Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Умаров, Абдусамад

  • Умаров, Абдусамад
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 152
Умаров, Абдусамад. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Умаров, Абдусамад

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

§ 1. Идеи нравственного воспитания в педагогике.

§ 2. Содержание и основные средства духовно-нравственного воспитания в практике школ и внешкольных учреждений Таджикистана.

ГЛАВА 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ I. Организация опытно-экспериментальной работы по использованию народных традиций в духовнонравственном воспитании старшеклассников.

§ 2. Пути и средства ре&тизации содержания народной педагогики внеучебной деятельности учащихся (ход и результаты основной работы).

§3. Результаты педагогического эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики»

Суверенное государство Республика Таджикистан переживает важный этап в своем историческом развитии: развернута перестройка всех сфер общественного и государственного развития, включающая экономическую реформу, преобразование политической системы и совершенствование образования.

Процесс общественного переустройства неразрывно связан с совершенствованием человека не только как главной производительной силы, но и как активного гражданина, духовно-нравственной личности.

Осуществляемая в Республике работа по улучшению деятельности школы требует создания такой системы, которая могла бы поднять все дело нравственного воспитания подрастающего поколения на уровень современных требований, определяемых новыми прогрессивными процессами, происходящими в нашем обществе. Совершенствование воспитательной системы является важной задачей, проводимой обществом по формированию человека, в том числе и средствами народной педагогики.

Нравственное воспитание молодого поколения всегда было одной из актуальных проблем общества. Древнейшая религия в мире зароасгризм считает, что "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело" являются выражением благою начала.

Поиск содержания, методов и средств нравственного воспитания отмечается еще в античной педагогике (Демокрит. Платон и др.).

13 наследии великих мыслителей Востока Лбу Абдулдо Рудаки. Лбу Али Ион Сины. Насреддина Гуси. Ахмади Допиши и других разрабатывались формы и методы нравственного воспитания, его содержание и цели.

Вопросам нравственного обучения и воспитания большое внимание уделяли социалисты-утописты (Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле), основоположник теории обучения - Ян Амос Коменский, французские философы (Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и др.), выдающийся швейцарский педагог-демократ Н.Г.Песталоцци и др. Цели и задачи нравственного воспитания широко рассматриваются в произведениях русских педагогов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и др. Проблемам нравственного воспитания большое внимание уделяли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский,

В исследованиях ученых-педагогов Ю.К.Бабанского, Г.Н.Волкова,

A.Л.Бугаева, И.С.Кона, О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, Д.И.Водзинского, Л.П.Иващенко, Э.И.Моносзона, Б.Т.Лихачева,

B.М.Коротова, М.И.Мухиной, М.Г.Тайчинова отражены аспекты нравственного воспитания учащихся в процессе обучения и воспитания.

Важный вклад в решение проблемы нравственного воспитания республик Средней Азии внесли исследования И.О.Обидова. М.О.Орипова, М.И.Криштул, Ф.НРепы. М.Лутфуллоева. Б.Рахимова. М.Касимова, М.М.Сайфуллоевой, Б.Кадырова, Э.Сафарова.

Анализ научных исследований по нравственному воспитанию дает возможность определить, во-первых, что воспитание молодого поколения в нашей стране всегда было процессом целостным, устойчивым, всесторонним и находилось в центре процесса обучения и воспитания; во-вторых, нравственное воспитание учащихся было одной из важнейших проблем подготовки подрастающих поколении; в-третьих, нравственное воспитание осуществляется прежде всего в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе и в семье; в-четвертых, сегодня процесс возрождения национального самосознания, происходящий в республиках бывшего СССР, создал условия возврата к истокам национальной культуры, прогрессивным народным традициям, ценностям, духовным идеалам. Духовно-нравственное отчуждение, небрежное отношение к собственной культуре и национальным ценностям, охватившее значительную часть таджикской молодежи, а также нравственная неграмотность требуют определения новых целей, содержания и форм духовно-нравственного воспитания учащихся.

В последние годы значительно расширилось всестороннее изучение использования народной педагогики в процессе обучения и воспитания. Большой вклад в решение проблем народной педагогики внесли ученые Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.И.Гашимов, А.Ф.Кинтибидзе,

A.Э.Исмаилов, А.К.Алиева, М.Сайфуллоева и др.

Успех нравственного воспитания зависит как от содержания и разнообразия методов и форм, так и от выбора средств воспитания.

Нравственное воспитание ведется в процессе изучения основ наук, во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Этим вопросам посвящены исследования И.С.Марьенко, И.С.Горской, Р.Т.Чураковой.

B.Муллоджанова, Э.С.Сафарова и др. В них изучены содержание, методы и задачи внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

В.Муллоджанов и Э.Сафаров обобщили опыт работы передовых учителей школ республики, применяющих различные средства, формы и методы нравственного воспитания в процессе обучения. В целом па важная тема привлекла внимание многих исследователей и в России, и в Таджикистане Тем не менее, многие стороны проблемы использования народной педагогики в духовно-нравственном воспитании учащихся еще не изучены. В ранее проведенных исследованиях прежде всего рассматривались содержание и методы реализации народных традиций в нравственном воспитании в процессе обучения. Объектом изучения, как правило, были учащиеся всех возрастов и городские школьники. А проблемы нравственного воспитания сельских школьников Таджикистана, имеющие свои особенности изучены недостаточно. Учитывая это, нами была избрана тема исследования: "Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельской школы во внеучебной деятельности на традициях таджикской народной педагогики". Мы акцентируем внимание на разработке менее исследованного аспекта деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей внешкольных учреждений - на использовании народных традиций во внеучебной деятельности учащихся. Старшеклассники сельских школ привлекли наше внимание, потому что этот возраст находится на пороге социальной зрелости, формирования соответствующего мировоззрения, гражданской позиции, поиска своего места в обществе.

