Использование национальных традиций в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Рахмонова, Нигинамо Сатторовна

  • Рахмонова, Нигинамо Сатторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Курган-Тюбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 170
Рахмонова, Нигинамо Сатторовна. Использование национальных традиций в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курган-Тюбе. 2010. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рахмонова, Нигинамо Сатторовна

Введение

ГЛАВА I. РОЛЬ ТАДЖИКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1. Этнопедагогические условия приобщения учащихся к труду.

1.2. Народные традиции, обычаи и праздники как формы массового воспитания учащихся.

1.3. Место и роль семьи в трудовом воспитании учащихся.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ.

2.1. Использование народных традиций в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.

2.2 Методы и формы трудового воспитания учащихся с использованием народных традиций.

2.3. Особенности реализации народных традиций в учебно-воспитательном процессе.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование национальных традиций в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан»

Актуальность исследования. Воспитание детей немыслимо вне связи с истоками национальной культуры и народными традициями. Достижения отечественной и мировой педагогической мысли именно в этом аспекте имеют очень большое значение. При этом следует отметить, что исследование проблемы влияния народных традиций и обычаев на формирование личности непосредственно связано с вопросами развития общества.

Традиции и обычаи, как своеобразное педагогическое творчество народа, представляют собой разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение учащихся. Будучи общественным явлением, традиции выступают также принципами норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются общественным мнением, поддерживаются им.

В настоящее время особую актуальность приобретают научные исследования в области национальных воспитательных традиций народа. Изучение и объективная оценка национальной самобытности, выявление и анализ передовых традиций трудового воспитания таджикского народа являлись и являются важнейшей задачей историко-педагогической науки, так как многие вопросы таджикской народной педагогики до настоящего времени еще не получили должного освещения и требуют самого пристального внимания. Всесторонняя теоретическая и практическая разработка методов использования национальных традиций в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан.

Степень изученности темы. Примечательно то, что современная школа, предоставляя ученикам всесторонние знания, в учебных программах крайне мало внимания уделяет вопросам трудового воспитания на примерах национальных традиций. В школе, прежде всего, оцениваются знания по предметам, оценка же воспитанности школьника ни в каких документах не фиксируется.

Между тем национальные традиции здесь играют определенную роль. Поэтому в сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача использования национальных традиций в трудовом воспитании детей. Народные традиции воспитания практически являются средством национального возрождения. Именно поэтому необходимо исследовать возможности использования народного опыта воспитания в общеобразовательной школе через учебную и внеучебную деятельность школьников. Полноценное использование национальных традиций, несомненно, послужит серьезным фактором повышения эффективности процесса трудового воспитания подрастающего поколения. Этим и обусловлен выбор темы исследования - «Использование национальных традиций в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Республики Таджикистан».

Предыдущий опыт педагогических исследований на эту тему сфокусирован в трудах известнейших педагогов — мыслителей прошлого (А.Я. Коменский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Костомаров, П.С.Лесгафт, И.Г. Песталоцци, J1.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

В аспекте анализируемой темы большой интерес представляют исследования Афзалова X., Кодирова К.Б. Лутфуллоева М., Маджидовой Б., Нурова А., Рахимова Б., в которых рассматриваются проблемы использования национальных традиций в семейном, трудовом, патриотическом, нравственном воспитании учащихся.

Среди работ, посвященных народной педагогике таджикского народа, большое значение имеет также труд Арифова М.А. (Орифи) «Из истории педагогической мысли таджикского народа», в котором затрагиваются проблемы воспитания по материалам устного народного творчества таджиков.

В историко-педагогических исследованиях Арифова М., Авзалова X., Кодирова К., Пахлавонова А. и других отмечается, что на трудовое воспитание детей и подростков большое влияние в свое время оказывал зороастризм. Как пишет М. Арифов, «зороастрийцы воспитывали у детей любовь к сельскохозяйственному труду и прививали им прочные трудовые навыки, давали им знания, воспитывали в них честность, правдивость, настойчивость и упорство в достижении своей цели» .

В 70-е годы XX в. Таджикистане проводился ряд педагогических исследований (С. Исоев, М. Иззатова, Б. Маджидова и др.), в которых народные традиции и обычаи рассматривались как важный фактор трудового воспитания детей в семье.

Необходимо отметить, что изучение народного опыта воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Но особенно глубоко народная педагогика в традициях Центральной Азии, по существу, начала исследоваться несколько десятилетий назад, о чем свидетельствуют научные работы И.Оршабекова, А.Тагиева, С.Темуровой и др. В своих работах они рассматривают проблемы использования устного народного творчества в семейном и нравственном воспитании детей.

Из ученых советского периода наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографий «Чувашская народная педагогика» и «Этнопедагогика». Эта монография сыграла большую роль в формировании концепции народной педагогики.

