Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Лаптев, Роман Геннадьевич

  • Лаптев, Роман Геннадьевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 247
Лаптев, Роман Геннадьевич. Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2005. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лаптев, Роман Геннадьевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. История развития тромбона как ансамблевого и оркестрового инструмента.

1.1 Тромбон в ансамблевой музыке XVI - XVIII вв

1.2 Особенности формирования группы тромбонов в оркестре XVIII - XIX вв.

1.3 Тромбон в русском оркестровом исполнительстве

XIX-началаXX вв.

ГЛАВА II. Теория и практика ансамблевого исполнительства на тромбоне

2.1 Общая характеристика специфики игры в ансамбле медных духовых инструментов.

2.2 Анализ выразительных средств и их использование в ансамбле тромбонов.

2.3 Подготовка тромбониста к публичному выступлению в составе камерного ансамбля.

ГЛАВА III. Особенности оркестровой деятельности тромбониста

3.1 Основные вопросы оркестровой деятельности музыканта-духовика

3.2 Специфика игры тромбониста в составе оркестровой группы медных духовых инструментов

3.3 Характеристика современного исполнительства на тромбоне в симфоническом и духовом оркестрах.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне»

Актуальность темы. Оркестрово-ансамблевая игра - основная составляющая практической деятельности современного музыканта-исполнителя на любом из оркестровых инструментов. Владение искусством оркестрово-ансамблевой игры является важнейшей квалификационной характеристикой профессионального музыканта. Если в общей теории отечественного духового исполнительского искусства значительное место уже отведено разработке вопросов сольного исполнительства, то в сфере игры в оркестре и ансамбле еще имеется немало неразрешенных проблем. Очевидно, сегодня есть необходимость более детально проанализировать сложный и многообразный процесс деятельности оркестрового инструменталиста в рамках комплексного искусствоведческого исследования. Современное искусство оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне, имеющее достаточно глубокие традиции, еще не стало предметом всестороннего научно-теоретического осмысления, поэтому автор поставил цель восполнить этот пробел.

Становление профессионального оркестрового инструменталиста и достижение им высокого исполнительского мастерства в рамках общих закономерностей исполнительского процесса — одна из целей активности инициирующей свою энергию и способности личности музыканта." Большинство оркестровых, музыкантов сегодня неплохо владеют спецификой, прежде всего, сольного исполнительства и лишь затем — оркестрово-ансамблевой игры.

Благодаря высокому уровню развития медиа-технологий, современным исполнителям доступно получение большого объема информации, которая постоянно нуждается в осмыслении фактологического материала, его реклассификации, точной выборочной экстраполяции необходимой информации на свою специфическую практическую деятельность. Необходим взвешенный научный подход и безошибочно выработанные критерии оценки, для того, чтобы можно было отделить при этом главное от второстепенного. Поэтому систематизация разрозненных накопленных знаний в данной области музыкального искусства продиктована не столько недостаточной изученностью отдельных сторон искусства оркестрово-ансамблевой игры, в данном случае, на тромбоне, сколько назревшей потребностью в обобщении материалов исследований.

Слагаемые исполнительского творчества современного оркестрового тромбониста включают в себя знания, навыки и умения, базирующиеся на таких «трех китах» как история, теория и практика игры на тромбоне. При этом важное значение имеет проведение всестороннего анализа специфики игры на инструменте как в оркестре, так и в ансамбле. Лишь собрав воедино, образно говоря, на одном «монтажном столе» все доступные факты, осмыслив их взаимозависимость, «векторную направленность» причинно-следственных связей между ними и расширив уже имеющиеся знания, можно надеяться на переход количества научной информации в новое качество.

