Детская проза Магомед-Султана Яхьяева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедова, Сагидат Ахмедовна

  • Магомедова, Сагидат Ахмедовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Магомедова, Сагидат Ахмедовна. Детская проза Магомед-Султана Яхьяева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 1999. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедова, Сагидат Ахмедовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА I. Проблемы развития детской литературы

и национальные художественные традиции

1. Идейно-теоретические основы развития детской литературы в СССР (СИГ)

2. Фольклор и традиции детской литературы Дагестана

ГЛАВА II. Концепция нравственности в детскЪй прозе

М.-С. Яхьяева

1. Творческая биография М.-С. Яхьяева

2. Концепция романтического героя, жаждущего нравственного совершенствования

3. Концепция справедливого героя

Глава III. Художественно-стилевые особенности

детской прозы М.-С. Яхъяева

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Детская проза Магомед-Султана Яхьяева»

ВВЕДЕНИЕ

Дагестанская многоязычная литература входит в единый Российский творческий процесс как комплексная идейно-эстетическая целостность и своими достижениями обогащает духовную сокровищницу российских народов. Небольшой по территории и количеству населения Дагестан дал миру таких выдающихся мастеров слова, как Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Абдулла Магомедов (к сожалению, он мало переведен на русский язык), Эффенди Капиев, Расул Гамзатов, Ахмедхан Абу-Бакар, Камал Абуков, Магомед-Султан Яхьяев и другие. Их самобытный вклад в цивилизацию XX столетия подтверждает мудрость тезиса М. Горького, прозвучавшего с трибуны Первого Всесоюзного съезда советских писателей страны (1954г.) о том, что «количество народа не влияет на качество таланта» [56].

Творческие поиски отечественных писателей обогатили мировую литературу произведениями историко-социального и эстетического значения, выдвинули на авансцену личность, нацеленную на борьбу с несправедливостью и революционное преобразование общества, создали условия для взаимосвязей и взаимодействия разных художественных традиций и контактов отдельных высокоодаренных индивидуальностей.

Современной наукой уже сделаны определенные шаги: мы имеем в виду выход в свет исследований: «История советской литературы: новый взгляд» 1 и 2 части (по материалам Всесоюзной научной конференции М., Наука, 1993), «Способность к диалогу», 1 и 2 части (М., Наука, 1993), «История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая» Выпуск I (М., Наследие, 1995). В этом плане чрезвычайно интересный материал содержит и заочный «Круглый стол», организованный журналом «Вопросы литературы» на тему «Каким должен быть курс истории литературы?» (1987,9; 1998,1,8; 1996,3; 1997, март-апрель, 1998, январь-февраль)

Проблемы истории, эволюции и современного состояния многоязычной дагестанской литературы в контексте ее многомерных связей с художественными исканиями русской литературы и литератур народов Северного Кавказа, Востока обстоятельно изучены в монографиях Г. Гамзатова, М. Чудаковой, С. Алиева, К. Абукова, ,3. Акавова, А-К. Абдуллатипова, С. Акбиева, Г. Мусахановой, С. Хайбуллаева, С. Ахмедова, А. Вагидова, И. Асекова, М. Гусейнова, Ш. Мазанаева и др. Эти работы отличаются концептуальной четкостью: построены по принципу реальное и мнимое в национальных литературах.

Достижения дагестанской литературы, при наличии и определенных, может быть, даже неизбежных упущений, по наблюдениям названных выше и других авторитетных исследователей - неоспоримы. Вместе с тем ученые не всегда принимают во внимание успехи дагестанской литературы для детей. Она, действительно, располагает богатыми традициями, берущими свое начало в фольклоре и письменной литературе 20-х - 30-х годов

Для детей творили талантливые дагестанские писатели, явившиеся одновременно и педагогами, и составителями учебников, хрестоматий для национальных школ: А.Акаев, А-П.Салаватов, А.Аджаматов, Г. Темирханов, Т. Шалбузов, С. Абдуллаев, Ш-Э. Мурадов, И. Керимов и др.

В 30-е-50-е годы переводы русской литературы на языки народов Дагестана были включены как учебный материал в программы по литературе, и при этом особая забота проявлялась в сфере приобщения горских детей к классике и выдающимся произведениям современной русской литературы. Так, увидели свет на родных языках басни Крылова, сказки Пушкина, рассказы для детей Л. Н. Толстого, «Конек-горбунок» Ершова, стихи и сказки К. Чуковского, С. Маршака, повести «Тимур и его команда» и «Юкола» А. Гайдара, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, стихи Г. Ладонщикова, Я. Акима, рассказы М. Прилежаевой и др. Эти книги стали неотъемлемой частью национальной художественной

литературы, они сыграли и поныне играют огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании дагестанских детей и юношества.

В дагестанской литературе для детей был совершен подлинный скачок в связи с выходом в 50-е годы литературно-художественных альманахов «Дружба» на пяти языках народностей Дагестана (аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском и лакском). Примечательно и то, что главными редакторами альманахов были известные дагестанские литераторы Камиль Султанов, Магомед-Султан Яхьяев, Рашид Рашидов, Анвар Аджиев, Магомед-Загид Аминов, которые оказались и самыми любимыми детьми поэтами и писателями.

В течение десятилетий в этих изданиях непременно существовал раздел для детей, который знакомил их на родных языках с фольклором, стихами и поэмами как оригинальными, так и в переводах.

В 1980 году стал выходить в Дагестане и специальный иллюстрированный журнал для детей «Соколенок» - вначале на пяти, затем уже на семи языках. Вокруг детского журнала сплотились талантливые дагестанские писатели как старого поколения, так и молодые: Акай Акаев, Магомед Атабаев, Багаутдин Аджиев, Вагид Атаев, Абдулмежид Межитов, Набиюлла Магомедов, Магомедшапи Минатуллаев, Жаминат Керимова.

Огромный вклад не только в дагестанскую, но и российскую и всесоюзную литературу для детей внесли талантливые поэты Рашид Рашидов и Нуратдин Юсупов. Насыщенность стиха реальным жизненным содержанием, занимательность сюжета, психологически убедительное раскрытие характеров - черты, свойственные их творчеству, обновившие и обогатившие детскую поэзию Дагестана.