Кроме того, большинство школ в республике сельские, и в них значительно меньше материальных условий для организации внеучебной деятельности.

Цель настоящего исследования - выявление наиболее эффективных путей использования народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы как средства нравственного воспитания учащихся старших классов сельской местности.

Объектом исследования был избран процесс организации нравственного воспитания учеников IX и X классов общеобразовательной школы сельской местности во внеучебной деятельности

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания учащихся 1Х-Х классов с использованием средств народной педагогики в ходе внешкольной и внеклассной воспитательной работы.

Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание старшеклассников школ Таджикистана будет успешным и результативным, если оно основывается на традициях таджикского народа и предусматривает единство целостного педагогического процесса в средней общеобразовательной сельской школе. То есть:

-осуществляется последовательное изучение таджикских народных традиций как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности. В учебно-воспитательном процессе ставится акцент на раскрытие духовных ценностей историко-созидательной деятельности народа; осуществляется интеграция учебной, внеучебной, созидательно-добротворческой деятельности учащихся по освоению духовно-нравственных ценностей традиционной культуры.

-достигается единство педагогического воздействия окружающей природной и социальной среды в многоплановой деятельности школы.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

I.Изучить и обобщить философскую, социологическую, педагогическую, историко-этнографическую, психологическую литературу по проблеме исследования,

2.Определить специфику практического использования духовных традиций народов Таджикистана как средства духовно-нравственного воспитания старшеклассников сельской школы

3.Обобщить опыт работы учителей общеобразовательных сельских школ по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы

4.На основе опытно-экспериментальной работы обосновать формы и методы использования народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной работы как средства нравственного воспитания учащихся 1Х-Х классов сельской местности.

5.Разработать научно-практические рекомендации по использованию народных традиций в духовно-нравственном воспитании старшеклассников в многоплановой деятельности.

Методологической основой исследования явились труды известных ученых-педагогов, философов, психологов по исследуемой проблеме, и прежде всего - философские представления о гуманизме и человеческих ценностях как основ формирования личности; концептуальные установки классиков педагогики и современных этнопедагогов о духовно-нравственном воспитании человека, об исторических корнях и своеобразии национальной культуры, отразившихся в народных традициях.

Для решения поставленных задач диссертации и проверки правильности выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

-теоретический изучение трудов ученых в области философии, педагогики, психологии, социологии, отражающих современное состояние рассматриваемой проблемы, произведений таджикского народного творчества, исследований по истории, этнографии Таджикистана:

-научно-педагогический анализ учебных программ и пособий средней школы, и прежде всего, учебников но истории, литературе, географии; сбор и обработка этнографического материала, собранных в сельской местности; беседы с людьми старшего поколения - носителями традиций; сбор и обработка материалов устного народного творчества, сказаний, песен, пословиц, сказок и т.д.;

-наблюдение и изучение работы учителей старших классов по внеклассной и внешкольной воспитательной работе;

-анкетирование и интервьюирование учителей и учеников; -опытная работа; -педагогический эксперимент.

В работе над диссертацией использован двадцатитрехлетний опыт автора в сельской средней школе пионервожатым, учителем истории и директором школы, а также десятилетний опыт работы преподавателем кафедры педагогики Душанбинского университета.

Научная новизна и теоретическая значимость предпринятого исследования заключается в том, что впервые выявлены эффективные формы реализации народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы со старшеклассниками; экспериментально установлено, что использование народной педагогики способствует формированию проектируемых духовных и нравственных качеств личности учащихся сельской школы.

Установлены и подтверждены опытным путем эффективные педагогические условия реализации духовных ценностей народных традиций в процессе совершенствования всего образовательного и воспитательного процесса в условиях сельской средней школы Таджикистана, К ним относятся:

-осуществление тесной связи материала учебных предметов с содержанием народных традиций;

-постоянное изучение учащимися народных традиций, обычаев, обрядов, песен, сказаний;

-создание благоприятных условий для приобщения учащихся к духовным ценностям народных традиций на практике и в общении с окружающей действительностью.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней выводы и научно-методические рекомендации реализованы в процессе внеучебной деятельности учащихся. Разработанные нами методические материалы успешно использованись в организации многоплановой созидательной деятельности по освоению духовно-нравственных ценностей народных традиций.

Экспериментальная работа проводилась в школах сельской местности Таджикистана (в сравнительном плане отдельных городских школ) на базе школ №№23 и 200 Ленинского района, №№70 и 20 Канибадамского района, №№77 и 96 Турсунзадевского района, №№14 и 66 Гиссарского района, №№1, 15 и 19 Исфаринского района. Для сравнения изучалось использование народных традиций в учебной и внеклассной работе некоторых городских школ.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый (1992-1994 гг.), поисковый этап, был связан с изучением состояния исследуемой проблемы в теории и практике учителей с целью накопления материалов и определения возможных путей решения исследовательских задач. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент.

