Детерминация особенностей русской философии: историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Крыжановская, Анна Васильевна

  • Крыжановская, Анна Васильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 149
Крыжановская, Анна Васильевна. Детерминация особенностей русской философии: историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тюмень. 2009. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Крыжановская, Анна Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ, ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.1. Историко-социокультурная детерминация становления и развития русской философской мысли.

1.2. Характерные особенности русского самосознания и менталитета, определяющие уникальность русской культуры и русского философского сознания.

1.3. Развитие и национальная специфика русского философского языка как необходимого условия русской философской рефлексии. Становление русской философской терминологии. Художественные и философские ресурсы русского языка.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И МЕНТАЛИТЕТА

2.1. Важнейшие особенности русской философии, обусловленные своеобразием национального менталитета и самосознания.

2.2. Учение о "соборности", "русская идея" и "мессианизм" в детерминирующем русле отечественной духовной традиции.

2.3. Антропоцентризм русской философии как отражение , особенностей национального самосознания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детерминация особенностей русской философии: историко-социокультурный, этнопсихологический и лингвистический аспекты»

Актуальность темы исследования. На рубеже тысячелетий, ставшем для России периодом всестороннего кризиса, прежде всего, в сфере мировоззрения и идеологии, в стране существенно возрос интерес к отечественной истории, культуре и философии. Осмысление и восстановление традиций русского философствования может стать одним из важных факторов благополучного выхода из данного кризиса. Время обезличивания этносов, сокрытия их национального, исторического, культурного своеобразия сменилось временем подъема национального самосознания, что привело к необходимости решать вопросы, связанные с национальной проблематикой, такие как генезис, признаки и особенности развития русской нации, исторический смысл ее бытия и причины жизнестойкости, осмысление великого наследия русской культуры и философии, выявление исторического и культурного потенциала развития русского народа, выработка понимания своей культурно-исторической специфики.

Русская философия^, являясь неотъемлемой частью как русской культуры, так и всего общемирового философского процесса, универсальных проблем и законов мировой философии, одновременно представляет собой выражение национального менталитета и самосознания русского народа, его духовных ценностей и стремлений. Отечественная философская мысль, сосредоточенная на истинных целях и ценностях национального духа, выражающая духовный смысл культурного творчества русского народа, раскрываюш^ задачи России в мировой истории, может способствовать дальнейшему расцвету русского национального самосознания. Подлинное национальное самосознание современных русских философов невозможно без усвоения наследия всей предшествующей отечественной философии.

В течение достаточно длительного периода отечественной истории официально признавалась только марксистско-ленинская философия, как исключительно правильная, другие направления отечественной философии отвергались и порицались. Советская философия, как правило, не исследовала богатые "плоды" историко-философских изысканий больших периодов в 3 развитии русской философии, утаивались и предавались забвению имена очень многих русских мыслителей далекого и недавнего прошлого. Для дальнейшего развития русской культуры, возрождения преемственности философской традиции требуется глубокое изучение их идей. Снятие запрета с русской философии вызвало необходимость в обобщающих трудах, выявляющих ее достижения и характерные особенности. Исследованные в диссертации работы философов "русского зарубежья", написанные в эмиграции в 20-50-е гг. XX в. и переизданные сегодня в России, позволяют воссоздать образ русской духовности в прошлые периоды ее развития, выделить особенности русского самосознания и философской • мысли, представить направления решения < проблемы культурной сущности русской нации. Можно- сказать, что русские философы-эмигранты создали на основе интеграции и переработки данных по истории, философии, социологии, богословию оригинальное культурологическое, философско-историческое, историко- и религиозно-философское россиеведение. Это фундаментальные исследования, философско-исторические статьи, эссе HtA. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И:А. Ильина, Л.П. Карсавина1, П.А., Сорокина, JI. Шестова, Д.С. Мережковского, Г. Флоровского, Г.П. Федотова, C.JI. Франка и других, интерес к их идеям обусловлен актуальностью и современностью рассматриваемых в философском наследии проблем.

Современный этап мировой истории характеризуется двумя основными тенденциями - глобализации и национального самоопределения, для преодоления глобальных проблем мировое сообщество нуждается в понимании общей перспективы развития. Философское наследие России, к примеру, идеи всеединства, космической целостности, активной эволюции, ведущей мир по пути разума и нравственного чувства, может послужить основой, разработки универсальной- этики, осознания человечеством своей планетарной общности.

Для отечественной философии, определяющей в настоящее время свои дальнейшие пути, актуальна^ проблема выявления национальной' специфики русской философской мысли, установления и систематизации ее важнейших особенностей, которая на сегодняшний день еще в полной мере не решена.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена широким нравственно-практическим и культурно-историческим контекстом рассмотрения проблемы.

Степень изученности проблемы. Практически все известные русские философы прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самосознанием и особенностями русской философской мысли. Идеи К.С. Аксакова, П.Е. Астафьева, С.А. Аскольдова, П.А. Бакунина, А.С. Хомякова, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, И.В. Киреевского, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.И. Вернадского, JI.H. Гумилева, Н.Я. Данилевского, В.И. Несмелова, Н.Г. Дебольского, JI.M. Лопатина, А.А. Козлова, В.А. Снегирева, Н.Н. Страхова, К.Н. Леонтьева, Д.С. Мережковского, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина, С.Н. и Е.Н. Трубецких, В.В. Розанова, Н.Ф. Федорова, С.Л. Франка, И.А. Ильина, П.А. Сорокина, Г.П. Федотова, Г.Г. Шпета, Л. Шестова, П. Флоренского, Г. Флоровского и других, рассмотренные в диссертационном исследовании, имеют огромное значение как для философии в целом, так и для современной российской действительности. Работы современных исследователей, посвященные анализу указанных проблем, позволяют представить общую картину их изучения, доказать единый подход к оценке национальной культуры мыслителями различных поколений. При анализе особенностей русского самосознания и русской философской мысли помимо работ классиков русской философии диссертантом рассматривались работы таких современных авторов как С.С. Хоружий, Ю.Ю. Булычёв, А.В. Гулыга, В. Аксючиц, А.Ф. Замалеев, И.И. Евлампиев, П.Е. Бойко, В.И. Моисеев, Б. Гройс, Л.А. Коган, Л.В. Карасев, В.В. Колесов, Б.В. Емельянов, М.Н. Громов, Н.П. Ильин (Мальчевский), А.Г. Здравомыслов, Ф.И. Гиренок, Г. Никишов, П.П. Гайденко, К. Касьянова, В. Кожинов, С.В. Перевезенцев, A.M. Песков, О.В. Рябов, В.Ш. Сабиров, В.В. Сербиненко, З.В. Сикевич, И.Л. Солоневич и других. Проблеме русского менталитета, особенностям русского самосознания и психологии, определяющим культурное и социальное бытие русской нации, уделяют также пристальное, хотя часто необъективное, внимание и многие зарубежные исследователи. В частности, в 5 диссертационном исследовании рассматриваются характеристики, данные следующими зарубежными авторами: В. Шубарт, Р. Хингли, Дж. Хаббс, А. Инкелес, Т. Масарик, Д. Ранкур-Лаферье, X. Роджер, А. Валицки, В. Звиглянич. В процессе исследования влияния этнолингвистического и этнопсихологического аспектов на формирование философской мысли в целом диссертантом учитывались мнения таких западных философов и языковедов как Ф. Ницше, Г. Гегель, М. Хайдеггер, В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф, А. Вежбицкая.

