Деятельность писательских организаций Татарии в контексте социокультурной политики в сфере художественной литературы: 20-30 годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Мухаметзянова, Илюза Галимяновна

  • Мухаметзянова, Илюза Галимяновна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 230
Мухаметзянова, Илюза Галимяновна. Деятельность писательских организаций Татарии в контексте социокультурной политики в сфере художественной литературы: 20-30 годы XX века: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2007. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мухаметзянова, Илюза Галимяновна

Введение.

Глава I. Деятельность писательских организаций Татарии в 20-х годах.

1.1. Писательские организации в первой половине 20-х годов.

1.2. Писательские организации в свете социокультурной политики в области художественной литературы во второй половине 20-х годов.

Глава II. История формирования и деятельности Союза писателей Татарстана в 30-х годах XX века.

2.1. Создание писательской организации нового типа.

2.3.Союз советских писателей Татарстана: структура и функциональный аспект деятельности.

Глава III. Социокультурная политика в области литературного творчества.

3.1. Определение творческого метода для советских писателей.

3.2. Природа литературного творчества и алгоритмизация творческой деятельности советских писателей.

3.3. Борьба против формализма и натурализма в писательской среде Татарстана.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деятельность писательских организаций Татарии в контексте социокультурной политики в сфере художественной литературы: 20-30 годы XX века»

Актуальность темы исследования. Проблема «власть и культура» была актуальной во все времена. Однако за последние десятилетия перед писателями и их профессиональными организациями наиболее остро встала проблема определения своего отношения к новым социокультурным реалиям и к новым властным структурам. В этих условиях ещё более актуализировалась потребность рассмотреть весь процесс творческой деятельности советских писателей 20-30-х годов XX века как некое единое целое в контексте социокультурной политики. Это связано с тем, что современное российское общество находится в сложном периоде трансформации. В постсоветский период возникла необходимость конструирования новой модели взаимоотношений писательских организаций и государства.

Вхождение в 90-х годах XX века в новые политические, социально -экономические реалии породило трудности в сфере культуры в целом, художественной литературы в особенности. В этих новых условиях актуализировалась необходимость всестороннего изучения как позитивных, так и негативных сторон развития художественной литературы и писательских организаций в контексте социокультурной политики в этой сфере на предыдущих этапах развития. Решение этой задачи будет способствовать сохранению культурных ценностей, созданных предыдущими поколениями, определению перспектив развития художественной литературы в нашей стране в новых условиях. Этому в значительной мере препятствует недостаточная изученность проблемы в отечественной историографии. Мы исходим из того, что историко-научный анализ проблем возникновения и развития писательских организаций Татарии 20-30-х годов XX века будет способствовать выявлению основных тенденций развития не только художественной литературы, но и культуры в целом в масштабах всей страны тех лет. Осмысление опыта взаимодействия писательских организаций 20-30-х годов с властными структурами позволит несколько по-иному взглянуть на специфику творческой деятельности писателей того времени.

Степень изученности проблемы. В процессе историографического анализа нами применён комбинированный (проблемно-хронологический) принцип. В соответствии с этим принципом выделены следующие группы научной литературы.

Первая группа посвящена проблематике организации труда писателей в 20-30-х годах XX века. К этой группе мы относим произведения тех авторов, которые рассматривали литературное творчество в общетеоретическом плане, выявляли основные тенденции развития художественной литературы в 20—30-х годах XX века и попутно касались деятельности тех или иных писательских объединений. К их числу относятся Михайлов О. Н., Тимофеев JT. И., Халит Г. М. и другие. Общие для многонациональной советской литературы творческие тенденции, а также своеобразие, присущее каждой данной национальной литературе, освещены в многочисленных «Историях».1

Наибольший интерес для нашего исследования представляет работа «История татарской советской литературы», вышедшая в свет в 1965 году. Это достаточно обширное исследование состоит из четырёх глав и охватывает период с 1917 по 1962 годы. В целом эта работа заключает в себе материал, посвященный вопросам творческого характера, где даётся характеристика творческой деятельности таких татарских советских писателей, как М. Гафури, Т. Гиззат, М. Джалиль, Г. Ибрагимов, Ш. Камал, К. Наджми, X. Такташ и других. Для нас наибольший интерес представляют первая и вторая главы указанного исследования. В первой главе -«Становление татарской советской литературы» (1917 - 1929) - кроме вопросов творческого характера, имеется материал, характеризующий общее

1 История русской советской литературы. Т. 1 (1917-1929), T.2. (1930-1941) / Редкол.: А. Г. Дементьев, Л. М. Поляк, Л. И. Тимофеев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 1967; История русской советской литературы / Редкол.: А. И. Метченко и др. - Т. 1. (1917 - 1940). - М.: Издательство Моск. ун-та, 1958; Михайлов О. Н. Русская литература // История советской многонациональной литературы. Т. 1. - М.: Наука, 1970. - с. 95-131; Халит Г. М. Татарская литература // Там же, с. 417-437.

2 История татарской советской литературы / Редкол.: В. Г. Воздвиженский, Л. И. Залеская, 3. С. Кудрина и другие. - М.: Наука, 1965. состояние татарской литературы в постреволюционный период, а также содержится информация о деятельности таких литературных объединений, как «Октябрь» и «Сулф». Во второй главе - «Татарская литература -активный участник социалистического строительства (1930 - 1941)» -наиболее ценной для нас является информация о деятельности Первого съезда татарских писателей, проходившего в июле 1934 года.

В последнее десятилетие наблюдается активное стремление исследовать процесс формирования и исторического развития писательских организаций 20-30-х годов с применением новых подходов, историко-литературных выводов и наблюдений, накопленных в постсоветский период. В научный оборот были введены ранее неизвестные факты, появились документальные публикации. Это нашло отражение в работе «Литературные манифесты: от символизма до «Октября»».3

Информация о деятельности тех или иных писательских объединений Татарии рассматриваемого нами периода содержится в монографиях и отдельных публикациях в виде статей. К числу таких работ относятся монография Р. К. Валеева,4 статьи В. Баранова5 и О. JI. Малышевой,6 а также 7 труды Л. Ломидзе, Д. Семеновского, Л. И. Тимофеева и других.

В то же время с сожалением приходится констатировать тот факт, что истории возникновения и деятельности писательских объединений 20-х годов и особенно ССПТ уделялось мало внимания. Следует подчеркнуть мысль о том, что история формирования и деятельности писательских организаций требует новых историко-научных исследований.

3 Литературные манифесты: от символизма до «Октября» / Сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. - М.: Аграф, 2001.

4 Валеев Р. К. Прерванная молитва (на тат. яз.). - Казань: Таткнигоиздат, 2007.

5 Баранов В. «Надо прекословить!» М. Горький и создание Союза писателей // Вопросы литературы. - 2003. - №5.-С.34-56.

6 Малышева О. Л. НЭП и становление советской культуры в Татарстане // Аргамак. - 1999. - №9-10. -С.104- 110.

7 Семеновский Д. О татарской художественной литературе. Материалы к Первому Всесоюзному съезду советских писателей. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1934; Тимофеев Л. И. На пути к творческому единству (1919-1931)// История советской многонациональной литературы. Т.1. / Ред. Л. И. Тимофеев. - М.: Наука, 1970; Ломидзе Л. Дорога к единству // Вопросы литературы. - 1984. - №8. -С.19-41.