На втором (1994-1996 гг.) этапе были разработаны педагог ические мероприятия по реализации народной педагогики в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы с целью повышения эффективности нравственного воспитания учащихся 1Х-Х классов сельской местности. В 1996 году проводилась работа в школе №23

Ленинского района. В ней участвовало 480 человек. В эти годы под руководством автора студенты старших курсов университета готовились к использованию народных традиций в организации учебных и внеучебных занятий со старшеклассниками в сельской школе.

В контрольных и экспериментальных классах внешкольная и внеклассная работа проводилась по одинаковым календарно-тематическим планам. В контрольных классах нравственное воспитание ограничивалось только содержанием программного материала, а народные традиции упоминались лишь фрагментарно. В экспериментальных классах были использованы элементы народной педагогики как средства нравственного воспитания учащихся.

Третий этап (1997-1998 гг.). Продолжение эксперимента, в котором были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сравнительный анализ результатов анкетирования экспериментальных и контрольных классов. Уточнены теоретические положения и педагогические рекомендации. Данные, полученные на первых этапах исследования, соотнесены с результатами последнего этапа.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической основой исследования, использованием разнообразных методов, соответствующих предмету исследования, сочетанием количественного и качественного анализа собранного материала. ;щительным характером опытной работы. Теоретические выводы и рекомендации подтверждены опытной и экспериментальной проверкой.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора с лекциями перед учителями и на научно-практических конференциях преподавателей университета, в разработке спецкурсов по темам: "Таджикская народная педагогика".

Отражение народных традиций в таджикской литературе", "Народные традиции в физическом воспитании молодежи", которые проводились со студентами старших курсов университета. Основные теоретические выводы опубликованы в восьми работах.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Традиции таджикского народа содержат в себе богатый познавательно-прикладной материал, который оказывает существенное воздействие на духовное и нравственное развитие учащихся сельских школ Таджикистана.

2. Усвоение национальной культуры и характера взаимоотношений в обществе на основе народных традиций зависит от приобщения учащихся к духовным ценностям, к соблюдению их в жизни.

3. Творческое использование народных традиций во внеучебной, созидательной деятельности активно способствует духовному и нравственному совершенствованию личности учащегося.

4. В целях эффективной реализации народных традиций в воспитательной работе со школьниками необходима специальная подготовка учителя в вузе, и прежде всего, изучение особенностей родного языка, истории, литерату ры, национального характера и условий жизни.

Объективные научные результаты, полученные в исследовании, систематизированы, обобщены и представлены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Умаров, Абдусамад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение качества и эффективности нравственного воспитания юношества - одна из важных общественных задач, привлекающая внимание философов, педагогов и общества вообще. Эта проблема особенно важна сегодня, когда наблюдается резкое снижение морального уровня молодежи.

Нравственное воспитание учеников в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной работе представляется как-единый учебно-воспитательный процесс. Внеклассная и внешкольная деятельность сельских ребят занимает в их жизни особое место, так как в сельской местности, как правило, мало кул ьтурно-прос ветител ьных учрежден и й.

В исследовании мы пришли к выводу, если по ходу внеклассной и внешкольной работы использовать народные традиции - качество нравственного воспитания старшеклассников сельской школы заметно повысится. Под народными традициями мы подразумеваем:

1 .Устное народное творчество (фольклор), в которое входят поэмы, сказки, предания, рассказы, анекдоты, исторические и трудовые песни, назидания, пословицы и поговорки, задачи и скороговорки.

2.Народные обычаи и обряды.

3.Народные игры.

4.Искусство народных ремесел.

5.Национальные песни и музыка.

6.Народные музыкальные инстру менты

7 Изобразительное искусство.

8.Исторические памятники и национальная архитектура.

9.Искусство национального танца.

В процессе воспитательной работы мы применяли разнообразные методы привлечения ребят к народным традициям во внеучебной деятельности.

И в контрольных, и в экспериментальных классах мы осуществляли внеклассную работу по единым планам, но в первом случае использование народных традиций спланировано, в другом -проходило бессистемно. Во внеклассной работе со старшеклассниками организовывались беседы, лекции, доклады, конференции, соревнования, состязания.

Во время воспитательных часов на моральные темы выступали сами ребята. Ученики экспериментальных классов делали доклады и на темы: «Что такое древние мифы и поэмы?», «Как создавались сказки0».

С помощью преподавателей литературы проводили читательские конференции по темам: «Народные традиции». «Народные подвижные игры». «Символика в народных рубай». Большое место в нашей воспитательной работе занимали беседы и диспуты, например, на такие темы «Какой смысл кроется в назидании «Муки совести хуже смерти в знойной пустыне?», «Что означает понятие великий че:ювск? Диспуты проходили интересно, в них активно учаетвовати все ученики.

Уделялось внимание нанионатьным и религиозным праздникам, таким, как Навруз. Мехргон. Рамазан. Курбан. В канун Навруза - согласно народным традициям - ученики убирати территорию около школ, своих домов, мазаров (кладбищ). Как принято с древних времен, перед религиозными праздниками ребята навешали больных, оказывали практическую помощь тем, кто в ней нуждался.