В последние годы ученые-педагоги Таджикистана тоже стали проявлять интерес к проблеме народной педагогики. Её изучению посвятил свои научные изыскания Нуров А. В своей работе «Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения», он изложил общие закономерности и общечеловеческие нравственные принципы и на их основе разработал педагогическую концепцию воспитательных идей, отраженных в национальных и общечеловеческих нравственных ценностях.

Большую ценность представляют и труды и современных ученых, занимающихся проблемами этнопедагогики. Так, к настоящему времени достаточно хорошо исследована традиционная педагогическая культура многих народов: русских (Г.В.Виноградов), татар (З.Г.Нигматов, Р.Л. Низамов, Я.И. Ханбиков), якутов (В.Ф.Афанасьев, Е.П. Жирков), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х.Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш.Гашимов), адыгейцев (А.И.Шоров), киргизов (С.М. Абрамзон), тувинцев (Т.Т. Мунзук, К.Б.Салчак), башкир (Х.Х.Баймурзин, В.И. Баймурзина), карачаевцев (Х.Х.Батчаева) и др. В их трудах освещаются педагогические воззрения народов, дается анализ влияния фольклора, обычаев и традиций на процесс воспитания детей, характер взаимоотношений между людьми, рассматриваются специфические черты характера и поведения различных народов в исторической связи с их прошлым и настоящим.

Если говорить о народно педагогике таджиков, то отдельные вопросы, культурных традиций и обычаи таджикского народа отражены в работах Шукурова Т.А., Шарифова Дж., Давлатова М., Юлдашевой М.Р., Сулаймони С., Ашуралиева М.И. и других таджикских ученых.

За последние годы появились исследования по использованию традиций таджикской народной педагогики в эстетическом, физическом, нравственном воспитании учащихся. В то же время вопросы трудового воспитания средствами народной педагогики, требуют более детального рассмотрения и освещения, тем более, если иметь в виду, что применение народного опыта в трудовом воспитании детей, на занятиях проводимых как в учебное, так и во внеучебное время, имеет большой педагогический потенциал. Такая установка в обучении подкрепляется и Законом Республики Таджикистан «Об образовании», в котором перед школой поставлена задача защиты и развития национальной культуры и традиций, защиты трудовых и духовно-нравственных ценностей: общечеловеческих и национальных.

При всем этом проблема использования потенциала национальных традиций в трудовом воспитании учащихся решена только частично. Эти традиции в советский период ранее относили к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам. После демократических реформ появилась возможность устранить указанные проблемы и искажения.

Цель исследования: выявление путей и средств системного использования прогрессивных национальных традиций в учебной и внеклассной работе общеобразовательной школы в целях повышения эффективности процесса трудового воспитания учащихся.

Объектом исследования послужили учащиеся общеобразовательных школ, воспитывающиеся в школах с использованием национальных трудовых традиций.

Предмет исследования: процесс целенаправленного и активного использования национальных традиций в трудовом воспитании учащихся.

Гипотеза исследования. При исследовании автор руководствовалась следующими исходными положениями:

- процесс воспитания станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут использовать национальные традиции в трудовом воспитании учащихся; формирование трудовых умений и навыков подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности национальных традиций в трудовом воспитании учащихся, без традиций выработанных народом в процессе своего исторического развития;

- использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями и психологией народа, в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но и необходимо и целесообразно;

- только системное использование прогрессивных национальных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.

Задачи исследования:

1. Переосмыслить национальные традиции, обычаи, устное творчество таджикского народа с точки зрения их педагогической целесообразности в нынешних условиях в трудовом воспитании учащихся.

2. Обосновать новый подход к этнопедагогике, вытекающий из идейно-теоретических парадигм демократического общества.

3. Выявить возможности учебных предметов по приобщению школьников к этнокультурным традициям и ценностям.

4. Обосновать и проверить на практике методические рекомендации по использованию национальных традиций во внеклассной работе.

5. Разработать формы и методы совместной работы школы, семьи и общественности по сохранению и развитию прогрессивных национальных традиций в трудовом воспитании учащихся.

Методологической основой исследования являются: диалектический подход к изучению процессов и явлений общественной жизни, принцип единства исторического и логического в научных исследованиях, единство и взаимосвязь общечеловеческой и национальной культур; идеи демократизации и гуманизации общественных институтов, Закон Республики Таджикистан «О регулировании традиций, праздников и обрядов в Республике Таджикистан»; Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Концепция национальной школы; основополагающие исследования этнографии.

Методы исследования. При проведении исследования был применен комплекс методов соответствующих исследовательским задачам:

- изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и этнопедагогической литературы;

- социологические методы (беседы, анкеты, интервью);

- математическая обработка результатов исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2002-2004гг.) был посвящен обоснованию проблемы исследования путем изучения общетеоретической и специальной литературы, относящейся к теме исследования. Были определены цель, задачи и методика исследования, составлен план опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2004-2006пг.) проводились запланированные опытно-экспериментальные работы, анализ и обобщение полученных результатов, обсуждение различных аспектов проблемы и путей их решения в заинтересованных кругах педагогической общественности.