В последние годы активно предпринимаются попытки создания единой концепции русского самопознания, которая строилась бы с учетом многоплановой духовной традиции — художественной, научно:философской, религиозной. В работах Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Д. Гачева, И.И. Евлампиева, С.С. Хоружего, В.И. Моисеева, Н.П. Ильина и многих других современных авторов' философское, социальное,, идейно-эстетическое наследие русской классики1 рассматривается в контексте исследований национального менталитета и неразрывной общности мировых проблем. Появилось множество литературоведческих работ, касающихся русского самосознания и его проявлений в языке и литературе с точки зрения культурологии. Однако потребуется еще много времени и труда для создания новой системы критериев, которая раскроет единство антропологических, социологических, психологических, этнологических, филологических аспектов.

Существующую литературу на тему России отличает многообразие подходов и идей, она имеет огромное методологическое и мировоззренческое значение, однако на современном этапе профессиональная философия признает, что проблема выявления национальной специфики русской философской мысли полностью еще не разрешена. Углубленное исследование историко-социокультурной, этнопсихологической и лингвистической детерминации становления и развития русского философского сознания в еще большей мере позволит раскрыть типологические особенности русской философии, а также специфику, уникальность и мировое значение духовного наследия России. В определенной мере диссертация реализует потребность в 6 анализе влияния историко-социокультурных, , этнопсихологических и лингвистических оснований на формирование русской философии и ее особенностей. Осознавая: сложность и масштабность задачи решения данной проблемы, автор не претендует на . окончательный результат исследовательской работы.

Объектом исследования' являются? историко-социокультурные и этнопсихологические; основания становления и развития русской философской мысли, а также специфика языка русской' философии, как существенного и необходимого условия; русской философской рефлексии, определяемая историей его фррмирования, основными параметрами русской языковой картины мира и характером русского философского мышления. Предмет5 изучения историко-социокультурная, этнопсихологическая и лингвистическая детерминация особенностей русской философии за период с XI по XXI век, определяющих ее национальную специфику.

Цель исследования - выявление специфической» системы, детерминантов особенностей русской философии, сложившейся в условиях евразийской цивилизации; г % .

В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:

- выявление элементов историко-социокультурной детерминации русской философской мысли;

- исследование этаповфазвития-русского литературного и философского языка, как одного из аспектов детерминации особенностей русской философии, его функциональных компонентов и специфических особенностей, становления русской философской терминологии;

- поэлементный историко-философский и антропологический анализ системы характерных особенностей русского самосознания и менталитета, определяющих уникальность;:русского; философского сознания, таких как,

• соборное начало; бинарность. сознания, антиномизм, присутствие двух начал -восточного и западного; всечеловечность, мессианское сознание, интуитивное познание религиозного, преобладание образно-понятийного типа познания и многих других;

- характеристика важнейших особенностей русской философии в контексте их этнопсихологической детерминации.

Положения, выносимые на.защиту:

1. Вследствие со-бытийствования многих факторов, определивших самобытный характер русской философии как значимого социокультурного явления, таких как ее формирование в условиях уже достаточно зрелой философской мысли, уникальная историческая обстановка, евроазиатское положение и, как результат, - со-существование в русской мысли западного и восточного влияний, присутствие двойной детерминации становления русской философии - как отражение архетипов национального сознания, и влияние извне, и некоторых других факторов, русская философская мысль получила сложное развитие. С одной стороны, имела место открытость интеллектуальным достижениям запада, их усвоение и переработка, с другой -внутреннее сопротивление западному идейному влиянию, борьба с доминированием рационализма, эмпиризма и индивидуализма; отрицание отвлеченности от живых личных и общественных процессов, нежизненности западной философии, и, как реакция на давление западной философской мысли, - излишняя удаленность от гносеологии, увлеченность православием. В связи с вышесказанным, можно утверждать факт развития русской философии не только благодаря влиянию западной философии, но и вопреки ее давлению, а также наличие подобия и оппозиции, принципа дополнительности и противостояния между русской и западной философиями.

2. Лингвистический и филологический аспекты детерминации особенностей русской философии оказали огромное влияние на развитие русской мысли. Специфика русского языка создает своеобразную языковую картину мира, структуру мышления и форму выражения мысли, в частности, философской, а именно, холистический, эмоционально-образный, метафорический, художественный стиль мышления, философствования и изложения, предпочитающий интуитивные прозрения, а не строгие логические рассуждения.