Степень изученности проблемы. Информационную базу современных представлений об исполнительстве на тромбоне составляют труды видных отечественных педагогов и исполнителей - В.Блажевича, Е.Рейхе, Б.Григорьева, В.Сумеркина и зарубежных авторов - Д.Уика,

A.Лафоса, Э.Кляйнхаммера, Д.Рейнхардта, Х.Куница, Р.Грегори. Отдельные вопросы технологии исполнительства отражены в работах

B.Венгловского, А.Скобелева и других авторов. Специфика же оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне пока не получила глубокого научного обоснования, она по сегодняшний день остается все еще изученной недостаточно, так как большинство авторов либо оставляет ее в стороне, либо дает ей лишь общую характеристику. К теме подготовки оркестровых инструменталистов-духовиков обращается М.Толмачев, а напрямую к особенностям оркестрового исполнительства на тромбоне -только А.Снапков. Диссертации М.Хасана и В.Ульянова несут в себе узкую направленность и не имеют прямого отношения к данной теме. Работа первого автора - «К вопросу о развитии исполнительского аппарата тромбониста» посвящена некоторым разделам методики обучения игре на тромбоне. Второе исследование - «Тембр тромбона в оркестре М.И.Глинки (полифункциональность и колористика)» содержит частные результаты музыкально-теоретического анализа применения тембра тромбона М.Глинкой.

Как уже отмечалось, в современном отечественном музыкознании достаточно подробно изучены многие аспекты сольного исполнительства на медных духовых инструментах, но искусству оркестрово-ансамблевой игры отведено весьма скромное место. Это особенно касается сферы исполнительства на тромбоне, где профессиональной орке-строво-ансамблевой практике посвящены лишь небольшие разделы в научно-методических трудах известных педагогов-тромбонистов.

Объект данного исследования - история, теория и практика орке-строво-ансамблевого исполнительства на тромбоне.

Предмет научной разработки - деятельность современного тромбониста в сфере ансамблевого и оркестрового музицирования.

Цель предпринятого исследования - дальнейшее совершенствование современного искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне путем решения сформулированных проблем и разработки научно-обоснованной теории на базе общей концепции формирования музыкально-исполнительской культуры.

Задачи исследования продиктованы его целью. Главная задача — органичный синтез знаний об искусстве оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне и соотнесение их содержания с особенностями исполнительской практики.

Задачами исследования стали:

- поиск общего у ряда явлений в истории инструментальной культуры, с целью изучения закономерностей их развития и ясного понимания их сути;

- совершенствование методики классификации знаний в области теории оркестрово-ансамблевой игры на медных духовых инструментах и, в частности, на тромбоне;

- анализ известных в музыковедении положений истории, теории и практики игры на тромбоне в оркестре и ансамбле с междисциплинарных позиций музыкальной эстетики, истории оркестровых стилей, психологии исполнительства;

- выявление типичных и специфических функций тромбона в оркестре и ансамбле, их связи с результатами фактурного анализа музыкального материала;

- исследование компонентов исполнительской технологии оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне в общем контексте искусства игры на медных духовых инструментах;

- характеристика специфики исполнительства в ансамблях однородных и неоднородных медных духовых инструментов;

- обобщение опыта оркестрово-ансамблевой игры выдающихся исполнителей на тромбоне и выработка на основе этого методических и практических рекомендаций;

- поиск направлений дальнейших исследований в сфере исполнительства на медных духовых инструментах.

Решение задач исследования ведет к формированию целостной теории искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне на основе всестороннего комплексного научного анализа.

Теоретико-методологическая основа. Методология исследования, ставшая основой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический,.научно-содержательный и методический уровни.

Логико-гносеологический уровень затрагивает развитие искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне, исследование связей с другими видами музыкального творчества; научно-содержательный уровень — анализ объекта и предмета,* взаимосвязь и взаимозависимость их составляющих; методический - анализ соотношения теории и практики, структуру, принципы и закономерности исполнительской деятельности.

При рассмотрении объекта исследования используется как структурно-функциональный, так и системный подход, задача которых - разработка всего разнообразия средств представления исследуемого объекта и его свойств.

В целом, в основе диссертации лежит концепция комплексного искусствоведческого исследования, применяемая в современном музыкознании.

Программа исследования включила в себя выработку критериев оценки искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне и порядок применения методов исследования, как инструментария его проведения.