На третьем этапе (2006-2008гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа. Ее результаты были апробированы в школах. Сформулированы общие выводы. Разработаны методические рекомендации для учителей, воспитателей и руководителей школ. Проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: основные аспекты этнопедагогики таджикского народа проанализированы с точки зрения новых идейно-теоретических парадигм развития общества: ориентация на общечеловеческие ценности, демократизацию и гуманизацию общественных институтов;

- традиции рассматриваются в их органической связи с национальными ценностями, раскрывается позитивная роль национальных традиций и обычаев в становлении личности;

- обоснована необходимость и определены пути комплексного использования национальных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности в трудовом воспитании учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию национальных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и работников сферы образования.

Рекомендации могут быть применены и в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе использованы средства национальной педагогики, которые служили фундаментом трудового воспитания таджиков. Практические рекомендации проверены и одобрены в школах Вахшского района и некоторых школах Восейского и Кулябского районов Хатлонской области Республики Таджикистан.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводились путем выступлений автора на областных и республиканских научно-практических конференциях, на заседаниях методического семинара кафедры педагогики Курган-Тюбинского государственного университета им. Н.Хусрава (2003-2009гг.) Опубликован также ряд статей в республиканских научно-педагогических журналах и педагогических изданиях.

На защиту выносятся следующие положения:

- обоснование нового подхода к этнопедагогике, связанного с демократическими преобразованиями в обществе;

- тезис об органическом единстве национальных традиций таджиков и общечеловеческих ценностей;

- научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации по комплексному использованию национальных традиций в учебно-воспитательном процессе школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Рахмонова, Нигинамо Сатторовна

Выводы по второй главе

Проведенное исследование в основном подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы:

1.Духовные ценности и трудовые традиции у всех народов имеют в целом единое содержание. В то же время они выражены у каждого народа в специфических обычаях, обрядах, формах общения и взаимоотношений. Трудовые умения и навыки осваиваются учащимися не путем абстрактных поучений, а посредством практического применения их в труде, в повседневной жизни.

2.Овладение учащимися этнокультурными традициями и ценностями происходит в основном в процессе изучения соответствующих учебных предметов:

- родной язык представляет собой неиссякаемый источник народной мудрости. В нем в эмоционально окрашенной и художественно - образной форме отображены понятия труд, трудолюбие, уважение людей труда, трудовые традиции. Устное народное творчество служит важным средством трудового воспитания молодежи;

- история Таджикистана - яркий пример трудовых подвигов, сотрудничества разных народов, которые объединяли свои силы в освоении новых земель, строительстве дорог, электростанций, заводов и фабрик.

В ходе опытно-экспериментального исследования, проводимого в общеобразовательной школе по трудовому воспитанию учащихся с использованием национально-культурного компонента (языка, традиций, привычек, обрядов, обычаев своего народа), доказано, что активными формами при этом являются курсы и кружки по этнографии, фольклору, истории религии, народным ремеслам и др.

3. При проведении уроков труда необходимо широко использовать устное народное творчество, игры и игровые ситуации, музыку, экскурсии на природу и на различные объекты, в музеи; важно организовывать работу детей с традиционными материалами.

Подготовка учителей в педагогических колледжах, пединститутах, педагогических университетах должна быть направлена на вооружение будущих учителей знаниями и умениями по реализации традиций и обычаев в современных условиях. (

В связи с вышесказанным, целесообразно предусмотреть введение в программы педагогических учебных заведений новых спецкурсов, спецсеминаров, выполнение курсовых и дипломных работ по трудовому обучению и воспитанию.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию национальных традиций в трудовом воспитании учащихся подтвердили гипотезу о том, что формирование трудовых навыков и умений невозможно без обеспечения преемственности национальных традиций в трудовом воспитании учащихся. Трудности, которые испытывают в этом отношении учителя, проявляются по-разному. В одних случаях прослеживается неумение учителей подобрать материал по теме, направленный на формирование трудового воспитания, в других - в неумении преподнести учебный материал, в третьих - учебный материал никак не соотносится с традициями и обычаями.

5. Опыт общеобразовательных школ республики убедительно доказал правомерность использования принципа этноинтегрирования гармонически соотносящихся национальных традиций по трудовому воспитанию учащихся и общечеловеческих ценностей в отборе содержания учебного материала, в процессе которого:

- выявляются величайшие творения не только этнопедагогических идей, но и общечеловеческое начало; достигаются углубление и обогащение знаний за счет этнопедагогического наследия, синтеза народных педагогических традиций и инноваций.

6. Исследование подтвердило, что в практике учебно-воспитательной работы народные традиции и обычаи используются недостаточно (особенно проведение национальных праздников «Навруз», «Мехргон», «Сада», песни и танцы, народные подвижные игры, сказки, пословицы и поговорки).

