Функции женских образов в отражении авторской концепции творчества Гайто Газданова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Коломин, Дмитрий Евгеньевич

  • Коломин, Дмитрий Евгеньевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 185
Коломин, Дмитрий Евгеньевич. Функции женских образов в отражении авторской концепции творчества Гайто Газданова: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Нижний Новгород. 2012. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коломин, Дмитрий Евгеньевич

Введение

Глава 1. Основные проблемы творчества Гайто Газданова в русле философской мысли и литературы Х1Х-ХХ вв.

1.1.Проблема смысла жизни перед лицом смерти в восприятии философов XX в. (на примере А. Шопенгауэра и Ф. Ницше)

1.2.Проблема смысла жизни перед лицом смерти в восприятии русских классиков

1.3.Русская философия конца XIX, начала XX в. о роли женского начала в национальном самосознании

1.4.Преодоление экзистенциальной безысходности в творчестве Газданова:

роль женского образа

Глава 2. Функции женских образов в романной прозе Гайто Газданова

2.1. Изображение процесса осознания героем творческого дара в романе «Вечер у Клэр»

2.2.Тема прорыва через мучительное двоемирие в романе «Призрак Александра Вольфа»

2.3.0смысление роли женщины в сотворении писателем своего художественного мира в романе «Возвращение Будды»

2.4.Мотив путешествия как символ процесса созревания художественного дара в романе «История одного путешествия»

2.5.Сюрреалистическая поэтика в изображении «воплощения» героя в романе «Ночные дороги»

2.6.Идея «двойного воплощения» в романе «Эвелина и ее друзья»

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Функции женских образов в отражении авторской концепции творчества Гайто Газданова»

Введение

Изучение творчества и биографии Гайто Газданова продолжается уже более пятидесяти лет. А началось оно в 1964 году, когда владикавказский литературовед А. Хадарцева написала Газданову письмо в Париж в надежде ближе ознакомиться сего жизнью и творчеством. И тогда завязалась переписка, которая стала первым шагом в изучении творчества Г. Газданова. В 1967 году собрание сочинений И. Бунина стало первым на территории СССР источником информации о Газданове, где было указано лишь то, что он является писателем-романистом. В 1979 году его имя прозвучало на страницах «Литературной газеты»1 в публикации И. Зильберштейна.

В 1984 году Газданов впервые упомянут в осетинской печати (статья Р. Бзарова «Владикавказский аул»). А еще через четыре года, в 1988 году, в Осетии прочтут главы из «Ночных дорог» с предисловием об авторе.

На Западе к тому времени о жизни и творчестве Газданова уже вышла отдельная монография и две библиографии. В 1971 году, почти сразу после смерти писателя его жизнью и творчеством заинтересовался американский славист Л. Диенеш. Несколько лет исследователь собирал сведения о жизни Газданова и по крупицам восстанавливал его биографию. Результатом этого многолетнего труда стала книга «Русская литература в изгнании: жизнь и творчество Гайто Газданова. История жизни писателя»2, вышедшая в Мюнхене в 1982 г., и первая библиография, вышедшая в Париже в том же году. Работа Диенеша определила на последующие годы путь газдановедения, в котором было выдвинуто положение о романах писателя как о художественном единстве.

Точкой отсчета, с которой начинается исследование жизни Газданова в России, явились публикации Р. Бзарова и Ф. Хадоновой 1980-х гг. К концу 1980-х- началу 1990-х годов в осетинской периодике появляются восстанавливающие пробелы в биографии писателя работы А. Хадарцевой, Р. Бзарова,

Чильбепштейн И Горький - учитель молодых литераторов // Литературная газета, 1979. №17 Шепеэ ^Russian Literature in Exile: The life and work of Gajto Gazdanov. - Munchen: Verlag Otto

2

Sagner, 1982.

2

Ф. Хадоновой, Т. Салбиева. Эти самые «пробелы», которые очень трудно было заполнить американскому исследователю в середине 70-х - 80-х гг., связаны, в том числе, и с осетинскими корнями автора. Важные сведения о семье Газданова были собраны и обработаны Л. Габоевой и В. Газдановой. Особым событием, связанным с изучением жизнедеятельности Газданова, стала публикация документов из личного писательского архива, привезенного из Парижа во Владикавказ Т. Камболовым и Р. Бзаровым3.

В начале 90-х годов книги Газданова выходят массовыми тиражами и привлекают широкое внимание российских литературоведов. Собрание сочинений писателя было сопровождено статьями Л. Сыроватко «Газданов-романист» и «Газданов-новеллист», раскрывающими жанровое своеобразие творчества писателя. К началу XXI столетия уже было выпущено несколько сборников научных статей под редакцией М. Васильевой и Л. Сыроватко4. Новый толчок в осознании творчества Газданова дали исследования его литературного архива, проведенные О. Орловой, Т. Красавченко, М. Васильевой. Вслед за этим публикуются ранее неизвестные произведения Г. Газданова. Серия статей С. Федякина, выявляющих теснейшую связь судьбы писателя с поэтикой его прозы, знакомит широкого читателя со спецификой творчества автора. Работы Ю. Бабичевой, С. Кабалоти, Ю. Матвеевой, А. Мартынова, О. Подуст, Н. Цховребова и многих других литературоведов развивают ключевые направления в исследовании самобытности газдановских произведений.

К 100-летию со дня рождения Газданова к уже упомянутой монографии Л. Диенеша добавились еще две книги, посвященные жизни и творчеству писателя.

Н. Цховребов в своей монографии «Гайто Газданов»5 не только описал основные этапы творчества писателя, но и обобщил итоги исследований по-

3Камболов Т. Штрихи к портрету Гайто Газданова: письма матери // Дарьял, 2003. №3 возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения

писателя / Сост. М. Васильева. - М.: Русский путь, 2000.

5 Цховребов Н. Гайто Газданов / Владикавказ: ИР, 2003

следнего десятилетия. Это значительно облегчило литературоведам ориентацию в научном пространстве - газдановедении, - существующем уже наравне с набоковедением и другими направлениями в изучении наследия Русского Зарубежья.

Монография О. Орловой стала первой попыткой создания художественной биографии писателя. Эта цель определялась намерением соединить образы Газданова-человека и Газданова-писателя через описание его частного и писательского пути на фоне исторической эпохи.

Каждая их трех монографий о Газданове явилась шагом на пути реконструкции портрета писателя и осмысления значения его литературной деятельности. Однако у газдановедов обнаруживается еще немало проблем самого различного характера.

