Динамика двоемирия в романах Гайто Газданова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Куань Янь

  • Куань Янь
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 174
Куань Янь. Динамика двоемирия в романах Гайто Газданова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2021. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Куань Янь

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности двоемирия в эпоху модернизма

Глава 2. Эволюция двоемирия в произведениях раннего периода творчества Г. Газданова: от стремления в воображаемый мир до развенчания двоемирия

1. «Вечер у Клэр»: Поиск пути в мир воображения

2. «История одного путешествия»: реабилитация феноменологического бытия

3. «Полет»: роман об обмане и фикциональности реальности

4. «Ночные дороги»: развенчание двоемирия

Глава 3. Преодоление раздвоения мира и возвращение к равновесию

1. Воображение и реальность: зеркальная симметрия в романе Газданова «Призрак Александра Вольфа»

2. «Возвращение Будды» как ответ на «Ночные дороги»

Глава 4. Восстановление гуманизма как путь к примирению личности и общества

1. «Пилигримы»: этическая утопия и индетерминизм

2. «Пробуждение»: победа над небытием

3. «Эвелина и её друзья» как компендиум тем и персонажей Газданова

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика двоемирия в романах Гайто Газданова»

Введение

Жизнь и творчество Гайто Газданова стали предметом исследования российского литературоведения сравнительно недавно. Это объясняется многими причинами. Одна из них заключается в особом политическом отношении СССР к литературе русского зарубежья. Другая причина состоит в том, что творчество Газданова внутри самой эмигрантской среды долгое время встречало непонимание. При этом критики-эмигранты нередко называли молодого североосетинского писателя выдающимся прозаиком младшего поколения и ставили его имя в один ряд с именем Владимира Набокова, который позже в России и на Западе стал самым известным писателем русского зарубежья и обрел новый статус уже как метр англоязычной литературы. Но всё-таки, по мнению некоторых критиков и писателей, хотя Газданов и выделялся как оригинальный художник и блестящий стилист, ему было «нечего сказать» в своих произведениях. Ходасевич говорил о нем: «Он сумел нарисовать героя, но не знал, что с ним делать, и насильно прицепил к изображению кое-как сделанный конец»1. А в статье о газдановском рассказе «Счастье» Николай Андреев писал, что «рассказ этот оказался растянутым, лишенным единства, перегруженным проблематикой, риторикой»2. Отсутствие единства мысли и бессюжетность - основные недостатки произведений Газданова, с точки зрения тогдашних критиков. Ещё одной причиной, не позволившей Газданову сразу обрести имя, было оскудение литературной жизни первой волны русской эмиграции. Газданов получил огромный успех и известность в 1930-х годы после публикации романа «Вечер у Клэр» (1930) и ряда рассказов, включая «Водяную тюрьму» (1930), «Черных лебедей» (1930), «Счастье» (1932) и другие. Но после Второй Мировой войны литературная жизнь русской

1Ходасевич В. Книги и люди / ГайтоГазданов // Собр. соч.: в 5 томах. Т.5. М.: Эллис Лит, 2009.

С.284.

2 Воля России. 1932. № 4/6. С.185

эмиграции в Париже уже утратила довоенный масштаб и художественный уровень. По причине закрытия русскоязычных издательств и уменьшения читателей газдановские произведения больше не имели громкого резонанса, как в 1930- гг.

Первая монография, посвященная творчеству Газданова, вышла в свет в 1982 году в Мюнхене. Это книга американского ученого Ласло Диенеша - «Гайто Газданов. Жизнь и творчество». Данная работа представляет собой первое фундаментальное исследование, претендующее на описание жизни, творческого пути и особенностей стиля писателя. Книга издана на русском языке в 1995 году и имеет большую значимость для изучения творчества Газданова. Однако исследовательский интерес к работам писателя проявился еще до означенного перевода. Возвращение Газданова на родину произошло в 1990 году, когда впервые в России вышли в свет сборники его романов и рассказов. Необычайная тонкость мироощущения, изображение внутренней жизни личности, особенности языка, лирическая манера письма, представленные в произведениях Газданова, скоро привлекли к нему внимание российских читателей и исследователей.

Особый литературоведческий интерес вызвало воспроизведение

писателем прошлого, представленного в воспоминаниях героев, и,

соответственно, авторское отношение к былому. Этот аспект привлек

внимание Р.Х. Тотровой, которой принадлежит послесловие к сборнику

Газданова, напечатанному издательством Владикавказа «ИР» в 1990 году.

Эта статья представляет собой краткий анализ девяти романов и некоторых

самых знаменитых рассказов Газданова. По мнению автора, несмотря на то,

что произведения написаны в разные годы, основная проблема творчества

писателя остается неизменной: автор сосредоточен на вопросе о том, как

человек относится к прошлому. Исследователь отмечает, что воспоминание

в художественном мире Газданова иногда представляет собой весьма

опасную, неконтролируемую силу. Оно мешает герою выйти из тени

3

прошлого, в результате чего он не может начать новую жизнь и созидать собственное будущее. Поэтому личность посредством творческих усилий должна стремиться к преодолению влияния прошлого и освобождению от него.

