Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна

  • Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 174
Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ. 1999. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна

Глава I. Духовно-нравственное образование учащихся национальной школы как педагогическая проблема.

1.1. Духовно-нравственные заповеди в истории и культуре бурятского народа.

1.2. Отражение духовного богатства и народных традиций в бурятской литературе.

1.3. Образовательное и воспитательное значение чтения и других форм приобщения к литературным источникам в духовно-нравственном развитии, становлении личности.

ВЫВОДЫ по I главе.

Глава II. Духовно-нравственное образование учащихся в процессе изучения родного языка, литературы.

ПЛ. Родной язык, литература как основа духовно-нравственного образования.

IL2. Самостоятельная работа учащихся как средство формирования духовности и нравственности.]

11.3. Развитие творческих способностей как фактор воспитания духовнонравственных качеств учащихся. по II главе.

1БЛИОГРАФИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы»

Образование всегда было особой системой, благодаря которой подрастающие поколения включались в уже существующую общность и становились носителями определенного образа жизни. В данное время в Российской Федерации сложилась ситуация, которая характеризуется радикальными изменениями во всех сферах социальной жизни, несущими людям не только благо, но и деструктивные явления. Резкое снижение уровня производства, инфляция и безработица привели к ломке устоявшихся взглядов, вымыванию духовных ценностей и общественно-значимых #* ориентиров поведения, негативно отразились на образованности. Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравственного облика подрастающих поколений, утраты гуманистических ценностей, навязывания негативных стандартов жизни, назойливо рекламируемых средствами массовой информации.

Для части молодежи страны главными мотивами жизнедеятельности становятся потребительская психология, неприятие положительных идеалов, жажда легкой наживы. Происходит утрата формировавшихся веками нравственно-этических норм поведения и духовных ценностей народов и народностей РФ, в том числе и бурятского народа.

Результаты опроса, проведенного в школах Республики Бурятия, Усть-Ордынского, Агинского бурятских автономных округов, показали, что наблюдается снижение уровня читательской культуры школьников, а то, что некоторая часть учащихся старших классов затруднялась назвать современных писателей и что при работе над текстом произведений бурятских писателей у них наблюдался лишь констатирующий уровень восприятия литературных героев и литературных произведений, * подтверждает тревожную ситуацию, связанную с утратой тех ценностей, которые составляют нравственную основу личности.

В складывающихся социокультурных условиях, когда нация нуждается в духовно-нравственном возрождении, именно национальная школа призвана решать задачи обеспечения дальнейшего развития родной культуры, воспитания нового поколения, являющегося носителем своей национальной культуры, не замыкающегося в рамках своей культурной среды, способного освоить культуру других народов. О подобной необходимости академик Д.С. Лихачев пишет: "Человек живет не только в природной среде, но ив среде, созданной культурой его предков и им самим. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины" [Лихачев Д.С., 1989 ].

Богатейшие возможности родного языка и литературы, их колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, безусловно, дают огромные возможности для решения проблемы духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной школы.

В художественной литературе глубоко отражены вечные духовные и нравственные ценности, освоение которых незаменимо в духовно-нравственном становлении ребенка, будущего гражданина демократической России. Основательное изучение родного языка способствует повышению интереса школьников к историческому прошлому народа, предопределяет их духовный облик. К.Д. Ушинский отмечал: ". все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляет его действительную школу, лучшим орудием передачи жизненного опыта является родной язык, устная словесность, проникающие глубоко в дух и тело ребёнка, оказывающие сильнейшее влияние на духовное развитие" [Ушинский К.Д., 1948].

Формирование духовности имеет глубокие гуманистические основы, получившие развитие в философии Н.А.Бердяева, Ф.И.Буслаева, П.Я.Чаадаева и др. В работах П.В. Симонова, П.М. Ершова, Ю.П. Вяземского с междисциплинарных позиций рассматривается эволюция представлений о душе, духовности, духовном мире человека. Авторы подчеркивают значение духовных потребностей для теории и практики воспитания личности.

Интересными представляются общетеоретические подходы к содержанию гуманизации образования, разработанные Е.В. Бондаревской, Н.Е. Щурковой, И.С. Якиманской и др.