Творческий авторитет детской литературы, создаваемой поэтами и писателями Страны гор, высок, и не только в России и СНГ, но и во всем читающем мире. Тому свидетельство - многомиллионные переводы книг для дагестанских детей на многие иностранные языки в Европе и в Азии.

Не без оснований Всесоюзный пленум по детской и юношеской литературе в ноябре 1971 г. был созван в Махачкале , на нем произведения дагестанских писателей получили высокую профессиональную оценку. Еще один значительный факт: апрельский номер журнала «Детская литература» (1977 г.) был полностью посвящен детской литературе Дагестана. Сказанное свидетельствует о том, что дагестанская литература для детей является неотъемлемой частью духовного достояния современного общества.

К сожалению, опыт и достижения дагестанской детской литературы недостаточно исследованы. Нет раздела о путях развития детской литературы и в 2-томном коллективном труде «История дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967), не нашли должного освещения проблемы становления и современного развития детской литературы и в «Очерках» о литературах отдельных народностей Дагестана.

Тонкий критик и исследователь дагестанской литературы Наталья Капиева в обстоятельной статье «Заметки о дагестанской детской литературе» более сорока лет тому назад (1954 г.) писала: в Союзе писателей Дагестана «... вопросами развития детской литературы . . . занимаются от случая к случаю, детских писателей не растят, не вникают глубоко в их работу. Почти ничего не пишут о вопросах развития детской литературной критики» [80].

Однако ощутимых улучшений в этой важной области литературной критики и науки не последовало. Правда, в книгах К. Султанова, М. Гасан-Гусейнова, Каз. Султанова имеются творческие портреты отдельных писателей, наблюдения над стилем ряда произведений и размышления общего характера. Некоторые аспекты зарождения и развития дагестанской детской поэзии освещены в методическом пособии X. Хаметовой «Стих-воспитатель», монографии Ф. Мухамедовой «Дагестанская детская поэзия» и диссертационной работе Н. Аджаматовой «Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец XIX - первая половина XX вв.)».

Ф. Мухамедова в своем монографическом труде «Дагестанская детская поэзия» характеризует зарождение и развитие дагестанской советской детской поэзии. На основе анализа обширного фактического материала рассмотрены пути ее зарождения и становления в 20-40 годы.

Автором подчеркивается, что прежде всего детская поэзия возникла на богатом наследии устного народного творчества, веками выполнявшего воспитательные и познавательные функции, а также этические нормы и эстетические устремления народа.

По мнению Мухамедовой одним из условий, способствовавших зарождению литературы для детей, явилось творчество и деятельность предовых дагестанцев, связанных с просветительством конца XIX - начала XX веков: Г. Алкадари, М-Э Османов, А. Акаев, М. Алибеков.

Ф.Мухамедова считает, что в 30-е годы дагестанская детская литература еще составляла часть «взрослой литературы».

Она упускает из виду, что в 20-е годы, в сборнике стихов. Т.Бейбулатова, А.-П. Салаватова, А. Омаршаева были выделены специальные разделы «Для детей», а кумыкский поэт А.Баширов уже в 30-е годы издавал целые сборники стихотворений для детей: "Мир детей" (1928 г.), "Пионер Кантив" (1934 г.), "Ким не эте?" (1934 г.). Это свидетельствует о том, что детская литература Дагестана стала отпочковываться еще в те времена. В дагестанской детской поэзии 30-40-х годов стихотворная литературная сказка заняла основное место.

Автор далее в своей работе говорит о детской поэзии 50-80-х годов, о путях его развития, проблемах, основных темах. Считает, что одной из развитых тем дагестанской детской поэзии является тема природы, которая имеет огромное нравственное и эстетическое значение.

Н.Аджаматова в диссертации "Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии" (конец XIX - начала XX вв.) прослеживает фольклорные и литературные истоки кумыкской детской поэзии.

В ней говорится о существующих жанрах кумыкского фольклора: колыбельные песни, частушки, игры, считалки, загадки, пословицы, скороговорки, детские сказки и о роли каждого из них в формировании детского мышления, духовно-эстетическом воспитании детей.

Становлению детской литературы способствовало творчество кумыкских поэтов-демократов и просветителей, И.Казака, М.-Э. Османова, А.Акаева, М.Алибекова, Н.Батырмурзаева, Т.Бейбулатова, А.-П. Салаватова, А.Баширова.

Одной из развитых тем дагестанской детской поэзии является тема природы, которая имеет огромное нравственное и эстетическое значение.

В ней говорится о существующих жанрах кумыкского фольклора: колыбельные песни, частушки, игры, считалки, загадки, пословицы, скороговорки, детские сказки, и о роли каждого из них в формировании детского мышления, духовно-эстетическом воспитании детей.

В работе большое место отводится творчеству Абусуфьяна Акаева, который внес в кумыкскую и вообще дагестанскую литературу огромный вклад: это стихи, лирические поэмы, книги светского содержания, антологии фольклора и литературы, словари, дастаны и другие произведения, которые легли в основу детской литературы, просвещения.

Отводится место и творчеству М. Алибекова, в своих произведениях который уделял особое внимание проблемам обучения, воспитания детей. Этих проблем он касался, в частности, в произведениях «Яхсайдагъы кумукъ къызланы арзалары» /«Жалобы девушек из Аксая»/, «Къумукъ яшланы арзасы» / «Жалоба кумыкских детей»/, «Яшланы охутугъуз» / «Обучайте детей». В них автор наряду с призывом отвергнуть старые адаты, мешающие жить нормально, призывает получить образование.

Из сказанного выше, можно заметить, что проблемы дагестанской литературы уже становятся объектом систематического изучения.