В 1993 году во втором номере «Российского литературоведческого журнала» опубликована статья Т.Н. Красавченко «Гайто Газданов: философия жизни». Статья посвящена краткому обзору биографии и особенностей творчества писателя. Автор статьи сопоставляет Газданова с Набоковым и отмечает, что сходство двух художников слова состоит не только в общности судьбы изгнанников, но и в близости их мироощущения. С точки зрения ученого, необычная биография оказала значительное влияние на творчество Газданова. Искусство для него является не столько средством подражания реальности, сколько формой сопротивления ей. Поэтому стержневой мыслью многих романов Газданова является экзистенциальный поиск центрального, во многом близкого автору героя. Ключевые лейтмотивы произведений, включая непосредственное претворение мысли в чувство, мотив смерти, понимание искусства как жизнетворчества, а жизни как путешествия, носят экзистенциальный характер.

Бурный рост научного интереса к автору отмечается после 1995 года. В 1996 году в России опубликовано собрание сочинений Газданова в 3 томах, включающее все известные на тот момент художественные произведения писателя и основные критические статьи о нем. Это издание в значительной степени стимулировало интерес отечественной науки к писателю, в том числе и в аспекте изучения экзистенциальных основ его мировосприятия.

В 1996 году были защищены две первые диссертации, посвященные

творчеству писателя: «Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х

гг.» Ким Се Унга и «Художественное мышление Гайто Газданова»

4

Ю.В. Матвеевой. За последнюю четверть века изданы учебное пособие Ю.В. Бабичевой «Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века» (2002), монографии Н.Д. Цховребова «Гайто Газданов: Очерк жизни и твочества» (1998), Е.Н. Проскуриной «Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова» (2009), созданная на основе диссертации монография С.А. Кибальника «Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе» (2011). Помимо этого, разделы о творчестве Газданова содержатся в книгах В.В. Заманской «Русская литература первой трети ХХ века: проблема экзистенциального сознания» (1996) и С.Г. Семёновой «Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья» (2000). В 1998 и 2003 годах состоялись международные научные конференции, посвященные, соответственно, 95-летию и 100-летию со дня рождения Гайто Газданова, по их итогам были опубликованы сборники научных статей. Продолжилась и публикация творческого наследия писателя: в 2009 году вышло в свет собрание сочинений Гайто Газданова в пяти томах.

Всего к настоящему времени написано более десяти монографий и защищено свыше 20 диссертаций, осмысляющих творчество Газданова. В названных исследованиях наряду с другими ставится вопрос об эволюции мировоззрения писателя. Так, С. Кабалоти в монографии «Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х годов» рассматривает проблему синтеза реалистического и романтического мировоззрения, воплощенного в ранних произведениях писателя. А Ю. Матвеева в книге «Превращение в любимое. Художественное мышление Гайто Газданова» уделяет значительное внимание множественности существования личности и раздроблению сознания персонажа. Исследователь делает вывод о том, что эти черты «вообще характерны для "мерцающего" мира Газданова, создающего действительность пограничий, действительность колебаний между

внешним и внутренним, ирреальным и реальным»3. В статье «Гайто Газданов: искусство изобразительности» Федякина С.Р. автор подчеркивает тенденцию к "художественному солипсизму" в творечестве Газданова, с помощью которого писатель создает независимый от реальности внутренний мир. Ю.С. Степанов в статье «В перламутровом свете парижского утра» и М.Ю. Шульман в работе «Газданов и Набоков» уделяют внимание параллелизму реальности и воображения. Е.Н. Проскурина в монографии «Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова» отмечает, что инициальная стратегия «довоплощения» героя и мира составляет стержень нарративной поэтики писателя. Несмотря на разнообразие исследовательских интересов, можно отметить, что в основе всех приведенных выше работ лежит внимание к особому мироощущению писателя и его воплощению в художественных произведениях.

Основа мироотношения Газданова может быть точно охарактеризована с помощью термина «двоемирие». Н. Е. Яценко в «Толковом словаре обществоведческих терминов» определяет двоемирие как «восприятие людьми средневековья и некоторыми современниками одинаково реальными мира видимого и мира невидимых божественных сущностей» 4 . А в «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокурова двоемирие упомянуто и определено в качестве основы мироощущения романтизма: «Ведущая черта Р. - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими»5. Однако следует отметить, что двоемирие не является мироощущением определенного исторического периода, оно, как и дух

3 Матвеева Ю.В. Превращение в любимое: Художественное мышление Гайто Газданова. Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2002. С.26.

4 Яценко Н. Е. Двоемирие // Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 524

с.