Во вторую группу выделены труды, авторы которых освещают различные аспекты общей проблемы литературного творчества в рассматриваемый нами период, а также биографии8 тех или иных писателей, но они менее всего касаются истории писательских организаций. Их труды явились большим подспорьем для нас. В такого рода работах, как правило, в центре внимания находятся проблемы, связанные с содержанием и формой того или иного художественного произведения, проблемой стиля, приёмами построения художественного образа. Авторы занимаются выявлением уровня воплощения взаимосвязей идейных, социальных начал тем или иным писателем в своём творчестве. К их числу относятся работы Р. Арсланбекова, М. X. Гайнуллина, Ф. Г. Галимуллина, К. Т. Гизатова, 3. И. Усмановой, М. X. Хасанова, Г. Халита, и других.9

Третья группа. Поскольку в рассматриваемый нами период творческий метод советских писателей находился в центре внимания не только самих писателей, литературоведов, литературных критиков, но и более всего высших партийных органов, то мы сочли необходимым выделить труды тех авторов, которые специально сосредотачивали своё внимание на этой проблеме, в отдельную группу. По справедливому утверждению академика М. Б. Храпченко, споры о месте и роли идейных начал, а также о взаимосвязи

8 Гизатуллин Н. Г. Кави Наджми. Критико-биографический очерк. - Казань: Таткнигоиздат, 1957; Мустафин Р. А. Литературные портреты. Абдрахман Абсалямов, Хасан Туфан, Сибгат Хаким. - Казань: Таткнигоиздат, 1966; Магдеев M. С. Маджит Гафури (1880-1934). Краткий очерк жизни и творчества. К 100-летию со дня рождения. - Казань: Таткнигоиздат, 1980; Ахмадуллин А. Г. Галиаскар Камал / А. Ахмадуллин, Б. Гиззат, X. Махмудов. - Казань: Таткнигоиздат, 1981; Мустафин Р. А. Образ времени: Статьи. - Казань: Таткнигоиздат, 1981; Игламов Р. М. Выдающийся драматург: (О К. Тинчурине). - Казань: Таткнигоиздат, 1987; Бикмухаметов Р. Г. Муса Джалиль: Личность. Творчество. Жизнь. - М.: Художественная литература, 1989; Мустафин Р. А. Древняя и вечно молодая: Литературные портреты татарских поэтов. - Казань: Таткнигоиздат, 1991 и другие.

9 Усманова 3. И. Адель Кутуй. Жизнь и творчество. - Казань: Таткнигоиздат, 1966; Халит Г. Герои рождённые революцией. - Казань: Таткнигоиздат, 1967; Хасанов М. X. Галимджан Ибрагимов. - Казань: Таткнигоиздат, 1977; Гайнуллин M. X. Галиаскар Камал (1879 - 1933): Очерк жизни и творчества. К 100-летию со дня рождения. - Казань: Таткнигоиздат, 1978; Халит Г. Поэзия дерзаний: (Творчество X. Такташа и вопросы метода, героя и стиля в татарской поэзии 20-х годов). - Казань: Таткнигоиздат, 1980; Махмудов А. Г. Эстетические идеалы в творчестве Мусы Джалиля. - Казань: Таткнигоиздат, 1980; Хасанов M. X. Писатель, учёный, революционер: страницы жизни и творчества Г. Ибрагимова. - M.: Наука, 1987; Гизатов К. Т. Тази Гиззат. Мысли. Воспоминания. Письма. Беседы. - Казань: Мастер - Лайн, 2000; Галимуллин Ф. Г. Гордость татарской литературы (К 100-летию X. Такташа) // Научный Татарстан. - 2000. - №4. - С. 44 - 48; Галимуллин Ф. Г. Пока мы не рождены. (на татарском языке). - Казань: Таткнигоиздат, 2001; Махмудов А, Г. «Лишь в свободе жизни красота.»: поэтическое наследие Мусы Джалиля в свете современной эстетической мысли. - Казань: Магариф, 2006 и другие. идейных и творческих начал в художественной литературе то затихали, то вспыхивали с новой силой в течение многих десятилетий.10 В центре этих дискуссий находился вопрос о творческом методе - методе социалистического реализма (далее - соцреализм). Многими исследователями метод соцреализма рассматривался как закономерный этап в развитии литературного творчества. Наиболее ярким примером этого подхода являются произведения таких авторов, как Н. Гей, В. Днепров, В. Иванов, А. В. Луначарский, С. Петров и других."

Примерно со второй половины 70-х годов ситуация начинает несколько меняться. Некоторые литературоведы и литературные критики стали высказывать такие теоретические положения, которые указывали на недостатки, ограниченные возможности этого метода.12

Теоретические исследования М. В. Нечкиной и М. Б. Храпченко помогли осмыслить функцию художественного образа в историческом процессе, сложные аспекты взаимосвязи между писателем и читателем, между писателем и обществом в целом, место и роль творческой индивидуальности писателя в литературном процессе и т.д. В этом отношении появление историко - литературоведческих работ Ф. Г.

10 Храпченко М. Б. Собрание сочинений: В 4-х томах. - T.3. Теоретическая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Художественная литература, 1981. Смольянинов И. Ф. Социалистический реализм - творческий метод советского искусства. - Л., 1954; Пал И. С. О социалистическом реализме. - М.: Советский писатель, 1957; Щербина В. Р. Вопросы развития социалистического реализма в советской литературе. - М., 1958; Днепров В. Д. Проблемы реализма. - Л.: Советский писатель, 1961; Ермилов В. Размышления над современной повестью. - М.: Советский писатель,1963; Иванов В. И. О сущности социалистического реализма. - М.: Художественная литература, 1965; Овчаренко А. И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. - М.: Советский писатель, 1968; Воробьёв В. Ф. А. М. Горький о социалистическом реализме. - Киев: Издательство Киевского университета, 1968; Актуальные проблемы социалистического реализма. Сборник статей. - М., 1969; Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализма. - М.: Художественная литература, 1970; Луначарский А. В. Статьи о советской литературе / Сост. И. М. Терехов, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1971; Социалистический реализм в литературе и искусстве. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1971; Гей Н., Пискунов В. Художественное богатство литературы социалистического реализма. -М.: Знание, 1971; Волков И. Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. - М.: Искусство, 1974; Социалистический реализм сегодня. Сборник статей / Сост. Е. Сидоров и Л. Якименко. - М.: Художественная литература, 1977; Галиуллин Т. Н. Дыхание времени: (Вопросы становления и развития социалистического реализма в татарской советской поэзии до 1941 года). - Казань: Издательство КГУ, 1979; Единство. Сборник статей о многонациональной советской литературе. - М.: Художественная литература, 1982; Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: Истоки и формирование социалистического реализма. - М.: Наука, 1983 и др.

12 Храпченко М. Б. Указ. соч.

Галимуллина,13 Э. Р. Галеевой 14 также представляет собой примечательное событие. Чрезвычайно положительным и ценным в этих работах является исследование творческой деятельности татарских писателей 20-30-х годов XX века во взаимосвязи с историческими событиями тех лет.

Однако следует признать, что проблема действия художественного образа в историко-социальной среде недостаточно полно исследована до сих пор.

Четвёртая группа. В рассматриваемый нами период проблема отношения партийно-государственных органов к писательским организациям, а также к литературному творчеству в целом имела фундаментальный характер для развития литературы в нашей стране. В пределах этой группы мы выделяем следующие подгруппы.

В первую подгруппу включены труды теоретиков мирового коммунистического движения, а также организаторов социалистического строительства в нашей стране по литературно-эстетическим проблемам. Об искусстве в целом, о художественной литературе в частности, свои суждения с материалистической точки зрения высказали К. Маркс и Ф. Энгельс,15 В. И. Ленин,16 Г. В. Плеханов,17 J1. Д. Троцкий,18 А. В. Луначарский 19 и другие. Они обосновали мысль о том, что искусство есть общественное явление, определили место и роль искусства в истории развития человечества.

13 Галимуллин Ф. Г. Пока мы не рождены.(на тат языке). - Казань: Таткнигоиздат, 2001.

14 Галеева Э. Р. Культурно - историческая школа в татарском литературоведении (на татарском языке.) -Казань: Изд - во «ФЭН», 2002.

15 Энгельс Ф. Письмо Маргарет Гаркнесс, начало апреля 1880 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. T.37.; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология (1845-1846) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.; Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1858-1859) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12; Маркс К. К Критике политической экономии (18589-1859) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13; Маркс К. Письмо Фердинанду Лассалю, 19 апреля 1859 г. // МарксК., Энгельс Ф. Соч., т.29; Энгельс Ф. Письмо Фердинанду Лассалю, 18 мая 1859 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29. и др.

16 Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература // Полное собрание сочинений, т. 12.; Ленин В. И. Лев Толстой как зеркало русской революции // Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17; Ленин В. И. Памяти Герцена // Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21 и др.