По проблематике и по уровню своего творчества заметное место в дагестанской прозе занимает народный писатель Дагестана Магомед-Султан Яхьяев. Его рассказы и повести печатались в журналах «Мурзилка», «Детская литература» и «Соколенок» и давно полюбились детям. В его книгах «Серебряный карандаш», «Герои одной улицы», «Салават», «Таинственный мешок», «Непоседа» дети живут увлеченно, ярко и самое главное - деятельно. Маленькие друзья М-С Яхьяева привлекательны своей непосредственностью, беспокойной мечтой, делом, всецело захватывающим их. Поэтому понятно, что его рассказы и повести массовыми тиражами изданы на русском языке и переведены на многие другие языки (украинский, узбекский, туркменский, татарский, башкирский, осетинский, кабардинский, балкарский, чеченский и др.), а рассказ «Звездочет» увидел свет на языке тамили, который распространен в странах Юго-Восточной Азии.

За книгу «Гости с гор» М-С Яхьяев в 1975 г. удостоен Республиканской ДАССР премии им. С. Стальского в области детской литературы. Это признание такой черты его творчества, как жизненная и психологическая достоверность. На XVI конгрессе Международного Совета по детской литературе Вирцбурге (ФРГ) книги М.-С Яхьява указаны в числе лучших произведений российской советской и детской литературы, которые активно служат нравственному воспитанию детей и молодежи.

В рассказах и повестях М-С Яхьяева, пишет Камал Абуков в предисловии к книге «Здравствуй, папа!», подкупает добрая фантазия, живая разговорная интонация, образный язык и действительно смешные ситуации, в которых оказываются незадачливые герои, и главное, как подчеркивает критик, в них - правда случаев, правда переживаний, правда увлечений, правда поиска и надежды [10].

В настоящем исследовании мы впервые предпринимаем попытку прочтения рассказов и повестей М-С Яхьяева с позиций их воспитательного

значения для детей и юношества. При этом творчество известного кумыкского писателя мы стремимся рассмотреть в сравнении с традициями русской литературы, с многоязычной литературой Дагестана как в прошлом, так и на современном этапах.

Актуальность проблемы. В истории литературы народов Дагестана есть немало творческих судеб, еще не получивших соответствующего историко-культурного и теоретического осмысления. В этом смысле большой научный интерес представляет творчество народного писателя Республики Дагестан М.-С.Яхьяева, писателя многогранного дарования, автора талантливых романов, драматических произведений, публицистических статей, детских повестей и рассказов.

Дагестанская детская литература, в том числе и кумыкская, известна своими творческими традициями. Свой вклад не только в дагестанскую, но и в российскую литературу для детей внес М.-С.Яхьяев. Анализ творчества М.-С. Яхьяева показывает, что главным героем произведений, созданных для детей, выступает правда в ее многообразных проявлениях. Именно правда и становится стержнем нравственности и гражданственности.

Однако это самобытное содержательно-эстетическое достояние мало изучено и совершенно не изучено в монографическом плане. Имеются лишь отдельные статьи и рецензии, опубликованные в периодической печати, посвященные произведениям М.-С. Яхьяева. Статья А.Нариманова "Повесть о Буйнакском // Советский Дагестан N 3, 1979 г.//, С.Алиев, С.Акбиев "Щедрость таланта" // "Дагправда", 1982 г.//, Б.Атаев "Арслан тувгъан уланлар'У/ «Ленин ёлу», 30 октября 1984 г.//, А.Гамидов «Кто виновен?» // «Ленин ёлу», 27 апреля 1989 г.//, Л.Ибрагимова «Портрет времени» // «Советский Дагестан», N 1, 1989 г.//, К.Абуков «Годы исканий и преодолений»// «Дагестанская правда», 11 декабря 1992 г.//.

Данная диссертация является по сути началом в изучении детской кумыкской прозы на примере писателя М.-С. Яхьяева и выявлении его вклада в детскую прозу Дагестана.

Цели и задачи исследования сводятся к изучению детской прозы М-С. Яхьяева и ее воспитательного значения. При этом творчество известного кумыкского писателя мы стремимся рассматривать в сопоставлениях с традициями русской многоязычной российской литературы, с многообразным творческим процессом, характерным для Дагестана как в прошлом, так и на современном этапе. Поставленная цель достигается решением следующих задач: - рассмотрением роли русского литературно -крититческого наследия и художественных традиций в формировании дагестанской детской прозы; осмыслением концепции нравственности в детской прозе М-С. Яхьяева; раскрытием проблематики рассказов и повестей о детях и для детей М-С. Яхьяева; определением роли детской прозы в воспитании подрастающего поколения в результате вклада М-С. Яхьяева.

Объект исследования - сборники рассказов «Таинственный мешок», «Гости с гор», «Мы с Ахмедом», «Серебряный карандаш» и повести «Салават», «Здравствуй, папа!», «Целебный родник» М-С. Яхьяева.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первой попыткой монографического исследования детской прозы народного писателя Республики Дагестан Магомед-Султана Яхьяева. При этом выбран наиболее характерный для его творчества аспект-концепция нравственности в сложном и многогранном комплексе факторов воспитания подрастающего поколения. Автором затронуты и вопросы художественного своеобразия прозы М-С Яхьяева.

Научная новизна работы заключается и в том, что впервые комплексно анализируются детские рассказы и повести М-С. Яхьяева в целях выявления

национального своеобразия характеров героев ребят, живущих в кумыкском ауле, в кумыкской бытовой и нравственной среде.

Методологической и теоретической основой диссертации явились правительственные документы по вопросам литературы и искусства, в том числе и детской литературы, а также работы классиков литературы, крупных теоретиков и историков литературы, в частности A.M. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.Путиловой, В. Александрова, JI. Колесовой и другие.

Вместе с тем, мы исходили из осознания того факта, что прозаик М-С. Яхьяев при художественной разработке проблем нравственности опирался на моральные заповеди, содержащиеся в творческом наследии кумыкских поэтов, писателей, мыслителей, просветителей И. Казака, М.-Э. Османова, М. Алибекова, А. Акаева, Н. Батырмурзаева, Т. Бейбулатова и др.

С учетом специфики объекта исследования в диссертации использованы также достижения и опыт российской литературоведческой науки по изучению путей и особенностей развития многонациональной детской литературы народов бывшего СССР.