5 Белокурова С.П. Романтизм // Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2006. 314

с.

самого романтизма, проявляется не только в произведениях этого направления.

В диссертации под двоемирием мы будем понимать одну из основных гносеологических стратегий личности, существующую в истории человечества очень давно. Это особая форма поиска баланса отношений личности и общества, внешнего и внутреннего мира. В ней сохраняется тоска по идеальному миру и отказ от современной реальности. Идеал и действительность - силы, раздваивающие мировосприятие человека. Оно может иметь разную форму: двойственность мира у Платона, эсхатологическая модель времени религиозного сознания, отвращение от действительности и самовольное падение как протест против реальности в декадентстве, стремление к потусторонности у символистов, утопия и авангардные эксперименты в футуризме и т.д.

Широкое использование термина Ю. Левина "Биспациальность" подтверждает наше мнение о "двоемирии" как гносеологическом способе, способе миропонимания. Как считает исследователь, биспациальность в творчестве Набокова можно разделить на три основных типа: противопоставление России и Европы, реальности и воображения, мира текста и мира реального 6 . И все эти три типа относятся к некой познавательной активности повествователя. Однако мы предпочли понятие "двоемирие" "биспациальности" в диссертации, поскольку "двоемирие" -универсальная художественная категория, которая касается не только пространства, но и времени, а еще языка. Само слово «мир» подразумевает как минимум два смысловых измерения, а иногда и три. Двоемирие - уже у романтиков, а потом и у символистов - не сводилось только к восприятию мира как состоящего из двух пространств (например, земли и неба). Часто оно означало еще и оппозицию временную («тогда и теперь» или «время -

6 См.: Левин Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Вл. Набокова // Изобранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1988. с.325.

вечность»^; нередко подразумевало противопоставление «Я - ВСЕ остальные» (свое и чужое). Все эти смысловые оппозиции важны и при интерпретации романов Газданова. Да и сам он использовал формулу «лирический мир», а это одна из граней двоемирия.

Безусловно, проблема двоемирия является важным ключом для постижения как творческих особенностей, так и жизненной философии Газданова. С одной стороны, большинство произведений Газданова характеризуется взаимопроникновением реального и ирреального миров. Повествователь часто ощущает стирание границы между воображением и действительностью. Сновидение, мифы, легенды, создание идеального мира с опорой на воспоминания, метемпсихоз, особое состояние человека на границе между жизнью и смертью, творчество как канал в свободный воображаемый мир, случай и совпадение как намеки из потусторонности -все эти феномены, существующие как на тематическом уровне, так и в форме приемов, свидетельствуют о двоемирии в произведениях Газданова.

Однако формы двоемирия и отношение иного и реального мира не

являются однообразными у писателя. Пристальное чтение позволяет

обнаружить, что в разных произведениях отношения реального и

ирреального не совпадают. Например, победа фантазии над реальным

миром показана в таких произведениях, как «Вечер у Клэр», «Черные

лебеди», «Водяная тюрьма», «Фонари», «Счастье», «Третья жизнь»,

«Вечерний спутник» и «Княжна Мэри». А в романах «История одного

путешествия», «Полёт», «Ночные дороги» и рассказах «Бомбей» и «Хана»

повествователь переживает активное вторжение воображения как

душевную болезнь, которая лишает его способности воспринимать

осязаемый, конкретный мир. В романах «Призрак Александра Вольфа» и

«Возвращение Будды» повествователь пытается преодолеть вторжение

воображения в реальность. В «Шраме», «Судьбе Саломеи» и «Письмах

Иванова» автор устами повествователя критикует эгоистическую позицию

8

персонажей, погруженных в мир собственного воображения. А в «Пилигримах» и «Пробуждении» создается новый баланс между мирами, который утверждается в последнем романе писателя - «Эвелина и её друзья». Очевидно, творческий путь Газданова не только тесно связан с проблемой двоемирия, но и может быть рассмотрен как процесс динамической смены различных его типов.

Необходимо отметить, что двоемирие характерно не только для произведений Газданова, но и проявляется в творчестве большинства его современников. Например, Ю. Левин определяет "двоемирие", или "биспациальность" как основной структурный каркас во многих произведениях В. Набокова. Можно сказать, что двоемирие - это общая черта мироощущения поэтов и писателей Серебряного века, а также русских эмигрантов. Л.А. Колобаева называет двоемирие основной чертой картины мира символистов: «Они отделяли мир феноменальный, мир явлений, данных человеку в чувствах и ощущениях цвета, звука, запаха, вкуса, в непосредственном опыте, от мира ноуменального, сферы скрытых сущностей, мира сверхопытного, приоткрывающегося лишь для интуитивной догадки или особого, "мистического" созерцания»7. Развивая идеи неоплатоников и неокантианцев, символисты, поэты и прозаики, лишают феноменальный мир статуса подлинности, видят в нем лишь тень мира ноуменального. Даже литература периода постсимволизма находится под влиянием этой идеи, хотя акмеизм и выступил в роли защитника земного бытия, сделав своим исходным пунктом отказ от двоемирия. Футуризм трансформировал структуру двоемирия «здешний -потусторонний» в оппозицию «настоящее - будущее». В целом художники рубежа XIX - ХХ веков глубоко ощущают раздвоение мира. В словах В. Ходасевича точно передано переживаемое представителями Серебряного

7 Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Изд -во Моск. ун-та, 2000. С.16-17.

