Дирижерская интерпретация музыкального произведения: генезис и эволюция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Фёдоров, Максим Вадимович

  • Фёдоров, Максим Вадимович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 250
Фёдоров, Максим Вадимович. Дирижерская интерпретация музыкального произведения: генезис и эволюция: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Фёдоров, Максим Вадимович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Становление дирижирования как самостоятельного вида музыкально-исполнительской деятельности до начала XX века)

1.1. Генезис дирижёрского искусства в Европе.

1.2. Зарождение дирижирования в России.

1.3. У истоков исследования дирижёрской деятельности.

ГЛАВА II. Дирижёрская трактовка - особое явление в музыкальном исполнительстве.

2.1. Эволюция представлений об интерпретации.

2.1.1. Темп.

2.1.2. Громкостная динамика.

2.1.3. Ритм.

2.1.4. Управление оркестровым тембром.

2.1.5. Иные значимые составляющие интерпретации.

2.2. Значимость стиля

2.3. Жанр как один из критериев трактовки.

ГЛАВА III.

Некоторые особенности дирижёрской интерпретации оркестровых сочинений С. В. Рахманинова (на примере "Симфонических танцев"). 3.1. Дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова - феномен русской музыкальной культуры XX века.

3.1.1. Дирижёрский стиль С. В. Рахманинова.

3.2. Образно-художественная структура "Симфонических танцев" С.В.Рахманинова

3.3. "Симфонические танцы" - трактовка Е. Ф. Светланова и

К. П. Кондрашина.

3.4. Интерпретаторский стиль С. В. Рахманинова, Е. Ф. Светланова,

К. П. Кондрашина (сравнительный анализ).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дирижерская интерпретация музыкального произведения: генезис и эволюция»

В истории научной музыкальной мысли дирижирование, как деятельность и вид музыкального исполнительства, является своеобразным «оплотом» творческого лагеря, правила и особенности существования в котором, казалось бы, не подвластны научному объяснению. Действительно, количество парадоксальных и взаимоисключающих явлений, мирно соседствующих между собой в практической деятельности дирижёра, не могут уместиться в рамках определенных догм, правил или законов. Наряду с этим, невозможно не замечать тот факт, что на современном этапе развития специальности дирижёры-практики все чаще нуждаются в научной аргументации своей деятельности для дальнейшего конструктивного решения возникающих задач.

Существующий уровень осмысления вопросов творческого управления оркестровым коллективом ещё не позволяет говорить о возможном обособлении и кристаллизации дирижирования как отдельной научной отрасли. Наряду с этим, в настоящее время значительно возрос интерес к разработке проблем, связанных с историей дирижёрского искусства, с изучением отдельных вопросов дирижёрского творчества, с научным анализом практической деятельности многих известных дирижёров. Эти тенденции, проявляющиеся как в отечественном, так и в зарубежном музыкознании, находят свое отражение в работах Л. М. Гинзбурга [24], Г. Л. Ержемского [27], В. В. Чистякова [124], Н. А. Малько [60], П. Робинсона [148], Г. Деханта [23] и, отчасти, Н. Лебрехта [56]. В этих трудах рассматриваются важнейшие проблемы исполнительского процесса с опорой на научные сведения из областей истории, психологии, педагогики и пр.

Вместе с тем, в соответствующей литературе проблема дирижёрской интерпретации музыкального произведения затрагивается лишь фрагментарно. В частности, работы Э. Лайнсдорфа [53], А. С. Сивизьянова [92],

К. П. Кондрашина [48], [49], Г. Н. Рождественского [87], и отдельные биографические очерки выдающихся дирижёров (Ш. Мюнша [68], Б. Э. Хайкина [115], Н. П. Аносова [2]) содержат лишь некоторую долю ценного материала, который затрагивает интерпретацию нотного текста. Вместе с тем, дирижёрское искусство не возникло мгновенно. Оно формировалось на протяжении веков, оказывая все большее влияние на интерпретацию музыкальных произведений, исполняемых оркестром. Однако проблема трактовки композиторских сочинений в настоящее время освещена крайне слабо, несмотря на насущность и очевидную научную значимость указанной темы.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью в объяснении феномена интерпретации музыкального произведения на современном этапе развития музыкального искусства, в связи с эволюцией дирижёрской функции. Основная направленность диссертации заключается в исследовании особенностей дирижёрского воплощения музыки отечественных композиторов-классиков на примере трактовки оркестровых сочинений С. В. Рахманинова.

Объектом исследования является исполнительское мастерство дирижёра.

Предмет исследования - дирижёрская интерпретация музыкального произведения и её компоненты.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается мысль о структурированном и иерархическом строении компонентов, составляющих понятие дирижёрской интерпретации.

Целью работы является описание, а также научное обоснование критериев и факторов, составляющих основу формирования исполнительской интерпретации на современном этапе развития музыкальной культуры в связи с эволюцией дирижёрского искусства.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть генезис и эволюцию представлений о дирижёрском творчестве, направленном на раскрытие художественно-образного содержания музыкального произведения.