В организации внеклассной работы нам помогали махаллинский Совет, Совет ветеранов войны и труда. С их помощью проводились праздники Навруз и Мехргон, в ходе которых четко соблюдались народные обычаи и обряды. Ученики активно участвовали в подготовке праздничного стола и приготовления национальных блюд. Члены Совета ветеранов и кишлачные старейшины беседовали с ребятами на различные моральные темы. Школьники устраивали хашар для помощи в домашних делах тем старым людям, которые остались одни.

По ходу опытной работы определялось отношение старшеклассников к самым разным объектам и факторам: к семье, товарищам, учителям; к радио, телевидению, кино; к моральным нормам. В завершающей части эксперимента анкетирование проведено дважды. Определены результаты: в контрольных классах почти ничего не изменилось. В экспериментальных же классах произошли заметные изменения в духовно-нравственном отношении. Если в первый раз на вопрос «Любите ли вы труд?» половина девятиклассников дала отрицательный ответ, то после опытной работы таких ответов учащихся было 15 процентов. У учащихся выпускных экспериментальных классов заметно изменилось в положительную сторону отношение к учению, к родителям и младшим братьям и сестрам (См. таблицы №№ 9-13). В их поведении все чаше стали соблюдаться моральные нормы. Сформировался не только нравственный облик школьников: повысился их образовательный и культурный уровень.

Опираясь на выводы исследования, мы предлагаем ряд рекомендаций.

1. Необходимо использовать элементы народной педагогики во внеучебной деятельности как действенное средство нравственного воспитания.

2. Основными формами реализации народных традиций следует считать: беседы на моральные темы, доклады, диспуты, конференции учащихся; а также привлечение устного народного творчества (поэмы, мифы, предания, сказки, назидания, загадки, поговорки и т.д.) в целях разъяснения учащимся сущности традиций, обрядов и обычаев.

3.Важным условием формирования нравственных качеств учащихся является использования содержания народных традиций в целостном учебно-воспитательном процессе.

4. Целесообразно постоянно привлекать школьников к активному участию в проведении традиционных национальных праздников.

5. В целях реализации народных традиций в воспитании учащихся необходимо создавать в школах кружки по изучению различных народных ремесел, устного народного творчества , организовывать кукольные театры, различные творческие художественные объединения, привлекать к сбору образцов народного творчества среди местного населения.

6.В процессе воспитательной работы надо использовать опыт умудренных жизнью старших, их назидания и советы по соблюдению национальных традиций и правил морали.

7 В учреждениях внешкольного воспитания сельской местности должны организовываться кружки народных ремесел: кукольные театры, хоровые и танцевальные коллективы с привлечением сельской общественности.

8.В программу педагогических учебных заведений следует включать специальный курс «Народная педагогика», с учетом особенностей каждого факультета.

Народная педагогика, выработанная историческим прошлым таджикского народа, является составной частью культурного наследия и оказывает существенное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Организация в сельской местности фольклорных театров, кружков, клубов народного творчества, искусства и ремесел, исполнение народных песен, танцев оказывает положительное воздействие на формирование у молодежи нравственных качеств и духовности, передаваемых из поколения в поколение.

Традиционная культура воспитания основывается на философии, классической педагогике, основным ядром которых является принцип народности и природособразности. в народной педагогике "фокусируются" элементы устойчивости, преемственности и исторического развития отдельных народов.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила наши предположения о расширении возможностей внедрения материалов таджикской народной педагогики в у чебно-воспитательный процесс.

Совместная деятельность старшеклассников со взрослыми, особенно со старейшинами - носителями традиционной культуры, изучение их жизненного опыта - важнейшее средство формирования нравственной позиции учащихся и молодежи.

В ходе исследования возникали и другие проблемы, связанные с использованием народной педагогики в процессе воспитательной работы со старшеклассниками. Следует отметить, что нами не ставилась задача изучения использования народной педагогики во всей системе обучения и воспитания, которая может быть предметом дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Умаров, Абдусамад, 1998 год

1. Абдуллаев А. Изложение просветительских взглядов Насира Хисрава на уроках литературы // Мактаби совети. 1989. - № 6. - с. 16-21. - Тадж. яз.

2. Абдирасилов С.Ф. Формирование социально-этических норм поведения учащихся в этнопедагогической и религиозной культуре узбекского народа. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М., 1993,- 15 с.

3. Авеста. Избранные гимны Пер. ИМ. Стеблина-Каменского. Душанбе: Адиб, 1990. - 176 с.

4. Алметов Н.Ш. Использование народной педагогики в учебно-воспитате-льном процессе. Чимкент, 1993. - 123 с. - Узб. яз.

5. Атангулов У.Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Уфа, 1993. - 21 с.

6. Амануллаев X. Глубое знания // Газета "Муаплимон". 1989. - 10 янв.

7. Анваров С.К. Совершенствование воспитательной работы со спортсме-нами-подростками во внешкольных учреждениях: (на материалах Тадж. ССР): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань. 1986.- 20 с.

8. Аттор Фахреддин. Таэкират-ул-авлие. Душанбе: Ориено. 1992,- 104 с.-Тадж. яз.

9. Аттор Фахреддин. Хусравнаме: Поэма. Душанбе: Ирфоп. 1990. -368 с. - Тадж. яз.