Теоретическое и практическое значение. Изложение материала и выводы, содержащиеся в работе, расширяют и углубляют наше представление о круге проблем, связанных с изучением многонациональной детской литературы, ибо наблюдения и суждения о творчестве М-С. Яхьяева обеспечивают выход к аналогичным проблемам родственных литератур Северо-Кавказского региона в целом.

Практическая ценность работы прежде всего заключается в том, что основные научные результаты исследования имеют несомненное значение для изучения истории, путей развития кумыкской детской литературы, критики и литературоведения.

Материалы диссертации могут быть использованы в спецкурсах Дагестанского государственного университета и Дагестанского

государственного педагогического университета, при изучении дагестанской литературы в педколледжах и средних школах республики; они могут стать научной базой хрестоматий и учебных пособий, составляемых в научно-исследовательских институтах республики.

Апробация диссертации. По некоторым аспектам проблемы автор выступала на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых в апреле месяце в ДГПУ (1996, 1997, 1998).

Работа обсуждена и одобрена на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета.

Работа обсуждена и одобрена на заседании сектора методики родных и дагестанских литератур ДНИИ педагогики им. A.A. Тахо-Годи.

По теме диссертации опубликовано в местной печати 4 работы общим объемом 3 п.л. (Сб. работ молодых ученых, сб. статей научных сотрудников НИИ педагогики, журналы и другие издания.)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедова, Сагидат Ахмедовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На становление дагестанской детской прозы значительное влияние оказали творчество передовых деятелей русской и дагестанской культуры: М.Горького, К.Чуковского, А.Луначарского, А. Барто, С.Михалкова, дагестанских представителей М.-Э. Османова, М.Алибекова, А.Акаева, А.-П. Салаватова, А. Баширова и др.

Детская литература была нацелена на обретение таких неотъемлемых черт, как живость и развлекательность, а также была нацелена на высокий уровень подлинного искусства, говорящего на языке живых образов.

Процесс развития детской литературы не был ровным и безоблачным, немалый ущерб нанесли ей критики из "лакировщиков" и проповедники пресловутой "теории бесконфликтности". По их представлениям, литература не должна была показывать юным читателям противоречия и сложности жизни.

В 70-80 годы бурно расцветает дагестанская детская литература,создается научно-обоснованная профессиональная критика, которая не только стимулирует рост детской литературы, но и ограждает ее от натиска догмы и засилия халтуры.

Проблемы нравственности были и остаются неизменной темой дагестанской детской литературы. Дагестанская детская литература располагает четкими идейно-эстетическими критериями, концепцией благородных нравственных идеалов.

Дагестанская детская литература в своем развитии опиралась на богатейший опыт устного народного творчества кумыков и других народов Дагестана. В дагестанской детской литературе бытовала практика переложения и переработки профессиональными литераторами эпических песен, сказок, легенд, баллад, в результате которых рождались произведения нового содержательного и эстетического звучания.

В результате усилий приложенных писателями в дагестанской детской литературе сложилась богатая и своеобразная традиция литературной сказки.

М.-С.Яхьяев - самостоятельный и оригинальный прозаик, пишущий о детях и для детей.

В нашем исследовании проблематику рассказов и повестей о детях и для детей мы связали с биографией и личностными качествами самого автора: принципиальностью, врожденным чувством социальной и межличностной справедливости, неизменной апелляцией к справедливости.

Гражданственность как проявление нравственности была и остается концептуальной точкой опоры всего творчества М.-С.Яхьяева, в том числе и творчества, адресованного детям.

Он - писатель, тонко чувствующий и понимающий психологию детей, постигающий глубину их внутреннего мира, обнаруживающий главную черту их возрастной фазы - максимализм, эмоциональную открытость.

М.-С.Яхьяев в своих произведениях показывает, как жажда открытий, стремление к неизведанному являются залогом нравственности и гражданского становления детей, формирования их личности. Герои этих рассказов открывают для себя красоту и многообразие мира. В своих произведениях он ставит также перед собой гуманную цель, чтобы его рассказы приводили детей к осознанию необходимости беречь красоту родной природы, ее лирическую силу.

М.-С.Яхьяев - писатель многогранного дарования, им созданы историко-документальные и художественные романы, приключенческие повести, социально-психологические рассказы, сатирические рассказы для детей.

М.-С.Яхьяев - писатель, придающий огромное значение природе в духовном развитии детей, их обогащении и в формировании их нравственных позиций.

М.-С. Яхьяев - писатель новой современной формации и широкого историко-эстетического кругозора, художник, обладающий, помимо творческого дара, и талантом восприимчивости.

Самое главное достоинство прозы для детей М.-С.Яхьяева -правдивость характеров, достоверность обстоятельств, и умение раскрывать внутренний мир героев.

Персонажи рассказов, повестей "Салават", "Здравствуй, папа!" Салават, Ахмед и Гаджи - с одной стороны, мальчики смелые, отважные, а с другой, они и романтики, и мечтатели, и просто дети - драчуны, и любители похвастаться, и попозировать. Словом, перед читателями не выдуманные, а настоящие дети, которым присущи все земные проявлени и которые носят черты национальной определенности: угадываемо, что ребята живут в кумыкском ауле, в кумыкской бытовой среде.

Эту национальную определенность прозы М.-С.Яхьяева первыми отметили русские писатели и критики. Так, известный русский прозаик, тогдашний главный редактор журнала "Октябрь" Федор Панферов в 1959 году пишет ректору Литературного института Ю.Лаптеву: "Я прочитал книжечку Яхьяева "Мы с Ахмедом". Автор, безусловно, даровитый человек.

Считаю, что Яхьяева, несомненно, следует включить в список слушателей Высших литературных курсов и не выпускать его самобытное творчество из виду". (13).

Как о высочайшем даре писателя говорил Гоголь о способности "слышать душу человека". Не проводя прямых аналогий, мы приходим к выводу, что М.-С. Яхьяев умеет "слышать душу" детей.