17 Взгляды Г. В. Плеханова по проблемам искусства и литературы см.: Плеханов Г. В. Сочинения. T.X1V. -М.: Госиздат, 1924.

18 Троцкий Л. Д. Литература и революция. - М.: Политиздат, 1991.

19 Луначарский А. В. Литература нового мира. Обзоры. Очерки. Теория. / Сост. вступ. статью, примеч. Н. Т. Машовца. - М.: Советская Россия, 1982; Луначарский А. В. Статьи о советской литературе / Сост. И. М.Терехов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1971.

Во вторую подгруппу выделены труды, в которых рассматривается политика партии в сфере художественной литературы. Поскольку в трудах такого рода в качестве теоретической основы политики партии в области художественной литературы рассматривали положения В. И. Ленина, изложенные им в статье «Партийная организация и партийная литература», то прежде всего укажем эти работы. В ходе ознакомления с литературой по этой проблеме выявилось два подхода в интерпретации выражения «принцип партийной литературы». Первый подход выражается в том, что положение В. И. Ленина «принцип партийной литературы» историками и литературоведами трактовалось как понятие в значении «периодическая печать», «печатная продукция» в целом, литература пропагандистского, политического характера, но не в значении «художественная литература». Такой подход нашёл отражение в лл работах И. Ф. Волкова, А. Г. Дубровина, А. Г. Егорова, Г. И. Куницына, а также в книге «История русской литературы», в которой сказано следующее: «.в статье Ленина речь шла об отношении партии к своей партийной прессе.». Сторонники второго подхода расширили область применения термина «принцип партийной литературы» и его превратили в термин «принцип партийности литературы» и стали трактовать как основной принцип советской художественной литературы. Этот принцип стали использовать для выражения сути политики партии в постленинский период и для оправдания политики сталинского режима в области художественной литературы. Само произведение стали оценивать как статью, «содержащую руководящие указания по вопросам литературной политики партии.». По понятным причинам, в советское время было издано большое количество работ, в которых авторы трактовали положения, содержащиеся в статье В. И.

20 Волков И. Ф. Партийность искусства. - M.: Искусство, 1966; Куницын Г. И. В. И. Ленин о партийности и свободе печати. - M.: Политиздат, 1971; Куницын Г. И. Политика и литература. - М.: Советский писатель, 1973; Дубровин А. Г. О партийности художественного творчества. Теоретические вопросы. - М.: Просвещение, 1977; Егоров А. Г. Ленинский принцип партийности - в действии // Литературная часть партийного дела. Сборник статей / Под ред. И. Ф. Волкова. - M.: Просвещение, 1986; Куницын Г. И. Партийность литературы и личность писателя: Трактат в лицах. - Издание 2-е. - M.: Советская Россия, 1988.

21 История русской литературы. В 3-х томах. Т. 3. Гл. ред. Д. Д. Благой. - M.: Наука, 1964.

Ленина, однозначно. Из этого огромного массива литературы укажем лишь на некоторые из них: А. Г. Дементьев, С. Земляного, Ю. А. Лукин, А. В. Луначарский, П. А. Николаев и другие. Работы, написанные в советский период, отличаются тем, что у их авторов прослеживается стремление представить политику партии в сфере художественной литературы в качестве единственно правильной. В советской историографии данные вопросы трактовались чересчур упрощённо, догматически, в них давалась сугубо односторонняя оценка политики партии в сфере культуры в целом, художественной литературы, в частности. Ситуация начинает меняться примерно с середины 80-х годов XX века.

Вышедшие в последние десятилетия публикации создают основу для более объективного анализа деятельности писательских организаций в нашей стране в 20-30-х годах и политики партии в сфере художественной литературы. Среди такого рода работ выделяется книга «Очерки истории идеологической деятельности КПСС», подготовленная сотрудниками Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.24 В ней в хронологической последовательности, подробно излагается социокультурная политика в области литературы и искусства с октября 1917 по 1937 годы. Разумеется, подача материала и оценочные моменты осуществлены с партийных позиций советского периода.

В конце 80-х - начале 90-х годов XX века наступил новый исторический этап в исследовании истории развития художественной литературы в 20-30-х годах. Дальнейшие перспективы в изучении указанной

22 Иезуитов А. Ленинские уроки. К 80-летию статьи В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» // Нева. - 1985. - №11. — С. 142 - 146; Земляной С. Действенность принципа партийности // Новый мир. - 1985. - №11. - С. 243 - 248; Николаев П. А. Исторические судьбы литературоведения // Хрестоматия по теории литературы. - М.: Просвещение, 1982; Лукин Ю. А. Политические ориентиры творчества // Вопросы литературы. - 1985. - №11. - С.З - 38; Лукин Ю. А. Политика КПСС в области художественной культуры. - M., 1985; Николаев П. А. Часть общенародного дела // Литературная часть партийного дела. Сборник статей. / Под ред. И. Ф. Волкова. - М.: Просвещение, 1986; Лукин Ю. А. Идеологическая эффективность искусства // Литературная часть партийного дела. - М., 1986. - 255 е.; Дементьев А. Г. В. И. Ленин и советская литература. - М.: Художественная литература, 1990.

23 Культурная революция в Татарии (1917-1937). - Казань: Таткнигоиздат, 1986; Луначарский А. В. Статьи о советской литературе. - М.: Учпедгиз, 1958; Куницын Г. И. Политика и литература. - М.: Советский читатель, 1973.

24 Очерки истории идеологической деятельности КПСС. Октябрь 1917-1937 гг. - М.: Политиздат, 1985. проблемы связаны как с расширением источниковой базы исследования, так и с развитием новых подходов к её осмыслению. Стали появляться

25 исследования, в которых политика партии стала рассматриваться с отрицательной точки зрения, как негатив, во многих случаях ограничиваясь сменой знака «плюс» на «минус». Исследователи постсоветского периода преимущественно уделяют внимание политике партии в области художественной литературы в 30-е годы и оставляют почти без внимания предшествующие стадии. Мы же исходим из того, что политика партии в области литературы не появилась в одночасье, процесс её формирования прошёл ряд этапов и фаз. Поэтому она нами будет рассматриваться не в статике, а в динамике.

Снятие идеологических запретов способствовало появлению новых подходов в изучении вопросов, связанных с проблемой «власть и культура». Это проявилось в освещении вопросов, касающихся репрессий. По этой проблеме существует обширная литература. Поэтому мы не будем специально затрагивать эти аспекты проблемы, а отметим лишь некоторые работы, в которых отражаются репрессии в писательской среде в 30-х годах в Татарии.26 ;

В постсоветский период по проблеме взаимоотношений художественной интеллигенции и власти достигнуты определённые успехи М. А. Шакирзяновым.27

25 Баранов В. «Надо прекословить!» М. Горький и создание Союза писателей // Вопросы литературы. -2003. - №5. - С.34-56; Последний «аккорд» перед бурей: Татарский обком ВКП (б) обсуждает работу писателей./ Вступит, статья и документы к публикации подготовил Султанбеков Б. // Эхо веков. - 2000. - №3 - 4. - С. 50 -57.

26 Литвин А. Л. Запрет на жизнь. - Казань: Таткнигоиздат, 1993; Мустафин Р. А. Пятнадцать месяцев кошмара. Неизвестные страницы биографии М. Амира // Советская Татария. - 1990. - 29 сентября; Куманев В. А. Судьбы советской интеллигенции (30-е годы.) // История СССР. - 1990. - №1. - С.23 - 39; Куманёв В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. - М., 1991; Мустафин Р. А. Дело Туфана (По материалам следственного архива КГБ) // Татарстан. - 1992. - №3. - С.28 - 39; Степанов А. Ф. Расстрел по лимиту: Хроника политических репрессий в ТАССР в годы «ежовщины». - Казань: Изд-во рекламного агентства «Чара», 1996; Султанбеков Б. Ф., Малышева С. Ю. Трагические судьбы. - Казань, 1996; Мустафин Р. А. Один эпизод из биографии писателя (о М. Амире) // Татарстан. - 1997. - №1. - С. 35 - 37; Мустафин Р. А. Вас вызывает нарком. // Идель. -2001. -№3. - С. 4 - 19 и другие.