В 2009 году выходит новая монография о Газданове «Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Газданова» Е. Проскуриной. В работе приводится подробно развернутое исследование романов Г. Газданова в аспекте нарративного анализа. Прослеживаются межтекстовые связи на разных уровнях текста: тематическом, сюжетном, мотивном, персонажном. Показывается организующая функция археосюжетной модели, оформляющая романы Газданова в единую метатекстовую систему. Выбранный исследователем подход позволяет увидеть каждый из романов писателя в его художественной феноменальности и, одновременно с этим, звеном паремиологической цепи, объединенной инициальной стратегией «довоплощения» героя и мира. В монографии приводится также положение о том, что содержательность письма как целого приобретается в романах Газданова в итоге воплощения, а не возникает на уровне авторского замысла. Оригинальный подход Е. Проскуриной состоит в попытке увидеть все единство романов Г. Газданова как крупную циклическую форму.

Газданов принадлежит к писателям, чье творчество не просто связано с

фактами биографии, но основано на личном житейском и духовном опыте.

Черта эта среди его ровесников-прозаиков не редкая. И. Шайтанов, анализи-

4

руя особенности автобиографической советской послевоенной прозы, указывает на исток одного из ее течений, в 20-х годах сформулированный В. Шкловским: «Я говорю от своего имени, но не про себя»6. Лишь за пределами России можно было создать свою автобиографическую прозу по принципу, обозначенному И. Буниным: «Действительность - что это действительность? Только то, что я чувствую. Остальное вздор»7.

Гораздо позже произведения, написанные в России, - совершенно несхожие по стилю, по манере, по отразившейся в них биографии, но одинаково восходящие к воспоминанию о пережитом, - будут названы «лирической прозой». «Лирическая проза» создается на материале личной биографии, взятой как момент истории. Взгляд как бы раздваивается, охватывая одновременно широкое пространство исторической перспективы, в которую вписана отдельная судьба, и в то же время - эпоха предстает как факт внутренней жизни человека, запечатленной в его памяти. В этом сближении личного и исторического рождается новое чувство времени. Оно требует новой формы»8.

Но поиск новой формы, предпринятый младоэмигрантами, в истории русской литературы еще не получил своего определения. И для того, чтобы нужное обозначение этого поиска было найдено, изучение творчества Газда-нова представляется нам необходимым, так как фигура его в Русском Зарубежье является одной из ключевых. Среди писателей своего поколения именно Газданов наиболее последовательно выстраивал жизнь героев в соответствии с теми стремлениями и задачами, которые он, как личность, ставил для себя.

6 Шайтанов И. Как было и как вспомнилось. (Современная автобиографическая и мемуарная проза).-М, 1981.С.45

7Цит. По: Карпов И. Авторское сознание в русской литературе XX века. - Йошкар-Ола, 1994.

8Там же.

В 1930 году М. Горький заметил в письме Гайто Газданову, что тот ве-

9

дет «свое повествование в одном определенном направлении: к женщине» , чему удивился и сам автор - об этом явствует его ответное письмо Горькому. Даже сам Газданов на тот момент не представлял, насколько точное замечание сделал Горький. Уже позднее писатель осознал и оформил эту мысль в своем рассказе «Третья жизнь», который впоследствии исследователи окрестили творческой доктриной автора. В этом рассказе Газданов раскрывает свое видение творчества как процесса и роли писателя в нем. Газданов от лица героя-повествователя олицетворяет себя «функцией видения с лицом женщины». Рассказ «Третья жизнь» приоткрывает полную драматизма психологическую жизнь писателя, рисует образ художника во время перехода им границы между личностью и поэтом, вводит загадочный женский образ - музу - символ притягательной, неотразимой и мучительно-выматывающей силы искусства. Когда рубеж перейден, все прежнее существование кажется писателю жизнью в чужой стране, новая же жизнь -привычной, органичной,

а лицо музы -давно знакомым.

Многие исследователи-газдановеды, такие как Ст. Никоненко, Ю. Нечипоренко, В. Боярский и др. неоднократно замечали, что роль женского образа, музы, в творческом наследии Гайто Газданова исключительна и несет особый смысл. Но подробного исследования данной проблематики до сих пор не проводилось. Актуальность определяется необходимостью рассмотрения роли женского образа в произведениях Гайто Газданова и связанной с ним концепции творчества для более полного осмысления художественного сознания писателя.

Объектом данного исследования стали шесть романов Газданова: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды», «Эвелина и ее друзья». Нами не рассматривались три романа писателя, которые, на наш взгляд,

9Ласло Диенеш "Гайто Газданов" - жизнь и творчество". Владикавказ, 1995, перевод с английского Т. Салбиева. Оригинальное издание: Dienes L. Russian Literature in Exil: The life and work of Gajto Gazdanov. Munchen, 1982.

нуждаются в отдельном исследовании: «Полет» и два произведения, основанных на французском материале, - «Пилигримы» и «Пробуждение».

Предмет исследования: художественное воплощение экзистенциального мироощущения героя-повествователя и возможности его преодоления.

Целью работы является изучение процесса преодоления экзистенциального мироощущения героя-повествователя с помощью женщины-музы в соответствии с авторской концепцией творчества в романистике Г. Газдано-

ва.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• выявить истоки экзистенциального мироощущения писателя;

• определить причины и суть двоемирия героя - борьбы действительного и воображаемого;

• доказать, что в попытках избавиться от двоемирия герой стремится

к самоидентификации в окружающем мире, к «воплощению»;

• определить, каким образом преодоление «метафизической бездомности» благодаря женщине-музе реализует творческий потенциал личности

героя-повествователя.

Методологической основой работы послужили литературоведческие труды Л. Алексеевой, М. Бахтина, В. Заманской, А. Николюкина, Н. Тамарченко, В. Хализева; работы исследователей-газдановедов Е. Асмоловой, Ю.Бабичевой, Е. Бальзамо, В. Гассиевой, Л. Дарьяловой, Л. Диенеша, Л. Калоевой, Т. Камболова, А.Мартынова, Ю.Матвеевой, С. Никоненко, О. Орловой, Т. Семеновой, Ю. Симонян, Л. Сыроватко.

Диссертация опирается на философские работы М. Бахтина, Н. Бердяева, С.Булгакова, Ю.Давыдова, В.Соловьева, Е.Трубецкого,

Л. Шестова, А. Шопенгауэра.

Исходя из цели и поставленных задач в диссертации применены следующие методы исследования: культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический.