Произведения "Незваные гости", трилогия "Кинжалы обнажены", "Помирать нам некогда", "Смерть победившие", "Три солнца" М.-С. Яхьяева, как и роман "Как закалялась сталь" Н.Островского, "Овод" Э. Войнича, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Железный поток" А.Серафимовича и "Чапаев" Д.Фурманова, являются источниками нравственных ориентиров, для детей и подростков.

Детские рассказы и повести М.-С.Яхьяева во временном срезе повествуют о прошлом, но они сохраняют воспитательную значимость и свою жизненную ценность, поскольку писатель исповедовал в своих книгах: честность, отзывчивость, жажда справедливости, жизненная активность, коллективизм и патриотизм.

Стилю рассказов и повестей для детей и о детях М.-С.Яхьяева характерны две особенности: первая - неубывающая с годами любовь к родному краю, к жизни и быту предгорных аулов; вторая - желание черпать духовное в нравственных идеалах отцов и дедов.

В произведениях созданных для детей и о детях, прозаик М.-С. Яхьяев выработал свой, во многом оригинальный, стиль повествования, способствующий справедливому отображению жизни.

Формула "стиль - это человек" носит по сути универсальный характер, но с меньшими и большими оговорками.

Эта формула приложима и к творчеству М.-С.Яхьяева, но мы оговоримся, что формы и средства художественной изобразительности (т.е. внешние компоненты стиля) в его произведениях для взрослых (к примеру, повесть "Гуляйбат", трилогия "Кинжалы обнажены", "Нам умирать некогда", "Смерть победившие", "В полдневный жар" и т.д.), значительно отличаются от стиляобразующего арсенала произведений для детей. Но целостным и неизменным остается авторское начало - именно "яхьяевское": видение жизни, критерии добра и зла, чувство прекрасного и озабоченность о нравственном здоровье детей.

М.-С. Яхьяев пользуется весьма широким комплексом литературных приемов ("поэтизация обыденного", "национальный колорит", т.е. "атрибуты национальной этики, национального бытия, "провоцирование воображения", "приемы снов", "антропоморфное изображение животных", "прием ассоциаций" и т.д.), которые позволяют оживить, взбодрить развитие сюжета, придать динамику развертывающимся по замыслу событиям.

М.-С.Яхьяев - самобытный писатель, художник, внесший и продолжающий вносить свою неповторимую лепту в отечественную художественную литературу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедова, Сагидат Ахмедовна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги. Статьи.

1.Абакарова Ф. Э. Очерки даргинской советской литературы. -Махачкала, 1969. - 267с.

2. Абакарова Ф. Э. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989, -106с.

3. Абдуллатипов А.-К. Ю. Литература правды жизни. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984, - 128 с. ,

4. Абдуллатипов А.-К. Ю. История кумыкской литературы. 4.1 -Махачкала 1995. - 212 с.

5. Абрамович А. В. О сюжете в детской литературе // Вест. МГУ - Ист. Филолог. Серия, 1959. №4, С. 85-99

6. Абуков К. И. У костра, зажженного М. Горьким. - Махачкала, 1972. -108 с.

7. Абуков К. И. Выход на магистраль. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1976. -174 с.

8. Абуков К. И. Ступени роста.- М.: Сов. Россия,1982. 205 с.

9. Абуков К. И. Разноязычное единство: Обретения и потери.-Махачкала, Дагкнигоздат, 1992. - 236 с.

10. Агатов М. Об авторах ваших книг. М. Изд. «Молодая гвардия», 1972, С. 371с.

11. Аджиев А. М. Дальние дороги песни. - Махачкала, Дагкнигоздат, 1977.

12. Аджиев А. М. Къумукъ халкъ авуз яратывчулугъун школада увйретив,- Махачкала, Дагучпедгиз, 1981. - 25 с.

13. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. . . очерки, статьи, беседы, интервью. - Фрунзе, 1978. - 473 с.

14. Акавов 3. Н. Нравственные истоки. -Махачкала, Дагнигоиздат, Махачкала, 1978. - 76 с.

15.Акбиев С.-М. X. Связь времен и дружба литератур. -Махачкала, Дагникоиздат,1985. - 128 с.

16. Акбиев С.-М. X. Верность дружбы. - Махачала, Дагкнигоиздат, 1989.- 132 с.

17. Акбиев С.-М. X. Истоки. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1995. - 110с.

18. Акимов В. В спорах о художественном методе. -Л.: Худ. лит., 1979.

19. Акимов К. X. Вопросы методики преподавания дагестанской литературы. -Махачкала, Дагучпедгиз,1981. -110 с.

20. Акимов К. X. Лезгинская национальная проза. - Махачкала, Дагкнигоиздат 1998, 136 с.

21. Алиев С. Дорога в современность. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1977. -144 с.

22. Алиев С. Слово, испытанное веками. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989.- 152 с.

23. Александров В. В желудке - целое дерево: Из опыта советской многонациональной детской литературы. - М.: Дет. лит., - 159 с.

24. Арнаутов М. Психология литературного творчества. -М., изд. Прогресс, 1970. - 99 с.

25. Апухтина В. А. Советская проза на современном этапе 60-70-е годы / М.: Изд-во МГУ, 1977. - 60 с.

26. Ахмедов С. X. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1990 - 150 с.

27. Ахмедов С. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1996. - 280 с.

28. Байрамукова Н Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Сов. Писатель, 1975. < •

29. Барто А. Записки детского поэта. - М.: Сов. Писатель, 1978. - 302 с.

30. Баруздин С. А. Заметки о детской литературе. - М.: Дет. лит.: 1975, -366 с.

31. Бабушкина А. П. История русской детской литературы - М.: Учпедгиз,1948. - 480 с.

32. Бегак Б. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе. - М.: Дет. лит., 1971-191 с.

33. Бегак Б. Неиссякаемый родник: Детская литература и народное творчество. - М.: Знание, 1973. - 64 с.

34. Берестов В. Человеку будущих времен // Детская литература, 1962, -М.: Детгиз,1962. - С. 59-67

35. Берестов В. Жизнь и творчество К. Чуковского,- Москва, Детская литература, 1978. - 316 с.

36. Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана: Сб. статей /Махачкала, 1986. - 141 с.

37. Второй Всесоюзный съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М.: Сов. Писатель, 1956, С.22-23.

38. Вагидов А. По пути традиций и поиска. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1976. -

39. Вагидов А. Социалистиский реализм и развитие даргинской литературы. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1987. - 238 с.

40. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор - Иркутстк, 1930- 112 с.

41. Вопросы дагестанской литературы: Сб. статей. - Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1969.-204 с.

42. Выходцев П. Об исторической закономерности взаимосвязей литературы и фольклора // «Русская литература», 1977 № 2

43.Гайнуллин М. X. Татарская литература и публицистика начала 70-х годов. - Казань, 1966.-- 300 с.

44. Гамзатов Р. Сказания. -М.: Молодая гвардия, 1975.

45. Гамзатов Р. Верность таланту (Статьи о Дат. сов. лит.). - Махачкала: Дагучпедгиз 1980 - 256 с.

46. Гамзатов Р. Суди меня по кодексу любви. Размышления о литературе интервью, диалоги, стихи. -М.: Новости. - 1991. - 301 с.

47. Гамзатов Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1982 - 176 с.

48. Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1986. -464 с.

49. Гамзатов Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, Дагучпедгиз. 1990. - 305 с.

50. Ганиева А. В поисках легендарного героя. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1986, 160 с.

51. Гегель Эстетика. М., изд Искусство, т.2,1969. С. 268

52. Гершензон М. «О детской литерературе» // Педагогический вестник 1998 г. 18 апреля.

53. Гусейнов М. Картина эволюции кумыкской прозы 60-80-х годов. Издательство «Наука - Сервис», 1996. - 164 с.

54. Горький М. О детской литературе. -М., Детгиз, 1952. 252 с.

55. Горький М. Полн. собр. соч.: в 30-ти томах. - М.:ГИХЛ,1953, Т27 -400 с.

56. Горький М. О литературе. М., Сов. писатель 1955. С.763.

57. Гордеева Н. М. Критика и литературоведение для детей // Основы литературной критики: Сб. статей. - Ростов-на-Дону, 1975. - С. 60-63.

58. Дагестанские народные сказки /Сост.: подг. текстов и предисл. Н. Капиевой. - М.: Детгиз, 1957. - 136 с.

59.- Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. - М.: Изд.вост.лит.,1962. - 206 с.

60. Дациев А. Нухай Батырмурзаев (1865-1919). Жизнь и творчество. -Махачкала: Дагкнигоиздат,1968. - 36 с.

61. Детская литература. Учебное пособие для школьных отделений педучилищ. Под ред. А. В. Герновского - М.: Просвещение, 1977. - 431 с.

62. Детская литература./ Под редакцией Е. Е. Зубаревой. - 2-е изд. Переработ и допол. -М.: Просвещение, 1985. - 399 с.

63. Джусойты Н. О национальной самобытности. - Вопросы литературы, 1968, № 12-С. 33-53.

64. Джусойты Н. Ожерелье из похвал и упреков. «Лит Россия», 11 апреля, 1969 г.

65. Для человека растущего: Сб. статей, - М.: Сов. Россия, 1959 - 248 с.

66. Жанры фольклора народов Дагестана: Сб. статей. - Махачкала, 1979. - 223 с.

67. Жанры дагестанской советской литературы. - Махачкала. Дагкнигоиздат 1979. - 163 с.

68. Живое единство. -М.: Сов писатель, 1974

69. Журнал Советский Дагестан. 1983, № 1. С. 112

70. Зелинский К. Литература народов СССР. М.: ГИХЛ, 1957.

71. Зубарева Е. Е. Специфика компонентов юмористического в детской художественной литературе. // X зап. МГПИ,1969.

№ 0 328 С.325-343

72. Ивич А. В. Воспоминания поколений. - 4-е изд.. - М.: Дет лит.,1969, 464 с.

73. Из истории литературных связей. М., 1962.

74. Интернациональное и национальное в литературе народов Дагестана. Махачкала, 1973

75. История советской многонациональной литературы в 6-ти томах. М.: Наука, 1970, С. 75.

76. История Дагестана: в 4-х томах. - М.: Наука, 1967-1969: Т.З. 1967, 426 с., Т. 4, 1969,300 с.

77. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. - Махачкала, 1967, Т1, 418 е.; Т.2., 499 с.

78. История Дагестана. Махачкала. Издательство «Юпитер», 1997, С.385.

79. Каймаразов Г. Ш. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе. Москва. Наука. 1988, 441 с.

80. Капиева Н. Заметки о дагестанской детской литературе.// Дагестанская правда, 1954, 18 августа.

81. Капиева Н. Жизнь, прочитанная набело: о творчестве Э. Капиева. -М.: Сов. пис., 1969.,344 с.

82. Капиев Эф. Избранное, М.,ИХЛ, 1966, С.490.

83. Кассиль Л. А. Увидишь будущее. Сборник статей о воспитании и о детской литературе. - Сост. Е. А. Таратута. -М.: Педагогика, 1985, 191с.

84. Кассиев Э. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1982,170 с.

85. Климович Л. О роли русской литературы в развитии литератур Советского Востока. Гослитиздат, 1959

86. Колесова Л. Н. Нравственные испытания в современной прозе для детей. - Петрозаводск, 1987.,92 с.

87. Конрад Н. Запад и Восток. -М.: Наука. 1972,496 с.

88. Корабельников Г. Дорога к образу. -М.: Сов. пис.,1976

89. Книга ведет в жизнь / Об особенностях и воспитательном значении современной литературы для детей и юношества/: Сборник статей./Под редакцией Г. Д. Полозовой. -М.: Просвещение, 1964, 264 с.

90. Крупская Н. К. О детской литературе и детском чтении: Сб. статей и высказываний. - М.: Детгиз, 1954,79 с. ' •

91. Лейбсон В. И. Чему учат стихи ? Детская поэзия и эстетическое воспитание. - М.: Просвещение., 1964, 104 с.

92. Лелевич Г. На путях изучения литературы Дагестана. Сб. статей -Росто-на-Д ону. ,1934.