В этнопедагогических исследованиях В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, О.Д.Мукаевой, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе раскрыты принципы и закономерности народной педагогики, являющейся фундаментом национальной школы.

В трудах Н.К.Елаева, С.Д.Намсараева, Г.Ц.Молонова по-новому осмыслены история становления бурятской национальной школы, перспективы ее дальнейшего развития. Научно-методическим основам развития бурятской школы, этнической педагогики бурят посвящены работы М.С. Васильевой.

Культурологический аспект бурятской этнопедагогики отражен в исследованиях по истории и культуре этноса JI.H. Гумилева, А.Я. Гуревич, Е.М. Залкинд, М.С. Каган, Е.Г. Хилтухиной. В работах Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, З.П. Морохоевой, И.С. Урбанаевой раскрывается роль личности в бурятской культуре, система ценностей бурятского общества.

Духовно-нравственное возрождение нации во многом зависит от того, насколько интенсивно национальная школа сумеет приобщить, развить у учащихся полноценное восприятие родной культуры, и в таком контексте роль языка, литературы приобретает особое значение. Привлекают внимание труды JI.C. Айзермана, О.Ю. Богдановой, М.Г. Качурина, Т.А. Ладыженской, В.П. Лазаревой, К.М. Нартова, Н.С. Русиной.

Анализ публикаций, диссертационных исследований показал, что проблема духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной школы не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Исходя из вышеизложенного, была определена тема исследования: "Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы».

Цель исследования: разработка теории и обоснование содержания духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной школы.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в бурятской национальной школе.

Предмет исследования - духовно-нравственное образование учащихся бурятских национальных школ.

В основу исследования была положена гипотеза: духовно-нравственное образование учащихся бурятских школ будет осуществляться успешно, если наряду с опорой на общечеловеческие и российские ценности будут использованы культурно-исторические традиции, идеи и идеалы бурятского народа, концентрированно отраженные в языке, фольклоре и литературе.

Цель и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:

- раскрыть философскую, психологическую, педагогическую сущность духовно-нравственного образования учащихся бурятской национальной школы; дать определение понятий духовное образование, нравственное образование;

- выявить роль бурятской культуры, языка, литературы и этно-педагогического наследия в духовно-нравственном развитии и формировании учащихся;

- разработать и внедрить дидактические, методические пути по реализации духовно-нравственного потенциала изучения бурятского языка и литературы; в опытно-экспериментальной работе определить наиболее оптимальное содержание и эффективные методы учебно-воспитательной работы по осуществлению духовно-нравственного образования.

Методологическую основу исследования составляют:

- философские, культурологические, психолого-педагогические и литературоведческие научные теории о духовной культуре народов, о духовности и нравственности, их значение в жизни человека, в воспитании и образовании подрастающего поколения; философские, культурологические, социологические идеи и концепции о бурятской культуре и этнопедагогике, о духовном складе бурят;

- лингвистические, литературоведческие положения ученых РФ, в том числе и Бурятии.

Методами исследования явились анализ историко-философской, педагогической, психологической, культурологической, лингвистической, литературоведческой, методической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа и опрос, опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования сводится к следующему:

- сущность и содержание понятий духовность, духовно-нравственное образование сформулированы с учётом национально-региональных особенностей;

- показано содержание бурятских народных духовно-нравственных заповедей, отраженных в бурятском фольклоре, языке и литературе;

- раскрыты пути их использования в учебно-воспитательном процессе школы, в частности, в процессе преподавания языка и литературы, проведения общешкольных мероприятий.

Практическая значимость исследования: раскрыты возможности использования теоретического материала и практических рекомендаций в работе учителей бурятских школ; в составлении учебных программ, учебников, учебно-методических пособий по бурятскому языку, литературе для национальных школ; при разработке лекций и спецкурсов для студентов колледжей и вузов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической, психолого-педагогической и лингвистической обоснованностью основных теоретических подходов и положений; широким использованием и внедрением научных идей методики обучения в опыте работы бурятских национальных школ РБ; положительными результатами педагогического эксперимента, проведенного в ряде школ РБ.

Исследование осуществлено в 3 этапа.