7. В трудовом воспитании учащихся с использованием народных традиций особое место принадлежит народным трудовым традициям. В этом плане очень важны трудовые праздники - хашар (взаимопомощь), Мехргон -Праздник урожая, Навруз, Первая борозда, День первой зарплаты, «Празднование получения специальности», «Празднование дня сельхозработника» и т.д.

8. Использование трудовых традиций в трудовом воспитании в содержании учебно-воспитательного процесса предполагает соотнесенность их качественного смысла с возрастом учащихся и спецификой преподаваемого предмета. Для этого следует провести проектирование учебного материала, разработать алгоритм включения трудовых традиций в содержание учебно-воспитательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию национальных традиций в трудовом воспитании учащихся подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование трудовых навыков и умений невозможно без обеспечения преемственности национальных традиций в трудовом воспитании учащихся, выработанных народом в процессе своего исторического развития. Трудности, которые испытывают в этом отношении учителя проявляются по-разному. В одних случаях, наблюдаются неумение учителями подобрать материал по теме, направленный на формирование трудового воспитания, в других - в неумении преподнести учебный материал, в-третьих, учебный материал не включает национальный характер и т.д.

Опыт общеобразовательных школ республики убедительно доказал правомерность использования принципа этноинтегрирования гармонически соотносящихся национальных традиций по трудовому воспитанию учащихся и общечеловеческих ценностей в отборе содержания учебного материала, в процессе которого:

- выявляются не только величайшие творения этнопелагогических идей, но и общечеловеческие начала; достигается углубление и обогащение знаний за счет этнопедагогического наследия, синтеза народных педагогических традиций и инноваций.

Таким образом, процесс формирования трудового воспитания учащихся общеобразовательных школ, как наиболее активной части нуждающихся в трудовом воспитании детей будет успешным, если в процессе обучения и воспитания дети смогут усвоить интегральные основы трудового воспитания базирующегося на единстве гармонически соотнесённых этнопедагогических и общепедагогических ценностей.

В условиях развивающегося кризиса детского труда актуальным становится использование трудовых традиций педагогов, опора на культурные традиции и духовные ценности, заложенные в произведениях народного творчества.

В основы этнопедагогических исследований включить следующие проблемы: педагогику семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче трудового опыта подрастающему поколению; народные песни и их роль в трудовом воспитании учащихся, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, её педагогические функции; колыбельные песни как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики.

Национальные традиции и обряды таджикского народа в содержании общего образования выступают как целостная система, реализующаяся в содержании учебно-воспитательного процесса. Следовательно, рассматривая национальные традиции в области трудового воспитания, исходя из анализа социального опыта человечества, мы видим, что в учебно-воспитательном процессе она представляет собой сумму знаний, постоянно накапливающихся и изменяющихся, опыт эмоционально-целостного отношения к миру, к действительности.

Анализ содержания национальных традиций и обычаев таджикского народа позволяет выделить такие характеристики как:

- высокая результативность, гуманистическая и демократическая направленность;

- убедительность традиционного использования народного фольклора, в особенности сказок, пословиц и поговорок в трудовом воспитании;

- коллективный характер народного воспитания: участие всех членов семьи - детей, родителей, бабушек, дедушек, родственников, способствующих объединению воспитательных сил.

Исследование подтвердило, что в практике учебно-воспитательной работы народные традиции и обычаи используются недостаточно (особенно проведение национальных праздников «Навруз», «Мехргон», «Сада», песни и танцы, народные подвижные игры, сказки, пословицы и поговорки).

В системе трудового воспитания учащихся народные сказки, пословицы и поговорки являются могучим традиционным средством не только для детей, но и их родителей. В них прославляется труд, трудовые подвиги, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь и другие трудовые качества.

В изучении и использовании национальных традиций в учебно-воспитательном процессе должен принимать участие весьма широкий круг педагогов, психологов, так как в сотрудничестве с учеными других отраслей (этнологами, культурологами, социологами) они принимают участие в решении одной из важных задач общества - подготовки молодого поколения к труду и самостоятельной жизни.

В трудовом воспитании учащихся с использованием народных традиций особое место принадлежит народным трудовым традициям. В этом плане очень важны трудовые традиции, возникающие в повседневной жизни как: «Хашар» (взаимопомощь), «Мехргон» - «Праздник урожая», «Навруз», «Первой борозды», «День первой зарплаты», «Празднование получения специальности», «Празднование дня сельхозработника» и т.д.

Использование трудовых традиций в трудовом воспитании в содержании учебно-воспитательного процесса предполагает определение её качественного смысла с учетом возрастной дифференциации учащихся и специфики предметной части. Для этого следует провести проектирование учебного материала, показать алгоритм включения трудовых традиций в содержание учебно-воспитательного процесса.

Народные традиции и обычаи, являясь составной частью народной педагогики, играют важную роль в трудовом воспитании учащихся.