Научная новизна работы состоит во впервые предпринятом масштабном анализе романистики Г. Газданова с точки зрения осмысления авторской концепции творчества, которая была у писателя достаточно самобытной, имела свою динамику, способствовала уяснению важнейших философских, эстетических, жизненных воззрений автора. При анализе отдельных произведений данное исследование предполагает, прежде всего, выявление в них общих закономерностей, связанных со стремлением героя к «воплощению».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Организующим началом художественного мира романов Гайто Газданова является экзистенциальное мироощущение, из которого вытекают важнейшие темы в творчестве писателя, одна из которых -тема бессмысленности жизни перед неизбежностью смерти.

2. Газ данов наделяет героя силой воображения, которое может заполнить отведенный промежуток времени между рождением и смертью иллюзорными представлениями о смысле жизни. Цель иллюзорного мира - отвести внимание перед единственной объективной реальностью - смертью.

3. Преодоление экзистенциальной апатии возможно у Газданова только благодаря женщине. Выступая в роли музы, она способствует созреванию художественного дара героя-повествователя, что, по Газданову, составляет одну из главнейших ценностей человеческого существования.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем исследования составляет 204 страницы.

Глава 1. Основные проблемы творчества Гайто Газданова в русле философской мысли и литературы Х1Х-ХХ вв.

1.1. Проблема смысла жизни перед лицом смерти в восприятии философов XX в. (на примере А. Шопенгауэра и Ф. Ницше)

Проблему смерти внимательно осмыслял известный немецкий философ Артур Шопенгауэр. В своей работе «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа» исследователь писал, что у «человека, вместе с разумом, неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти»10. Животное, не обладающее разумом, не осознает свою смертность, в отличие от человека, поэтому человечество на протяжении всей своей истории создавало заслон в виде религии или философских концепций, который разъясняет явление смерти. Эта «рефлексия, которая повлекла за собою сознание смерти, помогает нам создавать себе такие метафизические воззрения, которые утешают нас в этом и которые не нужны и не доступны животному»11. Религии и философские системы «представляют собою извлеченное из собственных недр мыслящего разума противоядие против нашего сознания о неизбежности смерти»12. Философ полагал, что религия и философия учат человека без страха смотреть в лицо смерти.

Рассуждая о страхе смерти, Шопенгауэр опирался на мысль о том, что этот страх есть явление врожденное, и от разума не зависит. В доказательство автор приводит пример: животное тоже испытывает страх смерти, хотя и не знает о смерти. Поэтому кролик убегает от хищника, пытаясь спасти жизнь. «Все, что рождается, уже приносит его (страх смерти) с собою на землю»13. Страх смерти - это проявление «воли к жизни», сильнейшего начала, с которым рождается все живое. Всякое живое существо стремится выжить, выиграть время, несмотря на все трудности и невзгоды, и нет ничего ужаснее

10Ьйр://иЬ.гиМШ8ОР/8НОРЕМОАиЕК/5Ьорепе 1.1x1

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

страха смерти: «Потому что оно - всецело воля к жизни <...>. Таков же точно по своей природе и человек. Величайшее из зол, худшее из всего, что только может грозить ему, это смерть, величайший страх - это страх смер-

14

ти» .

По Шопенгауэру, разум презирает жизнь, потому что понимает ее конечность и проистекающую от этого бессмысленность, но влачить жалкое существование человека заставляет воля к жизни. Вослед за этими рассуждениями идет неизбежное логичное заключение, что любая жизнь «должна скоро кончиться, так что те немногие годы, которые нам еще, быть может, суждено прожить, совершенно исчезают перед бесконечностью того времени, когда нас уже больше не будет»15. В отличие от разума, воля к жизни, не имеет вопросов и содержит в себе исключительное стремление к жизни, к продлению ее срока. Но пессимистичный разум размышляет о вечности, о том безбрежном океане во времени и пространстве, в котором отрезок биологической жизни бесконечно мал; разум диктует другое: «В свете мысли даже смешным кажется проявлять такую заботливость об этой капле времени, приходить в такой трепет, когда собственная или чужая жизнь подвергается опасности, и сочинять трагедию, весь ужас которой имеет свой нерв только в страхе смерти»16.

Индивидууму сложно осознать, насколько неразумна «могучая привязанность к жизни», из-за которой жизнь «должна казаться нам высшим благом, как она ни горестна, кратковременна и ненадежна». Воля к жизни «в

17

своем изначальном виде, бессознательна и слепа» .

Следуя собственной логике, философ сделал четыре вывода:

1. воля к жизни - сокровеннейшая сущность человека;

2. воля к жизни сама по себе бессознательна, слепа;

14 http://lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/shopengl .Ш

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

3. познание - это первоначально чуждый воле к жизни, дополнительный принцип;

4. воля к жизни враждует с познанием, и наше суждение одобряет победу знания над волей.

Философ говорил, что человеческий разум не противится смерти, так как он не находит в этом ничего трагического и ужасного. Именно «слепая» воля к жизни заставляет испытывать страх не только животное, не разумеющее о быстротечности жизни, но и человека, который понимает, что смертен. «Печалиться о времени, когда нас больше не будет, так же нелепо, как если бы мы печалились о времени, когда нас еще не было»18, - писал философ и заключал: точки зрения познания нет причин бояться смерти, именно в познавательной деятельности состоит сознание. Следуя логике исследователя, выходит, что для сознания смерть не является злом.

Развивая мысль о «вездесущности и вечности» сил природы, Шопенгауэр отмечал, что к ним нужно причислить и жизненную силу. Из этого следовало, что «живое существо не находит в смерти абсолютного уничтожения,

ю

а продолжает существовать в целом природы и вместе с ним» .

Жизнь индивида не является ценностью для природы, «гибель индивидуумов для нее безразлична, ей не вредит, не имеет для нее никакого значе-

20

ния» , именно поэтому так несовершенны наши тела и мы подвержены стольким болезням и недугам. Природа устроена так, что «все живет лишь одно мгновение и спешит навстречу смерти»21. Будь то растение, насекомое или животное - все умирает. «И, тем не менее, <...> в каждую минуту все находится на своем месте, все налицо, как будто бы ничего не умирало и не умирает. Каждый миг зеленеет и цветет растение, жужжит насекомое, сияют

1 http://lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/shopengl.txt

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

молодостью человек и животное, и каждое лето опять перед нами черешни,

22

которые мы уже едали тысячу раз» .

В итоге Шопенгауэр приходит к выводу, что бессмертен род, в бесконечной смене поколений «и в сознании его нетленности и своего тожества с ним спокойно живут индивидуумы». Род никогда не стареет, и всегда вечно юн, «смерть для него - то же, что сон для индивидуума»23, именно в роде находится сущность всякого живого организма. А непосредственное осознание заложено в индивидууме, поэтому последний не может отождествить себя со своим родом и боится смерти. Воля к жизни в индивидууме проявляет себя в чувстве голода и страхе смерти, а по отношению к виду она проявляет себя в половом инстинкте и заботе и потомстве.