10. Ахмедов Т. Драгоценное наследие // Мактаби совети. --№б Тадж. ят

11. Бабаева НИ. Использование материалов народной педагогики в экономическом воспитании старшеклассников (на основе материалов народной педагогики в общеобразовательных школах): Автореф. дисс. . канд. пед. наук Баку, 1992. - 18 с.

12. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г А. Комплексный подход и воспитание учащихся. Киев. 1985. 256 с.

13. Балами Абуали. Бахрам Чубина. Душанбе, Маориф, 1992. 39 с. - Тадж. язык.

14. Баяз (анталогия) таджикского фольклора. Душанбе, Адиб, 1990. - Т. 2: Пословицы, поговорки, загадки. - 253 с. - Тадж. яз.

15. Богданова О., Куракин А., Новикова Л. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. М.: Изд-во Акад. пед наук РСФСР, 1962.-144 с.

16. Болдырев Н.И. Методика воспитальной работы в школе. -Душанбе: Маориф, 1979. 231 с. - Тадж. яз.

17. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.

18. Болдырев Н.И. Очерки по методике работы классного руководителя. Душанбе: Учпедгиз. 1961. - 220 с. - Тадж. яз.

19. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев //Сов. Педагогика. 1989,-№7,- С. 111-116.

20. Верба И.А., Пиковский В.И. Воспитание патриотов-интернационалистов: (Из опыта внеклассной и внешкольной работы). М.: Педагогика, 1973. - 111 с.

21. Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений / Л.К. Балясная, Ю.Л. Беляев, И.Л. Берман и др. М,: Просвещение, 1978. - 256 с.

22. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Сов. Педагогика. 1989. - № 7. - С. 98-102.

23. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во, 1974. - 376 с.

24. Воспитание сказкой: Метод, рекомендации по работе с лит. сказкой в шк. биб-ке / НИИ худож. воспитания АПН СССР. -M. 1987. 149 с.

25. Воспитание учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы: Сб. докл., прочитанных на Республиканской научно-практической конференции в Минске в 1961 г. Минск: Учпедгиз БССР, 1962. - 93 с.

26. Воспитание школьников во внеурочное время: Сб. метод, материалов в помощь организаторам внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися Под ред. Л.К. Баляеной. Сост. Т.В. Сорокина.-2-e изд. Иепр и дои. М.: Просвещение. 1980 - 188 с.

27. Воспитательная работа классного руководителя: Сб. статен. Иваново: Ингиз, 1952. - 123 с.

28. Вульфов В.З., Поташник М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

29. Газзоли Мухаммад. Насихат-ул-мулук (Назидание правителей). Душанбе: Ирфон, 1993. - 144 с. Тадж. яз.

30. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе: Ирфон, 1983- 1985. - Тадж. яз. Кн. 1,- 1983.- 701с.: Кн.2,- 1985.-413 с.

31. Галони Муртазо Мударрис. Мораль Газзоли, как ключ к знанию.- Душанбе: Сарват,1992,- 77 с. Тадж. яз.

32. Гимельшнейн И.П. Методы изучения воспитательной работы в школе и работы с учителем. Сталинобад: Таджиктосиздат, 1949.-51 с.

33. Гордин Л.Ю., Коротов В., Лихачев Б. Методика педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1967. - 144 с.

34. Горький A.M. О детской литературе, 3-е изд. перераб. -М.: Детская литература. 1968. - 432 с.

35. Гребенников И.В. Работа школы с семьей / Пел. общ-во РСФСР.-М. 1976. -Ч, 1. 68 с.

36. Джами А. Весенний сад. Душанбе: Адиб. 1987. - 160 с. -Тадж. яз.

37. Джами А. Весенний сад. Душанбе: Дониш. 1972. - 139 с.1. Тадж. яз.

38. Джами А. Избранные произведения. Душанбе: Ифрон. 1%4,-Т. 5, - 359 е. - Тадж. яз,

39. Джами А. Назидания: (Из поэтических произведений) -Душанбе: Ифрон. 1989. 382 с. - Тадж. яз.

40. Джами А. Сокраженная "Книга мудрости Искандера". -Стадинабад: Таджикгосиздат, 1951. 87 с.

41. Джами А. Сочинения -Душанбе: Адиб, 1989. Т. 7. - 542 с. - Тадж. яз.

42. Джинди Назых Ахмед. Педагогические идеи Абу Насра аль-Фараби: Автореф. дисс. . канд пед. наук. М., 1991. - 21 с.

43. Дзалаев P.A. Хадиков Х.Х. К вопросу о специфики народного воспитания // Социально-этнические основы интернационального воспитания: Сб. научн. тр./ Сев.-Осет. гос. ун-т им. K.J1. Хетагурова. Орджоникидзе, 1985. - С. 40-56.

44. Дикарева A.B. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XIX века: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Минск, 1983. - 19 с.

45. Дониш Ахмад. Избранные произведения. Душанбе: Ирфон, 1976. - 374 с. - Тадж. яз.

46. Дониш Ахмад. Избранные произведения. Сталинабад. Таджикгосиздат. 1959 - 287 с. - Тадж. яз.

47. Дониш Ахмад. Краткая история мангитеких эмиров Бухары. Сталинабад: Таджикгосиздат. i960. - 193 с. - Тадж. яз.

48. Жемчужины прозы. Душанбе: Адиб. 1991. - Т. 3: Образцы персидско-таджикской прозы. XV - начало XVII вв. - 576 с, - Тадж, яз.