На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучалась литература по проблемам и методам педагогических исследований; определилась предварительная гипотеза, наметились цели и задачи исследования; изучался опыт работы учителей школ РБ по проблеме с использованием наблюдения, бесед, анкетирования учителей и школьников. На этом же этапе анализировались в аспекте темы исследования программы и учебные пособия.

На втором этапе (1996-1997г„г.) проводилась опытно-экспериментальная работа в школе с использованием наблюдения, анкетирования учащихся и учителей, бесед и опросов; апробировались различные варианты обучения бурятскому языку и литературе, корректировались и активно велись поиски новых путей в преподавании бурятского языка и литературы в школе.

На третьем этапе (1997-1998г.г.) с конечной целью выявления степени эффективности разработанной нами системы обучения бурятскому языку и литературе проводился формирующий эксперимент, в котором определялись наиболее оптимальные методы, приёмы и формы обучения. Кроме того, были обобщены и сопоставлены результаты теоретических и экспериментальных исследований.

Фактическим материалом исследования послужили более 1500 различного рода работ (ответы на вопросы анкет, сочинения, письменные ответы, индивидуальные карточки и т.д.).

Апробация исследования и внедрение его результатов осуществлялось в практику работы Кижингинской средней школы №2, Средне-Кодунской средней школы Кижингинского района, Усть-Эгитуйской средней школы Еравнинского района, Республиканского Бурятского национального лицея-интерната №1. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр бурятской литературы (1996-1999г.г.), педагогики (1999г.) Бурятского государственного университета, на научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников БГУ (1995-1999г.г.), на научно-практической конференции, посвященной 70-летию В.Ц. Найдакова (Улан-Удэ, 1997г.), на республиканской научно-практической конференции "Совершенствование гуманитарного образования на современном этапе в средней школе" (Улан-Удэ, 1998г.), на региональной научно-практической конференции, посвященной 80-летию проф. Ц.Ц. Цыдыпова (Улан-Удэ, 1999г.), на курсах повышения квалификации учителей бурятского языка и литературы в Усть-Ордынском ИПК Иркутской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема духовно-нравственного образования учащихся имеет философский, психологический и педагогический аспекты. И каждый из этих аспектов имеет значение в воспитании у учащихся черт характера, всемерно отражающих исторически сложившийся духовный потенциал бурятского народа.

2. Изучение духовного наследия народа, заложенного в образных средствах родного языка и в системе наиболее выразительных художественных произведений, позволяет целенаправленно ввести учащихся в это богатство, последовательно и ненавязчиво вырабатывая у них эмоционально-ценностное восприятие, обеспечивая личностный интерес и положительное отношение к лучшим проявлениям национального характера. Чтобы образование выполняло функцию такой культурной идентификации, оно должно иметь культуросообразное содержание. Это означает, что предметом изучения становятся отраженные в выразительных средствах родного языка и в художественных произведениях образцы жизни, особенности национального характера, объектом усвоения общечеловеческие и национальные ценности, предметом воспитания -национальное самосознание представителя бурятской культуры.

3. Духовно-нравственное образование личности может быть наиболее эффективным при условии разработки четко продуманной комплексной системы, связывающей воедино семью, дошкольные учреждения, школу и учреждения дополнительного образования. Это возможно при использовании идей личностно-ориентированного образования и воспитания учащихся, активном поиске новых путей в преподавании бурятского языка и литературы в школе, обеспечении культурологического подхода к обучению учащихся, умелом педагогическом руководстве.

4. В духовно-нравственном воспитании учащихся бурят важнейшее место занимает национальная школа, а в ней основой является изучение родного языка и литературы и внеурочная воспитательная работа с учащимися.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна

Выводы по II главе.

Содержание текстов произведений бурятской литературы, гармонично стыкуясь с историей родного края, традициями, обычаями этикетными правилами, нормами бурятского народа, позволяет осознать глубинные истоки зарождения художественного слова, способствуют правильному пониманию основ национальной эстетики.

- В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что при работе над текстом произведения у учащихся наблюдается констатирующий уровень восприятия, при организации, руководстве самостоятельной работой, развитии творческих способностей учащихся упускаются возможности колоссального образовательного и воспитательного потенциала бурятской литературы и что у некоторой части учителей нет системы работы по формированию духовно-нравственных качеств личности.