27 Шакирзянов М. А. Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане в 1920-1930-е годы. / Дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Казань: КГУ, 1999.

Обзор литературы по теме исследования показывает, что в общих трудах исторического и литературоведческого характера история писательских организаций 20-30-х годов XX века не была предметом специального анализа.

Объектом исследования являются писательские организации как компонент социокультурной системы в условиях развития советского общества.

Предметом исследования выступает деятельность писательских организаций Татарии в контексте исторических и социокультурных процессов в 20-30-х годах XX века.

Цель работы - исследовать развитие писательских организаций Татарии в контексте социокультурной политики в области художественной литературы в 20-30-х годах XX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- показать взаимосвязь исторических, социально-политических и культурных тенденций в деятельности писательских организаций Татарии в 20-30-х годах XX века;

- провести анализ процесса взаимодействия партийно-государственной власти с писательскими организациями и выявить характерные особенности её эволюции;

- определить степень влияния партийно-государственной политики на литературное творчество советских писателей в рассматриваемый нами период.

Выражение «процесс литературного творчества советских писателей» применительно к рассматриваемому нами периоду представляет собой единство трёх видов деятельности: непосредственно литературно-творческой деятельности, корпоративной деятельности советских писателей в рамках соответствующих писательских организаций, а также регулирующей, направляющей и контролирующей деятельности партии в сфере художественной литературы. Нами они рассмотрены в виде системного единства.

В нашей стране исторически сложилось так, что примерно с середины 20-х годов XX века абсолютное большинство писателей состояло в различных писательских организациях, а с 1934 года в составе Союза советских писателей (далее - ССП). Поэтому их творческая деятельность и деятельность в писательских организациях были тесно взаимосвязаны. Эти два вида деятельности нами будут исследованы как взаимозависимые составляющие процесса творчества по созданию художественных образов. В то же время следует подчеркнуть, что хотя оба вида деятельности взаимосвязаны, но всё же относительно самостоятельны. Деятельность писательских организаций писателей и творческую деятельность писателей в 20-30-х годах XX века нельзя рассматривать, на наш взгляд, вне контекста особенностей сложившейся в стране социально-политической системы. Кроме того, проблема формирования и развития советской художественной литературы не может быть понята, на наш взгляд, лишь на основе изучения творчества отдельных писателей. Как известно, эта задача специальной научной дисциплины - литературоведения. Поэтому нами рассмотрена только совместная творческая деятельность членов ССП по созданию и развитию советской художественной литературы.

Поскольку указанные виды деятельности существовали и развивались во взаимной связи и взаимообусловленности, то их сущностные черты можно понять лишь в соотнесённости. Необходимо установить, как соотносятся между собой указанные виды деятельности, чтобы определить наличие или отсутствие функциональной зависимости между ними. Кроме того, такое соотнесение даст возможность лучше показать их отличительные характеристики. Поэтому соотнесение трёх видов деятельности друг с другом составляет одну из важнейших граней (сторон) основного стержня данного исследования. Такой подход к изучению литературного творчества является нетрадиционным и применяется впервые. В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем следующее положение: связующим звеном между корпоративной деятельностью советских писателей и результатами их созидающей, творческой деятельности выступала регулирующая и направляющая деятельность партии в сфере художественной литературы. Указанные виды деятельности, как правило, рассматриваются в отечественной историографии вне связи друг с другом. Поэтому доминирующим и определяющим был аспектный подход.

Источниковая база исследования. Решение поставленных задач потребовало привлечения широкого круга архивного материала, большая часть которого вводится в научный оборот впервые. Источниковая база сгруппирована следующим образом: опубликованные источники, неопубликованные источники, периодическая печать, воспоминания.

Опубликованные источники. Диссертационное исследование базируется на документальных материалах Национального архива Республики Татарстан (далее - НА РТ) и Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (далее -ЦГАИПДРТ).

Наибольшее количество источников по теме диссертационного исследования содержится в фондах НА РТ. Для воссоздания целостной картины деятельности писательских организаций очень важны материалы, хранящиеся в фонде № 7083 Союза советских писателей Татарстана. В нём материалы ССПТ представлены документами коллегиального управления (протоколы, стенографические записи и т.д.), служебной перепиской. Там содержится обширный материал по вопросам, связанным с деятельностью ССПТ, обсуждением рукописей произведений отдельных писателей, зафиксированы выступления писателей на общих собраниях и т.д. Немаловажное значение для нашего исследования имеют также материалы фонда № 439 (Ф. Дома Татарской культуры), позволяющие создать представления о состоянии учреждений культуры в Татарии в 20 - 30-е годы.

Здесь содержатся материалы, относящиеся к деятельности Пролеткульта и Татарской ассоциации пролетарских писателей.

Восстановление взглядов и поведения того или иного писателя в условиях 30-х годов возможно во многих случаях лишь путём анализа стенограмм общих собраний членов ССПТ. Использование информации, содержащейся в этих стенограммах, позволило глубже исследовать деятельность писателей. Сохранившиеся стенограммы заседания правления, партгруппы ССПТ, общих собраний писателей помогают понять атмосферу, царившую на этих собраниях, выявить специфику поведения тех или иных писателей в 30-е годы XX века.

В рассматриваемый нами период корпоративная деятельность и творческая деятельность советских писателей по созданию и развитию советской художественной литературы регламентировались и контролировались партийными органами. Многие аспекты этого процесса нашли своё отражение в партийно-государственных документах и выступлениях представителей правящей элиты того времени, хранящиеся в фонде № 15 ЦГА ИПД РТ. Решения партийных съездов, постановления ЦК по вопросам литературного творчества являлись первичными по отношению к решениям нижестоящих партийных организаций и государственных органов и обладали непосредственным действием на всей территории СССР. Поэтому мы рассматриваем их в качестве основных источников при определении характера социокультурной политики в сфере художественной литературы.

В этом фонде содержатся важнейшие резолюции, постановления партийных съездов ЦК и ОК ВКП (б), касающиеся как художественной литературы в целом, так и истории отдельных писательских объединений (например, «Резолюция Бюро ОК ВКП (б) о работе ТАПП и положении на литературном фронте ТР» (1931)). В делах фонда Татобкома содержатся документы, касающиеся руководства партийными органами хода подготовки к Первому Всесоюзному съезду («Письмо Коммунистическим фракциям

Оргкомитетов республиканских и областных о подготовке к съезду советских писателей») и многие другие документы.

Материалы, привлечённые из указанных архивов, дополнялись данными, извлечёнными из Отдела рукописей, научного и архивного фонда Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова (далее -ИЯЛИ). Там в основном содержатся материалы биографического характера, а также можно встретить информацию о литературном творчестве отдельных писателей.28 В ИЯЛИ также сохранились рукописи произведений таких писателей, как Г. Ибрагимов, К. Наджми, К. Тинчурин, X. Туфан и других.

В НА РТ и ЦГА ИПД РТ большей частью сконцентрирован материал о совместной деятельности членов различных писательских организаций по созданию советской художественной литературы. Что касается материалов, сосредоточенных в фондах ИЯЛИ, то они позволяют создать представление о творческой деятельности тех или иных писателей.

Опубликованные источники. Следующую группу источников составляют опубликованные документы и материалы. К их числу относятся

29 такие сборники документов, как «Культурное строительство в Татарии», «Культурное строительство в СССР. 1917-1927»,30 «Хрестоматия по теории литературы»,31 ««Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938 гг.».32

Каждый из перечисленных сборников документов имеет свою специфику и различную информационную ёмкость.

В первом сборнике содержатся документы и материалы, характеризующие культурное строительство в Татарии за период с 1917 по 1941 годы. В нём содержатся материалы, касающиеся ликвидации

28 Ф. 28 - фонд К. Наджми, Ф. 50 - фонд К. Тинчурина, Ф. 13 - фонд Г. Камала, Ф. 10 - фонд М. Джалиля, Ф. 155 - фонд С. Батгапа, Ф. 133 - фонд X. Туфана и т.д.

29 Культурное строительство в Татарии. 1917 - 1941. Сборник документов и материалов. - Казань, 1971.