49. Закон Республики Таджикистан "Об образовании". (27 декабря 1993 г.) Душанбе: Дониш. 1994. - 95 с. - Текст паал, тадж,. русс., узб.; Омузгор. - 1994 - 12 янв. (№ 2) - С. 4-6.

50. Захири Самарканда Синдбаднаме Душанбе: Ирфон. 1971.- 267 с. - Тадж. яз.

51. Ибн-Сино Абуали. Избранные произведения. Душанбе: Ирфон, 1980. - Т. 2. - 559 с. - Тадж. яз.

52. Ибн-Сино Абуали. Книга счастья. Душанбе. Маориф, 1980,- 124 с.-Тадж. яз.

53. Идейное воспитание школьников: Сб. статей. Душанбе, 1985.- 56 с.-Тадж. яз.

54. Ильченко Е. Заботы классного руководителя // Воспитание школьников. 1989. - № 2. - С. 30-39.

55. Исаев A.A. Прогрессивные традиции народной педагогики в идейно-нравственном воспитании учащихся в школах Киргизии в годы Великой Отечественной войны: Автореф. дисс. . канд. пед. наук Казань, 1980. - 21 с.

56. Исаев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье (на примере Таджикской ССР): Автореф. дисс. . канд. пед. наук Ташкент, 1980. - 20 с.

57. Исмаилов И.И. История внешкольных учреждений. -Душанбе: Ирфон. 1976, 32 с. - Тадж. яз.

58. Исмаилов И.И, Эстетическое воспитание школьника. -Душанбе: Ирфон. 1977. 76 с. - Тадж. яз.

59. Истад Адаш. Борбад. Душанбе: Адиб. 1991. - 87 с. - Тадж.яз.

60. Кадыров Б.А, Прогрессивные педагогические традиции в узбекском народном эпосе и их роль в патриотическом воспитании учащихся: Автореф. дисс. . канд. пед. наук Ташкент. 1979. - 21 с.

61. Кадыров Б.А. Традиционная педагогическая культура узбекского народа: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1992. -47 с.

62. Кадырова К.Д. Совершенствование трудового воспитания учащихся старших классов. Душанбе: Маориф, 1986. - 80 с. - Тадж. яз.

63. Кайконус Унсурмаоли. Скромность и мастерство. -Душанбе: Адиб, 1991. 60 с. - Тадж. яз.

64. Каноат М. Раненая книга. Душанбе: Маориф, 1983. - 127 с. - Тадж.яз.

65. Каримов М. Деятельность организатора внеклассой и внешкольной воспитательной работы: Автореф. дисс. . канд. пед. наук Душанбе, 1973. - 19 с.

66. Каримова О Б. Формирование эстетической культуры подрастающего поколения задача общеобразовательной школы //Мактаби совети. - 1983. - № 6, - С. 13-17 - Тадж. яз.

67. Касымов М. Содружество школы и родителей // Мактаби совети. 1972. - № 6. - С. 57-58. Тадж. яз.

68. Кашифи Хусейн Воиз. Этика Мухсина. Душанбе: Адиб, 1981.-320 с. - Тадж. яз.

69. Климович Л.И. Коран, его происхождение и мифология. -Душанбе: Ирфон, 1990. 240 с. - Тадж. яз.

70. Кон И.С. Этнография детства: Историографический очерк // Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, М. 1983. С. 950,

71. Кондратьева Н.А, Концепция национальной школы Таджикистана // Омузгор. 1989. - 5 сент. - Тадж. яз.

72. Конституция (Основной закон) Респу блики Таджикистан. -Душанбе: Ирфон. 1994. 80 с. - Текст парад, тадж., русс.

73. Концепция национальной таджикской школы // Омузгор. -1993. 3 февр. (№ 5). - С. 2-3. - Тадж. яз.

74. Коньков Н. Педагогические основы внеклассной и внешкольной работы по воспитанию у старшеклассников готовности к производительному труду. Душанбе: Дониш, 1975. - 195 с.

75. Краткий словарь "Шахнаме" / Сост. И. Али-Заде. -Душанбе: Адиб, 1992. 496 с. - Тадж. яз.

76. Криштуль М.И. Внеклассная и внешкольная работа в Таджикистане. Душанбе: Б.И., 1967. - 30 с.

77. Крупская Н.К. Воспитание // Педагогические сочинения. -М„ 1979. Т.З. - С.368-385.

78. Крупская Н.К. Праздник урожая //Педагогические сочинения. М„ 1959. - Т.5. - С.99-102.

79. Кутьев В. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для кл. Руководителей. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

80. Латышина Д.И. Использование метода убеждения в нравственном воспитании младших школьников //Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности: Сб. науч. Тр. /МГПИ им. В.И.Ленина. М. 1980. -С. 3-26.

81. Лобон Г. Ислам. Душанбе: Адиб. 1991. - 230 с. - Гадж. яз.

82. Макаренко А С. Собрание сочинений. М.: Правда. 1987. -Т. I. - 575 е.; Т.2. - 542 е.: Т.З. - 508 с.

83. Макаренко А С. О воспитании. 2-е изд. иерераб. и доп. -М. - М.: Политиздат. N90. - 414 с,

84. Мирзоев А. Гулов А. Воспитание школьников в наше время Мактаби совети. 1989. - №5. - С. 11-13. - Тадж. яз.