В ходе исследования выяснилось что нет семьи, где бы не применяли в трудовом воспитании детей общественные и семейные традиции, но большинство родителей не предполагают, что пользуются ими. Это связано с тем, что одни традиции и обычаи сохранили своё воспитательное значение без серьезных изменений (уважение и почитание старших, уважение хлеба и др.), даже при новых, социально-экономических изменениях в обществе, некоторые из них обогатились новым содержанием (например, хашар не только как проявление взаимопомощи, а как общественно-полезный труд, для восстановления разрухи после гражданской войны) и т.д.

Мы считаем необходимым создание специальных программ обучения и воспитания, в которых с учетом условий местности, существующих традиций и обычаев, учащиеся с малых лет знакомились с трудовой деятельностью окружающих (хлопкоробов, животноводов, садоводов и других), праздниками, особенностями окружающей природы и т.д., сочетая народный опыт с современными знаниями об обществе, культуре, технике.

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать следующее обобщение: систематическая и планомерная совместная деятельность по приобщению учащихся к народным традициям и обычаям способствует более активному участию взрослых в жизни школы; возрастанию той группы родителей и взрослых, которые используют в воспитании своих детей методы народного воспитания; заметному снижению количества не использующих и отрицательно относящихся родителей в семейном воспитании традиций народной педагогики. Но самое главное, как видно из экспериментальной работы, использование народных традиций, вопервых, активизирует процесс мышления и воли детей, обостряет их ощущение и восприятие. В коллективной деятельности школьник подвергается внутригрупповой внушаемости. Его индивидуальное критическое отношение к яркому явлению снижается, включаются реакции заражения, его мысли и чувства идут в одном направлении с мыслями и чувствами других школьников и взрослых; во-вторых, является фактором приобщения личности к духовным ценностям человечества. Через общение с другими школьниками и взрослыми, посредством подражания, заимствования и сопереживания ученик усваивает человеческие эмоции и формы поведения; в-третьих, будит не только то, что в него заложено, но и помогает этому развиться и направить это развитие; в-четвертых, является средой, в которой создаются благоприятные социальные отношения для разностороннего развития и самовыражения личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рахмонова, Нигинамо Сатторовна, 2010 год

1. Абрамов Я.Ю. Народная игра в чавгонбози // «Коммунист Таджикистана» 2 августа 1952г, № 126.

2. Афзалов X., Рахимов Б. История педагогики таджикского народа. Душанбе. Изд-во «Маориф».- 1994.-128 с. (натадж. яз.)

3. Авеста: Избранные гимны. (Перевод с авест. и комментарий И.М. Стеблин-Каменского).-Душанбе: Адиб, 1990.-173 с.

4. Азбука вежливости // сост. Н.М.Такаева, Б.Маджидова. Душанбе, 1993. -24 с. (на тадж. яз.)

5. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.-298 с.

6. Амонов Р. Таджикские народные сказки. (Перевод с таджикского) М., 1998. -375с.

7. Антология таджикской детской литературы. В 5 томах. - Душанбе, 1992, том 4. - 300 с. (на тадж. яз.)

8. Антология таджикской поэзии. Москва.:«Госполитиздат», 1957.854с.

9. Аттор. Мантик-ут-тайр. Под ред. доктора Сайди Сиддик Гавььарина.-Тегеран, 1373нь.-360с. (на перс, яз.)

10. Андреев М.С., Половцев А.А. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии. СПб, 1911. вып. 9.

11. Арипов (Орифи) М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе, 1962-Ч. 1. (9-1166). - 162 с.

12. Атаханов Т. Авеста воспитательная книга// Омузгор, 2001, № 18

13. Атаханов Т., Сулаймони С. Цивилизация. Кн.1. Душанбе, 2003. -412 с. (на тадж. яз.)

14. Афоризмы и мысли. Педагогика для всех. Минск: Народная асвета, 1991.-189с.

15. Ашуралиев М.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа. Душанбе, АПН РТ; НИИ педагогических наук Таджикистана, 2007. -127с.

16. Ашуралиев М.И. Нравственное воспитание учащихся на традициях таджикского народа. Душанбе.: НИИ педагогических наук Таджикистана, 2006.-124с.

17. АшуроваБ. Формирование общечеловеческих ценностей учащихся общеобразовательных школ нового типа. Душанбе: «Ирфон», 2006.-132 с.

18. Аслаханов С.А. Национальные физические упражнение и игры на уроках физической культуры в школах Чечено-Ингушской АССР: Афтореф.дисс.канд.пед.наук. Л., 1969.-27с.

19. Аверичев Ю.П. "Нужна ли трудовая подготовка школьников?" //"Педагогика", 1991, №12 с. 34-39.

20. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Казань: Школа, 2004.- 188 с.

21. Бартольд В.В.История культурной жизни Туркестана. — Ленинград, АН СССР, 1927.-256с.