30 Культурное строительство в СССР. 1917-1927. Документы и материалы. / Отв. ред. А. П. Ненароков. - М.: Наука, 1989.

31 Хрестоматия по теории литературы. - М.: Просвещение, 1982.

32 «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938. Документы. / Сост. Д. J1. Бабиченко. -М.: РОССПЭН, 1997. неграмотности (протоколы заседания Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности), а также состояния дел театрального искусства, которые имеют непосредственное отношение к теме нашего исследования, так как в первом случае речь идёт о формировании новой прослойки читающей публики, во втором - о развитии драматургии. И в том, и в другом случае всё это имеет отношение к литературному творчеству писателей Татарии.

Наиболее ценными для нас являются материалы, относящиеся к истории возникновения и деятельности первых писательских организаций советского периода в Татарии, таких как «Октябрь» и «Сулф». Здесь же содержатся документы, относящиеся к процессу создания и ликвидации ТАПП (Постановление о самороспуске ТАПП от 26 мая 1932 года.), а также материалы о Доме татарской культуры. Для осмысления специфики творческой деятельности писателей в 30-х годах XX века большое значение имеет стенографический отчёт выступления председателя ССПТ К.Наджми на Первом Всесоюзном съезде советских писателей.

Опубликованные во втором сборнике документы позволяют проследить эволюцию регуляционной функции партийных установок и то, как складывались новые формы руководства культурой.

Из третьего сборника нами использованы материалы первого и третьего разделов. В первом разделе сосредоточены высказывания классиков марксизма-ленинизма о литературе, а также партийные документы по вопросам литературы. В третьем разделе содержатся материалы по вопросам теории литературы в работах русских критиков и писателей XVIII - XIX веков.

Вышедшие в постсоветский период публикации ранее неопубликованных документов по проблемам взаимоотношения власти с писателями создали основу для более взвешенного подхода к изучению этой проблемы.

В четвёртом сборнике опубликованы документы, которые позволяют осветить наиболее характерные аспекты взаимоотношений советских писателей и их творческих организаций с партийно-государственной властью с июня 1925 по май 1938 года.

Главной ценностью данного сборника является то обстоятельство, что из 119 документов 115 опубликованы впервые. Изучение архивных материалов, опубликованных в данном сборнике, позволило нам осмыслить механизм и хронику эволюции партийной политики в сфере художественной литературы в рассматриваемый нами период.

При написании диссертации в немалой степени нам помогло также то обстоятельство, что в данном сборнике документов освещаются не отдельные аспекты взаимоотношения писателей и власти, а их многообразие. В сборнике приведены документы, позволившие нам наиболее полно осветить не только политико-идеологические, но и иные условия, влиявшие на деятельность советских писателей в 20-30-х годах XX века. Иными словами, в этом сборнике подробно рассматриваются вопросы предоставления различных льгот и привилегий писателям.

Таким образом, весь комплекс документальных материалов, как опубликованных, так и неопубликованных, составляет то основание, на котором базируется данное диссертационное исследование.

Периодическая печать. Пресса и публицистика представляют собой ценный источник по теме нашего исследования. Информация, опубликованная на страницах газет «Красная Татария», «Правда», «Литературная газета» и журналов «Совет эдэбияты» («Советская литература»), «Атака», «Вопросы литературы» (№8. - 1984г.) и других печатных органах того времени, помогает воссоздать общую атмосферу, царившую в 20-30-х годах XX века.

При написании диссертации использованы также документы личного происхождения. Среди них наиболее важными являются, на наш взгляд, воспоминания первого председателя Оргкомитета Союза писателей СССР и секретаря фракции коммунистов ССП СССР И.М. Тройского.33 В своих письмах он рассказал о том, как родилось определение основного художественного метода советской литературы - метода соцреализма. А.И.Овчаренко, с которым переписывался И. М. Гронский с середины 60-х годов XX века, подметил в его воспоминаниях наличие отдельных противоречий, спорных формулировок. В то же время он подчеркнул наличие очень ценных сведений относительно начальной фазы формирования ССП.34

Другой участник событий, связанных с начальной фазой формирования ССП Валерий Яковлевич Кирпотин, так же поделился с читающей публикой своими воспоминаниями о днях минувших. Он утверждал: «Сталин.лично if занимался вопросами литературы». Следует отметить, что большинство привлеченных воспоминаний принадлежат самим писателям, поэтам, композиторам. Эти работы дают интересный, полезный фактический материал и позволяют взглянуть на происшедшие события с разных сторон, также узнать мотивы тех или иных поступков, выяснить характер взаимоотношений представителей творческой интеллигенции между собой.

Подводя общий итог, следует подчеркнуть мысль о том, что данная диссертация базируется, главным образом, на архивных источниках НА РТ и ЦГА ИПД РТ. Использование документальных материалов из совокупности указанных выше источников позволяет создать достаточно полное представление не только об особенностях литературно-творческой деятельности писателей Татарии в рассматриваемый период, но и о процессе создания ими своих профессиональных организаций.

Методологической основой данной работы явились принципы объективности, целостности и историзма. Они позволили рассмотреть исторические явления в органической взаимосвязи с породившими их

33 Вопросы литературы. - 1989. - №2. - С. 143-167.

34 Для нас важным является содержание писем И. М. Гронского к А. И. Овчаренко, написанных 22.10.72. и 11.12.72. Эти письма были переданы в июне 1988 года в редакцию журнала «Вопросы литературы», но были опубликованы в 1989 году.

35 Там же. условиями. Исторические факты рассматриваются на фоне конкретно-исторической обстановки в нашей стране в 20-30-х годах XX века с применением метода сравнительно-сопоставительного анализа. В процессе изучения нами были использованы ряд методов научного познания: метод культурно-исторической реконструкции, сравнительно-исторический, исторической ретроспекции. Кроме того, нами в процессе исследовании были применены деятельностный и системный подходы. При деятельностном подходе история писательских организаций 20 - 30-х годов приобретает ещё более полновесное звучание.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Общеизвестно, социокультурный процесс осуществляется как во временных рамках, так и географическом пространстве. Исходной точкой нашего исследования стал 1920-й год. Этот выбор обусловлен двумя факторами. Во-первых, тогда была образована ТАССР. Во-вторых, к тому времени сформировалось большое количество разнообразных, разнохарактерных писательских объединения.

В качестве верхней границы исследования выбран 1939-й год. Это связано с тем, что к тому времени завершился процесс создания единой писательской организации в форме ССП. Кроме того, в основных чертах сформировалась советская художественная литература на новых принципах, определённых в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года.

Территориальными рамками исследования является ТАССР как регион, имевший в рассматриваемый нами период относительную пространственную обособленность. Локализация исследования на указанной территории связана со своеобразием исторических и культурных традиций, неоднородностью населения по национальному и религиозному составу. Анализ особенностей процесса литературного творчества в региональном масштабе невозможен без анализа общесоюзного материала. Такой подход позволяет сравнить общее и особенное в развитии писательских организаций и художественного творчества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Применённый нами деятельностный подход к изучению литературного творчества позволяет рассмотреть литературное творчество советских писателей 20-30-х годов XX века как единство трёх видов деятельности: корпоративная (комбинированная) деятельность писателей в рамках их профессиональных организаций, регулирующая и направляющая деятельность партийных органов, непосредственно творческая деятельность.

2. В процессе исследования обосновывается, что политика партии занимала центральное место в процессе литературного творчества и выполняла роль связующего звена между деятельностью писательских организаций и созидающей деятельностью советских писателей.

3. Деятельность советских писателей в 30-х годах расщеплялась на две составляющие: с одной стороны, она созидала художественные образы, с другой, выполняла функции партии по пропаганде советского образа жизни. Процесс создания художественных образов требовал свободы творчества, простора для проявления индивидуальных склонностей, в то время как партийная политика была направлена на стандартизацию, унификацию литературного творчества. Эти составляющие противостояли друг другу и как бы отталкивались друг от друга. Их сцепление держалось благодаря направляющей, регулирующей и контролирующей деятельности партийно-государственных органов.