85. Методические рекомендации и схемы планирования работы ученических комитетов. Душанбе: Маориф, 1991. - 60 с. - Тадж. яз.

86. Мудрик А. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976. - 176 с.

87. Мудрые назидания /Сост. М.Фазылов. Душанбе: Таджикгосиздат, 1963. - 480 с. - Тадж.яз.

88. Мусулманов А.И. Использование прогрессивных традиций в нравственном воспитании младших школьников: Автореф. Дис.канд.пед.наук,-Ташкент, 1983. 19 с.

89. Назаров Т. Школа: время взыскательных оценок // Коммунист Таджикистана. 1988. - №12 - С.33-38.

90. Назаршоев М. Народное образование: настоящее и будущее //Омузгор. 1990. - 6 нояб. - С. 1-2. - Тадж.яз.

91. Назидания из «Шахнаме». Душанбе: Ирфон, 1992. - 272 с. - Тадж.яз.

92. Назидания Рудаки. Душанбе: Ирфон, 1991. - 208 с.1. Тадж.яз.

93. Насир Хисрав. Куллиёт (Собрание сочинений). Душанбе: Ирфон, 1991. - Т. 1 - 638 с. - Тадж. яз.

94. Насыров Т. Семья и нравственное воспитание. Душанбе: Ирфон, 1981. - 48 с. - Тадж.яз.

95. Нахч-ул-хидоя (Слова напутствия) 'Подгот. А.Сухаварди, -Душанбе: Хайём. 1991,-1991,-64 с. Тадж.яз.98.11ахч-ул-хидоя: Суханони рохнамо (Слова напутствия) Подгот. А.Сухраварди. Душанбе. Кооператив «Журналист». 1991. -61 с. - Тадж.яз.

96. Национальная школа, какой она должна быть'1 Омузгор. -1991. 13. 20. 27 нояб - Тадж.яз

97. Низами Гаджеви. Куллиёт (Собрание сочинений). -Душанбе: Ирфон. 480 с. - тадж. яз.101 .Низамулмук. Сиёсатнома (Книга политики). Душанбе: Адиб, 1989. - 200 с. - Тадж.яз.

98. Ниниашвили М. Формирование у учащихся VII-VIII классов направленности на труд в сфере промышленного производства в процессе трудового обучения и внеклассной работы: Автореф. Дис.канд. пед.напук,- Алма-Ата, 1979. 25 с.

99. Нравственное воспитание школьников: Сб. статей. -Душанбе, 1985. 56 с. - Тадж.яз.

100. Ю7.0бидов И.О. История развития народного образования в таджикской ССР (1917-1970 гг.): Автореф. Дс. .д-ра пед. наук. М. 1973,-47 с.108.0бидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1%7 гг.). Душанбе. Ирфон. 1968. - 295 с.

101. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания / Сов. Педагогика. 1989. -№7. - С. 106-1 11.

102. Ю.Отаханова X. Красота человека. Душанбе: Ирфон, 1975. -61 с. - Тадж.яз.

103. Отчет внешкольных учреждений Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 1991. - 25 с. - тадж.яз.

104. Пирлиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа: (учеб.пособие), Ашхабад. ТГУ, 1980. - 132 с.

105. Положение о внешкольных учреждениях Министерства просвещения РСФСР. Утв. 4 апр. 1953 г. М.: Учпедгиз, 1953. - 43 с.

106. Примерная программа воспитательной работы восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. 2-е изд. испр. - М.: Изд-во Акад. Пед.наук РСФСР, 1960. - 180 с.

107. Примерный перспективный годовой план средней общеобразовательной школы: (метод. Пособие). Душанбе: Маориф, 1990. - 20 с. - тадж.яз.

108. Проблемы управления процессом воспитания: Материалы симпозиума /Под ред. Н.Ф.Талызиной, Л.И.рувинского. М.: Изд-во МГУ. 1971.- 145 с.

109. Пятьсот преданий. Душанбе: Б.И. 1991. - 60 с. - Тадж.яз.

110. Рахимов X. Формы внеклассной работы по атеистическому воспитанию младших школьников: Метод, Пособие для учителей нач. Кл. Душанбе: Маориф. 1987. - 60 с. - Тадж. яз.

111. Рашод Мухаммад. Философия от начала истории. -Душанбе: Ирфон. 1990. 4.1.2. - 480 с. - Тадж.яз.

112. Ревазов В.Ч. Педагогические проблемы формирования нравственных идеалов старшеклассников в курсе истории таджикской ССР: Авгореф. Дне. .канд.пед.наук. Душанбе. 1991. -19 с.

113. Репа Ф.П. Интернациональное воспитание учеников. -Душанбе: Ирфон, 1971.-211 с.

114. Рудаки Абу Абдулло. Назидания Рудаки. Душанбе. Ирфон, 1991. - 208 с. - Тадж.яз.

115. Саади Шерози. Бустон. Душанбе. Маориф, 1977. - 155 с. -Тадж.яз.

116. Саади Шерози. Из «Гулистана» // Хикояхои дило шуб. -Душанбе: Адиб, 1991. С.23-31. - Тадж.яз.

117. Саади Шерози. Избранное. Душанбе: Адиб, 1990. Т.4.-303 с. - Тадж.яз.