2. Сформулировать понятие дирижёрской интерпретации, опираясь на освещение его системообразующих факторов и компонентов.

3. Проанализировать «Симфонические танцы» С.В.Рахманинова сквозь призму дирижёрско-исполнительской деятельности автора и с опорой на трактовки указанного произведения Е. Ф. Светлановым и К. П. Кондрашиным.

4. Выявить особенности дирижёрской трактовки образов и эволюции интерпретаторского стиля конца прошлого века.

Методологической основой диссертации послужили труды, в которых затронуты нижеследующие области знания:

- процесс дирижёрского творчества (JL М. Гинзбург [24], И. А. Мусин

67]),

- психологические особенности дирижёрского творчества (Г. Л. Ержемский [26], [28], В. В. Чистяков [122]),

- общий анализ музыкального творчества (Б. В. Асафьев [4], Л. А. Мазель [59], В. В. Протопопов [77], С. С. Скребков [95], [96], Ю. Н. Холопов [116], В. А. Цуккерман [118], Б. Л. Яворский [128]),

- художественно-философская интерпретация произведений С.В.Рахманинова (В. И. Брянцева [11], Е.И.Вартанова [13], К. В. Зенкин [32], А.И.Кандинский [40], Ю.В.Келдыш [45], Б.С.Никитин [72], Л. П. Синявская [94]),

- психология музыкального восприятия (В. В. Медушевский [63], Е. В. Назайкинский [70], В. И. Петрушин [76], Б. М. Теплов [104], А. В. Торопова [105] и другие).

Методика исследования включает в себя:

1. Исторический метод с присущей ему хронологической описательностью использован для выстраивания в определенной последовательности событий и фактов, излагаемых в работе.

2. Метод сравнения применён при анализе мемуарной, научной и педагогической литературы, где содержатся словесно-поэтические характеристики музыкальных образов в сочинениях С. В. Рахманинова. Таким путём рассмотрены и особенности интерпретации одного и того же произведения разными дирижёрами.

3. Спектральный анализ звука использован при изучении слухового восприятия оркестрового тембра в условиях модуляций обертонового состава.

5. Микширование частот применено для придания спектрограммам формы, обусловленной задачей эксперимента, проведенного с целью выявления возможности дирижёрского управления оркестровым тембром.

6. Аудиторная оценка, включающая в себя анкетирование и констатацию объемных, осязательных и светлотных звуковых качеств, использована с целью чувственной фиксации модуляций в звуковой окраске.

7. Статистический метод употреблен при подсчете результатов эксперимента.

Научная достоверность и корректность исследования обусловлена обращением к теоретическим работам, граничащим с темой диссертации, а также экспериментальной проверкой некоторых положений работы с применением объективных и субъективных методов.

Научную новизну диссертации составляет нижеследующее:

1. Систематизация исторических данных о генезисе дирижёрского искусства и исполнительских традиций.

2. Формирование представлений о дирижёрской интерпретации в современном исполнительстве с её системообразующими факторами.

3. Изучение дирижёрского наследия С. В. Рахманинова и выявление особенностей исполнительского стиля.

4. Обнаружение традиционных линий в оркестровом исполнительском стиле, заложенных С. В. Рахманиновым и поддержанных Е. Ф. Светлановым и К. П. Кондрашиным.

5. Выявление посредством экспериментального исследования фактора, который воздействует на восприятие оркестрового тембра и создание теоретической предпосылки для произвольного и осознанного управления окраской звука.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение русской дирижёрской школы, в освещение ин-терпретаторской традиции. Опираясь на материалы диссертации, представляется возможным экстраполировать методологические принципы при изучении трактовки других произведений. Результат экспериментального исследования дает дирижёрам инструмент для управления оркестровым тембром, в связи с решением тех или иных художественных задач.

Материалы работы могут быть использованы в курсах дирижёрских дисциплин, а также практикующими дирижёрами.

Апробация основных положений работы проходила на заседаниях военно-дирижёрской кафедры военного института (военных дирижёров) Военного университета. Основные результаты исследования отражены в 4 публикациях [108], [109], [110], [111], в выступлении на конгрессе International Confederation Of Music Societies (Международной конфедерации музыкальных сообществ) «CISM»1, в выступлении на X Российских оркестрово-хоровых ассамблеях .

Положения, выдвигаемые на защиту:

1. Дирижёрская интерпретация есть особое явление в музыкальном исполнительстве, наделенное рядом специфических особенностей.

1 Тема: «К вопросу об истории развития военной музыки России от момента возникновения до начала XX века». Москва 2009 г.

Тема: « Дирижерское искусство интерпретации сквозь призму анализа дирижерского творчества С. В. Рахманинова». Исполнительский анализ. Москва 2011 г.

2. Целостный анализ интерпретации требует (среди прочего) привлечения сведений об эволюции композиторского стиля.