Исходя из этого, философ писал: «В существе дела, индивидуальность - это своего рода ошибка, недосмотр, нечто такое, чему бы лучше не быть и

24

отрешение от чего является настоящей целью жизни» .

Шопенгауэр видел ошибку всех философов в том, что неразрушимое и вечное в человеке они полагают в интеллекте, когда на самом деле оно находится исключительно в воле. И тут философ вставал перед любопытным фактом: именно воля, не подлежащая смерти, боится смерти. А то, что подвластно смерти - субъект познания, интеллект - не способно испытывать страха, равнодушно к бытию или небытию.

Фридрих Ницше предлагал относиться к смерти, как древние греки. Ницше полагал, что у классической трагедии - трагедии Эсхила и Софокла -существовало два орудия «заклятия» смерти - «дионисийское» и «аполло-нийское» начала, характеризующие два вектора искусства. Дионисийское помогало отказаться от индивидуального существования, обратившись к «первосущей» Воле, в которой объединяются возникновение и уничтожение, жизнь и смерть и где отсутствует различие между добродетелью и преступлением. Человек, отказавшийся от своей индивидуальности и растворивший-

22 http://lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/shopengl .Ш

23 Там же.

24 Там же.

ся в бесконечном океане Единого, тоже испытывает страдания и муки, но это уже не муки частного интеллекта с его мелочным разделением на жизнь и смерть, доброе и злое, а муки самой Воли, которая никогда не достигает своей последней цели: полного самоосуществления, абсолютного тождества с собою.

Однако Ницше понимал опасность такого способа избавления от страха смерти, а вместе с ним и ощущения бессмысленности жизни, которое и в самом деле дает человеку «метафизическое утешение», так как речь идет об отключении индивидуального сознания, о деперсонализации. Когда человек пробуждается от своего «дионисического опьянения», он с еще большим отвращением воспринимает свою индивидуальную жизнь, исполненную всяческих лишений и страданий и обреченную на неизбежную смерть.

С помощью «аполлонийского» начала искусства человек возрождается к активной жизни и служению Воле уже как индивид. Аполлон является носителем другого принципа: он дает индивиду «истинное спасение и освобождение», но не как Дионис, открывающий человеку путь к Единому, а совсем иным способом - создавая прекрасные образы неистинного, ложного с помощью иллюзии.

Ницше сравнивает дионисического человека с Гамлетом, которому довелось однажды увидеть суть вещей: им обоим стало противно действовать, так как «их действие ничего не может изменить в вечной сущности вещей, им представляется смешным и позорным обращенное к ним предложение направить на путь истинный этот мир, «соскочивший с петель». Познание убивает действие, для действия необходимо покрывало иллюзии - вот наука Гамлета... Истинное познание, взор, проникающий в ужасающую истину, получает здесь перевес над каждым побуждающим к действию мотивом как у Гамлета, так и у дионисического человека. Здесь не поможет никакое утеше-

ние... В сознании раз явившейся взорам истины человек видит теперь ужас и нелепость бытия...» .

Вместе с вопросом о смысле жизни, смысле человеческого бытия, который был поставлен немецкими философами, перед исследователями развернулся и целый узел проблем нравственной философии, теснейшим образом связанных друг с другом. В их числе - вопрос о преступлении, о вине и раскаянии, об убийстве «другого» и «само» - убийстве; наконец, вопрос о нигилизме и сопряженный с ним вопрос о судьбах современной цивилизации. Ряд этих философских проблем пытались осмыслить в своих трудах русские писатели и мыслители.

25Ницше Ф. Поли. собр. соч. Т. 1. М., 1912. С. 68-69

1.2. Проблема смысла жизни перед лицом смерти в восприятии русских классиков

Осознавая всю масштабность осмысления проблемы смысла жизни в русской литературе, мы ставим здесь очень скромную задачу: обозначить лишь основные тенденции.

Одним из первых в русской литературе вопрос о смысле человеческого бытия затронул А. Пушкин в драме «Моцарт и Сальери». Поэт вкладывает в уста Сальери следующие слова:

Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и - выше26

В драме Пушкин уделяет немаловажное значение проблеме утраты смысла жизни, и здесь поэт приводит свое оригинальное решение этого вопроса, отличающееся гениальной художественной ясностью и философской глубиной. Не веря в Бога и «высшую правду», герой (Сальери) поддается соблазну вершить свою правду.

Это произведение великого классика дало начало целой серии художественных исследований персонажей, утративших ощущение осмысленности земного существования перед лицом «молчащих небес».

Пушкинские герои пытаются найти ответ на вопрос о том, есть ли вообще эта самая «высшая правда», существует ли смысл жизни, не сводимый к своеволию отдельного человека. А. Пушкин, исходя от противного, словно ставит эксперимент над персонажем: позволяет ему действовать, исходя из убеждения, что «правды нет - и выше»; поэт ограничивает героя в поступках, которые соответствуют логике такого убеждения, и смотрит, что из этого получается. Исследователь Ю. Давыдов пишет: «Характерно, что Сальери, одержимый мыслью о богооставленности мира, в котором Моцарту, этому «гуляке праздному», дано создавать произведения божественной силы и глубины, сразу же делает вывод, который в последующем сделает и Раскольни-

2бПушкин А. Моцарт и Сальери / Собрание сочинений в 10 томах. - Москва: Правда, 1981. - Т. 3. С.237.

ков у Достоевского, и Гарин в «Завоевателях» Мальро, и Калигула из одноименной пьесы Камю, и Орест в «Мухах» Сартра. Он... убивает другого человека»27.

Уверовав в то, что правды не существует ни на земле, ни на небесах, пушкинский Сальери желает утвердить собственную правду. Поняв губительную возможность «смыслоутраты», поэт анализирует логику темных соблазнов своего героя, отмеченных безграничной гордыней, которая толкает персонажа все дальше и дальше по пути самообожествления.

Тема смерти явилась одной из ключевых и в творчестве М. Лермонтова. Смерть - постоянный предмет философской рефлексии и поэтических переживаний поэта. Ожидание смерти, как освобождения от земных мук и страданий,- распространенный мотив романтической поэзии у Лермонтова - достигает наивысшей трагической кульминации в стихотворении «Пленный рыцарь», где смерть является желанным избавлением от плена жизни:

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коломин, Дмитрий Евгеньевич, 2012 год

Научная литература

19. Агеносов В. Литература русского зарубежья (1918-1996). - М.: Терра. Спорт, 1998.