4. Вмешательство партии в процесс литературного творчества в тех объёмах и формах, которые имели место в 30-х годах, искажало веками сложившийся его естественный ход. В то же время нельзя не учитывать тот исторический факт, что авторитарные тенденции проявлялись и в сфере самой художественной литературы. Это наиболее чётко проявилось в деятельности Пролеткульта, РАППа.

5. За деятельностью писательских организаций и за деятельностью каждого писателя в этих объединениях была установлена структурно-иерархическая власть. За непосредственно творческой деятельностью советских писателей была установлена концептуальная власть: предписание создавать художественные произведения, придерживаясь единственного творческого метода. Статус нормативного творческого метода был закреплён за методом социалистического реализма.

6. Совместная деятельность в рамках ССП по созданию советской художественной литературы нуждалась в управлении. По своему содержанию это управление носило двойственный характер. Во-первых, существовала особая категория писателей, за которыми закрепилась функция организации деятельности писателей по созданию советской художественной литературы и проведения текущего контроля за этой деятельностью. К их числу относились председатели правления соответствующих ССП, руководители секций, партгруппы и т.д. Это была система внутреннего управления. Во-вторых, существовала и внешняя система управления, которая находилась в партийных структурах. Партийная политика занимала ведущее место в системе литературного творчества, предопределяя его содержание, формы и идейную направленность.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

- впервые вводится в научный оборот большое количество неизвестных архивных материалов по проблеме;

- раскрывается литературное творчество советских писателей Татарии в 2030-х годов XX века как единство трёх видов деятельности (корпоративная деятельность писателей в рамках их профессиональных организаций; регулирующая и направляющая деятельность партийных органов; непосредственно творческая деятельность); на базе новых документальных материалов освещён процесс взаимодействия партийно-государственной власти с писательскими организациями и выявлены особенности её эволюции;

- деятельность писательских организаций Татарии освещена в контексте социокультурной политики в сфере художественной литературы.

Научно-практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов и учебных пособий по истории и культуре Татарстана. Материалы исследования могут быть применены при написании историками и литературоведами научных трудов и востребованы при разработке спецкурсов по культуре народов Республики Татарстан.

Научно-практическая значимость работы определяется потребностями развития самих Союзов писателей в социокультурном направлении. Опыт деятельности ССПТ может принести практическую пользу современным писательским организациям при разработке перспективных планов для дальнейшего развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и статей в рамках ежегодной научной конференции молодых учёных Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета; межвузовской научной конференции «Народы России на переломе эпох (XX-XXI в.в.)» (КГТУ, 17 мая 2005 г.); международной научной конференции «Цивилизации народов Поволжья и Приуралья» (г. Чебоксары, 19-20 мая 2006 г.); межрегиональной научной конференции «История народов Поволжья и Приуралья: исследовательские традиции и новации» (КГТУ, 6 июня 2006 г.). Основные выводы диссертации также опубликованы в таких сборниках статей, как «Историческая мозаика: факты, версии», «Народы России на переломе эпох (XX-XXI в.в.)», «История народов Поволжья и Приуралья: исследовательские традиции и новации», «Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана»,

1/

Проблемы истории и культуры Волго-Уральского региона и Евразии». Всего по теме диссертации опубликовано девять статей.

361 профессиональные организации писателей Татарстана в 20-х годах XX века // Историческая мозаика: факты, версии. Сборник научно-исследовательских статей. Выпуск 2. - Казань: «Мастер-Лайн», 2002. - С. 12-16; 2)Союз советских писателей Татарстана - социальная группа // Историческая мозаика: факты, версии. Сборник научно-исследовательских статей. Выпуск 3. - Казань: «Мастер-Лайн», 2004. - С. 19-22; 3)Культурная практика 30-х годов XX века и процедура создания классика советской татарской литературы

Структура диссертации состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мухаметзянова, Илюза Галимяновна

Заключение.

На основе изучения деятельности писательских организаций в 20-30-х годах XX века в контексте их взаимодействия с партийно-государственной властью и опираясь на полученные в ходе изучения результаты, можно сделать следующие выводы.

Примененный нами деятельностный подход к изучению литературного творчества оказался плодотворным. Он позволил рассмотреть литературное творчество советских писателей 20-30-х годов XX века как единство трёх видов деятельности: корпоративная (комбинированная) деятельность писателей в рамках их профессиональных организаций, регулирующая и направляющая деятельность партийных органов, непосредственно творческая деятельность. Анализ процесса взаимодействия этих видов деятельности показал, что между ними существовал соотнесённый тип взаимодействия. Как известно, при таком типе «участники взаимодействия, провзаимодействовав, не превращаются в нечто интегрированное, а

535 сохраняются в процессе взаимодеиствия каждый в отдельности».

В процессе исследования подтвердилась рабочая гипотеза относительно места и роли регулирующей, контролирующей и направляющей деятельности партии в сфере художественной литературы: она занимала центральное место в процессе литературного творчества и выполняла роль связующего звена между деятельностью писательских организаций и созидающей деятельностью советских писателей. Партийные органы выступали как высший регулирующий орган власти для всей сферы культуры в целом, художественной литературы в частности. Кроме того, ЦК ВКП(б) выступал как учредитель ССП различных уровней. Источник развития находился вне структуры ССП, это внешнее выступало как нечто принуждающее, давящее, указующее. Именно руководство «сверху» и «извне» оправдывало или осуждало тот или иной образ поведения членов ССП. Оно было высшим авторитетом, стоящим над ними. «Законность»

535 Мифтахов 3.3. Указ. соч., с.247. своих поступков, действий члены ССП и его руководители обосновывали ссылками на соответствующие постановления ЦК и других партийных органов. Если у В. И. Ленина и его ближайших соратников речь шла о компетентном руководстве со стороны партии литературным творчеством, о непременном учёте специфики этого вида деятельности, то у И. В. Сталина и его ближайшего окружения подход был предельно упрощённый, прямолинейный. То обстоятельство, что ССП был создан не на основе закона, а постановления ЦК ВКП(б) предопределило его существование от одного постановления до другого. Через постановления ЦК диктовал свою властную волю, как и в каком направлении развивать художественную литературу. Партия играла роль рулевого, но не двигателя. В роли двигателя выступали постоянно развивающаяся объективная действительность и развивающиеся духовные запросы общества. Поскольку ССП был вплетён в систему политических отношений и процессов, то выполнение установок-предписаний ЦК ограждало как отдельного писателя, так и писательскую организацию в целом от невзгод. Что касается руководителей ССП и его структурных подразделений, то их деятельность полностью была ориентирована на указания высших партийных органов, ибо они были источником их полномочий.

Процесс создания художественных образов требовал свободы творчества, простора для проявления индивидкальных склонностей, в то время как партийная политика была направлена на стандартизацию, унификацию литературного творчества. Эти составляющие противостояли друг другу и как бы отталкивались друг от друга. Их сцепление держалось благодаря направляющей, регулирующей и контролирующей деятельности партийных органов.

В целом деятельностный и комплексный подходы позволили создать общую концептуальную основу для изучения истории писательских организаций, литературного творчества в контексте политики партии в сфере художественного творчества.

Соотнесение трёх видов деятельности также показало, что в 20-30-х годах XX века партийная политика в сфере художественной литературы была неотъемлемой и доминирующей составляющей процесса литературного творчества. В начале 30-х годов XX века высшие партийные органы разработали определённую конструкцию советской художественной литературы, а затем предъявили её советским писателям, ориентируя их на то, что они должны видеть в своих произведениях.

Изучение показало, что алгоритмический подход,536 применённый ЦК ВКП(б) в сфере художественной литературы относился к разряду «жёстких». В ходе исследования нами выявлено наличие тесной связи между партийной политикой в сфере художественной литературы и процессом формирования сталинской тоталитарной системы.537 Это во многом было обусловлено классовым восприятием проблем культурного развития в целом, художественной литературы в особенности. Структурная перестройка писательских организаций была направлена на то, чтобы управлять культурой авторитарными методами. Вмешательство партии в процесс литературного творчества в тех объёмах и формах, которые имели место в 30-х годах, искажало веками сложившийся его естественный ход. В то же время нельзя не учитывать тот исторический факт, что авторитарные тенденции проявлялись и в сфере самой художественной литературы. Это наиболее чётко проявилось в деятельности Пролеткульта, РАППа.