9

века сомнение в действительности, страдание от отсутствия опоры бытия и предчувствие приближающегося тотального распада мира: «В горячем, предгрозовом воздухе тех лет было трудно дышать, нам все представлялось двусмысленным и двузначащим, очертания предметов казались шаткими. Действительность, распыляясь в сознании, становилась сквозной. Мы жили в реальном мире - и в то же время в каком-то особом, туманном и сложном его отражении, где было то да не то»8.

Это мироощущение не только не исчезает, но и усиливается у писателей-эмигрантов, что объяснимо исторической ситуацией, заставившей их навсегда покинуть родную страну и скитаться на чужбине. А кроме этого, разочарование в гуманизме и отказ от позитивистского взгляда на мир приводит многих к идеям экзистенциализма. Вымысел, естественно, становится способом уйти от тяжелой действительности и обрести спокойствие и гармонию. Двоемирие представляет собой не только литературный феномен, но и живое мировосприятие многих писателей начала ХХ века, которые попытались синтезировать искусство и жизнь.

Таким образом, исследование темы двоемирия в художественных произведениях Газданова имеет большое значение для понимания мировоззрения писателя и специфики структуры его произведений. Данная проблема привлекает внимание ряда литературоведов. Одни видят проявление двоемирия в сосуществовании воссозданной автором эмигрантской действительности и оживающих в памяти воспоминаний о родине. Такое понимание двоемирия мы встречаем в диссертациях Н.В. Доброскокиной «Париж как художественный феномен в романах Г. Газданова», В.М.Жердевой «Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей незамеченного поколения русской эмиграции», а также в монографиях Кабалоти С. «Поэтика прозы Гайто Газданова 1920-30 гг.».

8 Ходасевич В. Некрополь. Литература и власть. Письма Б.А.Садовскому. М.: СС. 1996. С.74.

10

Другие анализируют двоемирие как особое психологическое состояние русских писателей. Этот взгляд отражен в монографии Ю.В. Матвеевой «Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов» и в диссертации Шмариновой Д.А. «Социокультурной адаптации российских эмигрантов первой волны». А третьи уделяют внимание интертекстуальному аспекту двоемирия и мифопоэтическим элементам в произведениях Газданова, как С.А. Кибальник в «Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе», Л.И. Горницкая и М.Ч. Ларионова в «Мифологема острова в русской литературе: генезис, структура, семантика». В ряде других исследований двоемирие хотя и не является основным предметом анализа, но упоминается как очевидная черта художественной системы Газданова.

Однако, следует отметить, что фокус внимания исследователей смещен в сторону раннего творчества писателя (например работы А.В. Леденева, Т.О. Семеновой, посвящены роману «Вечер у Клэр», В.А. Боярского - роману «Ночные дороги»), в то время, как поздние произведения писателя остаются практически не освещены с точки зрения реализации в них модели двоемирия и ее последствий, поскольку рассматривается в них практически только «притчевый» компонент и комплекс почти дидактических смыслов (например, в монографии Е.Н. Проскуриной). В результате в связи с двоемирием в ранней прозе говорят о романтическом, даже мистическом характере мировоззрения Газданова, а в поздней прозе значение «двоемирия» как будто совсем угасает и уходит на периферию исследовательских предпочтений и интересов. Но учет зрелых и поздних газдановских произведений, для которых двоемирие, на наш взгляд, иначе, но по-прежнему характерно, позволяет сделать вывод об ином характере этой мировоззренческой и художественной черты поэтики Газданова по сравнению с общеромантическим и общемодернистским каноном.

Более того, эволюция формы двоемирия свидетельствует о смене писателем эстетических принципов после 1940-х гг. В творчестве позднего периода Газданов больше обращает внимание на нравственную проблему личности и рассматривает реальный осязаемый мир как прямой источник смысла существования человека, избегая отрыва от самого земного бытия. Эта тенденция заслуживает специального рассмотрения. Данная диссертационная работа будет посвящена изучению феномена двоемирия в девяти романах Газданова и анализу динамики его форм. Это позволит разработать единый научный подход к проблеме двоемирия у Газданова и определить ее связь с эстетическими и философскими взглядами автора.

Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что изучение специфики категории двоемирия у Газданова, исследование ее эволюции и выделение конкретных признаков помогает точнее понять не только особенности художественного мира этого писателя и его самобытной поэтики, но и своеобразие мироощущения авторов «незамеченного поколения» (термин В.Варшавского) - первой волны русской эмиграции в целом.