20. Адамович Г. Адамович Г. О литературе в эмиграции // Последние новости, 1931, 11, 25 июня; Ходасевич В.Ф. "Летучие листы. "Числа" // Возрождение, 1930, 27 марта.

21. Адамович Г. Литературные заметки. Г. Газданов «История одного путешествия». Дом книги/ 1938 // Последние новости. 1939. 26 января.

22. Адамович Г. Одиночество и свобода. - М.: Республика, 1996.

23. Адамович Г. Памяти Газданова // Нов. русское слово, 1971, 11 декабря.

24. Андреев Л. Из глубины веков / Творчество Леонида Андреева. Исследования и материалы. Курск: Курский государственный педагогический ин-т, 1983.

25. Арсеньев В. Сухими глазами // Грани. 1952. Т. 16.

26. Бабичева Ю. Автобиографическая трилогия Гайто Газданова или история загадочной болезни // Дарьял, 2003. №3

27. Бабичева Ю. Гайто Газданов и творческие искания Серебряного века: Учебное пособие по курсу истории русской зарубежной литературы XX века. - Вологда, 2002.

28. Бабичева Ю. Гайто Газданов и творческие искания серебряного века: Учебное пособие по курсу истории русской зарубежной литературы XX века. Вологда, 2002.

29. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1972.

30. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986.

31. Бердяев Н. Любовь у Достоевского // Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

32. Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989. - С. 17-51

33. Бердяев Н. Размышления об Эросе // Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

34. Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М., 1994.

35. Березин В. Газданов и массовая литература // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. Бахтин

36. Березин В. Газданов и массовая литература // Газданов и мировая культура. Калининград, 2000.

37. Бзаров Р. Владикавказский аул //Литературная Осетия, 1984. №63.

38. Бзаров Р. О Гайто Газданове // Лит. Осетия, 1988. №71

39. Бзаров Р. О Гайто Газданове // Лит. Осетия. - 1998. - № 71.

40. Бзаров Р. «Об осетинском родстве Гайто Газданова» / Северная Осетия, 27 ноября 1998 г.

41. Боярский В. Боксерская лихорадка: «Мастер из Кроксли» А. Конан Дойла и «Призрак Александра Вольфа» Г. Газданова // Дарьял. 2002. № 5. С. 224-235.

42. Булгаков С. Владимир Соловьев и Анна Шмидт // Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

43. Булгаков С. Свет невечерний: Созерцания и умозрения - М.: Республика, 1994.

44. Васильева М. О рассказе Газданова «Бистро» // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I). -М., 2000.

45. Вейдле В. «Новая проза» Газданова // Звезда. - 1995. - № 2.

46. Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения писателя. / Сост. М. Васильева. - М.: Русский путь, 2000.

47. Воронина Т. Спор о молодой эмигрантской литературе: Публика-ция//Российский литературоведческий журнал, 1993, №2. - С. 152-184.

48. Газданов Г. Борис Поплавской. Снежный час: рецензия // Современные записки, 1932. № 61.

49. Газданов Г. Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане. // Воля России, 1929, №5-6.

50. Газданов Г. Ирина Одоевцева. Зеркало: рецензия.// Русские записки, 1935. №15

51. Газданов Г. Комментарии к роману «Пилигримы» // Другие берега. 1992

52. Газданов Г. Марк Алданов. Бельведерский торс.// Русские записки, 1938. № 68

53. Газданов Г. О Гоголе: Эссе. // Мосты, 1960. №5.

54. Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе // Современные записки, 1936. №60.

55. Газданов Г. О Поплавском: Эссе.// Современные записки, 1935. №59.

56. Газданов Г. О Чехове: Эссе.// Новый журнал, 1962. №68

57. Газданов и мировая культура: Сборник научных ст./ Сост. и ред. Сыро-ватко Л. - Калининград, 2000.

58. Геблер Ф. Время и воспоминания в романе Газданова «Вечер у Клэр» // Литература. 2001. № 45.

59. Герцен А. Собрание сочинений в тридцати томах. Том седьмой. О развитии революционных идей в России. М., Издательство Академии Наук СССР, 1956

60. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / М.: Мол.гвардия, 1982.

61. Дальние берега: Портреты писателей-эмигрантов. Мемуары. - М.: Республика, 1994.

62. Диенеш 1993а - Диенеш Л. «Рождению мира предшествует любовь...» Заметки о романе «Полёт» // Дружба народов. - 1993. - № 9.

63. Диенеш 1996 - Диенеш Л. Писатель со странным именем // Газданов Г. Собр. соч.: В 3 т. -М., 1996.-Т. 1.-С. 5-12.

64. Диенеш Л. Гайто Газданов. Жизнь и творчество./ Пер. с англ. Т. Салби-ева. - Владикавказ: Изд-во Сев.-осет. ин-та гуманитарных исследований, 1995.

65. Диенеш Л. Самобытность // Сев. Осетия. 1993. 17 декабря.

66. Дмитровская М. «Стрела, попавшая в цель» (телеология Набокова и Газданова) // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000.

67. Дюдина О. «Ночные дороги» Гайто Газданова (опыт анализа лирического романа) // XX век. Проза. Поэзия. Критика. - Вып. II. - М., 1998.

68. Дюдина О. Образ лирического героя и его роль в романе Гайто Газданова «Ночные дороги» // XX век. Проза. Поэзия. Критика. - Вып. II. - М., 1998.

69. Жердева В. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции (Б. Поплавский, Г. Газданов): Дис. ...канд. филол. наук. -М., 1999.

70. Заманская В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания // Екатеринбург-Магнитогорск, 1996

71. Заманская В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие.// М.: Флинта: Наука, 2002.

72. Зверев А. Парижский топос Газданова // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения писателя, сост. М. Васильева. - М.: Русский путь, 2000.

73. Зильберштейн И. Горький - учитель молодых литераторов // Литературная газета, 1979. №17.

74. Зильберштейн И. Новое о Горьком. // Литературная газета, 1979. № 17.

75. Иваск 1983 - Иваск Ю. Две книги о Газданове // Русская мысль. 1983. 28 апреля.

76. Ильин И. Без любви // Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

77. История русской литературы XX века. 1910-1930. Русское зарубежье/ 2 т., Ред. Л. Ф. Алексеева - М.: Высшая школа, 2005.

78. Кабалоти 1996 - Кабалоти С. Рассвет у Газданова? // Новый мир. -1996.

79. Кабалоти С. «Во власти призраков и крыльев и неумолимых глаз»: К 90-летию со дня рождения Гайто Газданова // Час пик. 1994. 19 января.