3. Дирижёрская творческая деятельность С. В. Рахманинова представляет интерес для теоретических исследований, аудиозаписи его выступлений с оркестром имеют большое практическое значение при оценке дирижёрского таланта композитора. Такие звуковые свидетельства способствуют поиску характерных исполнительских черт, пониманию авторского «видения» способов, служащих воплощению музыкального материала.

4. «Симфонические танцы», как квинтэссенция композиторского таланта С. В. Рахманинова, ставят перед дирижёром серьёзные задачи, решение которых позволяет реализовать художественно-образную сторону исполнения.

5. Интерпретации «Симфонических танцев» Е. Ф. Светлановым и К. П. Кондрашиным указывают путь к пониманию состояния современного исполнительского оркестрового стиля отечественной музыкальной культуры.

6. Управление оркестровым тембром подчинено определенным правилам и обусловлено особенностями слухового восприятия спектрального состава звука.

Структура диссертации: работа состоит из трех глав, Введения, Заключения, Библиографии, Приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Фёдоров, Максим Вадимович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе рассмотрены некоторые особенности одного из сложных явлений в музыкальном исполнительстве - дирижёрской интерпретации музыкального произведения. Очевидно, что степень проработанности данной проблемы в истории искусствознания ещё не позволяет говорить о завершении научных изысканий в данном направлении.

К концу XIX века дирижирование как деятельность и новый вид музыкального исполнительства получило довольно широкое распространение и большую популярность. В начале XX века, в музыкальном мире произошел некоторый дирижёрский «бум», выразившийся в ещё более существенном увеличении интереса к деятельности руководителя оркестрового коллектива и исследованию особенностей этой специальности.

На волне указанного подъема, музыкальное искусство обрело имена таких великих дирижёров своего времени как А. Тосканини и Г. Малер, Б. Вальтер, Л. Стоковский, В. Фуртвенглер, О. Клемперер, С. А. Кусевицкий, С. В. Рахманинов, Ю. Орманди, Г. Вуд, Т. Бичем, А. Боулт, Ш. Мюнш, сэр Дж. Барбиролли, Н. А. Малько, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, К. К. Иванов, А. В. Гаук. Чуть позже в эту плеяду влились Г. фон Караян, сэр Г. Шолти, К. Аббадо, С. Озава, К. Мазур и другие.

Одной из главных тенденций развития дирижёрской деятельности начала XX века, стало наделение руководителя специфическими формами управления коллективом. Массовый характер приобрела практика совмещения должности дирижёра оркестра и художественного руководителя коллектива.

Бесспорно, такой путь развития дирижирования благоприятно сказался на популяризации данной специальности, открыл широкие горизонты для творчества, активизировал деятельность теоретических исследователей профессии.

Изучение критериев, определяющих интерпретационный профиль дирижёрского исполнительского процесса, позволяет сделать следующие выводы.

1. Интерпретаторское искусство есть явление, насчитывающее сравнительно небольшую историю. Только в эпоху романтизма, примерно со II половины XIX века, субъективный взгляд дирижёра на трактовку того или иного произведения получил широкое распространение. Дальнейшее развитие интерпретаторской мысли постепенно привело к отпочкованию и организации отдельных исполнительских школ.

2. Значение правильности выбора темпа в воплощении дирижёром художественного образа произведения имеет большое значение. Создание темповой концепции приводит, в первую очередь, к логичности развертывания музыкального материала, а вместе с тем, к восприимчивости музыкального материала слушателями.

3. Степень управления громкостной динамикой в выстраивании художественно-образной структуры произведения относится к самой субъективной составляющей исполнительского процесса, поскольку определять оркестровый, ансамблевый уровень громкости звучания может только дирижёр. Нет сомнения в том, что гибкий динамический профиль исполнения является очень сильным элементом в создании художественного образа.

4. Ритм, наравне с мелодией, невозможно напрямую классифицировать как «интерпретируемое97» понятие. Только лишь в случае использования дирижёром агогических отклонений, не имеющих прямого авторского обозначения, ритм может быть подвергнут некоторой исполнительской трансформации.

97 В данном случае речь идет об отношении к ритму (как, собственно, к нотному тексту композитора вообще) как авторской ценности.

5. Управление оркестровым тембром представляет собой очень гибкое и, вместе с тем, очень эффективное средство для воссоздания художественного образа в исполнительском процессе. Проведенный нами и описанный в тексте II главы эксперимент по выявлению факторов, определяющих тембр оркестрового звучания, доказывает, что тембровые модуляции в звучании оркестрового коллектива неизменно приводит к изменению образных характеристик, возникающих у слушателей.

6. Степень значимости таких средств музыкальной выразительности, как штрихи, цезуры, в создании художественного образа, казалось бы, несколько ниже «смыслообразующих» компонентов, однако бывают моменты, когда всего лишь одна точка над нотой может иметь концептуальное значение.