Анализ показал, что партийные установки «пронизывали» оба вида деятельности советских писателей и предопределяли их качественные характеристики. Поэтому мы сочли необходимым рассматривать политику партии по контролю за творчеством советских писателей в рамках первых двух глав. Это относится также к третьей главе, которая имеет особый

536 «В классических же или «жёстких» алгоритмах ситуация выбора решения (действия) исключается.». (Н. С. Полевой).

537 У советских писателей не было права выбора при принятии решений, каким творческим методом пользоваться, представителей каких классов и социальных групп как изображать и т.д. Всё это позволило партноменклатуре превратить процесс литературного творчества из относительно слабо контролируемой деятельности в первой половине 20-х годов в жёстко предписанную программно-управляемую деятельность к началу 30-х годов. характер. В ней общие и частные вопросы политики партии в сфере художественной литературы рассматриваются в фокусе творческого метода, придерживаясь которого советские писатели обязаны были создавать художественный образ советской действительности.

В ходе исследования выяснилось, что за деятельностью писательских организаций и за деятельностью каждого писателя в этих объединениях была установлена линейная, т.е. прямая организационная подчиненность, структурно-иерархическая власть. За непосредственно творческой деятельностью советских писателей была установлена концептуальная власть: предписание создавать художественные произведения, придерживаясь единственного творческого метода. Статус нормативного творческого метода был закреплён за методом социалистического реализма. Если в 20-х годах по многим вопросам своего индивидуального творчества писатель имел возможность сам принимать то или иное решение, то в 30-х годах он был лишён такой возможности. С момента вступления в ССП писатель становился советским писателем. Тем самым он попадал в определённые условия. Эти условия были определены ЦК ВКП(б) ещё до создания ССП и имели характер господства и подчинения. Во - первых, советский писатель обязан был соблюдать уставные требования. Во -вторых, он должен был подчиняться партийным решениям в сфере художественной литературы. Что касается Союза советских писателей, то он представлял собой не что иное, как своеобразный деятельный механизм по созданию советской художественной литературы в соответствии с указаниями ЦК ВКП(б). Поэтому советскую художественную литературу мы рассматриваем в качестве особой, специфической составляющей всемирной художественной литературы. ССП и соответствующие партийные органы обеспечивали непрерывность и, самое главное, единообразие в этом процессе.

В ходе исследования мы выяснили, что И. В. Сталин определил творческий метод для всех без исключения советских писателей не на основе учёта имманентных законов и свойств литературного творчества, а исходя лишь из идейно - политических соображений, из желания внести в литературное творчество единообразие, позволяющее его регулировать и направлять в нужном для партии русле. Исходное содержание понятия «метод социалистического реализма» сами «отцы основатели» трактовали посредством понятия «правда жизни». Однако, так продолжалось недолго. Вскоре осуществили метаморфозу, т.е. существенно изменили содержание указанного метода: превращённая форма представляла собою представления партийных идеологов о советской действительности.

Достигнутое организационное, творческое и идейное единообразие (одна писательская организация - ССП, один для всех писателей творческий метод - метод соцреализма, одна идеология - марксизм - ленинизм в сталинской интерпретации) позволило установить партийный диктат в такой сложной и весьма специфической сфере человеческой деятельности как художественное творчество. В этих условиях творческая индивидуальность, дух свободного творчества, развитие способности к самоконтролю за своей индивидуальной деятельностью и т.п. могли осуществляться только на словах или в виде редчайшего исключения. Кроме того, наличие указанного единообразия позволило вовлечь всех советских писателей, живших на огромных просторах СССР и писавших на различных языках, в процесс комбинированного труда по созданию единой советской художественной литературы.

Анализ процесса литературного творчества показал, что наиболее осязательной особенностью прежде в таких крупных масштабах невиданного комбинированного труда являлось следующее. Как правило, первичные варианты своего будущего произведения автор создавал самолично. Однако это вовсе не означало, что соответствующее издательство в таком виде выпустит данное художественное произведение. Оно служило лишь исходным материалом для «деятельности» своих «собратьев по перу», работников партийных органов, контролирующих деятельность ССП, а также работников органов цензуры и т.п. Такое сосредоточение писателей в определённых пунктах для корректировки творческой деятельности членов ССП в соответствии с установками партии выступало условием для комбинированного труда по созданию советской художественной литературы, когда «собратья по перу» завершали свою «работу по обсуждению» и автор вносил изменения, за «работу» принимались работники органов цензуры. После всего этого иногда автор вовсе не узнавал своё творение. К читателям то или иное художественное произведение попадало не просто как творение того или иного автора, а как общий продукт членов Союза советских писателей, как достояние всей советской художественной литературы.

Совместная деятельность в рамках ССП по созданию советской художественной литературы нуждалась, разумеется, в управлении. По своему содержанию это управление носило двойственный характер.

Во-первых, существовала особая категория писателей, за которыми закрепилась функция организации деятельности писателей по созданию советской художественной литературы и проведения текущего контроля за этой деятельностью. К их числу относились председатели правления соответствующих ССП, руководители секций и партгруппы и т.д. Это была система внутреннего управления.

Во-вторых, существовала и внешняя система управления, которая находилась в партийных структурах. Партийная политика занимала ведущее место в системе литературного творчества, предопределяя его содержание, формы и идейную направленность.

Если в татарской литературе в 30-х годах и были произведения чрезмерно «начинённые» идеологией и политикой того времени, то это вовсе не означает, что вся литература сводится лишь к этому. Идеи и ценности, которые писатели воспринимали или отвергали, появились и функционировали в конкретных условиях того времени. Поэтому творческую деятельность, общественнозначимые аспекты поведения писателей нельзя, на наш взгляд, оценивать вне связи с этими обстоятельствами, ибо они были вписаны в историко-культурную обстановку тех лет в нашей стране. Их жизненный и творческий путь пришёлся именно на эту полосу истории нашей страны, другой у них не было.

Если в творчестве того или иного писателя 20-30-х годов были характерные и даже обязательные для тех времён восхваления в адрес партии, И. В. Ленина, И. В. Сталина, то это не даёт, на наш взгляд, основания сводить всё его творчество к этому. Опыт, накопленный советскими писателями в 20 - 30-х годах не исчез бесследно. Татарская литература обогатилась новыми чертами и качествами по сравнению с литературой дооктябрьского периода и создала непреходящие ценности, выражающие дух татарского народа, его национальные и социальные интересы. Писатели 2030-х годов заложили основу, от которой отталкивались последующие поколения создателей художественных ценностей. Они подготовили почву для формирования массовой литературы. В 20-30-х годах XX века в нашей стране в целом, в Татарстане в частности, происходило сближение литературы и искусства с народом, была обеспечена массовость, доступность произведений литературы рабочим и крестьянам. Наиболее характерными чертами художественной литературы в рассмотренный нами период были устремлённость в будущее, жизнерадостное оптимистическое звучание. И в то же время она несла на себе следы напряжённой идейно-эстетической борьбы тех лет. Как бы не относиться к литературному творчеству рассмотренного нами периода это был один из этапов поиска нового творческого метода отражения советской действительности со всеми его минусами и плюсами, создания многонациональной литературы. Писатели 20-30-х годов совершали ошибки, промахи. Всё это так. Однако очевидно и благотворное воздействие их творчества на писателей последующих поколений. Литературное наследие 20-30-х годов XX века является частью современной татарской литературы. Писатели сыграли важную роль в нравственном воспитании трудящихся масс, в сохранении и развитии культурных традиций народа. Художественная литература, несмотря на идеологическую предвзятость, за указанный период стала одним из мощных пластов татарской культуры независимо от того, как оценивать этот период. Из среды писателей вышли выдающиеся деятели культуры, оставившие глубокий след в памяти народа. Поэтому мы должны с глубоким уважением относиться к творениям писателей, которые в иных чем сейчас весьма тяжёлых условиях творили.