Детерминированность методов исследования, учитывающих принцип единства логического и исторического, продиктована комплексным характером исследования. В первой главе преобладают теоретические методы - причинно-следственный анализ истории искусства игры на тромбоне, синтез, сопоставление, обобщение, методы экстраполяции; во второй и третьей главах теоретические методы дополняются эмпирическими, такими как собеседование и метод экспертных оценок, в сочетании с обсервационными методами — объективным наблюдением и самонаблюдением, основанными на накопленном практическом исполнительском и педагогическом опыте автора данной научной работы.

При проведении исследования источниками получения информации послужили различные виды фактологического материала: нотные издания и рукописи (большой объем оркестровой и ансамблевой литературы для тромбона); научно-методические работы, посвященные вопросам истории, теории и практики исполнительства, инструментове-дения, инструментовки; междисциплинарные исследования; материалы периодической печати («Российский брасс-вестник», «Музыкальные инструменты», «International Trombone Association Journal» и «BrassBulletin»); звукозаписи; литературные источники; материалы изобразительного искусства различных эпох (гравюры, графика, живопись); материалы архивов и музеев; фотоматериалы; личные наблюдения и записи бесед с признанными мастерами оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне (артистами оркестров), дирижерами, педагогами классов тромбона музыкальных учебных заведений; ресурсы глобальной сети Internet (Web-сайты Международной ассоциации тромбонистов, ведущих мировых оркестровых коллективов, известных квартетов тромбонов и брасс-квинтетов, ансамблей старинной музыки, крупнейших производителей тромбонов и аксессуаров для них).

Вместе с тем, большую помощь в ходе теоретического исследования оказали наблюдения и анализ практической работы музыкантов профессиональных оркестров, а также педагогической деятельности в • классах Московской государственной консерватории имени П.Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.Римского-Корсакова, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Московской военной консерватории. Фрагментарные высказывания исполнителей-практиков были систематизированы для того, чтобы на их основе можно было составить более полное представление о предмете исследования.

Большую роль в формировании выводов исследования сыграл личный исполнительский, дирижерский и педагогический опыт автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

- эволюция искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне связана с историей европейской инструментальной музыки, эволюцией ее музыкального языка, развитием тембровой драматургии по линии индивидуализации красок групп оркестра в контексте истории развития музыкальной драматургии в целом; появление тромбона в составе театрального, а затем и концертного оркестра обусловлено длительным процессом становления их составов в результате прямых и косвенных слияний средневековых инструментальных ансамблей;

- искусство ансамблевой игры на тромбоне как специфический вид инструментального исполнительского творчества имеет более давние традиции, чем оркестровое исполнительство; за многовековой период своего существования этот вид исполнительской деятельности выработал свою специфику, которая проявляется в степени соподчиненности голосов, характере применения музыкальных выразительных средств, акустических условиях исполнительской деятельности;

- оркестровую деятельность тромбониста отражает непрерывная последовательность ее составляющих: самостоятельная работа над исполнительским аппаратом, работа над оркестровыми трудностями (индивидуально, в группе тромбонов, в составе оркестровой группы медных духовых инструментов, в составе всего оркестра), концертные выступления; ее методологическая основа - понимание исполнителем функциональной роли группы тромбонов в оркестре, осознание общей формы произведения, функций групп в ее строении и развитии, роли каждой группы в отдельных фрагментах произведения, отличающихся архитектоникой оркестровой фактуры;

- актуальные проблемы оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне составляют возникающие в ходе реализации исполнительского замысла композитора противоречия между этим замыслом и имеющимися исполнительскими средствами, между сложностью музыкального материала и профессиональным уровнем исполнителей, между самооценкой звучания, оценкой коллег и слушателей; преодоление противоречий затрагивает проблемы как технологии, так и психологии исполнительства.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит прежде всего в том, что впервые в отечественном музыкознании предпринята попытка целенаправленной, комплексной разработки вопросов истории и теории игры на тромбоне в составе оркестра и ансамбля, с опорой на практическую сторону их реализации. Впервые делается исторический анализ этого вида исполнительского искусства и на основе полученных результатов делаются выводы, характеризующие специфику оркестровой и ансамблевой практики тромбониста. Также впервые применен ретроспективный анализ оркестровых партитур для выявления закономерностей развития музыкальных выразительных средств группы тромбонов в зависимости от изменения стилистики музыкальных произведений в контексте истории музыкальной драматургии.