118. Саади Шерози. Избранные газели. Душанбе: Ирфон, 1977. - 447 с. - Тадж.яз.

119. Сайфуллаева М. Идеи умственного, нравственного и трудового воспитания в таджикской народной педагогике: (На материалах фольклора): Автореф. Дис. .канд.пед.наук. Ташкент, 1986,- 16 с.

120. Сангинов Н.С, Вершина знаний. Душанбе. 1967. - 42 с. -тадж. яз.

121. Сангинов Н.С. Курбонов Р. Основатели прочных знаний: (Из опыта работы). Душанбе, 1990. - 40 с. - Тадж.яз.

122. Сангинов Н.С. Разве одна школа виновата'7: Проблемы воспитания школьников в республике //Омузгор. 1991, - 18 сент.

123. Сафиева Гульрухсор. Зеркало дня: Поэма и стихотворения, Душанбе: Ирфон. 1985. - 176 с. - Тадж. яз.

124. Сборник научно-методических статей по руководству школой и внутреннему наблюдению. Исфара, 1975. - 190 с. - Тадж. яз.

125. Семья, учитель и трудовой коллектив: Сб.науч. тр./НИИ общ.проблем воспитания АПН СССР; Отв. ред. Л.В.Ковинько. М., 1987. - 118 с.

126. Симфония разума: Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов /Композиция В.Воронцова. -Ташкент: Изд-во лит. И искусства, 1983. 317 с. - Узб.яз.

127. Сиродиддин Алихан Орзу. Светоч знания. Душанбе: Ирфон, 1992. - 288 с. - Тадж.яз.

128. Сказки Ура-Тюбе /Сост. Дж.Рабиев. Душанбе: Ирфон, 1992.- 345 с. - Тадж.яз.

129. Слово из уст: Образцы фольклора Афганистана /Сост. Обидов Д., С.Фаткуллаев. Душанбе: Ирфон, 1972. - 313 с. -Тадж.яз.

130. Сто афоризмов Фирдоуси. Душанбе: Ирфон, 1992. - 96 с.- Тадж.яз.

131. Суфизода Асадулло. Фольклор спутник истории. -Душанбе: Адиб. 1994. - 64 с. - Тадж. яз.

132. Сундуй Г.Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы). Автореферат .канд.пед.наук. М.,

133. Тарсуси Абдутакир. Поэма о Бурпандхут и Искандере. -Душанбе: Сарват, 1991. 96 с. - Тадж.яз.

134. Тирмизи Адиб Сабир. Избранные произведения. -Душанбе: Ирфон, 1983. 416 с. -Тадж. яз.146.1000 строк Рудаки: (К 1125-летию Рудаки). Душанбе:: Ирфон, 1984. - 192 с. - Текст парал.: тадж., рус.

135. Умаров А. Задачи ученических комитетов в интернациональном воспитании /У Об интернациональном воспитании /Тадж.НИИ пед.наук. Душанбе, 1992. - С.72-75. -Узб.яз.

136. Умаров А. Роль внеклассной и внешкольной воспитательной работы на современном этапе. Душанбе, 1995. - 65 с. - Тадж.яз.

137. Умаров А. Роль этнопедагогики во внеклассной и внешкольной работе по нравственному воспитанию старшеклассников. Душанбе, 1996. - 61 с. - Тадж.яз.

138. Умаров А. Руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой. Душанбе. 1995. - 85 с. - Тадж.яз.

139. Фирдоуси Абудкасим. Повествование о Рустаме и Камусе Кашанском: Отрывки из «Шахнаме». Сталинабад: Таджикгосиздаг. 1944. -68 с. - Тадж.яз.

140. Фирдоуси Абулкасим. Поэмы из «Шахнаме». Сталинабад: Таджиктосиздат. 1955. Т. I. - 176 с. - Тадж.яз.

141. Хайдаров Т.К. Педагогические основы прогрессивных народных традиций в нравственном воспитании студенческой молодежи и пути их использования во внеаудиторное время -Ташкент. 1987 узб.яз.

142. Халфин Ю.А. Пробуждение души: О духовном формировании подростка. М.: Знание, 1965. - 96 с.

143. Хафиз Шерази. Источник любви: Сб. газелей. Душанбе: Ирфон, 1971. - 52 с. - Тадж.яз.

144. Хафиз Ширази. Куллиёт (Собрание сочинений). Душанбе: Ирфон, 1983. 672 с. - Тадж.яз.

145. Хилоли Бадриддин.Газели,- Душанбе: Ирфон, 1970 251 с. - Тадж.яз.

146. Хилоли Бадриддин. Избранные произведения. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1958. 367 с. - Тадж.яз.

147. Хрестоматия по воспитательной работе. Душанбе: Маориф: 1982. - 88 с. - Тадж. яз.

148. Хусейнов Б.А. Организация воспитательного часа // Газетаи муаллимон. 1989. - 16 апр.

149. Хусрав Дехлави. Избранные произведения. Душанбе: Ирфон, 1973. - Т.З: Дувалрони и Хизрхон. - 390 с. - Тадж. яз.

150. Школа на путях реформы: Школьная реформа в Таджикской ССР/ Коммунист Таджикистана. 1986. -№6. - С. 31-37.

151. Эстетическое воспитание школьников: Сб. науч.тр. -Душанбе, 1982.-61 с,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.