93. Лукин Ю. Национальное многообразие и интернациональное единство культур народов СССР - «Дружба народов», 1985, № 4

94. Ломидзе Г. В поисках нового -М.: Сов. писатель, 1963, 351 с.

95. Луначарский А. В. Статьи о советской литературе. М., 1958, 192с.

96. Лупанова И. Полвека. Советская детская литература: Очерки. - М.: Дет. лит., 1969, 671 с.

97. Литература Дагестана и жизнь. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1978, С.50, 1986 с.58.

98. Литература Востока в Новое время. -М., изд. МГУ, 1975

99. Литература и жизнь Дагестана. - Махачкала, 1978, 116 с.

100. Мазанаев Ш. А. Русскоязычная литература Дагестана,- Махачкала, Дагкнигоиздат, 1984, 132 с.

101. Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. -Махачкала., Изд. «Юпитер», 1997, 264 с.

102. Маршак С. Воспитание словом -М.: Сов. писатель, 1961, 543 с.

103. Маркс К. И Ф. Энгельс Собр. соч. Том 1., С.6

104. Маркс К. И Ф. Энгельс Собр. соч. Том29., С.492

105. Михалков С. Все начинается с детства. М.: Педагогика, 1980, 180 с.

106. Мотяшов И. Мастерская доброты: Очерки современной детской литературы. - 2-е изд. - М.: Дет. лит., 1974, 318 с.

107. Мусаханова Г. Д. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. -Махачкала., Изд. Даг. Филиала АН СССР. 1959., 116с.

108. Мустафин Р. Национальная форма и взаимодействие литератур. - В . • сб.: Живое единство. -М., Сов. Писатель, 1974.

109. Мухамедова Ф. К. Дагестанская детская поэзия. -Махачкала, Дагучпедгиз, 1991, 110 с.

110. Мещерякова Н. Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 6-7 классах., // Литература в школе N6, 1984.

111. Назаревич А. Ф. В мире горской народной сказки. - Махачкала, 1962, 364 с.

112. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973., 255 с.

113. Новиков В. Советская литература на современном этапе. -М.: Худ. лит., 1978

114. О литературно-художетсвенной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Политиздат, 1978, T.l 1, С. 29-33

115. О друзьях моих и ваших-М.: Дет. лит., 1867,128 с.

116. Османов М.-Э. Нисигьат охуйгъан яшгъа (Назидание учащимся)./Казань: Изд. типографии Домбровского, 1899,22 с.

117. Огнев А. В. Русский советский рассказ 50-70 годов. - М.: Просвещение, 1973, 208 с.

118. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1973, 104 с.

119. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1957. - 205 с.

120. О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 марта 1969.// О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: Сб. документов и материалов. - М.: Мысль, 1972, С. 494-496

121. Панков А. Тема труда в литературе и критике 70-х годов //Литература в школе. 1976, № 3, С.80-85

122. Пахутова Е. О бурятсой детской литературе: Краткий очерк. - Улан-Удэ, 1963, 47 с.

123. Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. - М.: Изд. МГУ, 1976, 208 с.

124. Пословицы и поговорки / Сост. Абдурахманов А. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1983,136 е., На кум. яз.

125. Проблемы художественной формы социалистического реализма. М., изд. Наука, 1971 с.186.

126. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М.: Худ.лит., 1934. С.20

127. Рашидов Р. Слово о дагестанской детской литературе: к VI съезду писателей Дагестана.// Советский Дагестан. 1975, № 5, С.44-46

128. Разумневич В. Книги на всю жизнь: Рассказы о творчестве современных детских писателей, -М.: Просвещение, 1975, 176 с.

129. Разумневич В. С книгой по жизни М., Просвещение, 1986, С.13-14

130. Русская советская повесть 20-30-х годов. - JL: Наука, 1976, 456с.

131. Салаватов А,- П. Айгази. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1988, С.37

132. Сарнов Б. Книга, прочитанная вовремя: О специфике детской литературы // Вопросы литературы, 1961, № 8,С.39-60

133. Сказка о человеке, пустившемся в поиски счастья: Кумыкские народные сказки / Сост. А. М. Аджиев. - Махачкала, 1977, С.93-95

134. Смирнова В. О детях и для детей. - М.: Дет. лит., 1967.,384 с.

135. Старцев И. Детская литература в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, -М.: Детгиз, 1947, 194 с.

136. Сурат И. Русская литературная сказка: История и поэтика. // Вопросы литературы. 1984, № 8, С.262-267.

137. Султанов К. Поэты Дагестана. -Махачкала, Дагкнйгоиздат, 1959, 218 с.

138. Султанов К. Литература кумыков. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1964. 230 с.

139. Султанов К. Д. Певцы разных народов. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1971,300с.

140. Султанов К. Под небом детства. / Заметки о дагестанской советской детской литературе/,М,: Детская литература, 1976, С. 144-163

141. Султанов К. К. Достоинство слова. -Махачкала, Дагкнигоиздат,

1977, С.58

142. Султанов К. Д. Этюды о литературах Дагестана. -М.: Сов. писатель,

1978, 270 с.

143. Султанов К. К. По законам художественности. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1979, 127 с.

144. Султанов К. К. Преемственность и обновление. Современная проза Северного Кавказа и Дагестана. М.: Знание, 1985, 64 с.

145. Советская детская литература. Москва. «Просвещение», 1978, 496 с.

146. Тангрыкулиев К. Детская литература Туркмении: Очерки. - М.: Дет. лит., 1972, 94 с.

147. Тихонов Н. Двойная радуга. -М.: Сов. пис., 1969. 54 с.

148. Тихонов Н. Сыны Дагестана. Стихотворения, переводы, рассказы, повести, статьи, выступления, письма. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1972.

149. Тихоева Е. И. Развитие речи детей. -М.: Просвещение, 1981, 117 с.

150. Толстой А. Собр. соч. Т.10, М., ГИХЛ, 1961, С. 83-84

151. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука 1991 г.,

С.55.