- Установлено, что благоприятную базу для формирования, развития духовно-нравственных представлений создает учет возрастных особенностей, своеобразия национального художественного сознания, соблюдение принципов преемственности, выбор оптимальных форм и приемов работы, умелое педагогическое руководство учебной деятельностью школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании теоретически обоснована и экспериментально доказана необходимость и целесообразность духовно-нравственного образования учащихся бурятских школ.

В исследовании освещены следующие проблемы:

1) духовно-нравственные заповеди в истории и культуре бурятского народа и их отражение в бурятской литературе;

2) роль чтения и других форм приобщения к литературным источникам в духовно-нравственном развитии, становлении учащихся;

3) разработана и предложена система мер по формированию духовно-нравственных качеств учащихся, нравственных идеалов;

4) разработаны и предложены оптимальные формы и приемы работы по духовно-нравственному образованию учащихся бурятских школ.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами в течение 19951998 уч.г.г. на уроках бурятского языка, литературы в 9-11-х классах бурятской школы на основе разработанных и экспериментально проверенных методов и приемов работы, позволяет говорить об эффективности и целесообразности предложенной системы по духовно-нравственному образованию учащихся бурятских школ, по сравнению с применяемыми в настоящее время в практике учебно-воспитательной работы школ.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать ряд выводов по духовно-нравственному образованию учащихся бурятских школ:

1. В настоящее время, когда утеряны идеалы, растрачены многие ценности, и молодежь оказывается в необъятном море хаоса и неразберихи, именно школа может и должна рассматриваться как центр возрождения национальной культуры и духовного обновления России в целом. Национальная культура должна занимать важное место в содержании образования бурятской школы. Историко-этнографические знания дают возможность глубже понимать истоки нации, ее культуру и формируют основу национального самосознания.

2. Бурятский народ за свою долгую историю накопил огромный опыт формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь соплеменников, создал своеобразную систему образования, содержание, формы и методы которой закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве, эпосе "Гэсэр", произведениях литературы и искусства.

3. Для того чтобы образование выполняло функцию культурной идентификации, оно должно иметь культуросообразное содержание. В данном случае предметом изучения становятся отраженные в художественных произведениях образцы жизни, особенности национального характера, предметом усвоения - общечеловеческие и национальные ценности, предметом воспитания - национальное самосознание человека, представителя бурятской культуры.

4. Произведения, включенные в программу по бурятской литературе для 9-11 классов, поставленные в них проблемы, отвечают на нравственные искания учеников, ориентируют на кристаллизацию в сознании школьников высоких жизненных принципов, норм нравственности и устоев бурятского народа, сложившихся на основе его векового опыта.

5. При изучении произведений бурятской литературы решаются не только задачи культурно-национальной самореализации личности, но и формируются духовно нравственные качества гражданина, усвоение национальных ценностей способствует успешному вхождению личности в современные мировые процессы.

6. Чтение и другие формы приобщения к литературным источникам: импровизация, инсценировки, театрализация, праздники, встречи с писателями, поэтами значительно активизируют духовную, эмоциональную жизнь школьников, помогают в самоопределении школьников.

7. Установлено, что благоприятную базу для формирования, развития духовно-нравственных представлений создает учет возрастных особенностей, своеобразие национального художественного сознания, соблюдение принципов преемственности, выбор оптимальных форм и приемов работы, умелое педагогическое руководство учебной деятельностью школьников.

8. Полученные выводы и рекомендации могут быть широко использованы в практике работы учителей бурятского языка и литературы школ республики Бурятия, Агинского, Усть-Ордынского бурятских автономных округов, а также для проведения спецкурсов, спецсеминаров в колледжах, вузах,

9. Однако мы далеки от мысли, что решены все основные вопросы проблемы. Так, в дальнейшей разработке нуждаются вопросы, связанные с созданием учебно-методической базы (учебных планов, внеурочных и внеучебных занятий) как части дидактической системы, реализующей взаимодействие школы с этносоциумом, этническими диаспорами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бадмаева, Ольга Бальжинимаевна, 1999 год

1. Абай Гэсэр. Улан-Удэ, 1960 -с.53.