22. Бартольд В.В. Ислам. Соч., Т.VI.-Москва, «Восточная ли»ература», 1966.-495с.

23. Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк. Соч., T.III, ч.1, изд. Москва: Наука, 1965.-711с.

24. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. Москва, «Наука», 1966.-280с.

25. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. -Москва, «Наука», 1960.-556с.

26. Бертельс Е.Э.Очерк истории таджикской литературы. Ленинград, 1928.-203с.

27. Бинои Камолиддин «Рассказы и басни». Гос. Изд-во Таджикистана, 1992.-231с.

28. Бекботчаев Т.К. Применение традиционных казанских игр и упражнений в системе физического воспитания в школе: Дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1981.-198с.

29. Беруни. Памятник минувших поколений. Ташкент: Фан, 1957.220с.

30. Быков Р. Сказка — чудо человеческое// Сказка века 2. - М., 1999.830 с.

31. Брагинский И.С. Из истории таджикской народной поэзии. -Элементы народно-поэтического творчества в памятниках древней и средневековой письменности. Москва, «Наука», 1956.-496с.

32. Брагинский И.С. Из истории таджикско-персидской литературы. — Москва, «Наука», 1970.-552с.

33. Брагинский И.С. Из истории таджикско-персидской литературы. -Москва, «Наука», 1956.-1494с.

34. Бугаева A.JT. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (на примере национальных школ народов Крайнего Севера): Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1987.-20с.

35. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики-М., «Педагогика», 1981 с. 68-78, с. 61-120.

36. Вандидат. Авеста. Сайд Мухаммед Али Хасани. Сталинабад, 1923. Ч.З. - С.39,42. Ч.4.- С.ЗО. (на перс. яз.).

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студентов средних и высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Академия, 2000.- 176с.

38. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., - 2000. - 570 с.

39. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Энциклопедический словарь. Человек. М., «Гардарики», 2000. - 520с.

40. Волков Г.Н. Этнопедагогика. -М.Д999. С.-205.

41. Гегель Г.В. Ф. Эстетика. М., 1968. с. 13-14.

42. Галеев Э.Х. Татарские народные традиции физического воспитания и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. дисс. канд.пед.наук. — Казань, 1973. 23с.

43. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М.:«Наука», 1972.-664 с.

44. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 1998.-432с.

45. Государственное статистическое Агентство Республики Таджикистан. — Душанбе, 2000. 167с.

46. Гулямов Г. Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся // Сов. педагогика, 1991.- №4, С. 21-22.

47. Джалилова Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности. Автореф. дисс. канд. пед.наук. Душанбе, 2007.

48. Джами А. Книга мудрости. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1949.120с.

49. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. М., БГУ им.В .И.Ленина, 1979.-136с.

50. Дониш А. Избранные произведения «Путешествие из Бухары в Петербург».-Душанбе, Гос-издат 1960.-233с.

51. Единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания студентов. Научно методическое пособие для преподавателей вузов / Донченко В.Н., Волина Э.Л., Преглова Н.Б. и др., под редакцией Э.Л. Васиной М., Высшая школа, 1984 с. 102-160.

52. Жумабаев Р. Народные традиции в системе воспитательной работы сельской школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 2002.-19с.

53. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, «Шарки озод», 2004.-91с.

54. Закон Республики Таджикистан «О языке». —Душанбе, Изд-во «Шарци озод», 2004

55. Закон Республики Таджикистан «Об упорядочении народных традиций и обрядов в Республике Таджикистан», Душанбе, 2007.-32с.

56. Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском образовании» Душанбе, 2003. 38с.

57. Зорова О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании. Учебно-методическое пособие для вузов М., Высшая школа, 1986 С. 16-28.

58. Иззатова М.И. Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в сельской таджикской семье и пути его совершенствования: Автореф. Дисс.канд. пед. Наук. -М., 1980. -16 с.

59. Измайлов А. Э. Народная педагогика. М., 1991. -252 с.

60. Измайлов А.Э. Народная педагогика. Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — Москва, Педагогика, 1991.-256с.

61. Исоев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье. ( на примере Таджикской ССР), Автореф. дис. канд. пед. Наук. Ташкент, 1980. - 20 с.

62. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников. Книга для учителя. -М.; Просвещение, 1997, С. 7-24, с. 63-81.

63. Кодиров К.Б. История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама. Дисс. док.пед.наук. — Душанбе, 2000.-281с.

64. Кодиров К., Рахмонов М., Аминджанова М. (Нравственные идеи современников Рудаки). Душанбе, 2008. 110с. (на тадж. яз.)

65. Кадыров С. Труд-основа гражданского воспитания молодежи. Душанбе, «Сино», 1995.-198с.

66. Кодиров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа с древнейших времен до возникновения ислама. Душанбе, Ирфон, 1998. 230с.

67. Как решить демографические проблемы.// Народная газета, 2002. - 28 февраля.