7. Специфические особенности композиторского стиля, существующие в виде критических описаний, комментариев и т.д., а также в виде практических примеров исполнения, есть не что иное, как компоненты подготовительного этапа при определении «теоретической» модели музыкального образа. Главной проблемой этой подготовительной работы является необходимость соответствия стилевой концепции реальному звучанию исполняемого произведения.

8. Компетентность дирижёра в многообразии жанровой палитры современного музыкального мира, умение находить специфические приемы подчеркивания того или иного жанра являются одними из важнейших качеств квалифицированной работы маэстро.

В масштабах мировой музыкальной культуры дирижёрское дарование Сергея Васильевича Рахманинова возможно охарактеризовать как феномен русской музыки начала XX века. Включение имени выдающегося композитора и пианиста в число выдающихся дирижёров XX столетия носит неслучайный характер. Влияние этой личности на формирование общих принципов отечественного дирижёрского исполнительства трудно переоценить. Высокий уровень технического мануального мастерства и профессиональная работа с оркестром, глубокое проникновение в самую суть произведений и создание замечательных интерпретаций, ставших впоследствии классическими - эти компоненты дирижёрского таланта С. В. Рахманинова позволили современникам говорить о нем, как о выдающемся явлении в русском дирижёрском искусстве.

Анализируя фондовые записи С. В. Рахманинова в качестве дирижёра с симфоническим оркестром можно сделать следующие выводы:

1. Исполнительскую манеру С.В.Рахманинова отличает большая эмоциональность, глубокая выразительность художественных образов. Вместе с тем, в звучании постоянно ощущается твердая темповая устойчивость.

2. Заметно совершенное владение дирижёром оркестровой тканью. Все сложные в ансамблевом отношении эпизоды исполняются точно, агогические расширения, представляющие собой более значительные сложности для организации ансамблевой игры, звучат исключительно слаженно.

3. В отличие от своего композиторского творчества, где С. В. Рахманинов не стремился заключить будущих интерпретаторов в жесткие рамки авторских обозначений и рекомендаций, в дирижёрском исполнительстве он служил примером скрупулезного музыканта, был подлинным «аккуратистом» и педантом.

Анализ аудиозаписей исполнения «Симфонических танцев» С. В. Рахманинова симфоническими оркестрами под управлением Е. Ф. Светланова и К. П. Кондрашина и соотнесение их интерпретаторского стиля с дирижёрским портретом самого автора, можно заключить, что при довольно большом различии в трактовке рахманиновского текста, исполнение «Симфонических танцев» Е. Ф. Светлановым и К. П. Кондрашиным еле

На основании исследования, представляется возможным сделать ряд общих выводов.

1. Дирижёрская интерпретация есть строго структурированная система сформированных дирижёром музыкально-художественных образов, создаваемая им при первоначальной индивидуальной работе и трансформирующаяся в момент практической реализации.

2. Основными структурообразующими единицами в концепции дирижёрской интерпретации являются всестороннее изучение нотного текста произведения, истории создания сочинения и т.д.

3. Образно-художественный план исполнения включает в себя выработку концепции темпового решения, корректировку динамического профиля, определение кульминаций, особенностей фразировки и штриховую ретушь. Важную роль играет и анализ ранее созданных интерпретаций произведения, а также изучение эволюции взглядов на исполнение;

4. При реализации дирижёром художественного замысла произведения возникает ряд проблем, связанных с объективными и субъективными факторами исполнительского процесса. Под объективными факторами следует понимать общий уровень исполнительского мастерства коллектива, количество и качество проведенных репетиций, особенности концертной аудитории. Под субъективными факторами подразумеваются степень предварительной проработки дирижёром музыкального материала произведения, создание им стройной системы музыкальных образов, степень обладания дирижёром таким индивидуальным качеством как дирижёрская воля, побуждающая музыкантов к совместному творчеству;

5. На примере интерпретаций «Симфонических танцев» С. В. Рахманинова Е. Ф. Светлановым и К. П. Кондрашиным мы получаем бесценный опыт сохранения и передачи будущим поколениям музыкантов исполнительских традиций русской национальной музыкальной культуры.

Несомненно, данная работа не исчерпывает тему дирижёрской интерпретации музыкального произведения целиком. В качестве перспективных направлений будущих исследований по тематике поднятых вопросов можно выделить следующие:

1. Основательной проработки заслуживает проблема управления оркестровым тембром. Её освещение необходимо не только с точки зрения интерпретаторского стиля, но ещё в большей мере с позиций соответствия эстетическим и техническим реалиям конкретной эпохи.

2. Наряду с рассмотрением развития дирижёрской школы нашей страны, ценным может быть изучение немецкой национальной дирижёрской школы. Это направление, основанное на богатом практическом и научном опыте, имеющее в каждой эпохе целый ряд выдающихся дирижёров, способно дать много ключей к пониманию трактовки произведений немецкой и западной европейской классики в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Фёдоров, Максим Вадимович, 2011 год

1. Альбрехт К. Ф. Общий обзор деятельности Санкт-Петербургского Филармонического общества. - СПб., 1884. - 210 с.