3. Важнейшими особенностями и качествами русской философской мысли, которые сформировались в специфических . историко-социокультурных и географических условиях, опираются на характерные феномены русской культуры и прямо отражают русское самосознание и менталитет, являются^ по мнению диссертанта^ следующие: синтетически-целостный подход к познанию реальности, проблема взаимоотношений России и Европы, историософичность, антисхоластичность, живознание, отсутствие утилитаризма, глубокая разработка философского концепта "всеединство", антропоцентризм, антропокосмизм, космософийность, панэтизм, кардиоцентричность, соборность, русская идея, мессианизм, отсутствие строгой системы^ рассредоточение в контексте: культуры,, литературоцентризм, эстетический; характер, эмоционально-образный, художественно-поэтический, художественно-публицистический: стиль философствования. Необходимо отметить, что многие элементы русской мысли выступают как; ее особенности не по причине их уникальности для философии в; целом, а по степени, их исторической совместимости, со-бытийствоваиия и глубины проработки в русской философии. л

Методологическая и теоретическая основа1 исследования. Для решения задач диссертационного исследования использовался? метод историко-философской реконструкции, включающий в себя методики первичного' (при изучении источников) и вторичного (при использовании критической литературы) анализа данных. Использовались также дескриптивный метод, методы социокультурного, социально-психологического, компаративного анализа, принцип целостного подхода к предмету исследования, элементы лингвистического анализа. В работе представлена экспликация художественных идей русской словесности при анализе национального самосознания и менталитета, полифония взглядов; русских мыслителей, отраженных в оригинальных и критических текстах.

Материалом исследования; послужили тексты классических произведений русской философской мысли, работы современных философов,, тексты диссертаций по различным философским дисциплинам, литературные и критические труды русских и зарубежных мыслителей прошлого и 9 настоящего, в которых наиболее полно раскрывается проблема становления и развития русской философской мысли в ее связи со спецификой русской истории, культуры, самосознания и менталитета и особенностями русского литературного и философского языка.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- Расширен и уточнен состав детерминантов специфики русской философской мысли с учетом исторической вертикали и социокультурной горизонтали, а также лингвистического и филологического аспектов.

- Отмечено со-бытийствование (интеграция) различных факторов, влияющих на формирование национальных особенностей и характер русской философии.

- Произведен компаративный анализ особенностей западноевропейской и русской философий. Охарактеризована картина несовпадения русского и западного философского момента с целью решения проблемы влияния внутренних и внешних детерминантов на смысл и специфику русской философской мысли.

- Всесторонне рассмотрены развитие русской философской мысли и

А ^ формирование ее важнейших особенностей за период с XI по XXI век, обусловленные спецификой конкретных историко-социокультурных условий и в контексте становления русского национального самосознания.

- Детально исследованы этапы развития и национальная специфика русского философского языка как необходимого условия русской философской рефлексии, становление русской философской терминологии, неразрывная связь особенностей русского философского языка с концепцией и структурой русского литературного языка и сущностью русской духовности.

- Выполнен поэлементный историко-философский и антропологический анализ характерных особенностей русского самосознания и менталитета, обусловливающих уникальность русского философского сознания, таких как соборное начало, бинарность сознания, антиномизм, присутствие двух начал -восточного и западного, всечеловечность, мессианское сознание, интуитивное познание религиозного, преобладание образно-понятийного типа познания и многих других.

- Максимально полно и многоаспектно отражены особенности и качества русской философской мысли в контексте их этнопсихологической детерминации - влияния конкретных черт национального самосознания, менталитета и духовной культуры, сформировавшихся в специфических историко-социокультурных условиях.

Научная новизна заключается также в осуществленном в работе междисциплинарном анализе . {на стыке философии, лингвистики и филологии).

Научно-практическое значение исследования. Основные выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы для расширения и углубления проблематики курсов и спецкурсов по русской философии; кроме того, основные положения диссертации могут быть взяты за • основу или в качестве дополнения для дальнейших исследований, рассматривающих специфику русской философии. Материал диссертации может быть использован для решения проблемы типологизации русской философской мысли.

Апробация работы. Основные идеи диссертационного исследования изложены в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках материалов региональных, всероссийских и международных научно-практических и научно-методических конференций.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,4 п. л., включая статью, опубликованную в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов кандидатских диссертаций.

Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, которые подразделяются на 6 параграфов, заключения, библиографического списка исследованной и использованной при написании работы литературы, включающего 256 наименований. Объем исследования составляет 147 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Крыжановская, Анна Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование, направленное на выявление специфической системы детерминантов особенностей русской философии и анализ ее конкретных особенностей, сформировавшихся за период с XI по XXI век и определяющих национальную специфику русской философской мысли, позволяет сделать следующие основные выводы по проблеме. Историко-социокультурные условия, сложившиеся в России за последнее тысячелетие, оказали существенное влияние на формирование русского национального менталитета и самосознания, и, как следствие, на развитие русской философской мысли, становление ее характерных особенностей и фундаментальных отличий как от западной, так и от восточной философий. Специфика становления русской философии заключалась в со-бытийствовании (интеграции) множества различных факторов, воздействовавших на ее развитие, в частности: начало ее формирования в условиях достаточно зрелой философской мысли народов запада и востока; евроазиатское положение, способствовавшее проявлению в русской мысли как западного, так и восточных влияний; открытость западу, усвоение и переработка его философской мысли и одновременно - внутреннее сопротивление западному идейному влиянию, борьба с доминированием рационализма, эмпиризма и индивидуализма, отрицание отвлеченности от живых личных и общественных процессов, нежизненности западной философии, и, как следствие, - излишняя удаленность от гносеологии, увлеченность православием как реакция на давление западной философской мысли. В результате сложилось сложное сочетание традиций мировой философской мысли и свободного, оригинального творчества русских мыслителей, собственных, уникальных национальных духовных традиций и интенций. В связи с вышесказанным, можно утверждать факт развития русской философии не только благодаря влиянию западной философии, но и вопреки ее давлению, а также наличие подобия и оппозиции, принципа дополнительности и противостояния между русской и западной философиями.

