Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923.

254. Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы изучения этнической толерантности личности // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.

255. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шлеп Г.Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии. -Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 261-372.

256. Штомпка П. Социология социальных измерений. М., 1996. - С. 90, 96.

257. Шумерина О.А. Включение студентов в целеполагающую деятельность педагога по становлению ответственности // Мир человека: Научно-информационное издание. Вып.1. - Красноярск, 2001. - С. 122133.

258. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев // Русский антропологический журнал. М., 1913. - №1-2. - С. 29-68.

259. Эткинд A.M. Искусство как самосознание культуры // Искусство в системе культуры. JL, 1987. - 272с.

260. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М.: Наука, 1989.

261. Этнография и смежные дисциплины. М., 1994. - С. 68.

262. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. - С. 284.

263. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.

264. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Мир России. 1995. №3-4.

265. Языковое осознание и образ мира: Сборник статей/Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2000. - 320с.

266. Ярская-Смирнова Е.Р. Деконструкция этноцентризма: моделирование кросскультурного общения в игре-тренинге Бафа Бафа // Современные проблемы этничности: Сборник научных статей. Саратов, 2001. - 198с.

267. Ясперс К. Смысл и назначение истории.-М., 1991.

268. Berry J.W. Poortinga Y.H., Segall М.Н., Dasen P.R. Crosscultural psychology: Research and applications. Cambridge ets.: Cambrialge University Press, 1992.

269. Billig M.G., Tajfel H. Social categorization and similarity in intergroup behavior // European Journal of Social psychology, 1973. № 3. P.27-52.

270. Brever M. Ingroup bias in the minimal group situation // Psycological Bulletin. 1979. №56. p.307-324.

271. De Vos G.L., Romanucci-Ross L. (Eds.). Ethnic Identity. Chicago, 1982.

272. Diaz-Loving R. Contributions of Mexican ethnopsychology to the resolution of the etic emic dilemma in personality // J. of Cross-Cultural Psychology. 1998. vol. 29(1). P. 104-118.

273. Ericson E. Childhood and society. New York: Harmondsworth, 1967.

274. Ericson E. Psychosocial Identity//A Way of Looking at Thigs. Selected Papers/ Ed. By S.Schlein. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1995.

275. Fisher R.J. The Social Psychology of Intergroup and International Conflict Resolution. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.

276. Freud S. Group Psychology and the Analysis of the Ego (1921) // The Standard Edition of the Compete Works. Vol. XY111. Hogarth Press, 1957.

277. Herskovits M.J. Les bases de Г anthropologic culturelle. Paris: Payot, 1967.

278. Lange K. Das Wesen der Kunst. 1901. Bd.I.

279. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954.

280. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.

281. Parsons T Some Theoretical Considerations on the Nature and Trends of Change of Ethnicity // Glaser N., Mounihan D. (Eds.). Ethnicity, Theory and Experience. Cambridge: Harvard University Press, 1975.

282. Ross M.H. Psychocultural Interpretatation Theory and Peacemaking in Ethnic Conflict // Political Psychology. 1995. Vol. 16. №3. P.523-545.

283. Schachter S. The Psychology of Affiliation: Experimental studies of the

284. Sources of Gregariousness. Stanford University Press, 1959.

285. Schibutani Т., Kwan K.M. Ethnic Stratification: Comparative Approach. Macmillan Co N.Y. London, 1968. P.572-573.

286. Stern P.S. Why do People Sacrifice for their Nations? // Political Psicology. 1995. Vol. 16, №2. P.217-235.

287. Tajfel H. (ed). Social Categorization in the Social Psicology of Integroup Relations. London: Academic Press, 1978.

288. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1994.

289. Turner J., Shaver I., Hogg M. Social categorization, interpersonal attraction and group formation // British Journal of Social Psychology. 1983. №22. P/227-239.

290. Vaughan G., Tajfel H., Williams J. Bias in reward allocation in an intergroup and interpersonal context // Social Psychology Quarterly. 1981. № 44. P37-42.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.