Целью работы.является исследование динамического отношения ирреального и реального миров в художественных произведениях раннего, среднего и позднего периодов творчества Газданова.

Достижение этой цели может быть обеспечено решением следующих задач:

1) выявить особенности двоемирия как мироощущения для писателей русского зарубежья в конкретной исторической ситуации;

2) проанализировать особенности времени и пространства воображаемого мира в романах Газданова в 1930х гг и романтические черты мироощущения газдановского повествователя в раннем периоде творчества;

3)исследовать тенденцию «возвращения в реальность» в творчестве

Газданова — осмысление протеста против вторжения воображения в

12

реальность, выявленного в романах, написанных после Второй мировой войны;

4) рассмотреть формирование притчевого стиля и жанра воспитательного романа в позднем периоде творчества Газданова и определить значение персонажей-антиподов в контексте авторского двойственного мироощущения.

Материалом исследования служат девять романов Газданова: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полёт», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды», «Пилигримы», «Пробуждение» и «Эвелинв и её друзья». Мы останавливаем внимание на этом жанре, поскольку именно в большой прозе писатель может полно воплотить свои философские размышления, создать сложную систему персонажей и подробно воссоздать образы двух миров. Более того, названные девять романов ярко отражают особенности стиля, сюжета и композиции в разные периоды творчества писателя, что позволит проследить непрерывный процесс эволюции эстетики Газаднова.

Методологической основой диссертации являются работы по теории литературы Д. Фрэнка, А.А. Потебни, Б.А. Успенского, В.Е. Хализева, Н.Д.Тамарченко, Л.В.Чернец. Особенно важны для нас результаты исследований хронотопа и художественного пространства, принадлежащие М.М. Бахтину и Ю.М.Лотману, указавшим на связь времени и пространства с типом персонажей и сюжетостроением.

Для реконструкции литературного процесса и исторических условий начала ХХ века нами были использованы исследования в области литературной жизни Серебряного века и русской эмиграции до начала 1940-х гг. А.Н. Авраменко, Л.А. Колобаевой, В.В. Агеносова, М.М. Голубкова, А.В. Леденева, И.Б. Ничипорова, Н.М. Солнцевой, М.В. Михайловой, А.И. Чагина, Л.Г. Кихней, Ю. Левин, А.Г. Коваленко, Б.В. Аверина, Н.А. Карпова, М.О. Рубинс.

В работе мы опираемся на философские труды Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова, Ж. Сартра, А. Камю, Э. Мунье.

В диссертации привлекаются результаты изысканий исследователей творчества Газданова Л.Диенеша, С.М. Кабалоти, Т.Н. Красавченко, С.С.Никоненко, Ю.М. Матвеевой, О.Е. Гайбарян, В.А. Боярского, Н. Цховребова, С.А. Кибальника, О. Орловой, Е.Н. Проскуриной, Е.В. Кузнецовой.

Методы исследования:

1) культурно-исторический, позволивший получить представление о двоемирии как миропонимании в эпоху модернизма и его особой роли для писателей-эмигрантов в 1920-1940 гг;

2) биографический, с помощью которого идейные, тематические и художественные особенности произведений Гайто Газданова анализируются в связи с породившим их историко-культурным контекстом;

3) интертекстуальный, предполагающий рассмотрение отдельного произведения в качестве части "метаромана" - на фоне всего художественного творчества писателя

4) философский, который помогает рассматривать ряд экзистенциальных, феноменологических и буддийских понятий, значимых для понимания особенностей поэтики и мироощущения Газданова.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые последовательно рассматривается динамика форм воображаемого и реального на протяжении всех этапов творчества Газданова. устанавливается изменение соотношения двух миров: переход от приоритета воображаемого над реальным к их синтезу, от замкнутого к открытому отношению личности к миру, дано многоаспектное рассмотрение феномена двоемирия, включающее философское,

эстетическое, этическое видение писателя, раскрывается эволюция мировоззрения и творческой менеры Газданова.

Апробация работы. Основные результаты исследования отразились в докладах на XXV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, МГУ, 11.04.2018), на Международной научной конференции «Сад расходящиеся троп: Розанов, Флоренский, Дурылин et cetera» (Москва, РГГУ, 11.05.2018), на VI Международной научной конференции «Русская литература ХХ-ХХ1 веков как литературный процесс» (Москва, МГУ, 18.12.2018), а также на IX Международной научной конференции «Русская литература: Исследование русской литературы ХХ-ХХ1 веков» (Шанхай, 06.07.2019). Научные положения опубликованы в статьях «Константинополь в творчестве Г. Газданова как пространство инициации» в журнале «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия "Гуманитарные науки"» (2019 г., № 2); «Воображение и реальность: зеркальная симметрия в романе Газданова "Призрак Александра Вольфа"» в журнале «Litera» (2019, №.4); «Пилигримы: путь этической утопии и индетерминизма» в журнале «Мир науки, культуры и образования» (2019, №.5); «Темпоральные аспекты поэтики ранних романов В. Набокова и Г. Газданова» в журнале «Казанская наука» (2019, №.12); «Динамика двоемирия в романах Г. Газданова раннего периода творчества» в «Вестнике Москвоскного университета. Серия 9. Филология» (2020, №.2)

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куань Янь, 2021 год

Научная литература

1. Литература русского зарубежья (1920-1940): практикум-хрестоматия / авт.-сост. Б. В. Аверин и др. СПб: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2013. - 702 с.