80. Кабалотти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 1920-30-х гг. - СПб: Петербургский писатель, 1998.

81. Камболов Т. Штрихи к портрету Гайто Газданова: письма матери // Да-рьял, 2003. №3

82. Карпов И. Авторское сознание в русской литературе XX века, (гл. о Бунине). - Йошкар-Ола, 1994.

83. Кибальник С. Гайто Газданов и экзистенциальноесозрнание в литературе русского зарубежья// Русская литература. 2003. № 4. С. 52-72.

84. Кибальник С. Художественная философия Пушкина / СПб., 1998.

85. Колобаева Л. От временного к вечному. Феноменологический роман в русской литературе XX века. // Вопросы литературы. 1998, №3. С. 137.

86. Красавченко Т. Газданов и масонство // Возвращение Гайто Газданова. Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения. 4-5 декабря 1998 г. М., 2000.

87. Красавченко Т. Гайто Газданов: традиция и творческая индивидуальность // Газданов Г. Собр. соч.: В 5-ти т. Т. 4. М., 2009.

88. Кузнецов И. Прохладный свет. О подлинной реальности Мирчи Элиаде и Гайто Газданова / Иностранная литература, 1998, №6

89. Линдекер Ж. Русские в Париже / Страна Эльзас. Суббота, 13 июля 2002

90. Лорка А. Изгнанник галлюцинирует / Новости французской и иностранной литературы. Март, 2002.

91. Лосев А. Владимир Соловьёв. / М.: Молодая гвардия, 2009.

92. Мартынов А. Газданов и Ницше // Газданов и мировая культура: Сб. ст. Калининград, 2000.

93. Мартынов А. Литературно-философские проблемы русской эмиграции.// Сборник статей. - М.: Посев, 2005.

94. Маслов А. Рецензия на книгу: Г. Газданов. Вечер у Клэр. М., 1990 // Волга. 1991. №5. С. 179.

95. Матвеева Ю. Корабли и поезда «сыновей» русской эмиграции. // Русское Зарубежье: приглашение к диалогу: Сб. научных статей, ред. Л, Сыро-

ватко - Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2004.

96. Матвеева Ю. Экзистенциальное начало в творчестве Гайто Газданова // Дарьял, 2001, №2. - С. 147-179.

97. Матвеева, Ю. Экзистенциальное начало в творчестве Гайто Газданова // Дарьял, 2001. №2.

98. Менегальдо Е. Русские в Париже (1919-1939 гг.)/ Пер. с фр. Н. Попова, И. Попов. - М.: Кстати, 2001.

99. Миф о Розанове: Эссе / Публ. и примеч. Ф. Хадоновой// Литературное обозрение, 1994. №3.

100. Мюто Ж. Ночной таксист / Новое обозрение Париж Иль-де-Франс, Метрополь.

101. Некрасова Е. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект)//Человек как философская проблема; Восток-Запад. М., 1991.

102. Нечипоренко Ю. Магия свидетельства /«Знамя», 1998, N4.

103. Нечипоренко Ю. Таинство Газданова // Возвращение Гайто Газдано-ва: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения. (Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»: Материалы и исследования. Вып. I. М., 2000. С. 179-186.

104. Николина Н. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие, М.: Флинта: Наука, 2002.

105. Новиков М. A vievto a kill: От Родиона Раскольникова к Винсенту Ве-ге. Криминальный герой у Газданова» // Возвращение Гайто Газданова. Научная конференция, посвященная 95-летию со Дня рождения. 4-5 декабря 1998 г. М., 2000.

106. Орлова О. Гайто Газданов // М.: Мол.гвардия, 2003. - (Жизнь замечат. людей: Сер.биогр.; Вып. 870).

107. Орлова О. От «Алексея Шувалова» к «Призраку Александра Вольфа». По материалам исследований архива Г. Газданова в Хотонской библиотеке Гарвардского университета (США) // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения / Сост. М.А. Васильевой. М., 2000.

108. Осоргин М. Гайто Газданов «Вечер у Клэр». Рецензия. // Последние новости, 1930. 6 февраля

109. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Тамарченко Н.Д. -М.: Кулагина Intrada, 2008.

110. Проскурина Е. Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Гайто Газданова. М., 2009

111. Ржевский JI. Встречи с русскими писателями. Гайто Газданов // Грани. Т. 157. 1990.

112. Ржевский JI. Памяти Г. И. Газданова // Новый журнал, 1972. Т. 107

113. Русское зарубежье: приглашение к диалогу: Сборник научных трудов./ Сост. и ред. JI. Сыроватко. - Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2004.

114. Рябов О. Женщина и женственность в философии Серебряного века. -Иваново: Иванов.гос. ун-т, 1997.

115. Савельев А. Газданов. «Вечер у Клэр» // Руль. 2.4.1930

116. Савельев С. Газданов. История одного путешествия .-рецензия //Современные записки, Париж, 1939, №68.

117. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989.

118. Семенова С. Экзистенциальное сознание в прозе русского зарубежья (Гайто Газданов и Борис Поплавский). - «Вопросы литературы», 2000, № 3

119. Семенова Т. «...Мир, который населён другими». Идея децентрации в

творчестве Г.И.Газданова 1920-1930-х годов // StudiaSlavika. - Opole, 2001. -№6.

120. Семенова Т. Гайто Газданов сегодня, «помимо слов, содержания, сюжета и всего, что, в сущности, так неважно...» // Санкт-Петербургский университет. - СПб, 1998 г. - №19.

121. Семенова Т. К вопросу о мифологизме в романе Газданова «Вечер у

Клэр» // Газданов и мировая культура. Сб. научных статей. - Калининград, 2000.

122. Семенова Т. Поэтика пространственной формы в творчестве Дж. Джойса и Г.И.Газданова (на материале романов «Улисс» и «Вечер у Клэр») // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвуз. науч. конференции. 50-е Герценовские чтения. -СПб., 1998.

123. Семенова Т. Рецепции массовой культуры в литературе русского зарубежья // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб, 2000.

124. Сивкова А. Особенности двоемирия Э. По и Газданова // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. С. 53-62.

125. Симонян С. Возвращение // Социалистическая Осетия, 1990. 16 июня

175

126. Слизской А. Из новейшей Художественной литературы // Возрождение. 1953. Т. 29.

127. Современные работы о творчестве писателей Русского Зарубежья: Сыроватко Л.В. Молитва о нелюбви (Газданов - читатель "Записок Мальте Лауридса Бригге") // Газданов и мировая культура. Сб. научных статей. -Калининград, 2000.