2. Ангархаев A.JI. Вечный цвет. Улан-Удэ, 1988 -с.267.

3. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979 с. 130

4. Балданов С.Ж. Народно поэтические истоки национальных литератур Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии). Автореф. дис. докт. фил. наук. Улан-Удэ, 1995 -с.17.

5. Балданов С.Ж. Методическа заабаринууд. Улан-Удэ, 1997.

6. Балданов С.Ж. Поиски героя. // Байкал, 1987, №2 -с. 122.

7. Балданжабон Ж. Голубые сопки. Улан-Удэ.

8. Бальбуров А. Поющие стрелы. Улан-Удэ, 1984 -с.23,203.

9. Банзаров Д. Собр. сочин. М., 1955. с. 43

10. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Улан-Удэ, 1991 -с.39, 64-65.

11. Батожабай Д. Похищенное счастье. М., 1973 -с.31,46.

12. Батожабай Д. Кто твой учитель? Улан-Удэ, 1958 с. 23.

13. Баторов П.П., Хороших П.П. Приметы аларских бурят, касающиеся погоды, сельского хозяйства и охоты. // Бурятиеведческий сборник. Иркутск, 1926. Вып.1 -с.48,49.

14. Батуев Ж.Д. У "священного моря": размышления об экологии, этноэкотрадициях, экокультуре. // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998 -с.25.

15. Белинский В.Г. П.с.с. В 13-ти т. М., 1953, т.Н -с.47.

16. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990 -с.165.

17. Бердяев Н.А. Философия свободного духа, М., 1994 с. 48

18. Вернадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. М., 1986 с.176 (176 с.)

19. Болсохоева А.Д. Православие как основа формирования духовности. // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ, 1996 с. 83.

20. Бондаренко Е., Козулин А. Завтра может быть поздно, непрерывное образование: проблемы, поиски, решения // Нар. обр-е, 1991, № 2 с. 127133.

21. Бимбаев Р.Б. Хамта ажаллаабди // Хоца Намсараевай зуун хабар. Улан-Удэ, 1989 -с.69.

22. Будаев А. Оронгодойн долгинууд, Улан-Удэ, 1998 -с. 13,18.

23. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ, 1993 -с.68.

24. Васильева М.С. Технология воспитания школьников на народных традициях. Улан-Удэ, 1996 -с.11.

25. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. Улан-Удэ, 1998 -с. 15.

26. Васильева JI.C. Бурятская школа. Научно-методические основы развития, Улан-Удэ, 1998 с.9.

27. Викторова JI.JI. Монголы: происхождение народа и истоки культуры. М., 1980 -с.104.

28. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. JL, 1934 -с.49.

29. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников. Минск, 1982 с. 105, 69, 68.

30. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992 -с.27.

31. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-П., 1997 -с. 59,36.

32. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996 с. 337.

33. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). М, 1992-с.12.

34. Галанов Ц.Р. Время созревания брусники. Улан-Удэ, 1986 -с.36.

35. Галанов Ц.Р. Северомуйская легенда, Улан-Удэ, 1979 -с.32,109, 132, 133, 137, 161.

36. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосиб., 1994 -с.13,15,56.

37. Галданова Г.Р.Вопросы воспитания и социализации в традиционном бурятском обществе.// Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики, Улан-Удэ, 1996 с.59

38. Галданова Г.Р. Образ идеального человека сквозь призму пословиц. // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998 -с.36.

39. Гальшиев Э.-Х. Зерцало мудрости. Улан-Удэ, 1993 -с.9, 32, 45, 169, 193, 207.

40. Гамзатов Р. Верность таланту. М., 1970 -с. 17.

41. Гармаева С.И. Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века. Улан-Удэ, 1997 -с.8,89.

42. Гегель. Эстетика, т.4. М., 1973 -с.91-92.

43. Герасимова К.М. Социальная экология в школьных программах этнопедагогики. // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ, 1996 -с.46.

44. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 1998 с. 55.

45. Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра: На материалах нганасан XIX нач. XX в. JL, 1983 -с.72.

46. Григорьян Э.Р. Российское образование на современном этапе: проблемы и тенденции. // Обществознание в школе, 1997, №3 -с. 15.

47. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996 -с.15.

48. Гумилев Лев Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994 -с.217.

49. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1984.

50. Гымпилова С.Д. Сбор бурятского фольклора и хранение в ОПП ИМБиТ. // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998 -с.189.51. Гэсэр. т.1. -с. 18-19.

51. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М., 1966 -с.363.

52. Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития. // Возрастная педагогическая психология. Пермь, 1974 -с.51,53.

53. Дамдинов Д.Г. Ононские хамниганы. Улан-Удэ, 1993 -с.27.

54. Дамдинов Н.Г. Избранные произведения, т.1. М., 1981 -с. 157.

55. Дампилова JI.C., Цыренова М.Ц. Современная бурятская поэзия. Улан-Удэ, 1998 -с.45.

56. Доржиева Ж.Д. Народные традиции трудового воспитания детей у бурят (на материалах народной педагогики) Автореф. кан.пед.наук. Фрунзе, 1981

57. Джатаки. Перевод с санскрит. А.Баранникова и О.Волковой. С.-П. 1994 -с. 16.

58. Дистервег А. Собр. соч. М., 1961, т. 2 -с.68.

59. Дон Ц. Затмение луны. Повести. Москва, 1980 192 с.

60. Доржигутабай Д. Нютагай Убгэд хООрэнэ. // Х.Намсараевай зуун хабар. Улан-Удэ, 1989 -с.9.

61. Елаев Н.К. Историко-педагогическая наука Бурятии, Улан-Удэ, 1998-с.45.

62. Жалсараев Д.З. Душа земли. М., 1982 -с.8,271.

63. Жимбеев Ц.-Ж. Урасхал. Улан-Удэ, 1978 -с.296.

64. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. // Вопросы психологии, 1967, №2 -с.112.

65. Закон о языках народов Республики Бурятия от 10.06.92 Бурятия, 23.06.92.

66. Закон о языках народов Российской Федерации.

67. Закон Российской Федерации "Об образовании" М., 1992-с. 3-4

68. Закон РБ "Об образовании".

69. Запасник С., Морохоева З.П. Традиция и этнопедагогика. // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ, 1996 -с.31.

70. Заятуева Г.Н. Цанит хамбо Агбан Доржиев. Улан-Удэ, 1981 -с. 11-13.

71. Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. М., 1978 -с. 14.

72. История бурятской литературы 1917-1955г.г. Улан-Удэ, 1995 -с.5.

73. Игнатова В.В. К диагностике воспитанности активной жизненной позиции учащихся ПТУ // Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся. Выпуск 1. Красноярск, 1979 с. 59 - 71.

74. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993 с. 78.

75. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема Восток Запад в культурологии. М., 1994 -с.67, 109, 139.

76. Ковалев А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников. М., 1961 -с. 40.

77. Колокольцев В.П. Творческие сочинения в старших классах. М., 1966 -с.8.

78. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988 с. 64.

79. Косичев А., Платонов Г. Духовность и проблемы воспитания // Высшее образование в России, 1998, №1 с. 124.

80. Кочеткова Н.П. Развитие знаний учащихся в процессе выполнения самостоятельных работ. // Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы. Челябинск, 1985 -с.30.

81. Крившенко Л.Г. Современная советская литература на семинарских занятиях в 10 классе. // Изучение литературы в старших классах средней школы. М., 1979 -с.74.

82. Крупская Н.К. О детской библиотеке и о детской книге. М., 1954 -с.22,23.

83. Кряклина Т.Ф. Проблемы взаимосвязи национальных культур и образования. Автореф. докт. филос. наук. Томск, 1995 -с. 18.

84. Кузьмина Е.Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, 1980 -с.107, 116.

85. Лазарева В.П. Принципы и технология литературного образования школьников. // Литература в школе, 1996, №3.

86. Лазичная Ю.К. Нравственное воспитание на уроках русского языка в 5 классе. Москва, 1968 с. 20.

87. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М., 1972 -с.21.

88. Липаев А.А. Письменные работы по русской литературе в старших классах национальной школы. М., 1960.

89. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. 1989 -с.205.

90. Мальцева К.В. Письменные работы в связи с литературным чтением на русском языке в национальной школе. М., 1961 -с. 185.