В рамках научного анализа рассмотрен раздел искусства игры на тромбоне в период добетховенского симфонизма. В ходе исследования подтверждена гипотеза о пути формирования группы медных духовых инструментов низкого регистра в русском симфоническом оркестре и некоторых отличиях от эволюционного пути, пройденного этой группой инструментов в западноевропейском оркестрово-симфоническом творчестве.

На примере группы тромбонов оркестра выявлены особенности принципа фактурного анализа Н.Римского-Корсакова - опоры на драматургическую сущность элемента. музыкальной ткани, исполняемого в оркестре конкретной группой инструментов.

Также в диссертации изложена специфика игры на тромбоне в ансамблях однородных и неоднородных медных духовых инструментов. Сформулированы объективные критерии оценки технико-смысловой организации ансамблевой игры на тромбоне и намечены пути дальнейших исследований в этой сфере исполнительского искусства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что на основе материалов исследования автор предлагает целостную концепцию формирования знаний, навыков и умений, необходимых высококвалифицированному оркестровому специалисту, в совершенстве владеющему искусством оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне, ясно осознающему свою роль в оркестре и ансамбле на технологическом и художественном уровнях, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2003 года по специальности 050900 - инструментальное исполнительство (по видам инструментов: 03 - оркестровые духовые и ударные инструменты; по квалификации: концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель).

Диссертация имеет и практическую значимость, связанную с публикациями ее основных результатов в виде научных статей, учебных пособий и программ, депонированных рукописей.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Отдельные выводы и положения диссертации могут быть востребованы в практической деятельности оркестровыми исполнителями, музыкантами инструментальных ансамблей, педагогами класса тромбона, оркестрового класса, камерного ансамбля. Часть материала может быть использована при чтении курсов лекций по инструментоведению, инструментовке, истории исполнительства и методике обучения игре на духовых инструментах в высших и средних специальных музыкальных учебных заведениях. Автор надеется, что содержание диссертации и выводы, сделанные в ходе исследования, заинтересуют композиторов, дирижеров, музыковедов и специалистов военно-оркестровой службы.

Апробация результатов исследования в целом и отдельных выводов глав диссертации успешно прошла в ходе практической работы с квартетом тромбонов, брасс-квинтетом и концертным оркестром Московской военной консерватории, с оркестрами штабов Ленинградского и Московского военных округов, в военных оркестрах Ленинградского военного округа, а также в ходе проведения педагогических экспериментов в классе тромбона профессора ВЛковлева и доцента Ю.Белоглазова (Московская военная консерватория). Кроме того, результаты исследования были представлены на республиканской научно-практической конференции «Актуальные^ проблемы подготовки специалистов духовой музыки и совершенствование мастерства дирижеров духовых оркестров» в 2005 году в -Уфе (Республика Башкортостан).

Результаты исследования уже внедрены в учебный процесс Московской военной консерватории, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Московского военно-музыкального училища и Московского кадетского музыкального корпуса. Материалы исследования используются также при чтении лекций на офицерских курсах повышения квалификации военных дирижеров.

Диссертация была обсуждена на кафедре инструментов военных оркестров Московской военной консерватории и рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы обусловлена общей логикой ее композиции: история искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне, теория игры (характеристика специфики, средств, особенностей) и анализ практики оркестрово-ансамблевого исполнительства на тромбоне. Диссертация состоит из трех глав, Введения, Заключения, Библиографического списка и Приложений. Ее объем - 247 страниц, из них 47 страниц занимают Приложения. Приложения содержат: 75 иллюстраций, 3 схемы, 6 таблиц. В тексте диссертации приведено 70 нотных примеров. Библиографический список содержит 208 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Лаптев, Роман Геннадьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное многостороннее исследование искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне позволило сделать следующие выводы.