128. Соловьев В. Жизненная драма Платона / Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

129. Соловьев В. Оправдание добра. М., 1996.

130. Соловьев В. Смысл любви / Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

131. Соловьев В. Proetcontra (Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей). / СПб, 2000.

132. Спиваковский П. Экзистенциальная аксиология в творчестве Иосифа Бродского // Филологический сборник. - М., 1998.

133. Струве Г. Русская литература в изгнании. - Нью-Йорк, 1956.

134. Сыроватко Л. Газданов-новеллист/ Г. Газданов. Собр. Соч. - М.: Согласие 1997.T.3

135. Сыроватко Л. Газданов-романист/ Г. Газданов. Собр. Соч. - М.: Согласие 1997.Т.2

136. Сыроватко Л. Принцип «Spéculums peculorum» в романе Газданова «Призрак Александра Вольфа» // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения писателя / Сост. М. Васильева. - М.: Русский путь, 2000.

137. Теория литературы: учебник/ Хализев В. - 4-е изд.испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2005.

138. Теория литературы: учебник/ Тамарченко H., 1 т. - М.: Асавема, 2004.

139. Третьякова О. Двойники в романах Г. Газданова «История одного путешествия» и «Призрак Александра Вольфа».// Русское зарубежье: пригла-

шение к диалогу: Сб. научных статей./ Сост. и ред. Л. Сыроватко. - Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2004.

140. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба, 1990, № 2 . - С. 100-118.

141. Федякин С. Кризис художественного сознания и его отражение в критике русского зарубежья.//Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 20-30-х годов: Сб. ИНИОН РАН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел Литературоведения / Редкол.: Петрова Т.Г. - М., 2005.

142. Федякин С. Лица Парижа в творчестве Газданова. // Возвращение Гайто Газданова: Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения писателя / Сост. М. Васильева. - М.: Русский путь, 2000.

143. Федякин С. Преломление традиций русской литературы XIX века в творчестве Гайто Газданова: Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Газданова. - М.: ИМЛИ РАН

144. Федякин С. Толстовское начало в творчестве Гайто Газданова // Гайто Газданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур. М., 2005. С.96-102.

145. Флоренский П. Столп и Утверждение Истины // Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

146. Фонова Е. Мотив путешествия в творчестве Бодлера и Газданова // Газданов и мировая культура: Сб. ст. / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская, В. С. Березин и др.; Ред.-сост. Л. В. Сыроватко. - Калининград, 2000. С. 63-74.

147. Фромм Э. Искусство любить / М.: Педагогика, 1990

148. Хадарцева А. К вопросу о судьбе литературного наследия // Лит. Осетия, 1988. №71

149. Хадонова Ф. Гайто Газданов // Родник, 1989. №2

150. Цховребов Н. Гайто Газданов. - Владикавказ: ИР, 2003

151. Цымбал Е. Роман Газданова «Призрак Александра Вольфа». Попытка кинематографического прочтения // Возвращение Гайто Газданова. Научная

конференция, посвященная 95-летию со Дня рождения. 4-5 декабря 1998 г. М., 2000. С. 102-117.

152. Чагин А. Расколотая Лира (Россия и Зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы). - М.: Наследие, 1998.

153. Шайтанов И. Как было и как вспомнилось. (Современная автобиографическая и мемуарная проза). - М., 1981.

154. Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения,- М.,1991. - С.67.

155. Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам) // Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1.

156. Шестов Л. На весах Иова (Странствования по душам) // Шестов Л. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2.

157. Шестов Л. Начала и концы. Сборник статей. СПб., 1908.

158. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа /М.: Наука, 1993

159. Яблоков Е. Железный путь к площади Согласия («железнодорожные» мотивы в романе «Вечер у Клэр» и в произведениях Булгакова) // Газданов и мировая культура: Сб. ст. Калининград, 2000.

Литература на иностранных языках:

160. Dienes L. Russian Literature in Exile: The life and work of Gajto Gaz-danov. - München: Verlag Otto Sagner, 1982.

161. Dienes L. Russian Literature in Exile: The life and work of Gajto Gaz-danov. München: Verlag Otto Sagner, 1982.

Авторефераты:

162. Боярский В. Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х г.: Автореферат диссертации... канд. филол. наук. - Томск: ТГУ, 2003.

163. Двойнишникова Т. Женские образы Ф. М. Достоевского: итоги и перспективы изучения: Автореферат диссертации... канд. филол. наук. -Москва, 2007.

164. Дьяконова И. Художественное своеобразие романов Гайто Газданова: Автореферат диссертации... канд. филол. наук. - Северодвинск, 2003.

165. Дюдина О. Поэтика романов Гайто Газданова: Автореферат диссертации... канд. филол. наук. - Москва, 2000.

166. Матвеева Ю. Художественное мышление Гайто Газданова: Автореферат диссертации... канд. филол. наук.- Екатеринбург: УГУ, 1996.

167. Орлова О. Проблема автобиографичности в творческой эволюции Гайто Газданова: Автореферат диссертации... канд. филол. наук.- Москва, 2005.

168. Пак Чжин Хван. Женские образы в прозе А. П. Чехова: Автореферат диссертации... канд. филол. наук. - Москва, 2006.

169. Семенова Т. Система повествования Г.И. Газданова: Автореферат диссертации... канд. филол. наук.- СПб: РГПУ им. Герцена, 2001.

170. Симонян Ю. Становление нравственно-эстетической концепции Г. Газданова в романах 1920-30-х годов («Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги»): Автореферат диссертации... канд. филол. наук. - Москва, 2007.

171. Тао Ли. Принципы художественной характерологии и типология женских образов романах И.С. Тургенева 1850-ых годов: Автореферат диссертации. .. канд. филол. наук. - Волгоград, 2002.

Электронные ресурсы

172. Газданов Г. Рассказ об Ольге: рассказ / Г. Газданов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/proza/proz_g/gazd_obolge.html

173. Фремель Т. Вечера у Клэр. По воспоминаниям моей мамы Киры Николаевны Гамалея о годах юности / Т. Фремель - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://ruszhizn.ruspole.info/node/577.