Советская татарская художественная литература и писательские организации 20-30-х годов формировались в органической связи с историческими процессами как общесоюзного, так и регионального масштаба. В своё время С. Т. Аксаков говорил: «Велики или малы эти камни, скрываются ли внутри стен, погребены ли в подземных сводах, красуются ли на гордом куполе, - всё равно, труды всех почтенны и достойны благодарных воспоминаний». То же самое можно сказать и о писателях 20-30-х годов. Они творили в условиях, когда существовала неуёмная тяга к монолитности, единообразия во всём. Тем не менее каждый из них положил свой камень при строительстве здания советской художественной литературы. Культурно-историческое значение произведений писателей тех лет очень велико.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мухаметзянова, Илюза Галимяновна, 2007 год

1. Неопубликованные документальные источники.

2. Национальный архив Республики Татарстан.

3. НА РТ. Ф.3682. - Оп.1. - Д. 1999. - Лл.2,11, 22, 24.

4. НА РТ. Ф.439. - On. 1. - Д.24. - Лл.З, 7,19.

5. НА РТ. Ф.439. - Оп.1. - Д.29. - Л. 12.

6. НА РТ. Ф.439. - On. 1. - Д.36. - Лл.З 1, 118, 120,121.

7. НА РТ. Ф.439. - On. 1. - Д.42. - Л.6.

8. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д. 1. - Л.2.

9. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.5. - Лл.5, 18, 69.

10. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.6. - Лл.4,45, 46.

11. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д. 10. - Л.1.

12. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д. 19. - Л. 16,17,27 - 29.

13. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.20. - Лл.7 - 11,33.

14. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.22. - Лл.29, 30.

15. НАРТ.-Ф.7083.-Оп.1.-Д.24.-Лл.2, 7,16.

16. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.25. - Л.2, 5.

17. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.32. - Лл.2, 3.

18. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.35. - Лл.24, 45.

19. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.39. - Лл.4, 29.

20. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.46. - Л. 13.

21. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.49. - Л. 14.

22. НА РТ.-Ф.7083.-Оп.1.-Д.54.-Лл. 141,152,157, 173.

23. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.56. - Лл.199,407,419.

24. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.59 (дело полностью).

25. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.60. - Лл.15, 19, 24, 26, 27, 45, 46, 49, 58, 153.

26. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.63. - Лл.З, 10.

27. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.64. - Лл.2, 3,17,63, 64.

28. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.65. - Л.7.

29. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.70. - Л.35.

30. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д.74. - Лл.7, 9.

31. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.94. - Л.89, 90, 93, 96, 102.

32. НА РТ. Ф.7083. - Оп.1. - Д.95. - Лл.1, 2, 3, 6, 8.

33. НА РТ. Ф.7083. - On. 1. - Д. 117. - Лл. 11,12,407.

34. НА РТ. Ф.7083. - Оп.2. - Д.15. - Л.8.

35. НА РТ. Ф.7083. - Оп.2. - Д. 16. - Лл.10, 16.

36. НА РТ. Ф.7083. - Оп.2. - Д.21. - Лл.8, 13,14, 25.

37. НА РТ. Ф.7083. - Оп.2. - Д.38. - Л.7.

38. Центральный государственный архив историко политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ).

39. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. - Оп.2. - Д.217. - Л. 19.

40. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.2. - Д.589. - Лл.23,25, 26.

41. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.2. - Д.590. - Лл.16, 66.

42. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.2. - Д.913. - Лл.26,45, 57, 67об.

43. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.2. - Д. 1075. - Лл.209, 210, 210об.

44. ЦГА ИПД РТ.-Ф.15.-Оп.2. Д.1082. - Лл.171, 171об., 172.

45. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. - Оп.З. - Д.204. - Л. 19 - 22, 67.

46. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. - Оп.З. - Д.412. - Лл. 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 27.

47. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.З. - Д.413. - Лл.1, 2.

48. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.З. - Д.864. - Лл.2, 3, 8, 16, 26об., 27об., 28, 29,29об.

49. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.З. - Д. 1035 (полностью).

50. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. - Оп.З. - Д. 1236. - Л. 16.

51. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.З. - Д. 1311. - Лл.16, 16об., 33 - 36.

52. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. - Оп.З. - Д. 1600. - Лл.52, 57.

53. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.З. - Д.1668. - Лл.16,19.

54. ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. - Оп.З. - Д. 1764. - Лл.22, 31, 32, 42 - 45, 64.

55. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.4. - Д.301. - Лл.61, 62, 65, 86, 87.

56. ЦГА ИПД РТ. Ф.15. - Оп.4. - Д.814. - Лл.1, 2, 9, 10, 14, 22, 24, 26, 30, ЗОоб., 32,35 - 37, 45,45об., 48, 52.

57. Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова. 1.54. ИЯЛИ. Ф.40. - On. 1. - Д. 1. - Лл. 1,2, 3.

58. Опубликованные документальные источники.2.Сборники документов.

59. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М., 1934.

60. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 1986). Т. 2, 3, 4, 5. / Институт марксизма - ленинизма. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат, 1984.

61. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М., 1963.

62. Культурное строительство в Татарии. 1917-1941. Сборник документов и материалов. Казань, 1971. - 450 с.

63. Культурная жизнь в СССР. 1917 1927. Хроника / Сост. Л. В. Иванова, М. Б. Кейрим-Маркус, Р. А. Кленова и др.- М.: Наука, 1975. - 767 с.

64. Культурная жизнь в СССР. 1928 1941. Хроника / Сост. С. Н. Базанов, Н. П. Жилина, В. А. Козлов и другие. - М.: Наука, 1976. - 816 с.

65. Культурное строительство в РСФСР. 1917 1927. Сборник документов и материалов. - М.: Советская Россия, 1983. - 462 с.

66. Культурное строительство в СССР. 1917 1927. Документы и материалы. / Отв. ред. А. П. Ненароков. - М.: Наука, 1989. - 381 с.

67. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов. М., 1972. - 560 с.

68. Хрестоматия по теории литературы. Пособие для студентов. М.: Просвещение, 1982.-448 с.3. Периодическая печать.

69. Красная Татария. 1924. - 6 июля, 27 июля.

70. Красная Татария. 1926. - 26 августа.

71. Красная Татария. 1928. - 19 октября.

72. Красная Татария. 1929. - 22 мая.

73. Красная Татария. 1930. - 19 января, 16 февраля, 27 марта.

74. Красная Татария. 1931. - 31 января, 15 февраля, 11 мая, 3 июля, 3,7 сентября, 8 декабря.

75. Красная Татария. 1933. - 18 января, 27 марта, 18 апреля, 15 июня, 11,16 августа.

76. Красная Татария. 1934. - 15 января, 12 февраля, 3 марта, 10,20 мая, 18 июня, 30 июля.

77. Красная Татария. 1935. - 2 декабря, 10 марта.

78. Красная Татария. 1935. - 16 апреля, 10 мая, 3 ноября, 29 ноября.

79. Красная Татария. -1937. 11 мая, 12 июля, 12 ноября.

80. Красная Татария. 1939. - 22 сентября, 14 октября, 20 ноября.

81. Кзыл Татарстан. 1924. - 23 сентября.

82. Кзыл Татарстан. 1936. - 11 ноября.

83. Совет д бияте. 1934. - № 1/2.

84. Совет д бияте. 1934. - № 7.

85. Совет д бияте. 1936. - № 9/10.383. Новый ЛЕФ. 1928. - №1.384. Россия.-1924.-№2.

86. На литературном посту. 1928. - №7.

87. Татарстан. 1923. - 5 декабря.

88. Татарстан. 1924. - 3 июля.

89. Известие ВЦИК. 1928. - 6 мая.

90. Известие ВЦИК. 1929. - 28 сентября.390. Эшче.- 1930.-21 мая.

91. Правда. 1920. - 1 декабря.

92. Правда. 1922. - 12 декабря.

93. Правда. 1923. - 11,16,17, 18 марта, 21,29 июня, 2 сентября.

94. Правда. 1924. - 26 апреля.

95. Правда. 1925. - 8,10, 11 января.396. Правда. 1927. - 5 января.397. Правда. 1931. - 1 апреля.

96. Научно-справочная литература.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.