История ансамблевой и оркестровой музыки дает все основания для вывода о том, что генезис искусства оркестрово-ансамблевого исполнительства на тромбоне обусловлен динамикой развития всей инструментальной культуры.

Длительное бытование тромбона в церковной вокально-инструментальной ансамблевой практике объясняется возможностью использования его свободной интонации. В процессе типизации групп оркестра эпохи basso continuo из него ушли черты инструментальных ансамблей эпохи Возрождения и барокко. Произошел переход к гармонии в оркестровых голосах. Особое значение приобрела тембровая выразительность тромбона. Все это дало толчок для пополнения оркестра новыми инструментальными средствами в ходе подъема оперного творчества.

Оперная реформа К.Глюка привела к новой трактовке тембров инструментов оркестра. Группа тромбонов в составе театрального оркестра прошла путь от узкоассоциативного амплуа до современной многофункциональности. Развитие группы медных духовых инструментов концертного оркестра завершилось на рубеже XVIII - XIX веков включением в его состав тромбонов.

Хронологически первыми ввели тромбоны в симфонические партитуры французские композиторы Ф.Девьен, И.Плейель, Л.Жаден и

Д.Камбини. Но логика включения тромбонов в партитуры симфоний Л.Бетховена является более показательной и носит новаторский характер в отношении музыкальной драматургии. Значение появления тромбонов в Финале Пятой симфонии Л.Бетховена в том, какую роль автор отвел их тембру в частности и тембровой драматургии вообще. Во французском концертном оркестре тромбон появился раньше именно потому, что музыкальная культура Франции была предрасположена к программности и театральности.

Состав медной группы окончательно утвердился в период творчества композиторов-романтиков XIX века

Потребность в тембровых красках низких медных духовых инструментов в русской музыке была первоначально реализована посредством введения в составы оркестров конца XVIII - начала XIX века роговых оркестров. Затем, во многом благодаря симфоническому и оперному творчеству М.Глинки, русское оркестровое исполнительство на тромбоне перешло в русло европейской романтической традиции.

Понятие «ансамблевое исполнительство» как самостоятельная форма исполнительской деятельности характеризуется художественно-выразительным, безупречно согласованным на всех осознаваемых уровнях, технологически и стилистически единым воспроизведением нотного текста, учитывающим природу и исполнительскую специфику конкретных инструментов.

Специфика составляющих ансамбля медных духовых проявляется в трактовке нотного текста, степени соподчиненности голосов, применении музыкальных выразительных средств, акустических условиях исполнительской деятельности.

При рассмотрении особенностей звуковысотного интонирования на тромбоне в ансамбле необходимо понимать теорию зонной природы звука, различия игры в чистом и темперированном строях, зависимость интонации от чувства лада. Для формирования интонационного и тембрового ансамбля важен механизм внутреннего слухового предслыша-ния и контроль на сознательном и подсознательном уровнях.

Динамический ансамбль характеризует динамическое равновесие голосов по вертикали, единые макро- и микродинамика и правильная трактовка относительности динамики. Динамический дисбаланс приводит к нарушениям штрихового и интонационного ансамбля. Понятие относительности динамики является одним из самых универсальных методологических инструментов в рассмотрении этого вопроса.

Основой исполнительского стиля ансамбля тромбонов является фразировка. Все остальные музыкальные, выразительные средства оказывают влияние на ее характер. Важной чертой фразировки в ансамбле тромбонов является синхронность дыхательных циклов.

В камерном ансамбле тромбонов все функции психики музыкантов - интеллектуальная, эмоциональная й двигательная действуют согласованно. В основе исполнительской психологии лежит мотивацион-ная сфера. Специфика психологии исполнительства в ансамбле также заключается в амбивалентности и направлении векторов внимания.

Оркестровое исполнительство» как один из видов музыкально-художественной деятельности, характеризуется пониманием не только всего технологического механизма оркестрового инструментального музицирования, но и осознанием драматургических функций групп инструментов оркестра.

Работа в концертном и театральном оркестрах различаются по репертуару, организации и характеру выступлений, акустическим условиям деятельности. Работа в театре, связана также со сложной структурой исполнительского ансамбля, в состав которого входят солисты, артисты хора и оркестра, кордебалет.