Национальное самосознание, являясь ключевым фактором бытия нации, необходимым для сохранения устойчивости этноса и противодействующим её ассимиляции другими народами человечества, выражается в культурном, религиозном, хозяйственном, государственном сознании народа. Многие русские философы полагают, что личное самосознание неотделимо от национального, полноценное развитие личного самосознания немыслимо без понимания исторического призвания своего народа, его стремлений, склонностей, дарований и т.п. В то время как другие признаки этноса могут существенно изменяться, этническое самосознание - вечная душа народа, или его национальный дух, - остается устойчивым критерием. Что касается традиционного русского самосознания, то оно всегда было иерархично и состояло, по меньшей мере, из двух типов мировоззрения: этноцентризма -осознания России как высшей ценности, и теоцентризма - воззрений о высшем смысле жизни. Такое сознание было, в значительной степени, разрушено, в настоящее время некоторые исследователи указывают на преобладание антропоцентризма в современном русском самосознании. Русский национальный менталитет и самосознание формируются противоречивым многообразием духовно-нравственных ценностей. Осуществленный в работе поэлементный историко-философский и антропологический анализ системы характерных особенностей русского самосознания и менталитета, обусловливающих уникальность русской культуры и русского философского сознания, позволил диссертанту выделить следующие: приоритет духовного начала; принцип целостности бытия, целостности человеческого духа, целостность сознания и мировосприятия; экзистенциальная направленность духа; устойчивость в сохранении традиций, стойкость к давлению извне; оптимистическое мироощущение; свобода духа; стремление к вольнице; самодостаточность; многосторонность; всечеловечность; мессианское сознание; метафорическое мышление; образно-понятийное познание; соборное начало; стремление к личному самосознанию; особое чувство справедливости; загадочность, присутствие иррационального начала; стремление к высшим формам опыта, ориентация на Абсолют; интуитивное познание религиозного; отсутствие утилитаризма; эсхатологическое сознание;

127 апокалиптическая устремленность; нигилизм как отражение радикализма; присутствие двух начал - восточного и западного; чуткость к различению добра и зла; максимализм; осознание себя всей Россией; национальная скромность, самокритика, русофобская настроенность среди русских; недооценка национального; бинарность сознания; противоречивость характера, поляризованность души, совмещение антагонистических характеристик, антиномизм.

Специфика русского литературного и философского языка, как одного из аспектов детерминации особенностей русской философии, имела огромное значение для развития русской философской мысли. Существует непосредственная взаимосвязь между философией и лингвистикой в решении проблем, касающихся самосознания нации, оценки и самооценки человека и народа, теории языка, мышления и др. Важными аспектами темы взаимосвязи языка и философии являются вопросы об этническом и универсальном началах в языке и философии и о связи родного языка и национальной философии. В языке, в семантике языковых знаков, и, в конечном итоге, в создаваемой языковой картине мира, отражается идеальный образ реального мира, складывающийся в сознании человека. Исторический опыт народа, его культура, образ жизни оказывают существенное влияние на способ воспроизведения реальности в национальном языке. В логике национального языка проявляется коллективное бессознательное народа, язык влияет на формирование национального самосознания, в котором, несмотря на изменения, которым оно подвергается, остаются постоянные элементы -"первоформы" или "предсуществующее" (термин А. Ф. Лосева). Своеобразие российского исторического бытия, особенности русского менталитета, образно-понятийный тип русского мышления обусловили феномен литературоцентризма, понимаемого как комплекс явлений, включающий, помимо прочего, замену концептуальной, понятийной философии художественно-философским творчеством. Логика русского языка может отличаться от формальной логики и основываться на неожиданно возникающих мыслях или афоризмах, что в высшей степени характерно, например, для творчества В.В. Розанова. Для русской философии в целом

128 жанр и стиль изложения всегда был философской проблемой, которая разрешалась не столько теоретически, сколько практически. Для русского философствования характерна языковая свобода мышления и нетрактатный тип построения философских произведений. Для многих русских мыслителей смысл философии заключался не в рациональном, теоретическом решении жизненных проблем, а в большей мере в осмыслении, принимавшем художественную, публицистическую или поэтическую формы, причин человеческих страданий, постоянного противоборства добра и зла и т.п. Художественность русской философии, отличающая ее от рациональности философии западноевропейской, может быть названа в качестве одной из основных ее особенностей. Для русской культуры характерны феномены философии в образах как следствие склонности русского философского мышления к поэтичности и образному мышлению. Основной базой для выработки языкового массива философской терминологии стала русская этнокультура. Русскому философскому языку в целом присущи идиоматичность, художественно-поэтический, художественнопублицистический стили, эмоционально-психологический характер, личностный подход.

Характеризуя важнейшие особенности русской философии, автор придерживается идеи, что философия есть не только размышления о всеобщем и вечном, о предельных основаниях бытия, но и прямое воплощение общей структуры сознания и самосознания конкретной нации и исторической эпохи. ". существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения", - утверждал Б.П. Вышеславцев. Одной из основных особенностей русской философии является отсутствие стремления к созданию теоретических систем, к разработке строгого категориального аппарата, в ней доминирует интуитивно-образное восприятие мира, обусловленное присущим русскому сознанию метафорическим типом мышления. Проблемы, решаемые русской философией в течение всего периода ее развития, имели как общемировое, глобальное значение - смысл истории, добро и зло как ее движущие силы, сущность человека, всеобщие начала человеческой культуры и др., так и

129 специфически национальное - роль России во всемирной истории, ее историческая миссия, поиск национальной идентичности и т.п.

И общемировые, и национальные проблемы решаются русской философией особым, присущим только ей образом, - русскую философию часто характеризуют при помощи следующих определений: "философия как исповедь", "философия как страстное письмо", "сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении", "мистический опыт" и т.п. Мысль в русской философии часто выражается в особой "литературоцентрической", литургически-иконописной, либо отечески-поучительной форме. По сравнению с западноевропейской, русская философия всегда отстаивала иные ценности и идеалы, к примеру, рациональному знанию и иррациональной воле в ней противопоставлены "несвоевременные мысли" и "архаичные" понятия любви, стыда, совести. Существенной ее особенностью является тесное слияние на протяжении веков с православным богословием. В русской философии социально-философская и философско-историческая проблематика тесно связана с онтологическими, гносеологическими, антропологическими, этическими проблемами, часто проникнутыми религиозным содержанием. Эта многоплановость категориальных структур, с одной стороны, затрудняет осмысление русской философии, направленной на синтез науки, искусства, религии, разума, чувства, воли ("свободная теософия" В. Соловьёва), а с другой стороны, определяет своеобразие ее стиля в форме публицистики или художественной литературы, предоставляющих широкие возможности для постановки и решения философских проблем, но не ограничивающих мыслителя жесткими логическими и категориальными рамками. По мнению многих русских философов, специфическое призвание России вообще и русской философии, в частности, состоит в том, чтобы самим своим существованием ограничивать западную претензию на всеобщность мышления. Русская философская мысль дуалистична по своей природе, что отражается в совмещении в ней полярных понятий, рационального и сверхрационального. Коренным отличием русской философской мысли от рационалистического спокойствия западноевропейской мысли многие исследователи считают "мучительное

130 размышление", способность остро осознавать трагизм бытия. Для решения проблемы всеобъемлющего осмысления бытия человека и его внутреннего мира в русской философии разработан новый образ разума и рациональности, подразумевающий не господство иррационализма, отбрасывание разума, а дополнение его другими элементами культуры, при этом субъект познания является целостным, обладающим, помимо разума, верой, интуицией, чувствами. "Всечеловечность" русского самосознания выразилась в универсализме, нацеленности русской философии на решение мировых проблем (кризис, культуры, универсальный гуманизм, преодоление смерти, обоснование космического существования человечества и др.).