2. История литературы русского зарубежья (1920-е-начало 1990-х гг.) / Под ред. А. П. Авраменко; М.: Альма Матер : Акад. проект, 2011. -705 с.

3. Агеносов В.В. Литература Русского Зарубежья (1918-1996). М.: Терра-спорт, 1998. - 543 с.

4. Александровна Э.К. Бестиарное в художественном пространстве романа Гайто Газданова «Вечер у Клэр» (образы птиц как сигналы интертекста) / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2016. № 3. С.77-80.

5. Андреева В.А. Поэтика Гайто Газданова в контексте модернистской прозы первой половины XX века: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Ярославль, 2013. - 239 с.

6. Бабичева Ю.В. Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века: Учебное пособие. Вологда: Изд-во ВГПУ «Русь», 2002. - 86 с.

7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.

8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Собр. соч.: в 7 томах. М.: Язык славянских культур, 2012. Т.3. С.340-512.

9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Ролан Барт; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс Универс, 1994. - 615 с

Ю.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет, 2006. 314 с.

11.Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев [Авт. вступ. ст. П. П. Гайденко; Примеч. Р. К. Медведевой]. М.: Республика, 1993. -383 с.

12.Бердяев Н. С. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и XX веков / Н. С. Бердяев // О России и русской философской культуре. М., 1990. С.43 -271.

13. Бергсон А. Непосредственные данные сознания: время и свобода воли // Собр. соч.: в 5 т. СПб.: М.И. Семенов, 1914. Т.2. - 224 с.

14.Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев.

167

М.: Наука, 1990. - 220 с.

15.Биченко С.Г. Термин «Романтическое двоемирие» в современном научном тезаурусе / Тезаурусный анализ мировой культуры. Выпусник 21. Под. общ. ред. В.А. Лукавой. М.:Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2011. С.41-45.

16.Боярский В.А. Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Томск, 2003. - 31 с.

17.Варшавский В.С. Незамеченное поколение. М.: Русский путь, 2010. -544 с.

18.Вейдле В. Русская литература в эмиграции. Новая проза// Возрождение. 19 июня 1930.

19.Вейдле В. Умирание искусства. Сост. В.М. Толмачев. М.: Республика, 2001. - 447 с.

20. Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95- летию со дня рождения писателя. / Сост. М. Васильева. М.: Русский путь, 2000. - 303 с.

21.Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: сборник научных труд. / Сост.: Т. Н. Красавченко, М. А. Васильева, Ф. Х. Хадонова. М.: ИНИОН РАН, 2005. - 343 с.

22. Гайто Газданов в контексте русской и западноевропейских литератур / Отв. ред. А.М. Ушаков. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 303 с.

23.Гайбарян О.Е. Искусство и творческая личность в художественном мире Гайто Газданова: Эстетический и поэтологический аспекты: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. М.: 2005. - 26 с.

24.Голубков М.М. Русская литература XX в. После раскола / М.М. Голубков. М.: Аспект Пресс, 2001. - 267 с.

25.Голубков М.М. История русской литературной критики ХХ века. М.: Юрайт, 2019. - 372 с.

26.Горницкая Л.И., Ларионова М.Ч. Место, которое нет...Острова в русской литературе. Ростов-на-дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. - 226 с.

27. Поэтические течения в русской литературе конца Х1Х - начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Г. Соколов. М.: Высшая школа, 1988. - 367 с.

28.Гусев Е.В. Роман "Пруд" А.М. Ремизова: поэтика двоемирия: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. Йошкар-Ола, 2006. - 216 с.

29.Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчесво. Владикавказ: Изд-во

168

Северо-Осет. ин-та гуманитарных исслед., 1995. - 304 с.

30.Дюдина О.М. Поэтика романов Гайто Газданова: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 153 с.

31.Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей "незамеченного поколения" русской эмиграции: Б. Поплавский, Г. Газданов: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 1999. - 215 с.

32.Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Магнитогорск. 1996. - 409с.

33.Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.

34.Кабалоти С.М. Поэтика прозы Гайто Газданова 20-30-х гг. Спб.: Петерб. писатель. 1998. - 334 с.