174. Бабичева Ю. Проблема стиля и жанра: статья / Ю. Бабичева. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/babich_gazd.html

175. Асмолова Е. Мифологема «внутренней Вселенной» героя в творчестве Г.И. Газданова: статья / Е. Асмолова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.info/text/ru/asm0204.html

176. Бальзамо Е. Гайто Газданов как французский писатель, творящий на русском языке. Предисловие к роману Гайто Газданова « Ночные дороги»/ Е. Бальзамо. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/balz0312.html

177. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии: статья / А. Белый. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dugward.ru/library /blokybeliy_apokjpoez.html

178. Дарьялова JI. Два возвращения Будды: статья / JI. Дарьялова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/dar9.html

179. Гасиева В. Достоевский в публицистике и художественном мире Газданова: статья / В. Гасиева - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/gassO 104.html

180. Гасиева В., Калоева JI. Газданов и Достоевский. Достоевский в публицистике и художественном мире Газданова): статья / В. Гассиева, JI. Калоева - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://s varkhipov. narod. ru/vipu/gass. htm

181. Веретенова Т. Анализ различных пониманий героями любви и счастья в романе «Полет»: статья / Т. Веретенова. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.info/text/ru/veret0308.html

182. Благой Д. Евгений Онегин: статья / Д. Благой. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rus-lit.ru/article/a-930-2.html

183. Закуренко А. Опыт смерти в романах Газданова: статья/ А. Закуренко.

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://hronos.km.ru/text/ru/zakurenko02.html

184. Закуренко А. Три лика смерти в романах Гайто Газданова: статья/ А. Закуренко. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.topos.ru/article/4390

185. Камболов Т. Экзистенциальные мотивы в творчестве Гайто Газданова: статья / Т. Камболов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.darial-online.ru/2003_3/kambol 1 .shtml

186. Кибальник С. Поэтика потенциальной аллегоричности в «Призраке Александра Вольфа»: статья / С.А. Кибальник. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/7www.dariai-online.ru/2003_3/kibainik.shtml).

187. Кибальник С. Газданов и Лев Шестов: статья / С.А. Кибальник. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.hrono ,info/text/2008/kib0208.html

188. Мамаев К. Выстрел в Александра Вольфа / К. Мамаев - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruszhizn.ruspole.info/node/572

189. Куталов К. Завершение незавершимого. О некоторых особенностях прозы Газданова на примере романа «Ночные дороги» / К. Куталов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdanl4.html

190. Миллер Л. Читая Газданова: статья / Л. Миллер. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdanl5.html

191. Мокрова М. Иррациональное начало в творчестве Г. Газданова и Б. Поплавского: статья / М. Мокрова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hronos.km.ru/text/2008/mokl 108.html

192. Нечипоренко Ю. Гоголь и Газданов: «чувственная прелесть мира»: статья / Ю. Нечипоренко- [Электронный ресурс] - Режим доступа: hronos.km.ru/text/2007/negaz0407.html

193. Нечипоренко Ю. Насилие у Шолохова и Газданова. Открытый конец Гражданской войны: статья / Ю. Нечипоренко- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/nechl 105.html

194. Нечипоренко Ю. Проект Паунковича: статья / Ю. Нечипоренко-[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/necli_paul 104.html

195. Нечипоренко Ю. Гайто Газданов: новый классик русской литературы: статья / Ю. Нечипоренко- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.hrono .ru/text/ru/nech0504.html

196. Нечипоренко Ю. Мистерия Газданова: статья / Ю. Нечипоренко-[Электронный ресурс] - Режим доступа: http :/7www.hrono .ru/statii/2001/gazcian04 .html

197. Нечипоренко Ю. В определенном направлении: к женщине: статья / Ю. Нечипоренко- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruszhizn.ruspole.info/node/308

198. Нечипоренко Ю. Литература свидетельства: поэтика Гайто Газданова: Доклад на конференции, организованной Институтом Русистики Варшавского Университета, «Литература русской диаспоры XX века» / Ю. Нечипоренко - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/public/2001/nechip01.html

199. Никоненко С. Гайто Газданов: проблема понимания: статья / С. Никоненко - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdan06.html

200. Орлова О. Поплавский, Газданов и Монпарнас: Доклад на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Бориса Поплавского и Гайто Газданова / О. Орлова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruszhizn.ruspole.info/node/571

201. Орлова О. Предисловие к Рассказу об Ольге Газданова: статья / О. Орлова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruszhizn.ruspole.info/node/255

202. Орлова О. Чужой писатель: статья / О. Орлова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdanl2.html

203. Орлова О. Литературный Призрак Гайто Газданова: история создания образа / О. Орлова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.hrono.ru/statii/2001/gazdan02 .html

204. Паункович 3. Тайна одного писателя: статья / 3. Паункович- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/paun0204.html

205. Попов И. Ремизов и Газданов: мифологическое сознание: статья / И. Попов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/popov0904.html

206. Русаков Б. Концепт счастья в романах «Машенька» В. Набокова и «Вечер у Клэр» Г. Газданова: статья / В. Русаков - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdan 13 .html

207. Сапрыкин Д. Рассказ «Панихида» и религиозные корни писательства: статья / Д. Сапрыкин - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.hrono.ru/statii/2001/sapry002.html

208. Семенова Т. Идея децентрации в творчестве Г.И.Газданова 1920-30-х годов: статья / Т. Семенова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://aseminar.narod.ru/semenova.htm

209. Семенова Т. Лирический герой Газданова: статья / Т. Семенова -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.darial-online.ru/2003_3/semenova.shtml

210. Семенова Т. Повествователь в произведения Г.И. Газданова: статья / Т. Семенова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2002/semenova_gazd01 .html

211. Сосницкая М. Счастливчики долины роз и смерти: статья / М. Сосницкая - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/2008/sos 1008.html

212. Таганова О. Мопассановский интертекст рассказа Г. Газданова «Нищий»: статья / О. Таганова - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruszhizn.ruspole.info/node/567

213. Тюрин В. Парадоксы творчества Гайто Газданова на примере романа «Возвращение Будды»: статья / В. Тюрин - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/tyurl 104.html

214. Тюрин В. Творчество Гайто Газданова и традиции русской классической литературы: статья / В. Тюрин - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/ru/tyurin0704.html

215. Федякин С. Материалы к творческой биографии Газданова // С. Федя-кин - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.hrono/proekty /gazdanov.ru/

216. Федякин С. Непрочитанный // С. Федякин - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001/gazdanl6.html

217. Фрумкина А. Поэтическая проза Гайто Газданова в свете русской классики: статья / А. Фрумкина - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2001 /gazdan08 .html

218. Цховребов Н. И острый гальский смысл: статья/ Н. Цховребов -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.darial-online.ru/ scripts/view_p.php3%3FfIle=. ./2006_2/tshovrebov. shtml

219. Чепкий В. Вечер у Клэр, девяносто лет спустя: статья / В. Чепкий-[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/2008/chap0908.html

220. Лосев А. «Творческий путь Владимира Соловьёва» / А. Лосев - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/losev.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.