Можно утверждать, что русской духовной традиции всегда был присущ глобальный подход, положенный в дальнейшем в основу религиозно -философских систем Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, JL Карсавина. Глубокая разработка философского концепта "всеединство", выражающего стремление к синтезу множества различных начал, - еще одна характерная особенность русской философской мысли, обусловленная целостностью русского сознания и мировосприятия. Первостепенной целью русской философии всеединства явилась разработка философии и методологии синтеза как центральной задачи философии в целом. Автор согласен с мнением многих русских мыслителей, что одной из наиболее типичных черт русской философии, определяющих ее самобытность как национальной философской школы, является ее антропоцентризм, с которым связана такая ее особенность, как сосредоточенность на моральных ценностях и нравственных идеалах. Многие элементы русской мысли выступают как ее особенности не по причине их уникальности для философии в целом, а по степени их важности и глубины проработки в русской философии. В заключение хотелось бы привести высказывание современного философа Б.В. Емельянова: "Русская философия обладает всеми достоинствами национальной философии, внося свой вклад в развитие философской мысли человечества" [86, с.7]. По мнению диссертанта, это высказывание точно характеризует роль русской философии, как значительной части русской культуры, в общемировом философском процессе.

131

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Крыжановская, Анна Васильевна, 2009 год

1. Абрамов А.И. К вопросу об особенностях русского средневекового философствования// Социокультурные характеристики средневековой философии. М.: ИФ АН СССР, 1990. с.78-89.

2. Аксаков К.С. О русском воззрении. // Русская идея. Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 496 с.

3. Алексеева И.Ю. Философия в современной России и русская философия. //Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. - М.: Академический Проект, 1999. - 944 с.

4. Анисин А.Л. Основания и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни: автореф. дисс. канд. филос. наук. Тюменский гос. ун-т, Ин-т философии и права УрО РАН. Тюмень, 1997.

5. Андреев А. Очерки русской этнопсихологии. СПб.: Тропа Троянова, 2000. - 250 с.

6. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции (1918). // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 607 с.

7. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2Т. М.: Издательство МГУ, 1971.- 858 с.

8. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. - 318с.

9. Астафьев П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения. // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. - 544 с.

10. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. // Вопросы философии. 1996. №12. С. 84-102.

11. Бакунин П. Действительный образ мира. // Основы веры и знания. //http://www.hrono.ru/statii/2005/bakuninobraz.html

12. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. // Вопросы философии, 1991. № 8. С. 47-61.

13. Барабанов Е.В. Русская идея в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии. 1990. №8. С. 62-73.

14. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-320 с.

15. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

16. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. // http://orel.rsl.m/nettexiymssiarL/berdyaev/khomyakov/04.html

17. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М.: Республика, 1992. - С. 295-304.

18. Бердяев Н.А. Истина Православия // Православие: Pro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России: Антология. СПб.: РХГИ, 2001.- 824 с.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека // Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1993. - 423с.

20. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: Сварог, 1997. - 537 с.

21. Бердяев Н.А. Смысл творчества // http://www.vusnet.ru/biblio/archive/berdjaevsmisl

22. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.

23. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

24. Бердяев НА. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607 с.

25. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. // Литературное обозрение. 1990. № 7. С. 90-95.

26. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. - 416 с.

27. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: А. Хомяков и И. Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. - 350 с.

28. Бойко П. Е. Идея России в контексте всемирной истории. Классика исовременность. Автореферат диссертации на соискание учёной степенидоктора философских наук. Ростов-на-Дону, 2006.133

29. Бойко П.Е. Этапы эволюции русской идеи в отечественной историософской мысли, //http://korfo.kubsu.ru/totum/eng/012002/boyko.html

30. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073 и 1076 годов. Киев: Наукова думка, 1990. - 151 с.

31. Буббайер Ф. C.JL Франк. Жизнь и творчество русского философа, 1877 1950. / Пер. с английского Л.Ю. Пантиной. - М.: РОССПЭН, 2001. - 328 стр.

32. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах. М.: Наука, 1993. Т. 1. - 603 е., Т. 2.-751 стр.

33. Булгаков С. Н. Трагедия философии (философия и догмат) // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. М.: Наука, 1993.

34. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1998.-418 с.

35. Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1999. - 447 с.

36. Булычёв Ю.В. Соловьёв и русское культурное самосознание. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Серия "Symposium", выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 329-334.

37. Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух // Русское самосознание. 1999. № 6. // http://russamos.narod.ru/06.htm

38. Булычев Ю.Ю. Христианская философия нации и проблемы русского культурного самосознания. СПб: СПбГПУ, 2004. - 128 с.

39. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Мысль, 1995.-637 с.

40. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, Серия "Эстетика". № 1, 1988. - 64 с.

41. Валишевский К. Иван Грозный. М.: ACT, 2006. - 413 с.

42. Ванчугов В.В. Очерк истории философии "самобытно-русской". М.: РИЦ "Пилигрим", 1994. - 405 с.

43. Введенский А.И. Статьи по философии. Спб.: Изд-во СПб ун., 1996. -227 с.

44. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М.: "Языки русской культуры", 1999. - 780 с.

45. Вернадский В. И. Забытые страницы. В кн.: "Прометей", Сер. «Жизнь замечательных людей» Т. 15. - М.: Молодая гвардия, 1988.

46. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. -463 с.

47. Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. Из глубины: Сборник статей о русской революции М.: Правда, 1991. - 607 с.

48. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-388 с.

49. В.В. Виноградов Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. - 558 с.

50. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. М.: Наука, 1978. - 320 с.

51. Волжский-Глинка А.С. Собрание сочинений в трех книгах. М.: Модест Колеров 2005. - 928с.

52. Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М.: РОССПЭН, 1998. - 325 с.

53. Вышеславцев Б. Значение сердца в религии. //http://www.hesychasm.ru/library/thlg/heart.htm

54. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. - 368 с.

55. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. // http:www.philosophy.ni/library/vopros/l 1 .html

56. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии, N 4, 1990. с.62-87.

57. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 461 с.

58. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. М.: Прогресс- Традиция, 2001. - 470 с.

59. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. JL: Изд-во ЛГУ, 1989. - 743 с.

60. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли. // Вопросы философии. 1966. № 6. С. 121-132

61. Гараева Г.Ф. Русская душа как предмет самопознания в русской философии. //http://www.auditorium.ru/aud/conf/confview.php?cid=590

62. Гасжин В.Н. Проблемы систематизации теоретической философии B.C. Соловьева // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Саратов, 2004. №3.

63. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Инфра - М, 1999. - 367 с.

64. Гачев Г.Д. Национальный Космо-Психо-Логос. // Вопросы философии.1994. № 12. С. 59-78.

65. Гачев Г.Д. Русская дума: Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991.-271с.

66. Гиренок Ф.И. Патология русского ума. М.: Аграф, 1998. - 415 с.

67. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI начала XII вв. // АН УССР. Институт философии. - Киев, 1988. - 215 с.

68. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 52-60.

69. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии //Вопросы философии. № 1, 1994. С. 54-61

70. Громов М.Н. Русская средневековая философия: структура и типология. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук. (09.00.03) // АН СССР, Институт философии. М., 1991. - 38 с.

71. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

72. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы // А. В. Гулыга. М.: Соратник,1995.-310 с.

73. Гулыга А.В. Стать зеркалом души народа // Вопросы философии. 1988. №9. С.114.

74. Гумилев J1.H. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1994. - 335 с.

75. Гумилёв JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

76. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574 с.

77. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 2 т. М.: Советская Россия, 1987. Т. 1.-345 с.

78. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. //http://www.magister.msk.ru/library/dostoevs/dostdnl 5 .htm

79. Евлампиев И.И. Абсолют как св. Троица: С. Булгаков и П. Флоренский. // Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках: русские философы в поисках абсолюта. СПб.: Алетейя, 2000. - 828 с. С. 312-405.

80. Евлампиев И.И. Антропологическая тема в русской философии. // Вестник СПбГУ. Серия 6. Вып. 3, 1998. С. 24-29.

81. Евлампиев И.И. Идея целостности человека в антропологических учениях русской философии. //http//anthropology. rchgi. spb. ru/dokl9 htm

82. Евлампиев И.И. Концепция человека в русском экзистенциализме. //http//anthropology. rchgi. spb. ru/dokl8 htm

83. Евлампиев И.И. О "русском стиле" в истории философии. // http://ideashistory.org.ru/pdfs/23evlampiev.pdf

84. Евлампиев И.И. Проблема человека в русской философии и культуре. //http//anthropology. rchgi. spb. ru/dokl7 htm

85. Емельянов Б.В. Апология русской философии // Емельянов Б.В., Русаков В.М. Пространство и идеи русской философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007. С. 6-16

86. Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 264 с.

87. Ермичев А.А. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. - 116 с .

88. Ерыгин А. Н. Восток. Запад. Россия. Ростов-н/Д: Феникс, 1993. - 120 с.

89. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Языки русской культуры, 1996. - 590 с.

90. Замалеев А.Ф. О некоторых тенденциях развития русской философии в советский период. История философии, культура и мировоззрение. // К 60-летию профессора А.С. Колесникова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 61-67.

91. Замалеев А.Ф. Современная русская философия. Космизм и антропологизм // Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Магистр, 1996. - С. 276-308.

92. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI-XX вв.). 3-е изд., СПб.: Изд. "Летний сад ", 2001. - 398 с.

93. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI—XVI вв.). -Л.: Наука, 1987.-247 с.

94. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика. // Общественные науки и современность. 1997. № 4. С. 115-122.

95. Здравомыслов А.Г. Что значит "быть русским"? //http://dialogs.org.ua/crossroadfull.php?mid=193

96. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 Т. Ростов н /Д.: Феникс, 1999. Т. 1- 544 е., Т. 2. - 544 с.

97. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. -368 с.

98. Иванов В.И. Лик и личины России. М.: Искусство, 1995. - 669 с.

99. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428 с.

100. Изборник: Повести Древней Руси. М.: Художественная литература, 1986.-447 с.

101. Из глубины: Сборник статей о русской революции // С.А. Аскольдов,

102. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 298 с.138

103. Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати. М.: Столица, 1994. - 146 с.

104. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

105. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. - 448 с.

106. Ильин И.А. Для русских. Избранное. Смоленск: Посох, 1995. - 416 с.

107. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 гг. В 2 Т. М.: Рарогь, 1992. Т. 1 - 271 с.

108. Ильин И.А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Собр. соч. в 10 тт. М.: Русская книга, 2001. Т. 6. кн. 3. С. 165-194.

109. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.-368 с.

110. Ильин И.А. О России. Три речи. 1926-1933. // http://www.knyaj.ru/index.php?name=News&file=article&sid=23

111. Ильин И.А. О русском национализме. //http://nationalism.org/rodina/idea/national.htm

112. Ильин И.А. О русской идее. М.: Республика, 1992. - 440 с.

113. Ильин И.А. Философия и жизнь //www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/ilin.html

114. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. //http://www.hrono.info/statii/2005/ilinmoskvam.html

115. История русской философии: Учебник для вузов. / Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 2001. - 639 с.

116. Каменский 3. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб.: РХГИ, 2003. - 536 с.

117. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. Избранная проза и публицистика. М.: Жизнь и мысль, 2002. - 480 с.

118. Карасев JI.B. Русская идея (символика и смысл). // Вопросы философии. 1992. № 8.

119. Карсавин JI. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. Т.1.-325 с.

120. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. // Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Ренессанс, 1993. - 496 с.