35.Иванюшина И.Ю. Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика: диссер. ... доктора филологических наук.: 10.01.01. Саратов, 2003. -449 с.

36.История русской литературы Серебренного века(1890-е — начало 1920-х годов) в 3 ч. / отв.ред. М.В. Михайлова, Н.М. Солнцева. М.: Юрайт, 2017.

37.Кьеркегор С. Страх и трепет: этические трактаты / Оерен Кьеркегор; пер. с дат., коммент. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева; общ. ред., сост. и предисл. С. А. Исаева. М.: Республика, 1993. - 383 с

38.Кибальник С.А. Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе. СПб: ИД. Петрополис., 2011. - 412 с.

39.Ким Се Унг. Жанровое своеобразие романов Г. Газданова 1930-х гг.: диссер. ... кандидата филологических наук.: 10.01.01. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - 177 с.

40.Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе XX века: Структура и поэтика.: диссертация ... доктора филологических наук.: 10.01.01. М., 1999. - 391 с.

41.Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. -296 с.

42.Кормиолв С.И. Основные понятия теории литературы: литературное понятие, проза и стих. М.: Издательство МГУ, 1999. - 112 с.

43.Красавченко Т.Н. Гайто Газданов: Философия жизни // Рос. литературовед, журнал. 1993. № 2. С.97-108.

44.Красавченко Т.Н. Экзистенциальный и утопический векторы

169

художественного сознания Г.Газданова // Вестник института цивилизации. -Владикавказ, 1999. Т.2. С.13-18.

45.Короткова А.А. Нравственные искания «первой волны» русского зарубежья // Человек и современный мир: методологические и методические вопросы. СПб., 1997. С.8-15.

46.Кузнецова Е.В. Поэтика рассказов 1930-х гг. Гайто Газданова / Вестник Пятигорского государственного университета. 2010. № 3. С.217-222.

47.Кузнецова Е.В. Поэтика рассказов Гайто Газданова 1940-х гг. / Гуманитарные исследования. 2010. № 1. С.172-177.

48.Кузнецова Е.В. Исследование поэтики рассказов Г. Газданова 19501960 гг./ Гуманитарные исследования. 2010. № 2. С.71-76.

49.Кузнецова Е.В. Время и пространство в произведениях Г. Газданова / Гуманитарные исследования. 2011. № 4. С.238-246.

50.Кузнецова Е.В. Мотив потерянной России в прозе Г. Газданова / Гуманитарные исследования. 2011. № 1. С.183-187.

51.Кузнецова Е.В. «Витальные» мотивы в прозе Гайто Газданова / Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (62). С.50-56.

52.Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун. пер. с англ. И. З. Налетова; М.: АСТ, 2009. - 310 с.

53.Лакруа Ж. Избранное: Персонализм / Жан Лакруа; пер. с фр.: И. И. Блауберг и др.; Сост.: И. С. Вдовина, С. Я. Левит; Науч. ред. И. И. Блауберг. М.: Росспэн, 2004. - 606 с.

54. Левин Ю. И. Биспациальность как инвариант поэтического мира Вл. Набокова // Изобранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1988. С.323-391.

55.Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гносиз, 1994. С. 8264.

56.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, М.: Просвещение, 1988. - 348 с.

57. Лотман Ю.М. Структура художественного текста, М.: Азбука, 2018. -704 с.

58.Мартынов A.B. Русское зарубежье в контексте западноевропейской культуры. Творчество Гайто Газданова: диссертация ... кандидата филологических наук.: 10.01.01. М.: МПГУ, 2001. - 198 с.

59.Мартынов А.В. Газданов и Камю // Возвращение Гайто Газданова. М.: Русский путь, 2000. С.67-80.

60.Матвеева Ю.В. Художественное мышление Гайто Газданова: диссер. ... кандидата филологических наук.: 10.01.01. Екатеринбург,

170

1996. - 217 с.

61. Матвеева Ю.В. Превращение в любимое: Художественное мышление Гайто Газданова. Екатеринбург: издательство Уральского университета, 2002. - 97 с.

62.Матвеева Ю.В. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2008. - 194 с.

63.Матвеева Ю.В. Экзистенциальное начало в творчестве Гайто Газданова. // Журнал Дарьял. 2001. №2. С.147-179.

64.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. пер. с нем. Г. А. Рачинского; СПб.: Азбука, 2014. - 224 с.

65. Орлова О.М. Проблема автобиографичности в творческой эволюции Г. Газданова: диссертация ... кандидата филологических наук.: 10.01.01.М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 258 с.

66. Орлова О.М. Гайто Газданов (Серия жизни замечательных людей). М.: Молодая гвардия, 2003. - 167 с.

67.Подуст О.С. Гайто Газданов: у истоков писательской тайны: Монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. -147 с.

68.Подуст О.С. Художественная картина мира в творчестве Г.Газданова 1920-1930-х г.г.: к проблеме национальной идентичности: диссертация ... кандидата филологических наук.: 10.01.01. Воронеж, 2003. - 252 с.