2. Аносов Н.П. Литературное наследие. / сост., ред., комм, прилож. Варунца В.П. М.: Сов. композитор, 1978. - 213 е., 12 л. ил.

3. Антипов В.И. Творческий архив С.В. Рахманинова // Музыковедение. 2010. - №8. - С. 2-7.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. - 320 с.

5. Багриновский М.М. Дирижёрская техника рук. М.: ВУВД, 1947. переизд. под назв. - Основы техники дирижирования, М., 1963. - 295 с.

6. Багриновский М.М. Памяти С.В. Рахманинова. / З.А. Апетян // Воспоминания о Рахманинове. Т. 2. М.: Музыка, 1974. - С. 42-47.

7. Бажанов Н.Д. Рахманинов С. В. Рига: Лиесма, 1965. - 356 е., 17л. ил.

8. Баренбойм JI.A. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: В 2-х т. — Т. 1. Л.: Музгиз, 1957.-455 с.-Т. 2. - Л.: Музгиз, 1962.-462 с.

9. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (пер. С. Горчакова) ч. 2. М., 1972. - 524 с.

10. Бобыкина И. А. Позднее симфоническое творчество С. В. Рахманинова (мелодия, тематизм и его формообразующие проявления) -М, 1978,- 184 с., нот.-К 245912 ДК 80-17/76.

11. Брянцева В.И. С.В. Рахманинов (1873 1943). — М.: Сов. композитор, 1976. - 646 с.

12. Вальтер Б. О музыке и музицировании //Исп. искусство заруб, стран. вып. I. - М.: Гос.муз.изд. 1962. - 119 с.

13. Вартанова Е.И. Мифопоэтические аспекты симфонизма С.В. Рахманинова // С.В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993). -М. 1995.-29 с.

14. Вебер Готфрид. (нем. Jacob Gottfried Weber) Ueber Chronometrische Tempobezeichnung, nebst Vergleichungstafel der Grade des Maelzsehen Metronome («Соотношение обозначений темпа с делениями Метронома Мельцеля» пер. В.В. Чистякова). Майнц, 1817. 57 с.

15. Воспоминания о Рахманинове: т. I. / ред. Апетян З.А. — М.: Музыка, 1988.-528 с.

16. Воспоминания о Рахманинове: т. И. / ред. Апетян З.А. — М.: Музыка, 1988.-666 с.

17. Вуд Г. О дирижировании. М.: Музыка, 1958. - 103 с.

18. Глинка М.И. Записки. Л.: Музыка, 1953. - 283 е.: ил.

19. Глинский М. Очерки по истории дирижёрского искусства // Музыкальный современник. 1916, кн. 3. - 124 с.

20. Глиэр P.M. Встречи с С.В. Рахманиновым / Воспоминания о Рахманинове, т. I, M, 1961. С. 406-414.

21. Голованов Н.С. Литературное наследие: переписка, воспоминания современников / ред.-сост. Грошева Е.А. М.: Сов. композитор, 1982. - 296 с. 8 л. ил.

22. Гроув Дж. Музыкальный энциклопедический словарь. / пер. с англ. Л.О. Акопяна. М.: Практика, 2007. - 1072 с.

23. Дехант Г. Дирижирование, (теория и практика музыкальной интерпретации) / пер. с нем. Н.Зусман, В.Зусман и др. Н.Новгород: Деком, 2000, - 468 с.

24. Дирижерское исполнительство. Практика, история, эстетика // ред. сост., автор вступит, статьи, доп. и комм. Гинзбург Л.М. — М., 1975.631 с.

25. Евгений Светланов: дирижёр, композитор, пианист / сост. Лукья-ненко П.В. -М.: Музыка, 1987. 158 с.

26. Ержемский Г.Л. Дирижёру XXI века. Психолингвистика профессии. СПб.: Деан, 2007. - 240 с.

27. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. — С.-Пб.: 1993.-263 с.

28. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М.: Музыка, 1988.-79 с.

29. Жаров В.А. Из истории дирижирования в России. // в помощь военному дирижеру, вып.19. М.: ВДФ, 1980. - С. 3-80.

30. Жиляев Н.С. Рахманинов в филармонии. // Руль. 1909. -№ 168- М, 20 апреля. С.З.

31. Заболотная Н.В. Христианские образы в искусстве. М., 2004.125 с.

32. Зенкин К.В. Стиль Рахманинова как выражение эпохи // Эпоха Сергея Рахманинова: к 125-летию C.B. Рахманинова: Материалы международной науч. практ. конф. Тамбов - Ивановка. - Тамбов: ТГТУ, 2003. - с. 3641.

33. Зилоти А.И. Воспоминания. / ред. Раабен Л.Н. Л.: Музгиз, 1963. -468 с.

34. Иванов К.К. Волшебство музыки. М.: Молодая гвардия, 1983,160 е., ил.