121. Караулов Ю.Н. Языковая личность и национальный характер. // Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. С. 182-200.

122. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

123. Касьянова. К. От этноса к нации: русский долгострой. //http://old.russ.ru/antolog/inoe/kasjano.htm

124. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. - 383 с.

125. Климова С.М. Русская интеллигенция: маятник бинарного сознания. "Человек", № 3, 2006. //http://www.courier.com.ru/homo/ho0306klimova.htm

126. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. М.: Мысль, 1989.

127. Коган Л.А. Русская философия как социокультурный феномен. // Проблемы изучения истории русской философии и культуры. // Вопросы философии. 1988. № 9. С. 103-106.

128. Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. Серия "Актуальная история России". М.: ЧАРЛИ, 1997. - 528 с.

129. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М.: Алгоритм, 2002. - 380 с.

130. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб.: Юна, 2002. - 448 с.

131. Кондрашова М.В. Российский менталитет: базовые предпосылки в социальной работе. // www//sociology.ru/science/kondrashova.html

132. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: Изд-во СамГУ, 1995. - 123 с.

133. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России. Начало XX в. М: Мысль, 1980. - 309 с.

134. Культура: мир познания и жизни / Полищук В.И., Новикова М.М., Емельянов Б.В.; под общ. ред. Б.В. Емельянова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. - 380 с.

135. Кюстин Астольф де. Россия в 1839 году. В 2 тт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 528 с.

136. Леонтьев К.Н. Избранное. М.: Московский рабочий, 1993. - 400 с.

137. Леонтьев К.Н. Славянофильство теории и славянофильство жизни // Леонтьев К. Н. Записки отшельника. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. -304 с.

138. Лихачев Д.С. "Небрежение словом" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1976. - Т. 2. - С. 30^1.

139. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М.: Наука, 1970. -180 с.

140. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -360 с.

141. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990. №4. С. 3 6.

142. Ломоносов А.Г. Проблема сознательного формообразования русской философской мысли. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 23, СПб.: С.- Петербургское философское общество, 2002. С.125-131.

143. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избранные статьи. М.: РОССПЭН, 1996. - 560 с.

144. Лосев А.Ф. Русская философия // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. 525 с.

145. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель, 1990. - 320 с.

146. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. 720 с.

147. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-479 с.

148. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

149. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995. 400 с.

150. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. - 399 с.

151. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 272 с.

152. Лотман, Ю.М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б.А. Избранные труды. В 2 тт. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. Т. 1, С. 338-380.

153. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера -история. - М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. - 447 с.

154. Мандельштам Осип. "Сохрани мою речь". Лирика разных лет. Избранная проза. М.: Школа-Пресс, 1994. - 576 с.

155. Маслин М.А. Русская идея. М.: Республика, 1992. - 188 с.

156. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре // О России и русской философской культуре. М.: Наука. 1990. С. 5 48.

157. Меньшиков М.О. Письма к русской нации. М.: Москва, 1999. - 560 с.

158. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. -М.: Советский писатель, 1991. 496 с.

159. Моисеев В.И. Идея ментальной полноты в философии всеединства // Историко-философские исследования: методологические аспекты. Материалы конференции молодых ученых. М.: РГГУ, 1997. - С. 20 - 25.

160. Моисеев В.И. Логика всеединства. М.: ПЕРСЭ, 2002. - 415 с.

161. Моисеев В.И. Логика всеединства как новое прочтение русской философии всеединства // http://www.vyacheslav-moiseev.narod.ru/logvs/lv/lv.htm

162. Моисеев В.И. Логика всеединства Владимира Соловьева // Владимир Соловьев и философско-культурологическая мысль XX века. Материалы Международной научной конференции. Иваново, 17-19 мая 2000 г. С. 10-14.

163. Муравьёв А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М.: Просвещение, 1984. - 336 с.

164. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического. // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 67 83.

165. Несмелов В.И. Наука о человеке. М., 2000. - 900 с.

166. Новик Вениамин. О православном миропонимании // Вопросы философии. № 4, 1993. С. 135-149.

167. Новиков, А.И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб.: Лань, 1998.-320 с.

168. Одоевский В. Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1981.

169. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябьского зарубежья. // Под редакцией М. А. Маслина, М. М. Беляева.- М.: Наука, 1990. 528 с.

170. Очерки истории культуры славян. М.: Индрик, 1996. - 463 с.

171. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М.: Интеграл-Пресс, 2007. -727 с.

172. Перевезенцев С. Тайны русской веры. От язычества к империи. М.: Вече, 2001.-432 с.

173. Переводные памятники философской мысли в Древней Руси: Сб. ст. // Отв. ред. Громов М.Н. М.: ИФРАН, 1992. - 205 с.

174. Песков A.M. Германский комплекс славянофилов. // Вопросы философии. № 8. 1992. С. 105-120.

175. Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века».- Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2003. 360 с.

176. Поляков Л.В. Философия в России, или русская философия. // Вопросы философии. 1988. № 9. С. 92 95.

177. Рожков В.П. Запад и Россия: Философские основания цивилизационной константы общественного сознания. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1998. - 241с.

178. Розанов В.В. Последние листья: Последние листья. 1916 год. Последние листья. 1917 год. Война 1914 года и русское возрождение. М.: Республика, 2000. - 382 с.

179. Розанов В.В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990. - 589 с.

180. Розанов В.В. Люди лунного света. Уединенное. Опавшие листья. // Розанов В.В. Метафизика христианства. В 2-х т. М.: Правда, 1990. Т. 2. - 712 с.

181. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992. -399 с.

182. Розенфельд У.Д. Антропологическая философия в России: проблемы начального этапа развития. / Апология русской философии. Сб. ст. К 70-летию профессора Б.В. Емельянова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005 С. 340-364

183. Русская идея: Сб. ст. / Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. - 496 с.

184. Русская цивилизация и соборность: Сборник. М.: РАН, 1994. - 251 с.

185. Русские: Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. - 413 с.

186. Русский космизм. Антология философской мысли: Фёдоров, Соловьёв, Булгаков, Флоренский, Циолковский, Вернадский и др. М.: Педагогика Пресс, 1993. - 368с.

187. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Просвещение, 1991.-444 с.

188. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. / Авт.-сост. Н.В. Солнцев. -М.: Инфра, 2001.-496 с.

189. Рябов О.В "Mother Russia": Тендерный аспект образа России в западной историософии. // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 116122.

190. Рябов О.В. Россия-Сфинкс: Тендерный аспект западного образа "таинственной русской души". // Тендер как интрига познания. //http://www.owl.ru/library/002t.html

191. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI XX века). -Иваново: "Юнона", 1999. - 359 с.

192. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в русской философии. СПб.: Изд-во С.- Петербургского гос. ун-та, 1995. - 151 с.

193. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв. Курс лекций. -М.: Наука, 1996.

194. Сербиненко В.В. Русская философия. М.: Омега-JI, 2005. - 464 с.

195. Середкина Е.В. Этический глобализм и русская философия //http://anthropology.ru/ru/texts/seredkina/ruethics.html

196. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996. - 204 с.

197. Сикорский Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. № 9, 1993. С. 101-110.

198. Смысл жизни: Антология (В.В. Розанов, В.И. Несмелов, А.И. Введенский, М.А. Тареев, Е.Н. Трубецкой, C.JI. Франк) М.: Прогресс-Культура, 1994. - 592 с.

199. Соловьев B.C. Смысл любви // Сочинения. // Составитель, автор вступительной статьи и примечаний А.В. Гулыга. М.: Раритет, 1994. - 448 с.

200. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. М.: Мысль, 1988. - 823 с.

201. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев В. С. Сочинения. В 2т. М.: Мысль, 1990. Т.2.

202. Солоневич И.Л. Дух народа // Наш современник. № 5. 1990.

203. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Феникс, 1991. - 511 с.

204. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. -351 с.

205. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М.: Наука, 1985. -335 с.

206. Страхов Н. Н. Мир как целое. М.: Айрис-пресс, 2007. - 576 с.

207. Тимофеев А.И. Концепции народного духа у Г. Гегеля и И. Ильина. Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1996.

208. Тихомиров JI.A. Критика демократии. М.: Москва, 1997. - 672 с.

209. Тихомиров М.Н. Философия в Древней Руси // Русская культура X -XVIII вв. М.: Наука, 1968. 448 с. // С. 90-172

210. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи // Избранные произведения. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. С. 372 - 406.

211. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 431с.

212. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. С. 333 - 351.

213. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. // Избранные произведения. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 339-371.

214. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995 - 798 с.

215. Успенский Б.А. Избранные труды: В 2Т. М.: Школа "Языки русской культуры"; 1996. - 607 с.

216. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI-XVII вв.). -М.: Аспект-Пресс, 2002. 560 с.

217. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М.: Гнозис, 1994. - 239 с.

218. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. Сборник статей. / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Наука, 1996. С. 139 - 162.

219. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 415 с.

220. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1991. Т.1 - 351 е.; Т.2 - 350 с.

221. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. Л.: Соборный разум, 1991. - 200 с.

222. Философия филологии. Круглый стол. Новое литературное обозрение. 1996, № 17. С. 45-93.

223. Флоренский П.А. Иконостас // Флоренский П.А. Имена. М.: ACT, 1998. С. 341 -448.

224. Флоренский П. Сочинения. В 2-х Т. М.: Правда, 1990. Т. 1 - Столп и утверждение истины. - 840 с. Т. 2 - У водоразделов мысли. - 448 с.

225. Флоровский Г.В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов //http://www.vehi.net/florovsky/slav.html

226. Флоровский Г.В. Вселенское Предание и славянская идея //http://www.pravbeseda.ru/www/library/index.php?page=book&id=318

227. Флоровский Г.В. Пути русского богословия //http://www.vehi.net/florovsky/puti/index.html

228. Флоровский Г.В. Религиозные темы Достоевского //http ://www.vehi .net/florovsky/ dost.html

229. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

230. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М.: Республика, 1995. С. 419 -632.

231. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 405 - 470

232. Франк С.Л. Смысл жизни. // Франк С.Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. С. 147 216.

233. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607 с.

234. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. 740 с. С. 149 - 160.

235. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х Т. М.: Медиум, 1994.- Т. 1. Работы по историософии. - 590 с.

236. Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина //http://www.bfrz. ru/news/rusfilos/chorygl .htm.147

237. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000 г. - 477 с.

238. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. № 9. С. 139-147.

239. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. - 446 с.

240. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 тт. -М.: Наука, 1991. т. 1. -800 е., т.2 - 670 с.

241. Чумакова Т.В. Образ человека в культуре древней Руси. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. -Санкт-Петербург, 2002.

242. Чурилова Н. А. Русская икона как способ выражения духовного мира. София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Выпуск 6, 2003. //http://www.eunnet.net/sofia/06-2003/text/0622.html

243. Шахматов Б.М. О необходимых основаниях изучения русской философии//Вопросы философии. 1988. № 9. С. 158-159.

244. Шестов JI. Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. - 512 с.

245. Шпет Г.Г. Сочинения М.: Правда, 1989. - 601 с.

246. Шубарт В. Европа и душа Востока. / Перевод с немецкого М.В. Назарова. М.: Эксмо, 2003. - 480 с.

247. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования. (Опыт эстетической антропологии). Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. - 311 с.

248. М. Эпштейн. Русская культура на распутье, гл. 2. // http://www.emory.edu/intelnet/cr2.html

249. Эрн В.Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности // Сочинения. -М.: Правда, 1991.-576 с.

250. Hingley R. The Russian Mind. L., 1977.

251. Hubbs J. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. -Bloomington, 1988.

252. Inkeles A. National Character: A Psycho-Social Perspective. New Brunswick. -L, 1997.

253. Masaryk T.G. The Spirit of Russia: In 3 vol. L., 1968.

254. Rancour-Laferriere D. The Slave Soul of Russia: Moral Masochism and the Cult of Suffering. N.Y.; L., 1995.

255. Rogger H. National Consciousness in Eighteenth-Century Russia. -Cambridge, 1960.

256. Walicki A. The Slavophile Controversy. History of Conservative Utopia in Nineteenth Century Russia. Notre Dame, 1989.

257. Zviglyanich V. The Morphology of Russian Mentality: A Philosophical Inquiry into Conservatism and Pragmatism. Lewinston, Queenston, Lamperter, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.