Оркестровую деятельность музыканта духового оркестра определяет соотношение составляющих его оркестровых групп. Это определяет различия в изложении оркестровой фактуры в партитурах и этому же подчиняется функциональное мышление музыкантов духового оркестра. Условия оркестровой деятельности в эстрадном оркестре определят совместная игра с ритм-секцией. '

Отдельного внимания от музыканта требует фактурный анализ как мелодических фраз, так и фраз скрытых внутри гармонических педалей, контрапунктов, ритмических фигураций, аккордовых гармонических последовательностей.

Важное место в процессе адаптации к оркестровой деятельности музыканта-духовика играет психологическая структура его личности: ее направленность, интеллектуальные качества, художественный вкус, профессиональное мастерство, нравственные качества, эмоциональный и духовный опыт.

Понятно, что в рамках проведенного исследования не представляется возможным охватить все вопросы искусства оркестрово-ансамблевой игры на тромбоне в полной мере, но основная проблематика нашла свое отражение в материалах диссертации. Углубить разработку данной темы смогут дальнейшие научные поиски исследователей-духовиков.

В ходе работы определились возможные направления дальнейших исследований в сфере исполнительства на духовых инструментах: искусство оркестрово-ансамблевой игры на других духовых инструментах; а также, бас-тромбон в современном оркестре; сценический оркестр в музыкальном театре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лаптев, Роман Геннадьевич, 2005 год

1. Аберт Г. В.А.Моцарт. — М., 1980. — Ч. 1,Кн. 2.— 638 с.

2. Абрамов Р. Проблемы исполнительства на медных духовых инструментах / / Метод, кабинет по учеб. завед. культуры и ис-ва.— Петрозаводск, 1988. — 18 с.

3. Агафонников Н. Симфоническая партитура, 2-е изд. — Л., 1981. — 196 с.

4. Аксенов Е. Оркестр и партитура. — М., 2004. — 106 с.

5. Алексеенко Н. Проблемы теории оркестра XX века в трудах Б.Асафьева / / Теоретические и эстетические проблемы современной музыки. — М., 1985. —С. 147—156.

6. Алимов А. К истории советского исполнительства на духовых инструментах IIВ помощь военному дирижеру. — М., 1984. — Вып. 23. — С. 3—20.

7. Альбрехт Е. Прошлое и настоящее оркестра. — СПб., — 1868. — 262 с.

8. Андреев С. Техника скорого чтения. — М., 1988. — 165 с.

9. Анисимов Б. Инструментовка для духового оркестра. — М., — Л., 1960.313 с.

10. Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. — М., 2002. — 591 е.

11. Апатский В. О некоторых принципах музыканта-духовика при работе над звуком / / Вопросы исполнительства на духовых инструментах. — Л., 1987. —С. 15—27.

12. Апатский В. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской педагогики / / Исполнительство на духовых инструментах: история и методика (тематический сборник). — Киев, 1986. — С. 24—39.

13. Асафьев Б. Избранные труды. — М., 1952. — Т. 1. — 399 с. — М., 1954.1. Т.З. —335 с.

14. Асафьев Б. М. И. Глинка. — Л., 1978. — 311 с.

15. Асафьев Б. О музыке Чайковского. — Л., 1972. — 376 с.

16. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. 4-е изд. — СПб., 2004. — 120 с.

17. Баранцев А. Актуальные проблемы исполнительства на духовых инструментах / / Актуальные вопросы музыкознания и музыкальной педагогики.— Петрозаводск, 1987. — С. 119—120.

18. Баранцев А. История обучения игре на духовых инструментах в России конца XVIII — начала XIX веков: Дис. канд. искусствоведения.— Петрозаводск, 1973.— 172 с.

19. Барсова И. Аспекты понятия оркестр / / Оркестр как тип тембровой организации музыкальной ткани: Науч. реф. сб. — М., 1982. — Вып. 2. — 25 с.

20. Барсова И. Книга об оркестре, 2-е изд. — М., 1978. — 208 с.21

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.