35. Иванов-Радкевич Н.П. Пособие для начинающих дирижеров. -М.: Музыка, 1972. 119 е.: со схем.

36. Иванов-Радкевич Н.П. О воспитании дирижера. М.: Музыка, 1973.-76 с.

37. Кан Э. Элементы дирижирования. / Э. Кан. Ленинград: Музыка,1980.

38. Кандинский A.A. О взаимовлиянии композиторского и исполнительского творчества C.B. Рахманинова. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. - М., 1980. - 26 с.

39. Кандинский А.И. Воспоминания. Статьи. Материалы: Сб.ст. / Отв. ред. Е.Г. Сорокина; Общ. ред. A.M. Рябухи. М.: Прогресс-Традиция, 2005.-256 с.

40. Кандинский А.И. О симфонизме Рахманинова: Очерк первый // Советская музыка. 1973. №4. 36 с.

41. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. М., 1972. - 255 с.

42. Кашкин Н.Д. Воспоминания / Н.Д. Кашкин // Московская консерватория. М.: Музыка, 1966. - 56 с.

43. Кашкин Н.Д. Воспоминания о П.И. Чайковском. М.: П. Юрген-сон, 1896.-34 с.

44. Кашкин Н.Д. Рецензия / Московские ведомости, 1904, 4 сентября.

45. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время М.: Музгиз, 1973. - 470 с.

46. Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена: Исслед. -Л.: Музыка, 1979. 176 е.: ил.

47. Коган Г.М. Избранные статьи, вып.З. М.: Сов. композитор, 1985.- 184 с.

48. Кондрашин К П. Мир дирижёра (Технология вдохновения) Л.: Музыка, 1976.- 191 с.

49. Кондрашин К.П. О дирижёрском искусстве. — Л., — М.: Сов. композитор, 1970. 151 с.

50. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979.208 с.

51. Купер Э.А. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Советский композитор, 1988. -232 с.

52. Кутателадзе Л.М. Раабен Л.М. Артур Никиш // Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи / Сост. Л.М. Куталадзе. Л. : Музыка, 1975. - 199 с.

53. Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации, (пер. с англ. А.К. Плахова) -М.: 1988. 303 с.

54. Ламм О.П. Страницы творческой биографии Мясковского. М. : Советский композитор, 1989. - 352 с.

55. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? История одного корпоративного преступления. М.: Классика-ХХ1, 2004. 588 с.

56. Лебрехт Н. Маэстро миф. Великие дирижёры в схватке за власть. -М.: 2007. -446 с.

57. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.: Музыка. 1988.-235 с.

58. Липаев И.В. II Русская музыкальная газета. 1898, №2.

59. Мазелъ Л.А. Анализ музыкальных произведений /Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. — М., 1967. 751 с.

60. Малько H.A. Основы техники дирижирования. М.: Музыка, 1965.-217 с.

61. Малько H.A. Рахманинов-дирижёр / Воспоминания о Рахманинове; ред. 3. Апетян. Т. 2. М.: Музыка, 1974. - С. 235-239.

62. Маталаев JI.H. Основы дирижёрской техники. М.: Советский композитор, 1986. -207 с.

63. Медушевский В.В. Эстетические очерки, вып. 2. М., 1967.202 с.

64. Милка А. Шабалина Т. Занимательная бахиана. вып 1. СПб.: Северный олень, 1997. - 118 с.

65. Милъштейн Я.И. «-Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха и особенности его исполнения. М.: Классика - XXI век. 2002. - 345 с.

66. Милъштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. -М.: Сов. композитор, 1983. -261 с.

67. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. М.: Музыка, 2006. - 231с.

68. Мюнш Ш. Я дирижер. — М.: Музыка, 1982. - 63 с.

69. На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. и автор вступит, статьи JI.A. Баренбойм М. - Л.: Музыка, 1964. - С. 5-6.

70. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.,1972. 383 с.

71. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов Две жизни. М.: Классика-XXI, 2008. - 203 с.

72. Никитин Б.С. Сергей Рахманинов. М.: Знание, 1993. - 222 с.

73. Никольский Ю.С. Из воспоминаний. / Воспоминания о Рахманинове; ред. 3. Апетян. Т.2. -М., Музыка. 1974. С. 47-55.

74. Новое о Рахманинове. Сборник статей. М.: Дека-ВС, 2006. 200е.: ил.

75. О концертах музыкального общества // Донская пчела, 1884.13.

76. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994,304 с.

77. Протопопов В.В. Сложные (составные) формы музыкальных произведений. -М.: Сов. музыка, 1962, № 9. 176 с.

78. Рагс Ю.Н, Назайкинский Е.В. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы "Прометей" А. Н. Скрябина), в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970,- 146 с.

79. Рахманинов С.В. Вокализ для сопрано с оркестром, (ор.34 № 14) Партитура. Издание Гутхейль, 1916. - 13 е.: нот.

80. Рахманинов С.В. Всеношное бдение (ор. 37) Партитура. М.: Музыка. 1989. - 78 е.: нот.