68. Калонтаров ЯМ. Мудрость трех народов. (Панду хикмати се халк). Сборник. Душанбе, «Адиб», 1989.-432с.

69. Концепция национального образования Республики Таджикистан. (Консепсияи миллии маълумоти /умёурии Точикистон) Душанбе, «Матбуот», 2003. С.23.

70. Концепция национальной школы Республики Таджикистан, -Душанбе, 1995.-26с.

71. Концепция этнокультурного развития в Республике Таджикистан. // «Ирфон» Народная газета. 1998. - 20 марта

72. Кайковус У. Кобуснаме. Душанбе, Адиб, 1990.-155с.

73. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования таджикской школы (Автореф. дисс. докт. пед. наук). Душанбе, 2000, 46 с.

74. Курбон Восеъ. Средневековая таджикско-персидская литература «Джавонмарди» (рыцарская литература). Душанбе, Деваштич, 2004. 431с.

75. Курбанов А.Ш. Философия древнего мира. Душанбе Эчод, 2009.172с.

76. Козлова О.Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества. // Социально-гуманитарные знания. 2001. №5. - 116 - 128с.

77. Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка. // Педагогика, 1999 № 4, с. 21-26.

78. Лебедева О.В. Использование национального комплекта содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992.-24с.

79. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для сту/дентов педагог, учебных заведений и слушателей ЦПК и ФПК. 4-е изд., перер. и доп. — М., «Юрайт», 2000. - 523с.

80. Лугати русы-точики. (Русско-таджикский словарь: Под ред. М.С.Асимова. М., «Рус. Яз.», 1985. - 1280с.

81. Лутфуллоев М. Возрождение педагогики Аджама. Душанбе, 1997. - 150 с. (на тадж. яз.)

82. Маджидова Б. Влияние общественного дошкольного воспитания на детей в семье. Автореф. канд. дисс. Душанбе, «Ирфон» 1982.

83. Маджидова Б. Традиции и обычаи таджикского парода в формировании нравственных качеств личности. Душанбе, 2004.-205с.

84. Маджидова Б. Использование таджикских пословиц и поговорок в воспитании и обучении детей. Душанбе, 1999.-37с. на тадж. яз.)

85. Макаренко А.С, Из лекции «Общие условия семейного воспитания», Соч., т IV, С.-341-343.

86. Мец.А. Мусульманский Ренессанс. Москва: Наука, 1996.-456с.

87. Миралиев A.M. Социально-педагогический аспект профориентации. Душанбе, «Сино», 2003.-170с.

88. Миралиев A.M. Система профессиональной ориентации и трудового воспитания школьников. Душанбе, Ирфон, 2004.-248с.

89. Мирзозода А. История литературы таджикского народа. В трёх томах. Книга 1. Душанбе., Маориф, 1987.

90. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе, Дониш, 1992.-190с.

91. Моисеев Н.Н. Национальные проблемы в контексте общих законов развития. //Коммунист, 1989. С.8.

92. Мухторова Г.Г. Концепция трудового воспитания в этнопедагогике таджикского народа. Душанбе: ТГПУ; НИИ педагогических наук Таджикистана, 2006.-154с.

93. Наджимов Т.А. Народные традиции и культура. — Ташкент, Узбекистан, 1992.- 18с.

94. Национальная концепция воспитательной работы в школе. -Душанбе, 1999.- 18с.

95. Негматов Н. Таджикский феномен: история и теория. Душанбе, 1997.-428 с.

96. Негмати А.Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. Душанбе, 1989. С.- 9-10.

97. Негмати А.Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. Душанбе: Дониш, 1989.-128 с.

98. Новый философский словарь. Минск, 2001 .-958с.

99. Нурмедов М. Туркменские народные игры как средство нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1979.-18с.

100. Нуров А. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Душанбе. 2007.

101. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. Часть I. Душанбе, 1962.

102. Орифи М. Из истории педагогической мысли таджикского народа. 4.2.-Душанбе, 1965,-190с.

103. Обидов И.О. Проблемы воспитания молодежи в народной педагогике // Материалы Международной научно-практической конференции: Проблемы воспитания в народной педагогике (27-28 марта 1998г.) Душанбе, Сино-55-56с.

104. Орлова JI.A., Нозимов С.Д. Воспитание дело творческое (Инструктивно-методические материалы по воспитанию). Душанбе, 2008. -361с.

105. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1985.795с.

106. Педагогика: учеб. / Крившенко JI.H. и др.; под ред. JI.H. Крившенко. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 432с.

107. Педагогика (Шарифзода Ф., Каримова И.) Душанбе «Ирфон», 2008.-284с.

108. Педагогика Ислама. (Сулаймони С.). Душанбе, Ирфон, 2008. -250с. (на тадж. яз.).

109. Пещерев Е.М. Игры. Детские игры у таджиков и узбеков. (Музей антропологии и этнографии АН СССР). Т. 17. Л., 1957.-65с.

110. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников (на материале Туркменской ССР): Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Ташкент, 1991. - 65с.

111. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., Мысль 1982.

112. Положение об общеобразовательной школе. Душанбе, 1995, 37 с.

113. Проблемы формирования национальной идеи в Республике Таджикистан (Материалы научно-практической конференции) Душанбе, Ирфон, 2007.-260с.

114. Плотникова Е.Б. Народная педагогика и здоровье подрастающего поколения. 4.1. (Теория). Магнитогорск: МаГу, 2001.-32с.

115. Педагогический энциклопедический словарь. М., Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528с.

116. Политическая энциклопедия. Т.2 Н-Я, М., «Мысль», 2000. 786с.

117. Педагогическая энциклопедия, т.4, М., Советская энциклопедия, 1968, с.308-317.

118. Рахимов Б., Нуров А. Этнопедагогика таджикского народа. Душанбе, 2008. -296с.

119. Рахмонов Э.Ш. Вопросам демографии государственное внимание: Речь Президента Республики Таджикистан на общереспубликанском совещании по демографическому развитию и планированию семьи.// Народная газета, 2002. 6 марта.

120. Рахмонов Э.Ш. Об упорядочении народных обрядов и обычаев. -Душанбе, Ирфон, 1994. -24-25с.

121. Рахмонов Э.Ш. Республика Таджикистан на пороге XXI века. Душанбе, 2000. - 32 с.

122. Рахмонов Э. Год арийской цивилизации. Душанбе, Деваштич, 2006.-400с.

123. Родник жемчужин. Сост. М.Н.Сомонова. Душанбе, Маориф, 1986.-445с.

124. Рахимзода X. Традиции таджикского народа и их роль в подготовке старшеклассников к семейной жизни. — Душанбе, 1982. — 85с.

125. Рашидов А. Образование для всех: оценка на 2000 год по Республике Таджикистан. Душанбе, 2000. - 178 с.

126. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., Педагогика, 1973.-424с.

127. Сафаров Ш.А. Педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников средствами таджикских национальныхподвижных игр. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Душанбе, 2007 С.-14.

128. Словарь по этике, (под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Гусейнова и И.С.Кон). М., 1989, с.397.

129. Социальная педагогика: Курс лекций; Под.ред. Галагузоровой М.Э.- М., «Вдадос», 2000. 415с.

130. Социологический словарь. -М., 1998. 528 с.

131. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., Прометей, 1993.-45с.

132. Словарь по этике. (Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Гусейнова и И.С.Кон). -М., 1987. С.-397.

133. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. - 544с.134?.Суфизода А. Фольклор рядом с историей? Душанбе, Адиб, 1994. С.-138. (натадж. яз.).

134. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Синюхин Б.Д. Педагогика: Учебн. для студентов., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» М., Тераспорт, 2000. - 272с.

135. Таджикские народные сказки. Перевод Р.Амонова. Душанбе, 1998, с. 374 (на тадж. яз.)

136. Таджикская советская энциклопедия. Т. 1, Душанбе, 1983. 634с.

137. Тллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых — энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья. -Ташкент: Фан, 1980.-144с.

138. Торсян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. высш. учебн. заведений.-М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-352с.

139. Турсунов Н.Н. Национальные подвижные игры. Душанбе, ТГПУ, 1991. - 83с.

140. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. 557с.

141. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М., Педагогика, 1974. Т-1-427с.; Т-2.-438с.

142. Умаров X. Бедность сквозь призму переписи. Демография в РТ.// Народная газета. 2002. - 12 сентября.

143. Урсул А. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасности // Безопасность Евразии, 2001. №4. С.-3-96.

144. Фозилов М. Словарь таджикско-персидских пословиц и афоризмов. В трех томах. Т. 1. Душанбе, Ирфон, 1977.

145. Фозилов М. Словарь персидско таджикских пословиц, поговорок и афоризмов. - Душанбе, Ирфон, 1975 - 1977. - том 1. - 1975. -368 е.; Том 2. — 1977. - 584 с. (па тадж. яз.).

146. Фатхуллаева X. Социально-экономические проблемы детского труда и пути их преодоления.//Школа и общество № 3(10), 2006.

147. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., М.: Гардарики, 1999, - с. 363-405.

148. Шониязов К.Ш. Традиционные праздники, их возрождение в современном быту узбекского народа // Общественные науки в Узбекистане. -Ташкент, 1985, №2. С.-28.

149. Школа жизни и любви // Народная газета. 2002. - 24 сентября.

150. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах:/11од ред. Д.И.Фельдштейна. М., Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.-416с.

151. Якубов З.И. Социально-педагогические аспекты использования народных традиций в воспитательной работе сельских школ Дагестана: Автор, дисс.канд. пед. наук. М., 1977.-23с.

152. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-302с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.