91. Махатов В.Б. Методика преподавания бурятской литературы в 5-11 классах. Улан-Удэ, 1997.

92. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. М., 1979 -с. 184.

93. Мень А. История религии в 7т., т.П, М., 1991 -с.30,49.

94. Методика преподавания литературы. Под ред. Богдановой О.М., Маранцмана В.Г. М., 1994 -с. 13.

95. Мизина Ю.И. Значение и специфика самостоятельной работы учащихся на уроках литературы в средней школе. М., 1985 -с. 160.

96. Мирецкая Н.В. Сопряжение. М., 1989 -с.44.

97. Митыпова Е.С. Покровская церковно-приходская школа. // Тезисы и доклады международной научно-практической конференции "Банзаровские чтения 2", посвященной 175-летию со дня рождения Д.Банзарова. Улан-Удэ, 1997 -с.39.

98. Михайлов В.А. Религиозная мифология. Архив АН РФ (JIO), ф.282, оп.1, ед.хр. 61 -с.95.

99. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма. Новосибирск, 1980 -с.207-272, 311, 176-187.

100. Михайловский В.М. Шаманство. Сравнительно-этнографические очерки. М., 1892 -с.6.

101. ЮЗ.Молонов Г.Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе, Улан-Удэ, 1997 -с. 14.

102. Молонов Г.Ц. Теория и практика обучения в школе. Улан-Удэ, 1996 -с.106.

103. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М., 1981 с. 60-77.

104. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока Запада. Новосибирск, 1994-С.17, 19.

105. Мунгонов Б. Хилок наш бурливый. Улан-Удэ, 1983, -с.6, 31.

106. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". М., 1991 с. 80.

107. Найдаков В.Ц. Д. Батожабай. Литературный портрет. Улан-Удэ, 1991 -с.61.

108. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1996 -с.36.

109. Намсараев С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ, 1996 -с. 106,136.

110. Намсараев С.Д. Национально-культурные проблемы Бурятии и новые подходы в образовании. // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ, 1996 -с.5.

111. Намсараев Х.Н. На утренней заре. Улан-Удэ, 1989 -с.40.

112. Огородников И.П. Оптимальное освоение учащимися новых знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения. М., 1972 -с.31.

113. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984 -с.360.

114. Окладников А.П. Олень. Золотые рога. М.; Л., 1964 -с.39.

115. Осорова С.Г. Психологизм в бурятской прозе. Новосиб., 1992 -с57, -У У %

116. Очиров Н. Найденыш. М., 1966 -с.8.

117. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в жизни. М., 1980 -с. 150.

118. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999 -с.27,536.

119. Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский. Тело. Душа. Совесть. Человек, 1990, № 1 с. 138.

120. Позднеев A.M. Монгольская хрестоматия для начального преподавания. С.-П., 1900 -с.6.

121. Полозова Т.Д. Открытие мира. М., 1979 -с.46.

122. Полозова Т.Д. Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М, 1990 -с. 16.

123. Раднаева Е.Б. Развитие национально-региональной системы образования Республики Бурятия // Совершенствование гуманитарного образования на современном этапе в средней школе. Улан-Удэ, 1998 -с.7.

124. Рерих Н.К. Избранное. М., 1979 -с.247-248.

125. Русина Н.С. Комплексное взаимодействие различных видов искусства на уроках русской литературы. // в кн.: Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе, Л., 1981 -с.216.

126. Русина Н.С. Совершенствование преподавания русской литературы в национальной школе путем привлечения различных видов искусств. М., 1998 -с.З.

127. Саижадаева Ц.-Х.С. Изучение романа "Тихий дон" М. Шолохова в современной бурятской прозе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995 -с.27.

128. Серебрякова З.А. Национальный характер в бурятском романе о современности 1970-1980г.г. Автореф. канд. фил. наук. Улан-Удэ, 1993 -с.6.

129. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989 с. 64.

130. Скрынникова Т.Д. Особенности картины мира в традиционной культуре бурят // Тезисы и доклады международной научно-теоретической конференции. "Банзаровские чтения 2". Улан-Удэ, 1997 - с. 147.

131. Слободчиков В. Реальность субъективного духа. // Человек, 1994, №5 -с.25.