81. Рахманинов С.В. Остров мертвых (ор. 29) Партитура. Нью-Йорк. - Издание «Dover Publicatios». 2003. - 70 е.: нот.

82. Рахманинов С.В. Симфонические танцы, (ор. 45) Партитура. М.: Музыка. 1981. - 176 е.: нот.

83. Рахманинов C.B. Третья симфония (op. 44) Партитура. M.: 1954. - 178 е.: нот.

84. Рахманинов: Литературное наследие: В 3-х тт. / Сост. 3. Апетян. М.: Сов. композитор, 1978-1980. Т. 1 - 648 е., Т. 2 - 583 е., Т. 3 - 573 с.

85. Риман Г. Музыкальный словарь пер. с нем. Б.П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. М.: Директ Медиа Паблишинг, 2008. — CD-ROM.

86. Римский-Корсаков H.A. Музыкальные статьи и заметки. Под редакцией H.H. Римской-Корсаковой и М.Ф. Гнесиной. СПб, 1911.- 223 с.

87. Рождественский Г.Н. Преамбулы.—М.: Сов. композитор, 1989. -295 с.

88. Рождественский Г.Н. Дирижерская аппликатура. Л.: Музыка, 1974.- 102 с.

89. Русская музыкальная газета. 1897.

90. Сенков С.Е. «Рахманинов художник своего времени» // «Звучащая жизнь музыкальной классики XX века» / Научные труды МГК имени Чайковского. Сборник 59 - М., 2006. - 356 с.

91. Сенков С.Е. Специфика стиля и проблемы интерпретации фортепианных сонат и вариаций C.B. Рахманинова / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. -М.: 1991. -26 с.

92. Сивизъянов A.C. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей. Шадринск: 1997. - 372 с.

93. Симонов Г.Н., Ковалева-Огородникова JT.JI. Бунин и Рахманинов. -М.: Русский путь. 2006.-320 е.; ил. -318 с.

94. Синявская Л.П. О симфонизме Рахманинова. К уточнению жанровой природы. // C.B. Рахманинов. К 120-летию. Научн. труды МГК, М., 1995.- 184 с.

95. Скребков С.С. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1958.-329 с.

96. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.-448 с.

97. Скребкова-Филатова М.С. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. 285 е.: нот. ил.

98. Смирнов Б.Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен. Дисс. на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Челябинск, 2004. 330 с.

99. Стасов В.В. Статьи о музыке. вып.З. М.: Музыка, 1977, - 356 е.: нот. 1 л. ил.

100. Стоковский Л. Музыка для всех нас / Л. Стоковский. М.: Советский композитор, 1963. - 215 с.

101. Стравинский И.Ф. Dialogues and a diary, N. Y., 1963. В рус. пер. -Стравинский. И.Ф. Диалоги. Воспоминания. Ленинград : Музыка, 1971. -415 с.

102. Телеман (Telemann) Георг Филипп «Singe-, Spielund Generalbass

103. Теляковский В. А. Воспоминания. (Вступительная статья и комментарии Д. Золотницкого) Электронный ресурс. Л., М., 1965; глава XVI. Режим доступа: http://www.imwerden.info/belousenko/books/telyakovsky/t elyakovskymemuary.html

104. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. - 335 с.

105. Торопова A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования / A.B. Торопова. — М., 2008. 199 с.

106. Тутунов В.И. История военной музыки Учебник. М.: Музыка, 2005,-490 с.

107. Тюлин Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. М.: Музыка, 1976-1977. 165 е.: нот.схем.

108. Фёдоров М.В. К вопросу о дирижерском наследии C.B. Рахманинова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2009. - № 3. - С. 243-246.

109. Фёдоров М.В. Развитие дирижерского искусства XX века важнейший этап в системе подготовки военных дирижеров России конца XIX -начала XX столетий // Сборник научных статей адъюнктов. - М.: ВУ., 2008. -№ 16, ч. 1. - С.140-154.

110. Федоров М.В. Развитие дирижерского искусства в XIX веке // Оркестр. М., 2007. - № 4. - С. 19-24.

111. Федоров М.В. Управление совместным звучанием от начала музыкального исполнительства до XVIII века. // Оркестр. М., 2009. - № 1-2. -С. 24-27.

112. Финдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Киевского отделения ИРМО Киев, 1929. 14 с.

113. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории русской музыки, т. 2, Киев, 1975.-376 с.

114. Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю.А. Фортунатове/ Сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е.И. Гординой, Ред., Е. Гординой, О. Лосева, М.: МГК им.П.И. Чайковского, 2004.-382 с.

115. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.: Сов. композитор, 1984. - 239 с.

116. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ. Часть 1. М.: Музыка, 1996. 124 е.; Часть 2. -М.: Музыка, 2001. - 193 с.

117. Цукер A.M. Симфонические танцы C.B. Рахманинова. Перспективы балетной интерпретации. // Успехи современного естествознания. — М. -2004.-№ 10.-99-100 с.

118. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы. М., 1984. - 214 с.

119. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. М.: Музгиз. 1953,-404 с.

120. Чернов K.M. М.А. Балакирев / K.M. Чернов // Музыкальная летопись в 3 томах, 3 том. Л.- М.: Мысль, 1925. - 95 с.

121. Чистяков В.В. Из истории дирижирования. Дирижёры Германии и России (XVIII-середина XX века) М., 2006. - 152 с.

122. Чистяков В. В. Психологические особенности личности будущих дирижеров оркестров. Дисс. на соискание ученой степени канд. психол. наук. - М., 1995, рукопись. - 245 с.

123. Чистяков В.В. Психология дирижерского образования и исполнительства. М., 2002. - 336 с.

124. Чистяков В.В. Психология дирижерской деятельности. М., 2006.-336 с.

125. Шнеерсон Г. Письма А.Шенберга. // Музыка и современность, вып. IV.-М, 1966.- 143 с.

126. Шуман Р. (Schumann) Gesammelte Schriften über Musik und Musiker. О музыке и музыкантах Текст. : собрание статей. В.2.т. Т. 2-Б / Р. Шуман. М. : Музыка, 1979. - 294 с.

127. Энгель Ю.Д. Рахманиновский концерт. Русские ведомости, 1913,5 декабря.

128. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки, — М., 1923. 194 с.

129. Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира. М.: Классика - XXI век. 2002. - 80 с.

130. Яковлев В.В. Рахманинов-дирижер // Яковлев В.В. Избранные труды о музыке,- Т.2. -М., 1971. С.372-390.

131. Ямполъский И.М. Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы. ч. 1. -М.-Л. : Музгиз, 1951. 515 с.

132. Chorley, H. Music and Manners in France and Germany. London. 1841.-245 c.

133. Dorff el A.\ Geschichte der Gewandhausconcerte zu Leipzig (Leipzig, 1884//?). 331 c.

134. Dorian, F. The History of Music in Performance. New York W. W. Norton & Co., 1942; («История музыкального представления») Нью-Йорк, Изд. W. W. Norton & Co., 1942. 156 с.

135. Ewen David The man with baton («Человек с палочкой»), Нью-Йорк., 1968. пер. П. Оболенского. - 95 с.

136. Fleischer (Флейшер) Oscar Die Germanischen Neumen. («Искусство дирижирования невмами в Германии»). Франкфурт-на-Майне., 1923. 173 с.

137. Forkel J.N. Uber J.S.Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Leipzig 1802.- 159 c.

138. Gassner, F.S.: Dirigent und Ripienist, Karlsruhe. 1844. 169 c.

139. Gassner, F.S.: Partiturkenntnis, ein Leitfaden zum Selbstunterricht etc. Karlsruhe, 1838. 241 c.

140. Gollmick C.: Karl Guhr, Nekrolog, Frankfurt / M, 1848. 24 c.

141. Griepenkerl W.R.: Ritter Berlioz in Braunschweig. 1843. -61 c.

142. Junker Carl Ludwig. Einige der vernehnisten Pflichten eines Kapellmeisters. Winterthur, 1782. Цит. по кн.: Schunemann G. Geschichte des Dirigierens. Leipzig, 1913, S. 242-248. Пер. H. Кравец.

143. Matteson, J.\ Der Vollkommene Capellmeister etc., Hamburg, 1739.331 c.

144. Mozart Johann Georg Leopold Versuch einer gründlichen Violinschule («Опыт фундаментальной школы игры на скрипке»). Аугсбург, 1756.-286 с.

145. Porges Н Die Auffuhrung von Beethoven 9. Symphonie under R.Wagner in Bayreuth Leipzig 1872. -91 c.

146. Porges H Die Buhneproben zu den Bayreuther Festspielen des Jahres 1876.- 124 c.

147. Quantz J.J. Versuch einer Anweisund die Flöte travesiere zu spielen. Leipzig, Ed. С. P. Kahnt Nachfolgen. 1906. пер. И. Шрайбера. 337 с.

148. Robinson Paul. The Art of Conductor. (в трех томах). London: Macdonald, Т. І. 1975,-228 с. T.II. 1977,-241 с. Т. III.1982. 216 с.

149. Schunemann Georg Geschichte des Dirigierents. Leipzig: Druck und Verlag von Breitkopf & Härtel. 1913. 359 c.

150. Spohr, L.\ Selbstbiographie, 2 Bde., Kassel / Gottingen. 1860/61.188 c.

151. Wagner R. Uber das Dirigieren. В кн.: Gesammeite Schriften und Dichtungen. 3. Aufl. Bd. 8. Leipzig, 1898. пер. И. Шрайбера. - 37 с.

152. Weber, С.М. v.: Hinterlassene Schriften, hrsg. v. Th. Hell, 3 Bde., Dresden, 1828.-265 c.

153. Weingartner F. v Uber das Dirigieren, Berlin 1895. 72 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.