152. Фетисов М. Многонациональный характер советской литературы. -В сб.: Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. Мб изд. АН. СССР, 1961

153. Хазанов Ю. От Эльбруса до Каспия: Заметки о детской литературе Сев. Кавказа // Детская литература, 1966, № 2, С. 46-49

154. Хайбуллаев С. Поэзия мужества и нежности. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1978, 108 с.

155. Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1983,192 с.

156. Хайбуллаев С. Современная дагестанская поэзия. Махачкала, Дагучпедгиз,1997, 164 с.

157. Хайбуллаева X. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Литература народов Дагестана» для 5 класса. Махачкала, Дагучпедгиз, 1981, 40 с.

158. Чуковский К. От двух до пяти. Живой как жизнь. М., «Детская литература», 1968, С.270.

159. Чуковский Стихи и сказки. От двух до пяти. - М.: Дет. лит., 1981, 607 с.

160. Хапсироков X. Пути развития адыгейских литератур. -Черкесск, 1988,218 с..

161. Чернявская Я. И. Советская детская литература. - Минск, 1971, 344с.

162. Чечеклер (Цветы): Альманах кумыкской литературы. - Махачкала: Детгиз, 1940, 402 с.

163. Чудакова М. Наука о литературе или «детское литературоведение?» //Вопросы литературы, 1984, № 11, С. 161-173.

164. Четвертый съезд писателей РСФСР. Стенографический отчет. -М., Современник, 1977, С. 51

165. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Чехова,

• -М.: Сов. пис., 1953

166. Юсупов Н. Кто кого любит. Изд. Детская литература, 1984, Предисловие В. Берестова. С. 5

167. Юсупова Ч. Эпические традиции в поэме Расула Гамзатова «Сказание о Хочбаре» - В сб.: Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала, 1983. 126 с.

168. Юсуфов М. Табасаранская советская литература. - Махачкала, 1986. 136 с.

169. Юсуфов Р. Ю. Страницы пионерской летописи Дагестана. -Махачкала, 1929, 167 с.

170. Ярмыш Ю. Детская литература Украины: Очерки. - М.: Дет. лит., 1982, 184 с.

Авторефераты

171. Абдуллатипова JI. А. Амир Курбанов. Основные мотивы и жанры творчества. Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1998, 16 с.

172. Абуков К. И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей Автореф. дисс. . . . докт. филол. наук. -Махачкала, 1993, 103 с.

173. Аджаматова Н. К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец XIX - первая половина XX вв) Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1993, 21 с.

174. Акбиев С. X. Зарождение и развитие кумыкской старописьменной художественной книги: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1973,19 с.

175. Алиева М. Творчество А. Аджиева: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1975, 25 с.

176. Асеков 3. И. Творчество А.-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1996, 15 с.

177. Ахмедов Ш. Становление и развитие казахской детской литературы: Автореф. дисс. . . . докт. филол. наук. - Алма-Ата, 1971, 95с.

178. Биримбеков 3 Художественное творчество Алибека Фатахова. Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1974, 16 с.

179. Гусейнов М. Кумыкская проза 60-80-х годов. Жанровый аспект изучения: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1992, 21 с.

180. Гулатова А. Е Изучение жизни и творчества А. Б. Коцоева в осетинской средней школе: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Москва, 1978 23 с.

181. Джавадов Г. С. Азербайджанская детская поэзия конца Х1Х-начала ХХвв : Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Баку, 1988, 25 с.

182. Магомедова 3. Зорождение и развитие малой прозы в дагестанской литературе 20-30-х годов: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Тбилиси, 1987, 26 с.

183. Мухамедова Ф. Зарождение и развитие дагестанской советской детской поэзии: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1986, 20 с.

184. Намазов К. М. Этапы развития советской литературы для детей и юношества. 1920-1980: Автореф. дисс. . . . докт. филол. наук. - Баку, 1987, 45 с.

185. Омаршаева Э. М. Характер и конфликт в даргинском историческом романе: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Махачкала, 1997, 28 с.

186. Умарова С. Изучение жизни и творчества Абулькасима Лахути в средней таджикской школе: Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Москва, 1977, 17 с.

187.Ярмыш Ю. Ф. Украинская советская литературная сказка : Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Киев, 1974, 27 с.

Диссертации

188. Алиев С. Зарождение и развитие кумыкской прозы: Дисс... канд. Филол. наук. - Махачкала, 1967, 348 с.

189. Ахмедов С.Х. Формирование и развитие дагестанской прозы: Дисс. ...д-ра филол. наук. - Махачкала. 1990, 419 с.

190. Пашаева Т. И. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы: Дисс. канд. филол. наук. - Махачкала. 1984, 203с.

Источники исследования

1. Яхьяев М.-С. «Гуляйбат». -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1953, 408 с.

2. Ягьияев М.-С. Чакъырылмагъан къонакълар. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1959, 148 с.

3. Яхьяев М.-С. Таинственный мешок. -М., Изд. Детская литература, 1961, 190 с.

4. Ягьияев М.-С. Бир орамны игитлери,- Махачкала, Дагучпедгиз, 1964, 128 с.

5. Ягьияев М-С. Хынжаллар сувурулгъан, -Махачкала, Дагнигоиздат, 1964, 345 с.

6. Ягьияев М-С. Бизге оьлме чола екъ. -Махачкала, Дагкнигоиздат, 1972, 289 с.

7. Ягьияев М-С. Оьлюмден уьст болгъанлар. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1974, 327 с.

8. Яхьяев М-С. Гости с гор. -Москва, Изд. Детская литература, 1974, 127 с.

9. Яхьяев М-С. Три солнца.- Москва, Политиздат, 1978, 415 с.

10. Яхьяев М-С. Здравствуй, папа! -М., Детская литература, 1982, С. 15

11. Ягьияев М-С. Арслан тувгъан уланлар. Дагкнигоиздат, -Махачкала, 1984,252 с.

12. Ягьияев М-С. Дарман булакъ. -Магъачкьала, Дагучпедгиз, 1986, 160 с.

13. Яхьяев М-С. В полдневный жар. -Махачкала, Изд. «Юпитер», 1995, 360 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.