132. Соловьев Вл. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки. Собр. соч. т.6 -с. 179, 183

133. Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990 с.36.136. Suzuki, 1907,369р.

134. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969 -с.87.

135. Таюрский А.И. Сорокина А.Э. Проблемы развития творческого потенциала личности в системе непрерывного образования. // Профессиональное образование в Сибири, 1997, №1 -с.8.

136. Тендряков В. Совесть за партой. // Правда, 1976, 12 октября.

137. Титаренко В. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость. // Культура семейных отношений. М., 1995 -с.92-93.

138. Тойнби. Toynbee A.D. The study of History of 12 vol. N. V.-L., Vol. 9.12. 1951-1961.

139. Топоров B.H. Первобытные представления о мире: общий взгляд. Очерки истории естественно-научных знаний, М., 1982 -с. 14-15.

140. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика, 1998, №2 с. 50.

141. Тулохонов М.И. Жизнь фольклора во времени. // Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Улан-Удэ, 1998 -c.l 1.

142. Тумунов Ж. Степь проснулась.

143. Тумур Очирын Намжил. Традиции семейного воспитания монголов и их изучение в сравнении с традициями народов Северо-Восточной Азии. Автореф. докт. пед. наук. Улан-Батор, 1997 -с.39.

144. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939 -с.384.

145. Уланов А.И. Бурятский А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963 -с.144.

146. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957 -с.И.

147. Уланов Э.А. К методологии изучения литературного процесса Бурятии. Общее и национальное. Улан-Удэ, 1996 -с.26, 27.

148. Улзытуев Д. Ая гангын орон. Улан-Удэ, 1974 -с.242-243.

149. Улзытуев Д. Эрьесэ. Улан-Удэ, 1968 -с.118.

150. Улзытуев Д. Напев. Улан-Удэ, 1983 -с.6.

151. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 1995 -с.50.

152. Ушинский К.Д. Собр. соч. т.2. М.-Л., 1948 -с.148.

153. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Пед. соч. в 6т., т. 1. М., 1988.

154. Ушинский К.Д. Собр. соч. т.5. М.-Л., 1949 -с.345.

155. Ушинский К.Д. Собр.соч. т.Ю М., Л., 1950 с.126

156. Фараби А.Н. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973 -с. 180.

157. Фомицкая Г.Н. Гуманизация учебно-воспитательного процесса школы в современных условиях. Улан-Удэ, 1998 -с. 12.

158. Хангалов М.Н. Собр. соч. т.1. Улан-Удэ, 1958 -с. 17,161-162. ^^

159. Хангалов М.Н. Собр. соч. т.2. Улан-Удэ, 1960 -с.72.

160. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976 -с.8.

161. Хомяков А.С. Об общественном образовании в России. // Русский архив. 1878, №1 с.114.

162. Царев М. Мир театра. М., 1987 -с.250.

163. Цыдендамбаев Ч. Доржи.сын Банзара. М., 1981 -с.96-97,119.

164. Цыдендамбаев Ч. Вдали от родных степей. М., 1981 -с.324,320,345,348.

165. Цыденжапов Ш.-Н.Р. Об истоках реализма в бурятской литературе. Улан-Удэ, 1998 -с. 16,25.

166. Чаадаев П.Я. Сочинения и письма в 2т. М., т.2, 1914 -с.222.

167. Чимитдоржиев Ш.Б., Т.М. Михайлова. Выдающиеся бурятские деятели. Улан-Удэ, 1994 -с.66.

168. Шукшин В. Избранное. М., 1992 -с.46.

169. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. М., 1998 -с.8.

170. Щуркова Н.Е.Культура современного урока М., 1997 с.6

171. Эрдынеев Д. Половодье. // Время покоса. Улан-Удэ, 1980 -с.83-84.

172. Эрдынеев Д. Большая родословная. М., 1983 367 с.

173. Энциклопедический социологический словарь под ред. Осипова Г.В. М., 1995 -с.108.

174. Юмсунова Л.Н. Краткий словарь современной педагогики. Улан-Удэ, 1997 -с.38.

175. Ябжанов Б. Куда ускакал конь. М., 1974 -с.5,15.

176. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 -с.9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.