69.Поппер К. Нищета историцизма. пер. с англ. С.А. Кубриной; М.: Прогресс, 1993. 187 с.

70. Проскурина, Е.Н. Романы Гайто Газданова: динамика художественной формы.: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.01. Новосибирск, 2010. - 480 с.

71.Проскурина Е.Н. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. М.: Новый хронограф, 2009. - 387 с.

72.Пьеге-Гро Натали. Введение в теорию интертекстуальности. пер. с фр. Г. К. Косикова, В. Ю. Лукасик, Б. П. Нарумова ; общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: ЛКИ, 2008. - 240 с.

73.Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. пер. с англ. А. В. Говорунова. М.: Русский мир. 2006. - 636 с.

74.Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества» Воронеж: Изд - во ВГУ, 1991. - 317 с.

75.Севастьянова В.С. Архетипика романтического двоемирия в тике русского символизма: диссертация . кандидата филологических наук.: 10.01.01. Магнитогорск, 2004. - 180 с.

171

76.Семенова Т.О. «... Мир, который населен другими». Идея децентрации в творчестве Г.И.Газданова 1920-30-х годов Т.О. Семенова // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //aseminar.narod. ru/semenova. htm.

77.Семёнова С.Г. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газданов и Борис Поплавский) // Вопросы литературы. М., 2000. №3. С.67-106.

78.Семенова С.Г. Два полюса русского экзистенциального сознания. Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина // Новый мир. 1999. №9.

79.Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века: от А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003. - 420 с.

80.Смирнова А. И. Проблема русской души и тип героя в рассказах «Коновалов» М. Горького и «Черные лебеди» Г. Газданова // Вестник Костромского государственного университета. 2018, № 1 (24). с.64-67

81. Смирнова А. И. Онтология смерти в рассказах Гайто Газданова // Welkie Tematy Kultury w Literaturach slowianskich. 13. Tanatos 1. Вроцлав, 2018. с.311-319

82. Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Париж.: ИМКА-пресс. 1984. - 419 с.

83.Токарев Д.В. «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 347 с.

84.Тотров Р. Между нищетой и солнцем // Г. Газданов. "Вечер у Клэр". Романы. Владикавказ. 1990. С.513-542.

85.Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. "Языки рус. культуры", 1995. - 357 с.

86. Франк Г. Время и воспоминания в романе Гайто Газданова "Вечер у Клэр" // Журнал "Литература". М.: Первое сентября, 2001. № 45. С.2-3.

87.Фрэнк Дж. Пространственная форма в современной литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987. C.194-213.

88.Федякин С.Р. Кризис художественного сознания и его отражения в критике Русского зарубежья // Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 20-30-х годов:. Сб. науч. тр.. Сер. "Проблемы литературоведения" Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел литературоведения; Редкол.: Петрова Т.Г. (отв. ред.) и др., Москва, 2004. С. 8-32.

89.Федякин С.Р. Гайто Газданова: Искусство изобразительности //

172

Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 242-251.

90.Федякин С.Р. "Уходящий берег Крыма" в произведениях Н. Туроверова, Б. Поплавского, Г. Газданова и В. Набокова // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 3 (130). С. 122-133.

91.Федоров В.П. Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана / В.П. Федоров // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. М.: Паука, 1982. С.81-106.

92. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. пер. с англ. М. К. Рыклина. М.: Эксмо, 2006. - 958 с.

93.Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 1999. - 398с.

94.Холиков А.А. Символика сценического пространства в ранней драматургии Андрея Белого // Вопросы литературы, М.: Автономная некоммерческая организация., 2018. № 1, с. 247-269

95.Холиков А.А. Автобиография vs фотография и мемуар vs карикатура как формы сохранения памяти о писателе (Д.С. Мережковский) // БШ&а ЬШегагиш, М.: издательство ИМЛИ, том 2, 2017. № 1, с. 10-21

96.Цховребов Н. Газданов. Владикавказ: ИР, 2003. - 269 с.

97. Шабуров М.Н. Эволюция модели повествования в творчестве Гайто Газданова: автореферат дис. М., 2011. - 24 с.

98.Шестов Л. На всех Иова. М.: Эскимо, 2009. - 558 с.

99. Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1983. -383 с.

100. Шопенгауэр А. Малое собрание сочинений / Артур Шопенгауэр; пер с нем. Ю. Айхенвальда, Ф.Черниговца. СПб.: Азбука, 2015. - 544 с.

101. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сб. статей / Сост. О. Эйхенбаум. Вступ. ст. Г. Бялого. JL: Худож. литература, 1986. - 456 с.

102. Эткинд, А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века / А. Эткинд. - М.: ИЦ-Гарант, 1996. - 413 с.

103. Яценко Н. Е. Двоемирие // Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. - 524 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.